Как развить импровизацию. Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации. Последнее слово - решающее

Здравствуйте, друзья!

Как поживаете? Каких новых успехов добились за прошедшие дни? Как помогают Вам знания о правилах и секретах мастерства публичного выступления? Мои хорошие новости – в минувшую неделю провел два тренинга (которые анонсировал в рассылке). И на первой ступени («Словесная импровизация») в формате интенсивных выходных, и на второй («Видеотренинг. Работа в жанрах»), прошедшей традиционно в будние вечера, были прекрасные, очень творческие и активные участники! Все отлично поработали и успели подружиться – как обычно на наших занятиях. Отзывы участников — на странице «События». Сейчас вместе – и мы, и они (даже не знаю, кто больше J) – ждем 11 ноября , начала работы на тренинге 3 ступени, который называется «Эффективная презентация» .

Третья ступень посвящена работе над содержанием Вашего выступления. За пять вечеров мы подробно разберем добрый десяток главных блоков, из которых складывается структура презентации. Каждый элемент потренируем в отдельности. Соберем все элементы вместе в интегрирующих упражнениях.

Участники третьей ступени выбирают для работы реальные темы из собственной учебной, общественной или бизнес-практики. Соответственно, кроме прочих результатов, по окончании тренинга Вы имеете готовую блестяще отработанную презентацию для решения собственной реальной задачи!

Словом, приглашаю Вас на тренинг – чем сто раз читать, лучше один раз попробовать. Конечно, максимум эффекта третья ступень принесет, если Вы уже прошли первую и вторую. Однако, если есть большое желание и насущная потребность, можно прийти сразу на третью – в процессе заодно определите, насколько Вам нужны ступени 1 и 2, а также 4 и 5.

А сейчас перейдем к разговору об умении, которое смело можно назвать одним из наиболее важных и полезных для любого выступающего публично человека. Называется оно

СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Как приятно слушать музыканта, вдохновенно и свободно импровизирующего на своем инструменте – он словно становится частью музыки, парит в ней, легко раскрывает новые и новые темы, зачаровывая восхищенных зрителей. Таким же магическим, завораживающим может стать и впечатление от импровизации профессионала публичного выступления.

«…Говорите, говорите, я молчу…
О полотнах и о моде,
о вещах и о погоде,
и вообще, о чем угодно —
Вы же знаете, я слушать Вас хочу.
Говорите, говорите, я молчу…»

(Александр Дольский)

Действительно, умение свободно импровизировать, легко подхватывать и развивать любую тему, словно бы она была известна и близка оратору сто лет, с давних времен придавало его счастливому обладателю прямо-таки мистический ореол, печать гениальности:

« - Что? - спросил импровизатор, - каково?

- Удивительно, - отвечал поэт. - Как! Чужая мысль чуть коснулась вашего слуха и уже стала вашею собственностию, как будто вы с нею носились, лелеяли, развивали ее беспрестанно… Удивительно, удивительно!..

Импровизатор отвечал:

- Всякой талант неизъясним… никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею - тщетно я сам захотел бы это изъяснить»

(А,С, Пушкин. «Египетские ночи»)

Пожалуй, когда речь идет о музыке и поэзии, я соглашусь – без высочайшего мастерства и крупицы гениальности тут не обойтись. Но что Вы думаете о мастерстве словесной импровизации в публичных выступлениях? Божий дар или техника? Непостижима или тренируема? И если тренируема – то почему у нас так много чудовищно унылых нудных неинтересных «пономарей»? Ведь стаж говорения каждого из нас практически равен возрасту, а результат – ну… Вы знаете…

Начнем с определения.

Словесная импровизация (для краткости пусть будет СИ) – так мы называем уверенное умение говорить на любую тему без предварительной подготовки, экспромтом . Кстати – если здесь поставить точку, мы получим определение ПАССИВНОЙ СИ .

АКТИВНАЯ СИ отличается от пассивной небольшим, но принципиальным дополнением: …и умение незаметно для собеседника перевести беседу на нужную оратору тему.

