Готовые конспекты уроков по биологии фгос. Уроки биологии. Технологическая карта урока: составление

Очень важный цикл предметов в рамках школьной программы - естественнонаучный. Ведь именно он дает представление о природе, ее явлениях, живых существах, их взаимосвязи с человеком. География, биология, физика и химия - та основа, которая позволяет детям войти в жизнь, начать разбираться в происходящих вокруг вещах, ориентироваться в них и управлять ими.

Биология всегда вводилась в школьный курс с 6 класса, однако по требованиям современных образовательных стандартов теперь данная дисциплина является обязательной к изучению с пятой ступени обучения. Рассмотрим, какие же требования к подготовке урока выдвигаются теперь, какая роль отводится учителю, как должен выглядеть современный план урока по биологии.

Ведение биологии в рамках школьной программы

Данная дисциплина является самой древней из всех известных наук. Со времен появления человека ему сразу было интересно все то, что его окружает. Как устроены живые организмы? Почему происходят те или иные явления? Каково строение его собственного организма? Каково многообразие окружающей его природы?

На все эти вопросы дает ответ урок биологии. Именно эта форма обучения является основной, так как позволяет за отведенное количество времени усвоить максимально возможный объем информации учащимся. На данный момент времени для изучения этого предмета отводится семь лет - с пятого по одиннадцатый класс включительно. Естественно, что за это время ребенок получает весь комплекс естественнонаучных знаний, которые входят в предмет и объект биологии.

Главный критерий урока

Самым главным критерием успешности проводимого урока является разнообразие форм работы на нем, грамотное и четкое построение его структуры. При соблюдении данных требований наблюдается максимально эффективный результат. Главная цель - возбудить у детей интерес к изучаемому предмету и стимулировать их желание познавать самостоятельно как можно больше.

Именно поэтому современный урок биологии - это совместная деятельность учителя и ученика, построенная на принципах демократизма. При этом не столь важно, учащиеся ли это 5-го класса или 11-го - цель и суть урока от этого не меняются. Активные формы работы, разнообразные приемы и использование новых методов - все это должно использоваться учителем на любой ступени обучения данному предмету.

Уроки биологии: виды

Для того чтобы более удачно реализовать внедрение новых стандартов в построение уроков, а также для того чтобы увеличить эффективность занятий, следует использовать различные виды уроков биологии. Всего их можно выделить 15 основных:

  • беседа;
  • проблемный урок;
  • комбинированный урок;
  • экскурсия;
  • лекция;
  • семинар;
  • ролевая игра;
  • зачет;
  • киноурок;
  • урок с использованием интернет-ресурсов;
  • лабораторная работа;
  • обобщающий урок;
  • зачет;
  • контрольно-проверяющий урок;
  • конференция.

Однако существуют и другие виды, которые некоторыми учителями создаются самостоятельно и успешно внедряются. Все зависит от личности педагога и его креативности, нацеленности на результат, отношения к предмету.

Очевидно, что с каждой ступенью обучения должны усложняться и виды уроков. Так, в пятом классе сложно провести урок-лекцию или конференцию, семинар. А вот ролевая игра или лабораторная работа, экскурсия вызовет у детей бурный ажиотаж и оживление, что поможет стимулировать рост интереса к предмету.

Для старшего звена, напротив, лучше выбирать более взрослые и серьезные формы проведения занятий, что позволит им подготовиться к студенческим лекциям. Однако и про легкие виды забывать не стоит, иначе есть риск потерять расположение и интерес ребят к предмету.

Используемые методы

Методы урока биологии иногда называют еще формами. Они достаточно разнообразны и направлены на достижение той или иной цели. Рассмотрим, какие же они бывают:

  1. Метод проектов подразумевает работу не только в течение урока, но и, возможно, всего учебного года. Работа может вестись как индивидуальная, так и групповая. Главная цель - исследование какой-либо проблемы, объекта с получением конкретного результата в итоге.
  2. Фронтальный метод работы подразумевает управление всем классом и одновременное общение со всеми детьми (например, при объяснении части новой темы или раскрытии какого-то понятия).
  3. Индивидуальная форма - задания подбираются с учетом активности и личностных особенностей каждого учащегося.
  4. Коллективная работа в основе своей имеет слаженное взаимодействие всех членов урока: учитель - ученик - ученик. Это можно осуществить, например, при проведении экскурсии или лабораторной работы.
  5. Групповая форма подразумевает разделение учащихся на отдельные "островки", каждый из которых занимается изучением той или иной проблемы.
  6. Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) - важная часть методики урока любого современного учителя.
  7. Энергосберегающие технологии.

План урока биологии по ФГОС, составленный с комбинацией обозначенных методов и видов работы, будет обязательно успешным в реализации.

Современные программы по биологии

  • А. И. Никишов;
  • В. В. Пасечник;
  • И. Н. Пономарева;
  • Н. И. Сонин;
  • Д. И. Трайтак и Н. Д. Андреева;
  • Л. Н. Сухорукова и другие.
  • рабочие тетради для учащихся;
  • дневник наблюдений (не у всех);
  • методическое пособие для учителя;
  • рабочая программа и поурочное планирование на год.

Какого автора выбрать, чью линию развивать, выбирает сам учитель совместно с дирекцией школы. Важно, чтобы выбранная программа по биологии была актуальна на протяжении всех ступеней обучения, чтобы не нарушалась преемственность и целостность восприятия материала.

Технологическая карта урока: составление

Сегодня приняты и активно вводятся в исполнение новые Согласно им по биологии представляет собой технологическую карту, в которой расписываются все основные этапы и ход занятия. Как ее составить? Для этого следует скомпоновать таблицу, в которой будут отражены следующие пункты:

  1. Тема урока.
  2. Цель занятия.
  3. Планируемый результат, в котором следует расписать предметные умения в одной колонке и УУД (универсальные учебные действия) - в другой.
  4. Основные понятия данной темы.
  5. Организация пространства, которая включает в себя три составляющие (колонки): межпредметные связи, формы работы, ресурсы.
  6. Этапы урока, на которых четко расписана деятельность учителя, а также работа учащихся в трех направлениях: познавательная, коммуникативная, регулятивная.

План урока по биологии должен включать следующие этапы конструкционного построения занятия:

  • включающий обозначение темы и ее актуальность;
  • целеполагание;
  • первичное усвоение и применение знаний, осмысление;
  • итоги занятия;
  • рефлексия;
  • домашнее задание.

Именно такое построение считается полным, отражающим всю деятельность учителя и учащихся, применяемые методы и виды работы, результаты, объем материала. по биологии, составленный в соответствии с требованиями ФГОС, подразумевает ориентацию на деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению.

Анализ результатов урока

Для того чтобы понять, насколько успешно ведется работа по выбранной линии и в соответствии с ФГОС, существует анализ урока биологии. Он позволяет выявить достоинства и недостатки, слабые места, сильные стороны. В результате можно скорректировать занятия и улучшить их эффективность, повысить качество обучения.

Формы анализа могут быть разные. Например:

  • самоанализ;
  • комплексный анализ;
  • методический разбор и прочие.

Выбирать следует в зависимости от целей, с которыми проводится это мероприятие.

