Тени синие в снегу. Весенние миниатюры. Пришвин Михаил Михайлович

Е.И. МЕТУШЕВСКАЯ,
школа № 3, пос. Нахабино, Московская обл.

Какова роль имен прилагательных в языке и речи?

Интегрированные уроки

6 класс

ТЕМА: «ЗИМА»

(Сдвоенный урок)

Задача урока. С помощью прилагательных учимся делать нашу речь более выразительной, точной, меткой, образной.
Одновременно учимся работать с текстом учебника.

Оборудование урока . Сочинения учащихся о зиме, выставка рисунков о зиме, репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес», словарики синонимов, необходимые записи на доске, учебники русского языка, литературы.

Знакомясь с темой, учащиеся ставят главный вопрос урока.
Главный вопрос: для чего нужны прилагательные и как они употребляются в речи?

ХОД УРОКА

Работа с текстом учебника

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,
подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

(К.Паустовский)

– Как вы понимаете слова К.Паустовского, данные в учебнике эпиграфом?
В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что в них содержится образность.

Чтение стихотворения В.Выркина «Ищу слова» (упр. № 152).

– О чем это стихотворение? Какова его основная мысль?
Как важно искать и находить самое подходящее слово в определенной ситуации.

Чтение лингвистического текста (упр. № 151). По тексту упражнения учащиеся дома составляли для себя памятку и сюда же добавляли материал из учебника Р.И. Альбетковой «Русская словесность». 6-й класс.

Работа с художественными текстами

– Посмотрим, как работают прилагательные в поэтической речи. Обратимся к стихотворению А.Пушкина «Зимнее утро».

Рассматриваем прилагательные чудесный и великолепный . Используя словарик синонимов, попытаемся на место данных прилагательных поставить другие. Учащиеся приходят к выводу, что выбранные А.Пушкиным прилагательные вмещают целые синонимические ряды. Они помогают выразить возвышенное и восторженное чувство поэта, для этого он нашел наиболее подходящие слова.

– Посмотрим, как «работают» прилагательные в прозе.

Для анализа берется отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес».

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего леса.

После краткой справки о писателе беседуем с классом.

Беседа с классом

– Какое впечатление произвел на вас текст?
Почему вы решили, что это текст, а не отдельные предложения?
Как первое предложение помогает нам понять, имеем ли мы дело с целым текстом или его частью?
Запишем первое предложение: Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес.

Выводы . Союзное соединение членов предложения (зимой и летом, осенью и весной) помогает уделить внимание каждому слову, увеличивает временное пространство. Это часть большого текста, описание зимнего леса.
Сказуемое в этом предложении выражено краткой формой прилагательного хорош , что делает речь более торжественной, книжной.

– Можно ли подобрать синонимы к слову русский ?

Слово русский в данном тексте имеет значение «родной», «близкий», «любимый». Это контекстуальные синонимы. Отсюда возможен заголовок «Русский лес зимою», который не только называет тему, но и выражает основную мысль. Автор описывает любимое, родное место, которое ему хорошо известно и дорого.

– Какому типу речи принадлежит отрывок?

Данный отрывок смешанного типа речи: рассуждение, описание, повествование с преобладанием описания. Вместе с тем учащиеся отмечают, что предложения в тексте связаны параллельной связью, и эта связь обычна при рассуждении – начале каждой микротемы (почему хорош, почему не налюбуешься, почему невидимая жизнь). При описании обычно употребляются слова с конкретным значением, текст насыщен прилагательными, перечисляются картины.

– Озаглавьте каждую микротему .

1. Описание леса.
2. Описание тишины.
3. Невидимая жизнь леса, открывающаяся внимательному человеку.

– Какие лексические средства используются для описания тишины?

Ключевые слова: тихий лес, недвижные сосны, нетронутые сугробы, тонкие звуки, бесшумно пролетели, и на этом фоне резко выделяется каждый неожиданный звук .

– Можем ли мы, подключив воображение, услышать эту тишину? Нам поможет репродукция картины И.Шишкина «Зима».

Учащиеся рассказывают, что почувствовали, услышали в зимнем лесу.

– Как последние три предложения текста «работают» на основную мысль?

Русский лес особенный, родной, понять его может человек наблюдательный, внимательный, умеющий вслушиваться и всматриваться. Чтобы почувствовать радость общения с природой, как и с людьми, надо самому быть внимательным, добрым. Не каждому откроется эта красота.

Самостоятельная работа

Задание 1 . Найдите выразительные средства языка в тексте (эпитеты, метафоры).

Задание 2 . Выпишите из текста прилагательные, характеризующие (определяющие) деревья, снег, птиц. Какие признаки передает прилагательное?

Задание 3 . На доске запись. Сравним прилагательные в 1-м и во 2-м столбике. В чем их различие? Выпишите из первого абзаца произведения «Русский лес» словосочетание прилаг. + сущ. Потом попытайтесь определить, в каких случаях прилагательные являются эпитетами.

