Исторические события 1900 ых годов. Кризис в кпсс. правление черненко и андропова. Февральская буржуазная революция

Мы продолжаем радовать вас новыми рубриками – на этот раз мы хотим осуществить грезы тех, кто мечтал стать экспертом по моде: для них, а также для всех неравнодушных к стилю ретро, заводим рубрику «История моды XX века», в которой будем рассказывать о самых популярных фасонах, цветах, обуви и аксессуарах разных эпох.

1900-е годы: «Золотая эпоха»

Belle Epoque по-французски, The Age of Opulence по-английски – как только не называлась эпоха с 1900 по 1910 год в истории. Это время расцвета нуворишей – «новых богачей», которые неспешно прогуливаются по набережным Биаррица, катаются на лошадях в лондонском Hyde Park, посещают Metropolitan Opera в Нью-Йорке и, конечно, задают моду этого времени. Центром мира моды является Париж – здесь процветают кутюр, роскошные платья шьются неделями и только вручную, богато украшаются перьями, кружевом и вышивкой и демонстрируются на выставках, а затем отправляются в гардеробы своих состоятельных владелиц. Это время сближается с нашей эпохой поиском модных кумиров – модные журналы, только-только появлявшиеся в продаже, пока уступают открыткам с фотографиями популярных актрис, королевских особ и других икон стиля, look’и которых принято было копировать. Одним из таких примеров была Александра Датская – английская королева с 1902 года, тетя Николая II и жена Эдуарда VII.

Женская одежда в 1900-х: фасоны и цвета

В эту эпоху женская одежда все еще переживает влияние моды XIX века, подчиняясь четкому дресс-коду, изменять которому в высшем обществе не принято.

В 1900-е женский наряд подразумевал как минимум три части: это нижняя рубашка из тонкого хлопка, иногда с кружевными оборками, поверх нее узкий корсет на завязках (несмотря на то, что в эту эпоху уже начинают появляться первые публикации в прессе о вреде корсетов, модницы по-прежнему готовы страдать ради тонкой талии), а затем длинное платье . Надеть все это на себя было нелегкой задачей, девушкам помогали служанки, и их сборы перед выходом в свет занимали порой несколько часов.

Можно сказать, что в эту эпоху мода не переживала кардинальных перемен: большинство дизайнеров делали акцент на одни и те же фасоны, стараясь перещеголять друг друга в пышности декора и дороговизне ткани, выбранной для наряда. Платья создавались с силуэтом «песочные часы» с неизменной тонкой талией, подчеркнутой мягким поясом или лентой с бантом. Юбки вечерних платьев имели всегда длинный шлейф, в то время как повседневные платья могли спереди обнажать ноги до щиколотки. Пальто имели синонимичный приталенный силуэт, но чаще всего с объемным верхом в виде рукавов-буф или мехового воротника. Одежда для выхода в свет шилась из дорогого шелка и шифона, теплая зимняя одежда – из шерсти, бархата и натурального меха, повседневные и спортивные платья – из льна и легкого хлопка. Для декора дневных и вечерних платьевдизайнеры в изобилии использовали кружево, оборки, тесьму и вышивку.

Что касается цветовой гаммы, то в 1900-е в моде были пастельные тона – светло-розовый, молочный, бежевый, небесно-голубой и приглушенный бирюзовый (тот самый, в который сегодня окрашивают коробочки Tiffany’s). Верхняя одежда из практических соображений была темного цвета – черного, серого, пурпурного.

Обувь, аксессуары и детали в 1900-х годах

Маленьким модным фетишем эпохи 1900-х были чулки : они имели дневной и вечерний вариант, каждый из которых отличался по цвету и декору. Например, вечерние чулки, как правило, были черного цвета и украшались кружевными вставками в виде вертикальной широкой полоски или «змейки». Самой популярной моделью обуви в это время были туфли на низком каблуке в виде рюмки, который назывался louis, и с декоративной пряжкой, бантом или пуговицами спереди.

Революционным это десятилетие стало лишь для такого легендарного женского аксессуара, как сумка: если в начале 1900-х сумочки из бархата на длинных веревочных ремешках были практически бесполезной вещицей (женщины носили в них только papier poudré – салфетки с пудрой), то уже спустя несколько лет сумки неожиданно стали незаменимым аксессуаром и существенно увеличились в размерах. Но все же они не могли стать популярнее и значимее главного аксессуара эпохи 1900-х – шляпы: широкополая, тяжелая и щедро украшенная страусиными перьями, бисером, цветами из ткани и лентами, она стала практически модным символом этой эпохи.

Сразу оговорюсь: эта статья рассчитана на читателя, обладающего критическим складом ума. Остальным она покажется полным бредом. И все же считаю, что и такая точка зрения на происхождение человечества имеет право на жизнь. Тем, кто будет упрекать меня в бездоказательной болтовне, хочу возразить: человеческая логика-это мощный и точный инструмент познания реальности, при условии, конечно, что последняя линейна. В своей предыдущей статье я предложил читателям гипотезу о том, что человечество было создано неким Творцом 200 лет назад. После некоторого раздумья я решил скорректировать этот срок в сторону уменьшения. Считаю, что человечество появилось на планете на рубеже 30-х — 40 -х годов XX-го столетия а возможно и позже. То есть возраст нашей цивилизации менее 100 лет. Постараюсь объяснить почему я так думаю на примере истории России. События, происходившие в Российском государстве с 1900 по 1940 годы, если над ними хотя бы немного задуматься, выглядят невероятными даже фантастическими. Именно с момента Русско-японской войны Россия начала стремительно терять свое население и экономический потенциал. Лишь сейчас, с появлением интернета, стало возможным охватить эту эпоху единым взглядом.

