География делится. На какие два основных раздела делят географию? Экономическая и социальная география

Министерство образования

Национальный институт образования

В.С.Аношко, Б.Н.Крайко, Мешечко Е.Н., П.И.Рогач

Общая география

Учебное пособие для 11 класса

Общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обучения

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Основные этапы развития географии

§ 1 Истоки географических знаний. География античного времени, средневековья и эпохи Великих географических открытий

§ 2. Современная географии: становление и основные направления развития

Тема 2. Методы географических исследований

§ 3. Классификация методов географических исследований

§ 4. Новые методы географических исследований

§ 5. Географическая карта – модель земной поверхности.

Раздел II. Физический мир Земли

Тема 3. История развития Земли

§ 6 Геологическая история Земли. Система геологического летоисчисления.

Тема 4. Влияние Солнца и Луны на Земные процессы

§ 7. Влияние Солнца и Луны на земные процессы

Раздел III. Географическая оболочка Земли

Тема 5. Географическая оболочка как природный комплекс планетарного масштаба

§ 8. Зональность – основная закономерность географической оболочки

§ 9. Характеристика составных частей географической оболочки. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера.

§10 Почвы, растительный и животный мир Земли

§ 11. Взаимодействия общества и природы на разных этапах развития человечества

Тема 6. География природных ресурсов Земли

§ 12. Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность и прогнозирование состояния природных ресурсов

§ 13. Распределение природных ресурсов на суше и в Мировом океане.

Тема 7. Территориально-пространственное деление географической оболочки

§ 14. Природные компоненты и природно-территориальные комплексы (ПТК). Ландшафты

Раздел IV. Территориальная организация общества. География мирового хозяйства.

Тема 8. Географические проблемы территориальной организации общества

§ 15. Понятие о территориальной организации жизни населения. Территориальные социально-экономические системы. Факторы и принципы районной планировки.

Тема 9. Мировое хозяйство. Мировое хозяйство и научно-технический прогресс. Международное разделение труда

§ 16. Мировое хозяйство и его отраслевая структура. Международная экономическая интеграция.

§ 17. Влияние научно-технического прогресса на мировое хозяйство

Тема 10. География отраслей мирового хозяйства.

§ 18. Факторы размещения отраслей мирового хозяйства.

Промышленность мира.

§ 19. Энергетика.

§ 20 Металлургия

§ 21. Машиностроение.

§ 22. Химическая промышленность

§ 23.Лесная промышленность

§ 24. ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Пищевая промышленность.

§ 25. Транспорт

§ 26. Мировое сельское хозяйство. Растениеводство

§ 27. Сельское хозяйство. Животноводство

Раздел V. Глобальные проблемы

Тема 11. Глобальные проблемы человечества и роль географии в их решении

§ 28. Сущность понятия «глобальные проблемы человечества». Геоэкологические проблемы

§ 29. Демографическая проблема. Демографическая политика.

§ 30. Политическая география. Геополитика.

§ 31. Международное сотрудничество в решения экологических проблем Концепция устойчивого развития.

Вопросы для обобщающего повторения

Заключение

Приложения

Как работать с учебником

Уважаемые старшеклассники!

Перед каждым параграфом предлагаются рубрика «Изучение содержания параграфа предоставляет возможность» , которая раскрывает суть параграфа. Например

Ø дополнить представления об истоках географических знаний;

Ø изучить этапы и особенности развития географических знаний на каждом из исторических этапов развития общества.

Материал учебника разделен на основной, который обязателен для усвоения всеми учащимися, и дополнительный для расширения общего кругозора учащихся (выделен в тексте параграфа мелким шрифтом). При работе с текстом учебного пособия учащимся необходимо использовать его иллюстративный и статистический материал, а также приложения в конце учебного пособия. Иллюстративный материал сопровождается вопросами и заданиями, поиск ответов на которые позволит более глубоко и осознанно усвоить содержание параграфа. Для самоконтроля и проверки знаний и умений в конце каждого параграфа приводятся вопросы, которые требуют пересказа содержания учебного пособия, обозначены порядковым номером без звездочки, более сложные обозначены одной звездочкой(*).

Для более глубокой и всесторонней подготовки к урокам вам необходимо использовать периодическую печать, информацию радио и телепередач, Internet, применять знания из других школьных предметов.

ВВЕДЕНИЕ

Вы приступаете к изучению завершающего курса «Общая география», в котором рассматривается природа, население и хозяйство Земли в их тесной взаимосвязи. Как Вы уже знаете общим объектом изучения географии является географическая оболочка. В курсе общей географии она рассматривается как природный комплекс планетарного масштаба и как объект антропогенного воздействия.

Вы познакомитесь с развитием в географической науке двух направлений – дифференциации, которая ведет к образованию в географии множества научных дисциплин, и интеграции, ведущей к объединению разных ветвей географии в единое целое и способствующей усилению целостности и единства географии как науки, формированию общей географии.

Процессы интеграции протекают не только между частями географии, но и на стыке географии с другими науками (биологией, геологией и др.), что способствует образованию новых научных направлений и новых наук. Эти явления также изучают в общей географии.

Такой подход особенно актуален для географии, которая хотя и состоит из двух структурных частей – естественнонаучной (физическая география) и общественнонаучной (экономическая и социальная география), но ее задачей является изучение природы, население и хозяйственной деятельности в комплексе и установление законов и закономерностей взаимодействия между человеческим обществом и природной средой.

