Мы все готовы к вам ползти по дну

12 августа 2012 года исполняется 12 лет со дня гибели подводной лодки "Курск". 118 человек погибло.

2000 год. Владимир Путин "восходит на престол" в первый раз. Сразу же демонстрирует военную мощь нашей страны парадами с показом техники. Хочет зарекомендоваться как "предводитель" самой сильной на море державы.

Через восемь дней после инаугурации Путин подписывает указ о задержании на 20 лет строгого режима американского шпиона, пытавшегося выкупить чертежи новой русской торпеды "Шквал" - развивает скорость более 500 км в час.

"Курск" - новейшая подводная лодка, построенная в 1994 году, оснащённая по последнему слову техники. Ядерные боеголовки, по мощности в 40 раз превышающие бомбу, сброшенную на Хиросиму, двойное дно, и, конечно же, "Шквал".

Субмарина должна была участвовать в испытании "Шквала" 12 августа 2000 года. За ней наблюдал не только русский морской флот, но, подпольно, и США.

Американцы заметили на испытаниях представителей Китая, что закрало в них подозрения в приобретении китайцами сверхсовременной торпеды.

Тем временем Владимир Владимирович отправляется на дачу в Сочи.

В 11:28 минут 12 августа 2000 года, когда лодка уже практически готова к заданию, на ней происходит взрыв. В торпедном отсеке - сквозная пробоина. Обычно в таких случаях командир должен нажать кнопку, и подводная лодка сама поднимается на поверхность. Но по необъяснимой причине "Курск" продолжает двигаться вперёд.


11:30 - второй взрыв, в 100 раз мощнее первого. Курск идёт ко дну. Большей части команды уже нет в живых. Оставшиеся глушат атомный двигатель и укрываются в аварийном отсеке.

Версии:

Официальная. На "Курске" взорвалась торпеда 65-76 «Кит» с двигателем на
пероксиде водорода. Но таких торпед уже не используют в течение 50ти лет. Каким же образом на суперсовременной подводной лодке она появилась? Эта версия принята официальным поверенным Путина главным следователем И. И. Клебановым ещё до начала расследования.


Подлодки США. Когда американцы заметили присутствие Китая на испытаниях, сомнений не оставалось - последние покупают "Шквал". Такой оборот событий был не выгоден Америке, ведь тогда пропало бы превосходство их на море. Американцы принимают решение сорвать испытания русским и китайцам. Они отправляют две подводные лодки: Мемфис и Толедо. Первая - для дистанционного слежения и наблюдения за процессом, Толедо - для более деликатной и сложной задачи - следовать за "Курском" на как можно более близком расстоянии.

Немудрено, что на такой небольшой глубине - 100 метров - неповоротливая Толедо могла задеть Курск. Для нашей подводной лодки подобное столкновение - просто царапина на обшивке, а для Толедо такое приключение обернулось бы гибелью. Мемфис решил защитить отход Толедо. Но с Курска послышался звук зарядки торпедного оружия. Американцы испугались - "Шквал" бьёт качественно, а главное, очень быстро - времени на отступление не оставалось. Мемфис стреляет торпедой Мк-48 в нашу подлодку. Сама эта атака не смогла бы причинить Курску особого вреда, но она пришлась на торпедный отсек, спровоцировав взрыв собственного оружия Курска. Взрывная волна отбросила и сам Мемфис.

Доказывает эту версию пробоина, характерная именно для действия торпеды, а также найденный вблизи места происшествия аварийный буй американской подлодки.

Курск наткнулся на мину Второй Мировой Войны. В таком случае лодку от взрыва "перекосило" бы намного сильнее. Хотя в Баренцевом море действительно есть такие мины.

Действия после трагедии:

Военно-морским командованием России была направлена поисковая спасательная команда к месту крушения Курска. Произведён осмотр гибнущего судна. Информация о результатах осмотра, а также причины неоказания помощи оставшимся в живых навсегда останутся неизвестными.

В официальных СМИ сообщение о гибели Курска появляется только через два дня после взрыва. И сразу же читаем ложь: "Лодка затонула 13 августа..."

Семьи команды подводной лодки приехали поближе к месту трагедии - в Мурманск. Они не знали, кто именно находился на борту 12 августа. У каждого судна есть два сменных экипажа, но никто не объявляет общественности, какой именно состав когда бывает в море. Перед тем, как начать операцию, первая обязанность капитана - отправить список команды, находящейся на борту, в своё военное управление на берег. Поэтому такая запись существовала.

Газете "Комсомольская правда", в конце концов, удаётся просто-напросто выкупить нужный список.

Каждый из родственников надеялся, что в числе 27 оставшихся на тот момент в живых и запертых в аварийном отсеке, оказался их муж, сын, брат или дядя...

"Нас осталось несколько на холодном дне
Три отсека взорваны, да три еще в огне
Знаю нет спасения, но если веришь - жди
Ты найдешь письмо мое на своей груди"

ДДТ, "Капитан Колесников"

Тем временем стало точно известно, что на Курске действительно остались живые люди. И они

подают сигналы "SOS", постукивая по стенкам. "Постукиваниями"-азбукой Морзе капитан Колесников и его ребята говорили, что кислорода и продовольствия им хватит на 10 дней.

"Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души,
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше -
Наш SOS все глуше, глуше,
И ужас режет души напополам!"


Владимир Высоцкий "Спасите наши души"


Путин выходит на связь только через пять дней, не выезжая с дачи. Говорит,
что у ВМФ есть всё для спасения моряков, что мы не нуждаемся в иностранной помощи.

Через неделю представители власти решаются встретиться с семьями пострадавших.
Отчаявшиеся люди бросают прямые и острые обвинения чиновникам и военным. Одну, по мнению властей, "слишком разговорившуюся" женщину успокаивают с помощью укола.
А военные выгоняют из зала журналистов.

Неделя! Неделя полного бездействия со стороны российского правительства!
"Плохая погода, не тот наклон подлодки, заклинило люк...", - так они оправдывали своё странное поведение.

11 стран НАТО предложили свою помощь узникам Курска. Ни одной власти России не разрешили приблизиться к умирающей подлодке.

А люди сидели в темноте, и надежда их угасала.
Вы считаете себя счастливо спасёнными, ведь из 118 человек выжили лишь 27, в число которых входите вы. Вас обязательно должны вытащить, вам же так повезло! Но проходит один день мучительного ожидания, второй... А нет даже попыток вам помочь. Представьте.

"Продуты полностью балластные цистерны,
Но субмарина с места ни на фут,
Ну, все - конец! А на земле, наверно,
Уже забыли, как нас всех зовут..."

Разные Люди "Над нами ласковое море"

Под давлением родственников и прессы В.В. Путин решает подпустить к лодке спасательную команду из Норвегии. По прошествии восьми дней с начала трагедии.

Норвежцы работали оперативно. "Заклинивший" люк открыли за 25 минут. Но "Курск" был заполнен водой целиком.
Уже ничего нельзя сделать. Люди погибли.


"Позже о случившемся долго будут врать:
Расскажет ли комиссия как трудно умирать?
Кто из нас ровесники, кто герой, кто чмо?
Капитан Колесников пишет нам письмо"

ДДТ, "Капитан Колесников"

Путин приезжает в Мурманск, к семьям моряков. Делает визит вдове командира "Курска". На экране Первого российского канала видно, какая "обшарпанная" и бедная обстановка в доме семьи. А ведь супруг работал на супермощной подводной лодке!

В. В. Путин встречается с родственниками остальных погибших моряков.

После этих "свиданий" семьи моряков "Курска" не хотят ехать с ним на место гибели
Курска.

При осмотре подводной лодки опознано одно тело - Дмитрия Колесникова,
командира центра управления гребной установкой. При нём нашли две записки.
Одна - жене, кусок которой всё-таки обнародовали, другая - для командования, засекречена. В ней были изложены истинные причины крушения.


"Карандаш ломается, холодно, темно
Капитан Колесников пишет нам письмо..."


ДДТ, "Капитан Колесников"


12 тел поднято.

Принято решение о поднятии субмарины. Опять таки только с помощью забугорных специалистов и только без торпедного отсека. То есть, пришлось отпиливать всю носовую часть. Сказали, она может взорваться. А почему бы она тогда не могла взорваться при отпиливании?

