Гласные в суффиксах причастий 20 примеров. Тема урока "гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени". ІY. Новый материал

Урок русского языка в 7 классе.

Действительные причастия. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Цели:

    Актуализировать знания о глаголе и глагольных формах

    Научить образовывать форму действительного причастия настоящего времени

    Создать условия для применения знаний об образовании причастий с помощью суффиксов -ущ(-ющ), -ащ(-ящ) на практике (при выполнении упражнений)

Тип урока : урок объяснения нового материала

Ход урока:

1.Орг. момент. Слайд 1

Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами не просто учениками, а учениками-исследователями. А исследовать мы будем часть речи, которую начали изучать на предыдущих уроках. Это …(причастие). Давайте откроем тетради и запишем дату, когда мы проводим наше изучение. (Записываем в тетради число, классная работа).

2.Повторение :

И начнем нашу работу с подготовительного этапа, с повторения.

Запишите слова, объясните графически написание безударных личных окончаний глаголов, определите спряжение, вид.

О б р а з е ц: Слайд 2

строят (II спр., несов.вид,) дом.

Борются за мир (1 спр., несов.вид,), лечат людей (2 спр., несов. вид,.) , сеют рожь (1 спр., несов. вид,.), видят насквозь (2 спр, несов. вид,.), тревожат друзей(2 спр., несовер. Вид,.), ненавидят ложь (2 спр., несов. вид,\).

3.Получение новых знаний. Постановка проблемы.

Глаголы вспомнили, а у вас на каждой парте лист с глаголами. Устно образуйте действительные причастия с помощью суффиксов – УЩ-/ -ЮЩ- , АЩ-/-ЯЩ- .Запишите. Работают с глаголами:

бороться

колыхаться

клеить

лечить

Слайд 3

Проверяем глагол «бороться». Какой суффикс в причастии? (Аналогично проверяем остальное)

Задание одно? А как выполнили? (выполнили по-разному)

Почему так получилось? (-Не знаем суффиксов причастий. Суффиксы как раз знаем, не знаем гласные в суффиксах действительных причастий

Какие гласные пишутся в суффиксах причастий.)

Значит, какая сегодня тема урока? (Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени (Тема.) Слайд 4.

Сформулируйте цели урока- исследования: Устно формулируют цели, затем выбрать 2 цели и записать в тетрадь Слайд 5

Узнать , какие гласные пишутся в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Изучить орфограмму в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Поиск решения проблемы Слайд 6

Причастия на доске помогут вам открыть правило. Прочитайте их внимательно.

Читают два столбика слов, записывают в тетрадь:

борющийся

колышущийся

тающий

клеящий

лечащий

гонящий

Что заметили?

Выделяем суффиксы.

В причастиях 1-го столбика суффиксы -УЩ-/-ЮЩ- , 2 столбика -АЩ-/ -ЯЩ-.

От чего зависит выбор гласной в суффиксе? Какие есть гипотезы? (предлагают свои варианты)

Вспомните, что вы знаете о причастии. -Причастие – это особая форма глагола ….(Дают определение.)

Появилась новая гипотеза? Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ- (Решающая гипотеза.)

Как проверить эту гипотезу?

Определить спряжение глаголов, от которых образованы причастия каждого столбика.

Делайте. Записываем на доске. Что у вас получилось? В 1-м столбике причастия образованы от глаголов 1-го спряжения, во 2-м- от глаголов 2-го спряжения.

Сформулируйте правило - В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения, пишутся суффиксы -УЩ- / -ЮЩ- , от глаголов 2 –го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-.

Теперь запишем наши наблюдения в виде алгоритма: Слайд 7

-ущ, -ющ -ащ, -ящ

Определяем, какого спряжения глагол, от которого образуется причастие

Если глагол 1 спряжения, то пишем Если глагол 2 спряжения, то пишем

Ущ, -ющ -ащ, -ящ

Давайте проверим верность наших наблюдений и сравним вывод с учебником. (Все верно).Обратить внимание на несовершенный вид глагола, от которых образуются действительные причастия.

