Речевая характеристика карандышева. Образ и характеристика карандышева в пьесе бесприданница островского сочинение. Смотреть что такое "карандышев" в других словарях

КАРАНДЫШЕВ

КАРАНДЫШЕВ - центральный персонаж драмы А.Н.Островского «Бесприданница» (1878). Амбиция - ключевое слово к объяснению личности К. Амбициозность бедного человека - художественное открытие Ф.М.Достоевского (Макар Девушкин в «Бедных людях», Парадоксалист в «Записках из подполья», Мозгляков в «Дядюшкином сне», Смешной человек в «Сне смешного человека»). В отличие от Достоевского, раскрывающего «самосознание бедного человека» (М.М.Бахтин), Островский показывает в пьесе душевную жизнь К. и то, как она искажается, оказавшись во власти амбиций. Три года унизительного ожидания, насмешек, уколов самолюбия, равнодушия со стороны Ларисы и, наконец, как вознаграждение «за постоянство» - согласие на свадьбу. К. и не скрывает, что жаждет реванша, возможности «пове-личаться». Он впервые в жизни чувствует себя не просто «равным» остальным, но и превознесенным над всеми в силу оказанного ему Ларисой предпочтения. «Голову так высоко поднял, что, того и гляди, наткнется на кого-нибудь».

«Наткнулся» К. на Паратова и оказался с «бесчеловечной жестокостью» осмеян и унижен им. Обед, задуманный К. как демонстрация своего торжества, кончился тем, что гости его подпоили и уехали к цыганам, увезя с собой Ларису. Монолог К. о «смешном человеке» - вопль его оскорбленного самолюбия. С этого момента К. оказывается во власти собственной обиды: «Для меня нет теперь ни страха, ни закона, ни жалости; только злоба лютая и жажда мести душат меня».

Излишняя «литературность» этих слов подсказывает, что К. решает сыграть роль «рокового» героя, которую когда-то разыгрывал в доме Огудаловых: «дикие взгляды» бросал, «отчаянным» прикидывался. «Раз застрелиться хотел, да не вышло ничего, только насмешил всех».

Пистолет, схваченный со стола; напыщенность и выспренность реплик, обращенных к Ларисе («О, не раскайтесь!», «Вы должны быть моей»); «наполеоновский» жест («Кладет руку за борт сюртука») - все это не что иное, как смехотворное подражание «печорин-ским» страстям, более всего напоминающее о Грушницком. Только увидев умирающую от его выстрела Ларису, К. понимает, что он наделал. В угоду тщеславию, дешевой позе, теша свое самолюбие, он погубил свое счастье. Прощальная нежность Ларисы обращена к человеку с потрясенной душой, охваченному чувством раскаяния.

Первый исполнитель роли К. - М.П.Садовский (1878). Среди других исполнителей - С.А.Мартинсон (1940).

Лит. см.. к статье «ЛАРИСА».

Н.А.Шалимова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "КАРАНДЫШЕВ" в других словарях:

    Карандаш или карандыш человек очень небольшого роста. В Затишье Тургенева читаем: Вошел старичок низенький и толстенький, из породы людей, называемых коротышками и карандашами. (Ф) (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) … Русские фамилии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бесприданница (значения). Бесприданница Жанр: драма

    Жестокий романс Жанр мелодра … Википедия

    Вещь. Слова и выражения в художественном произведении обращены не только к действительности, но и к другим словам и выражениям, входящим в строй того же произведения. Правила и приемы их употребления и сочетания зависят от стиля произведения в… … История слов

    Островский А.Н. Островский Александр Николаевич (1823 1886) Русский драматург, театральный деятель. Афоризмы, цитаты Островский А.Н. биография Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и… … Сводная энциклопедия афоризмов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бесприданница (значения). Бесприданница … Википедия

    Николай Яковлев Имя при рождении: Николай Капитонович Яковлев Дата рождения: 25 апреля (7 мая) 1869(1869 05 07) Место рождения: Рязань … Википедия