Необходимость общегеографического понимания явлений и процессов, протекающих на Земле, доказывается комплексностью географической науки. Как известно, общим объектом географии является географическая оболочка Земли, которая состоит из взаимодействующих земных сфер (литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы) и является средой жизни и деятельности человека. Состояние географической оболочки во многом определяется не только силами природы и космоса, но и деятельностью человека. Понять и изучить это многообразие можно только, зная общие законы и закономерности развития природы и общества.

Комплексность в общегеографических исследованиях предполагает одновременное изучение и учет всей информации о состоянии природы, хозяйства, населения, экологическом состоянии территории. В общегеографических исследованиях окружающей среды отчетливо проявляются два направления – экологическое (геоэкологическое) и ресурсное. В пределах каждого из них, формируются такие учебные и научные дисциплины, как геоэкология, природопользование, ресурсоведение и др., которые исследуют проблемы взаимодействия между природой, человеком и хозяйством.

Место общей географии в системе географических наук можно показать в виде следующей схемы (Рис…)

Без общегеографического подхода невозможно реализовать огромный научный, мировоззренческий, общекультурный и идеологический потенциал, который заложен в географии как образовательном предмете, дающем комплексное представление об окружающем мире, о системе взаимоотношений общества и природы.

Общегеографические знания играют важную роль в стратегии устойчивого развития государства, в расширении международных связей, в интеграционных процессах. Благодаря комплексному, территориальному подходу к изучаемым природным, хозяйственным, социальным объектам и явлениям у учащихся формируется географическое мышление. Общая география как целостная учебная дисциплина пока находится в стадии формирования. Отдельные понятия, определения требуют дальнейшего обсуждения и уточнения. Однако общепризнанным является значение этой дисциплины в познании и решении сложнейших проблем возникающих во взаимоотношении общества и природы и в формировании географических знаний.

Первый раздел учебного пособия посвящен развитию географической науки. Он раскрывает исторический путь географии от простого землеописания до науки решающей многие практические проблемы в современном мире. Особое внимание уделено вопросам развития общей географии и методам географических исследований. Второй раздел «Физический мир Земли» включает вопросы влияния Солнца и Луны на географические процессы и явления на Земле. Не зная этих вопросов невозможно понять и объяснить основные процессы, происходящие в географической оболочке Земли. В третьем разделе «Географическая оболочка Земли» географическая оболочка рассматривается как природный комплекс планетарного масштаба, приводятся схемы ее территориального деления, дается общий обзор природных ресурсов, а также воздействие человека на географическую оболочку. Раздел IV. «Территориальная организация общества. География мирового хозяйства» включает социально-географические вопросы и проблемы территориальной организации общества, раскрываются проблемы становления мирового хозяйства и его интеграции, а также особенности развития его отраслей в эпоху НТП.

В завершающем разделе учебного пособия изучаются глобальные проблемы человечества и пути их решения, вопросы устойчивого развития регионов и стран, а также международное сотрудничество в решении глобальных проблем человечества.

Вопросы и задания

1. В чем заключается уникальность географической науки?

2. В чем заключается сущность комплексности географических исследований.

3. Какие существуют отличия между физической, социально-экономической и общей географией?

Раздел 1. .География как наука


Похожая информация.


География населения изучает два вида территориальных систем (население и населенные пункты) и их взаимодействие, поэтому она состоит как бы из двух больших «блоков», тесно связанных между собой (рис. 1). В первом рассматриваются территориальные группы населения. В зависимости

от задач и детальности подхода в этом случае может быть применен сравнительно-географический метод изучения населения континентов, стран, отдельных регионов в пределах страны (от экономических районов до низших единиц, населенных пунктов различных типов). Во втором - сравнительно-географическое изучение сетей и систем населенных пунктов (либо всех, либо раздельно городских и сельских поселений, отдельных типов, например городов-миллионеров, малых городов, городов-курортов, центров добывающей промышленности и т. д.) также в различном масштабе: от целых стран, региональных и местных систем до отдельных поселений, «первичных клеточек» в этом «блоке» исследований. При этом изучается уже весь комплекс, составляющий населенный пункт: жители, материальные формы, или «основные фонды» (здания, "сооружения производственного, жилого, общественного назначения), их расположение на территории; оценивается и сама территория, ее характерные черты, одни для севера, другие для юга, в горных районах и т. д. (см. рис. 1). Однако география населения, разумеется, не может и не должна монополизировать научное изучение поселений, так как это не только место, где живет и трудится определенная территориальная группа общества - жители этого поселения. Для специалиста по географии промышленности это промпункт или промузел, для физико-географа - очаг наиболее активного антропогенного изменения природной среды и т. д.

В советской географии населения сложились следующие аспекты рассмотрения территориальных групп общества:

1. Изучение региональных различий в воспроизводстве населения и его составе по полу, возрасту, семейности с выявлением причин и следствий (экономических и социальных) наблюдаемых различий. Этот «демогеографический» раздел наиболее широко использует материалы, некоторые методы и положения демографии и демографической статистики. Роль географов в данном пограничном разделе исследований - выявлять воздействие комплекса местных, региональных условий и факторов на показатели воспроизводства и состава населения и одновременно влияние этих показателей на жизнь и развитие рассматриваемого региона. По удачному выражению Н. Т. Агафонова, наша задача - охарактеризовать и оценить демографическую (или социально-демографическую) обстановку изучаемого района.

2. Изучение различий социального состава населения осуществляется при наибольшем контакте с социологией. Однако недостаточно только выделить классы и основные социальные группы, хотя это делается в первую очередь, нужно дать региональную характеристику в составе классов таких социально-демографических общественных групп, как молодежь, разные контингента работающих, пенсионеры.

