Окончания глаголов 1 и 2 спряжения примеры. «Спряжение глагола. Пример использования на практике основного правила

1. У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)

2. Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Око­ло цветов шипы. (8)

3. У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)

4. Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё пада­ют. (14)

5. У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ков­шик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)

6. У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит. (14)

7. У реки камыши. Хороши камыши! Там пуши­стые малыши утята. (9)

8. Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)

9. Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите друж­бой. (17)

10. Птицы высиживают яйца. А гадюки рожда­ют живых детёнышей. Этим змейкам толь­ко один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты! (21)

11. Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Бе­регитесь, пушистые мыши! (29)

12. Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает. (30)

13. У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин! (31)

14. Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)

15. У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено. (22)

16. Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вер­шины сосен пушисты. На них снежинки. (20)

17. На наших участках живут ежи и рыжие бел­ки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешит в убежище. Ёжик сидит в шиповни­ке и шипит. А вон пушистый бельчонок ска­чет через душистые ландыши. (32)



18. Нарвалы - это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

19. Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от хо­лода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)

20. У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)

21. У Серёжи Шишина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)

22. Что за детёныши? Они живут в лесу. У ма­лышей ноги большой длины. Большие и ши­рокие уши. Это лосята. (19)

23. Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в ка­мыши. (30)

24). Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пу­шинка лежит у конуры. Наша Пушинка слу­жит людям. Она сторожит двор. (27)

25. На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У драко­на большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружи­ем. Дракон убежит. (28)

26. Носороги - крупнейшие животные. Оружие носорога - рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на живо­те или на боку. Эти животные долго живут. (26)

27. Живёт барс высоко в горах. Мать малень­ких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают. (37)

28. Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз. (23)

29. Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Ско­ро ужин. Карлсон спускает Малыша с кры­ши. (31)

Слова с сочетаниями ЧА, ЩА

1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пи­щат зайчата. (15)

2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У вол­ков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галча­та и скворчата. (15)

6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашеч­ку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ве­тер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хвата­ют беднягу за хвост и за уши. (23)

12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часо­вой не обращает внимания. (30)

13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко - это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может на­чаться дождь. Крольчата бегут домой. Тем­нота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обе­щают приходить почаще. (32)

17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечи­ки. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный ар­тист! Мы попрощались со скрипачами. Ког­да мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша ов­чарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по до­щатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

Слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу пра­вило. (10)

2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кру­чу его в руках и тащу в дом. (17)

6. Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уп­лыл по речушке Щуре. (35)

8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной. (17)

9. Я хочу поймать большую щуку. Закидывав удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вы тащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

11. Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в веч­ной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холо­дильнике. (27)

12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупаль­ца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опас­ность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чу­гунок. Стал чумазый. (37)

14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кон­чаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужест­ранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и став­лю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо приро­ды! (22)

18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане ло­пату. Каждому овощу я поищу место. При­тащу лейку с водой. В огороде поставлю чу­чело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Бежит, ёжик, жить, жизнь, лыжи, малыши, уши, ежи, ужин, лужи, машина, пушинки, кувшин, шить, ножи, каран­даши, дыши, (17 слов.)

*

Картинный диктант .

Лыжи, ежи, карандаши, кувшин, ланды­ши, кувшинки, шило, шишка, шиповник, жилет, жи­раф, мыши. (12 слов.)

Выборочный диктант .

Записать слова с сочетаниями жи, ши, ци.

Гриша, шишки, шило, журавли, жаркий, лужи, циркуль, цапля, ёжик, уши, жить, жадный, шагать, шуметь, шипеть, лисица, шапка, шары, жук, дружить.

Творческие диктанты .

Записать слова во множественном числе.

Ёж - ежи, уж, стриж, чиж, карандаш, лыжа, шалаш, ландыш, ухо, крыша, малыш, груша, мышь.

жи, ши.

ЁЖИК ПРОПАЛ.

У Алёши был ёжик. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша, а ёжик пропал. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Стал он сапог трясти, а из него ёж вывалил­ся. Ну и домик облюбовал себе ёжик! (39 слов.)

Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши.

Хорошо в лесу весной! В лужицах голубеет небо. Цветут душистые ландыши.

Весело живёт лес летом. В густой листве поют птицы. Заботливо снуют ежи и белки.

Осенью лес дарит нам плоды шиповника и полные лу­кошки рыжиков. (37 слов.)

Выборочные диктанты.

Записать слова с сочетаниями жи, ши.

ЗАБОТА О ЖИВОТНЫХ.

Человек создаёт животным хорошие условия для жизни. В зимнее время устраивает кормушки для лосей и диких кабанов. Развешивает дуплянки и скворечники. Огоражи­вает муравейники. Без помощи человека многим животным не выжить.

Записать предложения, в которых есть слова с жи, ши.

