Классификация гласных звуков. Определение фонетики. Артикуляционная классификация звуков. Артикуляционная классификация звуков речи

Разделы фонетики

Фонетика уже давно стала хорошо разработанной дисциплиной. Она делится на:

1) Общая фонетика – занимается изучением природы звука речи как единства аккустическо-физиологических и лингвистических аспектов. Т.е. занимается изучением общих условий образования звуков речи, учением о слоге, общей теорией ударения, интонации и т.п.

2) Частная фонетика

1. Описательная фонетика – занимается изучением вышеперечисленных проблем в приложении к данному языку в синхроническом плане.

2. Историческая – в диахроническом плане.

Прикладные аспекты фонетики:

  • Обучение письму
  • Хорошее и четкое произношение (дикторы)
  • Ораторское искусство (публичная речь)
  • Обучение глухонемых и тугоухих (сурдопедагогика)
  • Логопедия
  • Создание письменности для бесписьменных народов
  • Совершенствование орфографии старописьменных языков
  • Дря решения различных технических щадач (телеония и радиотехника) – степень разборчивости и понятности речи при передаче
  • Проблема распознавания речи
  • Криминалистика

2 билет: Методы фонетических исследований

1) артикуляционный (анатомо-физиологический ) – звук рассматривается как продукт работы произносительных органов человека. Исследует звук речи с точки зрения его создания: какие органы речи участвуют в его произношении; активны или пассивны голосовые связки; вытянуты ли губы вперед и т. д.

2) акустический (физический ) – звук рассматривается как колебательные движения воздушной среды, выраженные органами речи. Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический ) – звук рассматривается в процессе функционирования и выполнения смысла различительной и строительной функций.

4) интроспективный – заглядывание в себя и анализ речи.

3 билет: Физиологическая база фонетики - артикуляция. Строение речевого аппарата.

Для образования звуков речи нужны те же условия, что и для образования звуков вообще:

Движущая сила

2. тело , колебания ко­торого дадут тоны и шумы

3. резонатор для оформления тембра звуков.

Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией.

Артикуляция складывает­ся из трех частей:

1. из приступа (или экскурсии) звука (экскурсия - от лат. excursio - “выбегание”, “вылазка”),

2. выдержки - когда органы “выходят на работу”[i] средней части

3. рекурсии - когда органы установились для данной артикуля­ции, и отступа

4. когда органы возвраща­ются в нерабочее состояние.

Весь речевой аппарат лингвистически, т. е. с точки зрения образования звуков речи, можно разделить на три части :

1) всё, что ниже гортани

Гортань

3) всё, что выше гортани

Нижний этаж речевого аппарата, состоящий из двух легких, двух бронхов и трахеи , выполняет роль мехов и нагнетает струю выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диа­фрагмы (или грудобрюшной преграды), нужную для образова­ния звуков в качестве движущей силы ; образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя.

Средний этаж - гортань - состоит из двух больших хря­щей: перстневидного (в виде перстня, печатка которого об­ращена назад) и поставленного на нем щитовидного (в виде двух щитов, соединенных кпереди и выступающих углом вперед). В просторечии выступ щитовидного хряща называется “адамовым яблоком ” или “кадыком ”.

Эти два хряща образуют остов гортани , внутри которого наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты мускулис­тые пленки в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к се­редине.

Центральные края занавеса из мускулистой пленки называют - голосовыми связками . Голосовые связки очень мус­кулисты и эластичны и могут укорачиваться и растягиваться , I. Пространство между голосовыми связка­ми называется междусвязочной щелью ; пространство же, образующееся между расходящимися в стороны пирамидальными хрящами, называется межхрящевой щелью . Обе эти щели в совокупности образуют голосовую щель , Голосовая щель может быть открыта во всю длину или же частично: или только между связками, или только между пирамидальными хрящами.

Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти сквозь перстневидный хрящ и голосовую щель.

Источником образования всего богатства звуков речи служат верхний этаж речевого аппарата - надставная труба , ре­зонатор, где образуются обертоны и резонаторные тоны , а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва со­мкнутых органов.

Надставная труба начинается полостью глотки , где расположен хрящ надгортанника , и далее подразделяется на две выходные трубы - две полости: ротовую и носовую ; разделяет эти две полости нёбо , передняя часть которого твер­дая, это твёрдое нёбо ; задняя же часть нёба мягкая, это мягкое нёбо , иначе -нёбная занавеска, закан­чивающаяся маленьким язычком .

Если мягкое нёбо приподнято , а маленький язычок прижат к, задней стенке глотки, то воздух не может пройти в нос и должен идти через рот (тогда получаются звуки ротового резонанса, или ротовые звуки); если же мягкое нёбо опущено и маленький язычок продвинут вперед, воздух может пройти через нос и выйти через ноздри (тогда получаются звуки носового резонанса, или| н о с о в ы е з в у к и).

