Главная мысль произведения маршака детки в клетке. Занятие по развитию речи "детки в клетке"


Книги для самых маленьких

С. Я. Маршак
Цикл стихотворений "Детки в клетке"

Стихотворения Маршака давно стали классикой детского чтения, они сопровождают маленького читателя едва ли не до подросткового возраста, постепенно открывая ему пёстрый мир во всём его многообразии. Но сегодня мы расскажем о книге, которая одной из первых входит в круг детского чтения и надолго остаётся одной из самых любимых. Это цикл стихотворений "Детки в клетке". Написанный в начале 20-х годов прошлого века, он не раз переиздавался, как отдельными изданиями, так и в составе больших сборников. В 70-е годы выходила отдельная книжечка с рисунками Е. Чарушина, сейчас "Детки в клетке" публикуются в основном вместе с другими стихами и сказками Маршака.

Итак, перед нами зоосад - так и называется первое стихотворение цикла. Оно строится вокруг сюжета - один день из жизни зоологического сада, с утра до вечера. Таких сюжетных стихотворений в цикле немного, в основном он состоит из коротеньких портретных зарисовок маленьких обитателей зоопарка. С одной стороны, они впервые знакомят читателя с разными животными и прежде всего это стихотворения-картинки, построенные на каком-то характерном признаке: у слона - величина, у зебры - полоски, у жирафа - рост:

    Рвать цветы легко и просто
    Детям маленького роста.
    Но тому, кто так высок,
    Нелегко сорвать цветок.
Каждая такая картинка - не просто статичный портет, это маленькая сценка из жизни героя стихотворения, наполненная движением. Вот, например, гусёнок:
    Отчего течёт вода
    С этого младенца?
    Он недавно из пруда.
    Дайте полотеце!
В четырёх строчках - живой образ взъерошенного птенца, не застывшее глянцевое изображение, а подвижный фрагмент жизни.

Или, например, "Львёнок" - одно из самых динамичных стихотворений:

    Нет, постой, постой, постой,
    Я разделаюсь с тобой!
    Мой отец одним прыжком
    Расправляется с быком.
    Будет стыдно, если я
    Не поймаю воробья.
    Эй, вернись, покуда цел!
    Мама! Мама! Улетел!..
Возможно, именно благодаря этой удивительной точности и яркости "Детки в клетке" до сих пор, спустя многие десятилетия, остаются лучшими стихотворениями о животных и легко выдерживают конуренцию с многочисленными "зверинцами" современных авторов.

И всё-таки дело не только в несомненной художественной ценности этих стихов. "Детки в клетке" - не просто портретные зарисовки, это нечто большее. За решёткой в зоопарке не просто звери, а тоже детки, тоже живые существа, способные испытывать те же эмоции, что и маленькие дети. Лучше всего об этом сказала ещё Марина Цветаева в своём критическом обзоре "О новой русской детской книге": "Не звери в клетке, а детки в клетке, те самые детки, которые на них смотрят. Дети смотрят на самих себя. Малолетние (дошкольные!) - слон, белый медведь, жирафа, лев, верблюд, кенгуру, шимпанзе, тигр, собака-волк, просто-волк - кого там нет! Все там будем."

И в самом деле, обитатели зоосада испытывают типичные человеческие чувства: испуг, недоумение, растерянность, они тоскуют об утраченной свободе ("За что сижу я клетке, / Я сам не знаю, детки!") и о далёкой родине ("Мартышка вспоминает / Страну свою - Алжир / И утром принимает / Прохладный рыбий жир"). Так простенькие на первый взгляд стихотворения о животных становятся для маленького читателя и первым уроком сочувствия и сострадания: к тем, кто слабее, и вообще ко всему живому.

