Василий шуйский интересные факты. Краткая биография Василия IV Шуйского. События правления Василия Шуйского


Василий Шуйский (1545–1612 гг.) известен как последний представитель рода Рюриковичей на русском престоле. Он также вошел в историю как единственный русский царь, погибший в плену заграницей. Почему его биография так трагична?

Родословная

Василий Иванович Шуйский принадлежал к суздальской ветви Рюриковичей. Названая ветвь происходила от князя Андрея Ярославича, брата Александра Невского. Отцом Василия был князь Иван Шуйский, авторитетный государственный деятель при Иване IV, а матерью Анна Федоровна.

Василий был женат дважды. Сначала на княжне Елене Михайловне, а затем на княжне Марии Петровне. Две дочери Шуйского скончались ещё в младенчестве. Младшая из них царевна Анастасия Васильевна родилась накануне свержения Шуйского и умерла уже в ссылке.

Служба при дворе

Службу при дворе Василий Шуйский начал ещё при Иване IV. До чина боярина он дослужился уже в 1584 году. Возвышению Василия во многом поспособствовал брак его брата Дмитрия Шуйского с дочерью Малюты Скуратова. Свояком Василия был Борис Годунов. Это ни в коей мере не ослабило противостояние между будущими царями. В итоге Шуйский мало того что проиграл борьбу за влияние на царя Федора Иоанновича, так ещё и угодил в ссылку на 4 года.

Возвращение князя ко двору в 1591 г. совпало с гибелью царевича Дмитрия Иоанновича. Шуйский возглавил комиссию по расследованию происшествия. В заключении, представленном комиссией Боярской думе, говорилось, что царевич умер в результате несчастного случая. Итоги расследования «угличского дела» помогли Шуйскому вновь стать частью административной элиты. Тем не менее, опасаясь появления конкурентов в борьбе за престол, Годунов запретил князю жениться.

Восхождение к трону

Приход к власти Василия Шуйского достоин стать основой для одного из эпизодов «Игры престолов». Борис Годунов не испытывал к нему доверия не без оснований. Так, несмотря на то, что в одной из битв Василий разбил Лжедмитрия I, несколько месяцев спустя он занял сторону самозванца и «признал» в нём погибшего царевича. Князь заявил, что его выводы по «угличскому делу» были подлогом.

Невзирая на это, получив власть, Лжедмитрий I приговорил Шуйского к смертной казни, которую впоследствии заменил недолгим заключением. Возвратившись ко двору, Шуйский и некоторые его сторонники начали готовить заговор против самозванца, распространяя слухи о смерти настоящего царевича. В итоге всё закончилось убийством Лжедмитрия І.

Василий Шуйский пришел к власти после смерти самозванца. Его избрание на царство состоялось в мае 1606 г. перед восставшими, собравшимися на Красной площади. С воцарением Василия Смутное время вступило в новую фазу. В стране вновь появился боярский царь.

Правление Василия Шуйского (1606–1610 гг.)

Начало правления Шуйского было отмечено его желанием замолить прошлые прегрешения. Причем нередко он делал это публично. Но стоит сказать, что попытки переломить обстановку в обществе не имели успеха.

Внутренняя политика

Одним из самых знаковых в деятельности нового царя стало создание так называемой крестоцеловальной записи. В этом документе имелись пункты, ограничивающие царскую власть. В частности, царь клялся никого не казнить без судебного решения, принятого вместе с боярами.

В период царствования Шуйский попытался упорядочить правовые отношения землевладельцев с зависимыми людьми. Василий увеличил срок сыска беглых крестьян. Известны монеты Василия Шуйского. Хотя его правление отмечено снижением весовой нормы копейки.

Новому царю не удалось остановить Смуту. Наоборот, страна всё глубже погрязала в гражданской войне. Восстание против Шуйского началось сразу после его воцарения. Причем восставшие вновь использовали слух о чудом спасшемся царевиче Дмитрии. Сначала с этим лозунгом выступил Иван Болотников, а затем и Лжедмитрий ІІ.