    Бесприданница (фильм, 1936) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Бесприданница (фильм). «Бесприданница» Жанр драма Режиссёр Яков Протазанов Александр Роу Автор сценария … Википедия

    Род. 21 ноября 1918 г., в Киеве, ум. 15 июня 2001 г. Актер театра и кино, выпускник Школы киноактера при киностудии "Мосфильм" (1940). Работал в ЦТСА (1940 46), в Театре студии киноактера (с 1946), в последние годы в театре "Школа… … Большая биографическая энциклопедия


Карандышев Юлий Капитоныч – центральный персонаж пьесы Островского «Бесприданница». Это молодой и небогатый чиновник, но амбициозность является его главной характеристикой. Карандышев чересчур самолюбив, чувство собственного достоинства у него болезненно обострено. Лариса является для него не столько любимой девушкой, сколько красивой вещью, с помощью которой можно утереть нос Паратову.

Тема амбициозности бедного человека впервые раскрывается в произведениях Достоевского (Парадоксалист в «Записках из подполья», Макар Девушкин в «Бедных людях» и др.). Однако, если Достоевский уделяет больше внимания самосознанию бедного человека, то Островский стремится показать его душевную жизнь, которая, оказавшись во власти амбиций, искажается до невероятно уродливых форм.

Три года Карандышев пытался обратить на себя внимание красавицы Ларисы, но ничего, кроме насмешек окружающих и равнодушия с ее стороны, он не видел. И вот, наконец-то, долгожданное согласие на свадьбу. Естественно, Карандышеву хочется взять реванш и продемонстрировать всем окружающим свое превосходство, ведь именно ему Лариса отдала свое предпочтение. К тому же, он ощущает себя настоящим благодетелем, который готов взять в жены бесприданницу. Но самолюбие молодого человека постоянно страдает от напоминаний о том, что роль жениха ему досталась только «благодаря» неудачным обстоятельствам.

Огудаловы не скрывают, что относятся к нему просто, как к «запасному варианту». Все это мешает Карандышеву ощутить победу в полной мере, унижает и оскорбляет его.

Тем не менее, герой отказывается кротостью и преданностью заслужить настоящую любовь Ларисы. Она дает ему такую возможность, когда просит поддержать ее и увести подальше из города. Но самолюбие Карандышева раздражено настолько, что подавляет собой чувство любви к девушке. Одно лишь желание победить Паратова руководит поведением героя. На свою беду Карандышев задумал устроить званый обед, чтобы продемонстрировать собственное величие всем окружающим, в том числе Паратову. В итоге, мероприятие закончилось тем, что гости, изрядно подпоив хозяина, уехали к цыганам, прихватив с собой Ларису. Монолог героя о «смешном человеке» - это отчаянный крик его оскорбленного самолюбия. Карандышева захлестнула обида, злоба и жажда мести овладели его сознанием, он уже не чувствует ни страха, ни жалости, ни любви. Чрезмерное себялюбие привело героя к тому, что истинные жизненные ценности перестали для него что-либо значить, он стремится жить в мире собственных иллюзий и жестоко расплачивается за это. Решив сыграть роль «рокового» героя, вершителя судеб, Карандышев убивает Ларису. Для него это единственная возможность доказать свою власть над ней и продемонстрировать свое торжество над соперниками, которые в реальности значительно превосходят его во всем. Оправдывая свой ужасный поступок тем, что его унизили и оскорбили, Карандышев находится в особо жалком и смешном положении. Только увидев Ларису, умирающую от его пули, герой смог осознать, что погубил собственное счастье. Лариса умирает, прощая всех, а Карандышев потрясен и охвачен чувством раскаяния.

Обновлено: 2012-08-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Особое место в системе образов пьесы занимает жених Ларисы — Ка-рандышев. Совсем, конечно, раз-ные люди — Паратов и Каранды-шев, но есть между ними связь. Маленький бедный чиновник хочет казаться «бле-стящим барином» — таким же, как Паратов: «В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кин-жалов, пистолетов тульских навешал...» — и т. д.

