Готовимся к огэ по биологии. Вегетативные и генеративные органы. С чего начинать и когда начинать подготовку к ОГЭ

Как самостоятельно подготовиться к ОГЭ по биологии выпускникам средних образовательных учреждений быстро и эффективно? Сейчас этим вопросам озадачены все, кому предстоит сдавать экзамены, от результата которых зависит будущее.

Довольно часто школьники не могут определиться с будущей профессией. А это значит, что и с выбором предметов появляются трудности, поскольку техникумы, колледжи и училища требуют сдачи определенных предметов для нужной специальности. Учащиеся, которые остаются в школе, тоже должны сдать предметы для перехода в 10 класс. Обязательными считаются русский язык и математика, а остальные — по желанию. Так вот, если выбрали биологию, то подготовиться за короткий срок возможно. В первую очередь необходимо взять все книжки по предмету за предыдущие годы. А еще лучше — собрать тетрадки с конспектами. Так будет быстрее и легче усвоить материал. Если же нет конспектов, то не беда! Можно завести тетрадь, а уже там записывать важное.

После того как весь материал пройден, можно переходить на вторую ступень подготовки.

Самое главное в подготовке к экзаменам — это огромное желание. Если его нет, то и результата не будет. Затем нужно определить для себя, какой способ подготовки будет лучше.

На данный момент лидируют специальные курсы. Их устраивают в самих колледжах или университетах. Набираются 3-4 группы по 15-20 человек. Это подходит для тех, кто знает предмет на слабую четверку. Стоит отметить, что на коллективных занятиях можно упустить важный материал. Людей много, и преподавателю будет физически сложно подойти к каждому. Поэтому придется слушать внимательно. Тут есть и свои плюсы. Например, в группе могут оказаться те ученики, которые усвоили какой-то материал хорошо и в последующем смогут объяснить.

Репетиторов нанимает каждый второй. Это такой же учитель, только занимается в индивидуальном порядке. Не обязательно проходить все темы. Можно взять те, которые непонятны. Или же скачать программу ОГЭ. А уже по ней разбираться.

Самообразование — наиболее эффективный способ. Здесь учащийся сам читает, выбирает для себя полезное, учит самое важное и запоминает то, что пригодится на экзаменах. Только это способ для тех, у кого большая сила воли и нет лени. Придется распределить свое время так, чтобы оставалось на занятия. На самообучение нужно выделить как минимум 2 часа в сутки. Иначе результата не будет.

Какой способ подготовки выбрать?

Сейчас очень модно навязывать выпускникам подготовительные курсы и репетиторов. Такие способы очень затратные. Порой на подобное дополнительное образование уходит много денег. А есть и такие родители, которые влезают в долги ради обучения детей. Есть и другой выход — самоподготовка. Во-первых, дает больше знаний, а во-вторых, не требует вложений средств.

Оптимальный вариант — начать готовиться к экзаменам после окончания 8 класса в летнее время года. Но если не удалось, то желательно претворить задуманное в жизнь в сентябре. Для того чтобы ничего не упустить, следует прописать себе алгоритм действий:

  1. Перед тем как подготовиться к тесту, необходимо взять все книги, справочники, энциклопедии по биологии. Если библиотекарь отказывается дать учебники, то необходимо сказать, что нужны для подготовки к экзаменам. Затем следует приобрести тетрадь и сделать конспекты к важным темам. На это понадобится около трех месяцев. Потом необходимо поискать в интернете таблицы, дополнительные электронные учебники, краткую теорию. По возможности лучше распечатать, чтобы всегда материал был перед глазами. Когда есть основная база (ее нужно усвоить с сентября по декабрь), можно приступать к решению ОГЭ.
  2. Сейчас есть множество сайтов по решению ОГЭ онлайн. Это удобно, поскольку можно в любое время зайти, выбрать вариант и решать. В онлайн-тестах есть время, система подсчета правильных и неправильных ответов, а также общий балл. Так что сразу после решения можно оценить свои знания. Не стоит расстраиваться, если в первый раз система показала низкий уровень подготовки. Наоборот, нужно начать заниматься усиленно. Если указанного времени не хватает, то можно распечатать тесты или купить в книжном магазине. В этом случае уже можно сидеть и думать столько, сколько хочется.
  3. Ежегодно программа основного государственного экзамена меняется. Или же туда вносятся поправки. Поэтому очень важно скачать программу, в которой указано, на какие темы обратить особое внимание. А лучше взять ее у репетитора или учителя биологии. У них уж точно она правильная!
  4. После того как все книги прочтены, более 80 тестов пройдено, следует обратиться к учителю с просьбой проверить знания. Это лучше сделать в марте. Если педагог говорит, что результат отличный, то нужно продолжать в том же духе. Для общего развития можно взять дополнительную литературу по биологии, которая тоже способна стать неотъемлемым источником информации.
  5. В социальной сети Вконтакте созданы специальные сообщества для подготовки к экзаменам. Там сидят несколько тысяч школьников из разных уголков России. А это еще один источник информации.
  6. Если в классе есть те, кто сдает биологию, то можно готовиться вместе с ними. Как говорится: «Одна голова хорошо, а две лучше».