Полость носа - неизменяемый по объему и форме резо­натор, придающий звучанию, когда он включен, носовой (назаль­ный) тембр, например при звуках [м], [н] или при французских и польских носовых гласных.

Полость рта , наоборот, может всячески менять свою фор­му и свой объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, маленького язычка, мягкого нёба и в некоторых случаях надгор­танника.

Из губ большей подвижностью обладает нижняя, которая может смыкаться с верхней губой (как при звуках [п] [б] [м]) или образовать с ней губное сужение (как при образовании англий­ского [w] или при тушении свечи), губы могут также дрожать (глав­ным образом нижняя губа; как при произношении слова тпру!); обе губы могут вытягиваться в трубочку (как при [у]) или округ­ляться в колечко (как при [о]); наконец, нижняя губа может обра­зовать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при [ф], [в]).

Язык - самый подвижный из органов, входящих в речевой аппарат человека. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, подразде­ляемой на заднюю, среднюю и переднюю части; особо можно вы­делить кончик языка.

Различные части языка обладают разной степенью подвиж­ности: наибольшей подвижностью обладает кончик

Маленький язычок может дрожать прерывисто, смы­каясь с задней частью языка (как при одной из разновидностей французского [р] - это картавое, или увулярное, р ).

Надгортанник слу­жит физиологически для прикрывания гортани в момент прохода пищи в пищевод, но может быть использован и в качестве органа речи. Итак: 1) диафрагма, легкие, бронхи и трахея являются источ­ником струи воздуха, которая используется при образовании зву­ков речи как движущая сила; 2) гортань является источником го­лоса (нужного по-разному для звонких согласных и гласных) и особых гортанных шумов (гортанное придыхание и гортанный взрыв) и 3) надставная труба - полости рта и носа - является источником обертонов и резонаторных тонов; кроме того, в по­лости рта при смыкании и сужении органов возникают различ­ные шумы.

4 билет: Акустика речи. Физические параметры акустических колебаний. Акустические характеристики звуков. Понятие форманты, их значения для гласных русского языка.

Общей теорией звука занимается раздел физики -акусти­ка (акустика - от греческого akustikos - “слуховой”). С точки зрения акустики, звук - это результат колебатель­ных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляе­мый действием какой-либо движущей силы и доступный для слу­хового восприятия. Тело может быть любого вида (твердое - хло­панье в ладоши, жидкое - всплеск воды, газообразное - звук выстрела). Среда должна быть проводником звука до органа вос­приятия; в безвоздушном пространстве, как известно, звук обра­зоваться не может.

1. Высота – высота звука зависит от числа колебаний голосовых складок в 1 сек. Измеряется в 1 Гц. (самая низкая частота, которую можно взять голосом – 43,2 Гц; высоким (детский) – 4000Гц; 500-4000Гц – основные частоты, на которых люди общаются; >90 - ультразвук).

2. Сила – определяется интенсивностью напряжения голосовых связок и величиной давления воздуха в подвязочном пространстве. Сила звука измеряется в Дб – децибелах (30 Дб – спокойное общение; 60 Дб – вспышка гнева; 60-80 Дб – крик).

3. Длительность – измеряется в секундах. Бывает долгой и краткой.

4. Тембр – голос приобретает силу и тембр в резонаторных областях. Все окружающие нас звуки является сложными, они состоят из одного составного тона определяющего гл. тональность и сопровождающуюся рядом гармоничных тонов – они имеют более высокие частоты. Для обертонов резонаторами являются околоносовые пазухи – нотные, верхне-челюстные и тд, а так как объем этих пазух постоянен, поэтому резонируют одни и те же группы обертонов, что придает голосу неповторимую окраску.

Составляющие, которые для образования того или иного звука – форманты .

Форманта – это зона частот, усиленная резонаторами, совокупность формант и межформантных областей дает спектр звука. Для характеристики гласных обычно указывают 3 форманта. F1-основная – это форманта с наименьшей частотой, она дает основной тон звука и определяет качество звука в целом, остальные форманты в сочетании с основной определяет окраску звука и его тембр.

У разных людей форманты могут варьироваться, но их соотношение остается.

Каждый гласный звук содержит в своем обертоновом составе две основные, относительно усиленные области частот , так называемые харакгерпетические тоны Гельмгольца, но которым наше ухо и различает один гласный звук от другого.

Есть и другие характерные области частот, в некоторых гласных их четыре-пять, но основные - две. Эти области частот, характеризующие звучание каждого гласного звука, носят название формант гласных . Каждый гласный звук характеризуется двумя такими главными областями усиления, причем одна из них обязана своим происхождением резонансу глотки, а вторая - резонансу ротовой полости. Именно этим и определяется необходимость при переходе от гласного к гласному перемещать язык из одной позиции в другую. Язык является тем основным артикуляционным органом, перемещение которого создает в ротовой и глоточной полостях нужные для образования формант объемы воздуха. Именно потому невозможно при едином положении языка произнести разные гласные. Единое положение языка создаст единые по своему объему полости в глотке во рту (следовательно, одинаковый их резонанс), форманты не смогут образоваться, и гласные не возникнут.