Карандышев также стремится играть роль, но очень неудачно. Он все время пытается кому-то подражать (тому же Паратову, например), но выхо-дит у него нелепо, жалко, смешно. Воспользовавшись случаем, Карандышев стремится «отыграться» за все свои унижения. Ему хочется возвыситься в глазах окружающих и в своих собственных глазах тоже.

У Островского Карандышев — тоже новый харак-тер, созданный уже с учетом художественного опы-та Достоевского.

Женитьба на Ларисе для него — прекрасный спо-соб для самоутверждения. Не случайно он все время думает не о ней, а о себе: «...три года я терпел унижения, — говорит Карандышев своей невесте, — три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, по-смеяться над ними!» Лариса просит его поскорее уехать из города. Как бы не так! Ему очень хочется покрасоваться, всем возвестить о своей побед», о своем торжестве: «Теперь я хочу и вправе по-гордиться и повеличаться».

Однако в духе гуманистической традиции русской классической литературы Островский выделяет в ма-леньком чиновнике не только зависть и самолюбие, но и оскорбленное человеческое достоинство. В кон-це концов просыпается все же в нем самосознание, пусть униженного и оскорбленного, но человека. Наступает страшный для Карандышева момент проз-рения: он, наконец, понял или хотя бы почув-ствовал истину, начинает осознавать и свою настоя-щую роль в том, что происходит вокруг него. Это роль шута. И именно теперь-то, в момент этой ужасной катастрофы, Карандышев на мгновение эс-тетически возвышается, превращаясь из мелкого чи-новника, с присущим ему комплексом социальной наполненности, в человека, отстаивающего свое че-ловеческое достоинство. Страдания его очеловечи-вают, как это бывало и с некоторыми героями Достоевского. И мы невольно начинаем сострадать Карандышеву, когда перед нами предстает человек, который наконец-то осмеливается взглянуть правде в глаза, осознать свое истинное положение в этом обществе и взывать о сочувствии:

«Я смешной человек... Я знаю сам, что я смеш-ной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны?.. Но разломать грудь у смешного чело-века, вырвать сердце, бросить под ноги и растоп-тать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!»

Карандышев многого все еще не понимает, но потрясение, испытанное им, не проходит для него даром. И в разговоре с Ларисой он оказывается способным на обобщения большой социальной силы. «Хороши ваши приятели! — говорит он. — Какое ува-жение к вам! Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам распо-лагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, — это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь обижаться не может». Материал с сайта

Но, поднявшись до осознания действительно тра-гического конфликта (человек — вещь), Карандышев не в состоянии все же выйти за пределы этой системы ценностей. Он возмущается не противо-естественностью превращения человека в предмет купли-продажи, а тем, что он сам выброшен из игры. И в последний раз Карандышев пытается воспользоваться ситуацией, которая, казалось бы, сложилась благоприятно для него. Обращаясь к Ларисе, он «с жаром» кричит: «Я беру вас, я ваш хозяин!» Однако такой хозяин Ларисе не нужен. Если она вещь, то тогда ей остается одно утешение: быть дорогой, очень дорогой вещью. Этого Каран-дышев стерпеть не может: «Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета.)» Так оправ-далось трагическое предчувствие Ларисы, о котором она еще во втором действии сказала матери и жениху: «Я вижу, что я для вас кукла: поиграете вы мной, изломаете и бросите».

"Смешной человек"Карандышев.