Остаётся только добавить, что по мере переиздания стихотворения цикла переживали и своеобразные превращения, и некоторые тексты первоначально звучали совсем иначе. Например, от стихотворения "Тигрёнок" до нас дошли лишь две последних строчки, а в первых изданиях оно выглядело так:

    Убирайтесь! Я сердит!
    Мне не нужен ваш бисквит.
    Что хорошего в бисквите?
    Вы мне мяса принесите.
    Я тигрёнок, хищный зверь!
    Понимаете теперь?
    Я с ума сойду от злости!
    Каждый день приходят гости,
    Беспокоят, пристают
    В клетку зонтики суют.
    Эй, не стойте слишком близко!
    Я тигрёнок, а не киска!
Обзор подготовила филолог

Ольга Моногарова
НОД по развитию речи в младшей группе. Чтение стихотворений из цикла «Детки в клетке» С. Маршака

непосредственно- образовательная деятельность

Направление «Позновательно – речевое развитие »

Образовательная область «Коммуникация»

Раздел «Развитие речи »

Дата проведения «14» ноября 20 13 г. количество детей

Воспитатель Моногарова Ольга Анатольевна

Тема Чтение стихотворений из цикла С . Маршака «Детки в клетке »

Программное содержание формировать представления о поэтических

образах животных из стихотворений С . Маршака

Материалы и оборудование игрушки животных : слон, белый медведь,

верблюд, обезьяна, большой таз для водоёма, цветок

Предварительная работа беседа о зоопарке

Методические приемы беседа, игровая ситуация, чтение

1. Игровая мотивация

Посмотрите, кто к нам прилетел? (воробей)

Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей.

Ребята, а вы знаете, что такое зоопарк? (ответы детей)

Зоопарк – это парк, где живут животные. Ребята, воробей приглашает вас в зоопарк. Как надо вести себя в зоопарке? (тихо, не шуметь, не кричать)

Почему нельзя шуметь? (чтобы не напугать животных)

2. «Детки в клетке » С. Маршака

В разных уголках групповой комнаты расставлены игрушечные животные. Воспитатель подводит детей к каждому животному, читает стихотворение .

Посмотрите, слон сидит. Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал : - Нужны пошире,

И не две, а все четыре.

Что дали слону?

Что ответил слон?

Почему слону нужно четыре туфельки?

Кто запомнил стихотворение о слоне ?

А это кто сидит у воды?

Да, это белые медведи. У нас просторный водоём.

Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа.

Её меняют сторожа.

Мы от стены плывём к стене,

То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой!

Сколько медведей в водоёме? (два)

Кто меняет воду белым медведям?

А кто там рычит? (тигр)

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигрёнок, а не киска!

Почему нельзя подходить близко к тигру?

Тигр, похож на кошку, но он дикое животное и может поцарапать, укусить. Давайте уйдём подальше от тигра.

3. Физминутка.

Идут себе вразвалочку ,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)

4. Чтение стихотворений из цикла «Детки в клетке » С. Маршака

Ой, а кто это прыгнул на плечо? (обезьяна)

Приплыл по океану

Из Африки матрос,

Малютку- обезьяну

В подарок нам привёз.

Сидит она, тоскуя,

Весь вечер напролёт

И песенку такую

По-своему поёт :

“На дальнем жарком юге,

На пальмах и кустах,

Визжат мои подруги,

Качаясь на хвостах.

Чудесные бананы

На родине моей.

Живут там обезьяны

И нет совсем людей”.

Кто привёз обезьяну в зоопарк?

Кого называют моряком?

Человек, который ходит на корабле, пароходе называется моряк.

А кто это там вдали сидит?

Это верблюд. Бедный маленький верблюд :

Есть ребёнку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!

Как вы думаете, почему верблюду не дают есть?

Верблюд может долгое время обходиться без воды и еды, поэтому его каждый день не кормят.

А что за зверь стоит рядом с верблюдом?

Это жираф. Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Не легко сорвать цветок.

Почему жирафу тяжело сорвать цветок?

А кто запомнил стихотворение о жирафе ?

