Чёрно-белый Распутин. «григорий р.» или новое прочтение старой легенды. Приведем факты. Только факты

Последняя русская императрица называла свою фрейлину «моей большой бейби» и «милой мученицей». Анна Вырубова была для Александры Федоровны главной подругой жизни.

Придворная простота

Анна Вырубова (в дев. Танеева) была прапраправнучкой Михаила Илларионовича Кутузова. Её отец на протяжении 20 лет занимал ответственный пост статс-секретаря и главноуправляющего Его императорского Величества Канцелярией. Этот же пост занимали его отец и дед при Александре I, Николае I, Александре II и Александре III.
При этом в общественном сознании об Анне Вырубовой закрепилось мнение, что она была простолюдинкой. Это по меньшей мере неверно. Даже перестав быть фрейлиной по причине замужества, Анна Вырубова оставалась, по сути, главной подругой императрицы. Александра Федоровна называла её «большая бейби». «Маленьким бейби» был императрицы был сын - царевич Алексей.

Трижды воскресшая

Александра Федоровна, приехав в Россию, приняла православие и отнеслась к этому со всей ответственностью. Однако окружавшие её люди были в служении не столь ревностны и скорее больше любили поговорить о Боге, чем вести богоугодную жизнь. Все, кроме Анны Вырубовой - фрейлины императрицы, а потом её верной подруги.

Императрица называла Анну «моей милой мученицей». И это не было преувеличением. Вся жизнь Анны Вырубовой - череда испытаний, которые она принимала с поистине христианским смирением.

В 18 лет она переболела тифом. От смерти её спасло, как она сама считала, духовное заступничество Иоанна Кронштадского.

Через 11 лет Анна Вырубова попала в железнодорожную катастрофу и её, лежавшую без сознания, с множественными переломами «оживил» Григорий Распутин. Наконец, в 1918 году, когда её вел на расстрел красноармеец, Анна увидела в толпе женщину, вместе с которой часто молилась в монастыре на Карповке, где покоятся мощи святого Иоанна Кронштадтского. «Не давайтесь в руки врагам, - сказала она. - Идите, я молюсь. Батюшка Иоанн спасёт Вас». У Анны Вырубовой получилось затеряться в толпе. А потом ещё один встреченный знакомый, которому Вырубова когда-то помогла, передал её 500 рублей.

«Бо не ведают, что творят»

Не было, пожалуй, в русской истории женщины, на оклеветание имени которого было бы брошено столько сил. Слухи о порочной жизни Анны Вырубовой курсировали в народе ещё до революции. Про нее говорили, что это именно она ввела в окружение царя Распутина, что она с самим Распутиным участвует в разных бесчинствах, что она якобы соблазнила саму императрицу.

Вырубова в своей книге рассказала, как появлялись подобные слухи в предреволюционной России.

Она писала со слов своей сестры: «Утром ко мне влетела г-жа Дер­фельден со словами: «Сегодня мы распускаем слухи на заводах, что Императрица спаивает Государя, и все этому верят».

И все этому действительно верили. Все, кто не знал Вырубову лично. Знакомство с ней меняло людей. Следователь Руднев вспоминал, как он шел допрашивать Вырубову и был к ней настроен негативно - наслушавшись всего, что о ней рассказывали. Он пишет: «Когда же вошла г-жа Вырубова, то меня сразу поразило особое выражение её глаз: выражение это было полно неземной кротости, это первое благоприятное впечатление в дальнейших беседах моих с нею вполне подтвердилось».

Вырубову сажали в тюрьму пять раз. И при Керенском, и при большевиках. Её пытали. Однажды в тюрьме рябой солдат, один из самых злостных гонителей Анны, вдруг резко переменился. В гостях у брата он увидел на стене фото Анны. Тот сказал: «Целый год в госпитале она была мне как мать». С тех пор солдат изо всех сил помогал лучшей Вырубовой.

Уже упомянутый следователь Руднев вспоминал, что он узнал не от самой Вырубовой, а от ее матери, что в тюрьме Анна подвергается издевательствам. На допросе Анна это лишь кротко подтвердила и сказала: «Они не виноваты, не ведают бо, что творят».

Благотворительница

В 1915 году в качестве компенсации от железной дороги за увечья, полученные во время аварии, Анна получила огромные по тем временам деньги - 80 тысяч рублей. Полгода Анна была прикована к кровати. Всё это время императрица посещала фрейлину ежедневно. Потом Анна Александровна передвигалась на инвалидном кресле, а в дальнейшем на костылях или с палочкой. Все деньги бывшая фрейлина потратила на создание госпиталя для инвалидов войны, где бы их обучали ремеслу, чтобы они могли себя в дальнейшем прокормить. Ещё 20 тыс. рублей добавил Николай II. Одновременно в госпитале находилось до 100 человек. Анна Вырубова вместе с императрицей и дочерями служили там и в других госпиталях сестрами милосердия.

Старец и Анна

Вопреки расхожему заблуждению, не Анна Вырубова ввела в дом императрицы Распутина, а Александра Федоровна познакомила свою фрейлину с «сибирским старцем». При первой же встрече старец пообещал, что желание Анны «всю жизнь положить на служение Их Величеством» осуществится. Позже он предскажет, что фрейлина выйдет замуж, но счастлива не будет.

Так и случилось. В 1907 году Анна Танеева вышла замуж, но развелась уже через год.

Распутин сыграл в жизни Вырубовой огромную роль. Именно он, как она считала, спас её после железнодорожной катастрофы в 1915 году, однако именно слухи об их отношениях сделали Вырубову «нерукопожатной» у значительной части эмигрантов.

Все разговоры о якобы бесчинствах, в которых она участвовала с Распутиным опровергаются одним простым фактом: медицинское освидетельствование в 1918 году устнановило, что Вырубова была девственницей.

«Дневник Вырубовой»

В декабре 1920 года вместе со своей матерью Вырубова бежала из Петрограда по льду Финского залива за границу.

В 1923 году на Валааме в Смоленском скиту Анна приняла монашеский постриг с именем Мария, но по состоянию здоровья ни в какую обитель не поступила и осталась тайной монахиней в миру.
Под своей девичьей фамилией она прожила в Финляндии более четырёх десятилетий. Скончалась в 1964 году в возрасте 80 лет.

В эмиграции Анна Танеева написала автобиографическую книгу «Страницы моей жизни». В 1922 году она была издана в Париже. В Советском Союзе, видимо, решили, что такое представление о царской семье может идеологически навредить и издали так называемый «Дневник Вырубовой», мистификацию, где все царское окружение и сам царь представлены в наихудшем свете.

Несмотря на то, что сегодня уже доказана поддельность «Дневника», до сих пор в научной среде можно встретить выдержки из него. Наиболее вероятными авторами «Дневника Вырубовой» считаются советский писатель Алексей Толстой и профессор истории, эксперт по концу XIX века Павел Щёголев.

Вопрос:

Сейчас для меня очевидно, насколько лживы и безграмотны произведения советского времени о царе Николае II и его семье (роман В.Пикуля, книга М.К. Касвинова, фильм «Агония» Э.Климова и др.). Фальшивые стереотипы «въелись» в сознание. Как от них освободиться?

