Урок русского языка запятая в сложном предложении. Урок по русскому языку на тему «Запятая в сложном предложении. Тема: «Запятая в сложном предложении»

Конспект развлечения по физической культуре

в старшей группе

«Нет милее края, чем Кубань родная»

Цель : Формировать нравственно-патриотические чувства и интерес к историческому прошлому родного края.

Задачи:

Образовательные: расширять кругозор детей

Развивающие: Закрепить навыки игры в кубанские казачьи подвижные игры. Развивать быстроту, ловкость, умение действовать по сигналу воспитателя;

Воспитательные: Воспитывать любовь к Малой Родине, доброжелательность, ответственность за общее дело коллектива. Воспитывать выдержку и интерес к кубанским казачьим играм.

Интеграция областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие; речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Предварительная работа:

1.Беседа на тему: «Почему Краснодарский край называют Кубанью»;

2.Разучивание считалок;

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Жизнь кубанских казаков»,

4. Разучивание новых кубанских игр и слов к ним.

Обогащение и активизация словаря : курень, плетень, подкова, кут, папаха, шашка.

Ведущая : У Кубани – Матушки реки, собрались кубанские казаки…

Дети, мы собрались сегодня в этом зале, чтобы побольше узнать об истории нашего Краснодарского края, нашей Кубани. Наш край славится теплым, благодатным климатом, плодородными землями, трудолюбивыми людьми, добрыми традициями и обычаями. Традиции эти идут с момента заселения Кубани казаками. Казаки не только несли ратную службу по защите наших южных границ. Свободное время они с удовольствием посвящали играм, забавам.

Стихи о Кубани.

1 ребёнок

Ты цвети, моя Кубань,

Становись все краше.

Не уронит честь казачью

Поколенье наше.

2 ребёнок

Мы растем стране на славу

Под кубанским небом.

Будем славить край кубанский

Богатырским хлебом!

3 ребёнок

Лучше нет Кубани нашей,

Нет богаче края

Ты всегда любимой будешь,

Сторона родная!

4 ребёнок

Ты красив и весел,

Щедр ты по – кубански,

Край хлебов и песен,

Край наш Краснодарский

Песня «У Кубани матушки-реки»

Ведущая: Дети, а вы знаете почему наш Краснодарский край называют Кубанью? (ответы детей). Правильно, потому что по территории нашего края протекает красавица-Кубань, в исторической литературе Кубанью принято называть территорию, расположенную в бассейне реки Кубань и омываемую водами Чёрного и Азовского морей. Давайте, все вместе отправимся на прогулку, в лодке, по реке Кубань.

Разминка «На лодке по реке Кубань».

Ведущая: Казаки не только несли ратную службу по защите наших границ, но и с удовольствием посвящали свободное время играм, забавам и учили играть своих детей. Игры они придумывали сами, в них отражалась жизнь казаков, их занятия и дела. Раньше чтобы выявить водящего «канались» (делились) на палке. По очереди брались за палку, и чья рука была выше всех, тот становился водящим. И мы с вами сейчас будем играть в игры наших дедов и прадедов. Давайте канаться, чья рука окажется сверху, тому и игру начинать. Кананье.

Игра «КРИВОЙ ПЕТУХ»

Дети стоят по кругу. Один в центре (водящий с завязанными и закрытыми глазами)

Дети: «Кривой петух, на чем стоишь? (На иголочках)

А как тебе, не колко? (На подковочках)

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут,

Тебе блин дадут.

Ребенок стучит ногой об пол. (3 раза)

Дети: - Кто там?

Это я, Тарас.

Дети: - Лови нас, не открывая глаз.

Идёт из центра с вытянутыми руками

Кого поймал, должен угадать.

Если угадал, пойманный становится водящим.

Ведущий: Чтобы отправится на лошади в поле, или по другим делам, нужно лошадь подковать, для этого нужна подкова. На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет».

Игра «ПЕРЕДАЙ ПОДКОВУ»

Звучит музыка, дети стоят в кругу и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот, у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.

Ведущий:

Два коня гулять ходили

Там до утренней зари,

Из Кубани воду пили

И топтали ковыли.

После долгой дороги коня нужно хорошенько напоить.

Ведущая: Как мы с вами говорили ранее, каждый казак был готов в любое время стать на защиту своей Родины, своей семьи и своего дома И мы с вами сейчас побудем в роли защитников своего дома – своего куреня.

Игра «ЗАЩИТИ КУРЕНЬ»

Подгруппа детей (8-10) стоят вокруг импровизированного куреня на расстоянии 1,5-2м. водящий в центре куреня, у него шашка. У каждого ребенка кольцо из полых резиновых трубок (или от кольцеброса). По команде воспитателя «В курень попади!» дети быстро поочередно бросают кольца, стараясь попасть в курень.

Ведущий: У хозяина с хозяйкой огород большой. Растёт в огороде и морковка, и свеколка, и репка жёлтенькая, да вот беда сорняки одолели. Давайте, дети поможем хозяину с хозяйкой с сорняками- бурьянами справиться.

Игра «Демьян, Демьян»

Дети стоят в кругу лицом к центру. Говорят хором:

Демьян, Демьян

Вырывай бурьян.

