Цветаева «Генералам двенадцатого года» Анализ стихов и история их написания Составитель: Жуковская А. Анализ стихотворения Цветаевой М. «Генералам двенадцатого года. М.И. Цветаева «Генералам двенадцатого года» - анализ произведения

Стихотворение «Генералам двенадцатого года» (1913) - одно из наиболее восторженных и романтических произведе­ний молодой М.И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания:

Вы, чьи широкие шинели

Напоминают паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце оставляли след, -

Очаровательные франты

Минувших лет!

Заявленный в сравнении образ паруса в классической поэзии XIX века, например у М.Ю. Лермонтова, традиционно символи­зирует жизнестойкость, способность противостоять любым на­тискам судьбы. Именно эти черты, по мнению М.И. Цветаевой, являлись определяющими в характерах героев 1812 года, что в конечном итоге и обусловило высокую степень их патриотиче­ского чувства. Обращения «генералы», «цари» также призваны возвеличить образы офицеров. Они не только герои отечества, но и генералы дамских сердец. В восприятии образов очевидна опо­ра на литературную традицию. В произведении важен не кон­кретный адресат, а образ поколения, обращение «Ваше благоро­дие» к которому было наполнено глубоким содержательным смыслом. В стихотворении звучит глубокое сожаление об ушед­шем типе мужского идеала той эпохи. Но в еще большей степе­ни, чем рисуемые образы, в стихотворении важен романтический характер самой восторженной лирической героини. Она любует­ся героями 1812 года не только как покоренная их душевным благородством и высокими манерами женщина. В стихотворении заявлена и материнская тема:

Вас охраняла длань господня

И сердце матери, - вчера.

Малютки-мальчики сегодня -

Офицера!

В восторженных восклицаниях «Ах!», «О...» и строгом обращении «Вы» усматриваются жанровые особенности сен­тиментального романса. Если в душе мечтательной лириче­ской героини царят две стихии ( и ), то сердцами генералов 1812 года владеют опять-таки и героика. Только любовь дает им силы побеждать. Именно она питает душевное благородство:

Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие -

И весело переходили В небытие.

Стихотворение, написанное через столетие после событий Отечественной войны 1812 года, призвано увековечить в па­мяти поколений и опоэтизировать высокий образ русского офицерства.

Отечественная война 1812 года породила в русской поэзии мощную поэтическую традицию, начиная с Г. Державина, В. Капниста, В. Жуковского, К. Батюшкова, Ф. Глинки, К. Ры­леева, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Дельвига, Ф. Тютчева, А. Майкова, Е. Баратынского, заканчивая многочисленными народными историческими песнями. Однако в их произведе­ниях важны исторический и патриотический аспекты воспри­ятия событий. Для М.И. Цветаевой герои двенадцатого года важны не только как храбрые воины, но и неотразимые кава­леры. В таком ракурсе до нее никто данную тему не поднимал, кроме, пожалуй, Ф. Глинки («Партизан Давыдов»), В. Жу­ковского («Певец в стане русских воинов»), М. Языкова («Д.В. Давыдову»), которые вспоминали о разгульно-удалых подвигах Д. Давыдова.

  1. Каким чувством пронизано стихотворение? Какую роль играют в нем восклицательные пред-ложения? Почему в стихотворении местоимения «все» и «что» выделены логическими ударениями?
  2. Восторг перед героями двенадцатого го-да, многие из которых погибли молоды-ми, звучит в строках стихотворения. Само название звучит обращением, а воскли-цательные предложения, насыщающие текст, подчеркивают торжественность этого обращения. Выделения слов все и что логическими ударениями подчерки-вают значимость слов, к которым они от-носятся. «Вам всё вершины были малы»; «Что так же трогательно-юно» — фразы, которые были особенно важны для поэта и поэтому специально выделены в них слова все и что.

