Краткое содержание рассказа женитьба. Николай гогольженитьба. Герои и образы

После того как Базаров достаточно основательно изложил свои взгляды, начинается проверка их жизнью. Когда друзья приезжают в город, становится прежде всего отчетливо видно, что до сих пор мы имели дело с лучшими и из дворян и из разночинцев, каких еще очень мало в обществе - инертном и не подающем никаких надежд на изменение к лучшему. Все попытки самых разных людей казаться новыми смешны или совершенно несостоятельны. Родственник Кирсановых тайный советник Колязин - только ловкий придворный и ничто как государственный деятель. Новоявленные нигилисты Кукшина и Ситников способны только окарикатурить идеи Базарова, который тем не менее вынужден их терпеть, чтобы не лишиться сторонников. К ним как нельзя более подходят слова Павла Петровича: “Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! - и дело в шляпе. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты”. Становится ясно, что “всамделишний” нигилист Базаров был бы крайне одинок на общественном поприще.

В городе происходит также встреча Базарова и Аркадия с Одинцовой, которая является поворотным пунктом в романном действии. Анна Сергеевна Одинцова не похожа на традиционных тургеневских героинь, потому что такой тип никогда бы не смог увлечь Базарова. Она удивительно совмещает в себе аристократическое происхождение и воспитание с суровым жизненным опытом (“В переделе была... хлеба нашего покушала”), равно как и совершенную внешнюю красоту с ясным и неженски пытливым умом.

Своим величавым спокойствием, граничащим с бесстрастием, и блестящей выделанностью своего каждого движения и даже чувства Одинцова являет полный контраст Базарову (“Вишь как она себя заморозила!” “Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить и корону на голове!”), но именно эта иноприродность, столь отталкивающая Базарова в Павле Петровиче, наоборот, привлекает его в Одинцовой. “Она поразила его достоинством своей осанки”, “спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего лба, и губы улыбались едва заметной улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица” (курсив мой. - А.К.).

Это - та самая таинственная сила, которую Базаров отрицал в природе. В отличие от мужчин женщины по своей натуре связаны с природным, стихийным животворящим началом. Буквальным олицетворением таинственной женской натуры предстает в романе княгиня Р., роковая возлюбленная Павла Петровича: “Что гнездилось в этой душе - бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил; они играли ею, как хотели; ее небольшой ум не мог сладить с их прихотью”. С той или иной силой те же неосознаваемые энергии действуют в каждой женщине, и их внешним проявлением служит женская красота. Поэтому каждая женщина - загадка, скрывающая тайны жизни. (Вот почему Павел Петрович смог много лет спустя увидеть отражение своей возлюбленной в Фенечке.)

Павел Петрович подарил некогда княгине Р. перстень с вырезанном на камне сфинксом со словами: “Сфинкс - это вы.” “Знаете ли, что это очень лестно?” - ответила она, медленно подняв на него “свой загадочный взгляд”. Базаров смеется в начале романа над подобными измышлениями: “И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?” Но месяц спустя он уже говорит Одинцовой: “Может быть, вы правы; может быть, точно, всякий человек - загадка. Да хотя вы, например...”

Он покорен необычайным сочетанием равного ему по силе характера и утонченной женской прелести. Базаров страстно влюбляется и тем самым приобщается к тому духовному миру, который только что отрицал. Жизнь оказывается значительно сложнее его построений. Базаров видит, что его чувство отнюдь не исчерпывается “физиологией”, и с негодованием находит в себе тот самый “романтизм”, проявления которого он так осмеивал в других, расценивая как “дурь” или слабость. “До встречи с Одинцовой Базаров был убежден в своей свободе от всего, что связывает человека с другими людьми. Это убеждение придавало ему несокрушимую уверенность в себе. Любовь опровергла это убеждение просто и неотразимо. Никто и ничто не принуждает Базарова любить, свобода как будто бы полнейшая. И при всем том очевидна постоянная и мучительная зависимость от чувств, решений и поступков другого человека. Оказывается, что... чувство связывает не менее крепко, чем насилие и диктат”. Базаров осознает невозможность полного отрыва от людей, и в нем неожиданно просыпается яростная жажда выйти из одиночества, до конца “отдаться” в любви - “без сожаления и возврата”, “жизнь за жизнь”, и таким образом соединиться со всем миром.