Теперь – об основном вопросе))

С удовольствием делюсь хорошей новостью – словесной импровизации можно научиться . Причем – довольно быстро. Познакомившись с приемами импровизации и постоянно практикуясь, участники наших тренингов уже после первой ступени уверенно показывают хороший уровень владения этой очень эффективной техникой.

Плюсы от владения таким полезным инструментом очевидны. Умение импровизировать в публичных выступлениях – это умение:

— излагать тему своими словами, не «выступая», а разговаривая с аудиторией;

— если мы неожиданно потеряем мысль, собьемся, не замолкать растерянно, а «обыграть» ситуацию. Это значительно укрепляет уверенность оратора в своих силах и, следовательно, помогает управлять волнением и выглядеть более профессионально.

— легко отвечать на любые вопросы из зала, а также спокойно реагировать на вопросы не по теме, неуместные или провокационные;

— спокойно реагировать на любую неожиданность, происходящую во время выступления – от звонка мобильного телефона до вышедшей на сцену кошки – и уметь обернуть ее (ситуацию, а не кошку) в свою пользу;

— изменять по необходимости энергетику выступления, «встряхивать» утомившихся от большого количества информации зрителей, разбавляя презентацию яркими рассказами, интересными примерами, смешными анекдотами;

— при подготовке выступления не зазубривать текст наизусть, а хорошо запомнить основные тезисы – и затем импровизировать, продвигаясь от одного к другому.

— если вдруг возникла необходимость, смело выступать без подготовки, использовать спонтанную аргументацию в подтверждение собственной позиции.

Важно отметить, что умение импровизировать ни в коем случае не значит, что к выступлениям больше не нужно готовиться! Не обольщайтесь. Успешного выступления без подготовки не бывает, это аксиома. Навык словесной импровизации можно сравнить со страховочной веревкой альпиниста – она придаст уверенности и выручит в трудную минуту, но не заменит отточенного мастерства и головы на плечах.

ПРИЕМЫ СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ.

Обычно на тренингах мы проводим демонстрацию – тренер импровизирует на заданную слушателями тему, а слушатели потом называют приемы, с помощью которых создавалась импровизация. Иногда удается «вычислить» их практически сразу, иногда – с некоторыми задержками. Но, так или иначе, мы находим их довольно легко – потому что они просты и, в принципе, «лежат на поверхности». Прислушайтесь – и Вы обнаружите их в речи многих и многих людей вокруг себя в самых разных сферах общения. Мы интуитивно применяем их постоянно, но неосознанно и случайно. И поэтому сильные приемы с мощным потенциалом так малоэффективны – в нашем «любительском» исполнении.

Что же это за приемы? Сколько их? Как и когда их правильно применять?

Ответы на эти и другие важные вопросы о приемах словесной импровизации мы – в соответствии с классическими законами многосерийного жанра – получим в последующих выпусках рассылки

Как обычно, буду рад Вашим рассуждениям, идеям, вопросам и о теме сегодняшней, и о мастерстве публичного выступления в целом. Делитесь опытом, рассказывайте истории, спрашивайте.

Оставляйте комментарии, пишите на почту [email protected]

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте журнала на страничке новостей

Как научиться импровизировать? Легко! (Ч.1)

Что такое импровизация?

О том, что такое музыкальная импровизация, в чем ее секреты и как овладеть этим искусством, написано достаточно много работ. Стоит ли вновь обращаться к данной теме? Стоит! В музыке немало «загадочных вещей», которые, как кажется, делаются почти всеми музыкантами, но редко ими поясняются, особенно «на пальцах». Импровизация - один из самых таинственных музыкальных процессов, может поэтому далеко не всякий музыкант, владеющий инструментом, с легкостью импровизирует. Полагаю, что опыт каждого музыканта уникален. Я импровизирую много лет и, поэтому, я надеюсь, мой путь разгадывания секретов импровизации, приемы для развития этого навыка, окажутся полезными как для опытных музыкантов, так и для любителей и даже для тех, кто вообще не знает нотной грамоты. Так вот...

