Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова)


В «Песню про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов вложил дух собственного протеста против окружающей действительности. Волевых людей поэт отыскал в минувших эпохах, как бы сопоставляя героические личности прошлого с ничтожным поколением современников.

В «Песне…» Лермонтов размышляет не столько об эпохе Ивана Грозного, сколько о вседозволенности власть имущих, нравственных проблемах и правах граждан. За основу автор взял бытовой сюжет: любимый царский опричник Кирибеевич полюбил жену удалого купца Калашникова, чем бросил тень на доброе имя семьи.

Образ Степана Парамоновича отражает цельный и героический характер русского человека. Он наделен честью, достоинством и твердостью в отстаивании правды. Верный муж, хороший отец свято чтит народные обычаи. Алена Дмитриевна традиционно покорна супругу, полна любви, видит в Степане защитника и доброго друга.

Противоположностью купцу выступает опричник Кирибеевич. Он смел, честно служит царю, однако не признает нравственных запретов. Ради собственной страсти опричник готов жертвовать честью других людей. Он рассказал Ивану Грозному об овладевшем им чувстве, но утаил, что женщина повенчана с другим. Отрицательный персонаж не лишен поэтического обаяния, наделен даже угрызениями совести, но однозначно проигрывает в противопоставлении с носителем народного сознания Калашниковым.

Строгие порядки старины приводят к трагическому развитию событий.

Купец вступается за честь жены и вызывает Кирибеевича на кулачный бой. Он заранее просит братьев позаботиться о семье, поскольку знает наверняка, что сложит голову либо в бою, либо на плахе. Сильный духом купец одержал победу в честном поединке. Но царь, так и не узнавший истинной причины гибели своего любимчика, приговорил убийцу к смерти. Калашников не стал рассказывать государю о причинах, побудивших к расправе над опричником, чтобы в будущем о семье не распускали сплетен.

Лермонтов показал купца Калашникова цельной личностью, для которого принципы превыше всего. Не стерпевший позора гражданин погибает, но остается победителем в сердцах простых людей. И народ помнит своего удалого героя, чтит его «безымянную могилку».

Обновлено: 2017-01-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

"Век незаурядных людей" (по произведению М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова")

В поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" автором создан убедительный образ Древней Руси. Этой убедительности способствует и язык, близкий к народному фольклору, и множество исторических деталей: одежда, вооружение, определенные ритуалы поведения. Некоторые авторские обобщения не мешают проявлению индивидуальности характеров. И яснее всего приметы времени выражаются именно в характерах, в представлениях людей о чести, благородстве, справедливости.

В "Песне..." нет ни одного безусловно отрицательного персонажа, поскольку это произведение в целом противопоставлено низменной современности автора (низменной в глазах Лермонтова). И царь Иван Грозный, и его опричник Кирибеевич, и купец Калашников, и его жена Алена Дмитревна имеют понятия о чести и справедливости, хотя все они истолковывают эти понятия по-разному.

Ситуация бесчестья, оскорбленного достоинства, поединка характерна для Лермонтова. Причем поэт был уверен в том, что бесчестье необратимо и поэтому может завершиться только трагически: убийством, самоубийством, сумасшествием. Благородный человек никогда не прощает нанесенного ему оскорбления и мстит за него - такова мысль Лермонтова. Об этом он и говорит с восхищением, рассказывая о купце Калашникове.

Калашников в поэме выступает не только как защитник собственной чести, но и как защитник семьи, рода ("Опозорил семью нашу честную злой опричник царский Кирибеевич"). Точно так же и Алена Дмитревна вспоминала своих родственников, мертвых и живых, рассказывая мужу о поступке Кирибесвича. Здесь Лермонтовым точно передано средневековое сознание, когда одним из основных понятий была родовая честь.

Кстати, Алена Дмитревна в поэме предстает как явно положительный персонаж, что нехарактерно для Лермонтова. Ведь обычно он говорил о женщинах много нелестного. Поэтому-то столь удивительным кажется образ Алены Дмитревны. Ни в чем не виноватая, она, тем не менее, бросается в ноги мужу, прося у него прощения:

Не боюся смерти лютыя,

Не боюся я людской молвы,

А боюсь твоей немилости.

Так лее, как его жена, Степан Парамонович пе боится смерти. Он выходит на бой с опричником Кирибеевичем. Для него нравственный закон гораздо важнее власти царя, ведь он прекрасно понимает, что Иван Грозный не пощадит его ни в случае победы, ни в случае поражения. И это понимание не мешает ему защищать свою честь. Нельзя забывать и о том, что он не раскрывает царю истинную причину поединка, потому что не может публично рассказать о позоре своей семьи. Именно нравственная независимость и понятия о чести Калашникова становятся причиной его трагической гибели. Смерть em была позорна, но о нем осталась хорошая память в народе. Его могилу чтят:

Пройдет стар человек - перекрестится,

Пройдет молодец - приосанится,

Пройдет девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку.

Пусть Калашников погиб, как преступник, но все же это была гибель за "правду-матушку".

Противник Степана Парамоновича, Кирибеевич, также предстает в поэме героем, окруженным поэтическим ореолом, и человеком, не лишенным морального сознания. Сначала он просит царя только отпустить его "в степи Приволжские", чтобы погибнуть там. Но не сказав царю, что его возлюбленная замужем, он тем самым оказывается жертвой царской милости. Иван жалует ему драгоценности, которые должны склонить девушку к "свадебке", и благословляет опричника на дальнейшие действия. Возможно, поступок Кирибеевича отчасти оправдывается его безумной любовью. Его претензии к Алене Дмитревне не безграничны, он готов удовольствоваться несколькими мгновениями счастья.

Когда Калашников принимает вызов Кирибеевича, выходит на бой и боо-сает ему в лицо обвинение, тот:

Побледнел в лице, как осенний снег,

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло...

Он сознает свою вину. То, что он был сражен в бою с Калашниковым, - справедливое возмездие. Гибель его описывается, как гибель "добра молодца" в фольклоре. Все-таки в Кирибеевиче есть положительное начало, если сам автор так трогательно относится к нему.

Лермонтовский Иван Грозный поначалу кажется гораздо благодушнее и добрее, чем историческая личность - прообраз героя "Песни..." Он снисходителен к Кирибеевичу в начале поэмы. Но в конце поэмы мы наблюдаем уже отнюдь не благодушие. Так, собираясь казнить Калашникова, он перечисляет свои будущие благодеяния его родным. Это звучит как издевка. И все же царь со своей точки зрения поступает, следуя закону справедливости. Он ведь не знает, за что Калашников убил Кирибеевича. В глазах царя Степан Парамонович - преступник.

Таким образом, каждый из героев поэмы действует как незаурядная личность, следуя своим нравственным требованиям. Конечно, не все герои в равной мерс заслуживают сочувствии и одобрения. Простой купец, гордый и верный нравственным устоям, оказывается морально выше царя. Тем не менее, вся эпоха в целом представлена, как достойная; люди - как яркие, целостные, неординарные личности. Это одна из причин, почему "Песню..." причисляют к лучшим произведениям высокой классики.