Ответ . Слева – прилагательные-эпитеты, справа – прилагательные – не эпитеты. Их различие в том, что первые создают художественный образ, вторые называют конкретные признаки существительных: цвет, размер, состояние, возраст.

Задание 4 . Подумайте, какая разница между прилагательными серебристый, смолистый и серебряный, смоляной . Подберите к этим прилагательным существительные. К какому разряду относятся данные прилагательные? Каково значение суффиксов -ист- и -ян- ?

Ответ . Первая пара – качественные прилагательные, вторая – относительные. Суффикс -ист- передает значение «слегка», суффикс -ян- – сделанный из какого-либо материала.

Задание 5 . Подумайте: какая разница между следующими словами? Можно ли заменить одно другим?

спящий (лес) – сонный (лес);
освобожденная (ветка) – свободная (ветка);
обгрызенные (стерженьки) – целые (стерженьки);
нетронутые (сугробы) – чистые (сугробы);
спеющая (малина) – спелая (шишка);
отяжелевший (снег) – тяжелый (снег).

Задание 6. Выпишите из текста прилагательные с орфограммами: правописание суффиксов; сложных прилагательных, не с прилагательными; безударная гласная в корне; о–е после шипящих и ц .

Работа с репродукцией картины И.И. Шишкина «Зима»

– Есть ли связь с текстом? Какие предложения из текста можно взять для описания шишкинской зимы? Используя эти предложения, дома сделайте описание картины.
Почему картина названа «Зима», а не «Зимний лес»? Что хотел сказать этим художник?
Изображается глухой зимний лес, но говорит он о зиме снежной и суровой.
– Какие мысли, чувства объединяют произведения Пушкина, Соколова-Микитова и Шишкина?

Вывод : любовь к родной природе, восхищение красотой природы, умение вслушиваться и всматриваться. Наиболее сильно чувство выражено в поэтическом тексте, чему способствуют рифма, ритм, мелодия стиха, более восторженная лексика, звукопись.

Текущая страница: 8 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Прогулка.

Прелестным зимним утром Лида, Серёжа и Соня идут по чистому хрустящему снегу. Больше недели стояли тёплые погожие деньки. После длинной оттепели ударил крепкий мороз с сильным резким ветром и метелицей. По краям крыш повисли острые скользкие сосульки. На дорогах настоящий гололёд. Но сегодняшняя погода кажется чудесной. Зимнее солнце блестит на ясном синем небе. Под его лучом блестит стекло в витрине. Несколько беленьких облачков плывут по небесному своду. Ребята спешат домой. (71 слово)

Юные мечтатели.

По крепкому хрустящему насту Кирилл со своей сестричкой Дашей идут по прекрасному зимнему лесу. Кирилл – начинающий художник. Он глядит вокруг на чудесные зимние картины и мечтает нарисовать много прелестных пейзажей. У маленькой Даши другая мечта. Она хочет пройти на красивое дальнее озеро. Но летние дорожки занесло глубоким снегом. По этим заповедным тропкам не пройдёшь. Даша недоумевает. Но пора заканчивать длинную зимнюю прогулку и спешить домой к вкусному позднему завтраку. (71 слово)

Ранний завтрак.

Стоит ясное раннее утро. Погода настоящая зимняя. В высоком синем небе поднимается оранжевый диск холодного зимнего солнца. Прекрасным утренним солнцем на ясном синем небе нельзя не залюбоваться! Я стою на нашем высоком балконе и гляжу на восходящее светило над последним этажом соседнего кирпичного дома. Сестра зовёт меня завтракать. На яркой синей скатерти стоят красные чашки и хрустальная вазочка с земляничным вареньем. Я сажусь к накрытому столу и продолжаю смотреть в окно. Я любуюсь красивейшим восходом. (77 слов)

Первый снегопад.

Начался первый зимний снегопад. Долгожданный снег летел с небесного свода крупными колючими снежинками. Бескрайнее колхозное поле около деревни белело на глазах. Вместо красных и синих железных крыш стали видны только белые и пушистые крыши. А в каждом доме топили печь. Садились снежинки и на воду заросшего деревенского пруда. Но здесь они сразу таяли на поверхности. За несколько настоящих морозных деньков деревенский пруд промёрзнет. У сельских детей будет отличный каток для игры в хоккей с шайбой. (77 слов)

К бабушке.

Лена с Викой проходят по длинной улице нашей маленькой деревни Широково. Вот три крайние бревенчатые избушки. Средняя избушка покрыта синей железной крышей. Прочие избушки покрыты хорошей красной черепицей. Сейчас над каждой крышей стоит настоящая мохнатая шапка пушистого блестящего снега. В крайнем дворике за редким дощатым забором громогласно лает мощный гигантский пёс Чумак. За плотным соседским забором Чумаку отвечает серая овчарка Альма. Из ближнего двора глядят только две полосатые кошки. Вика не боится собак. А Лена ускоряет шаг. Вот и бабушкин дом. (83 слова)

Зимнее ненастье.