Новый самозванец, получивший прозвище «тушинский вор», достиг немалых успехов. Обосновавшись в Тушино, он организовал параллельные органы управления, под его власть ушли некоторые территории, а также перебежало ряд бояр и служилых людей.

Внешняя политика

Внешнеполитическая деятельность царя была напрямую связана с внутренними проблемами. Чтобы подавить восстание Лжедмитрия ІІ Шуйский обратился за помощью к правителю Швеции Карлу IX. Договор о военной помощи, который он заключил, предполагал уступку Швеции города Корелы.

Племянник царя Михаил Скопин-Шуйский одержал несколько побед над войсками Лжедмитрия ІІ, но в 1609 г. стартовала польско-литовская интервенция. В битве при Клушине русская армия была разбита, что стало началом краха царствования Шуйского. Войска Речи Посполитой подошли к столице, где вскоре должны были произойти события, имевшие огромное значение для дальнейшей судьбы последнего Рюриковича, правившего Россией.

Свержение Василия Шуйского

Гражданская война вкупе с иностранной интервенцией стали главными причинами свержения Василия Шуйского. 17 июля 1610 г. состоялось собрание с участием Боярской думы, духовенства, воинских людей и жителей Москвы. Это импровизированное вече приняло решение о низложении царя. Бывшего правителя насильно постригли в монахи и заточили в монастыре. Таковы были итоги правления последнего Рюриковича.

В августе 1610 г. боярское правительство, прозванное «Семибоярщиной», заключило договор о приглашении на престол Владислава, королевича польского. Бояре впустили поляков в Москву, а Василия Шуйского передали гетману Жолкевскому, который повез бывшего русского царя в Польшу.

Позже Василий участвовал во въезде Жолкевского в Варшаву в качестве живого трофея. После этого его поместили под стражу. Низверженный царь умер в замке в городе Гостынин. Официальная дата смерти – 12 сентября 1612 года.

Польские власти намеревались использовать смерть Василия Шуйского в собственных целях. Его останки захоронили в специальной усыпальнице, надписи которой повествовали событиях, приведших к пленению русского правителя. Но в результате мирного договора 1634 г., останки Шуйского были переданы в Россию, где их перезахоронили в царской усыпальнице.

Почему царствование Василия Шуйского закончилось его свержением, Вы узнаете из этой статьи.

Причины свержения Василия Шуйского

Василий Иванович Шуйский (годы жизни 1552-1612) является потомком Рюриковичей и русским царем с 1606 года по 1610 год.

Стоит сразу отметить, что те времена были достаточно смутными. За власть и трон боролись Борис Годунов, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II и другие. Сам Шуйский находился в тайной оппозиции Борису Годунову, параллельно поддерживал Лжедмитрия I и после координировал заговор против него и занял российский трон. Царь из боярского окружения подавил громкое восстание Болотникова и в 1607 году подписал указ касательно 15-летнего сыска крестьян. Власть Василия Шуйского пошатнулась. Когда на арене появился Лжедмитрий II, Шуйский, желая как можно быстрее справиться с конкурентом, заключил в 1609 году договор со Швецией. Условия договора в конечном итоге не привели ни к чему хорошему. Москвичи низложили его с престола и насильно постригли в монахи. После его сдали Польше в плен, где он и умер.

Почему свергли Василия Шуйского?

Василия Шуйского свергли по следующим причинам:

  • Он выражал волю и интересы части бояр, которая не вошла в число Боярской думы Лжедмитрия II. Правление Шуйского приобрело характер Гражданской войны.
  • Заключенный договор со Швецией привел к польской интервенции.
  • Поговаривают, что Василий отравил своего племянника Скопина-Шуйского с целью избавиться от еще одного конкурента.
  • 24 июня 1610 года совершилось сражение поляков с русскими. Под Клушиным войска Шуйского были разбиты, что подорвало окончательно его авторитет.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, почему свергли Василия Шуйского.