ПИТАТЕЛЬНЫЕ КОРМА.

Вы бывали на колхозной ферме? Видели, как кормят животных? Для них на заводах готовят корма. Туда входят молотое зерно, травяная мука, соль. А в корм для малень­ких поросят и сахар подмешивают. На таком заводе рабо­тает электриком мой папа. Машины не могут обойтись без электричества.

Письмо по памяти.

ЧЕРЕПАХА.

Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда спешить тому,
Кто всегда в своём дому? (17 слов.)

(С. Маршак.)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Лыжи, лужи, дружить, машины, этажи, шило, шить, карандаши, ошибка, шишки, груши, малыши, ножи, пиши, наши, шины, цирк, станция. (18 слов.)

У Миши, наши малыши, хороши груши, острое шило, ужи шипят, острый ножик, душистые ландыши, дружить с братом, ерши на уху, сушить груши, шишки висят, цифра три, положи циркуль. (28 слов.)

МАЛЫШИ.
В детском саду тишина. Малыши спят. Широкие окна прикрыты шторами. Стоят в стаканах карандаши. В альбо­мах красуются румяные груши, колючие ежи. Хорошо поработали малыши. Теперь отдыха­ют. (26 слов.)

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Только и всегда пиши!

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

(Из сборника «Занимательная грамматика»)

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

А инженеру - лучше,

Я бы строить дом пошёл -

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нём

Поворчав себе в усы,

Осторожно взял часы.

Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домиков,

столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

но всех плакать заставляю. (Лук)

жужжит, как пчела. (Самолёт)

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком - торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.

Мой папа любит рыбалку. Он часто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

Слог. Ударение. Звуки и буквы

Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу

В сочетаниях жи, ши

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

Туча, роща, саранча,

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Кричу, ворчу, ищу, тащу.

Я с у пишу и чу, и щу.

(Из сборника “Занимательная грамматика”)

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы.

5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

А инженеру – лучше,

Я бы строить дом пошел –

Пусть меня научат.

Хороший дом, большущий дом

И заживут ребята в нем

Удобно и просторно.

Щуря глаз И хмуря брови,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Черных домиков полно.

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнем

Да крутит хвостом. (Свинья)

Но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

Жужжит, как пчела. (Самолет)

Узоры вышивает. (Иголка)

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком – торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмет ерша с хвоста.

Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на реке тишина. Мы плывем на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолетики.

Мой папа любит рыбалку. Он часто берет меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.

school.home-task.com

Школа XXI век

(с) мы все учились понемногу

Сочетания ча, ща, чу, щу

.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Чай, чайник, чашка, чаща, роща, щавель, выручай, гуща, часто, час, часы, часовой, чайка, туча, чугун, хочу, часть, чуб, чудо, учу, щука, щуплый. (22 слова.)

Мяч, щенок, ящик, щука, часы, ножницы, плащ, кирпич, станция, рукавицы, чайка, туча, чашка, чайник, циркуль, цыплёнок. (16 слов.)

Чужие края, тёмные чулки, чуткий сон, кислый щавель, щадить растения, зубастая щука, щурить глаза, чистить зубы, лесная чаща, живой уголок, широкая дорога. (22 сло­ва.)

жи, ча, ща, щу.

ЧИЖИ.
У меня в клетке жили два чижика. К весне они окрепли. Выпущу-ка я их на волю! Вдали зеленела роща. Оттуда доносился щебет птиц. Мои чижики забеспокоились. Я зашёл в чащу и открыл клетку. Птички исчезли в вершинах деревьев. (39 слов.)

Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ща, щу.

ОБЫКНОВЕННАЯ РОЩА.
Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и спешит дальше. Роща самая обыкновенная. Да только входят в рощу, а из рощи не выходят. Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч? Я не вытерпел и тоже пошёл в рощу. А там всё красное от костяники! (48 слов.)

Выборочные диктанты.

Записать слова с буквами ш, ч, щ.

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лищь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят…

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Чашка, роща, щавель, часы, чулки, чуб, часть, чижи, чайка, щука, жёлтый, чёрный, ёжик, машина, жи­вой, широкий, туча, чулок. (19 слов.)

НАЧАЛО ЗИМЫ.
Птицы улетели в тёплые края. На землю падают пер­вые снежинки. Утренние заморозки побелили крыши домов, деревья. За ночь выросли снежные рощи на стёклах окон. Пришла зима. (28 слов.)

Письмо по памяти.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга. (14 слов.)
(А. П у ш к и н.)

Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты. (22 слова.)
(М. Лермонтов.)

Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу. 2-й класс

Цель: развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе орфографической зоркости.

Задачи:

  • формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, внимание, память;
  • воспитывать положительное отношения к учёбе.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.

1. Организационный момент

Учитель: Дети отвечают: Вот так! Показывают движения.

