Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Вы кто такие? Чередование звуков в корне

Язык - наш учитель. А каждое слово - урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Зимовьем называют место, где зимуют. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. Об этом в уроке «Корень слова. Однокоренные слова». В ходе урока вы понаблюдаете за семьями слов, узнаете, что такое однокоренные слова, что называют корнем слова, убедитесь, что корень в родственных словах пишется одинаково, а ещё понаблюдаете за чередованием согласных в корне.

Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней. Автор М.А.Рыбникова считала: «Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах».

О некоторых словах говорят, что они родственные. Вспомним, что означает это название?

Родственные - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.

Например, сахарница, сахар, конфета - родственные слова?

1. Посмотрим, есть ли в словах общая часть? (У слов сахарница, сахар есть общая часть сахар)

2. Есть общее значение? (Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)

Сахарница - предмет чайной посуды для сахара. Значит, сахарница, сахар - родственные слова. Конфета - не родственное слово.

Даны слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.

Соберём семью родственных слов.

Как их узнать? Во-первых, в словах есть общая часть (рыб), во-вторых, есть общее значение. Можно объяснить слова с помощью одного и того же слова.

Рыбачить - заниматься ловлей рыбы. Рыбка - это маленькая рыба. Рыбный - сваренный из рыбы. Рыбак - тот, кто ловит рыбу.

Значит, рыба, рыбачить, рыбка, рыбный, рыбак - родственные слова.

У нас остались слова ловить и окунь .

Подберём к ним только те слова, которые считаем родственными. Окунёк, окунул, улов, ловкий - родственные слова?

Есть ли в словах общая часть? (Окун, лов)

Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова? Окунёк - это маленький окунь. Значит, окунёк и окунь - это родственные слова.

Окунул - погрузил в жидкость. Окунь, окунул - у этих слов нет общего значения.

Улов - количество рыбы, которую выловили. Значит, ловить, улов - это родственные слова.

Ловкий - искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий - у этих слов нет общего значения.

Как называется общая часть родственных слов?

Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.

Отметим корень в родственных словах. В словах окунь, окунёк корень окун-. В словах ловить, улов корень лов-.

Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень.

Вывод: гласные и согласные звуки разные.

А одинаковые ли буквы? Буквы одинаковые.

Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково .

Чтобы найти в слове корень, нужно:

1. Подобрать родственные слова. 2. Выделить одинаковую часть.

Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть, серебристый .

Подарок - вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть -дар.

Выкрикнуть - громко крикнуть, издать крик. Корень - крик.

Серебристый - цвета серебра, с серебряным оттенком. Корень - серебр.

К слову снег подберём родственные слова. Узнаем их по описанию значения.

1. Ласковое название снега (снежок).

2. Кристаллик снега (снежинка).

3. Снежная баба (снеговик).

4. Обильная снегом (снежная).

5. Небольшие, плотно скатанные комки снега (снежки).

У этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем.

Представьте, что во всех этих словах корень снег. Произнесите каждое слово с таким корнем. Удобно ли вам было произносить «снегный», «снегки» ?

Вы наблюдали закон языка: в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных.

В данных словах корень снег-снеж, в корне - чередование букв согласных г-ж.

Какие ещё буквы согласных чередуются в корне однокоренных слов?

Посмотрите на последнюю букву согласного в корне.

пух-пуш ок

ух о-уш ко х-ш

вод ить-вож ак

гляд еть-гляж у д-ж

рек а-реч ка

мук а-муч ной к-ч

вес ы-взвеш ивал

кос а-кош у с-ш

воз ить-вож у

сказ -скаж и з-ж

А в словах лёд-лед яной, ёл очка-ель буква ё заменяет букву е .

Обратите внимание! Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если буквы е и ё , г и ж, д-ж, к-ч, х-ш и другие заменяют друг друга.

Как-то

Много лет назад

Посадили странный сад .

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Это слово,

Слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада ,

Вот ещё посадки рядом.

А вот

Садовод .

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

(Е. Измайлов)

Однокоренные слова: сад, посадили, рассада, посадки, садовод (специалист по разведению садов), садовник (работник, который ухаживает за садом).

Можно ли добавить слова садовый, сажать, сажа, саженцы?

Садовый - имеющий отношение к саду.

Сажать - то же, что садить.

Саженцы - растения, пересаженные из другого места. В корне однокоренных слов происходит чередование согласных д-ж.

А вот сажа не имеет общего значения. Сажа - это чёрный налет от сгорания.

Назовём семью однокоренных слов с корнем УЧ- : учитель, ученик, обучение, учёный, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учёба.

На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Padabum.com ().
  • Запиши слово соль и припиши к нему однокоренные слова. Узнай их по описанию значения.

1) Небольшой сосуд для столовой соли - …

2) Класть во что-нибудь соль для вкуса - …

3) Обладающий вкусом соли - …

  • Выпиши из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выдели корень.

1) С ложью правда не дружит.

2) В дружном коллективе дела спорятся.

3) Прочёл книжку - с другом встретился.

4) Умей дорожить дружбой.

  • Раздели слова на две группы однокоренных слов.

Вода, водица, водитель, наводнение, проводы, проводница, водяной, водянистый, поводырь.