Современный учитель биологии

Большие требования на всех ступенях обучения предъявляются именно к педагогу. С точки зрения ФГОС, нынешний учитель биологии должен в совершенстве владеть Кроме того, на определенном уровне должны быть и его личностные качества.

Психологический портрет педагога также подлежит рассмотрению с точки зрения ФГОС. Рассмотрим подробнее, какие именно компетенции и черты входят в состав личности учителя.

Профессиональные компетенции

Можно выделить 6 основных:

  1. Коммуникативная. Умение конструктивно общаться, находить демократичные методы построения беседы с учащимися и применять их. Поддерживать свободно диалоги с родителями, коллегами, руководством. Умение общаться - важное звено успешного процесса обучения.
  2. Профессиональная. Естественно, современный педагог должен на высоком уровне владеть знаниями по своему предмету, обладать общим широким кругозором, осуществлять метапредметные связи на уроке.
  3. ИКТ-компетентность. Ни один открытый урок по биологии сегодня не обходится без использования информационных технологий. И это правильно. Наши дети растут в такую эпоху, когда для них норма - постоянное наличие компьютера в жизни. Учитель обязан уметь использовать это для достижения хорошего результата в обучении.
  4. Управленческая, которая позволит осуществить именно деятельностный подход к обучению.
  5. Общепедагогическая. Подразумевает знание основ психологии и педагогики учащихся.
  6. Рефлексивная - умение трезво и грамотно оценивать свою работу, делать работу над ошибками.

Личные качества преподавателя

Помимо обозначенных профессиональных компетенций существуют требования к учителю как к личности. Считается, что биология в школе должна преподаваться личностью, обладающей:

  • чувством юмора;
  • эмоциональностью;
  • выразительностью речи;
  • творческим началом;
  • организаторскими способностями;
  • дисциплинированностью;
  • настойчивостью;
  • целеустремленностью.

В сочетании с профессиональными критериями получается портрет современного педагога, соответствующего требованиям ФГОС.

Тесты: суть и значение

Одна из самых главных форм контроля знаний, которая применяется повсеместно на каждом уроке, - тесты по биологии. И это вполне объяснимо. Во-первых, такая проверка экономит время на занятии. Практически любой план урока по биологии включает в себя данную форму работы. Во-вторых, дает возможность охватить вопросами больший объем пройденного материала. В-третьих, позволяет увеличивать накопляемость оценок. Но самая главная причина не в этом.

Форма экзаменов ГИА и ЕГЭ подразумевает основную часть именно в виде теста. Поэтому важно подготовить учащихся заранее к такой форме проверки. Сделать так, чтобы к выпускному классу они уже свободно владели методикой написания подобных работ и считали ее обычной.

Тесты по биологии, как и по любому другому предмету, учитель составляет самостоятельно либо пользуется уже готовыми формами из методических пособий. В любом случае желательно включать в вопросы те, которые встречаются в экзаменационных работах. Сам бланк тестов должен быть максимально приближен по оформлению к таковому на итоговой аттестации.

Учитель химии и биологии СШ при АОДКТС «Шағала», г. Актобе.

На данном уроке учащиеся знакомятся с многообразием одноклеточных животных, их строенимем, происхождением и значением в природе и в жизни человека.

Тема урока «Одноклеточные животные» 7 класс

Цель : дать понятие об одноклеточных животных

Задачи:

Формировать знания учащихся о многообразии животного мира, обобщить, систематизировать знания об одноклеточных животных;

Закрепить знания о внутреннем строении представителей типа Саркодовые и Жгутиконосцы, Инфузории; уметь сравнивать процессы жизнедеятельности представителей данных типов;

Закрепить знания о положении представителей данных типов в системе органического мира и их значение в природе и жизни человека.

Воспитание бережного отношения к живым организмам.

Оборудование: рисунки одноклеточных животных, учебник

Тип урока : комбинированный.

Методы и приемы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, критическое мышление

Ход урока

I. Орг. момент. /сообщение темы урока, задач/

II. Проверка знаний учащихся.

Ответить на вопросы:

Что такое систематика?

Что такое классификация?

Какие особенности животных взяты за основу классификации?

На какие группы делятся животные?

Почему животные объединяются в группу хордовых?

Какую номенклатуру предложил Карл Линей?

Что такое бинарная номенклатура?

III. Объяснение новой темы:

Наступило время путешествия в страну «Простейшие», в страну, которая по размерам не больше капли прудовой воды. Путешествуя по этой стране, мы должны проверить и расширить знания об одноклеточных животных: об их строении, поведении, месте в системе органического мира и значении в природе и жизни человека. Итак, не задерживаясь - в путь!

➣ Сколько простейших известно в природе? (70 тысяч видов)

➣ Почему животные этой группы получили название одноклеточные или простейшие? (они просто устроены, их тело состоит из одной клетки).

➣ Правильно, но несмотря на простоту строения, это настоящие живые организмы. А как вы считаете? (да, они способны передвигаться, питаться, размножаться, дышать, для них характерен обмен веществ и энергии, они живут независимо и умирают)

➣ Антони Ван Левенгук вначале всех Простейших назвал «инфузориями» и отнес к одной группе животных. В настоящее время выделяют целых семь самостоятельных типов одноклеточных. Почему? (потому что все они имеют различия в строении тела)

Мы ознакомимся с простейшими:

❖ Саркомастигофорами - (амебы, раковинная амеба, радиолярия, фораминифире) - клетки не имеют плотной оболочки, поэтому у них нет постоянной формы, у некоторых имеются внешние раковины, или минеральный скелет;

❖ Ресничные - (инфузория туфелька, инфузория трубач, балантидий сувойка, опалина) - снаружи тело покрыто плотной оболочкой, передвигаются с помощью ресничек, имеют два ядра, клеточный рот, глотку

➣ Чем похожи и чем различаются Простейшие разных групп?

Ученые 17-18 веков Простейших представляли по-разному. Среди мыслителей того времени находились такие, которые говорили, что сам Бог, скрыв Простейших от невооруженного взгляда, выразил свое нежелание того, чтобы человек изучал их. Даже Карл Линней назвал мир Простейших «невидимым миром» и в своей книге «Система природы» описал его как один единственный род, характерно названный «хаос инфузориум». Одни ученые считали, что Простейшие устроены так же совершенно, как высшие животные и растения и отличаются от них всего лишь размерами. Другие - что Простейшие всего-навсего комочки «живой слизи», не имеющие никакого внутреннего строения. Сегодня уже не спорят по этому поводу, знают наверняка, что зачастую простейшие устроены сложнее, чем отдельная клетка многоклеточного организма, но проще, чем одноклеточный организм в целом.

Какое внутреннее строение имеют Простейшие? Ответим на этот вопрос, выполнив задание.

/повторение материала из курса биологии 6 класса по рисункам/

Задание: заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Простейших».

Процессы жизнедеятельности

Эвглена Зеленая

Инфузория-туфелька

1. Движение

При помощи ложноножек

При помощи жгутика

При помощи ресничек

2. Питание

Фагоцитоз, ложноножки, пищеварительная вакуоль

Фотосинтез

Рот, глотка, пищеварительные вакуоли

3. Дыхание

Через оболочку

Через оболочку

Через оболочку

4. Выделение

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль и порошица

5. Размножение

Бесполое

Бесполое

Бесполое и половое

6. Переживание неблагоприятных условий

Образование цисты

Образование цисты

Образование цисты

Сравнивая между собой представителей разных типов одноклеточных животных, что можно заметить?