Стоимость "отпиливания" равнялась 130 000 000 евро. Ничего не жалко для сохранение "чести" Путина,
не так ли? Ни денег, ни жизней.

В октябре Курск подняли. На нём отчётливо просматривалась пробоина от торпеды.

Итог:

Умерли люди. Самой мучительной смертью, смертью в ожидании спасения. Стоят ли их жизни всех политических интриг, лицемерия, лжи и рейтинга наших властей?

Потрачены баснословные деньги также на сохранение репутации.

"Чтоб взлететь на небеса выпал этот акт
До свидания, милая, мы приняли парад"

ДДТ, "Капитан Колесников"

12 августа 2000 года в Баренцевом море в 175 км от Североморска (координаты: 69.666667° с. ш. 37.583333° в. д.) на глубине 108 метров затонул атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 «Курск» со всем экипажем. Все 118 членов команды погибли. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Г.П. Лячин.

Правды о том, что на самом деле случилось в тот трагический для России день мы, наверное, никогда не узнаем. А смысла доверять разнообразным слухам и домыслам я не нахожу причин. Но что бы ни случилось тогда, в любом случае, экипаж подлодки мы должны помнить, как героев, погибших на службе своему Отечеству - России.

АПРК «Курск» проекта 949А (шифр «Антей», обозначение НАТО - «Оскар-II») был заложен в Северодвинске в 1992 году, спущен на воду в мае 1994 года, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. Основное назначение – нанесение ракетных ударов по корабельным группировкам и береговым объектам. «Антей» способен уничтожить авианосную группу кораблей противника с дальности до 600 км, оставаясь при этом практически недосягаемым. Надводное водоизмещение 14700 тонн, полное подводное – 24000 тонн. Максимальная длина 155 метров. Вооружение: 24 противокорабельных крылатых ракеты типа «Гранит», 24 ПЛУР и торпед в различных комбинациях. Экипаж согласно штатному расписанию – 107 человек. С 1995 по 2000 год находился в составе Северного флота России.

По итогам соревнования за 1999 год АПРК К-141 «Курск» - лучший в 7-й дивизии. Пять его боевых частей - «отличные». 23 % членов экипажа - мастера военного дела. Остальные 77 % - специалисты 1-го и 2-го классов. В последний год XX века капитан 1-го ранга Г. П. Лячин готовит экипаж к новому дальнему походу, но не в одиночку, а в составе мощной группировки.

10 августа 2000 года, согласно плану учений Северного флота, «Курск» вышел в море для выполнения учебно-боевого задания недалеко от Кольского залива. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей. На борту лодки было 24 крылатые ракеты П-700 «Гранит» и 24 торпеды. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Геннадий Лячин. Утром 12 августа крейсер условно атаковал крылатой ракетой «Гранит» эскадру во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота атомным крейсером «Пётр Великий». «Курск» должен был в 9:40 начать подготовку, а с 11:40 до 13:40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей. Последние записи в журналах отмечены 11 часами 15 минутами.

В 11:28 гидроакустик на крейсере «Пётр Великий» зафиксировал хлопок, после чего корабль ощутимо тряхнуло. Командир «Петра Великого», капитан 1-го ранга Владимир Касатонов, выслушав доклад о хлопке, не придал ему значения. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов, также находившийся на крейсере, поинтересовался, что произошло. Ему ответили: «включилась антенна радиолокационной станции».

Наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте надводников всплытия атомохода не видели, доклада на УКВ по результатам выполнения учебно-боевого упражнения не получали. В 14:50 корабли и вертолеты из состава ОБК по приказанию КП флота осмотрели район возможного нахождения и всплытия АПРК «Курск». «Курск» не вышел на связь в установленное время - 17:30. О крушении «Курска» военному руководству стало известно вечером, когда в 23:00 командир подлодки повторно не вышел на связь. В 23:30 АПЛ «Курск» в соответствии с требованиями нормативных документов была объявлена «аварийной».

Утром следующего дня, 13 августа, на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей во главе с Вячеславом Поповым. В 04:51 «Курск» был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера «Пётр Великий» лежащим на грунте на глубине 108 метров.

Возможные причины гибели подлодки

Среди возможных причин гибели подлодки рассматривались следующие:

Взрыв учебной торпеды;
- Торпедирование;
- Столкновение с подводным объектом.

Маловероятные причины (отвергаемые специалистами, как несостоятельные или практически невозможные):

Мина времён 2-й мировой войны;
- Попадание ракеты;
- Террорист-смертник (речь о прикомандированному к экипажу на время похода гражданском специалисте завода «Дагдизель» Мамеде Гаджиеве, уроженеце Дагестана, находившемуся в I отсеке и тело которого так и не нашли. Однако, следствие установило его невиновность).

Уголовное дело, возбуждённое 23 августа 2000 г. по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ, было прекращено в августе 2002 года.
К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Тела двух матросов - Дмитрия Коткова и Ивана Нефедкова (Нефеднова), а также главного специалиста «Дагдизеля» Мамеда Гаджиева обнаружить не удалось.
По заключению криминалистической медицинской экспертизы, находившиеся в 9-м отсеке подводники погибли от острого отравления окисью углерода в течение 7-8 часов после катастрофы.

Уникальная операция по подъему АПК "Курск" была осуществлена с привлечением 120 компаний 20 стран мира. Детальный проект непосредственно подъёма и транспортировки «Курска» осуществлялся компанией Mammoet Transport BV (Голландия). Общий проект всей операции в целом - ЦКБ МТ «Рубин», при участии ЦНИИ имени академика Крылова, 1-го и 40-го институтов ВМФ (Россия). В результате операции подъёма лодки «Курск» были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков-подводников. Со дна Баренцева моря были эвакуированы потенциально опасный боезапас лодки и два ядерных реактора. Изучение лодки в сухом доке дало возможность с высокой степенью точности восстановить последовательность трагических событий последних часов жизни лодки и её экипажа, а также установить причину катастрофы.


(повреждения на АПК "Курск" - после завершения операции по поднятию)

Рубка АПЛ «Курск» была 15 июня 2009 года установлена в Мурманске на смотровой площадке у храма Спаса на Водах, а 26 июля состоялось открытие памятника, ставшего частью мемориала «Морякам, погибшим в мирное время».

Записка Колесникова


(Дмитрий Романович Колесников (1973-2000))

Дмитрий Романович Колесников (1973-2000) - российский офицер-подводник, капитан-лейтенант ВМФ, командир турбинной группы дивизиона движения (7-й отсек АПРК) К-141 «Курск»; погиб в составе экипажа «Курска».

Записка Дмитрия Колесникова, написанная им 12 августа 2000 года, была обнаружена в октябре 2000 года в ходе водолазных работ. Она состоит из двух листов бумаги А4, в ней содержится список 23 моряков, находившихся в тот момент в 9-м отсеке, а также информация личного характера, которая адресована жене Дмитрия Колесникова.

Записка опровергла официальную версию, что весь экипаж Курска погиб 12 августа из-за взрыва. В то же время, по мнению следствия, записка не может помочь определить причины трагедии, потому что все упомянутые в ней члены экипажа были из отсеков с 6 по 9, то есть вряд ли могли точно что-то знать о произошедшем в первом отсеке. В фильме «Курск. Подводная лодка в мутной воде » упомянуто, что в СМИ показана только часть записки, а другие страницы были засекречены.

В 2001 году, перед подготовкой «Курска» к подъёму, главный водолазный врач ВМФ полковник медицинской службы Сергей Никонов рассказывал:

«…Опять же записка, она ведь опубликована практически полностью. Там нет ни одного слова упущенного. Поверьте мне, пожалуйста, вы увидите это, когда действительно будет возможность в этом убедиться, может быть, фотография её будет опубликована или еще что-то. Ни одного слова не упущено из неё. То, что в этой записке прозвучало, - это та информация, которая касается всех. А дальше личное, для жены. Это буквально одна строка. Она действительно сугубо личного характера, в ней нет никакой информации, позволяющей о чем-то судить, о каких-то причинах или о том, что там творилось в лодке, там вообще ничего такого нет. В той части, в которой она прозвучала, это повлияло очень серьезно на характер водолазных работ. Стало ясно, что ребята были сконцентрированы в 9 отсеке, а значит, нечего искать в других отсеках, значит, не надо больше в другие отсеки лезть, резать, а это достаточно большая работа. Записка Колесникова, она не просто сузила, она серьезно облегчила работу. Мы бы изрезали всю лодку, а тут мы сконцентрировались на 9 отсеке, и, в общем-то, стало ясно, что если стоит задача - подъем тел, то в другие отсеки лезть нечего ».

