Да винчи брауна. Код Да Винчи (роман). Предшественники и обвинения в плагиате

9.2 Джироламо Савонарола

Переломный год

Ренессанс как никакая другая эпоха связан с яркими личностями, харизма которых меняет ход истории. И если у самых истоков эпохи Возрождения стоит Франциск Ассизский, поэт и мистик, то у ее конца - доминиканец Джироламо Савонарола, тоже поэт и мистик, но совершенно другого склада. Это как бы две крайние точки, между которыми раскачивается маятник истории. И мне хотелось бы остановиться поподробнее на личности, очень неоднозначной и очень яркой и непонимаемой - Джироламо Савонарола. Но прежде мне бы хотелось сказать, почему эта личность знаменует собой конец Возрождения. Во-первых, мне хотелось бы показать, что в один и тот же год произошло очень много интересных событий, а этот год - 1492 год - в истории переломный, по многим показателям.

Во-первых, в этом году умирает Лоренцо Великолепный, глава Флорентийской республики, при котором Флоренция достигла наивысшего культурного и экономического роста, меценат, давший зеленый свет, дорогу, все условия для многих художников, человек, который сосредоточил, с одной стороны, максимальную власть, с другой стороны, очень часто его обожали самые бедные, потому что он и им давал возможность заработать, получить работу и т.д. Мы о нем говорили уже. Вот он умирает, и ему наследует его сын Пьеро, на котором, как говорится, природа отдохнула (о нем тоже мы будем говорить), и закат, можно сказать, власти Медичи происходит очень быстро.

В этом же году, в 1492 году, умирает художник Пьеро делла Франческа, один из столпов Кватроченто, человек, который сделал очень много для продвижения искусства, продвижения живописи, для формирования того, что мы и называем искусством Кватроченто.

В этом же году умирает папа Иннокентий VIII и римским папой становится Александр VI, Родриго Борджиа - наступает эпоха нечестивых пап, пап, как мы бы сейчас сказали, коррумпированных. Хотя и до этого папы не были ангелами, но, наверное, на вершине вообще вот такого страшного папства стоит именно Борджиа.

Но в этом же году, в 1492 году, Христофор Колумб открывает Америку. Мир невероятно расширяется, и вот это расширение мира тоже знаменует собой совершенно новую эпоху - эпоху, которая мыслит уже не только в пределах европейской ойкумены, а мир, который невероятно расширяется, ведь, как известно, Колумб плыл на восток открывать Индию, но открыл самую западную часть мира – Америку.

В этом же году в Испании заканчивается Реконкиста. 2 января пала Гранада, последняя арабская крепость, а 3 августа все евреи были изгнаны из Испании. И это тоже говорит о многом. Во всяком случае в Испании заканчивается такой светлый, относительно светлый период. Когда равно процветали христиане, иудеи и мусульмане, и те и другие достигли очень больших культурных высот. Но после брака Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского образовалась испанская, католическая империя, которая уже не терпела никакого инакомыслия. Итак, в Испании заканчивается Реконкиста, то есть все освобождено, все зачищено, торжествует вера, которая видит себя в силе и в репрессиях.

1492 год - это год конца света по календарю, который отсчитывает года от сотворения мира. Его иногда называют византийским календарем, потому что по нему, в основном, жила восточная часть христианского мира. Западная часть христианского мира больше жила по летоисчислению от Рождества Христова, но и на Западе тоже с ужасом ждали этого страшного года - 7000 лет от сотворения мира. Все-таки и 1000 год прошел, когда западная часть христианского мира очень, так сказать, настраивалась на конец света, и вот наступал новый конец света.

Конца света, как мы знаем, не наступило, но наступил закат Возрождения, потому что его следующий взлет, который называют Высоким Возрождением, будет связан совершенно с другими ценностями, другими ориентациями, с другой культурной ситуацией, даже с другой духовной наполненностью. Ну, если мы говорим о христианском мире вообще, то интересно, что в этот год на Руси вводится новое летоисчисление: начало года переносится с 1 марта на 1 сентября, хотя на Руси 7000-летия ждали тоже с большим страхом. Но о Руси мы сегодня еще вспомним в связи с Джироламо Савонарола.

Фра Джироламо из Феррары

Переходим к нему, потому что он действительно знаменует собой поворот, если не конец, то по крайней мере очень сильный поворот в культуре Возрождения. Иероним, или по-итальянски Джироламо Савонарола родился в 1425 году в Ферраре. Происходил он из старинного рода города Падуи, хотя его семья переселилась в Феррару, где он родился. Дед его был известным врачом. Джироламо был третьим ребенком в семье Николо Савонаролы и его жены Елены Буонокорси. Достаточно знатная, достаточно образованная семья, поэтому Джироламо получил хорошее образование. Отец готовил его к медицинской карьере, но с детства в нем была особая, глубокая религиозность, некоторая замкнутость, склонность к аскетике, к уединению. Он рано увлекся духовными сочинениями, особенно полюбил Фому Аквината, и решил поступить в монастырь. Некоторые исследователи пишут, что в монастырь он пошел, что называется, с горя, потому что его отвергли, у него была неудачная любовь к дочери флорентийского изгнанника Строцци. Но так ли это, история умалчивает, потому что по своему характеру этот человек вряд ли был особенно склонен к семейной жизни.

В 1475 году Джироламо тайно бежал из родительского дома в Болонью и постригся в доминиканском монастыре. Там вел жизнь достаточно суровую. Даже свои книги, которые он любил, он принес с собой в монастырь и все подарил братии, оставив себе только Библию. Он посвящал все свободное от молитв время изучению святоотеческого наследия.

То есть получив светское образование, он хотел досконально изучить все, что дает церковное образование, и надо сказать, что он в этом преуспел. Он стал одним из самых образованных людей своей эпохи. В одном из стихотворений, а он был поэтом, и очень незаурядным поэтом, в стихотворении о падении церкви он сетует, что у людей нет прежней чистоты, учености, христианской любви, а главная причина - это порочность пап и продажность клира. Ну, в этом, к сожалению, он был прав. Настоятель монастыря, видя его горение, поручил ему обучать новичков, новициев, как они называются в монастырях, и проповедовать, потому что видел, что его горение и ученость, его сила слова сильно воздействуют на людей.

Его посылали проповедовать в Феррару, во Флоренцию, в другие города. Флоренция в это время находится под властью Медичи, Лоренцо Великолепного, и фра Джироламо флорентийцы очень хотели оставить у себя, тем более что Медичи покровительствовали доминиканскому монастырю Сан-Марко, тому, который, собственно, был расписан в это время, чуть-чуть раньше, Фра Беато Анджелико, и вот они предлагали ему именно там быть если не настоятелем, но по крайней мере учителем.

И многие гуманисты были увлечены Савонаролой. Он поражал всех своей эрудицией, образованностью, пламенностью веры. Одним из его поклонников стал Пико делла Мирандола. Он и рассказал о нем Лоренцо Медичи, и тот в 1490 году добился перевода Савонаролы во Флоренцию.

Хотя при первом посещении Флоренции Джироламо отказался и уехал в маленький город Сан-Джиминьяно, где тоже продолжал проповедовать, и туда стекались толпы из других городов, чтобы послушать его. И все-таки Медичи, который собирал все лучшее у себя - и художников, и скульпторов, и произведения искусства, - и вот захотел, так сказать, иметь у себя в городе и самого выдающегося проповедника этого времени.

Толкователь Апокалипсиса

Итак, действительно, в 1490 году Савонаролу переводят во Флоренцию, его орден доминиканский и монастырь Сан-Марко доминиканский, и там он становится таким штатным проповедником, штатным учителем. Он сразу сделался любимцем монастыря, он сразу находил общий язык с монахами, но с Лоренцо Медичи у него сразу сложились очень напряженные отношения, потому что он понимал, что он может быть независимым от Лоренцо, только сделав вот эту вот искусственную дистанцию, и он с самого начала поставил себя очень независимо, с чем Лоренцо вынужден был считаться.

Слава проповедника росла, росла не по дням, а по часам. Особенно пользовались любовью и популярностью его лекции с толкованием Апокалипсиса. Понятное дело, все ждали этого конца света, 7000 лет от сотворения мира, и, воспользовавшись этим, Джироламо толковал что же это такое – конец света. В монастырь стали приходить не только монахи, но и светские люди, даже очень знатные люди, и его проповеди с каждым разом звучали все более жестко, более обличительно.