Их тело состоит из одной клетки, которая выполняет все необходимые функции живого организма - передвижение, питание, дыхание, выделение и т.д. сходно у них происходит размножение и образование цист.

Все это указывает на то, что все Простейшие родственны между собой.

От кого же произошли эти животные, кто их предок?

/рассказ учителя с помощью рисунка/

Самыми древними из одноклеточных животных ученые считают жгутиковых, способных подобно эвглене зеленой питаться как готовыми органическими веществами (на свету), так и органическими веществами (в темноте). Жгутиковые, имеющие хлоропласты, занимают как бы промежуточное положение между одноклеточными водорослями и одноклеточными животными. Следовательно, эти организмы родственны между собой и произошли от древних жгутиковых.

Ученые считают, что древние жгутиковые жили на Земле 1,5 млрд. лет назад. Доказательствами происхождения одноклеточных животных от древних жгутиковых служит наличие таких пресноводных одноклеточных животных, которые имеют одновременно и жгутики и ложные ножки, а также сходство в строении ресничек инфузорий со жгутиками эвглены зеленой, лямблии и др. жгутиковых.

Выполнение лабораторной работы № 13 «Знакомство со строением, движением и раздражимостью инфузории туфельки».

Какое значение простейших в природе и жизни человека?

Очищают воду;

Служат пищей малькам рыб, пресноводным рачкам дафниям и циклопам, личинкам комаров;

Образуют отложения известняка;

По остаткам скоплений раковин вымерших морских одноклеточных животных геологи находят места залежей нефти и других полезных ископаемых;

На Земле простейших насчитывается 70000 видов. Их не видно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающую среду и жизнь человека.

1. Ответить на вопрос:

В пробирку с культурой Эвглены зеленой добавили небольшое количество картофельного отвара. Пробирку поставили в темноту. Через две недели зеленая окраска культуры исчезла. Как вы думаете, погибли ли эвглены? Что будет, если пробирку поставить на свет?

Ответ: организмы не погибли, хотя и лишились своей зелёной окраски. Если пробирку поставить на свет, то появится зеленая окраска культуры.

В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму?

Ответ: неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Ветром цисты могли быть занесены на пальму

2. Биологического диктанта.

1. Вырост тела амеба... (ложноножка)

2. Содержимое пищеварительной вакуоли... (пищеварительный сок)

3. Вакуоль, удаляющая продукты обмена... (сократительная)

4. Поступление в организм амебы пищи, воды и кислорода и вывод вредных веществ называется. (обменом веществ)

5. Защитная оболочка у амебы... (циста)

6. Есть ли у амебы пищеварительная вакуоль? (есть)

Тема урока 1: Введение

Цель урока : 1. Познакомить учащихся с предметом биология. Дать определение биологии как науки. Дать определение зоологии как разделу биологии.

2. Развивать у учащихся умения работать с учебником, тетрадью, делать вывод 3. Воспитывать у учащихся интерес к биологии как науке, усидчивость, работоспо-

собность

Методы : словесный, наглядный.

Основные понятия : зоология, морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология

Ход урока:

    Орг. момент

А) Требования к уроку биологии (учебник, тетради рабочие, для контрольных и лабораторно-практических работ)

Б) Как правильно работать с учебником

2. Изучение нового материала

Работа с учебником : найти на стр 4 определение зоологии, морфологии, анатомии, физиологии, палеонтологии, экологии, этологии и прочитать.

Работа с тетрадью : записать определение

Сходство и различия растений и животных : состоят из клеток, способны к питанию, дыханию, выделению, обмену веществ, росту и развитию. Питаются готовыми орг. Веществами, играют роль потребителей

Многообразие животных работа с учебником стр 7рис 3 всего насчитывается 1,2 млн видов. 1 млн- насекомые 70 тыс моллюсков, 29 тыс рыб,9000 тыс –птий, около 5 тыс видов млекопитающих.

Значение животных: животные опылители, питание для человека.

Домашние животные: перечислите домашних животных. Какие продукты от них получает человек? Что такое животноводство? Каких вредных насекомых вы знаете? Как с ними ведут борьбу?

3.Закрепление: ответить на вопросы 1. Что такое зоология?, Каких животных используют для научных исследований?

4.Дом. Задание П 1 записи в тетради.

Тема урока 2: Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязь животных в природе

Цель урока : 1. Познакомить учащихся с основными средами обитания животных, биоценозами, цепями питания, животными продуцентами, редуцентами, консументами

Методы : словесный, наглядный.

Ход урока:

    Орг. момент . Оглашение темы и целей урока.

    Проверка домашнего задания :

Фронтальный опрос: Что такое зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав. Какие признаки характерны для животных. Чем они отличаются от растений? Что такое животноводство и чем оно занимается? Какое значение играют животные в природе?

    Изучение нового материала

Работа в тетради: записать основные среды обитания животных (водная, наземно-воздушная, почвенная) заполняя таблицу

Среда обитания

Условия среды

Кто обитает, как приспособился

Наземно- воздушная

Водная

Подземная (почва)

Тела живых организмов

Работа с учебником: хищничество (хищники и жертвы) Приспособления жертв от хищников, приспособления хищников для охоты. Роль хищников в природе.

Конкурентные отношения складываются у одинаковых групп животных

Симбиоз (взаимовыгодные отношения)

Квартиранство животные живут вместе без вреда и пользы.

Природное сообщество: Биоценоз- это совокупность животных, растений, грибов, бактерий, совместно населяющих участок суши или водоема Форма взаимоотношений- пищевые или трофические связи: растение- травоядные животные- хищники.

Продуценты- производят органические вещества

Консументы – потребляют органические вещества

Редуценты- разлагают органические останки

Работа в тетради: записать определение экосистема (биогеоценоз) стр 17

    Оценивание

    Домашнее задание : П 2 вопросы

Тема урока 3.Классификация животных и основные систематические группы.

Цель урока : 1. Дать понятие систематических групп и классификации животных. Закрепить понятие среда жизни. Взаимосвязь животных в природе

2. Развивать у учащихся умения работать с учебником, тетрадью, делать вывод 3. Воспитывать у учащихся интерес к биологии как науке, усидчивость,работоспособность

Методы : словесный, наглядный.

Основные понятия : царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция, ареал

Ход урока:

    Орг. момент . Оглашение темы и целей урока.

    Проверка домашнего задания

Рассказать о средах обитания животных. Привести примеры.

Дать определение биоценоз.

    Изучение нового материала

Систематика-наука целью которой является распределение животных по различным группам- их классификация.

Записать понятие вид, популяция, род, семейство, отряд, типы (их 25), царство

Разбираем рисунок 15 стр18

Значение классификации

    Закрепление : что такое консументы, редуценты, продуценты?

Какое значение имеет систематика?

    Оценивание.

    Домашнее задание п. 3

Тема урока 4. Влияние человека на животных. История развития зоологии.

Цель урока : 1. Познакомить учащихся с влиянием человека на животных

Методы : словесный, наглядный.