М. Ю. Лермонтов «Песнь про купца Калашникова». Очень краткое содержание Калашников - купецКерибеевич - опричникАлена Дмитревна - жена Калашникова и причина ссоры между ними. В «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова рассказывается о том, как царский опричник Кирибеевич попытался увести жену у купца Калашникова. У царского двора произошел поединок, в котором Калашников убил Кирибеевича.Царь велел казнить купца, ведь тот убил лучшего царского бойца, но при этом царь обеспечил его жене и братьям безбедную жизнь. Опричник Карибеевич нарушил Божий закон – «не возжелай жену ближнего своего»; он поступил не по-христиански, за что и поплатился.А Калашников не побоялся опричника и гнева царя, а смело защитил честь своей семьи. "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова. Краткое содержание Песня поется от имени гусляров и начинается с зачина. 1 «За трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич...» Лишь один из опричников на пиру не веселится и не пьет - Кирибеевич. Царь спрашивает Кирибеевича, отчего он грустен. Кирибеевич отвечает, что причина тому - Алена Дмитриевна («Как увижу ее, я и сам не свой: опускаются руки сильные, помрачаются очи бойкие»). Царь дарит Кирибеевичу перстень, советует найти сваху и заслать сватов к Алене Дмитриевне. Кирибеевич отвечает, что «….красавица в церкви божией перевенчана, перевенчана с молодым купцом по закону нашему христианскому». 2 Калашников сидит у себя в лавке, продает товары. Вечер, Калашников спрашивает старую работницу Еремеевну: «Куда девалась, затаилася в такой поздний час Алена Дмитриевна?» Ереме-евна отвечает, что Алена Дмитриевна пошла в церковь, но до сих пор не вернулась. Скоро приходит Алена Дмитриевна - бледная, одежда порвана. На вопрос мужа Алена Дмитриевна отвечает, что по дороге ее нагнал Кирибеевич, сулил богатства, только «полюби меня, обними меня хоть единый раз на прощание». «И ласкал он меня, цаловал он меня; на щеках моих и теперь горят, живым пламенем разливаются поцелуи его окаянные!..» Калашников зовет двух младших братьев, рассказывает им о случившемся, напоминает о том, что завтра на Москве-реке при царе будет кулачный бой. «И я выйду тогда на опричника, буду на смерть биться до последних сил. А побьет он меня - выходите вы...» 3 Кулачный бой на Москве-реке. Кирибеевич вызывает на бой желающих. Все боятся. Выходит Калашников, сообщает Кирибеевичу, кто он такой и что биться будет до конца. Кирибеевич бьет Калашникова в грудь, где крест «со святыми мощами из Киева». Калашников бьет Кирибеевича в висок, тот падает замертво. Царь гневается, спрашивает: «Вольной волею или нехотя ты убил на смерть мово верного слугу?..» Калашников: «Я убил его вольной волею, а за что про что, не скажу тебе, скажу только богу единому». Царю нравится, что Калашников «ответ держал по совести», он обещает, что «молодую жену и сирот твоих из казны моей, я пожалую», братьям будет торговля «безданно», «беспошлинно». Калашников прощается с родными, его казнят.

Анализ поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1) История создания поэмы. В 1835 году М.Ю. Лермонтов оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Петербургом в Царском Селе. В этот период и написана поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно тогда формируются взгляды поэта на историческую судьбу России. М.Ю. Лермонтова интересует прошлое России как этап в развитии жизни страны.

Первой опубликованной поэмой Лермонтова стала «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837, напечатана в 1838-м). По меткому замечанию Белинского, Лермонтов предпочитал прошлое настоящему, поэтизировал его. Из грубой действительности прошедшего, согласно Белинскому, Лермонтов вынес «вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории». «Песня...» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе - «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты» (свидетельство А.А. Краевского). Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслушивает биение пульса иной эпохи. В «Песне...» отразились размышления Лермонтова о нравственных и политических проблемах своей эпохи, о судьбе и правах человеческой личности, в частности о судьбе и трагической дуэли Пушкина. Современники высоко оценили поэму.

2) Особенности жанра произведения. Поэма - большая форма лироэпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя. Поэт называет свою поэму песней, гак как он воспевает людей времен Ивана Грозного, с одной стороны, и показывает связь своего произведения с фольклором, - с другой. Уже во вступлении проявляется связь «Песни...» с фольклором; есть характерные выражения для песни - «Ох ты гой еси...»

3) Историческая основа поэмы. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова имеет историческую основу. Лермонтов начинает с описания пира во дворце у Ивана Г розного. Царь сидит за столом в золотом венце, в расшитой драгоценными камнями, тяжёлой, негнущейся парчовой одежде, величественный и страшный. Человек для своего времени исключительной образованности, Иван IV мечтал о могуществе России. Как позднее Петр I, он хотел «прорубить окно» в Европу. Исторические условия не дали ему возможности это выполнить. Иван Грозный - лицо историческое.

От мелкой, ничтожной жизни современного ему общества Лермонтов переносит читателей в героическую пору истории - время, когда создавалось могущественное русское государство и выковывались волевые характеры людей. Три различных, но сильных и самобытных человека сталкиваются между собой. Этим столкновением определяется действие поэмы. Опричник Кирибеевич под влиянием охватившей его страсти оскорбляет достоинство простых людей. Калашников борется за справедливость и убивает Кирибеевича, а царь Иван Грозный казнит Калашникова за то, что он самовольно расправился с его любимцем. Действие происходит в древней русской столице - Москве.

Реалистический историзм «Песни...» заключается в том, что Лермонтов, воссоздав исторический колорит эпохи, показал социальное противоречие того времени и дал характеры в их социальной обусловленности. «Песня...» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, «бездну ужасов тиранства» (Н.М. Карамзин). XVI век - один из самых ярких и трагических периодов в истории России. За годы царствования Ивана IV страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась её территория, были завоеваны Казань, Астрахань, Сибирь, Русь упрочила своё политическое влияние в мире. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика. Иван Г розный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи. Мрачным было правление Ивана Грозного, мрачной была и его жизнь: Иван IV утопал в разврате, беспрерывно менял жён, в приступе ярости убил старшего сына, постоянно подозревал измену. В поэме Лермонтова не отражены эти факты, как и сведения о похищениях красивых жён знатных людей, которые поощрял Грозный. Исторический Грозный конфисковывал имущество казнённых, не заботился о благосостоянии их семей, как это происходит в «Песне...».

XVI век в изображении Лермонтова - высокое героическое прошлое: в поэме нет ни одного ярко выраженного отрицательного персонажа, ужасы опричнины остаются «за кадром». Вместе с тем достоверна вседозволенность Кирибеевича, ужас, охвативший Алёну Дмитриевну при его словах о происхождении из «славной семьи из Малютиной», нарушение царём своей клятвы помиловать победителя.

Как пирует царь Иван Грозный? («во славу Божию, в удовольствие своё и веселие»)

Как расположены гости за царским столом? (То за трапезой сидит во златом венце, / Сидит грозный Царь Иван Васильевич. / Позади его стоят стольники, / Супротив его все бояре да князья, / По бокам его все опричники...) Что свидетельствует о том, что такое расположение гостей за столом у царя - давно заведенный порядок?

4) Основной конфликт поэмы. Конфликт - столкновение интересов персонажей, борьба идей, мотивов; основа развития сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам. В поэме конфликт между удалым, благородным, независимым Калашниковым и кро-мешником, «лукавым рабом» царя Кирибеевичем, - безусловно, прочитывается в контексте «лютого времени».

5) Характеристика героев поэмы.

Образ Ивана Грозного. Обобщенный образ Ивана IV создан Лермонтовым в духе народной традиции - исторических песен об Иване Грозном - и отчасти «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В поэме личность Ивана Грозного изображена неоднозначно: показано его величие и подозрительность, царский произвол, жестокость и великодушие. Это человек сильных страстей.

Образ Кирибеевича. Кирибеевич - опричник, который ставит собственные желания и интересы выше нравственных и моральных норм, чести и достоинства.

Как ведет себя Кирибеевич на пиру у Ивана Грозного? Почему? (Кирибеевич не веселится вместе со всеми, так как «в груди его была дума крепкая».)