Портрет Василия Шуйского

Не стало Скопина как раз в ту пору, когда особенно нужен был высокодаровитый вождь, и притом любимый войском. Тушинский вор уже был не опасен Москве; но зато с запада надвигалась на нее и Василия Шуйского более страшная гроза. Когда победы Скопина и его движение к Москве, с одной стороны, а с другой – вторжение Сигизмунда в русские пределы рассеяли тушинское скопище, положение русских бояр и служилых людей, перешедших на сторону самозванца, стало очень затруднительным. Что им оставалось делать? Бежать за самозванцем, потерявшим всякую надежду на успех, было бы совсем неразумно. Идти с повинной головой к Василию Шуйскому было уже поздно. Он щадил и даже жаловал своих каявшихся изменников тогда, когда уходили они от сильного его врага, а теперь мог посмотреть на них совсем иначе. Русские тушинцы решились искать милости у польского короля.

31 января 1610 г. к Сигизмунду явилось их посольство. Тут были люди разных чинов: знатные бояре, дьяки, дворяне... Главными представителями были боярин Михаил Салтыков с сыном Иваном и дьяк Грамотин, ловкий, смышленый, но безнравственный делец.

Большим праздником для тщеславного Сигизмунда было прибытие русского посольства к нему в стан. Торжественно принимал он посольство противников Василия Шуйского в своем шатре, окруженный сенаторами. Униженно приветствовали короля русские послы: Михаил Салтыков поцеловал руку ему и сказал приветствие, поздравил его с прибытием в Русскую землю, заявил, что московский народ расположен к нему и желает отдаться под его покровительство и вверить ему свою участь. А Иван Салтыков выразил от всего русского духовенства благодарность королю за то, что он пожаловал в московскую землю, соболезнуя о всеобщей смуте и разорении ее областей, чтобы при Божией помощи водворить в опустошенной стране мир и спокойствие. Затем дьяк Иван Грамотин сказал самое главное, что всякого звания московские люди бьют челом королю и выражают желание возвести на московский престол вместо Василия Шуйского королевича Владислава с тем только, чтобы король не нарушал святой веры греческого закона, которую столько веков блюли московские люди.

Таким образом, эти послы, выражавшие на самом деле волю только русских изменников, говорили с королем от имени всей Русской земли – являлись самозваными представителями ее и предавали ее Сигизмунду, злейшему врагу русской народности и православия.

Всем лживым уверениям этих послов король верил или притворялся, что верит: это ему было очень выгодно – являлся удобный повод свергнуть Василия Шуйского и водворить польскую власть в Москве.

4 февраля заключен был между королем и посольством договор. Главные условия его заключались в том, чтобы Владислав венчался на царство в Москве по старому обычаю; чтобы святая вера греческого закона осталась неприкосновенною и "учители римские, лютерские и других вер – раскола церковного не чинили; чтобы перемена законов зависела от бояр и всей земли и царь не казнил никого, не осудя прежде с боярами и думными людьми". Стало быть, Владиславу предлагалось не самодержавие, а ограниченная царская власть, какая была у Василия Шуйского. Любопытно следующее условие: "Для науки вольно каждому из народа московского ездить в другие государства христианские, кроме басурманских, поганских , и государь отчин, имений и дворов ни у кого за то отнимать не будет". Видно, что со времен Бориса и Лжедмитрия I мысль о необходимости сближения с Западом и просвещения уже укоренилась и окрепла. Но в то же время тушинские послы требовали, чтобы крестьяне оставались прикрепленными к земле и чтобы холопам вольности не было дано.

И вот как раз в то время, когда русские изменники готовились предать Москву и русский престол в руки полякам, не стало того вождя, в котором лучшие русские люди видели надежду на спасение от внутренних и внешних губителей Русской земли.

Василия Шуйского не любили и не уважали... Нелюбовь к нему сказывалась уже и раньше, и притом очень сильно. Так, 17 февраля 1609 г., когда тушинцы заградили пути в Москву и там настала сильная нужда и дороговизна, то поднялся мятеж, и шумная толпа служилого и черного люда стала дерзко кричать: "Надо переменить царя! Василий сел самовольством, не всею землею выбран!"

Толпа мятежников, по звону набатного колокола, наполнила Красную площадь. Из толпы раздались крики: "Князь Василий Шуйский не люб нам на царстве! Его одна Москва выбрала!"

