За что степан разин утопил персидскую княжну. Кто же такой Степан Разин

Как на Волге первый русский корабль сгорел, или Зачем Разин бросил княжну «в набежавшую волну»

Загадочная вещь человеческая судьба… Какие только приключения не затрагивают и прославляют ее! И ладно, касалось бы это только царствующих особ, вроде Петра I, или знаменитых разбойников, вроде Разина, так нет же: судьба выносит на самый верх знаменательных исторических событий имена людей, которые ранее никому не были знакомы. Вспомним, к примеру, одного голландца…

Первый корабль

В 1668 году для защиты волжского торгового пути от речных грабителей по указу царя Алексея Михайловича стрельцами под командой полковника англичанина Томаса Белли была построена крепость - КАМЫШИНКА. А за год до этого знаменательного события по царскому указу на реке Оке начали постройку кораблей «для посылок из Астрахани на Хвалынское (Каспийское) море». Корабль, постройка которого была закончена в 1669 году, был наречен Его Величеством гордо и красиво - «Орел». Это первый военный корабль России, который представлял собой тип морского двухпалубного трехмачтового судна длиной 35 метров, шириной 6,5 и осадкой 1,5 метра; вооружение корабля составляли 22 пушки.

Команда «Орла» состояла из 20 человек, среди которых находился голландский парусный мастер Якоб Стрейс. Об этом человеке и его удивительной судьбе мы поведем свой рассказ…

Летом 1669 года «Орел» в составе небольшой флотилии начал свое путешествие. Якоб Стрейс пишет в мемуарах: «21 мая мы спустились по реке Волге из Нижнего Новгорода. В Волге ловится всякого рода рыба, берега же покрыты многими селами и городами, но плавать по ней можно не везде и не во всякое время, так как донские казаки обыкновенно разъезжают по ней и грабят попадающиеся им навстречу суда... При устье реки Камышинки видел город Камышин. Москвитяне построили его в 1668 г. и укрепили с помощью Томаса Бейли для того, чтобы пресечь путь казакам, которые, проходя по Камышинке для того, чтобы попасть на Волгу, грабили все, что попадалось там. Но, несмотря на эту предосторожность, хотя они не входят в реку так легко, как прежде, все-таки продолжают плавать, переправляя лодки на четырехколесных повозках через пространство от 6 до 7 миль». (Речь в данном случае идет о знаменитой «камышинской переволоке» из Иловли в Волгу - прим. авт.)

Вызывая неизменный интерес волжского населения, корабль «Орел» миновал Царицын и прибыл в Астрахань. Сюда же из знаменитого персидского разбойничьего похода с «зело богатой добычей» возвратился Степан Разин. Здесь он принес повинную царю и, послав гонцов в Москву, остался в городе ждать ответа. Первый корабль и первый разбойник встретились, и свидетелем тому стал голландец Яков Стрейс.

О, Волга моя!

Вот так описывает исторические события шкипер «Орла» Якоб Стрейс:

«Разин прибыл на судно с тем, чтобы повеселиться, пил, бражничал и неистовствовал… При нем была персидская княжна, которую он похитил со своим братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому (астраханский воевода - прим. авт.) , а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость: обратившись к Волге, он сказал: «Ты прекрасная река! От тебя получал я так много золота, серебра и драгоценностей, ты мать моей чести и славы и тьфу на меня за то, что я до сих не принес ничего в жертву тебе. Ну, хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!» Затем он схватил несчастную, одной рукой за шею, а другой за руки - и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугами, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву. Она тоже полюбила его из страха перед его жестокостью и чтобы забыть свое горе».

Открываются два интереснейших факта. Во-первых, Разин привез с собой не только княжну, но и ее брата, о чем популярная советская история почему-то предпочитали умалчивать: видимо, чтобы Разин не представал таким уж злым разбойником. А во-вторых, первый русский немой фильм «Степан Разин» (1908 год), а за ним и все массовые театральные представления оказываются далекими от реальности: не было красивого струга, с которой разбойник бросил в воду княжну, а был первый русский корабль «Орел». Правдой остается лишь, как сказали бы следователи, сам факт утопления и состояния сильного алкогольного опьянения.

Судьба корабля и иноземца

После взятия Астрахани Разиным иноземная команда первого русского корабля» разбежалась, а сам «Орел» сжег лично Степан Разин, - очевидно, ему были не нужны хорошие корабли. Шкипер Якоб Стрейс при выходе в Каспийское море попал в плен, и только после множества приключений смог вернутся в Голландию. Можно написать целый роман о судьбе этого человека, оказавшегося в самом пекле кровавых исторических событий разинского восстания 1668-70 годов!




25 сен. 2016, 10:53 Загадочная вещь человеческая судьба… Какие только приключения не затрагивают и прославляют ее! И ладно, касалось бы это только царствующих особ, вроде Петра I, или знаменитых разбойников, вроде Разина, так нет же: судьба выносит на самый верх знаменательных исторических событий имена людей, которые ранее никому не были знакомы.

Так будет выглядеть блок.

Стенька Разин - герой песни, буйный разбойник, в порыве ревности утопивший персидскую княжну. Вот все, что большинству известно о нем. И все это - неправда, миф.

Реальный Степан Тимофеевич Разин - выдающийся полководец, политический деятель, "отец родной" всех униженных и оскорбленных, был казнен то ли на Красной, то ли на Болотной площади в Москве 16 июня 1671 года. Его четвертовали, тело разрубили на части и выставили на высоких шестах у Москвы-реки. Там оно провисело, по меньшей мере, пять лет.

«Степенный мужчина с высокомерным лицом»

То ли от голода, то ли от притеснений и бесправия бежал из-под Воронежа на вольный Дон Тимофей Разя. Будучи человеком сильным, энергичным, смелым, он довольно скоро вошел в число "домовитых", то есть богатых казаков. Женился на плененной им же самим турчанке, которая родила трех сыновей: Ивана, Степана и Фрола.

Внешность среднего из братьев описана голландцем Яном Стрейсом: "Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью". Многие черты его внешности и характера противоречивы: к примеру, существует свидетельство шведского посла о том, что Степан Разин знал восемь языков. С другой стороны, согласно преданию, когда его и Фрола пытали, Степан шутил: "Слыхал я, будто только ученых людей обривают в священники, мы с тобой оба неученые, а все же дождались такой чести".

Челночный дипломат

К 28 годам Степан Разин становится одним из виднейших казаков на Дону. Не только потому, что он был сыном домовитого казака и крестником самого войскового атамана Корнилы Яковлева: раньше качеств полководца в Степане проявляются дипломатические качества.

К 1658 году он в составе донского посольства отправляется в Москву. Полученное задание выполняет образцово, в Посольском приказе его даже отмечают как человека толкового и энергичного. Вскоре он примиряет в Астрахани калмыков и нагайских татар.

Позже, в походах Степан Тимофеевич будет неоднократно прибегать к хитрости и к дипломатическим уловкам. К примеру, по окончании длительного и разорительного для страны похода "за зипунами" Разина не только не арестуют как преступника, но отпустят с войском и частью оружия на Дон: таков результат переговоров казацкого атамана с царским воеводой Львовым. Более того, Львов "принял Стеньку в названые сыновья и по русскому обычаю подарил ему образ девы Марии в прекрасном золотом окладе".

Борец с бюрократией и тиранией

Ждала Степана Разина блестящая карьера, если бы не случилось событие, кардинальным образом изменившее его отношение к жизни. Во время войны с Речью Посполитой, в 1665 году, старший брат Степана Иван Разин решил увести с фронта свой отряд домой, на Дон. Ведь казак - вольный человек, может уйти, когда захочет. Иного мнения придерживались государевы воеводы: они догнали отряд Ивана, вольнолюбивого казака арестовали и предали казни как дезертира. Бессудная казнь брата пострясла Степана.

