Теология бизнеса. Беркетт - бизнес и библия. Профессии в библии

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО по заповедям Торы и Библии

Зарабатывать деньги своими способностями – это благословение, потому что можно наслаждаться плодами своих трудов, поскольку псалмопевец пишет: «Ты будешь есть от рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» (Псалмы 128:2).

От редакции

Публикуемая ниже статья оказалась настолько нетрадиционной для нашего издания, что мы до сих пор находимся в некоторых сомнениях. Конечно, нет ничего плохого в том, что мы предоставляем страницы журнала для всех его доброжелателей (и даже недоброжелателей). С другой стороны, очень не хотелось бы быть заподозренными в односторонних религиозных предпочтениях нашего издательства. Поэтому одновременно с этой публикацией официально заявляем о своей готовности принять в работу мнения всех параллельных религиозных конфессий.

Творец создал наш мир прекрасным ­­­, создал человека как своего представителя на земле.

И наделил его способностями совершенствовать созданный им мир как своего младшего партнера. Творить, созидать, строить

города, больницы, предприятия, придумывать станки и средства коммуникаций – для всего вышеперечисленного необходимы средства: чем больше прогресс, тем больше необходимо средств. Давайте вместе посмотрим, что нам говрорит о бизнесе Тора и Библия.

Запрещено быть нечестным или обманывать во время деловой сделки, поскольку нам заповедано: «Если будешь продавать что ближнему или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте (не обманывайте) друг друга» (Лев. 25:14). Вести честно торговые операции – то же самое, что исполнить всю Тору, и это первое, за что будут отвечать на Небесном суде.

Подобно тому, как запрещено обманывать верующего, так же запрещено грабить, обманывать или красть что бы то ни было у не верующих в Бога. Во многих случаях это даже хуже, поскольку создает религиозному народу плохую репутацию и оскверняет имя Бога.

Запрещается желать чужого имущества, поскольку заповедано: «Не желай дома ближнего своего…» (Втор. 5). Если некто подстрекает кого-то продать вещь, которую тот не хочет продавать вообще, подстрекатель также виновен в нарушении заповеди «Не желай дома ближнего своего… ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17). Обе эти заповеди находятся в Декалоге (Десяти Заповедях), и они остаются в силе, даже где нет нечестности.

Первое, за что человек даст ответ на небесном суде, – был ли его бизнес честным или нет.

Честность должна даже превосходить простые требования Закона, и все торговые дела должны вестись с абсолютной порядочностью и справедливостью ко всем. К какому бы слою общества ни принадлежал человек, ему нужно помнить, что за ним постоянно наблюдает Бог, и действовать соответственно. Поэтому нам заповедано, что надо делать то, что праведно и хорошо в глазах Бога.

Запрещено использовать нечестные деньги для благотворительности или какой-то другой религиозной цели, поскольку Бог сказал пророку: «Я, Бог, люблю правосудие и ненавижу грабеж» (Ис. 61:8). Однако бизнес или карьера должны всегда быть на втором месте по отношению к обязанностям перед Богом. Тот, кто ставит свои интересы перед служением Богу, виновен в нарушении заповеди – любить Бога прежде всего.

Давайте пойдем еще дальше и выясним, каковы принципиальные отношения между миром бизнеса и незримым миром морали и нравственности. Правда ли то, что эти отношения начинаются и заканчиваются в соответствии с определенным набором правил, подробно описывающих нежелательные модели поведения при ведении дел, мало связанных со святостью, но, тем не менее, необходимых? Или все наоборот: ведение бизнеса связано с необходимостью значительного духовного потенциала?

Истинно религиозный подход к этике бизнеса совершенно не рассматривает коммерческую деятельность как абсолютное зло. Как и все, чем мы занимаемся в течение жизни, призвание заниматься бизнесом приходит к нам свыше. Зачастую, согласно привычному образу мыслей, нравственные нормы соотносятся с альтруизмом и самопожертвованием. А еврейский взгляд на бизнес делает акцент на развитие качеств и свойств характера, которые на первый взгляд не обладают особым нравственным смыслом.
Возможно, вы слышали о классическом описании мудрецами Торы и Библии суда над душами после смерти. Первый вопрос, на который должна будет ответить душа, звучит следующим образом: «Честно ли ты вела свое дело?». Неужели Небесный суд заинтересован лишь в том, насколько честным я был человеком, и при этом мир бизнеса является не чем иным, как лабораторией, где моя честность проверяется на прочность? На мой взгляд, это не так. Мне представляется, что Небесный суд хочет знать, был ли я вовлечен в работу в области, носящей название «честный бизнес», именно потому, что она по определению наделена святостью такого уровня, что проверяется на суде в первую очередь.

А вот еще один интересный вопрос: «Умножал ли ты добрые дела?» Он подчеркивает необходимость выполнения определенных действий, направленных на достижение конкретных результатов. Вопрос задается не для того, чтобы удостовериться, что, занимаясь бизнесом, мы не хитрили, не лгали и не нарушали ни одну из 613 заповедей. Он подчеркивает факт существования бизнес-деятельности, которая сама по себе свята. Мудрецы дали нам понять, что первое, что захочет узнать Всевышний на Небесном суде, это не количество грехов, которых нам удалось избежать в бизнесе; и не список дурных поступков, от которых мы должным образом воздержались; и даже не благотворительность, которой мы занимались в дополнение к коммерческой деятельности («Я регулярно отдавал 10 процентов своего заработка на благотворительность. Во время обеда в офисе мне удавалось еще и поучить Тору»).

Мудрецы сообщают о том, что мы должны будем детально описать наши обычные действия в ходе ведения бизнеса. Я склонен предполагать, что Небесный суд обращает особое внимание на эту сферу деятельности именно потому, что она обладает скрытым потенциалом добра, который мы раскрываем, занимаясь, казалось бы, абсолютно аморальными делами, связанными с коммерцией. Сама постановка вопроса оправдана только наличием потенциала добра, раскрываемого посредством ведения честного бизнеса.

Рассматривая данную тему в традициях иудаизма, в Талмуде есть немало комментариев относительно нашего праотца Иакова, который, находясь в чужой стране, сумел завоевать доверие и любовь со стороны местного населения. Можно предположить, что для достижения такого результата Иаков пользовался поддержкой высших сил. Как это обычно бывает, в нашей традиции нет однозначного мнения на этот счет. Я предлагаю рассмотреть различные мнения, описанные в Талмуде, и схожую тему, на которой все они основаны. Все существующие дебаты касаются трех основных видов деятельности Иакова: наш праотец учредил новый вид денежных расчетов, стоял у истоков создания местных рынков и построил общественную баню. Иными словами, Иаков учредил создание в стране рыночных отношений, установил новую денежную систему и развил инфраструктуру, таким образом, посредством бизнеса дал начало массе полезных свершений. Его достижения, которые на взгляд обывателя не имеют высокой нравственной ценности, стали основой прекрасного рассказа о совершенной им трансформации нашего мира. Он изменил этот мир при помощи добрых дел, которые были напрямую связаны с бизнесом. Поэтому можно смело утверждать: бизнес и нравственность вполне совместимы.