Благодаря сильной оттепели высокие сугробы подтаяли. На асфальтовом шоссе и сельских дорогах стало много крупных и мелких луж. Потом ударил настоящий русский мороз с ужасной гололедицей и долгим снегопадом. В утренние часы началось ненастье с колючим северным ветром и слепящей метелью. В ненастную зимнюю погоду маленький Ваня ненавидит выходить из дома. Малыш не достаёт с верхней полки новые коньки. Он не берёт отличные лёгкие лыжи и не спешит съехать с хорошей высокой горки. Ваня негодует на погоду из-за долгих морозов и метелей. (84 слова)

Будущий музыкант.

К нашему девятому подъезду подъехала машина и остановилась. Сильные ловкие грузчики вытащили чёрный блестящий рояль и понесли в дом по скользким ступеням нашей бетонной лестницы. Синюю железную дверь открыли и прижали тяжёлым камнем. Но громоздкий рояль в лифт не вошёл. Придётся идти пешком на третий этаж по лестнице. Благодаря общей настойчивости удалось одолеть два высоких лестничных пролёта даже с таким объёмным грузом. На третьем этаже рояль ждут папа и мама с моим братом Серёжей. Он давно мечтает о настоящем рояле. (82 слова)

Осенний ковёр.

В белом утреннем тумане мы шагали по осеннему лесу. Летней порой здесь слышались звонкие птичьи голоса. Теперь стояла почти полная тишь. Только под нашими ногами шуршали опавшие листья. Они лежали на зелёной траве мягким ковром с красивыми разноцветными узорами. На ветках деревьев ещё оставалась осенняя листва. Изредка пожелтевшие и покрасневшие листочки отрывались и кружили в прохладном воздухе. Мы вышли к пологому берегу маленького ручья. Вдоль быстрого синего потока чистой журчащей воды мы возвращаемся домой. Разноцветный осенний ковёр шуршит под ногами. (82 слова)

Наступление зимы.

Прошла осенняя пора. Пришёл декабрь с морозцем и сильными снегопадами. Опустевший лес теперь чернеет на фоне побелевших полей. В зимнем лесу жизнь диких зверей и птиц стала трудной. Изменился и пейзаж. На короткие и длинные ветки деревьев легли снежные змейки. Земля покрылась глубоким снегом. Маленькое лесное озерцо у самого берега покрылось тонкой коркой лёгкого хрустящего льда. Высохший коричневый камыш на замёрзшем болотце сломался и полёг на мягкий снег. (70 слов)

Зимняя ночь.

Над тихой спящей деревней в ясном звёздном небе стояла круглая блестящая луна. На снегу лежали длинные тени деревенских домов и фруктовых деревьев. Не было слышно обычного собачьего лая. Стояла тишь. Сторожевые собаки дремали в своих низких дощатых будках. Вот лёгкой скользящей тенью промелькнула среди широкой дороги осторожная кошка. А возле крайнего дома можно было понаблюдать за ловким быстрым зайцем. Он прибежал из ближней сосновой рощи. Какая прекрасная зимняя ночь! (71 слово)

Снегопады.

Всю последнюю неделю стояли холода. Серые громоздкие тучи посыпали окрестности нашей деревни крупными мягкими хлопьями и мелкой колючей крупой. Гигантские сугробы лежали у бревенчатых и кирпичных стен деревенских домов и в глубоких оврагах между высокими холмами. Никто не мог проехать по просёлочной дороге от асфальтового шоссе и подъехать на машине к нашей деревне. Мы каждый день расчищали дорожки на участках и на улице. Но после нового снегопада их снова заносило рыхлым скрипучим снегом. (74 слова)

Оттепель.

После надоевших морозов наступила долгожданная зимняя оттепель. Она даст людям и живой природе передышку. Но после короткой оттепели могут опять явиться жгучие холода. А пока по краям крыш повисли длинные остренькие сосульки. Даже в дремучем еловом лесу подтаял снег. Из такого хорошего липкого снега отлично лепить чудные интересные фигурки или строить высокие и мощные крепостные стены. Поэтому детишкам теперь раздолье. Вместо лыж и коньков они заняты лепкой или с радостью играют в снежки. (74 слова)

Земляника.

В глубоком заросшем овраге стеной стоит высокая жгучая крапива с длинными стеблями и узорными кусачими листьями. Среди зарослей крапивы растёт вкусная сладкая малина. В августе созревает последняя красная ягода. Моя бабушка любит собирать последнюю ягоду и варить хорошее варенье. Бабушка терпеливо пробирается сквозь заросли жгучей крапивы. Она собирает сочные сладкие ягодки в плетёное лукошко. Из зарослей порой вылетают маленькие пичужки и с громким писком летают над оврагом. (68 слов)

Маша и Найда.