Как живешь? Вот так! (пальчик)
Как идешь? Вот так! (шагаем)
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
А как даешь?
Как молчишь?
А сидишь?

2. Актуализация знаний

– А сейчас у нас урок русского языка, урок-путешествие. Вы готовы со мной работать? Путешествовать будем по станциям.

Остановка «Догадайся!»

– Послушайте логическое упражнение:

В лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.

(Ответ: мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут под старым пнём, а ежи – в сухих листьях.)

– Определите, какие орфограммы встречались в этом упражнении и сформулируйте тему урока. (Ответы детей)
– Тема нашего урока: Правильное письмо сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
– Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Орфография». Орфография – это правила и нормы письменной речи. Вам нужно с ней подружиться, чтобы не допускать на письме ошибок. Для этого поработаем с плакатом «Что такое орфограмма?»

(Интерактивный плакат: 1, 2 задание) 2, 3 слайды

Остановка «Чистюлька»

Чистописние: ж ш ч щ ж ш ч щ.

– Посмотрите на доску. 4 слайд – Какие буквы вы видите?
– Какими звуками на письме они обозначаются?Д айте характеристику этих звуков. (Шипящие, звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые, звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие).
– Какие знаете сочетания с данными буквами?
– Запишите красиво буквы в тетрадь.

3. Работа по теме урока. Оперирование знаниями и способами деятельности

Остановка «Познавай-ка»

Знакомство с новыми словарными словами: капуста, хороший

1) На этой остановке нас ждёт загадка:

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для неё готовим кадки,
И крупной соли полмешка! (Капуста) 5 слайд

– Это новое словарное слово. Запишите его в тетрадь, подберите слова-родственники и запишите. (Запись в тетради: Капуста, капустный лист, капустница.)
– Что знаете про капустницу? (Это бабочка, которая поедает капусту).
– Какая бывает капуста?

2) Прочитайте пословицы о капусте на классной доске, объясните смысл.

Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь капустой. 6 слайд
Без капусты – щи не густы

3) Распространите текст, подходящими по смыслу словами. (Карточки)

– Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу слова. (коллективная и самостоятельная работа, проверка по цепочке)

Наступила ________ осень. _______ ________ созрел урожай овощей. Капуста уродилась на славу! ______ _______ кочаны лежат на грядках. Капуста не только _______, но и красивый овощ.

(Слова для справок: сочные, поздняя, богатый, на полях, на славу, крупные, вкусный.)

– А если капусты и других овощей уродилось на огороде много, то как мы говорим про такой урожай? (Богатый, большой, хороший). 7 слайд
– Это ещё одно новое слово из словаря. Запишите его в тетрадь, подберите слова-родственники.
– Когда ещё употребляем в речи это слово? (хороший ученик, хороший друг). Подберите противоположное слово (антоним).

Остановка «Проверяй-ка»

– Запишите с доски в тетрадь слова, подчеркните орфограмму.
Проверка по тренажёру «Волшебная труба». 8, 9,10 слайды
Жидкость, пушистый, щавель, дача, чудак, прищурил, щупальца.

Физкультминутка

4. Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации

Остановка «Вспоминай-ка»

– Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!

Индивидуальная работа по карточкам с проверкой по уровням

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.

Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к.

Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша).

Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.

Пушистые, кружились, снежинки.
Веры, у, новые, лыжи.
Мороза, не боятся, и, стужи, дети.

Остановка «Думай-ка»

– А теперь мы поиграем. Игра называется «Найди ошибки»

(Интерактивный плакат) 11 слайд

5. Подведение итогов и формулирование выводов

Остановка «Конечная»

– На этой остановке мы подведём итоги урока.
– Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?
– Слова, с какой орфограммой нам встречались?
– Какие правила русского языка помогали нам на уроке?
– Давайте послушаем, какие же есть стихи про изученные орфограммы.

(Рассказывают подготовленные дети)

1 учащийся:

Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой И всегда пиши!

2 учащийся:

Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!

3 учащийся:

Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с У .

Домашнее задание.

Выучить новые словарные слова, нарисовать рисунки, в названиях которых имеются изученные сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

– Урок окончен, молодцы! 12 слайд
– Спасибо за работу!

Урок по русскому языку по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу». 1-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели деятельности учителя: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и , ча–ща с буквой а , чу–щу с буквой у.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

  • научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу ;
  • получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.
  • Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

    • познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
    • коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
    • регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
    • Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

      Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

      Образовательные ресурсы: индивидуальные карточки с деформированным текстом (Приложение ). Таблица словарных слов. Презентация.

      Ход урока

      I. Организационный момент.

      Встало солнышко давно
      Заглянуло к нам в окно.
      Нас оно торопит в класс,
      Вновь урок у нас сейчас!

      Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

      II. Актуализация знаний.

      Каллиграфическая минутка.

