Шкалы и координаты

Класс: 5

Тема урока: Шкалы и координаты.

Номер урока в системе изучаемой темы: первый урок

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

Открытие нового понятия «шкала», формирование представления о применении этого понятия.

Развитие речевой культуры обучающихся, овладение умением анализировать, строить аналогии, умение разрешать проблемы. Развитие самостоятельности.

Создание условий для обеспечения положительного эмоционального характера процесса обучения (опора на опыт обучающихся, побуждение к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым фактам).

Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Организация деятельности обучающихся на уроке:

самостоятельно выходят на проблему и решают её;

самостоятельно определяют тему, цели урока;

работают с текстом учебника;

работают с оценочным листом при выполнении заданий;

отвечают на вопросы;

решают самостоятельно задачи;

оценивают себя и друг друга;

рефлексия способов и условий действия.

Образовательные результаты, на достижение которых направлено содержание урока:

Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: штрих, деление, шкала.

ПознавательныеУУД: уметь воспроизводить смысл понятия «шкала», уметь обрабатывать информацию и воспроизводить ее в наглядном виде

Регулятивные УУД: выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием)

Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2009.

ХОД УРОКА

Этапы урока, время

Доска и оборудование

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Сегодня у нас необычный урок - урок открытия новых знаний. Для этого мы будем работать в группах.
В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания.

2. Актуализация знаний.

На доске задание: по рисунку ответить на вопросы.

Линейки без шкалы

(1 группа - есть нуль, 2 группа - нуль и число 10, 3 группа без делений, 4 группа - есть нуль).

1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения применять ранее изученные знания.

2. Определите фигуры, изображенные на рисунке (прямые, лучи, отрезки).

3. Поставьте точки так, чтобы получился один луч, одна прямая, и один отрезок, причём прямая не пересекает ни луч, ни отрезок, а луч и отрезок пересекались.

Учитель предлагает определить размеры учебника

1 группа называет отрезки;

2 группа - лучи;

3 группа - прямые.

4 группа выполняет построение точек

Ученики оценивают свою работу.

3. Создание проблемной ситуации

Слайд:Уучебник

Учитель: «Вам не удается выполнить измерение? Как вы думаете, почему? Чего не достает на ваших инструментах?»

Ученики пытаются выполнить задание.

4. Формулирование проблемы

Какой возник вопрос? Что нам сегодня предстоит выяснить? Как нам сформулировать тему урока?

Учитель записывает тему урока «Шкалы и координаты»,
Какую цель мы поставим перед собой?
Учитель обобщает названные цели урока.

Ученики высказывают свои версии.
Ученики оценивают названную удачную версию.
Ученики формулируют учебную проблему. Оценивают свою работу

5. Изучение нового материала

Слайд:Инструменты

Слайды: Приборы

Слайд: Единицы длины, массы

1.Учитель предлагает прочесть п.4 стр.21

2.Учитель задает вопросы:

Какие ещё вы знаете приборы на которых для измерения используется шкала?

3. С какими новыми измерениями массы вы встретились в тексте учебника.

Ученики читают текст вслух два абзаца до места объяснительного текста для обдумывания прочитанного.
Ученики отвечают на вопросы.
По рис.19,20,21 повторяют виды шкал, называют их показания, цену деления, вспоминают единицы измерения.

Отвечают:

1т = 1000кг
1ц = 100кг Оценивают свою работу по вопросам

6. Первичное осмысление и закрепление знаний.

Слайд: Рисунки термометров

Слайд Задания №113,114

Давайте вернемся к практической работе:

1. Измерьте длину и ширину учебника.(22см-длина,17 см -ширина"

Учитель предлагает выполнить №108, 109, 110 (назвать показания термометра)

№113 (выразить в килограммах), №114 (выразить в граммах)

(1, 3 групп- №113, 2,4 группа- № 114)

Ученики называют результаты.

Проверка в группах, оценка.

7. Физминутка

Один ученик проводит для всех остальных

8. Самостоятельная работа

Карточки каждому ученику

Слайд: Ответы

Учитель раздает индивидуальные карточки

Ответы спроецированы на экран.

Самостоятельно выполняют задания.

Самопроверка. Самооценка.

9. Этап оценивания знаний обучающихся

Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в группах. Оцените работу в группе и свою индивидуальную работу. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте устно себе отметку в соответствие с критериями:

За 5 и более "+" поставьте 5

За 4 "+" поставьте 4

За 3 "+" поставьте 3

Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».
Учитель выставляет отметки за работу на уроке в группах и собирает листы с самостоятельной работой для проверки.

Ученики самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев карандашом.

Ученики поднимают руки с учетом полученных отметок.

10. Подведение итогов урока

Кто сегодня понял тему хорошо?

Кому на уроке было не всё понятно? Что?
На все ли вопросы мы получили ответы по записанной теме?
Учитель определяет перспективу на следующий урок.
На следующем уроке будем говорить о координатах.

а) Ученики отвечают на вопросы учителя.

б) Определяют, что они не знают, что такое координаты.

11.Домашнее задание

Слайд, учебник

Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п. 4 на стр.21-22 и решите № 137,138

Вариант I

1. Записать цифрами число:

а) двадцать миллиардов двадцать миллионов двадцать тысяч двадцать;

б) 433 млн.

2. Сколько тысяч в миллионе?

3. Сколько различных цифр использовано для записи числа 751057?

4. Три доярки надоили 127886 л молока. Первая надоила 38804 л, вторая – на 2409 л больше, чем первая. Сколько литров молока надоила третья доярка?

Самостоятельная работа №1 «Обозначение натуральных чисел»

Вариант II

1. Записать цифрами число:

а) четыре миллиарда шестьдесят четыре тысячи;

б) 2341 тыс.

2. Сколько десятков в тысяче?

3. Назовите число, на единицу большее числа 8999.

4. На складе было 6340ц картофеля. Сколько центнеров картофеля осталось на складе после того, как одному магазину отпустили 2956ц, а другому – на 568ц меньше, чем первому?

Вариант I

1. Запишите цифрами число:

а) сорок миллиардов сто миллионов пять;

б) 7 миллионов 37 тысяч;

в) 6027 тыс.

