Существует ли гринфилд - элитное кладбище в нью-йорке. Дневник. Нью Йорк. Кладбище Гринвуд. Гринвудское кладбище в Нью-Йорке

Гринвудское кладбище в Нью-Йорке

Были времена, когда Гринвудское кладбище посещало больше туристов, чем Ниагарский водопад (500,000 в год). Оно и понятно: приятно гулять по парку в английском стиле, разбитом на холмах среди озер. Тут много деревьев (я нашла огромное дерево магнолии, крупнее мне пока не встречалось), есть небольшая пасека и можно наблюдать круглый год за птицами (тут живут зеленые попугаи-монахи!). Повсюду видишь надгробные плиты, парковые скульптуры и фамильные склепы, но от этого совсем нет давящей атмосферы. Наверное, потому что нет оградок и фотографий на плитах, выбраны красивые шрифты и в целом царит минимализм - на плитах часто нет имен и кратких биографий, есть лишь одно слово, например, Father.

В 1860-х считалось престижным быть похороненным на Гринвудском кладбище (в «Нью-Йорк Таймс» писали: «Амбиции нью-йоркца - жить на Пятой авеню, дышать воздухом в Центральном парке и покоиться с праотцами в Грин-Вуде»), так что здесь можно найти много известных фамилий вельмож, культурных деятелей и мафиози.

Кладбище стало излюбленным местом для прогулок и пикников среди горожан и это вдохновило на проектирование Центрального парка на Манхеттене, а потом и Проспект парка в Бруклине.

Грин-Вуд находится на Бэттл-Хилл, самой высокой точке Бруклина, обеспечивающей прекрасные виды на залив и Манхэттен. За красивыми видами и для атмосферной прогулки я еще советую поехать на кладбище Calvary в Квинсе. На посещение стоит выделить один день, если гулять и хотя бы полдня, если кататься на машине.

На Гринвудском кладбище похоронены многие известные люди - например, изобретатель азбуки Самуэль Морзе, дизайнер Луис Тиффани, производители фортепиано Уильям и Генри Стейнвеи. Мне же было интересно найти могилу художника Жана-Мишель Баскиата. Видно, что люди, которые приходят сюда, хотят что-то оставить на память, поэтому на его надгробном камне всегда много всякой всячины: зажигалки, монеты из разных стран, кисточки, карандаши и конфеты…

На территории есть часовня и старинная арка главного входа, выполненные в неоготическом стиле, но также есть несколько ультрасовременных зданий, которые служат мемориалами, хранилищами урн с прахом. Там же есть и комнаты, где проводят поминальные вечера.

Кстати, один из трендов похоронного бизнеса - 3Д печать урн для праха. В США есть как минимум одна компания, которая изготавливает кастомные урны для мужчин, женщин, детей и домашних животных. Так уж вышло, что я видела их достаточно много до этого, но самую интересную урну я видела как раз вчера на Гринвудском кладбище - она напечатана из пластика в виде фотоаппарата Canon EOS 6D. И как легко можно догадаться, там покоится прах фотографа. Как сейчас принято говорить, инстаграм-фотографа. Ему было 25 лет и он погиб в нью-йоркской подземке, когда вышел из вагона и начал карабкаться вверх по перекрытиям (что, конечно же, запрещено), но сорвался и умер в тоннеле. Он снимал действительно потрясающие фотографии (нам странно сейчас смотреть кадры, снятые в то же время в той же локации, где мы смотрели манхеттенхендж, или кадры, снятые во время снегопада Jonas в прошлом году…)

Кладбище Гринвуд хорошо известно жителям Большого Яблока как место, где похоронены такие почетные жители Нью-Йорка, как Самюэль Морзе, Леонард Бернстайн и Луи К. Тиффани. Удивительно, но на самом известном кладбище Бруклина можно провести время не просто гуляя среди могил — это не просто место захоронения, но настоящий парк со своими традициями и мероприятиями. Мы собрали для вас 6 интересных фактов о кладбище.

1. Концерты для мертвых

2. Хэллоуин на кладбище

Нет другого праздника, который логичней провести на кладбище, чем Хэллоуин. В этом году Green-Wood проводит множество туров и мероприятий в течение осенних месяцев. Посетители могут попасть на ночные экскурсии и гулять при свете тысяч мерцающих свечей по дорожкам кладбища, на которых они будут встречать музыкантов, актеров и рассказчиков. Подробнее о ночных турах читайте .