В тёплое субботнее утро Маша вышла из подъезда с собакой Найдой на коротком поводке и спустилась по скользкой обледеневшей лестнице. Утренняя пора встречала Машу лёгким морозцем. В ярких лучах холодного зимнего солнца каждая сосулька под крышей казалась настоящим сокровищем. Девочка несколько секунд полюбовалась тонкими алмазными льдинками и продолжила свой путь к ближайшей собачьей площадке. Сейчас для Найды сущее раздолье. В субботние и воскресные деньки она может гулять гораздо дольше. (72 слова)

Речка Пажа.

В окрестностях нашего городка лежат бескрайние поля. Они засеяны рожью и пшеницей. Посреди широких полей лежит длинное узкое русло речки Пажа. Она петляет среди высоких и низких холмов. У самой кромки воды видны гибкие стволы плакучих ив и берёз. По поверхности пробегают ловкие хищные водомерки. Над речкой мелькают прозрачные крылышки быстрых звонких стрекоз. На пологом бережку много хорошей сочной травы и ярких разноцветных цветков. Отвесные склоны увиты плющом. (70 слов)

Сад.

В субботу мы приехали в далёкую деревню к своему дедушке. Дедушка – великолепный садовник. В весеннем яблоневом саду царил сладкий волнующий запах распустившихся цветов. Под чудесной белой пахучей дымкой неуклюжие деревья стали настоящими красавцами. Они походили на древние скульптуры. На тонких ветках зеленела ранняя нежная листва. Благодаря мягким ласкающим порывам лёгкого свежего ветерка ветви чуть-чуть колыхались. Аромат весеннего яблоневого сада разносился по всей окрестности. Дедушка без устали трудится в своём волшебном саду. (72 слова)

Изложения
На морском берегу.

Ночью был шторм. Дул сильный ветер. Весь дом дрожал. Грозно ухали волны.

К утру шторм стих. Наташа и Серёжа пошли к морю. Наташа подняла с песка маленького рачка. Волны его выбросили на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка бросила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.

В луже на боку плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил в море. Потом он нашёл двух улиток. Они почти высохли.

В этот день дети спасли много морских зверьков. (78 слов)

(По Г. Снегиреву)


Примерный план.

1. Что произошло ночью?

2. Куда утром отправились Наташа и Серёжа?

3. Что Наташа заметила на берегу?

4. Почему рачок оказался на суше?

5. Что девочка сделала с рачком?

6. Кого спас Серёжа?


Словарь: подняла, с песка, шевелил, в луже, нашёл, улиток, почти.

Летний дождь.

Стояло жаркое лето. Уже две недели не было дождя. Трава пожелтела и пожухла. Листва на деревьях и кустах потеряла свою свежесть. Земля высохла и потрескалась. Реки и озёра обмелели. Ручьи почти совсем исчезли. Но однажды утром погода переменилась. Подул резкий ветер. Стали собираться чёрные тучи. Всё говорило о приближении дождя. Вот ветер стих. И среди наступившей тишины прогрохотал гром. На землю хлынул долгожданный дождь. В небе сверкали ослепительные молнии. Громыхали частые раскаты. Словно вся природа радовалась концу засухи. (80 слов)


Примерный план.

1. Как ещё можно озаглавить этот текст?

2. Как страдала природа без дождя?

3. Как изменилась погода?

4. Как природа радовалась концу засухи?

5. Почему этот дождь был долгожданным?

Лесник и ёжик.

Как-то случился пожар на лесной вырубке. Пожар быстро потушили.

После этого вырубку стал обходить лесник. Он вдруг услышал тихий плач. Около пенька лежал колючий комочек. Правый бок обгорел. Зверёк к холодной земле прижался. По щекам две влажные полоски протянулись. Плакал ёжик.

Лесник беднягу домой взял. Он смазал ёжику бок пахучей мазью. Ёж больше не стонал. Лесник покормил его молочком из пипетки. Часа через два он вынес ежа на свежий воздух. Зверёк уснул в моховой постельке под шум тёплого дождика. Теперь он поправится. (85 слов)


Примерный план.

2. Лесник находит зверька.

3. Забота о больном.


Словарь: прижался.

Пришла зима.

Вера выглянула в окно. Небо и воздух были полны снежинок. Снежинки летели, вертелись, кружились и падали. Они ложились на крыши изб, застывшие лужицы, грядки, клумбы, деревья и кусты.

Вера вышла на крыльцо и стала разглядывать снежинки. В воздухе они как пух. А поближе – звёздочки. Все разные. Лучики у одной широкие, у другой – узкие и острые. На стрелки похожи.

Через час Вера своё село не узнала. Оно стало белое. Крыши белые, деревья белые, кусты белые, дороги белые, огороды белые.

Солнышко выглянуло. В его лучах снег заискрился. Пришла зима. (90 слов)

(По Л. Воронковой)


Примерный план.

1. Снежинки летят.

2. Какие они?

3. Село побелело.

4. Пришла зима.


Словарь: снежинок, вертелись, кружились, ложились, разглядывать.

Варя и Ира.

В одном доме жили две подружки. Обе маленькие, с розовыми щёчками, кудрявыми волосами. Мамы одевали обеих в одинаковые платья.

