Описание героев рассказа пиковая дама. «Пиковая дама» главные герои. Характеристика героев “Пиковая дама”

П.И. Чайковский опера «Пиковая дама»

Основой для «Пиковой дамы» П.И. Чайковского послужила одноименная повесть А.С. Пушкина. Эта захватывающая и трагичная история любви невинной девушки и страстного офицера, ставшего жертвой карточного азарта, была написана композитором всего за 44 дня. Произведение считают вершиной оперной драматургии композитора, ведь по глубине и силе переживаний главных героев, накалу страстей и неотразимой мощи драматического воздействия ему нет равных в его творчестве.

Краткое содержание оперы Чайковского «Пиковая дама» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Герман тенор офицер, главный герой
Лиза сопрано внучка Графини
Томский баритон граф, друг Германа, внук Графини
Елецкий баритон князь, жених Лизы
Графиня меццо-сопрано восьмидесятилетняя старуха
Полина контральто подруга Лизы
Чекалинский тенор офицер
Сурин бас офицер
Маша сопрано горничная

Краткое содержание

Петербург конца XVIII века. Бедный молодой офицер Герман безумно влюблен в прекрасную незнакомку и жаждет узнать, кто она такая. Вскоре ему рассказывают, что его сердце покорила внучка богатой старой Графини – Лиза, которая совсем скоро станет законной супругой князя Елецкого. Друг Германа, граф Томский, сообщает ему, что старуха владеет уникальными сведениями – она знает секрет «трех карт», благодаря которому она когда-то смогла отыграться и вернуть карточный проигрыш.

Лиза воспылала взаимными чувствами к офицеру. Герман клянется, что они будут вместе, или же он вынужден будет умереть. Он мечтает поскорее разбогатеть, чтобы жениться на возлюбленной, а помочь ему может только секрет карточных выигрышей Графини. Ночью он пробирается в ее спальню и умоляет ее открыть тайну «трех карт», но «старая ведьма», испугавшись незваного гостя с пистолетом, умирает и уносит секрет с собой.

Лиза назначает Герману свидание на набережной, но он задерживается. А все потому, что в это время в его комнате появляется призрак Графини. Старуха озвучивает тайну «трех карт» - это тройка, семерка и туз, и просит офицера взять Лизу в жены. Призрак растворяется в воздухе, а Герман, как безумный, неустанно повторяет эту комбинацию. Он бежит на встречу к Лизе, но отталкивает ее - он уже одержим не любовью, а азартом. В отчаянии девушка бросается в реку.

А тем временем Герман спешно направляется в игорный дом и делает ставки на названные призраком карты. Дважды удача была на его стороне, но когда он ставит на «туз», вместо него в его руке оказывается дама пик. Он осыпает Графиню проклятиями и вонзает кинжал себе в сердце.

Фото





Интересные факты

  • П.И. Чайковский написал оперу во Флоренции всего за 44 дня.
  • Чтобы безукоризненно исполнить партию Германа во всех семи сценах, автору требовался по-настоящему искусный и выносливый исполнитель. Выбор П.И. Чайковского пал на известного тенора Николая Фигнера, на способности которого автор и ориентировался, пока писал музыку. Успех «Пиковой дамы» был поистине ошеломительным. После удачной премьеры в Мариинском театре восторженный Чайковский писал: «Фигнер и Санкт-Петербургский оркестр сотворили настоящие чудеса!» Спустя двенадцать дней «Пиковую даму» с не меньшим восторгом встретили в Киеве.
  • Первой зарубежной премьерой «Пиковой дамы» стало исполнение в Праге в 1892 году. Дирижёром выступал Адольф Чех. Затем последовали следующие премьеры: под дирижёрством Густава Малера в Вене в 1902 и Нью-Йорке (на немецком) в том же году. Первое исполнение оперы в Великобритании состоялось в 1915 году в Лондоне.
  • В основу событий пушкинской «Пиковой дамы», как известно, положены реальные события - история Натальи Петровны Голициной, одной из влиятельных и богатейших княгинь XIX столетия. Ее внук сильно проигрался в карты, и обратился к ней за помощью - занять денег. Но бабушка вместо этого открыла внуку секрет, который позволил ему отыграться.
  • Эта мистическая история про три карты - тройку семерку и туз - каким-то чудесным образом повлияла на всех, кто каким-либо образом коснулся ее. Свидетели последних дней княгини, утверждали, что незадолго до ее смерти видели возле особняка призрак одинокого офицера. Это был 1837 год.
  • В этом сочетании цифр- 1837, составляющих год смерти княгини и самого Пушкина, самым непонятным образом соединились все те же загадочные цифры - 3, 7, 1. А в последний час жизни Чайковского, как утверждал его врач, композитору мерещился все тот же призрак «одинокого офицера». Мистика, да и только.
  • Приглядитесь-ка повнимательнее к структуре оперы и ее названию: 3 действия, 7 картин, «Пиковая дама». Ничего не напоминает?
  • Эту оперу считают одной из самых мистических в мировом музыкальном театре. Многие убеждены, что именно она виновата во многих неудачах своих создателей, а также тех, кто ее исполнял.
  • В этом сочинении огромное значение придается числу «три», оно словно наделено магическим значением и встречается буквально повсюду. Прежде всего, это те самые три карты. На сердце Германа, по словам Чекалинского, три греха. Сам Герман виновен как раз в трех смертях – Графини, Лизы и своей. В музыкальной ткани всего произведения преобладают три темы – рока, любви и трех карт.
  • Некоторые биографы склонны считать, что отказ Чайковского работать над этим заказом был связан с тем, что он просто испугался сюжета. По некоторым данным, он согласился сочинить оперу только при одном условии – если либретто будет значительно отличаться от оригинала. Именно поэтому он и вносил такие активные правки во все драматургические составляющие произведения.
  • Режиссеры, желающие приблизить либретто к пушкинскому тексту, попадали в серьезные неприятности. Самый яркий пример – Всеволод Мейерхольд. Как уже упоминалось ранее, он заказал новое либретто и даже поставил эту оперу в Кировском театре. Однако после этого он долго не прожил – режиссер был арестован и отправлен на расстрел.
  • На произведение Пушкина написано еще несколько сочинений для музыкального театра, только вот популярностью они совсем не пользуются – это оперетта Франца Зуппе (1864) и опера Ж. Галеви (1850).
  • К этому сюжету обращались и балетмейстеры, например, Ролан Пети. Он создал балет для Н. Цискаридзе по просьбе руководства Большого театра, однако музыку из оперы брать побоялся и предпочел ей Шестую симфонию . Но случилось неожиданное - все балерины отказались танцевать Старую Графиню, согласилась только Иелзе Лиепа. Премьера балета состоялась в 2001 году.
  • Подлинная партитура оперы хранится в Мариинском театре в капсулированном виде.

Популярные арии из оперы

Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» - слушать

Песенка Томского «Если б милые девицы» - слушать

Ариозо Лизы «Откуда эти слёзы» - слушать

Ариозо Германа "Я имени её не знаю" - слушать

История создания


Мысль о том, чтобы поставить оперу на сюжет пушкинской таинственной повести, впервые возникла у директора императорских театров И. А. Всеволожского. Несколько лет он был вдохновлен этой идеей и даже самостоятельно намечал сценарий и продумывал сценические эффекты. В 1885 году он стал активно искать композитора, который смог бы воплотить эту задумку в жизнь. Среди кандидатов оказались А. А. Вилламов и Н. С. Кленовский. Через два года Всеволожский обратился к П.И. Чайковскому , однако получил отказ – композитора совершенно не привлекал этот сюжет. В 1888 году над либретто начал работать его младший брат, Модест Ильич Чайковский, причем, создавал он его для Кленовского. Однако маэстро в итоге отказался от работы, и Всеволожский снова обратился к Петру Ильичу. На этот раз он был более настойчив, и просил не просто написать оперу, а закончить ее к новому сезону. В это время Чайковский как раз задумал покинуть Россию и погрузиться с головой в работу. Именно поэтому он ответил согласием, и отправился во Флоренцию работать.

Первые фрагменты «Пиковой дамы» появились 19 января 1890 года. Произведение было написано очень быстро – клавир оперы увидел свет 6 апреля, а партитура – уже 8 июня. Создавая свой шедевр, композитор активно изменял сюжетные линии либретто и сочинял слова к некоторым сценам. В итоге сюжет оперы приобрел ряд отличий от своего первоисточника. Повесть Пушкина преобразилась в стихотворное полотно, очень органично вобравшее в себя стихи других поэтов – Г.Р. Державина, П.М. Карабанова, К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского. Изменились и главные герои произведения. Так, Лиза из бедной воспитанницы зажиточной Графини превратилась в ее внучку. Пушкинский Германн был родом из немцев, а вот у Чайковского об этом не упоминается ни слова. К тому же, его фамилия становится именем и теряет одну букву «н» - его зовут Герман. Будущий муж Лизы, князь Елецкий, у Александра Сергеевича отсутствует. Граф Томский в повести русского литературного гения является внуком Графини, а вот в опере – он совершенно посторонний ей человек. По-разному складывается жизнь главных персонажей – по сюжету книги Герман теряет рассудок и отправляется в больницу, Лиза забывает о нем и вступает в брак с другим. В опере же влюбленные погибают. Ну и наконец, время действия этой трагической истории также изменено – в первоисточнике события разворачиваются во времена Александра I, а вот в его музыкальной версии – в эпоху правления императрицы Екатерины II.