Ненависть к аристократии и сочувствие бедным, бесправным людям окончательно укоренились в нем, и через два года он начинает готовить большой поход "за зипунами", то есть за добычей, для того, чтобы накормить казацкую голытьбу, уже в течение двадцати лет, с момента введения крепостного права, стекающуюся на вольный Дон.

Борьба с боярами и прочими угнетателями станет главным лозунгом Разина в его походах. И главной причиной того, что в разгар Крестьянской войны под его знаменами будет находиться до двухсот тысяч человек.

Хитрый полководец

Предводитель голытьбы оказался изобретательным полководцем. Выдав себя за купцов, разинцы взяли персидский город Фарабат. В течение пяти дней они торговали награбленными ранее товарами, разведывая, где находятся дома богатейших горожан. А, разведав, ограбили богачей.

В другой раз хитростью Разин победил уральских казаков. На сей раз разинцы прикинулись богомольцами. Войдя в город, отряд из сорока человек захватил ворота и позволил зайти всему войску. Был убит местный атаман, а яицкие казаки сопротивления донским не оказали.

Но главная из "умных" побед Разина - в битве у Свиного озера, в Каспийском море недалеко от Баку. На пятидесяти кораблях к острову, где был разбит лагерь казаков, приплыли персы. Увидев противника, силы которого превосходили их собственные в несколько раз, разинцы бросились к стругам и, неумело управляя ими, попытались уплыть. Персидский флотоводец Мамед-хан принял хитрый маневр за побег и приказал сцепить персидские корабли между собой, чтобы, как в сети, поймать все войско Разина. Воспользовавшись этим, казаки принялись из всех орудий стрелять по флагманскому кораблю, взорвали его, а когда тот потянул на дно соседние и среди персов поднялась паника, принялись топить один за другим другие суда. В итоге от персидского флота осталось всего три корабля.

Стенька Разин и персидская княжна

В сражении у Свиного озера казаками был пленен сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда. Согласно легенде, в плену оказалась и его сестра, в которую был страстно влюблен Разин, которая будто бы даже родила донскому атаману сына и которую Разин принес в жертву Волге-матушке. Однако существованию персидской княжны в реальности нет никаких документальных подтверждений. В частности, известна челобитная, с которой обращался Шабалда, прося отпустить его, но при этом принц ни словом не обмолвился о своей сестре.

Прелестные письма

В 1670 году Степан Разин начал главное дело своей жизни и одно из главных событий в жизни всей Европы: Крестьянскую войну. О ней не уставали писать в иностранных газетах, за ее ходом следили даже в тех странах, с которыми у России не было тесных политических и торговых связей.

Эта война уже не была походом за добычей: Разин призывал к борьбе с существующим строем, планировал идти на Москву с целью свержения, но не царя, а боярской власти. При этом он надеялся на поддержку запорожских и правобережных казаков, отправлял к ним посольства, но результата не добился: украинцы были заняты собственной политической игрой.

Тем не менее война стала всенародной. Бедняки видели в Степане Разине заступника, борца за их права, называли отцом родным. Города сдавались без боя. Тому способствовала активная агитационная кампания, проводимая донским атаманом. Используя присущую простому люду любовь к царю и набожность,

Разин распустил слух, будто с его войском следуют наследник царя Алексей Алексеевич (на деле умерший) и опальных патриарх Никон.

Первые два корабля из плывших по Волге были накрыты красной и черной материей: на первом якобы находился царевич, на втором - Никон.

Расходились по всей Руси разинские "прелестные письма". "За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, будьте только мужественны и оставайтесь верны", - писал Разин. Его агитационная политика была настолько успешной, что царь даже допрашивал Никона о связи того с бунтовщиками.

Казнь

Накануне Крестьянской войны Разин захватил фактическую власть на Дону, нажив себе врага в лице собственого крестного отца атамана Яковлева. После осады Симбирска, где Разин потерпел поражение и был тяжело ранен, домовитые казаки во главе с Яковлевым смогли арестовать его, а затем и его младшего брата Фрола. В июне отряд из 76 казаков доставил Разиных в Москву. На подходе к столице к ним присоединился конвой из ста стрельцов. Братьев одели в лохмотья.

Степана привязали к позорному столбу, установленному на телеге, Фрола приковали так, чтобы он бежал рядом. Год выдался засушливым. В разгар жары арестантов торжественно провезли по улицам города. Затем жестоко пытали и четвертовали.

После смерти Разина о нем стали слагаться легенды. То он бросает со струга двадцатипудобые камни, то защищает Русь вместе с Ильей Муромцем, а то добровольно садится в тюрьму, чтобы выпустить заключенных. "Полежит так маленько, отдохнет, встанет... Дай, скажет, уголь, напишет тем углем на стене лодку, насажает в ту лодку колодников, плеснет водой: река разольется с острова до самой Волги; Стенька с молодцами грянут песни - да на Волгу!.. Ну, и поминай как звали!"

Кто же такой Степан Разин?

Чтобы понять, почему личность Разина волновала многих, нужно узнать, кем же был этот выдающийся человек. В народной памяти и её выразителе — фольклоре Стенька Разин — герой и бунтарь, эдакий «благородный разбойник». Без сомнения, Разин был личностью яркой и сильной. Хороший военный и организатор. Что самое главное, Разин смог объединить в себе два образа: вождя народа, настоящего ненавистника крепостничества и царя, и, конечно, Стенька Разин — это удалой казачий атаман. Настоящий казак со всеми казачьими обычаями и привычками, не чета тем, кто будет после служить царям-крепостникам.

Стенька Разин — вождь народа и настоящий казак-бунтарь

Чтобы понять, кто такой Степан Разин, надо знать, чем вообще занималось казачество XVII века. Для пропитания, кроме известных набегов, казаки занимались ловлей рыбы, бортничеством и охотой. Кроме этого, держали скот и выращивали овощи на огороде. Что интересно, до конца XVII века донские казаки не сеяли хлеб. Считали, что с хлебопашеством придёт и крепостное право.

Б. М. Кустодиев. «Степан Разин»

Уклад жизни Дона имел элементы архаической демократии: своя власть с войсковым кругом, выборными атаманами и казацкой старшиной. Причём все атаманы и старшины были выборными. Все важнейшие вопросы обсуждались на общем сходе казаков («круг», «рада», «коло»).

Набег — единственный способ выжить

С ужесточением крепостного права в XVII веке на Дону скопилось огромное количество голутвенных казаков, то есть тех, у которых не было своей земли и дома. Жили они в верховьях Дона, в низовьях же проживали «домовитые» казаки. Они, к слову, и сдали Разина, когда тому не удалось взять Симбирск. Примечательно то, что главой «домовитых» казаков был крёстный отец Степана Разина Корнила Яковлев.

Разинцы разорили всё от Дербента до Баку

Голутвенным казакам, предводителем которых стал Разин, для пропитания приходилось ходить в набеги, или походы «за зипунами». Ходили в Турцию, Крым, Персию. Таким же походом был и поход 1667−1669 годов в Персию, который возглавил Разин. В советской историографии его называют первым этапом восстания, но это было не так. Поход 1667−1669 годов — обыкновенное безнаказанное проявление казачьей вольницы.


Гравюра XVII века из книги Яна Стрейса. Бесчинства казаков Степана Разина в захваченной Астрахани

На пути в Персию Разинцы разграбили на Волге царские и патриаршие караваны судов, а потом учинили кровавую резню в Яицком городке, разорили города и селения от Дербента и Баку до Решта. В результате казаки вернулись с богатой добычей, их струги были забиты дорогими восточными товарами. Отличительной чертой разинского похода «за зипунами» является то, что он отправил послов к шаху с просьбой дать казакам землю для заселения. Но скорее всего это была всего лишь уловка. Так подумал и шах, поэтому послов затравили собаками.