4.Закрепление . Пора немного и отдохнуть. Физкультминутка . Я называю действительные причастия настоящего времени. Если в суффиксах надо писать ущ, ющ, вы хлопаете в ладоши. Если –ащ, ящ, вы поднимаете руки вверх. Алгоритм рассуждения на доске)

ПенЯщийся, чувству.Ю.щий,леч.А.щий; таЮщий; бушуЮщий; колебл..Ющийся; вид..Ящий; слыш..Ащий.

А теперь вновь за работу. Надо проверить на практике наши исследования.

2. Работа по цепочке. Запишите, объяснив графически: Кол..щая лёд; спе..щая ягода; маш..щая крыльями; бор..щаяся за первенство; стро..щийся стадион; беспоко..щаяся о здоровье сына мать; пиш..щий письмо; дремл..щий в тиши; кле..щиеся обои; видне..щиеся вдали

3. А теперь каждый сам попробует подтвердить наше исследование.

Задание распечатано на рабочем листе.

Вставить букву и объяснить выбор:

Служ…щий –

Се…щий –

Вяж…щий –

Крас…щий –

Улыба…щийся –

У многих все получилось. Давайте посмотрим, сумели мы реализовать цели, поставленные нами в ходе нашего исследования.

5.Рефлексия!!! Слайд 8

6.Домашнее задание. Продолжить сказку. (для сильной группы учеников и желающих)

В некотором царстве, в некотором государстве у папы Глагола и мамы Прилагательного родился сынок, и назвали его Причастием.

Многое сын унаследовал от родителей, но вот характер у него выработался свой, ни на какой другой не похожий. Уж такой энергичный, «действующий» получился ребёнок, ни минуты не сидит на месте. Стали называть его Действительным Причастием. Да и черты характера его – суффиксы – не отстают от хозяина: на каждом шагу ставят условия.

( для слабых – упр. , параграф -)

Цель урока: ознакомление учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-).

Работа по развитию речи: конструирование предложений, словосочетаний.

Повторение: написание безударных личных окончаний глаголов.

Ход урока:

Слайд 1 Тема

Слайд 2 Цель

Слайд 3 Проверка д/з

I . Взаимная проверка домашнего задания.

Параграф 17

а) вопрос:

От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени (От основ неопределённой формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида, при помощи суффиксов –вш-, -ш-).

Игравший, отчаявшийся, прибывший, улыбавшийся, увядший, сеявший, прикасавшийся, хмурившийся, веявший, затеявший, надеявшийся, сморщившийся, увидевший, пригоревший, обидевшийся, зажмурившийся, погасший, ненавидевший, заострившийся, заместивший, наладивший, осунувшийся, промокший, несший, объездивший, разраставшийся, повлёкший.

Слайд 4 Соответствует ли употребление данных причастий литературной норме.
Исправьте предложения.

Слайд 5

II . Повторение

а) Вопросы:

Что надо знать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (Их спряжение)
- Вспомним спряжения глаголов. Какие глаголы мы относим к глаголам

II спряжения?

Все на ить и глаголы-исключения:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Слышать, дышать и ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
И обидеть, и вертеть.

I спряжения?

б) Выборочный диктант.

Учащиеся выписывают глаголы, объясняя окончания.

В бездонную бочку воды не наносишь. Кашу маслом не испортишь. Потерянного времени не воротишь. Без правды и шагу не ступишь. Хлеб режут, а сахар колют. Что посеешь, то и пожнёшь. (Пословицы)

в) Вопросы:

В написании суффиксов каких причастий нужно знать спряжение глаголов, от которых они образованы? (Действительных настоящего времени)

Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени. (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-).

г) Работа по вариантам

Два ученика у доски по одному от каждого варианта. I вар.- причастия, образованные от глагола I спряжения; II вар. – причастия, образованные от глагола II спряжения.

Хвалящийся успехами, борющиеся с волнами рыбаки, строящийся стадион, пенящийся поток, дышащий зноем ветер, тающий снег, шепчущийся камыш, сеющий дождь, стелящийся туман.

Слайд 6

а) Составьте новое слово, взяв от данных слов указанные значимые части.
прекрасный, описать, доля, потчевать, борющегося, колющий. (Преодолевающий)

Слайд 7

б) Составьте с данным словом словосочетания (преодолевающий лень, человек преодолевающий, успешно преодолевающий) , предложение.