По пунктам:

1. 1900-1905 годы. Захват Россией (или аренда, если угодно) китайского Порт-Артура и Русско -японская война.

Большая загадка: Откуда взялся у России (да и у Японии) броненосный флот, на какие деньги и где он был построен и на какие средства содержался? А это очень дорогое удовольствие. И кто его обслуживал, если даже в наш просвещенный век научить матроса срочной службы обращаться с корабельным оружием и техникой непросто а порой и невозможно в рамках 3-х лет службы? И вообще: возможны ли были такие технологии в то время?

2. Первая русская революция 1905-1907 годов.

3. Первая мировая война 1914-1918 годов.

6. Гражданская война. Красный и белый террор. 1918-1922 годы.

7. Индустриализация СССР 1920-1940 годы.

8. Голод 1921-1922 и 1932-1933 годов.

9. Политические репрессии 1920-х — 1930-х годов.

Не многовато ли событий для одного народа за 40 лет?! Какая -то невероятная, просто феноменальная политическая и физическая активность людей. Особенно на фоне нынешней политической апатии населения. А ведь с нами тоже немало чего произошло за последние 24 года:

1. Распад СССР.

2. Ограбление народа в виде денежной реформы.

3. Второе ограбление народа в виде ваучерной приватизации.

4. Третье ограбление народа в виде ельцинского дефолта.

5. Первая чеченская война.

6. Вторая чеченская война.

7. Наконец ввп.

И что? Кто-то вышел на улицы, взялся за оружие? Нет, мы все это проглотили, засучили рукава, подтянули ремни и живем дальше.

Так что же послужило причиной столь невероятных событий произошедших с нами в начале XX-го века? На кадрах хроники мы видим скопления людей, охваченных революционным энтузиазмом и пламенных ораторов (которых, кстати, кроме первых рядов никто не слышит). Кто все эти люди? Чем они зарабатывают на жизнь?, Чем питаются, на чем передвигаются по городу? И кто вообще отпустил их с работы на митинг? Кто выпустил солдат из казарм? Любая анархия в обществе очень быстро упирается в один единственный вопрос: ЧТО БУДЕМ КУШАТЬ, ГОСПОДА? Только крестьянин после митинга может вернуться домой и пообедать тем что послало натуральное хозяйство (пока не ограбили вооруженные горожане, конечно).

С 1900 по 1922 годы, если верить истории, государство Российское просто было обращено в пыль. Возникают банальные но жизненно важные вопросы: кто кормил людей во время этой великой смуты, как снабжались города продовольствием? Ведь не существовало холодильников. Как хранилось и доставлялось мясо, рыба и молоко, только в зимний период? Как работала финансовая система если деньги царской России после 1917 года прекратили обращение: всеобщий натуральный обмен в течение как минимум 5-ти лет или расчеты в золоте? Те бумажки, что выпускало Советское правительство с 1919 года, ни по форме, ни по сути деньгами не являлись. История хранит молчание по этому поводу. Откуда брались излишки продовольствия у крестьян при отсутствии техники и удобрений да еще и в условиях гражданской войны, когда грабили и белые, и красные, а крестьян насильно мобилизовали? Как пережили голод Украина и Поволжье и как восстановились эти районы после? Тот, кто считает эти вопросы малозначительными, пусть сам попробует поработать на земле и произвести «излишки» продовольствия. Индустриализация тоже невозможна на одном энтузиазме и рабском труде заключенных: купили заводы за границей? На примере последних лет нашей новейшей истории мы видим, что деиндустриализация у нас получается гораздо лучше. Откуда взялись все эти заводы при Сталине, если мы последние 20 лет всей страной не можем отладить работу одного только ВАЗа, доставшегося нам от СССР, и даже заграничные менеджеры не в силах нам помочь? Считаю, что вся промышленность появилась на планете одновременно с нами. Мы не могли создать ее с нуля в принципе. Также не поддаются осмыслению передвижения по стране огромных масс людей от Прибалтики до Камчатки в начале XX века. Кого- то выслали, кто-то уехал в поисках лучшей жизни. Откуда у людей были средства на переезд и обустройство на новом месте? Да и у государства тоже. Даже сейчас это сложно сделать, а тогда, в разрушенной стране? Откуда возник могучий военный потенциал СССР перед ВОВ? Все это заставляет предположить что эти, якобы исторические, события никогда не происходили в реальности. Граница между реальной и фальшивой историей пролегает где-то совсем рядом с нами. Рукой подать.

Думаю, что моя гипотеза не более фантастична, чем теория Большого взрыва, теория эволюции Дарвина, библейская история сотворения мираи или «научное» возникновение жизни из мертвой материи.. Пожалуй, в моей здравого смысла даже побольше будет. То, что вся наша история кем-то или чем-то выдумана, не вызывает у меня никакого сомнения: фактов тому уже через край. Интересно найти, где она стыкуется с реальностью? Предлагаю данную эпоху в нашем прошлом как вариант. Мы существуем в реальности, которая имеет только два временных измерения: Настоящее и Прошлое. Будущее существует лишь в нашем воображении. Прошлое существует в нашей памяти и в материальном следе, который оставляет на планете человек и сама природа. Также реальность может иметь два варианта:

1. Реальность линейна, т.е. ее свойства не меняются во времени. Можно сравнить с прямой дорогой которая как на ладони если оглянуться.