В пьесах А.Н.Островского мы знакомимся с различными слоями русского общества 19 века.О купечестве и его "злонравии" автор поведал в драме "Гроза".О зарождающемся классе буржуазии - в драме "Бесприданница".Наряду с изображением трагедии женских характеров,Островский представляет нам целые группы человеческих судеб и нравов.Одним из героев пьесы "Бесприданница" является Юлий Капитонович Карандышев,мелкий,небогатый чиновник,наделённый непомерным самолюбием и огромными амбициями.Достоинств никаких в нём нет.
Но ведь чем - то он интересен автору,да и зрителям тоже.
Давайте порассуждаем.В стране появился класс новых буржуа.Они не только богаты,но и культурны,образованны,хорошо одеты,посещают театры,говорят по - французски,бывают "в парижах"и ведут светский образ жизни.Не являясь потомственными дворянами,они пользуются уважением и почтением в обществе.Вот о такой жизни мечтает и Карандышев.Его имя невольно подсказывает нам,что это так.Ведь известен великий человек -Юлий Цезарь,который "пришёл,увидел,победил".Цезарь - властитель.Таким хочет быть и Карандшев.Хочет быть не хуже других.Путей достижения цели не так уж много.Разбогатеть? Но жалованье мелкого чиновника невелико.Жениться на богатой? Не брутален.Не интересен.Даже наоборот,ничтожен и смешон.Есть ещё путь - жениться не небогатой,но известной, красивой и незаурядной девушке и с её помощью "влезть " в высшее общество.А там уж не зевать и получить желаемое возвышение.Именно таким образом,как мне кажется,Карандышев надеется решить свои проблемы и начинает ухаживать за красавицей Ларисой Огудаловой.Лариса хоть и бедна,но умна,образованна,любит искусство,прекрасно играет на различных музыкальных инструментах,умеет вести себя в обществе.Она человек уникальный и интересный.У неё роман с негодяем и светским щёголем Паратовым.Но и мы,и сама Лариса понимает,что в жизни Паратова ей места нет.Как в среде дикого купечества,так и в среде нового класса,прежде всего ценятся деньги.А Лариса бедна.Паратов,промотав своё состояние,решил жениться на богатой.В противоположность бедному Карандышеву он уверен в себе,красив,безнравственен и легко преступает законы морали.От отчаяния Лариса принимает предложение Карандышева о замужестве,надеясь,что этот человек её любит и сможет окружить вниманием и заботой.Возможно,так бы и случилось,не будь Паратов столь бесчестен,а Карандышев столь жалок и ничтожен. Показательным в этом плане является сцена обеда,устроенная Карандышевым для представителей высшего света,знакомых Ларисы,с целью показать,что он не хуже их.Но обед, торжество Карандышева,обернулся позором..Потуги жениха вызывают и жалость, и смех.Безвкусный бедный кабинет героя,небогатая закуска,дрянное вино -всё говорит о бедности и убогости этого пиршества.Но Карандышев хорохорится и гордится.Он так постарался!.Все смеются над ним.Кажется.один только он и не понимает своего жалкого положения.Жестокие гости,чтоб ещё больше унизить жениха,подпаивают его и убегают,прихватив с собой Ларису.Ей мерзко,стыдно,горько.Она понимает свою несовместимость с Юлием Капитоновичем.Понимает,что сама себя обманывала,что выхода нет,что она игрушка в руках мужчин,и нужна им для забавы,как роскошная вещица.Карандышев тоже понимает своё ничтожество. Он говорит: «Я смешной человек... Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!». Это плач оскорблённого самолюбия.
В эти минуты и мы сочувствуем герою.И Лариса жалеет его.После выстрела она успевает сообщить,что сама себя убила,тем самым ограждая жениха от наказания.Так кто же такой Карандышев? Смешной или несчастный человек? Есть такой афоризм:"Всё в твоих руках" .Вот Карандышев хотел изменить свою судьбу.Но,как говорят,"не рядись, ворона, в павлиньи перья"!Это и про нашего героя.Он захотел счастья такой вот ценой.Изменил самому себе,не оценил подлости и цинизма тех,рядом с которыми хотел пристроиться в жизни Потерял любимую (?) Любил ли? Потому и смешон,что его понимание мира не соответствует их нравам и понятиям.Они хуже и подлее него.Он там чужак.Вот за это непонимание жизни и наказан Карандышев полным крахом.Он не интересен.Он смешон и жалок.Это моё мнение.