Первое представление оперы свершилось в Мариинском театре 19 декабря 1890 года, дирижировал в этот вечер был Э. Направник. Чайковский активно участвовал в подготовке премьеры. Петр Ильич предполагал, что успех будет невероятным, и он не ошибся. Публика требовала повторения отдельных номеров на бис, а композитора вызывали на сцену бесчисленное количество раз. И даже тот факт, что произведение Пушкина было так сильно переосмыслено, совсем не смутил даже рьяных «пушкинистов» – они аплодировали русскому гению стоя.

«Пиковая дама» – это мистическая повесть с интригующим . В ней есть все, что относится к мистике: карты, смерть, воскрешение, и даже, сумасшествие. Не обошлось в ней без авантюризма, обмана и любви.

Предлагаем вашему вниманию список главных героев повести Пушкина «Пиковая дама» и их характеристики.

Германн – инженер. Расчетлив и осторожен, как большинство немцев. Игра его увлекает, занимает, но осторожность не позволяет ему сесть за игорный стол. Это была страстная, но в то же время волевая, сильная натура. Он не позволял своим страстям вырваться наружу. Но сказка, рассказанная товарищем о трех заветных картах, глубоко поразила его. Он решил во что бы то ни стало узнать тайну трех карт. Так Томский охарактеризовал : «Этот Германн- лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства».

Старая графиня пожилая женщина восьмидесяти лет. Сохраняла приверженность к старой моде времен ее молодости, была капризна и придирчива, как большинство старух ее возраста. К тому же, эгоистична. В силу эгоизма она нередко терроризировала домашних, требуя то одного, то другого и меняя свои желания, как перчатки. Невзирая на возраст, она продолжала выезжать в свет, не пропускала ни одного из мероприятий.

Лизавета Ивановна , воспитанница графини, барышня восемнадцати лет. Лиза была самолюбива, мечтала о мужчине, который избавит ее от жалкого положения приживалки. В конце концов, она все-таки выйдет за небогатого, ног твердо стоящего на ногах приказчика графини.

Герои второго плана:

Томский – один из участников карточных игр, внук старухи. Немного легкомысленный молодой человек, влюбленный в княжну Полину.

Полина – княжна, весьма своенравная девица.

Чекалинский — известный карточный игрок, организатор карточных игр с крупными ставками. Он зарекомендовал себя как человек порядочный, состоятельный.

Германн проиграл в последней игре, когда, казалось, что удача была в его руках. Туз пик странным образом оказался дамой пик. Эта неудача свела с ума Германна, и он оказался в Обуховской психиатрической больнице. Судьбы других героев сложились более удачливо. Томский и Полина поженились, Лиза вышла замуж.

Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский классик, подаривший миру такие литературные творения, как «Евгений Онегин» и «Руслан и Людмила». Есть еще известная повесть «Пиковая дама», которая легла в основу многих экранизаций и была переведена на разные языки мира.

Рассмотрим ниже главных героев произведения, анализ «Пиковой дамы», краткое содержание по главам и не только.

История создания

«Пиковую даму» Пушкин написал, использовав в основе историю знакомого князя Голицына. Ему его бабушка, известная княгиня, подсказала три карты, некогда пророченные ей одним человеком, которые принесут в игре выигрыш. Таким образом князь смог вернуть себе проигранное состояние.

Александр Сергеевич написал книгу в 1833 году, а в 1834 она уже была издана. По жанру «Пиковая дама» скорее относится к реализму с нотками мистицизма.

Главные герои

В повести есть несколько основных персонажей.

Германн — главный герой "Пиковой дамы", вокруг которого крутится сюжет произведения. Он — военный инженер и сын немца. У него темные глаза и бледная кожа. Как говорит сам Германн, самыми его главными качествами являются расчетливость, умеренность и трудолюбие. Также он очень бережлив и скрытен.

Из повести известно, что у главного героя небольшое наследство и не так много денег. Его главная мечта — разбогатеть. Ради этого он готов на все. Для своих целей Германн использует Лизу и графиню, ему их совсем не жалко.

Графиня (Анна Федотовна Томская) — восьмидесятисемилетняя старушка. У нее эгоистичный характер, и она, как в молодости, все равно дает балы и устраивает вечера. Придерживается моды давних лет. Внешне она уже стала очень дряблой и старой. Но когда-то была фрейлиной при императоре. Привыкла к светскому обществу, что сделало ее высокомерной и избалованной. У нее есть воспитанница Лиза, которую она всячески тиранит, и множество слуг, которые ее незаметно обворовывают.

По легенде, эта старая графиня владеет тайной трех карт, некогда раскрытой ей Сен-Жерменом. Однажды это ей помогло отыграть крупный проигрыш. Она держит этот секрет втайне ото всех, даже от своих четырех сыновей. Но однажды рассказала лишь Чаплицкому, что и принесло ему удачу.

Лизавета Ивановна — главная героиня, воспитанница старой Анны Федотовны. Она молодая и очень милая девушка с темными глазами и черными волосами. По характеру очень скромная и одинокая, у нее нет подруг, безропотно терпит графиню. Лиза влюбляется в Германна, в то время как тот решил ее использовать, чтобы стать ближе к старухе, владеющей тайной выигрыша.

Также в повести фигурируют и второстепенные герои: Поль Томский (внук графины), который рассказал легенду своей бабушки, Чекалинский и Нарумов.

А теперь рассмотрим ниже краткое содержание по главам. В «Пиковой даме» их всего шесть.

Глава 1. На балу

Однажды проходил светский вечер у Нарумова. Некоторые гости играли в карты на деньги, а за происходящим наблюдал Германн. Все удивились его безучастности, но сын обрусевшего немца объяснил это тем, что не хочет жертвовать деньгами в надежде выиграть, когда есть риск проиграть все свое небольшое состояние.

Поль, внук старой Анны Федотовны, удивился, почему же его бабушка не играет. Когда-то давно, 60 лет тому назад, она проиграла большое состояние. Но муж отказался ей помочь, и тогда она решила занять небольшую сумму у Сен-Жермена. Он не дал ей денег, но раскрыл секрет, что если тремя определенными картами сходить последовательно друг за дружкой, то будет ждать удача. И действительно, Анна тогда выиграла.

Мало кто из присутствующих поверил этой легенде о старой графине. Но не Германн. Он, со свойственным себе честолюбием, решил забыть о всякой осторожности и всеми силами разузнать этот секрет, который она никому не раскрывала, чтобы выиграть.

Глава 2. Знакомство

Тут на страницах повести впервые появляется Лиза — бедная и скромная воспитанница эгоистичной и старой Анны Федотовны. Вся вторая глава посвящена знакомству Германна и этой девушки.

Инженер, который начал бредить тайной карт, возник под окнами дома графини спустя несколько дней после вечера у Наумова. Так продолжалось несколько ночей. Германн решил всеми силами и любыми способами приблизиться к Анне Федотовне. Но Лизавета оставалась внешне непреклонной и только спустя неделю улыбнулась в ответ.

Глава 3. Смерть графини

Не получив приближения к тайнам трех карт, Германн решил написать письмо Лизе с любовным признанием. Она ответила на него. Германн продолжал быть настойчивым и писал ей письма каждый день. Наконец, он смог добиться от нее тайного свидания. Лиза написала ему, как он может проникнуть тайком в дом, пока старая графиня будет на балу.

И он действительно прошел внутрь и спрятался в шкафу в комнате Анны Федотовны, чтобы дождаться ее возвращения. Но когда она пришла, Германн стал выпрашивать у нее секрет трех карт. Та категорически отказывалась что-либо говорить. Юноша стал угрожать пистолетом, и от испуга хранительница тайны вдруг скончалась.

Глава 4. Предательство

Все это время Лиза ждала своего поклонника в комнате. Он пришел и признался в том, что это он виновен в смерти графини. И тут девушка поняла: Германн ее просто использовал.

Глава 5. Встреча с призраком

Спустя три дня покойную графиню отпевали в монастыре, куда явился и сам виновник смерти. Ему даже возле гроба показалось, будто старушка на него с усмешкой посмотрела.

Дальше происходили мистические события: ночью к Германну постучали. Это была графиня в белых одеяниях. Она пришла, чтобы поведать тайну карт. Чтобы выиграть, необходимо последовательно не чаще чем раз в сутки ставить тройку, семерку и туз, но больше никогда в жизни не играть, а также она велела ему жениться на Лизавете.

Глава 6. Проигрыш

Не теряя времени, Германн решил сыграть с недавно приехавшим в Петербург Чекалинским, известным тем, что хорошо играет. Он напрочь забыл о втором условии — жениться на Лизе.

Сначала он поставил 47 тысяч на тройку, через день тоже крупную сумму — на семерку. И вот, спустя еще сутки, Германну попалась вместо туза пиковая дама, и он заметил, что та над ним будто усмехнулась, словно умершая графиня. Он все проиграл.

После случившегося Германн сошел с ума и попал в психиатрическую лечебницу, а Лиза вышла замуж за состоятельного мужчину.

Анализ

«Пиковая дама» — это повесть, над которой можно очень долго размышлять. Тут можно выделить несколько основных идей. Кто-то подумает, читая эту книгу, что зло порождает зло, корысть и честолюбие должны караться. А кто-то увидит лишь мистику без какой-либо философии.

