Вопрос. Категория падежа имени существительного. Основные значения падежей. Падежи имен существительных: значение и общая характеристика каждой формы

Основные значения падежей.

Падеж синтаксичен по определению. Значением падежа традиционно называют то синтаксическое отношение (смысл), которое он выражает.

Все русские падежи многозначны. В отличие от грамматической семантики числа значение падежа не формируется противопоставлением разных падежных форм (сочетания типа съесть хлеб, съесть хлеба, в которых наблюдается контрастивное употребление двух объектных падежей в одной синтаксической позиции, являются своего рода исключением). Значение падежа по-разному зависит от падежной флексии и связано с лексическим значением существительных и с занимаемыми ими синтаксическими местами. При характеристике падежей выделяют такие синтаксические позиции: 1) позиция при слове в структуре словосочетания, 2) позиция при члене предложения, при этом отдельной является позиция при связке, 3) позиция при предложении в целом, 4) автономная позиция (заголовок, обращение, главный член номинативного предложения). В некоторых случаях необходимо учитывать так называемый внутренний контекст, т. е. распространение самого существительного в форме того или иного падежа.

Как уже отмечалось, значение падежа зависит от трех обстоятельств: от падежной формы, от лексического значения существительного и от синтаксической позиции, занимаемой падежом. С учетом этих обстоятельств падежи вслед за Е. Куриловичем делят на два типа, грамматические (абстрактные) и семантические (конкретные).

Грамматические (Е. Курилович называет их также синтаксическими) - это падежи со значением объекта и субъекта. Их специфической особенностью является то, что значение падежа зависит прежде всего от синтаксического места, т. е. предопределяется тем словом или словоформой, к которым падеж относится. При употреблении такого падежа говорящий фактически не имеет выбора. Например, словоформа смеется называет смеющийся предмет. Этот предмет в русском языке выражается дважды, личным окончанием глагола и именительным падежом подлежащего. С именительным падежом согласуется форма глагола, окончание которой реализует глагольную субъектную валентность. Вот поэтому и И. п. любого существительного независимо от лексической семантики слова при словоформе смеется выражает значение субъекта действия: смеется человек, смеется природа, смеется душа. Лексема походить в значении быть похожим, релятивная по своей знаковой функции, открывает при себе позицию для В. п. с предлогом -на. Предложнопадежная форма имеет значение объекта, которое формируется только семантикой глагола и не зависит от лексического значения самого существительного: походить на отца, европейца, дикаря, обезьяну, статую и т. п.


Семантические падежи, включая и предложные сочетания (они называются еще наречными), отличаются от грамматических тем, что их значения предопределяются прежде всего падежными окончаниями (а также предлогами) и лексической семантикой существительных. Они меньше зависят от синтаксических мест, хотя и не могут занимать любую синтаксическую позицию. Так, значения форм в лесу, под столом, (ранним) утром, (поздним) вечером, к обеду, в июле, для храбрости, без дождя, в крапинку, с улыбкой, из-за грозы и т. п. могут быть определены и вне структуры предложения.

Семантические падежи и предложно-падежные формы неоднородны. Прежде всего среди них можно выделить обстоятельственные и признаковые формы. Первые попадают под понятие свободного падежа, предложенного Г. А. Золотовой: свободные падежи обладают свойством употребляться в качестве заголовков, т. е. быть синтаксически независимыми. Вторые связаны с реализацией атрибутивной валентности глаголов и существительных: писать мелким почерком, писать с ошибками, пальто на меху, чулки в резинку, верхушки деревьев, голоса птиц. Кроме этого, к семантическим относятся падежи со значением дифференцированного объекта (адресата, орудия, средства, целевого назначения и др.: писать другу, ударить копьем, накормить кашей, купить ручку для двери).

Н. Ю. Шведова как отдельную разновидность выделила так называемые восполняющие синтаксические отношения, а в связи с этим и падежи с восполняющим значением. Восполняющие отношения возникают в подчинительных словосочетаниях с информативно недостаточными (абсолютивно не употребляющимися) опорными словами (обернуться бедой, отличаться выносливостью, закатиться смехом). Восполняющий падеж вместе с главным словом образует сочетание, которое с точки зрения смысла, содержания «не обладает свойствами раздельности». У восполняющих падежей в семантической структуре предложения нет своей роли.

Выделение грамматических, семантических и восполняющих падежей отражает разные приемы вхождения падежа в структуру словосочетания и предложения, т. е. в синтаксическую форму.

Взгляд на падеж с точки зрения номинативной функции предложения (другими словами, пропозиции) выявляет в падежах интерпретационное свойство: падежи не только называют участников ситуации, но и выражают отношения между ними. Если в предложении Маша схватила рукой собаку поменять местами падежи: Собака схватила Машу за руку, образуется высказывание с иным смыслом. Значение абсолютного большинства русских предложений не может быть организовано без интерпретационной роли падежей. Особо эта роль должна быть отмечена у именительного падежа. Любой актант, обозначенный именительным падежом, как бы повышается в ранге (С. Д. Кацнельсон) и становится источником, инициатором обозначенной в предложении ситуации.