Какую помощь предлагает Иван Грозный Кирибеевичу? (Иван Грозный хочет лично сосватать полюбившуюся Кирибеевичу девушку.)

О чём умалчивает Кирибеевич за столом у царя? Какой нравственный закон он преступает? (Кирибеевич умалчивает царю о том, что Алёна Дмитриевна замужем.)

Как ведет себя Кирибеевич на кулачном бою? Как данное поведение характеризует опричника? (Кирибеевич выходит на кулачный бой ради забавы, потешить царя, излишне самоуверен в своих силах.)

Образ купца Калашникова. Героическое начало в поэме связано с образом «смелого купца» Калашникова. В этом образе Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим качествам к герою русского эпоса. Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю - таковы основные черты Калашникова как истинно народного героя. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий во имя долга и чести. Поэтому в сцене поединка, ещё не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обличающие слова Калашникова заставили «удалого» Кирибеевича побледнеть и замолчать («На раскрытых устах слово замерло»). Заключающая «Песню...» картина «безымянной могилки», вызывающей сочувственный отклик народных масс, гусляров вдохновляющей на песню, придал подвигу Калашникова, почившего «за святую правду-матушку», народное значение. Носитель чести в «Песне...» - московский купец Калашников, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:

А зовут меня Степан Калашников,
А я родился от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного.

Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов «стоять за правду до последнева». Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: «Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!» Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи - в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Это не просто месть, наказание «бусурманскому сыну», это и не страх «злых охульников»: Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник - промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил по себе добрую.память:

Пройдёт стар человек - перекрестится,
Пройдёт девица - пригорюнится/
А пройдут гусляры - споют песенку.

Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и «оклеветанный молвой», становится народным героем.

Дайте характеристику купцу Калашникову. Какой он? (Купец Калашников весь день на работе, в его семье царят домостроевские порядки: жена ждет мужа с работы, дети находятся под её присмотром. Калашников - верующий человек, живущий по общепринятым законам.)

Почему, не застав дома молодой жены, купец «смутился тогда думой крепкою»? (Жена, не придя вовремя домой, нарушила раз и навсегда заведённый порядок.)

Как отреагировал Капашников на произошедшее с женой? Как это его характеризует? (Калашников возмущён поступком Кирибеевича и вступается за честь своей жены я всей семьи, так как семья очень важна для купца.)

Где «удалой купец» ищет помощи и поддержки в трудную минуту? Как этот факт его характеризует? (Купец Калашников ищет помощи в своей семье и обращается к братьям.)

Как ведет себя Калашников во время кулачного боя? Как такое поведение характеризует героя? (Калашников выходит на кулачный бой, чтобы отстоять честь своей семьи, он кланяется сначала царю, потом «святым церквам», «а потом всему народу русскому».)

6) Художественные особенности поэмы. Поэма Лермонтова до сих пор является единственной в своём роде стилизацией фольклора в большой эпической форме, стих «Песни...» приближен к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, «перехваты», повторы. Это была героическая, гуслярная, застольная песня, которая соседствовала в творчестве Лермонтова с ангельскими «тихими песнями», юношескими «романсами» и стилизациями («Колокол стонет», «Не знаю, обманут ли был я», «Светлый призрак дней минувших»). Известный критик начала XIX века В.Г. Белинский писал, что здесь «поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в её историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства...»

Художественные средства создания характеров в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Михаил Юрьевич Лермонтов – это яркий и самобытный поэт, который создал галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго их запоминаешь. Такими героями являются персонажи произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: сильный и неукротимый Кирибеевич, гордый и мужественный купец Калашников, верная и любящая Алена Дмитриевна.
Одна из важнейших характеристик героев «Песни про купца Калашникова» – их принадлежность к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья.
Каждый человек должен отвечать не только перед собой, но и перед предками и потомками за каждый свой шаг. Это сознание наполняет человека силой, могуществом и бесстрашием. Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду:

А из роду ты ведь Скуратовых
И семьею вскормлен Малютиной…

Имя Малюты Скуратова наводило ужас на весь народ. Кирибеевич – царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина пользовалась с благословения Ивана Грозного безнаказанностью. В этом и состояла сила Кирибеевича. Он ощущал за своей спиной поддержку всей опричнины и самого царя.
Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела. Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, так как борется против его воли, против вседозволенности, дарованной им своей дружине. Купец Калашников борется за свое честное имя справедливо. Он не может отомстить обидчику иначе, как в открытом бою, в личном поединке. В этом успех его нравственной победы. Против неправедности, обмана и бесчестья он не позволит себе бороться этими же средствами. Он не осквернит имени Калашникова тайной местью.
Царь живет по собственным законам: хочу – казню, хочу – милую. Обещав перед всем народом праведный суд за бой, он без тени колебаний нарушает эту клятву:

Кто побьет кого, того царь наградит,
А кто будет побит, тому Бог простит…

Царь и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы – по законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь всегда дороже жизни. Исход битвы решило моральное превосходство Калашникова:

И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег:
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло.

Главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: «Не в силе Бог, но в правде». Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев. Он восхищается Аленой Дмитриевной, для которой позор имени страшней личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:

Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей ты меня, или выслушай!
Твои речи – будто острый нож;
От них сердце разрывается.
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюся твоей немилости…
Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым охульникам в поругание…

Ты наш старший брат, нам второй отец;
Делай сам, как знаешь, как ведаешь,
А уж мы тебя, родного, не выдадим.

Вот они, истинные русские характеры. Лиц не видно только в толпе, народ же начинается с индивидуальности каждого человека, с чувства личной ответственности и перед своей совестью, и перед семьей, и перед людьми.
В «Песне про купца Калашникова» меня привлекают не только характеры, правдиво воссозданные автором, но и весь строй произведения: язык, ритмичность, особый звуковой ряд.

Cочинение «Образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Калашникова».

Образ Калашникова выписан широко, эпическими красками. Это цельная личность. В нем олицетворены лучшие стороны народного характера. Калашников не поддается личному искушению даже перед лицом смерти. Вероятно, Грозный – царь жестокий, но по-своему справедливый – простил бы Калашникова, узнав о действительных причинах его мести, но Калашников не желает унижать себя объяснениями, он горд ощущением своей причастности к правде народной, которая выше царского суда:

Сюжетную основу поэмы составляет поединок купца Калашникова с царским опричником Кирибеевичем. Кирибеевич – приближенный царя, и в этом смысле его своевольный поступок по отношению к Алене Дмитриевне, столкновение с Калашниковым приобретают социальную окраску. Но победа народного начала над сословно-официальным была невозможна ни в годы николаевской реакции, ни тем более в эпоху Ивана Грозного. Поэма завершается смертью Калашникова, которого по приказанию царя казнят за убийство опричника в кулачном бою. Тем самым раскрывается историческая перспективность народной среды, ее потенциальные возможности.
Во крови на плаху покатилася.

Степан Парамонович по физическим данным вряд ли мог превосходить Кирибеевича, профессионального воина, постоянного участника кулачных ристалищ. Но побеждает все-таки Калашников. Кирибеевич не мог устоять в поединке: правда была не на его стороне. Еще до боя, услыхав угрозу Калашникова, он бледнеет, тушуется. Получив удар, опричник падает, будто «сосенка, во сыром бору…». В противоположность Кирибеевичу, Калашников вступает в бой с сознанием своей правоты. Он защищает не только свою честь, но и нерушимость нравственных устоев, которые освящены народом. Поэтому он побеждает, побеждает силой своего духа.
Одному по свету маяться (…)
Не шутку шутить, не людей смешить
- говорит он своему противнику и убивает его, не страшась царского гнева.
Прикажи меня казнить – и на плаху несть
И головушка бесталанная
Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольной волею,

«Бесталанная» значит не только несчастливая, но и бесхитростная, не пожелавшая отступить от своей правды, принять нормы эгоистической морали, которая стала утверждаться по мере усиления в государстве деспотического начала, сословных преимуществ. На какой почве возможно формирование истинно человеческих свойств личности? На народной – отвечал Лермонтов своей поэмой. Это было равносильно открытию, но окрашенному у Лермонтова горьким чувством. Отсюда неудовлетворенность поэта настоящим, обращение к прошлому, а через него – к будущему. Только в будущем возможна полная реализация здоровых народных начал.