Основные понятия : красная книга, заповедник, охрана животных

Ход урока:

    Орг. момент . Оглашение темы и целей урока.

    Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос Каковы задачи систематики? Как она помогает изучать царство животных? Назовите основную единицу классификации. Дайте определение. Сравните систематику в царстве растений и животных.

    Изучение нового материала

Влияние на животных: хозяйственная деятельность человека, прямое воздействие человека на животных.

Истребление человеком животных

1966 г. Была создана международная красная книга

Красные книги регионов

Заповедник –биосферные комплексы для сохранения редких видов животных.

Окской заповедник, Астраханский заповедник, Джабык-Карагайский бор, Ильменский заповедник. Беловежская пуща- Беларусия

    Оценивание

    Домашнее задание п 4-5

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 1

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 2

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 1

    Назовите специальные науки, входящие в состав зоологии?Какое значение зоология играет в природе и жизни человека?

    Опишите наземно- воздушную и организменную среды обитания. Назови животных обитающих в этих средах и особенности их строения.

    Что такое хищничество и конкуренция? Приведите примеры

    Перечислите основные единицы классификации животных.

    Опишите влияние человека на животных.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 2

1.Расскажите о многообразии животных. Перечислите сходства и различия животных и растений.

2. Опишите водную и почвенную среды обитания. Назови животных, обитающих в этих средах и особенности их строения

4. Опишите значение классификации животных

5.Перечислите меры защиты животных.

Тема урока Ткани.

Цель урока : 1. Познакомить учащихся с видами тканей

2. Развивать у учащихся умения работать с учебником, тетрадью, делать вывод 3. Воспитывать у учащихся интерес к биологии как науке, усидчивость,работоспособность, бережное отношение к животным.

Методы : словесный, наглядный.

Основные понятия : эпителий, соединительные ткани, мышечные ткани, нервные ткани

Ход урока:

    Орг. момент . Оглашение темы и целей урока.

    Анализ контрольной работы

    Изучение нового материала

Записываем определение ткани работа с учебником стр 21

Эпителиальная ткань строение, функции

Составляем таблицу

Ткань

строение

функции

рисунок

Эпителиальная

Внутренний

Внешний

Соединительная

Хрящи

Кости

Сухожилия

Связки

Кровь

Жировая

Мышечная

Гладкая

Поперечнополосатая

Мышечная ткань сердца

Нервная

Нейроны

Нервные отростки

Синапс

    Закрепление : перечислите виды тканей

    Оценивание

    Домашнее задание п. 4 вопросы

Тема урока Класс жгутиконосцы.

Цель урока : 1. Познакомить учащихся с классом саркодовые, строением, местом обитания, размножением

2. Развивать у учащихся умения работать с учебником, тетрадью, делать вывод 3. Воспитывать у учащихся интерес к биологии как науке, усидчивость,работоспособность, бережное отношение к животным.

Методы : словесный, наглядный.

Основные понятия : жгутиконосцы, автотрофное и гетеротрофное питание.

Ход урока:

    Орг. момент . Оглашение темы и целей урока.

    Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос: общая характеристика простейших

Движение и питание, выделение и дыхание, раздражимость и размножение.

    Изучение нового материала

Представитель-эвглена зеленая

Строение и среда обитания (пелликула) жгутик(базальное тельце)

Два вида питания автотрофное, гетеротрофное

Размножение бесполое

Болезнетворные жгутиконосцы: трипаносома, лямблия, лейшманий

Разнообразие- ракообразные(бодо), колониальные гониум, вольвокс

    Закрепление

    Оценивние

    Домашнее задание п.10 доклады

Тема урока Подцарство многоклеточные. Тип кишечнополостные.

Цель урока : 1. Познакомить учащихся с типом кишечнополпстные, строением, местом обитания, размножением

2. Развивать у учащихся умения работать с учебником, тетрадью, делать вывод 3. Воспитывать у учащихся интерес к биологии как науке, усидчивость,работоспособность, бережное отношение к животным.

Методы : словесный, наглядный.

Основные понятия : многоклеточные животные, стрекательная клетка, полип, жизненный цикл, регенерация, гермофродит, мезогея.

Ход урока:

    Орг. момент . Оглашение темы и целей урока.

    Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос: рассказать об инфузории туфельке

    Изучение нового материала

Особенности кишечнополостных: радиальная симметрия, 2 стоя клеток, кишечная полость, стрекательные клетки эктодерма, эндодерма

Значение в природе: образуют цепи питания

Полип гидра: среда обитания и внешнее строение, передвижение, образ жизни

Виды клеток: эпителиально-мускульные, звезчатые, стрекательные, промежуточные, пищеварительно-мускульные, железистые.

Размножение: бесполое и половое, регенерация.

Работа с учебником: зарисовать строение гидры рис 37, стр 58, рис 40 стр 59

    Закрепление: какое значение имеют кишечнополостные.

    Оценивание

    Домашнее задание п.13 вопросы. Доклады о медузах, кораллах

Контрольная работа Вариант 1

    Расскажите о внутреннем строении эвглены зеленой.

    Чем питается и как выделяет вредные вещества инфузория туфелька?

    Как размножается эвглена зеленая?

Контрольная работа

Вариант 2

    Где обитает эвглена зеленая? Расскажите о ее внешнем строении

    Расскажите о внутреннем строении инфузории туфельки

    Чем питается и как выделяет вредные вещества амеба обыкновенная

    Расскажите о разнообразии саркодовых

    Как размножается амеба обыкновенная?

Контрольная работа Вариант 1

1.Где обитает амеба обыкновенная? Расскажите о ее внешнем строении

2.Расскажите о внутреннем строении эвглены зеленой.

3.Чем питается и как выделяет вредные вещества инфузория туфелька?

5.Как размножается эвглена зеленая?

Контрольная работа

Вариант 2

1.Где обитает эвглена зеленая? Расскажите о ее внешнем строении

2.Расскажите о строении инфузории туфельки

3.Чем питается и как выделяет вредные вещества амеба обыкновенная

4.Расскажите о разнообразии саркодовых

5.Как размножается амеба обыкновенная

Тема урока: Плоские черви Разнообразие плоских червей: сосальщики.

Цель урока : 1. Познакомить учащихся со строением и разнообразием плоских червей, строением, местом обитания, размножением

2. Развивать у учащихся умения работать с учебником, тетрадью, делать вывод 3. Воспитывать у учащихся интерес к биологии как науке, усидчивость,работоспособность, бережное отношение к животным.

Методы : словесный, наглядный.

Основные понятия : мезодерма, паренхима, ткани, органы,сосальщики, промежуточный хозяин, окончательный хозяин.

Ход урока:

    Орг. момент . Оглашение темы и целей урока.

    Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос: общая характеристика кишечнополостных

Место обитания и внешнее строение.

Особенности внутреннего строения.

    Изучение нового материала

Места обитания и внешнее строение зарисовать внешнее строение белой планарии

Работа с учебником: кожно-мускульный мешок. Ткани(покровная, соединительная, мышечная, невная)

Органы и системы органов: пищеварительная, выделительная, нервная, размножение)

Печеночный сосальщик: яйцо-малый прудовик-тело животного или человека

Свиной цепень яйцо-финна в свинине- человек окончательный хозяин

Работа с таблицей6 рассмотреть строение цепня и сосальщика

    Закрепление зарисовать строение приспособлений

    Оценивание

    Домашнее задание п 16

Тема урока Тип кольчатые черви. Класс многощетинковые и малощетинковые черви.