Личные качества Степана Разина

Итак, Разин был из лихой, удалой и по-настоящему вольной казацкой среды. Не удивительно, что его образ был романтизирован и во многом идеализирован. Но что же с семьёй Разина? Он родился около 1630 года. Возможно, матерью Степана была пленная турчанка. Отец Тимофей, имевший прозвище Разя, был из «домовитых» казаков.


Степан Тимофеевич Разин

Степан видел многое: трижды посещал Москву в составе казачьих посольств, участвовал в переговорах с московскими боярами и калмыцкими князьями — тайшами. Дважды был на богомолье в Соловецком монастыре. К сорока годам, когда Разин возглавил голытьбу, крестьян и казаков, он был человеком с военным и дипломатическим опытом, и, конечно, это был человек с неиссякаемой энергией.

По словам Стрейса, Разина именовали не иначе как батька

Голландский парусный мастер Ян Стрейс, встречавшийся с Разиным в Астрахани, так описал его внешность: «Это был высокий и степенный мужчина, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью. На вид ему было сорок лет, и отличить его от остальных было бы совсем невозможно, если бы не выделялся по чести, которую ему оказывали, когда во время беседы становились на колени и склонялись головой до земли, именуя его не иначе, как батька».

История с персидской княжной

Тому, как Степан Разин утопил персидскую княжну, посвящена песня «Из-за острова, на стрежень ». Легенда жестоком поступке Разина берёт своё начало в 1669 году, когда Стенька Разин разгромил шахский флот. В плен к казакам попали сын командующего Мамед-хана Шабан-Дебей и, как говорит легенда, его сестра, настоящая персидская красавица. Её Разин якобы сделал любовницей, а затем бросил в Волгу. Что ж, Шабан-Дебей действительно был привезён разинцами в Астрахань. Пленник писал письма на имя царя с просьбой, чтобы его отпустили домой, но сестру не упоминал.


Стенька Разин бросает персидскую принцессу в Волгу. Гравюра из книги Стрейса, изданной в Амстердаме, 1681

Есть также свидетельство Яна Стрейса об этом: «При нем была персидская княжна, которую он похитил вместе с её братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому, а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: «Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!» Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву. Она тоже полюбила его из страха перед его жестокостью и чтобы забыть своё горе, а все-таки должна была погибнуть таким ужасным и неслыханным образом от этого бешеного зверя».


В. И. Суриков. «Стенька Разин»

К словам Стрейса надо относиться очень аккуратно. В те годы в Европе были популярны книги путешественников с подробными описаниями мест, и авторы частенько разбавляли факты со слухами. Стрейс не был путешественником, к слову, он был наёмным рабочим. У нешо был друг и в будущем спаситель из персидского рабства Людвиг Фабрициус, наёмный офицер, служивший в Астрахани. Фабрициус описывает похожий слух, но без романтического флёра («персидская дева», «река Волга», «грозный и гневный мужчина»).


Пойма осетровых в Волге в XVII в. Гравюра из книги Стрейса, изданной в Амстердаме, 1681

Итак, по словам Людвига Фабрициуса осенью 1667 года разинцы захватили знатную и красивую «татарскую деву», с которой Стенька Разин делил ложе. И перед тем, как отплыть из Яицкого городка, Разину якобы явился во сне «водяной бог Иван Горинович», которому подвластна река Яик. Бог стал упрекать атамана в том, что он не сдержал обещания и не отдал ему самой ценной добычи. Разин приказал девушке надеть свои лучшие наряды, и когда челны выплыли на речной простор Яика (не Волги) бросил красавицу в реку со словами: «Прими это, покровитель мой, Горинович, у меня нет ничего лучшего, что я мог бы принести тебе в дар…».

В 1908 году был снят фильм «Стенька Разин» на сюжет песни «Из-за острова на стрежень». Песня, к слову, основана на стихотворении Д. М. Садовникова:

Европа наблюдает за восстанием Разина

К крестьянской войне, возглавленной Стенькой Разиным, было приковано внимание если не всей Европы, то торговой точно. От исхода сражения зависела судьба важнейших торговых путей по Волге. По ним в Европу попадали товары из Персии и русский хлеб.


Стенька Разин. Гравюра, приложенная к гамбургской газете 1670 года

Ещё до того, как восстание завершилось, в Англии, Нидерландах и Германии появились целые книги о мятеже и его предводителе. И, как правило, это была фантастика, но иногда в них сообщались ценные сведения. Главным европейским свидетельством восстания казаков и крестьян является книга «Три путешествия» Яна Стрейса, цитата из которой приводилась выше.

По восстанию Разина защитили диссертацию аж в 1674 году

Многие иностранцы, бывшие в Москве во время казни Разина, стали свидетелями четвертования главного врага государства. В том, чтобы европейцы всё увидели было заинтересовано правительство Алексея Михайловича. Царь и приближённые стремились уверить Европу об окончательной победе над восставшими, хотя на тот момент до победного конца было ещё далеко.


Титульный лист диссертации И. Ю. Марция «Стенко Разинъ Донски козакъ изменникъ id est Stephanus Razin Donicus Cosacus perduellis» (Виттенберг, 1674)

В 1674 году в Виттенбергском университете, Германия, была защищена диссертация о восстании Стеньки Разина в контексте всей российской истории. Работу Иоганна Юстуса Марция затем много раз переиздавали в XVII — XVIII веках. Даже Александр Пушкин ей интересовался.

Миф о Стеньке Разине

«Так свободу широким пожаром / В сердце рабском он, первый, зажег»

Личность Разина, несмотря на свидетельства и поступки, всё равно мифологизирована, от этого не уйдёшь. В русских народных песнях жестокий атаман часто смешивается с другими знаменитым казаком — Ермаком Тимофеевичем, захватившем Сибирь.


Степана Разина везут на Казнь

Интересовавшийся судьбой Степана Разина Александр Сергеевич Пушкин написал три песни, стилизованные под народные. Вот одна из них:

Что не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищет, гудит, заливается.
Зазывает меня, Стеньку Разина,
Погулять по морю, по синему:

«Молодец удалой, ты разбойник лихой,
Ты разбойник лихой, ты разгульный буян,
Ты садись на ладьи свои скорые,
Распусти паруса полотняные,
Побеги по морю по синему.
Пригоню тебе три кораблика:
На первом корабле красно золото,
На втором корабле чисто серебро,
На третьем корабле душа-девица».


С. А. Кириллов. «Степан Разин»

В 1882 — 1888 годах Владимир Гиляровский, известный бытописатель Москвы, пишет пронзительную поэму «Стенька Разин» , кончающуюся, конечно, казнью легендарного человека:

Голова по помосту сверкает,
тело Разина рубят в куски.
Изрубили за ним есаула,
На кол головы их отнесли,
А в толпе, среди шума и гула,
Слышно женщина плачет вдали.
Знать её-то своими глазами
Атаман средь народа искал,
Знать её-то, в тот миг, как устами,
Он огнем этих глаз целовал.
От того умирал он счастливый,
Что напомнил ему ее взор
Дон далекий, родимые нивы,
Волги-матушки вольный простор.
И напомнил, что пожил недаром,
А всего совершить хоть не мог,
Так свободу широким пожаром
В сердце рабском он, первый, зажег.