Аркадий

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

По мере того, как растет число архивных публикаций и воспоминаний людей, близко знавших царя Николая II и его семью, изумляешься той чистоте, которую они сохранили среди нравственного неблагополучия общества, в котором уже появились явные признаки приближающейся катастрофы.

Царской семье выпал особый крест – годами терпеть изощренную и злонамеренную клевету. В распространении ее участвовали все, кто питал ненависть к Церкви, Православию и христианской государственности. Если вспомним, что греческое слово «дьявол» (diabolos) переводится – «клеветник, ненавистник», то станут понятны глубинные причины этой борьбы. Поэтому слово Божие относит клевету к тяжким грехам (Рим. 1, 30; 2 Тим. 3, 3). Ложь, в силу своей демонической природы, обладает изощренно-парадоксальной логикой. Она чаще всего пытается проявить активность именно в той области, где человек наиболее безупречен. Чистоту и целомудренность жизни этой необыкновенно дружной семьи нам ярко и полно открывают их письма, документы и воспоминания людей, ежедневно общавшихся с ними. Мы никогда до конца не сможем узнать, сколько нравственных терзаний пережила семья, про которую все революционеры, либералы и вообще все, зараженные ненавистью к христианству и традиционным ценностям, утверждали, что Двор представляет собой гнездо разврата, «царица живет с Распутиным, Вырубова живет с Распутиным и одновременно является любовницей царя». Прошу простить, что прикоснулся к этом грязным вымыслам, но без этого невозможно показать «технологию лжи».

Уже в марте 1917 года Временное правительство учредило специальную следственную комиссию по изучению жизни императорского двора. В нее входил Владимир Михайлович Руднев. Сам он в записке пишет следующее: «Состоя Товарищем Прокурора Екатеринославскиго Окружного Суда, 11-.го марта 1917 г., ордером Министра Юстиции Керенского, я был командирован в Петроград, а Чрезвычайную Следственную Комиссию по расследованию злоупотреблений бывших Министров, Главноуправляющих и других высших должностных лиц. В Петрограде, работая в этой Комиссии, я получил специальное поручение обследовать источник «безответственных» влияний при Дворе, причем этому отделу Комиссии было присвоено наименование: «Обследование деятельности темных сил». Занятия Комиссии продолжались до последних чисел августа 1917 г., когда я подал рапорт об отчислении ввиду попыток со стороны председателя Комиссии прис. пов. Муравьева побудить меня на явно пристрастные действия. Мне, как лицу, командированному с правами Судебного Следователя, было предоставлено производство выемок, осмотров, допрос свидетелей и т. д. В целях всестороннего и беспристрастного освещения деятельности всех лиц, относительно которых в периодической печати и обществе составилось представление, как о людях, имевших исключительное влияние на направление внутренней и внешней политики, мною были разобраны и осмотрены архивы Зимнего Дворца, Царскосельского и Петергофского Дворцов, а ровно и личная переписка Государя, Императрицы, некоторых Великих Князей, а также и переписка, отобранная при обыске у епископа Варнавы, графини С. С. Игнатьевой, доктора Бадмаева, В. И. Воейкова и других высокопоставленных лиц. При производстве расследования было обращено особое внимание на личность и характер деятельности Г. Е. Распутина и А. А. Вырубовой, также и на отношение Царской Семьи к Германской Императорской Фамилии».

Что же показало следствие? Анна Вырубова была девственницей. В браке, ввиду болезни мужа, жила в воздержании от плотских отношений. В отчете В. М. Руднева читаем: «При дальнейшем производстве следствия эти объяснения Г-жи Танеевой о болезни супруга ее дочери [А. Вырубовой] нашли свое полное подтверждение в данных медицинского освидетельствования Г-жи Вырубовой, произведенного в мае 1917 г. по распоряжению Чрезвычайной Следственной Комиссии: данные эти установили с полной несомненностью, что Г-жа Вырубова девственница». Это подтверждается и другими источниками. Генерал А.И. Спиридович писал: «Было распространено мнение, будто бы они были в близких интимных отношениях. Так говорили кругом. И тем более я был поражен, когда лейб-хирург Федоров сказал мне, что, делая медицинское исследование госпожи Вырубовой еще с одним профессором вследствие перелома бедра, они неожиданно убедились, что она девственница. Больная подтвердила им это и дала кое-какие разъяснения относительно своей супружеской жизни с Вырубовым, с которым она была разведена» (А. И. Спиридович. Великая война и Февральская революция. Книга I, гл.16). Самое страшное, что клевета, порочащая царскую семью и Вырубову, была воспринята почти всеми слоями общества. Это видно из записки В. М. Руднева: «Мои предположения о нравственных качествах Г-жи Вырубовой, вынесенные из продолжительных бесед с нею в Петропавловской крепости, в арестном помещении, и, наконец, в Зимнем Дворце, куда она являлась по моим вызовам, вполне подтверждались проявлением ею чисто христианского всепрощения в отношении тех, от кого ей много пришлось пережить в стенах Петропавловской крепости. И здесь необходимо отметить, что об этих издевательствах над Г-жой Вырубовой со стороны крепостной стражи я узнал не от нее, а от Г-жи Танеевой; только лишь после этого Г-жа Вырубова подтвердила все сказанное матерью, с удивительным спокойствием и незлобивостью, заявив, «они не виноваты, не ведают бо, что творят». По правде сказать, эти печальные эпизоды издевательства над личностью Вырубовой тюремной стражи, выражавшиеся в форме плевания в лицо, снимания с нее одежды и белья, сопровождаемого битьем по лицу и по другим частям тела больной, еле двигавшейся на костылях женщины, и угроз лишить жизни «наложницу Государя и Григория», побудили Следственную Комиссию перевести Г-жу Вырубову в арестное помещение при бывшем Губернском Жандармском Управлении». Следователь комиссии В.М. Руднев пришёл также к выводу о полной несостоятельности сплетен об интимных похождениях Г. Распутина во дворце.

От фальшивых стереотипов избавляться тяжело. Горы лжи будут разгребаться медленно. На это уйдет еще много десятилетий. В последние годы изданы замечательные дневники и письма царицы-мученицы. От них веет благоуханием истинной чистоты. В наше время, когда семья оказалась буквально раздавлена пороками нашего больного общества, очень назидательно и полезно читать и перечитывать эти документы.

Из записок Императрицы:

– Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве.

– Божественный замысел поэтому в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь и мужа, и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. Если все же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина не в самих брачных узах; вина в людях, которые ими соединены.

– После заключения брака первые и главнейшие обязанности мужа по отношению к его жене, а у жены – по отношению к мужу. Они двое должны жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Прежде каждый был несовершенен. Брак – это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

– День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь.

– Великое искусство – жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.

– Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь – это совершенное самоотречение.

– Первым требованием к жене является верность, верность в самом широком смысле. Сердце ее мужа должно ей доверяться без опаски. Абсолютное доверие – это основа верной любви. Тень сомнения разрушает гармонию семейной жизни. Верная жена своим характером и поведением доказывает, что она достойна доверия мужа. Он уверен в ее любви, он знает, что ее сердце неизменно предано ему. Он знает, что она искренне поддерживает его интересы. Очень важно, что муж может доверить своей верной жене ведение всех домашних дел, зная, что все будет в порядке. Мотовство и экстравагантность жен разрушили счастье многих семейных пар.