3. Оценка трудовых ресурсов территориальных групп населения, воспроизводства и использования трудовых ресурсов. В этом плане население рассматривается как производительная сила. Наряду с региональным изучением народного хозяйства и производственно-территориальных комплексов различного масштаба сравнительно-географическое изучение трудовых ресурсов - одно из важнейших для практики направлений в географии, и значительное внимание к нему, как и к социальному составу населения, резко отличает советскую географию населения от большинства зарубежных работ. Цели географов в разработке данной тематики очень конкретны. Трудовые ресурсы района или города - межотраслевое, межведомственное понятие. И только в сопоставлении с территориальной совокупностью мест приложения труда может быть сделана их необходимая характеристика и оценка, вплоть до дробно-региональных балансов труда. Так, баланс труда по краю или области дает слишком усредненную, недостаточную для практических нужд информацию: в одних городах или районах области может быть недостаток, в других - избыток трудовых ресурсов (в частности, как нередко бывает, мест приложения мужского или женского труда). Только анализ трудовых проблем в пределах отдельных городов или их агломераций, отдельных сельских районов (т. е. дробно-региональный подход) позволяет увидеть и оценить конкретную ситуацию. Это и есть географический подход.

Значение географических исследований трудовых ресурсов в СССР сейчас особенно возрастает в связи с тем, что проблема трудовых ресурсов в 80-е годы обострится вследствие снижения рождаемости в 60-х годах.

4. География миграций - перемещений населения с переменой места жительства (постоянно, сезонно или на определенный срок). Миграция - одна из типичных комплексных проблем, имеющая экономический, социальный, демографический и другие аспекты. Но миграция - явление прежде всего географическое, выражающее одно из отношений население - территория. Она характеризует вместе с естественным движением динамику территориальных групп населения, изменения их состава, особенности их жизнедеятельности и может существенно влиять на демографическую обстановку во многих районах и поселениях. На этом основании география миграций составляет один из центральных разделов географии населения.

5. Географическое изучение плотности населения и типов заселения территории. Это другой аспект исследования отношений население - территория, в котором именно социально-экономическая география должна играть ведущую роль. Здесь до некоторой степени мы отвлекаемся от конкретных форм расселения, но приобретаем другую необходимую информацию. Наибольшее значение анализ плотности имеет при дифференцировании территории по видам ее использования: плотность на единицу площади обрабатываемых земель в сельском хозяйстве в зависимости от специализации и интенсивности последнего, от уровня технической вооруженности; плотность на единицу территорий рекреационного использования (которая не должна быть выше определенных пределов, может быть найден и оптимум); плотность на территории города и его жилой зоны как экологический показатель и т. д.

Разная степень пространственной концентрации населения создает и разные условия для хозяйственной деятельности, социальной жизни, для взаимоотношений с окружающей средой (экологических) для всего образа жизни людей. Выяснение и оценка всех таких следствий, вытекающих из отношений население - территория, есть главная научная и практическая задача изучения территориальных групп населения под этим углом зрения. Выявляя и сопоставляя различные типы заселения территории, мы учитываем не только число живущих в среднем на 1 км 2 (плотность), но и равномерность заселения, т. е. вариации этого показателя, и характер расселения - городского, сельского, - на данной территории. Все это имеет прямое отношение к оценке типов освоения различных территорий и эффективности их освоения для нужд общества.

6. Географическое изучение культуры, быта и образа жизни территориальных групп населения. Подобную задачу решает для различных народов, выявляя национальные черты культуры и быта, их историческую эволюцию и современную распространенность, другая наука - этнография. Географы могут воспользоваться ее данными, однако под своим углом зрения. Во-первых, их интересует вся совокупность современной культуры и быта населения, а не только проявление национальных особенностей. Во-вторых, они стремятся обнаружить черты общности быта и культуры в территориальных группах населения, состоящих из разных национальностей. Наиболее употребляемое понятие в данном случае - «образ жизни» населения. Это, по определению В. И. Толстых, устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности их общения, поведения и склада мышления в сфере труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга (1975, с. 27). Изучая в географическом плане образ жизни людей, прежде всего необходимо видеть главные особенности его, определяемые общественным строем. Так, в СССР образ жизни всех советских людей социалистический, и его черты ярче всего выражены в Конституции СССР. Но этот единый в основных чертах образ жизни закономерно имеет и свои особенности, оттенки, варианты для различных групп населения - социальных, возрастных, профессиональных, этнических и территориальных. Региональные различия образа жизни, связанные с совокупным влиянием природных, хозяйственных, демографических, этнических, исторических особенностей тех или иных районов страны или типов поселений, - необходимая часть сравнительно-географических исследований населения. Очевидна необходимость тесного контакта географов в такой работе с этнографами и социологами.

Этногеография занимает особое место в географии населения, она имеет отношение ко всем ее разделам, но в наибольшей мере - к изучению культуры и быта территориальных групп населения (см. рис. 1).

Поскольку различия в общественном строе стран капитализма и социализма глубоко воздействуют на все проявления жизни общества, то в советской географии населения закономерно выделяют (по каждому из указанных выше разделов) исследования и материалы, посвященные населению капиталистических и социалистических стран. Среди них свои особенности имеет, например, географическое изучение населения развитых капиталистических стран и развивающихся государств, недавно получивших независимость, в соответствии со спецификой их социально-экономических условий и проблем населения. Каждая из социалистических стран при наличии общих для них черт и проблем имеет и свои особенности состава, динамики и размещения населения, что также должно быть учтено при его изучении.