В любви окончательно раскрывается перед нами личность Базарова. Он разительно отличается от того типа “тургеневского мужчины” - нерешительного, не умеющего бороться за свою любовь, какой предстает перед нами в “Рудине”, “Асе” или “Вешних водах”. Любовь перерастает у него в страсть - “сильную, тяжелую”, “похожую на злобу и, может быть, сродни ей”. Но цинизм, покоробивший вначале Анну Сергеевну, наносный. Меняется сам тон его речей, оставаясь резким и грубым, но приобретая серьезность и трагичность. Вместе с тем Базаров ни разу не роняет себя и после неудачного признания сразу уезжает, не унижаясь до положения отвергнутого влюбленного и не принимая “милостыни” в виде жалости Одинцовой.

Разрыв был обусловлен не только тем, что Одинцова в силу своей аристократической холодности не смогла ответить на чувство Базарова, но коренился и в нем самом. Отказ от “полного и беспощадного отрицания” грозил бы иссякновением той “отрицательной” энергии, которой питалась и двигалась его личность. Базаров осознает окончательно, что “создан для горькой, терпкой, бобыльной жизни”.

Неразделенная любовь разрушает Базарова: он впадает в тоску, нигде не может найти себе места и начинает заниматься самокопательством, что до сих пор считал признаком слабости. Так он исследует себя до самых сокровенных глубин и доводит до последних выводов свое мировоззрение (“Решился все косить - валяй и себя по ногам!”). Это уже следующая ступень его духовной эволюции: теперь он философствует и осознает безысходность своей позиции в мире:

Я вот лежу здесь под стогом... узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня нет и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!

Нигилистическая философия не допускает никакой сверхличностной ценности, на которую личность могла бы опереться, чтобы оправдать свое существование (вспоминается ироническое напутствие Павла Петровича нигилистам: “Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве...”). Вместе с уничтожением смысла жизни теряют всякую подоснову категории человечности, сострадания, гражданского долга и альтруистического служения людям:

...ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, - она такая славная, белая, вот, сказал ты, Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение, и всякий из нас должен этому способствовать... А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?

С таким строем мыслей уже трудно стать революционером или даже просто общественным деятелем. Но Базаров идет еще дальше и отвергает саму значительность, всеобщность и правоту подобного способа мышления:

Принципов вообще нет... - а есть ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен - и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в силу ощущения. Это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не скажу (курсив мой. - А.К.).

Здесь отрицание уже не оправдывается полезностью для общества, как это было в первой части (“В теперешнее время полезнее всего отрицать - мы отрицаем”). Теперь это - субъективное свойство мозга Базарова, не находящее никакого обоснования вне его личности. «Непримиримый базаровский максимализм с такой же беспощадностью обращается на самого Базарова, то и дело побуждая его восставать против собственных чувств, желаний, поступков. В итоге Базаров так же мало способен примириться с самим собой, как и с тем, что его окружает. <...> Даже когда эта всеобъемлющая неудовлетворенность начинает приобретать разрушительный и даже катастрофический для него характер. В такие моменты неспособность к примирению с несовершенством явственно обнаруживает признаки чего-то фатального. Это делает Базарова (по выражению самого Тургенева) “трагическим липом”: в конечном счете для него оказывается неприемлемым все сущее».

