Слоговой принцип русской графики проявляется в. Случаи изменения слогового принципа. Орфография. Принципы русской орфографии

Письмо представляет собой систему условных графических знаков (изображений), с помощью которых необходимая информация передается на расстоянии и во времени. С письмом связаны понятия алфавита, графики и правописания (орфографии и пунктуации). Впервые эти три аспекта разграничил И.А.Бодуэн де Куртенэ (он же ввёл понятие графемы), позже они разрабатывались в трудах Л.В. Щербы и А.Н. Гвоздева.

Графика (от греч. γράφω - пишу) - 1) совокупность начертательных средств того или иного письма, включающая графемы, знаки препинания, знак ударения и др.; система соотношений между графемами и фонемами в фонематическом письме; 2) раздел языкознания, исследующий соотношения между графемами и фонемами.

А.А. Леонтьев называет графику системой правил перехода от графем и их сочетаний к фонемам и их сочетаниям (или наоборот). Необходимость этих правил вызвана тем, что ни в одном языке нет полного совпадения системы фонем с системой графем. С одной стороны, есть фонемы, которым соответствуют графические сочетания, например [ʃ] ~ sh в английском письме; но это соответствие не следует из того, что графема s соответствует фонеме [s] или [z], а графема h - фонеме [h] или нулю. С другой стороны, есть графемы, вообще не имеющие фонематической параллели вне определённых графических сочетаний, например q в большинстве западноевропейских письменностей, не встречающееся вне сочетания qu.

Основная единица графики – графема. Этот термин имеет несколько определений.В словареполиграфических терминов графема – «единица системы письменности (буква, знак), отличающаяся по характеру рисунка и по передаваемому содержанию от любой другой единицы этой же письменности. Это схема построения, «скелет» буквы или знака, отличающий его от других букв (знаков) алфавита, независимо от гарнитуры, начертания и прочего. Одна и та же графема может принимать различные конкретные формы (аллографы, или глифы), но должна сохранять признаки отличимости от других графем».

Существует и другое определение графемы, представленное в Большой советской энциклопедии. Графема – «мельчайшая смыслоразличительная единица письменной речи, соответствующая фонеме в устной речи, например «а», «б» и т. д. Система графем определённой письменности образует алфавит этой письменности. От графемы следует отличать литеру (букву), соответствующую звуку речи (например, А, а и т. д.), и графическое сочетание (т.е. совокупность литер), регулярно используемое в данной письменности для обозначения той или иной фонемы (например, ch - «ш» во французском, «х» в немецком, «ч» в английском письме)».



Графема и буква не одно и то же. Графемы могут быть буквенными и небуквенными. К небуквенным относятся единицы азбуки Морзе и азбуки Брайля, а также цифры, математические и нотные знаки и т.п. Русская система графики, например, кроме букв, включает знаки препинания, «небуквенные орфографические знаки» (знак ударения, дефис, косая черта, апостроф), знак параграфа, пробелы, различные шрифтовые выделения (жирный шрифт, курсив, подчеркивания). Таким образом, любая буква – это графема, но не любая графема – буква.

Совокупность букв или знаков, принятых в письменной системе данного языка, предназначенных выражать отдельные звуки и их сочетания и расположенных в определенном порядке, называется алфавитом . Алфавит, таким образом, представляет собой совокупность знаков, обозначающих звуки языка и их сочетания независимо от того, как пишутся те или иные конкретные слова.

В большинстве случаев звуку соответствует определенная буква; так, например, в слове рука каждому звуку соответствует определенная буква, и задача пишущего в первую очередь сводится к тому, чтобы точно передать буквой тот или иной звук. Однако не во всех случаях существует такое простое соотношение между звуками и буквами. Если бы оно было простым, то букв нашего современного алфавита недоставало бы для выражения всего разнообразия звуков.

В современном русском алфавите (возникшем на основе кириллицы) 33 буквы (см.приложение 4). В соответствии с традиционной школьной грамматикой, гласных звуков в русском языке 6, а букв 10; согласных звуков – 36, букв – 21 (буквы ъ и ь не обозначают звуков). Такие «несовпадения» связаны с тем, что буквы алфавита можно по-разному соединять для обозначения звуков нашей речи и их сочетаний. Это помогает передать все звуки нашей речи тем количеством букв, которое имеется в нашем алфавите.

Буквы могут выполнять несколько функций. Например, буква г может обозначать звуки:

[г] – гласный, вагон

[г’] – гибкий, легенда

[в] – умного, зелёного

[к] – берег, носорог

[х’] – лёгкий, мягкий

[γ] («гэ» фрикативное) – ага, ого.

