Языковое воплощение пространства. С какой целью Алпатыч едет в Смоленск

Общеизвестно высказывание Л.Н. Толстого о том, что в произведении «надо любить... главную, основную мысль». Писатель утверждал, что «...в «Войне и мире» больше всего он «любил мысль народную...».
Эта «народная мысль» глубже и ярче всего проявилась в изображении Отечественной войны 1812 года, сплотившей всю русскую нацию ради одной цели – спасти свою страну от французских захватчиков.
В названии романа слово «война» стоит на первом месте – тем самым Толстой подчеркивает, что победа в Отечественной войне 1812 года на многие десятилетия определила не только судьбу России, но и всей Европы. Возникал естественный вопрос: почему исход событий был именно таким?
События первого тома «Войны и мира» напрямую как будто не связаны с будущей Отечественной войной, но в событиях 1805-1807 годов Толстой выделяет два ключевых, на его взгляд, сражения. В битве при Шенграбене небольшой отряд Багратиона неожиданно одерживает победу над противником, намного превосходящим его. И наоборот, в Аустерлицком сражении огромная союзническая армия терпит сокрушительное поражение от значительно меньшей армии Наполеона.
Причину этих событий Толстой объясняет тем, что в солдата гонит в бой палка капрала, но на поле боя палка становится не страшна, а поведение солдата определяет что-то другое. Толстой называет это духом армии. Поражение в Шенграбенском сражении привело бы к гибели всей армии Кутузова, и солдаты знали это. Цель Аустерлицкого сражения была солдатам непонятна, и сложить голову за тысячу верст от дома никому не хотелось.
Таким образом, изображение войны 1805 - 1807 годов должно было подготовить читателя к мысли о том, что исход исторических событий зависит не от воли императоров или таланта полководцев, а от духа народа.
Отечественная война 1812 года носила всенародный характер. Во время войны произошло объединение нации - все были охвачены единым патриотическим чувством, достигшим своего высшего проявления в массовом героизме народа. Толстой неоднократно проводит мысль о том, что новые победы в Отечественной войне были одержаны тогда, когда «поднялась дубина народной войны». Именно в этом ключе изображает писатель и сдачу Смоленска, и многочисленные эпизоды Бородинского сражения, и действия партизан, и горящую Москву, и многое другое.
Оставление Москвы ее жителями - яркое проявление патриотизма русских людей, событие, по мнению Толстого, более важное, чем отступление русских войск от Москвы. Это акт гражданского самосознания москвичей: они идут на любые жертвы, не желая быть под властью Наполеона. Не только в Москве, но и во всех русских городах жители покидали их, поджигали их, уничтожали свое имущество. С этим явлением наполеоновская армия столкнулась лишь на территории России - в других странах жители завоеванных городов оставались под властью французов и даже оказывали завоевателям торжественный прием.
Толстой подчеркнул, что жители оставляли Москву стихийно. Их заставляло делать это чувство национальной гордости, а не патриотические «афишки» Растопчина. По-другому поступить они не могли, ведь «для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».
Важнейшая особенность войны 1812 г. - партизанское движение, которое Толстой называет «дубиной народной войны»: «…дубина народной войны поднялась со всею своею грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Народ бил противника «так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку», уничтожая «Великую армию по частям».
Толстой пишет о существовании множества самых разных партизанских отрядов («партий), у которых была единственная цель - изгнание французов с русской земли. Эти партии были совершенно различны. Были такие, которые перенимали все приемы армии - с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни. Были казачьи, кавалерийские партии. Были партии мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи. Был партия под руководством одного дьячка, взявшая «в месяц несколько сот пленных». Наконец, была партия старостихи Василисы, побившая сотни французов.
Участники стихийной народной войны действовали интуитивно, не задумываясь об «общем ходе дел». Однако, подчеркивает Толстой, они поступали именно так, как требовала историческая необходимость. «И эти-то люди были самыми полезными деятелями того времени», - говорит писатель.
Истинная цель народной войны была не в том, чтобы полностью уничтожить французскую армию, «забрать в плен всех французов» или «поймать Наполеона с маршалами и армией». Цель беспощадной «дубины народной войны», гвоздившей французов, была простой и понятной каждому русскому патриоту - «очистить свою землю от нашествия».

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, — в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, — для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого. Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, — ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, — глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон. Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален. В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление. Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13-м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава Богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права. Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления делами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.

Часть третья

Рассуждения автора о движущих силах истории. Он считает, что для изучения истории нужно оставить в покое царей, министров, генералов и т. д. и начать изучать «од­нородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами». И только на этом пути возможно уловление исто­рических законов.

Рассуждение о движении и действиях русского и фран­цузского войск в 1812 г. и о зависимости главнокомандую­щих от свершающихся событий. Русское войско постоянно отступает, а французское несется к Москве. В русском вой­ске по мере отступления все более разгорается дух озлобле­ния против врага. Французы доходят до Москвы и там оста­навливаются. Не дано ни одного сражения. Главнокоманду­ющий всегда находится в середине движущегося ряда собы­тий, а потому никогда не бывает в силах обдумать все свер­шающиеся события.