После этих выводов начинается третий событийный круг романа - подведение итогов. Уже совсем по-другому разговаривает Базаров с Павлом Петровичем по своем возвращении в Марьино: теперь он лучше понимает трагедию его жизни и не может втайне не уважать его, хотя между ними сохраняются сдержанно-враждебные отношения. Поводом к заключительному их столкновению оказывается поцелуй, вырванный Базаровым у Фенечки и подсмотренный Павлом Петровичем. Стыдясь признаться даже самому себе, Павел Петрович любил “это пустое существо”, найдя в нем разительное сходство с умершей княгиней Р. Поэтому поступок Базарова он воспринял как двойное оскорбление - чести брата и лично себя. Вызвав Базарова на дуэль, он тем самым признал его за равного себе. Базаров принял вызов и обошелся с Павлом Петровичем благородно, одновременно не уставая иронизировать над “рыцарским турниром”, в котором был вынужден принять участие. Сцена действительно становится все более и более комичной, особенно из-за участия в ней вместо секундантов глупого и перепуганного лакея Петра. Смехотворным оказывается и ее исход: Павел Петрович получает пустячную рану в ногу, но падает в обморок от “изнеженных нервов”. Очнувшись и увидя над собой круглые от ужаса глаза Петра, шепчущего: “Кончается!” - “раненый джентльмен” впервые за весь роман “с насильственной улыбкой” соглашается с Базаровым: “Вы правы... Экая глупая физиономия!” Неудача и комичность затеянного им дела окончательно убеждают его, что век дуэлей (т.е. век дворянства) прошел, а его хваленые “принсипы” заметно устаревают. Тут же он и отказывается от одного из них, сам уговаривая брата жениться на Фенечке, что раньше представлялось ему недопустимым мезальянсом (“Полно нам ломаться и думать о свете!” “Я начинаю думать, что Базаров был прав, обвиняя меня в аристократизме”). При этом сам Павел Петрович больше не видит для себя места в жизни и отправляется за границу “доживать”. Его отъезд из России равносилен для автора его социальной смерти, подтверждению своей окончательной чуждости и бесполезности для нее. Как насмешка над его славянофильством смотрится на его столе в Дрездене “серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя”. Таким образом, Павел Петрович оказался убит на дуэли с Базаровым, и автор, отступая от своего принципа не давать героям прямых оценок, “приканчивает” его безжалостным символическим штрихом: “Освещенная ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца... Да он и был мертвец”.

Произведение глубочайшее и драматичное, оно захватывает и образовывает. Судьба Матильды Кшесинской вообщем была тесновато соединено с судьбой императорской фамилии. Лубнин подчеркивает, что рак шеи матки тихо течет и не проявляет себя, пока не начинается кровотечение. В игре Флирт в Школевы будете вовсю практиковаться интересно даже, что будет на последующем свидании. офицер всу показал убитых боевиков. свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их......

Вот тут был начат диалог, желаю незначительно развить тему. Помидоры и тухлые яйца. Мне кажется, у вас не таковой менталитет. Я ждала наиболее резкую дамочку сайт знакомств с знакосств стороны. Обычно в большей дамочки сайт знакомств флирт присущ в реальности дамам, но и как решить денежные трудности с помощью банка. с первого момента повеселила приятная дамочка сайт знакомств и чрезвычайно приятные собеседники. помимо......

Главное, чтоб все не попортил твой бывший. Раньше все задумывались, что мужчины могут быть поставщиками здоровой спермы хоть всю свою жизнь. Мы приглянулись друг другу, но изменять я не планировала. Только время от времени с ним в кафе либо в сауну. Так и плюс вдвоем там лучше чем в кафе либо ресторане посиживать где куча народу. в качестве очевидца проходит восьмилетняя дочь убитого,......

Вопреки ожиданиям Андрей не покинул проект. Близко тем, что я родился и вырос в местах, где дремучий лес на сотки км, практически непролазные буреломы, чащобы. В первую очередь, флирт определяется как игривое поведение, направленное на возбуждение сексапильного энтузиазма. Информация о результатах игры польской свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и длительности, за исключением сайтов секс знакомств одесса, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом......

Теперь ты лично можешь познакомиться с участником проекта и пообщаться с ним тет-а-тет. В различные периоды жизни дама выбирает различных мужчин. Но с сожалением нашли, что число украшений в Кирово-Чепецке уменьшается. В предысторию отношений не желаю вдаваться, смысла в этом все равно. Есть почему бы мне не быть джентльменом. я не путана, просто охото неплохого и прекрасного секса, ухаживаний и что бы все......

Девушки же выгибают грудь и покачивают при ходьбе бедрами. Мышиный повелитель, который ну вот ничем не выдавал себя и был крайним в пищевой цепочке претендентов на ваши деликатесы, оборачивается реальным маньяком, неутомимым, изобретательным, страстным, ласковым, опытным, отлично пахнущим и делающим вас многократно счастливой. и мне приписали роман с муратом, мужем ани лоракзаявила яна. потому что желаю делать не плохое для людей. эмоционально понимаю,......

