Раздел науки изучающий начертания букв. Что такое графика

Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуки речи, их виды, образование, чередование звуков речи, их сочетание друг с другом .

Звуки по участию в их образовании различных преград бывают гласные и согласные .

Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [э], [у] состоят только из голоса.

В каждом согласном есть шум. Глухие согласные звуки целиком состоят из шума. В образовании звонких согласных звуков участвует голос, они состоят из шума и голоса. В сонорных (звучных) согласных голос преобладает над шумом.

Большинство звонких и глухих согласных образуют пары:

Не имеют парных звуков глухие согласные [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’], сонорные согласные [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], , [й].

Согласные делятся на твёрдые и мягкие. Большинство твёрдых и мягких образуют пары:

Не имеют парных звуков твёрдые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные [ч’], [щ’], [й’|.

Графика - раздел науки о языке, в котором изучаются способы обозначения звуков на письме .

228. Прочитайте вслух. Сформулируйте главную мысль текста. Найдите 4 слова, в которых на конце произносится звук [т]. Запишите их в фонетической транскрипции. В каком из выделенных слов произносится звук [ф)?

      Из древних уральских руд,
      Когда - не скажу я точно,
      Железное слово труд
      Сработано было прочно.
      Взвесив его в руках,
      Прапрадед сказал сурово :
      - Останется жить в веках
      Надёжное это слово
      Вместе с словами: мать,
      Правда,
      Народ,
      Россия...

      (Л. Татьяничева.)

229. Выберите для каждой колонки слева один из следующих заголовков: «Произноси перед е твёрдый согласный», «Произноси перед е мягкий согласный». Затем прочитайте слова в каждой колонке. Распределите по колонкам слова, данные справа. Подчеркните в корнях слов непроверяемые безударные гласные.

230. Прочитайте. Сформулируйте главную мысль. Определите тип и стиль текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните проверяемые безударные гласные в словах с пропущенными в корне буквами. В первом абзаце поставьте значок V над буквами е, ю, я , обозначающими мягкость предшествующих согласных; значок VV над буквами ю, е , обозначающими два звука.

Запишите слово праздник в фонетической транскрипции. Совпадает ли количество букв и звуков в этом слове и в выделенных словах?

Многие говорят мы любим Родину. Это очень важные слова и надо иметь на них права. А это право надо завоевать своей жизн..ю своим трудом своей уч..бой.

Любить Родину значит жить с ней одной жизн..ю. Радова..ся когда у Родины праздник и страдать когда Родине т..жело. И главное - береч(?) Родину. Береч(?) как свою мать. (Не)давать в обиду врагам которые идут на неё с оружием. (Не)давать в обиду пошлякам для которых нет (не, ни)чего св..того. (Не)давать в обиду тем кто дума..т только о себе и забывает о Родине.

Для человека всё должно быть дорого на своей Родине и её народ и её земля и её история и её завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом. Ваши отцы дов..ряют вам самое священное - Родину. Любите её как мать. Как свою мать.

(Ю. Яковлев.)

Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика — это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и со-ответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

Гласные и согласные звуки

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л′ук].

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш ′], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш ′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук . Например, щека — [ш ′ика], чаща — [чаш ′а], ванна — [ван а], касса — [кас а]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] — [п], [б′] — [п′], [в] — [ф], [в′] — [ф′], [г] — [к], [г′] — [к′], [д] — [т], [д′] — [т′], [з] — [с], [з′] — [с′], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′].

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри-мер, косьба — ко[з′]ба, просьба — про[з′]ба.

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следую-щими способами:

1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со-гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], бе-лье — бе[л′йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго-ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

2. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

3. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь[йи].

2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш ′] — глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш ′] — всегда мягкие.

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля 1 .

При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):

1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

  • характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без-ударный;
  • характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.

5. Укажите количество звуков и букв.

Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (базовый уровень)

Земле — зем-лé
з[з′] — согласный, мягкий, звонкий
е[и] — гласный, безударный
м[м] — согласный, твердый, звонкий
л[л′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
__________
5 букв, 5 звуков

Чернеют — чер-нé-ют
ч[ч] — согласный, мягкий, глухой
е[и] — гласный, безударный
р[р] — согласный, твердый, звонкий
н[н′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
ю[й] — согласный, мягкий, звонкий
[у] — гласный, безударный
т[т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков

Лекция № 3: Русская графика

  1. Понятие о графике

  2. Алфавит, его особенности.

  3. Русское письмо XI –XVII вв.

  4. Петровская реформа русской графики

  5. Реформа графики и орфографии 1917 – 1918 гг.

  6. Позиционный принцип графики

  7. Обозначение на письме фонемы

  8. Нарушения позиционного принципа графики.

  9. Основные значения букв

  1. Письмо возникло в связи с потребностью людей в передаче речи на расстояние и закреплении ее во времени. Оно представляет собой дополнительное общение при помощи графических знаков.
Графические знаки могут иметь форму рисунка, иероглифа или письма.

В настоящее время у большинства народов мира принято звуковое письмо, при котором графический знак, как правило, обозначает отдельный звук речи или фонему. Звуковым является и русское письмо. Его основными графическими средствами выступают буквы. Оно имеет также и небуквенные графические средства.

Прикладной раздел науки о языке, изучающий начертательные знаки и соотношения между буквами и звуками в том или ином письме, называется графикой (от греч. grafo – пишу). Термин «графика» имеет и другие значения: 1) совокупность начертаний данной письменности; 2) отношение букв к звукам.

Графика как раздел языкознания состоит из двух подразделов. Один из них изучает графические средства, а другой – соотношение между буквами и звуками).

Графические средства

1. знак ударения


  1. знак параграфа

  2. дефис (лат. divisio – разделение)

  3. знаки препинания (10: запятая, точка с запятой, тире, точка, вопросительный знак, восклицательный знак, двоеточие, тире с точкой)

  4. апостроф (греч. apostrofos – обращенный в сторону, назад), употребляемый для деления частиц в иноязычных собственных именах на месте опущенной гласной (д΄Артуа – вместо «де Артуа»).

  5. пробел (#)

  6. шрифтовые выделения

  7. красная строка
2. Слово «алфавит» произошло от названий двух букв в новогреческом произношении – «альфа» и «вита». Русское слово «азбука» происходит от названия первых двух славянских букв «аз» и «буки».