в) Разберите синтаксически предложение.
Человек,/успешно преодолевающий свою лень/, может многого добиться. (Повест., невос., прос., рас., двусост., ослож. прич. оборотом)

Физминутка

Слайд 8

Ш. Изучение нового материала.

Параграф 18

а) Анализ материала на с.48 (работа с таблицей).

б) Чтение материала на с. 49

Слайд 9 Применяя данное правило, рассуждайте так:

Слайд 10 Рассуждение учащихся вслух и запись.

Образец:отправлять (I спр.) - отправляемый

  • прикрывать
  • решать
  • возводить
  • сооружать
  • оберегать
  • видеть
  • ранить

Слайд 11

IV . Упражнения на закрепление материала.

2. Работа с учебником.

Упражнение 102 устно «по цепочке»

3. Самостоятельная работа

а) Упражнение 105 (для средних и сильных учащихся)
б) Карточки для слабых учащихся

Слайд 12 Вывод: при написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо опираться на спряжение глагола.

Слайд 13

V . Игра «Корректор»

Начальнику отдела «Грамотность»
бригадира грузчиков
Недосмотрова И.И.

Объяснительная

При транспортировке ящика «Предложения с причастными оборотами» грузчиками Расхлябовым и Лентяйкиным было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшие части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно.

10.10.08
подпись

Резолюция на этом документе была такова: «Принять меры по приведению содержимого ящика в исходное состояние»

Слайд 14 Исправленный

Слайд 15 Итог урока:

Итог урока:

  1. С какими причастиями мы познакомились сегодня на уроке?
  2. В суффиксах страдательных причастий настоящего времени
    -ем-, -им- пишется:
    буква е, если …
    буква и , если …

Слайд 16

Домашнее задание.

  • Упражнение 103

Образец: уважаемый коллективом, изучаемый школьниками

Список использованной литературы

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. М. «Просвещение» 2003. с.58
  2. Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка 7 класс. Ростов на Дону.Феникс 2002. с. 24
Тема: Гласные в суффиксах

действительных и страдательных причастий настоящего времени

Класс: 7

Тип урока: урок усвоения новых знаний через исследовательскую работу.

Методы: поисковый; репродуктивный (составление и запись алгоритма рассуждения).

Формы: коллективная, индивидуальная; работа в парах.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, сборники заданий по подготовке к ЕГЭ, дидактический материал.

Цель урока: Сформировать умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Задачи:

  • Познакомить с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.
  • Сформировать умение составлять и применять алгоритм рассуждения по заданной теме.
  • Развивать логическое мышление и языковое чутье.
  • Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.
  1. Мотивация

Уважаемые гости, ребята, приглашаю вас на урок-исследование и надеюсь, что вам будет интересно пройти вместе этот путь. (Запись даты) Актуализация

Любое исследование предполагает пошаговое приближение к истине, и мы начинаем с вами это движение вперед. Сегодня на уроке мы будем изучать явление, которое можно назвать «близкие родственники», и исследовать будем «родственные связи». Наше исследование так и называется «Родственные связи».

Какую часть речи мы изучаем? (причастие)

Предположите, о каких родственниках пойдёт речь? (глагол, прилагательное и причастие)

Послушайте лингвистическую сказку. В стране морфологии жила дружная семья: папа глагол, мама прилагательное и сын причастие. Шло время, вырос сын и отправился в самостоятельную жизнь. Родители попрощались и дали в дорогу самое необходимое. Прилагательное вложило род, число, падеж в окончание, глагол отдал вид и настоящее и прошедшее время. Но подумал глагол и решил: я отец, нужно, чтобы связь между нами была прочной и все видели, что мы родственники, и поделился с причастием … Чем?

У вас есть предположения? Догадались? Интересно?

Будем выяснять вместе.