Следовательно, русская графика различает главные и второстепенные функции букв. Так, в случае с буквой г можно говорить о том, что главной её функцией является обозначение звуков [г] и [г’], а второстепенной – все остальные. Эта особенность свойственна не только согласным, но и гласным буквам: все они выполняют свою основную функцию, лишь когда обозначают гласные звуки под ударением, во всех остальных позициях гласные буквы обозначают редуцированные (слабые) звуки. Например, в слове школа буква О употребляется в главной функции, а в слове собака – во второстепенной.

В школьной грамматике все буквы делятся на гласные, согласные и безгласные (ъ и ь ). Однако можно выделить три группы букв по количеству обозначаемых ими звуков:

1) Буквы, лишённые звукового значения. Это буквы Ъ и Ь, не обозначающие никаких звуков.

2) Буквы, обозначающие два звука.

а. гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласной, ъ или ь, обозначающие в указанных позициях соответственно звуки , , , ;

б. согласные буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, обозначающие парные по твёрдости – мягкости звуки (например, буква б может обозначать звуки /б/ и /б’/.

3) Буквы, обозначающие один звук.

а. гласные а, о, у, и, ы, э (а также е, ё, ю, я в позициях не в начале слова, не после гласных, ъ и ь );

б. согласные ж, ш, щ, ц, ч, й .

Многофункциональность букв русского алфавита связана со спецификой русской графики, главным принципом которой является слоговой . Он заключается в том, что в русском письме в большинстве случаев в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Только в таком слоге, т.е. в сочетании согласной и гласной букв, мы можем определить, какое из значений приобретают, например, парные по твёрдости–мягкости согласные. Так, буквы а, о, у, э, ы указывают на твердость предшествующего согласного, а буквы е, ё, ю, я, и – на мягкость, сравните: кит – кот, лет - лёд, мал - мял, сыр - сила.

Мягкость согласной фонемы перед согласной и на конце слова может обозначаться буквой Ь: степь, встаньте, мальчик, скачать и др.

Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j ], который обозначается буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным: стой – стойте, видней, стороной, восьмой и др. Во всех прочих позициях звук [j ] с последующим гласным звуком обознается одной буквой: я - , ё - , е - , ю - .

Однако слоговой принцип в русской графике соблюдается не всегда. Основное отступление от слогового принципа – обозначение гласных звуков после непарных по твердости-мягкости согласных. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются буквами и, е, ё, изредка ю, я : жизнь, шило, шёлк, жюри, парашют, парашют, цирк, цена, и т.п.

После всегда мягких [ч], [ш"] же пишутся буквы а, о, у : кричать, чокнуться, чудо, роща, щуриться и др.

Эти отступления сложились исторически, так как в русском языке звуки [ж], [ш], [ц], [ч], [ш"] не имеют пары по твёрдости-мягкости и, следовательно, не требуют уточнения качества звука, обозначаемого ими, последующими гласными буквами.

Кроме этой общей тенденции, есть и частные случаи отступлений от слогового принципа:

1) написания иноязычных (чаще французских) слов с ЬО вместо Ё : шампиньон, почтальон (ср. клён, Парфён );

2) написания сложносокращенных слов с ЬО, ЬА, ЬУ, ЙУ : дальоптторг, стальуправление, Дальаэро, стройучасток .

3) написание в начале иноязычных слов ЙО вместо Ё : ёлка, ёмкость – йог, йот, Йоркшир.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Кириллическая азбука (кириллица)


Фонематический принцип графики

Буквы русского алфавита обозначают не звуки, а фонемы. Так, букве ц в слове спецодежда соответствует звук [ц], а в слове спецзадание - [дз]. Но эти разные звуки - вариации одной и той же фонемы /ц/, которая обозначается буквой ц. В формах слова Пётр , Петра , Петру на месте буквы р произносятся звуки [), [р], [р°]. Но буквар обозначает не эти звуки, а фонему /р/, воплощенную в этих звуках.

Один из самых частых звуков русского языка - [а], но у него нет "своей" буквы, так как [э] не представляет особой фонемы. Например, в слове травяной он вариант фонемы /а/, которая обозначается буквой а , в слове водяной - вариант фонемы /о/, которая обозначается буквой о.

Позиционный принцип графики

Если фонетический принцип графики связан с тем, что обозначают буквы, то позиционный принцип связан с тем, как обозначаются фонемы на письме.