Также при анализе «Пиковой дамы» нельзя точно сказать, к какому жанру относится повесть. Здесь есть и мистицизм, и философия, и даже готичность, так как упоминаются определенные атрибуты в виде старинного дома, тайны, странные сны. Наличие мистики тоже спорно, так как нигде прямым текстом Александр Пушкин не упоминает приведений, судьбу, предвидения. Кто знает, может, графиня после смерти просто приснилась Германну, а та раскрытая тайна карт — лишь совпадение? Главный герой видит странные фантастические вещи в виде взгляда мертвой графини и ее появления только через призму своего субъективного взгляда.

Но здесь автор точно и полностью раскрыл всех персонажей в таком небольшом формате книги всего из 6 глав. Германн создает очень неоднозначный образ в повести «Пиковая дама». Он — главный герой, но по его действиям, по его описаниям мы легко понимаем, какой он: честолюбивый, твердый, готов использовать других людей ради своей выгоды.

Этот человек настолько сильно поверил в секрет карт, настолько был намерен выиграть очень крупную сумму, что забыл о втором наказании графини — жениться на Лизе. Можно сказать, что Германн оказался слабым, так как думал лишь о деньгах, и когда все пошло совсем не по плану (настолько ожидаемому и желанному, но, увы, ненадежному), он просто-напросто сошел с ума.

Другие герои «Пиковой дамы» тоже очень ярко раскрыты. Графиня, которая владеет тайной, эгоистична, что видно по ее отношению к воспитаннице, но не зла по своей натуре. А сама Лиза терпелива и скромна.

Вполне может быть, что автор проводит параллель с людьми того времени, но разных поколений. Германн — яркий представитель молодежи, которая стремится легким путем себя обогатить и даже пойти на неоправданный риск. Лиза тоже не такая невинная, как кажется на первый взгляд. Будучи воспитанницей такой своенравной графини, она терпит ее из-за удобства: комфортная жизнь в большом доме, отсутствие крайних нужд, всегда есть еда и тепло. А ее главным желанием является выйти замуж за богатого человека.

Александр Пушкин раскрывает тему «Пиковой дамы» через многочисленные неожиданные повороты событий. Такие как, например, внезапная смерть графини или проигрыш Германна.

Вместо заключения

Повесть Александра Сергеевича Пушкина "Пиковая дама" — одно из немногих русскоязычных произведений того времени, которое имело большой успех по всей Европе. Эта популярность не спала и до сих пор. Всем известный композитор Чайковский создал оперу по мотивам книги, а также было снято много экранизаций «Пиковой дамы», анализом которых тоже очень интересно заниматься.

Дмитрий Мирский очень точно назвал книгу шедевром сжатости. В этой небольшой повести затрагивается очень много тем и проблем. Суть «Пиковой дамы» неоднозначна, а сюжет прост. Не зря это стало классикой русской литературы, которую в наши дни досконально изучают на уроках литературы в школе.

Графиня Анна Федотовна Томская – это старуха, от которой Германн добивался раскрытия тайны трёх карт. Эту тайну графиня получила от Сен-Жермена, известного шарлатана и жида. А получилось это вот при каких обстоятельствах. Однажды Анна Федотовна проиграла на слово герцогу Орлеанскому очень много. Приехав домой, она объявила мужу о своём проигрыше и приказала заплатить. На что тот ответил отказом. Тогда графиня обратилась к Сен-Жермену, чтобы одолжить у него денег, но он денег не дал. Жермен предложил графине отыграться и назвал ей три заветные карты. И в тот же самый вечер графиня явилась в Версаль и стала понтировать против герцога Орлеанского. Она выбрала три карты, поставила их одну за другою: все три выиграли ей соника, и графиня отыгралась совершенно.

Писатель рассматривает вопрос: не было ли это «подарком судьбы», посланным Дьяволом? Ведь когда графиня умерла от рук Германна, она стала являться ночью к нему в виде призрака. Встаёт вопрос: что за сила выслала покойницу к Германну, как назвать эту силу? Да, покойница не праведница, но и не страшная грешница. На наш взгляд версия, что графиня продала душу Дьяволу, является очень правдоподобной, так как при рассмотрении графини как сгустка тёмных сил достаточно просто объясняются многие моменты, связанные с тайной карт, которые можно списать на проявление воли властителя Преисподнии. Итак, графиня продала душу Дьяволу и стала носителем страшной тайны. В пользу вышеописанного говорит также намёк, выраженный в речи Германна к графине: «Может быть она сопряжена с ужасным грехом, с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором… Подумайте: вы стары; жить вам уже недолго,- я готов взять грех ваш на свою душу».

Даже внешний вид графини подтверждает версию о её загадочном мире. Анне Федотовне восемьдесят лет, Германн присутствовал при том, как графиня раздевалась перед зеркалом, и «стал свидетелем отвратительных таинств её туалета». У старухи «распухшие ноги», «стриженая голова», «отвисшие губы», «мутные глаза». Но эта «старуха» известна и как двадцатилетняя красавица, блиставшая в аристократических салонах Парижа. Она памятна нам и мёртвой, лежащей в гробу, когда, как показалось Герману, «насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом».

Реальный образ графини существует в повести в нескольких измерениях – в прошлом и настоящем, в жизни и после смерти – в воображении Германна, являясь в конечном счёте как бы воплощением недоброжелательности. Действительно, сначала графиня отказывается открыть Германну свою тайну, затем, обернувшись пиковой дамой, приводит его к катастрофе. Графиня предстаёт перед нами как живая личность, со своим характером и своей речью, и как обобщение, как видение и символический знак. Век графини – век моды, лёгкого отношения к деньгам и жизни. Графиня в старости полна заносчивости и властности. Её даже собственный муж боится как огня.

«Пиковую даму» Александр Сергеевич Пушкин читал своему другу П.В. Нащокину, который впоследствии рассказывал, что «главная завязка не вымышлена. Старуха-графиня – это Наталья Петровна Голицына, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук её, Голицын, рассказывал Пушкину, что однажды он проигрался и пришёл к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом, алхимиком и знаменитым авантюристом VIII века. «Попробуй!» - сказала бабушка. Внучек поставил карты и отыгрался. Нащокин заметил Пушкину, что «графиня не похожа на Голицыну, но что в ней больше сходства с Н.К. Загряжскою, другою старухою. Пушкин согласился с этим замечанием и отвечал, что ему легче было изобразить Голицыну, чем Загряжскую, у которой характер и привычки более сложны».

Мы видим, что художественный образ графини Томской глубоко содержателен – он открывает исторические и национально конкретные черты и особенности русской аристократии, даёт представление о её жизни, идеалах, обычаях.

Да, в молодости красота, власть над мужчинами, бурная светская жизнь, а сейчас в старости – бесконечные воспоминания и полное равнодушие к окружающим. А ещё желание повелевать и добиваться исполнения всех капризов.

У прототипа графини Томской Натальи Петровны Голицыной подъезд дворца всегда был освещён, к нему подъезжали кареты. Княгиню поздравляла с именинами императорская семья, у неё собирались для игры в вист посланники и министры. Княгиня «усатая», как звали её из-за росших над верхней губой усов, в 1835 году была ещё жива, ей перевалило за девяносто. Высокие окна в доме таинственной «пиковой дамы» горели допоздна. Словом, Голицыну окружала роскошь, власть, деньги, слава. Чем не обстановка графини Томской? Те же вечера, балы, игры в карты, тянувшиеся до утра.

А интерьер графини! Интерьер также может охарактеризовать её. Автор называет предметы её туалета: банка румян, коробка со шпильками, чепец с лентами и множество других вещей. Обилие дамских безделушек свидетельствует о светской жизни, о стремлении следить за модой, заставить уважать себя. Интерьер раскрывает нам сущность графини: с одной стороны – богатой светской дамы, с другой – отживающей свой век гордой старухи. В покоях графини стены обиты китайскими обоями, стоят штофные диваны и кресла, золотая лампада.

Мы не раз уже заметили, что графиня любила подчинять себе тех, кто ниже её, слабее душевно. В рассказе Людмилы Евгеньевны Улицкой «Пиковая Дама» мы видим Мур, которая ничем не уступала графине. Это такая же капризная старуха, любящая быть в центре внимания, в молодости у неё было много любовников. Графиня Томская, мы знаем, также имела большой успех у противоположного пола. В Париже за ней волочился Ришелье, и как графиня уверяла, чуть было не застрелился от её жестокости.

Мур о своих любовниках любила упоминать при любом удобном случае, даже гордясь этим. Имя этим любовникам было легион. Сначала Маецкий, как она упоминает, она его увела у какой-то Лилечки, затем известный режиссёр, далее авиатор, испытатель, красавец. Потом архитектор, бурный роман с тайным генералом, «шашни» с мужниным секретарём, с мужем любимой подруги, каким-то биологическим академиком, и ещё, и ещё… «Немало бумаги было измарано в честь её бледных локонов и неизречённых тайн души лучшими перьями, а по её портретам, хранящимся в музеях и частных собраниях, можно было изучать художественные течения начала века».

Мур также деспотически относится к своим близким, родным. В ней чувствуется эгоизм, невежество, которое просто отталкивает нас, даже в своей речи она употребляет непечатную лексику по отношению к собственным внукам.

Графиня и Мур очень похожи. Даже Марек, зять Мур, говорит о своей тёще так: «Пушкин «Пиковую Даму» с Мур писал». И всё же Пушкин как будто добрее, снисходительнее что ли к своей героине: «Графиня, конечно, не имела злой души, но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм…». А старуха Мур Л.Е. Улицкой, по словам её бывшего зятя, человека умного и проницательного, «чудовище, гений эгоизма, Пиковая Дама, всех уничтожила, всех похоронила…».

