Административно территориальное деление урала. Энциклопедия челябинской области. Смотреть что такое "" в других словарях

Азиатский финансовый кризис (1997-1998)

Относительно молодые экономики азиатских «тигров» 2 июля 1997 г. рухнули, как карточный домик, в чем проявилась взаимозависимость мировых рынков капитала и их влияние на валютные рынки. Причиной краха стали существенные факторы: непрозрачная система кредитования, раздутые торговые дефициты и неразвитые рынки капитала. Все вместе они привели к катастрофической ситуации: основные азиатские рынки оказались неспособны функционировать, а валюты с некогда высокими курсами значительно обесценились. На фондовых рынках отрицательные последствия кризиса были очевидны, но пострадали и валютные рынки.

«Мыльный пузырь»

Вплоть до 1997 г. инвестиционная привлекательность стран Азии постепенно увеличивалась, особенно это касалось инвестиций в недвижимость и акции местных компаний. В результате на фоне экономического роста и повышения производительности в Малайзии, Филиппинах, Индонезии и Южной Корее в регион пришли иностранные инвесторы. В 1988 г. темпы роста в Таиланде составили 13% (в 1996 г. эта цифра снизилась до 6,5%). Дополнительным стимулом для экономик азиатских стран стала привязка курса национальных валют к более сильному доллару США. Благодаря этому Таиланд обеспечил финансовую стабильность на собственном рынке и стабильность курса национальной валюты относительно американского доллара, что способствовало развитию экспорта с США. (Аналогично события развивались и в других странах.) В результате положительные экономические показатели и увеличение числа спекулятивных позиций в ожидании дальнейшего роста привели к повышению курсов азиатских валют.

Огромный дефицит текущего баланса и недействующие кредиты

В начале 1997 г. настроения инвесторов изменились, поскольку правительствам азиатских стран становилось все сложнее управлять растущими торговыми дефицитами, а существующие на тот момент в странах Азии принципы кредитования негативно влияли на экономику. В частности, беспокойство экспертов вызывал тот факт, что в 1992-1996 гг. дефицит текущего баланса Таиланда вырос до 14,7 млрд долл. И хотя торговый дефицит США был сравнительно больше, дефицит Таиланда составлял 8% его ВВП. Ситуация усугублялась непрозрачной системой кредитования. Как выяснилось, в странах Азии решающим фактором при предоставлении кредитов были личные отношения между заемщиками и высокопоставленными должностными лицами. Это отразилось на многих южнокорейских компаниях с высокой долей заемного капитала, а общая сумма недействующих кредитов составила 7,5% ВВП страны.

Знаете ли Вы, что: пополнив торговый счет на сумму от $1000 и зарегистрировавшись в акции от InstaForex, Вы получаете шанс выиграть спортивный автомобиль Lamborghini Huracan.

Похожая ситуация с кредитами сложилась и в Японии. В 1994 г. японское правительство объявило, что общая сумма сомнительных и недействующих займов составила 136 млрд. долл., но уже год спустя власти страны признали, что эта цифра достигает 400 млрд. долл. Огромная сумма недействующих кредитов в сочетании с ослабленным фондовым рынком, снижением цен на недвижимость и темпов экономического роста способствовали девальвации иены. Пытаясь получить прибыль, инвесторы продавали валюты других азиатских стран и оказывали давление на их курсы. Когда японский «мыльный пузырь» лопнул, стоимость активов снизилась на 10 трлн долл. Доля недвижимости в этом падении составила 65%, что равнялось общему объему продукции, произведенной в Японии за два года. Снижение стоимости активов спровоцировало банковский кризис, который начался еще в начале 1990-х и достиг высшей точки в 1997 г. после банкротства нескольких крупных японских банков. В ответ на это власти Японии заявили о возможном повышении базовых процентных ставок в надежде защитить курс национальной валюты. К сожалению, эти ожидания не оправдались, дальнейшего падения не удалось избежать. Курс национальной валюты Таиланда – бата – сначала поддерживался за счет резервов центрального банка, но когда они иссякли, стоимость бата начала стремительно падать под давлением инвесторов, продающих валюту.

Валютный кризис

После массовой продажи валют и неудачной интервенции экономики азиатских стран оказались разрушены и были неспособны нормально функционировать. Бат – национальная валюта Таиланда с некогда высоким курсом – обесценился на 48%, а к концу 1997 г. эта цифра приближалась уже к 100%. Но сильнее всех в результате кризиса пострадала индонезийская рупия, курс которой до обрушения был относительно стабильным. Национальная валюта Индонезии обесценилась на 228% (первоначальный курс IDR/USD– 12,950). Девальвация тайского бата и индонезийской рупии показана на рис. 2.4. Что касается основных азиатских валют, то в 1997-1998 гг. курс японской иены к доллару США снизился приблизительно на 23% (рис. 2.5).

Финансовый кризис 1997-1998 гг. наглядно продемонстрировал взаимозависимость экономик и их влияние на мировые валютные рынки. Кроме того, он показал неспособность центральных банков эффективно регулировать валютные курсы, когда в действие вступают мощные рыночные силы и курсы валют не подкреплены основными экономическими показателями. При поддержке МВФ и с введением более строгих требований четыре азиатских «дракона» снова начали оживать. Юго-Восточная Азия возвращает себе былой статус одного из наиболее развитых регионов мира. Однако наученные горьким опытом азиатские «экономические тигры» принимают активные меры с тем, чтобы их центральные банки имели достаточные резервы для защиты от возможных атак валютных трейдеров.

Кризис 1998, охвативший многие государства мира, не обошел стороной и Российскую Федерацию. Для российской экономики девяностые стали одними из самых тяжелых времен. Власть в этот период была просто не в состоянии гасить весь объем внутренних займов. Обесценивание рубля по отношению к другим валютам, ликвидация банковских учреждений, волна массового закрытия предприятий - все это повергло в ужас население России. Финансовый кризис 1998 года закончился относительно быстро. Но тогда никто и подумать не мог, что финансовая проблема в перспективе повернется совершенно в другую сторону.