При самостоятельной подготовке ни в коем случае нельзя давать себе слабину. Рекомендуется заниматься ежедневно по 3 часа в будни и до 5 часов в выходные. Конечно, столько времени тяжело сидеть. Поэтому в период занятий нужно делать небольшой отдых по 10-15 минут.

Помимо школьного обучения и подготовки есть дополнительные дела — это уборка, прогулки на свежем воздухе, развлечения. Если есть возможность, то лучше скачать аудиозапись тем и слушать в свободное время или перед сном.

Готовиться к ГИА по биологии надо тщательно, используя всевозможные источники информации. А обычные уроки по данному предмету в школе пропускать нельзя, несмотря на то, что тема знакома и проста. Повторение материала еще никому вреда не принесло.

В программе ОГЭ обязательно будут такие темы:

  • Биология, как наука;
  • Живые организмы;
  • Анатомия;
  • Ботаника;
  • Зоология;
  • Генетика;
  • Бактерии и вирусы;
  • Царство животные;
  • Физиология человека;
  • Эволюция животного мира;
  • Биосфера;
  • Экосистема и др.

И это даже не половина списка! Хорошая подготовка занимает от 4 месяцев и более. Зубрежка, шпоры и надежда на удачу вряд ли помогут. Только знания и умение применять их на практике дадут положительный результат.

Как готовиться к экзаменам и насколько это сложно, понятно. А как облегчить — непонятно. Врачи настоятельно рекомендуют применять Глицин, Настойку пустырника, Пирацетам и другие успокаивающие препараты. А для того чтобы узнать, подходит то или иное лекарство, необходимо проконсультироваться со специалистом. Главное в этом вопросы — не наводить панику. Особенно важно выходить на свежий воздух и правильно питаться.

Подготовка к экзаменам требует много сил и времени. Для того чтобы сдать предмет на хорошую отметку, придется постараться. По возможности не откладывать занятия на второй план. Ведь от того, как подготовится ребенок, зависит его будущее. Даже если до экзамена остался всего месяц, не стоит паниковать. В мире нет ничего невозможного!

Предмет «биология» играет важную роль в общем образовании школьника и относится к классу предметов о естествознании. Главной задачей биологии является научное объяснение явлений живой природы, их свойств и значения. Можно сказать, что биология изучает организацию жизни на разных уровнях, начиная с молекулярного. Фактически, биология — это целый комплекс наук, которые изучают живую природу, например ботаника, зоология, анатомия, вирусология — это все направления биологии. Изучение биологии как предмета в школе начинается с седьмого класса, хотя с ботаникой ученики знакомятся уже в пятом. В девятом классе учащиеся по желанию сдают ГИА по биологии .

Требования к уровню знаний для сдачи ГИА по биологии

Чтобы успешно пройти этот сложный текст, нужно:

  • знать и различать признаки биологических объектов, разных живых организмов, растений, животных, бактерий, а также знать особенности человеческого организма — как он устроен, принципы жизнедеятельности, поведения;
  • понимать сущность биологических процессов, таких как питание, дыхание, обмен веществ, рост, размножение, наследственность;
  • уметь объяснить роль биологии в различных сферах нашей жизни, влияние на человека других живых организмов, взаимосвязь человека с окружающей средой и необходимость ее защиты, причины наследственных заболеваний, понимать, что такое иммунитет, для чего нужны витамины, микроэлементы и гормоны в организме человека;
  • уметь описывать и объяснять результаты различных биологических экспериментов;
  • уметь распознавать, сравнивать и описывать разные биологические объекты: клетки, ткани, органы, системы органов, живые организмы, растения и животных разных видов, а также знать их классификацию;
  • знать, как последствия человеческой деятельности влияют на различные экосистемы, уметь оценивать факторы риска для здоровья, как человека, так и других живых организмов;
  • уметь самостоятельно проводить поиск нужной информации с помощью различных учебников, конспектов уроков биологии , справочников и биологических словарей;
  • уметь использовать свои знания в повседневной жизни, оказать первую медицинскую помощь, рационально организовать свой труд и отдых, соблюдать меры профилактики различных заболеваний.

Как проверить уровень знаний?