2. Начертите отрезки АВ и CD , если АВ = 27 мм, СD = 4 см 2 мм.

3. Выразите:

а) 3 км 54 м в метрах;

б) 504 дм в дециметрах и метрах.

4. Сколько всего четырехзначных чисел, оканчивающихся цифрой 3?

Самостоятельная работа №2 «Отрезок. Длина отрезка»

Вариант II

1. Запишите цифрами:

а) двести миллиардов семь тысяч три;

б) 20 миллионов 4 тысячи;

в) 3108 тыс.

2. Начертите отрезки МК и СЕ , если МК = 3 см 4 мм, СЕ = 52 мм.

3. Выразите:

а) 4 м 5 см в сантиметрах;

б) 6085 м в километрах и метрах.

4. Сколько всего четырехзначных чисел, оканчивающихся цифрой 7?

Вариант I

1. Найдите и запишите два отрезка, две прямые, три луча.

2. Начертите луч ЕК ЕК , и обозначьте его. На каждом луче отложите от его начала отрезок длиной 2 см 7 мм.

3. Начертите прямую МК , луч NP и отрезки АВ и CD так, чтобы прямая МК пересекала отрезки АВ и CD .

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №3 «Плоскость. Прямая. Луч»

Вариант II

1. Найдите и запишите два отрезка, две прямые, три луча.

2. Начертите луч CD . Постройте луч, дополнительный лучу CD , и обозначьте его. На каждом луче отложите от его начала отрезок длиной 3 см 4 мм.

3. Начертите прямую АВ , луч CD и отрезки МК и ОР так, чтобы луч CD пересекал отрезок МК , а прямая АВ пересекала бы отрезок ОР

Вариант I

1. Напишите координаты точек D , Е , Т и К

А (8), К (12), Р (1), М (9), N (6), S (3).

3. Выразите в граммах: 5 кг 750 г; 2 кг 60 г

Выразите в килограммах: 3 т 180 кг; 4 ц 3 кг

Выразите в килограммах и граммах: 4370 г; 1030 г

Выразите в тоннах и центнерах: 853 ц; 205 ц

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №4 «Шкалы и координаты»

Вариант II

1. Напишите координаты точек М , N , С и Р , отмеченных на координатном луче.

2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки А (6), В (5), С (3), D (10), Е (2), F (1).

3. Выразите в граммах: 5 кг 200 г; 1 кг 5 г

Выразите в килограммах: 3 т 60 кг; 8 ц 70 кг

Выразите в килограммах и граммах: 6840 г; 3090 г

Выразите в тоннах и центнерах: 556 кг; 4350 кг.

__________________________________________________________________________________

Вариант I

А (5), В (2), С (4), D (8).

2. Напишите вместо звёздочек знак «>» или «<»

а) 204 * 2004;

б) 554 * 1;

в) 0 * 512.

3. Сколько всего четырехзначных чисел, оканчивающихся цифрой 3?

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №5 «Сравнение чисел»

Вариант II

1. Отметьте на координатном луче точки: М (5), N (6), Р (3), Q (9).

2. Напишите вместо звёздочек знак «>» или «<» так, чтобы было верное неравенство:

а) 123 * 1230;

б) 1 * 341;

в) 648 * 0.

3. Сколько всего четырёхзначных чисел, оканчивающихся цифрой 7?

Вариант I

1. Отметить на координатном луче точки, координаты которых 6, 2, 5, 9. Записать каждую точку и её координату.

2. Напишите вместо звездочки < или > так, чтобы было верное неравенство:

а) 307 * 3007; б) 444 * 1; в) 0 * 376.

3. Начертите прямую СК , луч АЕ и отрезок MN так, чтобы прямая СК пересекала отрезок MN и не пересекала луч АЕ , а луч АЕ пересекал бы отрезок MN .

4. В классе учились Вера, Галя, Нина, Марина и Оля. Все эти девочки родились в разные дни января одного года. Младшая из них родилась 27 января. Известно, что Оля старше Гали, но моложе Марины, а Вера моложе Нины, но старше Марины. Какого числа родилась каждая из девочек, если Нина родилась 23 января?

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №6 «Обозначение, сравнение натуральных чисел. Шкалы и координаты. Прямая. Отрезок»

Вариант II

1. Отметить на координатном луче точки, координаты которых 9, 12, 11, 3. Записать каждую точку и её координату.

2. Напишите вместо звездочки знак < или > так, чтобы было верное неравенство:

а) 70007 * 7007; б) 465 * 1; в) 0 * 124.

3. Начертите прямую АВ , луч СЕ и отрезок MN так, чтобы прямая АВ пересекала луч СЕ и отрезок MN , а луч СЕ пересекал бы отрезок MN .

4. Пять подруг Аня, Ира, Таня, Катя и Маша родились в один год в ноябре. Самая старшая из них родилась 26 числа. Известно, что Таня моложе Иры, но старше Кати, а Аня моложе Маши, но старше Иры. В какой день ноября родилась каждая из девочек?

__________________________________________________________________________________

Вариант I

а) 8 009 002; б) 44444.

2. Найдите число, оканчивающееся цифрой 8, если оно меньше 548 и больше 428.

3. Выполнить действия: 17  (377 + 238).

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №7 «Разложение по разрядам»

Вариант II

1. Разложить по разрядам число:

а) 6 708 301; б) 22222.

2. Найдите число, оканчивающееся цифрой 6, если оно меньше 256 и больше 176.

3. Выполнить действия: 19  (254 + 241).

Вариант I

а) 695 + 2305 + 57908; б) 89716 + 9688 + 312.

2) Точка Х лежит между точками А и В АВ , если АХ = 39 мм и ХВ = 17 мм.

а) 32507; б) 18703205003.

4) При сложении двух четырёхзначных чисел получилось четырёхзначное число. Известно, что если сложить первую и последнюю цифры первого слагаемого, то получится 5. Какой цифрой оканчивается первое слагаемое, если второе слагаемое начинается с цифры 8?

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №8 «Сложение натуральных чисел. Зависимость суммы от изменения компонентов»

Вариант II

1) Выполнить сложение, выбирая удобный порядок действий:

а) 302 + 58758 + 1698; б) 197 + 2414 + 47586.