Истоки проблем

Такие события, как кризис 1998 года в России, не случаются мгновенно. Стремительному ухудшению финансовой ситуации предшествовало огромное количество процессов. Проблемы накапливались в течение длительного периода времени, так что пик пришелся как раз на конец девяностых.

Деструктивные явления экономики зародились еще во времена Советского Союза. В семидесятых годах избранный путь по борьбе с инфляцией заключался в искусственно созданном дефиците денежной массы. Это давало положительный эффект в виде снижения показателя инфляции. Но в то же время негативные последствия просто перекрывали полученные достижения.

Такая политика привела к резкому недостатку денежной массы в обороте. К моменту начала активной стадии кризиса отношение среднегодового значения агрегата денежной массы к внутреннему валовому продукту едва достигало отметки в десять процентов. Оптимальным же это соотношение является тогда, когда величина равна семидесяти пяти процентам. В сложившейся ситуации объем внутренней задолженности неуклонно рос.

Правительством были предложены следующие антикризисные меры:

  • повышение налоговых ставок;
  • подъем квартирной платы;
  • повышение размера тарифов на коммунальные услуги.

Но ожидаемых результатов действия не принесли, так как росло и то количество населения, которое было не в состоянии платить по счетам. Возросло количество незаконных финансовых процедур и операций, по которым работала большая часть частных предпринимателей. Появление теневых схем способствовало организации фирм по обналичиваю денег, полученных недобросовестным путем. Меры, введенные государством, не были действенны, так как огромные суммы «уходили в тень». Но и высокие чины также не пренебрегали подобными махинациями.

Во многом кризис в России 1998 обусловлен еще одним историческим явлением - образованием ряда независимых государств из числа республик СССР. Именно на плечи Российской Федерации, как преемницы СССР, легла выплата всех задолженностей бывшей великой державы. То есть то, что все республики обязаны были отдать другим государствам, перешло к РФ. Выплаты по кредитам неуклонно росли, и накапливались просто космические суммы.

Стимулирование местной валюты происходило искусственным образом. Это видно по тому, что цены на отечественную и зарубежную продукцию были несоизмеримы. Стоимость заграничных товаров была настолько низкой, что даже мощные российские предприятия оказались неконкурентоспособными. Это тормозило развитие отраслей народного хозяйства, ведь большая часть потребностей закрывалась за счет ввозимой продукции.

Инфляционные процессы

Кризис 1998 года в России ознаменовался значительным повышением общего уровня цен на товары и услуги. За пять лет показатели инфляции возросли в десятки раз, что свидетельствует о значительном ускорении в этот период кризисных процессов. Правительство не уделяло никакого внимания инфляции и не имело над ней никакой силы.

Кроме того, любое развитое государство отличается достойной работой наукоемких предприятий, чего нельзя сказать про Российскую Федерацию в 1998. Финансовый кризис (Россия) давал надежду на выживание только сырьевой промышленности.

После распада Советского Союза ожидался приток иностранных инвесторов, но этого не произошло. Заграничные бизнесмены, анализируя неблагоприятное положение в стране, отказывались вкладывать значительные финансовые средства в заведомо убыточное дело. Отечественные предприятия были заморожены. Проекты, которые все же предполагалось реализовывать совместными усилиями, имели черную бухгалтерию и не сыграли никакой роли в стабилизации экономики.

Усугубляющие факторы

Причины кризиса 1998 достаточно обширны. Но существует ряд особых факторов, которые отличают развитие именно этого экономического дисбаланса от других кризисов. В первую очередь финансовая нестабильность объяснялась переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой. У правительства не было другого выбора, кроме как предпринимать такие меры, которые снижали качество жизни населения.

Государство пыталось расплатиться с текущими долгами. В итоге ничего накопить не удавалось. Огромные средства уходили на реализацию проектов, которые должны были хоть как-то помочь стране выйти из трудного финансового положения. Но большая часть средств прогорала впустую.

Российская экономика в девяностые годы имела спекулятивный характер. Людям не оставалось ничего другого, как выживать нечестным путем. Многие гнались за высокими доходами и не пренебрегали незаконными методами. Случалось и такое, что промышленные гиганты продавались за копейки.

Отечественная промышленность находилась на гране катастрофы. Реальных планов по спасению или запуску предприятий просто не было. Владельцев оставляли один на один с решением их проблем. Тем более что фискальная политика была направлена на сбор с предприятий последней прибыли.

Также кризис 1998 был во многом обусловлен финансовой нестабильностью в мире. Свою роль сыграло падение цен на энергоносители.

Все эти факторы во многом усилили и без того неблагоприятную ситуацию, которая была спровоцирована ошибочными действиями правительства. Власти не могли сформировать действующую законодательную базу и экономическую программу ослабленного политическими событиями государства.

Заинтересованные лица

Экономический кризис в России 1998 возник благодаря неумелому руководству со стороны правительства. Но нельзя сказать, что причиной являлась только лишь неудачно выбранная стратегия. О последствиях, которые возникнут после принятия ряда решений, власть была явно осведомлена.

Попыткой объявить дефолт экономисты пытались достичь некоторых сдвигов. Во-первых, планировалось, что за счет девальвации рубля увеличится объем полученных налоговых сборов. Во-вторых, решением заморозить счета иностранных заемщиков власти пытались добиться улучшения положения в банковской отрасли.

Ситуация усугублялась распрями в правительстве. Постоянно перетягивали одеяло на себя то коммунисты, то либеральные партии. Борьба за принципы и власть привела к тому, что страдал народ.

Хронология событий

Последствия кризиса 1998 года не были бы такими плачевными, если бы не отдельные произошедшие события, одним из которых стал так называемый "черный вторник". В девяносто четвертом году произошло просто обвальное падение рубля по отношению к доллару. Тогда же было выдвинуто предложение о прекращении кредитования дефицита бюджета. Такая вынужденная мера должна была наладить финансовое положение. Но это произошло бы при определенных условиях:

  • налаживание системы налогов и сборов;
  • отказ от получения инвестиций.

