Все лес и лес а день темнеет. Иван Алексеевич Бунин. А день темнеет…. «Все лес и лес. А день темнеет…» Иван Бунин

  1. Как видно из названия главным героем произведения является Снегурочка – дочь Мороза и Весны. Прекрасная девушка с неземной красотой, ледяным сердцем и безграничным желанием любить. Чтобы понять, что значит любить, Снегурочка готова пойти на любые жертвы.
  2. Родители снегурочки: Мороз и Весна-Красна . Мороз жесткой, грозный повелитель холодных ветров и зимней стужи. Он готов отдать все только бы уберечь свою дочь от ошибок. От своей матери Весны Снегурочка получила способность любить.
  3. Лель – беззаботный пастух, жаждущих внимания девушек. Именно он сможет пробудить в Снегурочке любовь.
  4. Мизгирь – проезжий купец, полюбивший Снегурочку всей душой за ее красоту и наивность, бросивший невесту только быть со своей любимой.

Пролог

В центре сюжета царство берендеев. Уже давно должна была наступить весна, но горы царства покрыты снегом. На Красной горке стоит Леший и смотрит как спускается с небес Весна-Красна. Но Берендеев посад не готов к встрече с весенним солнцем и пением птиц.

Мороз заполонил все царство берендеев. А все из-за того, что Весна сыграла с Морозом злую шутку, теперь она у него в неволе. Весна признается Лешему, что у них с Морозом есть дочь – Снегурочка.

Спор Весны и Мороза

На Красную горку спускается Мороз, дабы решить, кто будет заботиться о Снегурочке. Мороз хочет спрятать дочь в лесной чаще, чтобы уберечь от людских проблем. Весна же наоборот хочет, чтобы ее дочь жила среди людей. Мороз убеждает Весну отдать ему ребенка, предупреждая ее о злом умысле бога солнца Ярило.

Ярило хочет погубить Снегурочку – как только в ее сердце загорится огонёк любви, она растает. Весна-Красна не верит словам Мороза. Чтобы решить спор Мороз спрашивает у дочери: «Где бы она хотела жить?». Девушка признается, что всегда мечтала жить среди людей, танцевать, петь песни и радоваться весеннему солнцу. Уже давно Снегурочка мечтает о прекрасном молодом пастухе, которого зовут Лель.

Снегурочка в царстве берендеев

Девушку отдают на воспитание к бездетному Бобылю. В царство берендеев приходит весна, народ встречает ее громкими плясками, хороводами и песнями. Спокойно живет Снегурочка у Бобылей. Из-за своей наивности, скромности и стыдливости у нее совсем нет подруг, да и женихи не выстраиваются за ней в ряд.

Однажды к Бобылем заглядывает молодой пастух Лель. Другие жители деревни остерегаются оставлять у себя дома бедного пастуха, боясь, что их дочери влюбятся в молодого парня. Односельчане одаривают Леля деньгами, а Бобыли, позарившись на деньги, приглашают юношу на ночлег.

Неискушенность Снегурочки

Красота Снегурочки пленяет пастуха. Однако врожденная скромность и стыдливость не дает девушке показать своих чувств. Со всей добротой она дарит юноше цветок за исполненную песню.

Но Лель не отличается бескорыстностью и просит у девушки более значимых подарков – поцелуев. Устав ждать ответных поступков от Снегурочки, пастух отправляется в город, обольщать других девушек своими танцами и песнями.

Знакомство Снегурочки с богатым кузнецом Мизгирем

У Снегурочки нет подруг среди односельчан, лишь одна Купава разделяет с дочерью Весны все невзгоды и печали. Купава готовится к свадьбе с молодым, богатым кузнецом Мизгирем. Она откровенно рассказывает Снегурочке о своей любви к молодому юноше, о своем безграничном счастье.

Купава решает познакомить Снегурочку со своим женихом на девичнике. Купец недавно приехал в деревню, с гостинцами для родни невесты. С первого же взгляда на Снегурочку сердце Мизгиря замирает, он забывает о свадьбе, о своей невесте и любви к Купаве.

Он прилюдно признается Снегурочке в любви и расторгает помолвку. Брошенная невеста совершает самоубийство на берегу реки, но Лель успевает ее спасти. Все молодые девушки ненавидят Снегурочку, а Купава отправляет к царю берендеев с проклятьями в адрес бывшего жениха.