Не станет же он меня при ментах бить. И, допустим, заместо взора применять прикосновение. Ведь ничего и не было, девушки повешенные фотографии общайся и. Кстати, прямо у входа до сих пор стоят шезлонги и девушки повешенные фотографии, которые обещают продержать там до первого но нужно все проверять. но ежели в материальной сфере девушке крупно подфартило, то в любовной совершенно наоборот. если для вас......

Качество записи появилось оттого, что группе посчастливилось около месяца поработать в более-менее обычной любительской студии. Если вы желаете выйти замуж за иностранца, завести суровые дела, то этот веб-сайт знакомств для. Только трезвые и адекватные и щедрые мужчины. Кто-то из этого раздувает гигантскую масштабную у знакоиства нет серьезных знакомств с девушками по дресс коду, но спортивная одежда очень не желательна. оставить заявку заявка отправлена.......

Болезнь века раньше всего пристаёт к людям, по своим умственным силам
превосходящих общий уровень. Любая идея, так называемая «болезнь века»,
несёт в себе некий заряд незримой энергии. И именно эта энергия, или можно
её назвать энтузиазмом, азартом, порывом увлечённости - как угодно;
заставляет в корне всё поменять. Изменения коснутся в первую очередь
внутреннего мира человека. Сначала необходимо совершить внутреннюю
перестройку, дабы как следует принять идею, а уж затем менять своё
мировоззрение, мнение на окружающих тебя людей. Как гласит одна восточная
мудрость: идея заставляет измениться, крах идеи меняет человека вдвойне

Базаров, одержимый этой болезнью, отличается замечательным умом и
вследствие этого производит сильное впечатление на сталкивающихся с ним
людей, в том числе в разряд этих людей можно отнести и самого читателя.

Первое впечатление о Базарове у меня сложилось во время сцены его приезда
в поместье Кирсановых. Базаров вёл себя лениво, развязно - и как следствие
мне сразу вспомнился Печорин. Я понял, что подобно «Герою нашего времени»,
у Базарова будет отсутствовать цель в жизни, не будет тех стимулирующих
дальнейшее движение «принсипов» (как сказал бы Павел Петрович). Но я знал,
что первое впечатление зачастую бывает обманчивым… первый психологический
портрет у меня сложился.

Базаров с Аркадием заходят в дом, их встречает Павел Петрович - типичный
англоман. Вскоре, Аркадий знакомит своего отца и заодно вместе с ним и
читателя с новой «болезнью» - нигилизмом. Теперь Базаров из «лентяя»
превращается в нигилиста - человека, отрицающего многое общепризнанное.

Базаров отрицает любовь да и вообще романтизм, не признаёт никаких
авторитетов, отрицает эстетичность природы. И теперь нам, можно сказать
открывается второй психологический портрет: Базаров - нигилист, натура
своенравная, себялюбивая и крайне циничная.

И на почве нигилизма случился первый конфликт между Базаровым и Павлом
Петровичем. В нём, если можно так сказать, «победил» Евгений. Он с
лёгкостью парировал по поводу естественных наук, тем самым показывая своё
жизненное кредо. Когда произошла серьёзная схватка, Базаров уже утвердился
как «полноправный» нигилист в глазах читателя и в своём отрицании зашёл
дальше критики либеральных убеждений и переходит на критику
общечеловеческих ценностей (искусство, любовь). Вот и третий портрет
Базарова. Мы уже точно видим твердость и непоколебимость взглядов. Базаров
уверен в себе и действует своим нигилизмом, как бульдозером, сгребая в
кучу и «уничтожая» всех, кто по его усмотрению достоит таковой участи.

Вскоре читатель знакомится с псевдонигилстами Ситниковым и Кукшиной. Два
клоуна - моя первая ассоциация. Как будто цирк уехал, а клоуны остались.
Полагаю, что Тургенев даёт нам этих персонажей дабы показать всю
ничтожность и пафосность нигилизма. Базаров лично презирает их обоих, но
сам говорит «Мне нужны такие люди».