Но в связи с тем, что деструктивные процессы экономики отразились в первую очередь на простом народе, оплачивать весь объем налоговых сборов было просто некому. Финансировать проекты и заниматься привлечением инвестиций никто не хотел.

Кризис 1998 принял такой оборот благодаря предшествующим ему годам. В этот период отмечался неимоверный уровень использования казначейских обязательств, которыми должны были быть настоящие деньги. По факту же казначейские обязательства являлись лишь заменителями, которые были введены хозяйствующими субъектами для произвольного осуществления платежей. Подобная ситуация не удовлетворяла интересам ни частных, ни государственных предпринимателей. При этом государство создало дополнительный барьер в сфере бизнеса, подняв налоги.

Можно сделать вывод, что достаточно долго формировался кризис 1998. Последствия его видны и по сей день, они оказывают влияние и на современную экономику России. Тогда же, когда у руля были реформаторы Немцов и Чубайс, страна не была в состоянии выполнять долговые обязательства. Они предложили сократить бюджет государства на тридцать процентов, что позволило выплатить часть задолженностей по зарплате, но общий финансовый заем только увеличился. Страна была на грани возникновения народного бунта.

Пик кризиса

Что еще можно сказать про причины и последствия кризиса 1998? Все это отразилось на отношении со стороны: с подобными рискованными реформами не соглашается Дума, такая политика не устраивает и Международный валютный фонд, который, в свою очередь, отказывается от предоставления кредитов. Без финансовых траншей от данной организации невозможно представить погашение долгов, которые образовались от неуплаты коммунальных услуг и налоговых сборов. С каждым днем положение государства становилось все хуже, показатели качества жизни неуклонно падали.

Все это было ярко выражено в инфляционных процессах, обесценивании местной валюты и обвале фондовых рынков. Потерю авторитета среди иностранных инвесторов вызвала ликвидация «Токобанка». Это сильно задело зарубежных партнеров, потому что большая часть капитала принадлежала именно им. Событие спровоцировало резкий отток валюты.

Нестабильные политические отношения с различными государствами привели к тому, что кредитный рейтинг Российской Федерации упал. Особо ярые споры разгорелись по вопросу Чечни. Международный валютный фонд наотрез отказался от предоставления кредита, и правительство нашло другой выход. Решение заключалось в долговых обязательствах перед европейцами, которые предоставили необходимые суммы только под огромные проценты. Условия, на которые согласилась Россия, были во много раз хуже и без того строгих рамок МВФ.

Кризис 1998 набирал обороты, так как долг страны увеличился вдвое. И это даже не учитываются кредитные обязательства бывшего Советского Союза.

Отношение рубля к доллару составляло семь к одному, но это было не пределом. Из-за того, что власти не выплачивали иностранные кредиты, соотношение валют выросло до одного доллара к семнадцати рублям. Многие предприниматели терпели убытки, а цены были просто неконтролируемы. К середине сентября девяносто восьмого года доллар равнялся двадцати российским рублям.

Кадровые перестановки

В том же году правительство предприняло попытки по разрешению сложившейся ситуации. Первым шагом стали изменения в руководящем аппарате. Поменялись многие главы министерств. Кадровые перестановки поспособствовали активизации работы в направлении выхода из кризисного положения. Была создана специальная комиссия, которая непосредственно занималась решением этого вопроса. В итоге перемены во власти закончились отставкой Ельцина. Новое правительство стало налаживать отношения с зарубежными партнерами, что привело к повышению авторитета России в мировом сообществе.

Последствия для народа

Экономический кризис 1998 больше всего отразился на простых жителях государства. Они больше не доверяли ни местной валюте, ни банковской системе. Авторитет этой сферы был сильно подорван. Многие финансовые учреждения были вынуждены прекратить свою работу, что привело к ликвидации предприятий. Мелкие и средние бизнесмены просто не могли вести нормальную деятельность, ведь работа банковской системы была заморожена на полгода.

Большая часть граждан потеряла все свои сбережения. В начале 1999 года был проведен опрос среди населения. Гражданам задавали только один вопрос: «Опасаетесь ли вы потерять все свои сбережения?» Большинство респондентов ответило «нет», терять людям уже было нечего. Кризис вынуждал многих становиться на скользкую дорожку, большое число граждан было обвинено в финансовых махинациях и спекуляции.

Положительные моменты

Но даже такое неблагоприятное событие, как кризис, имеет некоторые положительные моменты. К таковым можно отнести:

  • заботу о национальной безопасности, ведь в то время волна ликвидации предприятий привела к утечке кадров за границу;
  • повышение приоритета экономического роста;
  • отказ от политики масштабных займов;
  • выплату социальных задолженностей;
  • повышение кредитного рейтинга;
  • ограничение роста естественных монополий;
  • повышение доверия граждан.

Финансовый кризис в России был невыгоден и другим странам. Другие государства опасались возникновения неконтролируемого положения, однако и положительного результата от их помощи не наблюдалось. Данный дисбаланс помог определить проблемы в экономике Российской Федерации, а также меры их решения.

Азиатский кризис 1997–1998 годов – финансовый кризис, вызвавший падение курсов национальных валют многих стран Юго-Восточной Азии, банкротство банков и общую стагнацию азиатской экономики в конце 1990-х годов.

В середине последнего десятилетия XX века страны региона, включая Таиланд, Филиппины, Малайзию, Индонезию, Южную Корею, переживали период бурного экономического роста. Этот рост в существенной степени финансировался иностранными кредитами , его стимулировали либеральная монетарная политика Федеральной резервной системы США и выгодные условия кредитования в местных валютах. В итоге экономики азиатских стран оказались сильно перекредитованы.