Тут проявился подлинный историзм Лермонтова, показавшего, что в антагонистическом обществе сохранение чести и достоинства, в народном их понимании, приходит в резкое противоречие с существующими социальными условиями:
Как увижу ее, я и сам не свой;
Скажу только богу единому.

Действительно, не только фольклорно-песенный, но и сам исторический колорит поэмы оставляет яркое впечатление. Как живые встают перед нами образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Степана Парамоновича Калашникова. Иван IV нарисован в соответствии с народными представлениями – могучим и грозным царем. Он не любит, чтобы перечили его воле, и предает смерти купца Калашникова за то, что тот, убив в кулачном сражении опричника Кирибеевича, отказывается объяснить причину своего поступка.
К тебе вышел я теперь, басурманский сын,
И казнили Степана Калашникова

Переключение социального конфликта в русло моральных соизмерению позволило Лермонтову глубже раскрыть противоречия между официально-правительственной сферой и народом. Эту закономерность Лермонтов выявляет через характеры яркие, недюжинные, прибегая в отдельных случаях к романтической тональности. Кирибеевич не просто «злой обидчик», а, чело век большой силы чувств. Страсть к Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, поглотила его целиком:
Скучно, грустно мне, православный царь,
Смертью лютою, позорною;
Опускаются руки сильные,

Кирибеевич не хочет считаться ни с желаниями Алены Дмитриевны, ни с нормами общепринятой морали. Он позорит Алену Дмитриевну дерзкими поцелуями, полагая, ЧТО ему, как царскому любимцу, все дозволено. Однако право сословной силы, не подкрепленное правом морали, оказывается несостоятельным. В открытом и честном бою Кирибеевич, утратив самообладание, погибает. Иначе нарисован Калашников. Честь и правда, моральные законы народа для него превыше всего; это, как заметил Белинский, «одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут». За честь жены, за чистоту народных обычаев Калашников идет на смертельный бой.
А за что про что – не скажу тебе,
Помрачаются очи бойкие;
Мне головушку повинную
Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

"Песня про царя Ивана Васильевича..." Лермонтова. Опыт эпического повествования. Сочинение

Михаил Юрьевич Лермонтов очень взыскательно относился к своему творчеству. Он браковал множество своих произведений, которые в последствие потомки признали гениальными. Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своем роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов. Не было у "Песни..." перекличек и с предыдущими произведениями Лермонтова. Правда в поэме "Боярин Орша" автор затрагивает семейную тему, но особенность "Песни..." в том, что данная тема здесь представлена совершенно иначе, хотя речь идёт тоже о бесчестьи семьи.

Тема бесчестья была очень характерна для творчества Лермонтова этого периода, но надо сказать, что он разграничивал оскорбление и бесчестье. Оскорбленный дворянин получал удовлетворение на дуэли, независимо от ее исхода, это был поединок равных. "Бесчестье в качестве разрешения ситуации предусматривало убийство, самоубийство или сумасшествие, то есть в любом случае бесчестье необратимо, и обесчещенный не может далее оставаться в обществе чести". Так писал сам Лермонтов.

В стихотворении "Смерть поэта" Лермонтов не случайно активно подчёркивает жажду мести "невольника чести". Исследователь творчества поэта Б.М. Эйхенбаум предполагал, что "Песня… ", возможно, написана во время мнимой болезни, заставившей поэта сидеть дома после смерти А С Пушкина. В таком случае, правы те, кто считает, что толчком к созданию поэмы могла быть именно гибель Пушкина, защищавшего свою честь и честь семьи.

Опозорил он, осрамил меня

Меня честную, непорочную...

Говорит Алена Дмитриевна мужу о Кирибеевиче. Хоть она и начинает свой рассказ, повалившись в ноги своему мужу, Степану Парамоновичу, просит она не прошения, потому что виниться ей не в чем, а заступничества.

Ты не дай меня свою верную жену

Злым охульникам в поругание!

Таким образом, мстя опричнику Кирибеевичу, купец Калашников прежде всего выполняет просьбу Алены Дмитриевны и выступает защитником семьи и рода. Алёна Дмитриевна, обращаясь к мужу, вспоминает своих родственников, умерших и живых, доказывая, что ей больше не у кого просить помощи, как у родной семьи. Здесь Лермонтовым точно отражено средневековое сознание русского человека, хотя подобная ситуация не потеряла актуальности и в его время. Ведь Пушкин тоже защищал честь своей семьи, а не только свою личную.

Еще одной жанровой особенностью поэмы является намерение автора снизить романтический ореол образов главных героев. Лермонтов придает им реалистические черты, христианские идеалы русского народа непосредственно отражаются в психологии главных героев поэмы. Так, "лукавый раб" Кирибеевич обманул царя, не сказав ему, что "красавица В церкви божией перевенчана По закону нашему христианскому". Этим он нарушает незыблемый закон, обезумев от любви. Сначала опричник просит царя отпустить его "… в степи Приволжские, чтобы там сложить буйную головушку", но невольно становится жертвой собственного обмана. Царь жалует ему драгоценности, с помощью которых Кирибеевич пытается прельстить Алену Дмитриевну. Иван Грозный сам толкает своего любимца на бесчестный поступок.

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать

Лишь не дай мне умереть смертью грешною,

Полюби меня, обними меня

Хоть единый раз на прощание.

Так упрашивает свою любовь Кирибеевич. Его претензии не безграничны, - он, подобно Мцыри, готов довольствоваться несколькими мгновениями счастья. Опричник всё же христианин, он боится умереть смертью грешною, то есть покончить с собой. Но в то же время он типично лермонтовский герой, ведь он действует, не считаясь с тем, что всё происходит на глазах "злых соседушек".

И ласкал он меня, цаловал меня,

На щеках моих и теперь горят

Живым пламенем разливаются

Поцалуи его окаянные -

с отвращением рассказывает Алена Дмитриевна. Своевольного героя постигает возмездие, осуществляемое не одним Калашниковым и "властью провидения", а силой совести самого Кирибеевича. Он не может не принять смертельный бой. Но в то же время проявляет себя в нём настоящим "басурманским сыном". Когда он ударил купца Калашникова, то погнул висевший на груди Степана Парамоновича крест со святыми мощами из Киева. Удар оказался так силён, что Калашников собирает все силы, чтобы выстоять.

При этом он ведет себя не как романтический герой, он не борется с судьбой и не противостоит ей, а просто защищает честь семьи. Дело его правое, однако, с точки зрения существующего закона он вершит самосуд и готов за это принять казнь. Степан Парамонович принимает на себя судьбу преступника, чего никак не могло бы случиться в романтической поэме, где герой предпочтёт такой участи смерть и станет мучеником, о котором будут потом слагать песни.

Жанровое своеобразие поэмы состоит ещё и в том, что кроме реалистических конфликтов "Кирибеевич - семья Калашникова", "Калашников - Иван Грозный", в поэме есть и романтический конфликт. Это конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму исторической социальной психологии. Степан Парамонович не может сказать царю, что убил "нехотя", не только из-за своей честности и прямоты. То, что он убил "вольной волею", должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора. Нравственная независимость Калашникова, то, что он личность, а не "лукавый раб", является в поэме причиной его трагической гибели. Личное достоинство в нём неразрывно связано с народными нравственными устоями. Поэтому, несмотря на "позорную казнь" и на то, что похоронен он был не по христианскому обряду (не на кладбище), купец оставил о себе хорошую память в народе. Проходя мимо его безымянной могилки,

… стар человек - перекрестится

Пройдёт молодец - приосанится,

Пройдёт девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку.