Девочки учились во втором классе. Они получали одни пятёрки. О себе Варя и Ира говорили, что они во всём одинаковые.

Один раз Варя похвасталась маме, что они с Ирой теперь не одинаковые. Ира получила тройку.

– Ты стала хуже! – грустно покачала головой мама. Варя очень удивилась. Ведь тройку получила не она, а Ира! Но мама объяснила дочери, что Ира болела и потому получила тройку. А Варя обрадовалась. Это намного хуже. (91 слово)

(По Я. Чибаевскому)


Примерный план.

1. Подружки.

2. Одинаковые.

3. Варя хвастается.

4. Кто стал хуже?


Словарь: розовые, одинаковые, похвасталась, обрадовалась, намного.

Помощь взрослым.

Шла суровая война. Первого сентября звонок в нашей школе не прозвенел. Почти все учителя ушли на фронт. Мы сквозь утренний туман спешили в поле убирать лён.

Сентябрьское поле уже не цвело. На тонких стеблях качались хрупкие бубенчики. Это был лён. Нам сказали, что изо льна будут делать плащ-палатки нашим бойцам.

Мы собирали лён голыми руками. Вечером при слабом огоньке коптилки мать перевязывала мои ладошки чистыми тряпочками. Руки болели. Сочилась кровь. Но ранним утром я забывал о боли. Вместе с друзьями спешил в поле к своим колоскам. Лён был собран. (92 слова)


Примерный план.

1. Трудное время.

2. Дома после работы.

3. Лён собран.

Хрустальная речка.

Возле нашей деревни протекает речка. Мы её любим и называем Хрустальной. Она на самом деле такой бывает.

В весеннее половодье ранним морозным утром берега реки вдруг покрываются кристаллами льда. Прозрачные ледяные столбики вырастают на каждой травинке, на каждом стебельке осоки и камыша, на нижних ветках кустов и деревьев. Они большие, величиной с палец.

Ветер прилетит, ветки и траву качнёт, и над рекой плывёт тонкий стеклянный звон. А солнце взойдёт – каждый кристалл фиолетовым огнём вспыхнет, будто лампочку внутри зажгли.

Не видно тогда ни топких берегов, ни прибрежных зарослей. Светлая речка бежит в сверкающих хрустальных берегах. (94 слова)

(По Э. Шиму)


Примерный план.

1. Река Хрустальная.

2. Кристаллы льда.

3. Стеклянный звон.

4. Хрустальные берега.


Словарь: протекает, называем, покрываются, кристалл, вырастают, прилетит, фиолетовый, прибрежный, сверкающий.

Кто делает весну?

После долгих холодов наконец выдался настоящий весенний денёк. Рады деревья и кусты. Рады звери и птицы.

На опушке лежал гигантский камень – валун. Стал валун хвастать, что это он весну делает. Бока у камня горячие, от них всем тепло.

Ручей в ответ журчал, что за весну его хвалить надо. Он растапливает снег и поит деревья и травы водой. Тут сосулька в спор вмешалась. Весна приходит, когда она слёзы лить начинает. Но тут солнце закатилось за рощу. И сразу камень остыл, ручей заледенел, сосулька обмёрзла. Сразу ясно стало, кого за весну благодарить нужно. (94 слова)

(По Э. Шиму)


Примерный план.

1. Весенний денёк.

4. Сосулька.

5. Солнце.


Словарь: делает, долгих, растапливает, благодарить.

Картошка.

Летом мы живём на даче. Моя мама очень любит цветы. Она посадила их около дома. Вдруг среди цветов взошла обыкновенная картошка. Вот любительница прекрасного! Жалко выдёргивать! Мама стала ухаживать за ней. Загадочная картошка росла. Она отцвела, пожелтела. Скоро папа с этого куста картошки накопал целую корзину картофеля. Полная корзина картошки стояла на крыльце. Мама решила сварить к обеду картошку. Вдруг прибежал наш пёс Куцик. Я дал ему самую большую картофелину. Он быстро её сгрыз. Я дал собаке вторую картошку. Она отнесла её под куст и зарыла глубоко в землю. Я понял, кто посадил картошку ранней весной! А вы догадались? (94 слова)

(По Н. Павловой)


Примерный план.

1. Кто же посадил загадочную картошку?

2. Можно ли было назвать этот рассказ «Садовод Куцик»?

3. Почему картошку назвали «любительницей прекрасного»?

4. Почему собака зарыла вторую картошку?

Ведро воды.

Гриша с Колей возвращались из леса в лагерь. На дороге они встретили старушку с ведром воды. Пройдёт старушка несколько шагов – стоит, отдыхает.

Коля побежал помогать старушке. Гриша пытался остановить товарища. Ведь всем людям не поможешь. Но Коля не послушался его и помог старушке донести ведро до её дома.

В субботу Гриша один шагал по лесу. Захотелось мальчику пить. Он решил постучаться в первую же избу и попросить воды. На крыльцо вышла та самая старушка.