Формантные области для гласных русского языка по факту равны: а - 700 и 1000 гц, 0 - 535 и 780 гц, у - 300 и 650 гц, е - 440 и 1800 гц, и - 240 и 2250 гц.

Объемы глоточной и ротовой полостей находятся по величине в обратных отношениях и изменяются при произношении разных гласных в последовательности и-е-а-о-у.

Но и ротовая полость наименьшая по объему, так как спинка языка поднята к передней части твердого нёба. Эта малая полость резонирует на 3000 гц. Тут, в этой маленькой полости, образуется ротовая форманта гласного и. На гласном и глоточная полость, наоборот, наибольшая. Она резонирует на звук высотою в 400 гц, и в ней образуется глоточная форманта гласного и. Ротовая полость увеличивается при переходе от гласного и к гласному у в последовательности и-е-а-о-у. Глоточная же уменьшается при переходе от и к е и а, на о и у снова увеличивается.

Таким образом, переход от гласного к гласному есть тембральное изменение звука, обязанное своим происхождением изменению резонанса ротоглоточных полостей.

Артикуляторная и акустическая классификации звуков речи. Фонетическая классификация звуков речи Р.Якобсона, Г.Фанта и М. Халле.

Артикуляционная классификация очень удобна, проста и широко применима в языковедение, но недостаточно точна с акустической точки зрения. Однако просто уточнить артикуляторную классификацию акустическими данными, получаемыми с помощью приборов, окозалось невозможным.

На основании акустического анализа звука, точно установить, каким укладом речевых органов он произведен, невозможно. Один и тот же акустический импульс произведен разными артикуляционными способами.

Совокупность формант и межформантных областей дает спектр звука речи. (или основной) является форманта с наименьшей частотой, она дает основной тон звука и определяет качество звука в целом. Остальные форманты в сочетании с основной определяют окраску звука, его тембр.

Если учитывать только некоторые форманты звука, то можно попробовать акустическую классификацию связать с артикуляционной.

Якобсон, Фант и Халле предложили такую классификацию – УНИВЕРСАЛЬНУЮ , целью которой было учесть все возможные речевые звуки.

В основе этой классификации лежат 12 пар различительных или дифференциальных признаков . Этих признаков достаточно для описания звуков всех языков мира.

Универсальная классификация:

I признак ВОКАЛЬНОСТЬ – НЕВОКАЛЬНОСТЬ

к вокальным относятся гласные и сонорные согласные

к невокальным – шумные согласные

II признак КОНСОНАНТНОСТЬ – НЕКОНСОНАНТНОСТЬ

К консонантным – все согласные

К неконсонантным – все гласные

III признак ВЫСОКАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ – НИЗКАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ

Высокая тональность – звук с большой частотой колебания

Низкая – звук с низкой частотой колебания.

Если звук речи создается низкими формантами, то затемнение будет внизу спектрограммы. Соответственно и высокие. Высокие звуки – гласные переднего ряда, зубные и передненебные согласные и средненебные звуки. Низкие – все остальные.

IV признак ДИФФУЗНОСТЬ – КОМПАКТНОСТЬ

Если у звука одна из формант лежит близко к центру речевого спектра (около 1000Гц), а другая не отстоит от нее очень далеко, то это звук компактный . Звук диффузный , если хотя бы одного из этих свойств нет.

Диффузные звуки – гласные вертикального подъема (и), губные и зубные согласные.

Компактные – гласные неверхнего подъема (у), согласные передне-, средне- и задненебные.

V признак БИМОЛЬНОСТЬ – НЕБИМОЛЬНОСТЬ

Бимольные – гласные (о, у), согласные после губных гласных.

Небимольные – а, э, и, ы

П˚ или П˳ - огубленость

VI признак ДИЕЗНОСТЬ – НЕДИЕЗНОСТЬ

Повышенные звуки

Недиезность – пат, тот

Диезность – пять, тетя (гласная между двумя мягкими согласными)

VII признак ПРЕРВАННОСТЬ – НЕПРЕРВАННОСТЬ

Смычные, кроме носовых все гласные, щелевые согласные и носовые согласные

VIII признак РЕЗКОСТЬ – НЕРЕЗКОСТЬ

Ц, ч, р все остальные

IX признак ЗВОНКОСТЬ – ГЛУХОСТЬ

Все вокальные

(гласные и сонорные звуки +шумные)

X признак НАПРЯЖЕННЫЙ – НЕНАПРЯЖЕННЫЙ

XI признак РОТОВОЙ – НЕРОТОВОЙ (НОСОВОЙ)

XII признак ГЛАТАЛИЗИРОВАННЫЙ – НЕГЛАТАЛИЗИРОВАННЫЙ

  1. Эта классификация строго дихотомична, каждый звук можно описать с помощью наборов + и –
  2. Классификация хорошо корреспондирует артикуляцию
  3. Эта классификация позволяет преодолеть различия между согласными и гласными. Они описываются одним и тем же наборов терминов.