Форма именительного падежа - это исходная падежная форма слова. В этой форме имя существ. употребляется для наименования лица, предмета, явления. И. п., сочетаясь с формами глагольного сказуемого регулярно имеет значение субъекта действия: С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам (Тютчев); Девушка вошла в комнату; Ночь прошла незаметно ; если сказуемое выражено формой страдательного залога, И. п. называет объект действия: Космос изучается людьми; когда именительный падеж употребляется в качестве приложения, он имеет значение признака: Чижа захлопнула злодейка-западня (Крылов); в позиции главного члена номинативного предложения И. п. называет бытующий предмет, т. е. имеет экзистенциональное значение: Ночь, улица, фонарь, аптека (Блок); Вот опальный домик (П.); в функции названия используется именительный назывной: «Анна Каренина», в функции обращения - именительный вокативный: Красуйся, град Петров... (Пушкин); Отец, отец, оставь угрозы... (Л.); Шуми, шуми, послушное ветрило (П.); при выражении количественных отношений выделяется именительный количественной семантики: Мало слов, а горя реченька, горя реченька бездонная (Н. Некрасов). Именительный падеж широко представлен в именном сказуемом. Это именительный предикативный: Дворяне все - родня друг другу (Блок); Талант - единственная новость, Которая всегда нова (Пастернак); Вы - подлинность. Вы - обаянье, Вы вдохновение само (Пастернак), В то время был еще жених Ее супруг (Пушкин), Одна радость и даже страсть Жданова были песни (Л. Толстой).

Родительный падеж употребляется и после глаголов и после имен. Значения и синтаксическое употребление родительного падежа весьма разнообразны.

Приглагольный родительный падеж указывает на объект в ряде случаев: а) если переходный глагол имеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды; 6) если действие переходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части, или родительный разделительный): выпить воды, съесть хлеба, нарубить дров. Этот падеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: Родителей лишился он в раннем детстве (Ч.); Как ни старались мы избежать бродов, нам не удалось от них отделаться (Арс); Эти главы не избегли общей участи. Гоголь сжег их в разное время (Кор.); значение желания, достижения: ...Желаю славы я (П.).

Приименный родительный падеж указывает на ряд определительных отношений: принадлежности - дом отца, комната сестры; отношения целого к части: коридор гостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественной оценки): фуражка защитного цвета, слезы радости, человек чести и некоторые другие.

Существительные в родительном падеже, употребленные при сравнительной форме имен прилагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либо сравнивается: красивее цветка, быстрее звука, слаще меда, белее снега .

Родительный падеж имеет значение субъекта: пение соловья, народу на собрание не пришло, мальчиков в доме не оказалось, в коридоре нет окон; носителя признака: бледность лица, красота души; восполняющее: дело совести, дело чести, мера длины, даты: первого апреля, девятого мая.

Современный родительный падеж объединил бывшие атрибутивный (определительный) и партитивный (количественный) падежи (ср.: прохлада леса и кубометр лесу, во втором случае уже возможна замена на более распространенное теперь окончание - кубометр леса ; в первом случае это невозможно). Современный предложный падеж также представляет собой объединение двух падежей: местного (гулять в саду) и изъяснительного (говорить о саде). Размежевание этих форм сохранилось опять-таки в семантике и стилистике, но не на уровне падежа как такового.

Современный родительный падеж ориентируется на одну из возможных двух форм - на форму с окончанием ; окончание -у в современном языке явно идет на убыль. Оно сохраняется как остаток количественного падежа при обозначении собственно количества (много народу), хотя и здесь возможна уже замена (много народа собралось на площади); сохраняется -у и в наречных сочетаниях (с испугу, умереть с голоду) и в устойчивых выражениях типа задать перцу, комар носу не подточит и др. Избирательно окончание еще может употребляться только при обозначении количества у некоторых вещественных существительных, например: стакан чаю (но чаще уже - стакан чая), но только - вкус чая, производство чая; ср. еще: кусок сахару (вариант - кусок сахара) и производство сахара (без вариантов); тарелка супу (вариант - тарелка супа) и тарелка молока (без вариантов). На сегодняшний день форма с –у должна быть оценена как форма убывающая, приобретает стилистический оттенок разговорности.

Дательный падеж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени) употребляется главным образом для обозначения лица или предмета, к которому направлено действие (дательный адресата): передать привет другу, грозить врагу, приказ войскам. Кроме того, может иметь значение объекта: завидовать другу. помогать товарищу, учить грамоте), субъекта: мальчику смешно, ребенку нездоровится, подруге неинтересна моя работа, сестре надо ехать в институт, сегодня быть грозе; определительное: памятник Пушкину, цена такому человеку - грош.

В безличных предложениях дательный падеж может называть лицо или предмет, которые испытывают состояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: Саше не спится (Н.); Но стало страшно вдруг Татьяне (П.); Моей больной все хуже становится (Т.).

Винительный падеж употребляется главным образом при глаголах. Основное его значение - выражать при переходных глаголах объект, на который действие переходит полностью: ловить карасей, чистить ружье, сшить платье, изготовить литье. Кроме того, винительный падеж может употребляться для выражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и при переходных и при непереходных глаголах: Я без души лето целое все пела (Кр.); Приехав в Тифлис, стал слышать его [имя] на всех путях, во всех местах, каждый день, каждый час (Г. Усп.); пройти версту, весить тонну, стоить копейку и др. В безличных предложениях - носителя процессуального признака: руку ломит, голову просто распирает; 4) восполняющее: иметь значение, принимать участие.

Творительный падеж употребляется и в сочетаниях с глаголами и при именах. Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); резать ножом, удар молотком; средства действия: напоить чаем, объесться сливами; Старуха подперлась ладонью (Л.Т.); способа действия: приехать автобусом, прилететь самолетом; и т.д.

Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства: Чуть проторенная дорога вела лесом (А.Н.Т.); Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным (Есенин); Еще мальчишкой я услышал частушки на берегу Ладожского озера (С. Антонов); Дубровский поднял голову Он ехал берегом широкого озера (Пушкин).

Приглагольный творительный падеж может иметь значение производителя действия: Роман «Дым» написан Тургеневым в 1867 году ) Может нести значение субъекта в страдательных конструкциях и безличных предложениях: Чины людьми даются, а люди могут обмануться (Грибоедов)

Наконец, выделяется творительный предикативный, который используется для выражения именной части составного сказуемого: Первый русский ученый [М. В. Ломоносов], открывший нам, что есть науки, должен был сам сделаться и химиком, и физиком, и историком, и политико-экономом, и оратором, и вдобавок еще - пиитом (Добролюбов). В таком случае обозначается признак предмета, названного подлежащим: Фетисов был немного художником (Ю. Нагибин)

Приименный творительный падеж употребляется: а)при именах существительных со значением орудия действия: удар ногой, чистка пылесосом; производителя действия: охрана сада сторожем; содержания действия: занятия иностранным языком; определительным: усы колечком, кепка блином; в сравнительно редких случаях - со значением образа действия: пение тенором; б)при именах прилагательных для указания на область проявления признака со значением ограничения: известен открытиями, сильный чувствами.

Творительный падеж имеет значение объекта: руководить заводом , объекта-каузатора: гордиться сыном, любоваться морем , объекта, ограничивающего проявление признака: слаб здоровьем, богат друзьями ; сравнения: Бывает, курьером на борзом Раскачается сердце . (Пастернак); Тоска пассажиркой скользнет по томам (Пастернак); Он носил рабочий комбинезон, сменил усы колечком на усы кисточкой (Федин); признаковое - при глаголе, часто с опорой на внутренний контекст (говорить шепотом, смотреть нежным взглядом) .

Предложный падеж употребляется и при глаголах и при именах, но всегда только с предлогом.

Приглагольный предложный падеж с предлогом о (об, обо) употребляется при обозначении предмета мысли, речи, т.е. объекта: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил (Н.); Ясно, что только военные неудачи заставили австрийское правительство подумать о внутренних улучшениях и т.д.

Предложный падеж может также иметь значение времени: в юности, в старости; уступки или условия: В голоде, в холоде в городе Вологде жили мы весело, были мы молоды (А. Яшин); признаковое, в том числе в позиции при связке: Вся в инее шапка большая, Усы, борода в серебре (Н. Некрасов); яблоня в цвету, юбка на подкладке; средства или способа действия: прилететь на самолете, приехать на грузовике, жарить на масле; восполняющее: участвовать в войне, участвовать в выборах.

С предлогом в (во) употребляется для указания на место, пространство, на предмет, в пределах (или внутри) которого совершается действие: Баймакова озабоченно роется в большом, кованом сундуке, стоя на коленях перед ним (М. Г.); а также для указания на состояние, внешний вид. На подоконнике у нее стоял бальзамин в цвету (М.Г.); Река во всей красоте и величии, как цельное стекло, раскинулась перед ними (Г.).

С предлогом на употребляется для указания на поверхность, где что-либо находится, происходит: На руках, на спине, на плечах играет каждый мускул; для указания на предел, границу распространения какого-либо действия, состояния: Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу (Т.); На селе кое-где скрипели ворота (Н. Усп.).

С предлогом при употребляется для указания на нахождение вблизи, в присутствии кого-либо: Мы присели на бревно, оставленное возчиком леса еще зимой при дороге (Пришв.); Генерал быстро при Сабурове продиктовал несколько строк короткого приказа (Сим.).

Предложный приименный падеж употребляется при существительных (главным образом отглагольных), которые управляют предложным падежом:

С предлогом о (мысль, речь, доклад, сообщение и т.д. о чем-либо): Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирила Петровича (П.); Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню (Л. Т.);

С предлогом при - для указания на место: сад при институте, сестра при санатории;

С предлогом в - для указания на место, пространство, предмет: жизнь в окопах, хранение в снегу .

Предлоги играют значительную роль в выражении падежных значений. Присоединяясь к именам существительным в различных падежных формах, предлоги помогают раскрыть и уточнить значения падежей.

Так, употребляясь с родительным падежом, предлоги вокруг, до, из-за и другие выражают пространственные отношения предметов или действий: ходить вокруг дома, доехать до деревни, выйти из-за стола, стоять у ворот.

Предлоги к, по при употреблении их с дательным падежом указывают на приближение к предмету, объекту, на место действия: наклониться к столу, идти по полю, ехать по дороге.

При употреблении с винительным падежом предлоги в, за, на раскрывают значение направленности действия на объект: вбить в стену, обнять за шею, смотреть на сестру.

Употребляясь с творительным падежом, предлоги за, над, под,с и другие выражают пространственные значения, указывают на направленность действия на объект и т.д.: лететь над лесом, жить под горой, ходить за ягодами, дружить с товарищем.

Имена существительные весьма широко представлены в русском языке. Они могут выступать в качестве главных и второстепенных членов предложения. Используя падежи имен существительных, говорящий и пишущий может связывать эти части речи с другими в контексте предложения. С падежами напрямую связана другая категория существительного - его склонение. От правильного определения которого, кстати, зависит орфографическая корректность написанного.