Почти все русские буквы многозначны: рядом с одними буквами они обозначают одни фонемы, рядом с другими буквами - другие. Так, ё может обозначать сочетание фонем /)о/ (ёлка /]олка/); /о/, т.е. гласную фонему и часть предшествующей согласной фонемы - ее мягкость (тёлка /толка/); /о/ (шёлка /шолка/). Значение буквы ё определяется занимаемой ею позицией - предшествующими буквами и пробелом.

Некоторые буквы обозначают фонему только вместе с другими буквами. Так, в обозначении фонемы /в"/ в слове вёл принимают участие буквы в и ё, а в обозначении фонемы /в/ в слове вол - буквы в и о. Поэтому, если видна только буква в, то мы не сможем определить, какая фонема выступает в слове - /в/ или /в"/. Это можно сделать, только увидев, что стоит после в , т.е. определив позицию буквы.

П о з и ц и о н н ы й принцип графики (его называют также слоговым и буквосочетательным) заключается в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом се позиции - соседних букв и других графических знаков.

Позиционный принцип графики проявляется в тех случаях, когда буква многозначна или передаст не все содержание фонемы. Таковы почти все буквы. Только буква й всегда передает одну и ту же фонему /]/ независимо от позиции. Эта буква - вне

действия позиционного принципа графики. (Одно значение и у ъ, но само наличие этой буквы в алфавите определяется не графикой, а орфографией.)

Позиционный принцип графики связан с двумя ее особенностями: обозначением на письме фонемы /]/ и обозначением твердости/мягкости согласных фонем.

Обозначение на письме фонемы

В исконно русских словах фонема /)/ обозначается тремя различными способами в зависимости от позиции, занимаемой этой фонемой. В начале слова перед гласной и между гласными /)/ вместе с последующей гласной /а/, /у/, /э/, /о/ обозначается буквами я, ю, е, ё: яма /]ама/, юг /)"уг/, ель /)*эл"/, ёж /)ож/ моя /мо)"а/, мою /мо)у/, моей /мо)э)/, моё /ио]о/.

После согласной перед гласной фонема // вместе с последующей гласной обозначается буквами я, ю, е } ё у и, перед которыми пишется разделительный ь или ъ: обезьяна, изъян, ладья, адъютант, судье, подъезд, побьём, объём, чьи .

После гласной перед согласной и на конце слова /]/ обозначается буквой й : стройка, чайник, сарай, мой.

В заимствованных словах й может обозначать /]/ и перед гласной: йод, Йошкар-Ола, Йемен, район, майор, майонез, фойе, фейерверк . Так передается /)/ в начале слова и после гласной. После согласной сочетание фонем /уо/ передается буквами ьо: бульон, павильон, почтальон, шиньон, синьор, гильотина.

После гласной перед /и/ фонема // на письме не обозначается. Поэтому одинаково передаются на письме сочетания фонем /щ/, /щи/ у /о]/, /ууи/у /э}и/ окраина, арии, доилка, струит, клеит и /аи/, /ии/, /ои/, /уи/, /эи/: заискивать, антиисторизм, проиграть, полуимя, неискренний. Чтобы узнать, есть ли между гласными /)/, нужна специальная проверка. Графика не дает на это ответа.

Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут означать как твердые, так и мягкие звуки. Например: [зву¢к], [з’д’эс’], [мост], [мэ’с’т’] (месть). Кроме того, мягкость согласных (исключая шипящие) на письме обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь, а твердость - буквами э, о, у, а, ы. Например: мера - мэр, перо - пэр, пюре - пурга. Этот принцип обозначения называется слоговым принципом русской графики.

Однако в русской графике есть и отступления от слогового принципа - написание гласных после букв ж, ш, ц, ч, щ. Звуки [ж], [ш], [ц] в русском языке всегда твердые, после них надо было бы писать только буквы а, о, у, ы, э. Однако это противоречит правилам правописания, и мы пишем жил, шил,

жесть, шесть, цирк, цел. А звуки [ч’], [ш’], обозначаемые буквами ч и щ, всегда мягкие, но после них пишутся буквы а, о, у, как после твердых (чаша, чудо, щука, чопорный).

Орфография

Принципы русской орфографии

Орфография (греч. ortographia, от ortos -правильный, grapho -пишу) - система правил о написании слов и их форм.

Русская орфография имеет длительную историю, что объясняет некоторые сложности нашего правописания. В Древней Руси (Х-ХII вв.) не было различий между произношением и написанием слов, однако со временем произошли значительные изменения в звуковой системе языка, и теперь многие слова произносятся не так, как пишутся. Появилось множество правил, определяющих те или иные орфограммы.