Карандышев образ и характеристика по плану

1. Символичность Карандышева . Эпоха, изображенная в " ", знаменовала собой быстрое вступление России в фазу капиталистического развития. Сила и власть постепенно переходили в руки ограниченного числа людей, сумевших сколотить состояние. На этом фоне особенно заметна убогая жизнь мелкого чиновничества, к которому принадлежит Карандышев. Карандышев не способен проявить инициативу. Он просто плывет по течению, занимая скромную чиновничью должность. Ограниченные финансовые возможности развивают в нем робость и нездоровое чувство собственного достоинства. Главная цель Юлия Капитоныча - доказать окружающим, что он ничем не хуже людей, обладающих сказочным богатством. В этом заключается трагедия всей его жизни.

2. Поведение и манера держать себя . Карандышев очень болезненно воспринимает все высказывания на свой счет, даже вполне безобидные. Ему кажется, что за ними скрывается насмешка над его бедностью. Отсюда проистекает его подчеркнутая строгая вежливость и стремление показать себя в лучшем виде. Однако чем больше Юлий Капитоныч старается, тем смешнее выглядит в глазах окружающих.

3. Карандышев и Лариса. Заручившись согласием Ларисы и ее матери на брак, Карандышев преображается. В нем просыпаются все прежде скрытые честолюбивые мечты. В понимании Юлия Капитоныча его свадьба с молодой и очень красивой девушкой доказывает всему обществу, что его просто недооценивали до этого. Возможно, Карандышев и любит Ларису, но это чувство отходит на второй план перед удачной возможностью собственного триумфа. Ему очень важно пригласить на свадьбу самых влиятельных людей и покрасоваться перед ними. Для Юлия Капитоныча - просто дорогая игрушка, случайно доставшаяся в его руки. Еще не обладая правами мужа, он начинает делать ей замечанию по поводу, как ему кажется, недостойного поведения для девушки.

4. Отношение к Карандышеву других героев . Ничтожество Карандышева и его тайные мечты ни для кого не секрет. Остальные герои просто по-разному реагируют на этого окрыленного предстоящей свадьбой человека. Объединяющим всех чувством по отношению к Карандышеву является презрение, выражающееся в разной степени. Презрения практически не скрывают и Вожеватов. Паратова от откровенных насмешек над женихом удерживает жалость к положению Ларисы. В разговоре Харита Игнатьевна также довольно-таки часто намекает на очень незавидное положение Карандышева. Однако устав от бесконечных поисков жениха для дочери, она согласна и на такой вариант. В очень сложном положении находится Лариса. Согласившись на брак от отчаяния, она уже устала от Карандышева и его поведения. Презирая жениха, она испытывает к нему, в отличие от остальных, настоящую жалость, ведь их объединяет бедность.

5. Показательные сцены с участием Карандышева . Карандышев выглядит невероятно глупо с самого первого появления, когда он приглашает гостей на свадьбу. Ему не терпится пригласить Кнурова, который даже не удостаивает его внимания. Юлий Капитоныч не стесняется высказывать свой замысел в разговоре с Ларисой. Фактически он признается, что свадьба для него - не счастье с любимой женщиной, а всего лишь удовлетворение собственного самолюбия. Одновременно смех и жалость вызывает Карандышев на торжественном обеде. Основательно выпив, он не замечает насмешек гостей, пытается создать видимость достатка. Вершина унижения Юлия Капитоныча - его запрет петь для Ларисы, который она немедленно нарушает. В финальной сцене Лариса откровенно оскорбляет Карандышева, который, унижаясь все больше и больше, уговаривает ее уехать с ним. Убив девушку, Юлий Капитоныч доказал, что был совершенно ее недостоин.

6. Заключение. Карандышев - яркий литературный пример того, насколько может быть исковеркана душа человека под влиянием бедности. Юлий Капитоныч от природы добрый и честный человек. Только беспросветная нужда развила в нем болезненное самолюбие и, в конце концов, привела к убийству ни в чем не повинной девушки.