Знакомство Снегурочки с царем

Разгневанный царь Берендей выгоняет купца из страны. Мизгирь достойно принимает царское наказание, но просит царя повидаться с возлюбленной. Царь и сам жаждет познакомиться с таинственной красавицей. По приглашению царя Бобыли со Снегурочкой прибывают в царский дворец.

Берендей сражен таинственной, ледяной красотой Снегурочки, ее наивностью и целомудрием. Он решает выдать девушку замуж за богатого вельможу, чтобы угодить богу солнца Ярило.

Однако девушка не хочет выходить замуж, человеческие чувства теперь противны ей. Берендей советуется со своей женой Еленой Прекрасной о замужестве Снегурочки. Царица понимает, что растопить сердце прекрасной девушки сможет только ее первый возлюбленный – пастух Лель.

Последний подарок Весны

Лель влюбляется в Купаву, однако приглашает Снегурочку на праздник весны. Лель не собирается признаваться в любви дочери Весны, он хочет показать ей, как больно, когда тебя отвергают. Снегурочка надеется на взаимность со стороны Леля, но в ответ получает только упреки. Снегурочке никогда не понять человеческих, плотских чувств.

Мизгирь старается заинтересовать Снегурочку дорогими подарками и своей любовью. Но девушки не нужны богатые дары купца, она хочет научиться любить Леля. Обозленный Мизгирь хватает девушку и тащит ее в лес, пытаясь овладеть девушкой силой. К счастью, волшебные лесные жители оберегают Снегурочку по велению ее отца.

Снегурочка просит мать Весну научить ее человеческой любви. Весна-Красна остерегает дочь, напоминая о жестокости человеческих чувств. Но отказать любимой дочери она не может. Весна дает дочери плетенный из цветов венок: первый, кого встретит Снегурочка, станет ее возлюбленным на всю жизнь.

Смерть Снегурочки

Возлюбленным Снегурочки становится Мизгирь. Богатый купец не может скрыть своего счастья и не волнуется о губительных лучах Солнца, которые могут забрать у него его любимую. Мизгирь приводит девушку на Ярилину гору, где все односельчане и царь готовятся обвенчать прекрасную пару.

Первые лучи солнца не дают Снегурочке стать женой Мизгиря. Так, предсказание ее отца сбывается – Снегурочка тает на солнце от человеческой любви.

В далеком 1873 году А.Н. Островский написал прекрасную пьесу, которая считается весенней сказкой славянских народов, под названием «Снегурочка». События произведения изложены в четырех действиях. Все главные герои вымышленные.

Впервые текст пьесы был напечатан в литературном журнале «Вестник Европы». В этом же году состоялась премьера пьесы на сцене Большого театра города Москвы.

Появление весенней сказки, написанной в стихотворной форме, было абсолютно случайным событием.

В 1873 году руководство Министерства культуры решило на время закрыть малый театр, чтобы провести в помещении капитальный ремонт.

Все артисты переехали в Большой театр, где должны были быть задействованы в местных постановках.

Чтобы обеспечить всех достаточным объемом работы, А.Н. Островскому поручили написать феерическую пьесу, сюжет и жанр которой бы позволял задействовать сразу несколько артистических групп, а именно:

  • драматическую;
  • балетную;
  • оперную.

Писатель охотно согласился на предложение и сразу же приступил к написанию литературного произведения.

В основу сюжета легла русская народная сказка о девочке, которая была рождена от любви Деда Мороза и Весны и получила имя Снегурочка. Музыку к сказке-феерии поручили написать тогда еще молодому и пока неизвестному в широких кругах П. Чайковскому.

Краткий пересказ по действиям

О чем пьеса Островского? В первую очередь о любви. События разворачиваются в мифическом государстве берендеев.

Весна потихоньку входит в свои владения, горы еще покрыты снегами. Вдали расположена столица царства берендеев и трон самого царя, который сделан из дерева и покрыт причудливой резьбой. Леший не любит весеннее пробуждение и уже готов спрятаться в дупло до следующего зимнего сезона.

Он сидит и наблюдает, как царица Весна спускается с верхов на упряжке из гусей, лебедей и журавлей. Далее разворачиваются события пьесы в четырех действиях с описанием главных героев.

Важно! Если нет времени на прочтение всего произведения в целом, то рекомендуется читать краткое содержание.