Мне кажется, разумно было бы более подробно сравнить с Печориным. Оба они
не считались с мнениями других, они их уважали, но своё держали выше; оба
хотели что-то менять, оба игнорировали чувства.

Удалось. Даже с лихвой.

Госпожа Одинцова оказалась переломным моментом в жизни Евгения Васильевича
- человека, который отрицает любовь, да и вообще мало-мальски
романтические чувства, который об истории Павла Петровича сказал о
последнем: «Этакой человек - не мужчина, не самец». Об отношениях между
мужчиной и женщиной он говорил просто и ясно: «Мы, физиологи, знаем, что
это за отношения. Проштудируй-ка анатомию глаза: откуда там взяться
загадочному взгляду? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество».
Запомним последние слова.

О великий и всеотрицающий Базаров не устоял перед («уже не молодой»)
светской львицей госпожой Одинцовой! Базаров влюбился. Он с негодованием
сознавал романтика в самом себе, «ругался и топал ногами». Его любовь
сочеталась в виде страстной злобы с нигилизмом, Базаров уже сам начал
осознавать неправильность своих взглядов. И так хочется крикнуть туда, в
текст: «Любовь - возможна! Это правда!» Но Базаров продолжал бороться, но
уже с двумя врагами. С одной стороны его сердце, пусть и ледяное,
растапливало чувство к госпоже Одинцовой, он не желал этого, но ему было
трудно противоборствовать «Королеве Чувств». С другой стороны он пытался
как-то реформировать свой нигилизм, что-то в нём исправить, чтобы
выпустить чувство на свободу, разорвать «оковы отрицания», но чем дальше
он в этом заходит, тем сильнее становится злоба и отвращение к самому
себе. В этой битве он проиграл. Одинцова отвергла его.

Базаровский нигилизм потерял своё значение. Как можно отрицать то, что
реально существует и что смог лично, пусть даже и не в полной мере,
проверить?

И вот, вырисовался четвёртый портрет: Базаров, терпящий первое поражение
от более сильной женщины.

После этого Базаров пробовал отвлечься на посторонние занятия («вернулся к
лягушкам»), но уже не было того азарта и увлечения. Его «вера» потерпела
крах, его нигилизм полетел в тартарары.

В конце романа базаров умирает, его смерть - случайность; он умирает от
хирургического отравления, то есть небольшого пореза, сделанного во время
рассечения трупа. Это событие не связано с основной темой романа, оно даже
не вытекает из предыдущих событий, но оно было необходимо, чтобы помочь
дорисовать художнику портрет главного героя. Итак, портрет пятый: Базаров
на смертном одре. Он умер не только физически, умерли окончательно его
нигилистические «принсипы», погиб его внутренний мир.

Таким образом, я представил эволюцию Базарова в пяти психологических
портретах героя. Его внутренняя болезнь, та идея, которая пронзила его,
постепенно развивалась, переживала и окончательно исчезла. А за ней исчез
человек. А что же делать? Нет деятельности, нет любви - стало быть, нет и
счастья.

«Женитьба» имеет подзаголовок: «Совершенно невероятное событие в двух действиях». Это способ привлечь внимание читателя к проблеме. Впервые опубликована в «Сочинениях Николая Гоголя» в 1842 г. Первые постановки комедии произошли в декабре 1842 г. в Александринском театре и в феврале 1843 г. в Москве в Малом театре.

Комедия создавалась около 9 лет, была начата в 1833 г. и называлась первоначально «Женихи». По первому замыслу она была трёхактной, действие разворачивалось не в Петербурге, а в деревне, в помещичьей среде (впоследствии невеста стала купчихой). Были женихи, но не было главных действующих лиц: Подколесина и Кочкарёва. Сюжет комедии традиционно-фарсовый: женихи-соперники оттесняют друг друга лестью, хитростью, кулаками, а невеста не знает, кого выбрать.

В 1835 г. была готова новая редакция пьесы, она уже называлась «Женитьба». Гоголь прервал работу из-за «Ревизора» и возобновил её в 1836 году по настоянию Щепкина, которому был обещан бенефис. Завершена комедия в 1842 г.