Спустя год после гибели «Курска», помощника Президента РФ Сергея Ястржембского спросили: «Когда будет полностью опубликована записка Колесникова? » Он ответил: «Сроки опубликования записки капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова определяются следственными органами. Только Главная Военная Прокуратура определит этот срок ».

В соответствии с указом президента РФ от 26.08.2000 № 1578 все находившиеся на борту были посмертно награждены орденом Мужества, а командиру корабля присвоено звание Героя Российской Федерации.

Упокой, Господи, души усопших воинов и иных рабов Твоих, в трагедии в Баренцевом море пострадавших в Своих Небесных Селениях и нас помилуй яко Благ и Человеколюбец!

Изменить размер текста: A A

12 августа 2000 года не вышла на связь во время проведения учений атомная подводная лодка Северного флота «Курск». Первое сообщение об этом прозвучало в 11 часов утра 14 августа.

А через десять дней в поселке Видяево прощались с моряками. Очевидцем этих печальных проводов была мурманская журналистка Наталья ЧЕСНОКОВА, тогда работавшая на областном радио. Ее воспоминания мы и предлагаем вашему вниманию.

Во многих городах России и Украины вспоминают сегодня экипаж атомной подводной лодки «Курск ».

Придут к мемориалам и памятникам жители Видяева, Мурманска , Санкт-Петербурга , Курска, Севастополя , Москвы , Нижнего Новгорода , Северодвинска , пройдут поминальные службы в храмах городов и поселков, откуда родом погибшие моряки. Вечная им память!

Однажды в телевизионной программе НТВ «Забытый полк» в год трагедии прозвучала самая, по-моему, пронзительная, наполненная чистыми, неизбитыми словами и мыслями песня памяти экипажа «Курска». И потом повторилась в эфире Мурманского радио. Больше никто из моих знакомых и так же потрясенных этой песней людей ее не слышал. Строчка: «Россия, береги своих детей, не то одна останешься на свете» - оттуда, из песни про горе Баренцево:

Не реки впадают в море, В море впадает горе. Никогда его на свете не убавится, Нынче самое большое горе – Баренцево.

Известными авторами написано было немало других - патетических, патриотических песен, а эту мы слушали с коллегами-журналистами через год после гибели лодки в единственном сохранившемся варианте - записи с видеомагнитофона. И глаза подозрительно блестели не только у чувствительных к любому горю женщин. И мы вспоминали те восемь дней, когда вся Россия, да и планета, ждала, надеялась и верила, что удастся спасти хотя бы кого-то из ста восемнадцати молодых, здоровых, сильных мужчин. Помощь предлагали сразу после первых сообщений о трагедии главы тех государств, где были, в отличие от нашего, спасательные средства и силы. Но приняли ее поздно.

А Родина, как водится, одна, А у нее нас много, очень много, И если на нее взглянуть со дна, То до нее нам дальше, чем до Бога. Может, из-за этих слов песня не звучала больше?

Весь мир жил в ожидании чуда

Репортажи из Мурманска, куда слетелись сотни журналистов из многих стран, до 7 дней, побив все рекорды, занимали первые полосы газет, открывали выпуски национальных новостей на телевидении и радио. Работала в Заполярье и группа журналистов федеральной «Комсомолки» (их воспоминания читайте в завтрашнем номере «КП » или на сайте kp.ru - Ред.).

Несколько ведущих телекомпаний показали, в том числе, и репортажи с Мурманского областного радио, где тогда редакция информации открыла «горячую линию» для всех, кто хотел бы высказаться, выразить слова сочувствия и поддержки семьям моряков. И простые жители нескольких стран, увидевшие эти репортажи, каким- то образом находили телефон и адрес Мурманского радио.

Однажды раздался звонок из Шотландии . Женщина по имени Элизабет из маленького городка Милтон Кейнис сказала, что она написала обращение к главам государств и собирает под ним подписи в двух самых посещаемых местах своего городка - церкви и торговом центре. А через несколько дней по телефаксу мы получили это обращение и на трех страницах - подписи жителей Милтон Кейниса, их было около трехсот.

Текст в переводе с английского звучал так: «Теперь, после трагедии с атомной подводной лодкой «Курск», мы хотели бы обратиться к главам всех государств и напомнить им, что самое ценное в этом мире - жизнь человека. И если хотя бы одна жизнь подвергается опасности, ее надо спасать. Почему бы вам не принять совместно и навсегда решение, что если кому-то нужна помощь, от нее нельзя отказываться ни по военным, ни по политическим, ни по каким другим причинам. Надо просто спасать людей. И это будет одно из самых разумных и гуманных решений».

Мы все готовы к вам ползти по дну

Еще из тех дней в моем архиве сохранилась запись, которую невозможно до сих пор спокойно слушать. Она была сделана 21 августа. Норвежским водолазам удалось проникнуть в лодку, и весь мир облетела страшная весть: лодка затоплена, живых на ней нет.

Я сейчас хочу обратиться к женам, матерям, отцам, детям наших погибших подводников. Родные наши! Сегодня в ваш дом пришло огромное горе. Студеное Баренцево море отняло жизни ваших мужчин. Трагедия для вас, горе для вас, но это трагедия и горе для всего флота и меня как командующего. Растите детей, растите сыновей, а меня простите за то, что не уберег ваших мужиков, - говорил тогда командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов .

Сохранилось в моем архиве и стихотворение, которое написала жительница Североморска по имени Ирина в первые дни трагедии, когда безуспешно пытались проникнуть в лодку наши водолазы. Заканчивалось оно так:

Ребята под водой, держитесь, ну! Ведь вы же моряки, крепки на редкость. Мы все готовы к вам ползти по дну, Чтоб вытащить подлодку на поверхность.

Прошло 10 лет. Те трагические события, казалось, объединили нас, сделали добрее, милосерднее, честнее и порядочнее. Правда, потом из-за денег и квартир, которые получали родственники погибших моряков, в прессе появились отголоски ссор и дрязг, которые всегда, увы, сопутствуют разделу денег и имущества. Потом и о них забыли. И печальные годовщины трагедии проходили скромно и тихо. Свое горе теперь уже тоже, наверное, тихо несут родители, которым других таких сыновей никогда не найти. Мы начали забывать те дни ожиданий и надежд, молебнов в храмах всей России.

«Курск» был здесь, рядом с Мурманском, и потому, конечно же, его боль оказалась столь тяжелой для нас. Да ведь и для всей России, и для всего мира тоже. Может, именно оттого, что тогда оставалась надежда и очень хотелось чуда спасения? Когда через год «Курск» поднимали со дна моря, в международном пресс-центре в Ледовом дворце кто-то из журналистов грустно заметил: «Ребята, как жаль, что нас здесь собрала и объединила беда. И как жаль, что мы не бываем такими же солидарными в хороших делах».

Да, было единение даже людей, разделенных конкурентными интересами. Но пусть нигде и никогда не будет такого горя, как наше Баренцево. И пусть растут здоровыми и счастливыми детишки, родившиеся у восьми вдов после того 12 августа, и пусть мальчишки становятся военными моряками, если захотят. А мы поставим свечи в храмах и вспомним их отцов и те дни, когда все мы стали немного лучше.