– Надо, чтобы руки мужа, вдохновленные любовью, умели делать все. Надо, чтобы у каждого любящего мужа было большое сердце. Многие страждущие должны найти помощь в настоящей семье. Каждый муж жены-христианки должен объединиться с ней в любви ко Христу. Из любви к ней он пройдет через испытания в вере. Разделяя ее жизнь, наполненную верой и молитвами, он и свою жизнь свяжет с Небом. Объединенные на земле общей верой во Христа, переплавляя свою взаимную любовь в любовь к Богу, они будут вечно соединены и на Небе.

Ровно 90 лет назад Императрице Александре и всей Царственной семье было послано великое испытание, которое они встретили со святым христианским смирением. Ее чистое материнское сердце предчувствовало это. Еще будучи царицей, она записала в дневнике: «О, пусть Бог поможет каждой матери понять величие и славу предстоящего ей труда, когда она держит у своей груди младенца, которого ей нужно вынянчить и воспитать. Что касается детей, то долг родителей – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог».

Было ясно, что он собирается кому-то отомстить. Подобное поведение я уже замечал у него раньше. Злобно он все повторял: «Я с ним справлюсь, я ему докажу». Он находился в каком-то особенном состоянии и был погружен совсем в себя. Такое состояние продолжалось целый день. Вечером он отправился в сопровождении агента охранной полиции в баню и вернулся домой в 10 часов. Он имел очень утомленный вид и молчал. Мне было знакомо это состояние, и я не беспокоил его разговорами и даже распорядился, чтобы в этот вечер никого не принимать. Молча, ни на кого не смотря, Распутин прошел в свою рабочую комнату, написал что-то на записке, сложил ее и направился в свою спальню. Здесь он засунул записку под подушку и лег. Как я уже говорил, и раньше приходилось наблюдать у Распутина такого рода, напоминающее колдовство, поведение. Так как он в таких случаях не желал, чтобы его беспокоили, то я не тревожил его в спальне. Распутин сейчас же уснул и спал без перерыва всю ночь. Однажды я спросил Распутина, какие это записки он кладет себе под подушку. Он ответил, что он записывает на записках свои желания, которые во время его сна исполняются. Это он мне говорил совсем серьезно: по-видимому, он верил в чудотворное действие записок и эта вера действительно очень заразительна. Распутин рассказывал, что в то время, когда он еще не умел писать, ему приходилось свои пожелания отмечать путем надрезов на палке, и таким образом он предотвратил много несчастий. После того как он научился писать, он уже не нуждался в палке, но прибегал к запискам. На другой день он еще спал, когда я к нему пришел. Он вышел только спустя некоторое время, и я сразу заметил, что его вид был совсем другим, чем за день перед тем. Он был оживлен, благожелателен и любезен. В его руках находилась лежавшая ночью под его подушкой записка. Эту записку он растер своими пальцами, и, когда она превратилась в мелкие кусочки, он бросил ее. При этом он сказал мне с любезной улыбкой: «Симанович, ты можешь радоваться, моя сила победила». «Я тебя не понимаю»,- ответил я. «Ну, так ты увидишь, что случится через 5 или 6 дней. Я поеду к папе и расскажу ему всю правду». «И твоя правда должна победить папу?» - спросил я. «Моя власть и правда будут царю известны через три дня,- ответил гордо Распутин.- Я должен ему только предсказать будущее». Он просил меня соединить его по телефону с Царским Селом. Соединение было дано немедленно, так как телефонная станция имела распоряжение Распутина соединять с царем всегда немедленно. Такое же распоряжение было отдано телеграфному ведомству, так что телеграммы Распутина всегда передавались первыми. «Чем занят папа?» - спросил Распутин. «Он занят со своими министрами»,- последовал ответ. «Доложи ему, что у меня имеется божественное послание для него». Распутина соединили с царем. «Могу ли я приехать?» - «Пожалуйста. Я тоже хочу с тобой поговорить». Распутин поехал в Царское Село и был немедленно принят. Как он мне потом рассказывал, разыгралась следующая сцена. Распутин обнял царя и прижал трижды свою щеку к его, как он привык делать с людьми, которые были ему симпатичны и приятны. Потом он рассказал царю, что ночью он имел божественное явление. Это явление передало ему, что царь получит после трех дней телеграмму от верховного главнокомандующего, в которой будет сказано, что армия обеспечена продовольствием только на три дня. Распутин сел за стол, наполнил два стакана мадерой и велел царю пить из его стакана, между тем как он сам пил из царского. Потом он смешал остатки вина из обоих стаканов в стакан царя и велел ему выпить это вино. Когда царь этими мистическими приготовлениями был достаточно подготовлен, Распутин объявил, чтобы он не верил телеграмме великого князя, которая придет через три дня. Армия имеет достаточно продовольствия, Николай Николаевич желает только вызвать панику и беспорядки в армии и на родине, затем под предлогом недостатка в продовольствии начать наступление и наконец занять Петербург, заставить царя отказаться от престола. Николай был ошеломлен, так как он верил предсказаниям Распутина. «Что мне делать?» - спросил он опасливо. «Он хочет меня сослать в Сибирь, но я его отправлю на Кавказ»,- ответил Распутин. Царь понял намек. Можно представить себе его потрясение, когда через три дня от верховного главнокомандующего пришла телеграмма, которая сообщала, что армия снабжена хлебом только на три дня».

В начале русско-японской войны весь мир облетела весть о подвиге русского крейсера "Варяг". Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу. Командовал крейсером капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев, опытный морской офицер.


Выходец из дворян Тульской губернии, Всеволод Федорович Руднев родился 19 августа 1855 года, когда отец его капитан 2-го ранга Федор Николаевич Руднев состоял командиром Рижской брандвахты.

Предки Рудневых с 1616 года владели небольшим имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Веневского уезда Тульской губернии. Пращур Всеволода Федоровича, рядовой матрос Семен Руднев, отличился в 1696 году в бою под Азовом и за храбрость получил по указу Петра I чин офицера.

Отец Всеволода Федоровича Федор Николаевич Руднев был героем русско-турецкой войны 1828-1829 годов, участвовал в сражениях на Черном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. В 1857 году он вышел в отставку с чином капитана 1-го ранга и жил на пенсию с семьей в деревне Яцкой Тульской губернии, в небольшом флигеле.

Отец В. Ф. Руднева умер в 1864 году, и мать, Александра Петровна, переехала с детьми в город Любань Петербургской губернии, где определила сына в местную гимназию.

15 сентября 1872 года, успешно выдержав экзамены, В. Ф. Руднев поступил в Петербурге в Морское училище, единственное в тогдашней России учебное заведение, готовившее офицеров Военно-Морского Флота. По распоряжению управляющего морским министерством Всеволод Руднев был принят па казенное обеспечение в честь боевых заслуг его отца, покойного капитана 1-го ранга Ф. Н. Руднева.

С 1 мая 1873 года В. Ф. Руднев был зачислен на действительную службу и в летние месяцы 1873-1875 годов находился в учебных плаваниях по Балтийскому морю. 1 мая 1876 года его произвели в старшие унтер-офицеры. Блестяще выдержав выпускные экзамены и получив Нахимовскую премию, В. Ф. Руднев 1 мая 1876 года был произведен в гардемарины. Получив назначение на учебный фрегат "Петропавловск", он с 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года находился в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход, во время которого приходилось выполнять обязанности рядового матроса, нести офицерскую вахту, практически осваивать морское дело.