  3. Почему М. Цветаева построила свое стихо-творение как обращение к «генералам двенадца-того года»? Найдите обращения. В чем их осо-бенность? Какие оттенки и характер поэтического переживания вносит употребление поэтессой меж-дометий?
  4. Стихотворение построено как обраще-ние к генералам двенадцатого года преж-де всего потому, что они были для автора воплощением благородства и самопожерт-вования юности в беде, постигшей народ. Восторженное и романтическое изображе-ние молодости, которая совершает под-виг, — вот поэтический пафос стихотворе-ния.

    Цари на каждом бранном поле И на балу. …Вчера Малютки-мальчики, сегодня — Офицера! О, молодые генералы Своих судеб! Вы были дети и герои, Вы всё могли!

    Междометия «о», «ах» усиливают и подчер-кивают эмоциональный характер стихотворения-обращения к ушедшим героям.

  5. Какие эпитеты и определительные прилага-тельные передают неподдельное восхищение по-этессы «молодыми генералами»?
  6. Каково значение антитезы в характеристике героев стихотворения? Какой оттенок сообщают стихотворению устаревшие и традиционно-поэти-ческие слова?
  7. Все стихотворение построено на подчер-кивании резкого контраста юности геро-ев, подлинности и важности их подвига. То, что подвиг — факт истории, подчерки-вается включением в текст слов и реалий того далекого времени. Не менее важны для придания стихотворению возвышен-но-поэтического оттенка и традиционно-поэтические устаревшие слова: гла-за, как бриллианты, бранное поле, длань Господня, великолепный миг, нежный лик, хрупкая фигура, кудри дев, бешеная рать…

  8. Какие строки стихотворения произвели на вас особенно сильное впечатление?
  9. И при первом, и при повторном чтении самое сильное впечатление производит финальная строфа, которая как бы сум-мирует героическую и романтическую па-мять о генералах двенадцатого года. Материал с сайта

  10. Подготовьте выразительное чтение стихо-творения, ключом к которому могут стать слова М. Цветаевой: «А что есть чтение — как не разга-дывание, толкование, извлечение тайного, остав-шегося за строками, за пределом слов… Чтение — прежде всего — сотворчество». Передайте в своем чтении то, что вам близко и дорого в стихотворе-нии.
  11. При подготовке к выразительному чте-нию этого стихотворения важно точно ис-пользовать то, что подсказала нам сама М. Цветаева. Это и логические ударения, которые отмечены в тексте, и те возмож-ные паузы, которые предполагает завер-шение чтения каждой строфы.

    «Разгадывание», которое имеет в виду поэтесса, подсказывает особенно тщатель-ное подчеркивание тех характеристик, которые дают нам эпитеты и сравнения текста, описание действий самой поэтес-сы («И я, поцеловав гравюру, не зна-ла сна…»), повторяющиеся обращения («Вы…», «О, как, мне кажется, могли вы…»). Каждое слово и даже каждый знак препинания уточняют наше чтение вслух.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • м цветаева а что есть чтение как не
  • стихи о генералах
  • каким чувством пронизано стихотворение? какую роль играют в нём восклицательные предложения
  • генералам 12 года цветаева

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович

Урок литературы в 9 классе

«Недаром помнит вся Россия…»

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Генералам 12 года»

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ п.г.т. Ерофей Павлович

Наталья Юрьевна Мандзяк

2012 год

Урок литературы в 9 классе

…Недаром помнит вся Россия!

Анализ стихотворения М.Цветаевой «Генералам 12 года»

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас…
А.С.Пушкин

Да, были люди в наше время…
М.Ю.Лермонтов

Цели урока:

  • познакомить учащихся со стихотворением М.И.Цветаевой;
  • проследить на его примере отражение темы героического прошлого России в русской литературе

Оборудование : презентация: портреты героев Отечественной войны 1812 года.