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)

"Из Каспия он вошёл в Яик (река Урал), поднялся до Яицкого городка – столицы яицкого казачества. Разин взял город хитростью, а вернее – коварством. Атаман с несколькими казаками попросил впустить их в город богу помолиться. Их впустили. Стенька со своими казаками выхватили спрятанные кинжалы, перебили охрану и удерживали распахнутые ворота до подхода основных сил. В это же время «пятая колонна» в городе, те же голутвенные, напирали на стрельцов с тыла. Уже после взятия города разинцы порубили сто семьдесят стрельцов. Воеводе Яцыну отрубили голову"

Надо понимать, почему у подавляющего большинства казаков Урала взятие Яика не вызвало поддержки. Наоборот, Разин в этом краю лишился народной поддержки.
Яик - столица Уральского казачества, уже в ту пору назывался Гурьевом-городком. Был построен сыном местного владельца солеварни и учуга (фактории по засолке балыков, икры и рыбы) Исаем сыном Гурьевым - крещеным татарином.
Гурьев являлся крупным региональным центром СТАРОВЕРОВ. Населен был КАЗАКАМИ, - субэтносом, образовавшимся в результате долговременного смешивания тюркских народов и беглых русских крепостных, - сохранивших демократические традиции, и не подчинявшихся Москве. СТРЕЛЬЦОВ В ГОРОДКЕ НЕ БЫЛО! Алексей Михайлович даровал атаману войска ЯИЦКОГО Тимофею Тамбовцеву грамоту на охрану окраин русских от набегов со стороны персов и "не мирных татар" (степных кочевников всех видов).

Попросившись помолиться Степан Разин выдал себя ЗА СВОЕГО, но предал свято чтимые в степи законы гостеприимства. Атаман Яцын (он же и местный батюшка) принял мученическую смерть, будучи заживо сожженным вместе с семьей. Жители городка поголовно вырезаны.
Примечательно, что с Уральска (в верховьях Урала) спустился отряд уральского казачества верхового. Разин, не вступая в схватку покинул Яик, взяв богатую добычу. Город Гурье после этой катастрофы уже никогда не восстановил своего прежнего экономического влияния и значения.

Источник: Игорь Солодовников, "На краю Руси обширной среди Урала берегов...", изд-во "Лад", Алма-Ата, 1993 год. (Книга, вышедшая тиражом 5 тыс. экземпляров была частично уничтожена контрразведкой независимого Казахстана, усмотревшей в ней "пропаганду национальной розни" и призыв к возврату исторических границ России) Текст скрыт

Реакции на комментарий

2

Утопил ли Стенька Разин княжну?
(Из истории казачьих нравов и обычаев)

Королев В.Н.
доктор исторических наук, профессор,
Ростовский государственный университет, г. Ростов-на-Дону.

Хорошая доскональная работа профессионального историка.

http://www.razdory-museum.ru/c_razin-1.html Текст скрыт

Реакции на комментарий

2

ПЕСНЬ О СТЕНЬКЕ РАЗИНЕ

Уж чует беду настороженный горец –

Итиль ему гибель несёт на волнах.

На стругах вступает и малых челнах.

То войско царёвых ослушников вышло

На промысел золота и ясыря.

Далече со стругов над Волгою слышно,

Как хают стрельцы да казаки царя.

Раскатистый смех над водой раздаётся –

Уже во хмелю с мёду Разин Степан.

Пока на востоке заря не займётся,

Не выпустит чарку из рук атаман.

Надолго запомнят кюльзюмские воды

Упряжные песни донских казаков;

И долго ещё тем персидским походом

Дышать будет море, впитавшее кровь.

Ни царь, ни боярин, ни дьяк и ни стольник –

Никто атаману давно не указ,

Коль вольному – воля, а дикому – поле.

И скрипнул зубами Разбойный приказ.

Суров атаман для боярского брата,

Кому не понятна его правота.

Но всё это – плата, кровавая плата

Ещё со времён Соляного бунта.

И правит свой суд над боярами Разин.

И суд его скор: коль виновен – секи!

И будь ты хоть князем – вали его наземь!

И голову - с плеч! Не робей, казаки!

Стоит на коленях и скручен, как вязень,

Боярин, и ждёт над собою суда.

И молча глядит на боярина Разин,

Как смотрит на кролика хищный удав.

И молвит тогда атаман своё слово:

Суди его, Круг! Как решишь, так и быть.

Достоин ли он наказанья какого,

Чтоб голову – с плеч, альбо всё же простить?

Кончай его, батька! И думать не стоит, -

Казачий ответствует Разину Круг, -

Пущай повисит он над Волгой-рекою.

А ну-ка, ребята, верёвку – на сук!

Решение Круга – закон атаману,

И нету другого закона ему.

С того и приходит он гостем незваным,

Земные поклоны не бьёт никому.

Встают на востоке кровавые зори,

Недоброе в северных слышно ветрах.

То Разин Степан во Хвалынское море

На стругах выходит и малых челнах.

Лев СТЕПАНЕНКО

Http:steplev.narod.ru Текст скрыт

Реакции на комментарий

2

Степан Разин. Автор Валерий Алябьев

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.

Если дома не сидится,
Ты лети по небу птицей,
Набирай себе народу
Да спускай стружки на воду.

Долго по морю ходили
Да с добычею пришли:
Шёлк да шали расписные,
Да ворсистые ковры.

Были кубки золотые,
Денег полная мошна,
Клинки дамасские, стальные
Да персидская княжна.

Нет почтения к коврам,
Развесили по бортам,
Паруса то все в шелках,
Сабельки да в яхонтах.

Ты встречай, встречай гостей
Да послушай новостей,
Принимай всю нашу дань,
Южный город Астрахань.

Сыпали всю денежку
Мы в народ по бережку,
Схоронился воевода
Да начальство от народа.

Было дело славное,
Да оно ли главное?
Это ль память вечная?
Это ль цель конечная?

Погожу рубить сплеча,
Чтобы дело сдвинулось.
Три дороги в три луча
Передо мной раскинулось.

Налево тропка узкая,
Там с болотом тёмный лес.
Будет песня грустная,
Коль в трясину ты залез.

И среди лесов ничьих
Нравы там разбойничьи,
Вороны речистые,
Сила да нечистая.

Там добыча славная,
Лёгкая да крупная.
Будет дело главное,
Будет жизнь преступная.

Вряд ли силушка найдётся
С искушением бороться,
И в угаре во хмельном
Подружишься с топором.

И разбойникам под стать
Будешь по лесу гулять,
Через ночи длинные
Кровь течёт невинная.

Не губи, послушай,
Ты людские души,
Раз нарушишь ты запрет,
То назад возврата нет.

С топором да с кистенём
Жизнь твоя сгорит огнём.

За столом богатым
С брагой, осетриной
От родного брата
Нож получишь в спину.

Косточки да не найдут,
Что в болоте погниют.

Как направо ты пойдёшь,
Долю лучшую найдёшь:
Будешь жить да в сытости,
Довольности, умытости.

Чтоб за милости платить,
Будешь ты нагайку вить
И пойдёшь хлестать людишек,
Неугодных казачишек.

Самому царю в угоду,
Да в несчастие народу,
Лижешь зад боярину,
А сечёшь крестьянину.

Предстоит большой урок,
Как получишь вилы в бок.
Что ж не получается,
Песня не слагается.

Дорога прямо свежая,
Нехожая, неезжая.
Степи там раздольные,
Дуют ветры вольные!

Что там? Господу известно.
Тебе тоже интересно:
Может, в пытках закричишь,
Ну а, может, и взлетишь.

На волне народной ввысь,
Коль не трусишь, поднимись!
Если же погибнешь в битве,
То останешься в молитве.

Ну, да только не в церковной,
Будешь в памяти народной.
Вот и дело главное,
Вот и песня славная!

Думает Степан
Думу вольную,
А под ним курган
По над Волгою.

Он как будто врос
В каменный утёс,
Ты не жди подмогу,
Сам ищи дорогу.

3-
Ветер в небе тучи гнал,
До рассвета дождь хлестал,
Разгулялась непогода,
Да попряталась природа.
Под дождём горит костёр,
Приглушённый разговор.
У костра возле реки
Удалые казаки,

Крепостные да крестьяне,
Оборванцы каторжане,
Добрый молодец стоял,
Перед ними речь держал.