Командир "Петропавловска" дал гардемарину отличную аттестацию, и 30 августа 1877 года В. Ф. Руднев получает первый офицерский чин мичмана, а в сентябре назначается на годичные курсы во флотскую стрелковую роту, куда направлялись лучшие молодые офицеры.

16 апреля 1880 года приказом главного командира Кронштадтского порта мичман В. Ф. Руднев был назначен в новое заграничное плавание на крейсер "Африка", направлявшийся на Дальний Восток, а затем совершивший кругосветное плавание.

6 октября 1880 года В. Ф. Руднев становится командиром 7-й роты экипажа крейсера, а затем назначается старшим артиллерийским офицером корабля, с производством 1 января 1882 года в лейтенанты. По возвращении из плавания ему была объявлена благодарность и вручен орден.

Об этом поучительном и трудном плавании В. Ф. Руднев рассказал в дальнейшем в своей книге "Кругосветное путешествие крейсера "Африка" в 1880-1883 гг." (Спб., 1909).

В 1884 и 1885 годах В. Ф. Руднев находился в плаваниях по Балтийскому морю, в 1886 году - в заграничном плавании, а в 1887 году - снова на Балтике. В 1888 году В. Ф. Руднев был назначен командиром парового военного транспорта "Петр Великий", построенного для России во Франции, принял его и привел в Кронштадт.

В этом же году В. Ф. Руднев женился на Марии Николаевне Шван, дочери героя обороны Севастополя капитана 1-го ранга Н. К. Швана.

С 1 августа 1889 года он снова в заграничном плавании на крейсере "Адмирал Корнилов", в январе 1890 года участвует в маневрах Тихоокеанского флота, становится старшим офицером корабля и 4 декабря 1890 года возвращается в Кронштадт. В 1891 году В. Ф. Руднев командует миноносцем "Котлин", портовым пароходом "Работник", а затем назначается старшим офицером броненосца "Гап-гут".

28 марта 1893 года В. Ф. Руднев получил чин капитана 2-го ранга, а в декабре был назначен старшим офицером эскадренного броненосца "Император Николай I", который шел на соединение с отрядом русских кораблей в Грецию. На броненосце "Император Николай I" держал свой флаг контр-адмирал С. О. Макаров, командовавший Средиземноморской эскадрой. Броненосец, пробыв почти год в водах Греции, ушел затем в кругосветное плавание, с 1 января по 9 декабря 1895 года. По прибытии в Кронштадт В. Ф. Руднев получил приказ о назначении его командиром броненосца береговой обороны "Адмирал Грейг", а позже - миноносца "Выборг".

В декабре 1897 года В. Ф. Руднев был назначен командиром канонерской лодки "Гремящий", которая 1 марта 1898 года ушла в кругосветное плавание, длившееся по 15 мая 1899 года. Это было первое самостоятельное кругосветное плавание Руднева на сравнительно небольшом корабле, и он провел его успешно. 31 августа 1899 года В. Ф. Руднев назначается командиром броненосца береговой обороны "Чародейка". В начале июня 1900 года он принял в городе Эльбипге (Германия) построенный для России эскадренный миноносец "Скат" и, несмотря на плохую погоду и неисправность компаса, благополучно привел его в Кронштадт.

В 1900 году В. Ф. Руднев стал старшим помощником командира порта в Порт - Артуре, где была база 1-й Тихоокеанской эскадры, составлявшей основные силы Русского флота па Дальнем Востоке. И хотя назначение не пришлось Рудневу по душе, он энергично включился в работу. В это время в Порт-Артуре был перестроен и расширен сухой док, проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, порт был полностью электрифицирован, укреплялась береговая оборона. В декабре 1901 года В. Ф. Руднев был произведен в капитаны 1-го ранга.

Весной 1902 года во время холерной эпидемии Руднев, будучи членом городской санитарной комиссии и санитарным попечителем участка морского ведомства, принял энергичные меры, в результате которых эпидемия была быстро ликвидирована. С июля 1902 года Руднев по совместительству исполнял обязанности помощника директора лоции и маяков Желтого моря и активно участвовал в гидрографических исследованиях, в результате которых были внесены поправки в лоцию и карты.

В декабре 1902 года приказом по морскому министерству В. Ф. Руднев был назначен командиром крейсера "Варяг". К этому времени он приобрел большой опыт морской службы, проходил ее на семнадцати кораблях, из которых командовал девятью, бывал в кругосветных плаваниях и дальних походах.

Крейсер "Варяг" по тем временам считался одним из лучших кораблей русского флота. Построенный на американском заводе фирмы "В. Крамп и К°" в Филадельфии по заказу русского адмиралтейства, он в 1899 году был спущен на воду, в 1901 году вошел в строй русского флота и прибыл в Кронштадт.

Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1-го ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-миллиметровых (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было установлено двенадцать 75-миллиметровых орудий, восемь 47-миллиметровых скорострельных пушек, две 37-миллиметровые пушки, а также две 64-миллиметровые пушки Барановского на колесных лафетах для вооружения корабельного десанта. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов. Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров. Действуя в составе эскадры, крейсер должен был играть роль быстроходного и сильного разведчика, способного самостоятельно нести бой.

Однако "Варяг" имел ряд серьезных недостатков: машины его часто выходили из строя, перегревались опорные подшипники гребных валов, очень сложны были в эксплуатации паровые котлы, действительная скорость была значительно ниже проектной, особенно при длительных переходах, отсутствовало прикрытие орудийной прислуги от осколков снарядов. По существу, это был экспериментальный корабль с рядом непроверенных технических новшеств. Эти недостатки сказались при переходе из Кронштадта в Порт-Артур, а затем и во время боя у Чемульпо.

25 февраля 1902 года "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры. В. Ф. Руднев вступил в командование крейсером 1 марта 1903 года. А в воздухе уже пахло грозой!

Обстановка па Тихом океане была напряженной. Япония, подогреваемая империалистами США и Англии, усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах. Русское командование не сумело разгадать замыслы японцев, до самого последнего момента считая, что Япония не посмеет напасть первой. А именно так и случилось.

К началу войны главные силы Тихоокеанского флота России находились в Порт-Артуре. Это была 1-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала О. В. Старка в составе семи эскадренных броненосцев, девяти крейсеров, четырех канонерских лодок, 27 минных крейсеров и эскадренных миноносцев.

13 ночь на 27 января 1904 года десять японских миноносцев внезапно атаковали русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура и повредили два броненосца и один крейсер. Утром к Порт-Артуру подошли главные силы японского флота под командованием адмирала Того (шесть броненосцев, пять броненосных крейсеров и четыре крейсера), стремясь уничтожить ослабленную русскую эскадру, но были отогнаны огнем береговых батарей. Одновременно другая японская эскадра напала па русские корабли в корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон).

За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке генерал-адмирал Е. И. Алексеев направил крейсер "Парят" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо для охраны русской миссии в Корее и выполнения обязанностей старшего стационера на рейде.