      – Сейчас мы с вами повторим написание буквосочетаний. Посмотрите

      внимательно на экран и скажите, какие буквосочетания мы будем повторять?

      – Запишите слова с изученными буквосочетаниями и подчеркните их. Какие сочетания вы подчеркнули?

      – Какие буквосочетания мы сейчас повторили? (ЧК, ЧН, ЧТ)

      III. Самоопределение к деятельности.

      Картинный диктант.

      На экране высвечиваются рисунки обозначающие слова: роща , жи раф, ши шка, чу гун, щу ка, ча йник. Учащиеся произносят данные слова.

      – На какие три группы можно разделить эти слова? (жи – ши, ча – ща, чу – щу)

      – Запишите слова в три столбика.

      – Поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте работы друг друга по шаблону.

      – Кто назовёт тему нашего урока?

      IV. Работа по теме урока.

      1. Наблюдения над слогами-слияниями ЖИ, ШИ.

      – Напишите транскрипцию слогов-слияний жи-ши. ([жы], [шы].)

      – Что заметили? (Звуки [ж], [ш] твёрдые, после них слышится гласный «ы».)

      – Звуки [ж ], [ш ] – всегда твёрдые, но после букв ж и ш нужно писать и. так договорились между собой люди. Когда-то, очень давно, эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.

      Жи и ши с буквой и всегда пиши:
      Мыши, ежи, ужи,
      Лыжи, лужи, камыши.

      (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЖИ – ШИ)

      2. Наблюдение над согласными звуками [ч’], [щ’].

      Сделайте звуко-буквенный анализ слов туча, роща. [туч а], [рощ а]. (по вариантам)

      – Какие в этих словах звуки [ч’] , [щ ’]? (Согласные, мягкие, глухие, шипящие).

      – Буквы ч и щ обозначают мягкие непарные звуки [ч’], [щ’], поэтому перед любыми гласными читаются мягко. Люди договорились, что после ч и щ пишется буква а.

      (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧА – ЩА)

      – А сейчас сделайте звуко-буквенный анализ слов чудак и щука. (по вариантам)

      – Что заметили? (звуки [ч’], [щ’] произносятся мягко, но пишется буква у. так договорились люди).

      – Какое правило можем вывести? (Ча – ща пиши с буквой а; чу – щу пишем с буквой у ).

      (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧУ – ЩУ)

      Работа по учебнику.

      А сейчас мы с вами применим наши знания на практике и начнём работу с учебником.

      Упр. 1 с. 115.

      Откройте учебник с. 115 и найдите упр. 1.

      – Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?

      – Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу ?

      – Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

      – Почему в буквосочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И?

      – Почему в буквосочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А?

      – Почему в буквосочетаниях ЧУ – ЩУ пишется буква У?

      Физминутка для глаз.

      Вы метёлочки метите
      Мои глазки остудите.
      Дети моргают ресничками.
      Надо глазочки сомкнуть
      И немного отдохнуть.
      Дети закрывают глаза и сидят спокойно.
      Глазки, глазки просыпайтесь
      За работу принимайтесь.
      Дети открывают глаза и приступают к работе с учебником.

      Упр. 2 с. 116.

      – Прочитайте ещё раз слова из упр. 1 и запишите эти слова. Подчеркните в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

      – Выполните задание самостоятельно.

      – Прочитайте сведения о языке.

      – Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ?

      – Как пишутся сочетания ЧА – ЩА?

      – Как пишутся сочетания ЧУ – ЩУ?

      – Рассмотрите рисунки и произнесите слова-названия предметов.

      – Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы].)

      – Какой буквой нужно обозначать его на письме? (И,)

      – Напишите слова-названия предметов.

      V. Физкультминутка.

      Ча-ча-ча,
      Мы сидели молча. (Встают, ходьба на месте) .
      Чу-чу-чу,
      Снова прыгать я хочу. (Прыжки на месте) .
      Жи-жи-жи,
      На плечи руки положи. (Круговые вращения руками) .
      Щу-щу-щу,
      Руки вниз я опущу. (Наклоны вниз с вытянутыми руками) .
      Ща-ща-ща,
      Приседаем, не пища. (Приседания).
      Ши-ши-ши,
      Посидим теперь в тиши. (Садятся за парту) .

      VI. Закрепление изученного материала.

      1. Работа по учебнику.

      Упр. 4 (с.117).

      – Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ или ШИ.)

      – Спишите любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

      – Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

      – Подберите другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши.

      – Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.

      2. Словарная работа.

      Пьёт бензин как молоко,
      Может бегать далеко.
      Возит грузы и людей.
      Ты знаком, конечно, с ней? (Машина.)

      Найдите в толковом словаре лексическое значение слова машина и прочитайте.

