Интеллектуальная игра простое предложение русский язык. "знатоки русского языка" интеллектуальная игра по русскому языку. игра на тему

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вилинская средняя общеобразовательная школа №1»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Бронина Виктория Дмитриевна

Тема : «Интеллектуальная игра по русскому языку

«Счастливый случай»

Цели :

    Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

    Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

    Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

    Расширить словарный запас, прививать любовь к родному языку.

    Сформировать навыки учебной деятельности, глубокие знания по предмету.

    Развивать логическое мышление, речь, умение работать в группах.

    Повысить интерес к учению.

    Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, сопереживание

Оборудование: материалы, средства : бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.

Оформление доски:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

И.С. Тургенев

Счастливый случай

команда команда

(Грамотеи) (Знатоки)

“Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.

(А.Н.Толстой)

I . Вступительная часть

1. Учитель:

Сегодня у нас необычный урок русского языка. Посвящён он году русского языка и чтения.

Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.

На доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.

(Дети читают, объясняют смысл)

Но нередко встречаются такие ситуации:

Сценка

– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!

И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку,

проверим свои знания.

Учите русский годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

Итак, мы начинаем наш «Счастливый случай».

Команды готовы,
Жюри в ожидании,
Призы заготовлены -
Начинаем состязание!

II . Основная часть. Игра «Счастливый случай»

1. Представление команд. (Название, эмблема.)

Представление жюри

Каждой команде за 1 минуту задаются вопросы, на которые они должны ответить, и за каждый правильный ответ получить по 1 баллу (в быстром темпе).

Вопросы для первой команды

1. Сколько букв в русском алфавите? (33 )
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка )
3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое )
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6 )
5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3 )
6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто ? что ? (Существительное )
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы )
8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка )
9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха )
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст )
11. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква )
12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень )
13. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е , ё , я , ю . (Разделительный твердый знак )
14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (Предлог )

Вопросы для второй команды

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит )
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные )

4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10 )
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6 )
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой ? какая ? какое ? какие ? (Прилагательное )
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра )
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2 )
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы )

10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол )

11. Подберите синоним к слову верный . (Преданный ).

12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим )

13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание )
14. Сколько согласных в слове денёк ? (3 )

3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

Игроки команд обмениваются с противниками заготовленными вопросами-загадками.

4. Третий гейм: «Заморочки» из бочки».

Представители команд по очереди должны будут вытаскивать бочонок с номером вопроса 1,2,3,4,5,6. Ведущий читает вопрос. За каждый правильный ответ- 1 балл

1.О чём идёт речь?

«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)

2. О чем идёт речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)

3. Отгадайте шараду:

Мой первый слог – простой предлог,

Звериный рот – второй мой слог.

А если целое прочтёшь,

То сразу в бездну упадёшь. (Про-пасть)

4 . “Фразеологический зверинец”

Добавить недостающее слово – название животного.

5. «Закончи пословицу»

Труд кормит, а лень….. портит.

Как аукнется, так и….. откликнется.

Семь раз отмерь, один раз….. отрежь.

Нет друга - ищи, а нашёл….. береги.

Сам погибай, а товарища…. выручай.

Мир строит, а война…….. разрушает.

6. Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.

Каков разум,

а плод сладок.

Корень учения горек,

а человек знанием.

Красна птица оперением,

таковы и речи.

5. Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка».

За каждый правильный ответ – 2 балла..

(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)

1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:

1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).

2 команда - По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).

2. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:

1 команда – ласка

2 команда - гусеница

6. Пятый гейм: «Гонка за лидером».

Для каждой команды выделяется по одной минуте, в течение которой надо ответить на наибольшее количество вопросов. Можно говорить «ДАЛЬШЕ», если команда не знает ответа и надо сэкономить время.

Начинает проигрывающая команда.

Вопросы первой команде.