Давайте поможем жирафу сорвать цветок.

Мы так долго гуляем по зоопарку. Нам пора возвращаться в свою группу . Воробей решил остаться в зоопарке со своими друзьями. До свидания воробей.

Ребята, куда мы ходили?

Каких зверей мы видели?

А кто запомнил и может рассказать стихотворения о животных , которых видели?

Вам понравилось в зоопарке?

Кто из животных вам понравились больше?

ЗООСАД Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
- Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей! Вышел сторож из сторожки,
Подметает он дорожки,
Курит трубку у ворот,
Нам обедать не дает. Долго, долго у решетки,
Мы стоим, разинув глотки.
Знаем, знаем без часов,
Что обед для нас готов. За обедом, за обедом
Не болтаем мы с соседом,
Забываем обо всем
И жуем, жуем, жуем.
Это трудная работа -
Щеки лоснятся от пота. После пищи нужен сон.
Прислонившись, дремлет слон.
Показав себя народу,
Бегемот уходит в воду. Спит сова, вцепившись в пень,
Спит олень, и спит тюлень.
Темно-бурый медвежонок
Про себя ворчит спросонок, Только пони и верблюд
Принимаются за труд. На верблюде, на верблюде,
Как в пустыне, ездят люди,
Проезжают мимо рва,
За которым видят льва,
Проезжают мимо клетки,
Где орлы сидят на ветке.
Неуклюж, космат и худ,
Ходит по саду верблюд. А по кругу, на площадке,
Черногривые лошадки
Мчатся рядом и гуськом,
Машут челкой и хвостом. Но вот наступает прохлада.
Чужие уходят из сада.
Горят за оградой огни,
И мы остаемся одни.
СЛОН Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
ЖИРАФ Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
ТИГРЕНОК Эй, не стойте слишком близко -
Я тигренок, а не киска!
ЗЕБРЫ Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы! Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ У нас просторный водоем.
Мы с братом плаваем вдвоем. Вода прохладна и свежа.
Ее меняют сторожа. Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине. Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!
СОВЯТА Взгляни на маленьких совят -
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.
СТРАУСЕНОК Я - страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твердой. Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
ПИНГВИН Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож. На морях в былые годы
Обгонял я пароходы. А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
ЛЕБЕДЕНОК Отчего течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!
ВЕРБЛЮД Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
ЭСКИМОССКАЯ СОБАКА На прутике записка:
"Не подходите близко!" Записке ты не верь -
Я самый добрый зверь. За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки.
ПИНГВИНЯТА Мы - два брата, два птенца.
Мы недавно из яйца.
Что за птица - наша мать?
Где ее нам отыскать? Мы ни с кем здесь не знакомы
И не знаем даже, кто мы.
Гуси? Страусы? Павлины?
Догадались! Мы - пингвины.
КЕНГУРУ Вот полюбуйтесь на игру
Двух австралийских кенгуру. Они играют в чехарду
В зоологическом саду.
СОБАКА ДИНГО Нет, я не волк и не лиса.
Вы приезжайте к нам в леса,
И там увидите вы пса -
Воинственного динго. Пусть вам расскажет кенгуру,
Как в австралийскую жару
Гнал по лесам его сестру
Поджарый, тощий динго. Она в кусты - и я за ней,
Она в ручей - и я в ручей,
Она быстрей - и я быстрей,
Неутомимый динго. Она хитра, и я не прост.
С утра бежали мы до звезд,
Но вот поймал ее за хвост
Неумолимый динго. Теперь у всех я на виду
В зоологическом саду,
Верчусь волчком и мяса жду,
Неугомонный динго.
ЛЬВЯТА Вы разве не знаете папы -
Большого, рыжего льва?
У него тяжелые лапы
И косматая голова. Он громко кричит - басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосем молоко.
ЛЬВЕНОК Нет, постой, постой, постой,
Я разделаюсь с тобой!
Мой отец одним прыжком
Расправляется с быком.
Будет стыдно, если я
Не поймаю воробья.
Эй, вернись, покуда цел!
Мама! Мама! Улетел!..
ЛЬВИЦА Какое туманное лето
В неласковой этой стране!
Я в теплое платье одета,
Но холодно, холодно мне! Меня называют дикаркой
За то, что сижу я в тоске,
Мечтая об Африке жаркой,
О мягком, горячем песке. Я встретила здесь крокодила.
Он мне улыбнулся, как друг.
"Ты хочешь, - его я спросила, -
К бананам и пальмам на юг?" "Дитя, - отвечал он уныло, -
Не видеть родной мне земли!"