      Инна: «Машина – это механизм, совершающий какую-либо работу»

      Савелий: «Машина – это автомобиль»

      – Правильно, ребята! А пришло оно из латинского во французский, а затем в русский язык. И произошло оно от слова «махина» – сооружение.

      – Запишите в тетрадь слово машина. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

      – Придумайте со словом машина предложение и запишите его.

      3. Индивидуальная работа с карточками над деформированным текстом.

      – Прочитайте. Что интересного вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

      – Определите, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.

      – Прочитайте получившееся стихотворение. Вспомните, кто автор этих строк. (С.Я. Маршак.)

      – Назовите слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ. (Лужи, стужи.)

      – Запишите составленное стихотворение.

      – Сделайте самопроверку текста по шаблону.

      Упр. 6 (с. 118).

      – Сколько предметов называют данные слова? (Один.)

      – Измените, эти слова так, чтобы они называли несколько предметов.

      – Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

      4. Запись под диктовку.

      У Даши живёт кот Рыжик. Он рыжий и пушистый. Кончик хвоста белый. Рыжик любит играть.

      – Подчеркните сочетания ЖИ – ШИ.

      VII. Рефлексия.

      На экране высвечиваются рисунки с сочетаниями: ча, ща, чу, щу, жи, ши. Дети читают слова, затем в течение 2 минут ещё несколько раз проговаривают их про себя, как бы фотографируя их. Потом они записывают слова по памяти: ча сы, снежи нка, ши на, чу чело, щу пальце, ча шка, ща вель, чаща, площа дь . После записи они проверяют их написание по шаблону, предварительно поменявшись в парах тетрадями.

      – Подчеркните изученные орфограммы.

      – Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?

      – Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

      – А кому нужно ещё потренироваться?

      VIII. Подведение итогов урока.

      – Что нового вы узнали на уроке?

      В сочетаниях жи – ши,
      Только и всегда пиши!
      В сочетаниях ча – ща
      Пиши только букву а!
      В сочетаниях чу – щу
      Пишут только букву у!

      – Почему надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

      – Молодцы! Спасибо за урок! Вы все прекрасно поработали!

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      • Издательство Нестор история Запрос цены Римское право. Учебное пособие Шебалкин И.В.Римское право - М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. – 78 с. Римское право является фундаментальной наукой и учебной дисциплиной, закладывающей основы знаний будущих юристов. Её изучение […]
      • Перегон судов различного назначения Любое судно проектируется и строится для определенного района и конкретных условий эксплуатации, что отображается в классе судна.Но часто возникает необходимость в перегоне судна с одного водного бассейна в другой в условиях, на которые […]
      • Устав службы на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ, ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ ГЛАВА 3. ЭКИПАЖ СУДНА ГЛАВА 4. КАПИТАН ГЛАВА 5. ОБЩЕСУДОВАЯ СЛУЖБА ГЛАВА 6. СУДОМЕХАНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГЛАВА 7. ОСОБЕННОСТИ […]
      • Итоговая контрольная работа по экологии, 11 класс Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Итоговая контрольная работа по экологии Часть А. (только один верный ответ в каждом вопросе) А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания […]
      • 6. Система налогов и сборов «Налоговая система» и «система налогов» – не тождественные понятия. Они соотносятся как род и вид, то есть как общее и часть. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким образом, […]
      • Федеральный закон 196-ФЗ О безопасности дорожного движения Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ О безопасности дорожного движения (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 […]
      • Образец заявления о выдаче паспорта. Форма N 1П Приложение N 1 к Административному регламенту исполнения государственной функции по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, по […]
      • Физика. 9 класс. Дидактические материалы. Марон А.Е., Марон Е.А. М.: 2014. - 128с. М.: 2005. - 128с. Данное пособие включает тренировочные задания, тесты для самоконтроля, самостоятельные работы, контрольные работы и примеры решения типовых задач. Предлагаемые […]

    Интернет урок по русскому языку «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу», где собраны задания и упражнения…

    1. Найди и исправь ошибки.

    Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, щявель, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное. (14 ошибок)

    2. Прочитай. Выпиши только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ. Выдели орфограмму.

    У шиповника красивые цветы. Чудная картина, как ты мне родна. Дедушке сшили новый жилет. У машины резиновые шины. У нас живёт собака Рыжик. Вечером мы пили чай с шиповником. В воздухе кружились пушистые снежинки. Мыши живут в норке.

    3. Допиши слово или отгадку. Условие — в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.

    Кот живет у нас на крыше, А в чулане живут _______ .

    Не поедет без бензина Ни автобус, ни ________ .

    Если с крыши потекло И сугробы ниже – Значит, солнце припекло, Убирайте _______.

    По полям бегут ручьи, На дорогах … Скоро выйдут муравьи После зимней _________.

    Покружилась в воздухе Звездочка немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (Это _________)

    4 . Подберите подходящее по смыслу слово с орфограммой ЖИ – ШИ.