Эта идея повторяется во многих еврейских источниках. Мудрецы Талмуда говорят, что один из лучших сводов правил о том, как можно достичь святости, заключен в трактате, описывающем законы о возмещении ущерба. Путь к святости связан не с эзотерическими беседами на темы глубокого мистицизма. Он доступен каждому, кто начнет исследовать практические законы ведения бизнеса и выплаты компенсаций! Этика коммерческой деятельности в классическом иудаизме не касается законов благотворительности и альтруизма (которые сами по себе являются моральными ценностями); она раскрывает свои взгляды на реальные аспекты коммерческой деятельности, а также содержащиеся в ней святость и нравственную чистоту. Хасидские мудрецы говорили, что святость может быть обнаружена везде; так чему мы удивляемся, узнавая, что наши рутинные действия в мире бизнеса являются не чем иным, как истинной дорогой к праведности?

Cогласно классическому мнению иудаизма о нравственных нормах ведения бизнеса, для достижения успеха мы должны помнить о двух вещах: о правильной стратегии и о прекрасном рассказе, который мы сможем представить перед лицом Небесного судьи. Создавая больше возможностей для бизнеса, привлекая к деятельности все больше людей, ведя дела справедливо и честно, мы умножаем добро, существующее в нашем мире благодаря результатам коммерческой деятельности. Это и есть «бизнес по-еврейски», основанный на вере и честности. При помощи бизнеса, вернее, полученных доходов от честного ведения дел, мы участвуем в проекте Божьем по обустройству этой прекрасной планеты, делая её лучше и краше, – ведь это наш с вами дом. Мы как партнёры, которые честно выполнили свои обязательства, и можем, да, мы можем быть уверены в благословении наших родных и близких здоровьем и долголетием, данным нам от Бога.

Да благословит Бог ваш бизнес в этом новом календарном году удачными сделками и честными партнерами. Аминь.

Реб Хаим Давид Коhен

Все учреждения, в которых совершается продуктивное и законное служение, высоко ценятся в Библии до тех пор, пока цель достигается способами, прославляющими Бога.

Еще в прошлом поколении работа для церкви стала синонимом карьеры, связанной со служением Богу. Некоторые христиане даже верили, что карьера в коммерческом бизнесе находится в противоречии с Библией. Другие считали, что она находится в полном согласии с библейскими принципами.

Как должны христиане рассматривать карьеру служения в коммерческом секторе? Является ли работа в коммерческой компании чем-то, к чему нам следует поощрять христиан? В данной статье мы поднимем эти два вопроса, рассматривая библейскую перспективу на рыночную деятельность. Мы начнем с творения.

ТВОРЕНИЕ И СУББОТА

Хотя центральной темой Писания являются наши взаимоотношения с Богом, материальная сторона жизни занимает достойное место в Библии. Работа, которая приносит удовлетворение от данных Богом материальных благословений, является законным стремлением; однако, материальная сторона жизни не может быть отделена от духовности, как это видно в связи Божьего творения и субботы.

Творение закладывает основание нашего представления о богатстве, независимо от того, работаем ли мы в коммерческом, некоммерческом или государственном секторах. При творении Бог создал все материалы для приобретения богатства. Он создал человеческие существа независимыми друг от друга и от окружающей среды. Он попросил людей одновременно обладать землей и заботиться о земле, будучи верными слугами (Бытие 1:26-28; 2:15). Причина заключается в том, что Бог является владельцем всего материального. Он поручил людям работать от Его имени на этой земле. Наше отношение к этим ресурсам и людям, с которыми мы их делим — все это происходит перед лицом Того, кому мы обязаны всем этим.

Бог сказал об этом материальном мире «весьма хорошо» (Бытие 1:31). Первоначальный Божий план включал в себя людей, работающих в материальном мире (Бытие 2:15). И все же, величайшей целью работы, как ни парадоксально это звучит, было не накопить экономическую ценность, заработанную производством и продажей материальной собственности, но более всего войти в покой с Богом. Еженедельная суббота, как предзнаменование Божьего завета благодати, неотделима от поручения трудиться. Субботним покоем мы проявляем нашу верность Богу, отдыхая от погони за материальными ценностями. Суббота была сотворена частично как преграда материализму, но грех испортил человеческий опыт касательно труда и субботы. Труд стал тяжелым и обременительным. Работники нуждались в отдыхе не только от утомительного тяжелого труда, но также от жестокой битвы за выживание. Более того, суббота необходима как постоянное напоминание того,что уверенность в нашей работе не должна заменять доверия Богу.

ЗАВЕТ, ШАЛОМ И БЛАГОСЛОВЕНИЯ

В Своей мудрости, Бог знал о негативном влиянии греха. Божий завет благодати, предложенный сразу же после появления греха (Бытие 3:15) и затем постоянно повторявшийся в Писании, это завет, касающийся всех сторон жизни – духовной, физической, социальной, политической, экономической и так далее. Под влиянием греха естественной человеческой тенденцией стало обращать что-то хорошее во что-то эгоистичное. Подобно тому, как труд стал тяжелым, так и работа из желания накопить материальные ценности превратилась в источник утомления (Притчи 23:4-5). Когда Бог заключил завет с Моисеем, Он напомнил нам о важности субботы (Исход 20:8). Люди видели плоды собственного труда и, забывая о значении субботы, стали полагаться на собственные силы в достижении экономического богатства.

Наделение силой накапливать материальные ценности так описано языком завета: «Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим» (Втор. 8:18). Завет был не просто обещанием экономического благополучия, но также обещанием полных взаимоотношений завета с Богом, семьей, обществом и со всеми народами, основанном на духовном изобилии. Значение такой полной жизни с избытком охвачено в концепции «шалом» (мир).

В завете с Богом весь мир получил бы благословения мира(спокойствия) в каждом аспекте жизни, включая экономическое благосостояние. Однако экономическое благополучие, достигнутое вне взаимоотношений завета с Богом, является благополучием, которое уводит человека в противоположном направлении от Божьего плана.