И слезы из глаз крокодила
По черным щекам потекли.
ГИЕНА Захрапели носороги,
Дремлет страус длинноногий.
Толстокожий бегемот
Лег спокойно на живот.
Спит верблюд, согнув колени.
Но не спится мне - гиене! Настает моя пора:
Буду выть я до утра.
Днем молчала я угрюмо -
Я боюсь дневного шума -
Но зато мой хриплый смех
По ночам пугает всех!
Даже львы меня боятся...
Как над ними не смеяться?
МЕДВЕДЬ Вот медведь, медведь, медведь!
Кто желает посмотреть? Приходите к Мише в гости,
Сладкий пряник Мише бросьте. Миша просит, Миша ждет,
Широко разинув рот. Нет, правее! Нет, левее!
Промахнулись, ротозеи! Вот теперь попали в рот!
Что за пряник - чистый мед! За такое угощенье
Мы покажем представленье. Ну-ка, Миша, поклонись!
Ну-ка, Миша, кувыркнись!
ШАКАЛ Мой отец - степной шакал
Пищу сам себе искал.
Далеко в стране песчаной
Провожал он караваны
И в пустыне при луне
Громко плакал в тишине.
Ел он кости и объедки,
А теперь живет он в клетке.
От дождя он здесь укрыт
И всегда бывает сыт.
СЛОН Африканец молодой
Обливается водой. Вымыл голову и ухо -
И в лоханке стало сухо. Для хорошего слона
Речка целая нужна. Уберите-ка
Лоханку,
Принесите-ка
Фонтанку!
ОБЕЗЬЯНА Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок нам привез. Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролет
И песенку такую
По-своему поет: "На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах. Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей".
КЕНГУРУ Длиннохвостый кенгуру
Погулять зовет сестру,
А сестра сидит в мешке
У мамаши на брюшке.
ГДЕ ОБЕДАЛ, ВОРОБЕЙ?
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва
За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы. Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена. Погостил у носорога,
Отрубей поел немного. Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя. А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
ДЕТСКИЙ ДОМ Весною в нынешнем году
В зоологическом саду
Олень и лев, барсук и рысь
И медвежата родились. Для них устроен детский дом
С зеленым лугом и прудом.
Они играют и лежат.
Козел бодает медвежат.
А лев и волк несутся вскачь
И разноцветный гонят мяч. Промчатся быстро год и два,
И станет волк бояться льва,
И жить на свете будут врозь
Барсук и лев, медведь и лось.
ФОМКА Перед бассейном в зоопарке -
Медвежьи мокрые следы. -
С тяжелым плеском в полдень жаркий
Медведь выходит из воды. Еще в костях он очень тонок,
Еще и ростом невелик.
Он не медведь, а медвежонок,
Но белоснежен, как старик. Легко узнать по белой шкуре
Бродягу ледяных полей.
Слыхал он посвист зимней бури
На дальней родине своей. Встречался с вьюгой и поземкой,
Ночуя с матерью на льду.
Теперь его прозвали Фомкой
И жить заставили в саду. Он здесь ночует не на льдине,
А на асфальтовой горе.
Его тревожит крик павлиний,
Рычанье тигра на заре. Он ищет днем прохладной тени
И, не найдя ее нигде,
Томясь от скуки и от лени,
Беззвучно шлепает к воде. Рычит на сторожа негромко...
Но не рычи, - придет зима,
Вернутся вьюга и поземка -
И будешь ты уже не Фомка,
А матерый медведь Фома!
ПРО ГИППОПОТАМА Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня
И посмотреть ги-ги-топама...
Нет, ги-попо-тото-попама...
Нет, ги-гото-попо-потама...
Пусть мама скажет за меня! Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоем
Взглянуть на ги... на бегемота!
Мы чаще так его зовем. Он сам имен своих не знает:
Как ни зовите, - все равно
Он из воды не вылезает,
Лежит, как мокрое бревно. Нам не везло сегодня с мамой.
Его мы ждали целый час.
А он со дна глубокой ямы
Не замечал, должно быть, нас. Лежал он гладкий, толстокожий,
В песок уткнувшись головой,
На кожу ветчины похожий
В огромной миске суповой. По целым дням из водоема
Он не выходит, - там свежей.
- Есть у него часы приема? -
Спросили мы у сторожей. - Да, есть часы приема пищи.
Его мы кормим по часам. -
И вдруг, блестя, как голенище,
Поднялся сам
Гиппопотам. Должно быть, у него промокли
Мозги от постоянных ванн,
Глаза посажены в бинокли,
А рот раскрыт, как чемодан. Он оглядел стоявших рядом
Гостей непрошеных своих,
К решетке повернулся задом,
Слегка нагнулся - и бултых! Я думаю, гиппопотама
Зовут так трудно для того,
Чтоб сторож из глубокой ямы
Пореже вызывал его!..