ИЗ ЗАПИСЕЙ 2000 ГОДА

Последний в жизни выполнив приказ, всем экипажем мы ушли на небо

В ТОТ ДЕНЬ ОНИ НАЧАЛИ ОСОЗНОВАТЬ

24 августа 2000 года от пирса в Видяеве отошел теплоход Мурманского морского пароходства «Клавдия Еланская». На его борту были в основном родственники членов экипажа «Курска», а еще много офицеров, врачей, психологов, представители городов и организаций, желавших как-то помочь людям и флоту в их беде. Журналистов, в особенности с телевизионных каналов, на борту было мало - по просьбе родственников. Не хотели они, чтобы их в горе видели и снимали посторонние…

В первые дни той трагической декады, когда мы еще таили какие-то надежды на спасение хотя бы кого-нибудь из экипажа, а верили в это все меньше, я почти каждый день бывала в Видяеве, но даже не пыталась вынимать из сумки микрофон. Неуместен он был. Попав 24 августа на «Еланскую», поняла, что теперь он нужен, и не столько, быть может, мне, сколько людям, которые тихо сидели в каютах теплохода и вспоминали своих сыновей, мужей, братьев.

К тому дню, после почти десятидневного мучительного ожидания и веры в чудо, они начали осознавать, что их мужчин уже нет на этом свете. К месту гибели «Курска» родственников не решились допустить, боялись, что кого-то на борту не удержат. Врачи медицины катастроф уже знали, кому нужно особое внимание. С этими людьми на «Еланской» все время были рядом офицеры флота, члены экипажа, психологи.

Прощание со 118 мужчинами нашей страны, сильными, красивыми и молодыми - восемь из них собирались скоро стать отцами - началось в Видяеве, когда под траурный ритм «Прощайте, скалистые горы» закладывался камень в основание будущего памятника экипажу АПЛ «Курск».

Аудиопленка сохранила звук, который не мог заглушить даже духовой оркестр. То был плач и стон сотен людей, прерываемый иногда криками: «Врача! Врача!». Недалеко от меня упала в обморок беременная жена одного из офицеров. Оператор какого-то телевизионного канала, бросив на землю камеру, стал поднимать женщину. К ней уже бежали врачи.

Память у всех, конечно, разная. Долгая и короткая, о хорошем и плохом, своем и чужом. Но есть, наверное, что-то, не исчезающее из нее никогда. Как любовь, даже давняя, которая навсегда займет свой уголок в сердце. Как печаль, уже не близкая, тронет душу при какой-то ассоциации... Моя память никогда не сотрет воспоминания того дня, 24 августа 2000 года, когда матери, отцы, жены, братья, сестры, дети моряков уже будто приняли как данное, что их мужчины погибли, но говорили о них почти всегда в настоящем времени.

Борт теплохода «Клавдия Еланская», идущего в координаты морской боевой славы - месту гибели «Тумана» и «Пассата». Организовано все очень хорошо. Каждому написали на листочке номер каюты, по судовой трансляции сообщают, где можно выпить кофе и чаю, когда пригласят на обед, куда можно обратиться за медицинской помощью. Я, наконец, решаюсь постучать в дверь одной каюты.

Здравствуйте, можно к вам? Мы можем поговорить?

Никто не отказался. Но это и не были обычные журналистские интервью. Скоро я почувствовала, что в этот день родным очень хотелось рассказать о тех, с кем они прощались.

АЛЕКСЕЙ

Алексею Коломийцеву из небольшого села в Республике Коми , одному из одиннадцати членов экипажа, призванных на срочную службу, в этот день, 24 августа, исполнилось бы 20 лет. Незадолго до трагедии его отец и мачеха (воспитывавшая его с 13 лет, когда родная мать бросила) получили письмо, в котором Алеша сообщал, что после боевого похода предстоят небольшие учения, потом дембель, скоро домой.

19 лет он справлял в Средиземном море, в походе, - рассказывает Алла Ивановна. - Лично командир лодки Лячин (есть у нас фотографии) его поздравляет, торт лежит на столе. То есть по-домашнему. А вчера звоним домой, спрашиваем: «Чем занимаетесь?» Младший сын говорит: «Мамуля, смотрим кассету». - «Какую?» - «Проводы Лешины. Ребята собрались со двора и смотрят кассету последнюю».

В отпуск он приходил, - продолжает Алла Ивановна, - был у нас зимой после того похода. Все ребята с нашего двора ему тогда сказали: «Леха, пока ты не вернешься, мы не женимся».

Мы так радовались, когда узнали, что он идет на флот, - Юрий Алексеевич Коломийцев старается незаметно убрать слезу. - Главное - не Чечня , говорили, живой, сынок, будешь. Все будет нормально… Другие из Чечни уже вернулись, а его нет…

Уезжая сюда, мы надеялись все же, что он живой, и мой внук передал для Алеши два рисунка, - Алла Ивановна достает из сумки листы из школьного альбома. - Видите, два заката: один такой уже поздний, другой ранний. Мы их в море опустим вместе с цветами.

МАКСИМ

В каюте, куда поселили и меня, я встретилась с мамой и женой мичмана Максима Вишнякова . Родом он из Украины и с большим трудом добился возможности служить в России, на Северном флоте. Женщины сидели рядом, обнявшись, - необыкновенно молодая хрупкая мама и высокая, статная, очень красивая жена.

Он у меня такой талантливый, - Людмила Андреевна еще продолжает всхлипывать после недавно прошедшей на борту «Еланской» панихиды. - Художественную школу окончил, его в штаб собирались взять после этого похода и отпуска. Он и поет очень красиво, играет и на пианино, и на гитаре. В музыкальную школу он не ходил, просто друзья показывали. Он - как сказать? - самоучка. А кумир у него - Фреди Меркьюри . Он собрал полностью пластинки его. Английский хорошо знает, он на английском пел песни. Вообще, он у меня молодец, я им горжусь. Я не успела еще им нагордиться. Максимом Вишняковым гордилась не только мама. Начальник видяевского Дома офицеров знал, что если «Курск» на базе, ни одно мероприятие у него не провалится. А если вдруг срывалось чье-то выступление, быстро звонил в экипаж или домой: «Максим, выручай!». Максим с гитарой выручали всегда и с неизменным успехом.

Его жена Ольга, настоящая славянская дива, задумчиво вспоминала, как они познакомились. У Оли не все просто со здоровьем, она очень плохо слышит после перенесенной в детстве болезни. Приходится пользоваться слуховым аппаратом. И оттого, быть может, очень скромна при такой-то красоте, что думала: кому полуглухая нужна?

А вот танцует, несмотря на проблему, Оля уже много лет.

Я тогда ходила в танцевальный кружок. После какого-то выступления мне сообщили, что со мной хочет познакомиться молодой человек. Я сказала: «Да ну, смеетесь, небось, бандит какой-нибудь». Нас познакомили. Понравился, стали встречаться. Потом он стал приходить к нам домой часто, каждый день. Потом уехал в Видяево , и два года мы редко виделись, но часто переписывались. А потом поженились. А когда я приехала к нему сюда, встречи были для нас... каждый день - праздник. Он уходит на работу, потом возвращается - и опять праздник. Тяжело всегда расставались.

У экипажа «Курска» было немало традиций. Одна – вместе с друзьями и их семьями выбираться на природу, на шашлыки. Если выдавалась хорошая погода в праздник, то устраивалось все по высшему разряду: жены накрывали белыми скатертями столы (в лесу!), каждая готовила свои фирменные блюда, и смотрелось все это разноцветье, как сказочная скатерть-самобранка. На одном из пикников Ольга подружилась с Наташей, женой старшего лейтенанта, у которой оказалась такая же проблема со слухом. Вместе им, иногородним, легче стало жить в Видяево, пока мужья были в походах.

РАШИД

У командира БЧ-6 (это реакторный отсек) капитан-лейтенанта Рашида Аряпова , когда он принимал лодку с постройки в Северодвинске, была тоже красивая молодая жена. Но пожила она в Видяеве лишь несколько месяцев. «Не могу больше в этой дыре и в этой конуре», - сказала и уехала домой, в Петербург. Сначала он летал и ездил при любой возможности, потом все же расстались. Там растет дочь. Когда Рашид уходил на последние учения, его вторая жена была на четвертом месяце беременности. Их сын стал последним ребенком в экипаже, родившимся после гибели «Курска». Назвали его, конечно, Рашидом.