Я предлагаю опробированный вариант иного подхода к обучению написания безударной гласной в корне (что ни в коей мере не отрицает традиционного способа).

Разработанный материал основан на работах Л. Г. Парамоновой “Как научить ребёнка правописанию”, “Правописание. Шаг за шагом”.

Обучение детей морфологическому анализу слов начинается как бы “с другого конца”. Обычно детей учат анализу уже “готовых” слов, в которых они должны “выискивать” все составные части, что для многих оказывается непосильной задачей. Мы же начинаем с ознакомления с самой механикой словообразования. Для этого очень наглядно, на многочисленных совершенно однотипных примерах показывается, как к корню слова одна за другой постепенно присоединяются разные морфемы.

После овладения навыком самостоятельного образования слов в своём практическом и лишь постепенно усложняющемся опыте учащийся будет как бы “насквозь” видеть в слове все составляющие его морфемы, что и является основной задачей обучения.

Прежде чем перейти к работе с предлагаемым речевым материалом, необходимо очень чётко и в доступной форме объяснить ребёнку морфологическую структуру слова. Нужно показать ему ведущую роль корня в группе родственных слов, а также роль приставок, суффиксов и окончаний. Следует обратить внимание и на расположение в слове каждой из названных морфем по отношению друг к другу, поскольку твёрдое знание чёткого и неизменного порядка их следования существенно облегчает процесс морфологического анализа слов.

Итак, ребёнок должен знать о составных частях слова следующее.

Корень слова является основной частью в группе родственных слов. Он повторяется в каждом из этих слов и наличие его в слове обязательно. Без корня нет и значимого слова, так как именно в нём содержится основное смысловое значение слова.

Рассмотрим, например, такую группу родственных слов, состоящую из разных частей речи: ХОДИТЬ, ВЫХОДИТЬ, ЗАХОДИТЬ, ПРИХОДИТЬ, ПЕРЕХОДИТЬ, ОБХОДИТЬ, УХОДИТЬ, ВЫХОДНОЙ, ПЕРЕХОД, ПРОХОДЧИК. Как видим, все эти слова объединены одним общим смыслом “хождения” (а не плавания, бегания, ползания, рисования и т.п.), в силу чего они и являются родственными. Хотя все они начинаются и заканчиваются разными звукосочетаниями и внешне не очень похожи, но в каждом из этих слов содержится общая для всех их часть – ХОД. Именно эта общая для всех родственных слов часть, несущая основную смысловую нагрузку, и является корнем. Когда же мы хотим придать значению слова какой-либо дополнительный смысловой оттенок, то корень начинает “обрастать” различными “добавками”. Роль таких “добавок” выполняют приставки и суффиксы.

Основной задачей на первом этапе овладения морфологическим принципом письма является формирование чёткого представления о ЕДИНОНАПИСАНИИ корня как морфемы, независимо от ударения. Это никоим образом не исключает традиционного способа проверки безударной гласной в корне при помощи ударения, а лишь помогает быстро находить нужное проверочное слово, опираясь на смысловую значимость корня.

ОБРАЗОВАНИЕ ГРУПП РОДСТВЕННЫХ СЛОВ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ПО СМЫСЛУ, НО СХОДНЫХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

Необходимость специальной работы по чёткому разграничению сходных по звуковому составу, но различных по смыслу слов объясняется тем, что многие дети при подборе проверочных слов нередко ориентируются лишь на внешнюю их “похожесть”, не задумываясь над смыслом. Так ученик 6-го класса общеобразовательной школы в качестве проверочного к слову ТРОПИНКА подобрал ТРАП. При всей странности такого подбора здесь всё же можно усмотреть и своеобразную “логику”, опирающуюся исключительно на похожий звуковой состав слов (ТРОПИНКА звучит как ТРАПИНКА, в чём учащийся и уловил общее со звучанием слова ТРАП).

Главное целевое назначение приводимого ниже речевого материала состоит в том, чтобы помочь ребёнку научиться быстро улавливать родственность слов, основанную на общности их смыслового значения. Понять и “прочувствовать” эту родственность можно лишь благодаря рассмотрению достаточно большого числа “гнёзд” родственных (однокоренных) слов, отличающихся друг от друга по смыслу. Только в процессе такой работы ребёнок сможет получить своего рода прививку, предохраняющую его от неправильного подбора проверочных слов типа, например, ЛЕС и ЛИСТВА. На данный раздел работы не нужно жалеть времени, ведь только усвоенный и доведённый до автоматизма навык помогает воспользоваться выученным правилом в условиях имеющегося на уроке дефицита времени.

На вводном занятии мы знакомимся с самим понятием КОРЕНЬ. Учащиеся вспоминают, что слышали это слово применительно к растениям. Проводится смысловая параллель: КОРЕНЬ нужен всему, что растёт.

Словарная работа: корень растения - подземная часть растения, служащая для укрепления в почве и позволяющая расти.

Корень цветка, корни деревьев. Выделяем общую часть слов.

А о каком корне мы говорим корешок? О маленьком. Значение слова изменилось благодаря добавленной части ОК – это суффикс, изменилось и ударение, а писать слово всё равно будем с О.

А что такое коренья? Это корни овощей, пригодных в пищу.