Несдобровать бы тогда Василию Шуйскому: у него было много и явных врагов, и тайных недоброхотов меж боярами, желавших его свергнуть; но на этот раз его выручил патриарх Гермоген.

– До сих пор Москва, – сказал он народу, – всем городам указывала, а не другие города указывали ей... А что кровь льется, то это творится по воле Божией, а не по хотению царя!

Своими увещаниями патриарх на время образумил мятежников. Но скоро открыт был тайный заговор погубить Василия. Главного виновника казнили. Положение Василия Шуйского становилось все хуже и хуже. Общее недовольство, крамолы и неудача за неудачей преследовали его.

Блестящие успехи Скопина, царского родича, на время примирили было народ с несчастным царствованием Василия Шуйского; но когда неожиданно скончался Скопин и народная молва, хотя и ложная, обвинила в его смерти царского брата и самого царя, то положение его сделалось крайне шатким. В рязанской земле Прокопий Ляпунов начинает волновать народ, требует свержения Василия Шуйского, заводит даже сношения с самозванцем, засевшим в Калуге. Заговорили громче прежнего недоброхоты Василия и в Москве... На свою беду, царь назначил главным предводителем войска, которое готовился вести на Сигизмунда покойный Скопин, своего бездарного брата Дмитрия, не любимого ни войском, ни народом.

Ополчение это, состоявшее по большей части из новобранцев, предводимое неискусным и нелюбимым вождем, двинулось к Можайску. Сигизмунд отправил навстречу русским отряд своего войска под начальством гетмана Жолкевского. Встреча произошла 24 июня 1610 г. между Москвой и Можайском, у деревни Клушино. Первым же напором поляки обратили в бегство русскую конницу, смяли пехоту; наемные иноземцы из русского войска стали передаваться на сторону поляков. Рать Василия Шуйского была разбита наголову. Дмитрий Шуйский и другие воеводы позорно бежали.

После этой победы Жолкевский двинулся к Москве, провозглашая повсюду царем королевича Владислава, а Василия Шуйского – свергнутым. Город за городом сдавались ему, и он уже приближался к столице. С другой стороны спешил к ней Лжедмитрий II из Калуги и 1 июля стал в Коломенском селе; он рассчитывал, что Москва в крайности скорее признает его власть, чем Владислава. Москва волновалась. Грамоты Жолкевского, в которых он сулил Русской земле мир, спокойствие и всякие благодати, если она признает своим царем Владислава, раскидывались по улицам, ходили по рукам, читались громогласно на сходках. Люди, преданные самозванцу, с своей стороны, мутили народ... Многие, не желая повиноваться Василию Шуйскому и думая свергнуть его, вовсе не хотели попасть и в руки самозванцу и тайно согласились с тушинцами, что те покинут его, а москвичи сведут Василия с престола и выберут всей землей нового царя.

Положение Шуйского в Москве становилось со дня на день труднее. Готовилось его свержение.

17 июля Захар Ляпунов с толпой соумышленников явился во дворец и стал дерзко говорить Василию Шуйскому:

– Долго ли за тебя будет литься кровь христианская? Земля запустела; ничего доброго в твое правление не делается! Сжалься над нашей гибелью, положи царский посох, а мы уже сами о себе подумаем!..

Дерзость Ляпунова возмутила Василия Шуйского; он стал бранить мятежника, даже схватился за нож... Но на эту угрозу дюжий Ляпунов ответил:

– Не тронь меня, а не то сомну тебя всего!

В тот же день за Москвой-рекой, у Серпуховских ворот, собралась большая сходка. Тут были бояре, дворяне, торговые люди и проч. Бояре и всякие люди приговорили: бить челом Василию Шуйскому, чтобы он царство оставил, для того что кровь многая льется, а в народе говорят, что он государь несчастливый, многие города украинские его не хотят, и надо его свергнуть. Против этого приговора говорили только некоторые бояре да патриарх, но их не послушали.

С тяжелым поручением сообщить этот приговор Василию Ивановичу и предложить ему в удел Нижний Новгород отправился во дворец царский свояк, князь Воротынский. Василию Шуйскому ничего более не оставалось делать, как отказаться от власти; он из дворца переехал в свой боярский дом.