Эти две старухи во многом определяют судьбы героев. У Пушкина в «Пиковой Даме» мы видим эпиграф, который сразу же сулил неприятности: «Пиковая Дама означает тайную недоброжелательность». Мы видим, как графиня не желает расстаться с тайной трёх карт и умирает на глазах у Германна. Явившись ему ночью, она объявляет счастливыми тройку, семёрку и туза. Но в третьей игре вместо туза, сулившего Германну огромный выигрыш, в руках у героя оказывается роковая пиковая дама. Старуха в самом сознании Германна, устранившем её, ведёт свою контригру и является из его же сознания пиковой дамой, судьбой, которую сам он избрал. Ведь сам он выбрал последнюю карту. «Пиковая Дама» наказывает Германна за его стремление к богатству. Может, она хотела показать ему, что в жизни не это главное, а есть ещё любовь, счастье, которое не купишь за деньги. Но Германн был одержим своей идеей и больше ничего не смог бы ценить в жизни, кроме богатства.

Графиня Томская решила судьбу Германна: он оказывается в сумасшедшем доме. Мур же своей жестокостью, холодностью, своим полным равнодушием, можно сказать, убивает Анну Фёдоровну, свою дочь. И всё равно остаётся верной собственному эгоизму.

Томская любила повелевать своей воспитанницей Лизанькой; она её унижала, оскорбляла: «Раскрой-ка первый том, читай вслух… Громче! Что с тобою, мать моя, с голосу спала что ли?.. Погоди: подвинь мне скамеечку. Ближе... ну?» Во всех смертных грехах у графини была виновата Лизавета Ивановна, во всех ошибках автора, допущенных в книге. Также графиня хочет сыграть роль в судьбе Лизы и тогда, когда просит Германна жениться на воспитаннице. Но по нашему мнению, это добрый жест со стороны графини к Лизе. Ведь она хочет, чтобы Германн не бросил и так одинокую, беззащитную, обманутую им воспитанницу.

Но всё-таки эпиграф говорит о недоброжелательности. Недоброжелательность графини, действительно, была тайной. Германн не ожидал такого поворота событий, не ожидал, что проиграет, что попадёт в психиатрическую лечебницу. Но его сумасшествие – плата за все его злодейства.

У Улицкой же карточная пиковая дама превращается в реальную Пиковую Даму, но только недоброжелательность её уже не тайная, а откровенная, доходящая, если что-то делается не по её желанию, до настоящей агрессии. А угодить Мур почти невозможно: ей, «как беременной женщине, постоянно хотелось чего-то неизвестного, неопределённого, - словом, поди туда, незнамо куда, и принеси то, незнамо что». Складывается впечатление, что вся её жизнь – цепь непрерывных удовольствий, которые она не забывает вытребовать у окружающих. Мур хочет, чтобы все в доме слушались её беспрекословно, повиновались ей. И когда её родные решили один раз не послушать её, она скандалит по поводу вскрывшегося обмана. Старуха была категорически против поездки правнуков в Грецию, мотивируя это лишь тем, что сама она там никогда не была. Её не останавливает даже пощёчина, которую «наотмашь влепила» ей внучка. Мур продолжает кричать: «Что? Что? Всё равно будет так, как я хочу».

Мур совершенно равнодушна к своей дочери, она даже её смерть воспринимает как обычное явление в жизни. Мур при жизни Анны Фёдоровны не дала той возможности быть счастливой. Она запретила ей жить с любимым человеком. Мур притворялась, что больна, что не может жить без Анны Фёдоровны. Но всё это была ложь. Анна Фёдоровна пошла на всё ради матери, отказалась от любви, стала выполнять все её приказания. Она не получала взамен ничего, никакой материнской любви, ласки. А Мур это было совершенно безразлично, она не ценила те жертвы, на которые шла её дочь, свои прихоти она всегда ставила на первое место.

Сравнивая «Пиковых Дам», мы обратили внимание на то, что в романе Достоевского «Преступление и наказание» есть героиня, и внутренне, и внешне похожая на наших героинь. Это Алёна Ивановна – старуха-процентщица. Мы узнаём о ней из разговора, произошедшего в трактире между студентом и офицером. Они говорят о жестокости этой женщины к клиентам, о её несметном богатстве. Её жестокость иногда не знала предела. У Алёны Ивановны есть сестра Лизавета, которая живёт вместе с ней. Старуха может избить её и при этом её сердце, душа остаются непоколебимыми. Для Алёны Ивановны накопительство стало целью всей её жизни. Она всё богатеет и богатеет, её деньги лежат в доме во всех углах. Она их прячет в комод, в сундук, заматывает в различные тряпки. Даже на шее у неё висит ключ от сундука. Вот до чего довела её скупость.

Алёна Ивановна – это настоящая Пиковая Дама. Она также страшна своим эгоизмом, деспотизмом. Она любила только себя, она превозносила своё «я» до небес. Действительно, становится страшно, что есть такие люди: бессердечные, безжалостные. Старуха-процентщица всегда сидит дома, никогда не выходит на улицу, за покупками у неё ходит Лизавета, родная сестра, которая во всём слушается Алёны Ивановны, выполняет все приказы. Клиенты к старухе приходят домой, она к ним относится с недоверием, всегда хочет уличить в чём-нибудь.

Поразительное сходство между этими старухами навело нас на размышления о вечных проблемах, существующих в обществе. В первую очередь, это унижение и оскорбление слабых, кротких, добрых. Но самое страшное в том, что такие люди, как Пиковая Дама, унижают не только воспитанниц, но и их агрессия в конечном счёте доходит до сестры, а далее даже до дочери. Таким людям безразлично, кого они обижают, кто перед ними: дочь или прислуга. Эти люди тешат своё властолюбие, капризничают, привередничают, они равнодушны к собственным детям, внукам, живут только для себя, являясь в конечном счёте символом крайнего эгоизма. Для Пиковых Дам и в одном, и в другом произведении остаётся вечной страсть к наживе, к богатству, к деньгам. Время никак не изменило их, какая Пиковая Дама была в XIX веке, такая она и осталась в XX веке. Только обстановка меняется, меняются ситуации, в которых они показаны, а главное то, что свою сущность, свой деспотический характер они пронесли через года.

Но давайте остановимся подробней на тех, кто подвергся их унижению, мы убедимся, какую роль они сыграли в жизни «униженных и оскорблённых».

Лизавета Ивановна - Лизавета - Анна Фёдоровна

В «Пиковой Даме А.С. Пушкина мы знакомимся с Лизаветой Ивановной. Без Лизы не сложился бы сам сюжет повести. Задумывая «Пиковую Даму», Пушкин встал перед вопросом: как выстроить сюжет, чтобы Германн мог с глазу на глаз встретиться с неприступной владелицей манящей тайны? Так возник образ юной воспитанницы.

Познакомимся с Лизой. Перед нами Лизавета Ивановна, перенесённая в мир петербургской аристократии. Не обедневшая крестьянка, но бесприданница, наверное, её отец умер, она живёт свою одинокую жизнь, но почему-то не с матерью, а со старой графиней.

Глубже раскрыть образ персонажа, понять скрытые мотивы поступков поможет интерьер. Ширмы в комнате девушки оклеены обоями, стоит крашеная кровать и сальная свеча. Её комната обставлена очень бедно по сравнению с комнатой графини, у которой китайские обои, штофные диван и кресла. Мы начинаем сочувствовать Лизавете. Мы сочувствуем героине ещё и потому, что по натуре своей «она была самолюбива, живо чувствовала своё положение».

Достаточно обратиться к одной из страниц повести и перечитать эпизод, в котором графиня собирается на прогулку, терзая необоснованными попрёками бедную воспитанницу. «Горек чужой хлеб, говорит Данте, и тяжелы ступени чужого крыльца, а кому и знать горечь зависимости, как не бедной воспитаннице знатной старухи?.. Лизавета Ивановна была домашней мученицею».

Именно Лизаветой Ивановной решил воспользоваться Германн для достижения своей цели, для того чтобы узнать тайну трёх карт. Лиза становится жертвой Германна. Неопытная девушка попадает в сети, расставленные героем.

Германн пишет воспитаннице страстные письма, в которых он признаётся ей в любви. Но разве можно так ничтожно обходиться с чувствами других?

Героиня названа не Елизаветой, а Лизаветой. И в этом не только простонародность стиля, принятого у старых аристократов, но невозможность величавого имени для скромной по своим душевным возможностям героини. Мы обратились к «Словарю русских личных имён» и узнали, что значит имя Елизавета. Елизавета - «Бог - моя клятва», «Богом клянусь», «Бог мой - клятва», «Бог клятвы, почитающая Бога». Лиза - это символ душевной чистоты, доверчивости, отданности чувствам.

Пушкин рисует, используя лексику и стилистику сентиментализма, портрет девушки, обаятельной в своей свежей простоте. «Лизавета Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест...». Автор показывает её существование полностью подчинённым капризному произволу старой графини, «жалкую» роль, которую играет в свете «бедная воспитанница знатной старухи», её бедность, ещё более разящую на фоне пышной аристократической среды.

