Слова на правописание жи ши ча ща. Правило ча-ща пиши с буквой а. Просмотр содержимого документа «упражнения в написания словосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах »

Цели:

  • закреплять правило написания слов с сочетаниями ча – ща в словах;
  • упражнять детей в написании слов со всеми изученными буквами;
  • повторять знания детей о звуках и буквах, правил оформления на письме предложений;
  • развивать наблюдательность, речь;
  • воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству.

Оборудование:

рисунки-портреты Незнайки и Мальвины, демонстрационные карточки (<Рисунок 2>), плакаты с заданиями (<Рисунки 5,6,7>), д/игра “Поезд” (<Рисунок 4>), папка почёта “Красиво писать – красоту творить”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ребята, обозначим в тетрадях дату на средине строки.

(В это время должны поднять руки те дети, которые не получили тетради)

И верно, ваши тетради очень понравились Мальвине. (Открывает её портрет) Она их положила в папочку почёта, которая называется “Красиво писать – красоту творить”.

Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.

А кто читает то, что вы написали? (Мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу.)

А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать? (Красиво, аккуратно и разборчиво.) И будем учиться писать грамотно, без ошибок.

Спасибо вам, ребята, за красоту и порядок в ваших тетрадях. (Учитель вручает под аплодисменты товарищей лучшие тетради ученикам)

Все дети записывают в тетрадях дату.

2. Повторение знаний о звуках и буквах.

Задание 1. Нужно преобразовать буквы, написанные на доске мелом, в другие буквы с помощью:

а) цветного мелка;
б)мокрой тряпочки.

У доски работают два ученика. (<Рисунок 1>)

Задание 2. А в это время (фронтально) проводится игра “Угадайка”.

Дети узнают букву и её называют (например, “Это буква “А” прописная.”, “Это буква “в” строчная”). (<Рисунок 2>).

Задание 3. Что лишнее? (Запись на доске).

а)р,с, А, ш, И, О; (Лишняя буква “ш” - она печатная.)
б)е, ё, и, ю, я; (Лишняя буква “и” - она не обозначает 2 звука.)
в)д, м, п, щ, х; (Лишняя буква “щ” - она обозначает всегда мягкий согласный звук.)

А какие буквы ещё обозначают всегда мягкие согласные звуки? (Буквы “ч” и “й”.)

3. Сообщение цели урока.

Загадка.

Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?

Дети хором: Незнайка!

Учитель помещает на доску портрет Незнайки.

Незнайка записал буквы: Ч, Щ, Й. Он говорит, что они обозначают всегда мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чём он ошибся? (Буква “й” обозначает не глухой согласный звук.)

Учитель стирает букву “й”.

Сегодня на уроке мы будем упражняться в более красивом написании букв “ч” и “щ” в словах.. А также познакомимся с новым правилом написания трудных слов – значит, будем богаче в знаниях о русском языке.

4. Каллиграфическая минутка.

(<Рисунок 3>)

5. Физминутка.

Произнесём звуки, которые обозначаются этими буквами: <ч-щ, ч-щ, ч-щ>.

Чья это песенка? (Паровоза.)

Дети встают “паровозиком”, двигаются по классу и поют:

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу -
Бежит паровоз,
Далёко, далёко
Ребят он повёз.

6. Сообщение знаний о написании сочетаний ча-ща, чу-щу.

Сказка. (В. Волина “Русский язык в рассказах, сказках, стихах”, стр.122-123.)

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже некоторых. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали- искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща.

Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.)

На наборное полотно выставляются пары слогов:

ЧА-ЩА.
ЧУ-ЩУ

Дети проговаривается хором правило:

“ЧА-ЩА – пиши с буквой А.
“ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У.”

7. Закрепление правила. Выполнение упражнений.

Упражнение 1.

На доске слова с пропущенными буквами:

Ч..ща, чищ… , щ…ка, ч…до.

Дети объясняют, какую букву нужно вставить, при этом проговаривается правило.

Учитель вписывает цветным мелом нужную букву.

