Человек в группе урок 2 обществознание. Человек в малой группе. Домашнее задание. Дети получают инструктаж по выполнению домашнего задание, которое носит дифференцированный характер

Цели:
1. уточнить знания детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;
2. учить детей видеть признаки сходства и различия между людьми и выражать их в речи; работать над обогащением словарного запаса детей;
3. развивать речь, внимание, правильное дыхание, моторику рук;
4. воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.
Словарь:
мальчик, девочка, мужчина, женщина, бабушка, дедушка, человек, люди, названия частей тела (верхние и нижние конечности).
Оборудование:
картинки, с изображением тела человека; мультимедиа; схематическое изображение человека.
Ход занятия
На доске ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка.
Воспитатель: Кто нарисован на этих картинках?
Дети: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка
Воспитатель: Как можно назвать одним словом?
Дети: Люди
Воспитатель: Все люди разные: есть пожилые и молодые, взрослые и дети. Посмотрите друг на друга внимательно, чем отличаются люди друг от друга? Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?
Ответы детей
Воспитатель: Одинаковый ли цвет волос?
Дети: Нет
Воспитатель: Все ли вы одинакового роста? (предложите детям померяться ростом) Но раз мы такие разные, то почему нас всех называют словом «ЛЮДИ»? Что у нас у людей общего? Чем мы похожи?
Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети: человек и части тела
Работа с картинками с изображением тела человека.
Воспитатель: Внимательно посмотрите друг на друга. Из каких частей тела состоит человек?
Дети: голова, шея, туловище, верхние конечности - руки, нижние конечности-ноги
Воспитатель: Верно, ребята, у всех нас есть голова. Что находится на голове?
Дети: нос, рот, уши, глаза
Воспитатель: Для чего нужны нос, рот, уши, глаза?
Ответы детей
Воспитатель: Отгадайте загадки, и среди этих картинок найдите правельный ответ.
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым,
Важным, длинным, маленьким,
Горбатым, толстым, тонким, конопатым.
(Нос)
Всегда он в работе,
Когда говорим.
А как отдыхает,
Тогда мы молчим.
(Рот)
Гимнастика для развития правильного дыхания.
Мы вдохнём легко и плавно, (вдох)
Выдохним протяжно (выдох)
Нос в работе (вдох)
Рот в работе (выдох)
Дышим все мы славно.
Воспитатель: Молодци! А вот еще дин такой вопрос на чём «сидит» голова?
Дети: На шеи
Воспитатель: Для чего нужна шея человеку?
Дети: шея – она соединяет голову и туловище человека
Воспитатель: Как называется самая большая часть тела человека?
Дети: туловище
Воспитатель: Покажите, где у вас туловище?
Дети показывают на себе
Воспитатель: Что находится на туловище впереди?
Дети: грудь, живот
Воспитатель: А что находится сзади?
Дети: спина
Воспитатель: Как вы думаете, что такое верхние, нижние конечности?
Ответы детей
Воспитатель: Как называются руки?
Дети: верхние кончности
Воспитатель: Как называются ноги?
Дети: нижние конечности
Воспитатель: В самом низу ноги - вот эта часть ноги (показать) называется ступней, как вы думаете почему?
Ответы детей
Воспитатель: Да от слова «ступать»
Гимнастика для рук
Очень сложен человек: (указательный палец на лбу, нахмуриться)
Двое глаз и двое век, (указательным пальцем показать на глаза, на веки)
И-внимательно смотри! - (указательным пальцем от глаз к вискам)
Уха два и две ноздри (показать на уши и ноздри)
А вот пальчиков-по пять, (растопырить пальцы на обеих руках)
Чтобы ими всё держать. (хватающий жест руками)
Воспитатель: Отгадайте загадки.
Большая часть – всему опора
И шея есть, спина, живот.
Скажите, что это такое?
Дети: туловище
Воспитатель: Молодцы! А еще в каждом человеке живет суперскилет, это наши кости, они все повторяют за нами, посмотрите, как выгледит ваш скилет, когда вы развоите руки, или например, скрещиваете ноги, или когда вы лежите. Вот поднемите левую руку вверх, а правую положите себе на голову, а теперь посмотрим, как это сделал наш скилет. А посмотрите сколько много косточек в ладони. Ребята познакомтесь это Маша. Маша очень не обычная двока, она может совсем разволится, вот так. А вам нужно момочь ей собрать. И назвать какие части тела человека вы запомнили?






















Обучающее общение Это воздействие обучающего на обучаемого с целью привить ему определённый комплекс знаний, умений и навыков. Обучающее общение осуществляется как внутри учебных заведений, так и в процессе овладения знаниями, необходимыми в обыденной жизни.










Межкультурное общение Осуществляется между людьми, разделяющими разные культурные ценности. Это может быть взаимодействие представителей разных направлений в музыке, искусстве, литературе, общение «отцов и «детей», представителей разных национальностей.










Интерактивное общение со сверстниками для юношества важно, потому что: это важный специфический канал информации, который даёт возможность узнать многие необходимые сведения; в совместной деятельности вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с общественными; это специфический вид эмоционального контакта.