Категория падежа

Падеж имен существительных - такая грамматическая категория, которая указывает на отношение данной части речи к другим словам в предложении. Связи эти могут реализовываться не только с помощью падежных форм - помогают в этом предлоги, а также интонационная окрашенность и даже порядок слов.

В современном русском языке существует всего 6 падежных форм.

Наименование падежа

Вопросы падежей имен существительных

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

Винительный

Кого? Что?

Творительный

Предложный

О ком? О чем?

Когда-то в древнерусском языке существовал еще один, седьмой, звательный падеж. Но он утратил свое значение в ходе развития языковой культуры. Отголоски звательного падежа остались в просторечиях. Раньше он был сопоставим с именительным и обозначал обращение: отче, человече. На современном этапе развития русского языка он реализуется в таких разговорных обращениях: Петь, Вась, Тань и т. д.

Значение и форма выражения падежей. Именительный падеж

Помимо грамматического значения, падежи имен существительных обладают лексическим. Разберем их.

Именительный падеж . Это основная форма имени существительного. Употребляется в академической литературе (словарные статьи). В данном падеже всегда стоит подлежащее, также слово в им. п. может быть составной частью сказуемого.

Пример: Розы распустились в срок . Подлежащее розы стоит в именительном падеже.

Другой пример: Это дерево - береза. Подлежащее дерево (Им. п., сказуемое береза - именная часть составного именного сказуемого, стоит в Им. п.).

Значения родительного падежа

Родительный падеж . Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:

  • вещество, у которого обозначается мера: литр кваса ;
  • принадлежность: мамина обув ь;
  • объект какого-либо действия: кипячение воды ;
  • отношения определения: красота полей .

Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.

Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:

  • обозначает конкретный объект, когда связан с переходным глаголом: выписать квитанцию ;
  • употребляется после таких глаголов, как бояться, добиваться, лишатьс я и др.: добиваться (чего?) разрешения.

Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года .

Значения дательного и винительного падежей

Другие падежи имен существительных не так богаты лексическими значениями и грамматическими связями. Так, дательный падеж связывается с глаголами и некоторыми существительными (отглагольными). Имеет значение побочного объекта: помогать родителям (сравним: помогать по дому - прямой объект).

Винительный падеж указывает на то, что перед нами прямое дополнение: пишу поэму .

Творительный и предложный падежи

У существительного в творительном падеже будут следующие значения:

  • орудие или способ действия: бить (чем?) кулаком (способ), бить (чем?) молотком (орудие);
  • субъект, выполняющий действие: пишется (кем?) мамой ; отмывается (чем?) тряпкой ;
  • входит в состав именной части сказуемого: она была (кем?) врачом.

Предложный падеж - особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:

  • тему разговора, мысли и проч.: поговорим (о чем?) о творчестве Гете ; думаю (о ком?) о прекрасной незнакомке ;
  • временные и географические показатели: встретились (когда?) на прошлых выходных ; работать (где?) в кафе .
  • используется для обозначения даты, но не полной, а с указанием года: я родилась (когда?) в тысяча девятьсот девяностом году.

Склонение существительных

Чтобы писать орфографически грамотно, нужно знать не только падежи. Склонение имен существительных имеет первостепенную роль. В русском языке три типа склонения, каждое из них требует определенных окончаний. Чтобы определить принадлежность к одному из них имен существительных, падеж, род нужно знать в первую очередь.

Такие существительные как родина, земля, рамка, относятся к первому склонению. Их объединяет принадлежность к женскому роду и окончания -а/-я. Также в эти склонения попали малочисленные существительные мужского рода: Витя, дедушка, папа . Кроме рода, их объединяют окончания -а/-я.

Гораздо обширнее группа существительных мужского рода типа: зять, волк, диван . У них нулевое окончание. Относятся такие слова ко второму склонению. В эту же группу включены существительные среднего рода, имеющие флексию -о/-е: море, здание, преступление.

Если перед вами существительное женского рода, оканчивающееся на мягкий знак (нулевое окончание), оно будет относиться к третьему склонению: рожь, молодежь, дочь, брошь.

Могут существительные иметь адъективное склонение, то есть изменяются по падежам они подобно прилагательным и причастиям. Сюда относятся те, которые совершили переход из этих частей речи в существительное: гостиная, встречающие .

Чтобы определить, какие падежи имен существительных употреблены в предложении, необходимо найти то слово, к которому относится существительное и задать вопрос.

К примеру, определим падежи и склонения имен существительных в предложении: Мотоциклист ехал по ровной местности.

Подлежащее мотоциклист не относится ни к какому другому слову, потому что это главный член предложения, следовательно, стоит в именительном падеже. Определяем склонение: нулевое окончание и мужской род обозначают, что слово это 2 склонения. Существительное с предлогом по местности зависит от слова ехал . Задаем вопрос: ехал (где?) по местности . Это вопрос предложного падежа. Местность - женский род, оканчивается на ь , поэтому склонение третье.

Склонение существительных единственного числа

Чтобы определить, с каким окончанием требуется написать имя существительное, род, число, падеж и склонение знать обязательно. Склонение бывает твердым и мягким: слово может оканчиваться на мягкий или твердый согласный. Например: лампа - твердый тип; кастрюля - мягкий.

Приведем примеры склонения имен существительных единственного числа и обратим внимание на окончания в некоторых формах.

Первое склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Именительный

Провокаци-я

Родительный

Провокаци-и

Дательный

Провокаци-и

Винительный

Провокаци-ю

Творительный

Провокаци-ей

Предложный

О првокаци-и

Следует обратить внимание на дательный и предложный падежи. Они требуют постановки окончания -е. В существительном на -ия, наоборот, в этих падежах следует писать окончание -и.