Сушёные коренья, душистые коренья. Ставим ударение, подчеркиваем гласную. Акцент на ЕДИНОНАПИСАНИЕ общей части родственных слов.

Мама положила в суп (душистые сушёные коренья).

Я заготовила (овощные коренья).

А что такое корень слова? Та главная часть, из которой слово растёт.

А можно сказать корешок слова? Нет. Почему? Для слова это главная часть, она не маленькая.

Учащиеся заканчивают предложения:

Мы знакомимся с (корнями слов) .

В слове корнями ставим ударение, подчёркиваем гласную в корне.

Как вы думаете, слова: вход, ходить, выходить, заходить, переходить, обходить, выходной, проход, обходчик - это слова с одним корнем? Да. Почему? Они все объединены одним общим смыслом “хождения” (а не плавания, бегания, ползания, прыгания и т.п.). Ставим ударение в словах, отмечаем его изменения, выделяем корень, подчёркиваем гласную. Делаем вывод о единонаписании всех родственных слов.

На дом: Спиши в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, поставь ударение, выдели корень в этих словах:

К..рень необходим любому растению.

Суп с к..реньями петрушки всем понравился.

У цветка тоненькие к..решки.

Дуб – дерево с мощными к..рнями.

Мы учимся находить к..рни в словах.

Корень -ВОД-

1 занятие.

При работе с корнем ВОД я рассказываю ученикам о корнях с одинаковым написанием, но разным смысловым наполнением (омонимичность корней). В качестве ознакомления называются корни РИС-РИС, ГОР- ГОР, МОР-МОР, НОС-НОС.

Словарная работа: вода, водичка, водица, водный, водяной, подводный, подводник, водолаз.

Расставляем ударение в словах, выделяем общую часть, разбираем значение каждого слова, выясняем, почему оно несколько меняется, с помощью чего это происходит (Корень “обрастает” различными “добавками”, добавляются суффиксы, приставки, придающие словам дополнительный смысловой оттенок.)

Вода – прозрачная жидкость. А какой может быть вода?

Холодная вода, грязная вода. А почему мы не говорим МОКРАЯ ВОДА? (работа над лексической сочетаемостью)

Водичка, водица – ласковое название, помогли суффиксы –ИЧК, -ИЦ

Теплая водичка, чистая водица.

Водный – изменилась часть речи при помощи суффикса.

Водяной – суффикс ЯН ограничил область употребления слова.

Прибавляем к признаку водный приставку ПОД, получаем новое смысловое значение(находящийся под водой)

Подводный мир

подводная скала

подводное плавание

подводные камни

Подводник, водолаз – человек, погружающийся под воду.

Опытный подв..дник, смелый в..долаз.

Среди всех слов корневого куста выбираем слова с ударной гласной в корне, подчёркиваем в них корень, говорим о единонаписании всех слов корневого гнезда. Отмечаем, что слов с ударной гласной в корне достаточно много и при проверке можно использовать любые.

На дом: Исправить ошибки в предложениях (где они есть):

Речная вада освежает, снимает усталость.

Водяные лилии радуют глаз.

Вадолазы чистят дно водоёма .

Тёплая вадичка приятна для рук.

Водные процедуры очень полезны.

2 занятие.

Словарная работа: водить, водитель, поводок, провод, проводка, проводник, перевод, переводчик, водопровод. Проводится работа, аналогичная предыдущей. Особое внимание уделяется слову водопровод. Это слово как будто объединяет два корня, звучащих одинаково, но имеющих разное смысловое значение.

Задание напечатано на карточках.

В..дитель в..дит машину.

У моей собаки красивый пов..док.

У телевизора длинный пров..д.

В доме испорчена пров..дка.

Пров..дник попросил людей занять свои места.

Мы получили денежный перев..д.

Перев..дчик закончил перев..дить статью.

На дом: Вставь на пропущенное место подходящее по смыслу словом с корнем ВОД, спиши в тетрадь:

За руль машины сел................... .

Собачий.................... потерялся.

Оборванный электрический....................... свисал с потолка.

Я люблю............................ в гости друзей.

В вагоне нас встретил.......................... .

С английского был неправильным.

Воды не было из-за неисправности...................... .

На дом: нарисовать на листе то, что называется словами с корнем ВОД.

Завершается работа с этими корнями самостоятельной проверочной работой:

Исправить ошибки, списать в тетрадь, выделив корень. Поставить ударение в словах с корнем ВОД.

Вадитель автобуса увеличил скорость.

Извадить тараканов – дело непростое.

Вадяные лилии очень красивы.

Вадопровод испортился.

Мы купили собаке новый повадок.

Таким образом, проведя работу с двумя омонимичными корнями, мы закрепили навык поиска проверочного слова к двум корневым гнёздам, обогатили словарный запас, расширили семантические поля.

Дальнейшая работа ведётся с корнями РЕЧ(РЕК) – РЕЧ, НОС – НОС, МАЛ – МАЛ, ЧАС – ЧАСТ – ЧАСТЬ – ЧИСТ, ЛЕП – ЛИП, ЛЕС – ЛИС – ЛИСТ.

УРОК-ВИКТОРИНА, завершающий изучение корня, как морфемы.