Чтоб росла морковка -

Большая, как мутовка,

Чтоб росла репка

Сладкая и крепкая.

Чтоб вырос бобок

С большой горшок

На первое слово, наклонившись, обеими руками вырывают воображаемый сорняк, на второе отбрасывают его в правую сторону от себя. На первое ударение на каждой строке правой рукой берут из горсти левой руки семечко, а на второе ударение втыкают его в воображаемую грядку. Берутся за руки и водят хоровод.

Ведущая:

Где-то трубы заиграли

Среди шелеста полей.

Казаченьки оседлали

Вороных своих коней.

Эх, косматая папаха!

Чуб кудрявый, конь лихой

Шашка свистнула с размаха,

Возносясь над головой.

Игра «СБЕЙ ПАПАХУ»

Под музыку мальчики скачут, имитируя езду на коне по кругу, друг за другом, с окончанием музыки должны быстро сбить папаху с помощью шашки. Выигрывает тот, кому это удается. Тогда он приглашает любую девочку из круга на танец и они пляшут. Затем игра повторяется.

Ведущая: Дети, курень казака был ограждён плетёным из веток забором. Этот забор называется –плетень.

Игра «ПЛЕТЕНЬ»

Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги. По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате, выполняя определенные движения под звуки бубна (подскоки, легкий бег, галоп и т.д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.

Ведущая: Возвращаясь в родной курень, после долгой дороги, казак первым делом кормил и поил коня. Давайте и мы напоим коня!

Игра «НАПОИ КОНЯ»

Дети делятся на 2 команды, становятся за линию на расстоянии 2-3 м от лошадей. Воспитатель дает впереди стоящим, в руки по ведру. По сигналу(свистку) дети выбегают, подносят ведро к морде лошади и возвращаются в команду, передают ведро следующему игроку, становятся в конец строя. Побеждает команда, игроки которой быстрее напоят коня.

Ведущая : Ребята вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Я надеюсь, что вам понравилось наше занятие. Ведь сегодня мы играли в игры и забавы, в которые играли такие же мальчишки и девчонки только сто-двести лет назад. Мы должны хранить наши традиции и, наверное, через несколько лет, когда у вас будут свои семьи, вы научите играть в эти игры своих детей.

Мы на Кубани родились,

Где колос солнцем наливается.

Казачья песня льется ввысь,

Любовью сердце наполняется.

Кубань, Кубань, привольный край.

И конь несется, словно птица,

А на пригорке за рекой,

Поет, гуляет кубанская станица.

Список литературы:

  1. Муллаева Н.Б. Конспекты – сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. – СПб., 2006.

Развлечение для детей старшей группы.

Цель: Познакомить детей с народным обрядовым праздником Масленицей.

Задачи:

  1. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю - Кубани.
  2. Знакомить с русскими народными играми; учить в них играть, соблюдая правила.
  3. Вовлечь детей принять в участие в празднике.

Ход праздника.

Звучит в записи народная песня «Масленица» (Ой, да разгулялась зима…)

Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Ведущая (в народном костюме):

Добрый день, гости дорогие -жданные,

Званые и желанные.

Здравствуйте, молодки! Здравствуйте, лебедки!

Ребята-молодцы, веселые удальцы!

Почтенные и молодые. Полные и худые.

Мы рады гостям, как добрым вестям!

Фонограмма вьюги.

Ведущая:

Ой, что я слышу! Это вьюга воет! Ребята, у нас чудеса какие-то происходят.

Весна на дворе, а к нам вдруг Зимушка – Зима пожаловала. Это почему?

Чтобы сегодня все свои права передать сестрице Весне. Каждый год по-разному, обычно в конце февраля или в начале марта, встречаются зима и весна. В честь этой встречи издавна устраивались народные гулянья, которые назывались «масленица».

А вы знаете, сколько дней гостит у нас масленица?

Семь дней, ровно одну неделю. Каждый день праздника имеет своё название и свой смысл.

Звучит в записи фрагмент нар.песни «А мы масленицу дожимаем…»

- Понедельник называется «встреча». В домах начинают печь блины, делают тряпичную куклу с длинной косой, одевают её в девичий наряд, усаживают на почётное место.

Выносим чучело Масленицы.

А мы Масленицу встречали,

Сыром гору поливали,

На широк двор зазывали

Да блинами заедали!

Масленицу испокон веков встречают сытостью и довольствием. Считается, что чем богаче Масленицу отпразднуют, тем богаче год будет.

- Вторник – заигрыш . Народ катается на санках, играет в снежки и в разные другие игры. Давайте-ка ребята поиграем в снежки.

Игра «Снежки».

Звучит в записи фрагмент нар. песни «Как на масленой неделе»

- Середина недели – среда – лакомка . Весну встречают блинами, круглый, жаркий блин – символ солнца.

Наступает четверг – широкий четверток . Масленичный разгул, кулачные бои, петушиные бои, ряженые…

Ну-ка, весёлый народ,

Громче, громче хлопай!

Бравые казаки идут

Силой меряться!

ИГРЫ – СОСТЯЗАНИЯ:

Перетяни канат.

Перевези казачку.

Бег в мешках.

- Пятница – тёщины вечорки !

Девочки садятся рядком на посиделки.

1-я девочка.

В пятницу теща зятя в гости ждала.