    Часть речи, обозначающая предмет (Существительное )

2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)

3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)

4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив )

5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение )

    Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)

    Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).

    Назови синоним слова актёр . (Артист)

    Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)

    В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).

    Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)

    Что означает имя Виктор? (Победитель)

    Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).

    Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)

    Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)

Вопросы второй команде.

    Часть слова без окончания. (Основа )

    Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение )

    Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное )

    Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика )

    Сколько букв в русском алфавите? (33 )

    Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)

    Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)

    Назови синоним слова тревога (Беспокойство)

    Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)

    В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)

    Я – синоним осьминога,

а без с – в метле нас много. (Спрут - прут)

    Что означает имя Екатерина? (греческое) - чистота, благопристойность).

    Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).

    Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)

    Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)

7. Подведение итогов.

Закончена игра «Счастливый случай».…

Пришла пора итоги подвести:
Все баллы подсчитать.

И лидеров назвать.

Вердикт жюри

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь:

Говорим мы: до свиданья,

До счастливых новых встреч!

8. Награждение победителей.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА – КОНКУРС

(внеклассное мероприятие по русскому языку в 7классе)

Цели мероприятия: с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 7-х классов; развивать познавательный интерес к русскому языку; воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

Задачи конкурса-игры:

активизировать познавательную деятельность детей;

способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке;

создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность, вербализации знаний;

содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Жюри конкурса-игры: жюри формируется из учителей русского языка и литературы.

Задачи жюри:

оценивать деятельность команд по специально разработанным критериям;

оповещать участников о принятых решениях;

принимать участие в процедуре награждения победителей и участников.

По итогам семи этапов жюри определяет победителей и награждает команды.

Вступление

Правила игры:соревнуются две команды. В игре принимают участие уч-ся 7класса (2 команды). Игра состоит из шести туров. В каждом туре командам задаётся несколько вопросов. За правильный ответ даётся один балл. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

Сценка «Загадочный сундук».

Ведущий: слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.

(Чтение учащимися стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Ведущий: Русский язык.Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви ему посвящено! Вот одно их них.

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,

НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!

ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,

НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ ЯЗЫК!

Ведущий 1:

Ответьте, рады быть вы здесь? (Да)
А знаний много у вас есть? (Да)
Смекалку взяли вы с собой? (Да)
Готовы вы на честный бой? (Да)
Поддержит верный друг в пути? (Да)
Вы вместе будете идти? (Да)

1 тур «Блиц-опрос» (Команда отвечает быстро и правильно на вопросы)
поможет вам показать ваши знания, кругозор, начитанность.

1 команда

Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
- Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).
- Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)
- Являются ли слова «подводный» и «водитель » однокоренными? (нет)
- Сколько падежей в русском языке? (6)
- На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)
- Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)
- Сколько спряжений у глагола? (2)
- Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
- Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м.р.- IаI, - IяI)
- В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)
- Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

2 команда

Кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)
- Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
- Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» (да ест)
- Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
- На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)
- Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)
- Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)
- Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли)
- Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
- Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? (ни одного не поймаешь)
- Что означает выражение: «бить баклуши»? (бездельничать)
- Кто из героев народных сказок похож на мяч? (колобок)

Задание зрителям

Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
У него глаза велики. (У страха.)
Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

II тур. Продолжи пословицу.

На Руси говорили: «Пословица ввек не сломится», «Пословица всем делам помощница», «Без пословицы речь не молвится».

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе - не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж, приступим, господа?

А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.

Посмотрим, как вы знаете русские пословицы.

1 команда

Труд кормит, а …(лень портит).

Семь раз отмерь,… (один раз отрежь).

Что написано пером,..(того не вырубишь топором.

По одёжке встречают,(а по уму провожают).

Кто хочет много знать,(тот должен мало спать).

Петь хорошо вместе, (а говорить порознь).

Лето припасает, а(зима поедает).

Слово – серебро,(молчание – золото).