Проговорим слова ещё раз и спишем их в тетрадь. Подчеркнём сочетания ча-ща, чу-щу.

Упражнение 2. Работа над деформированным предложением.

Загадка.

Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы.

Какое ошибкоопасное место встретилось в слове щука ?

(<Рисунок 4>)

Слово щука приехало к нам на поезде и просит составить с ним предложение.

(В пруду щука ловит леща.)

Учитель ставит вагончики в нужном порядке.

Какие правила нужно вспомнить, прежде, чем записать это предложение?

(Дети повторяют правила заглавной буквы в начале предложения, раздельного написания слов друг от друга в предложении и правило написания щу и ща.)

Проговорим предложение и запишем его на следующей строчке в тетрадь.

Упражнение 3. Д/ игра “Отремонтируй слово”. (<Рисунок 5>)

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слов буквы откусили
К себе в норку утащили.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

а) Работают с комментированием у доски.
б) Индивидуальная проверка написанного в тетрадях.

Физминутка.

Отгадайте, кто это?

В огороде Тит стоит,
Ничего не говорит,
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.

Встанем дружно, ребята, и изобразим огородное чучело – пугало.

(Дети импровизируют. Интересные образы чучел у ребят отметить.)

Упражнение 4.

Ребята, тише-тише! Незнайка что-то нам хочет сказать.

Учитель за Незнайку говорит:

О! Я всё запомнил! Я всё теперь знаю! Я грамотнее вас стал! Я вам написал записку:

Яхочуугоститьвасчаем.

(Ребята смеются.)

Дети, какое правило не запомнил Незнайка? (Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)

Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?

Составим схему этого предложения.

Один из учеников выполняет на доске схему: |____ ____ _____ ____ .

Запишите предложение, сверяя его со схемой.

Упражнение 5.

Незнайке очень стыдно за хвастовство и зазнайство. Он извиняется перед вами, пригласил нас на чаепитие. (<Рисунок 6>)

Какие слова приготовил он вам? Составим и запишем, проговаривая. О чём будем помнить, записывая эти слова? (ЧА пиши с буквой А .)

Упражнение 6 на внимание.

Учитель произносит предложение:

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Какие слова с ча услышали? Назовите их. Какое правило нужно употребить, чтобы грамотно написать эти слова?

Упражнение 7. Самостоятельная работа.

Составьте по плакату (<Рисунок 7>) слова и запишите их.

Проверим друг друга в парах.

7. Итог урока.

Что нового узнали сегодня на уроке? (Дети повторяют хором изученные правила.)

А что, ребята, вы положили в сердце? (Стыдно хвастаться и зазнаваться. А также нужно быть благодарными за помощь)

Конспект урока по русскому языку

по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу" (2-й класс)

Панасенко Надежда Михайловна, учитель начальных классов 1 квал. категории

Цель: повторить, систематизацировать и расширить грамматический материал по данной теме

актуализировать правила написания слов с буквосочетаниямижи-ши, ча-ща, чу-щу;

развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь;

воспитывать уважительное отношение к русскому языку и любовь к животным.

Оборудование: карточки и картинки со словарными словами машина, ужи, чучело, щавель, чайник, щука, карточка с однокоренными словами к слову машина, карточки с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, карточки для самостоятельной работы (дифференцированные задания), Словарь русского языка Ожегова, магнитофон и диск с фрагментами песен, чучела птиц.

Сценарий урока

Организационный момент:

Прозвенел звонок сейчас

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

Вижу: класс мой - хоть куда!

Мы начнём урок русского языка.

б) Гимнастика для пальцев. Упражнение на внимание.

в) Дети занимают свои места. Записывают число, классная работа.

Подготовка к обобщающей деятельности:

а) Словарная работа.

Загадка №1:

Пьёб бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Носит обувь из резины,

А зовут её : (машина)

Подберите к слову машина однокоренные слова. На доску вывешивается карточка с однокоренными словами:

машинное (масло)

машинист

машинистка

машиностроение

Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. В современном мире машины облегчают труд человека.

Загадка №2:

Очень мирные мы змеи.

