Рассказ олеся бунин краткое содержание. Анализ произведения олеся куприна. Куприн Олеся главные герои

/ / / «Человек в футляре»

Эта необычная история была рассказана учителем гимназии Буркиным, ветеринарному врачу Ивану Ивановичу после охоты в доме старосты села Мироносицкое. Речь шла про некого Беликова, который преподавал греческий язык и был коллегой Буркина.

Со слов Буркина, Беликов предстает перед Иваном Ивановичем человеком странным, осторожным и предусмотрительным. Даже в солнечный день, он всегда был в галошах, с зонтиком под мышкой. Кроме того, Беликов обязательно был в теплом пальто, ведь очень боялся заболеть, и черных очках. Все вещи учителя были сложены в футляры. Когда Беликов был дома, то закрывал двери на все замки. В общем, он пытался спрятаться от окружающих и создал для себя некий «футляр». Беликов признавал только запрещающие циркуляры, любое их не выполнение становилось причиной его раздражительности. Такая правильность, «футлярность» чувствовалась не только учениками и учителями гимназиями, но и всем местным населением. И вот в один из дней, с этим «человеком в футляре» случилась забавная история, Беликов почти женился.

Было это тогда, когда в гимназию приехал новый учитель истории и географии Михаил Коваленко со своей сестрой Варюшей. Варя была очень весела, жива, красива, она любила петь и танцевать. Все кто знакомился с Варенькой, сразу были очарованы ею. Под эти женские чары попал и Беликов. Заметив это, учителя гимназии решили, что нужно их женить. И может быть тогда, Беликов выбросит свои футляры и станет обычным человеком. Они начали подталкивать Беликова к женитьбе, рассказывая ему как это хорошо. Даже Варя начала оказывать ему знаки внимания. Идя с ним на прогулку, она тоже одевала галоши, и брала зонтик.

И вот, когда Беликов был готов сделать Варе предложение, случилось непоправимое. Кто-то изобразил их с Варенькой, гуляющих с зонтиков, в шутливой форме. Этот рисунок увидели все учителя. Данное событие очень возмутило Беликова, и он снова укрылся в своем «футляре».

Через пару дней снова произошел вопиющий, по мнению Беликова, случай. Он заметил, как Варенька вместе с Коваленко ехала на велосипеде. Беликов считал, что девушка на велосипеде это признак дурного тона. Свое недовольство данным событием он хотел лично высказать Варе. Придя домой к Коваленкам, Варюши дома не оказалось, а ее брат, испытывая к Беликову не очень приятные чувства, просто спустил его с лестницы.

Увидев эту картину, Варя громка рассмеялась. Беликов был настолько расстроен этим событием, что закрылся у себя дома и умер через месяц.

Когда Беликова положили в гроб, его лицо излучало счастье, словно наконец-то он нашел свой футляр, который защитит его от внешних глаз.

Этими словами Буркин завершает свой рассказ. Немного помолчав, Иван Иванович спросил: «Все что нас окружает: тесные города, однообразие жизни – это ли ни футляр?».

«На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия, расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. У Ивана Иваныча была довольно странная, двойная фамилия - Чимша-Гима-лайский, которая совсем не шла ему, и его во всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом. Учитель же гимназии Буркин каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже был своим человеком».

Разговаривали о жене старосты Мавре. Она - женщина здоровая и неглупая. Только давно Мавра уже на люди не выходила. Буркин предположил, что у нее просто такой характер, характер рака-отшельника. И такие люди - не редкость. Например, месяца два назад в городе умер учитель греческого языка Беликов. Это был странный человек. Он даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».

Даже мысли свои Беликов «старался запрятать в футляр». Для него были ясны только запреты. «В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное». Когда в городе что-то разрешали, он всегда говорил: «Оно, конечно, так-то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло». В общем, он был очень осторожным и мнительным человеком. Даже к друзьям своим он ходил только потому, что считал это «своею товарищескою обязанностью ».

Беликова все боялись. И не только учителя, а и директор. Этот человечек, «ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!» Жил Беликов в том же доме, что и Буркин. «Женской прислуги он не держал из страха, чтобы о нем не думали дурно, а держал повара Афанасия, старика лет шестидесяти, нетрезвого й полоумного, который когда-то служил в денщиках и умел кое-как стряпать».

Даже под одеялом в собственной кровати Беликову было страшно: «как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры...»

Но, как это ни странно, этот учитель греческого языка едва не женился на сестре нового учителя истории и географии, некоего Коваленко Михаила Савича. Она была уже не молодая, лет тридцати, но тоже высокая, стройная, чернобровая, краснощекая и веселая, даже шумная. Беликов, послушав пение этой малороссийской женщины, подсел к ней и сказал: «Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий». Это польстило ей, и она стала рассказывать ему с чувством о своей жизни. Вдруг всех осенила одна и та же мысль: а хорошо бы их поженить. Директорша решила взять дело в свои руки. Беликова и Вареньку непременно всюду приглашали вместе: и в театр, и на вечеринку. Варенька стала относиться к Беликову явно благосклонно.