2-я девочка.

Теща для зятя пироги пекла.

3-я девочка.

Зять на двор - пироги на стол.

4-я девочка.

Думала теща - семерым пирог не съесть.

5-я девочка.

А зятюшка сел - да один всё съел!

Суббота – золовкины посиделки . Родственники собираются на чаепитие с блинами, а заодно танцуют, поют песни, частушки.

Звучат частушки.

1.Эх, топни нога,

Топни правенькая!

Я плясать сейчас пойду,

Хоть и маленькая! Ух!

2.Как на масленой неделе

Из трубы блины летели!

Ой, блиночки мои,

Подрумяненькие! Ух!

3.Шила платье из капусты,

Огурцом отделала!

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала? Ух!

4.А у нас-то во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала – подружки. Ух!

5.Хороши у нас частушки,

Хороши припевочки.

Веселитесь вместе с нами,

Мальчики и девочки! Ух!

Воскресенье – прощёный день , самый важный день Масленицы. В этот день надо простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить надо весну с чистой совестью. Также этот день называется «Проводы Масленицы», с Масленицей прощаются и сжигают её чучело.

Звучит в записи фрагмент нар. песни «А мы Масленицу прокатали»

Ведущая. Ребята, вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?

Песня «Блины» в исполнении детей.

1.Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

2.Наша старшая сестрица

Печь блины – то мастерица

Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои!

3.Напекла она поесть сотен пять,

Наверно, есть.

Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои!

4.На поднос блины кладёт

И сама к столу несёт.

Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои!

5.Гости, будьте же здоровы –

Вот блины уже готовы.

Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои!

Ведущая:

С масленицей вас поздравляем

Праздник наш завершаем.

Выходи честной народ,

Становись-ка в хоровод.

Масленица к нам идёт!

Общий хоровод «Здравствуй, красная весна!

  • «Кубанские посиделки».

Музыкальный вечер развлечений

в подготовительной к школе группе.

Цель: Приобщить детей к кубанскому фольклору.

Задачи:

  1. Познакомить с традициями и обычаями кубанского народа.
  2. Воспитывать интерес к истории Кубани и кубанским песням.
  3. Развивать бережное отношение к традициям кубанского народа.

Ход вечернего досуга.

Звучит музыка «На Кубани мы живем»,

дети входят в зал, садятся на места.

Ведущий. _ (Входит ведущий в кубанском костюме): «Здравствуйте гости дорогие! Проходите в хату, я рада видеть вас. Где, как не в семье мы можем соприкоснуться с историей, с традициями. От поколения к поколению передают наши деды и отцы, всё то, что было накоплено нашими предками. И нить поколений не прерывается».

Песня в исполнении детей «У нас на Кубани».

1.Все в цвету: хутора и станицы

До чего же ты, край мой, красив

Все вокруг затопляет пшеницы

Золотой ненаглядный мотив.

2. От предгорий до плавней Тамани

Все хлеба и хлеба без конца

И гудят напряженно комбайны

И стучат напряженно сердца.

3.В хлебе солнце с землею роднится,

В хлебе сила и слава страны

И нечто с ним не сможет сравниться

Нет ни меры ему, ни цены.

4. Степь в хлебах, да над степью соколы,

Да сады – отрада глаз

Быть кубанцем – честь высокая

Край особенный у нас.

Ведущий. Это наш край! Это наша Кубань! Краснодарский край – жемчужина нашей любимой Родины – России. Наш край – хлеборобный край. Жители нашего края могут и любят трудиться. А ещё они бережно хранят традиции наших предков. Помнят и поют прекрасные казачьи песни, частушки. И мы с вами сегодня поговорим о славных традициях родной земли, о задушевных казачьих песнях.

(Рассказ ведущего сопровождается показом слайдов).

Ведущий (зазывает девчат на частушки):

Эй, девчушки – хохотушки,
Заведите-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

Частушки:

1.Веселей играй, гармошка,

Мы станцуем и споем,

Мы кубанские девчата

Любим песни с огоньком.

2.Заиграй, гармошка, громче,

Пусть девчата подпоют,

Пусть услышат во всем мире,

Как кубаночки поют.

3.На кубанской, на земле

Поля все обширные,

Приезжайте в гости к нам

Мы все люди мирные.

4.Вот мы вырастем большими

И в Кубанский хор пойдем

Мы с такими казаками

Ни за что не пропадем.

5.Мы частушки вам пропели,

Дорогие зрители,

Нынче сами мы поэты,

Сами исполнители.

Выходят казаки (мальчики):

Казачок 1. - Кубанские девочки хороши,

Поют они от всей души!

Казачок 2: - Девочки, девочки,

Примите нас на посиделочки,

Казачка: - Ой, вы, парни – казачки!

Вы садитесь на пеньки.

Не забыли мы про вас,

Поиграем мы сейчас.

Ведущий предлагает поиграть в игру «Колокольчик». Девочка звонит в колокольчик, мальчики с завязанными глазами ловят девочек.

Казачата читают стихи:

1 казачок:

Цвети, Кубань,

От края и до края

С далёких лет ты в сердце у меня

Казачья песня, слава трудовая

Кубань, Кубань

Бескрайние поля.

2 казачок:

Гостеприимней и красивей

На свете нет земли.