Все звуки в процессе речи встречают в отношении друг с другом.

Три аспекта звуков: 1) акустический (физический). Звук – колебательное движение воздушной среды издаваемые органами речи.

2) Артикуляционный (физиологический). Звук – продукт работы произносительных органов человека (артикуляционный аппарат).

3) Функциональный (лингвистический). Звук – материальный вариант реализации фонемы (звукового типа) в процессе функционирования, выполнения смыслоразличительных и строительных функций.

Акустическая классификация звуков речи.

1) По соотношению тона и шума (природы колебания).

Звуки делятся на гласные (тон), согласные (тон и шум). Согласные делятся на низменные (делятся на глухие и звонкие) и сонорные.

2) По силе (амплитуде колебаний) звуки делятся на сильные (громкие), слабые (тихие)

3) По длительности звуки делятся на длинные и короткие

4) По высоте (числу колебаний в ед. времени) звуки дел. на высокие, средние и низкие.

13. Артикуляционный аспект звуков речи. Артикуляционные классификации звуков .

Речевой аппарат условно состоит из: 1) органы дыхания 2) голосовые связки, гортань 3)надгортанные полости 4) органы произношения 5) головной мозг и нервная система.

Звук речи – минимальная единица речевой цепи. Артикуляция – работа речевого аппарата.

Основные артикуляционные классификации звуков: 1)деление на гласные и согласные 2) классификация согласных 3) классификация гласных.

Классификация гласных: а) по степени подъема языка б) по степени продвинутости языка в) по положению губ г) по положению мягкого нёба.

Классификация согласных: а) по наличию катализации б) по месту образования шума в) по способу образования шума.

14. Функциональный аспект звуков речи. Фонология. Звук речи (фон) и фонема; критерии фонематичности. Функциональный аспект – устанавливает какую роль, выполняет звук в языке как средство общения. Фонология – изучает функционирование звуковых единиц, осн. ед. является фонема. Фонема – ед.яз. кот выполняет смысловую функцию (дом, том). Фонема – звукотип кот. хранится в сознании человека, т.е. это некоторая группа языков похожих по артикулу и акустическим характеристикам.

Фонетические критерии: 1) смыслоразличительный (если в одинаковых условиях звуки различной звуковой оболочки единиц языка, то они являются представителями разных фонем, если не различаются – это аллофоны одной фонемы. 2) дистрибутивный (если два звука принципиально не могут встречаться в одинаковых условиях то они являются аллофонами.

15. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы. Фонологические оппозиции, их типы. Дифференциальные признаки (акустика – артикуляционные) они различают звуковые оболочки значимых единиц языка. Дифференциальные признаки: жить –шить. Интегральные признаки – (акустика – артикуляционные) признаки кот. не различают значение единицы данного языка, а лишь дополняю состав фонемы. Фонема – совокупность дифференциальных признаков.

Типы фонологических оппозиции. 1) по количеству противопоставлений дифференциальных признаков: делятся на коррелятивные(противопоставления по одному признаку) и некоррелятивные (противопоставления по двум и более). Коррелятивные делятся на: замкнутые (представлены двумя членами, образуют замкнутую пару) и незамкнутые (представлены тремя и более членами с последовательным усиление или ослаблением признака) 2) по наличию повторяющихся фонологических противопоставлений по идентичным признакам: делятся на пропорциональные и изолированные.

16. Сильные и слабые позиции фонемы. Нейтрализация фонем. Системы фонем в разных языках. Позиция фонемы – произносимость условий функционирования фонемы в связной речи. Сильные – существует дифференциальные признаки фонемы кот. вып. смыслоразличимую функцию (сон,сын,сан) Слабая – произносительное условие, фонема утрачивает свои признаки, даже дифференциальные.

17. Фонетическое членение речи. Интонация, её элементы и функции. Элементы интонации: 1) мелодика (движение основного тона, голоса, повышение и понижение). Функция: различают коммуникативные типы высказывания (повествование, побуждение, вопрос).

2) интенсивности (усиление звучания) явл. формальным показателем актуальной части предложения.

3)длительность(протяжение во времени) явл. средством выражения грамматического значения.

4) темп (замедление или ускорение речи) способствует вып. экспрессивной функции языка.

5) ритм (размеренная упорядоченность звукового состава речи) характеризует говорящего и ситуацию общения в коммуникативном акте.