БИЗНЕС-ПРИНЦИПЫ В БИБЛИИ

В Библии есть много советов по ведению бизнеса. В притчах Соломон особенно советует нам следить за своими средствами достижения материального благополучия, так как наше экономическое будущее неопределенно (Притчи 27:24-27). Обрезка плодоносных растений приводит к повышению продуктивности (Левит 25:3,4; Ин 15:1,2). При выращивании зерна определенные факторы повышают урожайность (Бытие 26:12; Мф. 13:8; 13:23; Мк. 4:8; 4:20; 2 Кор. 9:6). Из этого следует, что чем выше урожай, тем больше он ценится. Вследствие этого немудрым будет использовать неэффективную или бесполезную технологию. Использование технологии должно быть мудрым, чтобы была полностью достигнута цель данной технологии, поскольку это прославляет Бога (Притчи 1:17, 24:27; Екклесиаст 10:9,10).

Библия также неодобрительно отзывается о непродуктивных ресурсах (смотри Второзаконие 29:23; 4 Царств 2:19; Притчи 26:7; Иезекииль 15:3-5; Лука 13:6,7; 14:35; Евреям 6:8). Когда ресурс становится непродуктивным, хозяин ресурса должен устранить проблему, используя этот ресурс лучшим образом, или же, если это невозможно, избавиться от непродуктивного ресурса и заменить его продуктивным. Рациональность принципа уничтожения непродуктивных средств и замены их продуктивными, в соответствии с мудростью Соломона «время насаждать, и есть время вырывать посаженное», обоснована в том случае, если имущество не может быть спасено и становится окончательно непродуктивным (Екклесиаст 3:2. Смотри также Мф. 3:10; Лк. 3:9, 13:6,7). Эти бизнес принципы подчеркивают духовную норму, что именно Бог является владельцем всех средств накопления материальных ценностей; а люди являются соработниками у Бога в использовании этих ресурсов. Земля, а так же все что на ней, включая технологию, используемую в коммерции, должна быть свята и отделена для служения Богу.

БИЗНЕС КАК ТЕХНОЛОГИЯ

Библия упоминает сотни технологий, используемых в деловых предприятиях. Нигде в Библии не критикуются эти технологии или цели, которые перед ними поставлены. Бог заинтересован в бизнес технологиях. В библейские времена решающей технологией для получения выгоды была технология торговца, покупающего и продающего товары. Это была система взвешиваний и измерений, используемая для подсчета стоимости при покупке и продаже. Тем, кто вовлечены в бизнес, следует рассматривать их бизнес технологию и денежные средства, используемые в торговле, как принадлежащие Богу не только потому, что Он является владельцем всех материальных вещей (1 Паралипоменон 29:11; Псалом 49: 10; 103:24; Притчи 16:11; Аггея 2:8), но также потому что деловые сделки на рынке, которые вовлекают в себя использование Его средств на благо созданных Им существ, должны осуществляться способом, прославляющим Его и учитывающим интересы Его общества (Левитам 19:35,36; Второзаконие 25:13-15; Притчи 11:1; 20:10,23; Иезекииля 45:10-12; Осии 12:7; Михея 6:11). Таким образом, всякая работа, которую люди выполняют с использованием технологии для продвижения их экономического благосостояния, это работа с Богом и для Бога. Когда люди разрабатывают изобретения, способствующие поддержке справедливости, они также продвигают работу дела Божьего на земле. Согласно этому же принципу, поступать нечестно с другими, при использовании технологии, является мерзостью.

ИИСУС И РЫНОК

Иисус критиковал богатых, любящих деньги фарисеев за их жадность и неэтичные поступки, которые сделали их богатыми, а не за само их богатство. Он принимал приглашения на обед от богатых людей и получал ресурсы, которыми снабжали Его другие (Матфея 23:25; Луки 11:39; 16:14). И все же Он предупреждал людей остерегаться всех видов жадности (Луки 12:13-15). Он посоветовал богатому управителю продать все, чем он обладал и раздать бедным, но Он не сделал это универсальным принципом, которому каждый должен следовать (Луки 18:18-30). Например, когда Закхей, богатый начальник сборщиков налогов, принял Иисуса, он раздал половину своего имущества бедным. Иисус не сказал ему раздать все остальное (Лука 19:1-10).

Иисус помогал ученикам в их торговле (Иоанна 21:6-11). Он использовал богатство, ресурсы для накопления богатства и труд для его накопления как иллюстрации великих духовных истин. Он никогда не поднимал вопрос, является ли правильным владеть имуществом. В результате Его чудес исцеления больные и калеки выздоравливали не только физически и духовно, но к ним также возвращалась способность обеспечивать себя экономически. Здесь возникает некая важная напряженность. Процветание появляется благодаря усердию и мудрости, которые приходят через наш опыт и опыт достойных доверия, богобоязненных членов общества, которых нам следует прислушиваться (Второзаконие 8:10-20; 1 Паралипоменон 29:12; 2 Паралипоменон 1:11,12; Притчи 3:13-20). Проблема заключается в том, что когда богатство достигнуто, люди с легкостью начинают полагаться на свое богатство, и проявляют неблагодарность, уходя от Бога, который дал им способности и ресурсы для накопления этих материальных ценностей с помощью созданных им ресурсов (Притчи 11:28).

ПРОФЕССИИ В БИБЛИИ

Библия описывает сотни видов занятий, связанных со всеми тремя секторами экономики: коммерческим, некоммерческим и правительственным. В Библии все эти профессии рассматриваются как легитимные. Средства, с помощью которых человек мог скопить богатство в библейские времена, включали в себя землю, драгоценные металлы, драгоценные камни, животных, оборудование и урожай, который зависел от солнца и дождя. Торговлю ожидалась, и даже поощрялась. Ожидалось, что наем работников повысит продуктивность (Второзаконие 24:14,156; Марка 1:20; Матфея 20:14,15). Не все люди имеют намерение воздать Богу славу за обогащающую их предпринимательскую деятельность. Некоторые достигают богатства честным путем, другие – нечестным. Но как праведный, так и неправедный ожидают приобретения богатства (Псалом 16:4; 36:16; 48:6,7; 51:9; 72:3; 72:12; 91:8; 108:8; 122:4; Матфея 5:44,45).

Авраам, Исаак и Иаков стали богатыми благодаря овцеводству. Сам Иисус работал в том, что, безусловно, называлось коммерческим предприятием в сфере строительства. Некоторые из его учеников работали в рыбной промышленности. Апостолу Павлу было также не чуждо предпринимательство. Хотя Библия не дает нам описания всех деталей его трудовой деятельности, похоже, он вел торговлю изготовленными им палатками. Он предупреждал, что любовь к деньгам – это корень зла (1 Тимофея 6:9,10). В то время как некоторые торговцы получали преимущество, обманывая других, люди подобные Лидии упомянуты с уважением, так как они ассоциируются со служением растущей церкви.