Цель урока : 1.Познакомить обучающихся с общей характеристикой, строением и местообитанием кольчатых червей.

2. Развивать у учащихся умения работать с учебником, тетрадью, делать вывод 3. Воспитывать у учащихся интерес к биологии как науке, усидчивость, работоспособность

Методы : словесный, наглядный.

Основные понятия : вторичная полость тела, гидроскелет, сегменты, параподии.

Ход урока:

    Орг. момент . Оглашение темы и целей урока.

    Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:назовите червей, которые относятся к круглым.

Каково их внешнее строение?

Каково их внутреннее строение?

Изучение нового материала

Местообитания многощетинковых м малощетинковых червей

Внешнее строение: тело разделено на сегменты, кольца отсюда и названия кольчатые.

Имеются щетинки- параподии органы движения

Внутреннее строение: пищеварительная система-пищевод мускульный желудок передняя средняя и задняя кишка, ротовое отверстие с хитиновыми зубцами, анальное отверстие

Кровеносная система- замкнутая. Кровь движется по сосудам, ее перекачивают несколько сердец

Дыхание всей поверхностью тела

Составляем таблицу

Система органов

Строение малощетинковые

многощетинковые

Пищеварительная

Дыхательная

Кровеносная

Выделительная

Нервная

Органы чувств

Размножение

    Оценивание

    Домашнее задание п 18,19 доклады о пиявках

Тема урока Тип моллюски.

Цель урока : 1.Познакомить обучающихся с общей характеристикой моллюсков.

2. Развивать у учащихся умения работать с учебником, тетрадью, делать вывод 3. Воспитывать у учащихся интерес к биологии как науке, усидчивость, работоспособность

Методы : словесный, наглядный.

Основные понятия : раковина, перламутр, нога, мантия, мантийная полость, терка, печень.

Ход урока:

    Орг. момент . Оглашение темы и целей урока.

    Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос 1. Местообитания и представители малощетинковых и многощетинковых червей. 2. Пищеварительная система. 3. Дыхательная система. 4. Кровеносная система 5. Система размножения.

Тест по теме Черви.

    Изучение нового материала:

Составляем схему моллюски (брюхоногие, двустворчатые, головоногие)

Среда обитания и внешнее строение

Внутреннее строение

Размножение

Значение

    Закрепление записать вывод в тетрадь

    Домашнее задание п 20

Тема урока Тип брюхоногие моллюски.

Цель урока

2. Развивать у учащихся умения работать с учебником, тетрадью, делать вывод 3. Воспитывать у учащихся интерес к биологии как науке, усидчивость, работоспособность

Методы : словесный, наглядный.

Основные понятия : раковина, нога, мантия, мантийная полость, терка, печень.

Ход урока:

    Орг. момент . Оглашение темы и целей урока.

    Проверка домашнего задания

Что особенного появляется в их внешнем строении? Во внутреннем строении?

    Изучение нового материала

Пищеварительная система

Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система

Размножение и развитие

    Закрепление нарисовать рис 72 стр 99

    Д/з п 21 доклады.

Тема урока Тип двустворчатые моллюски.

Цель урока : 1.Познакомить обучающихся с общей характеристикой брюхоногих моллюсков.

2. Развивать у учащихся умения работать с учебником, тетрадью, делать вывод 3. Воспитывать у учащихся интерес к биологии как науке, усидчивость, работоспособность

Методы : словесный, наглядный.

Основные понятия : раковина, нога, мантия, мантийная полость, терка, печень, сифоны, мускулы- замыкатели, жемчуг.

Ход урока:

    Орг. момент . Оглашение темы и целей урока.

    Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос: на какие группы делятся моллюски

Что особенного появляется в их внешнем строении брюхоногих моллюсков? Во внутреннем строении брюхоногих моллюсков?

Работа по карточкам: 6 человек

    Изучение нового материала

Среда обитания, внешнее строение.

Пищеварительная система

Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система

Нервная система и органы чувств

Размножение и развитие

Роль в природе и жизни человека

    Закрепление нарисовать рис 79 стр 104

    Д/з п 22 доклады.

Карточка № 1

Расскажите о среде обитания и внешнем строении брюхоногих моллюсков.

Карточка № 2

Какое значение имеют брюхоногие в природе и жизни человека

Карточка № 3

Расскажите о строении пищеварительной системы брюхоногих моллюсков

Карточка № 4

Расскажите о размножении и развитии брюхоногих моллюсков

Карточка № 5

Расскажите о кровеносной системе брюхоногих моллюсков

Контрольная работа

Вариант 1

Вариант 2

    1. Значение моллюсков в природе и жизни человека

Вариант 3

    1. Значение моллюсков в природе и жизни человека

Контрольная работа

Вариант 1

    Среда обитания и внешнее строение брюхоногих моллюсков

    Рассказать о строении пищеварительной системы головоногих моллюсков

    Рассказать о строении кровеносной и нервной системы двустворчатых моллюсков

    Как размножаются брюхоногие моллюски

    Значение моллюсков в природе и жизни человека

Вариант 2

    Среда обитания и внешнее строение двустворчатых моллюсков

    Рассказать о строении пищеварительной системы брюхоногих моллюсков

    Рассказать о строении кровеносной и нервной системы головоногих моллюсков

    Как размножаются двустворчатые моллюски

    Значение моллюсков в природе и жизни человека

Вариант 3

    Среда обитания и внешнее строение головоногих моллюсков

    Рассказать о строении пищеварительной системы двустворчатых моллюсков

    Рассказать о строении кровеносной и нервной системы брюхоногих моллюсков

    Как размножаются головоногие моллюски

    Значение моллюсков в природе и жизни человека

Тема урока Класс паукообразные

Цель урока : 1.Познакомить учащихся со строением, образом жихни и разнообразием паукообразных

2. Развивать у учащихся умения работать с учебником, тетрадью, делать вывод 3. Воспитывать у учащихся интерес к биологии как науке, усидчивость, работоспособность

Методы

Основные понятия : хитиновый покров, некишечное переваривание, паутинные бородавки, мальпигиевы сосуды

Ход урока:

    Орг. момент . Оглашение темы и целей урока.

    Проверка домашнего задания

Перечислите представителей ракообразных

Особенности строения

Значение ракообразных

Многообразие

    Изучение нового материала

Местообитания, особенности внешнего строения, особенности пищеварительной системы, выделительной системы, размножение

Клещи –переносчики заболеваний человек и животных

    Зарисовать строение паука

    5. д\з п.25

Тема урока: типы развития насекомых

Цель урока : 1.Познакомить обучающихся с типами развития насекомых.

2. Развивать у учащихся умения работать с учебником, тетрадью, делать вывод 3. Воспитывать у учащихся интерес к биологии как науке, усидчивость, работоспособность

Методы : словесный, наглядный, практический

Основные понятия : полное и неполное превращение

Ход урока:

    Орг. момент . Оглашение темы и целей урока.