Алфавит – совокупность расположенных в определенном порядке букв, используемых для фиксации и передачи на письме звуков определенного языка.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв .

Особенности букв русского алфавита:


  1. Каждая буква алфавита имеет печатный вид и рукописный.

  2. Может быть прописной и сточной.

  3. Каждая буква имеет свое название, например, с элементам а, находящимся до согласной(ка, ча, ща) и с элементом э – после согласной (эс, эм, эл).

  4. Буквы имеют комплексные названия: гласные (10), согласные (21), безгласные (2: ь, ъ).

  5. Порядок расположения букв случаен.

  1. Русское письмо сложилось на основе древнейшей славянской азбуки, называемой кириллицей.
Кириллица была составлена в конце IX в. в Болгарии греческими миссионерами братьями Кириллом и Мефодием. В ее основу положена греческая азбука , дополненная буквами, изобретенными составителями или взятыми из других языков. Из 43 букв, составляющих кирилловскую азбуку, 24 буквы заимствованы из греческого алфавита .

В конце X века кирилловское письмо пришло на Русь. Большинство букв этого письма соответствовало звукам древнерусского языка.

Русские писцы первоначально копировали старославянские (древнеболгарские) рукописи, сохраняя приемы кирилловского письма. В XII – XIII в.в. складываются самостоятельные приемы русского письма, сближающие его с живой речью. Опираясь на произношение, русские писцы и авторы оригинальных сочинений вносили соответствующие изменения в графику. Так, постепенно перестали употребляться «юсы» (). Буква стала заменяться ф. с падением редуцированных звуков буквы ъ и ь в сильной позиции заменялись о, е , а в слабой позиции получили новое значение: ъ стал употребляться для обозначения твердости конечных согласных, а ь сохранился как знак мягкости и как разделительный знак.


  1. В начале XVIII века была введена так называемая гражданская азбука, созданная на основе русских рукописных почерков и латинского печатного шрифта. В ее разработке личное участие принимал Петр I. 1 января 1708 г. Петр I приказал печатать «новоизобретенными русскими литерами» «Геометрию» и другие гражданские книги, а в 1710 г. он утвердил новую азбуку, которая называлась «Изображение древних и новых письмен славенских печатных и рукописных».
Реформа графики выразилась в некотором изменении внешнего вида букв и состава кирилловского алфавита. В гражданском шрифте 1708 г. начертания букв стали более простыми и округлыми, близкими к латинским. Были исключены некоторые буквы и устранены «силы» (знаки ударения) и «титла» (знаки сокращения). Впервые применены строчные и прописные буквы. Кроме того, введены новые буквы Е (вместо), Я (вместо), Э .

Букву Ё ввел Карамзин в 1797 году, а буква Й была введена Российской Академией наук в 1735 году.


  1. Подготовкой реформы русской графики и орфографии занимались передовые ученые дореволюционной России. В 1904 г. Академия наук создала орфографическую комиссию, в состав которой вошло 55 человек: ученые и преподаватели средних школ. Разработанный комиссией проект реформы правописания был опубликован лишь в 1912 г., однако утвержден не был и практического значения не имел. Только после Октябрьской революции была осуществлена реформа русской графики и орфографии. 23 декабря 1917 года декретом Народного комиссариата просвещения было введено новое правописание. Изменения в орфографии сводились к следующему:

  1. Исключить Ђ, О, I буквы с последующей заменой их на е, ф, и .

  2. Исключить букву ъ в конце слов и частей сложных слов, но сохранить ее в середине слов в значении отделительного знака (съемка, адъютант).

  3. Признать желательным, но не обязательным употребление буквы ё.

  4. Писать приставки из-, воз-, вз-, раз-, низ-, без-, чрез-, через- перед гласными и звонкими согласными с буквой з, но заменять з буквой с перед глухими согласными в том числе м перед с (извините, воззвание, но исправить, воспитать).

  5. Писать в родительном падеже прилагательных, причастий и местоимений -ого, -его вместо аго, -яго (доброго, пятого, которого, синего, свежего).

  6. Писать в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего рода прилагательных, причастий и местоимений -ые, -ие вместо ыя, -ия (добрые, старые, синие, какие).

  7. Писать они вместо онЂ в именительном падеже множественного числа женского рода.

  8. Писать в женском роде одни, одних, одним, одними вместо однЂ, однЂх, однЂм, однЂми.

  9. Писать ее (или её) вместо ея в родительном падеже единственного числа.

  10. При переносе слов руководствоваться следующими правилами: согласная (одна или последняя в группе согласных) непосредственно перед гласной не должна быть отделена от этой гласной. Равным образом группа согласных в начале слов не отделяется от гласной. Буква й перед согласной не должна быть отделяема от предшествующей гласной. Согласную в конце приставок, если она стоит перед гласной корня, переносить нельзя.

  11. Допустить слитное и раздельное написание в наречиях, составленных из сложения существительных, прилагательных и числительных с предлогами (в двое и в двое).
10 декабря 1918 г. данные правила были узаконены, за исключением желательного употребления ё и о допущении слитного и раздельного написания наречий.

6. Позиционный или слоговой принцип графики связан с передачей фонем на письме. Сущность его состоит в том, что в качестве единицы письма и чтения выступает не буква, а слог, т. е. сочетание букв для обозначения согласного и гласного звука. В этой сложной графической единице обе буквы взаимно обусловлены, т. к. они читаются и пишутся в зависимости от качества друг друга.

1. Почти все буквы в русском языке являются многозначными

С (эс): сад [с]

Сядь [с’]

Сдать [з]

Сшить [ш]

Сжать [ж]

2. Есть буквы, которые, находясь в определенной позиции передают два звука: е, ё, ю, я.

3. Существуют буквы, которые никаких звуков не передают (ъ, ь). Но эти буквы могут указывать на двузначность последующей гласной и в этом случае они выступают как разделительные.

4. ь может указывать на мягкость согласного (морковь) и выполнять не свойственную ему грамматическую функцию, в таких словах как рожь, печь, ешь, плачь.

Таким образом, значение буквы определяется ее позицией в слове, т.е. предшествующей буквой, последующей буквой или пробелом.

Позиционный принцип графики (слоговой) заключается в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее позиции в слове, т. е. соседних букв и пробелов.

Позиционный принцип графики связан с двумя особенностями:


  1. обозначением твердости-мягкости на письме.