СЛУЖЕНИЕ НА РЫНКЕ

Библейское служение другим – это ответ на Божьи дары, данные как божественный заем на время ограниченных дней нашей жизни, а не способ заработать Божье расположение. Петр увещевал ранних христиан использовать их духовные дары для служения друг другу таким способом, который являл верное управление Божьей благодатью. Причина этого заключается в следующем: чем–бы мы не занимались, независимо от экономического сектора, в котором мы работаем, мы приносим славу и радость Богу (1 Петра 4:8-11). Павел, вероятно, согласился бы с Петром, когда он подобным же образом советовал верующим усердно работать, для и во имя Иисуса, который есть Господь, а не только для людей (Колоссянам 3:17-23).

ПРОДУКТИВНОСТЬ И ПРИБЫЛЬ

Писание предполагает, что люди будут пытаться быть настолько продуктивными, насколько это возможно. Ожидается, что люди будут полезными, а если нет, они считаются деструктивными (Притчи 18:9; Титу 3:14). Усердный, честный труд приносит честную прибыль, хотя эта прибыль не всегда гарантирована. Некоторым усердным труженикам может не хватать экономического достатка. В Библии, и экономическая прибыль, и экономический убыток рассматриваются как дары от Бога. Однако люди не начинают всю работу по посеву семян и уходу за урожаем, не ожидая, что они получат взамен что-то хорошее, что-то большее, чем то, что они вложили в этот процесс (Второзаконие 20:6; Притчи 27:18; 1 Коринфянам 9:7). Таким образом, одним из измерений полезности является сравнение ценности того, чем человек владел до усердной работы с ценностью того, что он получил после работы – идея дохода или прибыли (Притчи 3: 13,14; 15:27; Екклесиаста 3:9; Иеремия 6:13; 12:13). Прибыль является одним из показателе, что принявшие деловое решение являются хорошими управителями ресурсов, доверенных им обществом или разделенными с ним. Таким образом, не имея пристрастия к прибыли, верный деловой профессионал в то же время прислушивается к тому, какую информацию может сообщить прибыль о деловых операциях.

В то время как идея получения прибыли не критикуется в Библии сама по себе, получение прибыли несправедливым или нечестным путем попадает под осуждение. Библейские пророки решительно выступали против преступных деловых операций, в которых богатые получали преимущество за счет бедных. Библия также осуждает достижение процветания путем совершения аморальных и нечестных поступков. В этом отношении, библейская критика вождей, наживающих богатство несправедливостью, направлена как против политических и религиозных вождей, так и против тех, чья первоначальная работа связана с коммерцией. Очевидно, жадность, мошенничество и коррупция являются грехами, осаждающими не только тех, кто работает в коммерческих фирмах, но и тех, кто работает в некоммерческих и правительственных организациях (Исайя 1:23; Иеремия 8:10; 22:27; Иезекииль 22:27,28; Амос 5:11; Михей 3:11).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как следует христианину рассматривать карьеру служения в коммерческом секторе экономики? Если говорить вкратце, карьера в прибыльном секторе – это карьера является трудом для Бога до тех пор, пока она является работой для пользы других, как работа хороших управителей Божьей благодати. Карьерная жизнь в коммерческом мире должна быть уравновешена жизнью субботы, когда мы постоянно высоко поднимаем экономические ограничения субботы в честь Бога, который владеет всем, с чем мы работаем.

Является ли работа на коммерческой фирме чем-то, в чем нам следует поощрять христиан принимать участие? Безусловно! В наши обязанности входит быть хорошими управителями общественных ресурсов. Честная прибылыь заработанная в результате упорного труда, делового развития и обмена общественных ресурсов не должна быть опорочена, но напротив, оценена по достоинству. Нечестной прибыли, получаемой в результате извлечения выгоды за счет других, нужно избегать любой ценой. Более того, работа в законном бизнесе, в коммерческой фирме является возможностью для христианина оказать доброе влияние не только в отношении поддержки продуктивного труда, но и в изменении мира работы, где необходимо; поощряя других искать периодического отдыха от жесткой необходимости накапливать экономическую прибыль. Это один из способов, когда участвующие в бизнесе могут пронести с собой субботний покой с понедельника по пятницу. Жизнь, даже трудовая жизнь значит больше, чем возможное материальное изобилие, «ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Луки 12:15). Все учреждения, в которых совершается продуктивное и законное служение высоко ценятся в Библии до тех пор, пока цель достигается способами, прославляющими Бога.

Майкл. И. Кафферки (D.B.A., Университет Андерсона, Андерсон, Индиана) является профессором бизнеса и менеджмента в Южном адвентистском университете, Колледждейл, Теннесси, США. Он является автором шести книг, включая «Менеджмент: перспектива, основанная на вере» (Pearson Education, Inc., 2012), первого учебника для студентов по менеджменту, разработанного для использования в христианских колледжах и университетах. E-mail: mcafferky (собачка) southern.edu.

Перевод Олега Литвиненко

Иллюстрация: Квентин Метсис. Ростовщик с женой. 1514 г. Лувр.

Выживание в кризисной экономике - сложная задача для любого бизнеса . Преодоление препятствий последних нескольких лет временами выглядит почти невозможным, а иногда даже невероятным. Но все возможно верующему, а что невозможно человеку, то возможно Богу. Слава Ему, за проверенные временем, основанные на Библии истины, способные сохранить нас также, как многих наших предшественников. Храните их и они защитят вас во время экономических испытаний.

1. Жизнь по средствам. Как Иосиф в Ветхом Завете помог выжить целой стране в семь голодных лет, сберегая в течение тучных лет (Быт. 41), так и мы должны планировать нашу жизнь и бизнес по средствам. Хотя владельцы бизнеса опытные в своем деле, они часто бывают не в состоянии спланировать свою деятельность, финансы, административные функции. Все это не является кровотоком для бизнеса, как, например, продажи. Однако, без решения этих вопросов, наилучшие продажи, в конечном счете, потерпят неудачу. Владелец, который предвосхищает потребности бизнеса будет лучше подготовлен к неожиданностям. Соответственно, владелец, который справляется с остальными задачами, вдобавок к продажам, будет процветать. Ежедневные риски, возникающие в бизнесе, требуют мгновенного решения. Долгосрочные стратегические решения, такие как открытие нового офиса или начало нового направления должны быть тщательно взвешены с точки зрения финансов, рабочей силы и условий рынка. Разумное управление бизнесом и жизнь по средствам поможет вам выжить в любых рыночных условиях.

