Вопрос священнику чувство вины. Чувство вины как подмена покаяния. Признаки ложного чувства вины

«Когда я прихожу в храм, мне хочется плакать. Если я помолилась у иконы, но не поплакала, то мне кажется, что я зря пришла в церковь. Меня удивляют те, кто улыбается в храме, разговаривает друг с другом время от времени. Когда я стою на службе, то чувствую сильнейшее внутреннее напряжение. И мне кажется, что я не имею права ни на что другое».

Эта фраза одной из участниц конференции «Святоотеческая психология и современная практика Церкви», которая проходила в Москве в январе, в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений, буквально врезалась в память нам, их делегатам. И сегодня, продолжая разбирать и публиковать материалы этого глобального форума, мы решили обратить внимание именно на эту тему. Нужно признать, что подобные мысли и переживания так или иначе посещают многих христиан: убежденность в том, что пребывание в храме — это сосредоточение на своей виновности перед Богом, на своей негодности, на бездарно растраченной жизни, — не такое уж редкое мнение. Но также нередки бывают и нервные срывы, после которых человек, подменивший сокрушение сердечное растаптыванием себя, порой вообще перестает ходить в храм.

Как отличить истинное чувство вины от невротического расстройства? Чем отличается страх Божий от страха человеческого? Обо всем этом — в нашем материале.

Ругать себя, чтобы смириться?

— И здоровое, и невротическое чувство вины весьма мучительны и очень похожи, — рассказал один из участников конференции «Святоотеческая психология и современная практика Церкви» Дмитрий Сергеевич Дроздов — магистр психологии, президент Ассоциации понимающей психотерапии. Но есть, по его словам, и существенная разница: здоровое чувство вины направлено на поступок, а невротическое человек направляет на самого себя.

Грех, безусловно, отзывается в нас виной. Но если в человеке нет душевных патологий, его совесть не только указывает на неправоту, но и показывает, как можно исправить ситуацию. Если же личность невротизирована, то человек от конкретной ситуации тут же переходит к обвинению себя, не связанному с отдельными поступками. Вся его жизнь и деятельность связана с постоянным переживанием стыда, но не за что-то, о чем он может определенно сказать, а непонятно за что. Ему кажется, что он всегда виноват и поэтому исправить ситуацию невозможно. Невротическое чувство вины рождает в человеке пассивность — это его характерный внешний признак.

Но, может быть, постоянно ругая себя, мы приблизимся к духовной высоте апостола Павла, который совершенно искренне считал, что он есть самый грешный человек на земле? Увы, это не так. Чувство собственной беспросветной «плохости», как ни странно, не делает нас смиреннее. Наоборот, человек, терзаемый чувством невротической вины, очень часто не способен адекватно реагировать даже на мягкую критику. Он так измучен внутренней ненавистью к себе, что жаждет похвалы и поддержки извне. Такие люди панически боятся оценки окружающих, им всегда кажется, что их оценили недостаточно — а это, в свою очередь, приводит к росту тревоги, напряжения и в итоге к клинической депрессии.

Невротическая вина иллюзорна, и она — как любая иллюзия — закрывает человеку путь к подлинному покаянию. Она изматывает, и личность, которую терзают ее проявления, тратит на борьбу с призраками те силы, которые могла бы направить на преодоление себя, своих реальных грехов и их последствий. Исповедь в таких случаях если и дает облегчение, то только на короткое время. Страдающий невротик может прекрасно понимать, что его мучительные самообвинения не имеют ничего общего с реальностью, но одного понимания недостаточно. Это чувство нельзя победить уговорами и другими способами рационализации.

Что же делать? Дмитрий Сергеевич Дроздов продемонстрировал собравшимся несколько приемов работы с навязчивым чувством вины, которые позволяют пациенту если не освободиться от него сразу, то по крайней мере взглянуть на свои мучения со стороны.

— Для этого нужно принять позу вины, как бы надеть на лицо маску вины, — пояснил он. — Что мы чувствуем? Наверное боль, может быть, усталость, отчаяние… А теперь мысленно нарисуйте картину вашей вины. Что вы видите? Что с вами происходит?

На сеансах психотерапии пациент при поддержке терапевта пытается мысленно перейти из состояния вины к состоянию свободы. Существуют различные методики, помогающие это сделать. Такого рода упражнения помогают дистанцироваться от навязчивых мыслей и сделать первый шаг по направлению к душевному здоровью.

Страх Божий и страх человеческий

— Страх Божий, — отметил Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий , — это состояние души высокодуховного человека. Это духовный дар, который дается Господом так же, как дар покаяния и другие подобные дары. От страха Божия следует отличать чисто человеческий страх наказания.

Владыка предложил собравшимся в форме свободной дискуссии порассуждать о том, правда ли, что для большинства современных православных христиан вера связана со страхом перед адскими муками. И если это так, то хорошо ли это?

Слушатели высказали разные точки зрения. Для кого-то апелляция к страху наказания оказалась неприемлемой даже в воспитательных целях, кто-то, напротив, высказал убеждение, что страх наказания за грех — естественная составляющая духовной жизни падшего человека.

— Если у человека есть какие-нибудь психологические проблемы, неврозы, — подвел итог обсуждения Митрополит Игнатий, — то он легко может принять сопутствующий им страх за непременное условие духовной жизни. Чтобы побороть свою тревожность, такие люди стараются исполнить все церковные предписания вплоть до мельчайших. Они становятся заложниками своей боязни.

Однако страх как таковой — далеко не всегда отрицательное явление. Это заложенный в нас Богом сигнал об опасности, который, в том числе, помогает нам избежать греха. Вместе с тем нужно помнить, что страх наказания — это страх раба, страх не получить свою награду — это страх наемника, а подлинный страх Божий выше всего этого. Он сочетает в себе благоговение перед величием Бога и понимание, как же мал и немощен человек по сравнению с Его могуществом. Это страх оскорбить Бога, потерять Его любовь, на которую человек уже откликнулся всем сердцем.

Куда уходят желания?

— Часто бывает так, — поделилась опытом своих наблюдений психолог, психотерапевт, член Российского общества «Person Centered Approach» Марина Сергеевна Филоник , — что человек сам не знает, чего хочет — ни в духовной жизни, ни вообще. Он ни к чему не стремится, ничего не делает, но при этом чувствует катастрофический упадок сил. Причина такого болезненного состояния чаще всего заключается в том, что человек неправильно строит отношения со своими желаниями.