2. Реальность нелинейна, т.е ее свойства изменяются во времени. Это как извилистая дорога, которая, если оглянуться, скрывается от нас за поворотом и вновь возникает, но уже другая, та, которой мы никогда не проходили.

В первом варианте у нас есть шанс хотя бы немного разобраться в нашей истории. Я ничего не утверждаю, лишь предлагаю задуматься над очевидными вещами и тогда, при ближайшем рассмотрении, они могут оказаться далеко не очевидными.

Меня резонно спросят: а что делать с нашими прабабушками и прадедушками, которых мы помним и любим? Логично. И я свою прабабушку помню. Могу только предположить, что наши прабабушки и прадедушки были материализованы в этой реальности в определенном возрасте с наведенной памятью о своем прошлом. Ведь рассказывают же они, что все откуда-то переехали и что многие из них сироты.

Задуманная как культурно-исторический проект, выставка «Россия, 1900-е годы» преследует своей целью представить малоизвестное в Германии русское искусство конца XIX - начала ХХ века. Оно развивалось одновременно с западноевропейским декоративно-прикладным искусством и литературным движением «Искусство стиля» (Stilkunst). Центральным для кураторов выставки является вопрос о специфике разных форм русского искусства того времени, о питавших их идеях и представлениях. Диалог между произведениями традиционного, народно-романтического направления и работами, демонстрирующими интернациональные, модернистские влияния делает экспозицию особенно разнообразной и чрезвычайно интересной.

На рубеже XIX и XX веков в период правления последнего российского императора Николая II в России происходили разнонаправленные драматические перемены: с одной стороны — кризисы и войны, а с другой — экономический рост и культурный расцвет. В искусстве этого переходного периода тесно переплелись традиция и современность. Поиск новых форм художественного выражения стал настойчивым требованием времени. Символизм, модерн, а также характерные для российского искусства романтизм и неопримитивизм, как в зеркале, отражали глубокие перемены, происходившие в империи и за ее пределами.

Непростые отношения между поборниками «русского пути» и теми, кто был ориентирован, скорее, на интеграцию в общеевропейские культурные процессы характеризуют развитие российского искусства той эпохи. Заново, а иной раз и впервые открытые славянофилами народные корни русской культуры, в особенности традиционное народное искусство, а также использование крестьянских мотивов в архитектуре и орнаменте достигают своего апогея в «неорусском стиле», типичные черты которого нашли отчетливое отражение во всех направлениях изобразительного искусства. Достаточно упомянуть о том, что сила и поэзия древнерусских источников вдохновляли такого яркого представителя раннего авангарда, как Василий Кандинский.

Русский стиль

Одним из наиболее самобытных течений, охвативших все области искусства, явился русский национальный романтизм известный как «русский стиль». Многие художники того времени обращались в своем творчестве к древнерусским преданиям, традиционным произведениям народного искусства, народным ремеслам, типичным архитектурным формам и орнаментам — всему тому, что передавалось в семьях художественно одаренных крестьян и ремесленников из поколения в поколение. Близость к фольклору, опора на сказочные сюжеты и яркость цветовой палитры — одни из самых характерных особенностей русского искусства начала ХХ века.

Благодаря активной деятельности крупных меценатов поселки художников (Абрамцево, Талашкино) стали крупнейшими художественными центрами, вокруг которых собирались столь разноплановые мастера, как Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Елена Поленова. Созданные ими живописные, скульптурные, керамические, графические работы могут рассматриваться как русский вариант движения искусств и ремесел (arts and crafts movement ) — британского направления декоративно-прикладного искусства конца XIX века, ставившего своей целью возрождение средневековых ремесел.

Внешний вид поселков художников, равно как и созданные там произведения, вызывают невольное сравнение с городком художников на холме Матильденхёе в Германии, ставшим источником принципиально новых для немецкого искусства глобальных идей, связанных, например, с национальным воплощением общеевропейского художественного стиля модерн.

Модерн — русский югендштиль

Одновременно с «русским стилем» в России возникло и вскоре «прорубило окно в Европу» еще одно примечательное течение в искусстве. Развиваясь в некоторой степени как подражание, а по большей части абсолютно независимо интерпретируя интернациональные тенденции, это художественное течение со всей отчетливостью заявило о себе в живописи, графике, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

Ключевую роль в формировании новых принципов в русском искусстве сыграло петербургское объединение художников «Мир искусства». С 1898-го по 1904 годы оно издавало одноименный журнал, в котором печатались программные для данного направления материалы. В эту группу входили известные живописцы и графики: Филипп Малявин, Михаил Врубель, Иван Билибин и многие другие талантливейшие мастера, а возглавляли ее художник и сценограф Лев Бакст и Сергей Дягилев, прославившийся позже в качестве балетного импресарио.