Он стал не просто толковать Апокалипсис, а просто обличать нравы флорентийцев, показывая, что если мы действительно ждем конца света, то мы к нему должны готовиться: «Я вижу прелатов, - говорил Савонарола, - не заботящихся о своей духовной пастве, но развращающих ее своими дурными примерами. Священники разбрасывают достояние церкви; проповедники проповедуют пустое тщеславие; служители религии отдаются всяким пиршествам; отцы и матери дурно воспитывают детей; князья давят народы, разжигают страсти; граждане и купцы думают только о наживе, женщины – о пустяках… Я не могу молчать, я должен вам говорить; слово Божие в моем сердце горит неугасимым огнем; если не отступлю, оно сожжет мозг костей моих. Князья Италии посланы ей в наказание» и т.д. и т.д. То есть это удивительная такая речь, которая полна обличительного пафоса, и, что существенно, это была правда. Все, что он говорил, - это была правда.

Он говорил: «Ступайте в Рим! Вместо христианства прелаты там отдаются поэзии и красноречию. В их руках вы найдете не творения святых отцов, а Горация, Вергилия, Цицерона; из этих книг они учатся управлять душами». Нельзя сказать, что он был против Горация и Цицерона, он сам их прекрасно знал, но он видел вот этот перекос, перекос в сторону. Если христианская культура называет себя христианской, но, так сказать, предпочитает больше языческих поэтов, то он видел в этом, что Рим становится Вавилоном.

Но ведь действительно, мы говорили уже о том, что приходит папа Борджиа, а это, в общем, фигура далеко неоднозначная. И сам Савонарола говорил о себе: «Грехи Италии делают меня пророком». Его действительно считали пророком, и многие его предсказания, как ни странно, сбывались. Например, он предсказал смерть папы Иннокентия, он предсказал нашествие французского короля и другие события.

Народ был готов его слушать сутками и верить каждому его слову. Фра Джироламо выступал против излишеств, осуждал роскошь женских нарядов - и дамы переставали надевать украшения хотя бы в церковь. Он проповедовал о бедности и нестяжании - и купцы возвращали несправедливо нажитое добро. Он говорил о чистоте, верности, святости брака - и гулящие мужья возвращались в свои семьи. То есть его проповедь начинала приносить плоды, но плоды, которые не всегда нравились сильным мира сего.

Известно, что перед смертью - а напомню, что Джироламо Савонарола прибыл во Флоренцию уже в 1490 году, поселился в ней, хотя бывал до этого и раньше, а в 1492 году, то есть через 2 года, умирает Лоренцо Великолепный - и перед самой смертью он призывает фра Джироламо к себе как священника и просит отпустить ему грехи, но тот обличает его и призывает его к полному покаянию, на что, конечно, Лоренцо не согласен, потому что из всего того, что перечисляет фра Джироламо, он в половине этого греха не видит. Напротив, он считает себя великим, он считает себя тем человеком, который создал Флоренцию, и не собирается во всем каяться. Тогда Савонарола отказывает ему в отпущении грехов, и Лоренцо Медичи умирает, так и не получив это отпущение.

После смерти Лоренцо Великолепного правителем Флоренции становится его старший сын Пьеро Медичи, на котором, как мы уже сказали, природа отдохнула. Он не был таким ярким человеком, он не настолько заботился о Флоренции. Он был нельзя сказать, что беспутным человеком, но он был неудачным политиком. Он сразу сдал Флоренцию французскому королю Карлу VIII, двинувшемуся на Неаполь, и вместо того, чтобы выйти, так сказать, на помощь Неаполю, он уступил даже не саму Флоренцию, а ряд земель, по которым король должен был пройти. Флорентийцы не простили ему это и просто изгнали его из Флоренции, и Флоренция осталась без лидера, и вот неформальным лидером стал Джироламо.

Лидер Флоренции и наставник королей

Джироламо Савонарола практически становится лидером Флоренции. Он продолжает проповедовать. Он пишет трактаты об управлении, он пишет письма королям о том, как нужно править этим миром. Папа пытается привлечь его на свою сторону, но многократно обличаемый папа Борджиа никак не мог рассчитывать, конечно, на союз с Савонаролой. Он даже предлагал ему стать архиепископом Флоренции, он предлагал ему кардинальскую шапку, но Савонаролу невозможно было купить вот такими преференциями, и он все больше и больше обрушивается на распущенность папы и на искажение папства.

Скоро папа запрещает Савонароле проповедовать, и тот даже на некоторое время покидает Флоренцию, но потом возвращается. Некоторое время он занимается реформой монастыря, продает церковное имущество, изгоняет из монастыря всякую роскошь, обязывает всех монахов работать, усиливает образование, что очень важно. Иногда его рассматривают только как такого мракобеса, который только всех обличает. На самом деле он очень много заботился об образовании монахов. Он, например, для проповеди среди язычников учредил в своем монастыре кафедры греческого, еврейского, турецкого и арабского языков и обязал монахов не только работать, но и учиться.

После изгнания Пьеро Медичи во Флоренции восстанавливается республиканское правление. В этом тоже принимает участие Савонарола. Избирается совет для управления городом, потому что прежде синьория скорее была таким декоративным органом при Лоренцо Великолепном, сейчас это становится действительно республиканское правление. Но сам фра Джироламо не захотел ни принять никакую должность, ни войти в какой-либо совет. Он остается неформальным лидером Флоренции. Он проповедует и учит. Он провозглашает синьором и правителем Флоренции Иисуса Христа, а себя называет Его слугой. Но, конечно, кроме того, что он способствовал такому политическому обновлению Флоренции, конечно, он предпринимает решительные меры против ростовщиков и менял, что, конечно, не нравится тем, кто сколачивает на этом свой капитал. Он наживает себе врагов.

Полиция покаяния

Он был все-таки очень горячим человеком. Он не только резко обличает грехи. Он заходит иногда очень далеко. Он, например, грозит наказаниями. Так, он призывает вырывать языки святотатцам, развратников жечь живыми, азартных игроков наказывать огромными штрафами. Он начинает прибегать к довольно сомнительным мерам. Он организовал отряд мальчиков, которые врывались в знатные дома с целью следить за исполнением десяти заповедей. Они бегают по городу, отбирают игральные карты, кости, светские книги, флейты, отбирают у дам духи и т.д. То есть это уже перешло границы, потому что сначала он сосредотачивается действительно на реальной проповеди, на реальных обличениях, на том, что люди должны быть не праздными, а молиться, учиться или трудиться, а сейчас он, уже чувствуя вот эту свою власть, он начинает уже полицейскими мерами изгонять грехи из Флоренции.

Савонарола обрушивается и на современное ему искусство, упрекая художников за то, что в храмах они изображают святых с лицами реальных людей, а молодые люди, видя тех людей на улицах, говорят: «Вон пошла Магдалина, вон святой Джованни (святой Иоанн), а вот Пресвятая Дева Мария», показывая на какую-нибудь прекрасную флорентийку. Он ощущал, что искусство теряет свою религиозную высоту и чистоту, он видел это обмирщение, но он не знал, как с этим бороться, и поэтому он предлагал, например, сжигать картины вольного содержания на площади, книги сомнительного содержания тоже сжигал на площади. И отсюда, собственно говоря, вот эта идея - было так, не было, в общем, до конца не доказано, - что несколько своих картин под его влиянием сжег и Боттичелли. Но мы говорили о том, что Боттичелли действительно в это время очень резко меняет ракурс своего искусства, но он вовсе не перестает работать.

Противостояние с Римом

На стороне Савонаролы были люди из народа, так называемая партия «белых». Враги называли их «плаксами», потому что они все время говорили о покаянии, старались каяться, как бы все время плакали о своих грехах. Против Савонаролы были «беснующиеся», приверженцы аристократического республиканского правления, те, которые хотели вернуть то, что было при Лоренцо Медичи. И были «серые» - это реально та власть, которая стояла за Медичи и хотела вернуть и Пьеро Медичи, и вообще власть вот таких вот олигархов, как бы мы сейчас сказали.

Светская молодежь постоянно грозила убить Савонаролу. На него постоянно доносили папе. На него совершали покушения. Его вызывали в Рим, но в Рим Савонарола ехать отказывался, потому что он не видел в церкви той силы, которая может реально судить. Наоборот, он все с большей и большей яростью обрушивался на папу. Интересно, что в это время инквизицию возглавляли доминиканцы, и когда папа поручил доминиканцам, собственно, инквизиции рассмотреть содержание проповедей Савонаролы, они, конечно, не нашли в них никакой ереси. Да, собственно, ереси в них и не было, скорее, в них была неуравновешенная ярость, но суть проповедей была абсолютно правильной.