– Пей, внучок, пей! – ласково сказала она и дала ему воды. Гриша быстро попил, поблагодарил и на улицу выскочил. Горькой ему вода показалась. (97 слов)

(По В. Осеевой)


Примерный план.

1. Встреча со старушкой.

2. Поведение мальчиков.

3. Вторая встреча со старушкой.

4. Вкус воды.


Словарь: возвращались, встретили, поможешь, не послушался, постучаться, поблагодарил, выскочил.

Полевые цветы.

Разные цветы на лугу растут. Очень красивые и ароматные. Алёша хочет собрать букет для мамы. Она полевые цветы очень любит.

Алёша принёс цветы и в вазу поставил. Смотрит он на цветы и видит: цветы в вазе почему-то не так красивы, как на лугу.

Без ясного неба побледнели голубые колокольчики. Лепестки ромашки уже не так воздушны: ветер их не раскачивает. Серединки ромашки не такие золотые: солнце их не золотит. Дикие гвоздички в зелёной траве были похожи на огоньки. В комнате они свои венчики закрыли.

Тогда Алёша понял, что полевым цветам нужны небо и солнце, ветер и трава. (98 слов)

(По Я. Надеждиной)


Примерный план.

1. Цветы на лугу.

2. Букет для мамы.

3. Цветы в вазе.

4. Как изменились цветы?

5. Что понял Алёша?


Словарь: растут, ароматные, принёс, раскачивает.

Лесной пожар.

От неосторожного обращения с огнём возникают лесные пожары. Оставят люди тлеющие угли костра. Или окурок бросят, спичку горящую.

Ветерок набежал, огонь раздул. Пламя лизнуло сухую ветку, побежало по высохшей траве и прошлогодним листьям. Загорелись ближайшие кусты и деревья. Огонь бушует. Едкий дым в небо ползёт. Вот и лесной пожар начался.

Он уничтожит тысячи деревьев. Погубит множество лесных обитателей. Мечутся среди деревьев зайцы и белки. Лосята жмутся к своим матерям. Но мощные копыта лосих бессильны против огня.

Выгоревшие участки – ужасное, тоскливое зрелище. Земля чёрная, лежащие стволы мёртвых деревьев – чёрные. Не скоро вырастет здесь новый лес. Несколько десятков лет пройдёт. (98 слов)

(По Г. Скребицкому)


Примерный план.

1. Причины пожаров.

2. Начало пожара.

3. Растения и животные во время пожара.

4. Ужасное зрелище.

5. Когда вырастет лес?


Словарь: от неосторожного обращения, возникают, бросят, загорелись, бушует, уничтожит, погубит, множество, обитателей, мечутся, бессильны, выгоревшие, тоскливое, вырастет.

Самая трудная операция.

Это случилось в Антарктиде. Группа учёных работала на научной станции. Среди них был молодой врач Геннадий Чайкин. Суровая жизнь на ледовом материке очень нравилась Геннадию. Но работы ему не находилось. Никто не болел.

Однажды сильную боль в животе ощутил сам врач. Понадобилась срочная операция. Иначе Геннадий мог умереть. Но кто ему её сделает? Ведь других врачей на станции не было. Геннадий решил сам себя оперировать.

Все сотрудники участвовали в подготовке операции. Она длилась больше часа. Врач сам резал и зашивал себя под местным наркозом. Ему приходилось оперировать, глядя в зеркало. Всю работу он выполнил блестяще! (99 слов)


Примерный план.

1. На станции.

2. Врач заболел сам.

3. Очень трудная работа.


Словарь: Антарктида, материк, понадобилась, операция, оперировать, наркозом, приходилось, зеркало.

Нет крыльев.

Летели Вертолётик и Самолётик. Вертолётик жаловался, что у него крыльев нет.

Но вот пришла пора на посадку идти. Вертолётик спустился прямо из облаков на крошечную полянку. А Самолётик ещё над большой поляной кружит. Ему к посадке заранее готовиться надо. А потом делать по земле длинную пробежку.

Потом Вертолётик взлететь вздумал. Подскочил и полетел. Заметил другой Вертолёт и остановился поболтать. Так они и повисли в воздухе, как необычные стрекозы.

А ещё Вертолётик отлично пятился назад и летал боком. Самолётик признался, что такие фокусы ему не под силу.

Ни один Вертолёт с тех пор не завидовал Самолёту и его крыльям. (100 слов)

(По Л. Дитриху и Г. Юрмину)


Примерный план.

1. Вертолётик жалуется.

2. Посадка на полянку.

4. Беседа в воздухе.

5. Полёт назад и боком.

6. Завидовать нечему.


Словарь: жаловался, пришла, заранее, готовиться, вздумал, заметил, остановился, стрекозы, пятился, признался, завидовал.

Птичьи стаи.

В ясный осенний день выйдите в лес, в поле, в луга, на берег реки. Многие птицы собрались в стаи.