3. Исследование языкового материала

- У каждого из вас есть конспект с материалом, который поможет в нашем исследовании родственных связей. Часть материала закрыта (Лист свёрнут пополам, закрыта опорная схема ), пока не заглядывайте. Прочитайте задание. Это слова какой части речи? (Причастие)

ДОСКА. Первая проблемная задача . Доска закрыта шторой ниже даты. После выполнения открываю доску. На доске выполняемое задание со вставленными буквами. Самопроверка.

Есть проблема? У кого всё верно? В какой части слова? (Как образуются причастия? – От глагола суффиксальным способом)

(Обозначили суффиксы ) Проблема с гласными или согласными? (Подчеркнули гласные ) Итак, что мы будем изучать? (Начало записи темы: Гласные в суффиксах… , сдвигается штору )

Что между данными словами общего и чем различаются? (Причастия настоящего времени, страдательные и действительные) . Закончим формулировку темы урока. Сформулируйте тему (Тему открыть). Записали.

Поставьте перед собой цель. Чему должны научиться на уроке? Что понять?

(Выбирать гласную в суффиксах. Узнать, от чего зависит .)

Поскольку с темой определились, и мы увидели, что перед нами действительные и страдательные причастия, сгруппируем их. (Разносим в столбики на доске и выполняем запись в тетради ).

Действительные страдательные

грохочущий видимый

слышащий ведомый

строящий хранимый

рисующий решаемый

Итог первой проблемной задачи – классификация причастий

Продолжим исследование . Вторая проблемная задача . В центре нашего внимания действительные причастия. (Страдательные закрываем )

Чем различаются? (Суффиксами ) (Выясняем и снова расписываем в 2 столбика)

Вспомните нашу сказку. Может, сразу мне скажите, что же мог оставить на память о себе глагол? (Как проявились родственные связи?) (Если обучающиеся сразу видят соответствие гласных в суффиксах причастий и в окончаниях глагола, то подтверждаю их открытие, если нет, подвожу к этому вопросом: какое различие в суффиксах?

строящий грохочущий

слышащий рисующий

(Ура! Открытие!)

У действительных причастий настоящего времени могут писаться суффиксы –ущ-(-ющ) или –ащ- (-ящ-). Где встречается такое же сочетание гласных? (У глаголов в 3 лице мн. числе) (Спряжение глагола. У глаголов 1 спр. в 3 лице мн числе окончание –ут - -ют, во втором –ат - ят )

А сейчас главный вопрос. От чего зависит правописание гласных в этих суффиксах? (ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА) Найдём глаголы, от которых образовались причастия, определим спряжение.

Составляем опорную схему (от руки на доске)

Итог второй проблемной задачи – составление 1 части опорного конспекта.

Сделаем вывод. Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ущ-, -ющ- . Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2 спряжения, имеют суффикс –ащ-, -ящ- .

Опорная схема есть у вас на столах. Разверните нижнюю часть листочка.

Прочитайте схему.

ДОСКУ ЗАКРЫВАЮ.

4 .Закрепление второй проблемной задачи: упр. 90 (на обычной доске) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Постановка третьей проблемной задачи .

Мы разобрались с правописанием суффиксов действительных причастий настоящего времени. И вновь стоим на пороге открытия. Какую проблему нужно рассмотреть в связи с правописанием страдательных причастий настоящего времени? (Есть ли соответствие между суффиксами и спряжением глагола) Как считаете? Ответ поищем в учебнике на стр.49 п.18). Рассмотрите таблицу. Сделайте вывод: зависит правописание гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени от спряжения глагола?

Составление алгоритма или опоры (самостоятельно по подобию на готовом листе с 1 алгоритмом)

Итог третьей проблемной задачи - вывод второй части опорного конспекта. (Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ем-, -ом- . Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2 спряжения, имеют суффикс –им-).

Подведём итог. Как выбрать гласную в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени? (Прочитать полностью опорную схему)

5. Рефлексия .

- Предлагаю вернуться к конспекту исследования (1 задача на уроке) и выбрать или подтвердить правильное написание суффикса, аргументируя свой выбор. Пользуйтесь опорной схемой. (Проверка, выяснение затруднений, возврат к теории).

6. Закрепление . Тесты ЕГЭ (Задание А16)

Предлагаю рассмотреть 1 типичное задание из вариантов ЕГЭ по русскому языку.