Русский югендштиль, получивший в России название «стиль модерн», охватил (в соответствии с бытовавшим тогда идеалом универсального характера искусства) все области: живопись, графику, архитектуру, декоративное и прикладное искусство и сценографию. Основными заказчиками архитектурных проектов жилых домов и декоративного оформления интерьеров в стиле модерн были представители нарождающегося буржуазного сословия. Наряду с московскими особняками сохранились многочисленные эскизы построек и уникальная мебель, созданные, к примеру, известным архитектором Федором Шехтелем.

В других европейских странах также в это время развивались национальные разновидности символизма и югендштиля. Перекличка течений в искусстве возникла не случайно: множество русских художников посещали западные культурные метрополии, некоторые учились за границей.

Род Гессен-Дармштадт и Романовы

Холму Матильденхёе в Дармштадте словно самой судьбой было предначертано стать местом выставки на тему «Русское искусство в 1900-е годы». Русская часовня в известном на весь мир ансамбле в стиле модерн до сих пор служит памятником династическим связям великих герцогов Гессен-Дармштадтских и русского императорского дома. В 1894 году Николай II (1868—1918) женился на принцессе Аликс Гессенской (1872—1918). Это был не первый брак, породнивший российский императорский дом с семьей великих герцогов Гессенских: бабушка Николая, царевна Мария (1824—1880), также происходила из гессенского княжеского рода. Не следует забывать и о том, что еще в 1884 году старшая сестра принцессы Аликс Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея, дядю Николая II. До 1912 года последний российский император и его семья неоднократно посещали Дармштадт.

Династические связи предполагали и культурные контакты. Так, на первой выставке дармштадского городка художников в 1901 году были представлены работы членов объединения «Мир искусства». В 1902-м член дармштадтского объединения архитектор Йозеф Мария Ольбрих (Joseph Maria Olbrich) был приглашен с ответным визитом в Москву для участия в выставке «Архитектура и художественная промышленность нового стиля».

Еще один памятник архитектуры рубежа веков, красноречиво свидетельствующий о тесном родстве Дармштадта и России — русская церковь Святой Марии Магдалины на Холме Муз (Musenhugel). Она возведена на участке земли, подаренном великим герцогом Эрнстом Людвигом своему зятю, и освящена 8 октября 1899 года как приватная церковь русского императора. Архитектурный проект был разработан ректором санкт-петербургской Академии художеств, профессором Леонтием Николаевичем Бенуа по образцу ранних ярославских церквей. Внешнее и внутреннее убранство храма являют собой выдающийся образец русского искусства 1900-х годов. Культурно-историческое значение сооружения определяется еще и тем, что все мозаики и настенная роспись были выполнены одним из самых авторитетных деятелей русской культуры той поры — Виктором Васнецовым.

При подготовке выставки первостепенное внимание уделялось русскому модерну, открывшему новые пути развития искусства. Никогда еще в подобном масштабе не экспонировались столь разнообразные принадлежащие к этому направлению экспонаты: архитектурные проекты, мебель, произведения декоративно-прикладного искусства, живопись, графика, сценография, театральные костюмы. На выставке не только собраны эксклюзивные произведения искусства, но и представлены программы и манифесты как крупных, так и менее значительных художественных объединений. Исторические видеозаписи и фотоматериалы воссоздают атмосферу дореволюционной России на фоне политических, экономических и семейных конфликтов того периода. В результате перед глазами зрителя встает своеобразная панорама русской культуры и искусства 1900-х годов.

Большая часть из 300 выставочных экспонатов предоставлена российскими музеями, в частности Третьяковской галереей, Государственным Историческим музеем, Российской государственной библиотекой, Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева, Русским музеем, Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства, а также Центром Помпиду (Париж), Музеем Виктории и Альберта (Лондон), Музеем современного искусства в Страсбурге.

Безумный XX век. Пожалуй, самое насыщенное событиями столетие, поэтому я решил разбить хронологию 20 столетия на две части. В период с 1900 по 1950 год мир содрогался от мировых войн и революций, которые унесли жизни десятков миллионов людей. Убийство эрцгерцога Фердинанда в Сараево послужило формальным поводом к Первой Мировой Войне, хотя великим державам просто натерпелось померяться силами и оттяпать лакомые кусочки от колоний друг друга. В ходе войны прошли революции сначала в России, где власть перешла к большевикам и установился коммунистический режим, а после и в Германии, что привело к созданию Веймарской республики. Была создана Лига Наций и СССР, в Италии к власти пришел Муссолини. Тридцатые годы XX столетия характеризуются мировым экономическим кризисом. В это время власть в Германии захватывает фашистская партия во главе с Гитлером. Началась Вторая Мировая Война в результате которой Германия потерпела сокрушительное поражение. США сбросили на Японию две атомные бомбы. Началось противостояние двух сверхдержав США и СССР получившее название «холодной войны». В конце первой половине 20 века к власти в Китае приходит коммунистическая партия во главе с Мао Дзэдуном. Хронология этих, а также других событий первой половины XX века представлена ниже.