Различные разделы советской географии населения развиты не одинаково. Наибольшим вниманием и у нас и за рубежом пользуется география поселений (или расселения), к которой относится половина всех публикуемых работ, особенно касающихся сетей и систем городов. Наиболее отстает пока раздел географического изучения культуры и быта населения, региональных различий в образе жизни. В самое последнее время признана необходимость активного участия географов и в этой области, а пока дело ограничивалось краткими описаниями в различных страноведческих, главным образом научно-популярных, очерках. Предстоит еще разработать методику и направления таких исследований, разграничив задачи географов, этнографов и социологов.

Все разделы географии населения широко используют различные методы картографирования населения и населенных мест, составляющего специальную отрасль социально-экономической картографии.

Ввиду того, что география населения изучает два вида территориальных систем (население и населенные пункты), она состоит из двух блоков, тесно связанных между собой: территориальные группы населения и населенные пункты, их сети и системы (рис. 1.2).

Каждый элемент блок-схемы может изучаться на макроуровне (мир, макрорегион мира), мезоуровне (соответственно - субрегион, государство) и микроуровне (соответственно - государство, территориально-административная единица государства или система населенных пунктов).

География населения

Территориальные группы населения

Населенные пункты,

их сети и системы

    Демогеография

    Половозрастной состав

    Социальный состав

    География трудовых ресурсов

    География миграций

    Размещение населения

    Расселение населения

    Урбанизация

    Культура, быт, образ жизни населения

    Материальные формы и основные фонды поселений

    Население (жители населенных пунктов)

    Природные условия и географическая среда территории поселений

Этнический состав

(этногеография)

Рис. 1.2. Структура географии населения

_________________________________ ТЕМА 2__________________________

ТЕКУЩИЙ УЧЕТ НАСЕЛЕНИЯ.

ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ

Ключевые понятия: ТЕКУЩИЙ УЧЕТ, МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ, ПОДВОРНЫЕ ПЕРЕПИСИ, ПОДУШНЫЕ ПЕРЕПИСИ, ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ, НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСИ, СОВРЕМЕННЫЕ РЕГИСТРЫ НАСЕЛЕНИЯ.

Текущий учет населения - сбор информации и сведений о случаях рождения, смерти, заключения (расторжения) браков по мере возникновения этих событий. Цель текущего учета - регулярное получение данных о численности и составе населения, а также о других характеристиках демографических процессов. Специфика текущего учета - демографические события попадают под наблюдения при их юридическом оформлении .

Элементы текущего учета существовали с глубокой древности. Так, учеты фискального характера проводились ещев Древнем Египте (2800-2250 гг. до н. э.), Древней Иудее,Месопотамии, Индии и других странах. В Китае первый учет населения был проведен в 2238 г. до н. э. В Древней Греции учеты населения (взрослыхмужчин) известны с конца IV в. до н. э. В Древнем Риме регулярные учеты населения (цензы) в военно-учетных, фискальных и электоральных целях проводились, начиная с 435 г. до н. э.

В период раннего средневековья учеты населения также имели, главным образом, фискальные цели. Поэтому учитывались не отдельные люди или семьи, а такие податные единицы, как дом, очаг или домохозяйства. В качестве примера можно привести «Книгу страшного суда», содержащую описание 34 графств Англии, проведенное в 1086 г. по приказу Вильгельма Завоевателя.

В более позднее время учеты населения проводились в отдельных городах (Нюрнберг, 1449; Страсбург, 1473), а затем и в странах. Право учета населения принадлежало церкви. Регистрация обрядов крещения, погребения, венчания происходила в метрических книгах. Лишь в конце XVIII в. во всех европейских государствах функции регистрации перешли от церкви к статистическим учреждениям.

В России начало учетов населения, имевших фискальные цели, относится к IX в. С XIV в. объектом обложения становятся земельные угодья - соха, четверть, десятина. Поэтому документы, в которых содержалось описание податной единицы, назывались сошными письмами . В XVII в. начали проводить подворные переписи, называемые так потому, что единицей обложения стал двор (домохозяйство). Они были проведены в 1646, 1678, 1710 и 1716-1717 гг. При Петре І произошел переход от налогообложения дворов к налогообложению душ, и переписи стали именоваться подушными, а с 1718 г. - ревизиями. Списки податного населения назывались «сказками», единица мужского учета - «ревизская душа», именные списки - «ревизские сказки». Именно этот вид учета населения стал предшественником переписей, аналогов которому в Европе не было. Ревизии были единственным источником сведений о населении страны на протяжении 1719- 1860 гг. К их недостаткам можно отнести то, что они учитывали только податное население, проводились не на всей территории страны и длились много лет. С отменой крепостного права в 1861 г. ревизии были отменены. С 1834 г. сбор сведений в России переходит от церкви к губернским статистическим комитетам, а в 1865 г. - центральному статистическому комитету .

С середины ХХ в. в большинстве экономически развитых стран текущий учет существует в рамках общенациональной системы регистрации. Одновременно с регистрацией дается, как правило, краткая характеристика места события и лица события.

Становление в Европе централизованных государств потребовало наличия точных и надежных данных о качественных и количественных характеристиках населения. Как реакция на эту потребность в странах Европы и в США стала складываться система государственной статистики, и был поставлен вопрос о проведении основанных на новых принципах переписей населения. В отличие от текущего учета населения, который занимается постоянным сбором информации об отдельных демографических событиях населения страны, перепись дает одномоментный портрет населения страны по широкому спектру признаков, которую впоследствии назвали программой переписи (см. ниже).

Перепись (по определению ООН) - единый процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации (или распространения другим образом) демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам страны .