  2. с передачей на письме фонемы .
1. Все парные фонемы на письме передаются одной и той же буквой. твердость и мягкость таких фонем может передаваться последующей буквой или последующим графическим знаком. Например, твердость согласных может быть передана с помощью последующих букв а, о, у, ы, э. Такие буквы называются несмягчающими гласными: сон.

2. Мягкость согласных на письме может быть передана буквами е, ё, я, и, ю – смягчающие гласные. В заимствованных словах е на мягкость предшествующих звуков указывает не всегда.

3. На конце слов мягкость согласного обозначает мягкий знак, а твердость передается пробелом.

4. Перед согласной, кроме фонемы <ё> мягкость предшествующего согласного передаётся буквой ь, а твердость передается второй согласной буквой. Например, банка, банька.

5. После согласных передающих фонемой пишется ъ или ь, которые служат только для уточнения значения последующей буквы, но не указывают на твердость или мягкость согласного. Например, въездной, вьетнамский.

7. Звук [j] встречается только перед гласным звуком, образуя вместе с ним слог: я, е, ё, ю, и. Слоговое значение указанных букв имеет в трех случаях: в начале слова: явка, езда, юла; после гласных: твоя, твоё; после букв ъ и ь: изъян, съезд, семья, вороньё.

Следовательно, в русском алфавите нет особой буквы для обозначения согласного звука [j]. Буквой й («и краткое») обозначается не согласный звук [j], а его вариант неслоговой звук, который встречается в конце слога: чай, чайка.


  1. Наблюдаются следующие отступления от слогового принципа русской графики:

  1. написание букв и, е, ё, после твердых согласных ж, ш, ц: жизнь, жезл, шелест, цифра, машина;

  2. написание букв а, о, у после всегда мягких согласных ч, щ: чан, чудо, щавель, холщовый;

  3. написание йо, йе, или ьо вместо е, ё в иноязычных словах: йод, район, фойе, батальон, шампиньон;

  4. написание сложносокращенных слов с мягким знаком й перед гласным: Связьиздат, Стройиздат;

  5. написание ю после твердых согласных без разделительного знака: Главюжэнерго, Детюниздат;

  6. написание ь после твердых непарных согласных ж, щ, ц: рожь, мышь.

  1. 1. Буквы е, ё, ю, я обозначают фонемы , , , в начале слова, поле гласных и после ь и ъ.
2. Буквы я, ю после согласных обозначают мягкость предшествующей согласной и гласную фонему: людям.

3. Буква ё может обозначать либо только фонему о: шёл, либо мягкость предшествующей согласной: нёс.

4. Буква е может обозначать мягкость предшествующей согласной и фонему <э>: пел, но в заимствованных словах может наблюдаться отступление от этого правила: кафе, шоссе.

5. Буква и может обозначать только фонему <и> и мягкость предшествующего согласного: сила, а также передавать фонему : чьи.

6. Буквы а, о, у, э после согласных, кроме ж, ц, ш обозначают гласную фонему и твердость предшествующей согласной: сам.

7. Буква ы передает фонему <и> и твердость предшествующего согласного. После шипящих и ц только фонему <и>.

8. Все парные согласные (по твердости-мягкости) передают общую часть фонемы, а конкретное их значение обозначается последующей гласной или пробелом: борщ, рот.

9. Все согласные, кроме буквы й могут передавать помимо основного значения твердость предшествующей фонемы: арбуз.

10. В сочетании нч-, нщ- буквы ч и щ не обозначают мягкость фонемы <н>.

11. Буква ь имеет несколько значений:

1. значение мягкости (морковь)

2. значение разделительного знака

3. в сочетании ьо в заимствованных словах равна фонеме .

Ъ выполняет только разделительную функцию.

Пушкин явл-ся родоначальником, создателем, основопол-м СРЛЯ. Дал наиболее совершенные образцы лит-го языка 1п. XIX в., в его пр-х впервые наиболее полно отразились нормы р.я, кот-е хар-ны и для пушкинского времени, и ост-ся живыми, дей­ст-ми для нашего времени. Завершил длительную эволюцию лит-го я, используя все достижения рус-х писателей XVIII-нXIX в. в области РЛЯ и стилистики, совершенствуя все то, что сделали до него Ломоносов, Карамзин, Крылов, Грибоедов.

В тв-ве Пушкина процесс демократизации РЛЯ нашел наиболее полное отражение, т.к в его пр-х произошло гармоническое слия­ние всех жизнеспособных эл-в РЛЯ с эл-ми живой народной речи. Слова, формы слов, синт-е конструкции, устойчивые слов-я, отобранные писа­телем из народной речи, нашли свое место во всех его пр-х, во всех их видах и жанрах, и в этом основное отличие П от его предшественников. П выработал опред-ю точку зр-я на соотн-е эл-в лит-го яз и эл-в живой народной речи в текстах худ-й литературы. Он стремился к устранению разрыва между лит-м языком и живой речью, кот-й был характерен для лит-ры предшествующей поры, к устра­нению из текстов худ-й лит-ры архаических элементов, вышедших из употребления в живой речи.

С сер. 20-х г. живая народная речь с ее реалистической ясностью стан-ся основой многих пр-й П. отбор слов и выражений из нар-й речи как и выбор др-х яз-х ср-в подчинен в тв-ве П. одному правилу – принципу соразмерности и сообразности, кот-й до сих является ведущим принципом в поэтическом словоупотреблении. Диалектизмы, профессионализмы, специальная лексика и фразеология почти не употр-ся в поэзии П., даже в пр-х, стилизованных под фольклор и в сценках их городского быта.

П. вводил в лит-ру только то, что было общепонятно:

1) широко исп-т бытовую лексику народной речи для описания типитчных особ-ей рус-й жизни в дервне и городе: щи, печка, облучок

2) в пр-х, стилизованных под фольклор, исп-т слова, формы и худож-но-изобр-е ср-ва устного нар-го тв-ва («Песни о Стеньке Разине»): погулять по морю, по синему

3) просторечные и простонар-е выраж-я исп-т для создания речевой хар-ки героя опред-го социального полож-я – солдата, крестьянина, ямщика

4) когда лирич-й герой устапет место рассказчику просторечие проникает в авторскую речь (ох, лето красно, любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи)

5) экспрессивно-сниженная, бранная, грубая, фамильярная лескика в эпиграммах, высказ-х о противниках: околею.