Сталкивались ли вы с такой ситуацией? Вечеринка. Человек, закончивший ДМШ, колледж или даже консерваторию по классу фортепиано, часто не может сыграть «сходу» аккомпанемент для простой и популярной песни, которую компания решила спеть? У друзей, не имеющих музыкального образования, этот факт постоянно вызывает удивление. Причем, своего товарища-музыканта они будут просить и в следующий раз, и в следующий... по простой причине: «Они не понимают, как можно не подыграть простую песенку, исполняя виртуозно, по их мнению, Ф.Шопена?!». И, правда, как? ... А дипломированный пианист постарается скрыть свои навыки в новой компании или для подобных ситуаций обзавестись нотными сборниками.

Но, если вы попросите на подобной же вечеринке подыграть выпускника хорового, народного, духового, вокального отделения, и даже барабанщика, то они в большинстве случаев значительно лучше справятся с заданием. Почему?

Потому, что у всех у них обычно больше практики играть без нот , подбирать на ходу, ориентироваться в гармонии, мыслить вне партитуры, т.е. ТВОРИТЬ, ИМПРОВИЗИРОВАТЬ.

К сожалению традиционная, современная система музыкального образования не ставит перед педагогами задачи обучения импровизации. Да и сами педагоги - продукт этой системы и искусством импровизации в большинстве своем не владеют. И это закономерно, потому что традиционная система готовит исполнителей. Поэтому, далеко не все музыканты умеют импровизировать.

Конечно, определение «играть без нот» может сгодиться для обозначения этого загадочного действия. Но его явно недостаточно, если мы хотим хоть немного разобраться в сути явления импровизации. Я пробую отметить основные закономерности на примере импровизации в танце. Почему?

Во-первых, эти закономерности ОБЩИЕ,

Во-вторых, танец, несомненно, следующая после музыки область, где импровизация достаточно распространенное явление.

Причем, обычному человеку кажется, что научиться импровизации в танце явно проще, чем в музыке. Так что танец - хороший пример. И так, что такое, на мой взгляд, импровизация в танце?

Это какие-то не прописанные заранее в схеме танца движения , которые:

1. Вписываются в ритм;
2. Соответствуют стилю
танца;
3. Украшают танец;
4. Разнообразят танец;
5. Соответствуют форме (т.е. ходу - начало, развитие, кульминация... вход-выход и пр.)
6. Повышают выразительность танца (и тем самым усиливают эмоциональное впечатление).

А чего же не хватает до магического числа 7 ? Догадались? Это

7. Выучены и отработаны заранее.

Да именно так! Мало того, что в хорошей импровизации надо учесть все указанные моменты (1-7). Все эти движения, фигуры должны быть выучены и отработаны. И все это в полной мере относится и к музыкальной импровизации.

Импровизация, таким образом, оказывается во много раз более сложным процессом, чем исполнение по нотам. Фактически, музыкант-импровизатор это не просто исполнитель, он в этом процессе композитор, аранжировщик, дирижер и все это в одном лице! Иными словами:

И наоборот:

Если вам нужно более детальное определение, то обратите внимание на комментарии:

Примеры, где проявляются общие закономерности импровизации.

  • Представьте себе мотоциклиста или сноубордиста (Free Style), которые строят свои композиции прыжков согласно ландшафту, рельефу местности...
  • У меня есть еще один хороший пример. Представьте себе строй солдат, репетирующих парад, и ребенка, которому разрешили порезвиться невдалеке. Ребенок то пристраивается рядом и марширует точно в ногу с солдатами, то делает в 2 раза больше шагов, то отбегает в сторону, то отстает, догоняет и снова пристраивается... Представили? Этот ребенок ТВОРИТ, он импровизирует!

Алексей Устинов,
создатель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК "Агат-7(9)" (аналог Apple II). 20 лет чтения курсов "Музыкальная информатика", "Музыкальная акустика" и "Звукорежиссура" в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция). 2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму "Miss California". Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

Навыки импровизации нужны каждому человеку. Хотите быть , научиться общаться с людьми, развить ораторские навыки? Перечисленные далее в статье способы помогут чувствовать себя как рыба в воде практически в любой ситуации, хотя предназначены в первую очередь для тех, кто обучается актерскому мастерству. И, кроме того, повысят творческие способности и .