Ребята готовят небольшое выступление, а потом проводятся конкурсы. Участники победившей команды получают пятёрки по русскому языку.

На уроке нам сказали,
Чтоб мы корни отыскали,
Мы - скорей бежать к цветам,
Вот, в горшочках корни, там!

Но учитель улыбнулся
И к доске он повернулся,
Там вдруг слово написал
И дугу нарисовал.
А потом нам всем сказал:

“Корень под дугой живёт!”
Кто не понял, сейчас поймёт!

Для деревьев, травы,
Для растенья любого
Корни нужны,
Нужен корень и слову!

Как цветы, вырастают из корня слова,
Корень для слова - он голова!

Вот “НАСАТЫЙ” попугай
В Африке живёт!
Он, наверное, НАС с тобой
Клювиком зовёт?
Нет! В “носатом” корень “НОС”
Будем О писать!

Корни учим мы всерьёз
На оценку ПЯТЬ!

А чтобы смогли вы, ребята, понять,
Корни зачем в словах выделять?
Песенку мы сейчас пропоём
Про то, как с корнями мы дружно живём!

Инсценированная песня на мелодию “Улыбки”.

ПЕСЕНКА ПРО КОРНИ

Если корень можешь выделять,
То слова тебе писать легко и просто.
Ведь слова умеют вырастать,
Только корень очень нужен им для роста!

Если корень “ДОМ” возьмём,
“ДОМик” вырастим потом,
В нём поселится весёлый ДОМовёнок!
В слове корень выделять,
Смысл слова понимать

Мы в лесу отыщем корень “ ЛЕС”,
Корень “ЛИС” у хитрой рыженькой лисицы,
С корнем “БЕГ” бежим наперерез,
Корень “ТЯЖ” в тяжёлом деле пригодится!

Если корень в слове “КОТ”
“КОТик” в гости к нам придёт,
А за ним весёлый рыженький КОТёнок!
В слове корень выделять,
Смысл слова понимать
Может каждый образованный ребёнок!
В слове корень выделять
И писать слова на пять!
Должен каждый образованный ребёнок!
Задания для викторины.

Ромашка. На каждом лепестке - вопрос.

1. У какой конфетки ЛЕДяной корень?

2. У какого лесного зверька корень называет один цвет, а сам зверёк другого цвета - рыжий?

3. Почему грибы ЛИСИЧКИ так называются?

4. Может ли щёнок по кличке Уголёк быть белым?

5. Что умеет делать гриб МУХоМОР?

6. Каого цвета котёнок Дымок?

7. Почему птиц называют ПЕРнатые?

8. Чем занимается ВОДоЛАЗ?

Вставить пропущенный гласный, найти лишнее слово:

1. Д..ловой, л..сной, приб..гать, нап..сать, р..чушка, сп..шить, св..тло, в..ртушка, л..сичка.

2. п..сьмо, з..ма, уд..вить, ул..тать, ч..стюля, л..цо, л..пучка, ч..татель, л..сята.

Собери смысловой куст. (Каждой команде выдаётся нарисованный на бумаге куст, обязательно с корнями. В конверте – слова с одинаковыми корнями, но разным значением. Необходимо наклеить на куст РОДСТВЕННЫЕ слова)

Носик, уносить, носовой, носильщик, перенос, переносица, поднос, курносый, носатый, относить.

Написание корней с чередующимися гласными О/А, Е/И регулируется определёнными правилами.

1.В безударных позициях:

1)В корнях гор-/гар-, клон-/клан-, твор-/твар - пишется о . (загорать – загар, поклониться – кланяться, творить – тварь).

И с к л ю ч е н и я: выгарки, утварь, изгарь, пригарь.

2)В корнях зар-/зор- пишется а (зарница, зоря, озарение, но зорька, зарево). И с к л ю ч е н и я: зорянка, зоревать.

2.Перед суффиксом -а- :

1)в корнях лаг-/лож-, кас-/кос- пишется а (излагать – изложить, касаться – коснуться);

2)в корнях бир-/бер-, пир-/пер-, дир-/дер-, тир-/ тер-, жиг-/жёг-, мир-/мер-, чит-/чет-, блист-/блест-, стил/стел- пишется и (убирать, забирать, отдирать, но уберу, запереть, отдеру).

И с к л ю ч е н и я: сочетать, сочетания, чета.

3.Перед ст или щ в корнях раст-, ращ- пишется а , в корне рос- пишется о (растение, подрасти, но выросли, выросший).

И с к л ю ч е н и я: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, вырост, отрасль.

4.Перед к в корне скак- пишется а , в корне скоч- пишется(прискакал, скакать, но вскочить, выскочить).

И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу, скачи.

5.Правописание корней мок-/мак-, рови-/рави- зависит от их значения. Слова со значением «пропускать жидкость» имеют корень мок- , со значением «погружать в жидкость» - мак- (вымокнуть, но вымакать всю жидкость). Корень рови- имеет значение «ровный, гладкий, прямой», корень рави- - «равный, одинаковый» (ровнять с землёй, но уравнять в правах).

И с к л ю ч е н и я: ровесник, поровну, уровень, равнина.

Правописание о и е после шипящих в корнях слов

1.Регулируется ударением:

1)Под ударением пишется ё , если можно чередовать с е (жёлтый – желтеть, шёпот – шептать)

2)Если чередование с е отсутствует, пишется буква о (шов, шорох).