В конце 1990-х США вышли из рецессии, что привело к росту процентных ставок по доллару и повышению интереса к вложениям в американскую валюту со стороны международных инвесторов, ранее работавших на рынках Юго-Восточной Азии. Кроме того, инвесторы начали опасаться перегретости экономики «азиатских тигров» и очень высокого уровня внешнеторговых дефицитов . В то же время цены на электронику – основную экспортную продукцию этих стран – упали. Наконец, высокий уровень коррупции и финансовой преступности негативно повлиял на доверие к официальным экономическим данным, распространяемым правительствами азиатских государств, а также породил вопросы относительно эффективности выдачи кредитов.

Когда проблемы в экономиках стран Азии стали очевидны, крупные международные спекулянты начали атаку на местные валюты. Первой жертвой хедж-фондов стал таиландский бат : руководство страны не смогло долго сдерживать массированные продажи национальной валюты и было вынуждено отвязать ее от доллара и девальвировать . На этом фоне рухнул таиландский фондовый рынок, а вслед за Таиландом проблемы начали испытывать и другие страны. Отказ западных инвесторов от продолжения кредитования азиатских компаний вызвал массовые банкротства крупных корпораций и банков, падение производства и рост безработицы.

От кризиса пострадали не только экономически слабый Таиланд и сильно «перегретая» Малайзия, но и внешне очень устойчивая Индонезия. В середине 1997 года эта страна имела торговый профицит, огромные валютные резервы, низкую инфляцию и крепкую банковскую систему. В экономике Индонезии было, пожалуй, только одно слабое звено – большой объем долларовых кредитов, полученных местными компаниями. Когда рухнули тайский бат и малайзийский ринггит, международные спекулянты, обеспокоенные инвесторы и местные предприниматели, которым были нужны доллары для возврата кредитов, переключились на индонезийскую рупию. Правительству страны совместно с МВФ удавалось сдерживать атаку в течение июля и августа 1997 года, но в сентябре пришлось отпустить рупию в свободное плавание, после чего началось ее быстрое падение. Летом 1998 года многократное обесценение валюты и падение ВВП вынудили уйти в отставку правительство Сухарто, который правил страной 31 год.

Одним из поводов (но не причин) возникновения кризиса считается передача Гонконга Китаю летом 1997 года. Гонконг был одним из важнейших финансовых хабов Азии, то есть посредником в финансовом потоке с Запада на Восток. Нежелание инвесторов иметь деловые контакты с коммунистическим Китаем привело к коллапсу кредитования Азии через Гонконг, что добавило проблем остальным странам.

В результате азиатского кризиса 1997–1998 годов значительно упали курсы национальных валют и фондовых индексов, закрылись рынки капитала для местных компаний, разорились крупные корпорации, народные волнения способствовали падению правительств. В определенной степени события 1997 года в Азии повлияли и на другие рынки, в том числе на российский, где через год также произошел финансовый кризис.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Азиатский финансовый кризис 1997--1998 годов -- экономический кризис в Юго-Восточной Азии, который разразился в июле 1997 года и стал серьёзным потрясением мировой экономики в конце 1990-х годов. Подоплёкой кризиса стал чрезвычайно быстрый рост экономик «азиатских тигров», который способствовал массивному притоку капитала в эти страны, росту государственного и корпоративного долга, перегреву экономики и буму на рынке недвижимости.

Кризисные явления в экономиках Юго-Восточной и Восточной Азии нарастали в течение длительного времени. По соотношению ВВП и объема внешних заимствований первым кандидатом на банкротство выглядел Таиланд. В мае 1997 г. таиландский бат подвергся массированным атакам международных спекулянтов. В этих условиях таиландское правительство объявило 30 июня 1997 г. о девальвации бата, курс которого был прежде привязан к курсу американского доллара. В результате обменный курс бата упал наполовину, а фондовый рынок Таиланда -- на три четверти.

В течение последующего месяца кризис перекинулся на экономики Индонезии, Малайзии и Южной Кореи. В меньшей степени пострадали от кризиса Япония, Гонконг, Лаос, Филиппины, Китай, Индия и Вьетнам. Среди «азиатских тигров» меньше других были затронуты кризисом Сингапур и Тайвань. Для всех названных экономик в течение 1997--1998 гг. были характерны падение курса национальной валюты (так, валюта Таиланда -- бат -- обесценилась сначала на 48 %, а к концу 1997 года практически на 100 %; индонезийская рупия обесценилась на 228 %), падение фондовых индексов, рост инфляции, увеличение объема корпоративного долга, громкие банкротства корпораций.

Азиатский финансовый кризис вызвал такие политические последствия, как отставка индонезийского диктатора Сухарто, провозглашение независимости Восточного Тимора и раскол в правительстве Махатхира Мохамада. В подтверждение тезиса о глобализации мировой экономики, кризисные последствия быстро распространились по Земному шару. Отток капитала и падение цен на сырьевые товары способствовало возникновению российского экономического кризиса 1998 года. Последним эхом кризиса стал аргентинский дефолт 2001 года.

Международный валютный фонд, который обвинялся национальными правительствами в провоцировании кризиса путём бездумного поощрения роста экономик «азиатских тигров», выделил на преодоление его последствий 40 млрд долларов. Сигналы оздоровления основных экономик Юго-Восточной Азии стали поступать в начале 1999 года. Политическая и экономическая реструктуризация национальных экономик позволила к 2001 г. преодолеть последствия кризиса и возобновить динамичный рост.

Валютные и финансовые проблемы, с которыми столкнулись страны Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в 1997 г., для многих оказались неожиданностью, поскольку эти страны считались наиболее благополучными и служили примером для других развивающихся государств. Суть экономического «чуда», происшедшего здесь в 60--90-е годы, заключалась в необычайно быстрых темпах структурной перестройки экономики. Отсталые в недавнем прошлом страны в короткие сроки приблизились к уровню, промышленно развитых.