Кутузов с генералами на Поклонной горе. Разговоры о дальнейшем плане действий. Из всех разговоров Кутузов понимает, что защищать Москву нет никаких физических сил. Лишь один Бенигсен настаивает на защите Москвы, но лишь потому, что хочет для себя славы. Кутузова же вол­нуют другие вопросы: неужели это он допустил Наполеона до Москвы, и в какой момент это произошло? Он понимает весь ужас того приказания, которое придется отдать. Но де­лать нечего. Кутузов идет к экипажу и едет в Фили.

Военный совет в Филях собрался в избе мужика Ан­дрея Савостьянова. Его семья ушла из избы, только Ма­лаша, шестилетняя девочка, оставалась. Она смотрит на дедушку, как внутренне называет Кутузова, и слушает разговор. Генералы русской армии: Ермолов, Кайсаров, де Толли, Уваров и другие присутствуют на совете. Куту­зов ставит перед советом вопрос: выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без боя? Стычка Бенигсена с Кутузовым. Бенигсен считает, что оставлять Москву недопустимо. Прения. Ма­лаша видит, что прения состоят в личной борьбе «дедуш­ки» с «длиннополым», как она назвала Бенигсена, но она была на стороне «дедушки». Приказ Кутузова об отступле­нии. После совета Кутузов признается своему адъютанту, что он совсем не ожидал оставления Москвы и с раздра­жением говорит, что все равно будут французы лошадиное мясо жрать, как турки.

Мысли автора об оставлении Москвы жителями и о сожжении ее. Он считает, что оставление Москвы было не­избежно. Как только подходил неприятель, богатые ухо­дили, а бедные оставались и истребляли и сжигали то, что осталось. Народ ждал той минуты, когда он сможет сделать то, что ему положено, а потому спокойно ожидал вхожде­ния войск в Москву. Люди уезжали из Москвы, потому что не могли жить под Наполеоном, и делали они то великое дело, которое и спасло Россию. Граф же Растопчин, кото­рый призывал своими афишками не покидать Москву, не понимал значение совершавшегося события, а хотел кого- то поразить, но выглядел как глупый мальчишка, который резвился над величавым и неизбежным событием сожже­ния Москвы.

Элен Безухова в Петербурге. Ее близость с вельможей и иностранным принцем и желание с обоими сохранить отношения. Через несколько дней после ее возвраще­ния ей был представлен иезуит, который долго беседует с Элен о Боге, о любви к Христу, о сердце Божьей Матери. Элен была тронута. Переход Элен в католичество. Но по­стоянно требует от католиков, которые занимаются этой процедурой, освободить ее от мужа. Она говорит, что те­перь, вступив в истинную религию, она не может считать­ся женой того, который является приверженцем религии ложной.

Стремление Элен к новому замужеству. Подготовка ею мнения светского общества. Она распространяет слух о том, что, бедная, она не может выбрать между двумя претенден­тами на ее руку.

Весь свет принялся обсуждать, какая партия выгод­нее, так как Элен призналась, что любит обоих. Вопрос же о том, можно ли вообще выходить замуж от живого мужа, не стоял, так как считался решенным и заговорить о нем значило выказать свою глупость и неумение жить в свете. Отношение к браку Элен ее отца и матери. Василий рад за нее, потому что она так долго мучилась с Пьером. Мать же Элен не нравилась идея выти замуж во второй раз при жи­вом муже, она даже нашла текст Библии, где запрещается подобное действо. Письмо Элен к Пьеру с просьбой о раз­воде.

Глава VIII.

Пьер после Бородинского сражения возвращается в Мо­жайск. Он понимает, что лишь в спокойной обстановке смо­жет обдумать и переосмыслить все то, что видел на войне. По дороге в Можайск Пьер встречается с солдатами. Они с простотой его принимают, кормят, провожают до Можай­ска, где он находит своих. Пьер решает дать денег солда­там, но какой-то внутренних голос говорит ему, что не сто­ит. Пьер засыпает в своей коляске.

Ночлег Пьера на постоялом дворе в Можайске. Мысли Пьера «о них» — о солдатах, желание быть простым солда­том. Он вспоминает поведение солдат во время сражения, думает, что они были до конца тверды, спокойны. Он хочет всем своим существом проникнуться в то, что делает простых солдат такими, какие они есть. Сон Пьера. Ему снится обед, на котором присутствуют Анатоль, Долохов, Несвицкий, Де­нисов. Все пьют, веселятся, кричат, но из-за их крика слы­шен голос благодетеля, который говорит Пьеру о добре, о воз­можности быть тем, чем был они. И они окружали благоде­теля, но при этом не видели Пьера. Он же хотел обратить их внимание на себя, встал и проснулся. После сна он понимает, что простота есть покорность богу, и они просты. Они не гово­рят, а делают. Нельзя соединять мысли, надо их сопрягать, словно откуда-то слышит Пьер, но как это сделать, он не зна­ет. Его будят, чтобы продолжить путь. По дороге Пьер узна­ет о смерти своего шурина и князя Андрея.

