Автономия университетов. Университетская автономия под вопросом. В автономном плавании

Автономия – это самостоятельность вузов в решении вопросов, отнесенных к их компетенции. Какие именно вопросы относятся к компетенции вузов, решает Закон, а в некоторых случаях – постановления Правительства или решения учредителя вуза (в Российской Федерации учредителем государственных вузов федерального значения выступает Министерство образования и науки). Болонский процесс придает принципу автономии вузов чрезвычайно большое значение. Уже в «Великой хартии университетов» (см. Приложение 1.1) находим следующую формулировку: «Университет действует внутри обществ с различной организацией, являющейся следствием разных географических и исторических условий и представляет собой институт, который критически осмысливает и распространяет культуру путем исследования и преподавания. Чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей исследовательской и преподавательской деятельности он должен иметь моральную и научную независимость от политической и экономической власти». Упрощая, можно сказать, что реальная автономия вузов имеет место в ситуации, когда учредитель выполняет свои обязательства по финансированию вузов и созданию необходимых условий для их деятельности, а все вопросы, относящиеся к содержанию образования, методике преподавания, штатному расписанию и т.п., вузы решают самостоятельно. При этом учредитель – и не только он - может, разумеется, «заказывать» вузу подготовку специалистов, необходимых для национальной экономики и культуры, что оформляется соответствующим образом (контрактом). Российские государственные вузы, согласно существующему законодательству, наделены автономией в сфере содержания и методики преподавания, в ряде других областей. Однако реально автономия выступает ограниченной. Прежде всего это относится к необходимости следовать в реализации соответствующих учебных программ государственным стандартам высшего профессионального образования (ГОС ВПО), утвержденным Министерством. Только это (плюс государственная же аккредитация) позволяет вузам выдавать выпускникам так наз. диплом государственного образца, единственно признаваемый на всей территории Российской Федерации. Следует оговорить, что ГОС ВПО разрабатываются Учебно-методическими объединениями по отраслям знания (УМО), т.е. представителями научно-педагогической общественности вузов. Но основные параметры ГОС ВПО предлагаются Министерством, а конечная версия, как сказано, также утверждается Министерством; вуз имеет право на внесение изменений в объем преподаваемых дисциплин в пределах 5% (10% по циклам дисциплин). Достаточно жесткая регламентация учебного процесса, обусловленная необходимостью следовать нормам ГОС ВПО, в известной степени затрудняет сотрудничество отечественных вузов с зарубежными, в особенности при реализации совместных образовательных программ.

" onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать

Статья посвящена отдельным вопросам современного состояния автономии вузов как основополагающего принципа университетского образования. Авторами делается вывод о том, что несмотря на существующие проблемы лишь при условии последовательной реализации вузовской автономии в России становится возможным формирование конкурентоспособной системы образования.

Пожалуй, ни у кого сегодня не вызывает сомнения, что в современных условиях образование находится в сфере первоочередных государственных интересов. Это связано с тем, что от уровня развития образовательной системы зависит будущее Российской Федерации, ее экономическая и правовая стабильность. Кроме того, право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Отношения в сфере образования регулируются Конституцией РФ, Законом РФ от 10 июля 1992 г. No 3266 1"Об образовании» (далее - Закон об образовании), Федеральным законом от 19 июля 1996 г. No 125 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее - Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании) и иными федеральными законами, содержащими нормы, принятые для регулирования данных отношений.

Многие изменения в системе образования происходят в процессе международного реформирования высшего образования. Вместе с тем, присоединение России к Болонскому соглашению вызывает сомнения в правильности данного поступка. Возможно, цели Болонского процесса ориентированы на создание крупного общеевропейского образовательного сообщества, на повышение качества и привлекательности европейского высшего образования. Однако в ряде случаев правильнее будет идти по своему собственному пути развития. Кроме того, использовать образовательные модели зарубежных стран следует более внимательно, поскольку в этих странах принципиально иная социально экономическая среда и совершенно иной менталитет общества.

К определению университетской автономии

На сегодняшний день не существует общепринятого определения университетской автономии. Представление о ее должном уровне зависит от сложившихся в каждом конкретном государстве:

Системы управления;

Уровня развития культуры, науки и образования;

Университетских традиций и т. д.