6) темп произнесения (сочетание основных тонов и окраска звучания) добавляет окраску текстов разных жанров.

7) паузы (прерывы в звучании)

Фонетическое членение речи. Речь (линейная последовательность звуков) делиться на фраза (самый крупный звуковой отрезок, объединенный в ед. целое). Такт (часть фразы, один или несколько слогов, объединенных ударением отделяется от других тактов малыми паузами, безударные слоги стремятся к ударным). Слог (часть такта, один или несколько звуков, объединенных слогообразующих звуков отделяется от других слогов слогоразделением). Звук (часть слога, объеденная одной артикуляцией (экспрессией, выдержкой, рекурсией) отделяется переходом от рекурсии предыдущего звука к экспурсии предыдущего)).

18. Словесное ударение, его типы и функции. Типы ударений и критерии выделения: 1) фонетические типы а) по преобладающему акустическому признаку, дел. на динамические (силовые основаны на большой интенсивности силы звука), количественные (основаны на ударении звука), музыкальные (тонические, основаны на повышении или понижении тона). Б) по звуковой соотнесённости между ударениями в одном многосложном слове, дел. на главные (с более выраженными акустическими свойствами), второстепенные (с менее выраж. акустическими свойствами). 2) структурные типы: а)по характеру расположения в силовой структуре слова, дел. на свободные (разноместные, может падать на любой слог), связное (фиксированное(всегда падает на определённый по порядку слог) и ограниченные (имеет опред. зону локации)). Б) по характеру расположения в морфологической структуре слова, дел. на подвижные (ударение может падать как на основу так и на окончание), неподвижные (падает всегда на опред. морфемы).

19. Изменение звуков речи. Звуки подразделяются на шумы и тоны. Тоны возникают в результате колебаний голосовых связок. Шумы образуются в результате непериодических колебаний выходящего из лёгкого струи воздуха. Наиболее известный характер речевого сигнала явл. основной тон. В силу своей специфики звуки речи рассматриваются с 3 точек зрения: 1)акустическая, 2) физиологическая, 3) лингвистическая.

20. Морфема, проблема её определения. Исторические изменения морфемного состава слова. Типы изменения: 1)упрощение (соединение нескольких в одну в след. утраты силовой связи с производным корнем и тесной спайки в одно целое физиологических морфем) 2) переразложение (перемещение границ между морфемами в новом или привычном словосочетании. в результате может измениться вид морфемы, её функция или появится новая морфема). 3) осложнение (деление оной морфемы на две в результате утрата мотивированости и действия закона аналогии).

21. Классификация морфем 1) По функции, выполняемой в языке морфемы делятся на: словообразующие (несут часть лексического значения и служат для образования новых слов) и формообразующие (несут грамматическое значение и служат для образования грамматической формы слов). 2) По роли и положению в структуре слова морфемы дел. на: корень (основная обязательная морфема в слове несущая главную часть его лексического значения) и аффикс (служебные, факультативные морфемы, различным образом прикрепляющиеся к корню в словообразовании). 3) по количеству фонем в плане выражения морфем, морфемы дел. на а) нулевые, б)однофонемные, в)двухфонемные, г) многофонемные. 4) по количеству сем в плане содержания морфемы дел. на: моносемные (план содержания состоит из одной семы) и полисемные (план содержания состоит из двух и более сем).

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Артикуляционная классификация звуков речи нужна всем, кто занимается изучением произношения, без нее не обойтись в педагогической практике. Однако она довольно громоздка (см. Артикуляционная классификация звуков речи). Оказалось, что можно создать более стройную и экономную классификацию звуков, если исходить из их акустической природы. Это и было сделано, когда в фонетических лабораториях появились приборы для анализа акустических характеристик звуков, т. е. их спектров, - спектрометры.

На форме спектра звука и основана акустическая классификация. В ней последовательно проводится двоичное (бинарное, дихотомическое) противопоставление звуков речи по каждому признаку: низкие - высокие звуки, резкие - нерезкие и т. д.

Что же такое спектр звука?

Все звуки делятся на тоны и шумы. Звуки с периодическими, гармоническими колебаниями - тоны. Звуки, возникающие в результате ряда непериодических колебаний, называются шумами. В речи тоновые звуки образуются с участием голосовых связок. Шумы образуются при возникновении каких-либо препятствий в полости рта. Гласные - тоновые звуки, глухие согласные - шумовые. Сонорные согласные - тоновые со слабой примесью шума, звонкие шумные - шумовые с участием тона.

Всякий тоновый звук речи состоит из многих простых колебаний, т. е. колебаний определенной частоты (их называют гармониками). Если мы отложим на графике по горизонтальной оси частоты этих гармоник в герцах, а по вертикальной оси - значения интенсивности в децибелах, то получится спектр этого звука.