Накануне азиатского кризиса фондовые рынки этих государств находились на подъеме и служили объектом активного вложения иностранного капитала. Тем не менее инвесторы резко изменили свое поведение, отказав в доверии правительствам этих стран, что привело к панике и массированному оттоку капиталов, ввергло их национальные финансовые системы в глубокий кризис и создало угрозу стабильности экономики. Столь очевидный контраст между недавними успехами и нынешними экономическими потрясениями приводит к выводу о том, что для этого были определенные причины, заложенные ранее в экономике этих стран.

Страны АСЕАН переживали очередной циклический подъем экономики с середины 80-х годов: в Таиланде, Малайзии, Индонезии темпы экономического роста вплоть до 1996 г. составляли 7--8% в год. Экономическому подъему во многом способствовали режимы фиксированных валютных курсов. Корпорации из Японии и новых индустриальных стран, стремясь застраховаться от неблагоприятных изменений курсов своих валют по отношению к доллару, переводили в АСЕАН ориентированные на экспорт производства. Бум внутренних и внешних инвестиций сопровождался крупномасштабным импортом оборудования и сырья.

Высокие темпы экономического развития большинства стран Юго-Восточной Азии с конца 80-х годов вплоть до начала 1997 г. способствовали увеличению притока в них иностранного капитала в форме прямых и портфельных инвестиций. В надежде увеличить доходы в период низких процентных ставок и замедления роста ВВП в развитых странах инвесторы переводили капиталы на финансовые рынки, недооценивая связанные с этим риски. Азиатские страны в 1997 г. являлись ведущими импортерами иностранного частного капитала из числа развивающихся стран. Приток капитала способствовал существенному расширению внутреннего спроса, значительному повышению цен на акции и недвижимость, ускоренному росту активов и обязательств банковского сектора, а также возникновению дефицита платежного баланса по текущим операциям

Сальдо баланса текущих операций азиатских стран накануне финансового кризиса, % ВВП. Страна 1997 г. Индонезия -2,9 Южная Корея -2,8 Малайзия -5,8 Филлипины -4,5 Таиланд -3,9. Финансировать дефициты счета текущих операций с помощью притока иностранного капитала помогали фиксированные валютные курсы. Для зарубежных финансовых спекулянтов вложения в Юго-Восточной Азии были привлекательны ввиду более высоких, чем на Западе, процентных ставок и больших перспектив местных фондовых рынков. Основная часть внешних заимствований приходилась на частный сектор, тогда как государственные бюджеты в большинстве стран в течение многих лет сводились с профицитом. Приток средств из-за рубежа способствовал быстрому разрастанию финансового сектора. Это в свою очередь привело к спекулятивной горячке на рынках недвижимости, буму строительства новых офисных помещений.

Кредитно-финансовые институты в ряде этих стран направляли, не хеджируя, существенную долю полученных краткосрочных капиталов в высокорисковые инвестиционные проекты, преимущественно в покупку недвижимости. Благодаря притоку капиталов цены этих активов быстро повышались, что привлекало все новые вложения в сектор недвижимости. Поскольку экономика стран Юго-Восточной Азии в эти годы развивалась высокими темпами, последствия такого перераспределения ресурсов обнаружились не сразу, хотя цены на активы взлетели так высоко, что их корректировка и разрыв между суммами кредитов и закладных стали неизбежны.

Несколько по-другому складывалась ситуация в Южной Корее. Корейская вона существовала в режиме не фиксированного, а «плавающего» курса. Но и здесь быстрый рост инвестиций привел к ухудшению торгового баланса. В ходе экономических реформ, проводившихся в 90-е годы, для корейских финансово-промышленных групп были ужесточены условия получения кредитов в местных банках, после чего предприниматели переориентировались на внешние заимствования. В итоге задолженность ведущих корейских компаний в середине 90-х годов достигала 4--5-кратного размера их акционерного капитала. Массированные инвестиции привели к образованию значительных избыточных мощностей.

Ситуация начала меняться с началом 1996 г. Ослабление курса японской иены по отношению к доллару ухудшило экспортную конкурентоспособность Таиланда и других юго-восточных азиатских экономик с фиксированными валютными курсами. Обострилась конкуренция стран АСЕАН с государствами «новой волны» открытых экономик, прежде всего с Китаем. На рынках Запада наметилось перенасыщение азиатской экспортной продукцией, главным образом электронной. Одновременно в Таиланде, Малайзии и Индонезии стал очевидным перегрев рынков недвижимости, где предложение далеко оторвалось от спроса, что привело к резкому снижению цен. Результатом спекулятивной горячки прошлых лет стало быстрое накопление просроченных кредитов банковскими системами. Например, в Таиланде у финансовых компаний, вовлеченных в кредитование сектора недвижимости, весной 1997 г. на долги приходилось от 25 до 50% кредитных портфелей.

В целом все эти обстоятельства и повлекли за собой перелом в отношении иностранных инвесторов к азиатским рынкам. Принципиальную схему развертывания кризиса можно представить следующим образом. Сначала происходит снижение фондовых индексов. Затем, по мере роста негативных настроений среди инвесторов, начинаются спекулятивные атаки на национальную валюту. Защита ее с помощью высоких процентных ставок обостряет проблему внешней задолженности. Издержки поддержания фиксированного курса в конце концов приводят к девальвации, что еще больше увеличивает стоимость обслуживания внешнего долга. За падением валютного курса следует падение фондовых индексов, но теперь уже гораздо более высокими темпами. В дальнейшем падение курсов акций и валютного курса происходит по спирали: одно ускоряет другое.

Таким образом, началу кризисных явлений предшествовало обострение проблем платежеспособности предприятий и банков не только внутри страны, но и по отношению к внешним партнерам. Возрастала доля краткосрочных заимствований предприятий и банков для решения проблем текущей ликвидности. На фондовом рынке проявлялась тенденция снижения курсов акций. Банки как внутри страны, так и иностранные сокращали лимиты кредитования. Обострялись проблемы рефинансирования среднесрочной и долгосрочной задолженности и у банков, и у предприятий. Возрастало число банкротств: сначала мелких банков и предприятий, затем все более крупных. Международные рейтинговые агентства понижали сперва долгосрочные, а потом и текущие страновые рейтинги, а также рейтинги банков и предприятий. Это в свою очередь резко удорожало заимствования. Продолжающееся снижение курса акций и облигаций на рынке еще более осложнило финансовое положение банков и промышленных компаний.