3. Где хранятся секреты

В Гринвуд проводят акцию, которая продлится 25 лет. Она называется Here Lie Secrets of the Visitors of Green-Wood Cemetery . Автор акции, Софи Калле, в 2017 году разработала мраморный обелиск с щелью в нем, как в почтовом ящике, куда каждый может бросать свои секреты, написанные на бумаге. Спустя 24 года Калле вернется в Гринвуд, когда «могила» будет полна секретов, и сожжет их на открытой церемонии.

4. Исторические волонтеры

Кладбищу Гринвуд почти 200 лет. С самого начала, когда это было еще сельское кладбище, его сотрудники кладбища собирали и хранили все виды записей и артефактов о похороненных здесь. Архивы эти хранятся на кладбище и до сих пор, и кстати до сих пор во многом помогают их исследовать волонтеры. Есть старая пословица, что один из семи американцев может проследить свои корни в Бруклине, поэтому то,что архивы кладбища важны — неоспоримый факт.

5. На территории кладбища проходили знаковые бои

Самые смертоносные боевые действия во время знаменитой Битвы при Бруклине 1776 года, самой большой битвы за Революционную войну, проходили на территории Гринвуда — в самой высокой точке Бруклина. Это место называется Battle Hill. Честно говоря, битва при Бруклине никогда не получала должного внимания среди военных историков, которые описывали Войну за Независимость. Но один человек пытался исправить это, что привело нас к следующему секрету кладбища.

6. Привет леди Либерти от римской богини

Чарльз Хиггинс был одним из самых успешных деловых людей в Нью-Йорке. Его компания, Higgins India Ink, по-прежнему работает сегодня, даже после того как сам господин Хиггинс отправился в свое последнее путешествие на кладбище ГринВуд почти столетие назад. Его чертежи для его гробницы и Battle Hill, которые он также купил, собирали пыль в архивах кладбища, пока они не были обнаружены архивным волонтером. Изначально, по задумке предпринимателя, статуя Минервы, которая украшает его гробницу на Battle Hill, должна была смотреть на здание . В то время здание Woolworth было символом коммерческого успеха Америки. Однако Хиггинс в какой-то момент изменил свое желание и решил, что Минерве будет лучше смотреть на Статую Свободы, и ее рука должна быть поднята в знак привета и солидарности. Желание Хиггинса воплотили.

В городе Декатуре (штат Иллинойс, США) есть старинное Гринвудское кладбище, которое считают самым "сверхъестественным" во всей округе. Некоторые специалисты по паранормальным явлениям верят, что здесь расположен портал в иное измерение. Причина этого, по их мнению, в том, что некогда в этом месте находилось древнее индейское поселение.

Территорию, где ныне расположено кладбище, индейцы, коренные жители этих краев, использовали в качестве могильника. Захоронения они обычно устраивали в особых местах, связанных с потусторонним миром, так как это облегчало душам умерших переход на тот свет. Белые колонисты потревожили могильные курганы, а вместе с ними и души похороненных здесь индейцев. Кстати, в южной части Гринвуда до сих пор попадаются древние безымянные захоронения.

Из здешних историй о призраках наиболее популярна легенда о Гринвудской невесте, относящаяся к 1930-м годам. Один молодой человек занимался незаконной продажей спиртного. Во время попытки тайно передать покупателю партию бутылок с виски его подстерегли конкуренты. Они убили парня, а тело сбросили в реку возле Гринвуда, но его вытащили из воды местные рыбаки. Невеста неудачливого бутлегера, узнав о его кончине, впала в истерику и на следующую ночь сбежала из дому.