Все мы знаем, что наши желания могут не исполниться. Не получая чего-то вожделенного, мы испытываем душевную боль, расстройство, разочарование, смущение. Такого рода переживания в нашей жизни неизбежны. Они помогают человеку взрослеть, обогащают наш душевный опыт. Однако невротизированная личность может решить проблему неисполнения желаний по-другому: просто избавиться от них. Нет желания — нет разочарования. Однако парадокс в том, что наши желания являются в то же самое время источником энергии, которая помогает добиваться цели. Посмотрите, например, с какой неохотой и слабостью нерадивый студент просыпается утром, чтобы пойти на первую пару, — и с каким рвением тот же самый студент, который еле-еле досиживал лекции, бежит на свидание к любимой девушке… Откуда только силы взялись! Конечно, желание желанию — рознь, и греховные стремления нужно уничтожать в зародыше. Но видеть свои желания и осознавать, что они есть и каковы они, обязательно нужно. Тогда мы сможем построить с ними правильные отношения.

Эти отношения начинаются с понимания того, что наши желания вытекают из наших потребностей. Потребности бывают разные, но в целом это то, что нам необходимо, чтобы жить полноценной жизнью. Если их игнорировать, могут возникнуть проблемы со здоровьем и различные психологические нарушения. Однако уделяя должное внимание своим желаниям, нужно научиться от них дистанцироваться. То есть у нас должна быть установка не «я — это мое желание», а «у меня есть желание». Тогда мы сможем лишить вредные желания влияния на нас, а полезные — максимально использовать для достижения благих целей.

Газета «Православная вера» № 05 (601)

Некоторые, далёкие от Православия, люди, в основном сектанты и атеисты, утверждают, что = христианство занимается выискиванием грехов, чтобы человек себя чувствовал виноватым =

Давайте уже разберёмся, что есть грех, вина, чувство вины и как от них избавиться.

1. Грех, если коротко, это – нарушение Божественного, нравственного Закона.
Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (св. Иоанн Дамаскин).
Грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе (блаж. Феофилакт Болгарский).
В русском языке слово «грех» (ст.-слав. гр;хъ), изначально соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом означающим «промах, погрешность, провинность»,

Грехи, выискивай их или нет, есть у каждого. Только, одни видят свои грехи, а другие – свои в упор «не видят», а в других видят их великое множество.

Церковь учит видеть, в первую очередь, свои грехи, и очищаться от них, как от грязи, а не осуждать других. Господь говорит:«Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». (Мф.7,5)

2. Вина - 1. Провинность, проступок, преступление, прегрешение, грех (в знач. проступка), (По Далю)
То есть вина – проступок или преступление против Закона или грех против БОГА, человека, природы.

Если человек не покается, не исповедуется, не компенсирует ущерб, не загладит вину, то есть не поступит по совести с чувством ответственности за содеянное, то в нём развивается «чувство вины», деструктивное и тягостное чувство. Иногда это чувство возникает из мнимой вины, когда человек чувствует себя виноватым, за то, что от него не зависит.

3. Чувство вины - последствие нераскаянного греха и обратная сторона гордыни. И то и другое для христианина не приемлемо.

Чувство вины наносит человеку глубочайший вред. Чувство вины, в отличие от чувства ответственности, не реалистично, неконкретно, размыто. Оно жестоко и несправедливо, лишает человека уверенности в себе, снижает самооценку. Приносит ощущение тяжести и боли, вызывает дискомфорт, напряженность, страхи, растерянность разочарование, уныние, пессимизм, тоску.
Чувство вины опустошает и отнимает энергию, обессиливает, уменьшает активность человека и ведёт к неврастении и прочим заболеваниям.
Чувство вины, по сути, это - агрессия, направленная на самих себя, - это самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию.

Это то, что произошло с Иудой после предательства им Иисуса ХРИСТА. Он понял, что совершил страшный грех, и невыносимое чувство вины заставило его думать, что он имеет право и должен сам себя наказать за грех предательства. И вместо истинного покаяния, молитвенного обращения к Иисусу ХРИСТУ, который конечно бы его простил, Иуда пошёл и повесился.

4. Как же избавиться от греха и чувства вины? В Православии есть такое средство, которое уже 2 тыс. лет успешно помогает миллионам верующих, и без которого невозможно совершенствование и духовное возрастание человека. Это средство называется – покаяние.

Покаяние – это изменение себя и своего отношения к данному греху. Нужно возненавидеть его (не себя!), и иметь твёрдое намерение не повторять его в будущем.

Итак, вместо чувства вины, самобичевания - осознав свой грех, свою вину, необходимо, не откладывая, принести покаяние в Церкви в Таинстве Исповеди и сделать всё, чтобы компенсировать с избытком нанесённый грехом ущерб, проявив сострадание и помощь пострадавшему. И впредь с твёрдой решимостью измениться, стараться не повторять этот грех. Только так человек полностью освободится от опустошающего, обессиливающего чувства вины, и от гнёта греха, который исчезнет, как будто его и не было.
Но бывает, что по нашей слабости или невнимательности мы вновь совершаем этот грех повторяется. И тогда ни в коем случае не надо отчаиваться! Нужно покаяться во вновь совершенном грехе и, возненавидев этого навязчивого беса (грех), с ещё большим упорством стараться его победить. С каждым покаянием грех слабеет и настанет момент, когда Вы забудете о нём, как будто его не было.

«И сказал Господь Моисею… : если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили; если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу;» (Чис.5,5-7).
Можно оказать помощь больным, немощным, старикам, брошенным детям, тому, кто нуждается, или пожертвовать на строительство церкви. Говорит Господь: «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф.35,30)

Наша задача - мощную деструктивную, разрушающую и убивающую энергию чувства вины преобразовать в позитивную энергию изменения себя к лучшему, в созидание в себе Нового нравственно совершенного человека.

Использованы фрагменты из статьи http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=519 Точка зрения: чувство вины - духовность или незрелость?

Сначала – зарисовки из собственной жизни.

Мне лет 18, я прихожу на одну из первых в жизни исповедей. Всё очень серьезно и торжественно, я зачитываю по памяти список (очень краткий) своих грехов, от которых, конечно же, я обязательно через год-два избавлюсь и стану святым. Максимум через три.

Батюшка слушает с чувством и так же реагирует: «Грех, грех! Не смей! Вот если бы не дошел сюда, если бы по дороге под машину попал – прямо бы в ад! Прямо в ад!»

И я вдруг задумываюсь, так ли это всё механистично, и каковы мои перспективы, если я пока еще иногда грешу, а на исповедь выбираюсь в лучшем случае раз в неделю.

Мне лет 30, я зачитываю по памяти список, который с тех пор едва ли сократился – скорее вырос за счет совсем других вещей, которым я тогда не придавал значения или не замечал за собой. Священник внимательно выслушал его и спросил: «Скажи, какой свой грех ты считаешь самым главным?» Я ответил, ведь «градация» была мне прекрасно известна. «Нет, – улыбнулся он, – отсутствие любви – вот гораздо худший грех». А в моем списке такого даже не было.