Мажорным, подлинно песенным аккордом заканчивается поэма.

Таким образом, идея поэмы, в отличие от классических канонов, не исчерпывается противопоставлением "безгеройной" современности и героического прошлого, века незаурядных людей. В поэме далеко не все герои заслуживают сочувствия и одобрения. Так, купец Калашников, верный народным нравственным устоям, оказывается морально выше самого царя. Лермонтовский Грозный вовсе не по неведению подталкивает Кирибеевича к насилию и казнит Калашникова. В его характере отмечен чудовищный цинизм Свой ответ на исполненные достоинства слова Степана Парамоновича "Я убил его вольной волею, А за что про что - не скажу тебе. Скажу только богу единому..." царь начинает мрачной шуткой: "Хорошо тебе, детинушка, что ответ держал ты по совести", - и перечисляет все будущие благодеяния родным, оставляя напоследок смертный приговор, и как бы обмолвившись, называет детей Калашникова сиротами.

Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую.

Обещая купцу торжественную казнь, царь на самом деле устраивает "глумление над осужденным". Он произносит откровенно издевательские слова

Я топор велю наточить-навострить,

Палача велю одеть-нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью.

"Песнь..." со всей определенностью высвечивает процесс художественной эволюции Лермонтова. От лирической напряженности стиля, сосредоточенного вокруг авторского "я", от прямых и открытых лирических формул, от жанра исповеди автор переходит к созданию психологических образов и сюжетов. Главный герой как бы предчувствует трагические события, когда еще ничего не предвещает беды. Так в тот самый злополучный день сидит молодой купец за прилавком, раскладывает товары.

Речью ласковой гостей он заманивает,

Злато, серебро пересчитывает.

Да недобрый день задался ему:

Ходят мимо баре богатые,

В его лавочку не заглядывают.

В поэме между горячими событиями возникает удивительный образ Древней Руси и ее столицы Москвы:

Над Москвою великой, златоглавою,

Тучи серые разгоняючи,

Заря алая подымается,

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Богатство исторических деталей и примет времени отличает поэму Лермонтова. Это не только описание одежды, утвари, вооружения, но также формы поведения главных героев, скажем, перед боем. К общим, исторически обусловленным чертам добавляются индивидуальные характеристики. Так, Кирибеевич, выходя на бой, "… царю в пояс молча кланяется", затем он "на просторе… похаживает, Над плохими бойцами подсмеивает". Калашников же, выйдя против опричника, "Поклонился прежде царю грозному. После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому".

В поэме мы встречаем такие художественные приемы, как использование традиционных эпитетов ("вино сладкое, заморское", "очи соколиные"), сравнений, синтаксических повторов, параллелизмов, инверсий, прямого отрицания (" Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце Сидит грозный царь Иван Васильевич"). Все эти приемы мастерски воспроизводят русский фольклорный поэтический стиль. В духе русской словесности даже синтаксическая конструкция с лишним союзом "и":

Уж как завтра будет кулачный бой

На Москве-реке при самом царе.

И я выйду тогда на опричника.

Стилизованная "песенность" поэмы, эмоциональная напряженность ее содержания, динамика сюжета скрывают некоторые исторические погрешности и отдельные смысловые несообразности. Так, например, Кирибеевич описывает царю красоту Алены Дмитриевны и расхваливает ее "косы русые, золотистые", которые видеть не мог, так как замужние женщины прятали свои волосы под платок.

Обращает на себя внимание еще одна особенность "Песни..." - ее полифоничность. Песнь поют несколько гусляров, но в одном месте прорывается голос единственного автора, который говорит об Алене Дмитриевне: "Задрожала вся, моя голубушка..."

К относительной несообразности, мне кажется, стоит отнести тройное повторение клича перед боем "Трижды громкий клич проклинали - Ни один боец и не тронулся". Это не значит, что Степан Парамонович проспал, как Онегин перед дуэлью. Затягивание действия в поэме усиливает напряженность атмосферы, к тому же соблюдается фольклорный принцип троичности. Этот принцип просматривается и в композиции произведения: в "Песне..." три главы, три припева.

Финал "Песни..." является по традиции "славой" боярину, боярыне и всему христианскому народу.

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" - уникальное произведение Лермонтова и всей русской литературы. Оно по праву считается шедевром русской национальной классики.

Фольклорные мотивы в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.

«Песня про купца Калашникова» - произведение, наполненное фольклорными мотивами и элементами. Это произведение – стилизация под народную героическую песню, прославляющую подвиги народного героя, богатыря. Таким богатырем в «Песне» является купец Калашников.
Сам жанр произведения, обозначенный в названии, взят из фольклора.
Композиция «Песни» подражает народной, которую исполняли певцы под аккомпанемент инструментов, как правило, гуслей. В лермонтовской «Песне» есть «народные» зачин и концовка, а также перед каждой повествовательной частью есть своеобразная «вставка»:

Ай, ребята, пойте - только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте - дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!

Описание героев дано в фольклорном стиле. Широко употребляется параллелизм, когда внешность героя, значимость его фигуры, а также его внутреннее состояние сравнивается с состояниями природы. Так, например, Иван Грозный описывается следующими строками:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Сцена боя Калашникова с Кирибеевичем предваряет довольно большое описание зари над Москвой. Оно дано по контрасту к описываемому событию и заканчивается вопросом: «Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?»
Описание героев строится на постоянных эпитетах в традиции народных произведений: «солнце красное», «удалой боец», «буйный молодец», «очи темные», «широка грудь», «брови черные». Используются здесь и традиционные сравнения: «Ходит плавно - будто лебедушка».
Вообще, постоянными эпитетами наполнено все произведение: «вино сладкое», «дума крепкая», «голубь сизокрылый», «сердце жаркое», «дума черная», «сырая земля», «красны девушки».
Стилизован под народную песню и язык произведения. Он такой же напевный, в нем много инверсий, обращений и восклицаний. В произведении использованы диалектные и просторечные слова или их формы: охульник, сиротинушка, старшой брат, разгоняючи, подымалася и другие.
Широко используется в «Песне» троекратное повторение. Так, например, перед боем Калашников трижды кланяется, выказывая уважение и прося благословения и поддержки.
В народных традициях дана трактовка основных характеров «Песни». Калашников – народный герой, защитник народной нравственности, чести и справедливости. Он отстаивает не только свое доброе имя, но и честь всего православного народа. Поэтому имя его останется в веках, несмотря на немилость власти.
Главный злодей, Кирибеевич, показан односторонне. Он отрицателен во всем. Это воплощение иной, захватнической веры, неуважения, всего злого и темного. В итоге он, в лучших традициях фольклора, оказывается побежденным и в конце «Песни».
Иван Грозный - неоднозначная фигура. Это также фольклорная традиция. Казалось бы, он на стороне темных сил, но обещает поддержать семью Калашникова после его смерти. Он способен оценить силу и благородство характера Калашникова.

Поэма М.Ю. Лермонтова рассказывает об историческом прошлом Руси ХVI в., царствовании Ивана Грозного. По форме она напоминает былину или балладу, исполняемую гуслярами песню. Близость к фольклору не только придаёт достоверность картинам и характерам, изображённым в поэме, но и позволяет автору показать народный идеал, выразить народное понимание правды, чести, героизма, справедливости.