Вскоре был обнаружен ее труп — он плавал вниз лицом в том самом месте, где погиб жених… Девушка утопилась, не в силах жить без любимого. Похоронили ее в свадебном платье. Могилу вырыли на холме, так как она была самоубийцей. С тех пор там не раз встречали девушку в белом платье. В руке она сжимает платок, которым утирает слезы по возлюбленному…

Распространены рассказы о духах солдат Конфедерации, которые похоронены под безымянными надгробиями. Порой их видят прячущимися за памятниками. Окровавленные призраки одеты в рваную серую военную форму, а на ногах у них — цепи…

Под одним из надгробий лежит женщина по имени Хильда. Говорят, она ведьма. Лучше не оказываться рядом с захоронением по наступлении темноты: покойница может выбраться наружу, и тогда припозднившимся посетителям несдобровать… Но связано с могилой и другое, позитивное поверье. Мол, если какая-нибудь девушка мечтает выйти замуж, то надо принести подношение на могилу ведьмы Хильды. Если она хочет в браке родить мальчика — нужно принести красные розы, а если девочку, то конфеты…

Еще рассказывают о привидении хромого маленького мальчика в порванном комбинезоне с чужого плеча. Его видят обычно бродящим среди могил. Иногда призрак ведет себя агрессивно, например, бросает камни в окна проезжающих мимо автомобилей.

Призрачная девочка Мэгги играет на своей могиле. Раньше она якобы воровала цветы с чужих могил, но теперь посетители сами приносят ей цветы, игрушки и конфеты. Говорят, что иногда призрак благодарит за это и смеется…

Еще на Гринвудском кладбище появляются призрачные плакальщицы и целые похоронные процессии. Так, некая Энн Каммингс как-то раз, придя навестить могилу своего отца, увидела на холме стоящую возле дерева женщину, одетую в длинное черное платье, с букетом желтых цветов в руках. Энн на миг отвернулась, а когда посмотрела туда снова, незнакомка исчезла… В другой раз несколько кладбищенских рабочих, косивших траву, увидели похоронный кортеж.

Когда они решили посмотреть, кого хоронят, то обнаружили, что там нет ни души… Еще один очевидец, заметив похоронную процессию, последовал за ней на вершину холма, но, поднявшись, увидел, что она исчезла, а на том месте стоит надгробие. Надпись гласила, что женщина, похороненная здесь, умерла 60 лет назад в этот самый день!

В 1908 году в Гринвуде был построен мавзолей, где хоронили именитых горожан. Это была длинная постройка с двумя парами железных ворот и башнями по углам. Урны с останками хоронили в боковых нишах. По неизвестной причине здание стало быстро разрушаться. Иногда посетители мавзолея, находясь в его стенах, слышали странное эхо, похожее на шепот и голоса.

Постепенно мавзолей превратился в руины. Восстанавливать его власти отказались, и строение в 1967 году было снесено. Ныне от постройки осталась лишь площадка с остатками фундамента.

В октябре 1998 года группа туристов, которым устроили экскурсию по Гринвуду, оказавшись на месте разрушенного мавзолея, почувствовала, как резко упала температура воздуха. Стало настолько холодно, что виден был пар от дыхания. Но стоило уйти оттуда, как вновь стало теплее… Такое случается в местах так называемой "паранормальной активности".

Первое, что встречает тебя на территории Грин-Вуда, это оповещение: "Запрещается кататься на роликах и заниматься джоггингом". Странное в общем-то предупреждение, если учесть, что речь идет о кладбище, самом крупном в Нью-Йорке.
Но это Грин-Вуд (в переводе Зеленый лес), — одно из самых живописных мест в Нью-Йорке, где не только находят успокоение мертвые, но есть немало занятий и для живых.



Один из первых в Америке некропарков, положивший в 1840 году начало новому направлению в организации похоронно-ландшафтного пространства, разместился в Бруклине на территории в 194 гектара, что в три с половиной раза превышает суммарную площадь Новодевичьего и Ваганьковского кладбищ в Москве.


Девид Бейтс Дуглас, инженер, специализирующийся на сооружении кладбищ, которому городские власти Нью-Йорка поручили заложить Грин-Вуд, был романтиком, что в полной мере отвечало духу первой половины XIX века. С самого начала он решил, что его творение будет не просто местом погребения умерших, но и демонстрацией возможностей ландшафтной архитектуры, парком для прогулок, утверждающим мысль, что смерть, возвращающая человека природе, тоже может быть красивой.



С террас Грин-Вуда — самой высокой точки Бруклина, развернутых к Нью-Йоркской бухте и статуе Свободы, открывается превосходный вид, любоваться которым можно со специальной смотровой площадки. Люди, чей прах здесь покоится, наверняка оценили бы это, потому что все они были нью-йоркцами, любившими свой город. И посетители Грин-Вуда думают об этом с умилением, хотя среди них не так уж много родственников умерших. Значительно больше экскурсантов, приезжающих сюда, чтобы познакомиться с надгробиями знаменитых людей, насладиться идиллическим ландшафтом, а то и на пикник.