Цель переписи населения : получить сведения о численности, составе и размещении населения, необходимые для организации экономической жизни страны, определения представительства в законодательных учре­ждениях и научном изучении населения. Круг сведений, которые необ­ходимо получить во время переписи, называется программой переписи , которую разрабатывает Статистическая комиссия ООН. Она включает: демографические признаки; экономические признаки; характеристику уровня образования; этнические признаки; прочие признаки (для каж­дого государства в отдельности, например, гражданство и др.).

Перепись населения проводится несколькими этапами. Подготови­тельный этап заключается в разработке программы и материалов пере­писи, подготовке кадров для ее проведения (инструкторов, счетчиков, программистов и др.), проведении предварительного обхода всех пере­писных участков на предмет учета, согласовании сроков проведения пе­реписи и критического момента. Основной этап включает в себя непо­средственный обход помещений в целях переписи населения. В конце основного обхода проводится выборочный контрольный обход для сверки полученной информации. На заключительном этапе подводятся сначала предварительные итоги переписи, а затем окончательные. Пе­риод получения заключительных итогов переписи зависит от наличия программного обеспечения и степени компьютеризации переписных от­делов и руководящих переписных статистических ведомств.

В истории переписей населения выделяются 3 этапа:

1. Конец Х V ІII в. - первая половина ХІХ в. В 1790 г. в США была про­ведена первая перепись в истории, последующие были в Швеции и Фин­ляндии (1800), Великобритании, Франции, Дании и Норвегии (1801). Эти переписи на протяжении длительного времени были далеки от совер­шенства, так как учитывали ограниченный набор признаков, страдали огромным недоучетом, не были привязаны к какому-либо конкретному моменту времени, отсутствовали строгие правила их проведения, обра­ботка их результатов длилась много лет. Однако в первые десятилетия XIX в. постепенно закладывались основы организации переписей насе­ления, принципы формирования их программ .

Огромную роль в этом отношении сыграла перепись населения Бель­гии 1846 г. Она проводилась под руководством великого бельгийского ученого А. Кетле (1796-1874), который впервые разработал принципы проведения переписей населения, в частности принцип одномоментно­сти, ввел термин «наличное население».

Особенностью этого этапа является заложение принципа регулярно­сти проведения переписей (каждые 10 лет в США и Англии, каждые 5 лет во Франции и Швеции, каждые 3 года в Австрии); при этом учитыва­лись пока только отдельные признаки.

2. Вторая половина ХІХ в. - первая половина ХХ в. В этот период на Международных статистических конгрессах, регулярно проводившихся в 1853- 1876 гг., и в Международном статистическом институте разви­вается методология проведения переписей. Например, было рекомендо­вано проводить переписи не реже одного раза в 10 лет, в годы, оканчи­вающиеся на 0 (или близкие к этой цифре), учитывать наличное (а не юридическое) население и относить все данные к строго определенному (критическому) моменту времени. Количество переписей населения стало быстро увеличиваться: так в 70-е гг. XIX в. было проведено 48 пе­реписей, в 80-е - 54, в 90-е - 57. В течение этого периода переписи были проведены во всех странах Европы и Америки, в некоторых стра­нах Азии и Африки.

3. Середина ХХ в. - наши дни. Переписи проведены в освободив­шихся странах Африки, в 1980-е гг.- в странах юго-западной Азии: ОАЭ, Катаре, Саудовской Аравии. В первом десятилетии XX в. было проведено уже 74 переписи. При этом к началу ХХ столетия переписями было охвачено 64 % мирового населения.

В России первая перепись прошла в 1897 г. по инициативе П.П. Семенова-Тян-Шанского. Учитывались 3 категории населения: наличное, постоянное и приписное (юридическое). В программе было 14 признаков . «Принято считать, что в по­становке статучета населения Россия в конце XIX в. отставала от большинства евро­пейских стран и США примерно на 100 лет, т. к. в Швеции, Англии, Норвегии, Франции и др. странах они прошли еще в 1800-1801 гг., а в США - в 1790 г. При всей фактографической точности эти аргументы не совсем корректны, т. к. по своему методическому уровню, организации и широте охваченных ею вопросов перепись 1897 г. значительно превзошла опыты подобного рода концаXVIII - начала XIX в. в Америке и Европе. Единственным ее аналогом может считаться лишь перепись насе­ления Бельгии 1846 г.» (Социология в России. М., 1999. С. 395.).

Подробнее о переписях населения в СССР можно прочитать в п. 4 основной ли­тературы. После распада СССР Республика Беларусь провела самостоятельно первую перепись в условиях суверенного государства в 1999 г., Россия - в 2002 г.

Переписи населения, как правило, проводятся в год, оканчивающийся на ноль или близкий к нему; не реже одного раза в десять лет; в период года, когда население менее мобильно. При проведении переписей обя­зательно выбирается, так называемый, критический момент переписи (чаще - это полночь даты переписи), к которому будут приведены все собранные материалы.

Научные принципы проведения переписи: всеобщность; одномо­ментность; анонимность; самоопределение (все ответы записываются со слов опрашиваемого); наличие единой программы проведения переписи, координируемой Статистической комиссией ООН.

В настоящее время во многих странах особой разновидностью со­вмещения текущего учета и переписей населения стали выступать спи­ски населения, т. н. регистры населения. Особенностью регистров явля­ется то, что они не имеют каких-либо специализированных целей, кроме целей демостатистического учета, и потому в них заносятся сведения обо всех без исключения жителях страны. Хотя традиция ведения регистров населения существует довольно давно, их широкое и эффективное ис­пользование началось только с созданием соответствующего программ­ного обеспечения.