Любим жить в лесах у рек

Яда вовсе не имеем

И не знались с ним во век (ужи)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Как вы догадались, что это ужи? Что вы знаете о них?

Вывод: ужи - это не ядовитые змеи, они занесена в Красную Книгу Природы.

Загадка № 3:

На огне ворчу-бурчу,

А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Вывод: если чайник электрический, необходимо соблюдать правила обращения с электроприборами. Будьте осторожны с кипятком и паром.

Загадка № 4:

Он хорошо для кислых щей

Помимо прочих овощей (щавель)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение. Щавель - это травянистое растение с кислыми съедобными листьями.

Вывод: Щавель - это однозначное слово. Перед едой листья необходимо тщательно промыть в воде. Листья щавеля богаты витамином С.

Загадка № 5:

Урод стоит на палке

С бородой из мочалки (чучело)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение.

Вывод: слово чучело имеет 3 лексических значения. Значит слово многозначное. Учитель показывает чучело птиц. Старайтесь ходить красивыми и аккуратными, чтобы не быть похожими на "чучело"

Загадка № 6:

Полосатая злодейка

Съест любого малыша:

Пескаря, плотву, уклейку

Не проглотит лишь ерша (щука)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Вывод: С уроков окружающего мира мы узнали, что щука - это пресноводная рыба, хищница, мясо очень вкусное, желчь щуки берут на лекарство. Щука питается не только мелкой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятницей.

б) Определение темы урока

Ребята, прочитайте все слова и назовите тему урока.

в) Физминутка:

Представьте, что мы рыбаки (приняли позу рыбака). Проговаривается чистоговорка:

Щуку я тащу-тащу

Щуку я не упущу.

Проговорили 2-3 раза.

Обобщение силами учащихся

а) Письмо по памяти:

Записать чистоговорку в тетрадь, выделить орфограмму.

Вывод: чу-щу пишу с буквой у.

б) Составление деформированного предложения:

Ловить рыбу нам помогали Наташа и Серёжа. А для кого? Составьте предложение и запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.

На доске записаны слова: у / Наташи / кошка / и пушистая / Серёжи / Пушинка / рыбу / ест.

Проверка: Назовите слова, написанные с заглавной буквы, почему? Найдите грамматическую основу в предложении.

Вывод: жи-ши пиши с буквой и.

в) Игра "Фотогрф"

Накормили Пушинку, отдохнём и поиграем.

Описание игры: на доске 20 слов с буквосочетаниями ча-ща: чашка, чаща, роща, початок, щавель, площадка, частый, чайка, пощада, круча, туча, свеча, пища, каланча, чай, чайник, часы, часовщик, чащоба, кричать, чашечка и др. Дети в течение двух минут читают слова, а потом записывают в тетрадь по памяти. Обозначают орфограммы.

Проверка: кто больше запомнил и написал слов?

Вывод: ча-ща пишу с буквой а.

г) Физминутка: упражнение для глаз, упражнение для внимания.

д) Музыкальная пауза:

Дети прослушивают фрагменты детских песенок и записывают слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

"Песенка крокодила Гены" (прохожим, непогожий)

"Чунга-Чанга" (чунга-чанга, чудо, счастье, жить)

"Два весёлых гуся" (жили)

"Голубой вагон" (бежит, качается. Кончается)

"Крейсер Аврора" (притихший)

"Песенка Красной шапочки" (вышины, ширины)

"Шире круг" (шире)

"Добрый жук" (жил)

"Катюша" (груши)

"Если с другом вышел в путь" (чуть-чуть)

Проверка.

Вывод: хоровое проговаривание каждого правила жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у. На доске появляются карточки с правилами.

Самостоятельная работа учащихся

Каждый ученик получает карточку с заданием вставить пропушенные буквы и выделить орфограммы. Для сильных учащихся - 5 предложений. Для слабых учащихся - 3 предложения.

В ч...ще щебеч...т стриж... и чиж... .

Мама купила ч...йные ч...ашки и блюдца.

У Маш... и Миш... цветные карандаш... .