Тема: «Детки в клетке»

Цель : Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С.Маршака «Детки в клетке»

Задачи:

    Обучающие: продолжать учить детей узнавать и называть животных по картинкам, понимать и отвечать на вопросы воспитателя, проговаривать слова, фразы вместе с воспитателем. Вызвать интерес к слушанию поэтических произведений.

    Развивающие: развивать речевой слух, побуждать детей четко и правильно произносить звук «р». Совершенствовать развитие артикуляционного аппарата, умение регулировать силу голоса (громко, тихо).

    Воспитательные: формировать познавательный интерес к окружающей действительности. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Основная образовательная область «Речевое развитие»

Материалы и оборудование : ноутбук, проектор, слайды: воробья, слона, медведей, пингвина, тигренка, жирафа.

Предварительная работа: беседа о зоопарке, рассматривание книг и картинок по теме «Зоопарк», чтение художественной литературы о животных.

Методы и приемы

Методы: наглядные, игровые, словесные.

Приемы: показ слайдов, вопросы к детям, указания, объяснения, художественное слово, самомассаж, динамическая пауза.

Структура:

    Организационный момент (1мин)

    Беседа о зоопарке (2мин)

    Чтение стихотворения о слоне (2мин)

    Чтение стихотворения о медведях (2мин)

    Динамическая пауза «Пингвины на прогулке» (2мин)

    Чтение стихотворения о тигренке (2мин)

    Чтение стихотворения о жирафе (2мин)

    Итог, релаксация (2мин)