Слова, которые Лизавета Ивановна произносит про себя после сцены с графиней и с Томским во второй главе: «И вот моя жизнь!» - непосредственно предшествуют представлению героини читателю, придают голосу автора определённую интонацию, а также психологическую верность его замечанию: «Она была самолюбива, живо чувствовала своё положение и глядела кругом себя - с нетерпением ожидая избавителя».

Но это не значит, что влюблённость Лизаветы к Германну поддельна, продиктована холодным расчётом. Подобные утверждения, высказанные некоторыми критиками, являются несправедливыми по отношению к сложности психологического типа, созданного Пушкиным.

После того, как Германн бросает Лизавету, она не заканчивает свою жизнь самоубийством или уходит в монастырь, как это обычно происходит в романах. «Лизавета Ивановна вышла замуж за очень любезного молодого человека; он где-то служит и имеет порядочное состояние: он сын бывшего управителя у старой графини. У Лизаветы Ивановны воспитывается бедная родственница».

Посмотрим, кто становится жертвой капризной старухи в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Имя Лизаветы сразу же бросается нам в глаза. И история словно повторяется. Лизавета - младшая сестра Алёны Ивановны. Она молода, не замужем. Зарабатывает она сама, но даже эти, заработанные своим трудом деньги, забирает коварная Алёна Ивановна. Эта старуха ещё и бьёт свою сестру. Все люди кругом жалеют Лизавету и не понимают, почему она, такая сильная, молодая, поддаётся побоям какой-то жалкой старушонки. Почему она позволяет так поступать с ней? В пушкинской повести всё ясно: причины покорности Лизаньки - бедность, зависимость от благодетельницы. А в чём причина другой Лизаветы? Причина проста: ей некуда пойти. У неё больше нет здесь никого родного, близкого. Она стала жертвой не только собственной сестры, но и Родиона Раскольникова. Лизавета становится случайной свидетельницей злосчастного убийства собственной сестры. Ни в чём не повинная, она погибает от рук этого человека. Чем не Лизавета Ивановна? Они обе жертвы привередливых старух и жертвы мужчин. Только в первом случае происходит предательство со стороны сильного пола, а во втором - убийство. За что умирает Лизавета? Даже не успела увидеть счастья, любви, настоящей жизни, жизни, которой достойна такая, как она: с чистым сердцем, доброй душой. Лизавета, не причинившая никому зла, достойна была другой участи.

А кто же жертва в рассказе Л.Е. Улицкой «Пиковая Дама»? Это Анна Фёдоровна - известный профессор, искусный хирург, ей шестьдесят лет. Её мать зовут Мур. А что же вполне самостоятельную, ни от кого не зависящую женщину, заставляет потакать капризам Мур? «Анна Фёдоровна с раннего детства замирала перед дверью матери, она, как боксёр перед встречей с сильнейшим противником, готовилась на достойное поражение». Анна Фёдоровна всегда трепетала перед девяностолетней Мур. Она боялась чем-нибудь не угодить ей. Заходя в комнату к Мур, Анна Фёдоровна нервно проверяла пуговицы на кофточке - правильно ли застёгнуты. Может чулки она надела кошмарные или причесалась не так. Она боялась хоть чем-нибудь не угодить Мур. Если что-то было не так, непонятно почему Анна Фёдоровна начинала извиняться, оправдываться. А если её всё-таки начинали раздражать замечания Мур, то она мысленно старалась сосчитать до десяти, и снова злость Анны Фёдоровны не выливалась в обидные слова.

На вопрос, что же заставляет Анну Фёдоровну подчиняться помыканиям матери, она отвечает кратко: «Я её боюсь. И есть долг. И есть жалость». В этих словах мы видим характер совестливый, сострадательный и мягкий.

В жизни Анны Фёдоровны, как и Лизаветы Ивановны, был мужчина, любимый Марек. Мур противостояла их браку. Марек, видимо, был слаб характером, раз не стал бороться за право быть с Анной Фёдоровной. И теперь понятна обида Анны Фёдоровны, понятна её душа, которая ныла от смутной горечи и недоумения, когда Марек, не знавший даже о существовании внуков, который столько лет не давал о себе знать, вдруг приехал и завладел вниманием всех домашних.

Анна Фёдоровна, которая всегда, «подчинясь неведомой силе, неслась выполнять очередную материнскую прихоть», как мы помним, один раз в жизни решилась поставить Мур перед фактом семейного неповиновения. В тайне от старухи готовились иностранные паспорта, получались визы для поездки в Грецию.

Наконец, тайные приготовления в доме Мур окончены, скоро придёт такси, дети уедут, обман откроется позже, и будущий скандал, который устроит «Пиковая Дама», никого уже не пугает. И вдруг неожиданная развязка: смерть Анны Фёдоровны, налегке выбежавшей за молоком для Мур. Нелепость этой смерти потрясает. Почему Анна Фёдоровна? За что? Ведь сумасшествие Германна - плата за его злодеяния: вскружил голову бедной воспитаннице, уморил старую графиню, погубил собственную душу. За что платит Анна Фёдоровна?

Эти героини, жившие в разное время, несли за собой проблемы вечности, проблемы, которые их объединяют - терпение каприз и обид со стороны сильных, властных женщин, невозможность защитить себя, постоять за себя. Эти проблемы актуальны и сейчас. Героинь различает только их положение в обществе: одна - воспитанница, другая - сестра, третья - дочь.

Германн - Раскольников – Марек

С Германном мы знакомимся в самом начале повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама». Каков же он? Что говорит он сам о себе? Какую характеристику дают ему другие персонажи повести и автор?

Германн, как верно пишет Ю. Манн, - фамилия героя, а не его имя. В переводе с древнегерманского она означает «воинственный». Жермен имеет ту же латинскую основу, что и имя Германн. Стало быть, вряд ли можно согласиться с С. Бочаровым, поддержавшим бытующую версию о тождестве имени Жермен и фамилии Германн - стоит и даже нужно говорить об обманчивости их переклички, которая как раз благодаря этому своему качеству обретает весомую значимость в художественной структуре «Пиковой Дамы».

Пушкин: «Германн был сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал. Будучи твёрдо убеждён в необходимости упрочить свою независимость, Германн не касался и процентов, жил одним жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив, и товарищи его редко имели случай посмеяться над его излишней бережливостью. Он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости. Так, например, будучи в душе игрок, никогда не брал он карты в руки, ибо рассчитал, что его состояние не позволяло ему жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее, - а между тем целые ночи просиживал за карточными столами и следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры».

В авторской характеристике героя есть одно слово, на которое надо обратить внимание, - «честолюбив». Обратимся к словарю В.И. Даля: «Честолюбие - искательство внешней чести, уважения, почёта, почестей... побужденье внешнее и низкое; честолюбивый человек - страстный к чинам, отличиям, к славе, похвалам и потому действующий не по нравственным убеждениям...».

Пушкин даёт психологический портрет героя. Расчётливость, бережливость, скрытность - и вдруг - сильные страсти и огненное воображение. Как это совместилось в одном человеке? Уже в самой натуре Германна заложена причина его трагедии.

А что же говорит о себе сам Германн? «Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». «Германн - немец: он расчётлив, вот и всё!» - говорит Томский, объясняя нежелание своего приятеля вступать в игру.

Мы не можем не заметить, что Германн отличается от Томского и других молодых людей: им всё даётся даром, для Германна жизнь тяжела, он человек скромного достатка и скромного общественного положения. Поэтому и отношение к игре разное: для них - забава, для него - сила успеха, деньги, дающие власть.

Изучая характер Германна, мы видим в нём совершенно противоположные качества: страстность и неуёмность - принадлежащие к русскому началу, самообладание и внутренняя дисциплина - принадлежащие к немецкому началу.

Германн беден и не может рисковать, но, имея «сильные страсти и пылкое воображение», «в душе игрок», то есть человек, стремящийся разом переступить границу желанного, но недозволенного. Чего же желает Германн? Денег? Да, он мечтает о том, что карты утроят, усемерят его капитал и доставят «покой и независимость». Пушкин повторит эти слова, говоря, что «излишняя бережливость» Германна объясняется тем, что он был «твёрдо убеждён в необходимости упрочить свою независимость». Не богатства, как такового, ищет Германн. Его манят не мещанские, а аристократические ценности. Он силой случая, карт, хочет перескочить из одного сословия в другое, потому что душа его скроена не по сословному канону. Германн впечатлителен, нервы спорят с его расчётливостью, чёткое правило «не жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее» опровергается поведением: он «целые ночи просиживал над карточными столами. Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из его головы».

Карты для Германна - это не только игра; для него самого, как он говорит, существуют три верные карты - расчёт, умеренность и трудолюбие. Они являются установкой на постепенность накопления, без резкого обогащения, но и без срывов. А мысль о карточном выигрыше, которую Германн старательно подавляет, но которой в конце концов поддаётся, есть нарушение установки на постепенность накопления. Все надежды переносятся на удачу и внезапность.

В том случае, когда задают тон расчёт и умеренность, все события развиваются логично и правильно, определённые причины ведут к определённым последствиям. Во втором случае открывается возможность для вмешательства неконтролируемых сил, за которыми можно подозревать присутствие сил потусторонних, высших.