2. Ведение учета. Лук. 14.28–30 «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» Эффективному учету бизнес-операций и управлению данными поможет подготовка ежемесячных и квартальных финансовых смет. Добавив к своей деятельности мудрость в финансах, вы сможете интерпретировать финансовые результаты, включая ежедневную деятельность, уменьшение налогов, тенденции развития, анализ доходов и расходов и получите возможность для будущего совершенствования.

3. Долговые испытания. Рим. 13.8 «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон». Хотя много раз вам предлагают финансовое решение, которое кажется сделкой всей жизни, оно часто оказывается худшим вариантом для вас и вашего бизнеса в долгосрочном смысле. Вам необходимо учиться самому или с помощью специалиста определять, какой план наилучший и убедиться, что вы не «откусываете больше, чем можете прожевать». Бесспорно одно: на протяжении всей вашей жизни происходили и будут происходить взлеты и падения. Избегать кредитов, где это возможно - наилучшая гарантия выживания в экономическом спаде.

4. Понимание показателей. Быт. 2.15 «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его». Бог дал нам некоторые вещи, чтобы мы заботились о них. Он сделал это не просто так, и Он ожидает, что мы отнесемся к доверенному нам с мудростью, разумом и ответственностью. Приносит ли ваш бизнес миллиард долларов дохода или это старт-ап в подвале вашего дома, научиться читать цифры, статистику его функционирования - жизненно важно для его прибыльности и даже для самого его существования. Финансовые показатели работают как сигнальный звонок для предпринимателя, предупреждая о тенденциях, отклонениях, поражениях и успехе. Владелец, хорошо умеющий составлять и читать финансовые отчеты будет всегда на голову выше того, кто этого не умеет. Понимание трудовых затрат, себестоимости проданных товаров, ценообразования и показателей рынка - важные составляющие разумного менеджмента.

Подписывайтесь:

5. Консультации. Прит. 19.20–21 «Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым. Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом». Из множества специалистов, оказывающих консалтинговые услуги владельцу бизнеса сложно найти того, кто наилучшим образом будет соответствовать его потребностям. Проработав с консультантами какое-то время вы поймете, что они, как врачи или адвокаты бывают очень разные, каждый имеет свои особенности, образование, опыт и специализацию. Как найти нужного врача, когда у вас боли в груди - важно для вашего здоровья, также и найти нужного консультанта, чтобы восполнить финансовые «пробелы» - важно для успеха вашего бизнеса.

Джон Диллард
христианский консультант и бухгалтер

Источник — baznica.info

Тема, о которой мы сегодня будем говорить, она очень обширная и очень сложно уложить это все в 30-40 минут.

Моя цель сегодня не просто научить, но вдохновить верить! В большой картине, то о чем я сегодня буду проповедовать, это о поклонении Богу. О том, как Его почитать должным образом, поклонение, которое Он, наш Великий, Всемогущий Бог, поистине заслуживает. И, конечно, мы всего лишь люди и наше представление и наша вера, очень ограниченны, но мы призваны к тому, чтобы расти в своей вере, в своем почитании Бога, в своем поклонении Ему!

Евр.12:28

28 Вот почему мы, которым дано владеть непоколебимым Царством, должны быть благодарны Богу и в благодарности поклоняться Ему так, как Ему приятно, с благоговением и страхом.

В Библии есть еще другие отрывки Рим 12:1-2, Псалмы, книга Откровений, книги о поклонении и о величии Бога. И цель наших встреч, это, конечно же, общение, это, конечно же, изучение Библии, но в том числе возможность прикоснуться к величию Бога для всех нас! Возможность вместе прославить Его!

Здорово, что мы растем в этом, что у нас появляются музыкальные группы служения, поклонения, но есть разные формы поклонения. Не только в пении, не только в личной молитве, не только в нашем изучении Библии, не только, когда мы собираемся вместе, и изучаем Библию вместе, или когда мы вместе поем в наших собраниях. Есть другие формы поклонения, например: пост – это тоже поклонение Богу, это тоже часть наших отношений с Богом. И сегодня я буду говорить об одной достаточно узкой, но на самом деле очень большой и важной теме – поклонение Богу в финансах!

Мы думаем больше о сборах, о пожертвованиях, о нуждах, о целях, о планах, о кратности наших пожертвований, но самое большее, о чем нам надо думать, это почему мы это делаем, Кому, из-за чего, по какой причине! Потому что, на самом деле, мы не просто живем с вами в складчину, и у нас есть общая копилка, касса, мы с вами, жертвуя финансы – поклоняемся Богу. И это то, во что нам надо поверить с вами!

Какой наш Бог, как Его представить, как в Него верить, как Ему поклоняться, что мы можем сделать для Него, насколько Он велик, что мы, люди, можем отдать Ему? Мы все получили от Него, все принадлежит Ему! Но Бог смотрит на наши сердца и у нас всегда есть выбор: как и для чего, жить, по каким причинам, с каким отношением.

Как нам с вами представить 300 млрд. галактик в нашей вселенной? Когда мы говорим о финансах, обычно речь идет о цифрах каких-то! Давайте поговорим о цифрах Бога! 300 млрд. галактик Он создал, в каждой из этих галактик примерно 300 млрд. звезд таких, как наше с вами Солнце! Масштабы Вселенной они просто шокируют… Исследованная Вселенная это 14 млрд. световых лет. Реально Бог настолько огромен, и мы со своими нуждами, со своими копейками, мы просто ну ничто почти! Но почему-то у Бога есть дело до нас, до наших нужд, до наших семей, до наших бюджетов, до наших кухонь и холодильников и шифоньеров с одеждой и т.д. У Бога есть дело: Он одевает, Он кормит, Он заботится, Он обеспечивает нас всем. Это Кто наш Бог!

Меня поражает, что на земле живет 7 млрд. человек… 4 млрд. из них за чертой крайней бедности – живут на 60 руб. в день, 1800 в месяц… Я думаю, вряд ли кто-то из нас в этом зале найдется с таким доходом… Поймите, что вы не в этих 4 млрд. Вы живете более обеспеченной жизнью! Мы на самом деле достаточно состоятельные люди, Бог заботится обо всем в нашей жизни!

Если думать о том, что человеческое тело состоит из 100 тыс. млрд. различных клеток. Какой Великий наш Бог! Мы даже не придумали таких слов, цифр, чтобы попытаться объяснить все его творения!

Какого поклонения, какого отношения, какого благоговейного трепета Он поистине заслуживает? Даем ли мы Ему это? Служим ли мы ему с таким сердцем? Ищем ли мы это? Стремимся ли мы к этому? Растем ли в этом?

Вот, на самом деле, о чем нам нужно говорить и о чем думать!