Второе склонение

Мужской род

Средний род

Твердый тип

Твердый тип

Мягкий тип

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Здесь обращаем внимание на предложный падеж: он требует окончания -е. Если существительное оканчивается на -ий/-ие, то в этом падеже необходимо писать -и.

Третье склонение

Обращаем внимание на падежи родительный, дательный и предложный: они требуют окончания -и. Также следует помнить, что после шипящих в единственном числе в этом склонении требуется писать мягкий знак. Во множественном числе он не нужен.

Склонение существительных множественного числа

Разберем падежи имен существительных множественного числа.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Мужской род

Средний род

Именительный

Кастрюли

Родительный

Кастрюль

Дательный

Картинам

Кастрюлям

Винительный

Кастрюли

Творительный

Картинами

Кастрюлями

Бараками

Предложный

О картинах

О кастрюлях

О бараках

Существительные в дательном, творительном и предложном падежах имеют идентичные окончания.

Окончания -и/-ы или -а/-я имеют существительные во множественном числе. Первые могут быть у всех трех склонений, вторые - у некоторых существительных второго склонения: директора, сторожа, профессора.

Чтобы различить лексические значения существительных, поставленных в форме множественного числа, используются разные окончания: лист, но листья (у дерева) и листы (у книги).

Такие существительные, как договоры, выборы, инженеры, офицеры, конструкторы требуется писать только с окончанием -ы. Иная флексия - нарушение нормы.

Разносклоняемые существительные

В русском языке есть уникальная группа существительных. При изменении по падежам они имеют окончания различных склонений. В группу входят те слова, что оканчиваются на -мя (к примеру, время, стремя ), а также слово путь .

Единственное число

Множественное число

Именительный

стремена

Родительный

стремени

Дательный

стремени

стременам

Винительный

стремена

Творительный

стременем

стременами

Предложный

о стремени

о стременах

Подобно существительным 3 склонения, эти слова в единственном числе, падежах родительном, дательном и предложном требуют окончания -и.

Неизменяемые существительные

Еще одна особая группа существительных - неизменяемые. Они не ставятся в форму числа и падежа. У них всегда одна форма: без кимоно (Р. п.) - о кимоно (П. п.); новое кимоно (ед. ч.) - купленные кимоно (мн. ч.).

Как определить в таком случае, как грамматически выражено имя существительное? Число, падеж смотрим по слову, к которому оно относится. Прмеры:

1. Пешеходы спешили по новому шоссе.

2. Проложены новые шоссе.

В первом предложении определяем число и падеж по прилагательному новому (ед. ч., Д. п.). Во втором - также по прилагательному новые (мн. ч., Им.п.).

Неизменяемые существительные - это, как правило, иноязычные слова, как нарицательные (ситро, кафе ), так и собственные (Баку, Гюго ). Также неизменяемы сложносокращенные слова (аббревиатуры). Например: ЭВМ, АЭС .

система частных значений падежных форм

Чиркина И. П. Современный русский язык

в таблицах и схемах. Ч. II. Система частей речи.

Имена. М., 1980. С. 47–52.

Именительный падеж

Значение: называние лица, предмета, явления; значение субъектное и определительное.

Функции:

    Главный член:

      1. подлежащее (основная функция): И песня и стих – это бомба и знамя (Маяковский) ;

        именная часть сказуемого.

    Второстепенный член:

      1. приложение: Художник- варвар кистью сонной картину гения чернит и свой рисунок беззаконный над ней бессмысленно чертит (Пушкин) .

    Обособленный член:

      1. приложение: В избушке, распевая, дева прядет, и, зимних друг ночей, трещит лучина перед ней (Пушкин) ;

        пояснение и присоединение: Мы, то есть седоки , обменялись взглядами, потом поклонами (Гончаров); На следующий день с раннего утра вид бульвара, вообще внешний вид Парижа, не занятого инсургентами, изменился, как по мановению волшебного жезла (Тургенев) .

    Формы вне связи с членами предложения:

      1. обращение: Унылая пора ! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса (Пушкин) ;

        именительный темы высказывания: Ах, юность , юность удалая! Житьё в то время было нам, когда, погибель презирая, мы всё делили пополам (Пушкин) .

Родительный падеж

Родительный беспредложный.

    Родительный беспредложный приименной:

    1. Родительный определительный:

      1. принадлежности: стихи Лермонтова, комната брата ;

        отношения: гражданин СССР, член комитета ;

        целого: ветка берёзы, ствол пулемёта ;

        качественной оценки: человек дела, работа большой ценности ;

        возраста: мальчик трёх лет, женщина средних лет ;

        носителя признака: синева неба, аромат хвои ;

        субъекта действия и состояния: пение солиста, грызня волков .

    2. Родительный объекта при отглагольных существительных, образованных от переходных глаголов: выполнение плана, рубка леса .

      Родительный сравнения: чернее ночи, мрачнее тучи .

      Родительный количества, меры, даты: стакан воды, толпа народу, день Седьмого ноября.

    Родительный беспредложный приглагольный:

    1. Прямого объекта:

      1. при отрицании: не читали бестселлера, не любили осени ;

        при частичном распространении действия: налить чернил, выпить квасу .

    2. Косвенного объекта после глаголов желания, ожидания, требования, достижения, лишения, опасения: желать свободы, требовать ответа, достичь славы, лишиться уважения, пугаться темноты .