При различных положениях речевых органов полость рта представляет собой как бы систему акустических резонаторов - она «настроена» на несколько гармоник сразу. На рисунках показана схема действия такой системы: видно, что резонаторы настроены на частоты 500 Гц и 1000 Гц.

Сложный звук, попадая в систему резонаторов с такой частотной характеристикой, преобразуется: в нем усиливаются частоты, совпадающие с резонансными, и гасятся другие частоты. Спектр звука приобретает такой вид (см. рис.).

Области усиления энергии в спектре звука называются формантами. Поскольку звуки речи имеют протяженность во времени, их спектры удобно представлять с учетом трех характеристик: частоты, интенсивности и времени. На таких спектрограммах по горизонтальной оси отложена длительность, по вертикальной - частота. Об интенсивности свидетельствует степень потемнения различных участков спектрограммы.

Как по внешнему виду спектрограммы отличить спектр тонового звука, например гласного от шумового? На рисунках приведены спектры гласного [а] и согласного [ш]. Каждый из них типичен для того класса звуков, который они представляют.

Спектрограмма гласного [а].

Спектрограмма согласного [ш].

Спектр гласного отличается значительно бо́льшим уровнем энергии, об этом свидетельствует степень потемнения участков спектрограммы. Кроме того, на спектрограмме гласного отчетливо видны форманты - полосы усиления энергии, идущие параллельно горизонтальной оси.

На спектрограмме согласного уровень энергии несравненно ниже, шумовые спектральные составляющие расположены в высокочастотной области спектра. Они не образуют формант, а представлены в хаотическом беспорядке.

По форме спектра звуки речи могут быть:

1. Вокальные - невокальные. Для характеристики звука по этому признаку важно, есть ли в его спектре формантная структура, т. е. отчетливо выраженное регулярное усиление определенных частотных составляющих.

Вокальными являются все гласные и сонорные согласные, невокальными - шумные согласные.

2. Консонантные - неконсонантные. Признак консонантности связан с общим уровнем энергии в спектре: звуки со слабым уровнем консонантны, звуки с высоким уровнем энергии неконсонантны. К первой группе относятся все согласные, в том числе и сонорные, ко второй группе - гласные.

3. Высокие - низкие. Для этих звуков важно, в какой части спектра преимущественно расположены составляющие - в области низких частот или высоких.

Высокие - гласные переднего ряда, передне- и среднеязычные согласные, низкие - все непередние гласные, губные и заднеязычные согласные.

4. Компактные - диффузные. Компактность звука определяется относительной близостью усиленных составляющих друг к другу и одновременно к центру спектра (1000 Гц). Диффузные звуки не обладают этим качеством.

Диффузные - гласные верхнего подъема, а также губные и зубные согласные. Все остальные звуки речи компактны.

5. Диезные - недиезные. Признак диезности связан с более высоким положением в спектре одной или нескольких областей усиления энергии.

Диезные - мягкие согласные, а также гласные переднего ряда и те гласные, которые мы произносим между мягкими согласными. Все твердые согласные и непередние гласные недиезны.

6. Бемольные - небемольные. Бемольность - понижение всех или нескольких спектральных составляющих звука. Бемольны огубленные гласные и согласные, остальные небемольны.

7. Прерванные - непрерывные. У прерванных звуков начало отличается большим расходом энергии, который затем не возрастает. У непрерывных расход энергии относительно равномерно распределен во времени. Прерванные - смычные согласные. Непрерывные - все гласные и несмычные согласные.

8. Резкие - нерезкие. Резкие звуки - с явно выраженной неоднородностью спектра. Это аффрикаты и дрожащие согласные. Все остальные звуки речи - нерезкие.

9. Звонкие - глухие. Звонкие звуки - гласные и звонкие согласные - имеют в спектре самую низкую интенсивную составляющую (до 300 Гц), которая соответствует основному тону звука. Этот тон создается колебаниями голосовых связок.

Можно видеть, что приведенная классификация вполне проста и в то же время универсальна: она охватывает и гласные, и согласные.

Все эти признаки звуков можно обнаружить при помощи прибора «видимая речь». Это динамический спектрограф, передающий на бумаге изменяющуюся во времени картину спектров звуков речи.

Анализ этих спектров привел Р. О. Якобсона (США), Г. Фанта (Швеция) и М. Халле (США) в 1955 г. к созданию акустической классификации звуков речи.

Акустическая классификация:

1) Даёт характеристику не процессу, а результату;

2) Процесс изменения может измениться;

3) Может дать классификацию гласного и согласного в одной дихтомии;

4) Двучленна.