На территории кладбища четыре пруда, гладь которых затейливо украшена декоративными водорослями, а из центра бьют фонтаны. При размещении водоемов учитывалось даже то, как будет отражаться в их зеркале лунный свет. Этот эффект особенно важен при организации экскурсий под Хэллоуин, праздник-маскарад, завоевывающий все большую популярность и в России.



По зеленым холмам петляют тропинки, ведущие к часовням и надгробиям, ни одно из которых не повторяет другое и позволяет проследить этапы развития викторианской архитектуры. Главные ворота кладбища, построенные по проекту Ричарда Апджона, напоминают готический замок и составляют единый ансамбль с примыкающими к нему старинными деревянными постройками в стиле итальянской виллы, швейцарского шале и прочих европейских штучек, на которые так падки американцы.



Давид Дуглас, влюбленный в свое детище, придумал для его уголков поэтичные названия — Безмятежная заводь, Лесной утес, Камелиевый путь. Путеводитель с картой, на которой обозначены все авеню и тропки Грин-Вуда, наглядно отражает богатства его ботанического мира: Ирисовая, Жасминная, Папоротниковая, Лотосовая, Виноградной лозы...



Зеленые дубравы облюбовали птицы — их здесь более двухсот видов. В числе пернатых — веселое племя попугаев, ведущее свой род от стайки, которая некогда по недосмотру персонала сбежала из багажного отделения международного аэропорта имени Кеннеди. Все птичье царство — объект наблюдений местных энтузиастов. Как ни дико это звучит, кладбище в Бруклине с 1995 года является членом Орнитологического общества имени Джона Дж. Одюбона.



Так получилось, что нью-йоркцы поначалу приглядывались к новому кладбищу настороженно. Они охотно катались на кабриолетах по его террасам, отдыхали у прудов, но не спешили доставлять в это оживленное место своих покойников. Все же похоронный обряд — бастион консерватизма даже для такой динамичной нации, как американцы. Чтобы расшатать стереотипы, требовалась эффектная пиар-акция, хотя до рождения этого термина оставалось еще полтора века. И она была осуществлена на четвертом году существования Грин-Вуда.



Дирекции кладбища в результате долгих переговоров удалось вырвать у семьи Девитта Клинтона (1769—1828), покойного губернатора Нью-Йорка, согласие на перемещение его останков из Олбани, столицы штата, в Бруклин.



Клинтон, разработавший систему общественных школ, достоинства которой не оспариваются и в наши дни, был человеком авторитетным, занимавшим к тому же высокую ступень в иерархии американского масонства. А к нему в то время принадлежали многие влиятельные политики, включая первого президента США Джорджа Вашингтона. Клинтон по масонской линии его перерос: он был Великим мастером Великого стана, первым в истории страны. А губернатором избирался трижды.

На этом посту он и скончался, не дождавшись появления Грин-Вуда. Но эта историческая несправедливость была исправлена. Через 16 лет после кончины прах Девитта Клинтона был торжественно перезахоронен под сенью гринвудских кущ, где ныне возвышается его бронзовое изваяние.


Это сразу сделало молодое кладбище модным, и к нему потянулись похоронные катафалки. Возрос и поток экскурсантов. В 60-е годы XIX века Грин-Вуд ежегодно посещали по полмиллиона человек.

Сообщу подробность, о которой даже в Нью-Йорке помнят немногие. Успех кладбища в Бруклине, ставшего популярным туристским объектом, вдохновил сторонников создания в Нью-Йорке крупного публичного парка, названного впоследствии Центральным и быстро превратившегося в самый престижный район города. Его проектировщики Фредерик Ло Олмстед и Кальверт Вокс творчески использовали некоторые приемы организации ландшафта, опробованные в Грин-Вуде.