В Видяево в том страшном августе приехала почти вся большая семья Аряповых. Отец и мать жили в то время в Узбекистане , после гибели «Курска» собирались перебраться в Россию. Отец Рашида Рамиз Аханович доволен всеми своими четырьмя сыновьями, но этот, говорит, был лучше всех. Серьезный уже в детстве, основательный. Занялся кикбоксингом, стал мастером спорта, был чемпионом России в своем весе. Это, конечно, очень помогло при поступлении в училище подплава в Питере .

Вот когда поступал он, математику на 5 сдал, физика - 5, а сочинение - двойка. А там собеседование адмирал делал. Потом, говорят, он комиссии сказал: «Физика, математика - пять, а писать научится». Приняли.

Ну, у тебя там служба трудная, наверное? - спрашиваю. А он улыбается: «Нет», - говорит. Если его послушать, он не служил, а в раю там в подлодке был. Всегда только хвалил.

Рамиз Аханович, как будто немного успокоившись только что, снова начинает плакать:

В раю, в раю... А вот приехали сюда, комнату его увидели... Невестку, Халиму, спрашиваем: «Горячую воду дали, потому что мы все сюда приехали?». Она кивает… Человек – копейка…

Халиму на траурные мероприятия не пускали, ее берегли и опекали по очереди все приехавшие родственники. И она выносила и родила сына. А отец, высохший в те дни, как лист в пустыне, все повторял: «Нам бы только тело отдали, раз уж живого не будет, нам бы теперь только похоронить по-человечески». Когда российские водолазы проникли в 9-й отсек погибшей лодки, среди 13 тел нашли и его сына, успевшего заглушить реакторы и предотвратившего радиационную катастрофу. Как ни кощунственно это звучит, но тринадцати семьям повезло. Они хотя бы не опознавали своих мужчин по частям тела.

В хранилище музея Северного флота покоится фотовыставка памяти «Курска». На нескольких стендах собраны увеличенные фотографии из семейных альбомов членов экипажа и профессиональные, сделанные прекрасным мастером Александром Раубе , которого, увы, тоже уже нет в живых. Свадьбы, дети, друзья, служба, отдых в лесу и прощание. Жизнь - от великого счастья до великого горя. Если услышите, что где-то эту фотовыставку покажут – сходите и вспомните о 118 сильных, здоровых, молодых мужчинах России, которых очень не хватает сегодня.

Мурманск – Видяево – Мурманск, 2000 – 2010 гг.

К-141 «Курск»

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

К-141 «Курск» - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей» . Был введён в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы действовал в составе Северного флота России , базировался в поселке Видяево. 12 августа 2000 года затонул в Баренцевом море на глубине 108 метров из-за взрыва торпеды 65-76А (“Кит”) в торпедном аппарате №4, который привел к пожару и детонированию остальных торпед.

Общие сведения

12 августа 2000 года затонул в Баренцевом море на глубине 108 метров. При этом погиб весь экипаж в полном составе (118 человек). Эта катастрофа по количеству погибших стала одной из крупнейших в истории российского подводного флота.

Постройка и испытания

В 1999 году экипаж «Курска» являлся лучшим во всей дивизии. Почти четверть членов экипажа были мастерами военного дела, а остальные три четверти - специалистами 1-го либо 2-го классов.

В последний год XX-го века капитан 1-го ранга Г. П. Лячин готовит экипаж к новому дальнему походу, но не в одиночку, а в составе мощной группировки. Россия, после распада СССР, вновь готовилась вернуться в Средиземное море.

30 июля 2000 года экипаж «Курска» принимал участие в военно-морском параде, посвящённом Дню Военно-морского флота в Североморске.

На 15 октября 2000 года из Североморска планировался выход в Средиземное море авианосно-маневренной группы Северного флота , включавшей «Курск».

Гибель

10 августа 2000 года «Курск» отправился на выполнение учебной задачи неподалёку от Кольского залива. Задача заключалась в поражении условной цели крылатой ракетой и учебном торпедировании группы кораблей. На вооружении лодки состояли 24 крылатые ракеты П-700 Гранит и столько же торпед. Командовал лодкой капитан 1-го ранга Г. Лячин.

12 августа в соответствии с задачей «Курск» начал и успешно провёл атаку крылатой ракетой «Гранит» условного неприятеля - эскадры во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и флотским флагманом, крейсером-атомоходом «Пётр Великий» . В отрезок времени с 11:40 до 13:40 К-141 должен был провести атаку авианосцев. Последние записи в обнаруженных впоследствии бортжурналах были сделаны в 11:15.

В 11:28 гидроакустическая аппаратура на корабле «Пётр Великий» зафиксировала негромкий хлопок, а затем крейсер сильно тряхнуло. Командир корабля, капитан 1-го ранга В. Касатонов , ознакомившись с докладом о зафиксированном звуке, не обратил на него внимания. Командующему Северным флотом Вячеславу Попову (он тоже присутствовал на крейсере) доложили, что причина хлопка во включении антенны радиолокационной станции. Запланированные торпедные атаки не были произведены. Всплытия подводной лодки ни один человек не видел, доклада о выполнении учебной задачи также не последовало.

В 14:50 группа кораблей и вертолётов начала изучение района предполагаемого нахождения и всплытия К-141. «Курск» не дал о себе знать в положенное время - в 17:30, и спустя 5 часов командир лодки по прежнему хранил молчание.

13 августа на поиски исчезнувшей лодки были направлены корабли под командованием В.Попова. А в 04:51 «Курск» был обнаружен гидроакустикой флагмана «Пётр Великий». АПЛ лежала на грунте на глубине 108 метров.

Спасательные работы

Работы производились силами Северного флота в период с 13 по 22 августа, но безрезультатно, несмотря на использование подводных аппаратов (автономных снарядов) АС-15, АС-32, АС-34 и АС-36. По утверждениям Главного штаба ВМФ, непреодолимыми препятствиями стало сильное подводное течение, а также низкий уровень прозрачности воды, слишком сильное волнение моря и значительный крен подлодки, составлявший приблизительно 60 градусов.

Однако, в свою очередь, капитан 3-го ранга А. Шолохов объяснял неудачу тем, что из-за неправильного расположения противошумного покрытия невозможно было пристыковаться к комингс-площадке люка лодки.

20 августа новым участником спасательной операции стало норвежское судно «Seaway Eagle» , и именно его водолазы 21 августа вскрыли кормовой аварийно-спасательный люк. Норвежские специалисты произвели предварительные вырезы в корпусе лодки (в районе трёх отсеков). В отсеках же работали уже российские водолазы - они занимались извлечением на поверхность тел и секретной документации. Можно считать крупным везением тот факт, что ядерная установка лодки не дала утечки радиации.

Все моряки-подводники, служившие на подлодке, были посмертно награждены орденом Мужества, а командиру корабля было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Версии гибели

Существует несколько версий относительно причин гибели АПРК «Курск».

Согласно официальной версии, основная причина заключалась во взрыве торпеды 65-76А (“Кит”) в торпедном аппарате №4. Взрыв произошёл из-за утечки пероксида водорода (один из компонентов торпедного топлива) и стал причиной сильного неконтролируемого пожара, который привёл к детонации и подрыву других торпед в 1-ом отсеке.

По версии В.Д. Рязанцева, который входил в состав государственной комиссии по расследованию причин и обстоятельств катастрофы, к взрыву торпеды 65-76 ПВ привело её пополнение необезжиренным воздухом высокого давления, произведённое 11 августа экипажем подводного крейсера. Неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода наступила через некоторое время после помещения торпеды в торпедный аппарат. Из-за недоработок в конструкции подлодок этого класса экипаж для предотвращения повышения давления в 1-м отсеке при залповой стрельбе торпедами вынужден оставлять открытыми захлопки системы общесудовой вентиляции, поэтому ударная волна от взрыва торпеды 65-76 ПВ, не ослабленная никакими препятствиями, попала во 2-й отсек и весь личный состав командного отсека был контужен, потеряв способность исполнять свои обязанности. Второй же взрыв случился в результате столкновения АПЛ с грунтом, а не по причине объемного пожара в первом отсеке - АПЛ К-141 «Курск», с заполненным водой первым отсеком, на скорости около 3 узлов и дифферентом на нос 40-42 градуса на глубине 108 метров столкнулась с грунтом. Торпедные аппараты № 1, 3, 5 и 6 с боевыми торпедами, снаряженными взрывателями, смялись и разрушились, а сами торпеды взорвались.