Проверить свой уровень знаний самостоятельно можно с помощью:

  • специальных тестовых программ в режиме онлайн, в которых заложены требования к уровню и объему знаний ученика;
  • демонстрационных вариантов тестов ГИА по биологии , которые не только показывают уровень знаний, но и знакомят с форматом экзамена;
  • образцов тестовых заданий и сборников различных тестов.

Как самостоятельно подготовиться к ГИА по биологии

В подготовке к ГИА по биологии и самостоятельном изучении этого предмета главную роль играют теоретические знания. Почерпнуть нужные знания можно из школьных учебников, биологических справочников, энциклопедий, конспектов уроков по биологии, а также видеоуроков. Знакомиться с материалом нужно постепенно, переходя от простой темы к более сложной, например, не стоит браться за изучение физиологии человека, не выучив при этом строение клетки и тканей. Идеальный план для самостоятельного изучения биологии — школьная программа, которая построена именно таким образом — от простого к сложному. Очень важна и практическая сторона, ведь изучать животных или растения намного интереснее вживую. Если это невозможно, тогда вам пригодятся различные научные фильмы о живой природе. Обязательно составляйте свои личные конспекты уроков по биологии , которые помогут быстро повторить и закрепить пройденный материал.

Биология. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Лернер Г.И.

М.: 2018. - 288 с.

Справочник содержит весь теоретический материал по курсу биологии и тестовые задания, необходимые для подготовки к Государственной итоговой аттестации (ОГЭ) выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений. Теоретический материал изложен в краткой и доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий, которые соответствуют формату ОГЭ. Они дают исчерпывающее представление о типах заданий экзаменационной работы и о степени их сложности. В конце пособия даны ответы на задания. Пособие может быть использовано учащимися для подготовки к ОГЭ и самоконтроля, а учителями - для подготовки учащихся основной школы к итоговой аттестации по биологии. Книга адресована школьникам, учителям и методистам.

Формат: pdf

Размер: 5,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ; Rghost

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 5
Часть I.
1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА
1.1. Основные биологические науки. Методы биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов 7
Часть II.
2. ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
2.1. Клеточное строение. Химический состав клетки. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов 15
2.2. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними 52
Часть III.
3. СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
3.1. Вирусы, бактерии, синезеленые водоросли 65
3.2. Царство Грибы. Общая характеристика 69
3.3. Царство Растения. Основные особенности растительного организма 71
3.4. Царство Животные. Роль животных в природе и жизни человека 97
3.5. Учение об эволюции органического мира. Чарльз Дарвин - основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции 168
Часть IV.
4. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
4.1. Ткани 197
4.2. Строение и функции опорно-двигательной системы 201
4.3. Внутренняя среда организма. Состав и функции крови 206
4.4. Строение и функции системы органов кровообращения 213
4.5. Строение и функции дыхательной системы 219
4.6. Строение и функции пищеварительной системы 224
4.7. Обмен веществ в организме 231
4.8. Строение и функции выделительной системы 236
4.9. Нервная система. Общий план строения. Функции 240
4.10. Строение и функции спинного мозга 243
4.11. Строение и функции головного мозга 245
4.12. Строение и функции вегетативной нервной системы 250
4.13. Высшая нервная деятельность 253
4.14. Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения 259
4.15. Орган слуха и равновесия 262
4.16. Обонятельный и вкусовой анализаторы 265
4.17. Кожа, ее строение и функции 266
4.18. Эндокринная система. Железы внутренней секреции 268
ОТВЕТЫ К ПРИМЕРАМ ЗАДАНИЙ 277

Предлагаемое учебное пособие состоит из 4 разделов, включающих основные закономерности биологии с основами экологии, биологию растений, биологию животных, анатомию и физиологию человека. Пособие написано для того, чтобы дать возможность школьникам, выбравшим биологию для сдачи итогового экзамена за основную школу, быстро повторить школьный курс биологии и получить необходимый дополнительный материал, знание которого важно для дальнейшего изучения биологии в старшей школе.
Это пособие ни в коей мере не заменяет школьные учебники и объемные дополнительные пособия. Содержание курса предельно сконцентрировано, прочное усвоение этого материала обеспечит успешную сдачу экзамена за основную школу. Заголовки отдельных тем сформулированы так, как они даются в кодификаторе к экзамену.
Первая часть каждой темы представляет конспективное изложение основного материала в соответствии с экзаменационными требованиями. Курсивом выделены термины и понятия, на которые необходимо обращать внимание при изучении всего курса биологии. Для ускорения работы очень важно уметь пользоваться более расширенными справочниками и словарями. Проработанный материал лучше всего пересказать себе или кому-то из близких.

