Ключи от счастья женского потеряны. Тема женской доли в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Сочинение Некрасов Н.А

«Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – это поэма-эпопея, ведь в центре ее изображения вся пореформенная Россия. Поэма необычайно широко охватывает всю народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в своем произведении все социальные слои от крестьянина до царя, однако, главным предметом повествования остается все же жизнь народная. С самого начала поэмы определяется и главный ее герой – человек из народа. И все же не была бы так ярка картина крестьянской жизни, если бы не повествовала нам о доле простой русской женщины. Рассуждая на эту тему, нельзя не обратиться к главному женскому образу поэмы.

Особое и очень большое место в поэме занимает образ крестьянки Матрены Тимофеевны. В исключительном женском образе Матрены Тимофеевны Некрасов показал всю тяжесть «долюшки женской». Эта тема прослеживается во всем творчестве Некрасова, однако нигде образ русской крестьянки не был описан с такой нежностью и участием, так правдиво и тонко. И именно эта героиня ответит в поэме на вечный вопрос о женской доле, отчего «ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого»…

Матрена Тимофеевна Корчагина – умная, самоотверженная женщина, носительница «гневного» сердца, помнящая о «неоплаченных» обидах. Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской крестьянки: после замужества она попала «с девичьей холи в ад», на нее одно за другим обрушились разные горести. В итоге, Матрена вынуждена взять на себя непосильный мужской труд, чтобы прокормить свою многодетную семью.

Будучи «губернаторшей», Матрена остается все же человеком трудовой крестьянской массы. Ей, умной и сильной, поэт доверил самой рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть в поэме Некрасова, вся написанная от первого лица. Однако это рассказ не только о Матрениной женской доле. Голос ее – это голос самого народа. Потому-то Матрена Тимофеевна чаще поет, причем «Крестьянка» - глава, пронизанная фольклорными мотивами, почти сплошь построенная на народно-поэтических образах. Судьба некрасовской героини все время расширяется до пределов общерусских. Некрасов сумел совместить личную судьбу героини с массовой жизнью, не отождествляя их. Потому что в отличие от большинства крестьянских женщин, чье замужество определялось волей родителей, Матрена Тимофеевна выходит замуж за любимого человека.

Далее перед нами разворачивается картина традиционной семейной жизни в крестьянской среде, весь простонародный быт. Как только Матрена вошла в семью мужа, тут же на ее плечи взвалились все обязанности по дому. Как и всякая другая русская крестьянка, Матрена Тимофеевна воспитывалась в уважении к старшему поколению, поэтому в новой семье она беспрекословно «подчинялася» воле мужа и его родителей. Кажущийся невыносимым труд в суровом крестьянском быту становится ее будничным делом, причем делом женским.

Как известно, побои в крестьянской семье также были довольно обычны, однако, героиня пьесы отнюдь не забитая рабыня. На всю жизнь ей в память врезается единственный случай избиения ее мужем. В то же время в уста героини при рассказе об этом вложена такая песня, которая, не искажая индивидуальной биографии героини, придает явлению широкую типичность.

Вспомним также страшную трагедию потери ребенка, которую пережила Матрена Тимофеевна. Тяжело переживала смерть своего ребенка Матрена, вопреки невежественным барским убеждениям в том, что не больно крестьяне пекутся о своих детях, потому что в каждой семье их не меньше десятка. Однако простому русскому сердцу Матрены, как и любой другой женщине, дороги все ее дети, каждому из них она желает лучшей доли, о каждом заботится одинаково.

Некрасов постоянно в своей поэме подчеркивает истинно христианское смирение простой русской женщины, на долю которой выпадают порой страшные, невыносимые испытания. Однако во всем уповает на волю божью Матрена Тимофеевна, как и тысячи других женщин с тяжелыми судьбами. Героиня принимает как должное свою жизнь, вот почему она с глубокой житейской мудростью произносит ответ на вопрос о женской доле: « ключи от счастья женского… потеряны у Бога самого». Так, перед нами собирательный образ большинства русских женщин, всем сердцем преданных своей семье, мужественно несущих на своих плечах огромный груз заботы о родных и близких, и несут они свою ношу с невероятной покорностью судьбе, уповая лишь на Бога да на самих себя. Такова женская доля русской крестьянки, воплощенная в лице Матрены Корчагиной.