Авторство третьей версии принадлежит французскому режиссёру Жан-Мишелю Карре. В своём документальном фильме он утверждает, что «Курск» был торпедирован американским подводным крейсером-наблюдателем «Мемфис» . Вместе с другой подлодкой, «Толедо» , «Мемфис» наблюдал за действиями «Курска», и неожиданно «Толедо» и «Курск» столкнулись. Командир «Мемфиса» , опасаясь торпедного выстрела российской лодки по «Толедо» , открыл превентивный огонь, которым и была уничтожена К-141. Таким образом, гибель подлодки стала следствием недоразумения, вызванного фатальным стечением обстоятельств.

Этот взгляд разделяют канадские документалисты и несколько военных в отставке.

Вице-премьер Илья Клебанов изложил свою версию гибели «Курска». По его словам, подлодка могла столкнуться с подводной миной времён Великой Отечественной войны. Впрочем, лица, осведомлённые о характеристиках прочности этого типа АПЛ, не рассматривали высказанное предположение всерьёз.

Капитан 1-го ранга М. Волженский полагает, что торпеду в пусковом аппарате могло заклинить в результате тяжёлого удара по корпусу подводного крейсера: например, ставшего следствием столкновения с другой подводной лодкой. По его словам, «скользящий удар рулевого пера (горизонтальных рулей) мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов “Курска“». В пользу этой версии говорит тот факт, что обе торпеды - УСЭТ-80 и 65-76 - обычно заряжают в правые торпедные аппараты. При столкновении под острым курсовым углом с иностранной АПЛ сразу же был бы смят именно правый внешний ТА калибра 650 мм, в котором и находилась практическая торпеда 65-76А. При высокой скорости относительного встречного сближения подлодок (около 10 м/с), этот ТА был повреждён вместе с торпедой в первую же секунду. Этого времени хватило, чтобы практически моментально в замкнутом объёме соединились весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись водорода), а произошедшая в результате реакция привела к их взрыву, который ещё дополнительно был усилен взрывом порохового ускорителя, устанавливаемого в хвостовой части торпеды. Резкое направленное давление корпуса иностранной лодки от головной части торпеды к её хвосту направило этот взрыв (150 кг в тротиловом эквиваленте, как определила норвежская сейсмическая станция) на заднюю крышку ТА. Крышка, разумеется, была вырвана, и сноп огня заполнил первый отсек, в результате сразу начался пожар.

Есть и ещё одна версия.Капитан 1-го ранга А. Лесков утверждал, что подводный аппарат таких габаритов не имел права совершать плавание в данном месте по чисто физическим причинам. В связи с этим он предположил, что в АПЛ попала противокорабельная баллистическая ракета. Впрочем, моряки-подводники расценивают данное предположение как абсурдное.

Спустя месяц после катастрофы была высказана мысль, что «Курск» был уничтожен случайным попаданием ракеты П-700 Гранит с боеголовкой, предназначенной для поражения подводных целей, которая была пущена с крейсера «Пётр Великий». Данная версия стала умалчиваться по причине вероятной дискредитации всего российского военного командования.

Расследование

14 августа по указанию президента В. В. Путина для расследования причин гибели АПЛ «Курск» была создана Правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Правительства РФ И. И. Клебановым.

В 2000 году комиссия руководила несколькими обследованиями потонувшего АПРК - в сентябре и октябре-ноябре. В 2001 году в целях тщательного обследования поднятого «Курска» была сформирована следственная группа из 43 человек. Также к осмотру привлекались 50 специалистов ЦКБ «Рубин», наряду с командирами отсеков подводных лодок того же класса.

Следователи выясняли причину, по которой спасательный аппарат не смог закрепиться на площадке в районе 9-го отсека. Было установлено, что причина заключалась в сколах «зеркальной» площадки, а в 4-м отсеке находилось больше людей, чем должно было быть согласно распорядку.

В день катастрофы была выключена аппаратура аудиозаписи «Снегирь», фиксирующая переговоры по громкой связи, хотя по регламенту её запрещалось отключать. Стало известно, что на лодке не была включена сигнализация аварийного буя, а система аварийного выброса антенны и вовсе не функционировала уже три года. С самого буя не сняли заводское крепёжное устройство, в результате буй не смог всплыть.

Идентификация погибших проводилась в течение года. Следователи опрашивали родных и близких погибших, обращались за идентификационными данными в медицинские учреждения. К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Ещё три тела так и не были обнаружены.

Адвокат Б.А. Кузнецов в 2002-2005 годах представлял интересы потерпевших по уголовному делу «О гибели АПРК „Курск“ и членов его экипажа». Он резко критиковал итоги официального расследования обстоятельств аварии. Кузнецов утверждал, что в случае своевременного принятия иностранной помощи можно бы было спасти тех 23 членов экипажа, которые были в девятом отсеке и погибли только по прошествии двух с половиной суток (в соответствии с официальной версией они были живы только несколько часов).

Подготовка к подъёму

Перед подъёмом «Курска» требовалось провести подробный внешний осмотр корабля и поверхности дна в районе затопления. Необходим был и специальный радиационный мониторинг. Для решения этих задач были проведены две экспедиции в сентябре и начале октября 2000 года.

Затем, в октябре 2000 года, была осуществлена операция «Регалия» по вскрытию корпуса АПЛ «Курск» и поиску погибших подводников. Операция проводилась американской фирмой Halliburton при поддержке российских специалистов. В ходе операции водолазы эвакуировали из 9-го отсека 12 тел (в т.ч. тело капитана Колесникова , сумевшего написать предсмертную записку), однако достичь других отсеков не получилось, как и эвакуировать 11 других тел.

Оставалось отрезать деформированную взрывом часть первого отсека и вырезать отверстия, предназначенные для закрепления зацепов. Было предложено для отрезки остатков первого отсека применить технологию, предназначенную для резки трубопроводов больших диаметров. Основная часть применяемого механизма состояла из своеобразной пилы, “собранной” из троса и нанизанных на него цилиндрических элементов с ассиметрично расположенными островерхими горушками разной высоты, произведёнными из режущего материала повышенной прочности. Пробег троса в одну сторону составляет около 20 метров. С обоих бортов подлодки в районе первого отсека предполагалось установить большие цилиндрические башни, у которых были только верхние днища. На башнях прикреплялись колёсные направляющие блоки с заведёнными на них ходовыми тросами пилы и гидроцилиндры для поперечно-возвратной протяжки троса. В результате откачки воды из башни за счёт перепада давления на верхнем днище снаружи создавалось огромное усилие, которое вдавливало башню в грунт по мере распиловки перекинутой через верх лодки пилой.

Процесс отпиливания первого отсека оказался крайне трудоёмким и сложным, трос пилы постоянно обрывался, и для его восстановления привлекались водолазы, как и при отрезке вручную тех или иных частей конструкции корпуса. Операция осуществлялась в августе 2001 года с участием двух судов: баржи «Carrier» и судна «Mayo» .

К съёмкам операции подъёма была допущена съёмочная группы Виталия Федько. Получить допуск ко всем этапам проводимой операции было очень сложно, на финальном этапе генеральный прокурор запретил было съёмки, но впоследствии разрешение было выдано вновь.

После удачного завершения операции Виталий Федько получил награду «За подъём Курска», специально учреждённую ЦКБМТ «Рубин» за освещение в СМИ операции по подъёму погибшей АПЛ К-141 «Курск».

Подъём «Курска»

19 августа 2000 года главный конструктор ФГУП ЦКБ МТ «Рубин» И. Д. Спасский предоставил Президенту РФ В.В.Путину план работ по ликвидации последствий катастрофы АПЛ «Курск».

Поскольку механизмы АПЛ были деформированы, а информация о состоянии боезапаса оставалась крайне недостаточной, подъём лодки необходимо было проводить с крайней осторожностью. В феврале 2001 года голландская фирма Mammoet Transport BV предложила поднимать К-141 при помощи гидравлических домкратов, установленных на судне. Каждый домкрат был оборудован динамическим компенсатором, который предназначался для компенсации динамических усилий при отрыве «Курска» от грунта и на финальном этапе его подъёма недалеко от поверхности.