Возвращение Пьера в Москву. Пьер в приемной у Гра­фа Растопчина. Пьер читает афишки, которые выпускает граф, и возражает ему, говоря о невозможности вести бой в городе. Присутствующие в приемной намекают Пьеру об Элен, но тот еще ничего не знает о ее решении выйти за­муж, поэтому не понимает их. История Верещагина. Это купец-недоучка, который решил взять на себя вину за со­чинение прокламации, которую на самом деле написал На­полеон. А графу нужно было, чтобы Верещагин указал на Ключарева. Но Верещагин не признавался, потому его ждет наказание.

Разговор Пьера с графом Растопчиным о масонстве и деле Ключарева и Верещагина. Растопчин спрашивает Пьера, не из тех ли тот масонов, которые под видом спасения рода человеческого хотят погубить Россию. Пьер отвечает, что он масон. Растопчин объясняет Пьеру, что Сперанский, Магницкий, Ключарев и им подобные сосланы куда надо за то, что предали родину. Он советует Пьеру прекратить всяко­го рода отношения с подобными масонами и самому уезжать подобру-поздорову. Настроение Пьера. Он читает письмо жены, но не понимает ни слова. Исчезновение Пьера из дома.

Ростовы. Графине в первый раз приходит в голову мысль о том, что оба ее сына на войне и кто-нибудь из них, а может, даже оба могут быть убиты. Все знакомые Росто­вых выехали из Москвы, но графиня ничего про отъезд слы­шать не хотела, так как ждала возвращения из армии Пети. Наконец Петя приезжает, но он держится подальше от ма­тери, так как ее чрезмерная опека раздражает его. Москва перед нашествием французов. По городу ходят разные слу­хи, но, несмотря на это, люди понимают, что Москва будет сдана. Некоторые уезжают, другие только собираются. Сбо­ры Ростовых к выезду из Москвы. Укладыванием вещей ру­ководит Соня. Графиня, недовольная поведением Пети, всю злость вымещает на Соне, говоря, что была бы рада, если бы Николенька женился на богатой невесте. Соня понима­ла, что это выход для Ростовых, но ей было больно. Наташа и Петя радовались отъезду, как и всему, что происходило вокруг, потому что все необычное всегда радостно для мо­лодых людей.

Глава XIII.

Наташа во время сборов к отъезду. Она старается при­нимать участие в сборе вещей, но душа ее не лежит к это­му, а потому она выходит на улицу. Там она встречает обоз с ранеными и предлагает им остановится в их доме. Наташа добивается разрешения раненым остановиться в их доме. За обедом возвращается Петя. Он рассказывает о призыве Рас­топчина брать оружие и идти завтра на три горы, где будет сражение.

Сборы к отъезду в доме Ростовых. Деятельность Ната­ши по укладке вещей. Теперь она уже серьезно занимается этим делом: укладывает фарфор, ковры. Благодаря Наташе оставлялись ненужные вещи и укладывались самые доро­гие. Коляска с раненым князем Андреем останавливается в доме Ростовых.

Последний день Москвы перед сдачей ее французам. Было воскресенье, люди пошли на службу. Раненые просят графа Илью Андреевича взять их на подводы, так как у них у самих нет ничего в Москве. Граф приказывает разгрузить некоторые подводы, чтобы взять с собой раненых. Объясне­ние по этому поводу между графом и графиней. Он говорит, что вещи — дело наживное, а каково им оставаться! Но гра­финя упрекает его в том, что он разоряет этим поступком своих детей. Наташа, слышавшая конец разговора, пытает­ся узнать, о чем спорят граф с графиней, но те ей не говорят.

Приезд к Ростовым Берга. Он начинает рассказывать о подвигах солдат и офицеров во время сражения. Берг про­сит у графини одного или двух мужиков, чтобы те помогли ему донести до его дома шифоньерочку и туалет, которые он купил по дешевке, и о которых так мечтала Вера. Раздра­жение Наташи против матери за то, что не хочет отдавать подводы под раненых. Наташа называет поступок графини мерзостью, гадостью. Она кричит на мать, потом просит прощения и говорит, что прикажет брать раненых. Граф кивает головой в знак согласия. Свалка вещей и размеще­ние раненых. Наташа находится в веселом расположении духа. Забираются раненые из соседних домов. Соня же за­писывала те вещи, которые скидывала Наташа, и старалась увезти как можно больше.

Глава XVII.

Отъезд Ростовых. Графиня плачет, граф крестится и це­лует Мавру Кузьминичну и Васильича, которые остаются в Москве. Поезд из экипажей трогается, люди Ростовых, ко­торые остаются в Москве, провожают их. Наташа испыты­вает радостное чувство. Она высовывается из повозки и смо­трит на обозы раненых, которые едут вперед их. Самой первой едет коляска с раненым Андреем Болконским. Наташа глазами ищет эту повозку, чтобы убедиться, что она не от­стала, хотя еще и не знает, что в ней Болконский. Встре­ча Ростовых с Пьером, наряженным в кучерский кафтан. Пьер, узнав Наташу, сначала направляется к ней, но потом, вспомнив что-то, останавливается. Наташа подзывает его, она спрашивает, остается ли тот в Москве, как ему пока­залось на войне. Пьер с растерянным видом целует Ната­ше руку и уходит. Наташа еще долго смотрит ему вслед, ра­достно улыбаясь.