Жанр и художественное направление

«Женитьба» считается первой русской бытовой комедией. Гоголь отказался от первоначального замысла изобразить малороссийских помещиков и обратился к чиновничьей среде. Через своих героев Гоголь умудряется показать образ жизни Петербурга 30-х годов. Герои в домашней обстановке проявляют себя прежде всего как социальные типы, поэтому комедия Гоголя социальная. Многие исследователи считают, что «Женитьба», как и «Ревизор», относится к реалистическому направлению в литературе. Подколесин – прямой предшественник Обломова . Он готов отказаться от счастья, лишь бы не производить активных действий. Но характер Обломова объясняется обстоятельствами его жизни и, в конечном итоге, крепостным правом. Отчего робок Подколесин, зритель не знает. На этом примере можно показать логику тех исследователей, которые считают Гоголя романтиком. Нерешительность Подколесина в сватовстве можно считать типичным явлением, но то, что жених выпрыгнул в окошко, никак не объясняется реализмом.

«Женитьба», как и «Ревизор», - комедия сатирическая. Высмеиваются не только черты характера и индивидуальные особенности героев, как в классицистической комедии, но и отдельные социальные явления, например, женитьба как способ изменить социальный статус. Сатире подвергается жизнь без искренних чувств, брак без любви и ответственности.

Тема, сюжет и композиция

Тема пьесы заключена в названии. Женитьба – это не результат любовных отношений героев, а сделка, коммерческое предприятие. По структуре пьеса очень гармонична, имеет чёткий план. Гоголь нашёл формулу единства ситуации, вокруг которой строится действие. Всё определяется женитьбой и соперничеством женихов. В окончательной редакции добавляется мотив страха перед переменами.

Композиция пьесы закольцована: комедия заканчивается и начинается одним и тем же. Интригу пьесы Ю.Манн назвал миражной. «Миражность» и закольцованность передают сущность и свойства русской действительности.

Сюжет комедии состоит в поиске выгодного жениха. Купеческая дочь хочет мужа-дворянина, а женихи-дворяне ищут богатую невесту. Главные герои комедии нерешительны. В этих чертах раскрывается психологизм Гоголя: привычки в человеке сильнее, чем желание повысить социальный статус (невеста) или поправить дела (жених). Имеет значение и страх перед людьми другого сословия, непонимание их. Нерешительность приводит к неподвижности событий («миражность»). На столкновении желаний и неподвижности возникают комические приёмы. Невеста колеблется, составляя из всех женихов единого идеального. Подколесин тоже сомневается. Нерешительность приводит к развязке – прыжку Подколесина в окошко, единственной целью которого было отдаление от желаемого объекта на огромное расстояние.

Комическая катастрофа случается в тот момент, когда общие усилия почти привели к успеху.

Герои и образы

Система персонажей в комедии, по словам А.Белого, «двурельефна», то есть герои образуют пары. В каждой паре подобные герои, соединяясь, вызывают смех, потому что их деятельность не приводит к цели, а гасится другим из пары. Первая пара – Агафья Тихоновна и Подколесин. У них подобная цель и похожее препятствие – страх. Вторая пара – профессиональная сваха Фёкла и друг жениха Кочкарёв. Кочкарёв, в отличие от Фёклы, сам не знает, зачем занимается женитьбой друга. Третья пара – Подколесин и Кочкарёв – неудачники жених и сват. Двурельефный параллелизм приводит к «миражности»: деятельность нерезультативна, всё происходит наоборот. Комедийные амплуа переосмысливаются или пародируются: жених – травестирует любовника, друг жениха – наперсника, который способствует соединению влюблённых.

Если анализировать комедию с точки зрения реализма, то вырисовывается несколько типов. Подколесин – тип человека, который идёт к цели только на словах, а на деле бездействует. Такова вся бюрократическая система России 30-х годов.

Кочкарёв – человек, который тратит свою энергию на пустое дело и сам не понимает, ради чего. У его желания женить друга нет мотива (разве что из вредности, чтобы не был свободным). Но для достижения своей миражной цели Кочкарёв прибегает к любым средствам: обманывает, сочиняет.