Сочинение Некрасов Н.А. - Кому на Руси жить хорошо?

Тема: - Судьба русской женщины -крестьянки.

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены,потеряны
У бога самого!..

Некрасов первый начал писать о женщинах крестьянках, об их судьбе, жизни, о счастье и несчастье. Он написал о суровой.В своем творчестве он описывает женщину -крестьянку как бесправную, задавленную тяжёлым рабским трудом, но сохранившую физическую и духовную красоту. Другие писатели, например, Пушкин, Лермонтов больше писали о женщинах высшего света. Эти дамы, незнающие нужды, голода, ведь они были очень богаты. А писатели даже не подозревали,какая интересная,но в то же время трудная бывает жизнь крестьянской женщины.

Так как я считаю эту проблему актуальной для нашего времени, мне хочется показать её на примере Матрёны Тимофеевны, героини поэмы Некрасова.

Матрёна Тимофеевна - красивая,осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми.
Красива: волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Несмотря на то,что ей очень тяжело приходилось в жизни, характер у неё был стойкий. Она терпелива к своей семье,где её оскорбляют и заставляют работать,как рабыню.
До замужества Матрёна Тимофеевна жила счастливо. У неё была хорошая непьющая семья. Жила она в своё удовольствие. На парней она не вешалась, но жених ей всё-таки нашёлся.
Вышла она замуж за Филиппа Корчагина. В этой семье Матрёне Тимофеевне жилось очень плохо. Муж её удерживал,чтобы она не ругалась со свёкром, свекровью, золовками. Только один дедушка Савелий к ней хорошо относился.
Скоро у Матрёны родился первый сын Дёмушка. Она его очень любила и всё время ходила с ним в поле. где работала. Но однажды свекровь воспротивилась этому, и тогда Матрёна оставила Дёму с дедом Савеличем. Когда она вернулась с поля, сын был мёртв.
Был у Матрёны Тимофеевны второй сын, Федотушка. И с ним произошло несчастье, из-за которого пострадала мать:

Подпасла малолетнего.
По младости, по глупости
Простить: а бабу дерзкую
Примерно наказать!

Но одним несчастьем не обошлось. Мужа забрали в рекруты. Без мужа Матрёне Тимофеевне пришлось ещё туже, сама она голодала,пытаясь прокормить семью. Ей пришлось идти в город к губернаторше и просить её, чтобы та вернула её мужа из рекрутов. И губернаторша помогла ей. Муж вернулся домой.
Много было несчастья в жизни Матрёны Тимофеевны, но и счастье было. Все эти события закалили её характер, волю.
Трудно,очень трудно жить женщине-крестьянке. Много забот на её плечах. И дом, и дети, и муж, и работа. Тяжело жить ей. И некогда крестьянке о счастье задумываться, а если и будет время, то невольно напрашивается вопрос: Так где же они, ключи от счастья женского? Неужели их не существует?

  1. Тема поэмы.
  2. Образ женщины-крестьянки.
  3. Матрена Тимофеевна как яркий представитель крестьянской женщины.
  4. Особенность женского характера у Некрасова.

Свое итоговое произведение, поэму «Кому на Руси жить хорошо», Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам на Руси счастливого человека. Автор исследует жизнь различных слоев русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, чем судьба остальных крестьян. «Не дело между бабами / Счастливую искать», - прямо отвечает обратившимся к ней странникам Матрена Тимофеевна, героиня главы «Крестьянка». Но образ женщины-крестьянки, порабощенной и крепостничеством, и деспотизмом семьи мужа, волнует Некрасова больше.

Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Матрены Корчагиной. Горькая доля крестьянской женщины, вечно униженной нищетой, непосильно работающей и не видящей счастья, вызывает глубокое сочувствие в душе поэта, но, вместе с тем, он отмечает в ее характере и человеческое достоинство, и гордость, и незыблемую нравственную чистоту. Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии.

У героини было счастливое, беззаботное раннее детство, а с пяти лет началось приобщение к посильному труду: «отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и т.д. Да еще счастье - попался добрый муж. Матрене не пришлось, как многим другим крестьянкам, жить с «постылым», терпеть побои. В любви и согласии жила Матрена с мужем. Вот этот лад в семье и помогал героине переносить беды и несчастья. Филипп был печником, постоянно уезжал на заработки в Петербург. Матрена тяжело переживала постоянные разлуки. Ей приходилось приспосабливаться к жизни в чужой семье. Молодую красивую женщину в отсутствии мужа-заступника преследовал господский управляющий. Ни у кого из родни, кроме столетнего деда Савелия, героиня не находила поддержки.

Характер Матрены Тимофеевны закаляется именно в тяжких испытаниях. Это - женщина умная, самоотверженная, волевая, решительная. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой. Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама глава названа не ее именем, а «Крестьянка». Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы «Русские женщины». Долгий рассказ Матрены Тимофеевны о своей (еще достаточно благополучной и на редкость удачливой!) судьбе - это и ода красоте души русской крестьянки, и обвинение тем, кто обрек ее на страшные муки.

Как и Ермил Гирин, Матрена известна всей округе. Но в поэме она рассказывает о своей жизни сама, и слушают ее лишь семь странников. Правдивость рассказа подчеркивается просьбой странников: «Аты нам душу выложи!» Да и сама героиня главы обещает: «Не скрою ничего».

Необыкновенная творческая одаренность Матрены Тимофеевны позволяет ей не только хранить в памяти фольклор, но и обновлять его. Рассказ изобилует элементами фольклорных произведений, посвященных горькой доле женщины: песен,«пословиц, поговорок, плачей, причитаний.

Особую роль в описании жизни русской женщины играют песни (не случайно вторая глава этой части поэмы носит название «Песни»). Некрасов изображает жизнь крестьянки во всей полноте, с детства, до момента, когда она встречается с искателями счастливого человека. В жизни Матрены Тимофеевны есть несколько моментов, когда вот-вот готовы выплеснуться наружу те чувства, которые могли бы привести ее к решительному действию. Первый раз - когда, вопреки ее мольбам, лекари начинают вскрытие тела Демушки. Но становой тогда приказывает связать мать. Второй - когда староста решает наказать ее сына Федотушку, пожалевшего голодную волчицу.

Барин решает простить ребенка, но наказать саму «бабу дерзкую». И Некрасов показывает очень важную черту волевого характера героини: она гордо ложится. под розги, не унизившись до просьбы о прощении, выносит боль и позор публичного наказания. И лишь на следующий день она выплакала свое горе над речкой. Единственный раз, когда Матрена Тимофеевна решает бороться за свое счастье, - это когда забирают в солдаты ее мужа. Она обращается с неистовой молитвой к Божьей матери, и эта молитва, видимо, придает ей силы: Матрена Тимофеевна находит смелость обратиться к губернаторше, которая не только помогает крестьянке, но и становится крестной матерью ее ребенка. После этого случая Матрену начинают называть счастливой. Вот, оказывается, в чем счастье крестьянки: не стать солдаткой, найти силы молчать и терпеть да растить детей.

Ключи от счастья женского, -Ото нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны... - таков невеселый итог разговора Матрены Тимофеевны с семью странниками. Внешняя красота, сердечность, сообразительность, слава счастливицы дают возможность говорить о Матрене Тимофеевне как о личности неповторимой, исключительной.