А Беликова все, и товарищи, и дамы, стали уверять, что он должен жениться. Его даже поздравляли. И в самом деле, Варенька была первой женщиной, которая отнеслась к нему так ласково, сердечно. Так что он и сам поверил в то, что ему в самом деле нужно жениться.

Да только перед женитьбой этому «человеку в футляре» нужно было хорошо подумать, как бы чего не вышло.

И тут произошел скандал. «Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись: «Влюбленный антропос». Все учителя получили по экземпляру. Получил и Беликов. Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление. Когда же первого мая Беликов увидел Вареньку на велосипеде, очень возмутился. «Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?»

На другой день он отправился к Коваленкам. Вареньки не было дома. Беликов завел разговор с ее братом. Он говорил о том, что катание на велосипеде - «забава совершенно неприлична для воспитателя юношества», хотел его «предостеречь». Коваленко так был возмущен, что даже побагровел: «...кто будет вмешиваться в мои домашние и семейные дела, того я пошлю к чертям собачьим».

Беликов побледнел и встал. «Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки? Но как раз в то время, когда он катился по лестнице, вошла Варенька и с нею две дамы; они стояли внизу и глядели - и для Беликова это было ужаснее всего. Лучше бы, кажется, сломать себе шею, обе ноги, чем стать посмешищем; ведь теперь узнает весь город, дойдет до директора, попечителя, - ах, как бы чего не вышло! - нарисуют новую карикатуру, и кончится все это тем, что прикажут подать в отставку...

Когда он поднялся, Варенька узнала его и, глядя на его смешное лицо, помятое пальто, калоши, не понимая, в чем дело, полагая, что это он упал сам нечаянно, не удержалась и захохотала на весь дом:

Ха-ха-ха!

И этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже болыпене вставал».

Через месяц Беликов умер. Его «положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала! И как бы в честь его, во время похорон была пасмурная, дождливая погода, и все мы были в калошах и с зонтами».

В русской литературе очень много талантливых писателей, но по-настоящему жизненных и поучительных произведений не так уж и много. К таким вот удивительным людям, умеющим на бумаге отразить непростые человеческие судьбы, и относится А. П. Чехов. «Человек в футляре», краткое содержание которого позволяет ознакомиться с творчеством великого писателя, переносит читателей в XIX век, где после охоты двое друзей заводят разговор о закрытых и одиноких людях.

Начинается рассказ разговором двух друзей - Иван Ивановича, ветеринарного врача, и Буркина, учителя гимназии. Первый удивлен поведением супруги старосты, у которого они остались ночевать. Дело в том, что женщина все время сидит дома, а на улицу выходит только по ночам. Буркин возражает, говоря, что на свете немало чудных людей и рассказывает другу историю, произошедшую с его коллегой по гимназии, учителем греческого языка Беликовым.

Краткое содержание «Человек в футляре» - это история об учителе, который вел странный образ жизни. Он постоянно хотел отгородиться ото всех, создавал футляры и перегородки между собой и внешним миром. Даже летом он ходил в темных очках, в теплом пальто и с зонтиком, каждую вещь Беликов прятал в чехол. Он понимал лишь указы, где что-то запрещалось, потому что в них все понятно, а вот указания, где что-то разрешалось, учитель не понимал, ведь границ вседозволенности нет, поэтому как бы чего не вышло.

Беликов ходил в гости к своим коллегам, но лишь молча сидел, а потом прощался и уходил, он пытался оградить всех от опасности, но окружающие его боялись и называли не иначе как «человек в футляре». Чехов, краткое содержание произведения которого позволяет понять характер одинокого индивида, был очень хорошим психологом, потому что раскрыл не только проблемы одного Беликова, но и всего общества того времени.

Краткое содержание «Человек в футляре» показывает, что даже с таким чудаковатым человеком могут случиться перемены. С Беликовым они произошли после приезда в гимназию нового учителя истории со своей сестрой. Варя была красива собой, весела, хорошо пела, она очаровала всех, не смог устоять перед ее чарами и Беликов. Он стал с ней гулять, но все время намекал, что женитьба - это очень серьезно.

Учитель был очень ранимым и боязливым человеком, что и показывает краткое содержание «Человек в футляре». После карикатуры, нарисованной на него и Варю, он ходил сам не свой, добила его встреча с Варей и ее братом, которые ехали на велосипедах. По представлению Беликова, девушке и учителю гимназии не пристало так проводить время. Чтобы объясниться с ними, он пошел к семейству домой, но Вари не было, а свободолюбивый брат попросту спустил своего коллегу с лестницы. В момент, когда Беликов катился по ступенькам, пришла Варвара, от увиденной картины девушка залилась звонким смехом.