Учащиеся выполняют задания ЕГЭ по русскому языку. (Самопроверка)

Отвечают на следующие вопросы:

1. Правописание каких частей речи проверяется в данных заданиях?

2. Правописание каких морфем проверяется в задании?

3.Почему правописание личного окончания глаголов и правописание суффикса действительных и страдательных причастий проверяется в одном задании?

(потому что гласные в суффиксах причастий настоящего времени зависят от спряжения глагола, от которого образовано причастие)

7 . Рефлексия. Вспомним нашу сказку. Что же оставил причастию на память о себе глагол? Помните задачу, которую ставили перед собой на уроке? Какую? Научились? Полученные знания вам нужны?

8. Итог урока. Оценивание.

Мы прошли весь исследовательский путь для того, чтобы убедиться, что причастия поистине чудесная, удивительная часть речи, изучая которую можно совершить много открытий. Спасибо за урок! Опорные памятки можете оставить себе. В конце записан вопрос, ответ на который найдёте, изучая П. 16,18.

Дома : П.16,18, упр. 106

Исследование «Родственные связи»

Вставьте попущенную букву:

стро…щий

Хран…мый

Грохоч…щий

Вед…мый

реша…мый

Рису…щий

Слыш…щий

Вид…мый.

Причастия настоящего времени

действительные страдательные

от глаголов I спр . – У Щ- - - Ю Щ- от глаголов II спр . – А Щ- - - Я Щ-

Дома: От любых глаголов можно образовать причастия настоящего времени?

Работа с интерактивной доской

Открыто:

Десятое октября

Классная работа

Закрыто:

Гласные в суффиксах

действительных и страдательных причастий настоящего времени (открывать постепенно по мере выявления темы урока)

Закрыто:

стро я щий

Хран и мый

Грохоч у щий

Вед о мый

Реша е мый

Рису ю щий

Слыш а щий

Вид и мый

(открыть после работы на листах)

Расставляем в 2 столбика, страдательные причастия закрываем

Действительные причастия в 2 столбика

Составляем (от руки) опорную схему

Причастия настоящего времени

Действительные

Гл. I спр. – ущ - - -ющ-

Гл. II спр. – ащ---ящ-


Тема урока: Страдательные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

І. Оргмомент. движи мый

ІІ. Проверка Д/З Упр.99 §17

ІІІ. Цель урока: ознакомить учеников со способами образования страдательных причастий настоящего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.

ІY. Новый материал.

С чего начинаем?

С « Грязного диктанта»

На доске:

1.гонящий (2) 2. види вший (е) (2)

дышу щий (а) (2) зависевший (2)

клеящий (2) страдающий (1)

засее вший (я) (1) стелящий (ю) (1)

лая щий (ю) (1) любящий (1)

ненавидящий (2) колеблющий (1)

вытерпе вший (2) колышущий (1)

слышавший(2)

- В тайный уголок (за боковые створки доски) пойдёт

за первый уголок- 1 ученик

за второй уголок – 2 ученик

На доске:

(ІІ) – вид…мый - (видимый)

(І)– уважа…мый -(уважаемый)

(ІІ)- движ…мый -(движимый)

(І) – приготовля…мый - (приготовляемый)

(ІІ) – гон…мый– (гонимый)

(І)- ободряя…мый - (ободряемый)

(І)- вед…мый - (ведомый)

(І)- приглаша…мый– (приглашаемый)

(ІІ) – привоз…мый – (привозимый )

(Ученики выполняют задания)

Остальные работают с « Грязным диктантом»

Можно уже за « веник» браться.

Кто на первый столбик пойдёт с «веником»?

Кто на второй столбик пойдёт с « веником»?

Выходят к доске « веники» - работают со словами.

Посмотрите, у соседа « мусор» есть?

С какой частью речи работаем?

(причастие)

С каким правилом работаем?

(выбор гласной в суффиксах причастий)

От чего зависит выбор гласной в суффиксе?

(от какого спряжения глагола образовано причастие)

Проверяем работу двух «веников»

(дети допустили ошибки)

Кто подметёт оставшийся «мусор?»

Какую проблему они решали?