12 мая 1497 года папа Александр VI отлучил Джироламо Савонаролу от церкви, назвав его учение подозрительным, то есть он не мог назвать его еретическим, но он его называет подозрительным, и призывает его явиться на суд в Рим, но фра Джироламо отказывается и пишет послание против лживой буллы об отлучении, где доказывает, что папа не прав. В это же время он публикует свое сочинение «Триумф Креста», в котором он защищает истинное католическое вероучение и объясняет смысл догматов и таинства церкви, которые, как он считает, напрочь забыты его современниками, то есть если бы они помнили о тайне Креста, они бы жили благочестиво. Самый главный пафос.

В последний день карнавала 1498 года Савонарола после торжественного богослужения совершает сожжение анафемы, то есть он сжигает вот эту папскую буллу, где осуждается и предается анафеме и отлучению Савонарола. В ответ на это папа снова потребовал его на суд и пригрозил отлучением уже не только самого его, но и всех, кто слушает Савонаролу. Но проповедь не заканчивается, она продолжается. Более того, Савонарола требует созыва Вселенского собора, который выше папы по учению церкви, чтобы доказать, что, наоборот, папа – еретик, и что его нужно низлагать.

После второго вердикта об отлучении папа приказывает синьории Флоренции запретить Савонароле проповедовать на улицах Флоренции и в храмах, и, к сожалению, совет города должен был с этим согласиться. Савонарола вынужден был замолчать, потому что в храмы его уже не пускали и на площадях люди тоже от него шарахались и сторонились, потому что боялись отлучения от церкви их самих. Было понятно, к чему идет дело.

Испытание огнем и казнь проповедника

18 марта 1498 года Савонарола пишет письмо государям, в котором призывает их созвать Вселенский собор, чтобы низложить папу. Письмо к французскому королю Карлу было перехвачено, оно попадает в руки папы, и это еще один повод обвинить Савонаролу, теперь уже почти что в государственной измене. Но есть такая традиция - испытание огнем, когда, чтобы доказать, что ты не еретик, ты должен пройти через огонь. Но, как правило, пройти сквозь огонь предлагали двум человекам: и тому, который отстаивает истинное учение, и тому, который отстаивает, по мнению суда, ложное учение. Выбрали доминиканца и францисканца – два ведущих монашеских ордена, которые в это время олицетворяли собой незыблемость учения церкви.

Итак, монах-францисканец и представитель доминиканства Савонарола должны были пройти через огонь. Испытание было назначено на 7 апреля 1498 года, но оно не состоялось, потому что оппонент Савонаролы, францисканский монах, не явился, а фра Джироламо отказался идти сквозь огонь один. Его тут же обвинили в трусости. Есть, кстати, предание о том, что Савонарола мог бы одержать победу, потому что через 40 минут после назначенного времени, когда он должен был пройти через огонь, начался дождь, и испытание огнем могло бы превратиться в настоящий триумф Савонаролы, потому что этот дождь мог бы просто загасить огонь, и тем самым все бы восприняли как знамение с неба и чудо. Но такого не случилось, и Савонаролу обвинили в трусости.

На другой день к монастырю Сан-Марко пришла разъяренная толпа, при помощи стражников были открыты монастырские ворота, и Савонаролу взяли под стражу и заключили в темницу. Папа назначил следственную комиссию, в основном, конечно, из партии «беснующихся». Это было понятно, что никто из «плакс» даже не мог туда войти. Начались допросы и пытки. Тогда суд велся всегда с применением пыток, потому что считалось, что человек говорит правду именно тогда, когда он чувствует боль. Савонаролу пытали 14 раз в день, заставляли впадать в противоречия, угрожали, вынуждали у него давать ложные признания и т.д. и т.д. То есть то, как велся тогда суд, хорошо описано, это даже не стоит повторять. При этом Савонарола умудрялся в темнице писать сочинения. Последнее его сочинение называлось «Руководство к христианской жизни», и оно написано им за несколько часов до смерти. По просьбе тюремщика он писал это на переплете одной книги, потому что у него не было бумаги, и поэтому тюремщик просто дал ему какую-то книгу, и он писал это свое сочинение вот на этой свободной от других текстов бумаге.

23 мая 1498 года Савонарола при огромном стечении народа был повешен, а потом его тело сожжено. Вместе с ним были казнены и двое его последователей - монахи Доминик и Сильвестр. Но учение Савонаролы было оправдано папой Павлом IV. Это произошло уже через полвека. А в XVII веке в его честь была даже составлена служба, то есть можно сказать, что он был признан святым, во всяком случае, местночтимым.

Знамение пререкаемое

Сегодня мнения о его деятельности очень расходятся. Одни идеализируют его, превознося его честность, прямоту, широкие планы, действительно глубокие богословские сочинения, его образованность, вспоминают ту реальную ситуацию, которую он обличал, и видят в нем реформатора. И действительно, очень многие вещи, которые предлагал Савонарола, потом были использованы в католической реформе, которая считается контрреформацией. А другие доказывают, что он, выступая вначале как реформатор, стал демагогом, на чем и потерпел поражение. Третьи вообще считают его мракобесом, и у нас, в нашем российском менталитете, утвердилось, такое мнение, что Савонарола был таким обличителем, мракобесом, что он был против искусства, против науки и т.д., но на самом деле это не так, конечно.

В городе Феррара поставлен памятник Савонароле, так что в Италии, в общем, его высоко ценят. Есть такая неплохая книжка, которая выпущена была на русском языке издательством францисканцев, где рассматривается его биография и все плюсы и минусы исследованы.

Как предтечу реформации его ценил Лютер, и поэтому, например, в Вормсе на пьедестале памятника Лютеру есть и фигура Савонаролы.

Как бы отголосок его влияния есть и в нашей истории. Нашей - я имею в виду российской истории. Среди учеников Джироламо Савонаролы был греческий монах Михаил Триволис, ученый-гуманист, книжник, богослов. После казни учителя он уехал из Флоренции, вернулся в Грецию и постригся на Афоне в Ватопедском монастыре, а в 1515 году, по приглашению великого князя Василия III, прибыл на Русь для исправления книг. Мы его хорошо знаем. Это Максим Грек, замечательный церковный писатель, справщик книг, богослов, страдалец, потому что здесь его ждала судьба не менее трагическая, чем у его учителя, разве только, что его не казнили и он умер своей смертью.

Но умер, в общем-то, просидев много лет в темноте, в основном, в монастырских тюрьмах, всего лишь навсего за неточности перевода, за то, что он хорошо знал многие языки, в том числе латынь, греческий, еврейский, итальянский, но не очень хорошо знал славянский. И люди, которые к нему были приставлены для помощи в этих переводах, может быть, это они не все правильно записали, но его обвинили в искажении текста Священного Писания и упекли, что называется, в темницу. Но вот интересное такое продолжение истории Джироламо Савонаролы таким эхом отразилось и в русской истории. До конца своей жизни Максим Грек очень высоко ценил Савонаролу и даже ссылался на него в некоторых своих сочинениях.

Литература

  1. Виларе Паскуале. Джироламо Савонарола и его время. М., АСТ, 2004.
  2. Осокин Н. А. Савонарола и Флоренция. Казань, 1865.
  3. Тито С. Ченти. Джироламо Савонарола. Жизнеописание. Молитвы из темницы. М.: Изд. Францисканцев, 1998.
  4. Херманн Х. Савонарола: Еретик из Сан-Марко. М. Прогресс, 1982.

Биография

Здесь Савонарола, уже славившийся как учёный, был назначен почётным чтецом при братии и наставником послушников. В г. Савонарола проповедовал в церкви Сан-Лоренцо, но не имел успеха.

Это заставило его заняться исправлением своих недостатков. Он отправился проповедовать в небольшой городок Сан-Джиминьяно , где пробыл два года, увлекая слушателей своими речами.

Взлёт

В это же время Савонарола познакомился в Реджио с Джованни Пико делла Мирандола , который его страстно полюбил. Под влиянием Пико, Лоренцо Медичи вызвал Савонаролу из Генуи во Флоренцию ( г.), и он снова занял кафедру учителя в Сан-Марко.

Он утверждал, что, подобно ветхозаветным пророкам , передаёт лишь веления Божии, угрожал проклятием тому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал испорченность нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений.