26 января 1904 года японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг", мореходная канонерская лодка "Кореец" и товарно-пассажирский пароход "Сунгари", а также иностранные военные корабли - английский крейсер "Тэлбот", итальянский крейсер "Эльба", французский крейсер "Паскаль" и американская канонерская лодка "Виксбург".

Рано утром 27 января 1904 года В. Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала Уриу с требованием покинуть Чемульпо до полудня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту. Это было грубым нарушением международного права.

10 часов 30 минут. Команды "Варяга" и "Корейца" пообедали, прозвучал сигнал: "Все наверх к построению!"

11 часов. Вся команда "Варяга" построена на верхней палубе. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России: "Безусловно, - сказал он, - мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю..." В ответ прогремело дружное троекратное "Ура!", все заняли свои боевые места.

11 часов 20 минут. Крейсер снялся с якоря и направился к выходу с рейда. В кильватере следовала канонерка "Кореец".

11 часов 25 минут. Пробили боевую тревогу. Руднев еще раз подтвердил свое приказание строго выполнять пункт Морского устава, составленного Петром Первым: "Корабли российские ни перед кем не должны спускать своего флага". У выхода из залива, на траверзе острова Иодольми, японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным - в семь, преградила русскому крейсеру путь в открытое море. Шесть первоклассных японских крейсеров "Асама", "Панина", "Такачихо", "Нийтака", "Акаси" и "Чиода" заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.

11 часов 45 минут. С броненосного крейсера "Асама" раздается первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открывает огонь. "Варяг" не отвечает - он идет на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, Руднев приказал открыть огонь. Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Крупный снаряд с японского крейсера "Асама" разрушил мостик на "Варяге", вызвал пожар в штурманской рубке, вывел из строя дальномерный пост № 1. Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры, проявляя чудеса храбрости, вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В. Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.

Меткий огонь с "Варяга" принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", а крейсер "Такачихо" был настолько серьезно поврежден, что вскоре затонул. Когда к "Варягу" устремились японские миноносцы, чтобы произвести торпедную атаку, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.

12 часов 45 минут. Израненный, но не побежденный "Варяг" вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудии было разбито. Руднев принимает решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал командира. Открываются кингстоны, хлещет вспенившаяся вода, и крейсер начинает погружаться в море.

15 часов 55 минут. Командир "Варяга" В. Ф. Руднев последним покидает борт своего корабля, гибнущего, но не сдавшегося врагу. Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись па родину, где их восторженно встретил русский народ. В одесском порту героям-морякам вручили георгиевские кресты. В. Ф. Руднев был награжден орденом Георгия 4-й степени. Была учреждена медаль "За бой" "Варяга" и "Корейца". С большой сердечностью принимала героев "Варяга" тульская земля. По свидетельству старшего сына В. Ф. Руднева, Николая Всеволодовича, на станции Скуратове командиру крейсера поднесли хлеб-соль на серебряном блюде. Среди выгравированных на нем фамилий стояло: "Толстой, Толстая, Толстые". Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Туляки преподнесли Рудневу модель морской скорострельной пушки с надписью: "Герою-земляку В. Ф. Рудневу от рабочих Тульского оружейного завода".

10 июня 1904 года В. Ф. Руднев был назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный". В ноябре 1905 года за отказ принять репрессивные меры против революционных матросов своего экипажа В. Ф. Руднев был уволен в отставку в чине контр-адмирала. Через некоторое время он уехал в Тульскую губернию и поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки Алексииского уезда, в трех верстах от станции Тарусская. 7 июля 1913 года В. Ф. Руднев скончался. Могила его находится в селе Савино Заокского района Тульской области. По решению Советского правительства в Туле 30 сентября 1956 года был установлен памятник командиру крейсера "Варяг" В. Ф. Рудневу.

А в составе Краснознаменного Тихоокеанского флота нашей страны несет ныне свою службу гвардейский ракетный крейсер, носящий гордое имя "Варяг". Многие молодые туляки служат на этом современном корабле, наследнике славных боевых традиций "Варяга".

«Он умер, чтобы спасти нас». Кто глумится над памятью Григория Распутина?

В Александровском парке Царского Села 24.09.2012 г. спилен почти под самое основание поклонный крест на месте храма во имя преподобного Серафима Саровского, в крипте которого в декабре 1916 г. погребли тело убиенного старца Григория Распутина.
По словам очевидца Михаила Макаренко, обнаружившего в 18 часов следы этого кощунства, сломанный крест был положен у подножия каменной Голгофы под наклоном, вершиной к земле.
На кресте в виде треугольника лежали три обгоревшие большие охотничьи спички.
Очевидец рассказал, что вандалы не только спилили крест, но и разрушили сруб, в котором он был установлен.
Кроме того, «иконы, бывшие при кресте, похищены».
Часть камней, лежащих в основании креста, внутри деревянного сруба были разбросаны вокруг, а сам сруб частично разломан.

Вызванный наряд полиции сделал фотографии и составил протокол осмотра места преступления.
Как прокомментировал кощунство представитель Главного управления МВД РФ по Петербургу и Ленобласти, расследование началось после того, как в Пушкинское РУВД обратился гражданин с сообщением об инциденте.
В ГУ МВД по Пушкинскому району также сообщили, что «никакие иконы не исчезали и нет даже следов поджога».
Со слов Макаренко, после того, как наряд полиции составил протокол осмотра, прибыли работники музея-заповедника «Царское село» и забрали сломанный крест.

В администрации ГМЗ «Царское село» сообщили, что этот крест стоял на границе Баболовского и Александровского парков.
«Он был установлен без нашего ведома и никакого отношения к телу Распутина не имел, но мы не стали его трогать, чтобы не затронуть чувства паломников, - рассказали в ГМЗ «Царское село». - Однако, видимо, противники этого поклонного креста его спилили».

Как пояснили сотрудники музея-заповедника, «примерно лет восемь назад этот крест установили неизвестные. На самом деле его (Распутина) тело было погребено в другом месте (парка), сейчас это территория Аграрного университета. Там была часовня, где он был погребен, но позднее его тело было эксгумировано и кремировано», - сказал сотрудник музея-заповедника. Что же касается тела самого Григория Ефимовича, то оно было передано фрейлине императорского двора Анне Вырубовой, и та захоронила «святого старца» в своем фамильном склепе.
Позднее, в 1918 г., прах Распутина был извлечен из могилы, сожжен, а пепел развеян в районе Поклонной горы».
В ГМЗ отметили, что поклонный крест, который «неустановленные люди спилили» 24.09.2012 г., не охранялся службами ГМЗ, так как «был установлен самовольно».
«Мы запрашивали РПЦ, там сказали, что никакого отношения к кресту не имеют», - рассказали в музее.

«Это была инициатива каких-то неизвестных нам общественных движений , - пояснил «Фонтанке» член инициативной группы «В защиту Баболовского парка» Виктор Задков. - Причем это уже не первый поклонный крест - в дальней части парка стоял еще один, металлический, и его тоже уничтожили в этом году».