Следующий этап развития кризисной ситуации охватил валютный рынок. Иностранные инвесторы, обеспокоенные ситуацией на финансовом рынке, начали сворачивать предоставление кредитов и выводить средства из страны. Возрастало давление на валютный курс. В этих условиях способность правительств стран с режимом «валютного якоря» поддерживать конвертируемость национальной денежной единицы была ограничена золотовалютными резервами и возможностями заимствовать средства за границей -- и те и другие резко уменьшаются при ухудшении валютно-финансового положения страны. Центральные банки приступили к интервенции в поддержку курса национальной валюты, а также предприняли меры для того, чтобы сбить нарастающую спекулятивную игру на понижение курса национальной валюты. Усилившиеся спекуляции заставили их отменить действовавший валютный режим.

Вопрос о том, способен ли центральный банк и достаточны ли предпринимаемые им меры по удержанию валютного курса от девальвации, был ключевым в развитии кризисной ситуации для каждой из стран. Это был прежде всего вопрос доверия к экономической, финансовой и денежно-кредитной политике правительства и центрального банка. Когда это доверие иссякло, спекулятивное давление на валютный курс переросло в валютную панику среди населения, оно начало снимать деньги со своих счетов в банках и переводить их в валюту. А массовое изъятие вкладов населения из банков и перевод сбережений в валюту -- это путь к серьезным потрясениям банковской системы, системы государственных финансов, поскольку привлеченные банками средства населения вложены в основном в государственные ценные бумаги, а также путь к неизбежной девальвации национальной валюты. Поскольку правительствам стран Юго-Восточной Азии путем интервенций и повышения валютных ставок не удалось защитить паритет своих национальных валют, произошло их обесценивание. Фондовые рынки также были обрушены.

В июне--августе 1997 г. из-за оттока краткосрочного капитала произошла резкая девальвация валют стран Юго-Восточной Азии: таиландский бат подешевел к сентябрю почти на 30%, валюты Индонезии, Малайзии, Филиппин -- на 15--20%. Продолжение последовало в конце октября, когда за один день из-за оттока краткосрочного капитала курс акций в Гонконге снизился на 13% (с начала августа снижение составило более 40%). За Гонконгом последовали все крупные и мелкие мировые биржи, включая российские. Упали на 5--10% устоявшие в ходе летнего кризиса валюты Южной Кореи, Сингапура, Тайваня. Впоследствии фондовые индексы несколько выправились, однако напряженность и неустойчивость на мировых рынках сохранялись, так как даже в ведущих развитых странах осталось ощущение потери контроля над ситуацией.

Во-первых, пришлось в очередной раз убедиться, что возможности международного перелива капитала многократно превосходят возможности методов регулирования национальных правительств и центральных банков. Ежедневный объем валютных сделок превышал 1 трлн долл., что в 50 раз больше объема всей международной торговли, и составлял 80% всех международных валютных резервов. При этом выяснилось, что нет четкого понимания того, как правительства, международные финансовые институты и национальные центральные банки должны реагировать на подобные события. В данном случае правительства, МВФ и центральные банки не смогли бы остановить обвал, если бы рынки сами по себе не прекратили падение.

Во-вторых, хотя события на фондовых рынках Нью-Йорка и Лондона в прошлом столетии не раз становились причиной нестабильности в странах Юго-Восточной Азии, в октябре 1997 г. впервые причины и следствия поменялись местами. Стремительно растущие экономики Китая, Южной Кореи и стран Юго-Восточной Азии, на которые уже приходится 20% мирового экспорта -- больше чем на США и Японию вместе взятые, превратились в новый центр силы в мировом хозяйстве, от которого западные страны зависят, но который не контролируют.

В-третьих, очень сильно возросло могущество крупных валютных спекулянтов. Управляя фондами в десятки миллиардов долларов, они составляют теперь серьезную конкуренцию центральным банкам и международным финансовым институтам.

В частности, в подрыве валют стран Юго-Восточной Азии был виноват Дж. Сорос, который провел многомасштабные операции на валютных рынках. Крупным частным спекулянтам, если они того пожелают, в принципе теперь не составляет труда подорвать валюты и фондовые рынки не только небольших, но и средних стран.

Кроме того, во время мексиканского кризиса в декабре 1994 г. стало ясно, что правильная политика не гарантирует от «атаки на валюту». Мексиканская политика не была во всем успешной. Уже с середины 1994 г. объем тезобонос -- казначейских обязательств, номинированных в валюте, превысил объем валютных резервов, что в конце концов и подорвало стабильность песо. В то же время основополагающие экономические показатели были вполне приличными, но и это не спасло мексиканскую валюту от краха.

В странах Юго-Восточной Азии, за исключением Таиланда, основополагающие экономические и финансовые показатели были еще лучше: высокие темпы роста, прежде всего, за счет экспортных отраслей экономики, высокая инвестиционная деятельность, низкая инфляция, актив или небольшие дефициты госбюджета, относительно низкий внешний долг и платежи по обслуживанию долга. Дефицит по балансу текущих операций, хотя и был значительным, покрывался притоком капитала, причем главным образом долгосрочного, а не краткосрочного. Валютные резервы казались достаточно высокими, чтобы противостоять возможному оттоку краткосрочных капиталов. Однако эти государства оказались в эпицентре кризисных событий. Падение курсов акций в октябре 1997 г. в Гонконге произошло без всяких осязаемых причин: инвесторы соглашались, что гонконгский доллар надежно обеспечен собственными валютными резервами и еще более впечатляющими резервами Китая, но все же переводили свои вложения в другие валюты.