В своих вдохновенных проповедях Савонарола часто смешивал свои мысли с текстами Св. Писания, говоря в своё оправдание, что «слова эти недавно сошли с небес».

Его влияние усилилось благодаря исполнению некоторых его предсказаний - смерти папы Иннокентия, нашествию французского короля и др. Ласковое и сердечное обращение с братией сделали Савонаролу любимцем монастыря, и в г. он был единогласно избран настоятелем Сан-Марко.

Он сразу поставил себя в независимое положение по отношению к Лоренцо Медичи , отказавшись явиться к нему с выражением почтения; Лоренцо пришлось уступить монаху.

Известна речь Савонаролы против роскоши женских нарядов, после которой все дамы перестали надевать в церковь украшения. Нередко под влиянием проповеди Савонаролы богатые купцы возвращали городу несправедливо нажитое добро.

Пьеро ди Лоренцо Медичи запретил Савонароле произносить проповеди в течение поста; Савонарола принужден был покинуть Флоренцию и отправиться в Болонью ( г.). Здесь он вызвал гнев жены правителя Болоньи : она приказала своим телохранителям убить Савонаролу за то, что он назвал её в церкви дьяволом.

Возвращение во Флоренцию

Враги Савонаролы восстановили против него папу, который пригласил Савонаролу в Рим ; но тот под предлогом болезни отказался, продолжая свои обличительные проповеди.

После удаления французской армии для республики настали тяжёлые времена: свирепствовали болезни, начался голод, финансы были истощены; герцог Миланский призвал против Флоренции императора Максимилиана , который осадил Ливорно . Синьория умоляла Савонаролу успокоить народ. Савонарола устроил процессию, чтобы поднять народный дух, истощенный многочисленными невзгодами, несмотря на то, что папа снова запретил ему проповедовать (28 октября).

Светская литература гуманизма и возрождавшаяся классическая древность нашли в лице Савонаролы непримиримого врага; он даже доказывал вред науки вообще. В среде разгульной молодежи возникло общество (Compagnacci), задавшееся целью убить Савонаролу в праздник Вознесения, но друзья и на этот раз спасли Савонаролу.

Потом «беснующиеся» произвели переполох в церкви во время проповеди Савонаролы, не дав ему закончить речи, а 12 мая г. папа Александр VI , назвав учение Савонаролы «подозрительным», отлучил его от церкви. Савонарола протестовал; 19 июня появилось его «Послание против лживо испрошенной буллы об отлучении», где он отказывался повиноваться отлучению, «противному христианской любви и заповедям Господним», и заявлял, что несправедливо отлученный имеет право апеллировать ко Вселенскому собору.

В это время Савонарола выпустил в свет своё знаменитое сочинение «Триумф Креста», в котором дана блестящая защита истины католического вероучения, объяснены догматы и таинства католической церкви.

В последний день карнавала г. Савонарола совершил торжественное богослужение и «сожжение анафемы». Тогда папа прислал бреве , где требовал отправки Савонаролу в Рим или заключения его в тюрьму, угрожал интердиктом всей Флоренции и отлучал всех, кто будет говорить с Савонаролой или слушать его.

Однако, синьория долго не решалась тронуть Савонаролу; проповеди его продолжались, он развивал мысль о необходимости созвать Вселенский собор, так как папа может заблуждаться. В это же время появилось сочинение Савонаролы «О правлении и законодательстве города Флоренции».

После второго папского бреве синьория запретила Савонароле проповедовать; 18 марта он простился с народом. Он написал «Письмо к государям», в котором убеждал их созвать Вселенский собор для низвержения Папы. «Письмо» было послано сначала к французскому королю Карлу VIII , но было перехвачено и попало в руки Папы. Флоренция взволновалась.

Разочарование народа и казнь

Чтобы испытать справедливость учения Савонаролы, был назначен суд Божий - испытание огнем. Это была ловушка, устроенная «беснующимися» и францисканцами. Савонарола и монах-францисканец должны были пройти 7 апреля среди костров, но испытания огнем не состоялось. Народ разочаровался в своём пророке, обвиняя его в трусости.

На другой день монастырь Сан-Марко был осажден разъяренной толпой; Савонарола вместе с его друзьями, Доменико Буонвичини и Сильвестро Маруффи, был взят и заключён в темницу. Папа учредил следственную комиссию из 17 членов, выбранных из партии «беснующихся». Допросы Савонаролы и пытки велись самым жесточайшим образом; его пытали по 14 раз в день, заставляли впадать в противоречия допросами, упреками и угрозами вынудили признаться, что все его пророчества - ложь и обман.

Савонарола проповедующий. Деталь памятника Лютеру. Вормс.

За время следствия, которое велось около месяца, Савонарола написал в тюрьме несколько сочинений: «Размышление о », где он нападал на папу и духовенство, «На Тебя, Господи, уповаю» и «Руководство к христианской жизни». Последнее сочинение написано Савонаролой за несколько часов до смерти на переплёте одной книги, по просьбе тюремщика. 22 мая ему был объявлен смертный приговор; 23 мая г. при огромном стечении народа он был повешен, а потом тело его сожжено.

Учение Савонаролы было оправдано Павлом IV , а в XVII в. в его честь был учрежден один из обрядов во время таинства ведения католической службы. В г. Савонароле поставлен памятник в Ферраре; статуя его, как одного из предшественников Реформации, входит в состав памятника Мартину Лютеру в Вормсе . В оценке значения деятельности Савонаролы мнения расходятся. Одни, идеализируя его честность, прямоту и широкие планы, видят в нём реформатора, обличавшего пороки церкви; другие напоминают, что он жил средневековыми идеями, не создал новой церкви и был сторонником строгих католических догматов.

Литература

  • Хорст Херманн, «Савонарола: Еретик из Сан-Марко» (М.: Прогресс, 1982);
  • Паскуале Виллари, «Джироламо Савонарола и его время» (М.: АСТ, 2004);
  • Ал. Алтаев, «Костры покаяния» (М.: Композитор, 1993);
  • Тито С. Ченти, «Джироламо Савонарола. Жизнеописание. Молитвы из темницы» (М.: Изд. Францисканцев, 1998);
  • A. G. Rudelbach, «Hieronymus Savonarola und seine Zeit» (Гамб., 1835);
  • F. K. Meier, «Girolamo S.» (Берл., 1836); K. Hase, «Neue Propheten» (Лпц., 1851, 1860);
  • F. T. Perren, «Jérôme S., sa vie, ses prédications, sesécrits» (Пар., 1853);
  • R. R. Madden , «The life and martyrdom of Girolamo S.» (Л., 1854);
  • Pasquale Villari, «La Storia di Girolamo S. e de’suoi tempi, con l’ajuto di nuovi documenti» (Флоренция, 1859);
  • С. Sickinger, «S., sein Leben und seine Zeit» (Вюрцбург, 1877);
  • K. Clarck, «S., his life and times» (Л., 1878);
  • Aquarone, «Vita di Fra Jeronimo S.» (Алесс., 1857);
  • A. Cappeli, «Fra Girol. S.» (Модена, 1869);
  • M. H. Петров, «Савонарола» (в «Очерках»);
  • Н.А. Осокин , «Савонарола и Флоренция» (Казань, 1865);
  • А. К. Шеллер, «Савонарола» (биография, библиотека Павленкова, СПб., 1893).
  • М. Пушкина, «Дети Савонаролы» (Москва, 2009)

В культуре

  • В видеоигре Assassin"s Creed II Савонарола является одним из антагонистов, пользуется «Частицей Эдема» для установления диктатуры во Флоренции. Убит во время своего сожжения Эцио Аудиторе да Фиренце скрытым клинком. Так же косвенно упоминается в видеоигре Assassin’s Creed: Brotherhood .
  • В сериале Нила Джордана "Борджиа" роль Савонаролы исполняет актёр Стивен Беркофф.

Ссылки

  • Савонарола в тисках средневековья. Программа «Эха Москвы» из цикла «Всё так»

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 21 сентября
  • Родившиеся в 1452 году
  • Родившиеся в Ферраре
  • Умершие 23 мая
  • Умершие в 1498 году
  • Умершие во Флоренции
  • Философы по алфавиту
  • Проповедники
  • Доминиканцы
  • Аскетизм
  • Церковные деятели XV века
  • История Флоренции
  • Отлучённые от церкви
  • Казнённые религиозные деятели
  • Повешенные
  • Сожжённые на костре

Wikimedia Foundation . 2010 .