Не зря жемчужиной России

Мой край в народе нарекли.

3 казачок:

Наш край Краснодарский,

Родная Кубань.

Простор необъятных красот и чудес,

Сегодня мы славим тебя!

  • Инсценировка «Путешествие в 19 век»

На сцену выходят 2 девочки

Сцена первая.

1 девочка: - А, интересно, почему тебя назвали Екатерина?

2 девочка: - Мне рассказали мама и папа, что назвали они меня в честь моей прапрабабушки. Она жила в конце 19 века. Очень интересно было бы узнать, как жили люди в стародавние времена. Было бы здорово произнести волшебные слова и оказаться в том времени. Например, вот так:

1 девочка: Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по - моему вели! Вели,

Чтобы мы оказались в давних временах!

Девочка отрывает лепесток у ромашки и подбрасывает его.

Звучит волшебная музыка. (Девочки попали в 19 век)

Сцена вторая «В казачьей хате»

Убранство казачьей хаты.

У стола девочка в костюме казачки накрывает стол.

Слышен стук. Мальчик подбегает к двери и открывает её.

Мальчик: - Мама! К нам девчата пришли в гости!

Казачка: - Сынок, приглашай их в хату.

1 девочка: - Здравствуйте, люди добрые! Оказались мы в ваших краях случайно. Разрешите нам отдохнуть у вас.

Казачка: - Милости просим, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь к столу. Как вас звать-величать?

Екатерина.

Казачка: - Ну, а наша фамилия Игнатенки. Не слыхали?

2 девочка (шепотом своей подруге): Это же фамилия моей прапрабабушки! Мы в гостях у моих предков! Вот это да! Помог нам цветик-семицветик!

1 девочка: Какой красивый рушник! Кто же такая рукодельница?

Казачка: - Что же здесь особенного? Каждая молодая девушка должна уметь прясть, ткать, кроить, шить, вышивать, плести кружева.

2 девочка: - Как интересно! А почему ваша одежда выглядит по-разному?

Казачка: - Видать девчата, вы ненашенские, раз не знаете этого! Ну так, слушайте. По нашей одежде, по её деталям можно определить к какому войску, станице или казачьему роду принадлежит казачка.

Обычно наша одежда это «парочка» - приталенная блузка обязательно с длинным рукавом, отделывается нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, бисером.

Юбки шили из ситца, шерсти, широкие. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками.

Казачка носит на голове кружевной платок. А молодые девушки, всегда покрывают голову и заплетают косу с лентой.

1 девочка: - Очень красивый наряд. А удобно ли вам работать в такой одежде?

Казачка: - Конечно, девоньки. И работать удобно и отдыхать. Павлуша, давай-ка покажем девочкам как мы умеем отдыхать.

1 игра «Перевези казачку на лошади».

Описание игры: разделить девочек на две команды. 2 мальчика на лошади должны перевезти девочек из своей команды на другую сторону.

2 игра «Сбей папаху».

Описание игры: 2-3 мальчика на лошадях и с саблями стоят по кругу. Ведущий в центре круга держит на палке папаху. Под музыку, мальчики двигаются по кругу. Когда музыка останавливается, мальчики сбивают папаху. Кто быстрее!

Казачка: - Наши казаки умеют не только работать и отдыхать, но если надо защитить свою родную землю.

Песня в исполнении детей: «Казаки в Берлине»

Сцена третья «Прощание»

1 девочка: Спасибо за то, что дали нам возможность отдохнуть.

2 девочка: Вы нам рассказали много интересного. Пора и честь знать. Спасибо за приют.

Казачка: Прощайте! Счастливо! Храни вас господь, девчата. С богом!

Сцена четвертая «Возвращение домой»

Занавес закрывается. Девочки отрывают лепесток и говорят:

Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы мы оказались в своём времени!

Звучит волшебная музыка, девочки оказываются в настоящем времени.

2 девочка: - Вот я и увидела, как жили мои предки. Было очень интересно!

Ведущий: Ребята, вы обратили внимание, как встретили кубанцы девочек, хотя они были им совсем незнакомы. Это, недаром. Ведь на Кубани безмерно уважали гостя потому, что он считался посланцем Бога. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе, опеке. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение трёх суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.

Казачок: Как много ещё можно узнать о своей Родине! (звучит мелодия).

В жизни нам дана Родина одна.

У меня она – Вишня у окна.

Прямо у дверей Золото полей,

Дума вековая стройных тополей….

Казачка:

Видно, так и быть,

Здесь мне век прожить,

До конца дружить,

До конца любить,

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья,

Большего не скажешь –

Здесь земля моя.

«Кубанская пляска» (под музыку «Ой, ты, Галю…»)

Ведущая: Дорогие ребята! Ведь именно вы – наследники нашей прекрасной кубанской земли: её истории, её культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам приумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудится на полях и заводах, совершать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле.

Песня в исполнении детей «Эх, казачата – ребята удалые».

Ведущая (выносит пирог) : Просим вас не расходиться,

Сладким чаем угоститься.

К чаю ароматному –

Угощенье знатное!

Дети идут на чаепитие в группу.

«Женский день в родном посёлке»

Старшая группа

Действующие лица: Ведущий, Весна, Дед Егор, Бабушка – взрослые.