1904 г. Создание Антанты - военного союза Франции и Англии

1904-1905 гг. Русско-японская война. Поражение России. Портсмутский мир

1905-1907 гг. Революция в Российской империи. «Кровавое воскресенье»

1906 г. Первая Государственная дума Российской империи

1907 г. Присоединение России к Антанте

1908-1909 гг. Боснийский кризис

1908-1946 гг. Третье Болгарское царство

1910 г. Корея перешла под управление Японии

1910-1926, гг. Первая Португальская республика

1911-1912 гг. Итало-турецкая война («Ливийская война»). Лозаннский договор

1911-1912 гг. Уханьское восстание. Свержение династии Цин. Провозглашение независимости Внешней Монголии. Провозглашение Китайской республики

1912-1913 гг. Первая Балканская война Балканского союза (Болгария, Греция, Сербия, Черногория) против Османской империи. Лондонский мирный договор

1913 г. Вторая Балканская война - раздел Македонии между Болгарией с одной стороны и Черногорией, Сербией, Грецией - с другой

1914-1918 гг. Первая мировая война. Антанта против блока Центральных держав. Убийство эрцгерцога Фердинанда в Сараево. Битвы на Марне, у Ипра, на Сомме, под Верденом, Брусиловский прорыв. Ютландское морское сражение

1915 г. Вступление в войну Италии на стороне Антанты

1917 г. Февральская революция в России. Отречение от престола Николая II. Учредительное собрание. Провозглашение в России республики. Октябрьская революция в России. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Вступление США в Первую мировую войну на стороне Антанты

1917-1923 гг. Гражданская война в России и иностранная военная интервенция. Образование независимых государств на территории России и Восточной Европы

1918 г. Брестский мир между Германией и Советской Россией

1918-1919 гг. Революция в Германии и создание Веймарской республики

1919-1920 гг. Парижская мирная конференция. Версальский мирный договор между Германией и Антантой. Мирные договоры между Германией (Версальский), Австрией (Сен-Жерменский), Болгарией (Нёйиский), Венгрией (Трианонский), Турцией (Севрский) и странами Антанты

1919-1946 гг. Лига наций

1922 г. Генуэзская конференция. Рапалльский договор (между РСФСР и Германией) - окончание международной дипломатической изоляции РСФСР. Великобритания отменила протекторат над Египтом, признав его независимым государством. I Всесоюзный съезд Советов. Образование СССР. Приход к власти в Италии фашистской партии во главе с Бенитто Муссолини

1923 г. Провозглашение Турецкой республики. Правительство во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком и его реформы. Гамбургское восстание в Германии. Краковское восстание в Польше. Фашистский «пивной путч» в Мюнхене во главе с генералом Эрихом Людендорфом и Адольфом Гитлером

1924 г. Создание Монгольской Народной Республики

1925 г. В Женеве 37 государствами подписан Протокол о запрещении применения на войне ядовитых, удушливых и других подобных газов и биосредств

1927-1928 гг. Гоминьдановский переворот в Китае. Шанхайская резня. Приход к власти Чан Кайши

1928 г. 15 государств подписали Парижский пакт (Пакт Бриана - Келлога) - договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики

1929 г. Советско-китайский вооруженный конфликт. Хабаровский протокол

1929-1939 гг. Мировой экономический кризисВеликая депрессия»). «Черный четверг»

1930 г. Движение гражданского неповиновения в Индии. «Соляной поход» во главе с Махатмой Ганди

1931 г. Свержение испанской монархии. Установление Второй республики

1931-1932 гг. Мукденский инцидент. Захват Японией северо-восточных территорий Китая (Маньчжурии). Провозглашение государства Маньчжоу-Го во главе с императором Пу-И

1932-1933 гг. Массовый голод в СССР: на территории Украины, Беларуси, Северного Кавказа, Поволжья, Южного Урала, Западной Сибири, Казахстана

1932-1935 гг. Женевская конференция 63 стран по вопросам разоружения

1933-1934 гг. Приход к власти в Германии Адольфа Гитлера. Поджог рейхстага. НСДАП объявлена единственной партией в Германии

1934 г. СССР вступил в Лигу наций

1935-1936 гг. Вторая итало-эфиопская война. Италия аннексировала Эфиопию. Итальянская Восточная Африка

1936 г. Антикоминтерновский пакт - международный договор между Германией и Японией для борьбы с мировым коммунистическим движением

1936-1939 гг. Военный мятеж под руководством Ф. Франко. Гражданская война в Испании

1937 г. Присоединение к Антикоминтерновскому пакту Италии

1937-1945 гг. Японо-китайская война

1938 г. Военный конфликт между СССР и Японией. Аншлюс (аннексия) Австрии Германией. Мюнхенское соглашение между Великобританией, Францией, Германией и Италией о передаче Чехословакией Германии Судетской области. «Хрустальная ночь» - массовые еврейские погромы в Германии

1939 г. Италия оккупировала Албанию. Вооруженный конфликт у реки Халхин-Гол (Монголия) между СССР и Японией. «Стальной пакт» (германо-итальянский договор о союзе и дружбе). Пакт Молотова - Риббентропа (Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом) о разделе сфер влияния. Нападение нацистской Германии на Польшу. Начало Второй мировой войны. Раздел территории Польши между Германией и СССР. Присоединение Западной Украины и Западной Беларуси к СССР.

1939-1940 гг. Советско-финская война. Исключение СССР из Лиги наций

1939-1945 гг. Вторая мировая война. Антигитлеровская коалиция против стран нацистского блока

1940 г. Присоединение стран Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония), Бессарабии к СССР

1940-1941 гг. Оккупация Германией Дании, Норвегии, Франции, Греции, Крита, Югославии

1941 г. Пакт о нейтралитете между СССР и Японией. Нападение Германии на СССР 22 июня (план «Барбаросса»). Смоленское сражение, блокада Ленинграда, битва за Киев, Одессу, оборона Севастополя, битва за Москву.