Джироламо Савонарола

Савонарола (Savonarola) Джироламо (21 сентября 1452, Феррара – 23 мая 1498, Флоренция ) – итальянский религиозный проповедник и реформатор эпохи Возрождения. Происходил из старинного падуанского рода. В 1475 году вступил в доминиканский орден. К концу 80-х годов снискал большую известность как проповедник, бичующий пороки церковной жизни и нравы общества. В 1489 году направлен во Флоренцию, в 1491 году избран настоятелем монастыря Св. Марка, в котором провел преобразования, направленные на строгое соблюдение монашеских обетов и уставов. После изгнания Медичи из Флоренции в 1494 году стал вдохновителем изменений в политической системе, восстановивших республиканские порядки, а также реформы нравов, подразумевавшей усиление аскетических начал в повседневной жизни народа. С этой целью, в частности, проводились сожжения «суеты» (предметов развлечений). Поощрял занятия монахов изящными искусствами, философскими и богословскими науками, древними языками, спас от расточения библиотеку Медичи. Подчеркивал роль разума в исследовании и доказательстве истин вероучения, в восхождении к высшим уровням познания.

О.Ф. Кудрявцев

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 480.

Савонарола (Savonarola), Джироламо (21.IX.1452 - 23.V.1498) - флорентийский религиозно-политический деятель. В семье деда, знаменитого врача и ученого, Савонарола получил гуманистическое воспитание; но в 1475 году бежал из дома и вступил в монастырь ордена доминиканцев в Болонье. С 1479 года выступал с проповедями в Ферраре, с 1482 года - во Флоренции, Сан-Джиминьяно, Брешии. С июля 1491 года Савонарола - приор монастыря св. Марка во Флоренции, где восстановил строгость монастырского устава. В проповедях выступал против тирании Медичи, обличал царившие во Флоренции социальные контрасты, осуждал светский, чуждый христианству характер гуманистической культуры, резко нападал на политику и образ жизни римских пап, требуя глубокой реформы католической церкви в духе возвращения к апостольскому идеалу (впрочем, в вопросах вероучения Савонаролы не выходил за пределы ортодоксального католицизма). После падения тирании Медичи (1494) способствовал установлению во Флоренции республиканского строя, выдвинул план социально-политических реформ, отражавших интересы средних городских слоев, недовольных политикой Медичи. В значительной мере под влиянием Савонаролы во Флоренции была установлена система республиканского управления. Используя фанатически настроенные группы молодежи, Савонарола превратил их в своего рода "полицию нравов", организуя торжественные "сожжения суеты" - костры из предметов быта, произведений искусства и книг, противоречащих христианской морали. Обличения Савонаролы политики папства вызвали острый конфликт его с папой Александром VI , запретившим ему чтение проповедей. В 1497 году Савонарола был отлучен от церкви. В ответ Савонарола выступил с призывом созвать церковный собор для низложения папы. Не желая идти на разрыв с Римом, флорентийская синьория арестовала Савонаролу, ему были предъявлены обвинения религиозно-политического характера. По приговору синьории он был повешен, а труп его сожжен. Религиозные проповеди Савонаролы были впоследствии использованы сторонниками Реформации.

A. X. Горфункель. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.

Савонарола. В год французского нашествия во Флоренции вспыхнуло народное восстание против тирании Пьеро Медичи, под лозунгом «Народ и свобода!» Пьеро Медичи был изгнан, дома его фискальных агентов сожжены. В восстановленной республике огромное влияние на широкие слои населения приобрёл доминиканский монах Джироламо Савонарола. Он был связан со средними слоями горожан, но в своей борьбе с тиранией и папством опирался на самые широкие слои народа. По его предложению были созданы новые органы государственного управления: Большой совет - высший орган власти. Совет восьмидесяти и др. Все важные решения принимались на общем собрании полноправных граждан.

В своих страстных проповедях Савонарола обличал развратное духовенство и папу - Александра VI Борджа, известного своими злодеяниями и распутством, резко клеймил роскошь и тунеядство аристократии. «Богачи, - говорил он, - присваивают себе заработную плату: простого народа и дают, когда им это удаётся, вместо денег свои изношенные туфли»; «тираны и их должностные лица претендуют на то, чтобы бедняки в городе и крестьяне работали на них даром, а между тем не оказывают им должной защиты».

Савонарола стал полновластным правителем Флоренции. Он утверждал, что через него Флоренцией правит Христос. Савонарола не выдвигал программы коренных социальных преобразований и не затрагивал в своих проектах экономической основы могущества аристократии. Однако по его настоянию был проведён ряд демократических реформ: введён налог на доходы от недвижимого имущества, который взимался по прогрессивной шкале, ростовщики изгнаны из Флоренции и устроена ссудная касса, выдававшая нуждающимся мелкие ссуды за незначительный процент, несостоятельные должники освобождены от долгов. Обрушиваясь на богачей, Савонарола тем не менее не ставил вопроса о лишении их земельной собственности и денежных богатств. Но поскольку прогрессивный налог падал главным образом на старых и новых крупных землевладельцев, эта мера была популярна в кругах горожан среднего достатка. Подмастерья и наёмные рабочие по-прежнему были отстранены от управления, так как политическими правами обладали только члены цехов. Сохранились все косвенные налоги.

Савонарола ожидал, что его замыслы реформы церкви будут проведены в жизнь Карлом VIII , которого он изображал в своих проповедях орудием бога, призванного очистить мир от скверны

Стремление Савонаролы к «очищению нравов» во Флоренции принимало порой уродливые формы. В городе, на площади Синьории, пылали костры, на которых сжигались «соблазны мирской суеты» - предметы роскоши, богатые одежды и драгоценности, «безнравственные» книги (в том числе такие крупнейшие произведения литературы, как книги Боккаччо), картины и другие предметы искусства. Светская музыка, песни, развлечения были запрещены и заменены церковными процессиями, пением и танцами. Частная жизнь оказалась под суровым надзором; лица, не подчинявшиеся установленному регламенту, подлежали тяжкой каре.

Сторонники папы, Медичи и утратившая власть флорентийская аристократия вели ожесточённую борьбу против Савонаролы в самом городе. В 1497 г. папа Александр VI отлучил его от церкви, но Савонарола отказался подчиниться папе, заявив, что папская власть низвергает церковь, а, следовательно, является властью сатаны. Однако в своей борьбе против папы и духовенства Савонарола и в этот период открытого разрыва с Римом ограничивался требованием созыва церковного собора, который низложил бы папу, и проектом некоторых церковных реформ; порывать с католицизмом он не собирался.

В городе царили голод и безработица, так как закрылось много предприятий и работавшие в них были выброшены на улицу; кроме того, во Флоренцию прибывали массы крестьян, искавших убежища во время непрерывных военных действий. Налоговое бремя оставалось тяжёлым, ссудная касса не облегчила положения бедноты. Популярность Савонаролы среди народных масс уменьшалась. Окончательно подорвало его авторитет то обстоятельство, что французы, восстановившие грабежами против себя население, были вынуждены поспешно покинуть Италию. Савонарола был схвачен в 1498 г. приверженцами папы и Медичи, осуждён как еретик и казнён.

Причина падения Савонаролы заключалась главным образом в социальной неоднородности и неустойчивости тех слоёв населения Флоренции, которые были противниками единоличного правления Медичи. Наряду с плебейской беднотой среди них было немало колеблющихся элементов, принадлежавших к средним слоям торговцев и ремесленников, которые в обстановке экономического упадка стремились спасти своё обеспеченное положение. Эти элементы были противниками каких бы то ни было мер, направленных против собственности; именно их интересам отвечали умеренные реформы, проведённые Савонаролой. Что же касается плебейской оппозиции, то она не была способна вследствие своей классовой незрелости выдвинуть такую программу социальных преобразований, которая послужила бы основой для организованной борьбы народных масс. Разочаровавшись в Савонароле, народные массы не смогли выступить самостоятельно.

Непрочностью социальной опоры Савонаролы объясняется и то обстоятельство, что он возлагал свои надежды на внешнюю силу - на французов. В 1512 г. во Флоренцию с помощью Испании вернулись Медичи.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 109-111.