И в эти же примерно годы стою перед аналоем и сомневаюсь: услышит ли меня вот этот, впервые увиденный мной священник? Поймет ли? Готов ли я ему довериться? И, подойдя, вместо привычного «батюшка, я согрешил…» говорю: «Господи, грешен пред Тобой…» С тех пор так и начинаю.

Об исповеди говорить невероятно трудно, это слишком личное и интимное, и нельзя, наверное, раскрывать даже тайну собственного покаяния, тем паче чужого. Но говорить приходится, потому что значимо, актуально, часто непонятно.

Только ленивый в последнее время не отметил: исповедь часто превращается в допуск к причастию, она формальна, да и не выходит всерьез каяться раз в неделю или даже раз в месяц, если всё одно и то же вот уже который год. Словно бы напоминаешь Богу: да, человек я несовершенный и сам о себе это знаю. А Он будто не в курсе?

Но я хотел бы сказать немного вот о чем: об исповеди и чувстве вины. И для начала – еще одна история или даже две. Деревенский храм в середине девяностых, воскресная литургия, перед ее началом – общая исповедь с подробным перечислением грехов. Священник долго и с чувством говорит об абортах, прихожанки крестятся: «грешна, прости Господи». Только ведь они за редчайшим исключением – пенсионерки, этот грех они могли совершить десятилетия назад и с тех пор вспоминают его перед каждой литургией. Не верят, что прощены?

Или в те же годы литургия в московском храме, параллельно народ исповедуется в боковых приделах. Выходит проповедовать священник и говорит… о том, как это ужасно! Вот, говорит он, приносится жертва за грехи мира, ангелы невидимо нам сослужат, а мы стоим тут и бубним: «я раздражаюсь, я обидчив, я необязателен, я сплетничать люблю…» Вот и остаемся раздражительными, обидчивыми и далее по списку, потому что ничего другого не видим! Да оторвись ты от своих грехов, взгляни на Спасителя, припади к Нему! И с тех пор – не исповедовал этот священник после начала литургии верных, принципиально. А теперь он уже не в этом мире.

Но вернемся на землю. Антропологи вообще говорят, что в мире есть два вида культур: культура вины и культура стыда, в зависимости от того, что движет человеком, чего он старается избегать. Например, на Дальнем Востокеклассические культуры стыда. Самурая незаслуженно оскорбил его господин, и самураю ничего не остается, как публично взрезать себе живот и умереть. Смыть непереносимый позор может только кровь, пролитая собственной рукой. Стыд – это положение, в которое ты поставлен, даже если в том нет никакой вины.

А вина – ответственность за твои собственные поступки, даже если никто о них ничего не знает. Наша культура, как и любая культура с христианскими корнями, движима чувством вины. В церковь человека часто приводит именно это чувство и желание что-то с ним сделать. И это совершенно справедливо, в том же Новом Завете мы найдем, особенно у Павла, множество рассуждений о том, что всякий человек – грешник, заслуживающий погибели, и все мы нуждаемся в прощении, которое обретаем только во Христе.

Но что дальше с этим чувством делать? Казалось бы, церковь вообще про то, как человеку виновному и грешному стать праведным, не по заслугам, но по благодати. А на практике – вот эти вот бабушки, до сих пор исповедующие грехи молодости. Не верят, что прощены? А может быть, не готовы разбираться в своих нынешних грехах и потому приносят Богу давнишние, давно уже неактуальные? Так как-то привычнее.

Чувство вины каким-то парадоксальным образом сочетается с чувством непогрешимости: я же был на исповеди, я теперь чистый! Не раз наблюдал сцену: человек, который оскорбил другого, потом с неким достоинством сообщает, хоть никто и не спрашивал, что принес в этом покаяние на исповеди. Казалось бы, если ты лично Васю обидел, то перед Васей и извинись. Но это слишком просто: за Васю тебя уже якобы извинил Бог и теперь счет обнулен, можно Васе заново высказать всё, что о нем думаешь.

Похоже, православные люди бывают грубы, необязательны, обидчивы и далее по уже знакомому списку отчасти и потому, что им есть, куда девать свое чувство вины. Вот пропустил ты срок сдачи работы, подвел партнера, нагрубил соседу. Неверующий просто извинится, если, конечно, порядочный человек, и постарается не повторять.

А у человека церковного есть искушение (иначе и не скажешь) всю эту «мелочевку» спрятать в глобальном «от них же первый есмь аз». Ну если я первый из грешников, чего вы от меня хотите? Не до них мне нынче, я в мшелоимстве ежедневно каюсь, а эти ваши дедлайны даже в молитвослове не обозначены.

Если к чувству вины привыкнуть, оно перестает работать. Или начинает работать избирательно, «затачивается» под определенные интонации и ситуации. Кто же не знает этой чудной, а точнее чудовищной манеры семейного общения, когда всё, буквально всё сводится к теме «кто тут виноват перед кем». Есть даже такой анекдот: «наша семья держится на хорошем аппетите и чувстве вины». Если любви нет, то, конечно, и это сойдет, но… не совсем тогда это семья. И не совсем церковь.

С другой стороны, иногда задумаешься: ну что, Богу очень интересно, что каждый из нас обидчив, завистлив, злопамятен и так далее, это для Него нечто новое и удивительное? И что съедена была в среду сосиска второпях, и что молитвенное правило не прочитано в который раз… В зависимости от этого – в ад, если не успел на исповедь, или не в ад, если успел. Это точно о Боге? По-моему, это проекция образа недалекой и злобной воспиталки из детсада, которая в угол ставит и сладкого лишает за всякую мелочь.

А вот отсутствие любви, да еще когда о нем не задумываешься, когда это обычный фон твоей жизни… Да, в таком состоянии в Царствие попасть будет трудно. А если это становится «нормой» в самой церкви? Если община кающихся грешников – это толпа индивидуалов, занявших очередь за отпущением грехов? Кто ж не видел этих благочестивых скандалов в очереди к исповеди: «вас здесь не стояло, простигоссспади…» Точно ли Он простит? И Ему ли за это прощать, не Его ведь обидели – или скорее всем окружающим, которым с этим приходится уживаться?

Мы ведь так часто говорим, что исповедь – таинство примирения с церковью. Новое вхождение в общину. Если так, это точно не про сосиску в среду, а про что-то такое, после чего ты действительно не можешь назваться христианином.