У Серёж... ч...десный новый рюкзак.

Бабушка сварила щ...велевый суп.

Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями и оценивают работу одноклассника, высказывают своё мнение.

Вывод: какие правила вы применяли при выполнение этого задания?

Подведение итогов урока

Проводится в виде игры "Подскажи словечко" (дети передают сердечко и называют слова, которые запомнили на уроке с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу).

Рефлексия:

Какова была тема нашего урока?

Какие правила мы повторили?

Что нового узнали?

Кому понравился урок?

Кому скажем спасибо?

Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?

Инструктаж о домашнем задании: Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Пронина, О.В. Русский язык 2 класс М.: Баллас, 2008г. - 160 с.: илл. стр. 108 упр. 180.

Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.

Дополнительные задания:

Заучивание стихов:

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Машины, шины камыши.

Запомни слоги жи и ши

Ты с буквой и всегда пиши.

Ча и ща, ча и ща -

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча -

С буквой а и ща и ча.

Я грамотно писать хочу

Слова на чу и шу учу:

Чулок и чудо, и чугун,

Чудак и щука, и ворчун

Чумазый, чучело, чурбан,

Чдесный, чувство и чулан.

Кричу, ворчу, ищу, тащу -

Я с у пишу и чу, и щу.

Мыши, ёжики, ужи,

Лужи, крыши и моржи.

Знаем твердо: жи и ши

Пишем только с буквой и.

Чудо, щука, ухвачу.

И кричу, лечу, хочу,

Сочетания чу-щу

Пишем только с буквой у.

Чаща, чайка, каланча,

Роща, чаща, и свеча

Точно знаем: ча и ща

Пишем только с буквой а.

Точно, точка, стрелочка,

Тучка, срочно, белочка,

Где чк – чн напишем

Мягкий знак уже не пишем.

Вспомните, что вы знаете о звуках [ч’] и [щ’] ? Это согласные шипящие звуки, глухие, непарные, всегда мягкие. На письме обозначаются буквами Ч и Щ .

Попробуйте ещё раз произнести эти звуки. Ваш язык и губы работают почти одинаково. Произнести эти звуки твёрдо не получится совсем. Мы хорошо ощущаем мягкость этих звуков, и поэтому на письме нам хочется показать эту мягкость, как и положено, гласными буквами Я и Ю. Но оказывается исторически звуки [ч’] и [щ’] мягкими были всегда, даже столетия назад, когда формировался наш язык, а значит, показывать мягкость этих согласных звуков на письме не надо было совсем.

Так появилось правило: ЧА - ЩА пиши с буквой А , а ЧУ - ЩУ пиши с буквой У .

Эти правила, как и написание сочетаний ЖИ - ШИ пиши с буквой И , считаются историческими, традиционными. Нам, современным людям, остаётся только следовать этим правилам и стараться писать слова без ошибок.

А теперь отправимся в город шипящих звуков:

1. Расшифруйте предложения, вставьте недостающие буквы:

«С добрым утром!» я крич…

Кузнецу, ткач…, врач….

«Добрый вечер!» - так встреч…ю

Всех, домой спешащих к ч…ю.

Проверьте себя.

«С добрым утром!» я криЧУ

Кузнецу, ткаЧУ, враЧУ.

«Добрый вечер!» - так встреЧАю

Всех, домой спешащих к ЧАю.

2. Соберите из разбросанных слов предложение:

Я, хочу, учу, грамотно, писать, слова на ЧУ и ЩУ

Проверьте себя.

Я грамотно писать хочу.

3. Какие слова с ЧУ и ЩУ вы знаете? Назовите.

Запишите слова в два столбика: в первый - с сочетанием чу, во второй - щу.

Чудак, щука, чудо, чулок, щупальце, щурок, чужой, кричу, щуплый, тащу.

Проверьте себя.

Вот как много слов в нашем языке подчиняются правилам: ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У.