Ход урока:

Уч-ся разделены на группы, каждой из которых было дано опережающее задание:

  1. «Историки – биографы» собирали фактический материал и готовили сообщения на темы: «Роль Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года», « М.И. Цветаева», « Участники Бородинского сражения: М.Воронцов, П. Багратион, М. Кутайсов, братья Тучковы»,

«Маргарита Тучкова»

  1. «Лингвисты» выясняли значения отдельных слов, определяли их стилистическую окраску
  2. «Литературоведы» определяли виды средств выразительности, использованных в стихотворении, и их роль, размышляли о композиционных особенностях стихотворения Цветаевой
  1. Слово учителя о великой исторической дате и об отражении темы Войны 1812 года в русской литературе
  2. Выступление «Историков» с сообщением о войне,о Бородинском сражении
  3. Краткая биографическая справка о поэте
  4. Выразительное чтение стихотворения Цветаевой
  5. Анализ стихотворения:
  • Определите тему произведения Цветаевой

(стихотворение написано в 1913 году и посвящено офицерам, погибшим в войне 1812 года, об этом говорит и название стихотворения. Это является и его темой. Тема стихотворения – память о людях, защищавших свою родину и отдавших за нее жизнь.)

  • Какова идея стихотворения?

Через все стихотворение проходит чувство любви и восхищения поэта этими людьми, преклонение перед их мужеством. Марина Ивановна называет их «…молодыми генералами своих судеб». Они сами выбрали свой путь. Путь служения Отечеству. Может ли быть что-нибудь выше этого выбора? Поэтому так и «пропитано» это стихотворение любовью поэта к этим людям. Одним словом, данное стихотворение призвано увековечить в памяти поколений высокий образ русского офицера.

Какую лексику использует

Бытовую, повседневную

Литературную, книжную

Публицистическую

Архаизмы, устаревшие слова

Мы наблюдаем в стихотворении преобладание высокой, торжественной лексики: это и старославянизмы, свойственные, как известно, высокому стилю, оценочная лексика, обозначающая высшую степень статуса людей: цари, генералы . Все это придает стихотворению особое торжественное звучание, передает всю восторженность и романтический настрой лирической героини произведения, самой поэтессы .

Учитель:

Эти люди молоды и уже генералы.

Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы знаем, что когда в дворянских семьях рождались мальчики, то их приписывали к какому-либо полку, и когда надо было идти служить, то они были уже в офицерских званиях. Именно поэтому они молоды и уже офицеры . Верных сынов Отечества, героев, неустрашимых генералов: Горчакова, Ермолова, Раевского, Кутайсова, Багратиона помянула М. Цветаева в стихах. Не назвала поименно, но вспомнила всех.

  • Сообщения историков – биографов о М.Воронцове, П. Багратионе, М. Кутайсове

(портреты героев – на слайдах)

  • Лишь одно имя прозвучало – Тучкова – четвертого
  • Рассказ о братьях Тучковых, о Маргарите Тучковой

Какими видим мы героев Б.с в стихотворении Цветаевой? (высказывания уч-ся)

Юные генералы той войны – идеальные, благородные герои, настоящие рыцари: «Цари – на каждом бранном поле и на балу». К чувству восхищения примешивается горечь, ведь они обречены на гибель: «Вы побеждали и любили любовь и сабли острие – и весело переходили в небытие».

  • . Найдите в стихотворении строчки, в которых говорится о молодости этих людей.

…вчера
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера!

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?

  • Что вы можете сказать о форме стихотворения?

Стихотворение построено в форме обращения к людям, которые погибли, защищая родину. Найдите в стихотворении строчки с обращением к этим людям.

Вы чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса…

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, -
Очаровательные франты!
Минувших лет !

Сравнение. Она сравнивает шинели с парусами, чтобы передать их стремительный бег, вечную скачку, полет, летит на парусах.

Сравнение глаз с бриллиантами. Это глаза не только воина, но и красавца, который побеждает не только врагов, но и сердца женщин не только 19 века, но и сердце поэта.

Я видела, Тучков-Четвертый,
Ваш нежный лик.

И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…

Этими сравнениями Марина Ивановна показывает их молодость и бесстрашие. Они летели по жизни, стремясь все увидеть, познать, испытать, ни на миг не останавливаясь.

  • Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб…

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век

Приведите примеры использования других художественных приемов:

  • Высказывания уч-ся

Свое высокое чувство обожания этих юных и до безрассудства смелых офицеров Цветаева передает через антитезу («Вчера малютки-мальчики, сегодня – офицера!»), через восклицания, эпитеты, гиперб

  • Таким образом Цветаева рисует мужество, бесстрашие юных генералов.

Цари на каждом бранном поле…

Вам все вершины были малы…

Три сотни побеждали – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!

Вы побеждали и любили…

  • Каждое произведение имеет свою композицию, помогающую в раскрытии темы произведения, характеристике героев. В чем особенность композиции оттого стихотворения?

Оно представляет собой неспешный рассказ о «генералах двенадцатого года». Стихотворение состоит из 12 строф. Каждая строфа добавляет новую грань к характеристике героев. Давайте проследим за этим.

Учащиеся . Читают и комментируют.

  • М.Цветаева, создавая образ своих героев, показывает, что их жизнь не делится на военную и мирную. Для них все есть жизнь, и в ней соединяется любовь и героика. Найдите в тексте цитаты, подтверждающие это.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

О, как, мне кажется, могли вы
Рукою полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие.

  • Стихотворение посвящено подвигу молодых людей, отдавших свою жизнь ради спасения отечества, но, несмотря на это, стихотворение не звучит печально.

И весело переходили
В небытие.

  • Этому помогает и размер стихотворения, определите его.

Чувство горечи, грусти ощущается в смене ритма. Все последние строчки в каждой строфе обрубаются автором: четырехстопный ямб сменяется двустопным. И самые трагичные ноты звучат именно в этих последних строчках («И ваши кудри, ваши бачки засыпал снег»)

  • А сейчас мы обобщим все сказанное на уроке.

1. тема идеального и благородного героя, обреченного на гибель;

2. Стихотворение пропитано восхищением, к которому примешивается чувство грусти, горечи;

3. Чувства передаются через восклицательные предложения, через антитезу, через смену ритмов

  • Звучит романс на стихи Цветаевой из к\ф «о бедном гусаре замолвите слово»(возможно, вначале)

Рефлексия

Учащиеся письменно подводят итоги урока по следующему плану:

Меня особенно заинтересовало…

Для меня было особенно значимо…

Я получил знания, которые мне помогут…

Мне было не совсем понятно…

Я хотел бы еще узнать…

Литература:

М.И. Цветаева Избранное Москва, «Просвещение», 1989г.

Кутьева Л.В. «Я с вызовом ношу его кольцо…» Марина Цветаева и Сергей Эфрон

«Литература в школе» №9 2003г.

Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru

Издание: Глинка Ф. Н. Очерки Бородинского сражения (Воспоминания о 1812 г.) - М.: в тип. Н.Степанова. 1839


История всегда привлекала и привлекает людей, ведь как гласит крылатая фраза: без прошлого нет настоящего. Вот и мы изучаем историю страны, а писатели часто берут за основу сюжета исторические события, воспоминания, тем самым позволяют нам прикоснуться к былому. Оживляя в своем творчестве прошлое, писатели дают возможность нам перенестись в те времена и увидеть мужество нашего народа, его патриотизм, верность и преданность Родине. Вот и Марина Цветаева не обошла стороной ратные подвиги и свое замечательное произведение Генералам двенадцатого года поэтесса посвящает бойцам, которые в 1812 году защищали от вторжения Наполеона.

Генералам двенадцатого года посвящается

Стихотворение Генералам двенадцатого года поэтесса написала в 1913 году. Как пишет писательница, ей встретилась гравюра генерала Тучкова и она не смогла забыть это изображение. Эту коробочку она хранила и носила с собой. Находились там карандаши и ручки. Но не практическая сторона была важна, а то изображение, что было на ней. Благодаря гравюре Тучкова, который погиб на поле боя под Бородино, поэтесса смогла создать образ наших героев. Увидев Тучкова, его молодую фигуру в орденах поэтесса забыла о сне. Она понимает, насколько краток его век, как мало он и другие, подобные ему солдаты, смогли пожить в этом мире. А ведь он мог и сейчас ласкать кудри дев, но жизнь его была краткой. Был убит генерал и теперь его кудри засыпаны снегом.