«Атлантическая хартия» между США и Великобританией.

Британские и советские войска оккупируют Иран

07.12.1941 г. Японская авиация нанесла удар по Перл-Харбору - главной военно-морской базе США на Тихом океане. США вступили в войну с Японией и Германией

08.05.1942 г. Сражение в Коралловом море между войсками Японии и союзными войсками США и Австралии (первое столкновение авианесущих группировок)

Июль 1942 - январь 1943 гг. Сталинградская операция. Начало коренного перелома во Второй мировой войне в пользу антигитлеровской коалиции

Октябрь — ноябрь 1942 г. Битва при Эль-Аламейне. Разгром британскими войсками североафриканской игало-германской группировки генерала Роммеля. Перелом в сражениях за Африку

Июль 1943 г. Курская операция

Июль — сентябрь 1943 г. Отстранение Муссоллини от власти. Роспуск фашистской партии. Выход Италии из войны. Высадка англо-американских войск в Италии. Оккупация Италии немцами

Октябрь 1943 г. Тегеранская конференция руководителей трех союзных государств - СССР, Великобритании, США

1944 г. Сражение при Монте-Кассино, операция англо-американских войск в Италии против немецкой армии

06.06- 31.08.1944 г. Высадка союзников в Нормандии и открытие второго фронта (операция «Оверлорд»)

04.02- 11.02.1945 г. Ялтинская конференция союзных держав по вопросам послевоенного устройства мира

16.04- 08.05.1945 г. Взятие Берлина. Капитуляция Германии

25.04- 26.06.1945 г. Сан-францисская конференция. Создание ООН

17.07- 02.08.1945 г. Потсдамская конференция трех государств антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобритания)

06.08, 09.08. 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки

09.08.1945 г. СССР объявил войну Японии

02.09.1945 г. Капитуляция Японии. Завершение Второй мировой войны. Создание Демократической Республики Вьетнам

20.11.1945- 01.10.1946 гг. Нюрнбергский процесс - международный суд над бывшими руководителями гитлеровской Германии

1945-1954 гг. Индокитайская война, закончившаяся разделением Вьетнама на два независимых государства: Демократическая Республика Вьетнам (столица - Ханой) и Республика Вьетнам (столица - Сайгон)

05.03.1946 г. Речь У. Черчилля в Фултоне (США). Начало «холодной войны»

1946 г. Провозглашение республики в Италии. Парижская мирная конференция по итогам Второй мировой войны

1947 г. План Маршалла (государственного секретаря США) по послевоенному восстановлению Европы. Раздел территории Британской Индии на Индийский союз и Доминион Пакистан и предоставление им независимости

29.11.1947 г. ООН приняла план раздела Палестины на два государства - арабское и еврейское

1947-1949 гг. Арабо-израильская война

30.01.1948 г. Убийство в Дели М. Ганди

14.05.1948 г. Провозглашено образование государства Израиль

1948 г. Провозглашение Республики Корея (юг Корейского полуострова) и Корейской Народной Демократической Республики (север)

1948-1949 гг. Первый Берлинский кризис. Создание анклава Западный Берлин, Федеративной Республики Германия и Германской Демократической Республики

1949 г. Создан Совет Европы. Подписаны четыре женевские конвенции о защите жертв войны. Создание Организации Североатлантического договора - НАТО (США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия)

01.10.1949 г. Создана Китайская Народная Республика (столица - Пекин). Председатель правительства - Мао Цзэдун

11 сентября 2013 от Retroman

XX век

1890-1940-е

Интенсивное потепление. Уровень воды поднялся на 10 сантиметров.
- Вторжение языческого начала, интерес к африканским и иным неевропейским ритмам, танцевальным телодвижениям.

По данным последней императорской переписи в России в 1900 году проживало 150 миллионов человек.
- (1900-е годы) воинствующее разрушение Православия. Лозунги «Религия - опиум для народа», «Христианство - религия рабов». Приняв эти лозунги, потеряв с ними веру и рассудок, народ открыл себя манипуляторству рвущихся к власти темных сил. «В России бунт можно начинать только с атеизма» (Ф.М. Достоевский).
- Пекин. Императрица Цы Си объявила войну Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Японии, США и России. Опубликована «Декларация о войне»: «Ихэтуани» атаковали русские части Заамурского округа, охранявшие участки строящейся в Манчжурии русской Китайско-Восточной железной дороги, начав разрушение железнодорожного полотна и станционных построек и убивая строителей. Российская стотысячная армия оккупировала Маньчжурию.
- На острове Крит начал раскопки А. Эванс: открытие Кносского дворца, напоминающего Лабиринт из мифа о Тезее, открытие Крито-Микенской культуры, погибшей в результате взрыва острова Санторина.
- А. Чехов . «Дядя Ваня».
- Лев Толстой. «Живой труп».
- 1 января на Московском телеграфе керосиновое освещение заменено электрическим.
- 14 декабря - рождение квантовой механики Макса Планка (излучение осуществляется не непрерывно, а порциями).
- «Три разговора» (об Антихристе) Соловьева . Смерть философа.