Посредством изображения судьбы Матрены Тимофеевны автор делает глубокие обобщения: русские женщины живут в постоянном труде, радостях и горестях материнства, в борьбе за семью, за дом. Тема женской доли в поэме сливается с темой родины. Женские характеры героинь Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа. Те нечеловеческие условия жизни, на фоне которых вырисовываются эти образы, указывают на острую необходимость перемен в порядках, стиле и образе жизни в селах и городах старорежимной России.

Опросы агентства Masmi Russia показали, что женщины в России менее счастливы, чем мужчины. По результатам опроса абсолютно счастливыми считают себя 10% мужчин и 8% женщин – россиянок.

Социологи выяснили, что мужчинам для того, чтобы ощущать себя счастливым, в большей степени, нежели женщинам, не хватает денег и связанной с ними стабильности. А женщины в большей степени нуждаются в любви.

Тот же самый дефицит счастья испытывают и американки. Согласно данным центра социальных исследований США, несмотря на огромный прогресс в достижении равенства с мужчинами, женщины менее счастливы, чем были, допустим, 40 лет назад. Они также менее счастливы, чем мужчины.

Ничего удивительного в этом нет, считает психолог Рассел Бишоп.

"Большинство людей сегодня страдают от иллюзии, что счастье - это результат достижения некоторой цели или приобретения чего-либо материального. В результате появляется тенденция "отсрочки" счастья, пока мы не достигли своих целей", - пишет он.

"Эта иллюзия у женщин особенно велика, поскольку для нее открылись ранее недоступные возможности. Если вы ставите целью добиться больших высот в карьере или финансовом благосостоянии, то настоящее счастье, находящееся по другую сторону работы и карьеры, вы можете просто не заметить".

Психолог советует жить сегодняшним днем, не отсрочивать счастье на завтра. А для этого надо научиться быть довольным собой и тем, что у тебя есть сейчас.

Так, где же они, ключи от счастья женского? Как найти золотую середину и устроить свою жизнь так, чтобы все в ней было гармонично и ладно, чтобы ощущение счастья было нам знакомо не понаслышке, а в реальной, пусть довольно непростой действительности?

Современная жизнь давно уже предоставила женщине выбор: муж, дети, уютный дом или карьера, возможность реализовать себя в социуме. Выбирай или совмещай!

Впрочем, только ли это нам, женщинам, нужно, чтобы быть счастливыми?

Ведь счастье состоит из множества составляющих. Кто-то не представляет его без интересных путешествий, кому-то не хватает взаимопонимания с друзьями, близкими, домочадцами.

Помните, известную фразу из кинофильма: "Счастье – это когда тебя понимают". Остается только добавить: и когда ты сама стараешься понять другого, потому что взаимопонимание – вещь обоюдная.

На одном из форумов в интернете одна из представительниц прекрасного пола написала, что для нее счастье – это свобода, возможность принадлежать себе.

Другая оставила такой комментарий: "Для счастья нужны деньги. Вряд ли найдется женщина, которая может считать себя счастливой без дорогих нарядов и хорошей косметики... Я такая женщина".

Интересно, что мужчины тоже охотно откликаются и высказывают свое мнение по поводу женского счастья. Опять-таки с форума:

"Счастье - это чтоб любимый муж был рядом. Вы делаете каждый его день интересным с вами, а он в свою очередь обязан любить и дарить счастье вам, от чего, я считаю, и сам будет счастлив".

Или: "Счастье не надо искать в стороне, его нужно искать внутри своей души".

Итак, желаний много, они все время меняются. Выходит, счастье, оно, как лоскутное одеяло, состоит из множества разноцветных кусочков. Сегодня мы счастливы, потому что сбылось одно из наших желаний. Завтра несчастны, потому что не сбылось.

Так как же стать счастливой? Если смотреть на эту проблему глобально, а не раздавать советы о том, как улучшить свои жилищные условия (проблема, которая волнует многих россиянок, по опросу агентства Masmi Russia) или, как научиться не конфликтовать со своей второй половинкой, а жить мирно и дружно, то хочется поговорить вот о чем.

Давайте обратим свой взор на братьев наших меньших. Они копошатся себе в траве (муравьи, ящерки разные), сидят на ветках деревьев, поют (даже если просто чирикают) – и счастливы.