Такие страны, как Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Финляндия, Австрия и Дания, предоставляют вузам широкую автономию с определенными требованиями ответственности. В других странах - Бельгии, Германии и Греции - внутреннее управление вузом в значительной степени ограничено .

Присоединение России в 2003 г. к Болонскому соглашению означает ее согласие на реформацию в системе образования, то есть на те существенные изменения, которые предлагает Великая Хартия.

В Великой Хартии европейских университетов (Болонья, 18 сентября 1988 г.) автономия названа одним из фундаментальных принципов университетов -« университет является автономным учреждением, лежащим в основе обществ, по-разному организованных в соответствии с особенностями географии и историческими традициями; он создает, изучает, оценивает и передает из поколения в поколение культуру при помощи научных исследований и обучения. Чтобы соответствовать требованиям окружающего мира, эти исследования и обучение должны быть морально и интеллектуально независимы от всех политических властей и экономического давления» . Данное определение предусматривает серьезные изменения в системе отечественного образования, т. к. предполагает переход многих вузов к новой организационно правовой форме - автономным образовательным организациям. Это вызывает неоднозначное отношение к происходящим процессам вузовского профессорско преподавательского корпуса, научной общественности , поскольку такая реформация может привести к неблагоприятным последствиям.

Россия выбрала свой путь автономизации вузов, определенный еще Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Поэтому с 1996 г. автономия образовательных учреждений в Российской Федерации - один из важнейших принципов государственной политики в сфере образования. Не зря законодатель в Законе об образовании установил связь между демократическим, государственно общественным характером управления образованием и автономностью образовательных учреждений.

Под автономией высшего учебного заведения в Законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности.

Несколько иначе определяется автономия высшего учебного заведения в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства от 14 февраля 2008 г. No 71. В данном документе под автономией понимается« степень самоуправления, которая необходима высшему учебному заведению для эффективного принятия решения в отношении своей уставной деятельности».

Принцип автономии вуза, как правило, находит отражение в уставе учебного заведения. Так, например, в Уставе Московского государственного индустриального университета (МГИУ) в пункте 5.1. автономность вуза закрепляется следующим образом:« МГИУ обладает автономией и несет ответственность за свою деятельность перед каждым обучающимся, обществом и государством. Под автономией МГИУ понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении образовательной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом» . Об автономии вуза говорится в той части Устава, которая касается его управления. Соответствующее положение Устава отражает норму утвержденного Типового положения о вузе, согласно которой« управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Типовым положением, уставом высшего учебного заведения и договором, заключенным с учредителем, на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности».

Расширение автономии вузов России затронуло, прежде всего, их правовой статус. Ведь до реформации государственные вузы действовали в тех же правовых рамках, что и государственные учреждения. Но ограниченная свобода действий и чрезмерная унификация нормативных требований не позволяли учитывать особенности каждого отдельного вуза. Очевидно, российским вузам была необходима большая автономия и меньшая унификация по сравнению с остальными государственными учреждениями.

Наделив вузы автономией, законодательство предоставило им ряд полномочий, которыми ранее вузы не обладали.

Управление деятельностью автономного вуза и ее организация

Расширение самостоятельности государственных вузов создает для них новые риски, что неизбежно требует повышения качества управленческого состава институтов, академий и университетов. Так как существует самая непосредственная связь между правовым статусом вуза и системой управления им, то при предоставлении вузам широкой автономии была кардинально перестроена их внутренняя система управления. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Самоуправление образовательного учреждения осуществляется советом образовательного учреждения, попечительским советом, общим собранием, педагогическим советом и др. Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. Порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

В рамках действующего законодательства Российской Федерации высшее учебное заведение выполняет разработку и принятие устава, в котором закрепляются основные положения, регулирующие его жизнедеятельность. Значительными полномочиями обладает вуз в сфере организационно-кадровой политики. Теперь он самостоятельно определяет структуру управления, решает вопросы распределения должностных обязанностей, штатного расписания, подбора, приема на работу и расстановки кадров и т. д. Организация структуры органов управления (общего собрания (конференции) работников, ученого совета, кафедр) высшего учебного заведения является самостоятельной сферой полномочий самого вуза.