(выбор суффиксов действительных причастий настоящего времени и прошедшего времени)

- Проверяем работу двух учеников (за створками работали)

Какую проблему они решали?

(выбор суффиксов страдательных причастий настоящего времени )

Итак, вы сформулировали проблему сегодняшнего урока.

Записываем тему: «Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени».

Какую цель ставим?

Выяснить, от чего зависит выбор орфограммы.

- Выдвинем гипотезу.

1. Выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени зависит от глагола, от которого образовано данное причастие.

Что мы должны делать в первую очередь?

Поставить глагол в начальную форму и определить спряжение. Определим спряжение у глаголов, от которых образовано причастие .

На доске:

ІІ -зависимый – зависеть - завис ят

І – колеблемый – колебать- колебл ют

ІІ- ненавидимый – ненавидеть- ненавид ят

І – лелеемый – лелеять - леле ют

ІІ – слышимый – слышать- слыш ат

І- снимаемый – снимать - снима ют

ІІ- мучимый - мучить - муч ат

ІІ – немыслимый – не мыслить - не мысл ят

- Когда мы читали о причастии (предыдущие уроки), то на что же мы ориентировались?

(на 3 лицо мн. число)

Что мы уже знаем?

- Какие были выводы?

Глаголы 1 спр- ут,ют

Глаголы 2 спр.- ат,ят.

Как эта схемка может нам помочь?

- Какие гипотезы есть?

Гипотеза1.

Если глагол, от которого образуется страдательное причастие настоящего времени имеет окончание:

1 спр суффикс ем

2 спр. суффикс им

Что же нужно знать, чтобы написать правильно суффикс настоящего времени страдательного причастия.

Запишем алгоритм выполнения:

1.Взять глагол.

2. Поставить в инфинитив.

3. Поставить глагол в 3-е лицо. мн. числа

1 спр.- ем (ом)

3 лицо мн.. числа 2 спр.- им

4.Вставить букву.

На доске написаны глаголы. Давайте попробуем образовать от них страдательные причастие настоящего времени.

Дышать? не образуется (неперех)

улыбаться - ? (возвратн) не можем образовать

выстелить - ? (сов в)

зависеть - зависимый – 2 спр.

победить - ? (сов.в) нельзя образовать

хранить - хранимый – 2 спр.

- Теперь надо обозначить ещё одну проблему. Какую?

Почему от одних глаголов образуется страдат. прич. наст. времени, а от других нельзя. От каких же глаголов образуются страдательные причастия наст. времени .

От чего зависит образование страдательных причастий настоящего времени.

Ваши гипотезы.

Гипотеза 1.

Если глагол возвратный, то образовать страдательное причастие настоящего

времени нельзя, потому что действие не может возвращаться само на себя.

Убираем глагол улыбаться.

дышать - ?

улыбаться - ? не можем образовать

выстелить - ?

выстилать - выстилаемый – 1 спр.

зависеть - зависимый – 2 спр.

победить - ? нельзя образовать

побеждать - побеждаемый- 1 спр.

хранить - хранимый – 2 спр.

Гипотеза 2.

От глаголов совершенного вида нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени, т.к. действие уже совершено.

Убираем глагол выстелить, победить .

Гипотеза 3.

Все возвратные глаголы непереходные, т. к. действие возвращается на самого себя.

(Действительные причастия связаны с субъектом, он активен, а страдательные причастия – это объект, на который направлено действие. Объект пассивен.)

Вывод:

Глаголы, которые являются непереходными, образовать форму страдательного причастия настоящего времени нельзя, т.к. нам надо чтобы на него действие переходило.

- Итак, сформулируем случаи, когда же мы можем образовать страдательные причастия настоящего времени.

1. Если глагол невозвратный

2. Если глагол несовершенного вида.

3. Если глагол переходный.

От других глаголов причастия совершенного вида настоящего времени не образуются.

- Что же мы решили на уроке?

От чего зависит выбор гласной в суффиксе страдательных причастий настоящего времени.

Итак, если глагол

1 спряжения, то суффикс – ем-(ом)

2 спряжения, то суффикс – им-

Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.