Краткое содержание «Человек в футляре» показывает, насколько учителю страшно было даже представить, что о его позоре узнает весь город. Он пришел домой, убрал фотографию своей невесты и слег. Беликов скончался через месяц. На лице покойного была радостная улыбка, как будто он нашел то, что искал - надежный футляр, из которого он не выйдет. Люди хоронили его с приятным чувством освобождения, словно освободились от ненужных обязательств.

Рассказ «Судьба человека» был написан в 1956 году. Автор всего за неделю создал шедевр советской литературы. И уже 31 декабря 1956 года в газете «Правда» получил свою первую публикацию. Сюжет рассказа взят Шолоховым из реальной жизни.

  • Главный герой рассказа – не легендарная личность, а простой человек, солдат Андрей Соколов.
  • Название «Судьба человека» символично. Это рассказ о народной судьбе.
  • Повествование ведется от первого лица. Герой неторопливо рассказывает свою историю судьбы. Автор, как случайный собеседник, слушатель, посредник между читателями и героем.

В рассказе соединяются трагедия и геройство, подвиг и человеческие страдания в единую мысль – человек сильнее войны. Знакомство с Соколовым происходит через автора-рассказчика, который случайно встречает героя на переправе. Андрей был с мальчиком лет шести и подсел закурить. Здесь он и рассказывает свою жизнь, всю от начала до конца.

Уроженец Воронежской губернии ещё молодым ушел на гражданскую войну. За это время семья его – мать, отец и сестра умерли от голода. Выучился на слесаря, женился. Жену Ирину очень уважал. Так легко ему было с ней жить. Рад Соколов был, что имеет такую жену-подругу! Когда появились дети – сын и две дочки – выпивать перестал и получку всю домой приносил. За годы семейной жизни скопили денег и построили дом недалеко от авиазавода, обзавелись хозяйством. Да война пришла…

Прощание с женой и детьми было тяжелым. Сын Анатолий – ему было уже семнадцать – держался, девочки тоже, а жена прощалась с Соколовым так, как будто видятся они в последний раз. Сжалось у Андрея сердце от жалости, да ничего не мог он поделать, ушел на фронт. Там дали ему ЗИС-5 - возить боеприпасы. Только не пришлось Соколову долго воевать. Два раза был ранен, но все везло ему. А тут - снаряды срочно на линию фронта везти. Стрельба кругом. Машину подорвали, но Соколов выжил.

Оказался в тылу врага. Фрицы не убили его, а погнали в плен. Вспомнил Андрей, как ночевать пленных загнали в церковь. Там помог ему военный врач – вправил выбитую взрывом руку. А потом расстреляли нескольких человек - один верующий не мог осквернить церковь и стал стучать в дверь, чтобы выйти по нужде. Ночью Соколов услышал разговор некоего Крыжнева со своим взводным, которого он хотел выдать немцам, как коммуниста. Убил он этого предателя, задушил руками.

Соколов оказался в Познани. Сумел бежать, далеко ушел, да нашли его немцы. Собак натравили, вернули и в карцер посадили. За два года плена Соколов обошел пол-Германии. Били его до смерти, кормили как скотину, иногда даже воды не давали, а работать заставляли как ломовую лошадь. Перебросили пленных в лагерь Б-14 под Дрезден, на карьер. Работал и там Соколов, не покладая рук. Однажды имел он неосторожность сказать что-то, нашлись люди, донесли.

Вызвал его Мюллер, приговорил убить. Да предложил выпить перед смертью за победу немецкого оружия. Отказался Андрей. Тогда предложил – за собственную смерть. Выпил Соколов. Тогда Мюллер дал ему хлеба, сала и сказал, что он – настоящий русский солдат и отпустил. Делили хлеб всем бараком. Через некоторое время Соколов попал на шахты, в шоферы. Стал начальника возить и задумал побег. Убежал и немца-инженера с его бумагами с собой прихватил.

Прорвался он через линию фронта к своим, упал на землю и стал целовать её. Русские отвели к командиру. За такого немца его обещали даже к награде представить. Соколов набрался сил, пришел в себя и сразу домой написал. Но пришел ответ, что жена Ирина и дочки погибли, от дома их только воронка осталась. А сын Анатолий ушел на фронт. Нашел Соколов сына, гордиться им стал – Анатолий в звании капитана и ордена имеет. Только не довелось им свидеться. 9 мая 1945 года Анатолий погиб от снайперской пули.

После демобилизации поехал Соколов в Урюпинск к знакомым. Там увидел он маленького Ванюшу. Отец и мать его погибли. Решил Андрей, что будет ему отцом. Два одиночества открыли друг другу новую жизнь. Андрей Соколов, уже отчаявшийся и потерявший веру в жизнь, взял мальчика, чтобы вернуть ему детство. И маленький Ванюша, поверивший, что Соколов и есть его отец, теперь улыбается. Вот финал рассказа. Война принесла Соколову столько горя, разрушила его жизнь, отобрала все самое родное, но он остался человеком.

Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, весёлого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная».

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображён с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжёлое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчёт катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя - «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешённая вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?»

Вы прочитали краткое содержание рассказа Человек в футляре. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.