Семеро (одного не ждут)
2 команда

Слово не воробей (вылетит - не поймаешь).

Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда).

Век живи - (век учись)
Нет друга - (ищи, а нашел - береги)

За двумя зайцами (погонишься, ни одного не поймаешь)

Поспешишь - (людей насмешишь)
Красна птица пером, а (человек умом)

Корень учения горек,(да плод его сладок).

Не гордись званьем, а … гордись знаньем

Задание зрителям

Не спеши языком, торопись делом.
- Одежда лучше новая, а друзья старые.
- Когда друг просит, не существует завтра.
- Руки поборют одного, знания – тысячу.
- Под лежачий камень вода не течет.

3 тур ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица.

Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.

Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом:

сломя голову – быстро,

рукой подать – близко.

Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл

Скажи одним словом

1 команда

Во весь дух. (Быстро)

Рукой подать. (Близко)

Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко
Из мухи делать слона - превращать мелкий факт в целое событие

Не покладая рук – усердно трудиться

2 команда

Сломя голову. (Быстро)

Прикусить язык. (Замолчать)

На краю земли - где-то очень далеко
На седьмом небе - быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства
Вылетело из головы – забыл.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задание зрителям «Доскажи фразеологизм»

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

… («Водой не разольёшь»).

2. Мы исходили городок

Буквально… (вдоль и поперёк).

3. И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги)

4 тур ЭТИМОЛОГИЯ

Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

Задание всем командам: определить слово (1 балл), дать информацию о происхождении (2 балла).

По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его. (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»).

Задание зрителям: Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»? (Это исконно русское слово. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег, и начинаются заморозки).

5 тур КОНКУРС «ОТГАДАЙ СЛОВО»

Задание для всех команд:

Корень - в слове СНЕЖИНКА.

Приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ.

Суффикс – в слове ЛЕСНИК.

Окончание – в слове СТОЛ. (Подснежник)

За правильный ответ – 1 балл

6 тур. СЛОВАРИ.

Словари – это вся вселенная в алфавитном

порядке. Если хорошенько подумать,

словарь – это книга книг. Другие книги

надо лишь извлечь из него.

(А. Франс) Из слов французского писателя А.Франса следует, что вся вселенная “вместилась” в словарь, нужно только умело пользоваться этой “книгой книг” и извлекать нужную информацию.

Ведущий: так ли необходим словарь нам в жизни, как считал Анатоль Франс? Тогда начнём состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

На вопросы команды отвечают по очереди.

Он даёт лексическое значение слова. (Толковый)

Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)

Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов)

Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический)

Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический).

Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).

В нём дано правильное написание слова. (Орфографический).

Обращайтесь к словарям постоянно и они, непременно, помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и красиво говорить.

Вопросы зрителям:

1. Слова, которые имеют несколько лексических значений. (Многозначные)

2. Слова, употребляемые в той или иной профессии. (Профессионализмы)

3. Слова, употребляемые в той или иной местности. (Диалектные)

4. То, что слово обозначает. (Лексическое значение)

6. Словарный запас человека. (Лексикон).

Жюри подводит итоги, определяет победителей и награждает команды.

Заключительное слово.
Талантливый педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».
Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих свершений.

Цели:

  • прививать любовь к великому русскому языку, повышать общую языковую культуру;
  • развивать любознательность, познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету;
  • учить общению со сверстниками и единомышленниками, формировать чувство коллективизма.

Оформление: на доске высказывания о слове С.И.Ожегова и В.И. Даля.

1. Оргмомент

Участники игры делятся на две команды. Ведущий – учитель. Жюри – старшеклассники.

2. Вступительное слово учителя

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово? (Ответы учащихся).
Заглянем в словарь:
«Слово – единица речи, служащая для выражения отдельного понятия». С.И.Ожегов.
А по определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».
И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

3. Разминка

Вопросы задаются командам быстро, отвечает вся команда. Если ответа нет, то может ответить другая команда.)