Грач, Скворец – дети.

Атрибуты: для конкурса – 2 кувшина с водой, 2 стакана с сухофруктами, 2 стакана с сахаром, 2 ложки, 2 стола.

Под весёлую музыку дети входят в зал и становятся полукругом.

Ведущая: Сегодня мы будем весну встречать,

Весну встречать да величать.

Снег блестит на солнце корочкой хрустящей,

Весело чирикают на ветках воробьи.

Серые сугробы в лужи расплываются,

Вот уже длиннее и теплее дни…

Выйду за околицу, погуляю в роще,

Постою, послушаю, что поют ручьи.

Хоровод- танец «ВЕСНА – КРАСНА ИДЁТ»

На последний припев входит Весна в круг к детям и танцует с ними. После хоровода дети встали полукругом.

Весна: Здравствуйте, ребята!

Вот и я, Весна.

Дети: Все мы очень рады,

Что ты к нам пришла.

Ведущий: Весна – Красна,

Ты с чем пришла?

Весна:

С сохой, бороной

С лошадкой вороной;

С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой;

С травой шелковою,

С водой ключевою,

С калиной – малиной,

С красной рябиной!

Ведущий: Расскажи-ка всем, весна,

Как дорогу к нам нашла?

Весна: Грачи-кулики из-за моря прилетали

И Весне путь указали.

Вы, ребятки, птиц встречайте,

Кричать закличку начинайте!

Закличка «ЖАВОРОНКИ ПРИЛЕТЕЛИ»

Жаворонки прилетали – взмахивают руками, как крыльями

Весну –красну отмыкали – собирают пальцы одной руки в щепоть и вращают

ими в середине раскрытой ладони другой руки.

Серы снеги покатились, - вытягивают руки перед собой и выполняют волно-

В реках воды появились. -образные движения кистями рук.

Вы не клюйте песок, - грозят пальцем.

Не тупите свой носок.

Пригодится вам носок- ставят руки на пояс ладошками вверх, выставляют

На овсяный колосок. – правую ногу на пятку и постукивают ею.

Дети остаются в полукруге.

Под музыку в зал «влетают» птицы Грач и Скворец, и становятся по обе стороны зала возле детей.

Грач: Мы – грачи, мы – грачи,

Слуги верные твои.

Первыми летим, спешим,

Про Весну всем говорим.

Скворец: Нет, Весна, грачей не слушай.

Мы, скворцы, не бьём баклуши.

Знай, из тёплых стран скворцы

Тепло и солнце принесли,

Чтобы люди Весну ждали,

Чтоб тебя, Весна, встречали.

Грач: Мы - слуги верные Весны.

Скворец: Нет, мы!

Грач: Нет, мы!

Весна: Не надо ссориться, друзья!

Кто верен мне, узнаю я.

Ваш спор решит соревнованье.

Вы приложите все старанье.

Задание вот какое для вас:

Птиц перелётных найдите сейчас.

Игра «НАЙДИ ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦ»

Дети делятся на две команды: команда скворцы и команда грачи.

Командам предлагается по 6 изображений птиц.

Игроки должны назвать и показать перелётных птиц.

Весна: Вот, ребята, я с вами поиграла. Хорошо вы меня встречали, но мне пора идти дальше украшать поля и рощи, леса и луга.

Весна прощается и под музыку уходит, дети присаживаются на стульчики.

Под казачью песню выходит дед Егор.

Дед Егор : Ох, как я люблю, когда на мою родную сторонушку весна приходит! Солнышко обогрело родной посёлок, птицы домой возвращаются. Только вот старуха моя покоя не дает – всё толдычет за какой-то Женский день ! Что за праздник такой? Молодежь спросить, что ли? Казаки-то сейчас по-современному живут, всё знают!

Встают 3 казака один с гармошкой, под казачью песню подходят к деду.

1 казак : Здорово дневали, Егор Семеныч! Что пригорюнился? Посмотри, погода-то какая!

Дед Егор : Слава Богу! Хороша погода, да вот только в курене у меня пасмурно. Жинка моя покоя не дает – праздника требует. Я бы и рад ей угодить, да вот не знаю как!

2 казак : Не переживай, дедуня! Мы вот своим девчатам гулянье устроить решили с песнями, с плясками, шутками-прибаутками. Хочешь, посмотри. Может и нам что-нибудь подскажешь, а может чему-нибудь и научишься.

Дед Егор : Доброму делу и старику у молодежи поучиться не стыдно.

Ведущая : Присаживайся, дедуня, посмотри на наш праздник.

Все, кроме казачка с гармошкой, садятся. Под песню "Гармонист Тимошка" выходит гармонист и две девочки держат его под руки. Исполняется импровизационный 1 куплет этой же песни.

Гармонист : Ой, девчата, поздравляем вас с праздником! Мы для вас песню приготовили – весеннюю современную.

1 девочка : А давайте её вместе споём!

(Под вступление песни все дети выходят на полукруг)

«ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ – ХОРОВОД»

Реб:

Утопает в кипении белом

Наш посёлок у Белой реки.

Воробьишки кричат оголдело,

Прославляя весну, ручейки.

Реб:

Хор лягушек о том же торочит

На болотцах своих в камышах.