Как же мы должны почитать Его и поклоняться Ему? Что это в точности значит? И, конечно же, как сказал Иисус в Марка 12:30 . На самом деле ты не ошибешься, если скажешь: чувствами, духом, сердцем, телом – всем своим существом. Все, что у тебя есть, всем этим ты должен почитать Бога и служить ему!

И, знаете, что это значит: это значит, что наша финансовая часть жизни, наша материальная часть жизни – это не что-то не имеющее влияния или что-то, чему не надо уделять нашего внимания, ничего не ожидать, но с этим нужно иметь дело! Это то, что тоже должно быть посвященное Богу и принадлежать Ему!

Как с этим? Как не только с твоим Тихим Временем, изучением Библии, с твоей праведностью, святостью, чистотой, как мы поем, мы растем, в этом и т.д. А как мы растем в нашем почитании Бога в области финансов? В материальной стороне жизни? Есть ли вообще идея подобным образом служить Богу?

Здесь я сделаю маленькую паузу…

Сегодняшний урок мы делаем не потому, что у нас не хватает денег, не для того, чтобы вы дали больше денег, не потому что у нас есть большие планы на перспективу: мы начинаем думать, кого мы отправим, в какие города. Я говорю о финансах, не потому что у нас есть большие планы… Первое о чем мы должны думать сегодня – это научиться Бога почитать, поклоняться Ему, как должно! Я присоединяюсь к благодарности, это точно, что мы чувствуем, что Бог нас невероятно благословил, как Церковь финансово!

Раньше, собираясь финансовым советом, мы думали: как сделать так, чтобы на все хватило, сейчас мы думаем: и что теперь делать с этими деньгами? Теперь мы учимся распоряжаться большими деньгами, чтобы была наибольшая польза для Церкви от этого!

Финансы – это часть, в которой мы должны поклоняться Богу и почитать Его как должно!

Как должно или как получится?

Втор.14:22-27

22 Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно,

23 и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни.

24 Если же длинна будет для тебя дорога, так что ты не можешь нести сего, потому что далеко от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтоб положить там имя Свое, и Господь, Бог твой, благословил тебя,

25 то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою и приходи на место, которое изберет Господь, Бог твой;

26 и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое.

27 И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою.

Вы думаете, Библия, она о вере, о любви, на самом деле она тоже и о деньгах, о пожертвованиях, о сборах, о финансах, просто пронизана этим! Она была пронизана от жизни, отношения, людей Ветхого и Нового Завета в том числе. И я верю: в этой части мы должны быть праведными, открытыми и убежденными христианами!

Здесь говорится, что десятина была приношением в знак благодарности и почитания Бога. Моисей, вдохновленный Духом Святым, говорит здесь: это поможет вам бояться и чтить Господа. Люди, которые не могли принести свои натуральные пожертвования: пригнать скот, принести вот это все: вино, масло и т.д., должны были обменять на деньги, прийти на место поклонения, и уже на месте купить, что нужно для приношения! Тогда у них был такой уклад экономики, сейчас у нас все по-другому, наш доход больше всего в деньгах, конечно же. Но есть другие места в Писании, где сказано, что если ты не можешь свою десятину принести в натуральном исчислении, тебе нужно ее продать и добавить еще 20% сверх этого и тогда эти деньги принести в храм!

Люди жили этим, люди думали, люди понимали, а Моисей предупреждал их: «только не забудьте, когда вы придёте в свою землю, не забудьте почитать Бога!» И он говорит: « на самом деле вы забудете, будете грешить, отвернетесь и т.д. и т.д. но я буду вас учить…»

Всегда в истории Израиля их духовное возрождение народа сопровождалось их возвращением к жертве, в том числе финансовой жертве… К приношениям…

Наши пожертвования – это часть наших отношений с Богом, как пост, молитва, изучение Библии, прославление Бога в собраниях пением… И это то, во что я призываю вас сегодня начать верить!

Давайте посмотрим, история Авраама, когда Авраам возвращался после победы над пятью царями, потому что его племянника Лота с семьей захватили в плен. (Бытие 14:12-20). Он пошел, отвоевал их, захватил много военной добычи. И, когда он возвращался, ему навстречу, из города Салима, вышел Мелхиседек, первосвященник Бога всевышнего, и он сказал: «от Бога твоя победа!» И тогда Авраам взял десятую часть своей военной добычи, и отдал Мелхиседеку, в знак благодарности и почитания (не Мелхиседеку), Богу, Который дал ему эту победу, Который дал ему возможность завоевать эту добычу, это богатство!

Потом его потомок Иаков заключил с Богом соглашение, поставил камень, как памятник, для того, чтобы это было напоминанием и ему первую очередь) о том, что он сказал: «Бог, если Ты меня благословишь, десятую часть всего, что у меня будет, я буду отдавать Тебе». И заметьте, это случилось еще до того, как мы читаем с вами, закон Моисея. Люди были побуждаемы изнутри, из своего сердца делать эти пожертвования!

Евреи жертвовали на храм. Интересная вещь (нужно, может быть, получше разбираться с этим, но вот что я понял) что на самом деле у них было: не одна десятина, а три. Одну десятину они жертвовали на левитов, другая десятина, которую они жертвовали, называлась «святыня», и третья десятина у них была для бедных. И были свои особенные ритуалы для каждой из них. Например: для бедных они должны были на эти деньги купить еду, и с бедными ее съесть, где-то за пределами города. И, знаете, всегда говорилось в радости и в веселье. Никогда это не было по принуждению, никогда не было это сделано, потому что ты должен, но потому что ты можешь!

Царь Езекии, он нашел свитки, восстановил сначала служение в храме, потом приношения в храм, чтобы левиты не служили где-то там, на полях, а были полностью посвящены службе Богу!

В Малахии Бог говорит – испытайте меня, принесите мне все десятины, и вы увидите, как Я вас благословлю…

Неемия, когда восстановил стену, восстановил храм вместе с Ездрой и учителем, он также восстановил и служение в нем, а вместе с этим народ снова начал приносить десятины Господу…

Почему я сегодня с вами говорю об этом? Потому что это Писание! И мы сегодня с вами верим в Писание. Ветхий, Новый Завет – это Писание. Эти примеры даны нам, как пример, как образец нашей вере, чтоб мы понимали, как Бог действует в нашей жизни!

И чтобы в наших пожертвованиях, в наших приношениях было что-то особенное, не просто отсчитал и передал. Важно сохранить сердце, отношение, с которым мы это делаем.