Написания многих русских слов поддерживаются традицией: мы пишем их так, как писали сотни лет назад. Например: после шипящий ж, ш принято писать и: жить, шить; в прилагательных в форме родительного падежа единственного числа пишется окончание -ого, -его: большого, хорошего (хотя вместо г здесь произносится в). В основе таких написаний лежит традиционный принцип.

Есть в русском языке и такие слова, написание которых соответствует их произношению, например: роспись - расписка (под ударением в приставке пишется о, а в безударном слоге, .как и слышится, а); разбить - распить (перед звонким согласным слышится и пишется звонкий звук з, перед глухим - глухой с). Подобные написания носят фонетический характер: как слышим, так и пишем.

Однако традиционные и фонетические написания в русской орфографии не получили большого распространения, потому что более удобным для русского языка оказался морфологический принцип. Он обозначает, что морфемы (значимые части слов) всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Например, в родственных словах корни имеют одинаковое начертание. Так, корень вод- пишется в словах: вода, водяной, наводнение, подводный, хотя звук [о] произносится только под ударением в последнем слове, а в других словах он изменяется в звук [а] или более короткий звук, средний между [ы] и [а] (в транскрипции ему соответствует ъ).



В звучащей речи корни слов, приставки, суффиксы, окончания могут произноситься по-разному, но пишутся они всегда одинаково, иначе трудно было бы понять значение написанных слов. Применение морфологического принципа правописания облегчает понимание письменной речи.

В соответствии с морфологическим принципом в русском языке пишутся:

1) корни родственных слов: дом, домашний, домовой (в первом слове в корне произносится [о], во втором - гласный [а], в третьем - ослабленный гласный, средний между [ы] и [а]);

2) приставки: подвиг - подвинуть (в первом слове в приставке гласный [о] произносится четко, так как стоит под ударением, во втором вместо [о] слышится [а], но надо писать по-); подбросить - подписать (в первом слове в приставке произносится звонкий согласный [д], а во втором - глухой согласный звук [т], к тому же вместо [о] в обоих приставках звучит [а]; но приставок «над-», «пат-» в русском языке нет, поэтому пишем только приставку под- );

3) суффиксы: заботливый - молчаливый (в первом слове в суффиксе произносится ослабленный гласный, во втором - под ударением гласный и ,но пишется один и тот же суффикс -лив); звериный, куриный, соловьиный (в суффиксе -ин всегда пишется одно н);

4) окончание: на реке - на речке (в первом слове е под ударением произносится четко как [э], во втором - вместо [э] произносится ослабленный звук, средний между [э] и [и] (в транскрипции ему соответствует ь), но пишется е; говорит -дышит (в первом слове окончание под ударением произносится четко, во втором - нет. Однако и в этом случае в глаголе второго спряжения в форме третьего лица единственного числа надо писать такое же окончание -ит).



Морфологический принцип орфографии позволяет выработать единое написание одинаковых грамматических форм, которые в устной речи нередко имеют незначительные отличия. Это особенно важно для русского языка, который выделяется разнообразием форм словоизменения.

Отдельные правила русской орфографии разграничиваются написанием слов, совпадающих в произношении, но имеющих разное значение. Дифференцирующие написания позволяют различать на письме, например, такие слова: поджог (имя существительное: совершить поджог) - поджёг (глагол в форме прошедшего времени: Кто поджёг бумагу?); компания (группа людей) - кампания (мероприятие, например: посевная кампания); бал (танцевальный вечер) - балл (оценка: получил на экзамене пять баллов); плач (имя существительное: плач ребенка) - плачь (форма повелительного наклонения единственного числа глагола плакать: Не плачь, еще все можно исправить!).

В русском языке не много слов, которые совпадают в произношении, но пишутся по-разному.

Правописание гласных

Основной задачей графики является восполнение одного из пробелов современного русского алфавита - отсутствия специальных букв для парных мягких согласных.

Общая особенность правил графики - их независимость от конкретных слов или частей слов, пригодность для всех слов. Правила графики поэтому являются исходными и основными правилами письма, а звуковые значения букв, устанавливаемые графикой, как и алфавитные, - основными их значениями.

Свою главную задачу - восполнение указанного пробела алфавита- графика решает с помощью так называемого слогового принципа. Слоговой принцип русской графики состоит в том, что единицей письма и чтения является слог , точнее, сочетание звуков и соответственно букв. С учетом этого и сам слоговой принцип можно назвать также буквосочетательным.