А вот слова, которые пришли в русский язык из других языков, могут не соответствовать нашим правилам, и вы прочитаете в орфографическом словаре, что слова «жюри » и «парашют » написаны с буквой ю. Но таких слов-исключений очень мало, написание их запоминают, как словарные слова.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Фамилия Имя Отчество

Литвиненко Татьяна Александровна

Должность

Учитель надомного обучения

Название учебного заведения

ГБОУ школа № 565 Кировского района Санкт-Петербурга

Название номинации

Конспект занятия (урока) в коррекционной школе

Электронный адрес (личный)

Электронный адрес (школьный)

По какой программе и учебнику работаете

Воронкова В.В. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 кл. Издательство: Просвещение;

Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г.: Русский язык. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ (VIII вида). Издательство: Просвещение.

Особенности обучающегося

Индивидуальная работа с обучающимся надомной формы обучения с ДЦП и ментальной инвалидностью (самостоятельно не ходит, не сидит, не пишет, может удерживать карточку в руке, речь развита)

Примечание

Не по ФГОС, т.к. ФГОС был введен с 01 сентября 2016 года с 1 класса.

Возраст

11 лет

Класс

Предмет

Русский язык

Тема урока

Продолжительность урока

От 30 до 60 минут. Уменьшение времени на урок в случае плохого самочувствия или быстрой утомляемости возможно за счет уменьшения количества тренировочного материала. Увеличение продолжительности до 60 минут становится возможным за счет частой смены видов деятельности

Тема урока: Гласные после шипящих. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цель урока: совершенствование навыка правописания гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи:

Продолжать учить применять изученное правило;

Продолжать работу по расширению словарного запаса и умению объединять слова в семантические группы;

Помогать осознавать значимость своей деятельности;

Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать;

Учить планировать свои действия.

Оборудование:

Предметная наглядность (пакетик чая, чашка, чайник, часы);

Предметные картинки (стрижи, щуки, ерши, чайки);

Разрезная азбука с письменными и печатными буквами;

Магнитная маркерная доска, магниты, маркеры;

Карточки со словами, написанными рукой (ежи, камыши, пушинки, мыши, пиши);

Планшет с любым текстовым редактором;

Учебник.

Литература:

Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Русский язык, Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных чреждений VIII вида

Комиссарова Л.Ю., Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Р.Н.Бунеева и др.

Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Учебник для специальных коррекционных) школ V вида. 2 класс.

Серия «Занимательные карточки» Игра развивающая и обучающая. Автор д.п.н А.А.Штец.

Ход урока

С и пишу я жи и ши:

Лыжи, мыши, малыши.
С а пишу я ча и ща:

Роща, дача и свеча.
С у пишу я чу и щу:

Щука плачу и ищу.

Слоги эти заучу!

Ребенок рассказывает стихотворение, при необходимости оказывается помощь. Обязательна похвала!

Объявление темы урока

Сегодня мы будем закреплять наш успех в правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Давай еще раз вспомним правила написания этих сочетаний

Жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у

Можно опираться на карточки с записью правила

Игра «Настройка»

Слушай,

Слышишь:

Че-ша-ща?

Это буквы

«Ч», «Ш», «Щ» -

Что-то чистят сообща:

Че-ша-ща,

Че-ша-ща.

(А.Шибаев)

Ребенок слушает, договаривает повторяющиеся строчки

Можно повторить шипящие согласные, выложить перед обучающимся карточки с буквами, желательно заглавные прописные

Давай и мы настроимся на эти буквы шипящие и немного с ними пошипим

Ши-жи-ши

Ща-щу-ча

Ща-чу-щу

Шиш – жиш

Жин – шин

Чар – чур

Щур - щар

Повторяет за учителем слоги

Возможно повторение учителем набора слогов, следует следить за правильностью произносимых слогов

Упражнение «Собери слово из букв»

Ж И Р

Ш И П

Ч У Б

Щ У П

Ч А Й

Называет слова, которые получились: жир, шип, чуб, щуп, чай

Необходимо быть готовым к том, что значение слов чуб, щуп ребенку будет незнакомо и потребуется объяснение

Жи и ши буду писать с и, чу и щу буду писать с у, ча буду писать с а

Упражнение «Собери слово из слогов»

Усложняем вариант, собираем слова из слогов

ЧАШ и КА

ЧАЙ и НИК

ЧА и СЫ

Обучающийся называет слова: чашка, чайник, часы

На каждое слово на стол выставляется названный предмет

Что объединяет эти слова?