Савонарола (Savonarola) Джироламо (1452-1498) - итальянский христианский мыслитель, религиозный и социальный деятель, проповедник, поэт. Сочинения: при жизни издан политико-юридический трактат "Об управлении Флоренцией" (1498), посмертно - свод философских трактатов "Краткое изложение философии, морали, логики, разделение и достоинства всех наук" (1534), позднее - апологетическое обоснование всей системы догматов и таинств христианства "Триумф креста", нравственно-философский трактат "Размышления о псалме 51", религиозные трактаты "Об истине пророчества" и "Об откровении", катехический моральный кодекс "Руководство к христианской жизни", юношеский морально-этический трактат "О презрении к свету", воззвания, тексты проповедей, стихи, стансы. Родился в аристократической падуанской семье (дед - Михаил С. - был известным врачом и естествоиспытателем, отец - гуманистом), получил блестящее светское образование, никак не должное было бы инспирировать его решение пострига; с юности увлекался схоластикой и, в частности, произведениями Фомы Аквинского; ранние стансы посвящены "порче нравов и плачевному положению христианской церкви в светском мире".

После неудачной любви к дочери изгнанного из Флоренции Строцци бежал из дому, оставив дома свою первую книгу "О презрении к свету", и вступил в доминиканский юношеский орден, сдав в пользу монастыря не только деньги и имущество, но и все книги, кроме материнской Библии . Благодаря учености и истовости веры (делил время между молитвами и изучением патристики) быстро сделал церковную карьеру, продвинувшись от скромной должности чтеца при братии до функции профессионального проповедника, командируемого монастырем в различные города Италии. Именно проповедь стала истинным призванием С., а центральным содержанием его проповедей - апокалиптические пророчества гибели Италии за грехи и безверие, призывы ко всеобщему покаянию, бичевание прегрешений против аскезы и проклятия тем, кто не верит проповеди. Осознавал свою пророческую миссию как призвание Божие: "...грехи Италии силою делают меня пророком". Отличался предельной требовательностью к себе: после единственной неудачной проповеди в Сан-Лоренцо на два года замыкает себя в глуши Сан-Джиминья-но оттачивать мастерство. Результат был ошеломляющий: залы не могли вместить всех желающих; С. проповедует во Флоренции, Ферраре, Брешии и т.д., бичуя пороки не только паствы, но и пастырей, и, не стесняясь в выражениях, бичует образ жизни клира. Критика светского характера гуманистической культуры дополняется у С. критикой социально-политического характера, направленной против тирании Медичи и стратегий папской политики. В проповедях С. оформляется реформаторская программа реорганизации как церковной, так и мирской жизни на базе возрождения апостольского идеала аскезы, нищеты и всеобщей христианской любви, отличная, однако, от традиционных мистических утопий своей продуманной конкретностью и отсутствием идеи второго пришествия. Спецификой воззрений С., делающей его единственной и уникальной в этом плане фигурой, является отсутствие в его взглядах мистической подоплеки, которая, как правило, фундировала собой в истории христианства социальные программы, аналогичные программе С. (см. Мистика): социальный идеал конституируется в воззрениях С. не как прожективная утопия, но как культурная программа, артикулированная на уровне социальной технологии. Знакомство С. с Пико делла Мирандолой, несмотря на альтернативность их воззрений, породило глубокую дружбу, и, благодаря протекции Пико делла Мирандолы, С. был приглашен Лоренцо Великим во Флоренцию и занял учительскую кафедру в монастыре Сан-Марко, где благодаря своей коммуникабельности был единогласно избран приором (1491), сразу проявив на этой должности свою независимость по отношению к властям, отказавшись явиться к Лоренцо с выражением почтения. В новом качестве обостряет обличительный пафос своих проповедей ("Рим - это Вавилон"), успех которых был усилен благодаря ряду удачных предсказаний С. (смерть папы Иннокентия, вторжение в Италию французского короля и др.). Предельное расширение аудитории слушателей С. сделало его проповеди значимым явлением в социальной жизни Флоренции: купцы раздавали неправедно нажитое, женщины прекращали носить украшения и т.п. Моделируя сколь глобальную, столь и радикальную социальную реформу, С. реформирует жизнь в монастыре: вводятся значительные обязательные для всех трудовые повинности, ликвидируется все монастырское имущество сверх необходимого, для обеспечения возможности проповедовать среди иноверцев в монастыре учреждаются кафедры греческого, еврейского, арабского и турецкого языков. С. последовательно отказывается от должностей архиепископа, а затем - кардинала, предложенных ему сыном Лоренцо Великолепного Петром Медичи - новым тираном, сменившим умершего отца.

В 1494 году, после вступления Карла VIII в Италию, Петр Медичи был изгнан как изменник, и "главой посольства к французскому королю", т.е. фактически главой Флоренции, был избран С. Период его деятельности с 1494 по 1498 - время не только государственного переустройства, но и радикальных социокультурных преобразований во Флоренции, прошедшее под знаком республиканских идеалов и осуществленное по программе, разработанной в сочинениях и проповедях С. За этот период были восстановлены республиканские государственные учреждения; организованы "Великий Совет" и "Совет восьмидесяти", моделирующие в своих функциях деятельность двухпалатного парламента; поземельный налог был заменен 10%-м подоходным (С. была высказана даже идея прогрессивного подоходного налога, фундированная аскетическим тезисом "излишек - смертный грех"); С. освободил горожан от заемного долга и изгнал ростовщиков, бравших "больше, чем треть", основав государственный заемный банк с фиксированным процентом; Христос был провозглашен "сеньором Флоренции", а С. - "избранником его". С. повел решительную борьбу за чистоту нравов: назначал свои проповеди на время балов и маскарадов; ввел страшные кары за прегрешения, оцениваемые им как серьезные (святотатцам вырывали языки, развратников сжигали заживо, игроков лишали имущества); организовал команды подростков ("юная Христова инквизиция": 1300 детей моложе 16 лет, организованные в 4 отряда - по числу городских кварталов во Флоренции), врывавшихся в дома с целью контроля за соблюдением десяти заповедей (своего рода "полиция нравов") и изымавших книги светского содержания, музыкальные инструменты, духи, игральные кости и карты, которые впоследствие публично сжигались (костры "анафемы суеты"). Уже в 1494 на улицах Флоренции пели не песни, но псалмы, а число желающих вступить в монастырь Сан-Марко превысило когда-либо наблюдавшееся.

Слава С. шагнула далеко за пределы Флоренции; по заказу турецкого султана тексты его проповедей переводились на турецкий. Однако тучи над ним сгущались. Прежде всего, внутри Флоренции обострилась борьба партий: "белых" (или piagnoni - плачущих, т.е. солидарного с С. простонародья), "черных", т.е. блока недовольных попранием своих привилегий аристократов (arrabiati - беснующихся) и резко противостоящей реанимации аскезы золотой молодежи, неоднократно покушавшейся на жизнь С. (compognacci - "тусующиеся"), а также сторонников реставрации тирании Медичи - "серых". Кроме того, Карл VIII, вступив в союз с Петром Медичи, двинулся из Неаполя во Флоренцию с целью восстановить последнего на троне; одновременно императором Максимилианом был осажден Ливорно. С. встал во главе вооруженной Флоренции и его дипломатическими усилиями союз с Францией был расторгнут на предельно льготных для итальянской стороны условиях, а снятие осады с Ливорно было расценено флорентийцами как Божий ответ на воззвание к нему С. с мольбой о чуде. Сокрушительный удар был нанесен С. именно в идейной сфере: по заказу папы, инспирированному интригами Петра Медичи, доминиканскими авторитетами была осуществлена экспертиза воззрений С. и в их содержании была усмотрена ересь. В контексте истории христианства пафос С. опоздал на два-три столетия (хотя нет никакой гарантии, что и в более "удобных" для мессианской проповеди аскезы 13-14 вв. его ждала бы судьба Франциска, а не Дольчино). Его проповеди, призывающие "блюсти чистоту нравов", потрясают не только своей пламенностью (при полной лишенности культурной почвы в контексте эпикурейски ангажированного морального индифферентизма Флоренции 15 в.), но, что еще более неожиданно, своей очевидной эффективностью, чрезмерной с точки зрения клира, уже имевшего опыт столкновения с неуправляемой массовой экзальтацией. Резкое неприятие С. со стороны официального христианства явилось для него источником глубокой личной трагедии. Первое потрясение было испытано им, когда еще во время правления Петра Медичи (1492) его проповеди, представляющие собой призыв к чистоте и аскезе, были (своего рода культурный парадокс) запрещены к чтению "на время поста".