В своем стихотворении она описывает бойцов, что полегли на поле боя, защищая родной край от французов, а сама работа построена в виде обращения к людям, что погибли на полях сражений, сражаясь за Родину. Так в начале произведения Цветаева описывает общую картину: людей в шинелях, что напоминали паруса, с глазами, как те бриллианты, что по воле случая должны были стать на защиту Родины. При этом не каждый герой имел высокое звание, но верша свои подвиги, все они заслуживают называться генералами. Еще недавно юнцы танцевали на балах, и их шпоры звенели о паркет, а теперь с не меньшим рвением они ведут борьбу с врагом не щадя своей жизни. Тут же поэтесса называет солдат царями балов и царями бранного поля.

Читая работу автора, мы видим в образе героев людей, которые могли втроем встать против сотни. А солдаты, хоть и были юны, но все они любили сабли острие, и мужественно сражались переходя в небытие. Стихотворение прекрасное, мелодичное и поучительное. Оно учит нас героизму, патриотизму и призвано увековечить подвиги наших офицеров.

Марина Цветаева очень рано потеряла мать, смерть которой переживала очень болезненно. Со временем это чувство притупилось, а душевная рана зарубцевалась, однако начинающая поэтесса в своем творчестве очень часто обращалась к теме смерти, словно бы пытаясь заглянуть в мир, который ей еще недоступен.


Мария Александровна Цветаева (урождённая Мари́я Алекса́ндровна Ме́йн; 1868—1906) — вторая жена Ивана Владимировича Цветаева, мать Марины Цветаевой и Анастасии Цветаевой

Цветаева признавалась, что очень надеется в той, другой жизни, встретиться с мамой, которую очень любила, и даже мысленно торопила время, стремясь прожить свою жизнь как можно скорее.

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.

В 1913 году поэтесса написала стихотворение «Уж сколько их упало в бездну…», в котором вновь пыталась определить для себя, что есть жизнь, и чего стоит ждать от смерти. Потусторонний мир Цветаева воспринимает, как некую темную пропасть, бездонную и устрашающую, в которой люди попросту исчезают. Рассуждая о смерти, она отмечает: «Настанет день, когда и я исчезну с поверхности земли». Однако поэтесса осознает, что после ее ухода ничего в этом бренном мире не изменится. «И будет все — как будто бы под небом и не было меня!», — отмечает поэтесса.

Сама по себе смерть не пугает 20-летнюю Цветаеву, которой уже довелось столкнуться с этой незваной гостьей. Поэтесса переживает лишь о том, что близкие и дорогие ей люди уходят из этой жизни, и со временем память о них стирается. Тех, кто умер, Цветаева сравнивает с дровами в камине, которая «становится золой». Ветер разносит ее по земле, и вот уже она смешивается с землей, превращаясь в прах, который, возможно, станет основой для новой жизни.


Однако Марина Цветаева не готова смириться с таким положением дел, она хочет, чтобы память о людях была вечной, даже если они этого не достойны. Себя она причисляет именно к той категории будущих покойников, которые не заслужили права войти в историю из-за того, что имеют «слишком гордый вид». Но этой черте характера поэтесса противопоставляет «безудержную нежность», рассчитывая, что, тем самым, может продлить свою земную жизнь хотя бы в воспоминаниях близких людей. «Я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви», — отмечает Цветаева. Столь необычная трактовка евангельских истин все же имеет право на существование. Поэтесса не верит в жизнь после смерти в библейском понимании, однако рассчитывает, что сумеет оставить яркий след на земле, иначе само ее существование лишается всякого смысла. Поэтесса не подозревает, что своеобразным пропуском в вечность для нее станут стихи, которые раскрывают богатый внутренний мир этой удивительной женщины, наполненный мятежными и весьма противоречивыми чувствами.