Слог ча

Какая трудность тебя подстерегает при написании этих слов

ча-буду писать с а

А что в этом ряду лишнее?

Часы

Пришли гости в дом, что мы обычно предлагаем? Посмотри на предметы, которые тебе в этом помогут

Мы предлагаем гостям чай

Читается по памяти учителем

Чайник в комнате запел:

«Я готов! Я закипел!
Пей горячий чай,

Чайник выключай!

(А.Барто)

Ребенок слушает.

Может вступать в беседу о правилах ПБ

Можно проговорить правила безопасного поведения

Игра «Робот»

Пришли гости, чайник закипел и что же мы теперь будем делать? Помоги мне, скажи, как я буду это делать!

Вскипяти чайник.

Положи в чашку пакетик с заваркой.

Залей кипятком.

Можно проговорить что значит кипяток – горячая вода

Упражнение в чтении слов, записанных письменными буквами

Сейчас мы пойдем на ковер, ты вытащишь из мешочка слова, которые мы прочитаем. А потом с этими словами поиграем.

Ребенок ползет к мешку с карточками, вытаскивает и читает слова

Слова: ежи, камыши, пушинка, мыши, пиши

А теперь перевернись на спину, ляг удобно на подушки и приготовься со мной играть

По возможности делает все самостоятельно

Работа по учебнику. Игра «Доскажи словечко»

Упражнение из учебника

Возле поля, мимо ржи,

Шли колючие е…

Ежи

В поле травы хороши,

А в озерах ка….

Камыши

С неба падают снежинки,

Словно белые пу…

Пушинки

Учитель набирает буквы из разрезной азбуки к слову

Не шумите. Тише, тише!

В темной норке дремлют мы…

Мыши

Когда пишешь – не спеши,

Буквы правильно пи…

Пиши

Работа по переводу письменного текста в печатный

Ты отдохнула, теперь садимся и будем списывать слова

Ждет, когда планшет ее поприветствует

Включить планшет. Если ты научишься это делать, то сможешь зарабатывать и помогать родителям

Прочитай слово, которое перед тобой лежит, поставь в слове ударение, раздели слово на слоги (проделывается с каждым словом)

Внимательно слушает задание

Слова: шуки, стрижи, чайки, ерши

Можно объяснить, почему слышим ы, а пишем и

Щуки

Щуки, щУки, щу-ки

Набираем слово. Какой слог первый?

ЩУ

Какие буквы будем нажимать?

Щ и У

Назови второй слог

КИ

Какие буквы будем нажимать?

К и И

Игра «Назови одним словом»

Перед тобой картинки, как мы их можем разделить?

Щуки и ерши – это рыбы, а чайки и стрижи – это птицы

Работа с текстом по учебнику.

Прослушай предложения. Помоги мне их расположить так, чтобы получилось стихотворение о щуке. В этом тебе помогут вопросы.

Наварила щука щей.

Червячка с крючка сняла.

Пригласила трех ершей.

Щука в озере жила.

Говорили все ерши:

Щи у щуки хороши!

(В.Левин)

Где жила щука?

Кого она поймала?

Что щука сварила?

Кого пригласила?

Как хвалили ерши щуку?

Щука в озере жила

Червячка с крючка сняла

Наварила щука щей

Пригласила трех ершей

Говорили все ерши:

Щи у щуки хороши

Можно сделать карточки с предложениями, для читающих детей

Измени слова по образцу.

Щуки и ерши, что делают?

Плавают

Повторить слова действия

Измени слово, плыть – я что делаю?

Я плыву

Слово действие летать, измени

Я лечу

Слова: искать, вертеть, хотеть, угощать, навещать

Вставь пропущенные буквы. Прочитай предложения.