6) соединение разностильных компонентов (упала в снег; медведь проворно ее подъемлет и несет «Евгений Онегин»)

Язык прозы П. полностью отвечает этим требованиям: точен, лаконичен, насыщен движением мысли.

Т.о. в пр-х произошло гармоничное слияние всех жизнеспособных эл-в РЛЯ с эл-ми живой народной речи.

5. Фонетика как раздел науки о языке. Фонетич-я сис-ма СРЯ. Понятие о звуке речи, аспекты изуч-я звука. Артикуляц-я классиф-я гл-х и согл.

Фонетику - наука о звуках речи. Предмет фонетики - звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях, а также связь между звуковой стороной языка и письмом.

Общая фонетика изучает способы и характер образ-я звуков в разных языках мира и на основе такого изуч-я вырабатывает такие понятия об общих законах звучащей чел-й речи, о природе гласных и согласных, о строении слогов, о типах ударения, о функционировании звуков в языке как средстве общения; это теоретическая область знания о звуковой стороне человеческого языка. Описательная фонетика изучает звуковую сторону конкретного языка на определенном этапе его исторического развития. Источник опис-й фонетики - современный живой язык. Историческая фонетика изучает развитие звуковой системы на протяжении ряда эпох истории данного языка, доступных исследованию, установить эволюцию звуковой системы, становление звуковой системы изучаемого языка в её соврем-м состоянии. Источники исторической фонетики : современный живой, звучащий язык, данные близкородственных языков, которые привлекаются наряду с данными диалектов, письменные источники данного языка, начиная с древнейших эпох-памятники письменности. Типологическая фо-ка – сопостав-е изуч-е звуковой стороны двух или нескольких языков. Она основ-ся на описательных фонетиках и устанавливает сходства и различия сопоставительных языков по сходству звуков, по особенностям их образования, по их поведению в потоке речи, по их изменениям и т. д.

Звуки речи – минимальные единицы речевой цепи, явл-ся рез-м сложной артикуляционной деятельности чел-ка. Звук – мельчайшая смыслоразлич-я единица речи. Все звуки речи делятся на глас-е и согл-е. Различаются они артикуляционно и акустически (артик-й и акуст-й аспекты изуч-я звуков речи). Есть два источника звуков речи. 1. – колебания голосовых связок в момент прохождения ч/з гортань струи воздуха. Это колебания гармонические, периодические; они создают тон, музыкальный звук. 2. – шум, негармонический звук, он возникает в рез-те преод-я воздушной струей разл-х препятствий. При обр-и гласных голосовые связки дрожат, но воз­душная струя проходит ч/з рот свободно, не встречая препятствий. При образ-и согл-х воздушная струя пре­одол-т препятствие в ротовой полости.

Хар-ка согл: Место образ-я – зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается: 1) губно-губные – (активный орган – нижняя губа, пассивный – верхняя) - [п] [б] [м] 2) губно-зубные (пассив-й орган – верхние зубы) [в] [ф]

Если активный орган язык: 1) Переднеязычные: зубные (передняя часть языка направляется к зубам) [т] [д] [с] [з] [н] [л] [ц] и передненёбные (передняя часть языка направлена к передней части нёба) [р] [ш] [ж] [ч´] 2) Среднеязычные [j] 3) Заднеязычные средненёбные [к´] [г´] [х´] или задненёбные [к] [г] [х] [Y]

Способ образования – хар-ка препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления: 1) щелевые срединные [в] [ф] [з] [с] [ж] [ш] [х] [j] [Y] и щелевые боковые [л] [л´] 2) смычные взрывные [п] [б] [т] [д] [к] [г], аффрикаты [ц] [ч´], имплозивные – содержат только фазу смычки по [д´д´]елка , носовые [н] [м], дрожащие [р] [р´]

По уровню шума – степени его интенсивности: 1) сонорные [р] [л] [м] [н] [j] 2) шумные [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ш] [ч´] идр.

Глухие и звонкие – определяются по отсутствию или наличию при их произнесении голоса. По глухости/звонкости образуются пары: [б-п] [в-ф] [г-к] [д-т][ж-ш] и др.

Классификация гл. звуков: 1) По участию губ : лабиализованные и нелабиализованные. Нелабиализ-е: [a], [э], [и], [ы] 2) По степени подъема языка по отн-я к нёбу : верхнего подъёма [и], [ы], [у]; среднего подъёма [э], [о]; нижнего подъёма [а] 3) По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали: гласные переднего ряда: [и], [э]; среднего ряда [а], [ы]; заднего ряда [у], [о]

6. Членение речевой цепи. Сегментные и суперсегментные фонетич-е единицы. Ударение как фонет-е ср-во. Хаар-ка рус-го ударения. интонация и ее составляющие Функции интонации

Речь – поток звуков, звуковая цепь. Эта цепь членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые разл-ми фонетич-ми средствами. В р.я. это:

- фраза - отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами; соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Фраза м. члениться на такты.

- речевой такт – хар-ся особой интонацией и тактовым ударением, но паузы м/у тактами необязательны и короче межфразовых (было ветрено, / сыро / и скверно – 3 такта). Речевой такт может состоять из одного / нескольких фонетических слов.

- фонетическое слово – отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному / нескольким лексическим словам. Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки

Разные линейные отрезки речевого потока наз-т сегментными единицами.

Звук – наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог из звуков, фонетическое слово из слогов, речевой такт из слов, фраза из тактов.

Объед-е сегм-х единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным единицам, которые как бы накладываются на сегментные. К суперсегментным ед. отн-ся: слоговость/неслоговость звуков, ударение и интонация.

Ударение - это акустическое выделение одного из компонентов речи: слога в составе слова, слова в составе словосочетания, словосочетания в составе фразы или слова для подчеркивания его особого значения (логическое ударение).

Ударение в русском языке - силовое.

Ударность/безударность – свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимодействие гласных и солгасных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

В р.я. ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему – приставку, корень, суффикс, окончание. Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию. По месту ударения различаются: разные слова во всех их формах: 1) за мок и замо к; 2) некоторые формы разных слов: пи ща (сущ) и пища (дееприч) 3) литературный и просторечный: кварта л и ква ртал 4) нейтральный и разговорный: звони шь и зво нишь 5) литературный и народнопоэтический: деви ца и де вица 6) современный и устарелый: библиоте ка и библио тека

Неподвижное ударение – при образ-и грам-х форм слова остается на одном месте: делать, делаю, делаешь… Подвижное формообразовательное ударение – происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на др.: дерево – деревья

Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

Осн-ми интанаци-ми средствами явл-ся тональные средства. у каждого говорящего свой средний тон речи, но в некот-х местах речевого такта и фразы происходит повышение или понижение тона.

Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок: нейтральный голос, расслабленный, напряженный, скрипучий, придыхательный.

Количественно-динамические средства интонации – увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных участков речевого такта и фразы.

Интонация членит речевой поток на отдельные отрезки – речевые такты и фразы.

Интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разн-е оттенки эмоций.

7. Фонология как раздел науки о языке. Понятие о фонеме, дифференциальные признаки фонемы. Фонематические позиции. Фонемный ряд. Параллельные и пересекающиеся фонемные ряды

Фонология - раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов,фонем).

Фонема – минимальная, не членимая в линейном плане звуковая единица, обладающая независимыми самостоятельными признаками, которые выполняют функцию звуковых сигналов для различения звуковых оболочек разных слов и морфем.

Дифференциальные признаки фонем – это признаки, которыми данная фонема противопоставляется другим фонемам языка, ее смыслоразличительные признаки (например, вокальность - невокальность, консонатность - неконсонантность; глухость - звонкость, взрывность -фрикативность, огубление - неогубление и т. д.).

Позиционные чередования связаны с определенными позициями, вызываются ими. У фонетических чередований позиции, т.е. условия появления того или иного звука, фонетические – начало и конец слова или слога, сосдство других звуков, положение в ударном или безударном слоге: подру[г]а-дру[к], [и]гры-с[ы]гран, вя[з]ать-свя[с]кА.

Взаимоотношения гласных фонем в сигнификативно сильных позициях проявляются в их дифференциальных признаках.

Сигнификативно слабые позиции гласных: 1- в неприкрытом безударном слоге; 2 – в первом предударном слоге после твердого согласного; 3 – в безударном слоге, кроме первого предударного, после твердого согл., 4 – в безударном слоге после мягкого согл.

Если в сильной позиции различаются 5 гласных фонем, тов позиции 1-3 разл-ся 3 гласных звука, а в позиции 4 - два. Это слабые позиции для <и> <э> <о> <а>, в соответствии с ними здесь выступают слабые фонемы, у кот-х различительная способность снижена.

Сигнификативно сильной для всех гласных фонем является позиция под ударением. Для фонемы <у> все позиции сильные: она не нейтрализуется ни с одной фонемой

Дифференциальным признаком согл. звуков явл-ся место и способ образования, глухость/звонкость, твердость/мягкость. 24 фонемы составляют 12 пар по глухости/звонкости: <п> <б>; <п’> <б’>; <ф> <в>; <ф’> <в’> и др. 13 фонем внепарные по этому признаку. 36 фонем составляют 18 пар по твердости/мягкости 1 фонема внепарная по обоим признакам

Парные глухие и звонкие согл. фонемы различ-ся в след-х позициях: 1) перед гласным: [ф]аза-[в]аза 2) перед сонорным согл: [п]леск-[б]леск. Эти позиции – сильные для парных по глухости/звонкости фонем.

Парные глухие и звонкие согл. Фонемы не различаются в след-х слабых позициях: 1) на конце слова: ко[с]а-ко[з]а-ко[с] 2) перед шумными согл.: ко[с’]ить-ко[з’]ба

Фонема < j > не имеет пар по глухости/звонкости и твердости/мягкости поэтому она ни глухая, ни звонкая, ни твердая, ни мягкая. Перед ударным гласным она реализуется звуком [j]: я- , в позиции после гласного реализуется нулем звука: маяк.

Ней трализуются зубные и передненёбные перед передненёбными: на[ш-ш]офёр увидел (нейтрализованы <с> и <ш> - нас и наш.

Мена фонем, сильной и слабой, занимающих одинаковое положение в морфеме, образует фонемный ряд . Так, гласные фонемы, тождественные по месту в морфеме кос- , образуют фонемный ряд <о> - <Λ> - <ъ>: [ко сы] - [кΛса ] - [късΛр"и ], а согл-я фонема <в> морфемы став- начинает фонем-й ряд <в> - <в"> - <ф> - <ф">: [уста вы] - [уста в"ит"] - [уста ф] - [уста ф"].

Параллельные ряды звуков: спать, спят, пять ударный звук [а] нах-ся в разл-х фонет-х условиях и разл-ся по качеству: перед мягким согласным - [а ], после мягкого согл-го перед твердым - [ а], между мягкими согл. - [а].

пересекающиеся фонемные ряды – имеют один и более общих членов, пр. варианты гласных фонем: вол, вал, вΛлы, вΛлы.

8. Орфоэпия как раздел науки о языке. Стили русского литературного произношения. Понятие орфоэп-й нормы. Акцентология как раздел орфоэпии. орфоэпические словари.

Орфоэпия- совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений.

Среди таких норм различаются произносительные нормы (состав фонем, их реализация в различных позициях, фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация). При более широком понимании орфоэпии к ней относят и образование вариантных грамматических форм.

Орфоэпией называется также раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила.

К орфоэпии относится вариативность звуковой реализации одних и тех же морфем при отсутствии позиционных различий, орфоэпия отмечает место ударения в слове.

Основные тенденции русской орфоэпии :

Приближение произношения к написанию

Приближение к смягчению согл. перед и и э в заимствованных словах

Редукция гласных в заимствованных словах

Стили или разновидности рус произношения:

Книжное или сценическое (в заимствованных словах минимальная редукция гл. в окончаниях прил. после и произнос-ся твердый редуцированный вместо и; ся, сь произносятся твердо

Разговорное

Просторечное – в непринужденном общении

Орфоэпическая норма - это единственно возможный или предпочтительный языковой вариант, соответствующий системе произношения

Акцентоло́гия - раздел языкознания , изучающий природу, особенности и функции ударения . Иногда к области акцентологии относят также тон и некоторые другие просодические явления. Также акцентологией называют систему явлений языка , связанных с ударением .