- «Учение о логосе в истории» С.Н. Трубецкого (1862-1905).
- «Протестантская этика и зарождение капитализма» Макса Вебера.
- «О многообразии религиозного опыта» Джемса.
- «Возникновение герменевтики» В. Дильтея (1833-1911).
- «Природа и история» В.В. Розанова (1856-1919).
- «Сирень», «Царевна-лебедь» Врубеля.
- «Будденброки» Т. Манна.
- «Сестра Керри» Теодора Драйзера.
- Четвертая и Пятая симфонии Малера.
- (1900-1911) «Песни Гурре» Шенберга.

12 марта Царь Николай вскрывает в Гатчине адресованное ему Павлом I письмо с пророчеством прозорливого иеромонаха Авеля о гибели династии и пленении России третьим (условно: "большевистско-еврейским") - после татарского и польского - игом, тоже не вечным. «В утро 12 марта 1901 года и Государь, и Государыня были очень оживлены и веселы, собираясь из Царскосельского Александровского дворца ехать в Гатчину вскрывать вековую тайну. К этой поездке они готовились как к праздничной веселой прогулке, обещавшей им доставить незаурядное развлечение. Поехали они веселы, но возвратились задумчивые и печальные, и о том, что они обрели в том ларце, никому, даже мне, с которой имели привычку делиться своими впечатлениями, ничего не сказали. После этой поездки я заметила, что Государь стал вспоминать о будущем 1918 годе как о роковом для него лично и для династии» (Мемуары М.Ф. Герингер, обер-камерфрау императрицы Александры).

- † схимонах Никита, Валаамский старец.
- (1901-1909) 26-й президент США Теодор Рузвельт. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».
- К.К. Жиллетт запатентовал безопасную разборную бритву.
- «Песнь о Буревестнике» М. Горького , «Три сестры» А.П. Чехова.
- Отлучение от Церкви Льва Толстого.
- А.С. Голубкина (1864-1927), скульптурные горельефы «Пловец» и «Волна» на фасаде МХТ в Москве.
- Опера «Добрыня Никитич» Гречанинова.
- Десятая тетрадь Лирических пьес Грига (№ 1 - «Это было однажды». № 3 «Кобольд»).
- С. Рахманинов. Второй фортепианный концерт («С первого колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия… Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России и только потому, что душа этой темы русская». Н.К. Метнер), Десять прелюдий (ор. 23), сюита № 2 для двух фортепиано, виолончельная соната.
- Равель. «Игра воды».
- 8 апреля, на Пасху Христову, - торжественное открытие и освящение Большого зала Московской консерватории. Газеты того времени писали: «На торжество собралось избранное столичное общество. Присутствовавших было более двух тысяч человек. Съехалась чуть не вся интеллигенция российской империи: композиторы, поэты, художники, духовенство, военные чины. На церемонии присутствовали послы: Германии, Франции, Англии, Америки, Италии, Греции, Испании, Швеции, Японии. Постановлением Императорского русского музыкального общества приглашены следующие святыни: Иверская икона Божией Матери, образ Спаса Нерукотворного, образ Святителя Николая Чудотворца, святыни Успенского Собора и местного прихода. По прибытии Его Императорского Высочества Великого князя Константина Константиновича Романова началось молебствие».

«Настоящей музыке служат, а не прислуживают… Чтобы быть её проводником, надо иметь чистую душу, трудолюбие и помыслы творца. Ибо душа и Божья милость избранника создают впоследствии настоящее чудо» - слова из выступления великого князя Константина Константиновича Романова.
Царь Николай II, внесший денежный вклад в открытие зала, прислал приветственное слово: «Русский Императорский Дом никогда не был в стороне от тех личностей, которые создавали славу государства Российского, всегда был союзником и помощником во всех начинаниях среди деятелей науки, культуры, искусства и образования. Вложенные средства в новое детище впоследствии дадут плоды и послужат на благо народа и его будущего».

Россия и Китай подписали договор, предусматривающий вывод российских войск из Маньчжурии при гарантии интересов России в регионе.
- В.И. Ленин. «Что делать?».
- Г. Mapкони передал радиосигналы через пролив Ла-Манш.
- «На дне» М. Горького.
- Л. Толстой богохульно заявляет: нет книги вреднее Библии.
- «Демон поверженный» Врубеля.
- «Водоем» Борисова-Мусатова.
- «Кащей Безсмертный» Римского-Корсакова.
- Женитьба Рахманинова, кантата «Весна», романсы ор. 21 («Сирень», «Здесь хорошо»).
- Опера «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси.

Стеклянные лампы-диоды Джона Флеминга стали непременной частью радиооборудования.
- «Шестикрылый серафим», «Жемчужина» Врубеля.
- (1904-12) «Жан-Кристоф» Ромена Роллана.
- «Сказание о невидимом граде Китеже…» Римского-Корсакова.
- Третья симфония Скрябина.
- «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» Рахманинова.

1905
- Первая русская революция.

веротерпимости.

1905-1917- «золотой век» старообрядчества, вышедшего из изоляции и активно включившегосяв общую жизнь. Зарегистрировано свыше 2000 старообрядческих общин. Официальныйстатус приобрели Освященные соборы Старообрядческой Церкви, Епархиальныесъезды, Всероссийские съезды старообрядцев. Возникли старообрядческиеобщественные организации, налажен выпуск периодических изданий. Книгоиздательство«Знаменное пение» начало массовый выпуск старообрядческих печатных певческихкниг. В старообрядческом храмостроительстве – неорусский стиль.«Старообрядческое возрождение» поддержали купцы-меценаты М.И.Бриллиантов,А.И.Морозов, П.П. Рябушинский, Третьяковы, Бахрушины и др. 25 марта 1908 г. женскийстарообрядческий хор Богородско-Глуховской мануфактуры А.И.Морозова первымвыйдет на концертную эстраду - в Большом зале Московской консерватории. С 1907года на средства А.И.Морозова выпускаются грампластинки с записями знаменныхпеснопений. В 1912 году откроется Старообрядческий богословско-учительскийинститут.