Удалые молодцы,
Ваши сабельки остры,
Вот он я, зовусь Степаном,
Выбирайте атаманом.

Нам ли осторожничать,
Мы пойдём разбойничать,
Сперва щупаем купцов,
Потом щупаем стрельцов,

Лишних слов не говоря,
Мы на батюшку-царя!

Вместе схватимся за трон
Да как следует встряхнём,
Силой силушку осилим
Да царя то с трона скинем.

Уцелеет голова,
Спилим трон то на дрова,
Показним бояр-вельмож
Да церковников-святош!

И, заслышав о Степане,
Враз заспорили крестьяне:
Не видать нам вольной воли,
Проклинать нам горьку долю.

В одиночку, вскладчину
Отработай барщину,
А потом попробуй в срок
Заплати ка ты оброк.

Измываются над нами,
Как сводить концы с концами,
Лучше чем вот так вот жить,
Себя в петле удавить.

Так что Разин ты Степан,
Будь над нами атаман!

Опираясь на косу,
Встал с повязкой на носу:

Братцы, я в лицо не ранен,
Был я, братцы, каторжанин,
Там приказчики сидят,
В думных избах суд вершат.

И огнём калёным жгут,
И щипцами ноздри рвут,
Испробуешь батога,
Да а потом на каторгу.

Доли лучшей не найдёшь,
Год протянешь и помрёшь.

Так что, Разин ты Степан,
Будь над нами атаман!

Задумались казаки,
Видно, думы нелегки:
Жизнь прослужишь без наград,
А потом закабалят.

Так что, Разин ты Степан,
Будь над нами атаман!

Широко, как водится,
Расплескалась вольница
По дорогам, по степным,
По широким столбовым.

По лесам да по полям,
Городам да деревням,
Противу боярской кривды
Удаль молодецкой битвы.

На него нашли управу,
Повели да на расправу.

Чтобы было веселей,
Ты испробуешь плетей,
Только плети – не беда,
Если спробуешь кнута.

Вскинешь голову на плаху,
И топор опустят с маху!

4-
Ой, ты, Волга-матушка,
Растеклась по камушкам,
Ой, ты, степь широкая,
Ой, ты, синь глубокая!

Здесь простора глаз да глаз,
Только воля не про нас,
Силушка, да скрытая,
Жизнь, да жизнь забитая!

Раз в вороньем воеводстве
С воронами в инородстве
Сокол по небу летал,
Сверху вниз поглядывал.

Глянул на простор огромный,
А кругом одни вороны,
Что не так, закаркают,
Позатопчут, заклюют.

Только нашему Степану
Жизнь такая не по нраву,
Стал он крыльями их бить,
Род вороний изводить.

Как затеял это дело,
Небо сразу почернело,
То не тучи чёрные,
Вороны проворные!

Навалились да всей кучей,
Били по груди могучей,
Обложив со всех сторон,
Стаи чёрные ворон.

Только лишь рассвет занялся,
Пир кровавый собирался,
Там, в ущелье, между скал
Он, растерзанный, лежал.

Вот и главная ворона,
На башке сидит корона,
Подхалимы царские –
Шапки да боярские.

Вот, дурак иного рода,
Это царский воевода,
Вслед воришки меньшие,
Дворяне да помещики.

Разом кинулись клевать,
Тело мёртвое терзать.
Ты не дай им, Господи,
Да нажраться досыта!

Ты проснись, Степан,
Головой тряхни,
Злобным воронам
Головы сверни.

Да и мы с тобой,
Если сдружимся,
Навалим гурьбой,
Поднатужимся.

Пусть стоит стена
И не сдвинется.
Да не выдержит,
Опрокинется.

Да повыведем
Всех богатеньких,
Закачаются
На рогатинках!

Я дождусь, дождусь,
Как забитая
Всколыхнётся Русь
Неумытая!


Из-за острова на стяжень,

На простор речной волны

Выплывают расписные

Острогрудые челны…

Шаляпин, настоящий волжанин, пел не "стрежень" (стремнина), а "стяжень" - так говорили во времена его молодости на Волге.

В 1908 году записала эту песню на пластинку в студии фирмы "Пате" знаменитая исполнительница народных песен Надежда Плевицкая. Впоследствии многие прекрасные исполнители обращались к этой песне, не только в России, но и за рубежом. В Германии издавна бытовал вариант на немецком языке, а в 1942 году немецкие солдаты, выйдя к Волге под Сталинградом, запели: "Wolga, Wolga, Mutter Wolga…" Эпично, в сопровождении мощного хора, исполнял эту песню Шарль Азнавур. И все они - от Шаляпина до Юрия Гуляева - словно восхищались сомнительным подвигом буйного атамана.

И только в лиричном исполнении Анны Герман эта история предстает перед нами словно увиденная глазами несчастной жертвы - безымянной восточной княжны…

Именно это полулегендарное событие стало национальным мифом. Немногие исторические сюжеты сравнятся с ним по популярности. В России прибавят еще, пожалуй, подвиг Ивана Сусанина. За границей, скорее всего, вспомнят литературный сюжет - убийство старухи-процентщицы Родионом Раскольниковым (топором! - это особенно потрясает воображение иностранца).

Да полно, не выдумки ли это? И что произошло на самом деле там, на Волге под Астраханью, триста сорок с лишним лет назад?

На тебе шубу, чтоб не было шуму

В августе 1669 года ладьи-струги атамана Стеньки Разина с войском в тысячу сабель возвращались из Персидского похода. Везли они на Дон добычу богатую: злато-серебро, ковры, шелка да парчу. И пленников, больше всего - женок-полонянок. Одних для выкупа, других - в услужение взять, а иных - и в жены. На Дону женщин не хватало, там и венчались, бывало, без попов, в казачьем кругу.

Но путь из Каспийского моря в Волгу был перекрыт царскими стругами и большим войском князя Львова. Разин решил уходить, как пришел - волжскими узкими протоками, прорываясь с боями через стрелецкие заслоны. Но тут пришла спасительная грамота от самого царя Алексея Михайловича.

Царь не хотел биться с непокорным атаманом, хотя сила была на стороне власти. Слава об удачливом казаке уже прокатилась по всему югу. Расправа над Стенькой оттолкнула бы от Москвы и без того не очень ей преданное казачество. Царь извещал, что готов простить разинцев, если они повинятся и будут впредь ему верно служить.

Прочие условия примирения изложил боярин и воевода астраханский, князь Прозоровский: всех казаков переписать поименно; сдать все пушки, захваченные в русских землях, а также и струги; вернуть товары персидских купцов, ограбленных близ Астрахани, прежде всего коней-аргамаков - подарок шаха персидского царю московскому; освободить некоторых знатных пленников.

Начался торг. Разин был изворотлив; недаром его, еще молодого казака, посылал войсковой атаман и к калмыкским, и к татарским мурзам, и в саму Москву со станицей (т.е. депутацией). И теперь он говорил Прозоровскому так: "Отродясь такого не бывало на Дону, чтобы вольных казаков переписывать. Это дело Божье, только у Бога все людишки сочтены. А товары, добытые саблею, уже раздуванены (дуван - раздел добычи), и обратно взять их у казаков не можно. Также и полон - за него нашими головами заплачено, иные наши братья сами в полон взяты".

Слова словами, но и заплачено и подарено было князьям-воеводам без счету. Прозоровский был особенно жаден. Позарился даже на атаманову соболью шубу: Стенька и в августовскую жару приходил в ней на переговоры - для пущей важности. Жаль было шубы, но князь не отставал, и тогда атаман сбросил шубу с плеча на руки воеводе: "На тебе шубу, чтоб не было шуму".