2.Определяется грамматикой в корнях жог-/жёг- : в именах существительных пишется корень жог- (изжога, поджог дома), в глаголах пишется корень жёг- (поджёг дрова).

3.В заимствованных словах пишется о (шорты, шоколад, шоссе, жокей, мажор).

Правописание префиксов

1.В префиксах без-/бес-, воз-/вос-, вз-/вс-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рос-, чрез-/чрес- перед гласными и звонкими или сонорными согласными пишется з , перед глухими – с (безоблачный, низложить, разбить, но бессловесный, испытывать).

Маленькая шпаргалка от Эсти

Русский язык имеет следующие сонорные согласные: л, м, н, р. К сонорным звукам также относится звук [j], присутствующий, например, в слове «йод»

Звонкими являются следующие буквы: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

Глухие буквы: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

2.В русском языке есть только префикс с- (списать, сбить). В словах: здесь, здание, здоровье з относится к корню.

3.Пре- пишется, если приставка имеет значение

1)«быть, находиться где-либо» (пребывать в санатории);

2)обозначает высокую степень качества(прехорошенькая=очень хорошенькая);

3)равнозначна -пере- (преграда, прервать).

4.При- пишется, если приставка обозначает:

1)пространственную близость, присоединение, добавление (пришкольный, приклеить);

2)неполноту действия (присесть, приоткрыть)

Надо запомнить написание заимствованных слов: президент, президиум, премьер, премьера, прелюдия, премировать, претензия, прецедент, привилегия, примадонна.

Морфемный разбор слова - один из самых сложных, а ведь от того, насколько правильно определена значащая часть слова, зависит ее корректное написание. Морфемы участвуют в образовании новых слов: их названиями обозначаются способы словообразования. Изучает части слова 5 класс, далее, в седьмом, они повторяются при изучении темы «Словообразование». Как видим, знание морфемики - один из кирпичиков, на котором строится язык. Правописание определяется положением относительно других морфем, ударением, лексическим значением и фонемами, входящими в состав. О том, что значит значимые части слова, какими они бывают, как пишутся, расскажем в данной статье.

Морфемика - наука о частях слова

Морфемика входит в состав науки о языке как дисциплина, изучающая значимые части слова по отдельности, а также состав лексемы. Морфема - значимая часть слова, которая определяет его значение. Корень и суффикс, окончание и приставка, основа - это все морфемы.

Делятся части слова по роли, которую играют в слове, а также по положению относительно друг друга. Корень - это самая главная значащая часть слова. Без него лексема существовать не может. Он есть всегда. Другие части слова называются аффиксами. В зависимости от положения, они подразделяются на префиксы (стоят перед корнем) и суффиксы (находятся после корня) и флексии. Различаются они ролью, которую играют.

Одни морфемы участвуют в образовании новых слов: суффикс, приставка. Другие (флексии) образуют грамматические формы.

Что значит значимые части слова? Ответ прост - они влияют на его значение, грамматическое или лексическое. Можно разделить слово на части, слоги или группы слогов. Но к понятию значимости они отношения иметь не будут.

Корень

Начнем с самой главной части, без которой не мыслится слово, - его корня. В нем заключено главное лексическое значение.

С понятием этой морфемы тесно связано другое - однокоренные слова. Это такие лексемы, у которых одинаковые корни. Из образуются гнезда, большие и маленькие. Так, у слова дрожжи всего одно однокоренное слово - дрожжевой. А у слова звезда гнездо гораздо больше: звездочка, звездный, межзвездный, созвездие и множество других.

Для выделения корня необходимо определиться с лексическим значением слова. Так, у схожих по звучанию слов могут быть разные корни: изморозь в значении легкий мороз и изморось в значении моросить. В первом случает корень -мороз-, во втором - -морос-. Как видим, правописание значимых частей слова, и прежде всего корней, во многом зависит от их определения и лексического значения.

Бывают и многозначные корни. Так, у корня -вод- как минимум два значения. Если мы говорим о словах водить, вывод, проводник, приводить , данный корень обозначает некое действие. В словах же вода, водный, подводник значение корня -вод- обозначает принадлежность к воде.

Орфограммы корня

Корень - значащая часть слова, к правописанию которой необходимо отнестись с вниманием. Ведь именно в нем заключено основное лексическое значение. Существует несколько орфограмм этой морфемы. Связаны они с чередованием звуков, гласных и согласных, а также с теми графемами, которые проверяются сильной позицией.

Корни с чередованием гласных необходимо запомнить. Правило можно условно разделить на несколько пунктов:

  1. Проверяются положением ударения. Так, в корнях -гар-/-гор- пишется буква а под ударением, во всех остальных случаях - о : гореть, загар. Такие же корни -зар-/-зор; -клан-/-клон-; -твар-/-твор-.
  2. Проверяются последующей буквой. Это корни -лаг-(а)/-лож-; -кас-(а)/-кос-; -раст-/-ращ-/-рос-, а также многочисленные корни с чередованием е/и: -бер-/-бир; -дер-/-дир-; -пер-/-пир- и другие. Примеры: полагать/положить; касаться/коснуться; растение/выращивать/заросли; беру/забираю.
  3. Проверяются ударением. Подбирается слово, чтобы звук стоял под ударением: побеждать - победа. Последнее - проверочное слово, в котором буква е стоит в ударной позиции.