Выделяются синхроническая и диахроническая (историческая, сравнительно-историческая ) акцентология. Последняя занимается реконструкцией акцентных и тональных систем, акцентных парадигм праязыков , изучением их эволюции

Акцентология изучает просодические единицы в нескольких аспектах. Задачами собственно фонологического изучения ударения являются:

Определение места ударного слога (различение свободного и фиксированного ударения);

Определение фонологического типа ударения: по сфере реализации, по числу способов выделения ударением

Определение типа ударения (в данном языке может преобладать тенденция к использованию средств квантитативного , динамического , музыкального или качественного ударения);

Выявление соотношения просодических характеристик ударных и безударных слогов (или мор), а также характеристик безударных в зависимости от их положения в слове относительно ударных.

Орфоэпи́ческий слова́рь - словарь , отражающий орфоэпическую норму , то есть современное ему литературное произношение и ударение. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в орфоэпическом аспекте.

Важнейшими орфоэпическими словарями русского языка являются впервые увидевший свет в 1955 году словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова , включавший около 50000 слов

9. Графика как раздел науки о языке. Соотношение между звуками и буквами. принципы русской графики. кириллическая графическая система как основа русского письма. алфавит, история рус-го алфавита

Графика – раздел языкознания, изучающий начертания письменных знаков и закрепившиеся за ними звуковые значения при письменной передачи речи. Термин графика так же обозначает всю совокупность письменных знаков (буквы, знак ударения, дефис, знаки препинания и т.д.)

Алфавит – распол-е всех букв в опред-й последов-ти.

Совр-я русская графика представляет несколько изменённую графику старославянского языка, - кириллицу. Старослав-я графика была составлена в IX в. в Болгарии братьями Кириллом (Константином) и Мефодием, византийскими миссионерами, учёными и дипломатами, на основе греческой азбуки и путем частичного исп-я др-х алфавитов, в том числе древнееврейского Сохраняя в рус. письме приёмы старославянской графики (в частности, буквы носовых гласных звуков, не существовавших в русском языке), русские писцы приспособили её к оригинальному русскому произношению. В XII-XIII вв. русское письмо все болеё освобождается от старославянского влияния и постепенно превращается в самостоятельную систему, сближающую письмо с живой речью. Опора писцов на произношение привела к определённым изменениям в графике письма. К XIII в. буквы ъ и ь, обозначавшие в древнер-м языке особые гласные звуки заменяются под ударением, в соответствии с новым произношением, буквами о, е. С XVI в. буква ь вообще утрачивает звуковое значение и становится знаком мягкости согласных и разделительным знаком, а буква ъ употребляется для обозначения твёрдых конечных согласных.

Еще в 20в. было 44 буквы, а сейчас 33.

Графема – совокупность всех написаний: А, а, А, а

Буквы и было три: и – и восьмеричное, i – и десятиричное, ﻻ - ижица; 2 буквы о: о – он и ω – омега; оу = у; 2 ф: ф- ферт и θ – фита; З: ς – земля и з - зело; Гс и пс – нельзя произносить. Были буквы пси - Ψ и кси - ﻛ;

юс большой и юс малый - носовыеÞ – долгий ять; ь – мягкий ерь; ъ – тв. ер.

Петр I в 1707-1710г. произвел реформу русской графики и выбросил: Ψ, ω, ﻻ, ς

II реформа Российской Академией наук 1735г.: выбросили зело, ижицу, земля, появилось й

III реформа в 1738 Академия наук:

i - в корне мир; и – вселенная, мир без войны.

IV – 1758г. ввели ﻻ - ижица

V - 1797 – Карамзин придумал ё

VI – с 1904 до 1912 готовилась крупная реформа графики и орфографии, но ее не было

VII - большевики окончательно выкинули ижицу, фита, и десятиричное, долгий ять

Буква – графический знак для обозначения на письме звука. В рус. алфавите букв меньше, чем звуков.

Для изображения согл. звуков на письме исп-ся 20 букв: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н и др.

Пр: буква с может обозначать следующие звуки:

1) [с] (суд) 2) [с’] (сюсюкать) 3) [з] (сдать) 4) [з’] (сделать) 5) [ш] (сшить) 6) [ж] (сжечь)

Для изображения гласных исп-ся буквы а, я, о, ё, е, у, ю, ы, и

Пр. буква ю после мягких согл. обозначает звук [у]: любит

Буква ю в начале слова и после гласных обозначает звук : юморист, играют.

Особенность рус. графики – слоговой принцип – в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог (сочетание согл. и гл). такой буквосочетательный принцип применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согл. так, в словах быть и бить буква б употребляется для обозначения и твердого и мягкого звука, что выявляется только в сочетании со следующим за ним гласным звуком.

10. Орфография как раздел науки о языке. принципы русской орфографии. разделы орфографии

Орфография – система правил

1) о написании слов и их значимых частей (морфем)

2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов

3) об употреблении прописных и строчных букв

4) о переносе слов с одной строки на другую

Орфограмма - та­кое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении и отвечает определяемому орфографическому правилу. На месте орфограммы может быть допущена орфографическая ошибка.

Орфография делится на разделы

1) Обозначение звуков буквами в составе слов и морфем: душонка - тушёнка, в слабой позиции: кот-год, наличие или отсутствие буквы: станьте бантик

2) слитное, раздельное или дефисное написание слова: встарь- в старину, подорожник- по-дорожному;

3) употребление строчной или прописной буквы, начинающей слово: шарик-Шарик (кличка собаки); все буквы в слове: вуз-МГУ;

4) правила переноса слов: те-пло и теп-ло

5) графические сокращения: сущ. – существительное; в/ч - войсковая часть

Орфографическое правило - определенная закономерность, постоянное соотношение языковых явлений, предписаний, рекомендаций по их написанию.

Система – совокупность принципов, служащих основанием, базой для какого-либо сложного процесса, явления. Такой базой для современной русской орфографии являются фонематический, морфологический, традиционный, фонетический принципы рус-й орфографии, дифференцирующие написания.

Принципы орфографии - это закономерности, лежащие в основе орфографической системы. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям.

Морфологический принцип заключается в требовании одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д. Например: степной - степь, рябиновый - сосновый, подписать - подпись, к ране - к воде. Этот принцип является ведущим в русской орфографии ; ему подчинено написание большей части слов.

Фонетический принцип заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать - роспись, бездомный - бесхозный.

Традиционный принцип заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией. Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея и др. В школьной практике слова с непроверяемыми гласными и согласными называются словарными словами.

Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица), и Орёл (город).

Кроме названных, в русской орфографии есть принципы , регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.

11. Лексикология как раздел науки о языке. Слово как основная единица языка. Лексическое и граммат-е знач-е слова, их взаимосвязь. Типы лексич-х знач-й слов. Парадигматические связи в р.я.

Лексикология изучает словарный состав языка в его современном состоянии, а также вопросы изменения словарного состава, изменения значения слова, основные тенденции развития словарной системы языка, выявляет причины изменения значения слова и словарного состава языка в целом.

Предмет лексикологии - словарный состав языка – внутренне организованная, структурированная совокупность лексических единиц, связанных между собой определенными, относительно устойчивыми отношениями, функционирующих и развивающихся по определенным, свойственным русскому языку законам. Словарный состав представляет собой единую лексико-семантическую систему, которая как подсистема входит в общую систему русского языка.

Слово – комплекс звуков или один звук, обладающий определенным, закрепленным языковой практикой общества знач-м и функционирующий как самостоят-е целое.

Языковые признаки слова:

1) фонетическую оформленность и наличие одного ударения;

2) лексико-семантическую значимость слова и его способность выражать понятие у слов знаменательных;

3) его отдельность;

4) идиоматичность (немотивированность называния или неполную его мотивированность);

5) отнесенность к тем или иным частям речи.

Слово представляет собой единство лексического и грамматического значений. Лексическое значение выражает понятие о предмете, или действии, или признаке предмета, или признаке действия. Грамматические значения слова составляют грамматическую характеристику слова. Грамматические значения слов выражаются при помощи различных грамматических средств (Пр. Грам-е знач-е слова стол – сущ. р., ед.ч., И.п)

В слове слиты воедино его звуковая материя, лексическое значение и формальные грамматические характеристики. К грамматическим свойствам слова относятся его значение как части речи (т. е. как единицы, принадлежащей к определенному лексико-грамматическому классу слов), словообразовательная структура, способность к формальным изменениям и все его абстрактные значения, подчиненные общему значению класса (части речи); у имени это такие, например, значения, как род, число, падеж, у глагола - вид, залог, время, наклонение, лицо.

Типы лексических значений слов:

1) по хар-ру связи слова с предметами, явл-и действит-ти – прямое и переносное знач-е

2) по происхождению – мотивированное и немотивтированное лексич-е знач-е

3) сочетаемости слов с другими словами - свободные и несвободные лексич-е знач-я.

Парадигматические отношения - это те отно­шения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. На парадигматические отношения опираются, напри­мер, система согласных, система склонения, синонимический ряд. При использовании языка парадигматические отношения позво­ляют выбрать нужную единицу, а также образовывать формы и слова по аналогии (парадигма склонения, спряжения)

12. Лексика РЯ с точки зрения ее происхождения. Исконно русская и заимствованная лексика. Освоение заимствованной лексики. Интернациональные слова

Лексикология – раздел науки о языке, кот. изучает словарный состав языка, или лексику.

Словарный состав современного русского языка имеет длительную и сложную историю своего образования, развития и обогащения.

В словарном составе современного русского языка с точки зрения его; исторического формирования можно выделить два основных пласта :

1) слова, имеющие исконно русский характер , и 2) заимствованные слова.

Исконно русская лексика образует основной массив словар­ного состава русского языка, определяющий его национальную специфику. К исконно русской лексике относятся все слова, порожденные самим язы­ком на любом этапе его развития. В структуру исконно русской лексики входят : а) слова общеславянского происхождения; б) древнерусская лек­сика; в) собственно русские слова.

1. Общеславянская лексика - древнее словар­ное ядро русского языка, сформировавшееся в период существования общеславянского языкового единства, т.е. общеславянского языка, при­мерно до VI-VII вв. н.э. В составе общеславянской лексики преобладают существитель­ные , т.к. номинативная функция у них имеет особенно яркое выраже­ние: названия явлений природы: буря, ветер, вихрь; понятий времени: утро; топографических объектов: земля; и др.

Среди прилагательных тематические группы: названия цвета: белый, голубой; внешних качественных признаков: босой, гладкий внутренних качественных признаков: важный, гордый.

Глаголы : трудовой деятельности: ковать, мыть, сечь; движения и перемещения в пространстве: бродить, нести; мысли, речи, чувства: бормотать, бояться, писать;

Общеславянское происхождение имеют некоторые числительные, мес­тоимения, первообразные наречия, предлоги, союзы: один, два, десять, сто; я, ты, он; кто, что; у и т.д.

2. Древнерусская лексика формировалась в период существо­вания древнерусского языка (VII-XIII вв.). Новые слова, которые возникли в древнерусском языке, в основном были связаны с наиболее актуальными сферами повседневной жизни и быта и включаются в те же тематические группы, которые упоминались нами при описании общеславянской лексики: балка, баловать, белка, ветчина, внедрить, говорун, горошина и т.д.

3. Собственно русская лексика - это обширный, постоян­но пополняющийся пласт слов, возникших и возникающих на исконно рус­ской основе в хронологических рамках существования русского языка начиная примерно с XIV в. и по настоящее время: сущ-е: бабочка, гололед; прил-е: бдительный, угрюмый; глаголы: громыхать ; наречия: взаперти.

Заимствованная лексика – инояз-е слова могут подв-ся полной ассимиляции (история, свекла), а тмогут сохранять приметы родного языка – сочетание шт – показатель заимствования из нем. или голландского (штора); дж- из англ. (джем).

Калькирование – поморфемный перевод иностранного слова (белошвейка – перевод с нем. белый и швея) Полукальки – частичный перевод (вегетерианец)

В РЯ заимствования из старослав-го – страна, равный, гражданин; тюркских – зипун, скандинавских – якорь, греч. – тетрадь, латинского – школа, англ. – гольф, итал-го – бандит.

Освоение заимствованной лексики: 1) графическое – передача иноязычного слова средствами рус-го алфавита 2) фонетическое – изменение звукового облика слова в рез-те его приспособления к новым фонетич-м условиям 3) грамматическое – приспособление инояз-го слова к грам-й с-ме РЯ 4) семантическое – значение заимствованного слова стан-ся либо уже, либо заимствуются не все многозначные знач-я.