После этого главные виновники совершившегося свержения послали сказать тушинцам, что Василий сведен с престола и теперь очередь за ними – исполнить свое обещание отстать от самозванца. На это тушинцы насмешливо ответили: "Вы не помните своего крестного целования, и потому своего царя с царства свели, а мы за своего помереть рады!"

Некоторые уже стали жалеть, что свергли злосчастного Василия Шуйского, а патриарх стал требовать, чтобы снова признали Шуйского царем. Многие соглашались с ним. Тогда Захар Ляпунов и его сообщники, опасаясь, чтобы этого не случилось, поспешили в дом к Шуйскому, взявши с собою монахов из Чудова монастыря, и заявили Василию Ивановичу, что для успокоения народа он должен постричься в монахи. Тот вовсе этого не желал, всячески противился, кричал, что он решительно не хочет постригаться. Все было напрасно! Обряд пострижения над Василием Шуйским совершен был насильно: Ляпунов держал его за руки, а князь Тюфякин произносил за него монашеские обеты.

Пострижение Василия Шуйского в монахи. Картина Б. Чорикова, 1836

Патриарх негодовал. Он заявил, что это пострижение не имеет никакой силы, что монахом стал не Шуйский, а тот, кто произносил обеты. Но свергнутого Василия Шуйского свезли в Чудов монастырь. Жена его тоже была пострижена, а братья заключены.

Будущий русский царь появился на свет в княжеской семье в 1552 году в Нижнем Новгороде. Маленький Василий оказался не единственным ребенком в семье. У него было 3 брата: Андрей, Дмитрий и Иван.

С молодости, прошедшей при царе Иване Грозном, Василий Иванович стал интересоваться политикой. В 1580 году он стал дружком жениха на последней свадьбе Ивана IV. У самого же Шуйского было два брака. Брак с дочерью боярина Репина оказался бездетным. Второй союз с Буйносовой-Ростовской подарил Василию Ивановичу двух дочерей Анну и Анастасию. К несчастью, обе они скончались в малолетстве.

В период с 1581 по 1583 годы Шуйский в должности воеводы участвовал в походах к городам Серпухову и Новгороду. В 1584 году он стал боярином и руководителем судебной палаты в Москве.

После смерти Ивана IV в борьбе придворной знати Шуйский выступил против . За это попал в опалу и с 1587 по 1591 годы пребывал в ссылке в Галиче. Не чувствуя от Шуйского опасности, в 1591 году царь Борис Годунов вернул его из немилости и поручил ему расследование дела о загадочной смерти в Угличе царевича Дмитрия Ивановича. Опасаясь государя, Шуйский признал причиной гибели наследника престола несчастный случай. В этом же году Василий Шуйский вернулся в Боярскую думу. С появлением в России , Шуйский, по поручению Годунова убеждал народ на Красной площади о том, что настоящий царевич Дмитрий Иванович покоится в Угличе.

Зимой 1605 года Годунов назначил Шуйского полковым воеводой в кампании против войск самозванца. В связи с отсутствием желания победы в этой войне действующему государю, Шуйский принял сторону Лжедмитрия.

С воцарением Лжедмитрия, Шуйский признал неверными выводы комиссии о причинах кончины царевича Дмитрия Ивановича и признал его настоящим потомком царя Ивана Васильевича.

Уже летом 1605 года Василий Иванович попытался свергнуть Лжедмитрия путем переворота, но заговор раскрыли, а Василия Ивановича схватили и приговорили к смерти. Однако царствующий правитель смилостивился и отправил Шуйского в ссылку вместе с братьями, но спустя полгода вернул его обратно.

На следующий год Шуйский подготовил заговор против Лжедмитрия. Венцом заговора стало народное восстание, в результате которого самозванец погиб. Сторонники Шуйского в мае 1606 года нарекли его царем и в первый день лета Василий Иванович, получив благословение митрополита, становится русским царем.