Быстротечней становятся ночи,

А весны – все уверенней шаг.

От рассвета, весь день, до темна.

Так, во всём своем юном величьи

К нам в Заречный шагает весна!

Под музыку присаживаются на стулья.

Дед Егор : весной расцветает не только природа, но и девичья краса. А умеете ли вы, казачата, девочкам ласковые слова говорить по нашему, по-казачьи?

Игра « КОМПЛИМЕНТЫ - КАЗАЧЬИ»

Воспитатель комментирует комплименты после каждого ребёнка.

Жалкая- любимая

Кромочка – единственная, самая близкая

Доброличная – с красивым лицом

Великатная – вежливая, хорошо воспитанная

Болезная – родная, о ком сердце болит

Обрада – отрада, приносящая радость

Лазорик – дикорастущий тюльпан

Кундюбочка – куколка

Гулюшка – голубка

Зинчик-стрекоза

Узюмная - сладкая

Ведущая : Видишь, дедушка, какие у нас казачата галантные. А давайте послушаем, что они хотят девочкам пожелать.

Реб:

Девочки, будьте нежными,

Как весною подснежники!

Будьте милее, добрее,

Как волшебницы-феи!

Реб-к :

Мы хотим сказать девчатам

От мальчишек всей земли!

Будем смело защищать вас,

Чтоб мы плакать не могли!

Дед Егор : Да, хороши у нас на Кубани девчата, но краше и роднее матери нет для казака. А знаете ли вы, казачата, стихи о матери задушевные?

Ведущая : Конечно знаем! Выходите, казачата!

Реб:

Весна на мамочку похожа,

С утра хлопочет и поёт,

И на меня похожа тоже -

Покоя людям не дает!

Реб :

Весна на мамочку похожа!

Она улыбчива, светла.

И на меня похожа тоже –

Неугомонна, как юла!

Лучший повар в доме мама

Тушит мясо, варит каши.

И уборщица когда мы

Разбросали вещи наши!

Лишь заря глаза откроет

Мама чистит, варит, моет!

И учительница – мама!

Вместе с ней читаем книжки.

Даже врач она, когда мы

С братом набивает шишки!

Гриппом я весной болела

Мама ночь со мной сидела!

Мама и портниха тоже –

Шьет нам юбки, платья, брюки.

Мама – прачка, и похоже

Мастерица на все руки!

До зари она в заботе –

Дом делами полнится.

Днем же мама на работе

Где – никак не вспомниться!

Мы здесь сегодня собрались,

Чтобы поздравить наших мам.

Большого счастья и здоровья

Мы от души желаем вам!

И мы подарим мамам песню на праздник

О том, как смеётся ручей – проказник!

Как солнце глядится в зеркало – лужицах

И стайкой скворцы на улице кружатся!

На вступление песни соединяются полукругом у центральной стены.

Песня «МАМА - СОЛНЫШКО МОЁ»

4 казак : А что, девчата, может спляшем?

2 девочка : Некогда нам пляски устраивать! Дел невпроворот!

5 казак : Да много ли дел у казачек? Вот мы, казаки, и шашкой машем и на коне скачем. Всю вашу работу мы зараз переделаем!

Ведущая : А давайте посмотрим, как наши казачата в женской работе ловки. Устроим соревнования.

Конкурс «СВАРИ ВЗВАР»

Ведущий: Молодцы ребята – казачата, вот теперь и сплясать можно.

Танец «КАЗАКИ И КАЗАЧКИ»

Дед Егор : Да, молодцы, молодые казаки да казачки! А моя старуха хоть и не молода, но в работе вам не уступит! А заботливая-то какая, а ласковая!

Да вот и она! Появляется бабка.

Бабка : Дедуня, ты куда запропастился? Ты случаем не заблудился?

Дед Егор: Да вот пришёл у молодёжи узнать что за праздник Женский день!

Погляди –ка что они подсказали да показали!

6 казак : Пожилым казачкам на Кубани завсегда почет и уважение! Бабаня для казачат – первый друг и помощник!

Реб.: Мы с тобою бабушка – старые друзья.

До чего хорошая бабушка моя!

Сказок знает столько, что не перечесть

И всегда в запасе новенькая есть!

Реб. : А вот руки бабушки – это просто

Быть без дела бабушке руки не велят

Золотые, ловкие как люблю

Нет, других, наверное, не найти

Реб. : Мы очень любим бабушку

Мы очень дружим с ней!

С хорошей доброй бабушкой

Ребятам веселей!

Реб .: Есть много разных песенок

На свете обо всём.

Для всех любимых бабушек

Мы песенку споём!

Песня « ЛЮБЛЮ СВОЮ БАБУЛЮ»

Дед Егор : Ох, казаченьки, какой праздник вы нам устроили! Любо, девчата?

Девочки : Любо!

Дед Егор : А теперь, можно и сплясать!

Выходи на танец смело,

Выходи не отставай!

Все девчонки королевы!

Ты любую выбирай!

А себе я выбираю свою любимую бабулю!

«КАДРИЛЬ»

Реб .: Сегодня в гости пригласили

Мы наших бабушек и мам,

Порадовать мы их решили,

И каждый что-то сделал сам!

Реб.: Поверьте было нелегко

Нам всё держать в секрете.