    Родительный предложный:

    Объекта лишения, достижения: оторваться от ветки, додуматься до решения .

    Материала: строить из камня, отливать из бронзы, сооружать из бетона, дом из кирпича, платье из шёлка .

    Образа действия: бежать без передышки, жить без забот .

    Меры: нравиться до безумия, смешной до слёз .

    Пространства: жить близ города, стоять у колодца, человек из толпы .

    Времени: уйти с утра, спать до рассвета, не болеть до старости .

    Причины: молчать из вежливости, коричневый от загара, шрам от удара, уйти с досады .

    Цели, назначения: остановиться для отдыха, работать для победы, учиться ради знаний, лекарство от гриппа, папка для бумаг .

    Возмещения: приехать вместо товарища, работать вместо секретаря .

    Сравнения: часы вроде кулона, брошь наподобие бабочки .

Дательный падеж

Дательный беспредложный.

    Дательный беспредложный приглагольный:

    1. Косвенного объекта (обозначает лицо или предмет, «адресат»): Служить Родине, помогать товарищу, подарить другу .

      Субъекта состояния (в безличных предложениях): И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему (Гоголь).

    Дательный беспредложный приименной:

    1. Косвенного объекта: памятник Гоголю, монумент героям, конец делу, слава героям, служба Родине, помощь товарищу.

    Дательный предложный.

    1. Косвенного объекта: охладеть к музыке, прислушаться к совету, готовый к бою, ненависть к врагу.

      Образа действия: работать по графику, осуществить по плану.

      Места: ходить по лесу, ехать по степи, спуск к реке.

      Причины: пропустить по болезни, отсутствие по уважительной причине.

      Цели: накрыть к обеду, готовиться к севу.

      Ограничения: небывалый по силе, оригинальный по цвету.

Винительный падеж

    Винительный беспредложный приглагольный:

    1. При переходных глаголах: винительный прямого объекта, на который непосредственно переходит действие: ловить рыбу, читать статью, вышивать блузку, рубить дрова.

      При непереходных глаголах:

      1. винительный со значением охвата пространства: проехали весь лес, прошли улицу, пробежали километр;

        меры времени: прожить год, прождать час, просидеть всю ночь;

        количества и меры: твердить тысячу раз, весить тонну, стоить рубль.

    Винительный предложный.

    1. Со значением предмета речи, мысли: написать про житьё-бытьё, забыть про неприятности.

      Структуры, в которую превращается предмет: раздробить на куски, превратиться в камень.

      Орудия действия: смотреть сквозь очки, видеть в бинокль – сближается со значением образа действия.

      Образа действия: сбиться в кучу, жить на стипендию.

      Места: погрузиться в воду, спуск под гору.

      Времени: гулять в дождь, отчёт за квартал.

      Меры: оценить в рубль, величиной с дом.

      Причины: сердиться за обман, красный от смущения, наградить за доблесть.

      Цели: сдать в монтаж, удобный для посева.

      Возмещения: работать за товарища, дежурить за вахтёра.

Творительный падеж

Творительный беспредложный.

    Творительный беспредложный приглагольный:

    1. Орудия действия: писать пером, ударить штыком, влиять своим авторитетом.

      Производителя действия в страдательных конструкциях: Никита въехал в отворённые Петрушкой ворота (Л. Толстой).

      Субъекта действия, состояния в безличных конструкциях: пахнет смолою, нанесло ветром.

      Образа и способа действия: петь басом, идти быстрым шагом.

      Места: плыть морем, идти лесом.

      Времени: заниматься вечерами, работать ночами.

      Предикативный – обозначает признак предмета, лица, стоящего в именительном падеже (характеризует подлежащее): смотрителем маяка был старый боцман.

    Творительный беспредложный приименной:

    1. Присубстантивный качественной характеристики: юбка колоколом, сапоги гармошкою.

      Приадъективный ограничения, внутреннего содержания: бледный лицом, горд успехами, известен трудами, сильный духом.

    Творительный предложный.

    1. Орудия действия: работать с лобзиком, читать с очками; сближается со значением образа действия.

      Образа действия: подниматься с трудом, идти с усилием, говорить с подъёмом.

      Места: плавать под водой, аллея между зарослями, прикрепить над столом.

      Времени: уехать с зарёй, объяснение перед разлукой, спор за ужином.

      Причины: забегаться с поручениями, неслышный за голосами.

      Цели: послать за материалами, поехать за покупками.

      Совместности: пировать с друзьями, учиться с братом, река с притоками.

Предложный падеж

    Приглагольный:

    1. Изъяснительный: сообщить о результатах, думать о матери, горевать о разлуке.

      Орудия действия (близко к значению образа действия): играть на гармошке, печатать на машинке, кататься на велосипеде.

      Образа действия: передать на словах, жить в достатке.

      Места: жить на юге, хранить в сбербанке, гостить в деревне.

      Времени: вставать на рассвете, встретиться в юности.

      Цели: наказать в воспитательных целях.

    Присубстантивный:

    1. Со значением признака, свойства, качества предмета по отношению к другому предмету: стол на трёх ножках, пальто на меху, дама в пенсне.

Падежи существительных имеют определенные значения. При этом каждый падеж может выражать несколько значений.

Именительный служит: а) для наименования субъекта действия или состояния(Отец работает;Лошади устали); б) для определения, характеристики предмета, лица или действия (Наш сын – студент; Война–этобедствие для людей); в) для называния темы сообщения, предмета, действия, свойства в предложениях типаУтро. Мороз, (см. ч. II, §35); г) для обращения к собеседнику(Мальчик, как тебя зовут?Коля, позвони мне вечером).