В : Ребята! Подойдите все ко мне. Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем: «Доброе утро!», а теперь шепотом. В : Ой, ребята, слышите, кто то чирикает? Кто же это? В : Да, это же воробей залетел к нам в группу. В : Где обедал воробей? - В зоопарке у зверей. В : Ребята, а вы знаете, что такое зоопарк? (ответы детей) Зоопарк – это парк, где живут животные. Ребята, воробей приглашает вас в зоопарк. Но прежде чем отправиться, скажите, как надо вести себя в зоопарке? Д : Тихо, не шуметь, не кричать. В : Правильно. А почему нельзя шуметь? Д: Чтобы не напугать животных. В: Правильно, молодцы ребята! Хотите отправиться в зоопарк? Д: Да! В: Тогда пошлите По ровненькой дорожке По ровненькой дорожке Мы шли, шли И в зоопарк пришли! В : Ой, ребята, вот мы и пришли. Это – зоопарк. Посмотрите, как много зверей. А давайте мы присядем на скамейки и посмотрим, кто же живет в зоопарке. Сядем поудобнее, красиво: спина прямая, ноги вместе, руки на колени. Посмотрите, это… слон. Какой он? (большой). А еще у него есть складки везде. Вот послушайте про слона: Дали туфельки слону. Взял он туфельку одну И сказал: - Нужны пошире, И не две, а все четыре. В : Что дали слону? Д: туфельку В : Правильно, молодцы! Алия, что дали слону? Миша, что дали слону? (ответы детей) В : Что сказал слон? Д : нужны пошире. В : Молодцы! Миляуша, какие слону нужны туфельки? (ответ) Спросить несколько детей. В: Давайте посмотрим, кто же еще живет в зоопарке. А это кто сидит у воды? Д : Медведи. В : Да, это белые медведи. Послушайте про медведей: У нас просторный водоём. Мы с братом плаваем вдвоём. Вода прохладна и свежа. Её меняют сторожа. Мы от стены плывём к стене, То на боку, то на спине. Держись правее, дорогой, Не задевай меня ногой! В: Ребята, какие медведи плавают? Д: Белые. В: Сколько медведей в водоёме? Д: два В : Кто меняет воду белым медведям? Д : сторожа. Индивидуальные и хоровые ответы. В : Ребята, посмотрите, кто это гуляет? Д: Пингвины. В: А давайте вместе с ними прогуляемся.

Динамическая пауза Идут себе вразвалочку, Ступают вперевалочку Пингвин-папа, Пингвин-мама И сынишка пингвинишка В черном фраке и манишке. (имитировать движения пингвинов, шагать по кругу) В: Ой, как весело мы с вами прогулялись с пингвинами, а сейчас давайте, как пингвины дойдем до скамейки и сядем все дружно и посмотрим, кто же еще живет в зоопарке. В: А кто там рычит? Д: тигренок В : Эй, не стойте слишком близко – Я тигрёнок, а не киска! В: Ребята, скажите, а как рычит тигренок? Д: Р-р-р-р-р-ррр… (индивидуальные и хоровые ответы) В: Почему нельзя подходить близко к тигру? Д: Может укусить. В: Да, ребята, тигр, похож на кошку, но он дикое животное и может поцарапать, укусить. Давайте лучше посмотрим других животных. В: А что за зверь стоит? Д: Это жираф. В: Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок. - Почему жирафу тяжело сорвать цветок? Д: потому, что у него шея и ноги длинные. В: да, у жирафа длинная шея и ноги, молодцы. А еще у жирафа есть пятнышки везде. В: Динара, какая шея у жирафа? Д: Длинная. (Индивидуальные и хоровые ответы детей) В: А мы с вами какие? Д: Низкие. В: Правильно, молодцы ребята! Так много мы сегодня увидели. Давайте вспомним, кто живет в зоопарке? Дети перечисляют, и каждый ответ сопровождается действием:

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. На лбу, на ушах, на шее, на локтях. На носу, на животе, на коленях и носках. (дети хлопают себя ладошками, как бы рисуя пятнышки по всему телу) У слона есть складки, складки, складки – складочки везде. У слона есть складки, складки, складки – складочки везде. На лбу, на ушах, на шее, на локтях. На носу, на животе, на коленях и носках. (дети пощипывают себя по всему телу, показывая складки)

В: Ребята, а где все эти животные живут? Д: в зоопарке. В: Мы уже задержались с вами в зоопарке и нам пора возвращаться в свою группу. А воробей решил остаться в зоопарке и поискать себе новых друзей. Давайте попрощаемся с ним. Д: До свидания воробей. В: Ну а мы отправляемся в группу.