2) Точка Y лежит между точками А и В . Выполните чертеж и вычислите длину отрезка АВ , если АY = 43 см и = 38 см.

3) Разложите по разрядам числа:

а) 45308; б) 253605814022.

4) При сложении двух четырёхзначных чисел получилось четырёхзначное число. Первое слагаемое начинается с цифры 8, а во втором слагаемом сумма первой и последней цифр равна 7. Какова последняя цифра второго слагаемого?

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №9 «Сложение и вычитание натуральных чисел»

а) В одном мотке 138 м веревки, это на 29 м больше, чем во втором. Сколько метров веревки в двух мотках?

б) Выполнить действия наиболее простым способом, используя свойства вычитания:

(357 + 289) – 157 643 – (243 +398)

(863 + 471) – 371 876 – (398 +476)

в) В каких случаях сумма двух чисел равна одному из них?

Вариант I

1) Выполните действия, используя свойства вычитания:

а) (2593 +1389) – 1593; в) 3697 – (2697 + 899);

б) (4597 +3899) – 3899; г) 9543 – (3989 + 1543).

2) Модель телебашни состоит из трёх блоков. Высота нижнего блока 1 м 05 см, среднего – на 15 см короче нижнего. Какова высота верхнего блока, если высота модели 3 м?

3) Выполните вычитание:

а) 7002065440 – 6919278416; б) 9000551000 – 8667395.

4) В каких случаях разность двух чисел равна каждому из них?

_____________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №10 «Вычитание натуральных чисел»

Вариант II

1) Выполните действия наиболее простым способом, используя свойства вычитания:

а) (8978 + 2859) – 1859; в) 5836 – (2836 + 989);

б) (4937 +3887) – 4937; г) 8381 – (1623 + 6381).

2) Доспехи средневекового рыцаря весят 27 кг 500 г, а меч на 18 кг 400 г легче. Сколько весит щит, если полное вооружение рыцаря весит 50 кг?

3) Выполните вычитание:

а) 8003096320 – 7838107048; б) 3500400300 – 5897564.

4) В каких случаях сумма двух чисел равна каждому из них?

__________________________________________________________________________________

Вариант I

1) Найдите значение выражения а: 27 + 37,

если а = 729; а = 1053.

2) Какой путь прошел поезд за 8 часов, если он шел со скоростью m км/ч?

3) В двух товарных составах р вагонов. В одном из них 116 вагонов. Сколько вагонов в другом составе?

4) Какие трёхзначные числа можно написать, используя только цифры 0 и 2?

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №11 «Числовые и буквенные выражения»

Вариант II

1) Найдите значение выражения х: 43 + 64,

если х = 1849; х = 2537.

2) Какой путь прошёл пешеход, если он шёл 7 часов со скоростью u км/ч?

3) В двух железнодорожных цистернах n т нефти. Сколько тонн нефти в первой цистерне, если во второй цистерне 60 т?

4) Какие трёхзначные числа можно написать, используя только цифры 0 и 3?

Вариант I

1. Решите с помощью уравнения задачу: «Петя задумал число. Если вычесть его из числа 333, то получится 195. Какое число задумал Петя?».

2. Решите уравнения:

а) 965 + n = 1505; б) 802 – х = 416.

3. Решите уравнение: 44 + (а – 85) = 105.

4. Угадайте корень уравнения и выполните проверку:

8 – у = у + 2.

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №12 «Уравнение. Решение задач с помощью уравнения»

Вариант II

1. Решите с помощью уравнения задачу: «Если из задуманного числа вычесть 242, то получится 120. Каково задуманное число?».

2. Решите уравнения:

а) х + 223 = 1308; б) с – 127 = 353.

3. Решите уравнение: 69 + (87 – n) = 103.

4. Угадайте корень уравнения х + 7 = 11 – х и сделайте проверку.

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа

Вариант I

    Найдите произведение:

а) 356  68; б) 504  329; в) 503  608.

2) Решите задачу.

Торт в три раза дороже, чем 5 пирожных. Сколько стоит торт, если пирожное стоит 22 рубля?

3) Найти значение выражения.

n  81, если n = 10, 1000, 10000.

4) Произведение двух чисел оканчивается цифрой 6. Первый множитель оканчивается цифрой 7, а во втором множителе сумма первой и последней цифр равна 12. Какой цифрой начинается второй множитель?

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №13 «Умножение натуральных чисел и его свойства»

Вариант II

1) Найдите произведение:

а) 465  86; б) 405  923; в) 1403  207.

2) Решите задачу.

Бочка вмещает в 9 раз больше, чем 4 ведра. Сколько литров воды вмещает бочка, если в одно ведро входит 8 л воды?

3) Найти значение выражения.

37  m, если m = 10, 1000, 10000.

4) Произведение двух чисел оканчивается цифрой 4. Первый множитель оканчивается цифрой 3, а во втором множителе сумма первой и последней цифр равна 12. Какая цифра стоит в начале второго множителя?

Вариант I

    Найти значение выражения.

а) 11346 – 87  78

б) 704  37 +63

2) Решите задачу.

В двух комнатах пол был выложен плиткой. В одной комнате плитка была уложена в 43 ряда, по 34 штуки в каждом ряду, а в другой – в 36 рядов, по 28 штук в каждом ряду. Сколько всего плиток потребовалось на пол в этих двух комнатах?

у быть верным равенство 2 + у = 5 + у ?

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №14 «Умножение натуральных чисел и его свойства»

Вариант II

    Найдите значение выражения:

а) 12308 – 96  64

б) 68  803 + 567

2) Решите задачу.

На первом станке изготовляли в час 28 деталей, а на втором – 35 таких деталей. Сколько всего деталей будет изготовлено за 17 часов работы первого станка и за 15 часов работы второго?

3) Может ли при каком-нибудь значении х быть верным равенство х – 3 = 3 – х ?

__________________________________________________________________________________

Вариант I

    Найти частное:

а) 6237: 9 б) 61596: 87 в) 15792: 329

2) Частное меньше делимого в 12 раз. Можно ли найти делитель?

3) Найти значение выражения:

а) 1326: t, если t = 1; t = 6; t = 17.