Роль пейзажа в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.

Поэма М.Ю. Лермонтова рассказывает об историческом прошлом Руси ХVI в., царствовании Ивана Грозного. По форме она напоминает былину или балладу, исполняемую гуслярами песню.

Большую роль в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» играет пейзаж.

Первая часть поэмы начинается пейзажем:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Слово слово «не» - это ключ ко всей поэме, тревожный знак, что всё добром не кончится, предчувствие беды.

За Кремлем горит заря туманная;

Набегают тучки на небо, -

Гонит их метелица распеваючи;

Пейзажные зарисовки подчёркивают настроение и душевное состояние героев поэмы:

И смутился тогда думой крепкою

Молодой купец Калашников;

И он стал к окну, глядит на улицу -

А на улице ночь темнехонька;

Валит белый снег, расстилается,

Заметает след человеческий;

и место, и время трагических событий:

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

А печальный пейзаж в конце поэмы:

И бугор земли сырой тут насыпали,

И кленовый крест тут поставили,

И гуляют-шумят ветры буйные

Над его безымянной могилкою,

как бы соединяет всю композицию произведения воедино, показывает, что предчувствие беды в первых строках нас не обмануло:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие…

Пейзаж не только придаёт достоверность картинам и характерам, изображённым в поэме, но и позволяет автору ярче выразить народное понимание правды, чести, героизма и справедливости.

Тема: Отношение автора к героям поэмы (на основании «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова).
Цели:
1) обучающая: а) научить сопоставлять образы литературных героев на основании различных критериев (внешний вид, отношение к женщине, проявление своего характера в психологически тяжелой ситуации и т. д.); б) рассказать о личности Ивана Васильевича.
2) развивающая: развить у учащихся следующие умения: а) определять авторский замысел, используя слова поэмы; б) сопоставлять наглядный материал с текстом, анализировать его, высказывать свою личную позицию относительно произведений искусства; в) развивать навыки общения в группе.
3) воспитательная: воспитывать нравственные идеалы учеников, почтение к русским христианским традициям, благородное отношение к женщине и уважение к русскому народу.
Средством наглядности служат иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова: В. Г. Шварц «Пир у царя», И. Я. Билибин «Алена Дмитриевна и Кирибеевич», В. Васнецов «бой Кирибеевича с Калашниковым», работа Б. М. Кустодиева, В. И. Суриков «Палач».