А что же случилось с нами, людьми? Мы перестали ощущать гармонию, которой наполнена природа. Мы очень сложны. Так сложны, что не можем понять не только других, своих близких, но и себя тоже. Мы потеряли целостность восприятия.

И как результат – стрессы, тревога, напряжение, депрессия, полное отсутствие счастья. Мир становится все более жестоким, нам приходится постоянно защищаться, обороняться друг от друга. Но не мы ли сами сделали его таким?

Гармония вокруг нас, но мы не пускаем ее внутрь и ощущаем себя маленькими, несчастными, одинокими и нелюбимыми.

Как вернуть гармонию в наши сердца, а значит и ощущение счастья, не сиюминутного, преходящего, а настоящего, может, даже вечного?

Это как создавать мелодию из отдельных нот. Когда они соединяются вместе, рождается прекрасная мелодия, которой не было в отдельных нотах, рождается гармония. И мир вокруг меняется, наполняется радостью и теплом.

Возможно, это и есть ключик к счастью? Не отделять себя от других, не противопоставлять себя им, а стараться понять и принять, создать вместе с ними одну красивую мелодию?

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены,потеряны
У бога самого!..

Некрасов первый начал писать о женщинах крестьянках, об их судьбе, жизни, о счастье и несчастье. Он написал о суровой.В своем творчестве он описывает женщину -крестьянку как бесправную, задавленную тяжёлым рабским трудом, но сохранившую физическую и духовную красоту. Другие писатели, например, Пушкин, Лермонтов больше писали о женщинах высшего света. Эти дамы, незнающие нужды, голода, ведь они были очень богаты. А писатели даже не подозревали,какая интересная,но в то же время трудная бывает жизнь крестьянской женщины.

Так как я считаю эту проблему актуальной для нашего времени, мне хочется показать её на примере Матрёны Тимофеевны, героини поэмы Некрасова.

Матрёна Тимофеевна - красивая,осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми.
Красива: волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Несмотря на то,что ей очень тяжело приходилось в жизни, характер у неё был стойкий. Она терпелива к своей семье,где её оскорбляют и заставляют работать,как рабыню.
До замужества Матрёна Тимофеевна жила счастливо. У неё была хорошая непьющая семья. Жила она в своё удовольствие. На парней она не вешалась, но жених ей всё-таки нашёлся.
Вышла она замуж за Филиппа Корчагина. В этой семье Матрёне Тимофеевне жилось очень плохо. Муж её удерживал,чтобы она не ругалась со свёкром, свекровью, золовками. Только один дедушка Савелий к ней хорошо относился.
Скоро у Матрёны родился первый сын Дёмушка. Она его очень любила и всё время ходила с ним в поле. где работала. Но однажды свекровь воспротивилась этому, и тогда Матрёна оставила Дёму с дедом Савеличем. Когда она вернулась с поля, сын был мёртв.
Был у Матрёны Тимофеевны второй сын, Федотушка. И с ним произошло несчастье, из-за которого пострадала мать:

Подпасла малолетнего.
По младости, по глупости
Простить: а бабу дерзкую
Примерно наказать!

Но одним несчастьем не обошлось. Мужа забрали в рекруты. Без мужа Матрёне Тимофеевне пришлось ещё туже, сама она голодала,пытаясь прокормить семью. Ей пришлось идти в город к губернаторше и просить её, чтобы та вернула её мужа из рекрутов. И губернаторша помогла ей. Муж вернулся домой.
Много было несчастья в жизни Матрёны Тимофеевны, но и счастье было. Все эти события закалили её характер, волю.
Трудно,очень трудно жить женщине-крестьянке. Много забот на её плечах. И дом, и дети, и муж, и работа. Тяжело жить ей. И некогда крестьянке о счастье задумываться, а если и будет время, то невольно напрашивается вопрос: Так где же они, ключи от счастья женского? Неужели их не существует?