Юлия Цветова:

ЭТО РАНО ИЛИ ПОЗДНО СЛУЧИТСЯ

Я к биологии готовилась неохотно. Сдавала без репетиторов, потому что в год, когда я писала ОГЭ, оценка за экзамен по выбору не шла в аттестат. Занималась я каждый день, решала Гущина, читала много литературы, но запоминалось, конечно, не все. Больше отрабатывала вторую часть. Поначалу было не очень страшно, я вообще практически не волновалась до того момента, пока не начались сами экзамены. Меня пугала вся эта атмосфера и то, что что-то может пойти не так.

Сам экзамен был довольно-таки напряженным, потому что в инструктаже ОГЭ по биологии было написано, что мы можем иметь с собой калькуляторы, но у нас при входе все забрали. Тут началась паника. Я сказала учительнице, которая вела меня в аудиторию, что у нас не имели права забирать калькулятор. Потом его все-таки вернули.

Подписывайся на «ПУ» в телеграме . Только самое важное.

Экзамен оказался по себе сам сложный. Если ты не знаешь биологию, или думаешь, что это легкий предмет, который можно сдать на удачу, то это не так.

Учителя все время смотрели на нас, в коридорах было много проверяющих, которые провожали до туалета. Я больше боялась не самого экзамена, а его результатов потом, но оказалось, что не все так плохо.
Я говорила себе: «Время все равно идет, это рано или поздно случится». Надо смотреть своим страхам в лицо, а еще пить Глицин.

Алексей Бурмин:

НАДО УЧИТЬСЯ ВЕСЬ ГОД

Все началось с того, что учебный год не предвещал ничего нового, кроме подготовки к экзамену. Все шло, как обычно. Мы узнавали много нового и повторяли ещё больше старого. Постепенная подготовка к экзаменам мне наскучила, и я решил просто сидеть на уроках биологии, ничего не записывать, но слушать умные речи учительницы, которые мне нравились.

Я не думал, что это поможет мне сдать экзамены, потому что был самоуверенным и считал, что знаю все. Написав пробный экзамен на неудовлетворительную оценку, я решил, что следует немного полистать учебник с тетрадями, но вскоре как-то забросил это дело. За день до экзамена я совершенно не испытывал волнения. Я считал, что экзамен – это олимпиада, где я часто бывал, но с более сложными заданиями и строгим контролем.

Настал день экзамена. Мы зашли в аудиторию и я, совершенно не подготовленный, начинаю писать. Все вопросы были очень знакомы. С одной стороны, я не пожалел, что не готовился к ОГЭ, потому что у меня было свободное время. А, с другой стороны, мне стало немного грустно в связи с тем, что я мог бы написать на большее количество баллов.

В итоге хочу сказать, что готовиться к экзамену или нет – это решение каждого. Посоветую только учиться весь год.

Наталья Виноградова:

БИОЛОГИЯ – ЭТО ЗУБРЕЖКА

Я могу сказать, что ОГЭ по биологии – это зубрежка. Я прорешала более 150 тестов за время подготовки к экзамену, пользовалась группой в социальной сети. Никогда не надейтесь на удачу – учите все темы. Я не очень углубленно выучила материал, и именно по этой теме мне попалось четыре вопроса.

Не пейте успокоительное – это только ухудшит положение. Не стоит переживать, но обязательно надо написать шпаргалки. Брать с собой их не надо – это просто для того, чтобы запомнить информацию.

Я, естественно, как и другие ученики, переживала, боялась, думала, что не сдам, но, когда увидела задания, поняла, что готовилась к худшему.
Экзамен у всех может пройти по-разному. Нас, например, выпускали по одному в туалет, а один мальчик ушёл на 40 минут. Когда его нашли, он сказал, что плохо себя чувствует, и ему дали времени на 30 минут больше для написания ОГЭ. Воду мы оставляли в коридоре.

На самом деле ничего страшного, но я, например, советую думать только о себе в этот момент и больше ни о ком.

Строение клетки, деление клетки, биосинтез белка. Размножение. Развитие –

Онтогенез

Свойства живых структур:

1) самообновление. Основу обмена веществ составляют взаимосвязанные процессы ассимиляции (анаболизм, синтез, образование новых веществ) и диссимиляции (катаболизм, распад);

2) самовоспроизведение. Нуклеиновые кислоты способны хранить, передавать и воспроизводить наследственную информацию, а также реализовывать ее через синтез белков. Информация, хранимая на ДНК, переносится на молекулу белка с помощью молекул РНК;

3) саморегуляция. Базируется на совокупности потоков вещества, энергии и информации через живой организм;

4) раздражимость. Связана с передачей информации извне в любую биологическую систему и отражает реакцию этой системы на внешний раздражитель

5) поддержание гомеостаза - относительного динамического постоянства внутренней среды организма