Наряду с этим ЦКБ МТ «Рубин» вместе с Институтом им. Академика Крылова, 1-м и 40-м институтами ВМФ разработали конструкцию захватов подъёмных устройств. В прочном корпусе лодки между шпангоутами вырезались отверстия, в них помещались зацепы с выдвижными лапами.

При расчете параметров подъёма возникли две технические проблемы.

  • Во-первых, было крайне затруднительно подсчитать, с какой точно силой грунт притягивает лодку. Разумеется, грунт исследовали, но результаты исследований значительно отличались, соответственно, в целом оставались крайне ненадёжными.
  • Во-вторых, существовал риск, что во время подъёма первый отсек мог оторваться, что привело бы к катастрофическим последствиям.

В результате долгих обсуждений было достигнуто следующее решение: вначале дать на подъёмную систему равномерную нагрузку (приблизительно 50 % веса лодки), подождать 6 часов, а потом увеличивать нагрузку на корму. Первый же отсек пришлось просто отрезать.

Используемые технические средства для подьема «Курска»

Роль платформы для всех технических средств подъёма сыграла баржа Giant 4 . Её корпус был дополнительно упрочнён, чтобы выдержать тяжесть 26 домкратов и компенсаторов с катушками большого диаметра, всей необходимой энергетикой и рабочими средами. Каждый домкрат обеспечивал подъём с использованием 54 стрендов (специальных прочнейших тросов).

Стренды были намотаны на катушки диаметром около трёх метров. Рабочая часть стрендов от домкрата шла через шлюзовую трубу, вваренную в корпус баржи, к зацепу и закреплялась на нём. Пучок из 54 стрендов выдерживал нагрузку около 1000 тонн.

Был изменён контур днища баржи, чтобы подводная лодка могла успешно состыковаться с ним. Во время подъёма баржа усилием домкратов опускалась вниз и увеличивала свою осадку. В итоге возникшая архимедова сила буквально отрывала «Курск» от грунта, после чего подлодка притягивалась к днищу баржи усилием тросовых гидродомкратов, одновременно пучки стрендов наматывались на катушки.

Зацепы опускались к отверстиям по специальным тросам, а после их попадания в вырезы в корпусе лапы зацепов раздвигались при помощи гидравлики и надёжно фиксировались стопором.

Для заведения лодки в плавучий док ПД-50 были изготовлены два L-образных понтона, спроектированных фирмой Mammoet Transport BV.

Итоги операции

В результате операции подъёма подлодки были обнаружены, эвакуированы и захоронены 115 тел погибших членов экипажа. Три тела так и не были обнаружены. С грунта был эвакуирован потенциально опасный боезапас лодки, как и оба её ядерных реактора. В сухом доке атомная подводная лодка «Курск» была изучена самым тщательным образом, что позволило выяснить обстоятельства катастрофы и проследить за последними часами жизни подлодки и её экипажа.

К марту 2009 года от «Курска» остался лишь блок из трёх отсеков с предварительно снятыми реакторами, а также ограждение рубки, которое отправили в Мурманск.

- Лячин Геннадий Петрович

Память

Произошедшей трагедии были посвящены памятники и мемориалы, установленные в разных городах России. Многие школы были названы в честь моряков, погибших на борту затонувшей подводной лодки. О катастрофе было снято более 10 документальных фильмов и написано множество песен.

Литература и источники информации

Литература

  • Спасский И. Д. «Курск». После 12 августа 2000 года: [Об истории подготовки и проведения операции по подъему АПК ""Курск"]. - М: Русь, 2003. - 285 с. - ISBN 5-8090-0024-X .
  • Шигин В. В. АПРК «Курск»: Послесловие к трагедии. - М: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 447 с. - ISBN 5-224-03308-X

Видео

Время - заклятый враг, который неумолимо уносит в небытие имена людей, что погибли, исполняя свою работу, превращая трагедию в еще одну дату на страницах истории. Почти два десятилетия прошло с того момента, когда затонула подлодка «Курск», а вместе с ней погибло 118 человек.

Подводная лодка «Курск»

Атомная проекта «Антей», К-141 «Курск», была сконструирована в 1990 году в Северодвинске на «Северном машиностроительном предприятии». Спустя два года главные конструкторы проекта И.Л. Баранов и П.П. Пустынцев внесли некоторые изменения в разработку АПЛ, и уже в мае 1994 года подводную лодку спустили на воду. В конце декабря этого года «Курск» приняли в эксплуатацию.

С 1995 по 2000 год атомная подводная лодка входит в состав Северного флота России и базируется в Видяево. Интересно отметить тот факт, что экипаж сформировали еще в 1991 году, первым командиром «Курска» был капитан Виктор Рожков.

На службе в ВМФ подводная лодка числилась с августа 1999 года по 15 октября 2000-го, тогда был запланирован выход АПЛ в Средиземное море. Но когда затонула подлодка «Курск», об этом походе стали напоминать лишь записи в протоколах.

Трагедия

Так где затонула подлодка «Курск»? Она встретила свою гибель в 170 километрах от Североморска в Баренцевом море, упав на дно на глубине 108 метров. Все члены экипажа погибли, а само судно подняли со дна океана только во второй половине 2001 года. В мировой истории эта авария стала второй по количеству погибших солдат морского флота в мирное время.

А ведь еще 10 августа «Курск» благополучно выполнял учебно-боевые задания рядом с Тогда кораблем командовал капитан Лячин, его заданием было провести боевые учения. Утро 12 августа началось атакой эскадры, во главе которой были крейсеры «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий». По плану в 9.40 утра на АПЛ «Курск» должны были начаться подготовительные работы, а с 11.40 по 13.40 проводятся учения. Вот только последняя запись в бортовом журнале датируется 11 часами 16 минутами, а в назначенное время АПЛ «Курс» так и не вышел на связь. В 2000 году подлодка «Курск» затонула во время учений. Как же произошла такая трагедия? Почему затонула подлодка «Курск», унеся за собой более сотни жизней.

12 августа 2000 года (суббота)

В день, когда затонула подлодка «Курск», экипаж корабля так и не вышел не связь. Военные, наблюдавшие за ходом учений, заметили, что в назначенное время не последовало запланированных атак. Также не было информации о том, что подлодка всплыла на поверхность. В 14.50 корабли и вертолеты военно-морского флота начали осматривать периметр, пытаясь обнаружить подводную лодку, но попытки были тщетными. В 17.30 капитан подлодки «Курск» должен был отчитаться о проведении учений, но экипаж АПЛ на связь так и не вышел.

В 23.00 военное руководство уже поняло, что подлодка потерпела крушение, когда во второй раз капитан «Курска» не вышел на связь. Спустя полчаса АПЛ объявляют аварийной.

13 августа 2000 года (воскресенье)

Утро следующего дня началось с поисков «Курска». В 4.51 утра эхолотом крейсера «Петр Великий» была обнаружена «аномалия» на дне моря. Впоследствии выяснилось, что эта аномалия и есть подводной лодкой «Курск». Уже в 10 утра к месту трагедии был отправлен первый спасательный корабль, но исходя из того, на какой глубине затонула подлодка «Курск», первые попытки эвакуации экипажа не принесли желаемых результатов.

14 августа 2000 года (понедельник)

Только в понедельник в 11 часов утра военно-морской флот впервые сообщает о трагедии на «Курске». Но дальше показания военных путаются: в первом официальном заявлении было указано, что с экипажем установлена радиосвязь. Позже эту информацию опровергли, сказав, что общение происходит через перестукивание.

Ближе к обеду на место трагедии спешат спасательные суда, в новостях сообщают, что на подлодке уже отключилось энергопитание, а носовая часть полностью затоплена. Наверное, во избежание паники военные начинают активно отрицать возможность затопления носовой части субмарины. Тем не менее, говоря о времени аварии, они называют воскресенье, хотя проблемы со связью начались еще во второй половине дня в субботу. Очевидно, кому-то не выгодно разглашать всю правду о гибели. Почему затонула подлодка «Курск»? Даже сегодня, когда прошло почти два десятилетия со дня трагедии, многие вопросы остаются без ответов.