Библия, Слово Бога ясно и четко учит нас отношению к нашим финансам и всем материальным благам – это от Бога, не привязывать свое сердце к ним, зависеть и получать радость от духовных вещей больше, чем от мирского богатства… И в конце концов мы должны доверять Богу, что Бог позаботится обо всем в нашей жизни и все наши нужды известны Ему и нам не о чем беспокоиться и тревожиться, в отличие от незнающих Бога язычников…

Да, но как это касается нас, скажете вы…

Есть как минимум три вещи, которые мешают нам быть преданными пожертвованиям, быть преданными десятине, поклоняться Богу как должно…

  1. Жадность

Я не знаю, какие могут быть чувства и мысли сейчас в наших сердцах!

Малах.3:8-12

8 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: “чем обкрадываем мы Тебя?” Десятиною и приношениями.

9 Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня.

10 Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?

11 Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф.

12 И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф.

Где мы можем быть жадными? Ну, если мы просто не думаем, что такое наши поля! У кого-то есть свое дело, работа – это ваш огород, это ваши грядки, это ваши поля! И Библия говорит: все, что поля тебе принесли, отдели десятую часть в первую очередь и отдай это Богу, потому что это Бог тебя благословил, чтобы ты имел, все, что ты имеешь!

Давайте будем в совете и обсуждении по этим вопросам! Потому что если мы обсуждаем наш брак, и даже какие-то интимные вопросы в браке друг с другом, если мы обсуждаем наших детей, как их лучше воспитать, обратить к Христу, если мы говорим об отношениях на работе, если мы говорим о наших отношениях с Богом, об искушениях и т.д. Что мешает нам быть открытыми об этой части жизни? Религиозность – пускай левая рука не знает, что делает правая? Друзья, это не правильное понимание этого отрывка. Если это мешает вам быть открытыми, искать совета о том, сколько и как тебе нужно приносить Богу десятины!

Как Бог себя чувствует, если мы не отдали что должно: вы Меня обкрадываете! И мы сами себя обкрадываем, потому что не видим Божьих благословений столько, сколько Он приготовил их для нас. Давайте будем доверять Богу, будем преданными в этом, несмотря ни на что! Это наше сердце, нам нужно иметь с этим дело и быть открытыми!

Библия говорит почитать Бога от начатков всех прибытков. Что такое прибыток? Разница от продажи квартир, машин, домов, земель и прочего имущества – твой доход, это прибыток с твоих полей!!! Разница между ценой продажи и покупки это прибыток. Квартира, машина, прочее это наш доход. Давайте думать об этом, говорить об этом, размышлять об этом!

Нам нужна вера в это! Давайте будем праведными в этих вопросах! Доверять Богу, чтобы, не дай Бог, жадность не стала причиной погибели, чтобы мы не лишились Божьего благословения!

Бизнесмены, сколько принесли ваши поля в этом году? Только ваши зарплаты? Или все что вы сняли, взяли, вывели из вашего дела…

Как в прошлом году? А в позапрошлом? Может вы задолжали Богу? Отдайте ему Его десятины!

Есть такие вопросы, на которые у меня нет ответа сегодня, например: командировочные, наследство, подарки в денежном выражении, есть много вопросов с этим связанные, и нет однозначных ответов! Но мы должны говорить об этом, делиться, спрашивать, а не просто по умолчанию свою выгоду извлекать! Но это все от Бога, все в нашей жизни от Бога! Это во что нужно верить сильно!

Главное сердце, поиск совета и открытость в этих вопросах, и давайте в этом тоже проявим свою веру и свою духовность!

  1. Беспорядок

Прит.3:9,13:24, 1-Коринф 16:1-2

9 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих,

10 и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.

24 Много хлеба [бывает] и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.

1 Теперь о сборе денег для народа Божьего. Что я велел делать общинам Галатии, то делайте и вы. 2 Пусть каждый из вас в первый день недели откладывает дома кто сколько может, в зависимости от заработанного, чтобы не надо было заниматься сборами тогда, когда я приду.

У Бога своя бухгалтерия, сколько раз я в этом смысле, испытывал Бога, пытался накапливать и терял… Бог хочет, чтобы я от Него радовался больше, чем от каких-то материальных вещей! Вначале 90-х Половниковы продали свою квартиру, сделали сбор и купили телевизор, деньги закончились! На самом деле Бог благословляет Половниковых, я за них рад на самом деле, жизнь как-то устраивается и, слава Богу! Бог возвращает! У Бога своя бухгалтерия, Он знает все в свое время! Белановы – не для денег рожденный, футурист Д. Беланов…

Лидеры были всегда пример в жертве! Бог обо всем заботится, Бог все знает, все наши нужды! Если мы Его почитаем, мы ищем Его, а не своего, у нас все будет хорошо!

Планировать сбор, откладывать – подростки и студенты, те, чей доход относительно не высок, давайте все равно будем преданными из-за Бога, не из-за того, что Церковь обеднеет, нет, из-за Бога, перед Богом!

  1. Лицемерие, потеря сердца!

Лук.18:12

12 Я дважды в неделю пощусь, плачу десятину со всего, что приобретаю.

Если вдуматься в эту идею: со всего, что приобретаю.… Все, что он получал, он от этого отдавал десятину – это вызывающий стандарт! Но знаете что, он ушел из храма не праведным! Он делал это, но это не было угодно Богу! Потому что его сердце не было таким, какое Бог хочет видеть: добрым, любящим, скромным, как у этого сборщика налогов, который сказал: Боже! Я грешен! Но сжалься надо мной!

Лук11:42

42 Горе вам, фарисеи! Вы платите десятину с мяты, руты и прочей зелени, а о справедливости и о любви к Богу забыли! Вот что надо бы делать, и о другом не забывая!

Иисус не отменяет пожертвования! Иисус не отменяет десятину! Но Он говорит, с каким отношением это делать! Вы делаете это с радостью? Вы делаете это с верой? Вы это делаете для Бога? Вы поклоняетесь Ему? Это часть ваших отношений? Вы даете Богу с благодарностью и в надежде, что Он в будущем вас благословит?! Или это просто – на и отвали! На, отвяжись! С каким отношением? Бог призывает к праведности, к святости, к чистоте, к духовности, продолжать давать Богу.

Давать Богу с радостью, без хитрости и попыток уйти от десятины, а искать возможности послужить больше.

У меня вопрос к тем, кто закрыл все нужды в свое семье – а зачем вы зарабатываете еще больше? Не можете остановиться??? Давайте искать духовные мотивы для этого! У нас столько есть нужд: послужить Богу, послужить Церкви и не прикрываться этими мотивами и объяснениями, а действительно это делать для Бога, для его Царства!

От автора. Изучать библейские принципы бизнеса я начал вскоре после того, как в 1970 году принял христианство. Мое особое внимание привлекло то, что христианин не должен никому быть должен. К сожалению, большинство христиан являлись должниками и не видели в этом ничего дурного.