Интимно-личностное общение Это взаимодействие, основанное на личной симпатии, привязанности, близости интересов, взглядов, ценностей Именно в юношеском возрасте люди активно стремятся найти близкого по духу человека, который поймёт, поддержит, придёт на помощь


Стихийно-групповое общение Происходит по формуле «я и случайные они». Это контакты с приятелями, которых легко меняют на других Это проведение досуга, необязательные встречи, посещение дискотек, кино, гуляние по улицам, бесполезное времяпровождение во дворе или на улице


Социально ориентированное общение Основывается на выполнении социально значимых дел, дающих личностный выход в более широкие общественные сферы Это позитивная социальная деятельность, в которой человек может проявить себя как самостоятельная и самоценная личность


Правила общения Проявляйте искренний интерес к собеседнику Старайтесь открыто признавать достоинства других людей, хвалите их Будьте доброжелательны, приветливы, улыбайтесь Будьте хорошим слушателем Говорите о том, что интересно собеседнику Проявляйте уважение и терпимость (толерантность) к людям Постарайтесь искренно встать на место другого человека Не критикуйте человека при посторонних







Задания 1.Что такое общение? 2.Назовите известные вам виды общения. Охарактеризуйте их. 3.Что отличает межличностное взаимодействие? 4.Почему в юношеском возрасте велика потребность в общении? 5.Назовите формы юношеского общения. Дайте им характеристику. 6.Что такое межличностный конфликт? 7.Каковы способы разрешения межличностного конфликта? 8.Что такое культура общения? Назовите известные вам правила общения.

Тема: Человек в группе

Класс: 6

Цель у рока: формирование представления обучающихся о видах группе и значимости роли группы в жизни подростка

Задачи:

Образовательная : определить значение понятий группа, лидер, нормы и роль группы в формировании личности обучающегося

Развивающая: развивать умения: выделять информацию из текста, преобразовывать информацию в другую знаковую систему, классифицировать объекты, создавать схему, работать в группе;

Воспитательная: воспитывать умение самостоятельно организовывать свою деятельность, культуру общения.

Тип урока : изучение новой темы. Открытие новых знаний

Методы : частично-поисковый

Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная

Формируемые УУД:

Познавательные - поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков

Личностные : Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности

Регулятивные : целеполагание, учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Планируемые результаты;

Предметные: учащиеся узнают, почему в группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции; научатся называть и характеризовать законы межличностных отношений, выявлять признаки группы; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся ведению дискуссии, а также применять навыки работы в группе.

Метапредметные: - формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формировать целевые установки учебной деятельности;

Личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал, учебник.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Актуализация знаний.

Беседа по теме « Межличностные отношения» Повторение в виде игры « Пинг-понг». Учитель задает вопрос ученику, тот отвечая, спрашивает другого и т.д. не менее 5-6 вопросов по теме.

Учитель обобщает ответы.

Внимание на экран. Прочитайте высказывания и прокомментируйте. О чем идет речь

Без многого может обходиться человек, но только не без человека».

Карл Людовиг Берне , немецкий критик конца 18в.

« Жизнь никогда не зависела и не зависит только от твоих собственных убеждений, привычек. На неё ежедневно и бесконечно влияют другие люди-семья, коллектив, общество» .

Иван Шамякин , белорусский писатель первая половина 20в

Обобщая сказанное, подводит к теме урока:

- И так, тема нашего урока «Человек в группе»

Ребята посмотрите на план урока и сформулируйте цель.

1.Что такое группа.

2.Какие бывают группы.

3. Группы, которые мы выбираем.

4. Правила группы.

- Цель урока: выяснить, что такое группа, какие бывают группы, почему люди вступают в группы, а также познакомимся с групповыми

Мотивация: - Знания по данной теме помогут вам ориентироваться в обществе, общаться со своими сверстниками. Тема урока «Человек в группе» является актуальной для каждого. Как важно – проснуться утром, вспомнить, что очень скоро вас ожидает встреча с теми, кто вам близок и интересен. Тогда и настроение бодрое, и дело спорится. Ведь общество – совокупность самых разных групп.

Актуализация: Из курса истории вспомним,

В какие группы объединялись в древности люди? Примерные ответы : род, племя, семья, стадо.

Так что же такое группа, используя материалы параграфа 7 стр. 58-59 дайте определение данному понятию.

Группа – это коллектив людей, которых связывают общие цели, интересы, деятельность.

Работаем в микро-группах

1 группы . Задание. Прочтите текст пар. 7 стр. 58-59, пункт «Какие бывают группы» и раздаточный материал, составьте схему «Виды групп и выделите по каким признакам можно разделить людей на группы групп.

Текст.

Группы бывают разные. По группы можно разделить на большие и малые

национальному признаку. по возрасту по полу месту жительства: горожане и сельские жители, по религии

которые выбираешь

Ребята, по каким признакам можно разделить наш класс?

Каждый из вас является участником группы.

-В какие группы сейчас входите вы?

    группы Задание. Прочтите текст параграф 7 стр. 59-60, пункт «Группы, которые мы выбираем» выделите причины, по которым люди вступают в группы.