Им самостоятельно формируется студенческий контингент. Однако, реализуя данные полномочия, вуз должен руководствоваться установленными для него контрольными цифрами и квотами, оговоренными лицензией на ведение образовательной деятельности.

Высшее учебное заведение самостоятельно осуществляет образовательный процесс в рамках, очерченных уставом, лицензией и свидетельством о государственной регистрации. Вуз разрабатывает и утверждает образовательные программы, учебные планы, программы учебных курсов; организует методическое обеспечение образовательного процесса; осуществляет контроль успеваемости и промежуточную аттестацию студентов . Но это урегулировано степенью предусмотренной автономии каждого отдельного вуза. Есть учебные заведения, которые обладают большей автономностью, тем самым имеют ряд привилегий по отношению к другим вузам. Президент России Д. А. Медведев подписал Указ, благодаря которому два ведущих вуза России приобретают большую самостоятельность. Теперь Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и Санкт Петербургский государственный университет могут самостоятельно устанавливать стандарты своих образо

Смотря что понимать под государством. Если поставить вопрос широко и посмотреть, например, как складывались отношения университетов с политической властью в Средние века, когда никакого государства ещё в помине не было, то даже тут не всё просто. Да, первые средневековые университеты возникали не по воле светских владык – они складывались сами собой как сообщества учащихся и учащих, причем кое-где (например, в Болонье) первую скрипку играли именно студенты, а не преподаватели. Привилегии этих сообществ гарантировал Рим, но это не значит, что в Средневековье университеты не сталкивались со злоупотреблениями королей и других светских владык. Коронные власти вмешивались в университетские дела постоянно, особенно в Англии и во Франции, где уже в Средние века сложилась система колледжей: монархи стремились контролировать производство знания в своих владениях, тем более что в XIV – первой половине XV века обе страны вели изнурительную Столетнюю войну. Тьерри Куаме обстоятельно описывает , какие последствия для университетов имело такое вмешательство.

Если речь идёт о государстве, оформившемся в раннее Новое и Новое время, то у него с университетом отношения были очень сложные – стремления ограничить автономию встречаем постоянно : в Испании в 1845 и 1857 годах, в Великобритании в 1850-м, в Румынии в 1864-м и 1898-м, в Италии в 1859-м. Вместе с самоуправлением, атаке подвергались и академические свободы, при том что в ряде стран они были гарантированы университетам национальными конституциями (например, венгерской, принятой в 1848 году). В 1819 году, через четыре года после победы над Наполеоном, по инициативе реакционного австрийского канцлера Клеменса Меттерниха германские государства приняли печально известные Карлсбадские декреты, вводившие жесткую цензуру на территории немецкоязычной Европы и устанавливавшие за университетами строгий правительственный контроль вплоть до увольнения профессоров, если правительства земель подозревали их в пагубном влиянии на студентов.

Современные европейские и американские университеты имеют куда больше свободы. Они получили её в ХХ столетии, причем не в последнюю очередь благодаря протестным движениям 1968 года, под воздействием которых в европейских университетах пошла волна демократических реформ. Но и в современных западных странах университеты не могут чувствовать себя в безопасности. Наглядный пример – атака Виктора Орбана на Центрально-европейский университет в Будапеште, после чего Фонд Сороса заявил о намерении переехать из Венгрии в Австрию.

Так что я бы сказал, что университет, полностью автономный от политической власти, – это утопия, но утопия светлая и благородная, – идеал, к достижению которого можно и нужно стремиться.

αὐτονομία - «самозаконие ») - самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных (сделанных, составленных им самим) принципов.

История термина

Изначально автономией в эпоху античности - называлось даруемое греческим полисам Древним Римом , право жить по своим законам, но под контролем римской администрации. В целом автономия была лишь более узкой частью права на самоуправление даровавшееся Римом под названием «Элефтерия».

Философия

В философии автономия - принцип самостоятельности бытия, направляемого собственным разумом и совестью (Кант); способность личности как морального субъекта к самоопределению на основе собственного законодательства. Противоположна гетерономии субъекта - то есть принятию норм поведения «извне» - без обоснования их необходимости собственным мышлением .