Пока торговались в приказной избе, казаки распродавали награбленное на базаре. Драгоценности, ткани, изукрашенное оружие отдавали за бесценок. И тут же пропивали, угощая астраханцев: пей-гуляй! Потом с трудом снимали последнее: перстни с заскорузлых пальцев, скрюченных под охват весла и сабли…

И за борт ее бросает!

В лагере разинцев под Астраханью шло веселье. Горожане ходили туда группами - поодиночке было боязно - смотреть, как гуляют казаки. Иные астраханцы думали: "Эх, мать честная! Так бы хоть недельку пожить!.."

Иногда Стенька Разин выходил "в народ" и всегда раздаривал деньги, швырял пригоршнями в толпу. Его благословляли, величали "батюшкой", как большого вельможу.
Время от времени он устраивал торжественные выезды, но не в возке, как царские вельможи, а на стругах. Его атаманский струг был ярко изукрашен и устлан персидскими коврами. Перед ним сидели его есаулы и старшина, одетые в бархатные кафтаны, опоясанные шелковыми кушаками. А по правую руку Степан теперь усаживал красавицу-персиянку. Прежде он скрывал свою полонянку и тешился ею тайно. Но в эти дни атаман, как и другие казаки, много пил, делался упрям и заносчив. Кто посмеет ему перечить, если сам царь ему дружбу предлагает?

Наконец Разин и Прозоровский сговорились: казаки оставят себе лишь несколько стругов и малое число пушек для обороны во время пути степью на Дон, но обязуются прислать их потом в Царицын. С остальными требованиями Разин согласился.

Атаман был доволен. Путь вверх по Волге был открыт, а там… Разин и не думал выполнять обещания. Ему не впервой было нарушать клятвы и договоры, даже крепленные крестным целованием.

Напоследок струги вышли покрасоваться перед астраханцами. Были в толпе на берегу и иностранцы. Голландец, парусных дел мастер Ян Янсен Стрейс несколько раз пытался попасть в лагерь казаков, посмотреть на Разина. Но его не пускали, говорили, смеясь: "Степан Тимофеич нынче пьяны, приходи вдругорядь". Теперь Ян во все глаза следил за происходящим.

Гребцы запели, ударили весла по воде, атаманский струг выруливал на стрежень.

У нас-то было, братцы, на тихом Дону,

Породился удал добрый молодец,

По имени Стенька Разин Тимофеевич.

В казацкий круг Степанушка не хаживал,

Ходил-гулял Степанушка во царев кабак…

Атаману поднесли чашу вина, он высоко поднял ее, показывая людям на берегу, что пьет за их здоровье. "Любо! Любо!" - закричали в ответ.

Однако скоро певцы умолкли: запыхались грести против течения. Стали слышны громкие голоса на струге. Есаулы что-то горячо говорили Разину, указывая на персиянку. Она сжалась в комок. Атаман вскочил, покачнулся на пьяных ногах, рыкнул в ответ, схватившись за саблю. Есаулы не унимались. Разин посмотрел на берег, словно ища поддержки. Все замерли. Весла повисли над водой. Казалось, сама Волга замедлила свой бег и струг застыл на месте.
Разин вдруг сгреб персиянку, как медведь, и бросил в воду. Она вскрикнула пронзительно: "Алла!" "А-ах!" - отозвалось на берегу. Тяжелая одежда персиянки распласталась по воде, быстро намокла и мигом утянула ее в пучину. Атаман рухнул на лавку и махнул рукой. Гребцы поняли это как сигнал, ударили веслами по воде, струг поплыл дальше.

Астраханцы на берегу толковали так и сяк. Одни осуждали: "Жаль княжну, хоть и нехристь, а все ж живая душа". "Упился атаман, совсем разум помутился", - замечали другие. Бабы шептались: "Говорят, дите у них народилось. Стенька его кому-то на воспитание оставил, тайно, чтоб враги не сыскали". Мужики смеялись: "Да когда ж они успели дите сотворить?" "Дык он ее давно полонил, за собой повсюду таскал, - стояли на своем бабы. - А еще говорят, молодой есаул к ней подкатывался, вот атаман и приревновал…"

Но большинство хвалило удалого атамана: "Он казацкого братства ради ничего не пожалеет, буйну голову отдаст!" А старики судили по-своему: "Это он Волгу отблагодарил, вон сколько богатства она ему принесла…" Струги Разина развернулись и пошли обратно, по течению, к казацкому лагерю. Гребцы сушили весла и пели:

Поедем мы, братцы, на синее море гулять,

Разобьем, братцы, бусурманские корабли -

Возьмем мы казны сколько надобно!..

Атаман сидел на скамье, устланной персидским ковром, красиво избоченясь. Он уже позабыл об утопленнице. В голове прояснилось, он думал о новом походе, который потрясет всю Россию.

За зипунами

Степан Тимофеевич Разин родился около 1630 года в станице Зимовейская (позднее там же родился Емельян Пугачев). С юности Стенька был смелым и находчивым казаком; в тридцать лет он уже выборный атаман в походах донцов против Крымского ханства и Османской империи.

В то же время Стенька всегда отличался гордым, непокорным нравом, не терпел над собой начальства. Особенно озлился после казни старшего брата Ивана. Дело было так: в 1665 году полк донских казаков в составе русского войска сражался под Киевом против поляков. Наступила осень. Холод, голод и распутица донимали казаков. Они просили воеводу князя Долгорукова отпустить их до весны по домам. Воевода отказал. Тогда казаки самовольно ушли на Дон, а заводилами были как раз Ивашка и Стенька Разины. Стрельцы перехватили смутьянов уже в донских землях и привезли обратно. Ивана повесили на глазах у брата…

Через два года Стенька Разин пришел к войсковому атаману Корниле Яковлеву, своему крестному. Стал проситься в поход "за зипунами": пообносились, мол, совсем казаки. "За зипунами" - так издавна назывались набеги казаков на Крым, Турцию и персидские владения. Москва одобряла набеги на крымские улусы и турецкие города, тем более что казаки освобождали из рабства и плена русских и малороссов. Но с персидским шахом Аббасом у царя был мир. Поэтому войсковой атаман строго-настрого запретил крестнику мутить казаков и идти в Персию.

Но удержать Степана никто не мог. Разве что силой, а это не годилось: многие казаки уважали Разина, особенно любили его в верховых городках и станицах. Там оседали вновь прибывшие и беглые люди. В низовья Дона их не пускали давно обосновавшиеся там казаки. Со временем донцы словно надвое раскололись: низовые верно служили царю и получали жалованье, а верховых, "голутвенных" (то есть голых), легко было подбить на любое беззаконие.

Пока поднимался Разин в струге вверх по Дону, войско его прирастало и казаками, и беглыми, и ярыжками кабацкими: все хотели казаковать под рукою молодого атамана. Уже на Дону разинцы пощипали купцов, целовальников и своих же - зажиточных казаков. (Это только в фантазиях недобросовестных историков и наивных писателей Разин был русским Робин Гудом: грабил, мол, богатых, бедных не трогал и часто одаривал. Верно, что не трогал бедных, так это оттого, что с них взять было нечего. Но если даже и бедный, а служивый человек - стрелец, приказный или торговый, - то, бывало, и плетью, и каленым железом, и саблей жаловал.)

В излучине Дона, где он ближе всего подступает к Волге, разинцы вытащили струги на берег и поставили на катки, двинулись волоком. Когда Разин объявился на Волге близ Царицына, под его началом было уже около двух тысяч сабель. Местные воеводы посылали отряды стрельцов, но разинцы легко отбивались.