При рождении (илипри въезде на территорию страны) человеку присваивается индивидуальный идентификационный код (ИИК),не меняющийся на протяжении всей жизни. Все события в жизни человека, которые требуют документального оформления, сопровождаются внесением ИИК в соответствующие документы.Авто­матизированныйрегистр населения становится как бы перманентной переписью. Сами переписи проводятся только для корректировки данных регистра. В некоторых странах, например, в Финляндии, Дании, Нидерландах, Швеции, переписи населения в их традиционном виде больше уже не проводятся, и вся необходимая информация получается главным образом на основе регистров. Так, в Финляндии в 1990 г. «пере­пись» впервые осуществлена без обращения к населению, т. е. полностью на базе ре­гистров .

Данные текущего учета и переписей населения являются взаимно до­полняющими и используются совместно. Зная количество рождений, смертей и переездов с места на место, можно рассчитывать численность населения в межпереписные периоды. Владея информацией о численно­сти и структуре населения, можно вычислять относительные показатели демографических процессов. Таким образом, текущий учет демографи­ческих событий и переписи населения образуют неразрывное единство.

Многие привыкли думать, что география занимается решением исключительно одного вопроса: "Как добраться из пункта А в пункт Б?" На самом же деле, в сфере интересов этой науки - целый комплекс серьезных и Современная география имеет достаточно сложную структуру, которая предполагает разделение её на множество различных дисциплин. Одной из них является физико-географическая наука. Именно о ней пойдет речь в данной статье.

География как наука

География - это наука, изучающая пространственные особенности организации географической оболочки Земли. Само слово имеет древнегреческие корни: "гео" - земля и "графо" - пишу. То есть дословно термин "география" можно перевести как "землеописание".

Первыми учеными-географами были древние греки: Страбон, Клавдий Птолемей (издавший восьмитомный труд под названием "География"), Геродот, Эратосфен. Последний, кстати, первый измерил параметры причем сделал это достаточно точно.

Главные оболочки планеты - это литосфера, атмосфера, биосфера и гидросфера. География акцентирует свое внимание именно на них. Она исследует особенности взаимодействия компонентов географической оболочки на всех этих уровнях, а также закономерности их территориального размещения.

Основные географические науки и направления географии

Географическую науку принято разделять на два основных раздела. Это:

  1. Физико-географическая наука.
  2. Социально-экономическая география.

Первая изучает природные объекты (моря, горные системы, озера и т. п.), а вторая - явления и процессы, которые происходят в обществе. У каждой из них - свои методы исследования, которые могут отличаться кардинально. И если дисциплины из первого раздела географии более близки к естественным наукам (физика, химия и т. д.), то вторые - к наукам гуманитарным (таким как социология, экономика, история, психология).

В этой статье мы уделим внимание первому разделу географической науки, перечислив все основные направления географии именно физической.

Физическая география и её структура

Очень много времени понадобится на то, что перечислить все проблемы, интересующие физических географов. Соответственно, и количество научных дисциплин насчитывает далеко не один десяток. Особенности распространения почв, динамика закрытых водоемов, формирование растительного покрова природных зон - все это примеры физической географии, вернее, те проблемы, которые её интересуют.

Физическую географию можно структурировать по двум принципам: территориальному и компонентному. Согласно первому, выделяется физическая география мира, материков, океанов, отдельных стран или регионов. Согласно второму принципу, выделяют целый спектр наук, каждая из которых занимается изучением конкретной оболочки планеты (или её отдельных компонентов). Так, физико-географическая наука включает в себя большое количество узких отраслевых дисциплин. Среди них:

  • науки, изучающие литосферу (геоморфология, география почв с основами почвоведения);
  • науки, изучающие атмосферу (метеорология, климатология);
  • науки, изучающие гидросферу (океанология, лимнология, гляциология и другие);
  • науки, изучающие биосферу (биогеография).

В свою очередь, общая физическая география обобщает результаты исследований всех этих наук и выводит глобальные закономерности функционирования географической оболочки Земли.

Науки, изучающие литосферу

Литосфера и - это один из главнейших объектов исследования физической географии. Они изучаются, преимущественно, двумя научными географическими дисциплинами - это геология и геоморфология.

Твердая оболочка нашей планеты, включающая земную кору и верхнюю часть мантии, - это литосфера. География интересуется как внутренними процессами, которые в ней происходят, так и внешними их проявлениями, выраженными в рельефе земной поверхности.

Геоморфология - это наука, изучающая рельеф: его происхождение, принципы формирования, динамику развития, а также закономерности географического распространения. Какие процессы формируют внешний облик нашей планеты? Вот главный вопрос, на который призвана отвечать геоморфология.

Нивелир, рулетка, угломер - эти инструменты были основными в работе геоморфологов когда-то. Сегодня же они все чаще пользуются такими методами, как компьютерное и математическое моделирование. Самые тесные связи у геоморфологии - с такими науками, как геология, геодезия, почвоведение и градостроительство.

Результаты исследований данной науки имеют огромное практическое значение. Ведь геоморфологи не только изучают формы рельефа, но и оценивают его для нужд строителей, прогнозируют негативные явления (оползни, обвалы, сели и т. п.), мониторят состояние береговой линии и так далее.

Центральным объектом изучения геоморфологии является рельеф. Это комплекс всех неровностей земной поверхности (или поверхности других планет и небесных тел). В зависимости от масштаба, рельеф принято делить на: мегарельеф (или планетарный), макрорельеф, мезорельеф и микрорельеф. Основные элементы любой формы рельефа - это склон, вершина, тальвег, водораздел, днище и другие.