Что касается то, чтобы проверить необходимую букву, нужно найти слово, чтобы необходимая группа хорошо слышалась: честный - честь. Второе слово - проверочное.

Окончание

Окончание - формообразующая часть слова. Она выражает его грамматическое значение (род, число, падеж). Оно может быть и нулевым.

Так как некоторые части речи не предполагают изменения грамматической формы - у них нет окончания. Ставить у таких нулевое окончание - грубая ошибка. Она показывает, что человек не понимает, что выражает эта значащая часть слова. Это такие части речи, как:

  • Наречие.
  • Деепричастие.
  • Небольшая группа неизменяемых прилагательных (беж).
  • Сравнительная степень прилагательных.
  • Небольшая группа притяжательных местоимений (ее, их).

Так, в слове "дом" - а в слове "навзничь" окончания нет, потому что это наречие - неизменяемая часть речи.

Чтобы правильно выделить окончание, необходимо изменить слово по падежам, лицам или числам. Та часть слова, которая при этом варьируется и будет окончанием: пел - пел-а, пел-и, пел-о или гор-а, гор-ы, гор-е.

Правописание окончаний

Корректность написания окончания проверяется у имен существительных следующим образом: нужно правильно определить склонение. Первое склонение в падежах дательном и предложном предполагает написание окончания -е: к стен-е, о стен-е. Это не касается существительных, оканчивающихся на -ия.

Второе склонение требует окончания -е только в предложном падеже: о дом-е, об облак-е. Исключение - слова, оканчивающиеся на -ий/-ие: о планетарии, о наследии.

Третье склонение требует окончания -и в падежах дательном, родительном и предложном: о дочери, о матери.

Что касается глагола, то требуется правильно определить спряжение: в I окончание содержит букву е или у(ю) (-ешь/-ете/-ут и др.). Примеры: паш-ешь, паш-ете, паш-ут.

Во II спряжении - буквы и , а(я) (-ишь/-ите/-ат и др.). Примеры: раст-ишь, раст-ите, раст-ят.

Приставка и суффикс

Какие значимые части слова участвуют в образовании новых? Это приставка и суффикс. Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Суффикс же стоит за ним. Так, от слова друг с помощью приставки не- образуем слово недруг , а если используем суффикс -ок, то получим слово дружок . Можно воспользоваться обеими морфемами, тогда получится слово содружество . Использованные способы словообразования называются соответственно приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный.

Помимо словообразовательной функции, суффиксы могут иметь и формообразующую. Так, для образования глагола прошедшего времени используется суффикс -л- (пел, рассчитывал).

Правописание суффиксов глаголов

Орфограммы в суффиксе есть практически у каждой части речи. Разберем самые популярные.

У глаголов необходимо знать следующие правила:

  1. Суффиксы -ова-/-ева-; -ива/-ыва-. Правописание проверяют по слову в первом лице настоящего времени, стоящему в единственном числе. Если в этой форме употребляется -ую/-юю, то пишется суффикс -ова-/-ева-. В противном -ива-/-ыва-.
  2. форм - причастий - определяются по спряжению глагола, от которого образовано данное причастие. Первое спряжение предполагает -ущ-/-ющ-, второе -ащ-/-ящ-.

Правописание суффиксов прилагательных

Суффиксы прилагательных подчиняются правилам:

  1. Суффиксы -ев-/-ив- необходимо проверять ударением. В сильной позиции пишется буква и, в слабой - буква е. Например, красивый, боевой . Суффиксы -чив-/-лив- необходимо писать и в ударной, и в безударной позиции.
  2. Правописание н и нн в зависит от строения слова и от употребленного суффикса. Так, слово туманный образовано с помощью суффикса н от слова туман . Пишется нн , потому что нн находится на стыке двух морфем. Суффиксы прилагательных -онн-/-енн- всегда пишутся с нн : революционный, жизненный .

Правописание суффиксов существительных

Рекордсмен по наличию орфограмм в суффиксе - имя существительное. Правила следующие:

  1. Если речь идет о суффиксах, обозначающих профессии, то перед т, д, с, з, ж пишется -чик-. Например, летчик, перебежчик, асфальтоукладчик , но фонарщик, паромщик . Также следует помнить, что суффикс -тель- пишется исключительно с е: учитель, воспитатель .
  2. Большая группа суффиксов уменьшительно-ласкательных также требует применения правил. Связаны они как с ударением, так и с изменением формы слова. Суффиксы -ок-(-ек-), онок(-енок-) зависят от ударения. В сильной позиции всегда пишется о : галчонок, кушачок , но котеночек .
  3. Изменять и смотреть форму слова необходимо в следующих случаях: -ек- или -ик- проверяем следующим образом: ставим слово в форму родительного падежа. При выпадении буквы пишем -ек-, в противном - -ик-. К примеру: кармашек (нет кармашка), ключик (нет ключика) . Во втором случае буква и осталась, поэтому она сохраняется и в суффиксе. Суффикс -ец-/-иц- проверяем, определяя род. В мужском будет -ец-, женском и среднем - -иц-: братец , но водица, платьице .