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «Ц»).
2. Что общего у дня и ночи? («Ь» на конце).
3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет).
4. В каком слове буква А повторяется сорок раз? (Сорока).
5. Что находится между горой и оврагом? (Союз И).
6. Какое государство можно носить на голове? (Панама).
7. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).
8. Из какого полотна не сшить рубашки? (Железнодорожного).
9. Какой город летает? (Орёл).
10. Какой птицей можно достать воду из колодца? (Журавлём).
11. Какая мушка не летает? (У ружья).
12. На какой плитке не поджарить яичницу? (Кафельной).
13. Какую шляпку нельзя надеть? (У гвоздя).
14. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

4. Конкурс знатоков норм русского языка

Учитель: Расставьте правильно ударение в словах (по 1 человеку от команды) :

1 команда – агент, гусеница, торты, балуюсь, комбайнер, тефтели, кухонный, украинский, красивее.
2 команда – мельком, мусоропровод, вахтер, щавель, силос, квартал, августовский,кружево, копировать.

Учитель: Пока выполняется это задание, остальным членам команд предстоит ответить на вопросы:

Как говорить правильно:

– Я извиняюсь или извините, пожалуйста?
– Я кладу или ложу?
– Мы не хотим или не хочем?
– Сколько времени или который час?
– Телефон звонИт или звОнит?
– ГрушОвый или грУшевый?

5. Конкурс знатоков пословиц.

Учитель: В нашей речи часто употребляются пословицы и поговорки, которые создал наш народ. А сможете ли вы определить, о какой поговорке идёт речь?

(Отвечает вся команда)

– В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почём фунт лиха).
– Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезешь).
– Согласно какой поговорке зубы могут находится не во рту? (Положить зубы на полку).
– Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться).
– Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг)
– О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано встаёт, тому Бог даёт).

Учитель: Мудрость предков звучит на различных языках по-разному. Попробуйте подобрать к пословицам разных народов соответствующие по смыслу русские пословицы. (Отвечает вся команда).

– Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».(Поспешишь – людей насмешишь.)
– Украинская: «И живи до старости, и учись до старости». (Век живи – век учись).
– Киргизская: «Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь». (Тише едешь – дальше будешь).
– Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнёшь. Как аукнется, так и откликнется).
– Таджикская: «Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда». (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда).
– Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает).
– Удмуртская: «Слово не стрела, а сердце пронзает». (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь).
– Малайская: «Кончил шить – оборвал нить». (Сделал дело – гуляй смело).

Учитель: Продолжите поговорку. (Отвечает вся команда).

– Сам пропадай… (а товарища выручай).
– По одёжке встречают… (по уму провожают).
– Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
– Глаза страшатся… (а руки делают).
– С кем поведёшься… (от того и наберёшься).
– Грамоте учиться… (всегда пригодится).
– Любишь кататься… (люби и саночки возить).
– Не зная броду… (не суйся в воду).
– Что посеешь… (то и пожнёшь).
– Кто не работает… (тот не ест).

6. Конкурс фразеологизмов

Учитель: Русский язык очень богат фразеологизмами. Их источники различны. Одни возникли на основе наблюдений человека над природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями, третьи вышли из сказок, легенд, песен. Знаете ли вы, что означают фразеологизмы и откуда они пришли в нашу речь?

(Отвечает вся команда) :

– Остаться у разбитого корыта. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
– Слона-то я и не приметил. (И.С.Крылов. Басня «Любопытный»).
– Сизифов труд. (бесполезный, напрасный труд).
– Авгиевы конюшни.(очень загрязнённое место).
– Ахиллесова пята. (слабое, уязвимое место).
– Троянский конь. (неожиданное предательство).