Но время, наконец, пришло

Секрет откроют дети!

Под музыку дети дарят мамам и бабушкам подарки, сделанные своими руками.

Ведущая :

Подошёл к концу наш праздник!

Что же нам ещё сказать?

Разрешите на прощанье

Вам здоровья пожелать!

Не болейте, не старейте

Не сердитесь никогда!

Вот такими молодыми

Оставайтесь навсегда!

Под музыку дети и герои выходят из зала.

4 ПЕСНИ

3 ТАНЦА

Программные задачи:

Познакомить детей с историческим прошлым Кубани и культурой родного края.

Формировать представления детей о том, что малая Родина – Кубань, начинается с отчего дома.

Прививать интерес к обычаям своего народа.

Материалы и оборудование: флаг, герб Краснодарского края, предметы домашней кубанской утвари, иллюстрации с изображением быта кубанских казаков, игра «Разрезные картинки» (тема: поля, сады, моря, горы Краснодарского края).

Словарная работа: крынка, глэчик, рушник, плетень.

Предварительная работа: рассматривание альбомов «Атамань», «Природа Кубани»; разучивание кубанских пословиц и поговорок.

Ход НОД в старшей группе :

В группе оформлен мини-музей кубанской утвари.

1. Воспитатель в костюме казачки обращает внимание детей на флаг, герб Кубани.

А скажите мне, ребята, как зовётся край родной наш, где живём мы с вами дружно?

(дети: «Краснодарский край»). Мы зовём его Кубанью, наш казачий край.

Главный город на Кубани кто ж нам всем здесь назовёт? (Краснодар)

Обратите же внимание на костюм казачий мой! (воспитатель показывает со всех сторон свой костюм)

Кто ж такие казаки я поведаю, друзья, вам! А казак – это значит, вольный человек! Давным-давно Россией правила царица Екатерина II. Ей верой и правдой служили казаки на границах Руси. Они не щадили своих жизней. И в благодарность царица подарила им земли на Кубани, те самые, где мы с вами сейчас живём. И одаряя казаков, такую речь царица говорила:

«Повелеваю: землю охранять! Поле сажать! Казаков растить!»

2. Воспитатель:

Ребята, кто ж казаку был лучшим другом: и быстро мчал, и с поля боя выносил? (дети: «Конь»).

Правильно. А знаете, друзья, что у казаков была особая любовь к лошадям. Давайте вспомним, как говорили казаки о лошадях. (Дети вспоминают кубанские поговорки о лошадях)

«Конь казаку – друг!»

«Казак сам не поест – а коня накормит!»

«Казак без коня, что солдат без ружья»

«Без коня казак кругом сирота»

3. Рассказ воспитателя о том, как стали казаки обживаться на кубанской земле.

Строили хаты как? (Всем миром)

Растили хлеб.

Изготавливали домашнюю утварь.

Охраняли своё подворье.

Воспитатель:

Ребята, приглашаю вас посетить наш мини-музей. Здесь собраны предметы казачьего быта. Вот, посмотрите и назовите, что это? (показывает глэчик)

(дети: «кувшин»)

Правильно, кувшин. А на Кубани называется он глэчик! Повторите со мной, пожалуйста!

Из чего он сделан, как вы думаете? (дети: «Из глины»)

Как называется строение из прутьев, служит для заграждения двора иль огорода? (плетень)

Казаки, ребята, очень трудолюбивые. Умели всё. И среди них были гончары, и кузнецы, и хлеборобы, и коневоды. Но кто работал хорошо, умел и отдыхать!

Давайте поиграем в казачью весёлую игру да под названием «Хлэбчик».

Делимся на пары. А ведущий говорит: «пеку, пеку хлэбчик!»

Дети: «А выпечешь?»

Ведущий: «Выпеку!»

Дети: «А убежишь?»

Ведущий: «Посмотрю!»

Убегают врассыпную, меняя пары. Кто без пары – тот и «хлэбчик».

4. Игра «Собери картинку о родной Кубани»

Воспитатель: Прекрасный солнечный край! Большая, щедрая земля, гостеприимная для всей России. Трудится кубанский народ, чтобы города, посёлки, хутора были краше и богаче!

Это край чудесный

Там, где синь небес!

Золотое поле

И зелёный лес!

Ручеёк звенящий

И весенний гром!

Это запах хлеба,

Это отчий дом!

Ты, Кубань родная,

Наша сторона!

Ты на всей планете

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Славься, моя Кубань»

Марченко Ольга Ивановна, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №13 МОЩР село Шабельское
Данный сценарий в своей работе могут применять воспитатели, музыкальные руководители.

Цель. Воспитывать у дошкольников любовь к родному краю.
Задачи. Закреплять знания о малой Родине – Кубани, о казаках, их традициях, культуре. Воспитывать любовь к народу, населяющему родной край, желание петь казачьи песни, играть в казачьи игры.

Дети под музыку входят в зал.

Ведущий: Всех на праздник приглашаем,
Кубани родной его посвящаем.
Интересно будет у нас.
Не хватает только вас!
1. Ребенок: Ты был на Кубани?
А ты побывай!
Отличные люди,
Прославленный край!
Веселые песни летят в поднебесье,
Открытая высь, глубина.
И нету красивее края в России,
Все дети: Чем наша родная Кубань!
2. Ребенок: Хороши кубанские просторы,
Плодородна щедрая земля,
Нивы необъятные, как море,
Все дети: Край казачий – родина моя!