б) d : 15, если d = 0; d = 120; d = 210.

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №15 «Деление»

Вариант II

1) Найти частное:

а) 3424: 8 б) 35088: 86 в)13608: 243

2) Произведение в 27 раз больше одного из двух множителей. Можно ли найти другой множитель?

3) Найти значение выражения:

а) 1672: р, если р = 1, р = 8, р = 19.

б) k: 12, если k = 0; k = 108; k = 168

Вариант I

    Запишите предложение в виде равенства и выясните, при каких значениях буквы это равенство верно: 3 z больше, чем z , на 48.

2) Решите уравнение: 7 z +6 z -13=130

3) Решить задачу:

Бронза состоит из 3 частей олова и 17 частей меди. Сколько олова в бронзовой детали, если масса детали 660 г?

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №16 «Упрощение выражений»

Вариант II

1) Запишите предложение в виде равенства и выясните, при каких значениях буквы это равенство верно: 27 m на 12 меньше, чем 201 .

2) Решите уравнение: 21 t-4t-17=17

3) Решить задачу:

Смесь, состоящая из 3 частей грузинского чая и 4 частей индийского чая, имеет массу 210 г. Сколько граммов грузинского чая в этой смеси?

__________________________________________________________________________________

I вариант

(75  234 + 27  53)  2

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №17«Порядок выполнения действий»

II вариант

1) Выполните вычисления по схеме. Запишите выражение со скобками, соответствующее вычислительной схеме.

2) Составьте программу вычисления выражения:

(67  42 – 73  21) : 3

Запишите эту программу в виде схемы. Найдите значение выражения.

Вариант I

а

b

S

Р

32 см

7 см

2) Начертите две неравные фигуры, имеющие одинаковую площадь 3 см 2 .

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №18 «Формулы»

Вариант II

1) Заполните таблицу, где а и b – стороны прямоугольника.

а

b

S

Р

27 см

8 см

2) Начертите две неравные фигуры, имеющие одинаковую площадь 4 см 2 .

__________________________________________________________________________________

Вариант I

1) Одна сторона прямоугольника равна 3 м, а другая на 2 м больше. Найдите площадь.

ACD , если АВ = 3 см, AD = 6 см.

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №19 «Площади» (1)

Вариант II

1) Одна сторона прямоугольника равна 4 м, а другая на 3-м больше. Найдите площадь.

2) Найдите площадь треугольника ABD , если АВ = AD = CD = ВС = 4 см.

Вариант I

1)Найти объем прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны:

24 м, 30 м и 450 дм.

2) Объем физкультурного зала 1800 м 3 . Его высота 5 м. Какова площадь пола?

3) Чему равен объем куба, ребро которого 11 см?

Дополнительное задание:

Ширина прямоугольного параллелепипеда 14 см, она меньше длины в 2 раза, но больше высоты на 4 см.

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №20 «Объём»

Вариант II

1) Найти объем прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны:

26 дм, 25 дм и 4 м.

2) Объем ящика 13600 см 3 . Найдите площадь дна этого ящика, если его

высота 16 см.

3) Чему равен объем куба, ребро которого 12 см?

Дополнительное задание:

Длина прямоугольного параллелепипеда 24 см, и она больше ширины в 3 раза, а ширина на 3 см меньше высоты.

Найдите: а) сумму длин всех ребер; б) площадь его поверхности; в) объем.

__________________________________________________________________________________

Вариант I

1) Записать цифрами число:

а) одна девятая;

б) одна тридцатая.

2) В коробке лежит 18 мячей. часть –черные мячи, – желтые, остальные белые. Сколько белых мячей в коробке?

3) Решить уравнение:

р – 375 = 2341.

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №21 «Доли. Обыкновенные дроби» (1)

Вариант II

1) Записать цифрами число:

а) одна семнадцатая;

б) одна девятая.

2) Туристы проделали путь 36 км. часть пути прошли пешком, часть проплыли на лодке, остальной путь ехали автобусом. Сколько километров туристы проехали автобусом?

3) Решите уравнение: 85 – z = 36.

Вариант I

1) Какую часть тонны составляет 1 кг? 1 ц?

Как называется одна сотая доля метра?

2) Единичный отрезок равен 5 клеткам. На координатном луче отметьте точки

А ; В и С .

3) Закончить фразу:

Отрезок ОА – это …

Точка О – это...

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №22 «Доли. Обыкновенные дроби» (2)

Вариант II

    Какую часть часа составляет 1 минута? 30 минут? 20 минут? Как называется миллионная доля квадратного метра?

2) Единичный отрезок равен 6 клеткам. На координатном луче отметьте

точки М ; N ; Р .

3) Закончить фразу:

Отрезок MN – это...

Отрезок ОМ – это .. .

Вариант I

1) Из каждых 12 швейных машин, выпускаемых заводом, 7 имеют электропривод. Какая часть швейных машин выпускается с электроприводом?

2) Из нового дома в школу пришли 150 учащихся. Причем этих учащихся пришли в начальные классы. Сколько новых учащихся пришли в начальные классы?

3) Туристы проехали на автомашине всего намеченного пути. Какой длины намеченный путь, если на автомашине туристы проехали 200 км?

4) В двух спортивных секциях поровну участников. Если в каждую из них войдут еще по 2 участника, то всего в них будет 36 человек. Сколько человек занимается в каждой секции?

_________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №23 «Доли. Обыкновенные дроби» (3)

Вариант II

1) У Маши было 250 рублей. За мороженое она заплатила 120 рублей. Какую часть своих денег Маша заплатила за мороженое?

2) В начальных классах учатся 420 человек, этих учащихся посещают музыкальную школу. Сколько учащихся посещают музыкальную школу?

3) На капитана баскетбольной команды приходится всех полученных очков в игре. Сколько всего очков получено этой командой за игру, если капитан принес команде 24 очка?

4) В трех классах поровну учащихся. Если в каждый класс добавить еще по 3 ученика, то всего в них будет 129 учащихся. Сколько человек учится в каждом класс?

Вариант I

1) Какое из чисел больше?

а) или ; б) или .

2) Какое из чисел меньше?

а) или ; б) или .

3) Расставьте числа в порядке убывания.