Между тем, за последнее время в Царском Селе спилили не один, а целых 6 крестов, один из которых располагался над могилой старца Григория Распутина.
На этот раз причина оказалась скрытой, и разброс звучащих версий поражает, вплоть до причастности местной администрации Царского Села.
Верующие заподозрили в вандализме чиновников.
Якобы незаконно установленный символ веры давно мозолил им глаза.
Вопрос о сносе самовольно возведенных объектов поднимался еще в преддверии празднования 300-летия Царского Села, однако тогда кресты решили не трогать.
В разговоре с корреспондентом «Фонтанки» местные жители рассказали, что еще при весенней уборке Александровского парка некоторые из крестов уже были повалены, однако тогда это выглядело скорее как небрежная случайность, нежели показной демонтаж.

Снос крестов вызвал бурю негодования среди петербуржцев, напомнила "Вода живая".

Во избежание дальнейшего развития конфликта митрополит Владимир обратился к губернатору Г.Полтавченко с просьбой об установке новых Поклонных крестов.

Письмо с приложенными согласованиями инженерных организаций было отправлено в городскую администрацию днем 24 сентября - накануне выявленного акта нового вандализма на месте первого захоронения Григория Распутина.
В районной администрации категорически опровергли свою причастность к исчезновению креста.
«Ничего подобного. Это чистой воды утка»,- утверждает руководитель пресс-службы администрации Пушкинского района Петербурга Наталья Ионга.

Журналисты местных СМИ г. Пушкина утверждают, что за последнее время это не первые поклонные кресты, спиленные в районе.
Такая же участь летом постигла 4 креста, которые были установлены в память о семье Царя при въезде в Царское Село.
Как сообщили редакторы сайта Пушкин.ru, которые уже разбирались в ситуации, 15 июля при въезде в Царское Село появились 4 деревянных поклонных креста с иконой Святой Царской Семьи Императора Николая II.
Инициаторами установки выступили оргкомитет по празднованию 400-летия преодоления Смуты и возрождения Российской государственности и жители Царского Села.

Кресты вкопали на метровую глубину и забетонировали активисты «Международного оргкомитета по празднованию 400-летия преодоления Смуты и возрождения Российской государственности».

17 июля, в день памяти Царственных Мучеников, на аппаратном совещании глава Пушкинского района Пахоруков Игорь Павлович отдал распоряжение о сносе крестов, которые якобы были установлены на месте прохождения инженерных сетей города, «создают угрозу безопасности участникам дорожного движения, поскольку находятся близко к дорожному полотну и не обладают устойчивостью к ветру в случае плохих погодных условий».
Под этим предлогом 24 июля 2012 г. администрацией были проведены работы по демонтажу крестов, все 4 поклонных креста были спилены и вывезены на свалку Казанского кладбища.
В свою очередь, приходской совет Софийского собора Царского Села получил документы, подтверждающие, что никакие коммуникации на месте установки крестов не проходят, это дало возможность просить администрацию Санкт-Петербурга об установке новых поклонных крестов.

27 сентября 2012 г., в праздник Крестовоздвижения Господня, перед поклонными крестами, спиленными по распоряжению местной администрации, был отслужен молебен в Софийском соборе Царского Села в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени.

Богослужение возглавит благочинный Царскосельского округа протоиерей Геннадий Зверев, который располагает всей полнотой информации о почитании креста над могилой старца Григория Распутина, также спиленного вслед за поклонными крестами.

27 сентября поклонный крест был восстановлен на Петербургском шоссе при въезде в Царское Село со стороны Кузьминского кладбища.

Остальные 3 креста восстановлены на тех же местах, что и ранее: на Волхонском шоссе, при въезде в пос. Александровская, на Колпинском шоссе у АЗС «Лукойл», на улице Парковая за железнодорожным мостом.
Источник в администрации Пушкина сообщил "Фонтанке.ru", что в настоящее время местные власти приводят парк в порядок и убирают объекты, установленные самовольно частными лицами.
«Возможно, указанный крест убрали при проведении работ по благоустройству территории парка», - предположил источник.
Эту версию ИТАР-ТАСС подтвердил другой источник в администрации Пушкинского района.
По его словам, вместе с крестом на месте бывшего захоронения Распутина спилили еще пять других поклонных крестов, установленных в Александровском парке .
В администрации не исключили, что шесть крестов были убраны накануне во время работ по благоустройству парка, которые проводили районные власти. Официального подтверждения этой информации нет...

Вместе с тем не может не вызвать недоумение позиция и администрации Царского села, и сотрудников ГМЗ «Царское село», ссылающихся на епархиальное начальство, ведь крестом, спиленном злоумышленниками в Александровском парке 24.09.2012 г., было отмечено не просто место первого захоронения старца Григория Распутина, а место... православного храма святого Серафима Саровского!
Храм строился на средства Анны Александровны Танеевой-Вырубовой, самой близкой подруги Государыни Императрицы Александры Феодоровны, при Серафимовском лазарете-убежище для раненых в Первую мировую войну русских солдат и офицеров. К сожалению, ни лазарет, ни Серафимовский храм не были достроены до конца, причиной чему стал февральский переворот 1917 года.
Тем не менее, Божиим промыслом 21 декабря 1916 г. у северной стены внутри строящегося храма преподобного Серафима состоялось захоронение тела Друга Царской Семьи Григория Ефимовича Распутина, который был убит заговорщиками в ночь на 17 декабря 1916 г. во дворце Юсуповых на набережной Мойки в Санкт-Петербурге.
Это был первый выстрел революции в России...
Для справки:
Царь и Царица ужасно страдали от той кампании лжи и клеветы, которая организованно велась против Распутина, а на самом деле против них самих.
После газетной кампании по поводу очередного сфабрикованного дела против Григория (о кутеже в ресторане "Яр") царица написала Царю 22 июня 1915 г.: «Если мы дадим преследовать нашего Друга, то мы и наша страна пострадаем за это. - Год тому назад уже было покушение на него, и его уже достаточно оклеветали. Как будто бы не могли призвать полицию немедленно и схватить его на месте преступления - какой ужас!».

Эта мысль, что они не могут защитить близкого им человека, все время тревожит Царскую чету, как и мысль, что он страдает за них.
26 февраля 1917 г. Царица пишет мужу после посещения могилы Распутина:
«Я ощущала такое спокойствие и мир на его дорогой могиле. Он умер, чтобы спасти нас».
Незадолго до своей смерти Распутин говорил Царице, и это она передавала Царю в письме от 8 декабря 1916 г.: «Наш Друг говорит, что пришла смута, которая должна была быть в России во время или после войны, и если наш (ты) не взял бы места Николая Николаевича, то летел бы с престола теперь».

После убийства Распутина Император Николай II носил его нательный крест...
«Я встречал священников и дьяконов, - описывал первые дни революции старый петербуржец, - которые шли с торжеством на довольных лицах. [...] Кажется, и придворное духовенство приветствовало падение Царизма. Еще недавно оно напечатало особую записку, где высказывалось, что придворное духовенство ни в каком случае не отделяет себя от государства» (Николай Энгельгардт из Батищева. Эпизоды моей жизни. (Воспоминания) // Минувшее. Т. 24. СПб. 1998. С. 56-57).

На деле священство не хотело над собой не только Царской, но и вообще никакой другой власти.
Революционному обер-прокурору Св. Синода заявляли, что «Христос больше не будет прикован к руке центуриона, что раз нет больше Монарха, не требуется больше и "ока монаршего" - обер-прокуратура отменяется»
(Там же. С. 57).