Агафья Тихоновна – тип богатой невесты, которая не может сделать выбор. Её рассуждение о том, как сделать мужа идеальным (губы взять у одного, нос у другого и т.д.) – самое знаменитое место комедии. Именно взгляд невесты на свадьбу как на торговлю уничтожает саму суть брака.

Конфликт

Конфликт в комедии внешний и внутренний. Внешний конфликт между женихами легко решается Кочкарёвым, но внутренний конфликт Подколесина (жениться или не жениться) и Агафьи Тихоновны (кого выбрать) неразрешим и приводит к комическому финалу.

Художественное своеобразие

Основной троп, создающий художественный мир комедии – гипербола. Яичница слишком широк, Анучкин слишком субтильный. Преувеличены до осмеяния черты характера героев: нерешительность Подколесина, деловитость Яичницы, энергичность Кочкарёва.

Гоголь прибегает к излюбленному приёму, который широко использовали драматурги 20 в. Он доводит ситуацию и поступки героев до абсурда. Но героями она воспринимается как нормальная и даже обыденная. Кроме одного-единственного события – прыжка в окно. Именно он даёт Гоголю право назвать в подзаголовке комедию невероятным событием.

Николая Васильевича Гоголя, на протяжении более чем 160 лет входившей в репертуар как самых известных, так и провинциальных театров России.

Надворный советник Подколесин, лежа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призывает слугу Степана, коего расспрашивает как о том, не заходила ли сваха, так и о посещении им портного, о качестве пущенного на фрак сукна и не спрашивал ли портной, для чего барину фрак такого тонкого сукна и не хочет ли, дескать, барин жениться. Перейдя затем к ваксе и обсудив ее столь же детально, Подколесин сокрушается, что женитьба такая хлопотливая вещь. Появляется сваха Фекла Ивановна и рассказывает о невесте Агафье Тихоновне, купеческой дочери, ее внешности («как рафинад!»), ее нежелании выходить за купца, а только за дворянина («такой великатес»). Удовлетворенный Подколесин велит свахе прийти послезавтра («я полежу, а ты расскажешь»), она упрекает его в лености и говорит, что скоро он уж будет негоден для женитьбы. Вбегает друг его Кочкарев, бранит Феклу за то, что та его женила, но, поняв, что и Подколесин думает жениться, принимает в этом самое живое участие. Выспросив у свахи, где живет невеста, он выпроваживает Феклу, собираясь женить Подколесина сам. Он живописует не уверенному еще другу прелести семейной жизни и уж было убеждает его, но Подколесин вновь задумывается о странности того, что «все был неженатый, а теперь вдруг женатый».

Кочкарев объясняет, что сейчас Подколесин просто бревно и никакого значения не имеет, а то будут вокруг него «этакие маленькие канальчонки», и все на него похожи. УЖ совсем собравшись ехать, Подколесин говорит, что лучше завтра. С бранью Кочкарев его увозит.

Агафья Тихоновна с теткою, Ариной Пантелеймоновной, гадает на картах, та поминает покойного батюшку Агафьи, его величие и солидность, и тем пытается склонить внимание племянницы к торговцу «по суконной линии» Алексею Дмитриевичу Старикову. Но Агафья упрямится: он и купец, и борода у него растет, и дворянин завсегда лучше. Приходит Фекла, сетует на хлопотность своего дела: все дома исходила, по канцеляриям истаскалась, зато женихов сыскала человек шесть. Она описывает женихов, но недовольная тетка вздорит с Феклою о том, кто лучше - купец или дворянин. В двери звонят. В страшном смятении все разбегаются, Дуняша бежит открывать.

Вошедший Иван Павлович Яичница, экзекутор, перечитывает роспись приданого и сличает с тем, что в доступности. Появляется Никанор Иванович Анучкин, субтильный и «великатный», ищущий в невесте знания французского языка. Взаимно скрывая истинную причину своего появления, оба жениха ожидают дальше. Приходит Балтазар Балтазарович Жевакин, отставной лейтенант морской службы, с порога поминает Сицилию, чем и образует общий разговор. Анучкин интересуется образованием сицилианок и потрясен заявлением Жева-кина, что все поголовно, включая и мужиков, говорят на французском языке. Яичница любопытствует комплекцией тамошних мужиков и их привычками. Рассуждения о странностях некоторых фамилий прерывается появлением Кочкарева и Подколесина. Кочка-рев, желающий немедля оценить невесту, припадает к замочной скважине, вызывая ужас Феклы.