7) адаптация - способность живого организма постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям существования в окружающей среде;

8) репродукция (воспроизведение

9) наследственность. Благодаря наследственности из поколения в поколение передаются признаки, которые обеспечивают приспособление к среде обитания;

10) изменчивость - за счет изменчивости живая система приобретает признаки, ранее ей несвойственные

11) индивидуальное развитие (процесс онтогенеза). В ходе этого процесса проявляется такое свойство, как способность к росту, что выражается в увеличении массы тела и его размеров;

12) филогенетическое развитие. Базируется на прогрессивном размножении, наследственности, борьбе за существование и отборе. В результате эволюции появилось, огромное количество видов;

13) дискретность (прерывистость) и в то же время целостность. Каждый организм, в свою очередь, также дискретен, поскольку состоит из совокупности органов, тканей и клеток.

Белки - это полимеры, мономерами которых являются аминокислоты Функции белков:1) защитная;2) структурная;3) двигательная;4) запасная;5) транспортная;6) рецепторная;7) регуляторная;8) белки-гормоны участвуют в гуморальной регуляции;9) белки-ферменты катализируют все химические реакции в организме;10) энергетическая.

Углеводы - это моно- и полимеры, в состав которых входит углерод, водород и кислород Функции углеводов:1) энергетическая;2) структурная;3) запасающая.

Жиры (липиды) могут быть простыми и сложными. Молекулы простых липидов состоят из трехатомного спирта глицерина и трех остатков жирных кислот. Сложные липиды являются соединениями простых липидов с белками и углеводами.Функции липидов:1) энергетическая;2) структурная;3) запасающая;4) защитная;5) регуляторная;6) теплоизолирующая.

Молекула АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты) образуется в митохондриях, является основным источником энергии.

5. Биосинтез белка. Генетический код

Существует 2 вида нуклеиновых кислот - дезокси-рибонуклеиновая кислота (ДНК) и рибонуклеиновая кислота (РНК).

ДНК представляет собой спираль, состоящую из двух комплиментарных полинуклеотидных цепей, закрученных вправо. Две цепи нуклеотидов соединяются между собой через азотистые основания по принципу комплементарности: между аденином и тимином возникают две водородные связи, между гуанином и цитозином - три.

Функции ДНК:

1) обеспечивает сохранение и передачу генетической информации от клетки к клетке и от организма к организму (репликация);

2) регулирует все процессы в клетке, обеспечивая способность к транскрипции с последующей трансляцией.

Репликация происходит в синтетический период интерфазы митоза. Фермент репликаза движется между двумя цепями спирали ДНК и разрывает водородные связи между азотистыми основаниями. Затем к каждой из цепочек с помощью фермента ДНК-полимеразы по принципу комплементарности достраиваются нуклеотиды дочерних цепочек. В результате репликации образуются две идентичные молекулы ДНК. Количество ДНК в клетке удваивается. Такой способ удвоения ДНК называется полуконсервативным, так как каждая новая молекула ДНК содержит одну "старую" и одну вновь синтезированную полинуклеотидную цепь.

РНК - одноцепочечный полимер. Различают 3 вида РНК.

1. Информационная РНК (и-РНК) располагается в ядре и цитоплазме клетки, выполняет функцию переноса наследственной информации из ядра в цитоплазму клетки.

2. Транспортная РНК (т-РНК) также содержится в ядре и цитоплазме клетки, доставляет аминокислоты к рибосомам в процессе трансляции - биосинтеза белка.

3. Рибосомальная РНК (р-РНК) содержится в ядрышке и рибосомах клетки.

Биосинтез белка происходит в несколько этапов.

1. Транскрипция - это процесс синтеза и-РНК на матрице ДНК.

2. Затем происходит процессинг - созревание молекулы РНК.

Транскрипция происходит в ядре клетки. Затем зрелая и-РНК через поры в мембране ядра выходит в цитоплазму, и начинается трансляция.

3. Трансляция - это процесс синтеза белка на матрице и РНК.

Генетический код Это система кодирования последовательности аминокислот белка в виде определенной последовательности нуклеотидов в ДНК и РНК.

Единица генетического кода (кодон) - это триплет нук-леотидов в ДНК или РНК, кодирующий одну аминокислоту.

Всего генетический код включает 64 кодона, из них 61 кодирующий и 3 некодирующих (кодоны-терминаторы).

Кодоны-терминаторы в и-РНК: УАА, УАГ, УГА, в ДНК: АТТ, АТЦ, АЦТ.

Генетический код обладает характерными свойствами.

1. Универсальность - код одинаков для всех организмов.

2. Специфичность - каждый кодон шифрует только одну аминокислоту.