(ответ: для общения; общие интересы; приносить пользу людям; найти взаимопонимание, для совместной деятельности)

    Можно ли самому подобрать для себя группу?

    А может ли группа выбрать вас?

    Что даёт человеку группа, какие качества в нём развивает?

(Развивает отзывчивость, милосердие, сопереживание, умение дарить радость).

Видео. Тимур и его команда.

Вывод: Группы, составляющие общества очень многообразны и многочисленны: большие и малые, временные и постоянные, профессиональные, религиозные. Количество групп зависит от интересов и видов деятельности людей.

Физминутка.

    задание.

Лидер-

лидер

Задание

В одном классе был мальчик, который отличался своей силой, заставлял более слабых ребят делать то, что ему хочется. Часто обижал девочек, не всегда слушал учителей. Главное - считал себя лидером класса, потому что се его боялись.

Один ученик стремился любой ценой по всем предметам получить только пятерки. Он не тратил время на помощь по дому, общественные поручения, не помогал товарищам в трудную минуту.

Как вы считаете, являются ли лидерами парни, упомянутые в представленных ситуациях?

Почему ты так считаешь?

4. Что можно и чего нельзя и что за это бывает.

- Каждая группа живёт по своим правилам, и эти правила отличают данную группу от других. Правила, по которым живет группа, называются групповые нормы.

Как вы думаете, для чего нужны групповые нормы. Если вы затрудняетесь ответить, то откройте страницу 62 снизу второй абзац.

Я предлагаю вам написать общие правила для нашего класса.

Закрепление материала

Выберите верные утверждения

    Человек с рождения является членом той или иной группы.

    Один и тот же человек одновременно может входит в разные группы

    Малая группа состоит из людей, хорошо знающих друг друга

    Только отличники могут быть лидерами в школьном классе

    Общество – совокупность самых разных групп.

    Лидеру не обязательно брать на себя руководство группой

Вывод. Групп множество. У каждой группы есть общая цель и дело. Человеку чтобы развиваться, необходимо быть частью какой-либо группы.

Рефлексия

Важно ощущать себя частью чего-то большего, чем ты сам – частью школы, семьи, класса. Предлагаю, продолжите фразы: «Я друг своих одноклассников, потому что … », «Я один из учащихся нашей школы потому, что …», «Я гражданин России, потому что …».

Спасибо вам ребята за урок. А теперь оценим вашу работу. Кому сегодня поставим паять, …..

Домашнее задание

1 группа

Задание

Прочтите текст пар. 7 стр. 58-59, пункт «Какие бывают группы» и раздаточный материал, составьте схему «Виды групп и выделите по каким признакам можно разделить людей на группы групп.

Текст.

Группы бывают разные. По количеству входящих в неё людей группы можно разделить на большие и малые . Малая группа состоит из людей, хорошо знающих друг друга (от 2-3 до 20-30 человек).

Человек появляется на свет в малой группе (семье), большая часть жизни проходит с малых группах: ученический коллектив, спортивная команда, кружок, друзья, студенческий и производственный коллектив. Один человек, как правило, состоит сразу в нескольких группах: семье, классе, в кругу друзей, кружке и т.д. К большим группам относятся народы, племена.

Людей можно поделить на группы по принадлежности к профессии (профессиональный признак). Например, рабочих, учителей, врачей. В мире проживают множество народов разных национальностей (армяне, русские, мари) – деление по национальному признаку. Людей можно поделить на группы по возрасту , то есть на детей и взрослых, также по полу -на мужчин и женщин. Можно разделить по месту жительства: горожане и сельские жители, по религии тоже – на православных и мусульман.

Среди групп можно выделить те, которые выбираешь сам. Например, спортивный кружок, приятелей. И бывают группы в которых можно оказаться не по своему выбору (семья, класс)

Таким образом, групп, объединяющих людей очень много и разделить на группы можно по различным признакам.

Группа играет большую роль в жизни человека: в группе формируется личность, в группе формируются жизненные ценности, в группе рождаются правила, обычаи и традиции, в группе делятся друг с другом наболевшим. Люди выживают сообща. Ученический коллектив – особый тип малой группы. Школьники собираются вместе в классе; их основная цель – научиться новым знаниям.

    группа

Задание 1 . Прочтите текст параграф 7 стр. 59-60, пункт «Группы, которые мы выбираем» выделите причины, по которым люди вступают в группы.

Причины, по которым люди вступают в группы :

Первая причина - это общий интерес . Вместе собираются люди с одинаковыми интересами. Например, ходят в походы, играют в футбол

Вторая причина -

Третья причина-

Следующая причина-

    группа

Прочтите текст параграф 7 стр. 60-61, пункт кто может стать лидером. Составьте словесный портрет лидера.

    Для этого сначала объясните понятие: лидер

    Затем, назовите, каким должен быть лидер, перечислите качества

Лидер- человек, который ведет за собой группу и отвечает за неё.

Признаки группы (что позволяет этих ребят считать группой)

у ребят есть общая цель, дело, интерес они помогают пожилым людям

Задание к фрагменту фильма: Тимур и его команда

Определите цель группы (чем занимались)

Признаки группы (что позволяет этих ребят считать группой)