Доминиканская экспертиза (свой же орден отторгал С!) легла в основу сформулированного папой Александром IV вердикта: "подозрительное учение". 12 мая 1497 С. был отлучен от церкви. В этой драматической ситуации С. повел себя в совершенно нетипичной для 15 в. манере: как светский общественный деятель и борец за права человека он рассылает "Послание против лживо испрошенной буллы об отречении" и "Письмо к государям", где обосновывает свой отказ повиноваться отречению, "противному... заповедям Господним", тем, что единоличное решение папы может быть ошибочным или предвзятым, и требует созыва Вселенского Собора как коллегиального органа принятия решений. Несмотря на двухкратно присылаемые "бреве" Папы, Флоренция не смещала С. с должности и не выдавала папским властям: со дня отлучения (12 мая 1497) и вплоть до 18 марта 1498 С. проповедовал с прежним, если не с большим (в ореоле мученика) успехом. Однако откровенная провокация "беснующихся" толкнула толпу на требование "Божьего суда" (огненной пробы), якобы для доказательства праведности учения С.

Отказ С. пройти сквозь огонь был крушением его имиджа идеального пророка в глазах толпы: разъяренные "плачущие", забыв и свои недавние экзальтированные восторги, и социальные акции С. в защиту их прав, осадили Сан-Марко. С. был заточен и предан следственной комиссии, состоящей целиком из "беснующихся". После варварских пыток, применявшихся по 14 раз в сутки в течение месяца, у С. было вырвано признание "лживости обманного учения". Истовый проповедник христианской любви и аскезы был повешен как еретик, а труп его предан огню. За последний месяц жизни С. были написаны в тюремной камере не только эссе экзистенциального характера "На тебя, Господи, уповаю", но также выполненное в филигранной стилистике "Размышление о псалме 51" и преисполненное прежней веры в христианский идеал и собственное мессианство "Руководство к христианской жизни", созданное за два часа до казни и записанное на переплете книги, принадлежащей тюремщику, - последнему, кому, по его просьбе, проповедовал С., до конца остававшийся верным своему призванию. Предельно скорая (спустя несколько десятилетий) реабилитация учения С., осуществленная к тому же папой Павлом IV, издавшим первый в истории христианства "Индекс запрещенных книг", фактически прекратившим деятельность Соборов и преследовавшим не только еретиков, по и сторонников любых (вплоть до самых умеренных) церковных реформ, является типичной экземплификацией культурной фигуры "мертвого пророка". После казни С. массовое сознание восприняло его как культовую фигуру мученика: вплоть до середины 18 в. место его казни ежегодно в соответствующую дату осыпалось цветами. В 1885 С. был поставлен памятник в Ферраре; жизнь и деятельность С. была осмыслена в философской традиции как модель социально-креативного духовного творчества (в частности, в пьесе Манна "Фьоренца").

Философские взгляды С. представляют собой уникальное и противоречивое явление в контексте культуры 15 в. Он далеко опережает свое время в области осмысления социальных технологий ("Об управлении Флоренцией"), хотя с точки зрения их содержательного и аксиологического наполнения ориентируется на очевидно более ранние догуманистические образцы. Философские идеи С., практически изоморфно идентифицируясь с каноническим томизмом, содержат в себе неоплатонические вкрапления, касающиеся трактовки человека и идущие вразрез с томистским аристотелизмом. Будучи близким другом Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолы, С. строит свои взгляды на достоинство человека в соответвии с установками Флорентийской Платоновской Академии (специфика положения человека во Вселенной заключена, по С., в том, что он наделен свободой воли и способностью принимать решения, руководствуясь разумом), фундируя однако этими идеями жестко ригористическую систему морального аскетизма (разум дан человеку для усмотрения греха и различения добродетели и порока, а свобода воли есть условие и инструмент реализации "чистого" морального выбора). Актуальная в контексте ренессансной культуры проблема красоты обретает у С. спиритуалистическую интерпретацию: "В чем состоит красота?.. Вы видите солнце и звезды: красота их - свет. Вы видите Бога, который есть свет. Он - сама красота... Прекрасная душа сопричастна красоте Божественной и отражает свою небесную прелесть в теле человека. О Пресвятой Деве мы читаем, что все изумлялись ее необычайной красоте и, тем не менее, благодаря той святости, которая светилась в ней, не было никого, кто по отношению к ней почувствовал бы что-нибудь скверное". Как гносеологические, так и этические воззрения С. центрированы такой максимальной для него ценностью, как откровение: "Последняя цель человека есть, конечно, блаженство, которое состоит не в созерцании сквозь отвлеченные понятия, как того хотят философы, а в чистейшем непосредственном ощущении Бога". В контексте характерного для Флоренции платоновского ренессанса С. ссылался на Платона (в весьма специфических контекстах) в своих проповедях: "Разве Платон, превозносимый теперь до небес, не настаивал на необходимости закона, по которому... поэты изгонялись бы из города за то, что они, ссылаясь на пример и авторитет нечестивых богов, в гнуснейших стихах воспевают скверные плотские страсти и нравственный разврат?" Между тем одним из наиболее распространенных афоризмов С. был следующий: "Зачем нам Платон, когда теперь самая последняя христианка умнее Платона?!" Неоднозначность проявляется даже в форме произведений С.: будучи бесспорным мастером дидактического жанра, С. ориентирован на монологические формы творчества (как проповедь или политическое воззвание), вместе с тем, его "Размышления о псалме 51" являют собой блестящий образец полемического диалога между христианином, истовым в вере, и убежденным эпикурейцем.

Феномен С., при всем сказанном выше, является глубоко закономерным в контексте культуры раннего Ренессанса: декларировав liberte, egalite, fraternite, практически во всех областях, в том числе и в сфере межличностных отношений, становящаяся гуманистическая культура не сразу обеспечивала их конкретными и апробированными поведенческими парадигмами: старые, идущие от христианской морали традиционные нормы уже выглядели неприемлемыми, а новые - создавались, период их формирования не мог не характеризоваться в этом плане противоборством культурных альтернатив, одна из которых - тотально доминирующая - была связана с абсолютизацией пафоса отрицания христианской морали и экстраполяцией негативной критики на любые нравственные ограничения вообще, что порождало атмосферу нравственного индифферентизма, приведшего к небывалому по цинизму падению нравов; вторая же тенденция, возникающая как реакция на эту эмансипацию плоти и связанная с попытками реанимации жестко аскетического морального ригоризма, как раз наиболее ярко персонифицируется С. (на Ватиканской фреске Рафаэля С. изображен в ряду великих представителей католического церковного мира). Означенная дихотомия развития требовала нового культурного синтеза, реализованного впоследствии зрелым Ренессансом в идеале одухотворенной телесности. Однако учение С. выходит за рамки описанной ситуации, прокладывая пути культурному синтезу более широкого масштаба: его убежденность в личной ответственности человека перед Богом за свой моральный выбор, воплощенный в остро индивидуально выстроенной судьбе земного существования, делает учение С. одной из важных вех в становлении идеологии Реформации. Статуя С. по праву входит в состав знаменитого скульптурного комплекса в Вормсе, посвященного предшественникам Реформации.

М.А. Можейко

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Италии (биографический указатель).

Сочинения:

Prediche e scritti. Mil., 1847.

Prediche italiane ai Fiorentini, v. 1-4, Perugia-Venezia - Firenze, 1930-35;

Le lettere, Firenze, 1933.

Литература:

Mounin G. Savonarole. P., 1960.

Виллари П., Джироламо Савонарола и его время, пер. с итал., т. 1-2, (СПБ), 1913;

Il processo di G. Savonarola, (Bologna) - Mil., 1960;

Ferrara M., Bibliografia savonaroliana, Firenze, 1958.

В юношеских поэмах Савонаролы уже просматривается характерная для него озабоченность нравственным разложением эпохи и испорченностью церкви.


Джироламо САВОНАРОЛА - итальянский монах и реформатор, родился в Ферраре 21 сентября 1452. Получил гуманистическое воспитание, занимался медициной, увлекался теологией. В юношеских поэмах Савонаролы уже просматривается характерная для него озабоченность нравственным разложением эпохи и испорченностью церкви. Посетив Фаэнцу в 1474 и прослушав там одну проповедь, он сделал свой жизненный выбор и в апреле 1475 поступил в доминиканский монастырь в Болонье. После обучения там и в Ферраре его перевели в 1482 в монастырь Сан Марко во Флоренции. Первые публичные проповеди там особого успеха не имели, тогда Савонарола изменил их стиль и уже в 1485–1486, проповедуя в маленьком городке Сан-Джиминьяно, сумел увлечь своих слушателей. В 1487 он преподавал в Болонье, в 1488–1489 находился в Ферраре, откуда совершал поездки с проповедями в Брешию и другие ломабардские города.