на дач...

ш…рокие

рощ...

дач...

Вставляет буквы, читает по слогам

При написании используется специальное приспособление и прием «рука в руке»

Перебираемся на ковер. Пока я готовлю текст, устраивайся как тебе будет удобно

Ребенок выполняет инструкции педагога

Взрослый в случае необходимости помогает

Выкладывает текст. Каждое предложение напечатано с новой строки

Читает текст:

Я еду на дачу.

Вижу широкие поля.

А вот роща.

За ней наша дача.

Помощь педагога в удержании взглядом строки.

Что такое предложение?

Предложение – это законченная мысль

Как мы обозначаем начало и конец предложения?

Предложение пишется с заглавной буквы, а в конце мы ставим точку.

Подведение итога урока

Ты сегодня большая молодчинка. Выполнила много заданий. А на какое правило были все наши слова?

Жи – ши пиши с буквой и, ча- ща – пиши с буквой а, чу- щу – пиши с буквой у

Я знаю, что ты любишь, когда я тебе оставляю карточки. Оставить? Будешь собирать картинку? Это будет твоим домашним заданием: прочитать сочетания слов и предложения и сказать какое изученное правило встретилось.

Да

Дать ребенку время рассмотреть картинки, можно даже собрать сначала взрослому.

Выпуск 55

В начале урока русского языка Василиса прочитала ученикам письмо от мальчика Миши, который поздравлял всех с началом учебного года. Веснушка удивилась:
— Но ведь учебный год начался давным-давно. Странно, что Миша только теперь решил нас поздравить.
— Миша поздравил нас вовремя. Однако письмо очень долго до нас добиралось из-за того, что Миша не знал одно правило русского языка, — пояснила ведущая.
— Ни за что не поверю, что из-за какого то правила письмо может не дойти до адресата, — изумился Зубок.
Однако Василиса наглядно продемонстрировала ученикам, как такое может быть. На конверте было написано:
Куда: ШЫШКИН ЛЕС
Кому: ШКОЛА ОТ МИШЫ
— Ой, — удивилась Шуня, — так Миша неправильно написал название нашего леса. Правильно будет: Шишкин Лес.
— Именно поэтому почтальон долго не мог найти того, кому это письмо адресовано. И поздравление так задержалось, — пояснила Василиса. Есть такое правило в русском языке. Смотрите: жи ши — примеры согласных, которые всегда твёрдые и никогда не смягчаются. И хотя мы слышим после них звук «ы», но пишется всегда буква «и». Правило называется «не верь ушам своим»: «жи» и «ши» пиши с буквой «и». А теперь придумайте слова примеры с жи, ши. У друзей получился даже маленький рассказ: «Ежи стали на лыжи и кричат: «Стрижи, бежим!». Или вот ещё одна история с примерами жи ши: «Мыши жирафу сшили жилет. Жираф их позвал в камыши на обед».
— Я очень надеюсь, что мальчик Миша смотрит нашу передачу, и теперь он будет знать правило: жи ши пиши с буквой «и», — сказала Василиса. А теперь я хочу вас познакомить с ещё одним правилом, которого Миша также не знал, когда писал своё письмо. Смотрите, в письме написано: «Поздравляю с начялом учебного года!» Так вот в русском языке есть правило: ча ща пиши с буквой «а». А теперь приведите примеры слов в которых ча ща пишется с буквой «а». Таких слов много. Вот лишь несколько:
роща, чаща, чай, чашка.

— Ой, как нехорошо получилось, — воскликнула Шуня. Мы совсем забыли поблагодарить Мишу за поздравление. Спасибо тебе, Миша, за поздравление. Мы тебя тоже поздравляем с наступившим учебным годом и желаем тебе выучить вместе с нами правила русского языка.
Урок, на котором ученики изучили правило правописания жи ши с примерами, узнали, что ча ща пиши с буквой «а». Вот такая песенка у них получилась:
Не верим мы ушам своим —
Жи ши напишем с буквой «и».
А в сочетаниях ча и ща
Напишем «а», хоть слышим «я».