Один мой друг-христианин, торговец автомобилями, сказал: "Жить без долгов невозможно и бессмысленно. Я покупаю машины в рассрочку под 6 % годовых и имею 12 % прибыли от перепродажи".

Мой друг делал ту же ошибку, что и многие другие христиане, которые полагают, что если наша логика не совпадает с логикой Божьего Слова, то это значит, что Божье Слово было просто неверно истолковано. Несколько лет спустя, когда процентная ставка выросла до 22 %, мой друг понял, что Божье Слово следует понимать так, как Оно написано.

Между 1950 и 1970 годами стоимость рабочей силы возросла на 50 %, а государственные расходы - на 40 %. Соответственно подскочили цены, что дало зеленый свет иностранной конкуренции. Открыть новое выгодное дело стало намного труднее из-за того, что капитал - важнейший фактор для создания нового бизнеса - облагался большим налогом. Стоимость труда, налоги и ставка кредита означали конец господства на рынке многих американских компаний. Лишенные государственной поддержки, многие из оставшихся на рынке были неспособны конкурировать и приносить прибыль.

В течение последующих 10 лет стоимость труда и налоги выросли еще на 10 %. Правительство становилось - почти в буквальном смысле - партнером по бизнесу. Посредством бесчисленных указов правительство регулировало деловую жизнь и получало от нее доход, практически ничего для бизнеса не делая.

Ларри Беркетт - Бизнес и Библия

Пер. с англ. - СПб.: Санкт-Петербургское евангелическое миссионерское общество "Кредо", 1998. - 320 с.

ISBN 5-89254-017-0

Ларри Беркетт - Бизнес и Библия - Содержание

Часть 1 Бизнес по Библии

  • 1. Радикальный подход к вопросу управления
  • 2. Основные библейские принципы
  • 3. В плену у бизнеса
  • 4. Личные цели
  • 5. Библейские цели в бизнесе
  • 6. Исполнение обетов
  • 7. Совет на завтра
  • 8. Бизнес и ваша супруга

Часть 2 Принятие ответственных решений

  • 9. Прием на работу
  • 10. Увольнение с работы
  • 11. Выбор менеджеров
  • 12. Оплата труда работников
  • 13. Заем денег
  • 14. Предоставление кредита
  • 15. Предоставление скидок

Часть 3 Вы и ваш бизнес

  • 16. Корпорации и товарищества
  • 17. Десятина в бизнесе
  • 18. Уход на пенсию
  • 19. Воплощение Божьего замысла

Учебное пособие

Ларри Беркетт - Бизнес и Библия - Бизнес вчера и сегодня

Я был не первый, кто обнаружил, что Божье Слово содержит принципы ведения бизнеса. В Америке Библия уже сотни лет используется как своего рода учебник для деловых людей.

Если бы вы открыли учебник по бизнесу прошлого века, то были бы немало удивлены. Во-первых, большинство компаний того времени находилось в единоличном частном владении; во-вторых, расширение бизнеса происходило только за счет прибыли или продажи акций предприятия, а налоги были столь малы, что в годовом финансовом отчете занимали одну из самых незначительных граф.

Принципы, на которых основывался бизнес, тоже были другими. В большинстве школ экономики учили честности, этике и моральным ценностям. Профессора делали особый акцент на ответственность компании перед своими служащими, клиентами и кредиторами.

Почему? Потому что до двадцатого века преподавание бизнеса, да и сами бизнес-школы, основывались на библейских принципах. Более того их даже неверно называть "бизнес-школами": на самом деле это были библейские школы, готовившие бизнес-лидеров.

Вскоре после гражданской войны ситуация стала понемногу меняться. Федеральное правительство укрепило свои позиции в частном секторе. Политики, под давлением нажившихся на войне крупных промышленников, стали издавать указы, удушающие свободную конкуренцию; в таких областях промышленности, как железнодорожная, сталелитейная, нефтяная, коммунальная, возникли монополии. Владельцы корпораций, желая получить еще большие льготы, стали проводить законы против рабочих, которые выступали за установление минимальной заработной платы, нормированной рабочей недели, большей безопасности на производстве, запрещение детского труда. Делая вид, что защищают трудящихся, Конгресс и суды на деле пользовались законом для защиты бизнеса и контроля за рабочим движением.

Перед первой мировой войной Америка оставалась, по сути, изолированной страной, несмотря на то, что некоторые компании сумели скопить огромные капиталы в развивающихся странах. Но уже к концу первой мировой войны Америка превратилась в мировую державу, может быть, самую могущественную.

Радикальный подход к вопросу управления Америку охватил стремительный рост. Американские товары стали образцом для всего остального мира, а доллар превратился в мировую валюту.

Но вот на горизонте появились тучи. В Библии говорится, что человек пожинает то, что посеял, и лидеры американской экономики начали пожинать плоды многолетнего недоверия между рабочими и руководством компаний. Когда обстоятельства изменились и профсоюзы обрели реальную силу, руководители компаний стали пожинать разрушительные плоды юнионизма. Правительству пришлось улаживать антагонизм между почасовыми рабочими и руководством.

Другими словами, бизнесу пришлось раскошелиться. Впервые в истории налоги оторвали значительный кусок прибыли.

В 30-е - 50-е годы государственная доля в прибыли повысилась до 20 %. Одновременно профсоюзы продолжали набирать силу, и Конгресс стал принимать трудовые законы, противоположные законам нескольких предыдущих десятилетий. Но Америка все еще имела свою твердую нишу на мировом рынке, главным образом, потому, что мы были самой индустриальной и предпринимательской страной в мире. В 60-х годах признаком качества все еще служило клеймо "Сделано в США".

После второй мировой войны облака стали сгущаться по-настоящему. Имя им - долг. До Великой Депрессии мы были нацией акционеров, то есть бизнес развивался в целом за счет продажи доли в деле. Но Великая Депрессия вызвала недоверие к фондовой бирже, и после второй Мировой войны доля долга в бизнесе превысила долю акционерного капитала. Большинство компаний посчитало, что гораздо легче взять в долг, чем изыскивать средства через продажу своих акций.

В два последующих десятилетия - 50-е - 70-е годы - долг в Америке рос огромными темпами. Заем стал главным способом развития производства.

Подлинную цену такого развития мы осознали только в середине 70-х. Слишком большое количество "дешевых" денег, в конечном итоге, провоцирует инфляцию, которая есть ничто иное, как излишек "дешевых" денег на руках у покупателя. Это неминуемо приводит к повышению цен на товары и услуги. Кредит подобен опиуму: он одурманивает сознание тех, кто им пользуется.