Акустическая классификация звуков русского языка построена на 9 парных акустических признаках:

1. Вокальность (гласность) – характерен для всех звуков, которые образуются с участием голоса – гласные, сонорные согласные. Невокальность – шумные согласные;

2. Консонантность – при образовании звука образуется затор в ротовой полости, который гасит силу звука – согласные. Неконсонантность – гласные;

3. Высокие – звуки с большой частотой колебаний – гласные переднего ряда, переднеязычные, среднеязычный «й». Низкие – звуки с малой частотой колебания – гласные непереднего ряда, губные и заднеязычные согласные;

4. Компактные – звуки, у которых дна из формант лежит близко к центру речевого спектра (100 гц), а другие не отстают от неё – гласные нижнего подъёма, переднеязычные нёбные, среднеязычные, заднеязычные согласные. Диффузные – или компактность далеко от центра, или показатели далеко друг от друга – гласные верхнего подъёма, губные и зубные согласные;

5. Бимольность (огубленность) – характеристика звуков, в которых присутствуют губные согласные (тут) и огубленность гласных. Небимольность – все остальные;

6. Диезность (палатализированность) – характеристика мягких согласных и закрытых гласных. Недиезность – все остальные;

7. Прерванность – свойственна звукам, при образовании которых ротовая полость хоть на миг полностью закрывается – смычные согласные. Непрерванные – все несмычные согласные и гласные. Характеристика носовых согласных представляет сложность: на спектограммах они не всегда чётко отличаются;

8. Резкость – воздушная струя натыкается на несколько препятствий, образуя завихрения, усиливающиеся при преодолении последующего препятствия. В итоге образуются специфичные обертоны – дополнительные гармоничные звуки, характеризующиеся как резкий: «р», «ч», «ц». Нерезкость – все остальные;

9. Звонкость – вокальные звуки и те, у которых есть хотя бы пониженная степень вокальности – гласные и звонкие согласные. Глухие – шумные глухие согласные.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Акустическая классификация звуков.:

  1. Классификация аномальных (побочных) респираторных звуков на основе классификации Американского общества изучения грудной клетки.
  2. 1) Позиционной меной согласных называется закономерные изменения звуков, обусловленных их позицией, то есть положением относительно других звуков и местом в слове.

1) по соотношению тона и шума (периодических и непериодических колебаний) звуки делятся на: гласные (состоящие только из тона) и согласные (сочетающие тон и шум)

Согласные подразделяются на шумные (шум преобладает над тоном) и сонорные (тон преобладает над шумом). Шумные включают две подгруппы: глухие (состоящие только из шума) и звонкие (присутствует тон при преобладании шума);

2) по силе (амплитуде колебаний) звуки подразделяются на сильные (громкие) и слабые (тихие);

3) по длительности (протяженности по времени) выделяются долгие (длительные) и краткие звуки;

4) по высоте (числу колебаний в единицу времени) звуки делятся на высокие, средние, низкие .

  • - ФИЗИОЛОГИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ - отдел физиологии, изучающий физиологические условия образования звуков речи, т.-е. те движения и положения органов речи, при помощи которых образуются звуки...

    Литературная энциклопедия

  • - ФИЗИОЛОГИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ - отдел физиологии, изучающий физиологические условия образования звуков речи, т.-е. те движения и положения органов речи, при помощи которых образуются звуки речи. Ф. З. Р....

    Словарь литературных терминов

  • - строит. материалы, применяемые для защиты от шума в конструкциях зданий различного назначения. Подразделяются на звукопоглощающие и звукоизоляционные...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - непоражающие акустические излучения, которые снижают качество функционирования радиоэлектронных систем, работающих на принципе приема и преобразования акустических сигналов...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - акусти́ческие материа́лы предназначаются для снижения уровня шума в помещениях. Подразделяются на звукопоглощающие и звукоизоляционные...

    Энциклопедия техники

  • - см. Сигнализация акустическая...

    Технический железнодорожный словарь

  • - Материалы, применяемые для защиты от шума в конструкциях зданий различного назначения. Подразделяются на звукопоглощающие и звукоизоляционные. Изготавливаются в виде матов, плит, блоков, ваты или сыпучих веществ...

    Строительный словарь

  • - строительные материалы и изделия, предназначенные для создания звукового комфорта - акустического благоустройства зданий. Акустические материалы подразделяются на звукопоглощающие и звукоизоляционные...

    Строительный словарь

  • - горных пород - определяют характер распространения упругих волн в г. п. Hеобратимые потери энергии при распространении упругих волн связаны c акустич. поглощением г. п., обусловленным в основном...

    Геологическая энциклопедия

  • - измерения величин, характеризующих звуки и шумы по их интенсивности и по различным качественным признакам...
  • - Подразделяются на звукопоглощающие материалы и звукоизоляционные прокладочные материалы...