В гигантскую стаю собрались скворцы. Вот они подлетели к речке, посыпались вниз чёрным дождём, облепили прибрежные деревья и кусты, уселись на ветках. За километр можно услышать их трескотню.

По лесным опушкам и полянам носятся крикливые дрозды. Заметив человека, они улетают в лес.

Мелодичное курлыканье журавлей можно услышать на утренней зорьке. Они летают небольшим табунком. Покружатся в воздухе и исчезают вдали.

Все эти птицы – скворцы, дрозды, журавли, грачи, ласточки – готовятся к отлёту в тёплые страны. Собирание в стаи – подготовка к дальней дороге. (100 слов)

(По Г. Скребицкому)


Примерный план.

1. Птицы собираются в стаи.

2. Скворцы.

3. Дрозды.

4. Журавли.

5. Подготовка к отлёту.


Словарь: выйдите, прибрежные, трескотня, километр, носятся, заметив, мелодичное, покружатся, исчезают, готовятся, собирание.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Он, наверное, мальчишкой здесь рыбачил.

Повезло ему.

Кэрри пристально разглядывала план, начерченный Оскаром.

Наверное, мы уже скоро приедем на место. Сначала будет стена, а потом, через четверть мили, главные ворота.

И вот внезапно слева показалась стена. За ней можно было разглядеть высокие деревья, посаженные в определенном порядке. С обеих сторон главных ворот возвышались, как башни, две веллингтонии. Из трубы маленького дома клубился дым, в небольшом саду на веревке висело белье, на ступеньках крыльца валялся забытый пластмассовый игрушечный трактор.

Они прочли на вывеске: «Гостиница Корридэйл».

Вот мы и прибыли, - сказала Кэрри.

Сэм проехал в ворота. Подъездная дорога пролегала между огромными дубами и вся была изрезана следами шин. На снегу лежали синие тени от деревьев. Примерно через четверть мили дорога сделала зигзаг, и они увидели деревянный щит со стрелкой, указующей направо: «Для постояльцев гостиницы». Эта часть дороги была покрыта нетронутым, девственно чистым снегом. Впереди был еще указатель: «Ферма и лесопилка», и они поехали туда. Кэрри углубилась в план.

Скоро будет еще развилка, мы поедем налево и там увидим дом Билликлифа.

А кто такой Билликлиф?

Когда-то он служил здесь управляющим. Оскару и Элфриде пришлось заезжать к нему за их ключом от Усадьбы. Элфрида рассказывала, что он старый зануда и дом у него запущен, поэтому они вели себя с ним при первой встрече не очень любезно. А потом он вдруг тяжело заболел, и Оскару пришлось везти его в больницу. Там он сейчас и находится. Вот развилка, здесь нам надо повернуть налево.

Следов от машин было много, и вскоре в отдалении от проезжей части показался первый коттедж.

Вот тут живет майор Билликлиф.

Сэм, заинтересовавшись, сбавил скорость. Небольшой каменный дом, основательный, с крытым крыльцом и двумя окнами в мезонине. От калитки к входной двери вела короткая дорожка, на которой стоял, ржавея, печальный и заброшенный старенький «воксхолл», уже покрывшийся слоем снега дюймов в десять. Темные окна дома были плотно закрыты занавесками, из трубы не поднимался дым.

Какое мрачное жилище, - заметила Кэрри.

Все кажется мрачным, когда нет следов жизни.

Они медленно продвигались вперед, давя колесами льдинки. Дорога словно запнулась, а потом самым очаровательным образом неожиданно повернула. Опять поворот, и перед ними оказался коттедж Розы Миллер, совсем не похожий на дом майора Билликлифа: ухоженный, приветливый, с тюлевыми шторами в окнах и жизнерадостно кудахтающими курами, которые деловито сновали по маленькому дворику. Роза топила печь, и в воздухе пахло торфяным дымком.

Сэм и Кэрри медленно проехали мимо фермы и заднего двора, откуда тянуло здоровым навозным духом, мимо пастбища с овцами, а затем мимо еще одного коттеджа, где жил егерь. Там из-за дома вдруг выскочили, самозабвенно лая, два спаниэля.

Хорошо, что мы не взяли с собой Горацио, - сказала Кэрри, - а то бы у него случился разрыв сердца.

Снова открылся вид на море и поля, сбегающие вниз, к водам залива. Деревья стали гуще, показался еще один коттедж, затем северная сторона стены, огораживающей сад, и красивый каменный дом, к которому вели железные кованые ворота. Позади виднелся большой деревянный сарай, предназначенный для трактора. Двери сарая были широко распахнуты, а рядом стоял забрызганный грязью «лендровер». Сэм подъехал поближе, и они вылезли из машины. Одновременно из сарая появился молодой человек со старой собакой - Лабрадором желтоватой масти. Молодой человек был облачен в рабочую куртку, на ногах - резиновые сапоги. Перед носом торчала антенна рации.

Чарли Миллер?

Он самый. Эй, Брэнди, не прыгай на леди. Глупая невоспитанная старуха. Не умеешь вести себя прилично.