Убедитесь, что делаете то, чего от вас ожидают

Импровизация на сцене не стоит и гроша, если вы делаете что-то совершенно оригинальное и ненужное. Ваши партнеры по сцене должны примерно представлять, чего от вас ждать, поэтому не ставьте их в неудобное положение.

Придерживайтесь темы

Хорошая импровизация имеет тему. Вам не просто говорят «Придумайте что-нибудь», а задают определенную тему и рамки.

Чем дальше отклоняетесь от темы, тем сильнее распыляетесь. Сцена теряет всякий смысл и напоминает хаотичное движение, а еще хуже - жизнь. Помните, что драматическая сцена не живет по тем же законам, что и жизненная.

Если вы находитесь в стоматологическом кабинете, то, пожалуйста, не пытайтесь «зайти» в кардиологию. И не наделяйте себя суперсилой, это считается доминированием и не нравится другим актерам.

Не пытайтесь быть забавным, если это не предусмотрено условием

Да, - отличное оружие, но попытайтесь увидеть грань между:

  • Ты смешной!
  • Ты смешон!

Попытка быть забавным может окупиться разве что в случае, если вы играете один. В противном случае ваш партнер вместо игры будет с сожалением смотреть на вас. Желание быть смешным смотрится ужасно как в реальной жизни, так и на сцене.

Будьте естественным

Это значит концентрироваться не на аудитории, а на себе. Правда движений чрезвычайно важна, ведь любая фальшь будет распознана.

Подумайте о том, как ведет себя ваш персонаж в спокойной и стрессовой ситуации. Выясните, в чем состоят ключевые отличия: тембр голоса, позы, манера речи.

Справьтесь со страхом

Многие люди занимаются импровизацией лишь потому, что хотят уничтожить свой страх выступления перед аудиторией. Поэтому для начала выступайте перед своими знакомыми. На самой сцене страх является убийцей любой драматической ситуации (только если это не предусмотрено).

Помните, что если вы испытываете страх, то и ваш персонаж тоже. Это по сценарию?

Подыгрывайте

Если партнер говорит «Я лучший художник в мире», то никогда не отвечайте «Правда? Я думал ты занимался музыкой», даже если решили это заранее. Именно это и есть импровизация. Вы реагируете на действие партнера, а не продумываете как пойдет сцена и пытаетесь склонить ее в ту или иную сторону.

Если вы хотели закончить сцену дракой, а назревает мировая, примите это. Данный подход будет более гармоничным.

Не делайте ничего жестокого или слишком сумасшедшего

Обычно после таких действий сцена прерывается. Люди настолько входят в роль, что начинают переходить всякие границы. Не кричите и не переигрывайте, чтобы сцена казалась более естественной.

Расслабьтесь и наслаждайтесь собой

При расслаблении в актерской игре наступает свобода и правда движений. Поэтому практикуйте медитацию и духовные практики, чтобы всегда оставаться спокойным. Кроме того, и вы сможете быть настоящим и искренним.

Помните, что актерская игра и импровизация должны приносить удовольствие, а не быть вынужденными.

Вживитесь в роль

Плохие импровизаторы играют сами себя, поэтому теряется суть импровизации. Никто не требует от вас уровня мастерства Роберта Де Ниро, просто подумайте о том, как ваш персонаж двигается, о чем думает, как реагирует на ситуации и что чувствует. Этого уже достаточно для интересной сцены.

Упражняйтесь в актерских играх

В интернете существует масса игр и упражнений, которые развивают актерские и импровизационные навыки. Вы можете найти их как на отдельных сайтах, так и на YouTube. Второе предпочтительнее, потому что вы будете видеть, как действуют профессионалы.

Помните, что импровизация нужна не только актерам. Мы все так или иначе актеры и применяем эти навыки в своей жизни. Тот, кто справляется хорошо, получает работу получше, знакомится с нужными людьми и чаще достигает своих целей. Это тот навык саморазвития, который необходимо развить каждому из нас.

Желаем вам удачи!