Интернациональные слова - слова или выражения, употребляющиеся во мн. языках с одним и тем же значением. Осн. часть интернац. лексики составляют термины науки, техники, воен. дела, экономики, торговли, иск-ва, спорта и т. д., напр.: импорт, экспорт, банк, кредит, бокс, хоккей, драма, комедия, диктатура, космос, спутник, орбита, грипп, СПИД.

13. Активный и пассивный лексический состав СРЯ. Устаревшая и новая лексика. Стилистические функции устаревших слов. Неологизмы, их разновидности

Активный словарный запас - повседневно употребляемые слова, значение которых понятно людям, говорящим на данном языке.

Пассивный запас - слова, которые либо являются устаревшими, либо, наоборот, в силу своей новизны еще не получили широкой известности и также не употребляются повседневно. Т.о., слова пассивного запаса делятся, в свою очередь, на устаревшие и новые (неологизмы).

Устаревшая лексика - слова, которые вышли из употребления, среди них различают историзмы и архаизмы.

Историзмы - это слова, которые перестали употребляться в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов и явлений: бурса, кафтан, посадник. Историзмы встречаются в основном текстах о прошлом (как в научных, так и в художественных).

Архаизмы - это слова, которые перешли в пассивный запас в связи с тем, что у обозначаемых ими - и существующих по сей день - предметов, явлений, понятий появились другие названия.

В зависимости от того, какой аспект слова устарел, выделяют разные типы архаизмов:

лексические - устарело само слово, его звуко-буквенный комплекс больше не используется, а значение выражается другой лексической единицей:

семантические - слово существует в современном русском языке, но утратило одно или несколько значений: Читали ли вы в «Петербургских ведомостях» артикль? (С.-Щ.)

фонетические - изменился звуковой облик слова, что отражается и в его написании: Он пел поблеклый жизни цвет / Без малого в осьмнадцать лет (Пушк.).

словообразовательные - устарела словообразовательная структура слова: А у нас лесник был Федос Иванов, большой грамотник и умел хорошо все дела разбирать (Леск.).

грамматические - устарели отдельные грамматические формы слова: Весельем дышущ земледел / При полных житницах ликует (Жук.)

Устаревшие слова используются в разных функциях:

Употребляясь для называния предметов и явлений - номинативная функция (в научно-исторических трудах и т. п.).

В художественных произведениях на исторические темы эта лексика выполняет уже номинативно-стилистическую функцию - не только обозначает реалии, но и создает определенный колорит эпохи.

Устаревшие слова могут использоваться в художественном тексте для указания на время, в которое происходит действие.

Устаревшие слова (по преимуществу архаизмы) могут выполнять и собственно стилистические функции, являться выразительными средствами, придавая тексту особую торжественность.

Новые слова появляются в языке, чтобы обозначать новое понятие, явление (акваланг, картинг)

Неологизмы - новые слова, значения и устойчивые сочетания слов, новизна которых ощущается говорящими.

Неологизмы возникают для:

Обозначения новых предметов, явлений, понятий, в этом случае они обычно известны большому числу людей и, если их существование обоснованно, могут закрепиться в языке. Такие неологизмы называют языковыми .

- Индивидуальные (авторские) неологизмы создаются авторами художественных, публицистических и иных текстов как экспрессивное, выразительное средство, как результат языковой игры. К словотворчеству люди прибегают и в повседневном общении - сознательно, например создавая слова, функционирующие только внутри семьи или в кругу друзей, или бессознательно, например из-за недостаточного владения языком.

14. Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологический оборот. Основные признаки фразеологизмов. Классификация фраз-х оборотов по степени семант-й слитности компонентов. Фраз-е словари. Словари крылатых слов и выраж-й

Фразеология - лингвистическая дисциплина, изучающая устойчивые сочетания слов с полностью или частично переосмысленным значением - фразеологизмы

Фразеологи́зм (фразеологический оборот ) - устойчивое по составу и структуре, лексическинеделимое и целостное по значениюсловосочетаниеилипредложение, выполняющее функцию отдельнойлексемы(словарной единицы).

Признаки: 1) структурная расчленённость - все фраз. имеют расчленённую структуру и членятся на компоненты, которые только формально относятся на слово, но в составе фразиологич. оборота не реализуют ни одного из своих лексических значений. Без году неделя 2) постоянство компонентного состава 3) устойчивость грамматической структуры - каждый фразеологизм грамматически оформлен, т.е. он входит в тот или иной грамматический разряд, соотносится с какой-то частью речи и поэтому обладает набором форм, выполняет ту же синтаксическую функцию, которую выполняет данная часть речи. Выходить сухим, выйду, вышел 4) семантическая эквивалентность слову 5) воспроизвод-ть – регулярная повторяемость

По степени семантической слитности компонентов:

1) фразеологические сращения - семантически неделимые обороты, знач-е кот-х совершенно независимо от их лексич-го состава и от знач-я компонента. (втирать очки – обманывать)

2) фразеологические единства - семантически неделимые обороты, но в отличие от 1 значение мотивировано (Идти в ногу – действовать согласованно)

3) фразеологические сочетания - устойчивые несвободные обороты. Их общее значение мотивированно семантикой составляющих компонентов (сгорать от стыда)

4) фразеологические выражения - устойчивые в своём составе фразеологические обороты, которые целиком состоят из слов со свободным значением. Не всё то золото, что блестит.

С фразеологизмами данные обороты сближает устойчивость их состава. Замена слов невозможна. Отличаются от свободных тем, что они не создаются в процессе общения, а воспроизводятся как готовые единицы. К этой группе относятся крылатые фразы, цитаты. Различают 2 типа

А) коммуникативные – предикативные сочетания, которые равны предложениям суждены нам благие порывы.

Б) номинативные – сочетания слов, соотносимые с какой-то частью предложения. Трудовые успехи

Фразеологический словарь - словарьустойчивыхсловосочетаний(фразеологических единиц), которые сравнительно легко выделяются изконтекстакак единое целое, состоящее из нескольких слов, в отличие от свободных сочетаний слов, где каждое слово самостоятельно.

Словарь крылатых слов - тип словаря, в к-ром собраны и объяснены крылатые слова. В истории рус. лексикографии отд. крылатые слова включались в толковые словари, во фразеологич. словари, в словари и сб. пословиц и поговорок.

Наиб. известными С. К. С. являются справочники, сост. С. М. Максимовым "Крылатые слова", М. И. Михельсоном "Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний" и др.