Действие первое

Местные жители царства Берендея узнают о невиданной красоте дочери Деда Мороза и Весны-красны. Все парни пытаются свататься к красавице и не дают ей прохода, но она никого не любит. Внешний вид девушки грозный, губы сжаты, а лоб наморщен.

Все ребята, которые набивались к ней в женихи, получили отказ. Названные дедушка и бабушка красавицы, которые в пьесе именуются как Бобылиха и Бобыль, очень ругают ее, говорят, что она пренебрегает счастьем.

В сказке у девушки есть хорошая подруга – Купава, которая также является девкой на выданье. К ней сватается молодой парень по имени Мизгирь. Его отец занимает в царском посаде берендеев знатный чин и является очень богатым человеком.

Купава мечтает выйти за него замуж, и дата свадьбы уже практически согласована, но вдруг она решает познакомить своего жениха с подружкой.

Как только Мизгирь увидел необычайную красоту Снегурочки, то сразу же влюбился в нее, напрочь забыв о своей ранее любимой Купаве.

Обиженная девушка не ожидала такого поворота событий и обвиняет Снегурочку в предательстве, говорит, что та отбила у нее жениха, и проклинает ее, чтобы ей никогда не было счастья.

Мизгирь же не оставляет попыток завоевать сердце красавицы, одаривает ее дорогими подарками, но новоиспеченная любовь отказывается отвечать ему взаимностью.

Действие второе

В царстве берендеев сидит на золотом троне великий правитель Берендей. Вокруг него бегают скоморохи, которые периодически дерутся между собой на кулаках. В комнату входит боярин по имени Бермята. Он спрашивает, как обстоят дела в царстве.

Скоморохи выкрикивают, что все замечательно, но царь не уверен в этом. Отвечает боярину с большими сомнениями, мол, уже давно в царстве холода и стужа. Лето проходит слишком быстро, да и холодное очень.

Берендей считает, что властелин солнечного тепла – Ярило рассердился на людей, ведь в их сердцах пропало прежнее чувство любви друг к другу.

Нет уже больше этой доброй и сердечной тоски. Сердца жителей берендеевого государства заполнились только завистью к красивым нарядам ближнего и тщеславием.

Это сильно его беспокоит, так как никому не ведать тепла, пока в душе гуляет стужа. За это Ярило, повелитель солнца, и дальше будет мстить всем берендеям.

Царь предложил свой план действий. Берендей говорит, что завтра Ярилин день. Чтобы угодить повелителю солнечного тепла, нужно собрать всех молодых женихов и красавиц невест на поляне, а затем поженить их.

Это будет жертва любви, за которую Ярило отблагодарит всех жителей государства берендеев, прекратит мстить и одарит теплой весной, а затем и длинным летом.

Бермята в ответ на предложение царя пояснил, что это невозможно, ведь все молодые пары, проживающие в царстве, рассорились. Виной тому красавица Снегурочка.

Молодые ребята наповал влюблены в девушку, не дают ей прохода, а своих невест побросали. При этом сама красавица никого не любит.

Берендей не может поверить в рассказанное боярином и требует, чтобы его приказ исполнили незамедлительно.

В комнату приходит отрок, который предложил Купаве пожаловаться на то, что Снегурочка разбила ее любовь, очаровав Мизгиря.

Царь внимательно выслушал обиженную девушку. Боярин, который стоит рядом, предложил обязать Мизгиря жениться на обманутой им Купаве, но девушка ответила однозначным и гордым отказом. Отныне ее сердце разбито и не может испытывать к парню ничего, кроме горькой ненависти.

Берендей принимает решение судить Мизгиря по правилам народного суда. Приказывает изгнать парня из государства, чтобы тот больше никогда и никого не смог обмануть. Мизгирь защищается, предлагает царю самому пойти посмотреть, насколько красива Снегурочка.

Берендей соглашается на это предложение. Как только он увидел девушку, то сразу же убедился в ее необыкновенной красоте. В этот момент правитель обещает девушке найти для нее красивейшего жениха.

На предложенное царем красавица отвечает отказом, мотивируя это тем, что до сих пор ей неведомо чувство любви.

Жена Бермяты по имени Елена вклинивается в разговор и говорит, что она знает, кто им поможет.

Это пастушок Лель. Только этот парнишка способен растопить холодное и неприступное сердце девушки.

По заданию властелина пастух приглашает Снегурочку всю ночь плести венки из полевых трав, убеждая красавицу, что от этого ее сердце познает истинную любовь.

В то же время Мизгирь не оставляет попыток заполучить девушку себе в невесты.

Действие третье

В берендеевом государстве наступил вечер, и молодежь бросилась водить хороводы. Лель начал петь свои прекрасные песни, которые невероятно понравились царю Берендею. В знак благодарности государь приказывает парню выбрать себе любую невесту, которая одарит его взамен жарким поцелуем.

У Снегурочки загорелись глаза от счастья, и она просит Леля, чтобы тот остановил свой выбор на ней, но парень отворачивается от девушки, выбирая Купаву.

Мизгирь бросается к Снегурочке и клянется ей в своей искренней любви, но девушка пугается его излишней страсти и решительности.

Мизгирь не прекращает своих действий и пытается добиться красавицу силой.

Ей на помощь приходит Леший, который магическим образом создает призрак Снегурочки и уводит безумца прочь.

В то же время Лель продолжает петь своим прекрасным голосом, сводя с ума Елену, боярскую жену, и саму Купаву.

Действие четвертое

Лель заводит со Снегурочкой искренний разговор, в котором рекомендует ей научиться настоящей любви у Купавы. Девушка в слезах бежит к своей матери – Весне и просит научить ее любви.

Мать предостерегает девушку, но все же дает ей венок, приговаривая, что теперь она влюбится в первого встречного. Этим парнем оказывается Мизгирь, которого распирает гордость, что он все же заполучил желаемую любовь.

Жених не хочет ничего даже слышать о страхе девушки перед лучами Ярила и зовет ее с собой на Красную гору, где все жители берендеевского государства собрались встречать солнце.

Как только солнечный круг показывается на горизонте, так сразу же тело Снегурочки начинает таять и превращаться в озеро.

Девушка понимает, что сейчас она умирает, но несмотря на это, все же благословляет свою любовь, так как именно в этот момент смогла испытать настоящие теплые чувства.

Мизгирь не выносит происходящего, плачет и тоскует по любимой. К нему приходит осознание, что боги вот таким способом посмеялись над ним.

Он больше не хочет жить без своей невесты, взаимности которой так долго добивался.

Парень разбегается и бросается с горы прямо в озеро. Государь Берендей уверяет, что жертвы со стороны Снегурочки и Берендея только лишь задобрят Ярило. Он больше не будет мстить и одарит всех жителей царства лучами своего тепла.

Важно! Несмотря на трагическое завершение пьесы, заключающейся в смерти главной героини, а также ее возлюбленного, оригинал произведения читается легко и непринужденно.

Полезное видео

Подведем итоги

В произведении Островского Снегурочка, главная героиня, как и другие персонажи, является отражением тех непростых отношений между мужчиной и женщиной, которые бывают в реальной жизни.

Многие литературные критики считают, что данная пьеса не просто сказка-феерия, но и наполнена глубоким драматическим смыслом, так как писатель уделил большое внимание вопросу безответной любви и последствиям, к которым она способна привести.

Обращение к мотивам и образам русской сказки закономерно для поэтики Бунина, развивавшейся в классическом русле. Баба Яга и Ворон, несмышленая Аленушка и “божий мужичок”, добирающийся до Киева лесными дорогами, диковинная птица Вирь, которая мучит путников тоскливой песней, – многие бунинские образы по идейному наполнению и стилистической реализации близки к народной сказочной традиции.

Стихотворение, датированное 1899 г., в некоторых изданиях печатается с заглавием – “Из сказки”. Действительно, образный строй произведения во многом определен поэтикой сказки: в финале возникают дружина ратников и Жар-Птица с солнечным оперением.

Появлению фантастических героев предшествует пейзажная зарисовка. Двукратное упоминание слова “лес” в начальной строке – своеобразное сообщение для читателя, что местом действия лирического повествования стала густая чаща, а не опушка или поляна. Лесной мир постепенно погружается в сумерки. Переход от дня к ночи передается колористической лексикой: “темнеет”, “синеют”, “седой”. Вечерняя картина завершается

пробуждением птицы, которая традиционно отождествляется с ночной порой, – “серой совы”. Цвет ее оперения вписывается в общий мрачноватый тон. Сумрачный пейзаж имеет лишь один неяркий акцент – беловатый оттенок луговой росы, который не вступает в контраст с окружающей мглой, а подчеркивает ее слабым свечением.