    Летучие ___. Душистые ___ . Колкие ___. Колючий ___.Проворные___ . Цветные ___. Чумазые ___. Чистые ___. Густые ___ .

    5. Замените выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой «жи-ши, ча-ща, чу-щу».

    Ароматный чай — д_____________ чай,

    просторные улицы — ш_____________ улицы,

    толстый кот — ж____________ кот,

    мохнатые ели — п_____________ ели

    огромные лужи -б ___________ лужи,

    красивые цветы — ч___________цветы,

    прекрасный малыш — заме____ый малыш,

    6. Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

    узкий — ш____________,

    маленькие — б____________,

    свои — ч__________________,

    провожает — в_____________,

    мёртвый — ж_____________,

    редко — ч____________,

    постная (пища) — ж__________,

    говорить — м__________,

    чистый — ч_м_________,

    болтун — м__________,

    радость — пе__________,

    пряч_т — ищ________,

    конец — н_______.

    7. Припиши слева или справа сочетания «жи-ши, ча-ща, чу-щу», чтобы получились слова.

    Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.

    8. Напиши слова во множественном числе. Ухо, лыжа, малыш, нож, уж, стриж, камыш, шалаш, чиж, ландыш, корж, морж, пляж, груша, карандаш, витраж, лужа.

    9. Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

    Коровы — м________, птецы — п__________, змея ш__________, сычи — кр__________, кузнечики -тр__________, дятлы — ст________, кони мч_т.


    10. Спиши, вставь пропущенние орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

    Шиповник.

    В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами.Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__.

    Роща.

    За рекой дубовая ро__. Мы __сто гуляем в роще. Звонко поют чи__. Цветут ланды__. Как они ду__сты! Берегите эти __десные цветы. Не рвите их.

    Щука.

    Вёт в пруду __ка. Там же плавают ер__ и лещи. Прячутся рыбы от __ки. Но __ка хитра. Она караулит свою добы__. __ка — рыба хитрая.

    Дятлы.

    Тре__т морозы. В лесу ти__на. Только дятлы сту__т по стволам. Они и__т пи__ под корой. Дятлы любят долбить __шки. Там они и__т вкусные семена.

    11. Спиши, подчеркни орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу» В живом уголке жили ежи и ужи. У Маши и Миши в чулане жили мыши. У Ильича удача, есть машина и дача. У грача грачата пищат. У врача свеча горяча.

    12. Диктант

    Рыбная ловля.

    Чудесный летний день. Мальчики бегут на речку. У воды шумят камыши. Волны тихо плещут на берег. Боря Чайкин закинул удочки. Попались две большие щуки. Хороши рыбы! Грамматические задания: 1.В словах первого предложения подчеркнуть буквы, которые обозначают твёрдые согласные. 2.Во втором предложении подчеркнуть подлежащее и ск

    Роща.

    Роща — небольшой лес. В ней много пеньков. В рощах всегда светло. Там растут сосны, берёзы, осины. Ребята часто ходили в рощу за селом. Там стучат пёстрые дятлы. Звонко свищут синички. Цветут душистые ландыши. Грамматические задания: 1.В первом предложении подчеркнуть согласные буквы,которые произносим мягко. 2.Написать 6 слов с сочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу. 3.В шестом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

    КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ. В походе.

    Туристы отправились в поход за город. Они взяли с собой компас. Туристы вошли в лес. Они шли по дорожке и насвистывали весёлый мотив. Вот берег пруда. Пруд глубокий и холодный. Там водится карп. На берегу сидит с удочкой рыболов. Туристы собрали много грибов и ягод.

    На рыбалке.

    Утро. Кругом тишина. Только камыши шумят у берега. Мы с братишкой сидим у самой воды. Вот клюнула рыба. Я тащу леща. Поплавок ещё раз скрылся в воде. Брат вытянул большую щуку. Мы оба довольны хорошим уловом.

    Зима.

    Хлопья снега падают на опавшие листья. Под елью спрятался маленький зайчик. На ветках деревьев и кустах сидят нахохлившиеся воробьи. Ночью часто подмораживает. Утром на снегу сплетутся узоры из заячьих, лисьих следов.