Рельеф формируется под влиянием двух процессов: эндогенных (или внутренних) и экзогенных (внешних). Первые зарождаются в толще и мантии: это тектонические движения, магматизм, вулканизм. Экзогенные процессы включают в себя два диалектически связанных процесса: денудацию (разрушение) и аккумуляцию (накопление твердого материала).

Среди в геоморфологии выделяют следующие:

  • склоновые процессы (формы рельефа - обвалы, осыпи, абразивные берега и т. д.);
  • карстовые (воронки, карры, подземные пещеры);
  • суффозионные ("степные блюдца", поды);
  • флювиальные (дельты, речные долины, балки, овраги и др.);
  • ледниковые (озы, камы, моренные горбы);
  • эоловые (дюны и барханы);
  • биогенные (атоллы и коралловые рифы);
  • антропогенные (шахты, карьеры, насыпи, отвалы и т. п.).

Науки, изучающие почвенный покров

В университетах существует специальный курс: "География почв с основами почвоведения". Он включает в себя смежные знания трех научных дисциплин: собственно, географии, физики и химии.

Почва (или грунт) - это верхний слой земной коры, который отличается плодородием. Он состоит из материнской горной породы, воды, а также перегнивших остатков живых организмов.

География почв занимается изучением общих закономерностей зонального распространения грунтов, а также разработкой принципов почвенно-географического районирования. Наука делится на общую географию почв и региональную. Последняя изучает и описывает почвенный покров конкретных регионов, а также составляет соответствующие грунтовые карты.

Главные методы исследования данной науки - сравнительно-географический и картографический. В последнее время все чаще используется также метод компьютерного моделирования (как и в целом - в географии).

Эта научная дисциплина возникла еще в XIX столетии. Её отцом-основателем принято считать выдающегося ученого и исследователя - Василия Докучаева. Свою жизнь он посвятил изучению грунтов южной части Российской Империи. На основе своих многочисленных исследований он выявил основные а также закономерности зонального распространения грунтов. Ему также принадлежит идея использования полезащитных лесополос для защиты плодородного слоя почв от эрозии.

Учебный курс "География почв" преподают в университетах, на географических и биологических факультетах. Самая первая кафедра почвоведения в России была открыта в 1926 году в Ленинграде, а первый учебник по этой же дисциплине - издан в 1960 году.

Науки, изучающие гидросферу

Гидросфера Земли - одна из её оболочек. Её комплексным изучением занимается наука гидрология, в структуре которой выделяют ряд более узких дисциплин.

Гидрология (дословный перевод с греческого языка: "учение о воде") - это наука, изучающая все водные объекты планеты Земля: реки, озера, болота, океаны, ледники, подземные воды, а также искусственные водоемы. Кроме этого, в сферу её научных интересов входят процессы, которые характерны для этой оболочки (такие как замерзание, испарение, таяние и т. д.).

В своих исследованиях гидрология активно использует методы, как географической науки, так и методы физики, химии, математики. К основным задачам данной науки можно отнести следующие:

Гидросфера Земли состоит из вод Мирового океана (около 97 %) и вод суши. Соответственно, выделяют два больших раздела данной науки: это океанология и гидрология суши.

Океанология (учение об океане) - наука, объектом изучения которой является Океан и его структурные элементы (моря, заливы, течения и т. д.). Большое внимание акцентирует данная наука на взаимодействии Океана с материками, атмосферой, животным миром. По сути, океанология представляет собой комплекс различных мелких дисциплин, которые занимаются детальным исследованием химических, физических и биологических процессов, протекающих в Мировом океане.

На сегодняшний день принято выделять на нашей прекрасной планете 5 океанов (правда, некоторые исследователи считают, что их все же четыре). Это Тихий океан (самый большой), Индийский (самый теплый), Атлантический (самый неспокойный), Северный Ледовитый (самый холодный) и Южный (самый "молодой").

Гидрология суши - это крупный раздел гидрологии, изучающий все поверхностные воды Земли. В её структуре принято выделять еще несколько научных дисциплин:

  • потамология (предмет изучения: гидрологические процессы в реках, а также особенности формирования речных систем);
  • лимнология (изучает водный режим озер и водохранилищ);
  • гляциология (объект исследования: ледники, а также прочие льды, находящиеся в гидро-, лито- и атмосфере);
  • болотоведение (изучает болота и особенности их гидрологического режима).

В гидрологии ключевое место принадлежит стационарным и экспедиционным исследованиям. Данные, полученные в результате этих методов, позже обрабатываются в специальных лабораториях.

Кроме всех этих наук, гидросферу Земли также изучает гидрогеология (наука о подземных водах), гидрометрия (наука о методах гидрологических исследованиях), гидробиология (наука о жизни в водной среде), инженерная гидрология (изучает влияние гидротехнических сооружений на режим водных объектов).

Науки, изучающие атмосферу

Изучение атмосферы осуществляют две дисциплины - это климатология и метеорология.

Метеорология - это наука, которая изучает все процессы и явления, происходящие в земной атмосфере. Во многих странах мира её также называют физикой атмосферы, что, в целом, больше соответствует предмету её изучения.

Метеорологию интересуют в первую очередь такие процессы и явления, как циклоны и антициклоны, ветра, атмосферные фронты, облака и так далее. Структура, химический состав и общая циркуляция атмосферы также являются важными предметами исследования этой науки.

Изучение атмосферы крайне важно для мореплавания, сельского хозяйства и авиационного дела. Продуктами деятельности метеорологов мы пользуемся практически ежедневно (речь идет о прогнозах погоды).