Доядерные прокариоты, не имеют типичного ядра. К ним относят бактерии и сине-зеленые водоросли.

Прокариоты возникли в архейскую эру. Это очень маленькие клетки размером от 0,1 до 10 мкм.

Типичная бактериальная клетка снаружи окружена клеточной стенкой, основой которой является вещество муреин и определяет форму бактериальной клетки. Поверх клеточной стенки имеется слизистая капсула, которая выполняет защитную функцию.

Под клеточной стенкой располагается плазматическая мембрана. Вся клетка внутри заполнена цитоплазмой, которая состоит из жидкой части (гиало-плазмы, или матрикса), органелл и включений.

Наследственный аппарат: одна крупная "голая", лишенная защитных белков, молекула ДНК, замкнутая в кольцо, - нуклеоид. В гиалоплазме некоторых бактерий есть также короткие кольцевые молекулы ДНК, не ассоциированные с хромосомой или нуклеоидом, - плазмиды.

Мембранных органелл в прокариотических клетках мало. Есть мезосомы - внутренние выросты плазматической мембраны, которые считаются функциональными эквивалентами митохондрий эукариот. В автотрофных прокариотах обнаруживают ламелы и ламелосомы - фотосинтетические мембраны. На них находятся пигменты хлорофилл и фикоцианин.

Некоторые бактерии имеют органеллы движения - жгутики. Бактерии имеют органеллы узнавания - пили (фимбрии).

Хроматин в виде глыбок рассеян в нуклеоплазме и является интерфазной формой существования хромосом.

В растительных клетках есть еще и хлоропласты, в которых протекает фотосинтез.

Функции и строение цитоплазматической мембраныи клеточного ядра

Элементарная мембрана состоит из бислоя липидов в комплексе с белками. Каждая молекула жира имеет полярную гидрофильную головку и неполярный гидрофобный хвост. При этом молекулы ориентированы так, что головки обращены кнаружи и внутрь клетки, а неполярные хвосты - внутрь самой мембраны. Этим достигается избирательная проницаемость для веществ, поступающих в клетку.

Функции мембранных белков: рецепторная, структурная, ферментативная, транспортная

1) барьерная (отграничение внутреннего содержимого клетки);

2) структурная (придание определенной формы клеткам);

3) защитная (за счет избирательной проницаемости);

4) регуляторная (регуляция избирательной проницаемости для различных веществ);

5) адгезивная функция (все клетки связаны между собой посредством специфических контактов (плотных и неплотных);

6) рецепторная;

Клеточное ядро состоит из оболочки, ядерного сока, ядрышка и хроматина. Ядерная оболочка состоит из двух мембран. Основные функции ядерной оболочки: обособление генетического материала (хромосом) от цитоплазмы, а также регуляция двусторонних взаимоотношений между ядром и цитоплазмой.

Ядерная оболочка пронизана порами, которые имеют диаметр около 90 нм.

Основа ядерного сока (матрикса, нуклеоплазмы) - это белки. Сок образует внутреннюю среду ядра, играет важную роль в работе генетического материала клеток.

Ядрышко - это структура, где происходят образование и созревание рибосомальных РНК (р-РНК). Гены р-РНК занимают определенные участки нескольких хромосом, где формируются ядрышковые организаторы, в области которых и образуются сами ядрышки.

Хроматин состоит в основном из нитей ДНК (40 % массы хромосомы) и белков (около 60 %), которые вместе образуют нуклеопротеидный комплекс.

8. Строение и функции митохондрий и лизосом

Митохондрии - это постоянные мембранные органеллы округлой или палочковидной (нередко ветвящейся) формы. Основные функции митохондрий:

1) играют роль энергетических станций клеткок;

2) хранят наследственный материал в виде митохон-дриальной ДНК.

Митохондрия имеет две мембраны: наружную (гладкую) и внутреннюю (образующую выросты - листовидные (кристы) и трубчатые (тубулы)).

Лизосомы - это пузырьки диаметром 200-400 мкм. (обычно). Имеют одномембранную оболочку. Основная функция - внутриклеточное переваривание различных химических соединений и клеточных структур.

Эндоплазматический ретикулум (ЭПС) - система сообщающихся или отдельных трубчатых каналов и уплощенных цистерн, расположенных по всей цитоплазме клетки. Каналы ЭПС могут соединяться с поверхностной или ядерной мембранами, контактировать с комплексом Гольджи.Шероховатая ЭПС На каналах шероховатой ЭПС в виде полисом расположены рибосомы. Здесь протекает синтез белковГладкая ЭПС На мембранах гладкой ЭПС рибосом нет. Здесь протекает в основном синтез жиров и подобных им веществ (например, стероидных гормонов), а также углеводов. По каналам гладкой ЭПС также происходит перемещение готового материала к месту его упаковки в гранулы (в зону комплекса Гольджи). Комплекс Гольджи дает начало первичным лизосомам.