Троянский конь у яицких ворот

На Волге начался пиратский поход Стеньки Разина. Да, его речной и морской разбой не отличался, а в чем-то и превосходил подвиги такого знаменитого пиратского капитана, как Генри Морган. Ведь пираты тоже не только сражались в море и брали суда на абордаж. Они штурмовали порты и захватывали города, высаживали десанты на берег и устраивали засады на торговых путях.

Разин начал с того, что разграбил большой караван русских торговых судов, следовавших в Астрахань. Кроме купеческих стругов, в караване шли судно патриарха московского (церковь и тогда вела торговлю) и струг самого государя. Стрельцы сдались без боя, струги вошли в состав флотилии атамана пиратов. Торговых людей разинцы перебили, некоторых пытали каленым железом. Досталось даже попам. Были освобождены колодники, которых везли в ссылку; они и несколько десятков гребцов присоединились к атаманову войску.

Попытался Разин взять приступом города Царицын и Черный Яр - не вышло, там уже подготовились к обороне. И Стенька пошел вниз по Волге, минуя Астрахань, по протокам к Каспийскому морю. Из Каспия он вошел в Яик (река Урал), поднялся до Яицкого городка - столицы яицкого казачества. Разин взял город хитростью, а вернее - коварством. Атаман с несколькими казаками попросил впустить их в город богу помолиться. Их впустили. Стенька со своими казаками выхватили спрятанные кинжалы, перебили охрану и удерживали распахнутые ворота до подхода основных сил. В это же время "пятая колонна" в городе, те же голутвенные, напирали на стрельцов с тыла. Уже после взятия города разинцы порубили сто семьдесят стрельцов. Воеводе Яцыну отрубили голову.

Некоторое время Стенька Разин сидел царьком в Яицком городке. Его войско умножилось. Отсюда атаман совершал набеги на купцов и промышленников в дельте Волги и на калмыцкие улусы.

Но вот разведчики донесли атаману, что калмыки объединились против Разина, да и царское войско следует ждать вскорости. Весной 1668 года струги Степана Разина снова вышли в Каспийское море и двинулись на юг, к шахским владениям.

Шаха - матом

Большие города - Дербент, Шемаху и Баку - разинцы обошли стороной, но маленькие города разграбили. На пути пиратской флотилии показался крупный город Решт. Он выглядел таким сонным и смирным, что казаки безбоязненно сошли на берег и устремились к воротам. Но правитель города Будар-хан уже знал о набегах казаков и подготовился к обороне. Большое войско персов окружило разинцев, отрезав их от берега.

Надо отдать должное изворотливости Стеньки Разина - он тотчас вступил в переговоры и стал убеждать наместника, что он с войском готов служить шаху. Разин рассудил так: сейчас главное выиграть время, сберечь людей и оружие, а там видно будет. А может, шах и впрямь возьмет их на службу и выделит им землю для поселения - будет у Разина свой, персидский Дон, а он там сядет войсковым атаманом.

Будар-хан не мог решить такой вопрос самостоятельно. Поэтому разрешил Разину отправить свое посольство к шаху. Он позволил также казакам небольшими группами входить в город, чтобы торговать на базаре, при условии, что они сдадут свои струги и пушки. На том и порешили.

А в это время царь Алексей Михайлович, встревоженный сообщениями своих воевод, отправил срочное посольство к шаху Аббасу. Он сообщал, что разбойники вышли в Каспийское море и могут угрожать владениям шаха. "А вам бы, брату нашему Аббас шахову величеству, своей персидцкой области околь моря Хвалынского (Каспийского) велеть остереганье учинить, и таким воровским людям пристани бы никто не давал и с ними не дружился, а побивали бы их везде и смертью уморяли без пощады", - рекомендовал царь.

Но это послание было еще в пути. А пока разинцы все чаще заходили в Решт и вели себя все более буйно. Горожане то и дело жаловались на бесчинства казаков. Как-то раз Стенька с казаками высмотрели винный подвал, ворвались туда, избили стражников и стали пьянствовать. К ним потянулись казаки со всего города.

По закону казачьему пьянство в походе наказывалось очень строго, за это "сажали в воду": зашивали в рогожный куль и топили либо завязывали рубаху над головой осужденного, набивали ее песком или камнями - и на дно. Однако в разинском войске этот закон действовал только на стругах, а на берегу, особенно после легкой победы, напиться - святое дело.

Перепились казаки, стали задирать горожан, ругали их матерно. Те не стерпели, вышли кто с дубьем, кто с саблей, явились персидские воины при оружии, и завязалась настоящая битва. С большим трудом вырвались казаки из города, отбили у стражи собственные струги и отвалили от берега. Четыреста разинцев полегли на узких улочках Решта, некоторых товарищей атаман просто бросил на том берегу, в чужой стороне.

А в это время посольство Разина к шаху было принято милостиво и ожидало высочайшего решения. Но тут пришли вести от русского царя. Шах понял, что Разин его обманывает. Старшего посланца разинского бросили псам на растерзанье, остальных заковали в цепи и посадили в темницу.
Да, многих русских вызволил атаман из плена, еще больше обрек на рабство. Но не в его правилах было горевать и каяться. Он всегда делом доказывал свою правоту. Вскоре он хитростью взял городок Фарабад: попросился у властей поторговать на базаре, казаки просочились в город и по сигналу начали резню. Фарабад был разграблен и сожжен. Вслед за ним пал соседний город Астрабад. Затем разинские струги перешли к юго-восточному, туркменскому берегу. И там запылали поселки и кочевья, а жители лишились скота и пропитания.

Больше двух лет продолжался пиратский поход Стеньки Разина. В июле 1669 года он обосновался на острове близ Баку. Там его попытался захватить шахский флот из пятидесяти больших лодок-сандалов под командованием Менеды-хана. Но и в этом сугубо морском сражении атаман перехитрил персов. Несколько разинских стругов пустились наутек, заманивая преследователей в ловушку. Персы даже соединили свои сандалы цепями, чтобы охватить казачьи струги. И тут из укрытия вылетели остальные струги Разина. Грянули пушки, тонущие персидские суда увлекали за собой другие. Менеды-хан сумел уйти всего с тремя сандалами, но его сын Шабалда был пленен.

В богатстве и славе возвращался Стенька Разин на Волгу. С поредевшим войском, зато струги едва не черпали бортами воду - так были они нагружены добычей и пленными. Где захватил атаман свою полонянку? Была она ханская дочь или купеческая? Персиянка или, может быть, туркменка? Этого никто уж не узнает. Народная молва окрестила ее персидской княжной, пусть ею и остается…

Круги по воде

Откуда все-таки пришло первое известие о гибели княжны? Очевидец этих событий, голландец Ян Янсен Стрейс в своей книге "Три путешествия", изданной семь лет спустя, рассказал:

"…Разин пребывал на судне с тем, чтобы повеселиться, пил, бражничал и неистовствовал со своими старшинами. При нем была персидская княжна… Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: "Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты - отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!" Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву. Она тоже полюбила его из страха перед его жестокостью и чтобы забыть свое горе, а все-таки должна была погибнуть таким ужасным и неслыханным образом от этого бешеного зверя".

Нет оснований не доверять этому свидетельству, тем более что его в целом подтверждает другой иностранец, Людвиг Фабрициус. Правда, вызывает сомнение монолог Разина: вряд ли на берегу слышали, что говорил Разин на середине реки.

Появление Разина и разинцев в Астрахани в августе 1669 года и в особенности его расправа над княжной произвели такое сильное впечатление, что, казалось, явись сюда сам царь-государь, он не так поразил бы горожан роскошью, силой, милостью и жестокостью одновременно. Отсюда, как круги по воде после утопления княжны, разнеслась слава о Стеньке Разине - великом и ужасном. Песни и легенды о нем слагались на протяжении двух столетий.
Рассказывали, что был у него ковер-самолет, добытый в Персии, и на этом ковре-самолете он мог улететь куда угодно. Передавали, будто поймали его однажды царевы люди, посадили в темницу, а он нарисовал углем на стене реку и лодку, и появились настоящие река и лодка - вскочил он в ту лодку и уплыл. В другой раз посадили его в железную клетку, он спросил воды напиться. Подали ему ковш с водой. Он окатился той водою - и очутился в Волге-матушке.