    Изучение нового материала

Работа с таблицей

С неполными превращением

С полным превращением

класс

представители

класс

представители

стрекозы

Стрекозы

чешуекрылые

Бабочки

прямокрылые

Саранча

Кузнечики

Сверчки

медведки

жесткокрылые

Жуки

равнокрылые

Цикады

Тли

двукрылые

Комары

Мухи

Мошки

слепни

полужесткокрылые

клопы

пепепончатокрылые

Муравьи

Шмели

Пчелы

Наездники

пилильщики

    Закрепление работа с учебником

    Домашнее задание п 26 , 27

Тема урока: общественно полезные насекомые- пчелы и муравьи. Охрана насекомых

Цель урока общественно полезными насекомыми- пчелами и муравьями. Охрана насекомых

2. Развивать у учащихся умения работать с учебником, тетрадью, делать вывод 3. Воспитывать у учащихся интерес к биологии как науке, усидчивость, работоспособность

Методы : словесный, наглядный, практический

Основные понятия : полное и неполное превращение общественные насекомые

Ход урока:

    Орг. момент . Оглашение темы и целей урока.

Этапы урока

Работа учителя

Работа ученика

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Насекомые с полным и неполным превращением

Перечислите классы животных с полным и неполным превращением

отвечают

Индивидуальный опрос особенности классов насекомых

Изучение нового материала

Пчелы устройство пчелиной семьи

Тутовый шелкопряд

Значение насекомых

Работа в тетради

Работа с учебником

Работа в тетради

Составляем перечень

Закрепление

Рефлексия

Оценивание

Итог урока

Домашняя работа

П.28. доп материал

Записывают в дневник

Тема урока: вредные насекомые. Меры борьбы с вредными насекомыми

Цель урока : 1.Познакомить обучающихся с вредными насекомыми и мерами борьбы с ними

2. Развивать у учащихся умения работать с учебником, тетрадью, делать вывод 3. Воспитывать у учащихся интерес к биологии как науке, усидчивость, работоспособность

Методы : словесный, наглядный, практический

Основные понятия : насекомые вредители.

Ход урока:

    Орг. момент . Оглашение темы и целей урока.

Этапы урока

Работа учителя

Работа ученика

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Каких общественных насекомых вы знаете?

отвечают

Индивидуальный опрос

Расскажите о пчелах, муравьях, тутовом шелкопряде

Расскажите об охране редких насекомых.

Индивидуальные ответы учащихся

Изучение нового материала

Саранча(прямокрылые)

Оводы и слепни

Тараканы

Методы борьбы

Работа в тетради

Работа с учебником

Работа в тетради

Составляем перечень иетодов борьбы с вредными насекомыми

Закрепление

Что нового сегодня мы узнали на уроке?

Рефлексия

Оценивание

Итог урока

Домашняя работа

П.29 подготовка к к\р

Записывают в дневник

1 вариант

1. Особенности внешнего строения насекомых.

стрекоза, тутовый шелкопряд, клоп постельный, комар обыкновенный, овод бычий, таракан рыжий, богомол, муха цеце, пилильщик, .

3. Каковы особенности внешнего строения представителей отряда Жуки? Где они обитают?

    Колюще – сосущий ротовой аппарат, надкрылья неоднородные: толстые, жесткие, а на вершине – мягкие, тонкие; пахучие железы.

5. Каково значение перепончатокрылых в природе и жизни человека?

Контрольная работа по теме «Класс Насекомые».

2 вариант

1. Особенности пищеварительной и выделительной системы.

жук бронзовка, малярийный комар, стрекоза, капустница, клоп лесной, поденки, овод бычий, таракан черный, комнатная муха, веснянка.

3. Каковы особенности представителей отряда Поденки? Почему они так названы?

4. Определите по характеристике отряд Насекомых.

    Одна пара крыльев, жужжальца, ротовые органы колющие или лижущие, лучшие летуны, личинки безногие и часто безголовые.

Приведите примеры представителей данного отряда.

5. Каково значение чешуекрылых в природе и жизни человека?

Контрольная работа по теме «Класс Насекомые».

3 вариант

1. Особенности дыхательной и кровеносной системы насекомых.

2. Выпишите насекомых с неполным превращением из приведенного списка:

клоп постельный, комар обыкновенный, медведка, таракан рыжий, муха цеце, пилильщик,божья коровка, тля, веснянки, махаон.

3. Каковы особенности внешнего строения представителей отряда ? Чем отличаетсябабочка от гусеницы?

4. Определите по характеристике отряд Насекомых.

    Колюще – сосущий хоботок, две пары прозрачных крыльев, питаются исключительно соками растений.

Приведите примеры представителей данного отряда.

    Каково значение двукрылых в природе и жизни человека?

Контрольная работа по теме «Класс Насекомые».

4 вариант

1. Особенности нервной системы и органы чувств.

2. Выпишите насекомых с неполным превращением из приведенного списка:

медоносная пчела, кузнечик, адмирал, клоп постельный, комар обыкновенный, овод бычий, таракан черный, богомол, муха цеце, уховертка.

3. Каковы особенности представителей отряда Перепончатокрылые? Каков состав пчелиной семьи?

4. Определите по характеристике отряд Насекомых.

    Первая пара крыльев – жесткая, вторая пара – перепончатые, все тело покрыто толстым слоем хитина, ротовой аппарат грызущий.

Приведите примеры представителей данного отряда.

5. Кто такие наездники, каковы их особенности и значение в приплоде?

Контрольная работа по теме «Класс Насекомые».

5 вариант

1. Особенности размножения насекомых. Опишите все стадии развития насекомых.

2. Выпишите насекомых с полным превращением из приведенного списка:

блоха, саранча, богомол, вошь платяная, рыжий , слепень, таракан рыжий, муха цеце, , стрекоза.

3. Каковы особенности внешнего строения и образа жизни представителей отряда Вши? Чем они отличаются от блох?

4. Определите по характеристике отряд Насекомых.

    Надкрылья кожистые, выпрямленные на спине, задние крылья – веером, ротовые органы грызущие, задние ноги обычно прыгающие.

Приведите примеры представителей данного отряда.

5. Каковы особенности строения и значение комнатной мухи?

Тема урока: Рыбы общая характеристика и внешнее строение

Цель урока : 1.познакомить обучающихся с внешним строением и общей характеристикой рыб

2. Развивать у учащихся умения работать с учебником, тетрадью, делать вывод 3. Воспитывать у учащихся интерес к биологии как науке, усидчивость, работоспособность

Методы : словесный, наглядный, практический

Основные понятия : хвост, чешуя, парные и непарные плавники, жаберные крышки, внутреннее ухо

Ход урока:

    Орг. момент . Оглашение темы и целей урока.

Этапы урока

Работа учителя

Работа учеников

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

На какие подтипы делятся хордовые

Внутреннее строение ланцетника

Какое значение имеет ланцетник

Что такое хорда

Ответы учащихся

Изучение нового материала

Хрящевые и костные рыбы

Форма тела

Покровы тела

Внешнее строение тела

Боковая линия

схему

Работа с учебником

Зарисовать внешнее строение рыбы

Закрепление

Рефлексия

Оценивание

Подведение итога урока

Домашнее задание

П. 31 проделать практическую работу

Записывают в дневник

Тема урока: Рыбы. Особенности размножения

Цель урока : 1.познакомить обучающихся с особенностями размножения рыб. Закрепить понятие об внутреннем строении рыб

2. Развивать у учащихся умения работать с учебником, тетрадью, делать вывод 3. Воспитывать у учащихся интерес к биологии как науке, усидчивость, работоспособность

Методы : словесный, наглядный, практический

Основные понятия : икринки, мальки, живорождение, миграции, проходные рыбы

Ход урока:

    Орг. момент . Оглашение темы и целей урока.