Глава XVIII.

Пьер после своего возвращения из Можайска в Москву испытывает чувство спутанности и безнадежности. Ему ка­жется, что все теперь кончено, все смешалось, нет ни пра­вого, ни виноватого, впереди нет выхода из сложившегося положения. Пьер поселяется в квартире вдовы масона Баздеева. Он просит для себя крестьянское платье и пистолет. Платье ему предоставляют, а вот пистолета не было. Тогда Пьер отправляется покупать пистолет у Сухаревой башни, тогда он встречает Ростовых.

Оставление русскими войсками Москвы. Ко 2 сентя­бря в Москве не осталось никого из солдат или офицеров русской армии. Все они собрались на той стороне Москвы и за Москвою. Наполеон на Поклонной горе смотрит на Москву и тщетно ждет депутации «бояр». Москва рассти­лается перед Наполеоном во всей своей красе. Наполео­ну кажется, что свершилась его давняя мечта, которая до последнего времени казалась невозможной. Уверенность обладания этим городом волнует и ужасает его. Он посы­лает своих людей за боярами Москвы. Но те возвраща­ются с донесением, что Москва пуста, все уехали из нее, остались лишь толпы пьяных. Сказать об этом Наполеону никто не решается. Раздается выстрел пушки и все фран­цузские войска движутся по направлению к Москве. На­полеон доезжает до Дорогомиловской заставы и ждет де­путации.

Опустевшая Москва — сравнение ее с обезматочевшим ульем. Такой улей на поверхности кажется живым, но вну­три уже нет жизни. Не тот уже запах, не тот звук, еще ко­пошатся пчелы, но жизни нет. Так и в Москве еще копоши­лись люди, пятидесятая часть от жителей Москвы, но они не понимают того, что делают. Наполеону наконец сообща­ют, что Москва пуста. Он не может поверить в реальность сообщаемого, в реальность того, что развязка театрального представления не удалась.

Движение русских войск через оставляемую Москву продолжалось с двух часов дня и до двух часов ночи. Гра­беж лавок. Давка на Москворецком мосту. Генерал Ермо­лов приказывает снять орудия, чтобы стрелять по мосту, при условии, если давка не прекратится. Толпа, опасаясь исполнения обещания, переворачивая повозки, побежала и расчистила дорогу для войск.

Глава XXII.

В опустевшем доме Ростовых. Марья Кузьминична дает офицеру двадцатипятирублевую ассигнацию. Этот офицер оказался родственником графу, который всегда ему помо­гал материально, а теперь он обносился и хотел попросить у Ростова денег.

Глава XXIII.

Москва перед вступлением неприятеля. Уличные сце­ны, гульба фабричных. Драка кузнецов с целовальником. Шествие толпы по улице. Чтение в толпе растопчинской афиши.

Полицеймейстер старается успокоить разбушевавших­ся, но те грозят ему расправой, он уезжает.

Глава XXIV.

Рассуждение автора о деятельности Растопчина в Мо­скве. Растопчин, недовольный и раздраженный Кутузовым и всем ходом дел, отдает последние распоряжения. Он пи­шет в своем дневнике, что его целью было в то время со­хранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее всех жителей. Но Растопчин понятия не имел о том, что ему нужно сделать, а потому все его действия, в сущности, ни­чем не помогли в деле спасения Москвы. Он приказывает отпустить сумасшедших, колодников. Только Верещагина приказывает привести к себе.

К 9 часам утра почти все жители, не слушая призывов Растопчина не покидать Москву, покинули город. Он пони­мает, что его приказания не будут исполнены и что он из вла­стителя превращается в ничтожного, бесполезного и слабого человека. Толпа у дома Растопчина. Люди кричат что-то про измену, про готовность идти по приказу Растопчина на фран­цузов. Он понимает, что им нужна жертва. Растопчин выво­дит Верещагина и отдает его на растерзание толпы. Отъезд Растопчина в Сокольники. Его мысли, настроение. Он дума­ет о том, что совершил поступок с Верещагиным ради блага народа. Погоня за коляской сумасшедшего. Этот сумасшед­ший, выпущенный по его же указанию, напомнил ему его деяние с Верещагиным. Растопчин в ужасе приказывает ку­черу гнать что есть мочи. Он вспоминает сказанные им слова «руби предателя» и думает, что ведь и не сказать их, тогда все было бы по-другому. Разговор Растопчина с Кутузовым о сдаче Москвы. Растопчин упрекает Кутузова в сдаче Мо­сквы. Но тот не слушает графа, занятый какими-то своими мыслями.

Глава XXVI.