Ведущий. На земле Кубанской
Гостей мы величаем,
Крепкого здоровья
От души желаем.
Кланяемся низко,
Полюбить нас просим.
Как гласит обычай,
Каравай подносим (преподносят гостям каравай)


Ведущий. Родимый край, простор полей безбрежный,
Хлеба стеной кругом, куда ни глянь,
Мы землю эту преданно и нежно
Зовем певучим именем Кубань!
Ребенок. Шумят листвою тополя
Лазурью вод блестят моря
И горы до небес стоят
И песни звонкие звучат
А у Кубани у реки
В поход собрались казаки.
Песня «У Кубани матушки реки»
Презентация «Жизнь и обычаи кубанских казаков»


Звучит Гимн Кубанских казаков «Ты Кубань, ты наша Родина»
Гимн - музыкальное произведение, торжественная песня, в которой кого-нибудь или что-нибудь прославляют. Вот так в гимне Краснодарского края прославляется Кубанская земля.
Ведущий. Кубанскую землю называют жемчужиной России. На Кубани любят и умеют петь. Песня помогала кубанцам и в горе, и в радости. Много задушевных песен поет наш сельский фольклорный коллектив «Калинушка».
Песни коллектива «Калинушка»


Ведущий. Казаки славились не только песнями, но и танцами. Приглашаю всех вас, посмотреть на казачий перепляс.
Видео ролик «Казачий танец»


Ведущий. А вы, ребята, готовы стать казачатами?
Ребенок . Мы - отличные ребята.
Мы - ребята казачата.
Мы любим знанья получать,
Мы любим петь и танцевать,
Нас можно смело казачатами назвать.

Ребенок. – Кто не знает группу нашу?
Здесь ребята – молодцы!
Просят все добавку каши,
Казачата – удальцы.

Ребенок. – Дом казачий есть у нас,
В нем старинные предметы:
И кувшин, кровать и таз
Помнят дедовы заветы.

Ребенок. – Казаком я смелым буду,
Шашку на ремне носить,
Мать родную не забуду,
Буду Родине служить.

Ребенок. – Мы казачки не простые,
Просим помнить это вас.
Все казачки – «Расписные»,
Садик «Солнышко» у нас.

Ведущий. Выходи, честной народ!
Не пыли, дорожка!
Казаки сейчас идут
Поплясать немножко!
Танец «Кадриль»


Ведущий. По кубанскому обычаю, как водится, вечера без игр не обходятся. Будем мы сейчас играть – и казачку наряжать.
Игра: «Наряди казачку».
Выходят 2 казака и 2 казачки. На середине зала стоит дерево, на нем висят по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами и т. д. Наряжают казачку.


Ведущий. Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас.
Недаром в народе говорится: каков казак, таков и конь. Отдохните на завалинке, да на односельчан наших поглядите.
Песни коллектива «Калинушка»

Ведущий. Казак и швец и жнец,
И на дуде игрец, и в хоре певец,
И в бою молодец!
А теперь, ребята, давайте проверим, хорошо ли вы знаете Кубань?
Проводится игра " Веселый бубен"
Дети стоят в кругу, передают бубен со словами:
Ты катись, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот отгадку скажет нам.
1. Как называется край, в котором мы живём? / Краснодарский край /
2. Какими морями омывается наш край? / Азовским и Чёрным /
3. Назовите главный город Краснодарского края. / Краснодар /
4.Назовите главную реку нашего края. / Кубань /
5. Как называется село, где мы живём? / Шабельское /


Ведущий. А что за праздник на Кубани без частушек?
Ребенок: Говорят у нас в народе
Что частушки уж не в моде.
Разве дело только в моде,
Если любит их народ.
Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Частушки
1. Ой, Кубань, моя Кубань
Зелёные садочки.
Будут петь для вас частушки
Сыночки, да дочки
2. Эх, сторонушка родная,
Дорогая старина!
Здесь повсюду нас встречает
Краснодарская земля.
3. Старину мы уважаем,
Старину мы бережём.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поём.
4. Ты играй, играй, играй, гармошка,
Гармошка кубанская!
Я девчонка боевая
С края Краснодарского!
5. Посмотрите на меня.
Я хорош собою.
Выходите-ка, девчата,
Поплясать со мною.
6. Ох, ох, не дай бог
С казаками знаться.
Гарны брови, ясны очи,
Тяжко расставаться.
7. Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.

Ведущий. На радость нам наш край цветет, хороший здесь народ живет.


Ребенок: Слава Кубани - родимому краю!
Слава казачьей земле!
Сердце, о воле былой вспоминая,
Бьется в груди веселей.
Вишням цвести, казачатам рождаться,
-Роду казачьему быть!
И казакам за Россию сражаться,
Верою ей служить.
ВСЕ: Слава Кубани! Слава казачьей земле!
Песня «Казаки»
Ведущий. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ угощением сладким да знатным.
Чай горячий наша сила - украшение стола. Приглашаем всех гостей выпить чай из самовара с сушками, ватрушками да пирогами вкусными.