Слоговой принцип графики можно разъяснить с помощью ряда примеров. Так, в словах мал и мял буква м читается по-разному: в первом слове - твердо, во втором - мягко, и это зависит от непосредственно следующих за ней букв - а в первом слове, я во втором, т.е. согласные буквы в составе слов можно читать лишь с учетом непосредственно следующих за ними букв, в данном случае - с учетом следующих гласных. А это означает, что единицей чтения (рассматривалось пока только чтение) является не отдельная буква, а сочетание букв, условно - слог. То же самое, но как бы в перевернутом виде проявляется и при написании слов: зная, например, что в слове пять согласные звуки мягкие, мы, употребляя соответствующие согласные буквы, которые сами по себе не могут обозначать мягких согласных, используем после них буквы я и ь, которые и указывают на мягкость этих согласных, а буква я при этом обозначает соответствующий гласный звук.

Рассмотрим еще действие слогового принципа на примере чтения гласных букв: в слове тюль и в словах вьюга и поют. Буква ю в них читается по-разному - без йота и с йотом: [т"ул "] - [в"йу́га ], [пайу́т ]. Это зависит оттого, какая буква ей предшествует; после согласных букв ю и аналогичные буквы читаются без йота, а после гласных и разделительных знаков - с йотом.

В том и другом случае, т.е. применительно к гласным и к согласным, имеет значение и отсутствие букв - пробел; согласные перед пробелом, т.е. на конце слов, читаются твердо: дом , а гласные типа я после пробела, т.е. в начале слов, читаются с йотом: яма - [йама ]. Это значимое отсутствие букв представляет собой как бы особую букву - "букву пробела".

Все это для наглядности можно подытожить следующим образом: путь - п читается твердо, так как далее у ; т - мягко, так как далее ь, в целом - [пут" ];

мял - м читается мягко, так как далее я; л - твердо, так как далее пробел; я - без йота, так как впереди согласная, в целом - [м"ал ];

ель - е читается с йотом, так как после пробела; л - мягко, так как далее ь , в целом - [йэл" ].

Таким образом, при чтении в большинстве случаев учитывается не только данная буква, но и соседние с ней буквы - предшествующая или последующая. Поэтому и сам принцип можно охарактеризовать еще как позиционный принцип письма и чтения: при письме и чтении учитывается позиция букв в слове.

Нарушения и ограничения слогового принципа графики

Правила слогового принципа действуют не всегда: имеются случаи отступления от них (нарушения слогового принципа); имеются также ограничения сферы его действия.

Нарушения слогового принципа создаются орфографией и наблюдаются в сфере обозначения йота. Перед гласными йот обозначается вместе с этими гласными буквами типа я, а во всех других положениях - буквой й : ёлка , моё , объём , бельё , но край , гайка. Однако есть такие узаконенные орфографией написания, в которых эти правила нарушаются: вместо букв типа я фактически пишутся другие буквы или сочетания букв. Это наблюдается в заимствованных словах и в собственных именах, тоже большей частью иноязычных:

  • 1) вместо ё , полагающегося по слоговому принципу, фактически пишется буквосочетание йо: йод , йодный , йот , йотированный , йоги , йоркширский (в начале слов), майонез , майор , район (после гласных); Йозеф , Нью-Йорк (в собственных именах) и т.п.;
  • 2) вместо ё после ь фактически пишется о: батальон , бульон , медальон , павильон , почтальон , гильотина; синьор , синьора , синьорина , а также сеньор , сеньора , сеньорина (заимствования из итальянского и испанского языков) и т.п.;
  • 3) вместо букв типа я пишутся сочетания этих букв с предшествующим й - йе (буква ё здесь не представлена): йеменский , фейерверк , фойе; йя - Майя , Гойя и т.п.

Написания, содержащие нарушения слогового принципа, устанавливаются орфографией в словарном порядке.

Отступления от правил слогового принципа графики, определяющих соотношение соседних букв в слове, наблюдаются в области употребления гласных букв, мягкого знака и "буквы пробела" после шипящих и ц.

Звуки [ч, щ ] - мягкие, а [ж , ш , ц ] - твердые, поэтому, казалось бы, по предписаниям слогового принципа после букв, обозначающих эти звуки, гласные буквы, а также знаки мягкости и твердости должны были бы быть дифференцированы: после ч , щ следовало бы писать гласные буквы типа я , а на конце слов - мягкий знак; после ж, ш, ц - гласные типа а , а конец слов оставлять без мягкого знака.