Что же меняется, когда герой узнаёт анекдот о трёх картах? Герой, «обладая сильными страстями и огненным воображением», лихорадочно перебирает в уме все возможности для того, чтобы узнать тайну трёх карт у графини: «...представиться ей, подбиться в её милость...», «пожалуй, сделаться её любовником, - на это всё требуется время - а ей восемьдесят семь лет, - она может умереть через неделю, - через два дня!». Стать любовником старухи под девяносто лет! Чудовищное, противоестественное намерение! Но не для Германна: он готов на всё; здесь твёрдый расчёт и совершенно нет... чувства. Всё-таки Германн тайно проникает в спальню графини. Он решился стать её любовником, чтобы получить отгадку трёх карт. Он видит на стене спальни портрет «красавицы» - портрет графини в молодости. Когда Германн спускается по потаённой лестнице, выводящей из дома графини, он вдруг представляет, как «по этой самой лестнице, может быть, шестьдесят лет назад, в эту самую спальню, в такой же час... прижимая к сердцу треугольную шляпу, прокрадывался молодой счастливец».

Но всё же между Германном и графиней - непроходимая сословная пропасть. Он военный инженер, не больше, он страстно стремится от зелёного карточного стола молниеносно взлететь вверх по имущественной лестнице.

Сознание Германна обуреваемо мыслью: как попасть в дом к старой графине? Для этого он использует бедную Лизу. Его любовные отношения с Лизой - простой расчёт.

Поставив своей целью, познакомившись с Лизаветой Ивановной, проникнуть в дом к графине, Германн списывает первое письмо со страниц немецкого романа, но чувство увлекает его, и следующие письма он сочиняет сам. Лиза для него не только средство достижения цели, иначе зачем ему после смерти графини рассказывать бедной воспитаннице, что он был причиною смерти её «благодетельницы»?

Германна и Лизу сближает их положение, в котором желание натуры подчиняться чужим требованиям. Но всё-таки не простодушное влечение сердца заставило Германна обратить внимание на Лизу, а расчёт, не искренность, а аккуратно выстроенная лживая игра.

Обратим внимание на слово «игра» - ещё один ключ к разгадке пушкинской повести. Чем хотел Германн достичь успеха? Карточной игрой. Сменились обстоятельства, этого оказалось недостаточно - и он включается в любовную игру. А где же настоящая жизнь? Почему у Германна её нет? Где нет места искренним чувствам, там нет и настоящей жизни. Искренние чувства не могут существовать в двойственной натуре Германна, русского немца, в двойственной мотивировке его поведения - прозаический «немецкий» расчёт, низкая жажда приобретения и «огненное воображение», страсть игрока; левая и правая двери за ширмами, между которыми он выбирает в доме графини. На самом деле всё это сводится к поединку Германна с самою жизнью, в которой он преследует одну цель, и все его действия имеют однолинейное устремление - это и есть его неподвижная идея, а жизнь - подвижная - перед ним иронически и коварно двоится, его интрига двоится, и это раздвоение интриги несёт с собой поражение Германна. Неподвижная идея против подвижной жизни.

На этот путь раздвоения интриги встал он сам, когда увидел в окне черноволосую головку. «Эта минута решила его участь». Любовная интрига и стала путём раздвоения. Германн пишет любовные письма, «вдохновенный страстью», но под этим общим именем «страсть» смешиваются достижение тайны обогащения и роман с воспитанницей графини. В отношениях Германна с Лизаветой Ивановной работают традиционные эмоциональные слова-шаблоны: оба всё время «трепещут», «терзаются» и т. п. Эти слова создают впечатление общих чувств, но они покрывают чувства, направленные в разные стороны. Это разъединение внутри эмоционального общего стиля наконец открывается в ночной сцене свидания: «Лизавета Ивановна выслушала его с ужасом... сердце его также терзалось... Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны...».

Раздвоение личности Германна происходит и перед графиней Томской в сцене выпытывания тайны. Германн так же страстен: как алчный приобретатель, разбойник и вор - и как пылкий любовник и сын, наследник тайны.

Наконец, его видение: получение тайны от белого призрака. Речь покойной графини тоже двоится внутри себя, но затем прощает она его уже, кажется, от себя, от себя же сопровождая открытие тайны условием, чтобы Германн женился на её воспитаннице. Этим условием Германн пренебрегает совсем. Лизавета Ивановна забыта им, стремящимся к одной цели. Германн становится жертвой такого хода вещей, что тройка, семёрка, туз вытесняют образ мёртвой старухи и все с нею связанные условия.

Оказавшись виновником смерти графини, Германн «не чувствовал угрызения совести», горесть и прелесть Лизы «не тревожат суровой души его». Сердце его... терзалось «невозвратной потерей тайны, от которой ожидал обогащения». Но, попрощавшись с Лизой и снова войдя в спальню графини, Германн остановился перед мёртвой старухой, которая сидела, окаменев в глубоком спокойствии, и «долго смотрел на неё, как бы желая удостовериться в ужасной истине». Да, смерть графини для Германна - «ужасная истина», к которой он не может привыкнуть не только потому, что с её жизнью исчезла тайна трёх карт. «Не чувствуя раскаяния, он не мог однако совершенно заглушить голос совести, твердивший ему: ты убийца старухи!» И на похоронах графини, где «никто не плакал», в равнодушной и любопытствующей толпе, Германн и Лиза - единственные лица с живыми чувствами. Решившись подойти к гробу, Германн «поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником. Наконец приподнялся, бледен, как сама покойница, взошёл на ступени катафалка и наклонился... В эту минуту показалось ему, что мёртвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом. Германн, поспешно поддавшись назад, оступился и навзничь грянулся об земь. Его подняли. В то же самое время Лизавету Ивановну вынесли в обмороке на паперть».

Мёртвая графиня не даёт Германну покоя, он гонит её из своих мыслей, но не в силах этого сделать. Видение, приход графини к Германну, объясняется в тексте расстроенным его воображением. «Целый день Германн был чрезвычайно расстроен». Попытка «заглушить внутреннее волнение» вином не удаётся: оно «ещё более горячило его воображение». И после сна Германн «думал о похоронах старой графини». Видение - это осуществление желаний Германна и проявление голоса его совести. Это не сон, не мистическое вмешательство неба в его судьбу. Каждое слово графини подготовлено его опытом. Германн постоянно думает о том, как утроить, усемерить свой капитал и обрести независимость, всевластие, то есть на карточном жаргоне стать тузом. До видения эти слова постоянно повторяются в тексте, они неотлучны от сознания Германна. Тайна трёх карт - собственная догадка героя, а не милостивое благодеяние. Германну хотелось, чтобы его вина была прощена. И прощение приходит. Германн чувствует свою вину перед Лизой, и призрак графини велит жениться на воспитаннице.

Видение графини - призрак сознания самого Германна, освобождающий от упрёков совести и позволяющий действовать.

Германн начинает играть и добивается выигрыша, но голос совести в нём оказывается непобедимым. Сцена похорон повторяется в сцене проигрыша. Там Германн «оступился», здесь «обдёрнулся». И как тогда мёртвая старуха, «прищуривая одним глазом», так теперь пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его...

  • Старуха! - закричал он в ужасе.

Сходство ситуаций этих двух эпизодов в композиции повести подчёркивает неотвратимость внутреннего суда человека. Мёртвая старуха и дама «пик» насмешливо смотрят на попытки Германна разом вырваться из колеи унизительной жизни и переломить натуру, которая не сводится к холодному расчёту и не прощает преступлений. Графиня, как судьба, преследует Германна именно потому, что он человечен...

«Покой и независимость», счастье, благополучие не могут быть добыты преступлением. Наследником этой мысли стал Ф.М. Достоевский. В своём романе «Преступление и наказание» автор описывает крушение такой же идеи Родиона Раскольникова.

Родион Раскольников - бедный студент Петербургского университета, который был вынужден бросить учёбу из-за нервного и физического истощения. Мы видим, в каких ужасных условиях живёт Раскольников: он беден, у него нет приличной одежды, его комната похожа больше на шкаф, чем на жилище человека, у него нет денег даже на то, чтобы заплатить хозяйке за жильё, и он вынужден от неё скрываться. Мать и сестра Раскольникова живут далеко от Петербурга, живут они бедно, но помогают Родиону как могут. Вокруг себя Раскольников видит ту же бедность, человеческое страдание, смерть. Он задаёт себе вопрос, почему одни люди живут в роскоши, а другие, которые гораздо лучше, нравственнее первых, должны умирать от голода и нищеты.

Раскольников понимает, что мир устроен несправедливо. Он хочет изменить существующий порядок вещей, но он понимает, что изменить мир может только человек необыкновенный - «властелин». Родион Раскольников создаёт свою теорию, согласно которой все люди делятся на две категории. Первая - «властелины», этих людей очень мало в мире, это те, кто осуществляет прогресс общества, такие как Наполеон или Ньютон. Их главной задачей является управление остальной массой, «людьми обыкновенными», как их называет Раскольников. Раскольников был сторонником того, что великая цель оправдывает любые средства. Он считал себя «властелином», но он хотел употребить свои возможности и свою власть не ради собственной славы, а ради того, чтобы помочь бедным людям.

Для того, чтобы проверить к какой категории людей он принадлежит, Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы Алёны Ивановны. Он знает, что у неё много денег. Она очень богата, но все её деньги пропадают зря, а после смерти она их завещала в монастырь. Раскольников понимает, что на эти деньги можно спасти не один десяток жизней.

Родион решает прийти к старухе под предлогом сдать под проценты свои старые часы, доставшиеся от отца, и колечко от родной сестры. Он заворачивает всё в несколько слоёв бумаги, с целью, что это займёт Алёну Ивановну. Старуха будет отвлечена, а Родион в это время её убьёт. Раскольников хочет совершить убийство топором и специально его крадёт. Он пришивает внутри пальто различные карманы для того, чтобы топор не был заметен со стороны.