Между США и Китаем проложенподводный кабель для телеграфной связи

Учрежден «Союз русского народа». По чину св. Апостолов были положены две записки перед иконойТихвинской Божией Матери. Вынутая игуменом Арсением записка оказалась сблагословением Богородицы. Вслед за благословением Царицы Небесной созданиесоюза благословил св. прав. Иоанн Кронштадский, и сам вступивший в союз, радиспасения России объединивший в своих рядах представителей всего народа. В союзвступили Государь Николай II с царевичем Алексием, будущие Патриархи Тихон,Сергий, Алексий I, практически все будущие новомученики и исповедникиРоссийские. Союз был очернен и оболган газетами либералов.

С. А. Нилус включил «Протоколы сионских мудрецов» в свою книгу«Великое в малом».

Цусимская битва. Вторая Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала З.П. Рождественского уничтожена в Цусимском проливе после семи с половиной месяцев плавания из Балтики мимо мыса Доброй Надежды.

В марте Государь сообщил членам Священного Синода свое предложение, согласованное с Императрицей: оставив престол сыну и учредив при нем регентство из Государыни Императрицы и брата Михаила, принять монашество, священный сан и стать Патриархом. От неожиданности никто не мог проронить ни слова. Государь вышел и больше не возвращался к этому вопросу.

Пророческое предупреждение святого праведного Иоанна Кронштадтского. В случае отхода народа от веры и Самодержавия русский народ «будет несчастливейший из народов, порабощенный уже не прежними суровыми помещиками, но врагами всех священных устоев его тысячелетней жизни, - врагами упорными и жестокими, которые начнут с того, что отнимут у него возможность изучать Закон Божий, а кончат тем, что будут разрушать святые храмы и извергать мощи святых угодников Божиих, собирая их в анатомические театры».

Царь Николай II получает благословение на мученическую смерть у старца Варнавы из Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой Лавры. Крестный путь Государю предсказал в своей келии и знаменитый старец Варнава из Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой Лавры, предрекая «небывалую еще славу Царского имени его…» Николай II пришел к старцу с покаянием в начале 1905 года. О содержании беседы Императора со старцем Варнавой точных сведений нет. Достоверно известно лишь то, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие мученического конца, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить»…

В Англии впервые в мире введено меняющееся летнее и зимнее время. Оно способствует запанибратскому обращению с мирозданием: не себя вписать во время, а время приспособить к себе. В 1917 году меняющееся время в России введут большевики. Ныне, в XXI веке, существует конвенция, согласно которой все европейские государства не могут отменять летнее время. К соглашению присоединилась даже Япония, которая долгое время игнорировала «перевод стрелок». (В России переход на зимнее время отменен в 2011 году указом президента Дмитрий Анатольевича Медведева).

Счетчик, созданный Гейгером, впервые применен для обнаружения и замеров радиации.
- Г. Минковским теория относительности изложена в форме псевдоевклидовых геометрических соотношений четырехмерного пространственно-временного мира.

В Петербурге основана Народная консерватория.
- Пьеса-сказка М. Метерлинка «Синяя птица» (постановка).
- В Москве основана «Музыкально-теоретическая библиотека».
- В Вене основан музей Ф. Шуберта.
- (1908-14) «Отчаяние», «Наваждение», токката, Первый фортепианный концерт, «Сарказмы» Прокофьева.
- Первый скрипичный концерт Б. Бартока.
- «Ночной Гаспар» Равеля.

Компания «Дженерал Электрик» выпустила электрический тостер.
- «Мартин Идеен» Джека Лондона.
- «У стен града невидимого» М. Пришвина.
- «Кикимора» Лядова.
- Третий фортепианный концерт Рахманинова. Однажды С.В. Рахманинова спросили о главной теме Третьего фортепианного концерта: не заимствована ли она из церковных крюковых книг? - уж очень она напоминает старинный лаврский распев «Гроб Твой, Спасе, воини стерегущии». Сергей Васильевич ответил: «Нет. Просто так написалась!».

Т.Маринетти, основатель футуризма и учитель Муссолини: «Человек, испорченный

библиотеками и затюканный музеями, не представляет больше ни малейшего

интереса… Мы хотим воспеть любовь к опасности, привычку к дерзновенности.

Хотим восславить агрессивность, лихорадочную бессонницу и кулачный бой… Мы

воспеваем наглый напор, горячечный бред, строевой шаг, опасный прыжок, оплеуху и

мордобой».

Поэма «Остров мертвых» Рахманинова.
- Пять пьес для оркестра, монодрама «Ожидание» А. Шенберга.
- Прославление Жанны д`Арк , 16 мая 1920 года канонизирована Римско-католической церковью.
- С.М. Волнухин (1859- 1921), памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве.
- Открыт памятник Александру III скульптора П.П. Трубецкого (1866- 1930).