Ход урока

I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания (стр. 43, вопросы 1, 2 ,3 ,однако акцент делается на вопросе № 5, на основе которого и развертывается дальнейшая беседа для раскрытия заявленной темы урока. Ученикам дается задание найти цитаты, характеризующие героев Лермонтова).
Беседа: учитель задает классу вопросы, а ученики подтверждают ответы цитатами из произведения.
◙ Вы, наверняка, обратили внимание на то, как автор воссоздал внешний облик героев. Что внешность Кирибеевича и Калашникова помогает понять в их характере?
Кирибеевич:
«Бойки очи», «сильные плечи» - определение бойкий дает нам подсказку о внутреннем жаре опричника, готовности отстаивать свои интересы.
«Опустил головушку на широку грудь - / А в груди его была дума крепкая» - широкая грудь говорит о богатырской характере героя, показывает, насколько много в нем не только силы, мощи, грозности, но еще и каков простор для тайных, темных желаний и поступков.
Его одежда: «кушак шелковый», «шапка бархатная, черным соболем отороченная». Одежда далека от той, что носит простой русский народ, этим автор намекает на дистанцию между положением опричника и людей, находящихся не в столь привилегированном положении. Подчеркивается богатство Кирибеевича, он выгодный жених: «Красны девушки да молодушки на него любуются». Материальная разница показывает, что и взгляды на любовь, отношения и Кирибеевича могут быть другими, чем у незажиточного люда.
Учитель:
- Вспомните, как опричник пытается завладеть сердцем Алены Дмитриевны? Что сулит ей за объятия «хоть единый раз на прощание»? («Хочешь золота али жемчугу? / Хочешь ярких камней аль цветной парчи?». Т. о. можно сказать, что опричник желает купить уважение к самому себе. Он смешивает материальные и духовные ценности).
Калашников:
«Статный молодец», «соколиные очи», «могутные плечи распрямливает / да кудряву бороду поглаживает»
Учитель:
- Обратите внимание на эпитет «соколиный». Вспомните, какой смысл несет в себе это определение? Как относится автор к своему герою в случае, когда называет его ясным соколом? (в определении соколиный мы видим завуалированную ясность, зоркость взгляда, трезвость воззрений, мудрость. В русском народном творчестве, если автор хочет показать положительную оценку персонажа своего произведения, то называет доброго молодца ясным соколом, например в сказке «Финист - ясный сокол»)
- Сосредотачивает ли Лермонтов внимание на внешности купца при первом нашем знакомстве с ним? В каком эпизоде автору важно обрисовать облик Калашникова? (во 2-й главе Лермонтов дает лишь одно определение внешности Калашникова – «статный», т. е. стройный, хорошего пропорционального телосложения, ничего не говорится о его одежде, оружии, глазах и т. д. Детализируется образ в самом ярком эпизоде «Песни» - кулачном бою на Моске-реке).
- На чем Лермонтов сделал акцент, когда изображал этих двух героев? Почему мы не находим в тексте описания одежды, богатства купца Калашникова? (В отличие от Кирибеевича Калашников не обладает в произведении материальной атрибутикой, в понимании его образа важна духовная составляющая характера, речи, поступки, а описание достатка здесь не является принципиальным).
◙ Каково отношение героев к Алене Дмитриевне (как проявляется любовь к ней, к каким поступкам побуждает)?
Кирибеевич:
- Что мы замечаем в поведении персонажа в сцене царского пира?
Опричник Кирибеевич стоит перед Иваном Васильевичем не жив, не мертв: «Удалой боец, буйный молодец, / В золотом ковше не мочил усов; / Опустил он в землю очи темные, / Опустил головушку на широку грудь - / А в груди его была дума крепкая». Он говорит: «Сердца жаркого не залить вином. / Думу серую – не запотчевать!» Создается впечатление, что речь идет о тихо страдающем от своей неразделенной любви молодце с благородными намерениями. Такое поведение вызывает даже жалость к герою.
Комментированное чтение: один из учеников зачитывает описание Алены Дмитриевны (стр. 29). Затем учитель просит его дать свой комментарий литературным строкам (Описание Алены Дмитриевны - самое живое, яркое, «портретное» в тексте поэмы. Купец не жалеет эпитетов и метафор в речевом изображении возлюбленной. Все здесь выражает восхищение, почтение, преклонение Кирибеевича перед женской красотой).
- Каким мы видим опричника во 2-й главе? Как он проявляет себя по отношению к жене Калашникова?
Во 2-й главе перед нами с наибольшей яркостью раскрывается истинная сущность чувств Кирибеевича к Алене Дмитриевне. Он «осрамил» ее перед «соседушками», неуважительно отнесся к ее чести. Любовь его требовательна и даже жестока, поэтому жена Калашникова предстает перед мужем в таком виде: «Перед ним стоит молода жена, / Сама бледная простоволосая, / Косы русые расплетенные / Снегом-инеем пересыпаны; / Смотрят очи мутные, как безумные; / Уста шепчут речи непонятные».
- Может ли настоящая любовь быть такой? (нет, любовь это – уважение, согласование желаний любимого со своими, бережное отношение к ее чувствам).
Калашников:
- Вспомните, как герой встречает жену? (1-н ученик зачитывает; стр. 33).
Слово учителя: «Слова Калашникова в адрес Алены Дмитриевны ни в коем случае не являются свидетельством его нелюбви к ней: во-первых, в них выражается боль и страх за любимую, а во-вторых, согласно традиции на Руси в те времена малейший намек на измену супруги мог подорвать репутацию мужа. Брачные узы были незыблемой ценностью, а святые иконы при венчании не пустым звуком».
- Что предпринимает купец после страшного рассказа Алены Дмитриевны? (он решает отомстить за свою честь и честь Алены Дмитриевны, созывает двух братьев и предлагает им вместе выступить на кулачном бою).
Слово учителя: Обратите внимание, насколько были крепки родственные узы, если братья готовы пойти на смерть, но спасти честь и достоинство Калашникова.
Заметьте, какие разные чувства испытывают наши герои по отношению к Алене Дмитриевне: у Кирибеевича любовь – всего лишь сладкие речи, сопровождающиеся дурными поступками; у Калашникова же наоборот – напускная грозность и неподдельная храбрость, желание постоять за честь.
◙ Каково внутреннее состояние героев, поведение в сцене кулачного боя: зачем каждый из них вышел на поединок?
Кирибеевич:
Опричник прибыл на «сражение» в боевом настроении, он храбрится, считает, что не найдет себе равного по силе: «Присмирели, небось, призадумались! / Так и быть, обещаюсь, для праздника, / Отпущу живого с покаянием». Он и на Калашникова смотрит сверху вниз, с пренебрежением: «Ты какого роду-племени, / Каким именем прозываешься? / Чтобы знать, по ком панихиду служить, / Чтобы было чем и похвастаться»
- Как меняется состояние Кирибеевича после речи Калашникова? (храбрость переходит в трусость: «Побледнел в лице, как осенний снег: / Бойки очи его затуманились, / Между сильных плеч пробежал мороз, / На раскрытых устах слово замерло…»)
Калашников:
Герой полон хладнокровного спокойствия, соблюдает церемониал: «Поклонился прежде царю грозному, / После белому Кремлю да святым церквам, / А потом всему народу русскому». Калашников ведет себя как мудрый человек в своем представлении Кирибеевичу, не опровергает возможность своей гибели, а просто говорит: «По одному из нас будут панихиду петь, / И не позже, как завтра в час полуденный; / И один из нас будет хвастаться, / С удалыми друзьями пируючи…»
Кирибеевич вышел показать свою мощь, непобедимость, потешить царя. Для купца же бой – не игрушка, а настоящая борьба за нравственность, достоинство, он никому и ничего не желает доказывать.
- Почему, готовясь к бою, Кирибеевич кланяется только царю, а Калашников – всему народу русскому? (это свидетельствует о разнице в социальном положении героев: опричник принадлежит к так называемому «высшему обществу», ему далеки интересы народа, а Калашников – выходец из живой народной среды, представитель удалого русского народа. Этим автор словно подчеркивает, что купцу нужна не поддержка могучего, властного, но далекого от него Ивана Грозного, а держащихся друг за друга народных сил).
◙ Чтение по ролям: ученики читаю 2 диалога: Кирибеевича с царем на пиру (I) и Калашникова с царем после поединка (II). Перед этим предлагается подумать над вопросами (исполнительский анализ):
Беседа:
А) В каком состоянии находятся герои, чем оно вызвано?
I. Кирибеевич грустен и молчалив, он даже не хочет выпить во славу царя с другими опричниками. Смиренно отвечает на обвинения царя в зависти и недовольстве его богатством: «А прогневал я тебя – воля царская; / прикажи казнить, рубить голову». Причина такого состояния героя – страсть к Алене Дмитриевне.
II. Калашников открыт душой, ему нет чего срывать от царя, он напрямую говорит, что убил царского опричника по своей воле.
- Ощущается ли разница в социальном положении купца и Ивана Васильевича? (нет, Калашников ведет себя с царем как с равным, не считая, что он должен отчитываться в причине убийства Кирибеевича. Он говорит: «А за что про что – не скажу тебе, / Скажу только богу единому». Но в тоже время, прося царя заступиться за свою семью, купец признает авторитет и значимость Ивана Грозного).
Б) В чем они хотят убедить царя?
I. Кирибеевич пытается показать свои нежнейшие чувства к Алене Дмитриевне перед царем. Говорит, что без воли, свободы ему не важно наличие заполненной казны. Опричник стремится показать свои самоотреченные взгляды: «Отпусти меня в степи приволжские, / На житье на вольное, на казацкое. / уж сложу я там буйную головушку / И сложу на копье басурманское…»
II. Калашников выступает как человек, у которого есть своя правда, которую он откроет «только богу единому. В каждой строчке звучит независимость от людского мнения. Он сам готов подписать себе приговор: «Прикажи меня казнить – и на плаху несть / Мне головушку повинную».
- Как вам кажется, почему купец не стал умолять царя о помиловании? (Несколько раз мы находим в тексте, что Калашников – настоящий христианин, а для любого верующего человека убийство – тяжкий грех, поэтому не мыслимо, чтобы Калашников остался жив: даже если бог ему это простит, то он сам не забудет пролитой крови).
В) Как раскрывается натура героев, когда они отвечают царю?
I. С самого начала речи Кирибеевича ощущается его отношение к царю как к великой силе русского государства, он выражает на словах свое почтение и уважение к Ивану Васильевичу: «Государь ты наш, Иван Васильевич! / Не кори ты раба недостойного». Мы чувствуем, что это человек, не способный сделать шаг в сторону без позволения своего «владыки» (он раб не только по положению, но и сердцем).
II. В речи Калашникова слышится отстраненность от царя: «Православный царь» (в отл. От обращения Кирибеевича). Здесь нет плебейской учтивости, желания показать покорность. Он свободен сердцем и душой.
◙ Как относятся к Кирибеевичу и Калашникову гусляры, в каких словах это выражается? На чьей они стороне? (гусляры видят в Кирибеевиче человека с живой душой, затаившего свои темные мысли под маской добродетели: «Обманул тебя твой лукавых раб, / Не сказал тебе правды истинной…». Кирибеевич, как подчеркивается в тексте, человек, постоянно хвалящийся своей силой, храбростью, а на поверку оказывающийся трусом).
◙ Как гибнет каждый из героев и какую память о себе оставляет?
Калашников погибает по своей собственной воле.
Учитель: у него т. о. был выбор, чем выделяется его истинная человеческая натура, т.к., как известно, только у людей есть выбор, по какому пути пойти.
А Кирибеевичу отомстили за попрание христианских устоев.
Учитель: Заметьте, о месте захоронения опричника в тексте не говорится, а могила купца описана достаточно подробно.
- Как выглядит место, где был похоронен Калашников? Как вы думаете, почему на ней нет имени?
Ученики зачитывают описание могилы. Безымянная могилка с кленовым крестом свидетельствует о том, что даже после смерти купец остается выходцем из народа. Безымянность здесь не означает полную забытость: «Пройдет стар человек – перекрестится, / Пройдет молодец – приосанится, / Пройдет девица – пригорюнится…». Отсутствие имени говорит об общей значимости таких могил для русского народа, образ Калашникова – это один из миллионов русских лиц простых людей.
◙ Учитель зачитывает следующие характеристики героев М. Ю. Лермонтова, которые им дал критик В. Г. Белинский:
«Любовь [его] – не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть! Он вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой, не приобрел: такой разврат, такая безнравственность в человеке с сильною натурою и дикими страстями опасны и страшны…»
«Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачу дадут… Есть души, лозунг которых – все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы…»
Учитель: о ком здесь говорит критик? Согласны ли вы с мнением Белинского? Помогли данные слова по-новому взглянуть вам на лермонтовских героев?
III.Далее учитель предлагает ученикам обсудить личность Ивана Грозного,образ которого в поэме сложен и неоднозначен. Учитель дает сообщение о личности Ивана Васильевича Грозного.
"Песня про...купца Калашникова" была напечатана в 1838 году. В.Г. Белинский писал: "Здесь поэт от настоящего мира неудовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства”. Поэтому не возможно изучать поэму, не рассматривая личность царя Ивана Васильевича Грозного: он ярчайший представитель своей эпохи, его деятельность наложила отпечаток на все мироощущение русского народа.
Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись, таким образом, первым русским царём. При нем в 1565г. была введена опричнина, установились торговые связи с Англией, создана первая типография в Москве, присоединены Казанское и Астраханское ханства. В 1558-1583 велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю и упорная борьба против нашествий крымских татар, началось присоединение Сибири.
Но Иван IV вошел в историю не только как завоеватель. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в том числе к Курбскому), канона Архангелу Михаилу. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Он любил читать, интересовался описанием жизни великих царей прошлого. Иван Грозный был обладателем крупнейшей в Европе библиотеки.
При нём же русский народ встретился и с невероятной жестокостью, деспотизмом, с так называемым, террором. Карамзин Н.М. так пишет об Иване Васильевиче в «Истории государства Российского»: «Иоанн имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова...; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты,.. и если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоанново».
Однако характеристика, данная Грозному царю одним из его современников, показывает нам иные качества Ивана Васильевича. "Обычай Иоаннов есть соблюдать себя чистым пред Богом. И в храме, и в молитве уединенной, и в совете боярском, и среди народа у него одно чувство: "Да властвую, как Всевышний указал властвовать своим истинным Помазанникам!" Суд нелицеприятный, безопасность каждого и общая, целость порученных ему государств, торжество веры, свобода христиан есть всегдашняя дума его. Обремененный делами, он не знает иных утех, кроме совести мирной, кроме удовольствия исполнять свою обязанность; не хочет обыкновенных прохлад царских... Ласковый к вельможам и народу - любя, награждая всех по достоинству - щедростию искореняя бедность, а зло - примером добра, сей Богом урожденный Царь желает в день Страшного суда услышать глас милости: «Ты еси Царь правды!»
Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного сына. После него осталась разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе. Далее следует беседа:
Учитель:
- Вспомните, в каком настроении Иван Васильевич находился на пиру? Не слишком ли оно изменчиво? (Ответ: Царь улыбается, он как будто весел, благодушен. Но, если внимательно присмотреться, то можно заметить, как часто «тучки синие» набегают на «солнце красное». Радость пирующих кратковременна и эфемерна)
- О чем, по мнению царя, можно горевать опричнику Кирибеевичу? На что в характере царя указывают такие его суждения? (Ответ: Царь считает, что причина угрюмости Кирибеевича кроется в том, что парчевой кафтан истерся, что шапка соболиная измялась, казна поистратилась, сабля закаленная зазубрилась. Человеку грубому и развращенному властью, Ивану Грозному чуждо представление о всепоглощающих любовных переживаниях)
- Виноват ли царь в преступной попытке Кирибеевича разрушить семейное счастье Калашникова? (Ответ: Здесь нет непосредственной вины Ивана Васильевича. Но царь повинен в том, что сделал возможными преступления таких, как Кирибеевич, возвысив их, оградив от народного гнева и создав в стране атмосферу неправды и произвола)
Слово учителя: Почему «Песня…» открывается сценой пира у Ивана Грозного, а заканчивается картиной, в которой царь появляется опять? Очевидно, без фигуры царя столкновение Калашникова с Кирибеевича приобрело бы характер семейно-бытовой драмы. Присутствие государя, покровителя, а затем и активного защитника опричника, усиливает общественное звучание конфликта. Калашников не просто мстит обидчику, пусть даже именитому, а выступает против произвола и несправедливости, насаждаемых самодержавием: подняв руку на опричника, купец тем самым идет против царя.
Г. Н. Поспелов пишет о Калашникове: «Защитник дома и чести проявляет перед лицом самодержавия и перед лицом смерти такое непоколебимое мужество, такую стойкость и смелость, которые могут быть названы героическими. Борец за правое дело становится мучеником за правду».
- Как вы думаете, почему характеристика Кирибеевича исходит из уст царя, а оценку Калашникову дают гусляры? (Ответ: Кирибеевич – царский опричник, верный слуга Ивана Грозного, никто лучше, чем сам царь, не знает его, а Калашников – народный «сын», поэтому именно гусляры, как представители народа и знакомят нас с купцом. Можно сказать, что опричник неизвестен народу)
Слово учителя: В центе поэмы – образ человека из народа. Защиту человеческого достоинства Лермонтов ведет с позиции народной морали. «В смысле классической законченности, - писал А. В. Луначарский, - это произведение стоит на равной высоте с лучшими творениями Пушкина. Но разве не чувствуется, что в нем есть заряд гигантского мятежа?»
- На чьей стороне должен быть царь в сцене кулачного боя? (Ответ: Он должен быть на стороне своего опричника, т.к. тот представляет интересы царя, является его соратником. А Калашников посмел бросить вызов Кирибеевичу, поэтому царь казнит купца)
Слово учителя: По мнению ученых-историков, образ Грозного сложен. Царь казнит Калашникова после того, как тот убивает Кирибеевича, не зная причины этого убийства – оскорбление жены купеческой. Он обещает позаботиться о семье Калашникова, но в то же время его слова пронизаны жестокостью к осуждённому: “Я топор велю наточить-навострить…” Таким образом, царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову.
- Чья точка зрения на купца Калашникова ближе вам, народная или царская? Аргументируйте ответ.
- Какая важная проблема подымается в поэме? (Ответ: Проблема чести и человеческого достоинства)