В 1866 году газета "Нью-Йорк таймс" представила читателям региональный вариант американской мечты: "Каждый ньюйоркец мечтает жить на Пятой авеню, гулять в Центральном парке и найти успокоение в Грин-Вуде". Что ж, такой вектор движения устраивал в городе всех — с учетом того, что встречное перемещение исключается. А вот другое любопытное наблюдение, зафиксированное в путеводителе по кладбищу: "Мертвые были первыми, кто начал обживать предместья". В последующем за ними устремились богатеи: жизнь за городом стала свидетельством социального преуспевания. В общей сложности на холмах и в лощинах Грин-Вуда похоронено 560 000 жителей Нью-Йорка. Свежих захоронений немного, но они все же случаются. Изредка пополняются семейные склепы. Сюда же были перенесены останки некоторых из жертв атаки террористов, поразивших башни-близнецы Всемирного торгового цента.



Надгробия, разбросанные по зеленым долам некропарка, — это исторический срез американского общества, своеобразная галерея славы, иногда дурной, но всегда громкой. Вот несколько силуэтов.

Сэмуэл Морзе был преуспевающим художником, основавшим в Нью-Йорке Национальную галерею рисунка, но в историю он вошел как изобретатель электромагнитного телеграфа и кода, получившего название "азбука Морзе". Первая телеграмма, которую он отстучал на своем аппарате, была отправлена из Вашингтона в Балтимор 24 мая 1844 года. Однако и в век электроники его "азбука" все еще служит людям, и корабли, услышав позывные SOS, меняют курс, чтобы поспешить на помощь. Говорят, что в ночь на Хэллоуин из могилы Сэмуэла Морзе временами доносится негромкий перестук морзянки. Но, скорее всего, это один из мифов Грин-Вуда.

Самым впечатляющим надгробием Джону Ундервуду стала бы, наверное, мраморная копия одноименной пищущей машинки. Но ее изобрели в 1895 году люди, носившие иное имя, — братья Франц и Герман Вагнеры. Ундервуд лишь купил у них патент. Основав компанию по массовому производству этого удивительно надежного агрегата, он быстро стал миллионером и наводнил "ундервудами" весь мир.

Лаура Кин была актрисой, но национальную известность и место в некрополе ей принесло не искусство, а то, что 14 апреля 1865 года она оказалась на сцене в момент, когда ее коллега Джон Бут застрелил сидевшего в ложе Авраама Линкольна, 16-го президента США. В путеводителе по кладбищу ее так и называют: "свидетельница убийства Линкольна". И это тоже слава.


А Сьюзан Смит Мак-Кини-Стюард попала в историю только потому, что оказалась первой чернокожей американкой, похороненной в Грин-Вуде. Произошло это в 1918-м, на 78-м году существования кладбища.

Для большинства россиян слава Тиффани началась с перевода на русский язык в 60-е годы прошлого века повести Трумэна Капоте "Затрак у Тиффани". Но первый магазин этой фирмы в Нью-Йорке открылся еще в 1837 году. Одной из известных работ Чарльза Тиффани стала золотая табакерка, подаренная городом на Гудзоне Сайрусу Филду, проложившему телеграфный кабель по дну Атлантики. Знакомство с ним помогло Тиффани осуществить блестящую коммерческую операцию. Он заранее купил у Филда неиспользованный остаток кабеля, разрезал его на мелкие кусочки, и каждый из них обернул золотым бумажным пояском. Эта сувенирная безделушка, стоившая несколько долларов, 5 августа 1858 года, в день завершения грандиозного проекта, была в Нью-Йорке нарасхват.

Предприимчивый ювелир ввозил в Америку множество красивых и самобытных украшений, в том числе из России, где его торговый дом имел свой закупочный центр. Именно Тиффани познакомил Америку с русским зеленым гранатом, обнаруженным на Урале. Околдованные красотой камня, американцы прозвали его "уральским изумрудом". Сын Чарльза Луис Камфорд Тиффани стал выдающимся художником-декоратором, одним из основателей искусства арт-нуво. Особенно ценились его вазы и лампы.

Основатель династии Тиффани-старший умер в 1902 году, но его магазин на Пятой авеню до сих пор остается эталоном безупречного вкуса. Рассказывают, что после Второй мировой войны президент Дуайт Эйзенхауэр покупал в нем драгоценности для жены. Узнав цену, он спросил: "У вас случайно нет скидки для президента США?" Ему ответили: "Президент Линкольн покупал без скидки". В Грин-Вуде отец и сын Тиффани лежат рядом.