Необходимость автономии была осознана ещё в греческой философии Демокритом и Сократом . Как всеобщий принцип поведения автономия провозглашена Лютером , выступавшим против авторитаризма римско-католической церкви. Проблема автономии была этически осмыслена Шефтсбери , Хатчесоном , а в теоретически последовательной форме Кантом (автономная этика).

Моральная автономия позволяет, сохраняя человеческое достоинство и добродетель, быть свободным от произвольности социальных установлений, диктата власти, моды, мнения других и не терять самообладания перед лицом жизненных трудностей и опасностей.

Психология

Парный термин автономии-гетерономии в психологии и детском психоанализе был введён Жаном Пиаже для разграничения между гетерономией детей и автономией взрослых. По механике действия он основан на контрасте между инфантильной зависимостью и несамостоятельностью детей с одной стороны, и видимой независимостью (или стремлением к независимости) взрослых. Одновременно Пиаже указал на теснейшую взаимосвязь и взаимоперетекание автономии и гетерономии. Например, невротическая зависимость (гетерономия) - указывает на болезненное состояние, при котором взрослый человек, который (по внутренней ренте) должен быть автономным, при этом чувствует себя - гетерономным, то есть зависимым.

Это один из основополагающих принципов, проходящих через все документы Болонского процесса, начиная со Всеоб­щей хартии университетов. В ней он выражен наиболее вы­пукло, вплоть до независимости «университетов от политической и экономической власти».

Напомним, в Болонской декларации подчеркивается её преемственность с этой хартией.

Концепция европейских высших учебных заведений, при­нятая в Саламанке 29-30 марта 2001г. включает в понятие автономии университетов:

    университеты должны иметь право формировать свою стратегию;

    выбирать свои приоритеты в обучении и проведении на­учных исследований;

    расходовать свои ресурсы;

    профилировать свои программы;

Устанавливать свои критерии для приема профессоров и

учащихся;

Закон «О высшем и послевузовском образовании» вклю­чает в себя статью 3 «Автономия высших учебных заведений и академические свободы» В ней под автономией высшего учебного заведения понимается его самостоятельность в под­боре и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке» С Болонским процессом эта статья имеет общим только постановку вопроса, потому что содержание большей части статьи (кроме подбора и расстановки кадров) ничего общего с Болонским процессом не имеет. Вся остальная «автономия» снимается фразой «утвержденным в установленном законо­дательством порядке» Но если бы законодательством!

Автономия снимается простыми ведомственными инструк­циями.

Единственный вуз, например, который не подчинился ве­домственным указаниям об обязательности приема по ЕГЭ - МГУ им. М.В. Ломоносова. И то просто потому, что не вхо­дит в систему Минобразования России.

О какой самостоятельности в формировании стратегий можно говорить, если вузы финансируются не больше, чем на треть, а по некоторым расчетам, как ранее отмечалось, и на четверть!

Как известно, статьи 42 и 43 закона «Об образовании» оп­ределяют полную самостоятельность вузов в использовании финансовых средств. На необходимость укрепления «самосто­ятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования в осуществлении их уставной деятельно­сти» обращает внимание Федеральная программа развития образования. Так чем же тогда объяснить, что вузы ныне ли­шены Правительством права самостоятельности использовать бюджетные средства даже в пределах кодов бюджетной клас­сификации? Это переходит границы даже доперестроечных отношений.

Как заметил на VII съезде ректоров В.А.Садовничий, «фак­тически все средства вузов стали бюджетными. Казначейство разрешает использовать внебюджетные средства только в порядке, определенном им».

В настоящем времени ограничения в использовании бюд­жетных средств доходят до абсурда. Так вузам было предло­жено к 6 ноября 2002 г. израсходовать все выделенные за предыдущий период бюджетные средства, а к 20 декабря - все годовые средства. Вузы предупреждены: все неизрасхо­дованное будет перечислено в бюджет, хотя статья 28 п. 4 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образова­нии» гласит: «Не использованные в текущем периоде (год, квартал, месяц) средства не могут быть изъяты у государ­ственных высших учебных заведений или зачтены в объем финансирования этих высших учебных заведений на после­дующий период».