    Флеш — задания из коллекции ЦОР _

    1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пи­щат зайчата. (15)

    2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

    3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

    4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У вол­ков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

    5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галча­та и скворчата. (15)

    6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

    7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашеч­ку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

    8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

    9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ве­тер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

    11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хвата­ют беднягу за хвост и за уши. (23)

    12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часо­вой не обращает внимания. (30)

    13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко - это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

    14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

    15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может на­чаться дождь. Крольчата бегут домой. Тем­нота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

    16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обе­щают приходить почаще. (32)

    17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечи­ки. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный ар­тист! Мы попрощались со скрипачами. Ког­да мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

    18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша ов­чарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по до­щатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

    Слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ

    ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

    1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу пра­вило. (10)

    2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

    3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

    4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

    5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кру­чу его в руках и тащу в дом. (17)

    6. Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

    7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уп­лыл по речушке Щуре. (35)

    8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной. (17)

    9. Я хочу поймать большую щуку. Закидывав удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вы тащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

    10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

    11. Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в веч­ной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холо­дильнике. (27)

    12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупаль­ца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

    13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опас­ность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чу­гунок. Стал чумазый. (37)

    14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кон­чаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

    15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужест­ранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

    16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и став­лю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

    17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо приро­ды! (22)

    18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане ло­пату. Каждому овощу я поищу место. При­тащу лейку с водой. В огороде поставлю чу­чело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

    Источник: интернет

    1 КЛАСС, 2 ЧЕТВЕРТЬ (декабрь, 3 неделя)

    РАБОТА №1

    ТЕМА: Слово, предложение, текст.

    ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых не расходится с произношением; умение оформлять предложение на письме.

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    Трудимся.

    Скоро Новый год. Ребята сами делают игрушки на елку. На партах клей, яркая бумага, краски.

    Нарядная будет елка! (18)

    Грамматические задания

    В первом предложении над словами указать количество слогов.

    Во втором предложении над словами поставить знак ударения.

    В третьем предложении подчеркнуть в словах мягкие согласные.

    *Придумать и записать по одному слову, состоящему из одного, из двух, из трех слогов.

    *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (три слова).

    ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

    Наш двор.

    Мы любим свой двор. Там есть качели и турник. Летом мальчики гоняют мячик. Девочки играют в куклы. Зимой старшие ребята делают горку. (24)

    Грамматические задания

    1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.

    В словах последнего предложения подчеркнуть гласные.

    Во втором предложении найти слово из двух слогов.

    *Из данных слогов составить три слова: ща, жи, е, щу, ча, ка.

    Подчеркнуть в словах гласные после шипящих. Написать по одному слову на эти правила.

    5. *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (4 слова).

    1 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (февраль, 1 неделя)

    РАБОТА № 2 .

    ТЕМА: Мягкий знак на конце и в середине слова.

    ЦЕЛЬ: проверить навык правописания слов с мягким знаком в конце и в середине слова; умение оформлять предложение на письме.

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    Все небо в тучах. Идет сильный дождь. У крыльца большие лужи. Кот прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. (21)

    Грамматические задания

    Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: лес, шишка, пень, ель.

    *Спрячь мягкий знак в середину слова и запиши слова:

    День…, крыль…, пень…, огонь…, Машень… .

    5.* Записать названия летних месяцев, подчеркнуть в них мягкие согласные.

    ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

    Зимний вечер.

    На дворе сильный мороз. Метет метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Кот Васька лег спать в уголке. Юра читает. Маленькая Надя слушает. (24)

    Грамматические задания.

    1. Подчеркнуть в словах мягкий знак.

    Разделить слова для переноса: сильный, метель, угольки.

    Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: белка, ножи, конь, ельник.

    *Записать названия зимних месяцев, подчеркнуть мягкие согласные.

    *Записать по памяти по 2 слова с мягким знаком на конце и в середине слова.

    1 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (март, 3 неделя)

    РАБОТА № 3

    ТЕМА: Гласные после шипящих.

    ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк, а также умение оформлять предложение на письме.

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    Пушистый снег укрыл зимний лес.

    Я иду в чащу леса. Пестрый дятел стучит по дубу. Под елкой лежат шишки. (19)

    Грамматические задания

    1. Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Разделить слова на слоги: ландыш*, площ*ди, ч*деса.

    Изменить слова еж, чиж, мышь так, чтобы в них было по 2 слога.

    *Дописать слоги, подчеркнуть буквы, обозначающие шипящий звук:

    ча…, ро…, лу…, стри…, малы…..

    5. *Составь предложение со словосочетанием душистый чай.

    ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

    Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки Маши. Внучата помогут ей сушить сено. Дети станут бегать в рощу, рвать щавель на лугу. (24)

    Грамматические задания

    Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Разделить слова на слоги: внучата, сушить, рощу.

    Цифрой обозначить количество букв и звуков в слове дача, нарисовать звуковую схему.

    *Записать по одному слову с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    *Закончи предложение: В роще хлопочут …………….. .

    1 КЛАСС, 4 ЧЕТВЕРТЬ (апрель, 3 неделя)

    РАБОТА №4

    ТЕМА: Заглавная буква в именах собственных.

    ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка правописания заглавной буквы в именах собственных.

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    Аня Петрова живет в селе Лесном. Она любит животных. У девочки есть пес Шарик и котенок Пушок. Анюта дает им хлеб, молоко. (22)

    Грамматические задания

    Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

    В словах первого предложения подчеркнуть глухие согласные.