Родительный служит для обозначения: а) принадлежности предмета (дом отца ); б) носителя свойства (белизна снега ); в) субъекта, который совершает действие (приходврача); г) объекта, на который направлено действие (чтениекниги); д) части целого (стаканмолока, кусокхлеба).

Дательный обозначает: а) адресат действия (написал письмо другу, дал книгу сестре ): б) субъект действия или состояния (Детям не спалось).

Винительный обозначает: а) объект, на который направлено действие (читатькнигу, рубитьдрова); б) меру времени, расстояния, количества (ждатьгод, проехатькилометр, съестьтарелку щей, стоитьрубль ).

Творительный имеет значения: а) постоянной (профессиональной) или временной занятости какой-либо деятельностью (работатьмедсестрой, былсолдатом); б) субъекта действия – в страдательных конструкциях (построен рабочими , рассматривается комиссией ); в) объекта действия (любоватьсязакатом, дышатькислородом); г) инструмента или средства действия (прибиватьмолотком, обрабатывать кислотой ); д.) места действия (идтиберегом) ; е) способа или образа действия (петьбасом, ходитьтолпой); ж) меры времени или количества чего-либо (не видетьсягодами, таскатьмешками); з) параметра предмета (доскидлиной до трёх метров, генераторымощностью в тысячу киловатт).

Кроме указанных, падежи имеют и другие значения.

Значения предложного падежа.

Форма предложного падежа существительных всегда сопровождается предлогом (отсюда и название этого падежа). Поэтому значения этих форм зависят от характера предлогов, употребляющихся при них. Сочетание предлога и формы предложного падежа существительного может обозначать: а) объект действия (говоритьо погоде, думатьо матери); б) место действия или состояния (работатьв цеху, сидетьна краю); в) время после совершения некоторого действия(по приезде домой, по возвращении из отпуска).

С предлогомпри предложный падёж указывает на предмет, вблизи которого что-либо находится или в присутствии которого что-либо происходит:При доме имеется сад; Я говорилпри отце.

Остальные косвенные падежи употребляются как без предлогов, так и с предлогами. Сочетания косвенных падежей с предлогами получают самые разнообразные значения. О том, какие предлоги с какими падежами сочетаются, см. § 270, 273.

Упражнение 144. Придумайте и напишите предложения, в которых родительный падеж обозначал бы: 1) целое, из которого берётся часть; 2) предмет, которого лишаются, от которого, удаляются; 3) предмет, наличие которого отрицается. На каждое значение дайте по два примера.

145. Придумайте и напишите предложения, в которых творительный падеж обозначал бы: 1) орудие действия, 2) деятеля. На каждое значение дайте по два примера.

146. Определите значение родительного падежа в следующих словосочетаниях:

1) Мешок муки, кило крупы, тарелка борща. 2) Сталь твёрже железа. Водород легче воздуха. 3) Винтовка товарища, противогаз бойца, избушка деда. 4) Ожидание поезда, обсуждение доклада, разбивка клумбы, прополка огорода. 5) Ночь боя, день победы, человек удивительной храбрости.

147. Выпишите имена существительные в косвенных падежах (с предлогами и без предлогов) вместе с теми словами, от которых они зависят, и определите падежи.

1) Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, полная счастья, с горы ледяной. (Н.) 2) Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. (П.) 3) Онегин шкафы отворил; в одном нашёл тетрадь расхода, в другом – наливок целый строй, кувшины с яблочной водой и календарь восьмого года. (П.) 4) Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькающее между деревьями сада. В это время Антон ударил по лошадям и, повинуясь честолюбию, общему и деревенским кучерам, как и извозчикам, пустился во весь дух через мост и мимо села. Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нём забилось: перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца. (П.)

Типы склонений.

В зависимости от различия в падежных окончаниях в единственном числе можно наметить три основных типа склонения.

К первому склонению относятся имена существительные женского рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют окончание-а(-я) ; гора , земля , армия , а также некоторые существительные мужского рода с тем же окончанием: старшина , Боря и имена общего рода: сирота , забияка .

Ко второму склонению относятся: 1) имена существительные мужского рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют нулевое окончание (на конце их основ согласный звук, в том числе ) : стол, конь, бой; 2) имена существительные среднего (и некоторые мужского) рода с окончаниями-о, -е: село , ружьё , поле , домишко , носище .

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода, которые в именительном падеже имеют нулевое окончание – на конце их основ мягкий согласный звук или шипящий (мягкий или твёрдый): радость, ночь, рожь.

Не подходят ни к одному из указанных типов склонений десять имён существительных среднего рода с основой на-м я-, -мен - (время времен-и), а также слово путь (мужского рода) и слово дитя (среднего рода). Это разносклоняемые существительные.