Недавно довелось читать рассказ про батюшку, которому накануне исповеди некий человек сообщил, что отправляется воевать на чужую войну за высокие идеи. Батюшка ему ответил примерно так: «Ты собираешься воевать с теми, кто тебе не причинил зла и на тебя не напал, не будучи при этом воином, связанным присягой. Это выходит убийство, и я не могу отпустить тебе грехов, пока ты не откажешься перед Богом от своего замысла».

Как? Воевать за правое дело – грех? А не сосиска, не раздражительность, необязательность? Переворот сознания. А для батюшки всё по канонам в лучшем понимании этого слова.

Может быть, корень проблемы в том, что огромное число людей у нас пребывают как бы на пороге церкви: то ли христиане, то ли нет. Исповедь становится своеобразной регистрацией, check in, способом удостовериться, что человек действительно церковный хотя бы на данное время и потому может приступать к Чаше. Но это уже отдельная тема: кто у нас тут православный и что вообще это значит. И мы, пожалуй, едва лишь приступили к ее обсуждению.

Как мы знаем, покаяние способно и более того - должно преобразить нашу жизнь. Но задумывались ли мы над тем, как именно преобразить?

Если после покаянных молитв и исповеди на душе легко и радостно, возросла благодарность Богу, прибавилось желания и сил бороться с грехом, прибавилось любви к людям - значит, мы действительно каемся.

Если после покаянных молитв и исповеди мы остаемся в унылом, замкнутом состоянии, то это значит, что мы не каемся: скорее всего, покаяние подменено у нас ложным чувством вины. Ложное чувство вины лишает нас возможности покаяния и тем самым становится тормозом на пути нашей духовной жизни.

Признаки ложного чувства вины

Давайте рассмотрим признаки наличия у нас ложного или невротического чувства вины более подробно.

1. Почти постоянное чувство уныния.

Легкую степень уныния мы редко замечаем в себе. Признаки его - лень к делам спасения. Нам трудно заставить себя читать утреннее и вечернее молитвенное правило, поститься, воздерживаться от телесных наслаждений (у кого-то это - сладости, у кого-то - винопитие, у кого-то - смотрение телевизора или фильмов, блуждание в интернете, вариантов много).

2. В нашем «покаянии», а точнее, в чувстве вины не видно просвета. Оно неисчерпаемо.

Покаяние подобно мытью посуды. Чем больше моешь - тем посуда более чистая, сверкающая, красивая. А «делание» чувства вины не приносит ни малейшего улучшения состояния. Даже после исповеди нет никакого облегчения и успокоения, только лишь чувство выполненного долга: неприятная процедура позади.

3. Отсутствует подлинное чувство Божиего милосердия.

По книгам, по историям других людей, мы, конечно, знаем о милосердии Бога, мы знаем о земном подвиге Спасителя. Но все это как бы не касается непосредственно нас. В своей печали о своих грехах мы одиноки, Бог не помогает нам.

4. Трудно переносим критику.

Вот как говорит об этом психотерапевт Карен Хорни: «Одновременно с заявлениями о том, что он недостойный человек, невротик будет предъявлять огромные претензии на внимание и восхищение и обнаружит весьма явное нежелание соглашаться даже с малейшей критикой… Его чувствительность к причине может прикрываться мыслью, что переносима лишь дружеская критика или носящая конструктивный характер. Но эта мысль является только? и противоречит фактам. Даже дружеский совет может вызвать гневную реакцию, ибо совет любого рода предполагает критику в связи с некоторым несовершенством».

Такой человек может возмутиться даже обличениям со стороны духовника, если духовник говорит о грехах, выходящих за рамки списка, представленного кающимся.

При этом такой человек зачастую тщеславится мелкими грехами, упоминаемыми им на исповеди, которыми он показывает духовнику свою особую внимательность к духовной жизни и чувствительность к прегрешениям.

5. Гордыня, отсутствует смирение.

Кроме непереносимости критики, у человека, страдающего ложным чувством вины, присутствуют и все прочие признаки гордыни: тщеславие, уныние, ропот и тревога в моменты испытаний, осуждение других людей и др.

6. Неосознанная жажда наказаний.

Человек, страдающий от невротического чувства вины, сам не сознавая того, ищет наказаний, поскольку наказание частично освобождает его от груза грехов, который он не способен сбросить с себя подлинным покаянием, а также является подтверждением справедливости его чувства вины.

Проверяя себя на основе этих пунктов, необходимо помнить, что любая болезнь, в том числе и психологическая, может присутствовать в нас в разной степени, и тут не действует тот же подход, что при простуде: если простуда слабая, пройдет сама. Душевные болезни стоит брать во внимание и лечить, даже если они присутствуют в слабой степени, потому что усилия по их преодолению куда меньше, чем те проблемы, которые они создают нам - как в духовной жизни, так и просто на уровне душевного благополучия.

Свойства подлинного покаяния

Хотя эта брошюра - для людей грамотных в духовной жизни, все-таки для целостности повествования напомним основные свойства подлинного покаяния.

1. Покаяние основано на чувстве собственного бессилия в одиночку победить грехи и страсти.

2. Покаяние неразрывно связано с чувством Божиего милосердия и Его готовности помочь и простить в тот же момент, как мы покаялись.

3. Покаяние основано на сознании Божиего всемогущества, в особенности освобождать нас от власти бесов (страстей).

4. Покаяние сопряжено с чувством надежды на спасение. Прекрасно сказал об этом преподобный Иоанн Лествичник: «Падающий сокрушается, и хотя бездерзновенен, однако с похвальным бесстыдством предстоит на молитве, как разбитый, на жезл надежды опираясь и отгоняя им пса отчаяния».

5. Покаяние приносит чувство облегчения, мир души и содействует победе над теми грехами, которые мы исповедуем.

Природа ложного чувства вины

В основе ложного чувства вины - эгоцентризм. То есть человек подсознательно видит себя, а вовсе не Бога, центром мироздания и причиной всего с ним происходящего. Отсюда естественным образом вытекают две проблемы:

Невозможно каяться, ведь каяться можно перед кем-то высшим, а выше меня никого нет;

Никто не поможет, потому что я главнее всех и только сам себе могу помочь.

Такой человек находится в безвыходной ситуации. Он видит часть своих пороков и неудач, но поделать с этим ничего не может, так как в глубине души не признает ни своего бессилия, ни силы и милосердия Бога.

Психология связывает эгоцентризм с инфантилизмом. Вот как говорит об этом священник и психолог Андрей Лоргус: «Ребенок по природе своей чувствует себя центром мироздания, центром всего. Такое осознание себя для ребенка естественно. Психолог Жан Пиаже назвал это эгоцентрическим сознанием (не путать с эгоистическим). Ребенок до пяти лет убежден, что все видят мир так же, как и он. Представить себе, что другой человек видит иное, мысленно встать на позицию другого человека, ребенок не умеет. Только после пяти у него формируется реалистическое мышление и сознание, и он от эгоцентризма переходит к реализму. Беда заключается в том, что мы одной частью своей личности взрослеем, а другая у нас может оставаться инфантильной. Как правило, инфантильные, детские структуры личности сохраняются в эмоциональной сфере и сфере отношений».

Причина формирования инфантильности - та же, что и причина любовной зависимости, осуждения, неприятия себя - недостаток принимающей любви родителей. Причем, поскольку проявления неприятия могут быть разными, здесь те люди, с которыми жил ребенок, по всей видимости, увлекались обвинениями ребенка. «Видя таких людей, я сразу себе представляю строгую мать или сурового отца, которые наказывают своего ребенка. Или очень строгую воспитательницу детского сада, или учительницу, которая стоит в позе осуждения и обвинения и указывает этому несчастному малышу на то, что он испачкал свой костюм или наследил на полу, или разбил кружку, вазу или сделал еще что-нибудь» - говорит отец Андрей Лоргус. Психолог Елена Орестова: «Тебя ставят на стол и заставляют читать стих, а ты этого не делаешь, и тебя за это потом очень сильно ругают и говорят: «Плохая девочка».

Так маленького человека приучают к тому, что он виновен во всем том, с чем он, на самом деле, не имеет объективной возможности справиться самостоятельно. Этим же самым в нем воспитывают гордыню, потому что как бы говорят ему: «Ты можешь все, ты всемогущ».

И с этим воспитанным старшими чувством всемогущества и вины за все человек выходит во взрослую жизнь. Последствия его проблемы проявляются не только в отношениях с Богом. Преувеличивая собственную значимость, он склонен видеть несуществующую взаимосвязь между своим поведением и поведением других людей. «Ты чего такой молчаливый? Что я опять не так сделала?» - спрашивает жена у мужа, у которого проблемы на работе. Такой человек живет в постоянном страхе неодобрения и обвинений со стороны окружающих людей и поэтому живет несвободно, часто не делая того, что ему хочется делать, только из-за страха перед мнением людей.

Исцеление от ложного чувства вины

Как исцелиться от невротического чувства вины, в какой бы степени оно у нас ни присутствовало? Многое можно сделать и без непосредственной помощи психолога.

1. Исцеление отношений с родителями.

Как вы, возможно, уже догадались, поскольку основной причиной проблемы является недостаток принимающей любви родителей, основной рецепт тот же, что и в предыдущих двух главах - «Усыновить родителей» (подробно изложен в первой главе). Особое внимание постараемся уделить тому, чтобы самим не обвинять родителей (даже мысленно) ни в чем, и к их обвинениям в наш адрес относиться не как к проявлениям недовольства Вселенной нами, а как к слабости страдающих людей.

2. Приближение к реализму через рассуждение.

Эгоцентризм удалил нас от реального восприятия мира, рассуждение поможет нам воспринимать вещи более реально, трезво. Для этого раз за разом, много раз в день, усилием ума и воли будем напоминать себе о том, как обстоят вещи на самом деле.

Первое. Мы не всемогущи. Более того, без Бога мы очень слабы и не имеем никаких шансов побеждать свои слабости, вообще - жить как следует.

Второе. В центре мироздания не мы, а Бог, сотворивший этот мир, столь же близкий к каждому человеку, как и к нам, и устраивающий различные внешние обстоятельства жизни к нашему спасению.

Третье. Бог милосерден и рядом с нами и прощает нас уже в тот момент, когда мы искренне, от сердца просим о прощении с сознанием своей слабости и необходимости Его помощи нам.

Четвертое. Наша роль в жизни вселенной и других людей ничтожна. У каждого человека тысячи разных мотивов, и даже для близких людей мы не являемся единственным предметом их дум и объектом их чувств. Вообще мы по большому счету никому по-настоящему не нужны, кроме Бога. Соответственно, и за свою жизнь и за свое душевное состояние другие взрослые люди отвечают сами, а мы отвечаем только за себя и в значительной мере - за своих детей.

3. Контроль своего душевного состояния.

Мы должны постоянно отслеживать свое душевное состояние, сделав его мерилом правильности нашей духовной жизни. Если мы унываем, испытываем тревогу или страх, мы не должны называть это «скорбью о грехах» и мириться с этим состоянием. Должны искать и исправлять ошибки, которые вызвали это наше нездоровое состояние. Если не находим, пусть это будет для нас только еще одним поводом вспомнить о том, как мало зависит от нас и как сильно мы нуждаемся в помощи милосердного Бога. Не оставлять борьбы с унынием до тех пор, пока оно не будет побеждено.

4. Борьба с гордыней

Борьбе с гордыней и тщеславием (наряду с обретением радости) необходимо уделить основное внимание в своей духовной жизни. В святоотеческой литературе эта тема детально изложена, если подзабыли, можете обновить в памяти методику этой борьбы с помощью сайта www.ioann.ru.


Дмитрий Семеник. «Психологические проблемы как препятствия на пути духовной жизни и их преодоление».

Количество записей: 16441

Здравствуйте, можно перед установкой памятника на могилу, убрать крест с могилы, и больше его не ставить?

Олег

+
Да, так обычно и делают. Единственное, на самом памятнике нужно сделать изображение Святого Креста.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться в снах, в которых я вижу Бога, Иисуса и Деву Марию, сны мои начались с самого детства, и длятся до сих пор, при этом чувствую покойников в реальном мире! Пишу стихи и песни. Сама молюсь, стараюсь соблюдать все заповеди, ходить в церковь. Но почему я так чувствую мир и всё, что с ним связано?

Наталья

+
Вероятно, есть люди более тонкой душевной организации, чем у других, они сильнее открыты к восприятию духовного мира - это и дар, и источник опасности. Будьте осторожны, не зазнавайтесь и крепко держитесь Православия, и тогда, с Божьей помощью, Ваши способности Вам не навредят.

диакон Илия Кокин

Скажите, чем грозит второе венчание без благословения правящего архиерея? Спасибо

Богдан

+
Я вообще сомневаюсь в том, что Вас будут венчать повторно без благословения Правящего архиерея, по крайней мере, так не должно быть. Но, если Вы скрыли эту информацию, и Вас повенчали, в этом нужно каяться на Исповеди. Если же Вы уведомили об этом священника, тут уже скорее вина священника, который совершал Венчание. Но, в любом случае, единственное, что сможет оправдать случившееся - создание крепкой христианской семьи, в которой царит мир и любовь.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, сайт и телепроект "Закон Божий". Я хотел рисовать всяких кумиров, но не стал, мое сердце просит, чтобы я рисовал Пресвятую Деву Марию, рисовал Господа, Сына Божия и Небесных Ангелов, это правильно? Меня мучает часто нечистая сила, когда я был в храме, у меня кружилась голова, с чем это связано, с сатаной? И почему у меня было так, что, когда прикладывался к разным иконам, у меня леденели руки, и почему, когда я в храме прикладывался к распятию Христа и целовал ноги, у меня дух захватывало, может, в моем подсознании живет сатана? Я знаю, что мне поможет Архангел Михаил, я люблю Архангела Михаила, какие молитвы петь, чтобы Архангел Михаил поборол во мне сатану? Храни Вас Господь.

Алеша

Дорогой Алексей, мне кажется, что Вы гораздо больше думаете о сатане, чем о Боге, но Бог намного ближе к Вам, чем Вы думаете, Его не надо бояться и не надо думать, что сатана способен отобрать Вас у Бога без Вашей воли - это не так. Молитесь, кайтесь, причащайтесь, и главное - не бойтесь. Господь благ и премудр, Он обязательно защитит всех любящих Его.

диакон Илия Кокин

Добрый день! Можно исповедоваться и причащаться, живя в гражданском браке 13 лет? Спасибо.

Елена

+
Если под "гражданским браком" Вы подразумеваете брак, оформленный в ЗАГСе, то причащаться можно, а если нет, то каноны запрещают это делать. Возможно, правда, что Вас допустят до причастия, если причина того, что вы еще не вступили в законный брак, заключается в нежелании Вашего избранника. Но это уже повод к тому, чтобы задуматься, стоит ли связывать свою жизнь с безответственным человеком.

диакон Илия Кокин

Меня мучает вопрос: почему Бог позволил людям размножаться после грехопадения, зная, что ничего хорошего для людей в этом не будет. Рождаются уроды, мучаются, страдают и уходят в муки вечные без покаяния. Возможно, было бы милосерднее сделать праотцов бесплодными, до их покаяния. Тем более, что Адам с Евой покаялись к концу жизни. Почему бы Богу не подождать, Он же знал, что они раскаются? Тогда не было бы нужды в спасении, через мучения и страдания.

Алла

+
Конечно, Адам и Ева раскаялись в своем грехе, но их природа была уже повреждена. Требовалось рождение в мир Спасителя, чтобы семя Жены сокрушило главу змия. Но для этого необходимо было деторождение праотцев. Господь, придя в мир, разрушил прародительский грех, и теперь мы свободны выбирать между добром и злом.
Лучше всего переживать не о проблемах мироустройства, об этом попечется Сам Бог, а больше внимания уделять своей душе и исправлению себя от грехов и страстей, в чем да поможет нам всем милосердый Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте батюшка. Очень нужен Ваш совет. Я замужем, очень люблю мужа, но в трудный момент изменила ему, нужно ли говорить ему об этом, или достаточно исповедаться?

Анна

+
Все зависит от того, как Ваш муж отнесется к этому и каков у него шанс узнать про Вашу измену от других, и какие у вас внутрисемейные отношения. Раньше в Церкви исповедь была публичной, перед всеми прихожанами, но потом христиане обмирщились и исповедь стала тайной. И в Вашей ситуации может так случиться, что супруг бросит Вас или же станет изменять, не в силах простить Ваш грех. Но, лучше всего, обсудить, как правильно следует поступить, со священником на исповеди. На исповедь же надо идти безотлагательно, чем скорее Вы покаетесь в своем грехе, тем меньше вреда будет от него.

протоиерей Андрей Ефанов

Можно ли наносить татуировку коптского Креста, так, как делает Коптская православная церковь, нанося ее на внутреннюю поверхность запястья?

Маруся

+
Копты, нанося такую татуировку, совершают подвиг исповедничества, в нашей же жизни это будет выглядеть нелепым фарсом. Я не советую Вам так поступать.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какими молитвами можно отмолить грех? Дело в том, что несколько лет назад я встретила мужчину. Он мне понравился. Но был со мной несколько холоден и равнодушен, как мне казалось. На глаза попалась книга заговоров. И я, под воздействием эмоций, решила прочитать заговор на тоску. Теперь очень жалею об этом. Понимаю, что это страшный грех. Раскаиваюсь. Мучает чувство вины, страх. Заранее, спасибо за ответ!

Анастасия

+
Не отмаливать надо свои грехи, это распространенное заблуждение, а каяться в них. Начните свою духовную жизнь с покаяния и исповеди, ходите регулярно в храм, молитесь ежедневно дома, читайте Евангелие и духовную литературу, старайтесь соблюдать заповеди Христа, и тогда Ваша жизнь изменится, страхи пройдут, а чувство вины сменит благодарность Богу за то, что Он изменил Вас, соделал христианкой, живущей всецело тем, что есть самое важное в человеческой жизни.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка. Мне 22 года, я крещёная в детстве, и я совсем запуталась в том, что я делаю в жизни. От первого брака у меня девочка, брак был не венчанный. Разошлись. Затем было моё покаяние, но хватило меня ненадолго, связалась с другим, жила в гражданском браке несколько лет, в ссорах, но больше не могла - то ли мучиться самой, то ли мучить его - разошлись. Недавно поймала себя на мысли, что думаю почти постоянно уже о другом человеке. Мне даже кажется, что между нами какая-то связь, в голове постоянно боль оттого, что -вроде бы вот он, это точно он, но я ему уже столько причинила боли - и ребенка завела, и замужем была, потом ещё с одним жила почти на его глазах, что он меня даже близко к себе не подпускает. Что это, я уже сошла с ума? Потому что раньше я никогда не чувствовала такой связи. Или это опять я иду по ложному пути? Спасибо большое.

Анастасия

+
Уважаемая Анастасия, первое, что Вам надо сделать, это остыть. Принимать решения на горячую голову очень опасно. Может быть, объект Вашей новой привязанности совсем и не испытывает боли от вашей прежней жизни. Может, он любит вас такой, какая Вы есть, а может, и совсем не думает о Вас.
Задуматься Вам надо о самой себе, о том образе жизни, который вряд ли приведет Вас к Богу, о вечности, на пороге которой мы все стоим и не знаем, когда нас ждет последний земной миг. Если Вы обратите свой взор к Богу, начнете ходить в храм, молиться дома, читать Евангелие и духовную литературу, в общем, вести жизнь христианскую, тогда и прочие проблемы решатся. Господь, несомненно, поможет Вам в их решении.

протоиерей Андрей Ефанов

Можно ли исповедоваться и причащаться при женской болезни с кровотечением?