    Разделить слова для переноса: тайны, серая, огоньки.

    *Вставь первую букву и запиши слова:

    …ашенька, ….анечка, …ндрюша, …етенька.

    5 . *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?

    В каком городе ты живешь?

    ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

    В класс поступил новый ученик Костя Демин. Мальчик приехал из города Астаны. Жил

    он там на улице Пушкина. Ребята быстро подружились с новичком. (22)

    Грамматические задания

    1. Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

    2. В словах первого предложения подчеркнуть звонкие согласные.

    3. Разделить для переноса слова: новый, новичок, приехал.

    4. *Запиши по 3 имени девочек и мальчиков.

    5. *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?

    В каком городе ты живешь?

    1 КЛАСС,4 ЧЕТВЕРТЬ (май, 3 неделя)

    РАБОТА №5

    Итоговая контрольная работа за 1 класс.

    ЦЕЛЬ: проверить усвоение учащимися основ русской графики (оформление предложения, правописания слов на изученные правила)

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    Вот и настали теплые деньки. Ребята по тропке идут к реке. Там шумно и весело. Малыши играют в песке. Они строят большой дом. (23)

    Грамматические задания

    2. В словах в е с е л о, р е б я т а подчеркнуть мягкие согласные.

    3. Записать цифрами, сколько букв и звуков в слове д е н ь к и.

    4. *Подобрать слова, противоположные по смыслу: высокий -……

    узкий - …..

    далеко- …

    5.* Составь и запиши 2 предложения со словами Рыжик, рыжик.

    ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

    Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Под елкой норка. Там укрылись серые ежики. (25)

    Грамматические задания

    1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.

    2. В словах белки, укрылись подчеркнуть мягкие согласные.

    3. Записать цифрой, сколько букв и звуков в слове мальчики.

    4.*Подобрать слова, противоположные по смыслу:

    высокий - …. далекий - …. узкий - …. добрый - ….

    5.*Составь и запиши 2 предложения со словами плод, плот.

    Предложение.

    Большая буква в именах, отчествах и фамилиях,

    в названиях городов и рек

    № 1. Слуховой диктант.

    Дети рады зиме. Идет снег. Коля и Митя бегут домой. Руки зябнут.

    № 2. Зрительный диктант.

    Названия городов и рек.

    Чита, Казань, Уфа, Севастополь, Истра, Калуга, Ярославль, Углич, Ангара, Дон, Иртыш, Ока, Амур.

    № 3. Слуховой диктант.

    Вася и Юра идут в школу. Оля пишет брату письмо. Он живет в Уфе. Там есть река Белая. Брат часто удит рыбу.

    № 4. Зрительный диктант.

    1. Мой дядя Василий Петрович уехал в Саратов. 2. В Самаре живет моя тетя Ольга Алексеевна. 3. Евгения Николаевна учит детей. 4. Ксения Петровна - директор школы в Коломне.

    № 5. Зрительный диктант.

    1. В Москве есть река Москва. 2. В Волгу впадают Ока и Кама. 3. Реки Сибири - Обь, Енисей, Амур, Лена. 4. Днепр и Днестр впадают в Черное море.

    Слова с буквами я, ю, е, ё

    № 6. Зрительный диктант.

    Заяц, сеял, малина, моя. Яша, земляника, лапа, лягушка, какая, ягоды, ячмень, твоя, стоять.

    № 7. Слуховой диктант.

    1. Папа вел Яшу в ясли. 2. Зоя и Валя были в саду. 3. Оля играла в мяч.

    № 8. Зрительный диктант.

    Индюк, утюг, ключ, луч, тюк, круг, варю, лук, дарю.

    № 9. Слуховой диктант.

    1. Миша мал. Леша мял клюкву. 2. На лугу вол. Папа вел сына в школу.

    № 10. Зрительный диктант.

    1. Гадюка - ядовитая змея. 2. Идет гусь. Идут гуси и гусята. 3. Рыбаки тянут сеть. Попал в сети большой окунь. 4. Часто идет дождь. 5. Медведи всю зиму спят. Медведь любит мед. 6. Летят журавли. Журавль - большая птица.

    Примечание. Данный материал можно распределить на два диктанта.

    Сочетания жи, ши

    № 11. Зрительный диктант.

    Малыши, лужи, стрижи, ерши, рыжики, жир, пружина, сшил, пиши, шиповник.

    № 12. Слуховой диктант.

    1. Я кормил ежика. 2. Ужи шипят. 3. У дома стоит машина. 4. Мы жили в лесу. 5. Стрижи летали у реки.

    № 13. Зрительный диктант.

    Шестерка - шесть, шинель, шептать - шепот, хижина, желток - желтый, ширина - ширь, лужи, крыши.

    Сочетания ча, ща, чу, щу

    № 14. Зрительный диктант.