Фактически же после всех этих букв - и после ч , щ , и после ж , ш , ц - пишутся то гласные типа а (а , у , о , пробел, а после ц еще и ы), то гласные типа я (е , и , иногда ю , а после шипящих, но не после ц , еще ё и ь ); не пишется только буква э . Например:

ч : час , чудо , плечо и челка , честь , чан , врач и ночь ;

щ: пощада , щука , плащом и щетка , щебень , щи , плащ и помощь;

ж: жар , жук и жюри , поджог (сущ. ) и поджег (гл. ), жест , жить , еж , рожь;

ш: шаг , шум и брошюра , хорошо и шел , шест , шило , шалаш и глушь;

ц: цапля , цугом , письмецо , цель , цыган и цирк , огурец.

Еще одним отступлением от слогового принципа (его можно, пожалуй, назвать временным) является написание заимствованных слов с буквой е после твердых согласных: дельта - [дэ ], кашне - [нэ ], пенсне - [нэ ], фонема , отель , тембр и т.п. Такое написание установлено потому, что твердые согласные в заимствованных словах постепенно, по мере обрусения, заменяются соответствующими мягкими согласными, например: тема , газета , шинель , портфель и т.п. Написания по произношению с э , во-первых, задержали бы этот в целом прогрессивный процесс, а во-вторых, в дальнейшем пришли бы в противоречие с новым произношением; потребовалось бы их изменение. Можно сказать поэтому, что написание с е здесь установлено как бы авансом, а само нарушение принципа лишь временное.

Опорные написания

Написания, устанавливаемые графикой, называются опорными. Они создаются по правилам слогового принципа графики на основе произношения, с опорой на произношение (отсюда и их название), т.е. буквами обозначается то, что произносится и слышится, например: слышится в начале слова [йа ] - пишется я (яблоко ); слышится на конце слова [л" ] - пишется ль (соболь ); слышится [м"а ] - пишется мя (мята ) и т.п. Опорными считаются написания отдельных букв и их сочетаний (буквосочетательный принцип), но опорными могут быть и написания целых слов: дом , сон , дым , гарь , руль , конь , ель и т.п. - речевой основой таких написаний является только произношение. Надо знать, что и в каких положениях можно писать по произношению, т.е. надо знать сами опорные написания. Орфографические написания создаются на основе опорных написаний с помощью проверки: гора - го́ры , сад - сады́ и т.п. К опорным написаниям относятся:

  • 1. Обозначение ударных гласных - в начале слов, после гласных, после парных твердых и мягких согласных (буквы типа а и типа я), после непарных твердых и мягких (исключения - орфографические написания типа цирк , шел , плечом и т.п.), после йота (буквы типа я).
  • 2. Обозначение согласных - перед гласными, сонорными и [в ]: д ом - т ом , з нак - с нег и т.п.
  • 3. Обозначение йота - перед гласными (буквами типа я), на конце слов и перед согласными (буквой й ): маяк , сарай , гайка.
  • 4. Обозначение мягкости парных согласных мягким знаком (опорные написания мягкого знака) - на конце слов: голубь , кровь , площадь , мазь , боль , семь , конь , сыпь , корь , высь , кость , верфь. Исключение: написание близ при произношении [блис" ]; перед твердыми согласными: возьму , письмо , коньком , тьма , весьма и т.п.; обозначение мягкости [л" ] перед любыми согласными: больно , больнее , мальчик , больше , пильщик (ср. банщик ), сельдь , фальшь ,нельзя и т.п.

Графика

Общее понятие о графике

Графика (от греч. graphe - начертание) - система графических средств письменности, служащих для фиксации речи. Графика, как раздел языкознания, устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые (фонемные) значения букв.

В эту систему входят прежде всего буквы (буква - графический знак, письменный или печатный, входящий в состав алфавита; различают строчные и прописные, или большие, заглавные буквы). Одна и та же буква может быть представлена разными вариантами, например: строчное печатное полужирное «ж », прописное печатное курсивное «Ж». В качестве общего наименования используется термин, предложенный Бодуэном де Куртене: какзвуку соответствует фонема («звукопредставление»), так букве - графема («буквопредставление».). Под графемой понимают минимальную графическую единицу, выполняющую функцию обозначения фонемы. Вариантами одной графемы будут Ж , Ж , ж , ж, ж и т.д. Сама графика во многих случаях не может ответить на вопрос, какую букву следует писать в слове. С точки зрения графики долгий мягкий звук [ш, :] в слове дощ атый можно передать различными способами (дощ атый, досч атый, дозч атый, дошч атый и т.д.), но выбор конкретного написания остается за орфографией, которая регламентирует его, опираясь на свои принципы: дощ атый, песч аный, извозч ик, писч ий, веснушч атый и т.д.