Первое, что сделал новый самодержец – это перенос мощей царевича Дмитрия Ивановича в столицу. Во время нахождения у власти Шуйского в России издали новый воинский устав. С приходом к власти Шуйскому пришлось подавлять восстание Болотникова, а в августе 1607 года началось наступление Лжедмитрия II на столицу. Для борьбы с новым самозванцем Шуйский заключил союз со шведским королем. Командовать союзной армией стал племянник царя князь Скопин-Шуйский. Войска под его командованием сняли осаду с Троицкой лавры и торжественно вступили в Москву. Главнокомандующего славили по всей столице, раздавались призыва о признании его царем. Однако Скопин-Шуйский скоро скоропостижно скончался и в его смерти винили царя.

Чтобы не допустить вмешательства шведов в смуту в России, осенью 1609 года войско поляков взяло в осаду Смоленск. Началась интервенция Речи Посполитой в России. В июне 1610 года русские войска потерпели поражением от армии польского короля. Недовольство государем росло, и в июле Василия Ивановича свергли бояре и насильно постригли его в монахи. Началось время

Смута в России набирала силу. Стране навязали нового царя - Василия Шуйского, страстно мечтавшего о троне с тех самых пор, как пресеклась династия Рюриковичей. Его непривлекательный облик виден особенно в истории с царевичем Дмитрием: в 1591 г. он удостоверил, что царевич зарезал себя сам; во время захвата Москвы самозванцем заявил, что Дмитрий спасся; теперь утверждал, будто мальчика убили по наущению Годунова.

Через три дня после убийства самозванца московский люд собрался на Красной площади, чтобы решить судьбу управления страной. Одни ратовали за передачу власти Патриарху, другие - Боярской думе, но в толпе активно работали и люди Шуйского. Они-то и выкрикнули его имя как будущего царя. И тут же сторонники Шуйского подхватили этот клич. Так была решена судьба царской короны.

В 1606 г. Василий Шуйский стал, как и Годунов, выборным русским царем. Патриархом Руси Шуйский определил казанского митрополита Гермогена, страстного ревнителя православия, ненавистника самозванца и католиков.

Московское боярство мечтало о переходе к системе выборности верховной власти аристократией. Это подтвердила крестоцеловальная запись Василия Шуйского: Целую крест на том, что мне ни над кем не делать ничего дурного без собору.

Так мощное и противоречивое движение всех слоев общества определило попытку перехода России от самодержавия и деспотизма к боярскому коллективному правлению.

Гражданская война

Приход к власти боярского царя еще более усилил Смуту. Соратники Лжедмитрия не хотели отдавать завоеванного. Прошел слух, что царь спасся и укрывается в надежном месте.

Центром антибоярских настроений стал город Путивль, где воеводой был друг Лжедмитрия князь Шаховской. В поддержку Путивля выступили Рязань, Елец и другие города. А в Польше объявился дворянин Молчанов, один из убийц Федора Годунова и близкий друг самозванца, который стал выдавать себя за спасшегося «царя Дмитрия».

Летом 1606 г. мощное восстание охватило всю Южную и Юго-Западную Россию. По существу, началась гражданская война, в которой низы и средние слои общества (посадские люди и дворянство) выступили против верхов. Путивль противостоял Москве.

Во многих уездах России появились собственные органы власти. Государственная система управления начала разваливаться. К восставшим русским примкнули марийцы, мордва, чуваши, татары, не принимавшие нажим со стороны православного духовенства, захват русскими вотчинниками, помещиками и монастырями своих исконных земель.

Поход повстанцев на Москву. Иван Болотников.

К осени 1606 г. под городом Ельцом сформировалась повстанческая армия. Во главе ее оказались дворяне Истома Пашков, Прокопий Ляпунов и Григорий Сунбулов.

В Путивле формировалась другая армия. Во главе этой армии встал опытный воин Иван Болотников. Когда-то он был боевым слугой князя Телятевского, потом бежал на юг к казакам, сражался с крымскими татарами, побывал в плену, откуда его продали в Турцию. Некоторое время Болотников был подневольным гребцом на галерах. Во время морского сражения его освободили итальянцы, и он оказался в Европе. Жил в Венеции, через Германию и Польшу направился домой. В Польше он узнал о событиях в России и встал на сторону «истинного царя Дмитрия», хотя к тому времени самозванец был уже мертв. Молчанов, выдававший себя за спасшегося царя, дал ему письмо в Путивль, и князь Шаховской назначил Болотникова командиром повстанческого отряда. Болотников называл себя воеводой царя Дмитрия Ивановича.