В 1490 Лоренцо Медичи по просьбе философа и ученого Пико делла Мирандола (дружба которого с Савонаролой началась не позднее 1482) вызвал Савонаролу во Флоренцию. Почти сразу после прибытия он произнес несколько пламенных проповедей, предсказывая катастрофы, кары, бичуя испорченность нравов во Флоренции и церкви, критикуя Лоренцо. Несмотря на предостережения, он не отказался от своей критики. В июле 1491 он был избран настоятелем монастыря Сан-Марко и продемонстрировал свою независимость, отказавшись явиться с изъявлением почтения к Лоренцо Медичи, семейство которого отстроило монастырь и оказывало ему финансовую поддержку. 5 апреля 1492 Савонарола пережил свое знаменитое видение о подвешенном мече божественной справедливости со словами «Се, меч Господень на землю призываю и скоро» («Ecce gladius Domini super terram cito et velociter»), которые использовал в своих проповедях. Через несколько дней Лоренцо умер. Савонарола продолжал свои проповеди и приступил к реформированию монастыря Сан-Марко. В 1493 он добился его независимости от ломбардской конгрегации и сформировал новую тосканскую конгрегацию с центром в Сан-Марко.

В 1492 Родриго Борджа стал папой под именем Александра VI. Нависла угроза французской интервенции, вызванной просьбой герцога Миланского Лодовико Сфорца. Оба эти события как бы подтверждали пророчества Савонаролы. Флорентинцы, опасаясь губительных последствий тиранической политики Пьеро, сына Лоренцо, обратились к Савонароле, который играл важную роль на переговорах с французским королем Карлом VIII до и во время его пребывания во Флоренции (ноябрь 1494). Утратив влияние, Пьеро бежал, оставив Флоренцию без правительства после 60-летнего правления рода Медичи. В городе возникла смута, в этой опасной обстановке борьбы за власть Савонарола призывал людей к примирению и пророчил, что в будущем обновленная Флоренция станет образцом для всей Италии. Ему удалось добиться принятия республиканской конституции по венецианскому образцу и новых законов против азартных игр, содомии и убийств. Под его влиянием во Флоренции произошла бескровная революция. Новая Флоренция мыслилась как град Божий, главой которого он провозгласил Иисуса Христа. Именитые граждане и ученые облачались в рясы доминиканцев, междоусобная вражда утихала, банды бесчинствующих молодых людей превратились в священную милицию. Проникнувшись этим духом, горожане отказывались от традиционных пирушек и вместо этого отпраздновали в 1496 религиозный карнавал, а в 1497 осуществили еще более впечатляющее сожжение светских книг, картин, одежд, игральных карт и др.

Благодаря этим преобразованиям Савонарола нажил себе множество врагов во Флоренции, которые восстановили против него папу, задетого ужасными пророчествами и резкими обличениями лжепастырей и скандального поведения обитателей Ватикана. Не сумев соблазнить Савонаролу кардинальской шапкой, папа пригласил его в Рим в 1495. На второе письмо, в котором папа обвинял его в ложных пророчествах и отстранял от проповедования, Савонарола ответил, но продолжал проповедовать, пока третьим письмо папа не заставил его замолчать. После некоторого перерыва он возобновил свои обличения и в проповеди на Книгу Амоса обрушился с яростными обвинениями на папу и Рим. Его положение в городе и за его пределами стало ненадежным в начале 1497. Флоренция раскололась на сторонников Савонаролы (piagnoni, плаксы) и его противников (arrabbiatti, беснующиеся). В марте агенты Медичи спровоцировали беспорядки. В мае папа отлучил Савонаролу от церкви. Провал попытки Пьеро возвратиться в город и выбор синьории (правительства города), благосклонной к Савонароле, спасли его репутацию и позволили ему проигнорировать запрет на проповеди. В феврале 1498 терпение Александра VI лопнуло. Он призвал синьорию заставить замолчать непокорного монаха, но городские власти не сдавались. Савонарола в очередной раз бросил вызов церкви, написав Письмо к государям, в котором призывал созвать собор для проведения реформ.

Конец был ускорен странным событием. Фра Доменико, ревностный сторонник Савонаролы, принял вызов от одного францисканского монаха, который предложил установить истинность учения Савонаролы испытанием огнем. В назначенный день, 7 апреля, толпы горожан собрались на Пьяцца делла Синьория, чтобы стать свидетелями божьего суда. Однако францисканец, бросивший вызов, не явился. Разочарованные зрители обратили свой гнев против Савонаролы. На следующий день разъяренные толпы окружили монастырь Сан-Марко, Савонарола и его ближайшие соратники были схвачены по приказу новой, враждебной ему синьории. Требование папы доставить Савонаролу в Рим не было исполнено. «Суд» над ним состоял в выбивании признаний под пытками. 22 мая 1498 Савонарола и его соратники, фра Доменико и фра Сильвестро, были приговорены к смертной казни. На следующий день они были повешены, а затем их тела были сожжены.

Джирола́мо Савонаро́ла (итал. Girolamo Savonarola , печатался под именем итал. Hieronymo da Ferrara ; 1452-1498) - итальянский монах и реформатор 1494-1498 годов.

Биография

Родился 21 сентября 1452 года в Ферраре, куда в XV веке прибыли предки Джироламо по приглашению герцогов д"Эсте, которые в то время были там правителями. Происходил из старинного падуанского рода. Джироламо был третьим ребёнком в семье Николо Савонаролы и его жены, мантуанки Елены Буонокорсси. Его дед, Микеле Савонарола, был известным врачом. Отец Савонаролы готовил сына к медицинской карьере и старался дать ему достойное образование. В молчаливом и вдумчивом юноше рано сказались аскетические начала, любовь к размышлениям и глубокая религиозность.

Здесь Савонарола, уже славившийся как учёный, был назначен почётным чтецом при братии и наставником послушников. В г. Савонарола проповедовал в церкви Сан-Лоренцо, но не имел успеха.

Это заставило его заняться исправлением своих недостатков. Он отправился проповедовать в небольшой городок Сан-Джиминьяно , где пробыл два года, увлекая слушателей своими речами.

Взлёт

В 1486 году Савонарола явился в Брешии уже опытным и отважным проповедником, резко бичевавшим людские пороки, властно призывавшим к покаянию и предвещавшим Италии Божьи кары за её грехи .

В это же время Савонарола познакомился в Реджио с Джованни Пико делла Мирандола , который стал его страстным последователем. Под влиянием Пико, Лоренцо Медичи вызвал Савонаролу из Генуи во Флоренцию ( г.), и он снова занял кафедру учителя в Сан-Марко.

Монастырь быстро наполнился светскими слушателями; успех проповеди Савонаролы был необычайный, людям не хватало места. 1 августа г. Савонарола произнёс знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том, что скоро Бог поразит своим гневом всю Италию .

Он утверждал, что, подобно ветхозаветным пророкам , передаёт лишь веления Божии, угрожал проклятием тому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал испорченность нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений.

В своих вдохновенных проповедях Савонарола часто смешивал свои мысли с текстами Св. Писания, говоря в своё оправдание, что «слова эти недавно сошли с небес».

Его влияние усилилось благодаря исполнению некоторых его предсказаний - смерти папы Иннокентия, нашествию французского короля и др. Ласковое и сердечное обращение с братией сделали Савонаролу любимцем монастыря, и в г. он был единогласно избран настоятелем Сан-Марко.

Он сразу поставил себя в независимое положение по отношению к Лоренцо Медичи , отказавшись явиться к нему с выражением почтения; Лоренцо пришлось уступить монаху.

Известна речь Савонаролы против роскоши женских нарядов, после которой все дамы перестали надевать в церковь украшения.

После удаления французской армии для республики настали тяжёлые времена: свирепствовали болезни, начался голод, финансы были истощены; герцог Миланский призвал против Флоренции императора Максимилиана , который осадил Ливорно . Синьория умоляла Савонаролу успокоить народ. Савонарола устроил процессию, чтобы поднять народный дух, истощённый многочисленными невзгодами, несмотря на то, что папа снова запретил ему проповедовать (28 октября).

Оценка деятельности

В оценке значения деятельности Савонаролы мнения расходятся: одни [кто? ] ,идеализируя его честность, прямоту и широкие планы, видят в нём реформатора, обличавшего пороки церкви; другие [кто? ] напоминают, что он жил средневековыми идеями, не создал новой церкви и был сторонником строгих католических догматов.