Примечания. 1. Некоторые имена существительные имеют падежные окончания прилагательных (во всех падежах или только в некоторых – о них см. § 154). 2. В русском языке есть существительные несклоняемые (о них см. § 146).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31


Форма именительного падежа - это исходная падежная форма слова. В этой форме имя существительное употребляется для наименования, названия лица, предмета, явления. В этом падеже всегда стоит подлежащее (а также приложение к нему): Девушка вошла в комнату; Ночь прошла незаметно; Чижа захлопнула злодейка-западня (Кр.). В этом же падеже может стоять именная часть составного сказуемого: Грушницкий - юнкер; Хорь был человек положительный (Т.). В именительном падеже стоит также главный член односоставного номинативного предложения: Вот опальный домик (П.). Вне синтаксической связи с предложением в именительном падеже стоит обращение: Отец, отец, оставь у грозы... (Л.); Шуми, шуми, послушное ветрило (П.).
Родительный падеж употребляется и после глаголов и после имен. Значения и синтаксическое употребление родительного падежа весьма разнообразны.
Приглагольный родительный падеж указывает на объект в ряде случаев: а) если переходный глагол имеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды; 6) если действие переходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части, или родительный разделительный): выпить воды, съесть хлеба, нарубить дров. Этот падеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: Родителей лишился он в раннем детстве (Ч.); Как ни старались мы избежать бродов, нам не удалось от них отделаться (Арс.); Эти главы не избегли общей участи. Гоголь сжег их в разное время (Кор.); значение желания, достижения: ...Желаю славы я (П.); ...Свободы хочу, независимости (Гонч.).
Приименный родительный падеж указывает на ряд определительных отношений: принадлежности - дом отца, комната сестры; отношения целого к части: коридор гостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественной оценки): фуражка защитного цвета, слезы радости, человек чести и некоторые другие.
Существительные в родительном падеже, употребленные при сравнительной форме имен прилагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либо сравнивается: красивее цветка, быстрее звука, слаще меда, белее снега и т.д.
Дательный падеж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени) употребляется главным образом для обозначения лица или предмета, к которому направлено действие (дательный адресата): передать привет другу, грозить врагу, приказ войскам.
В безличных предложениях дательный падеж может называть лицо или предмет, которые испытывают состояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: Саше не спится (Н.); Но стало страшно вдруг Татьяне (П.); Моей больной все хуже становится (Т.).
Винительный падеж употребляется главным образом при глаголах. Основное его значение - выражать при переходных глаголах объект, на который действие переходит полностью: ловить карасей, чистить ружье, сшить платье, изготовить литье. Кроме того, винительный падеж может употребляться для выражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и при переходных и при непереходных глаголах: Я без души лето целое все пела (Кр.); Приехав в Тифлис, стал слышать его [имя] на всех путях, во всех местах, каждый день, каждый час (Г. Усп.); пройти версту, весить тонну, стоить копейку и др.
Творительный падеж употребляется и в сочетаниях с глаголами и при именах.
Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия или средства действия: Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); Старуха подперлась ладонью (Л. Т.) и т.д.
Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства, образа и способа действия: Клубами черный дым несется к облакам (Кр.); Кони, фыркая, вихрем летели... (Н.); Чуть проторенная дорога вела лесом (А.Н. Т.); - ...Ну, мертвая! - крикнул малюточка басом... (Н.) и др.
Приглагольный творительный падеж может иметь значение производителя действия: Роман «Дым» написан Тургеневым в 1867 году.
Наконец, выделяется творительный предикативный, который используется для выражения именной части составного сказуемого: Первый русский ученый [М.В. Ломоносов], открывший нам, что есть науки, должен был сам сделаться и химиком, и физиком, и историком, и политико-экономом, и оратором, и вдобавок еще - пиитом (Добролюбов).
Приименный творительный падеж употребляется: а) при именах существительных со значением орудия действия: удар ногой, чистка пылесосом; производителя действия: охрана сада сторожем; содержания действия: занятия иностранным языком; определительным: усы колечком, кепка блином; в сравнительно редких случаях - со значением образа действия: пение тенором; б) при именах прилагательных для указания на область проявления признака со значением ограничения: известен открытиями, сильный чувствами.
Предложный падеж употребляется и при глаголах и при именах, но всегда только с предлогом (откуда и его название).
Приглагольный предложный падеж с предлогом о (об, обо) употребляется при обозначении предмета мысли, речи: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил (Н.); Ясно, что только военные неудачи заставили австрийское правительство подумать о внутренних улучшениях (Черн.) и т.д.
С предлогом в (во) употребляется для указания на место, пространство, на предмет, в пределах (или внутри) которого совершается действие: Баймакова озабоченно роется в большом, кованом сундуке, стоя на коленях перед ним (М. Г.); [Аянов] ...имел двенадцати лет дочь, воспитывавшуюся на казенный счет в институте (Гонч.); а также для указания на состояние, внешний вид. На подоконнике у нее стоял бальзамин в цвету (М. Г.); Река во всей красоте и величии, как цельное стекло, раскинулась перед ними (Г.).
С предлогом на употребляется для указания на поверхность, где что-либо находится, происходит: На руках, на спине, на плечах играл каждый мускул; для указания на предел, границу распространения какого-либо действия, состояния: Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу (Т.); На селе кое-где скрипели ворота (Н. Усп.).
С предлогом при употребляется для указания на нахождение вблизи, в присутствии кого-либо: Мы присели на бревно, оставленное возчиком леса еще зимой при дороге (Пришв.), Генерал быстро при Сабурове продиктовал несколько строк короткого приказа (Сим.).
Предложный приименный падеж употребляется при существительных (главным образом отглагольных), которые управляют предложным падежом:
с предлогом о (мысль, речь, доклад, сообщение и т.д. о чем-либо): Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирила Петровича (П.); Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню (Л. Т.);
с предлогом при - для указания на место: сад при институте, сестра при санатории;
с предлогом в - для указания на место, пространство, предмет: жизнь в окопах, хранение в снегу и т.д.