Этапы урока

Работа учителя

Работа учеников

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос. Строение скелета

Плавательный пузырь

Пищеварительная система

Дыхательная система

Кровеносная система

Нервная система

Ответы учащихся

Изучение нового материала

Органы размножения

Размножение (икра, живорождение, забота о потомстве)

Миграции (нерест)

Проходные рыбы

Работаем с учебником Записываем в тетради

схему

Работа с учебником

Закрепление

Что нового вы сегодня узнали?

Рефлексия

Оценивание

Подведение итога урока

Домашнее задание

П. 33

Записывают в дневник

Тема урока: Тип круглые черви. Класс Нематоды

2. Развивать у учащихся умения работать с учебником, тетрадью, делать вывод 3. Воспитывать у учащихся интерес к биологии как науке, усидчивость, работоспособность. Бережное отношение к своему здоровью. Аккуратность.

Методы : словесный, наглядный, практический

Основные понятия : нематоды, первичная полость, анальное отверстие, гиподерма, кутикула, раздельнополость

Ход урока:

    Орг. момент . Оглашение темы и целей урока.

Этапы урока

Работа учителя

Работа учеников

Проверка домашнего задания

тест

Ответы учащихся на листочках

Изучение нового материала

Рассказ о круглых червях, месте их обитания и особенностях строения

Записывают в тетрадь определения.

Работа с таблицей аскариды и острицы

Рассматриваем таблицу, объясняем как живут и размножаются аскариды и острицы

закрепление

Что нового появилось в строении у круглых червей

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание

П 17 зарисовать рис 62(Б) стр 80

Записывают в дневник.

Данный урок поможет организовать работу учащихся по ознакомлению с наукой зоологией и предметом её изучения. В ходе урока, выполняя разнообразные задания, учащиеся установят черты различия растений и животных, вспомнят четыре среды жизни живых организмов, в том числе и животных, группы экологических факторов, понятие «биоценоз» и типы взаимоотношений между животными. Урок сопровождается яркой презентацией. Работа добавлена на конкурс «Моя презентация к уроку».

Разработка содержит конспект урока, презентацию и видеоролик. Это второй урок по теме "Строение клетки", на предыдущем изучались все органоиды, кроме ядра.

Большая часть урока посвящена закреплению и проверке знаний о строении и функциях органоидов клетки, чему поможет презентация с настройками на появление подписей к рисункам; меньшая - изучению строения и функций ядра с помощью просмотра видеоролика и выполнения самостоятельных заданий в тетради.

Урок построен по программе Н.И. Сонина, материал общей биологии 10 класса, базовый уровень, но вполне может использоваться и в 9 классе по концентрической программе того же автора либо других авторов. На уроке используется разнообразная самостоятельная, парная и групповая работа учащихся.

Целевая аудитория: для 10 класса

Данная презентация может использоваться на уроке биологии в 5 классе по теме: Экологические факторы среды. Цель урока: выяснить, что такое экологические факторы среды, какое влияние они оказывают на живые организмы. Урок по линии И.Н. Пономарёвой "Алгоритм успеха"

Методическая разработка урока "Человек в живой природе" для 11 класса. Урок открытия нового знания. Содержит задания доказательства принадлежности человека к миру животных. Включает этап рефлексии и домашнее задание по выбору.

Целевая аудитория: для 11 класса

Урок биологии в 5 классе разработан по УМК И.Н.Пономаревой, но может быть использован к учебникам других авторов. Урок направлен на формирование УУД на основе учебных задач по Дане Толлингеровой. Урок включает технологическую карту, презентацию и приложения, таблицы учебных задач по Д.Толлингеровой, дополненные формируемыми УУД.

Целевая аудитория: для 5 класса

Конспект и презентация к уроку по биологии "

Задачи урока:

Сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК).

Сформировать представление о том, что клетка - главный структурный и функциональный элемент организма.

УМК: Д.В. Колесов. Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 кл. - Учебник / М: «Дрофа», 2016 г.

Целевая аудитория: для 8 класса

Данный урок является вводным уроком биологии в 6 классе. Материал урока позволяет сформировать представление о ботанике, как науке о растениях, развить представление о многообразии растительного мира, о значении растений в природе и жизни человека, углубить знания о признаках и органах растений. Урок сопровождается красочной презентацией.

Целевая аудитория: для 6 класса

Разработка урока по биологии: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных". 7 класс.

УМК: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014.

Цель урока:Сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях;

  • Познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды;
  • Показать, что размещение животных несёт приспособительный характер и является результатом эволюции;
  • Сформировать умения проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составлять и озвучивать схемы (виды миграции).

Целевая аудитория: для 7 класса

Урок по биологии в профильном 11 классе «Решение генетических задач».

Вид урока: урок - практикум.

Методы: репродуктивные, частично- поисковые.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма организации деятельности учащихся - групповая.

Цель урока: обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению генетических задач разных типов, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжать учиться работать в группах.

Целевая аудитория: для учителя

План – конспект урока биологии в 6 классе.

Тема урока: «Плоды и их классификация»

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Цель: ознакомление с видами плодов и со способами распространения плодов и семян.

Развивающие задачи:

    развивать навыки самостоятельной работы

    продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, обобщать, делать выводы

    учить объективно оценивать свои знания.

Образовательные задачи:

    создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний

    познакомить с факторами, способствующими распространению плодов и семян

    научить определять способ распространения плодов и семян по их внешнему виду

    научить выявлять черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения

Воспитательные задачи:

    воспитывать культуру общения и ответственность за результат своего труда.

Планируемый результат:

1.Предметный результат – знакомство учащихся с особенностями строения плодов покрытосеменных растений, их многообразием, классификацией; познать роль плодов в природе и хозяйственной деятельности человека.

2.Личностный результат – воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету, формирование культуры общения, коммуникативных качеств.

3.Метапредметный результат – формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие умений выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.

Задачи формирования УУД :

Познавательные УУД:

- умение формулировать тему и проблему урока;

- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные УУД:

- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;

- развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;

- осуществлять совместную познавательную деятельность в группах;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия одноклассников;

- Регулятивные УУД:

- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;

- умение оценивать свои учебные действия;

Методы обучения:
словесные, наглядные, работа в группах, проблемный, практический.
Оборудование:

    таблицы “Сочные плоды”, “Сухие плоды”, “Способы распространения плодов и семян”

    натуральные объекты: кочан капусты, корнеплод моркови, клубень картофеля, плоды: апельсина, томата, огурца

    коллекции плодов и семян (череда, клюква, клен, дуб, овес, бобы)

    инструктивные карточки для работы в группах

    ПК, мультимедийный проектор, презентация Power Point к уроку, видеофрагменты.