Буквы (точнее графемы) передают не звуки (например, в слове от ец [т] – смычный, взрывной, мягкий, а в слове от ца – имплозивный, т.е. имеющий лишь фазу смычки), а фонемы. Соотнося буквы с дифференциальными признаками фонем, мы выясняемзначение букв (графем):

· Графемы а, о, э, у обозначают фонемы <а>, <о>,<э>, <у> в начале слова (а рка, о кна), после гласных (поэ т, рау нд), после ч, ш, щ, ж, ц (целина, шуба) После согласных (парных по твердости-мягкости) они обозначают не только соответствующие фонемы, но и твердость предшествующих согласных (лот, мэр);

· Графемы е, ё, ю, я обозначают после согласных фонемы <э>, <о>, <у>, <а> и мягкость этих согласных (мё д, теля тина) , обозначают сочетание двух фонем в позиции начала слова (ю ла, я ркий), после гласных (поя с, поё т) и после ъ и ь (конъю нктура, колье );

· Графема и обозначает фонему <и> в начале слова (и кс), после гласного (пои ск), после ж, ш, ц и р, ци рк); фонему <и> и мягкость предшествующего согласного после согласной (пи р); послеь (семьи );

· Графема ы после согласных обозначает <и> и твердость предшествующего согласного (пы л); после ц только <и>(цы ган, борцы );

· Графемы й, ж, ш, ч, щ, ц обозначают фонемы <й>, <ж>, <ш>, <ч>, < щ>, <ц> (ж уй, ч ащ а);

· Графемы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х обозначают общую часть фонем (место образования, способ образования, наличие голоса и шума)<б> - < б"> и т.д. Твёрдость же или мягкость этих фонем обозначается следующей графемой, пробелом или никак не обозначается;

· Графемаь (мягкий знак) может обозначать: а) мягкость предшествующей согласной фонемы (паль то), б) выступать как разделительный знак (коль е), указывая (уточняя), что последующие я, ё, ю е,и обозначают , , , , (лью , судья ), в) в сочетании ьо обозначает в заимствованных словах (лосьо н);

· Графемаъ употребляется только как разде­лительный знак, уточняя значение стоящих за ъ глас­ных букв е, ё, ю, я , указывая, что они обо­значают , , , (объё м, адъю тант)

Совокупность (и перечень) букв, расположенных в определенном порядке, называется алфавитом . Сам термин составлен из названия первых двух букв греческого алфавита (ά /альфа/ и β /бета, в позднегреческом произношении вита/). В качестве синонима может использоваться калька азбука , образованная по образцу греческого алфавит по первым буквам старославянской письменности (аз и букы). Отметим также употребление данного слова в терминологических сочетаниях: азбука Морзе и Брайля точечная азбука .

Русский алфавит содержит 33 буквы:

Буква Название Буква Название
Аа а Рр эр
Бб бэ Сс эс
Вв вэ Тт тэ
Гг гэ Уу у|
Дд дэ Фф эф
Ее е Хх ха
Её ё Цц цэ
Жж жэ Чч че
Зз зэ Шш ша
Ии и Щщ ща
Йй и краткое (й) ъ твердый знак (ер)
Кк ка ы ы
Лл эль ь мягкий знак (ерь)
Мм эм Ээ э
Нн эн Юю ю
Оо о Яя я
Пп пэ

Приведённые в таблице индивидуальные названия букв образованы по-разному:

  • Для а, и, о, у, ы, э они состоят из одного звука: [а], [и], [о], [у], [ы], [э];
  • Для е, ё, ю, я состоят из [й] + соответствующий гласный звук: [йэ], [йо]…;
  • названия букв б, в, г, д, ж, з, п, т, ц, ч состоят из соответствующего согласного звука + [э]: [бэ], [вэ]…;
  • названия букв л, м, н, р, с, ф состоят из [э] + соответствующий согласный: [эл, ], [эм] … Мягкость согласного в названии буквы л объясняется тем, что в латинице ей соответствует «полумягкий» [l], заменяющийся мягким [л, ] в русском языке (Золя, пляж). В отдельных аббревиатурах возможно неалфавитное чтение согласных букв (ФБР, ЦСУ). Существующая традиция произносить в аббревиатурах название буквы л по аналогии с остальными названиями этого типа твердо - [эл] (ВЛКСМ, ЛДПР, НЛО, ЭЛТ) - привела к тому, что такое название проникло и в учебную литературу;
  • названия букв к, х, ш, щ состоят из соответствующего согласного звука + [а]: [ка], [ха]…;
  • буква й официально попала в азбуку в 1735 году. Она называлась «и с краткой» по диакритическому значку над буквой (ср. і - «и с точкой»). Во второй половине XIX в. у неё появилось новое название «и краткое» (предложено акад. Я. К. Гротом);
  • Буквы ъ и ь в научной литературе, как и значки фонетической транскрипции, в соответствии с традицией называют «ер» и «ерь». В школьных учебниках их определяют как «твердый знак» и «мягкий знак».