Вступление французских войск в Москву. Эпизод защи­ты кучкой русских Кремля. Из Кремля раздается несколь­ко выстрелов, которые попадают в солдат. Французы уже приготовились к атаке и кровопролитной битве, но ока­залось, что всего четыре человека защищают Кремль. Их вскоре убивают. Размещение французского войска в горо­де. Это было истощенное, измученное, но все еще держав­шееся войско. Грабежи. Мародерство. Начальники останав­ливают солдат от мародерства, приказывают никому не вы­ходить из домов, но все бесполезно, процесс нельзя остано­вить. Пожар Москвы и его причины. По мнению автора, Мо­сква сгорела, так как была поставлена в такие условия, ког­да всякий деревянный город должен сгореть. Кроме того, не может не сгореть город, в котором вместо мирных жите­лей живут солдаты, курящие трубки, разжигающие на ули­цах костры, чтобы приготовить себе пищу. Москва сожжена жителями, теми, которые выехали из нее. Сожжена пото­му, что они не поднесли неприятелю хлеба-соли и ключей.

Глава XXVII.

Настроение Пьера во время пребывания его на квар­тире Баздеева. В последнее время он находится в состоя­нии, близком к сумасшествию. Он не может отделаться от ощущения своей ничтожности и лживости в сравнении с той правдой, простотой и злой, которая была у простого народа. Мысли об убийстве Наполеона. Он, Пьер, остал­ся в Москве, скрывая свое имя, чтобы убить Наполеона и прекратить несчастье всей Европы. Он не представляет, как сможет убить Наполеона, зато явно видит свою по­гибель и геройское мужество. Приход в комнату к Пьеру пьяного Макара Алексеевича. Под действием алкоголя тому кажется, что в доме французы и сам Наполеон, ко­торому он не желает сдаваться. Макара Алексеевича еле успокаивают.

Глава XXVIII.

Появление в доме Баздеева капитана Рамбаля. Пьер спасает его от выстрела сумасшедшего Макара Алексееви­ча. Офицер хочет наказать предателя, но Пьер уговаривает его этого не делать. Разговор Пьера с французом. Француз не верит Пьеру, что тот русский и говорит, что рад встре­тить своего соотечественника.

Пьер за ужином с Рамбалем. Рамбаль просит Пьера на­звать свое имя, то отказывается. Рамбаль принимает Пьера за офицера русской армии, перешедшего на сторону фран­цузов, и полностью доверяет ему. Он говорит Пьеру, что русские лихие враги. Рассказ Рамбаля о своих любовных по­хождениях. Пьера посещает мысль убить Рамбаля, но в ту же минуту какой-то внутренний голос говорит, что не надо этого делать. Пьер понимает, что мечта пожертвовать собой рассыпается в прах. Откровенные речи Пьера о себе. На во­прос Рамбаля о любви Пьера он отвечает, что всю жизнь лю­бит и будет любить одну женщину, но она никогда не бу­дет принадлежать ему. Пьер рассказывает историю любви Наташи и князя Андрея, открывает свое имя и положение в обществе.

Обоз Ростовых на ночлеге в Мытищах. В десять часов все Ростовы размещаются по дворам и избам большого села. Зарево пожара Москвы. Люди не верят, что это зарево из Москвы, но потом уверяются, что так и есть. Раздаются вздохи, молитвы и всхлипывания.

Глава XXXI.

Толки Ростовых о пожаре Москвы. Графиня плачет, Соня боится, что так вся Москва сгорит. Настроение Ната­ши после того, как она узнала о ране князя Андрея и его присутствии с ними в обозе. Наташа ходит как во сне после получения этого известия от Сони. Свидание Наташи с кня­зем Андреем. Она весь день только тем и жила, что увидит его, но когда ночью пробралась к нему, испугалась. Болкон­ский был такой, как всегда. Но цвет его лица, нежная шея, восторженные глаза, направленные на нее, придавали ему какой-то детский вид. Наташа подошла к нему, он протя­нул ей руку.

Глава XXXII.

Князь Андрей. Описание его болезни после ранения. В течение семи дней Болконский находится в беспамят­стве. Но потом вроде оправился и даже попросил вынести его на воздух, но не рассчитал силы и потерял сознание. Нравственный переворот Болконского. Он понимает, что любовь — это не та любовь, ради самой любви, ради дру­гих, надо любить всех, врагов, родных. И теперь князь Андрей признается в этой любви Наташе. Она просит у него прощения, но он говорит, что любит ее теперь больше, чем раньше. Наташа ухаживает за раненым князем Андреем.

Глава XXXIII.

Пьер бродит по улицам Москвы. Он ходит в бреду. Не понимая, куда идет и зачем. Спасение им из горящего дома ребенка. Пьер как будто отрезвляется при криках о помо­щи. Он кидается спасать девочку, но она не хочет идти на руки к чужому человеку. Пьер берет ее и выходит из дома.

Глава XXXIV.