По оценке специалистов, страны Юго-Восточной Азии стали «жертвами своего собственного успеха».

Во-первых, прежде всего успеха в развитии своего экспорта. Развитие экономики этих стран оказалось в зависимости от развития экспортных отраслей.

В то же время недостаточное внимание уделялось производству для внутреннего рынка, расширению внутреннего спроса. Так, среднегодовые темпы роста экспорта Малайзии, Таиланда, Филиппин и Индонезии за период с 1986 г. по 1996 г. составляли 12,4% при среднегодовом росте ВВП за тот же период 9,6%. финансовый кризис инфляция экономика

Во-вторых, они стали жертвами успеха в области укрепления национальных валют. Курсы национальных валют этих стран были привязаны к доллару. Рост же курса доллара ослаблял конкурентоспособность экспорта из этих стран. Соответственно возрастали трудности в расширении экспорта стран Юго-Восточной Азии. Немаловажным фактором, ослаблявшим позиции экспортеров государств Юго-Восточной Азии на мировом рынка, стала мощная экспортная экспансия Китая, который получил заметные конкурентные преимущества на мировом рынке благодаря проведенной в 1994 г. девальвации юаня.

В-третьих, страны Юго-Восточной Азии добились значительного успеха в области либерализации и дерегулирования национального финансового рынка. Смягчение валютных ограничений способствовало росту долларизации экономики этих стран, и в первую очередь банковского сектора. Банки получили возможность осуществлять заимствования на мировом рынке под низкий процент и кредитовать внутреннюю экономику под более высокий процент. Если кредитование осуществлялось в национальной валюте, то банки несли валютный риск. При валютном кредитовании банки несли кредитный риск, риск неплатежеспособности заемщика. Рост портфеля обязательств коммерческих банков в валюте лишал центральные банки возможности выступать регулятором последней инстанции, т. е. рефинансировать обязательства коммерческих банков и поддерживать их ликвидность.

Дерегулирование финансового сектора в условиях отсутствия надлежащего надзора и контроля за деятельностью банков и других кредитно-финансовых институтов привело к увеличению числа мошеннических операций, расширило возможности для банков принимать на себя чрезмерные риски, не подкрепленные финансовыми ресурсами, что в конечном счете неизбежно вело к банкротству. Росту масштабов рисков в кредитно-финансовом секторе способствовали широкое сращивание финансового и промышленного капитала, система взаимного участия и переплетения капитала, «непрозрачность» операций на финансовом рынке. Банки действовали скорее в качестве инструмента стимулирования промышленности, чем как финансовые посредники, призванные обеспечивать перераспределение финансовых ресурсов в пользу наиболее эффективно использующих их клиентов. Банки и промышленные группы были очень тесно связаны между собой. Банковское регулирование и надзор были недостаточны, отсутствовал надлежащий внутренний контроль в самих банках. Кредитные риски недооценивались, а во многих случаях какие-либо технико-экономические обоснования выдачи кредитов вообще отсутствовали. Широко распространилась практика выдачи кредитов с необоснованно высокими кредитными рисками. В результате государственные органы денежно-кредитного и валютного регулирования утратили контроль над ситуацией на финансовых рынках, что и привело в итоге к острым кризисным потрясениям. О серьезных структурных проблемах экономики в этих государствах, обострившихся в середине 1997 г., свидетельствовало падение курсов акций в этих государствах и снижение уровня капитализации их рынков, начавшееся еще в 1996 г. Так, за период с октября 1996 по октябрь 1997 г. уровень капитализации рынка акций Индонезии снизился на 35%, Малайзии -- на 53%, Таиланда -- на 70%, Южной Кореи -- на 40%, Филиппин -- на 53%.

Следовательно, одной из основных причин азиатского кризиса стало нарушение оптимального баланса между степенью внутренней либерализации экономик, с одной стороны, и степенью их открытости для краткосрочных иностранных инвестиций -- с другой. Контроль за допуском в экономику иностранного спекулятивного капитала ослаблялся быстрее, чем позволяли объективные внутренние условия. И в конце концов риски, связанные с нестабильностью краткосрочных инвестиций, стали перевешивать преимущества, которые дает привлечение иностранных кредитов и портфельных инвестиций.

Несмотря на то, что кризис на фондовых рынках стран Юго-Восточной Азии вызвал падение курсов акций на фондовом рынке США и других западных стран и свидетельствовал о возросшей степени взаимозависимости фондовых рынков, в основе падения курсов акций на развивающихся рынках и на развитых лежали разные причины.

На развитых рынках основной причиной падения курсов акций была «перегретость» фондового рынка, относительная завышенность курсов акции, чему в немалой степени способствовал ряд обстоятельств, которые характеризовали развитие фондовых рынков этих государств в 1997 г.

Прежде всего, это относительно благоприятная экономическая конъюнктура в Соединенных Штатах, где сочетались сравнительно низкая инфляция со стабильными на протяжении года темпами роста экономики и достаточно высокой занятостью. Ожидание роста прибылей корпоративного сектора американской экономики подогревало спекулятивные интересы к акциям американских компаний, особенно информационных технологий, и обусловливало рост их курсов. О «перегреве» американского рынка акций неоднократно предупреждал на протяжении года председатель Федеральной резервной системы (ФРС) США А. Гринспен.

Замедление роста дефицитов государственного бюджета в США и Западной Европе, снижение доходности по государственным облигациям способствовали переливу средств на рынок корпоративных ценных бумаг и поддержанию особенно высокого спроса на акции. Ожидалось, что подобная ситуация будет носить долговременный характер, так как в США, например, дефицит федерального бюджета в 1998 г. составил всего 0,5% ВВП, а к 2000--2002 гг. прогнозируется его профицит. В Западной Европе в соответствии с Маастрихстским соглашением дефицит государственного бюджета не должен был превышать 3% ВВП, а в 1997 г. он в среднем для всех стран реально составил 2% ВВП. Это создало условия для поддержания высокого спроса на корпоративные ценные бумаги в долгосрочной перспективе.