Учитель: Замените фразеологизм синонимом:

– Делать из мухи слона (преувеличивать).
– Два сапога – пара (очень похожи).
– Заблудиться в трёх соснах (не разобраться в чём-то простом).
– После дождичка в четверг (никогда или не очень скоро).
– Во всё горло (очень громко).
– Повесить нос (огорчиться).
– Ходить на голове (шалить, беситься).
– С глазу на глаз (наедине, без свидетелей).
– Ни в зуб ногой (ничего не знать).
– Путаться под ногами (мешать).
– Плевать в потолок (бездельничать).

Учитель: Подобрать как можно больше фразеологизмов со значением «быстро». (Задание выполняет команда письменно в течение определённого времени одновременно).

Предполагаемый ответ: во все лопатки, во весь дух, изо всех сил, на всех парах, на всех парусах, очертя голову, сломя голову, со всех ног, что есть духу, что есть силы).

7. Конкурс знатоков орфографии.

Учитель: Любите ли вы разгадывать кроссворды? А нужно ли знать орфографию, чтобы это делать? Давайте проверим. (Каждой команде даётся кроссворд. Пока команды разгадывают кроссворды, жюри подводит предварительные итоги.)

  1. Молодые побеги растения.
  2. Мальчик, юноша.
  3. Человек, выращивающий растения.
  4. Количество лет, которые прожил человек.
  5. Растениеводство, животноводство – это … сельского хозяйства.
  6. Увеличение, прибавление в количестве.
  7. Сросшееся что-либо в одно целое.
  8. То, что всходит из семени при проращивании.
  9. Как иначе называется древесный гриб.
  10. Что измеряют в человеке.
  11. Берёзовая … .
  12. Человек, дающий деньги в долг под проценты.
  13. Густо разросшиеся кустарники, деревья.

Ответы: 1 – поросль, 2 – подросток, 3 – растениевод, 4 – возраст, 5 – отрасль, 6 – прирост, 7 – сросток, 8 – росток, 9 – нарост, 10 – рост, 11 – роща, 12 – ростовщик, 13 – заросли.

8. Подведение итогов. Награждение победителей

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

(по русскому языку).

Цель: прививать любовь к русскому языку, выявить команду «Настоящих знатоков русского языка».

ХОД:

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси -

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело»

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою - сразу вся Россия!

Ребята, сейчас вы прослушали стихотворение, написанное ученицей. И, наверно, вы обратили внимание, с какой любовью и уважением она говорит о русском языке. А среди нас есть любители русского языка? А его знатоки?

Выход команд.

Перед вами 2 команды, состоящие, как раз из любителей и знатоков русского языка. Они пришли показать свои знания и побороться за вымпел «НАСТОЯЩИЕ ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА».

Объявляются названия команд и каждый участник.

Все, наверное, знают телевизионную игру «Счастливый случай». На такой же игре побываем сейчас и мы. Мы будем её участниками (команды) и зрителями. Это не только игра, но и соревнование, поэтому нам необходимо жюри, которое будет строго следить за ходом соревнований, вести подсчет очков и объявлять итоги.

Впереди нас ждут следующие геймы. Гейм - (англ.) спортивный термин-

одна игра (часть партии) в теннисе.

1. Заморочки из бочки.

3. Темная лошадка.

4. Ты - мне, я - тебе.

5. Гонка за лидером.

6. Игра со зрителями.

1 ГЕЙМ - «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

Вспоминаем написание слов с непроверяемыми безударными гласными (словарные слова). Вместо точек нужно поставить пропущенную букву.

Б.РЁЗА Л.ПАТА З.МЛЯНИКА П.МИДОР

З. РЯ ЗАП. Д ПР. КРАСНЫЙ Д. РОГА

ч.рныЙ ж.лтыЙ АВТ.М.БИЛЬ П.СС.ЖИР

Каждая команда получает одинаковое количество карточек с ребусами. РЕБУС - (лат.) - загадка, состоящая в том, что вместо слов поставлены знаки, фигуры и рисунки, которые надо разгадать и получить слово.