Климатология - это одна из дисциплин, входящих в структуру общей метеорологии. Объектом исследования данной науки является климат - многолетний режим погоды, который характерен для определенного (сравнительно крупного) участка земного шара. Александр фон Гумбольдт, и Эдмонд Галлей внесли первый вклад в развитие климатологии. Именно их можно считать "отцами" этой научной дисциплины.

Основной метод научного исследования в климатологии - это наблюдение. Причем, чтобы составить климатологическую характеристику какой-либо территории в умеренном поясе, необходимо около 30-50 лет проводить соответствующие наблюдения. К главным климатическим характеристикам региона относятся следующие:

  • атмосферное давление;
  • температура воздуха;
  • влажность воздуха;
  • облачность;
  • сила и направление ветра;
  • облачность;
  • количество и интенсивность атмосферных осадков;
  • длительность безморозного периода и т. д.

Многие современные исследователи утверждают, что глобальные изменения климата (в частности, речь идет о глобальном потеплении) не зависят от хозяйственной деятельности человека и имеют цикличный характер. Так, холодные и влажные сезоны чередуются с теплыми и влажными, примерно через каждые 35-45 лет.

Науки, изучающие биосферу

Ареал, геоботаника, биогеоценоз, экосистема, флора и фауна - всеми этими понятиями активно оперирует одна дисциплина - биогеография. Она занимается детальным изучением "живой" оболочки Земли - биосферы, и находится как раз на стыке двух крупных областей научных знаний (о каких науках конкретно идет речь - несложно догадаться из названия дисциплины).

Биогеография изучает закономерности распространения живых организмов по поверхности нашей планеты, а также детально описывает растительный и животный мир (флору и фауну) её отдельных частей (континентов, островов, стран и т. п.).

Объектом исследования данной науки является биосфера, а предметом - особенности географического распространения живых организмов, а также формирования их групп (биогеоценозов). Таким образом, биогеография не только расскажет о том, что белый медведь проживает в Арктике, но и объяснит почему он там обитает.

В структуре биогеографии выделяют два больших раздела:

  • фитогеография (или география флоры);
  • зоогеография (или география животных).

Большой вклад в развитие биогеографии как автономной научной дисциплины внес советский ученый В. Б. Сочава.

В своих исследованиях современная биогеография использует большой арсенал методов: исторический, количественный, картографический, метод сравнения и моделирования.

Физическая география материков

Есть и другие объекты, изучением которых занимается география. Материки - одни из таковых.

Материк (или континент) - сравнительно крупный по площади участок земной коры, выступающий над водами Мирового океана и окруженный им со всех четырех сторон. По большому счету, эти два понятия являются словами-синонимами, однако "континент" - термин более географический, нежели "материк" (который чаще используется в геологии).

На планете Земля принято выделять 6 континентов:

  • Евразия (самый крупный).
  • Африка (самый жаркий).
  • Северная Америка (самый контрастный).
  • Южная Америка (самый "дикий" и неизученный).
  • Австралия (самый засушливый).
  • и Антарктида (самый холодный).

Однако такой взгляд на количество материков на планете разделяют далеко не все страны. Так, к примеру, в Греции принято считать, что в мире всего пять континентов (исходя из критерия населенности). А вот китайцы уверены, что континентов на Земле - семь (Европу и Азию они считают разными континентами).

Некоторые материки изолированы водами Океана полностью (как, например, Австралия). Другие - соединены друг с другом перешейками (как Африка с Евразией, или обе Америки).

Существует любопытная теория дрейфа материков, которая утверждает, что раньше все они были единым суперконтинентом под названием Пангея. А вокруг него "плескался" один океан - Тетис. Позже Пангея раскололась на две части - Лавразию (которая включала современную Евразию и Северную Америку) и Гондвану (включала все остальные, "южные" материки). Ученые предполагают, основываясь на закон цикличности, что в далеком будущем все материки снова соберутся в один цельный континент.

Физическая география России

Физическая география конкретной страны предполагает изучение и характеристику таких природных компонентов, как:

  • геологическое строение и полезные ископаемые;
  • рельеф;
  • климат территории;
  • водные ресурсы;
  • почвенный покров;
  • растительный и животный мир.

Благодаря огромной территории страны, очень многообразна. Обширные равнины здесь граничат с высокими горными системами (Кавказ, Саяны, Алтай). Недра страны богаты различными полезными ископаемыми: это нефть и газ, каменный уголь, медные и никелевые руды, бокситы и другие.

В пределах России выделяют семь типов климата: от арктического на крайнем севере - до средиземноморского на побережье Черного моря. По территории государства протекают крупнейшие реки Евразии: Волга, Енисей, Лена и Амур. В России находится и самое глубокое озеро планеты - Байкал. Здесь можно увидеть огромные массивы заболоченных земель и грандиозные ледники на горных вершинах.

Восемь природных зон выделяют на территории России:

  • зона арктических пустынь;
  • тундра;
  • лесотундра;
  • зона смешанных и широколистных лесов;
  • лесостепь;
  • степь;
  • зона пустынь и полупустынь;
  • субтропическая зона (на побережье Черного моря).

Шесть типов грунтов насчитывается в пределах страны, среди которых чернозем - самая плодородная почва на планете.

Заключение

География - это наука, изучающая особенности функционирования географической оболочки нашей планеты. Последняя состоит из четырех основных оболочек: это литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера. Каждая из них является объектом исследования для целого ряда географических дисциплин. К примеру, литосфера и рельеф Земли изучается геологией и геоморфологией; изучением атмосферы занимается климатология и метеорология, гидросферы - гидрология и т. д.

В целом география делится на два больших раздела. Это физико-географическая наука и социально-экономическая география. Первую интересуют природные объекты и процессы, а вторую - явления, которые происходят в обществе.