Ничего страшного, - улыбнулась Кэрри.

Ну да, следы грязных лап на куртке вам вряд ли понравятся. - И Чарли обратился к Сэму: - Вы будете Сэм Ховард?

Да, а это Кэрри Саттон.

Приятно познакомиться.

Чарли и Кэрри обменялись рукопожатием.

Оскар мне уже звонил. Вы приехали за елкой. Она в сарае, идите за мной.

В сарае громоздились штабеля деревянных поддонов для картошки, куча распиленных бревен, несколько ящиков для фруктов, сетчатые мешки с турнепсом. Здесь приятно пахло землей, опилками и машинным маслом. Елка стояла, прислоненная к старому трактору.

Оскар сказал, что дерево должно быть не выше шести футов, так что я выбрал вот эту. Она хорошей формы и все ветки целые.

Прекрасная елка.

По два фунта за фут. Всего двенадцать. У вас есть для нее подставка?

Вот не знаю. Оскар ничего не сказал.

Могу предложить вот эту, - и Чарли вытащил из угла грубую деревянную крестовину, сбитую большими железными гвоздями. - Их делает один подросток, фермерский сын, и продает по два с половиной фунта за штуку.

Сэм недоверчиво оглядел крестовину.

А она выдержит?

Да-да, все будет в порядке.

Чарли поставил крестовину рядом с елкой.

Итого вы должны четырнадцать с половиной. - Чарли был явно не из стеснительных продавцов.

Сэм порылся в кошельке, вытащил пятнадцать фунтов.

Пусть фермерский сын сдачу оставит себе. Он заслужил ее своей предприимчивостью.

Я ему передам. - Банкноты перекочевали в карман Чарли. - Погрузить вам елку?

Это было бы очень любезно с вашей стороны. Я откину заднее сиденье, так что места хватит.

Однако нельзя становиться с ними на одну доску. И Кэрри сказала как можно спокойнее:

– А как же Люси?

– Ее пригласили во Флориду, но она отказалась.

– Я ее понимаю.

– Еще бы.

– Ма предложила, чтобы на Рождество Люси взяла я.

– Ты? – с оскорбительным удивлением произнесла Никола. Потом минуту подумала и повторила: – Ты? – Теперь это местоимение прозвучало уже по-другому и совсем не оскорбительно. Блестящая идея, которая раньше не приходила ей в голову.

– Но я не могу.

– Почему?

– У меня нет дома.

– А Рэнферли-роуд?

– Сдан внаем.

Доди решила вмешаться в разговор.

– Я предложила Кэрри взять Люси и погостить с ней у вашего отца в Корнуолле. Но об этом тоже не может быть речи.

– Почему? – удивилась Никола.

– Там нет места.

– Проклятый Майлс со своей проклятой женой тоже не хотят взять Люси, эгоисты чертовы. Только и знают, что извиняться и оправдываться. – Никола прикусила ноготь на большом пальце. – Как бы то ни было, я лечу во Флориду, к Рэндалу, и никто мне не помешает. Я никогда не отдыхала, а теперь решила.

В известном смысле Кэрри ей сочувствовала, но, помня о Люси, постаралась урезонить:

– Никола, и все-таки…

Но закончить ей не дали.

– Хорошо тебе говорить. – Кэрри тысячи раз слышала эти причитания. – Хорошо тебе говорить. У тебя никогда не было семьи, ты не знаешь, что такое изо дня в день возиться с ребенком. Занятия в школе, каникулы. Развлекать, решать школьные проблемы. И все самой. У тебя не жизнь, а сплошной отдых, только и знаешь, что кататься на лыжах и весело проводить время. Отель в горах, приятное общество, вечеринки с глинтвейном. Тебе на все наплевать. Сколько лет мы тебя не видели!

С трудом сохраняя спокойствие, Кэрри проговорила:

– Никола, ты понятия не имеешь, чем я занималась. Я отвечала за связи с общественностью в престижной туристической компании. Каждое утро девять человек докладывали мне о состоянии дел. У меня был секретарь и собственная квартира. В разгар сезона я нередко работала по семь дней в неделю. Поэтому давай не будем об этом.

– И все же, – возразила Никола со свойственным ей ослиным упрямством, – это совсем не то, что растить ребенка.

Кэрри сдалась:

– Пусть так, ну и что?

Никола пропустила слова сестры мимо ушей.

– Ты незаменима, мама. Придется тебе забыть о Борнмуте.

Доди польстили, и весьма тонко.

– И не подумаю, – сказала она.

– Вряд ли ты сможешь оставить Люси одну.

– Почему именно я должна принести себя в жертву?

Кэрри вдруг поняла, что больше не в состоянии слушать бессмысленную перепалку матери и сестры. Каждая из них твердо стоит на своем, и никакими доводами их не проймешь.

– Хватит! – решительно сказала она.

Они удивленно смолкли. Потом Никола сказала:

– Ты хочешь предложить что-то дельное?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.