Ход урока

    Мотивация к учебной деятельности.

Учитель.

Добрый день, ребята! Мы продолжаем с вами изучить органы растения.

Что такое орган? На какие группы делятся органы? Какие генеративные органы вам известны?

Учащиеся.

Цветок, плод, семя.

Учитель. Молодцы! А сейчас я предлагаю собрать модель цветка.

Выходят от каждого ряда по 1 ученику и собирают модель цветка. Первый справившийся с заданием остается у доски и называет части цветка, указывая значение.

Ребята помогите мне разгадать загадку. Для этого

Обведите выделенные буквы правильных суждений:

П .Опыление - это перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика.

А .Главная часть цветка - яркий околоцветник, привлекающий опылителей.

Л .Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца.

О . Пестик - женский половой орган, а тычинки - мужской.

Е . Цветковое растение состоит из корней, стеблей, листьев.

У . Двойным оплодотворением у цветковых растений называют слияние яйцеклетки сначала с одним, а затем с другим спермием.

П . Ветроопыляемые растения обычно растут поодиночке.

Я . По сравнению с пыльцой насекомоопыляемых растений пыльца ветроопыляемых крупнее.

Д . Из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш семени.

И . Тычинки и пестик бывают в каждом цветке.

Какое слово у вас получилась? Плод. Правильно.

2. Актуализация знаний.

Ребята! А где образуется плод у растения? (в завязи пестика).

А сейчас поиграем в волшебную корзинку.

Я буду доставать всё то, что лежит у меня в корзине, ваша задача назвать орган и растение к которому он принадлежит.

Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом? (плоды).

А все ли перечисленные предметы являются плодами?

(нет кочан капусты, морковь и свекла плодами не являются).

Узнаем об этом в ходе нашего интересного общения на уроке. Давайте настроимся на поиск и творчество.

Я предлагаю на уроке всем активно поработать и получить максимум знаний.

3. Погружение в тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной и значимой как для растений, так и для нас темой – Строение, значение и классификация плодов.

А для чего человеку надо знать всё о плодах? Каково значение плодов в жизни человека?

Варианты ответов:

1. Употребляет в пищу.
2. Сырьё для промышленности (хлопчатник, подсолнечник и т.д.)
3. В медицине (источник витаминов и лекарственных веществ, например, шиповник, малина, черника и т.д.);
4. В с/х надо знать агротехнику выращивания и размножения растений.

Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать плоды, чтобы знать, как их использовать.

Запишите в тетрадях число и тему урока «Плоды»

А чтобы вы хотели бы узнать ещё о плодах на сегодняшнем уроке?

Это и будет нашей целью урока.

Работа с диском «Сферы» П.48. Виды плодов.

1 группа получает задание: найти материал о строении плода

2 группа: какие функции выполняют плоды

3 группа: классификация плодов

4 группа: какие способы распространения плодов и семян существуют

Работа с ноутбуками по электронному учебнику «Сферы».

Модельные ответы:

Вывод 1: Строение плода. Плод состоит из околоплодника и семян . Околоплодник- разросшиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Вывод 2: Функции плода. Важнейшие функции плода- защита и распространение семян. Защищает плод от механических повреждений, от высыпания семян, от проникновения насекомых внутрь плода. Внутри каждого плода своё количество семян, которые созревают и развиваются за счет плода.

Вывод 3: По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные . В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.

Вывод 4: Способы распространения семян: саморазбрасыванием, ветром, животными, человеком, водой.

Лабораторная работа. Работа в группах.

У читель: “Практика – лучший учитель”- говорил блестящий древнеримский оратор и философ Цицерон, поэтому знания вы получите самостоятельно, выполняете задания лабораторной работы по инструктивной карточке. Группам предоставляются натуральные плоды и семена. Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп.

Инструктивная карточка

    Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.

    Впишите названия исследуемых растений в таблицу и составьте характеристику их плодов.

    Укажите название плода растений.

    Определите, какие приспособления к распространению имеются у плодов и семян исследуемых растений.

    Установите, какими способами распространяются плоды и семена предложенных растений, впишите эти способы в таблицу.

    Сведения занесите в таблицу.

Название растения

Название

Способ распространения

Приспособления к распространению

Сочный или сухой

Односемянный или многосемянный

    Сформулируйте вывод о способах распространения в природе плодов и семян.

Вывод: плоды и семена имеют приспособления для распространения в природе различными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком (активно и пассивно).

4. Закрепление

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в игру "Яблоко раздора": ваша задача высказать свое мнение на каждый вопрос и из всех мнений выбрать наиболее верное.

1.Относят ли клубни картофеля и корнеплод моркови к плодам. Почему?

2. Сухими плодами считают зерновку, семянку, орех, желудь, все они имеют одну особенность. Какую?

Ответ (Все они раскрываются и внутри имеют одно семя)

3. Зерновка, семянка это сухие плоды и имеют внутри одно семя, а бывают ли сухие плоды многосемянные? Если да, приведите примеры.

(Ответ. Да бывают. Пример: стручок, боб, коробочка и семянка.)

4. Чем плод костянка отличается от плода семянки? (Ответ)

5. У смородины, крыжовника, винограда и томата плоды одного типа Как называется такой плод и почему мы в быту томат так не называем?

(- Ответ: У томата плод ягода, но томат в быту мы относим к овощам, а не к ягодам)

6.Почему плоды такие разные?

(Все особенности строения плодов связаны с условиями окружающей среды в которой живут растения, со способом их распространения)

7. А вот плоды земляники сочные мы их называем ягода. Верно ли такое название?

(- Ответ: Нет, не верно. Правильно плод земляники называется многоорешком).

8. Плод у яблони ложный называется яблоком, так мы называем его и быту. А вот ботаники яблоком называют плоды груши, рябины. Как вы думаете, правильно ли это?.

(Ответ: Да правильно. Внутри сочного околоплодника находятся многочисленные семечки)

9. Правильно ли утверждение что горошинки- это плоды растения гороха посевного?

10. Арбуз, дыня, огурец, - к какому типу плодов вы их отнесете?

Учитель:

Ребята. При подготовке к уроку у меня возникла проблема. На одном из слайдов презентации ВИРУС частично повредил текст. Помогите восстановить его. Верные ответы напишите на листочках.

После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется..., он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … . Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … .

Обобщение и корректировка ответов учащихся. Ответы: плод, сочные, сухие, костянка, вишни, ягода, томат, семянка, одуванчика, коробочка, мака, распространения.

Выводы:

Плоды и семена несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животным и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад

Работа с диском – тренажором по комплекту «Сферы»

5. Рефлексия.

Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека и какое значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией. Вы сами смогли определить виды плодов на практике.

Давайте подведем итог урока.

Расположите на полях человечка, идущего по ступенькам.

На верхнюю ступеньку, если вам все было понятно и интересно на уроке.

На вторую ступеньку – если остались непонятными некоторые вопросы.

На нижнюю ступеньку, кто совсем не разобрался в теме.

6. Домашнее задание.

По учебнику п.48, тетрадь тренажер стр. 36 № 6

Творческое задание, составить кроссворд по теме «Плоды»,

сообщение на тему: "Кладезь витаминов", или модельки плодов.