«Кому башка не дорога, тот и поминай, - вполне открыто заявил еще 1 марта один иеромонах. - А я поминать не буду!»
(Философов Д. В. Дневник (17 января - 30 марта 1917 г.) // Звезда. 1992. № 2. С. 197).

Не было забыто в этой революционной вакханалии и имя Григория Ефимовича....
При погребении тела мученика Григория присутствовали все члены Семьи Государя Николая II, кроме Цесаревича Алексия.

«Гроб с телом Распутина стоял в Государевом соборе более трех недель.
В соборе был устроен временный склеп.
Александра Федоровна настаивала на погребении Распутина в ограде собора.
Но против этого восстал весь Двор, указывая на невероятный скандал, который вызовет в народе погребение развратника и пьяницы на территории Царской резиденции...
Гроб понадобился выше обыкновенного.
Тело Распутина скорчилось; колени подходили под подбородок.
Тело не поддавалось усилиям его распрямить.
Можно было произвести надрезы, благодаря которым тело выпрямилось бы.
Но Александра не захотела такого "кощунства"...
Загудели погребальные колокола. Из придворной церкви вышла процессия.
Гроб несли: Царь, Воейков, Протопопов и Фредерикс.
Гроб был серебряный. За гробом шла Александра в глубоком трауре.
Распутина зарыли. Могила его была усыпана цветами из придворных оранжерей»
(Жизнь и похождение Григория Распутина. Киев. 1917. С. 36, 44-46).

Любопытно, что подобные «опусы», написанные с целью очернения Царской Семьи, значатся в числе источников современного исследования, претендующего на «успешное решение нескольких давно назревших задач и осуществляющего серьезный прорыв в познании этого ослепительно яркого и в то же время туманно загадочного феномена российской истории начала ХХ века - Г. Е. Распутина» (Коцюбинский А. П., Коцюбинский Д. А. Григорий Распутин: тайный и явный. СПб.-М. 2003. С. 446, 452)...

Снимок, сделанный фотографом внутри недостроенной церкви в северо-западном направлении:
видна уходящая слева вдаль полоса леса и виднеющиеся вдали крыши домов деревни Александровки, расстояние до которых составляет приблизительно полверсты.
Несколько ближе, на расстоянии около 200 м, виден ещё один укреплённый на шесте крест, которым, судя по всему, отмечено заложенное в том же 1916 г. здание Института экспериментальной хирургии
(благодаря довоенным картам этой части Детского Села его местонахождение известно в точности).

Это захоронение оказалось временным и просуществовало до 8 марта 1917 г., когда по распоряжению тогдашнего министра юстиции во Временном правительстве Александра Керенского гроб с останками старца извлекли из захоронения, доставили в Петроград, и 11 марта тело Григория Распутина было сожжено в топке парового котла Политехнического института, а пепел развеяли около дороги из Лесного в Пискаревку.
На месте сожжения на дереве были нанесены две надписи - на русском и немецком языках: "Hier ist der Hund begraben" ("Здесь погребена собака") и "Тут сожжён труп Распутина Григория в ночь с 10 на 11-е марта 1917 года".

Для справки: «Акт о сожжении трупа Г.Е. Распутина» был недавно представлен в петербургском Музее политической истории.
Глава правительства князь Львов и министр юстиции Керенский всерьез опасались, что его захоронение станет местом объединения сторонников монархии.
7 марта 1917 г. была обнаружена и разрыта тайно сооруженная под алтарем недостроенного храма на окраине Александровского парка в Царском селе могила Распутина.
Набальзамированное тело было перевезено в Петроград, а затем организована секретная операция по его уничтожению.

После сожжения трупа в котельной Политехнического института в ночь на 11-е марта 1917 года участники этой операции составили акт, в котором был зафиксирован сам факт сожжения, но его место указано в завуалированной форме.
Документ поступил в фонды Государственного музея Революции.

В середине 1930-х годов среди других «неэкспозиционных материалов» его передали в Государственный исторический архив Ленинградской области (ГИАЛО), откуда документ был впоследствии похищен.
В 1995 г. с помощью жителей города и сотрудников «Радио Балтика» уникальный документ был возвращен на место своего первоначального хранения...

На "любителей" были рассчитаны даже сочиненные несколько кощунственных "акафистов".

«И как помер ты собачьей смертию своей"; "...и приях погибель песью» (ГАРФ. Ф. 612. Оп. 1. Д. 42. Л. 3, 4).
Далее в этом преступном сочинении присутствовали обвинения Царицы мученицы в супружеской измене, развращении собственных детей.
Сочинителем одного из "акафистов" был известный писатель и журналист, организатор в начале ХХ в. в России масонских лож А. В. Амфитеатров (1862-1938) (Пуришкевич В. М. Дневник. "Как я убил Распутина". Рига. 1924. С. 125. 28).

Самым печальным, однако, было то, что сей мерзавец, открыто провозглашавший себя атеистом, был "сыном московского протоиерея о. Валентина (1836-1908), по прозванию "золотые уста" за свое красноречие, из старой духовной фамилии (епископ Амфилохий - Амфитеатров, поэт Раич, переводчик "Освобожденного Иерусалима" Тасса - Амфитеатров)...» (Николай Энгельгардт из Батищева. Эпизоды моей жизни. С. 66, 29): http://expertmus.livejournal.com/69575.html
Сын был причиной нравственных страданий отца, из-за которых тот, в конце концов, ослеп...
Как выяснилось, с либерально-масонскими "акафистами" легко рифмовался раскольничий послефевральский глум революционных виршей "олонецкого ведуна" Николая Клюева:

Шипят по соборам кутейные змии,
Молясь шопотком
за романовский дом.
За то, чтобы снова чумазый Распутин
Плясал на иконах и в чашу плевал...
(Н. А. Клюев. Жильцы гробов, проснитесь!)

...В докладе, составленном по распоряжению бывшего министра юстиции Керенского в чрезвычайную следственную комиссию товарища прокурора Екатеринодарского окружного суда Владимира Михайловича Руднева под заглавием "Правда о русской Царской Семье и темных силах", отмечено:
"Признавая на основании всего следственного материала несомненное влияние на Царскую Семью, этот же следственный материал приводит к заключению, что
источником влияния Распутина при Дворе была наличность высокого религиозного настроения Их Величеств и вместе с тем их искреннего убеждения в святости Распутина, единственного действительного представителя и молитвенника за Государя, его Семью и Россию перед Богом" (Руднев В.М. Правда о Русской Царской Семье и темных силах. Екатеринодар, 1919; переизд.: Руднев В.М. Правда о Царской Семье и "темных силах". С предисл. Б. Гаранина и Н. Тальберга. Изд-во "Двуглавый Орел", 1920).
"Следователь Чрезвычайной следственной комиссии Руднев действительно сделал письменное заявление о результатах работы комиссии, которой не удалось найти буквально ничего, чтобы скомпрометировать Николая II и Государыню"
(Романов А.Ф. Николай II и его Правительство по данным Чрезвычайной следственной комиссии // Русская летопись. Париж, 1922. Кн. 2).

С февраля 1914 г. духовником семьи Николая II стал о. Александр Васильев.
Естественно, будучи вхожим в Царскую Семью с января 1910 г., к февралю 1914 г. о. Александр пребывал в курсе «придворных раскладов».
Кроме этого, его весьма ценила Императрица Александра Федоровна.
В своих письмах она периодически упоминает о проповедях протоиерея Васильева, давая им самую высокую оценку.