В шесть часов вечера главнокомандующий военно-морского флота - адмирал Куроедов подтвердил, что подлодка получила серьезные повреждения и шансы спасти экипаж очень невысокие. Вечером этого дня начинают выдвигать предположения о причинах гибели затонувшей подлодки «Курск». По одной из версий она столкнулась с иностранным подводным кораблем, но эта информация была опровергнута, так как позже стало известно, что на борту подлодки случился взрыв.

В этот же день Британия и США предложили свою помощь в спасательной операции.

15 августа 2000 года (вторник)

В этот день должна была начаться полномасштабная спасательная операция, но из-за шторма спасатели не могут приступить к работе. В 9 часов утра от военных пришло сообщение, что моряки в подлодке «Курск» живы, к тому же русский флот способен самостоятельно провести спасательную операцию, не вмешивая в нее иностранцев.

После трех часов дня, когда шторм утих, началась спасательная операция, моряки доложили, что на «Курске» осталось не так много кислорода. В 9 вечера началось погружение первой спасательной капсулы, но из-за вновь разыгравшегося шторма пришлось прекратить все манипуляции. Вечером этого дня представители военных сил России встречаются со своими коллегами из НАТО.

16 августа 2000 года (среда)

В три часа дня президент России объявляет ситуацию на борту «Курска» критической, вскоре после этого вице-премьер И. Клебанов сообщил, что на подлодке не обнаружено признаков жизни.

В 16.00 адмирал Куроедов заявил, что Россия будет просить помощи у Великобритании и других дружественных государств. Спустя несколько часов из Москвы отправлены официальные запросы помощи в Лондон и Осло. Правительство Норвегии и Великобритании быстро среагировало, уже в 7 вечера в Трондхейм (Норвегия) был доставлен спасательный корабль с LR-5 (мини-субмариной).

17 августа 2000 года (четверг)

Когда затонула подлодка «Курск», предпринималось несколько попыток по ее спасению. Как утверждают официальные источники, таких попыток было 6, но, на самом деле, их было 10, и все потерпели неудачу. Погодные условия не позволяли присоединить спасательную капсулу к люку субмарины.

17 августа из Тронхейма выходит спасательный корабль. Согласно плану он будет на месте бедствия не раньше субботы. Также из Норвегии был отправлен еще один спасательный экипаж, который планировал прибыть на место в воскресенье вечером.

Начались переговоры с НАТО в частности с представителями Североатлантического альянса. Долгие 8 часов власти обсуждали план спасательной операции.

18 августа 2000 года (пятница)

С самого утра военные начали проводить спасательные операции, но погодные условия препятствовали этому, как и в прошлый раз.

Днем генерал-полковник Ю. Балуевский (заместитель начальника Генштаба вооруженных сил) заявил, что крушение АПЛ «Курск» хоть и снизил потенциал флотилии на военную единицу, но трагедия никак не повлияла на снижение боевой мощи. Многих жителей возмутило такое заявление, ведь в то время нужно было думать о спасении матросов, что были на судне. К тому же, общественность больше интересовала правда, почему затонула подлодка «Курск»?

Информацию о том, что подлодка могла столкнуться с другими водоплавающими объектами, полностью опровергли. Александр Ушаков заявил, что на момент проведения военных учений в районе Баренцева моря не было ни одно стороннего объекта.

Список членов экипажа все еще не публикуется, руководители военно-морского флота мотивируют это тем, что сейчас ведется спасательная операция. Вечером ситуацию на «Курске» уже стали называть «закритической», но спасательные операции не были отменены.

19 августа 2000 года (суббота)

Президент России возвращается из Крыма с заявлением, что практически не осталось надежды спасти хоть кого-то из «Курска». В 5 часов вечера адмирал М. Моцак объявил, что на борту подлодки уже не осталось живых людей.

Спасательные операции продолжаются. Уже вечером на место, где затонула подлодка, прибывает спасательный экипаж, вышедший из Норвегии. Наутро следующего дня планируется погружение LR-5. Военные выдвигают предположение, что на подлодке произошел взрыв боевых снарядов, когда та ударилась о морское дно.

20 августа 2000 года (воскресенье)

Воскресным утром возобновилась спасательная операция. К русскому морскому флоту присоединились британские и норвежские военные силы. Хотя утром глава правительственной комиссии Клебанов заявил, что шансы на спасение хоть кого-то из экипажа «Курска» «исключительно теоретические».

Но, несмотря на такое пессимистичное заявление, норвежский робот-манипулятор уже в 12.30 достиг затонувшей подлодки. За роботом спускаются водолазы в капсуле. В 5 часов вечера штаб военно-морских сил получает сообщение, что подводникам удалось добраться к люку «Курска», но они не могут его открыть. Вместе с этим появляется сообщение: водолазы подводники уверены в том, что в шлюзовой камере, кто-то был и пытался выбраться.

21 августа 2000 года (понедельник)

После получения информации о том, что в шлюзовой камере кто-то был, в ночь на 21 августа Клебанов утверждает, что невозможно вручную открыть люк. Однако норвежские спасатели говорят, что это вполне реально, и именно этим они займутся с утра пораньше.

В 7.45 норвежцы таки открыли люк подлодки «Курск», но никого не обнаружили. На протяжении всего дня водолазы пытаются прорваться внутрь затонувшей подлодки, чтобы спасти хоть кого-то. В то же время отмечает, что девятый отсек, к которому ведет второй люк, наверняка затоплен, потому там не будет выживших.

В час дня информационное агентство сообщило, что водолазам удалось открыть люк в девятый отсек, как и предполагалось ранее - он заполнен водой. Через полчаса после открытия люка в шлюз помещают камеру, с ее помощью специалисты пытались понять, в каком состоянии находятся 7-й и 8-й отсеки. В 9 отсеке видеокамера зафиксировала тело кого-то из экипажа, а уже в 17.00 М. Моцак сделал официальное заявление о том, что весь экипаж АПЛ «Курск» погиб.

На дворе стоял август уже такого далекого 2000 г., вот в каком году затонула подлодка «Курск». Для 118 человек то лето стало последним в их жизни.

Траур

Согласно указу президента России, вышедшему 22 августа: 23.08 - объявлено днем всенародного траура. После того дня начали готовить операцию по подъему погибших моряков. Она началась 25 октября и закончилась 7 ноября. Саму субмарину поднимали уже спустя год после трагедии (фото затонувшей подлодки «Курск» представлены в статье). 10 октября 2001 года канувший в морские пучины «Курск» был отбуксирован в Росляковский судостроительный завод. За все это время с субмарины было извлечено 118 человек, трое из которых остались неопознанными.

Чтобы узнать из-за чего произошла трагедия, было сформировано 8 следственных групп, которые приступили к осмотру субмарины сразу, как только откачали воду из отсеков. 27.10.2001 года Генпрокурор России В. Устинов заявил, что согласно результатам осмотра можно сделать заключение, что на подлодке произошел взрыв, а последовавший после пожар распространился по всей субмарине. Эксперты установили, что в эпицентре взрыва температура превышала 8000 градусов Цельсия, в результате лодка была полностью затоплена спустя 7 часов, после того как осела на дно.

Но даже сегодня причина взрыва неизвестна, кто-то считает, что субмарину по неосторожности «подстрелили свои» на учениях, кто-то верит, что взрыв произошел сам собой. Но это не отменяет того факта, что лодка утонула, а вместе с ней погибло более сотни человек.

Естественно, семьи погибших получили компенсации, а члены экипажа награждены медалями за Мужество посмертно. В разных городах России установлены памятники и мемориалы в память о погибших моряках, что служили на "Курске". Это событие навсегда останется в памяти родственников погибших и станет очередной датой в истории России. Уголовное дело по гибели «Курска» закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Кто виновен в трагедии, так и остается загадкой: то ли злодейка-судьба злорадствовала, то ли человеческую халатность хорошо скрыли власти.

Далекий и трагичный 2000-й - вот в каком году затонула подлодка «Курск». 118 погибших моряков и новая дата на страницах истории. Это всего лишь цифры, а вот несбывшиеся надежды, непрожитые жизни, не достигнутые высоты - это действительно страшное горе. Трагедия для всего человечества, ведь никому не известно, может на борту «Курска» был человек, который мог изменить мир к лучшему.