◙ Работа с наглядным материалом.
На доске висят репродукции иллюстраций к поэме Лермонтова: В. Г. Шварц «Пир у царя», И. Я. Билибин «Алена Дмитриевна и Кирибеевич», В. Васнецов «бой Кирибеевича с Калашниковым», работа Б. М. Кустодиева, В. И. Суриков «Палач».
Учитель спрашивает учеников, совпадает ли их представление о героях с тем, что изобразили художники? Что показывают они на своих картинах?

IV.Обобщение: учитель дает задание 2-м ученикам кратко нарисовать словесные портреты Кирибеевича, Калашникова и Ивана Грозного.
IV. Подведение итогов, урока, оглашение оценок.
V. Домашнее задание: выучить отрывок из поэмы, конспект статьи «тема и идея произведения. Поэма»

Сочинение по литературе для 7 класса на тему

За что гусляры прославляют купца Калашникова в произведении М.Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Главный герой «Песни про купца Калашникова» — купец Степан Парамонович Калашников. В образе этого героя Лермонтов отразил все лучшие черты русского характера. Купец Калашников - положительный герой «Песни». Всё помогает симпатизировать этому герою. Он сильный, смелый, молодой, красивый и честный.
Калашников очень любит свою семью и близко к сердцу воспринимает оскорбления, нанесенные его жене. И, несмотря на всеобщую боязнь опричников, купец не боится выйти на бой. В этом бою Калашников побеждает и нравственно и физически.
И дальше главный герой показывает настоящий русский характер. Честь семьи для него дороже, и позору он предпочитает смерть. Вот как он отвечает царю:

«Я убил его вольной волею,
А за что про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому».

Калашников погибает, но память о нем остается в сердцах всего народа. Подчеркивая это Лермонтов заканчивает свое произведение словами:

«Тороватому боярину слава!
И красавице боярыне слава!
И всему народу христианскому слава!»

Гусляры прославляют только настоящих народных героев. Купец Калашников именно такой герой — это воплощение лучших черт русского характера. Этим он запомнился и мне.