Удивительным образом Раскольникова и Германна объединяет идея. У каждого была своя цель, которую им во что бы то ни стало нужно было осуществить. Они были просто движимы этими идеями. Но идея на каждого повлияла по-разному. Германна она погубила; Раскольникова же она поставила на путь исцеления души. Хотя он и убивает, но не падает нравственно, он платит по заслугам, и мы видим его возрождение. Раскольникова мучают сны, они не дают ему спокойно жить. Он человек с чистой душой, Родион не может заглушить внутренний голос совести. Раскольников не выдерживает морально и, наконец, раскаивается в содеянном преступлении. Идея наполеонизма рухнула.

Удивительно, но в Германне мы также видим Наполеона. Для него Наполеон - фантастический игрок на поле. Перед Наполеоном встаёт вопрос о возможностях, прежде неслыханных, воли одного человека по своему произволу подчинить себе жизнь и историю. Томский и Лиза тоже сравнивают Германна с Наполеоном: «... у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Мы видим, как идея наполеонизма объединяет этих героев.

Но обратим внимание и на другие сходства. У каждого из них было три жертвы.

Первой жертвой Германна стала Лизавета Ивановна, «пренесчастное создание», «бедная воспитанница», «домашняя мученица». Германну удалось внушить ей чувство любви, и тем ужаснее открывшаяся ей истина: «...эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, всё это было не любовь! Деньги, - вот чего алкала его душа! Не она могла утолить его желания и осчастливить его!» Если мы вспомним значение имени героини, то поймём, что Германн совершил преступление против Бога, преступил через клятву, оказался клятвопреступником, предал самое святое чувство - любовь. Испытывает ли по отношению к Лизавете герой хотя бы жалость? Спрятавшись в кабинете графини, Германн услышал торопливые шаги Лизы: «В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло. Он окаменел». А после случившегося «ни слёзы бедной девушки, ни удивительная прелесть её горести не тревожили суровой души его». Правда, спустя три дня Германн отправился в монастырь: «Не чувствуя раскаяния, он не мог, однако, совершенно заглушить голос совести...» Но читатель вслед за автором понимает: это не раскаяние, это всего лишь предрассудок. Германн «окаменел» окончательно: в нём не осталось ни совести, ни жалости.

У Раскольникова жертвой становится Лизавета, сестра Алёны Ивановны. Она погибает из-за того, что стала невольной свидетельницей убийства. Но Раскольников жалеет Лизавету, его мучают угрызения совести из-за того, что он убил ни в чём не виновную женщину.

Второй жертвой у каждого из них становится старуха. У Германна жертва - это графиня. Германн не намерен убивать её: его пистолет не был даже заряжен. Но могла ли девяностолетняя старуха выдержать внезапное вторжение ночью незнакомого человека? Какова же реакция героя на смерть графини? Германна опять же не мучает совесть, одно его угнетало - невозвратная потеря тайны.

Вторая жертва Раскольникова - Алёна Ивановна. Он решает её убить для достижения цели, для подтверждения своей идеи.

Но, убивая старуху топором, у Раскольникова остриё топора направлено на него самого. Значит, мы можем сделать вывод, что третьей жертвой становится сам Раскольников. Его идея влекла не только физические убийства, но и моральные. Но Раскольников смог остаться в душе добрым, чутким. Мы видим его моральное перерождение, вся эта трагедия помогла ему стать другим, помогла понять смысл жизни.

У Германна также третьей жертвой падает он сам. Он попадает в «Обуховскую больницу, находится в 17 нумере». В отличие от Раскольникова, Германн падает морально. У него мысль о своей нравственной вине перед графиней была вытеснена сказкой трёх верных карт. «Тройка, семёрка, туз - не выходили из его головы больше никогда. Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная». У него спрашивали: «который час», он отвечал: «без пяти минут семёрка. Всякий пузатый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семёрка, туз преследовали его во сне, принимая все возможные виды...».

Раскольников и Германн были ещё и психологами, они знали, как обворожить, затуманить разум этим старухам, а Германн вдобавок влюбил в себя ещё и Лизавету Ивановну. Человека, который также знает, как обходиться с людьми, мы встречаем в рассказе Л.Е. Улицкой «Пиковая Дама». Это Марек - бывший муж Анны Фёдоровны. В имени Марек звучит что-то уменьшительно-ласкательное, точно так же, как и в имени Мур. Действительно, становится непонятным: почему Мур, ненавидевшая своего зятя, вдруг становится с ним ласкова и вежлива. Нужно иметь неземные возможности, чтобы заставить Мур стать такой милой. На такое удивление Марек небрежно махает рукой: «Опыт. У меня в клинике восемьдесят процентов старше восьмидесяти, все богатые и капризные. Пять лет учился с ними ладить. А матушка твоя - настоящая Пиковая Дама. Пушкин с неё писал».

Марек знает, как найти подход к Мур, он старается с ней быть ласковым: «Ну нет, такую обувь вам совершенно нельзя носить. Я пришлю вам туфли, в которых вам будет отлично. Специальная фирма. Только пусть девочки снимут мерку». Марек околдовывает не только Мур, но и остальных домашних. Его дочь Катя и внуки Гриша и Лена просто не отступают ни на шаг от него, он их очаровал. Очаровал своей изысканностью, желанием уделить каждому внимание, любовь. В Мареке мы так же, как и в Германне, видим раздвоенность характера: сначала он нерешителен, боится Мур, и поэтому бросает Анну Фёдоровну, а сейчас, когда он приехал через много лет, мы видим, какой он стал вежливый и совсем ничего не боится. У него двойственная натура. В Раскольникове Достоевский тоже отмечает раздвоенный характер. Автор приходит к выводу, что совершивший столь зверское убийство на основании своей не менее зверской теории человек должен иметь именно такой характер, и действительно, Родион Раскольников, с одной стороны, наделён лучшими человеческими качествами, с другой - в нём сосредоточено много отрицательного. Главная ошибка Раскольникова в том, что он позволил себе делить людей на чистых и нечистых, причислять их к разным категориям. Никто не имеет права распоряжаться судьбами людей, решать - жить им или нет.

Раскрытие образов главных героев помогло нам понять, что задача писателей была показать вечность существующих проблем. В первую очередь, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной бывает сама идея. Остаётся вечной для всех проблема наполеонизма. Люди с такой теорией ставят себя выше других, своё «я» они превозносят до небес. Также остаётся вечной тема игры мужчины в жизни женщины.

«Пиковая дама» — одно из самых интригующих и авантюрных произведений в духе романтизма. Александр Пушкин не только красиво описал уже известную всем историю, как это было в некоторых его творениях, но и вложил в нее всю изобретательность своего литературного гения. Кроме того, в хитросплетениях мастерски написанной прозы спрятан актуальный и по сей день посыл: счастье не в деньгах, и даже не в удаче. Подробный анализ «Пиковой дамы» поможет лучше разобраться произведении.

Сюжет произведения позаимствован из действительности. Реальная история «Пиковой дамы» такова: знакомый Пушкина, князь Голицин, заядлый карточный игрок, сумел отыграться благодаря совету своей бабки – Натальи Петровны Голициной, которая наказала ему поставить все на три карты. Она и является прототипом пиковой дамы, ведь в свое время водила знакомство с магом и фокусником Сен-Жерменом. По ее словам, он был к ней неравнодушен, вот и поведал заветную тайну. Сам писатель тоже частенько испытывал фортуну, об этом можно догадаться исходя из его хорошего понимания карточных терминов и тонкостей игры.

В процессе создания «Пиковой дамы» автор находился в Болдине (1833 год), это была его самая «урожайная» осень. Он работал взахлеб, поэтому книга пестрит необычайными поворотами сюжета и драматическими конфликтами. Конечно, любовная коллизия и нравственное падение героя вымышлены, но именно они убеждают нас в опасности игр с судьбой. Он опубликовал произведение уже после ссылки, в 1834 году, в журнале «Библиотека для чтения».

Жанр и направление

«Пиковую даму» принято определять как повесть. Жанр этот подразумевает средний объем, одну основную сюжетную линию и участие в ней второстепенных персонажей. Литературоведы считают эту книгу первым произведением Пушкина, открывающим цикл дальнейших размышлений о человеческих пороках и следующих за ними наказаниях.

В анализе важно учитывать и реалии культурной эпохи, когда было написано творение. Направление «Пиковой дамы» — это романтизм, известный потомкам, как период мистического томления по идеалу, когда вымышленные миры проникали в реальный, и даже самый проницательный читатель не мог определить, было ли волшебство на самом деле? Или писатель просто изобразил сон героя? Вот и в книге Пушкина непонятно, кто довел Германна до сумасшествия: магия карт или досадный проигрыш? Как бы там ни было, тяга героя к обогащению любой ценой осмеяна и наказана, а превосходство духовного богатства над материальным восславлено и превознесено.

О чем произведение?

В повести говорится о том, как однажды за карточной игрой у конногвардейца Нарумова внук старой княгини Томский рассказывает анекдот о трёх картах, известных лишь его бабушке, которые непременно выигрывают. Рассказ производит большое впечатления на молодого офицера Германна, который во что бы то ни стало, решает узнать эту карточную комбинацию. Тот начинает часто появляться у дома графини, обдумывая свои дальнейшие действия, а однажды, замечает у окна её воспитанницу — Елизавету Ивановну. Германн начинает оказывать ей знаки внимания, а через какое то время назначает ей ночное свидание в её комнате.