10. Строение и функции немембранных структур клетки

Рибосома Это округлая рибонуклеопротеиновая частица. Диаметр ее составляет 20-30 нм. Состоит рибосома из большой и малой субъединицКлетки всех животных, некоторых грибов, водорослей, высших растений характеризуются наличием клеточного центра. Клеточный центр обычно располагается рядом с ядром.Он состоит из двух центриолей, расположенных взаимоперпендикулярно.Из центриолей клеточного центра во время деления клетки образуются нити веретена деления.Центриоли поляризуют процесс деления клетки, чем достигается равномерное расхождение сестринских хромосом (хроматид) в анафазе митоза.Внутри клетки находится цитоплазма. Она состоит из жидкой части - гиалоплазмы (матрикса), органелл и цитоплазматических включений.Гиалоплазма - основное вещество цитоплазмы. Включения - это относительно непостоянные компоненты цитоплазмы. Выделяют:1) запасные питательные вещества, которые используются самой клеткой в периоды недостаточного поступления питательных веществ извне;2) продукты, которые подлежат выделению из клетки;

Многие вирусы являются возбудителями заболеваний, таких как СПИД, коревая краснуха, эпидемический паротит (свинка), ветряная и натуральная оспа. Зрелые вирусные частицы называются вирионами. Фактически они представляют собой геном, покрытый сверху белковой оболочкой. Эта оболочка - капсид.

Гаметы Яйцеклетка - крупная неподвижная клетка, обладающая запасом питательных веществ. Размеры женской яйцеклетки составляют 150-170 мкмСперматозоид - это мужская половая клетка (гамета). Он обладает способностью к движению. Размеры сперматозоида микроскопические: длина этой клетки у человека составляет 50-70 мкм

Сперматозоид имеет головку, шейку, промежуточный отдел и хвост в виде жгутика. Почти вся головка заполнена ядром, которое несет наследственный материал в виде хроматина. На переднем конце головки (на ее вершине) располагается акросома, которая представляет собой видоизмененный комплекс Гольджи.

Оплодотворение - это процесс слияния половых клеток. В результате оплодотворения образуется диплоидная клетка - зигота, . Биологическая роль бесполого размножения Поддержание приспособленности усиливает значение стабилизирующего естественного отбора; обеспечивает быстрые темпы размножения; используется в практической селекции. Формы бесполого размножения

У одноклеточных организмов выделяют следующие формы бесполого размножения: деление, эндогонию, шизогонию и почкование, спорообразование.

Деление характерно для амебы, инфузории, жгутиковые. Сначала происходит митотическое деление ядра, затем цитоплазма делится пополам все более углубляющейся перетяжкой. При этом дочерние клетки получают примерно одинаковое количество цитоплазмы и органоидов.

Эндогония (внутреннее почкование) характерно для токсоплазмы. При образовании двух дочерних особей материнская дает лишь двух потомков. Но может быть внутреннее множественное почкование, что приведет к шизогонии.

Встречается у споровиков (малярийного плазмодия) и др. Происходит многократное деление ядра без цитокинеза. Из одной клетки образуется очень много дочерних.

Почкование (у бактерий, дрожжевых грибов и др.).

Спорообразование (у высших споровых растений: мхов, папоротников, плаунов, хвощей, водорослей).. Вегетативная форма размножения частью материнского организма.

регенерации - восстановления утраченных тканей и частей тела (у кольчатых червей, ящериц, саламандр).Половое размножение – оплодотворение, Партеногенез - дочерние организмы развиваются из неоплодотворенных яйцеклеток.Значение партеногенеза:

1) размножение возможно при редких контактах разнополых особей;2) резко возрастает численность популяции;3) встречается в популяциях с высокой смертностью в течение одного сезона.

Деление клетки. Фазы митоза:

1) профаза. Центриоли клеточного центра делятся и расходятся к противоположным полюсам клетки. Из микротрубочек образуется веретено деления, которое соединяет центриоли разных полюсов. В начале профазы в клетке еще видны ядро и ядрышки, к концу этой фазы ядерная оболочка разделяется на отдельные фрагменты. Начинается конденсация хромосом: они скручиваются, утолщаются, становятся видимыми в световой микроскоп. В цитоплазме уменьшается количество структур шероховатой ЭПС, резко сокращается число полисом;