Армия Болотникова двинулась на Москву, по пути одержав ряд блестящих побед над царскими войсками.

В октябре 1606 г. Болотников объединился с дворянскими отрядами из-под Ельца. Объединенная рать расположилась в селе Коломенском. Между народным вождем Иваном Болотниковым и предводителями дворянских отрядов не было согласия. Бояре и князья стремились вернуть себе имения и привилегии, полученные от самозванца. Дворяне жаждали новых поместных земель и увеличения жалованья. Крестьяне и холопы мечтали о воле. Посадский люд ждал облегчения от повинностей и налогов.

Во время пути на Москву казацко-крестьянско-холопье войско уничтожало верных Шуйскому бояр и дворян, захватывало их имущество, освобождало людей от крепостной и холопской неволи. Дворянские же предводители, как правило, миловали захваченных царских воевод и с опаской наблюдали за расправами, которые устраивали над феодалами люди Болотникова. Пашков и Ляпунов не хотели подчиняться «холопу» Болотникову и держали свои отряды особняком.

Простой народ столицы готов был поддержать Болотникова, а богатые посадские люди, опасаясь расправ, требовали показать им «царя». В лагере повстанцев его не было, что ослабляло их позиции.

Исход дела решила измена дворян, вступивших с Шуйским в тайные переговоры. Во время битвы за Москву на сторону Шуйского перешли рязанские дворяне во главе с Ляпуновым и отряды Пашкова. Царские войска потеснили повстанцев. Болотников три дня держался в осаде, потом отступил к Калуге. Часть его войска бежала в Тулу.

Поражение народного восстания

Со всех сторон к повстанцам подходили новые силы. В Туле с отрядом в несколько тысяч казаков, холопов и крестьян появился еще один самозванец, назвавшийся сыном царя Федора Ивановича Петром.

Лже-Петр объединил свои силы с Болотниковым, и вместе они одержали ряд побед под Тулой и Калугой. В мае 1607 г. повстанческое войско нанесло армии Шуйского еще одно поражение неподалеку от Тулы. Командовал повстанцами князь Телятевский - сподвижник Лжедмитрия и бывший хозяин Болотникова. Князь не захотел объединять свои силы с бывшим слугой. Победители порознь вернулись в Тулу. Там и окружило повстанцев огромное войско Шуйского. Царь сам руководил осадой. Он издал ряд указов. Холопам, которые покинули лагерь повстанцев, он даровал свободу, а также запретил превращать свободных людей в холопов без их согласия. Был продлен срок сыска беглых крестьян с 5 до 15 лет, что было на руку дворянам.

Четыре месяца обороняли повстанцы каменный кремль Тулы. Царские воеводы перекрыли плотиной реку Упу, ее воды затопили городские запасы продовольствия и порох. В Туле начался голод. Повстанцы зароптали, их вожди пошли на переговоры с Шуйским. За сдачу города царь обещал предводителям жизнь, а рядовым воинам - свободу. Ворота города открылись. Болотников, как и подобало воеводе, положил саблю к ногам царя.

Болотникова и Лже-Петра схватили. Самозванца повесили, а Болотникова выслали на север. Через полгода его ослепили, а потом утопили в проруби. Тем самым Шуйский нарушил свое обещание.

Борьба повстанцев с правительством продолжалась. И все же после разгрома Болотникова стало очевидно, что на этом этапе истории России знать вместе с дворянством победили. У власти удержалось боярское правительство, которое в ходе Смуты освободилось от самодержавного деспотизма, но в то же время задавило восстание низов.

Эта победа досталась России дорогой ценой. Страна разваливалась, в ее дела стали вмешиваться соседи. Дворянство, поддержавшее Шуйского в борьбе с Болотниковым, мечтало о сокрушении власти княжеско-боярской аристократии.