4) Выполните действия:

195840: (32  18)

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №24 «Сравнение дробей».

Вариант II

1) Какое из чисел больше?

а) или ; б) или .

2) Какое из чисел меньше?

а) или ; б) или .

3) Расставьте числа в порядке возрастания.

4) Выполните действия:

538  (301608: 426)

Вариант I

1) Выполните действия:

а) ; б) ; в) ;

г) ; д) ; е) .

2) Сухой компот состоит из яблок, слив и груш. Сколько килограммов груш в 21 кг компота, если яблоки составляют этой массы, а сливы ?

_____________________________________________________________________

Самостоятельная работа №25 «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Вариант II

1) Выполните действия:

а) ; б) ; в) ;

г) ; д) ; е)

2) Расстояние от города до села, равное 32 км, велосипедист проехал за 3 часа. В первый час он проехал этого расстояния, во второй час – . Сколько километров проехал велосипедист в третий час?

3) Решите уравнение: а) ; б) .

Вариант I

1) Длина первой веревки 3 м, а второй 5 м. Каждую веревку разделили на 14 равных частей. На сколько метров каждая часть первой веревки короче каждой части второй веревки?

а) (38 + 95) : 19

б) 296: 8 + 504: 8

3) Решите уравнение:

а) ; б) .

________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №26 «Деление и дроби».

Вариант II

1) Арбуз массой 6 кг и дыню массой 2 кг разделили на 8 равных частей. На сколько килограммов масса каждой части арбуза больше массы каждой части дыни?

2) Найдите значение выражения, используя свойства деления.

а) (51 + 34) : 17

б) 252: 7 + 357: 7

3) Решите уравнение:

а) ; б) .

_________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №27 «Сложение и вычитание смешанных чисел»

1) Выполните действия:

1) ; 2) .

2)Решите уравнение: .

3) Решите задачу:

В трех бидонах л молока. В первом и втором бидонах л, а во втором и третьем бидонах – л. Сколько литров молока в каждом бидоне?

______________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №28 «Десятичная запись дробных чисел»

1. Выразите:

а) в метрах: 5 м 32 см; 4 м 5 см; 47 см; 5 м 14 см 2 мм; 8 м 7 см 3 мм; 25 мм.

б) в тоннах: 450 кг; 28 ц; 2 ц 35 кг; 12 ц 5 кг; 3 т 4 ц 25 кг.

в) в кубических метрах: 25 дм 3 ; 45 см 3 ; 3 см 3 .

2. Запишите в виде десятичной дроби числа:

Самостоятельная работа №29 «Сравнение десятичных дробей»

1. Сравните:

а) 5,089 и 5,1; б) 0,64 и 6,35.

2. Выразите:

а) в тоннах: 23 ц, 168 кг, 66 кг, 4 т 570 кг.

б) в квадратных метрах: 137 дм 2 , 300 см 2 , 8 дм 2 8 см 2 .

3. Запишите в виде десятичной дроби четыре значения у , при которых верно неравенство: 0,57 < у < 0,6.

4. Таня, Оля, Наташа, Катя и Ира измерили свой рост. Получились результаты: 1,3 м, 1,47 м, 1,5 м, 1,4 м, 1,38 м. Известно, что Оля ниже Наташи, но выше Тани, Катя выше Наташи, а Ира ниже Тани. Найдите рост каждой девочки.

__________________________________________________________________________________

Вариант I

1) Найдите сумму:

а) 5,9 + 1,6 в) 8,9 + 4 д) 5,7 + 3,28 ж) 10,09 + 0,308

б) 8,3 + 0,8 г) 13 + 4,2 е) 1,27 + 24,3 з) 0,596 + 0,83

2) Найдите разность:

а) 4,7 – 2,8 в) 12,1 – 8,7 д) 3 – 2,4 ж) 6,5 – 4,837

б) 5,1 – 4,7 г) 45,6 – 13 е) 17 – 0,87 з) 0,12 – 0,0856

______________________________________________________________________

Самостоятельная работа №30 «Сложение и вычитание десятичных дробей» (1)

Вариант II

1) Найдите сумму:

а) 2,8 + 1,9 в) 8 + 2,6 д) 2,58 + 1,4 ж) 0,906 + 12,8

б) 4,6 + 0,5 г) 4,7 + 16 е) 7,2 + 15,68 з) 0,47 + 0,741

2) Найдите разность:

а) 6,5 – 2,7 в) 11,2 – 9,6 д) 21 – 3,59 ж) 7,3 – 4,568

б) 4,3 – 3,5 г) 33,7 – 4 е) 5 – 0,61 з) 0,16 – 0,0913

Вариант I

1. Выполните действия:

а) 0,894 + 89,4 б) 241,608 + 24,7 в) 6,4 – 2,96 г) 50,1 – 9,323

2. В трёх головках сыра 13,7 кг. В первой головке 4,6 кг, а во второй на 0,7 кг меньше, чем в первой. Сколько килограммов в третьей головке сыра?

3. На координатном луче отмечена точка М(а). Отступив от точки М вправо на 0,7 единичного отрезка, отметили точку N, а отступив влево от точки N на 0,4 единичного отрезка, отметили точку К. Найти координаты точек N и К.

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №31 «Сложение и вычитание десятичных дробей» (2)

Вариант II

1. Выполните действия:

а) 63,5 + 0,635 б) 32,5 + 732,804 в) 0,35 – 0,287 г) 64,3 – 8,516

2. Купили 4,1 кг конфет трех видов. Конфет первого вида купили 1,4 кг, а конфет второго вида купили на 0,5 кг меньше, чем первого вида. Сколько килограммов конфет третьего вида было куплено?

3. На координатном луче отмечена точка С(а). Отступив от точки С влево на 0,2 единичного отрезка, отметили точку D, а отступив вправо от точки D на 0,7 единичного отрезка, отметили точку Е. Найдите координаты точек D и Е.

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №32 «Сложение и вычитание десятичных дробей» (3)

1. Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и по течению.

2. Решите уравнения:

а) 6,7 – х = 2,8 б) у – 2,7 = 3,4

в) (х + 3,5) – 4,8 = 2,4 г) (7,1 – х) + 3,9 = 4,5.