Пьер ищет мать спасенной им Девочки. Его фигура ста­новится примечательной. Вокруг собирается толпа, люди пытаются ему помочь. Французские солдаты грабят ар­мянское семейство. Заступничество Пьера за красавицу-армянку. Пьер с озлоблением кидается на француза, поку­шавшегося на девушку, колотит его. Французский разъезд забирает Пьера под стражу. Пьер опять впадает в состояние бреда. Разъезд ездил по Москве и арестовывал подозритель­ных русских. В тот день арестовал еще пятерых, но из всех более подозрительным казался Пьер.

4.6 (91.43%) 14 votes


На этой странице искали:

  • Война и мир краткое содержание
  • война и мир 3 том 3 часть краткое содержание по главам
  • война и мир том 3 часть 3 краткое содержание
  • война и мир том 3 часть 3 краткое содержание по главам
  • краткое содержание война и мир 3 том 3 часть

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Место работы, должность: МБОУ "СОШ с. Черный Яр", учитель

русского языка и литературы(Астраханская область)

Предмет: литература, 10 класс

Анализ эпизода "Пожар в Смоленске" по

роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.

Л.Н.Толстой. "Война и мир"(т.4, ч.З, гл.З)

Цель урока:

совершенствовать аналитические умения и навыки учащихся в работе с текстом

художественного произведения,

навыки литературоведческой компетенции;

воспитывать высокие патриотические чувства у учащихся,

интерес к предмету литературы в процессе филологического анализа

художественного текста.

Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем анализировать эпизод из

романа "Война и мир".

Эпизод - основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро- эпического и

воплощено какое- либо событие, но в тоже время эпизод является звеном в общей

событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом

причинно- следственными или причинно- временными связями.

В процессе изучения художественных произведений мы неоднократно анализировали

отдельные сцены произведения: следили за диалогами, монологами, спорами героев,

рассматривали роль пейзажа в отдельных сценах. Сегодня нам предстоит сделать анализ

эпизода по плану (План анализа эпизода показан на интерактивной или обычной доске).

работы. Анализировать художественный текст необходимо при любой работе над

художественным произведением - устный ответ, сочинение, сдача ЕГЭ, который активно

внедряется в качестве новой экзаменационной модели при итоговой аттестации

учащихся.

Перед началом анализа эпизода дается задание: записать основные тезисы урока,

опираясь на план анализа эпизода. Проверка в конце урока.

План.

1. Определить основное содержание эпизода.

2. Какие персонажи в нем участвуют?

3. Как меняется настроение героев во время пожара?

5. Каковы композиционные особенности эпизода?

6. Найдите средства художественной выразительности.

7. Какую роль они играют в данном эпизоде?

9. Какое место занимает данный эпизод в формировании патриотических настроений

русского народа в войне 1812 года?

Ход урока

(текст распечатан для каждого ученика и спроецирован на доску)

Читаю эпизод.

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях.

Прежде ясное вечернее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил

молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула

орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как быраспространенным по

всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки

теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от

пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных направлениях

проходили и пробегали солдаты. На глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор

Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой- то полк, теснясь и спеша, запрудил

улицу, идя назад.

- Сдают город, уезжайте, уезжайте, - сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же

обратился с криком к солдатам:

- Я вам дам по дворам бегать! - крикнул он. Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера,

велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы

Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся

сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя

им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером

трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.

Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек

десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и

подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав

солдат, он хотел крикнуть что- то, но вдруг остановился и, схватившись заволоса,

захохотал рыдающим хохотом.

- - закричал он, сам хватая мешки и выкидывая

их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали

насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.

Решилась! Расея! - крикнул он. - Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась... -

Ферапонтов побежал на двор.

По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и

должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая

того, чтобы можно было выехать.

Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светил изредка застилаемый дымом

молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся

в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка,

у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал.

Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности

отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке.

Каково основное содержание данного эпизода?

Ученики. В эпизоде описывается пожар, мы как бы слышим гул орудий, страшную

бомбардировку. Всюду неразбериха, хаос. Центральный персонаж - Алпатыч, купец

Ферапонотов, его домочадцы, солдаты убегающей армии.

О каком городе идет речь? (Сдают Смоленск.)

Восстановите хронологию событий романа до пожара в Смоленске.

С какой целью Алпатыч едет в Смоленск?

Ученики. Накануне этих событий (лето 1812 года) Алпатыч приехал в Смоленск,

поселился на постоялом дворе купца Ферапонтова, чтобы выполнить поручения старого

князя: узнать, будут ли оборонять город. Незадолго до этого события старый князь

Николай Андреевич получил письмо от своего сына Андрея, в котором молодой князь

предупреждал об опасности семью и советовал семье незамедлительно уезжать из Лысых

Гор (они в 60 верстах от Смоленска), потому что французы уже заняли Витебск и,

возможно, скоро будут в Смоленске. Тогда- то иотправил старый князь Николай

Андреевич своего верного крепостного Алпатыча, с тем, чтобы тот узнал у губернатора

Смоленска, каково истинное положение дел. Заночевав на постоялом дворе у купца

Ферапонтова, утором следующего дня Алпатыч побывал у губернатора. Тот был в

растерянности, показал Алпатычу какую- то бумагу от Барклая де Толли - командующего

армией, в которой говорилось, что Смоленск не сдадут без боя, будут оборонять. Но на

словах неуверенно посоветовал ехать в Москву, добавил, что сам тоже собирается ехать.