Правописание приставок

В отличие от суффиксов, орфограммы в приставках одинаковы для всех частей речи.

  1. Часть приставок нужно запомнить, вариаций их написания в русском языке нет. Самые распространные: с-; об-; от-; до; под . Примеры: сделать, объехать, отбить, доползти, подкрасться.
  2. Вариативные приставки, оканчивающиеся на з/с необходимо проверять звуком, с которого начинается корень. Если со звонкого согласного или гласного - требуется писать з , в противном случае - с . Воззвать (з , с которого начинается корень, звонкий) или воспрянуть (корень начинается с п , глухого звука).
  3. Если корень начинается с и , то ее следует заменить на ы , в случае когда приставка оканчивается на согласный. Предыстория, розыгрыш, безыскусный .
  4. Особая группа приставок пре-/при-. Их написание зависит от лексического значения, которое данная морфема выражает. Так, если речь идет о неполноте, близости и приближении - будет писаться при-. К примеру, приморский (около моря), приоткрыть (не до конца открыть), приехать (приближение).

Инструкция

Корень - главная часть слова, его центр. Во многих случаях поиски корня не требуются, потому что слово состоит только из корня: стол, день. Но бывает, что слово "обрастает" приставками и , потому что корень служит для образования однокоренных слов.
Однокоренные слова должны иметь не только одинаковое написание, но и иметь общее в лексическом значении. Например, слово "белый" и "белка" не будут однокоренными, потому что у них нет ничего общего в лексическом значении. У слова "белый" корень БЕЛ-, а у слова белка БЕЛК-. Доказать это просто, нужно всего лишь подобрать однокоренные слова. БЕЛЫЙ - белеть, беловатый, . БЕЛКА - бельчонок, беличий.

Нередко сложность вызывают слова, корень в которых глубоко запрятан среди приставок и суффиксов. Как ребёнку найти корень в словах "наслаждаться", "очаровательный", "впечатление", "земляника", " ", "бить", "преподавательница", "обаятельный"? Чтобы правильно выделить корень в таких словах, необходимо знать этимологию, то есть .
лово "наслаждаться" произошло от слова "сладкий", значит, корень - СЛАЖД-. Интересная история у слова "впечатление". В каждый хозяин метил скотину, выжигая тавро на теле коня или коровы. Для этого раскалённым в печи дотрагивались до животного и держали, пока на теле его не оставался знак, который не исчезал всю жизнь. И так пекло обожжённое место, что корень -ПЕЧ- здесь будет обоснованным. Слово "земляника" произошло от слова " ", потому что на земле выросла. Корень -ЗЕМЛ-. Вы думаете, что малину малиной назвали, потому что ? Вовсе нет. У слова "малина" корень -МАЛИН-. Этимология этого слова еще для нас, поэтому корень нужно просто выучить.
В слове "преподавательница" корень -ДА-, ведь она даёт знания (от слова "дать").
Обаятельным человеком такого, который умеет баять, то есть говорить красиво (корень -БА-).

Какой корень в слове "бить"? -БИ-. Был такой предмет в старину: било. Использовалось оно для сбора людей на пожар или по иному срочному делу. Да и сейчас вместо этого предмета часто используют то кусок рельса, то вагонный буфер. От этого слова появились другие: битва (-БИ-), бойня (-БОЙ-), прибой (-БОЙ-), боец (-БО-), бивень (-БИ-). Сложно отыскать корень в этих словах потому, что корень здесь с чередованием гласных, с беглым согласным и хитрым И кратким (й).

В целом ряде случаев трудно определить корень слова, поэтому обращайтесь к словарям. Наиболее распространенным является Школьный общеобразовательный словарь русского языка А.Н. Тихонова.

Обратите внимание

В слове могут происходить фонетические процессы: чередование гласных и согласных, чередование одного звука с двумя, могут появиться беглые гласные.

Полезный совет

Подберите однокоренные слова.

Определите лексическое значение слова.

Чтобы понять слово, "открепите" от него приставки и суффиксы.

Источники:

  • корень слова день

С необходимостью нахождения корня в учащиеся сталкиваются при выполнении морфемного разбора или в результате проверки его написания при подборе однокоренных слов. Не все школьники владеют в совершенстве навыком определения корня. Как же научиться выделять главную часть слова ?

Инструкция

Прежде всего, вы должны знать, что корень - это единственная обязательная часть слова . Без приставки, и даже слова могут существовать. Без корня - нет.Обратите внимание на то, что, когда вы будете выполнять слова , корень следует обозначать в последнюю очередь, после приставок, суффиксов и т.д.

Помните, что корень - это общая часть всех родственных слов. Поэтому, первое, с чего необходимо начать нахождение корня слова - это составление цепочки однокоренных слов.Когда вы подберете достаточное количество родственных слов, выделите их общую часть, т.е. корень .Но имейте в виду, что ситуации, когда главная часть в этих слова х будет иметь несколько иной вид. Это можно увидеть на примере слов "несу" и "носить". Обратите внимание, что в одном случае будет корень "нес", а в другом - "нос". Происходить подобное может, если возникает чередование при изменении грамматической формы или при подборе родственных слов. В данном случае "е" чередуется с "о".