К небуквенным средствам графики принадлежатзнаки препинания (точка, запятая, двоеточие, тире, скобки, кавычки и т.д.), графические сокращения, а также использование пробелов, отступов, знаков ударения, различного рода выделений, подчёркиваний и т.д.. В специальных видах письма, например, фонетической транскрипции, стенографии, могут применяться свои графические знаки. Так, например, прочно вошёл в английский язык стенографический значок & (так называемый амперсанд, сокращение союза and), появившийся в качестве сокращения ещё в Древнем Риме для передачи союза et (и).

Графические сокращения не имеют звуковой формы и применяются с целью экономии времени и места только в письменной речи. В устной же речи они реализуется в полной форме (ул. – улица). Обычно выделяют несколько типов графических сокращений:

  • Точечные (гл. обр. – главным образом, вв. – века, ок. – около, ч. – число);
  • Дефисные (нек-рый -- некоторый, ун-т – университет, о-в – остров);
  • Косолинейные (с/х – сельскохозяйственный, км/ч – километров в час, х/ч – холодного копчения, а/л – атомный ледокол);
  • Нулевые (зк – заключенный /первоначально: заключенный каналоармеец/, мм –миллиметр, кт – килотонна, г – грамм; у таких слов нет внешних признаков графического сокращения);
  • Комбинированные (адм.-терр., ф.-т. – физико-технический, ю.-з. – юго-западный, об./мин., ц/га – центнеров на гектар; данные сокращения представляют собой комбинацию вышеперечисленных типов сокращений).

Позиционный принцип русской графики

Как уже отмечалось, основным предназначением графем (букв) является отражение фонем на письме, в чем и проявляется фонематический принцип русской графики. Но у графем есть и другие функции. Главная из этих функций состоит в том, что графема может выступать в качестве дифференцирующего, диакритического (греч. diakritikos – различительный) знака вместе с другой графемой, при этом приобретая фонемное значение в составе сочетания. Так, например, в словах лук и люк в обозначении фонем <л> и <л, > участвуют буквы у и ю . Только в сочетании с ними мы можем определить, какая перед нами фонема (<л> или <л, > ), видя же лишь графему л сделать этого не удаётся. Другими словами, можно сказать, что, кроме обозначения фонемы <у>, графемы у и ю несут в себе диакритическое значение, указывая на твёрдость или мягкость предшествующей фонемы (<л> или <л, > ), а фонемное значение ю к тому же зависит от позиции (ср. лью).

Таким образом, можно заключить, что рассматриваемый принцип действует в случаях, когда буква передает не все содержание фонемы (л) или многозначна (ю) . Если же буква однозначна (в любой позиции й передает ), то позиционный принцип не действует.

Это явление в русской графики относят к действию позиционного принципа, который могут называть также слоговым или буквосочетательным. Данный принцип связан с такими особенностями русской графики, как а) графическое обозначение фонемы и б) обозначение твердости – мягкости согласных фонем.

Графическое обозначение фонемы

Передача на письме фонемы в русских словах может осуществляться в зависимости от позиции следующими способами:

й (майка, каравай);

· В начале слова перед гласной или между гласными передаётся совместно со следующей гласной графемами я, ю, е, ё (я рмо, ю жный, мое го, поё т);

· После согласной перед гласной вместе со следующей гласной обозначается я, ю, е, ё, и , перед которыми стоит ъ или ь бъё м, съе зд, вью га, объя тия, чьи) ;

Передача фонемы в заимствованных словах осуществляется следующими способами:

· После гласной перед согласной или на конце слова обозначается буквой й (кай ман, жокей );

· Перед гласной в начале слова и после гласной передается графемой й (й еху, й огурт, й от «название латинской буквы и звука речи», вай я, фой е);

· Осуществляется при помощи сочетания ьо (шиньо н, гильо тина, бульо н), передавая .

Укажем, что для определения наличия фонемы после гласной на месте и требуется специальная проверка, так как графически она не передается и не обосновывается: бои (корень бой -- сочетание <оjи> ), заи скивать (префикс за- и корень иск -- сочетание<аи> ), пои ть (<оjи> ), Каи р (<аи> ), уи кенд <уи> ).


Похожая информация.