Сразу же по назначении на столь почетную должность о. Александру пришлось определять свое отношение к Распутину.
При этом на него давили многочисленные противники Распутина, пытаясь использовать его новое положение.

Судя по всему, Васильев достаточно лояльно относился к Распутину.

С ним беседовал на эту тему протопресвитер Георгий Шавельский.
В разговоре, продолжавшемся более 3 часов, о. Георгий уяснил для себя со слов о. Александра, что «Александра Федоровна считала Распутина не только народным целителем, но и духовным авторитетом: Он (Распутин) совсем не то, что наши митрополиты и епископы. Спросишь их совета, а они в ответ: «Как угодно будет Вашему Величеству! Ужель я их спрашиваю затем, чтобы узнать, что мне угодно?». А Григорий Ефимович всегда свое скажет, настойчиво, повелительно».
По воспоминаниям прот. Г.П. Шавельского,
«о. Васильев не отрицал ни близости Распутина к Царской Семье, ни его огромного влияния на Царя и Царицу, но объяснял это тем, что Распутин действительно человек отмеченный Богом, особо одаренный, владеющий силой, какой не дано обыкновенным смертным, что поэтому и близость его к Царской Семье и его влияние на нее совершенно естественны и понятны. О. Александр Васильев не называл Распутина святым, но из всей его речи выходило, что он считает его чем-то вроде святого» (Шавельский Г. Из «Воспоминаний последнего протопресвитера русской армии и флота» // Николай II: Воспоминания. Дневники. СПб., 1994. С. 161).

На месте могилы старца до последнего времени стоял памятный деревянный крест и мемориальная доска.

16 ноября 2005 г. в Петербурге в Александровском парке Царского Села состоялось освящение поклонного креста на месте недостроенного храма во имя преподобного Серафима Саровского был установлен большой деревянный восьмиконечный крест, который простоял на сем месте почти 7 лет до 24 сентября 2012 г.
Крест был освящен клириками Санкт-Петербургской епархии.
В центре креста находилась икона Серафима Саровского.
Около него служились молебны преподобному Серафиму Саровскому, святым Царственным мученикам, а в дни памяти Друга Царской Семьи при многочисленном стечении верующих со всех городов и весей России здесь совершались панихиды по убиенному старцу Григорию...

Как уже известно, все новое подтверждение получает версия о «британском следе» в убийстве Распутина.
Телеканал "Би-Би-Си 2" в программе "Timewatch" показал 1 октября 2007 года фильм об убийстве Григория Распутина (см. видео: http://video.yandex.ru/users/rublev-museum/view/65/).
Как сообщили в пресс-службе Би-Би-Си, отставной следователь Скотланд-Ярда Ричард Каллен и историк Эндрю Кук провели новое исследование окутанной тайной смерти Распутина.
В итоге они установили, что Григорий Распутин был, скорее всего, убит агентом британского Секретного разведывательного бюро (так тогда называлась Секретная разведывательная служба МИ-6) Освальдом Рейнером, который тогда работал при императорском дворе в Петрограде.

Эндрю Кук рассказал, что Ричард Каллен изучил официальные медицинские документы о смерти Распутина, посмертные фотографии его тела и места преступления. Внимание британцев привлекло отверстие от пули в центре лба, которое хорошо видно на посмертных фотографиях Распутина.
Точный прицел этого ставшего смертельным для 51-летнего Распутина выстрела не оставляет сомнений в том, что он был сделан профессиональным стрелком и к тому же с близкого расстояния.
Это дало Ричарду Каллену и Эндрю Куку повод заключить, что существовал третий убийца и им был не кто иной, как Освальд Рейнер, который был во дворце и выполнял задачу по устранению Распутина.
«Есть весомые доказательства, которые показывают, что это был именно Рейнер.
У нас имеются выводы о том, что прежние общепринятые версии событий были сфабрикованы», - констатировал Ричард Каллен.

Мотивы у него были иные, чему у считавшихся до этого убийцами Г. Распутина князя Феликса Юсупова и его друга Владимира Пуришкевича, но, тем не менее, общая цель заставила трех этих людей сотрудничать.
В качестве причины устранения Распутина агентом британской разведки называется стремление Григория Ефимовича заключить сепаратный мир России с Германией, используя влияние на Николая II и его супругу.
Если бы это случилось, 350 тысяч германских солдат были бы переброшены на западный фронт, чего европейские союзники, конечно же, допустить не могли.
По словам Эндрю Кука, вскоре после убийства Распутина на личную аудиенцию к императору Николаю II был вызван посол Великобритании в Петрограде Джордж Бьюкенен.

Ему было заявлено, что у российской стороны есть подозрения в том, что старый университетский друг Юсупова был вовлечен в операцию по устранению Распутина.
Сам Рейнер публично никогда не распространялся о своем участии в заговоре против Распутина.

Перед окончанием войны он уехал из России и в 1920 г. работал в качестве корреспондента британской газеты "Дейли Телеграф" в Финляндии.
К концу жизни бывший шпион сжег все свои бумаги и унес секрет смерти Распутина с собой в могилу...

ПОСЛЕДНЕЕ ПРОРОЧЕСТВО ГРИГОРИЯ РАСПУТИНА

«Я пишу это письмо, последнее письмо, которое останется после меня в Санкт-Петербурге.
Я предчувствую, что умру до 1 января (1917 года). Я обращаюсь к Русскому Народу, к Папе, Маме и Детям (к Царю, Царице и их детям), всей русской Земле, что им следует знать и понять. Если я буду убит обычными убийцами, особенно своими братьями - русскими крестьянами, то Ты, Русский Царь, не должен бояться за Детей Своих, - Они будут править в России еще сотни лет.

Но если я буду убит боярами и дворянами, если они прольют мою кровь, и она останется на руках их, то двадцать пять лет им будет не отмыть моей крови со своих рук. Им придется бежать из России.
Братья будут убивать братьев, все будут убивать друг друга и друг друга ненавидеть, и через двадцать пять лет ни одного дворянина в России не останется. (1916 + 25 = 1941г.)
Царь Земли Русской, если услышишь Ты звон погребального колокола по убиенному Григорию, то знай: если в моей смерти виновен кто-то из Твоих родичей, то скажу Тебе, что никто из Твоей Семьи, никто из Твоих Детей и Родных не проживет более двух лет. (1916 + 2 = 1918 г.) А если и проживет, то будет о смерти молить Бога, ибо увидит позор и срам Русской Земли, пришествие антихриста, мор, нищету, поруганные храмы Божий, святыни оплеванные, где каждый станет мертвецом [...].
Три раза по двадцать пять лет (1916 + 75 = 1991 г. - Александра) будут разбойники черные, слуги антихристовы, истреблять Народ Русский и Веру Православную.
И я погибну, погиб уже, и нет меня более среди живых. Молись, молись, будь сильным, думай о Своей Благословенной Семье!

ВАШ ГРИГОРИЙ»

(Православный Царь мученик. Составитель - игумен Серафим (Кузнецов). М.: Паломник, 2000 г.).

Http://rublev-museum.livejournal.com/354858.html