После визита к губернатору Алпатыч пришел на постоялый двор, расплатился с хозяином

Ферапонтовым и велел извозчику закладывать лошадей, но как только кибитка стала

выезжать, город подвергся страшной бомбардировке, его жители попрятались в подвалы.

Как только бомбардировка стала стихать, Алпатыч вышел из подвала и увидел, что город

в огне пожаров.

вопреки воле государя и всего народа.."

Учитель. Итак, мы выяснили,что действие происходит летом, а точнее в августе 1812

года, военные действия идут уже на территории России, русская армия спешно отступает,

все идет не по плану командующего - Барклая де Толли, именно он тогда командовал

русской армией - сдаются города. Чтобы выяснить, как постепенно меняется

настроение жителей Смоленска, обратимся к тексту и ответим не вопрос:

- Какие чувства испытывают герои в начале эпизода? (Проследите это по тексту)

Ученики. В начале эпизода Алпатыч и другие герои растеряны, взволнованы. Автор

передает это с помощью таких деталей: расправлял вожжи трясущимися руками,

Учитель.Всю сцену мы наблюдаем глазами Алпатыча, простого русского человека:

видим, каксолдаты воруют мешки с мукой, как не подчиняются своему командиру. С

помощью этого приема Толстой пытается передать настроение масс, обычных людей,

которых война застала врасплох.

- Как меняется настроение героев с развитием событий в эпизоде?

Ученики. Неразбериха и паника постепенно сменяются иными чувствами: купец

Ферапонтов, увидев, как солдаты воруют его муку, сначала схватился за волоса (ужас!), а

затем захохотал рыдающим хохотом

- Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!

Ученики.Ферапонтов сам предлагает солдатам забрать у него муку, которую еще

недавно собирался выгодно продать, ведь этим купец зарабатывал себе на жизнь.

Учитель.Почему Ферапонтов делает это? Каковы ваши предположения? Как автор

впоследствии мотивирует этот поступок героя?

Ученики.Ферапонтов и другие жители Смоленска до последней минуты верили (это

было известно из разговоров жителей города), что город не сдадут, что французов не

подпустят к Смоленску. Но, узнав о сдаче города, Ферапонтов и другие жители понимает,

что решилась Россия!

Учитель. Что значит эта реплика?

Учитель. Смысл этих слов мы можем понять глубже, если обратимся к тексту

произведения (обращаюсь к эпиграфу романа: т.4,ч.2,гл.2)

"... Партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск. Прежде,

чем партизанская война была официально принята, уже тысячи людей

неприятельской армии - отсталые и мародеры- были истреблены казаками и

мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно

собаки загрызут бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый

понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного

искусства, уничтожала французов, и ему принадлежат слава первого шага для

узаконения этого приема войны".

Ученики. Читая роман, мы узнаем и о других мужиках - Карпе, Власе, - которые

отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны.

Учитель. Итак, постепенно война между двумя армиями, русской и французской,

превращалась в народную (со стороны русских), освободительную войну. Партизанский

метод ведения войны стал полной неожиданностью для французских солдат, привыкших

драться по правилам военного искусства, когда поражение одной сотой армии, одной

сотой всех сил народа, заставляет покориться целый народ. Русские люди

руководствовались не выдуманными кем- то правилами военного искусства, а благородной

целью - освобождения Родины. И ради этой цели они делали все: поджигали свои дома,

продовольствие, уходили в леса, чтобы нападать на французов поодиночке, брали в руки

топор, пику, дубину и "гвоздили врагов до тех пор, пока в их душе чувство оскорбления и

мести не заменялось чувством презрения и жалости". Партизаны уничтожали великую

французскую армию по частям. После сдачи Смоленска партизанская война приняла

огромные масштабы. Ее яркие представители - Тихон Щербатый, Д. Давыдов, Долохов -

воплощение "мысли народной" в романе. Рискованные, рассчитанные на внезапность,

действия партизан способствовали успешным действиям всей русской армии. "Дубина

народной войны"оказала огромное влияние на общий дух войска и внесла огромный

вклад в общую победу над врагом. На Бородинском сражении солдаты русской армии

бились, проявляя невиданный героизм и мужество, осознавая, чтоот исхода битвы

зависит судьба их жен, матерей, всей России . Так крепло и росло чувство солдатского

братства, основанное на том, что твои цели совпадают с целями всего народа, всех

русских людей, и все это еще более усиливало патриотический дух войска: "Всем народом

навалиться хотят, одно слово - Москва", - говорит представитель народа перед

Бородинским сражением. Герой произведения М.Ю. Лермонтова, участник Бородинского

сражения, скажет похожие слова: "Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали!".