А.Т.Стюарт, входивший в число 40 самых богатых американцев, был похоронен в церкви св. Марка в Нижнем Манхэттене в 1878 году. Однако драматические события, связанные с его кончиной, отразились и на Грин-Вуде. Дело в том, что тело Стюарта было похищено из могилы, и преступники потребовали за него выкуп. После этого случая люди состоятельные стали заблаговременно строить для себя склепы, напоминающие крепость.


Озаботился при жизни сооружением собственного мавзолея и миллионер Уильям Ниблоу. Он вообще проводил много времени на кладбище, стараясь всемерно благоустроить выбранное для себя место — высадил сад, соорудил пруд, заселив его карпами. Между прочим, на одном из здешних надгробий выбита игривая надпись: "Ушел поудить рыбу". Уж не шутка ли это Ниблоу? Он же ввел в обиход устройство на кладбище гарден-парти — вечеринок для друзей на лоне природы.


К числу наиболее колоритных фигур гринвудского "общества" относится Уильям М. Твид ("Босс"), послуживший прототипом одного из героев фильма "Банды Нью-Йорка". В юности он сам возглавлял одну из таких уличных шаек, и ее члены составили круг самых преданных помощников Твида, когда он занялся политикой. Большой, плотный (136 килограммов массы), жизнелюбивый, он излучал энергию и пользовался популярностью у электората, которым умело управлял. Карьеру Босс сделал быстро: был нью-йоркским олдерменом, избирался в палату представителей и сенат США. При нем в городе развернулось масштабное строительство — был разбит Центральный парк, сооружен Бруклинский мост, построено здание театра "Метрополитен-опера". Однако параллельно достоянием общественности становились все новые факты, свидетельствовавшие, что Твид завышает строительные сметы, погряз в коррупции, залезает в казну. Тучи над его головой сгущались, но Босс самонадеянно заявлял: "Я сросся с городом в единое целое, без меня Нью-Йорк не сможет просуществовать и недели". Тут он явно перехватил. В 1878 году Уильям М. Твид умер в тюрьме, а Нью-Йорк продолжает существовать. И довольно успешно.

Проникали в благопристойный Грин-Вуд и отпетые гангстеры, такие, к примеру, как Джоу Галло, прозванный "сумасшедшим Джоу" за неприятную привычку открывать пальбу по любому поводу и даже без него. На счету этого безжалостного киллера были сотни убийств по заказу мафии.
На надгробной плите легендарной танцовщицы, куртизанки и авантюристки Лолы Монтес, она же графиня фон Лансфельд, урожденная Джилберт, выбита надпись: "Мисс Элиза Джилберт, умерла 17 января 1861 года в возрасте 42 лет". Но мне подумалось, что достойной эпитафией ей могла бы послужить эпиграмма, родившаяся в иной стране и посвященная другой женщине: "О Господи, спаси ее от сплина, ведь в первый раз лежит она одна".

Лоле Монтес, которая танцевала на сценах всех европрейских столиц, в Петербурге, Москве, Нью-Йорке и других крупнейших городов мира, приписывается бессчетное число романов. За свою не очень долгую жизнь она успела побывать в возлюбленных у таких знаменитостей, как Лист (одно время они с Лолой считались самой красивой парой Европы), Бальзак, Дюма-отец. Некоторые добавляют к этому перечню и Николая I. Но самый страстный роман завязался у своенравной красавицы с королем Баварии Людвигом I, который был вдвое старше ее.

В письме к близкому другу венценосный любовник делился переживаниями с пылкостью Ромео: "Я могу сравнить себя с Везувием, который считался уже потухшим и который вдруг начал свое извержение. Я думал, что уже никогда не смогу испытать страсть и любовь, мне казалось, что сердце мое истлело. Но сейчас я охвачен чувством любви не как мужчина в 40 лет, а как двадцатилетний юноша. Я почти потерял аппетит и сон, кровь лихорадочно бурлит во мне. Любовь вознесла меня на небеса".

Однако у этой бурной страсти не было будущего. Взбалмошная Лола, имевшая обыкновение появляться на улицах Мюнхена с сигарой во рту и кнутом в руках, который охотно пускала в ход, если ее что-то задевало, быстро восстановила против себя баварцев. В результате Лола Монтес была вынуждена навсегда покинуть страну, а Людвиг I подписал отречение от престола.