Елена

+
Исповедоваться можно всегда, а вот причащаться - только в случае, если болезнь затяжная. В любом случае, надо сказать священнику о заболевании.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, грех ли просить бога простить сатану, ведь он тоже его ребёнок по Писанию, и грех ли сатану просить, чтоб он Бога признал, чтоб не было вражды на земле? Ведь нельзя так больше, нельзя. Ведь сейчас сын убивает отца. Я уже больше не могу смотреть на то, что здесь происходит. И есть ли у меня шанс ко спасению после таких просьб? Поймите, мне жалко всех людей. Не понимаю, куда доброта делась? Да, вот ещё - считается ли страшным грехом то, что я подумала, чтоб лучше бы тогда умер один Христос вместо многих невинных детей, которых убили по приказу Ирода. Так как цифра страшная, а я детей люблю... И это еще не всё, когда я прочитала, что Бог послал Ангела своего, чтоб спасти своего сына, я случайно обозвала его и обвинила в том, что сына своего уберёг, а 14 000 детей не сберёг. Вот, теперь не могу покой в душе найти и себя всё время корю. Простит ли мне эти грехи Господь Бог, ведь я просто детишек люблю. А Бог смотрит в сердце. Есть ли у меня шанс на спасение после этого? Я хочу Богу служить верой и правдой. И по Иисусу Христу я плачу, что казнили его так страшно.

Анна

+
Анна, я был знаком с одним священником, который, стяжав дар духовного созерцания, плакал, воспоминая о страданиях Христовых, искренно жалел сатану и молился о его прощении, переживал о гибели Вифлеемских младенцев, искренно сочувствовал Иуде и очень сострадал слабости Петра. Имел он множество других добродетелей. Спал несколько часов в сутки, еженедельно прочитывал Псалтирь и Евангелие , ежедневно прочитывал по 4-5 канонов и один-два акафиста. Его духовная жизнь удивляла и вызывала стремление последовать его подвигу. Но, когда я спросил его, как мне стяжать такое же сочувствие и такой дар молитвы, то он ответил мне, что, если я поспешу, то впаду в духовное обольщение и это послужит мне в погибель.
У Вас есть не просто шанс спастись, с Вашим складом характера это проще, чем другим. Другое дело, что без молитвенного подвига и без духовного руководства опытным священником все это легко может обратиться во вред. Займитесь поиском духовника, для Вас это очень важно!

протоиерей Андрей Ефанов

Подскажите, я в первый раз в жизни решила поститься, исповедаться и причаститься, особо об этом ничего не знала, постилась 4 дня, пришла в храм, получилось так, что перед Пасхой, отстояла праздничную службу, а потом как-то все само самой получилось, и я так поняла, что это было причастие, получается, я не исповедалась! Очень расстроилась этому поводу, что мне делать?

Мария

+
Здравствуйте! Надо обязательно, не откладывая, подготовить исповедь за всю жизнь, и не забыть рассказать, что так получилось с Причастием. Нужно покаяться в неразумии, чтобы Господь помиловал. Подготовьте полную исповедь от крещения по пособиям к исповеди. Могу посоветовать «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Выпишите свои грехи по книге, память не совершенна у нас, чтобы все упомнить, и идите на исповедь, лучше в будний день или в день дежурства священника, чтобы вам спокойно поисповедоваться, без спешки. Почитайте о Таинстве Причащения. . И, не смущаясь, в следующий раз все делайте, как подобает. Причащаться нужно регулярно, не реже раза в месяц. С Богом!

иерей Александр Стародубцев

Здравствуйте, батюшка. Недавно мы убирались в храме. И когда закончили уборку, одна прихожанка попросила взять домой тряпки, которыми мыли пол, окна, протирали иконы и пр. и выстирать их. При этом она сказала, что воду, в которой полоскали (стирали) тряпки нельзя выливать в канализацию, а вылить ее нужно под дерево. И особенно из-под тех тряпок, которыми мыли солею и амвон. Я, конечно, понимаю, что тряпками, которыми мыли пол, не вытирают с обеденного стола, и, тем более, не протирают иконы. Но чтобы воду не выливать в канализацию - этого я не понимаю. Или я не права? Пожалуйста, объясните. Спасибо.

Татьяна Ч.

+
Здравствуйте!
Обычно не в канализацию сливается вода, в которой стирали, например, богослужебное облачение, напрестольное облачение или платы, которыми вытираются уста после причастия. Воду из-под тряпок, которыми мыли солею и амвон, думаю, все же можно сливать в канализацию.

иерей Александр Стародубцев

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли венчаться кольцами, которые достались от родителей? У них был венчанный брак и они в разводе.

Оксана

Можно, кольца перед венчанием освящаются на Престоле и снова благословляются священником перед тем, как их надевают в самом Таинстве.

иерей Александр Стародубцев

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, что делать, если дедушка пьет? Бабушка живет вместе с ним. И вот уже 40 лет это продолжается. Страшно за бабушку, за ее здоровье, страшно за то, что вдруг не вытерпит, и сядет в тюрьму из-за него! Подскажите, пожалуйста, что делать, или уже ничего?

Анастасия

+
Здравствуйте!
Дедушке надо с любовью объяснять, что Церковь и сам Бог учит, что пьянство есть смертный грех. Употребление вина, водки и т. п. без меры и доведение человеком самого себя до беспамятного состояния и отсутствие покаяния (т. е. прекращения этого греха) может стать препятствием ко спасению души. И не только не спасется, но и будет вечно страдать в аду от своей страсти, с которой душа не боролась. Ведь до революции не отпевали не только самоубийц, но и умерших от пьянства, как по сути тоже самоубийц, расскажите ему об этом.
Вспомним некоторые слова:
"Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно" (Лук.21:34) , говорит Господь.
"Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (1Кор.6:9-10) , пишет Апостол Павел.
Надо всем родственникам молиться о нем и ему самому объяснять, что это тяжкий грех, пусть молится сам, чтобы от этого греха отстать, уговорите его сходить исповедоваться в нем.
Если есть физическая возможность, съездите вместе с ним или сами к чудотворному образу Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, закажите молебны перед образом, сами помолитесь и ждите помощи Пресвятой Богородицы и Господа с терпением. Если же такой возможности нет, вы можете заказать молебен перед этим образом в любом храме, где он имеется.

иерей Александр Стародубцев

Коллеги-католики в Великий Понедельник угощали на работе куличом и яйцами. У них уже праздник, но ведь у нас Пост. Я есть не стала, потом скормила голубям. А если они освященные были? Вечером дома прочитала, как одному такому, который не ел, когда все на трапезе, а ему подали отдельно, старший сказал, что для него было бы лучше, если бы он ел мясо. С одной стороны, есть я не могла, с другой стороны, почему-то беспокойно на душе. Как правильно надо было поступить, чтобы не допустить кощунства, не нарушить волю Божью, не обидеть человека?