Реквием (Монолог) «Уж сколько их упало в эту бездну…» Песню, в основу которой лег этот цветаевский текст, впервые исполнила Алла Пугачева в 1988 году. Музыку написал известный советский и российский композитор Марк Минков.
Многие музыковеды и поклонники творчества Аллы Борисовны считают «Реквием» шедевром в репертуаре артистки. Сложно с этим не согласиться! Стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…», проникнутое трагическим ощущением судьбы и горячей жаждой жизни, стремлением оставить в мире свой след, написано в 1913 году юным автором на взлете поэтической славы. Соответственно, строки «…За то, что мне так часто слишком грустно и только 20 лет» в интерпретации Аллы Пугачевой, бывшей на тот момент значительно старше лирической героини, пришлось убрать. Так «Монолог» стал более универсальным, чем авторский текст. Это страстное, не ограниченное возрастными и какими либо-другими рамками обращение к миру «с требованием веры и с просьбой о любви».

"Генералам двенадцатого года" песня, известная как «Романс Настеньки», звучит в культовой картине «О бедном гусаре замолвите слово».

Действие лирической комедии разворачивается в «то замечательное время, когда мужчины владели шпагой лучше, чем грамотой, и шли бесстрашно не только в бой, но и под венец; когда женщины умели ценить бескорыстную любовь и вознаграждали её приданым; когда наряды были такими красивыми, а фигуры такими стройными, что первое было не стыдно надевать на второе».

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
=====
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как — мне кажется — могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
Феодосия, 26 декабря 1913



Атмосфера романтики и приключений в фильме вполне соответствуют духу цветаевских строф. Стихотворение «Генералам двенадцатого года», написанное в 1913 году, Цветаева посвятила мужу Сергею Эфрону, офицеру белой гвардии.


В тексте, где отразился образ героической эпохи в восприятии юной девушки, есть обращение непосредственно к одному из тех самых блестящих «генералов двенадцатого года» — Александру Тучкову.

Тучков Александр Алексеевич (1777 - 1812) с отличием участвовал в войне 1807 г. против французов и в 1808 г. - против шведов. Во время Отечественной войны, командуя бригадой, сражался под Витебском и Смоленском; под Бородиным был убит.

«Ах, на гравюре полустертой// В один великолепный миг// Я встретила, Тучков-четвертый// Ваш нежный лик…». Речь идет о довольно известной гравюре. Работа, которой восхищалась Цветаева, выполнена художником Александром Ухтомским уже после смерти Тучкова-четвёртого — по рисунку художника Варнека, который, в свою очередь, в 1813 году имел перед глазами медальон с миниатюрным прижизненным изображением Александра Тучкова.

Тучковы - дворянский род, происходящий от новгородских бояр, выселенных при Иоанне III во внутренние области России. В Отечественную войну 1812 г. приобрели известность три брата Тучковых: 1) Николай Алексеевич (1761 - 1812) участвовал в военных действиях против шведов и поляков; в 1799 г., командуя севским мушкетерским полком, был в несчастном для нас сражении при Цюрихе и штыками проложил себе путь к Шафгаузену; в сражении при Прейсиш-Эйлау командовал правым крылом армии; в 1808 г., начальствуя 5-й пехотной дивизией, участвовал в военных действиях в Финляндии. В 1812 г. назначен командиром 3-го пехотного корпуса и в бородинском сражении смертельно ранен. 2) Павел Алексеевич родился в 1776 г.; в 1808 г., командуя бригадой, участвовал в войне со Швецией; в 1812 г. отличился в бою при Валутиной горе, но тут же, тяжело раненый, был взят в плен; по возвращении в Россию назначен начальником дивизии; позже был членом государственного совета и председателем комиссии прошений.