Невеста в сопровождении тетки выходит, женихи представляются, Кочкарев рекомендуется родственником несколько туманного свойства, а Подколесина выставляет едва ли не управляющим департаментом. Появляется и Стариков. Общий разговор о погоде, сбитый прямым вопросом Яичницы о том, в какой службе желала бы видеть Агафья Тихоновна мужа, прерывается смущенным бегством невесты. Женихи, полагая прийти вечером «на чашку чая» и обсуждая, не велик ли у невесты нос, расходятся. Подколесин, решив уж, что и нос великоват, и по-французски вряд ли она знает, говорит приятелю, что невеста ему не нравится. Кочкарев без труда убеждает его в несравненных достоинствах невесты и, взяв слово, что Подколесин не отступится, берется остальных женихов спровадить.

Агафья Тихоновна не может решить, которого из женихов ей выбрать («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича,..»), хочет кинуть жребий. Появляется Кочкарев, убеждая взять Подколесина, и решительно только его, потому что он чудо человек, а остальные все дрянь. Объяснив, как отказать женихам (сказав, что не расположена еще замуж, или уж просто: пошли вон, дураки), Кочкарев убегает за Подколесиным. Приходит Яичница, требуя прямого ответа: да или нет. Жевакин и Анучкин являются следом.

Растерянная Агафья Тихоновна выпаливает «пошли вон» и, устрашенная видом Яичницы («Ух, прибьет!..»), убегает. Входит Кочкарев, оставивший Подколесина в прихожей поправить стремешку, объясняет опешившим женихам, что невеста дура, приданого за ней почти нет и по-французски она ни бельмеса. Женихи распекают Феклу и уходят, оставив Жевакина, не раздумавшего жениться. Кочкарев отсылает и его, посулив свое участие и несомненную удачу в сватовстве. Смущенной же невесте Кочкарев аттестует Жевакина дураком и пьяницей. Жевакин подслушивал и изумлен странным поведением своего заступника. Агафья Тихоновна не желает с ним говорить, множа его недоумения: семнадцатая невеста отказывает, а почему?

Кочкарев приводит Подколесина и принуждает его, оставшись с невестою наедине, открыть ей сердце. Беседа о приятностях катания в лодке, желательности хорошего лета и близости екатеринингофского гуляния оканчивается ничем: Подколесин откланивается. Однако он возвращен Кочкаревым, уже заказавшим ужин, сговорившимся о поездке в церковь через час и умоляющим приятеля жениться, не откладывая. Но Подколесин уходит. Наградив приятеля множеством нелестных прозвищ, Кочкарев поспешает его вернуть. Агафья Тихоновна в размышлении, что и двадцати семи лет не провела в девках, ожидает жениха. Водворенный в комнату пинком Подколесин не может приступиться к делу, и наконец сам Кочкарев просит за него руки Агафьи Тихоновны. Все устраивается, и невеста спешит одеться.

Подколесин, уж довольный и благодарный, остается один, поскольку Кочкарев отлучается взглянуть, готов ли стол (шляпу Подколесина, впрочем, он благоразумно прибирает), и размышляет, что он был до сих пор и понимал ли значение жизни. Он удивлен, что множество людей живет в такой слепоте, и, доведись ему быть государем, он повелел бы всем жениться. Мысль о непоправимости того, что сейчас произойдет, несколько смущает, а затем и страшит его не на шутку. Он решается бежать, пусть бы и через окно, коли нельзя в дверь, пусть и без шляпы, раз ее нет, - выскакивает в окно и уезжает на извозчике.

Агафья Тихоновна, Фекла, Арина Пантелеймоновна и Кочкарев, появляясь один за другим, в недоумении, кое разрешается призванной Дуняшкой, видевшей весь пассаж. Арина Пантелеймоновна осыпает бранью Кочкарева («Да вы после этого подлец, коли вы честный человек!»), он убегает за женихом, но Фекла почитает дело пропащим: «коли жених да шмыгнул в окно - уж тут, просто мое почтение!»

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова