Как используется цвет в поэзии есенина. Сочинение на тему: "Цветовая символика в любовной лирике А. Блока и С. Есенина"

Лирика С.А. Есенина явилась закономерной, логически необходимой вехой в развитии русской классической поэзии. Стихотворения Есенина воплотили в себе чистоту гармонию пушкинской музы, психологизм лирических раздумий Лермонтова и Тютчева...

Народнопоэтическая лексика в поэзии С. Есенина

Близость к народному творчеству не осталось незаметной, ведь только человек, который душой проникнут в народную жизнь, человек, который стремиться воссоздать народные традиции может описать свою Родину, не только по собственным ощущениям...

Предметный и цветовой мир в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и его символическое значение

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так...

Природа в творчестве Есенина

Природа в творчестве Есенина

Образы животных в литературе - это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности...

Своеобразие поэтики С. Есенина

Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, - тема Родины. Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею...

Семантика образов цветов и символика цвета в контексте литературного произведения (на примере произведений русской литературы XIX-XX вв.)

Я давно хочу с тобой Говорить пахучей рифмой. Каждый цвет уже намек… А.А. Фет "Язык цветов" В народе бытует множество самых разнообразных и выразительных по своей меткости и поэтичности названий цветов и трав. Вспомним хотя бы мать-и-мачеху...

Семантика цвета в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города"

Феномен цвета - предмет изучения многих фундаментальных наук и составляющая многих искусств. Однако до сих пор цвет не имеет общей концепции как в пределах какой-либо одной науки или целого направления...

Историю классификации цвета можно разделить на два периода: 1. от доисторических времён по 16 век; 2. от 17 века до наших дней. Первобытные народы отождествляют цвета с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными стихиям...

Семантическое поле цвета в поэтических текстах Марины Цветаевой

Слова со значением цвета образуют в русском языке, как и в других языках мира, лексико-семантическую группу, в которой набор элементов, их семантика и соотношения исторически изменчивы...

Слияние христианских и языческих мотивов в раннем творчестве С.А. Есенина

Есенин, особенно в ранней лирике, часто употребляет народные поверья и приметы, опираясь на обряды, бытующие в начале 20 века на его родине в селе Константинове. Показательным в этом смысле является стихотворение «За рекой горят огни»...

По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам - свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира. Мусатов В.В...

Функционирование лексемы "белый" в поэтических текстах С. Есенина

Мифологема женского начала оказывается устойчивой категорией в творчестве С.А. Есенина. Марченко А. Поэтический мир Сергея Есенина // Литература в школе, 1995. № 6. С. 40 Она дает возможность лирическому герою поэта устоять во времена кризисов...

Функционирование лексемы "белый" в поэтических текстах С. Есенина

Критик Валерий Лысенко, поднявший вопрос о цветовых «звучаниях» произведений классиков приводит следующее сравнение: Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской литературе первой половины ХХ века. Блок. Есенин. Маяковский. М., 1962. С...

Цветная лирика С. Есенина

Как все люди С. Есенин влюблялся и был любим. Очень много стихов он посветил женщинам, матери, любви. Эти стихи переливаются всеми цветами радуги. Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь...

В своем творчестве Сергей Есенин демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ крашения. В некоторых его стихотворениях нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: смутная желтизна ила жёлтые поводья месяца

Есенин нередко использовал и такой прием: он, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга. К примеру, в стихотворении "Дымом половодье" общим фоном является желтый ("Жёлтые поводья/ Месяц уронил"), который затем переходит в рыжий ("Церквами у прясел/ Рыжие стога"), а заканчивается стихотворение в черных и темно-синих тонах: "Чёрная глухарка/ К всенощной зовет/ Роща синим мраком/ Кроет голытьбу". В поэзии Есенина цвет имеет и символическое значение: "красный конь" как символ революции или "черный конь", всегда несущий смерть.

Также Есенин может создавать один цвет из множества оттенков:

Желтый: рыжие щенята

Ржаной закут

Золотящиеся рогожи

Золотые глаза,

Песнь о собаке

Утром в ржаном закуте

Где златятся рагожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Красный: багряные кусты

розовый закат

алый как ягод

Стремясь получить нужный оттенок не пренебрегает даже краской тараканьей.

Словом, дело было не только в яркоцветности как таковой. Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворённости, придала свежесть образам. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно воображение, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое бризжет и переливается в есенинских стихах.

По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам - свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира.

1. Теплота золотисто-желтой осени.
2. Цветовые образы бабочек и березы.
3. Ароматная оставляющая картины.

Природа — это единственная книга с великим содержанием на каждом листе.
И. В. Гете

Когда входишь в картинную галерею, то твоему взору предстает множество различных полотен, на которых художник выразил свое видение мира. Это могут быть пестрые и яркие картины природы или тихие и спокойные лица людей, обремененных какими-то неведомыми нам заботами. Но всех их объединяет одно — цветовая палитра. Каждый художник, прежде чем написать образ, который запал ему в душу, сначала берет в руки краски и кисть и лишь потом начинает творить. Так перед нами рождаются полотна чувств и эмоций, тревог и печалей, радостей и побед. Но подобные картины может создавать не только художник, но и поэт. Его лирические произведения с помощью словесной кисти передают все оттенки размышлений творческого человека о мире, в котором он живет. Таким даром обладал С. А. Есенин, постаравшийся в своей лирической книге выразить цветовую гамму чувств и эмоций. А за помощью он обращается к природе, которая дарит множество оттенков цветов для передачи внутреннего мира самого поэта.

Так при чтении стихотворений С. А. Есенина о природе складывается впечатление, что мы попадает в картинную галерею. И хочется при чтении музыкальных стихотворных строк закрыть глаза, чтобы воображение нам рисовало мгновенные и прекрасные природные пейзажи, которые с помощью слов мог донести до нас С. А. Есенин.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду...

Так начинается стихотворение «Закружилась листва золотая...». И наше воображение рисует прекрасную осень, желтую, золотую, еще не тронутую проливными дождями. Хоть и в природе наступает увядание, она приносит не тревогу или печаль. Наоборот, кажется, что уходящее лето в память о себе украсило все деревья новым убором, чтобы запечатлеть в нашей памяти то тепло, которое оно дарило нам всего несколько месяцев. И эта золотая листва делиться с прудом своим теплом. Она словно отдает частичку себя и своей энергии воде. Так пруд становится не зеленым, темным и заросшим, каким он и должен быть осенью. Он приобретает другие краски и оттенки — розовый. Этот цвет весьма загадочный. Возможно, он „бледный оттенок красного, алого. То есть если такие пестрые цвета разбавлены, то значит, нет никакой угрозы: все тихо и спокойно не только в этом пруду, но и во всем мире. В тоже время розовый цвет получается тогда, когда мы только касаемся кистью бумаги. То есть он символизирует нежное прикосновение к чему-либо, без нажима и всякого давления. Так лирический герой всего в двух строчках нарисовал красочную и спокойную картину осеннего вечера. В следующих строках в стихотворении появляются образы бабочек. Именно с ними лирический герой сравнивает золотые листья. Но тем самым он подчеркивает не только их легкость. Герой также хочет нам показать, что по своей окраске они очень разные, как сами насекомые.

Свой оттенок имеет и пруд. Возможно, что розоватость — это не только отблески уходящего солнца, но и та красная листва, которая начала отдавать часть своего пламенного цвета воде.

Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

И лирический герой не может молчать в такой прекрасный вечер. Он не хочет просто остаться сторонним наблюдателем. Поэтому сам вторгается в повествование, чтобы еще раз выразить свою любовь к такой прекрасной картине природы. Он говорит о том, что ему близок этот желтеющий дол.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.

Он использует в своем признании другие цвета палитры. Осеннюю красоту герой не называет золотой. Он дает другое определение — желтая. И этот оттенок намного нам ближе и роднее. Золотистый цвет красивый, но он в какой-то степени холодный, так как больше ассоциируется с металлом — золотом. Но вот желтый непременно соотносится с цветом солнца, то есть тепла и добра.

Однако лирический герой использует не только прямое обозначение того или иного цвета. Он берет в качестве образов такие, которые в нашем сознании ассоциируются с определенной цветовой гаммой. Например, береза. Она всегда была символом искренности и простоты русского народа и воспевалась во многих народных песнях. Поэтому, произнося слово «береза», мы подразумеваем белое, прекрасное и непорочное.

Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И ветер словно нам помогает. Он старается внести в картину природы, описываемую лирическим героем, как можно больше белого цвета.

Тогда в такое теплое и светлое полотно художник добавляет новые краски — оттенки синего. Лирический герой показывает, что в его душе царит та же прохлада, что и в самой долине. Следовательно, они являются настолько родственными, что могут существовать лишь в нераздельном единстве. При этом переход от белоснежной березы к синему сумраку достаточно плавный. У нас не складывается ощущение, что из тепла мы попали в какую-то мрачную долину. Поэтому ключевым образом является слово «прохлада». Это легкая дымка, появляющаяся вечером над прудом, который весь день дышал оставшимся теплом осеннего дня. И именно через нее и показан переход от белоснежной березы к синему сумраку. Белое полотно словно тает и приоткрывает нам оттенки нового образа — сумрака.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

В последних двух строчках этой строфы лирический герой не добавляет новых красок. Наверное, он считает, что их уже достаточно. Поэтому оставляет нас наедине с той цветовой палитрой, которую уже составил на своем словесном полотне. Единственное, что он решил добавить, так это звуковое оформление, чтобы сделать свою природную картину более законченной.

Но сам лирические герой снова не желает оставаться в стороне от этого великолепия. Его душа, наполненная красками осеннего вечера, сама хочет стать частью этой великолепной картины. И подчиняясь своему внутреннему голосу, герой хочет тоже, как ива, прикоснуться к живительной розовой воде на пруду. Так через цвет в стихотворение входят и запахи. Подобное впечатление создается потому, что розовость ассоциируется с розовой водой, то есть не столько с цветом, сколько с жидкостью, с ароматом розы. Так получается, что лирический герой хочет прикоснуться не только к живительной воде, но и прекрасному неуловимому запаху, который хочет запечатлеть в своей памяти.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Таким образом в поэтическом полотне происходит взаимозаменяемость образов. Через образ березы в стихотворение входил белый цвет, а через розовую воду в нем постепенно чувствуется легкий аромат прекрасной розы.

И снова в стихотворении появляются образы, а не краски. Кажется, что лирический герой постепенно уходит от своей первоначальной картины и хочет не только оставить там различные цветовые мазки, но и запечатлеть на картине определенные жизненные облики. С другой стороны, вместе с ними входят вновь узнаваемые очертания — стог сена, месяц. Таким образом картина в своей цветовой гамме словно замыкается. Ведь и стог сена, и месяц в нашем сознании связан именно с желтой гаммой, то есть цветом осени.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя ничего не желать?

Стихотворение заканчивается знаком вопроса. Лирический герой потерял дорогого для него человека. И мы понимаем, что само стихотворение является описанием любовного чувства. Так, в одной поэтической картине происходит двойное наслоение. Внутренний душевный трепет лирического героя воплощается через краски, оттенки и образы. Они помогают создать наиболее гармоничную картину, воплощенную в поэтических красках на большом полотне. И каждый цветовой оттенок передает нам один из аккордов душевного волнения. И мы не через слова или образы, а с помощью красочных сочетаний в картине принимаем оттенки чувств лирического героя в золотистый теплый осенний вечер.

Цветовая палитра в творчестве С. А. Есенина является не только выразителем внутреннего состояния лирического героя. Она позволяет через особенности цветового перехода вводить в произведение новые посторонние характеристики, такие как запахи. Также поэт используется знакомые нам образы, которые ассоциируются с определенным цветом (береза, сумрак), для того чтобы добавить в свое полотно новые необычные краски. Таким своеобразным отношением к природному пейзажу можно только любоваться и все пристальнее вглядываться в особую цветовую гамму, чтобы понять, что мы не упустили из нее какой-нибудь очень важный элемент, добавляющий в прекрасную картину иной оттенок, а значит, и новое толкование образов.


Что открыла нам лирика С.А.Есенина.

За тёмную гряду городского пейзажа садилось рыжее, нечёсаное, будто спросонья, солнце. В последний раз осветило багровым ливнем луча серые дома, пушистые облака, заглянуло нам в глаза. Может быть, оно хотело спросить, не слышали ли мы что-нибудь о рязанском парне с русыми, цвета спелой ржи, волосами, синими, как небо, глазами и чистой, словно весенний проливной дождь, улыбкой.

Солнце, остановись на мгновенье! Мы расскажем вам о Сергее Есенине, расскажем о его лирике, расскажем, почему мы полюбили его стихи. Стихи Есенина стали нам дороги сразу, как только мы вошли в его волшебный мир поэзии. С тех пор многогранность, своеобразие его творчества не перестают нас удивлять.

Всё глубже изучая жизнь и творчество поэта, мы полюбили его всей душой и хотим быть певцами его поэзии. Почему? Мы часто задавали себе этот вопрос. Действительно, почему так близки и понятны его стихи и сегодня? Пожалуй, из-за его глубокой любви к природе, её красоте, из-за того, что они учат меня понимать всё прекрасное. Его поэзия ласкает душу, захватывает драматизмом, впечатляет недосказанной, неизречённой тайной и яркой образностью. Его поэзия - луч истинного света, света духовности.

«Всё встречаю, всё приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть…»

Да, Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновенье, жизнь. Всего 30 лет. Но нам, своим читателям, он оставил богатое поэтическое наследство - свои стихи. В его стихах вся жизнь, со всеми поворотами, ухабами и взлётами. Он оступался, ошибался, впадал в народничество,- это вполне естественные «издержки» молодости, личного характера. Однако Сергей Есенин всегда был в поиске, в дороге, на крутых поворотах истории. Все его личные переживания и неудачи отступают перед главным - любовью к Родине.

Лирика Есенина открыла для нас простую истину: самое дорогое в жизни - Родина. И разве не счастье воспевать её красоту! Какая безграничная любовь к природе!

И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная ширь, и голубая гладь озёр - вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные горячей любви к русской земле.Есенин пленил нас тем, что повёл по забытой прекрасной земле, заставляя сберегать в глазах её краски, вслушиваться в её звоны, в её тишину, всем существом впитывая её запахи.

Цветовая гамма лирики С.А.Есенина.

В 1905 г. А.Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал, что «современные взрослые писатели» «отупели к зрительным восприятиям». «Душа читателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лабораториях слов». Тем временем перед слепым взором её бесконечно преломлялась цветовая радуга. «И разве не выход для писателя - понимание зрительных впечатлений, умений смотреть?» «Действие света и цвета освободительно.» Статья эта, с призывом к свету и цвету, к общению с живой природой, освобождённой от академического «асфальта исторических аналогий», кажется навеянной раздумьями о новой французской живописи. Но это не так: импрессионистов А.Блок не заметил. Тоска по простоте и ясности «красного, зелёного, белого» была реакцией на русский литературный символизм, который год от году становился всё глубокомысленнее. Блок искал выход, со свойственным ему даром предчувствия, предсказывал неизбежность появления поэта, который, «схватив радугу», принесёт в русскую поэзию русскую природу, «населённую многими породами существ», со всеми её конкретными «далями» и «красками» — «не символическими и не мистическими, а изумительными в своей простоте».

И такой поэт появился. Сергей Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятии и «неподдельной, наивной яркоцветностью». Как справедливо заметил И Сельвинский: «Такого глаза наша «поэтическая живопись» ещё не знала».

Да, есенинские пейзажи многоцветны и многокрасочны. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. И нам захотелось узнать: «Какова палитра красок в лирике Есенина?» Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии.

Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. Недаром о знаменитом Дионисии его современники говорили, что он «аки дымом пишет». Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Анализ распространенности красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространённым эпитетом оказался «синий». Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, чтобы по этой светящейся, то истинной, перламутровой, то глубокой, до черноты синий, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенность рисунка, узнавали его руку.

Впечатление синевы Есенина создаёт настойчиво и последовательно:

«В прозрачном холоде заголубели долы…»,

«Летний вечер голубой»,

«Голубизна презримой гущи»,

«Синяя вьюга».

«Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь сосёт глаза».

Сергей Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Он так говорит Вс. Рождественскому: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что-то!» Синий поэт считал цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность»! Эпитет «синий» встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих. Следует заметить, что в стихах 1910-1913 г. этот эпитет очень редок. О начинает широко применяться в поэзии со второй половины 10-х годов и затем прочно держится до конца творческой деятельности Сергея Есенина. Какое поэтическое содержание вкладывается в этот эпитет теперь? Одно из стихотворений 1925 года начинается: «Несказанное, синее, нежное…». То есть, синее - это что-то нежное, несказанное.

Очень характерно для палитры поэта пристрастие к желто-золотому:

«Мне снились реки златых долин»,

«Где золотятся рогожи в ряд»,

«Лижут сумерки золото солнца»,

«Хвойная позолота», «Зелень золотистая».

Нет ни увяданья, ни смерти, осень - золотых дел мастер - «золотит холмы». Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив «погибшей души», врывается горький жёлтый цвет:

Весной и солнцем на лугу

Обвита жёлтая дорога,

И та, чьё имя берегу,

Меня прогонит от порога.

«Жёлтая дорога» — дорога в никуда. В оттенках жёлтого выдержан и автопортрет поэта:

«Я готов рассказать тебе, поле,

Эти волосы взял я у ржи».

«Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся».

Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску:

«О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку».

«Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тлеется дым у малиновых сёл».

Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными цветами:

« На лазоревые ткани

Пролил пальцы багрянец».

« Алый мрак в небесной черни

Начертил пожаром грань.

Там, где капустные грядки,

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленькой матке

Зелёное вымя сосет».

«Выткали на озере алый свет зари».

С «алым» сливается женский облик:

«С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была.

На закат ты розовый похожа

И, как меч, лучиста и светла».

Интересно Есенин общается с золотом и серебром. Золото - серебро служит как бы рамой, окладом, например, в стихотворении «Табун». Зелёная картина - кони на фоне зелёных холмов - вставленная в золотую; синяя - те же кони, на опрокинутые в «синеющий залив» в серебряную «рамку».

«В холмах зелёных табун коней

Сдувают ноздрями златой налёт со дней,

С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

Дрожат их головы над тихой водой,

И ловит месяц их серебряной уздой.

Наиболее характерным для древнерусской литературы является употребление 2-х цветов-белого для обозначения всевозможных дел и побуждений и чёрного — для показа злых сил. Такая символизация цветов была обычно в Древней Руси. Эту традицию впитал в свою поэзию Есенин. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме «Чёрный человек», где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому.

Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где, совместив отражения можно получить необходимый цвет. В стихотворении «В том краю, где жёлтая крапива» опрокидывает в озеро жёлтую крапиву и синюю «гущу леса» и получает «зелень озёр». Краски в стихотворении ложатся то густо, то чуть приглушенно:

«Топи да болота, синий плат небес»

или

« Ярче розовой рубахи Зори вешние горят» .

В своём творчестве Сергей Есенин демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ «крашения». В стихотворении «Дымом половодье» первое, что бросается в глаза: нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: смутная желтизна ила, жёлтые поводья месяца, рыжие, побуревшие за зиму стога. Общий план тона - желтый. Есенин играет на фактурных оттенках цвета. Пейзаж решен в 2 цвета: желтая масса реки и синяя даль рощи. Но ощущается присутствие черного, густого и яркого. Цветовой сюжет движется от света в темноту:

1 строфа - ярко - жёлтая,

2 строфа - рыжая,

3 строфа - черная,

4 строфа - мрачно - синяя.

Дымовое половодье

Зализало ил.

Желтые поводья

Месяц уронил.

Еду на баркасе,

Тычусь в берега.

Церквами у прясел

Рыжие стога.

Заунылым карком

В тишину болт

Черная глухарка

К всенощной зовет.

Роща синим мраком

Кроет голытьбу…

Помолюсь украдкой

За твою судьбу.

Так после двух первых попадает в (3-ю и 4-ю) темноту весенней ночи, где пугает птица.

В есенинской цветовой азбуке много земляных, натуральных, естественных красок.

Даже оторвавшись от предмета, цветовой образ не утратил предметности: волосы не просто желтые, а светлые, румянец не розовый, а именно ягодного оттенка, седина в бороде отца «яблочного» цвета.

Читая есенинские строки, мы невольно провели параллель с живописным творчеством К. Петрова - Водкина. Художник вёл борьбу за новое «цветоощущение», за возвращение к ясности, к классическому трёхцветному «красный - синий — жёлтый». К цвету он подходил как мастер-философ. Есенин обладал глазом, очень тонко воспринимающим «цветовые характеристики природы». В его стихах нет однообразия. Как только пейзаж становится чересчур однообразным, зелёным, Есенин вводит в лирический ландшафт алый, красный цвет. Наряжает свою «деву Русь» в алые одежды, не забывает бросить ей на плечи «зелёную шаль»:

«Не твоя ли шаль с каймой зеленеет на ветру» -деталь, прекрасно дополняющая «алый наряд».

Основной тон поэмы «Пугачёв» — медно- грязно-жёлтый:

«Луна, как жёлтый медведь»,

«Жёлтые кошки казацких голов»,

«Зари жёлтый горб»,

«Красношерстная верблюдица ».

Подобный фон (водно-голубой) вводится и в другие стихотворения:

«О, Азия, Азия!

Голубая страна,

Обсыпанная солью,

песком и извёсткой».

Есенин обращает внимание на голубой цвет, так же как и природа нашла единственно возможный дополнительный цвет к грубо-рыжим среднеазиатским пескам. У Есенина врождённая точность художественного зрения. Как и Петров-Водкин использует классическое трёхцветие:

«Под красным вязом крыльцо и двор»,

«Луна под крышей, как злат бугор»,

«На синих окнах накапал лик».

Но может создавать один цвет из множества оттенков:

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех;

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Красный: «багряные кусты»

«розовый закат»

« алый, как ягоды»

Стремясь получить нужный оттенок, не пренебрегать даже «краской тараканьей». В поэзии Есенина много образов- символов. Например: лебеди — символ красоты . Есть символическое значение и у цветных эпитетов, так, например:

«Красный конь»- символ революции;

»Розовый конь»- образ молодости;

«Чёрный конь» — предвестник смерти.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Значение цвета для раскрытия «движения души».

Нам кажется, что дело не только в ярокоцветности лирики как таковой. Есенин как большой художник, оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души.

Его цветовая гамма способствовала передачи различных настроений, романтической одухотворенности, придавала свежесть образа. Так, где казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают воображение внезапно, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски: синее, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах. Вот такая цветовая палитра Есенина.

По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам — свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями реального мира.

Заключение.

На траву упала роса. Растаяли в небе звёзды- насмешницы. Рассвет был какой-то розовый и звонкий. Казалось, скажешь слово тихо-тихо, оно полетит через всю землю. Мы посмотрели на родные, знакомые до боли места и замерли. Теперь мы твёрдо знаем: в какие бы края ни забросила нас судьба, мы никогда не расстанемся с этой землёй.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: « Не надо рая,

Дайте родину мою».

Этому научил нас Сергей Есенин.

Дай отоспаться в холоде дьявольской пустоты. (с) // Воскреснув от смертельного яда и рикошетом раня других. (с) // Я ухожу от тех, кем я болею, как простудой. (с) // the queen of the superficial. (с)

«Душа писателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лаборатории слов. Тем временем перед слепым взором ее бесконечно преломлялась цветовая радуга. И разве не выход для писателя - понимание зрительных впечатлений, уменье смотреть? Действие света и цвета освободительно. Оно облегчает душу, рождает прекрасную мысль».


Цвета в поэзии используют не только для выражения мыслей, но и чувств и эмоций. Кроме того, по палитре используемых цветов можно лучше понять самого поэта, его мировоззрение, характер. Несмотря на это, большинство поэтов используют вместо света и цвета абстракции.
В своей статье "Краски и слова" Александр Блок о таких писал, что они "отупели к зрительным восприятиям". Но так же он был уверен, что через несколько лет появится поэт, который "привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками".
Этим поэтом стал Сергей Есенин.
Цвета в произведениях Есенина и Блока встречаются в лирике гражданской, любовной и пейзажной. В своём сочинении я хочу остановиться только на одном аспекте: значение цвета в любовной лирике.
Разумеется, у двух поэтов, хотя и живших в разное время, но родившихся и получивших образование и воспитание в разных местах, один и тот же цвет не может иметь одинаковое значение.
Есенину ближе оттенки голубого, золотого, зелёного и алого, свойственные фольклору и древнерусской живописи. Это цвета его Родины, его корней, его происхождения.
Блок чаще всего использовал в своём творчестве тёмно-синий, красный, чёрный и белый - цвета города. Блок – поэт-символист и для создания своих образов-символов он постоянно использует цвет.
Мы можем рассмотреть лишь малую часть их палитры.
В энциклопедии цветов даётся следующая трактовка значений красного: он ассоциируется с неистовой жаждой жизни, кровью, огнём и страстью. У Александра Блока он означает ожидание встречи с любимой:

Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.


У Сергея Есенина же красный цвет – это любовь:

Красной розой поцелуи веют...


Близок к красному цвет розовый, он объединяет страсть с чистотой, романтикой, свежестью, утонченностью и нежностью.
У Блока это – исчезающие, словно лучи рассвета, мечты:

Ухожу в розовеющий лес...
Ты забудешь меня, как простила.


Есенин же не меняет первоначального значения цвета, создавая с его помощью нежный, утончённый образ любимой:

На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.


Золотой цвет - символ славы, победы, торжества и независимости.
При помощи этого цвета Александр Блок изображает гордую, независимую, яркую женщину:

Молодая, золотая,
Ярким солнцем залитая,
Шла ты яркою стезею.


У Сергея Есенина же этот цвет ассоциируется с осенью, ещё яркими воспоминаниями о прошлом, которое уже не вернуть:

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут.
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.


Рядом с золотым – цвет желтый, цвет солнца и лета. Но в некоторых случаях он может обозначать ревность и измену.
Блоку и его лирическому герою близко второе значение:

Мелькали жёлтые огни
И электрические свечи.
И он встречал её в тени,
А я следил и пел их встречи.


У Есенина жёлтым окрашены те воспоминания, которые уже потускнели в памяти, оставив после себя только лёгкую печаль:

Ведь не осталось ничего,
Как только жёлтый тлен и сырость.


В той же энциклопедии про зелёный цвет читаем: «это символ спокойствия, мира, молодости и надежды».
Именно надежду – робкую, затаённую – этот цвет олицетворяет у Блока:

Я и молод, и свеж, и влюблён,
Я в тревоге, в тоске и в мольбе,
Зеленею, таинственный клён,
Неизменно склонённый к тебе.


Но в русском языке есть такое выражение – «тоска зелёная», и у Есенина этот цвет показывает именно это чувство:

В глазах пески зеленые
И облака.
...
То близкая, то дальняя,
И так всегда.
Судьба ее печальная -
Моя беда.


Любимые многими людьми лазурный и родственный ему голубой – цвета веры и надежды, одухотворённости и даже космоса.
Но и у Александра Блока ("Шли мы стезею лазурною, только расстались давно"), и у Сергея Есенина ("Пройдут голубые года») – это время, которое разделяет людей, но не позволяет им забыть друг друга.
Рядом с лазурью и голубизной – более тёмный цвет, синий, обозначающий спокойствие и умиротворённость, а также – тоску и верность.
У Блока синий – это непреодолимое расстояние:

Даль опустила синий полог
Над замком, башней и тобой.
Прости, царевна. Путь мой долог.
Иду за огненной весной.


Синий для Есенина – звенящая тишина, которая наступает после только что отбушевавшей стихии:

Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз.


У белого цвета также существуют два значения. Он может символизировать чистоту и непорочность (и часто ассоциируется с невестой), но, с другой стороны, белый – это безмолвие и смерть.
У Блока оба значения «переплетаются» между собой и плавно сменяют друг друга. Сначала возлюбленная лирического героя, словно невеста, появляется в белом платье:

Я любил твоё белое платье,
Утончённость мечты разлюбив.


А затем белый становится цветом смерти любви:

Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды.


У Есенина девушка в белом, даже если она ушла к другому, всё равно остаётся символом чистоты и непорочности:

И теперь ты другому смеёшься,
Укрываяся в белый платок.


Противоположен белому чёрный цвет - абсолютное отрицание, тайна, бездна, темнота. Чаще всего он ассоциируется со смертью и трауром.
Для Александра Блока это одиночество и приближающаяся старость:

Уже двоилась, шевелясь,
Безумная, больная дума...
....И залила мою весну
Волною чёрной и бесшумной.


А для Сергея Есенина это тайна:

Ты вошла под чёрным покрывалом
И, поникнув, стала у окна.


Часто можно услышать выражение «музыка стиха». А я попыталась провести небольшое исследование языка великих мастеров и показать, что стихотворные строки для поэта – это не только нотный стан, но и палитра.