Проникнув в дом княгини, он пытается добиться от хозяйки секретную комбинацию трёх карт, запугивает её пистолетом, но та умирает прямо на его глазах, не выдав своей тайны. Побывав на похоронах княгини, убийца видит, будто та подмигивает ему из гроба, а ночью, то ли во сне, то ли наяву, она является и сообщает ему комбинацию — тройка, семёрка, туз. Та ставит ему условия — ставить не больше карты в день и жениться на Елизавете Ивановне. Герой не исполняет второй просьбы. Одержав два выигрыша, поставив тройку и семерку, на третий раз, вместо туза на столе появляется подмигивающая ему Пиковая дама. Германн проигрывает деньги и сходит с ума. Двоякая суть повести «Пиковая дама» в том, что читатель сам выбирает смысл финала:

  • Во-первых, княгиня действительно могла обладать магическими способностями и отомстить молодому человеку за непослушание.
  • Во-вторых, персонаж мог сойти с ума еще на этапе возникновения навязчивой идеи выведать тайну, то есть дальнейшие события – последствия его душевного или умственного расстройства.

Главные герои и их характеристика

  • Германн — молодой человек приятной наружности, имеющий «профиль Наполеона, а душу Мефистотеля», романтик по натуре. Отроду не брал карты в руки, но любит наблюдать за чужой игрой. Не видел смысла «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», был игроком лишь в душе, но тайна трёх карт кардинально изменила его мировоззрение. Если раньше он был педантичным, сдержанным и бережливым, то в финале становится алчным, вероломным и жестоким человеком. Деньги раскрывают скрытую порочность его души, которая поглощает все хорошее, что было в сердце героя.
  • Анна Федотовна — старая, дряхлая графиня, избалованная светской жизнью, доживающая свои последние годы. Она хоть и держит воспитанницу в строгости, тем не менее, думает о ее будущем. Образ пиковой дамы, причудившейся Германну, отличается от героини при жизни. Она мстительна, таинственна и категорична. Сделка с ней – разновидность сделки с дьяволом, ведь Германн платит за секрет душой, и дама знает это. Неслучайно она требует от молодого человека загладить свою вину перед воспитанницей и жениться на ней. Она знает, что он не сделает этого, ведь бездушный герой не способен на честность и благородство. Это выдает в ней коварство и лицемерие, присущие потусторонним силам. Пиковая дама также является символом легкого материального успеха, который кружит людям голову. Он уничтожает в них человечность и добродетель, оставляя на них месте выжженное пороками поле.
  • Елизавета — скромная и стеснительная молодая девушка, воспитанница Анны Федотовны, замученная постоянными упреками, прихотями и непостоянством графини. Она наивна и добра, ищет в мире понимания и любви, но находит лишь обман и жестокость. Лиза тоже романтическая героиня, но ее иллюзии терпят крах, ведь реальность не ко всем проявляет благосклонность.
  • Томский — князь, родственник Анны Федотовны. Он играет роль резонера, именно благодаря его рассказу происходит завязка действия: Германн сворачивает на кривую дорожку и идет на поводу у своих желаний.
  • Темы

  1. Судьба и рок . Роковое стечение обстоятельств обрекает главного героя на сумасшествие. Герману было суждено поплатиться за то, что он не выполнил все условия старой графини, а именно, не женился на Елизавете Ивановне. Даже если отбросить мистику, беспринципная, алчная погоня за богатством не могла окончиться иначе. Автор призывает не обманывать судьбу, ведь тягаться с ней невозможно.
  2. Мистика . В решающий момент игры, вместо туза, среди карт Германна появляется Пиковая дама. Возможно, он сам перепутал карту, находясь в стрессовом состоянии, но не исключена возможность воздействия потусторонних сил, месть со стороны графини. Сама по себе игральная карта с изображением пиковой дамы во многих гаданиях предвещает несчастье и неудачу. Или, как сказано в эпиграфе к первой главе повести, «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность».
  3. Любовь . Героиня искренне расположена к Германну, но он не ценит реального богатства в виде этой благосклонности. Он пользуется любовью девушки, чтобы выведать тайну, а она слепо верит его лицемерию. Здесь же проявляется тема равнодушия к окружающим людям: главный герой готов идти по головам, лишь бы достичь своей цели.
  4. Цели и средства . Германн идет к позитивной цели мерзкими путями, поэтому его дело обречено на провал. Обманывая девушку, запугивая старуху, обманывая весь свет, он обретает успех, но теряет себя.

Проблемы

  • Алчность . Имея коварный замысел нажиться за счёт секрета, Германн не удосуживается исполнить её посмертную просьбу, пренебрегает и тем, что она пришла к нему не по своей воле, а по указу, данному свыше. Не жалеет он и чувств Елизаветы Ивановны, которая успела довериться ему и проникнуться нежными любовными посланиями. Главная проблема произведения «Пиковая дама» заключается в расчетливости главного героя, которая оказывает отрицательное воздействие на его жизнь.
  • Лицемерие . Германну с его помощью удается обмануть не только легковерную девушку, но и весь свет, который принимает его успех за чистую монету. Все окружающие завидуют удаче игрока, желают ему поражения, однако сохраняют вид почтительности и доброжелательности. Этой ложью пронизан весь высший свет.
  • Зависимость людей от материальных благ. Герой ожесточенно добивается богатства ради признания окружения, ведь в мире салонов и балов ценятся только деньги. Проблема не в одном человеке, а в системе, где все имеет свой денежный эквивалент.

Главная мысль

Повесть Александра Сергеевича Пушкина заставляет задуматься: стоит ли сомнительное везение неоправданного риска? Ведь ощутив себя любимцем фортуны однажды, человек начинает втягиваться в игру, ему становится сложно перебороть зависимость от постоянного ощущения азарта. Но это лишь одна грань произведения. Идея, которую преследовал Александр Сергеевич Пушкин – это ироническое воплощение типичного романтического героя, который не зря является именно немцем. Романтизм родом из Германии, и автор критически оценивал его. Например, он иронизировал по поводу его далеких от реальной жизни канонов даже в «Руслане и Людмиле». Поэт осуждает оторванность этого направления от действительности и непременное желание выставить ее в дурном свете. Прежде всего, он обрушает критику на романтического героя. Соответственно Германн, несмотря на мистический уклон и веру в магию трех карт, остается обычным мещанином с банальным набором ценностей. Возвышенно-показная его натура не меняется к лучшему от волшебства, ведь он применяет его в алчных целях. То есть, основная мысль «Пиковой дамы», что никакие внешние романтические атрибуты типа мистики, азарта и незаурядности характера не помогут персонажу избавиться от суеты и мерзости материального мира, а лишь оправдают его безнравственность, сделают возможным преступление, ведь суть романтического героя — это противостояние с обществом. Такую форму оно запросто может принять, в этом и опасность немецкого культа индивидуализма – веры в превосходство личности над социумом. Поэтому финал книги доказывает обратное: общество выше Германна, который нарушил его законы. Смысл «Пиковой дамы» состоит и в том, чтобы показать неизбежность наказания за совершённое преступление. Узнав три заветные карты, благодаря которым можно было в несколько раз преумножить своё состояние, игрок не смог совладать с собой, потерял рассудок.

Чему учит?

Прочитав «Пиковую даму», читатель невольно задумывается о негативном влиянии желания постоянной наживы. Огромные суммы денег так и манят человека вновь и вновь возвращаться за карточный стол. Исходя из негативного примера Германна, можно сделать вывод о том, что не стоит гнаться за легкими деньгами, тем самым искушая судьбу. Путь к цели, даже если эта цель – благосостояние, должен быть честным и достойным.

Кроме того, благородство человека измеряется не полнотой кошелька, а богатством души. Только тот, что воспитывает в себе подлинную добродетель, достоин уважения и счастья. Любовь, искренность и дружбу не купишь на карточный выигрыш, каков бы он ни был.

Критика

Повесть нашла положительные отклики среди поэтов и литературоведов, а так же получила большую популярность в странах Европы. Фёдор Михайлович Достоевский отзывался о произведении как о «совершенной фантастической прозе». Русский литературовед и литературный критик Дмитрий Петрович Святополк-Мирский назвал «Пиковую Даму» «лучшим и наиболее характерным для него произведением Пушкина в прозе».

Действительно, книга вызвала в обществе того времени целую волну неожиданных реакций. Например, игроки под влиянием прочитанного начали ставить на тройку, семерку и туза, а придворные дамы заняли себя поисками прототипа загадочной Пиковой дамы. Пушкин лишь иронизировал у себя в дневнике над тем, какую модную тенденцию породило его творение. Не зря критик Анненков вспоминал о произведенном фуроре так: « Повесть произвела при появлении своём всеобщий говор и перечитывалась, от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслажденьем».

Знаменитый рецензент русской классики Белинский тоже не обошел книгу вниманием и высказался лестно для автора:

«Пиковая дама» - собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, её воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германна. Собственно это не повесть, а анекдот: для повести содержание «Пиковой дамы» слишком исключительно и случайно. Но рассказ — повторяем — верх мастерства.

В «Пиковой даме» герой повести - создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого; он обставлен лицами, подсмотренными в самом обществе; рассказ простой, отличающийся изящностью…

Интересно? Сохрани у себя на стенке!