Спустя 129 лет после Бородинского сражения, знаменитый политрук, командир

панфиловцев скажет похожие слова, когда будет защищать Москву от гитлеровцев:

"Велика, Россия, а отступать некуда. Позади Москва!"

Именно с этого эпизода –с оставления Смоленска - война 1812 года изображается

на стороне русских, в этом убеждает читателей автор, в этом постепенно убеждаются и

французские солдаты. В этом и заключается логика развития авторской мысли в

Учитель. Какие чувства испытывают герои произведения, размышляя о войне1812

Ученики.Князь Андрей накануне Бородинского сражения, размышляя о войне 1812 года,

думает: " французы разорили мой дом...Они враги мои, они преступники по всем моим

понятиям" (т.3,ч.2,гл.25) Все это говорит об одном: Толстой оправдывает войну 1812г.

Учитель. Верно. Об этом свидетельствуют многочисленные реплики массовых сцен:

(человек во фризовой шинели и др.)

- Важно! пошла драть! Ребята, важно!

Об этом говорят и слова, принадлежащие самому автору, в его философских

отступлениях: "Смоленскоставляется вопреки воле государя и всего народа. Но

Смоленск сожжен своими жителями, обманутыми своим губернатором, и

разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая

только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу. Наполеон идет дальше, мы

отступаем, и достигается то самое, что должно победить Наполеона." (т.З, ч.2, гл.1,

Учитель. Роман носит название Война и мир". Мы уже знаем, что в данном

произведении, романе- эпопее, картины мирной жизни чередуются с картинами военной.

На протяжении всего романа Толстой рассуждает о том, что такое война? Нужна ли она

обыкновенному человеку?

Что вы можете сказать об отношении Льва Николаевича Толстого к войне вообще, в

частности, к войне 1805- 1807 годов?

"...противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.." Поэтому

ей нет оправдания.

Учитель.Если мы вспомним массовые сцены Аустерлицкого сражения, смотра войск в

Браунау, то увидим некую общность в настроении солдат: они, русские, немцы,

австрийцы, не понимают целей этой воины, потому что она не защищает их интересы.

- Каковы композиционные особенности данного эпизода?

Ученик. Эпизод начинается и заканчиваетсякартиной пожара. Это говорит о его

кольцевой композиции и о том, что главная тема эпизода - тема пожара в Смоленске.

Учитель. Действительно, мы можем говорить об обрамлениив данном эпизоде.

Картины пожара выстраиваются в сознании читателя в символический образ и

ассоциируются в дальнейшем у читателя с пожаром народной войны за свой дом, за

свою землю. Таким образом, пожар мы воспринимаем как символ - символ народной

Учитель. Как построена центральная часть эпизода?

Ученики.Центральная часть эпизода построена, как события, быстро сменяющие друг

друга: массовые сцены, описание улиц города - все это подано в определенной

последовательности. Читатель становится как бы очевидцем событий. Толстой

выстраивает композицию данного эпизода, используя кинематографический принцип:

читатель, словно видит кадры из фильма, быстро сменяющие друг друга: Вот сумерки,

прерывающийся гул канонады, расходящиеся клубы пожара; а вот уже ночь; на небе

молодой месяц, изредка застилаемый дымом и звезды; а вот пожар уже догорает.

Многие произведения Л.Н.Толстого очень хорошо поддаются экранизации. Мы знаем

замечательные фильмы, поставленные по его произведениям: "Война и мир" (С.

Бондарчук), "Воскресенье", "Анна Каренина", "Казаки" и другие.(Можно показать кадры

из кинофильма "Война и мир")

Учитель.Найдите в данном эпизоде изобразительно- выразительные средства языка.

Ученики.Метафоры: "серп месяца", "полк запрудил улицу", эпитеты: "черные клубы

дыма", сравнения: "как муравьи из разоренной кочки", оксюморон: "рыдающим хохотом"

и другие средства художественной выразительности создают яркую образную картину

пожара, паники, неразберихи, всеобщего горя.

Учитель.В этом эпизоде есть и синтаксические фигуры. Найдите их,

- Сдают город, уезжайте! Риторические восклицания.

Решилась! Расея!

Вывод учеников. Метафоры, эпитеты, сравнения создают яркую образную картину

пожара. Риторические восклицания, повелительные предложения передают особую

эмоциональную атмосферу - атмосферу всеобщего горя, зреющего народного

самосознания, которое, как мы уже знаем из контекста романа, выльется в огромную

силу- "дубину народной войны".

Заключительное слово учителя. Все русское общество в период наполеоновского

нашествия было объединено одним общим порывом - ненависти к врагу, желанием

победить врага любой ценой. Вот почему эта война впоследствии получила название

Отечественная война 1812 года, потому что сражалось с Наполеоном и его армией все

Отечество. Именноэта война стала родоначальницей партизанского движения. Широкие

масштабы партизанское движение приняло в 1941- 1945 годах, уже в войну Великую

Отечественную. У России к тому времени уже был опыт партизанской войны, пример

героизма и мужества, необходимый народу в борьбе с захватчиками. В данном эпизоде