Кризис на фондовых рынках стран Юго-Восточной Азии вызвал корректировку курсов акций на западных рынках. Многие частные инвесторы, напуганные значительным падением курсов акций в странах Юго-Восточной Азии, и прежде всего обвалом на Гонконгской бирже, поспешили быстро получить прибыль. Масштабные продажи акций в Нью-Йорке вызвали резкое падение их курсов 27 октября 1997 г. Продавались акции не только американских компаний, но и иностранных -- западноевропейских, латиноамериканских, восточноевропейских, а также российских, котируемых в США. В результате вслед за падением котировок на Нью-Йоркской бирже пошли вниз котировки на биржах других стран, в том числе и в России. Однако в отличие от фондовых рынков развитых государств, которые смогли оправиться от нестабильности к началу 1998 г., фондовые рынки других государств продолжали оставаться в депрессивном состоянии.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности экономического развития стран Юго-Восточной Азии. Причины и влияние финансового кризиса в Таиланде, Индонезии, Китае и ряде других азиатских стран на мировую экономику. Предоставление стабилизационной помощи МВФ на условиях проведения реформ.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2011

    Обзор динамики стран Азии до 1998 года. Обзор финансовых аспектов их развития и проблем роста. Анализ Азиатского кризиса 1998-1999 годов, его истоков и влияния на мировую экономику. Роль Азиатского кризиса в сегодняшней нестабильности Азиатского региона.

    дипломная работа , добавлен 08.02.2017

    дипломная работа , добавлен 13.10.2014

    Общая характеристика новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Свободные экономические зоны ЮВА. Причины финансового кризиса 1997-1998гг. и методы борьбы с ним. Рассмотрение особенностей экономического роста в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2012

    Цели Научно-Технического потенциала в современной экономике. Основные направления развития экономики стран восточной Азии. Развитие трехсторонней интеграции в Северо-Восточной Азии. Работа по созданию зон свободной торговли между Китаем и странами АСЕАН.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2015

    Интеграционные процессы в мировой экономике. Последствия Азиатского финансового кризиса. Особенности создания Таможенного Союза. Современное положение Ассоциации стран Юго-Восточной Азии. Проблемы и возможность создания Экономического Сообщества.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2013

    Финансовый кризис 1998 года в России - дефолт; основные причины дефолта, экономические и политические проблемы и последствия. Зарождение мирового кризиса в США: экономико-организационные меры; совместные действия финансовых и политических властей.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Сущность и понятие финансовой безопасности. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны. Анализ показателей финансовой безопасности стран Центральной и Восточной Азии. Оценка и направления повышения эффективности финансового рынка.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2011

    Увеличение эмиссионного стимулирования потребительского спроса в США как основная причина мирового финансового кризиса. Аспекты заинтересованности США в неконтролируемой эмиссии. Причины, механизмы и последствия развития кризиса для мировой экономики.

    реферат , добавлен 16.02.2011

    Понятие финансового кризиса, фондового рынка, ипотеки и дестабилизации экономики. Анализ финансово-экономического кризиса в США и России, его причины и возможные последствия для экономики стран и мира в целом. Основные каналы и механизмы влияния кризиса.

Экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.

Кризис произошёл на фоне тяжёлой экономической ситуации в стране, усугублявшейся неэффективной макроэкономической политикой, проводившейся властями в середине 1990-х годов. В те годы жёсткая денежная политика (сдерживание инфляции за счёт отказа от эмиссионного финансирования госбюджета и за счёт удержания завышенного курса рубля) сочеталась с мягкой бюджетной политикой (необоснованно раздутые бюджеты).

Таблица 1.2 - Превышение расходов над доходами за 1993--1998 гг. (млрд. руб.)

Доходы бюджета

Расходы бюджета

Расходы к доходам, %

Примечание - Источник:[ 8]

Толчок к возникновению кризиса дали два внешних фактора: резкое снижение мировых цен на товары топливно-энергетического комплекса (основной статьи российского экспорта и кризис в Юго-Восточной Азии, вспыхнувший в середине 1997 года. Для стабилизации ситуации Правительство РФ и ЦБ РФ пошли на экстраординарные меры. 17 августа 1998 года был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств. Одновременно было объявлено об отказе от удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару, до того искусственно поддерживаемого (в сторону завышения) массивными интервенциями Центробанка России.

Последствия кризиса серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля упал за полгода более чем в 3 раза -- с 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Негативные результаты состояли в том, что было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, часть банков лопнула. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Вкладчики разорившихся банков потеряли вклады, сбережения населения девальвировались в пересчёте на твердую валюту, упал уровень жизни, количество получающих пособие по безработице удвоилось. Одновременно произошёл политический кризис: вскоре после дефолта ушли в отставку премьер-министр Сергей Кириенко и глава ЦБ РФ Сергей Дубинин. Новым премьером был утверждён Евгений Примаков, а руководителем ЦБ -- Виктор Геращенко.

В теории международной экономики концепция невозможной троицы подразумевает недостижимость ситуации одновременного существования фиксированного курса валюты, свободного движения капитала и независимой денежной политики. В России курс рубля к доллару США находился в достаточно узком «валютном коридоре», который поддерживался интервенциями ЦБ. Свободное движение капитала позволяло иностранным компаниям вкладываться в рынок ГКО. Денежная политика была направлена на сдерживание инфляции. В такой ситуации, при наличии переоцененной валюты (курс рубля к доллару был сильно завышен, в апреле 1998 года реальный курс оценивали в 9-11 руб. за доллар), наблюдается сильная спекулятивная атака на валюту. В случае с Россией давление шло через рынок ГКО с его высокими ставками, не соответствующими инфляции. В итоге, снижающиеся валютные резервы заставили Правительство девальвировать валюту и произвести дефолт.