Вариант I

1. Выполните действия: (43,4 – 7,87) – (4,3 + 27,83)

2. В первый день клевер был скошен с площади 18,37 га, что на 5,7 га больше, чем во второй день, и на 2,21 га больше, чем в третий день. С какой площади был скошен клевер за эти три дня?

3. Решите уравнение: а) х – 2,9 = 3,93 б) (у – 8,48) + 2,16 = 3,9

4. Как изменится разность, если уменьшаемое уменьшить на 3,4, а вычитаемое увеличить на 2,4?

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №33 «Сложение и вычитание десятичных дробей» (4)

Вариант II

1. Выполните действия: (26,72 + 4,9) + (35,8 – 6,98)

2. В первый день было вспахано 14,25 га, что на 3,6 га больше, чем во второй день, и на 4,15 га меньше, чем в третий день. Сколько гектаров было вспахано за три дня?

3. Решите уравнение: а) у + 3,54 = 8,2 б) (z – 3,48) + 2,15 = 3,9

4. Как изменится разность, если уменьшаемое уменьшить на 0,3, а вычитаемое уменьшить на 0,87?

__________________________________________________________________________________

Вариант I

1) Округлите числа:

а) 6,713; 2,385; 16,051; 0,849; 49,25 до десятых;

б) 0,526; 3,964; 2,408; 7,663 и 8,555 до сотых;

в) 417, 3; 213,58 и 664,3 до десятков;

г) 801,9, 1267, 1 и 2405 до сотен.

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №34 «Округление чисел»

Вариант II

1) Округлите числа:

а) 4,822; 5,265; 16,058; 0,847 и 6,35 до десятых;

б) 3,537; 0,973; 11,307; 5,554 и 4,555 до сотых;

в) 836,5; 304,1 и 735,2 до десятков;

г) 749,9; 579,2 и 550,1 до сотен.

Вариант I

1) Выполните деление.

а) 310,4: 64 г) 2,128: 38 д) 38,7: 100

б) 324,1: 35 в) 45,78: 84 е) 57,93: 1000

2) Решите уравнение. а) х: 16 = 16; б) 131,6: у = 28

3) Решите задачу:

числа m составляют числа 4,2. Найдите число m.

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №35 «Деление десятичных дробей на натуральное число» (1)

Вариант II

1) Выполните деление.

а) 177,1: 46 в) 16,44: 24 д) 39,2: 100

б) 758,1: 95 г) 5,964: 71 е) 3748: 1000

2) Решите уравнение. а) 134,4: х = 24; б) z: 19 = 17,4

3) Решите задачу.

числа 14,4 составляют числа х. Найдите число х.

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №36 «Деление десятичных дробей на натуральное число» (2)

1) Найдите значение выражения, использовав распределительное свойство умножения:

а) 3,6  23 + 3,6  77; б) 2,04: 17 + 1,36: 17.

2) Решите уравнение:

а) 5х + 3х – 1,3 = 1,1; б) (х + 0,3) : 7 = 0,2.

3) В двух пакетах 3,3 кг муки. Сколько муки было в каждом пакете, если в одном из них было в 2 раза больше муки, чем в другом?

__________________________________________________________________________________

Вариант I

1. Выполните умножение.

а) 3,8 * 6,95 б) 0,2 * 0,25 в) 72 * 0,96

2. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если его ширина 1,4 дм, высота на 0,2 дм меньше ширины, а длина в 1,5 раза больше ширины. Результат округлите до сотых кубического дециметра.

3. Какова масса 15,6 л бензина, если масса 1 л бензина 0,75 кг.

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №37 «Умножение десятичных дробей»

Вариант II

1. Выполните умножение.

а) 2,6 * 3,45 б) 0,18 * 0,25 в) 48 * 1,32

2. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если его ширина 1,6 дм, длина в 1,5 раза больше ширины, а высота на 0,7 дм меньше ширины. Результат округлите до сотых кубического дециметра.

3. Масса 1 л нефти 0,85 кг. Найдите массу 7,4 л нефти.

Вариант I

1) Выполнить деление.

а) 25,032: 0,56 б) 0,0414: 0,23 в) 13,201: 4,3

2) Решить задачу.

С площади 53,2 га собрали 670,32 ц ржи. Сколько тонн ржи соберут с площади 1430 га при такой же урожайности?

3) Найти значение выражения:

42,76: b, если b = 0,1; b = 0,01; b = 0,001.

4) При каких значениях m уравнение х2 – m = 0,79 имеет корень 0,9?

____________________________________________________________________

Самостоятельная работа №38 «Деление десятичных дробей».

Вариант II

1) Выполнить деление.

а) 24,704: 0,64 б) 0,0945: 0,27 в) 13,056: 3,2

2) Решить задачу.

С площади 89,3 га собрали 1223,41 ц овса. Сколько тонн овса соберут с площади 240 га при такой же урожайности?

3) Найти значение выражения:

56,08: с, если с = 0,1; с = 0,01; с = 0,001

4) При каком значении n уравнение n – х2 = 0,51 имеет корень 0,7?

Вариант I

1. Найти среднее арифметическое чисел: 13,84; 14,23; 12,66 и 15,03.

2. Турист шел 6 ч со скоростью 5 км/ч и 2 ч ехал на автомашине со скоростью 45 км/ч. Найдите среднюю скорость движения туриста на всем пути.

3. Среднее арифметическое двух чисел равно 1,36. Одно число в 2,4 раза меньше другого. Найдите эти числа.

4. Среднее арифметическое четырех чисел 1,4, а среднее арифметическое трех других чисел равно 2,1. Найдите среднее арифметическое этих семи чисел.

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа № 39 «Среднее арифметическое»

Вариант II

1. Найти среднее арифметическое чисел:

23,12; 24,23; 22,11 и 25,06

2. Поезд шел 2 ч со скоростью 80 км/ч и 3 ч со скоростью 90 км/ч. Найдите среднюю скорость поезда на пройденном за это время пути.

3. Среднее арифметическое двух чисел 1,68. Одно число в 3,2 раза больше другого. Найдите эти числа.

4. Среднее арифметическое пяти чисел равно 2,4, а среднее арифметическое трех других чисел 3,2. Найдите среднее арифметическое этих восьми чисел.