Ну а преданиям о кладах Стеньки Разина несть числа, они и теперь тревожат воображение наивных кладоискателей. Легенда об утесе Стеньки Разина - это целый куст фантастических историй: будто бы здесь не только зарыт клад, но и обитает призрак самого атамана; здесь же, в тайной пещере, была гробница Марины Мнишек, неизвестно каким образом "породнившейся" со Стенькой Разиным.

В XIX веке к образу Стеньки Разина обратились профессиональные литераторы, и первым был, конечно, Пушкин. Во время ссылки в Михайловском он слышал и записывал много народных песен, в том числе о Стеньке Разине и его мифическом сыне. Пушкин считал Разина "единственным поэтическим лицом в русской истории". Три его стихотворения цикла "Песни о Степане Разине" основаны не на исторических сведениях, а навеяны фольклорным образом лихого атамана. Поэтому Пушкин избрал форму и стилистику народной исторической песни:

Как по Волге-реке, по широкой

Выплывала востроносая лодка.

Как на лодке гребцы удалые,

Казаки, ребята молодые.

На корме сидит сам хозяин,

Сам хозяин, грозен Стенька Разин.

Перед ним красная девица,

Полоненная персидская царевна.

Не глядит Стенька на царевну,

А глядит на матушку на Волгу.

Согласно пушкинской трактовке сюжета, утопление княжны (персидской царевны) было актом жертвоприношения Волге за дарованные ему богатство и славу. "Песни о Степане Разине" не были напечатаны при жизни поэта. Николай I, к которому Пушкин обратился за разрешением, передал вежливый, но отказ: "…при всем поэтическом своем достоинстве, по содержанию своему не приличны к напечатанию. Сверх того, церковь проклинает Разина, равно как и Пугачева".

Любовь и ненависть

Но автором национального мифа стал Дмитрий Николаевич Садовников - педагог, фольклорист, этнограф и поэт. Он родился и учился в Симбирске, там же преподавал потом в гимназии. Родная Волга, фольклор волжан интересовали его как исследователя. В 1870-х - начале 1880-х годов Садовников опубликовал несколько книг песен, легенд, преданий и загадок, собранных в Поволжье. Народные песни и легенды о Стеньке Разине вдохновили его на сочинение собственных стихотворений об этом герое. Самым удачным оказалось "Из-за острова на стрежень", изображающее драматическую сцену гибели княжны. Оно было напечатано в "Волжском вестнике" в №12 за 1883 год под названием "Жертва Волге". Садовников, как и Пушкин, следовал народным традициям, но его стилистика напоминает не историческую песню, а скорее популярную в те годы балладу, с четким ритмом и крепкими рифмами. Поэтому в народе запели именно "Из-за острова на стрежень", конечно, сократив и слегка изменив авторский текст. Вот две строфы, которые редко исполняют в застолье да и со сцены:

Гневно кровью налилися

Атамановы глаза,

Брови черные нависли,

Собирается гроза…

"…Чтобы не было зазорно

Перед вольными людьми,

Перед вольною рекою, -

На, кормилица… возьми!"

Н.И. Костомарова, она изложена в монографии "Бунт Стеньки Разина", принесшей молодому профессору всероссийскую славу. К слову, Костомаров первым дал оценку демократическую, если не сказать - революционную, личности великого разбойника и бунтовщика. Так вот, по поводу несчастной любовницы атамана Костомаров писал: "…злодейский поступок с княжной не был только бесполезным порывом пьяной головы… Увлекшись сам на время красотою пленницы, атаман, разумеется, должен был возбудить споры и негодования тех, которым не позволял того, что позволил себе, и, быть может, чтобы показать другим, как мало он может привязаться к женщине, пожертвовал бедной персиянкою своему влиянию на казацкую братию".

Версию историка косвенно поддерживает упоминание о том, что Стенька Разин однажды приказал "посадить в воду" казака, совершившего насилие над женщиной, чужой женой. Возможно, эту казнь ему и припомнили есаулы: что ж ты, атаман, казаков за блуд казнишь смертью лютою, а сам прилюдно распутничаешь?.. В этом случае атаман мог оправдаться и очиститься в глазах товарищей только таким, жестоким, но эффектным поступком.

Отношение казаков-разбойников к пленницам - запутанный вопрос. Одни ученые утверждают, что казаки в походах вели себя по-рыцарски, другие уверяют, что насиловали всех подряд. По одной из версий, пленница должна была принадлежать всем или оставаться нетронутой.
Скорее всего, у казаков это было заведено так же, как у большинства пиратов во всем мире: на борту ни-ни, на берегу - пожалуйста, но только с согласия пленницы. Понятно, на деле согласия могло и не быть, и что творилось в прибрежных камышах, неизвестно. В те жестокие времена кровь была как вода, что ж тут говорить о женских слезах.

А между тем у Разина на Дону была жена Алена и пасынок. И это все, что известно о прежней личной жизни атамана. Значит, он женился на вдове с ребенком. Дело обычное, тем более, если вдова зажиточная, а выбирали молодому парню невесту расчетливые родители. Но собственных детей Степан и Алена, выходит, не нажили. У жены был сын, значит, она не бесплодна. Следовательно, дело в муже: не мог он стать отцом или не хотел, то есть не любил?
Если не любил, то, может быть, с молодой персиянкой у него не просто "шумел камыш", а действительно взыграло ретивое? Тогда вся сцена на струге приобретает еще более драматический смысл. Тогда выходит, что Степан под давлением ближайшего окружения утопил любимую. И жертвами становятся они оба.

Где страсть, там и ревность. Мотив ревности в этой истории усмотрели только кинематографисты. Первый русский игровой кинофильм (фильма, как тогда говорили) назывался "Понизовая вольница (Стенька Разин)". В центре киноповествования как раз была любовная интрига. Есаулы, недовольные пьянством атамана и его привязанностью к пленнице, пытаются вразумить Стеньку и разлучить с княжной. Они подбрасывают ему подметное письмо, якобы адресованное княжне каким-то принцем Хасаном. В припадке ревности Разин расправляется с княжной всем известным способом.
Василий Шукшин в киносценарии, а затем в романе "Я пришел дать вам волю" представил эту коллизию так: молодой есаул полюбил персиянку и втайне от Разина домогался ее любви. Стенька застал охальника обнимающим его наложницу. Есаул бежал, опасаясь мести атамана. Другие есаулы и старшины сочувствовали беглецу. Они упрекали атамана, говорили, что персиянка сеет раздор меж казаков.

А финал такой же, как в рассказе Стрейса, как в стихах Пушкина и Садовникова:

Мощным взмахом поднимает

Полоненную княжну

И не глядя прочь кидает

В набежавшую волну…

***

…Минули десять дней, которые потрясли Астрахань. Струги Разина уплывали вверх по Волге. Разин пришел в Астрахань удачливым разбойным атаманом, а уходил вождем российского охвата. Он уверился или убедил сам себя, что царь считается с ним, что князья-воеводы его боятся. Он знал теперь, что сможет поднять казаков и голутвенных по всей стране. Не две, а двести тысяч! Кормить-поить их не надо, они будут сыты добычей, взятой саблею в поместьях и городах. Они будут воевать и богатеть одновременно. Он, Степан Разин, установит повсюду казацкое правление. А сам станет первым Атаманом Всея Руси! Он поведет свое войско на Москву не "за зипунами" - за шапкой Мономаха… Не по Стеньке оказалась шапка.