Команды получают карточки. За отведенное время необходимо как можно больше разгадать ребусов и слова-отгадки записать внизу.

3 ГЕЙМ - «ТЁМНАЯ ЛОШАДКА».

К нам в гости пришел сказочный герой. Но появится он тогда, когда вы правильно назовете его имя. Внимание!

«Займемся диктантом, сказала девочка. Она подняла к потолку хорошенькие глаза. Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот». Нам уже известно, что этот мальчик никогда даже не видел пера и чернильницы. Девочка сказала: «Пишите», - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.

Кто этот мальчик? (1 очко).

Появляется Буратино и задает вопросы:

1. Из слова БУРАТИНО путем перестановки букв составьте новые слова и запишите их (1 слово - 1 очко).

2. Пословица, тебя я знаю,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?

ЗАДАНИЕ: послушайте пословицы Буратино и исправьте ошибки (1 пословица - 1 очко).

Два сапога - тара.

Ус хорошо, а два лучше.

Голод - не щётка.

Один в золе не воин.

Толочь в ступе соду.

Первый клин комом.

3. А сейчас Буратино вызовет к доске и попросит записать слова: своё имя, название какого-нибудь города, кличку животного, фамилию писателя.

Кто сможет сделать вывод по этим словам? Как они называются? Как пишутся?

4 ГЕЙМ - «ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ».

Игроки задают вопросы друг другу по русскому языку (1 вопрос - 1 очко).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.

ШАРАДЫ:

1. Всего две ноты и предлог

Построить я на даче смог. (до-ми-к)

2. Мне не пройти в ветвистый лес -

Мои рога в ветвях застряли.

Но обменяй мне Л на С -

И листья леса все завянут. (олень - осень)

3. Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение - / /

И превращусь я в конфету. (ирис - ирис)

4. С С на дереве расту,

С Ж на дереве жужжу. (сук - жук)

5. Я - сборник карт; от ударенья

Зависят два моих значенья:

Захочешь - превращусь в название / /

Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас - атлас)

6. Я по полену бью, звеня,

Дровами на зиму снабжаю,

Когда ж с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю. (топор - ропот)

7. Со звуком С я невкусна,

Но в пище каждому нужна.

С М берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто. (соль - моль)

5 ГЕЙМ - «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

В течение 1 минуты каждая команда отвечает на вопросы (1 ответ - 1 очко).

1 команда

1. Какие части речи вы знаете?

2. ЖИ, ШИ пиши с буквой...

3. Портфель или портфель?

4. Что напишите на конце слова: дуб, шкаф, мороз?

5. Объясните крылатые выражения: - рукой подать (близко);

Прикусить язык (замолчать);

Морочить голову (обманывать).

6. Как пишутся предлоги со словами?

7. Назовите соседей буквы У.

8. Вспомните любую пословицу о труде.

9. Определите, какая это часть речи: школа, рисует, ты, классная?

10.Сколько слогов в словах: ягода, зимний?

11. Объясните, нужно ставить запятую или нет: Я пошёл в кино с папой и мамой.

2 команда

1. Какие части слова вы знаете?

2. ЧУ, ЩУ пиши с буквой...

3. Километр или километр?

4. Что напишите на конце слова: сугроб, лес, хлев?

5. Объясните крылатые выражения:

В час по чайной ложке (медленно);

Засучив рукава (хорошо работать);

Во весь дух (быстро).

6. Как пишутся со словами при ставки?

7. Назовите соседей буквы п.

8. Вспомните любую пословицу о дружбе.

9. Определите, какая это часть речи: пишет, мы, учитель, рабочий? 10.Сколько слогов в словах: уроки, летний?

11. Объясните, нужно ставить запятую или нет: Бабушка купила груши, яблоки, виноград.

СЛОВО ЖЮРИ: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ВРУЧЕНИЕ НАГРАД.