__________________________________________________________________________________

Вариант I

43,5 Ч (387,38 + 392,43) – 920,035

94,27 Ч 3,796: 4,7135 – 5,38

(438,25322: 53,78 + 24,051) Ч 4,2867

3,22226: 4,39 Ч 0,245 – 0,04483

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №40 «Микрокалькулятор»

Вариант II

а) Вычислите с помощью микрокалькулятора:

(4,3257 + 2,8345) Ч 53,9 – 5,00478

5,843 Ч 74,86: 2,9215 + 30,28 ________%

Вариант I

1. В первый день вспахали 100 га, во второй 150 га. Сколько процентов всей этой площади вспахали в первый день?

2. Никелевая руда содержит 4% никеля. Сколько никеля содержится в 150 т такой руды?

3. Заасфальтировав 27,5 км дороги, ремонтники тем самым выполнили 25% плана. Сколько километров дороги надо заасфальтировать по плану?

4. Выполнить действия:

(3,1 Ч 5,3 – 14,39) : 1,7 + 0,8

5. Необязательное задание.

В двух корзинах по 25 кг винограда. Вначале из первой корзины взяли 20% имевшегося там винограда и положили его во вторую корзину. Потом из второй корзины взяли 20% оказавшегося там винограда и положили в первую. В какой корзине винограда больше и насколько?

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №43 «Задачи на проценты» (2).

Вариант II

1. В первую смену засеяли 270 га, а во вторую – остальные 180 га. Сколько процентов всей площади засеяли в первую смену?

2. В железной руде содержится 54% железа. Сколько тонн железа содержится в 475 т такой руды?

3. Ученик прочитал 35 страниц. Это составляет 17,5% книги. Сколько страниц в книге?

4. Выполнить действия:

(21,98 – 4,2 Ч 4,6) : 1,9 + 0,6.

5. Необязательное задание.

В двух корзинах по 32 кг яблок. Вначале из первой корзины взяли 25% имевшихся там яблок и положили их во вторую корзину. Потом из второй корзины взяли 25% оказавшихся там яблок и положили их в первую. В какой корзине яблок стало больше и насколько?

Вариант I

1. Начертите угол NOK, отметьте точку А внутри угла, точку В вне угла и точку С на стороне угла.

Название угла

Стороны

Вершина

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №44 «Угол. Обозначение и сравнение углов»

Вариант II

1. Начертите угол PNS, отметьте точку М внутри угла, точку А на стороне угла и точку К вне угла.

2. Запишите обозначение углов, изображенных на рисунке.

Для каждого угла назвать стороны и вершину, данные занести в таблицу.

Название угла

Стороны

Вершина

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №45 «Прямой и развёрнутый угол»

а) Проведите луч ОК. Постройте прямой угол, одной из сторон которого является луч ОК.

б) Начертите угол, который образуют стрелки часов, когда часы показывают 4 часа. Получится:

1) развернутый угол;

2) прямой угол;

3) не развернутый и не прямой

Вариант I

2. Начертите четыре луча АВ, АС, AD и АК. Запишите названия шести углов, сторонами которых являются эти лучи.

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №46 «Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник» (2)

Вариант II

1. Найдите с помощью чертежного треугольника прямые углы.

2. Начертите четыре луча ВА, ВС, ВМ, BZ. Запишите названия шести углов, сторонами которых являются эти лучи.

Самостоятельная работа №47 «Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник» (3)

2. Построить квадрат со стороной 4,3 см.

3. Построить прямоугольник, длина которого равна 6 см, а ширина 2 см. Вычислить периметр и площадь этого многоугольника.

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №48 «Сравнение величин углов».

1. Начертите какие-нибудь острый и тупой углы и обозначьте их. Измерьте каждый угол и запишите результаты измерений.

2. Луч разделил развернутый угол на два угла. Один из этих углов 56 . Найдите градусную меру другого угла.

3. Начертите треугольник CDK, такой, что  CKD = 90 . Измерьте два других угла этого треугольника.

Вариант I

1. Построить углы SDK и AMN, если Р SDK = 90°, а Р AMN = 134°.

2. Начертите луч ОС и постройте с одной стороны этого луча угол АОС, равный 125°, а с другой стороны угол DOC, равный 80°.

3. Угол CBE разделен лучом ВК на два угла СВК и КВЕ. Угол СВК равен 63° и составляет угла СВЕ. Найдите градусную меру углов.

4. Из одной точки А проведены лучи AD, АВ и АМ так, что Р DAВ = 130°, Р DAM = 170°. Какую градусную меру может иметь угол BAM?

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №49 «Сравнение величин углов» (2)

Вариант II

1. Построить углы MNE и DBK, если Р MNE = 112°, Р DBK = 90°.

2. Начертите луч РК и постройте с одной стороны этого луча угол DPK, равный 75°, а с другой стороны угол FPK, равный 140°.

3. Угол CAF разделен лучом АВ на два угла САВ и BAЕ. Угол BAE равен 72° и составляет угла САЕ. Найдите градусную меру углов САЕ и САВ.

4. Из одной точки К проведены три луча КВ, КА и КС так, что Р АКВ = 120°, Р ВКС = 140°. Какую градусную меру может иметь угол АКС?

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №50 «Круговые диаграммы».

а) Постройте углы РОК и SED, если угол РОК = 27° , а угол SED = 127° .

б) Луч CD разделил угол FCK на два угла FCD и DCK. Угол DCK равен 99° и составляет угла FCK. Найдите градусную меру углов FCK и FCD.

в) Из одной точки В проведены лучи ВС, ВА и BD так, что угол АВС = 150° и угол ABD = 90° . Какую градусную меру может иметь угол CBD?

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №51 «Повторение»

Задача № 1

Собственная скорость полета голубя 55 км/ч, а скорость ветра 5,5 км/ч. Голубь летит 0,2 ч против ветра и 0,4 ч по ветру. Какой путь пролетел голубь за все это время?

Задача № 2

Из имевшихся 15,4 рублей истратили 35%. Сколько рублей было истрачено?

Задача № 3

Турист прошел 12 км, что составило 30% всего намеченного пути. Сколько еще километров надо пройти туристу?