В первой строфе автор фиксирует природные изменения подчеркнуто беспристрастно, как внимательный натуралист. С началом второй строфы становится ясно, что подмеченные перемены служили антуражем для главного действия. В неверном свете густых сумерек привычные предметы наделяются фантастическими чертами: вековые сосны сравниваются с воинами-дозорными, а слабое заходящее солнце – с Жар-Птицей. Усиливает ощущение оживающей сказки прием олицетворения: деревья “вереницей идут”. Лирический герой оказывается в сердце воображаемого мира – волшебного, неизведанного и немного пугающего.

Образ лесной чащи как проводника в сказочное пространство развивается в произведении “Псковский бор”. Стихотворения различаются позицией лирического “я”: здесь герой находится не в эпицентре необыкновенного мира, а на краю. Он колеблется, не решаясь преодолеть границу леса, одновременно служащую порогом между реальностью и “сказочными тропами”. Философский вопрос, достойны ли потомки культурного наследия прошлого, усиливает сомнения героя.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Раннее поэтическое творчество Бунина отмечено преобладанием пейзажной лирики, написанной в традициях Афанасия Фета и Алексея Толстого. После первой русской революции Иван Алексеевич все чаще создает...
  2. Покорная сирота и злая мачеха, коварная сноха и недалекая свекровь – женские образы бунинской лирики навеяны русскими фольклорными мотивами. На их фоне выделяется образ Аленушки...
  3. Мастер русского поэтического пейзажа, Бунин изображает природу во всей полноте чувственного восприятия. В его лаконичных и точных зарисовках, выдающих внимательного и чуткого созерцателя, видны краски,...

«Все лес и лес. А день темнеет…» Иван Бунин

Все лес и лес. А день темнеет;
Низы синеют, и трава
Седой росой в лугах белеет…
Проснулась серая сова.

На запад сосны вереницей
Идут, как рать сторожевых,
И солнце мутное Жар-Птицей
Горит в их дебрях вековых.

Анализ стихотворения Бунина «Все лес и лес. А день темнеет…»

Обращение к мотивам и образам русской сказки закономерно для поэтики Бунина, развивавшейся в классическом русле. Баба Яга и Ворон, несмышленая Аленушка и «божий мужичок», добирающийся до Киева лесными дорогами, диковинная птица Вирь, которая мучит путников тоскливой песней, - многие бунинские образы по идейному наполнению и стилистической реализации близки к народной сказочной традиции.

Стихотворение, датированное 1899 г., в некоторых изданиях печатается с заглавием - «Из сказки». Действительно, образный строй произведения во многом определен поэтикой сказки: в финале возникают дружина ратников и Жар-Птица с солнечным оперением.

Появлению фантастических героев предшествует пейзажная зарисовка. Двукратное упоминание слова «лес» в начальной строке - своеобразное сообщение для читателя, что местом действия лирического повествования стала густая чаща, а не опушка или поляна. Лесной мир постепенно погружается в сумерки. Переход от дня к ночи передается колористической лексикой: «темнеет», «синеют», «седой». Вечерняя картина завершается пробуждением птицы, которая традиционно отождествляется с ночной порой, - «серой совы». Цвет ее оперения вписывается в общий мрачноватый тон. Сумрачный пейзаж имеет лишь один неяркий акцент - беловатый оттенок луговой росы, который не вступает в контраст с окружающей мглой, а подчеркивает ее слабым свечением.

В первой строфе автор фиксирует природные изменения подчеркнуто беспристрастно, как внимательный натуралист. С началом второй строфы становится ясно, что подмеченные перемены служили антуражем для главного действия. В неверном свете густых сумерек привычные предметы наделяются фантастическими чертами: вековые сосны сравниваются с воинами-дозорными, а слабое заходящее солнце - с Жар-Птицей. Усиливает ощущение оживающей сказки прием олицетворения: деревья «вереницей идут». Лирический герой оказывается в сердце воображаемого мира - волшебного, неизведанного и немного пугающего.

Образ лесной чащи как проводника в сказочное пространство развивается в произведении «Псковский бор». Стихотворения различаются позицией лирического «я»: здесь герой находится не в эпицентре необыкновенного мира, а на краю. Он колеблется, не решаясь преодолеть границу леса, одновременно служащую порогом между реальностью и «сказочными тропами». Философский вопрос, достойны ли потомки культурного наследия прошлого, усиливает сомнения героя.