2) метафаза. Заканчивается образование веретена деления. Конденсированные хромосомы выстраиваются по экватору клетки, образуя метафазную пластинку. Микротрубочки веретена деления прикрепляются к центромерам, или кинетохорам (первичным перетяжкам), каждой хромосомы. После этого каждая хромосома продольно расщепляется на две хро-матиды (дочерние хромосомы) которые оказываются связанными только в участке центромеры;

3) анафаза. Между дочерними хромосомами разрушается связь, и они начинают перемещаться к противоположным полюсам клетки. В конце анафазы на каждом полюсе оказывается по диплоидному набору хромосом. Хромосомы начинают деконденсироваться и раскручиваться, становятся тоньше и длиннее;

4) телофаза . Хромосомы полностью деспирали-зуются, восстанавливается структура ядрышек и интерфазного ядра, монтируется ядерная мембрана. Разрушается веретено деления. Происходит цитокинез (деление цитоплазмы). Начинается образование в экваториальной плоскости перетяжки, которая полностью делит материнскую клетку на две дочерние.

1. Амитоз - это прямое деление ядра. При этом сохраняется морфология ядра, видны ядрышко и ядерная мембрана. Хромосомы не видны, и их равномерного распределения не происходит. Ядро делится на две относительно равные части без образования митотического аппарата.Мейоз - это вид деления клеток, при котором происходит уменьшение числа хромосом вдвое и Стадии мейоза Первое деление мейоза (редукционное) приводит к образованию из диплоидных клеток гаплоидных. В профазу I, как и в митозе, происходит спирализация хромосом. Одновременно гомологичные хромосомы сближаются своими одинаковыми участками (конъюгируют), образуя биваленты. Перед вступлением в мейоз каждая хромосома имеет удвоенный генетический материал и состоит из двух хроматид, поэтому бивалента содержит 4 нити ДНК. В процессе дальнейшей спирализации может происходить кроссинговер - перекрест гомологичных хромосом, сопровождающийся обменом соответствующими участками между их хроматидами. В метафазе I завершается формирование веретена деления, нити которого прикрепляются к центромерам хромосом, объединенных в биваленты таким образом, что от каждой центромеры идет только одна нить к одному из полюсов клетки. В анафазе I хромосомы расходятся к полюсам клетки, при этом у каждого полюса оказывается гаплоидный набор хромосом, состоящий их двух хроматид. В телофазе I восстанавливается ядернаяоболочка, после чегоматеринскаяклеткаделит-ся на две дочерние.

Второе деление мейоза начинается сразу после первого и сходно с митозом, однако вступающие в него клетки несут гаплоидный набор хромосом. Профаза II по времени очень короткая. За ней наступает метафаза II, при этом хромосомы располагаются в экваториальной плоскости, образуется веретено деления. В анафазе II происходит разделение центромер, и каждая хроматида становится самостоятельной хромосомой. Отделившиеся друг от друга дочерние хромосомы направляются к полюсам деления. В тело-фазе II происходит деление клеток, в котором из двух гаплоидных клеток образуется 4 дочерние гаплоидные клетки.

Таким образом, в результате мейоза из одной диплоидной клетки образуются четыре клетки с гаплоидным набором хромосом.Биологическое значение мейоза1) является основным этапом гаметогенеза;2) обеспечивает передачу генетической информации от организма к организму при половом размножении;3) дочерние клетки генетически не идентичны материнской и между собой.Гаметогенез - это процесс образования половых клеток.Онтогенез - это процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы при половом размножении до конца жизни Первый этап эмбрионального развития - дробление. При этом из зиготы путем митотического деления образуются сначала 2 клетки, затем 4, 8 и т. д. Образующиеся клетки называются бластомерами, а зародыш на этой стадии развития - бластулой. При этом общая масса и объем почти не увеличиваются, Гаструляция . В это время бластомеры, продолжающие быстро делиться, приобретают двигательную активность и перемещаются относительно друг друга, формируя слои клеток - зародышевые листки из эктодермы развивается кожа и ее производные. Энтодерма дает начало органам дыхательной и пищеварительной систем. Из мезодермы формируются мышечная, хрящевая и костная ткань, органы кровеносной и выделительной систем.

Диссимиляция, или энергетический обмен, - это совокупность реакций расщепления высокомолекулярных соединений, которые сопровождаются выделением и запасанием энергии.
1 Этап Подготовительный:
происходит в лизосомах, либо в пищ. Системе сложные органические вещества расщепляются до более простых
(например, белки до аминокислот)
на этом этапе АТФ не синтезируется
2 Этап Бескислородный (гликолиз):
происходит в цитоплазме
глюкоза до 2 молекул пировиноградной кислоты
запас энергии в виде 2 молекул АТФ

3 Этап Кислородный:
происходит в митохондриях
окисление пировиноградной кислоты до CO2 и H2O
образуется 36 мол АТФ