С холма кладбища виден Манхэттэн и Статуя Свободы.



По-английски "памятник" (headstone) дословно переводится как "камень в изголовье" или "головной камень". Их так стали называть потому, что на семейном захоронении ставился один большой памятник - главе семьи, а у всех остальных были лишь маленькие камни с именем или принадлежностью. Такие маленькие памятники назывались "камень у ног" (footstone).



"Сестра" статуи Свободы подняла руку в знак приветствия. Именно с этого холма открывается прекрасный вид на остров Свободы и залив.

На кладбище расположен колумбарий.

В колумбарии помимо самих ниш для урн расположены специальные ящички, куда родственники могут положить какие-то небольшие вещи усопшего, свои письма или то, что человек любил при жизни.


Здесь есть и русские захоронения.

В глубине кладбища расположен 4-этажный колумбарий и, так называемое, высотное кладбище



На кладбище практически нет современных захоронений.





Фотографии предоставлены участниками поездки в США, организованной ООО "Некрополь" в октябре 2010 года.

Кладбище Грин-Вуд в Бруклине – важная достопримечательность и престижное место захоронения. «Нью-Йорк Таймс» писала: «Амбиции нью-йоркца – жить на Пятой авеню, дышать воздухом в Центральном парке и покоиться с праотцами в Грин-Вуде».

После своего открытия в 1838 году кладбище быстро стало любимым местом для воскресных прогулок и пикников: ещё не было ни Центрального парка, ни музея Метрополитен, а людям хотелось куда-то выйти. «Сельское кладбище» оказалось самым подходящим: это был не скромный погост, а настоящий парк в английском стиле, разработанный ландшафтными дизайнерами. Тенистые деревья, цветущие кустарники, четыре природных водоёма, разнообразный рельеф (наследие ледниковой морены) – и среди всего этого великолепные мавзолеи и надгробия. К тому же Грин-Вуд находится на Бэттл-Хилл, самой высокой точке Бруклина, обеспечивающей прекрасные виды на залив и Манхэттен.

Кладбище, принимавшее до 500 тысяч посетителей в год, считалось общеамериканской достопримечательностью – люди приезжали в США посмотреть на Ниагарский водопад и Грин-Вуд. Десятилетия спустя его ландшафт стал образцом для Центрального парка и бруклинского Проспект-парка.

Грин-Вуд и сейчас остаётся привлекательным для туристов местом. Можно воспользоваться специальным экскурсионным автобусом, а можно погулять самому. В любом случае стоит взять при входе карту – на двух квадратных километрах территории, среди множества извилистых дорожек, отмеченных чугунными уличными знаками, располагаются 600 тысяч могил. Здесь похоронены многие известные американцы, в том числе изобретатель телеграфной азбуки Сэмюэл Морзе, композитор Леонид Бернстайн, художник Жан-Мишель Баския, производители фортепиано Генри и Уильям Стейнвеи, дизайнер Луис Комфорт Тиффани.

Разрешение на фотографирование тоже окажется кстати: в Грин-Вуде есть чем полюбоваться. Если посетитель входит с главного входа (с бруклинской 5-й авеню), он сразу заметит ворота с башенками и арками. Разработанные Ричардом Апджоном каменные ворота в неоготическом стиле были построены в 1861 году. Скульптурные группы работы Джона М. Моффитта над входами изображают библейские сцены из Нового Завета. На башенках легко заметить огромные гнёзда – там живут зелёные попугаи-монахи (они в большом количестве расплодились в Нью-Йорке). Часовня неподалёку от ворот была построена в 1911 году архитектурным бюро «Уоррен и Уэтмор» – дизайнеры вдохновлялись работой знаменитого английского архитектора Кристофера Рена.

Кладбище до сих пор действующее, поэтому здесь есть не только старинные мавзолеи, но и современный: большое здание со стеклянным фасадом – фактически колумбарий. Внутри – мрамор, гранит, диваны, ковры, водопад высотой в пять этажей.

В 1920 году в Грин-Вуде был воздвигнут «Алтарь свободы» – памятник американской революции работы Фредерика Раксталла. Он изображает богиню мудрости Минерву, взмахнувшую рукой. Если встать рядом, будет понятно, кому она машет, – статуе Свободы, которая отлично видна с высоты гринвудских холмов.