Ольга

+
Обижать человека отказом разделить с ним скоромную трапезу, даже если в данный момент постишься, не нужно. С другой стороны, мне сложно поверить, что верующий католик обидится, если ему сказать: «Ты знаешь, а у нас сейчас еще Страстная седмица и строгий пост». Какие тут могут быть обиды? Мне кажется, правильнее было бы вежливо отказаться, чем брать продукты, которые ты не собираешься есть. Одно дело монастырь, где ты вопреки общему уставу взваливаешь на себя собственный пост, а совсем другое дело, когда ты, пусть и в кругу иноверцев, но держишь пост, установленный Церковью.

иерей Александр Гумеров

Здравствуйте! Подскажите, как избавиться от чувства страха? Всегда всего боюсь, чтобы я ни делал. Каждый день прошу Господа помочь, но почему-то все равно всего боюсь. Помогите, пожалуйста, и помолитесь за меня, если сможете. Спасибо

Александр

+
Дорогой Александр! Чувство страха — это очень серьезная проблема. Чтобы побороть его, недостаточно просто напоминать себе, что Бог хранит человека, и под этим покровом Божием ему нечего боятся. Чтобы ощутить себя по-настоящему защищенным, человек должен это присутствие Божие почувствовать и научиться Богу доверять. Как это сделать? Мне кажется, что лучше всего человек может воспитать в себе доверие к Богу через благодарность. Бог действительно заботится о нас непрестанно, но мы Его заботу о нас или не замечаем, или воспринимаем ее как нечто само собой разумеющееся. Если мы постараемся внимательнее относится к этим дарам Божиим, то мы почувствуем, что мы действительно в Его руках. Если в Вашей жизни произошло что-то доброе и хорошее, поспешите обратиться к Господу с краткой благодарной молитвой. Вечером, когда Вы молитесь перед сном, мне кажется, тоже уместно задуматься и постараться вспомнить те милости Божии, которые Он Вам сегодня посылал.
Тогда Вы не только будете чувствовать Его постоянное присутствие рядом с Вами, но и научитесь ценить Его заботу о Вас. А если Он всегда рядом и заботится о Вас, то чего Вам бояться?!

иерей Александр Гумеров

Здравствуйте! Скажите, как можно замолить грех попытки суицида? И еще вопрос, возможно ли полностью замолить канонами и молитвами, исповедовать на исповеди грех аборта? Или этот грех невозможно полностью замолить? Спасибо.

Наталья

+
Дорогая Наталья! Христос Воскресе! Грех самоубийства считается страшным грехом в первую очередь потому, что человек уходит в вечность, на суд Божий, в состоянии отчаяния и тяжелейшего греха. Если, по милости Господней, человек после попытки самоубийства остается жить, то у него есть возможность раскаяться в грехе и примириться с Богом. Только один грех навеки отлучает нас от Бога — грех, в котором мы сознательно не раскаиваемся. Все прочие грехи Божественное милосердие способно исцелить. О том, как строить свое покаяние, необходимо поговорить лично со священником, которому Вы будете исповедоваться. Общие рекомендации и универсальные рецепты тут совершенно неуместны.
Единственное, что всё же стоит посоветовать — не отчаиваться в милосердии Божием. Его любовь к нам гораздо больше, чем мы можем себе представить. Ну, а второе — замаливая тяжкий грех, совершенный ранее, человек не должен оставлять без внимания свою нынешнюю духовную жизнь. Человек, осознав, что ужасно покушаться на данную Богом собственную жизнь (как при грехе попытки суицида) или жизнь нерождённого младенца (как при грехе аборта) и раскаявшись перед Богом, никогда эти грехи не повторит. Между тем, в нашей жизни присутствуют грехи мелкие — раздражительность, ложь, осуждение, самовлюбленность и многое другое — с которыми мы смирились и, даже если называем их на исповеди, то почти не боремся с ними. Общий груз этих мелких нераскаянных и непобежденных грехов может оказаться более серьезным препятствием к нашему спасению, чем ранее совершенный, но искренне раскаянный тяжкий грех.

иерей Александр Гумеров

Как придти к вере правильно?

Роман

Здравствуйте, Роман! Очень хорошо, что вы поставили вопрос именно в такой форме. Потому как к вере надо приходить правильно, а не как получится. Если вы еще не крещены, но прочитали Евангелие (хотя бы одно из четырех) и уверовали в Господа нашего Иисуса Христа и Его учение, или склонны именно к принятию Христианства и просто верите в Бога, то для начала надо подготовиться к Таинству Крещения и вообще с помощью книги «Закон Божий» (она продается в любом храме, и на ее основе создан наш сайт) правильно сформировать для себя учение о Боге и Церкви. Итак, если вы не крещены, вам надо пойти в ближайший храм, или в тот, который вам нравится. Это должен быть храм Русской Православной Церкви Московского Патриархата, если вы живете в России. Если же нет, то это в любом случае должна быть именно Православная церковь, как сохранившая веру Апостольскую, веру святых отцов Церкви, древнее правильное славление Бога. Там встретиться со священником и рассказать, что вы хотели бы креститься, для осознанного крещения нужно обязательно собеседование перед Крещением. Скорее всего, вам скажут, что надо прочитать Евангелие, часто для начала советует читать одно Евангелие, например, от Марка. Ознакомиться с молитвой Символ Веры (в ней изложено то, как мы верим) в соответствующем разделе книги «Закон Божий». И если в этом храме исповедуют перед Крещением (так делается подобно тому, как крестились люди у Пророка Иоанна Предтечи в Евангелии, когда люди сначала каялись, а потом принимали крещение), то следует подготовить по книге «Опыт построения исповеди» или подобной ей, свою исповедь. Если же вы крещены, то и подобно новокрещеному, в дальнейшем нужно регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Если крещены были давно, то по пособию к исповеди надо подготовить свою исповедь с момента крещения, т. е. за всю жизнь. Выписать грехи, которые у вас были в жизни, и придти к Исповеди в храм с этим списком. Правильно развивать свою духовную жизнь и укреплять веру мы можем через изучение Священного Писания и Предания (что это, вы можете узнать в «Законе Божием»), изучение житий святых и подражание им, регулярное посещение храма (не раз в год, а раз в неделю), через общение и исповедь у духовника, регулярные приступание к Таинствам. В общем, придти к вере правильно - это жить по заповедям Божиим, будучи реально церковным человеком. Ведь Церковь - это не то, что пишут скептики и неверующие, мирской институт не обязательный для человека, а это то, что создал Бог для человека и его спасения. И главное - не бойтесь что-то сделать не так, всегда спрашивайте у священников и опытных церковных людей, как правильно воцерковляться.

иерей Александр Стародубцев