    Большая Советская энциклопедия

  • - метод установления акустической структуры звуков речи, представляющих собой сложный, непрерывно изменяющийся во времени акустический сигнал, образующийся рядом частотных составляющих с различной...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Подведение звуков под общее основание, заключающееся в том, что во всех языках мира существуют два типа звуков речи - гласные и согласные. При их классификации учитываются следующие особенности: 1) функциональные...
  • - Комбинаторные изменения вызваны влиянием артикуляции близко расположенных звуков друг на друга...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - вызванные произносительными позициями – положением звука по отношению к ударению или местом в слове: 1) редукция – ослабление и изменение безударных слоговых звуков, обычно гласных...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Подражательная гармония представляет собой такой подбор звуков, при котором слуховое впечатление, производимое ими, кажется выражающим смысл тех слов, в какие эти звуки входят...

    Пятиязычный словарь лингвистических терминов

"акустические классификации звуков речи" в книгах

Акустические сигналы

автора Акимушкин Игорь Иванович

Акустические сигналы

Из книги Проблемы этологии автора Акимушкин Игорь Иванович

Акустические сигналы О том, как общаются животные с помощью запаха, уже говорилось. Но есть и другие органы чувств, которые решают эту же задачу - слух и зрение.Людей, которые привыкли изъясняться с помощью голосовых связок, не очень-то удивляет, когда они слышат, как

1. Акустические планы

Из книги Достоверное описание жизни и превращений NAUTILUSa из POMPILIUSa автора Кормильцев Илья Валерьевич

1. Акустические планы Дух экспериментаторства, охвативший группу во время презентации «Крыльев» и приведший к появлению на сцене МДМ видеоряда, симфонического оркестра, лебединых перьев и многоярусной конструкции, породил идею сделать акустическую программу - впервые

Акустические плиты

Из книги Новейшая энциклопедия правильного ремонта автора Нестерова Дарья Владимировна

Акустические плиты Акустические плиты обладают звукопоглощающим свойством благодаря тому, что они изготовлены из мягкого и рыхлого по структуре стекловолокна, и наличию микроперфорации в плитах (множество маленьких отверстий, поглощающих

Ихтиология (Акустические концерты 83–84 гг.). 1984

Из книги Краткая история "Аквариума" (1971-1986) автора Старцев Александр

Ихтиология (Акустические концерты 83–84 гг.). 1984 1 сторонаКлючи от моих дверейРыбаВозвращение домойСтранный вопросДитя рассвета10 прекрасных дамКомната, лишенная зеркал2 сторонаРождественская песняНовая жизнь на новом постуСторож СергеевЛети, мой ангел, летиДвижение в

Теплоизоляционные и акустические материалы

автора Онищенко Владимир

Теплоизоляционные и акустические материалы Качество и стоимость жилья, решение проблем энергосбережения и экологической чистоты напрямую связаны с используемыми в строительстве изоляционными материалами. При сооружении новых и реконструкции старых жилых,

Акустические материалы и изделия

Из книги Справочник строительных материалов, а также изделий и оборудования для строительства и ремонта квартиры автора Онищенко Владимир

Акустические материалы и изделия Под звуком понимают волнообразно распространяющееся колебательное движение частиц упругой среды (воздуха, воды, твердого тела). Частотный диапазон звуков, слышимых человеческим ухом, лежит в пределе от 15 до 20 000 Гц (1 Гц – 1 кол/с). Волны с

Акустические измерения

БСЭ

Акустические материалы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Спектральный анализ звуков речи

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СП) автора БСЭ

Акустические блесны

Из книги Как правильно ловить рыбу спиннингом автора Смирнов Сергей Георгиевич

Акустические блесны Среди блесен необходимо выделить приманки, обладающие звуковым и противозакручивающим леску эффектами. Лидером среди них являются блесны «Vibrax» фирмы «Blue Fox». Необходимый эффект достигается за счет встроенного в корпус блесны ротора, вращающегося в

2.3. Акустические микрофоны и преобразователи

Из книги "Шпионские штучки" и устройства для защиты объектов и информации автора Андрианов Владимир Ильич

Акустические системы

автора

Акустические системы С появлением на рынке Hi-End компонентов: проигрывателей компакт-дисков, магнитофонов, тюнеров и т. д. - для искушенных меломанов сразу стало понятно - без использования соответствующей по классу акустической системы не имеет смысла покупать

Стойки под акустические системы

Из книги Тысяча и один совет по дому и быту автора Поливалина Любовь Александровна

Стойки под акустические системы Акустическая система, которая может состоять из напольных колонок, аудиомониторов, сателитов и сабвуфера, само собой должна где-то располагаться. Несомненно, правильно выбрав место расположения, вы добьетесь наилучшего звучания. К

Акустические системы

Из книги Музыкальный центр на компьютере автора Леонтьев Виталий Петрович

Акустические системы В главе, посвященной звуковым платам, мы уже говорили, что для хорошего звука самой дорогой и продвинутой «звуковушки» недостаточно! Львиная доля ответственности за качество звучания лежит именно на акустических системах (в просторечии –