Еще с начальных классов школьники знают, что в корне заключено общее значение всех однокоренных слов. Но вы должны также помнить, что в есть слова с одинаковым корнем, но в то же время не являющиеся родственными. Если вы попробуете выделить главную значимую часть в слова х "водяной" и "водитель", то увидите, что она одинакова - "вод". Но эти слова нельзя считать родственными.Помните, что при обозначении корня вы должны также обращать внимание и на , заключенное в нем.

Знайте, что вам могут встретиться слова не с одним, а сразу с несколькими корнями. Например, в "пешеход" сразу два корня - "пеш" и "ход", которые связаны соединительной гласной "е". А в слове "землетрясение", которое образовано путем сложения от слов " " и "тряска", - корни "земл" и "тряс".Изменяйте форму слова , подбирайте родственные, и вы без труда сможете определить корень в любой ситуации.

Источники:

  • корень слова сколько

Корень – центральная морфема, которая обязательно присутствует в каждом слове . Он выражает основное лексическое значение и является общей частью родственных слов. В русском языке зафиксировано более 4000 корневых морфем, список которых постоянно пополняется. Корни не закреплены за частями речи, они несут смысловую информацию о слове .

Инструкция

Чтобы найти корень в составе слова, подберите к нему родственные (однокоренные) слова и выделите в них общую часть. Например, «лесничество – лесник – лесок – лес». Общая морфема у этих слов – «лес», которая и является корнем. Однокоренные слова могут относиться как к одной части речи, так и к разным: « – старость – старец», « – постареть – старуха – по-стариковски». В результате подбора родственных слов, выделяется корень «-стар-».

Обратите внимание на корни, совпадающие по звучанию, но совершенно разные по значению. Их называют омонимичными. Например, в словах «гора – горный – » (корень «–гор-»), также как и в словах « – угореть – загореть – перегореть». Эти корни абсолютно одинаково произносятся, но лексическое значение у них разнится, поэтому слова первой и второй групп однокоренными не являются.

Некоторые корни при подборе родственных слов выделяются легко, но при этом в «свободном» виде (корень + окончание) никогда не встречаются. Они присутствуют в словах только в сочетании с аффиксами ( и ) или другими ми: «-де-» - « – надеть – переодеть»; «-ня-» - «занять – отнять – снять – перенять»; «-пт-» - « – пташка – птенец»; «-сяг-» - «присяга – посягать», «-у-» - « – разуть»; «-ул-» - «улица – проулок – – переулок»; «-й-» - «пойти – войти- перейти- зайти».

В русском языке есть одно слово даже с нулевым корнем – «вы-нуть». При подборе однокоренных слов, он чередуется с морфемой «-ним-» - «вынуть – вынимать».

В сложных словах бывает два и более корней: «водонос – водопад – водосброс – водолей- водолаз – водохранилище». Часто в таких словах встречаются корни в усеченном виде: «корпункт – кор(респонтентский) пункт».

Видео по теме

Обратите внимание

Если в родственных словах происходит чередование в корне одного согласного с двумя, то они входят в состав корня: «любить – люблю», «слепой – ослепление» («л» в этих примерах не является суффиксом, а входит в корневую морфему).

Источники:

  • Корень слова
  • улица корень слова

В любом языке невозможно представить себе слово, не имеющее корня. Есть и слова, состоящие только из корня: бор, дом, кол. Другие морфемы носят вспомогательную, дополняющую функцию, и только в корне заключено значение.

Однокоренные слова

Все слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными. Они могут принадлежать как к одной части речи (кот – котик – котофей – котище), так и к разным (пуск – пускать – пусковой).

Сложные слова

Один корень в есть обязательно. Но , состоящие из двух корней. Такие слова называются сложными. Так, слово «пешеход» имеет два коря: «пеш» и «ход».

Омонимичные корни

Встречаются слова, корни которых пишутся одинаково, но значения они имеют разные. Таковы корни у омонимов – слов одинаковых , но разных по значению: слова «ключ» в значении «источник» и «ключ» в значении «приспособление для открывания двери, отмычка» пишутся одинаково, но у слова «ключ» в первом значении однокоренным словом будет, например, « (вода)», а во втором значении – «ключник».

Чередование звуков в корне

Бывает, что гласные или согласные звуки в одном и том же корне в разных однокоренных словах пишутся по-разному, чередуются, например «бег – бежать» или «положить – прилагательное». Понять, как именно корень в том или ином слове, помогают правила. Иногда это зависит находится гласная под ударением, или нет (загар – загорелый), иногда от того, на какую букву заканчивается корень (рос – выращен), порой – от значения слова, например макать (погружать в жидкость) и мокнуть (пропитываться влагой). Чередование звуков обусловлено историческими процессами, происходящими в языке (историческое чередование) или особенностями произношения (фонетическое чередование).

Сращивание корней

В результате изменений в языке некоторые корни « » , суффиксами. В таких словах можно выделить исторический (этимологический) корень и современный, принятый в языке на данный момент. Так, в слове «заводской» этимологический корень «вод», современный – «завод». Такие корни называются связанными. Корни современных слов, совпадающие с этимологическими, называются свободными – таких в русском языке большинство.

Видео по теме