Задача № 4

Мама испекла 45 пирожных, из них со сладкой начинкой. Сколько пирожных со сладкой начинкой испекла мама?

Решить уравнение: 13,4х + 2,8 = 10,84.

Урок

Учитель: Мишукова Любовь Алексеевна
Предмет : математика
Класс : 5
Тема урока : Шкалы и координаты
Тип урока : урок закрепления новых знаний и способов деятельности
Цели : способствовать усвоению понятий «шкала», «координатный луч», «координата», единиц массы, закреплению навыка определения координаты точки, расположения точки на координатном луче в соответствии с заданной координатой, Планируемые образовательные результаты

Личностные


Основные понятия, изучаемые на уроке : «шкала», «координатный луч», «координата точки».

№ п/п

В этом году в моем саду много яблок. Я хочу сварить варенье и мне надо узнать сколько (по массе) яблок мне нужно взять. Как это сделать?
Давайте определим массу по рисунку.
Какие еще единицы массы вы знаете?
Давайте выполним задания № 116 и № 117 по вариантам, а затем поменяемся тетрадями и сделаем взаимопроверку.

Вчера мы рассматривали задачу о скорости автомобиля в населенном пункте, узнавали, превысил он скорость или нет. давайте теперь решим следующую задачу.
Физкультминутка А теперь всем детям встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Отдохнули все немножко И отправились в дорожку.

Вариант I

1. Напишите координаты точек D , Е , Т и К

А (8), К (12), Р (1), М (9), N (6), S (3).

3. Выразите в граммах: 5 кг 750 г; 2 кг 60 г

Выразите в килограммах: 3 т 180 кг; 4 ц 3 кг

Выразите в килограммах и граммах: 4370 г; 1030 г

Выразите в тоннах и центнерах: 853 ц; 205 ц

__________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа «Шкалы и координаты»

Вариант II

1. Напишите координаты точек М , N , С и Р , отмеченных на координатном луче.

2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки А (6), В (5), С (3), D (10), Е (2), F (1).

3. Выразите в граммах: 5 кг 200 г; 1 кг 5 г

Выразите в килограммах: 3 т 60 кг; 8 ц 70 кг

Выразите в килограммах и граммах: 6840 г; 3090 г

Выразите в тоннах и центнерах: 556 кг; 4350 кг.

Методологическая база.

  1. Программы общеобразовательных учреждений 5-6 классы, Москва "Просвещение", 2008г.
  2. Поурочные разработки по математике. Составитель: Выговская В.В. Москва "ВАКО", 2008 г.
  3. УМК: Н.Я. Виленкин и др., Математика, 5 класс, Москва, 2007 г.
  4. Интернет-источники: – http/school-collection/, – http/fcior.edu.ru/

Цель урока: знакомство учащихся с понятиями шкала, координатный луч и координата точка.

Задачи урока:

Обучающие (формирование познавательных УУД):

  • сформировать понятие шкалы, деления шкалы, координатного луча;
  • учить определять на шкале единичный отрезок, строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  • развитие интереса к предмету с помощью ЭОР, познавательную творческую деятельность учащихся;

Воспитательные (формирование личностных УУД):

  • формировать УМЕНИЕ аккуратного и точного изображения координатного луча;
  • интерес к изучаемой теме;
  • ответственное отношение к учебному труду.

Тип урока:Изучение нового материала и первичное закрепление.

Оборудование:проектор, компьютеры с выходом в Интернет, тесты, листы самооценки.

Ход урока ЭОР УУД
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний

Устные задачи:

– Каков рост каждого ученика? Кто ниже (выше) Тани?

– Как найти длину отрезка АВ? (Измерить линейкой.)

Тема нашего урока: "Шкалы и координаты"

Смыслообразование

Анализировать и осмысливать текст задачи

3. Изучение нового материала.

Мы с вами познакомимся с понятиями шкала, деления шкалы и координатный луч.

– Рассмотрим линейку. На линейке нанесены штрихи. Они разбивают линейку на равные части. Эти части называют делениями.
– Итак, что такое шкала?

Все деления образуют шкалу.

На линейке есть шкала.

– Ребята, назовите приборы на которых есть шкала.
– термометр, весы, спидометр, рулетка

– Выполнение устных заданий по картинкам.

Приводить примеры использования шкал на практике

Использование средств наглядности для определен ия цены одного деления.

Начертите луч ОХ, чтобы он шел слева направо.

– Над началом луча О напишем число 0 , а над точкой Е число 1 . Отрезок ОЕ называют единичным отрезком.

– Затем на этом же луче отложим отрезок АВ , равный единичному отрезку, и над точкой В напишем число 3 .
– Так шаг за шагом получаем бесконечную шкалу. Ее называют координатным лучом .
– Числа 0,1,2,3..., соответствующие точкам О , Е , А , В ,..., называют координатами этих точек.

Пишут: О(0), Е(1), А(2), В(3) и т.д.

– Назовите координаты точек О, Е, А, В,... и т.д.
– Что такое координата точки
– Проговорите.

Практическое задание: По координатному лучу показать его начало, единичный отрезок, записать координаты отмеченных точек.

Знаково-символическое моделирование.

Записывать в символической форме координаты точек

Конкретизация.

4. Закрепление знаний умений и навыков.

Устная работа (пример на рост Тани)

№108, №109, №110

– Первичное закрепление.
– Как построить координатный луч?
– Расскажите.
– Как построить точку на этом луче с координатой 3?

5. Самостоятельная работа

6. Физкультминутка.

7. Включение в систему знаний нового знания.

Начертите в тетради координатный луч и на нем отметьте точки

А(5), В(8), если единичный отрезок равен 1 см. Определите длину отрезка АВ.

Анализировать и осмысливать, построение логической цепи рассуждений.

8. Рефлексия деятельности.

Перевод текста в математическую запись.

Моделировать в графической форме понятия, связанные с понятием шкалы.

Контроль, оценка своей деятельности.

9. Итог урока.

Объясните, что такое координатный луч. О чем нужно помнить при построении координатного луча?

10. Домашнее задание

– Придумайте такое условие задачи и решите ее чтобы она включала тему "Шкалы и координаты".