  1. От переходных или непереходных глаголов образуются действительные причастия?
  2. От глаголов какого вида образуются действительные причастия настоящего времени?
  3. С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?
  4. Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано причастие?

Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-) (от глаголов I спряжения) и -ащ- (-ящ-) (от глаголов II спряжения).

106. Проанализируйте глаголы. Образуйте от них действительные причастия настоящего времени и запишите. Выделите в причастиях суффиксы, обозначьте спряжение глаголов. В каких словах есть чередование согласных?

От какого глагола вы не образовали причастия? Почему?

Таять, щебетать, смотреть, бороться, лаять, колыхать, зависеть, хлопотать, рокотать, дышать, строить, построить, терпеть, тараторить, гнать, служить, вертеть, лечить, грохотать, держать, шептать, стлаться, стелить, брить, слышать.

Применяя данное правило, рассуждайте так: в голубе..щем просторе - причастие голубе..щем образовано от глагола голубеть I спряжения, значит, в суффиксе причастия надо писать букву ю : в голубеющ ем просторе ; крас..щее вещество - причастие крас..щее образовано от глагола красить II спряжения, значит, в суффиксе надо писать букву я : красящ ее вещество .

107. Спишите, обозначая условия выбора гласных в суффиксах действительных причастий (см. образец в рамке). Составьте два сложных предложения со словосочетаниями, которые можно использовать при описании внешности человека.

В ни..ко стел..щемся туман.., при колыш..щемся плам..ни свечи, сле..ка прихрамыва..щей похо..кой, покачива..щимися движениями, с открыто улыба..щимся лиц..м, одева..щаяся по моде девушка, а(к, кк)уратно бре..щийся юноша, люб..щим взглядом, постоянно хмур..щий брови мальчик, кле..щая коробочку девочка.

108. Составьте и запишите словосочетания «причастие + существительное». Обозначьте и объясните условия выбора изучаемой орфограммы. Какого вида причастия вы образовали?

1. Тот, кто соревнуется; тренируется; упражняется. 2. Те, кто торопятся; гонят; зависят. 3. Тот, кто улыбается; любит.

109. Спишите, заменяя заключённые в скобках глаголы действительными причастиями настоящего времени. Согласуйте причастия с выделенными существительными. Обозначьте суффиксы и окончания причастий.

1. Красиво але..т з..ря, разливаясь по волнист..й, ещё (пениться) шири океана (рдеть) красками. 2. На фон.. (меркнуть) неба показались два с..луэта - два вальдшнепа. 3. Через луга послышались первые голоса (ворковать) тетеревов. 4. (Бледнеть) высь зазв..нела песнями. 5. Для сп..сения оставалась лишь одна надежда - это свои (идти) позади к..рабли. 6. И не медля ни м..нуты, он полез в (гореть) погреб. 7. Там, в солнечных лучах, мерещился Толбухин м..як, (показывать) курс м..рякам.

(А. Новиков-Прибой)

110. Прочитайте и озаглавьте текст. Какого он стиля? Какие причастия помогают писателю изобразить «поразительно острое зрение» героя? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и обозначая причастные обороты. К каким существительным могут относиться прилагательные, помещённые в рамке?

поразительный
острый
тонкий
чуткий
изощрённый

Зрение у Васи, как потом уб..дился Егорушка, было поразительно острое. Стоило ему только вглядет(?)ся в даль, чтобы увидеть лисицу зайца дрохву или другое какое(нибудь) животное держащ..е себя подальше от людей. Немудрено увид..ть убега..щего зайца или летящую дрохву, но не всякому доступно вид..ть диких животных в их домашней жизн.., когда они (не)бегут (не)пряч..тся и (не)глядят встр..воженно по сторонам. А Вася вид..л играющих лисиц зайцев умывающихся лапками дрохв расправляющих крылья, стрепетов, выбива..щих свои «точки». Благодаря такой остроте зрения, кроме мира, который вид..ли все, у Васи был ещё другой мир, свой собстве(н, нн)ый, (ни)кому не доступный и, вероятно, очень хороший, потому что, когда он гл..дел и восх..щался, трудно было (не)завид..вать ему.

(А. Чехов)