Выступая на VII съезде ректоров я вынужден был спро­сить у присутствующего в президиуме М.Э. Дмитриева, пер­вого заместителя министра Минэкономразвития, не является ли это огромным желанием возродить порядок, в свое время обыгранный А.И.Райкиным, дающему в конце года указания работнику базы: «раз нет другой тары, покупай рояли. У них ящик большой, можно хранить овощи» (2, с. 150)

Удивительно то, что на встрече ректоров вузов в июле 2002 г. с М.М.Касьяновым, у него не нашла поддержки просьба рек­торов вернуться к ранее существующей практики открытия счетов в коммерческих банках и дано поручение заместителю министра финансов, начальнику Федерального Казначейства Т.Г.Нестеренко «решить вопрос по ускорению подготовки до­кументов и по повышению самостоятельности учебного заве­дения».

О том, какова степень «самостоятельности вузов» в насто­ящее время очень ярко заметил В.М.Филиппов, отвечая на вопросы журналистки после этой встречи... «Скажем, вдруг передумал ректор стулья покупать, решил приобрести крес­ла - для этого сегодня надо менять смету и снова утверждать ее в казначействе»(63)

Вообще о каком поручении могла идти речь. Есть норма закона (статьи 42 и 43 ранее названные) и их надо выполнять!

Кстати, никакого решения по поручению М.М.Касьянова так и не принято.

Не хотелось бы, но приходится делать предположение о том, что резкое ограничение Правительством РФ самостоя­тельности вузов в использовании финансовых средств, вопре-

ки законам об образовании и статье 7 закона «О введении в действие бюджетного кодекса РФ», имеет одну цель: добиться отказа вузов от статуса государственных учреждений и приня­тия ими статуса государственных или муниципальных неком­мерческих образовательных организаций, которые будут финансироваться по одной статье и в которых якобы не будет всех вышеназванных ограничений. Этот вывод четко следует из выступлений на VII съезде ректоров первого заместителя министра Минэкономразвития М.Э.Дмитриева., призывавше­го, по существу, вузы бежать к этой новой организационно-правовой форме, ибо она, по его мнению, «в гораздо большей степени приспособлена для решения тех задач ориентации на потребителя, работы в конкурентной среде, подчинения по­требностям общества и экономики, чем существующая форма учреждения». Специальный законопроект разработан и согла­сован с Минэкономики и Минобразования.

Цель же этой новой организационно-правовой формы, на мой взгляд, можно определить кратко как попытку уход го­сударства от субсидиарной ответственности за состояние дел в высшей школе, к которой его обязывает статус государ­ственных учреждений. Это же и путь к последующей прива­тизации высшей школы.

Нельзя не обратить внимание и на резкое несоответствие между Налоговым Кодексом РФ и законами об образовании.

Налоговый Кодекс РФ полностью игнорирует льготы по налогообложению, предоставленные вузам Законами об об­разовании. До введения главы 25 Налогового кодекса РФ образовательные учреждения имели льготы по налогу на при­быль, которая позволяла все доходы от предпринимательс­кой и иной приносящей доход деятельности направлять на нужды обеспечения, развития и совершенствования образо­вательного процесса, в том числе на приобретение основных средств, малоценных предметов и на все виды ремонта.

С введением в действие главы 25 части второй Налогового кодекса РФ эта льгота отменена. Теперь расходы из внебюд­жетных средств на приобретение основных фондов, капиталь­ные и текущие расходы не считаются расходами на образование (!), поэтому образовательные учреждения обязаны выплатить 24% налога на прибыль, из которой, якобы, и осуществляются эти расходы. То есть возможности вуза уменьшаются почти на

четвертую часть! Ориентировочные расходы показывают, что потери образовательных учреждений с введением этого нов­шества составляли ежегодно 2,4 млрд. руб.

Мнение Президента РФ В.В. Путина высказанное на VII съезде РСР том, «что нужно подумать о совершенствова­нии налогового законодательства применительно к сфере об­разования» дает надежду на положительное решение вышеназ­ванных проблем, также как на предложение съезда разрешить образовательным учреждениям использовать самостоятельно средства, полученные от предпринимательской и иной прино­сящей доход деятельности, и хранить их по усмотрению обра­зовательного учреждения на счетах казначейства, банков и иных кредитных организаций. Предлагаемый порядок сохранить до момента достижения доли расходов федерального бюджета на финансирование высшего образования до уровня, предусмот­ренного Законом Российской Федерации «Об образовании».