Презентация блокада ленинграда для детей подготовительной группы. Конспект комплексного занятия «Блокада Ленинграда. Дорога, возвращающая к жизни

Проект в подготовительной группе

«Блокада Ленинграда»

Актуальность

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

Цель проекта: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи проекта:

1. Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.

2. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.

3. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями посвящёнными Блокаде Ленинграда.

4. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

5. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

Прогнозируемые результаты:

1. Расширять знание детей о героическом подвиге жителей блокадного

Ленинграда.

2. Развивать интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.

3. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения посвящённые Блокаде Ленинграда.

Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: творческий - информационный

Сроки реализации проекта : краткосрочный (1 неделя).

Реализация проекта по этапам

Подготовительный этап:

Определение цели и задачи проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.

Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность: Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны. Хотите об этом узнать?

Основной этап:

Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, НОД, презентации, дидактические игры, чтение периодической печати и художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность, анализ проблемных ситуаций, посещение музея школы №91).

Заключительный этап:

Подведение итогов, тематическое мероприятие «Непокоренный город», выставка детских коллективных работ «900 дней».

Реализация проекта с детьми

Художественно эстетическое развитие:

Аппликация «900 дней»

Цель: Систематизировать знание детей о великом подвиге защитников блокадного Ленинграда через изобразительное творчество, художественную литературу.

Социально – коммуникативное развитие

Посещение музея школы №91 ,Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Летчики».

Цель: Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях; воспитывать уважение к защитникам Отечества.

Познавательное развитие

Тематическая беседа: «Блокада Ленинграда». Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду. Дидактические игры: «Что изменилось»; «Шифровка»; «Военная техника». Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций «Дорога жизни». Цель: Обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации. Чтение художественной литературы: Стихи: О. Бергольц «Мы – ленинградцы», С. Маршак «Ленинградское кольцо». Рассказы: С. Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Разведчики»; «Полоса препятствий». Цель: Продолжать закреплять умение детей договариваться, выполнять правила игры. Развитие ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве.

Работа с родителями: Информация для родительского уголка по теме «Маленькие герои Ленинграда».

Заключительный этап:

Проанализировать результативность.

Выставка детских коллективных работ «900 дней».

По реализации проекта «Блокада Ленинграда» получены следующие результаты:

1. Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

2. Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.

3. В группе созданы условия для углубленного изучения детьми истории блокадного Ленинграда:

Внесен наглядный и дидактический материал по теме «Блокадный Ленинград», «Защитники отечества».

У детей повысилась способность договариваться. Оказывать друг другу поддержку, находить верное решение в проблемных ситуациях.

Родители приняли активное участие в проекте.

Приложение

Конспект образовательной деятельности «Блокада Ленинграда».

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду.

Задачи:

1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.

2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Ход деятельности:

Воспитатель: Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. В первые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками (звучит песня «Священная война»). Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?

Ответы детей: Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики.

Воспитатель: В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?

Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.

Воспитатель: Связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ слайдов 5-7) Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года…. В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода….

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова, людей умерших и больных…

Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм. (показать кусочек хлеба) Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, он больше походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (дать подержать хлеб ребятам). Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?

Ответы детей: Жизнь была тяжелая, голодная……

Наш хлебный суточный паек

Ладонь и ту не закрывает.

И человек, который слег,

Теперь - все чаще – умирает.

Воспитатель: В это же время на заводах города для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. За станками стояли женщины и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители – ленинградцы рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами. Ребята давайте поможем жителям блокадного Ленинграда поможем перенести снаряды для защитников города. Дидактическая игра «Доставь снаряды артиллеристам».

Воспитатель: Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города, изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды. Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть…Ребята, как вы думаете оправдались надежды фашистов?

Ответы детей: Ладожское озеро замерзло, через него была проложена дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни.

Воспитатель: Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцев стала,

И помогла в войне им победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Не хватало еды и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым. Ребята, как дети могли помогать взрослым?

Ответы детей: Они тушили пожары и зажигательные бомбы; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам.

Воспитатель: Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало радио, которое передавало последние новости с фронта, звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия в школах. Люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом. Долгих 90 дней город находился в блокадном кольце. Неполных три года ленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий, минометов и «катюш» обрушились на врага. Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину. Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Тех кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Петербург на морском берегу.

С дворцами и парками строг и красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд.

Светлая память героям, освободившим Ленинград!

Конспект образовательной деятельности «Дорога жизни»

Цель: Посредством рассматривания иллюстраций закрепить знание детей о великом подвиге ленинградцев во время Великой отечественной войны.

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по иллюстрации, соблюдая структуру повествования.

2. Закреплять умение детей составлять план рассказа и придерживаться его, использовать в речи рассуждение, объяснительную речь.

3. Воспитание нравственных чувств (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества.

Ход деятельности

Воспитатель: Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. И чтобы подарки могли попасть в Ленинград, было принято решение проложить дорогу по льду Ладожского озера, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Ребята внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы на ней видите?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, это «Дорога жизни». Если не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Работать в те дни на ледовой дороге могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты. Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации. Что везли на грузовиках в блокадный Ленинград? Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах? В каких условиях находились солдаты и шоферы?

Воспитатель: Молодцы ребята. «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек. Ребята, что еще можно было вывезти из осажденного города?

Дети высказывают свои мысли.

Воспитатель: Правильно, так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек и что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная «дорога жизни» просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз в Ленинград – 6 вагонов лука – водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах. Ребята, еще раз внимательно рассмотрите иллюстрации о легендарной «Дороге жизни» , какой подвиг совершили защитники Ленинграда?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте составить описательный рассказ по любой иллюстрации, которая вам больше всего понравилась.

Дети составляют описательный рассказ с опорой на схему.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились замечательные рассказы.

Враги кричали: «Нет конца

У ленинградского кольца!»

Мечом рассек его боец –

И вот кольцу пришел конец….

…Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень – памятник героям.

Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»

А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»

Только через два с половиной года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова перешли в наступление и освободили Ленинград. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой.


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 Красносельского района Санкт-Петербурга

В подготовительной группе детского сада по направлению «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально- художественная, изобразительное творчество (рисование)

Материал подготовлен воспитателем ГБДОУ д/с № 86 Красносельского района Санкт-Петербурга Сергеевой В.В.

При подготовке занятия были использованы авторские песни и стихи педагога ГБДОУ № 44 Кировского района г. Санкт-Петербурга М.В. Сидоровой

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде;

Задачи:

  • расширять знания о блокаде Ленинграда, о подвиге защитников города на художественном, документальном, аудио и видеоматериале; показать силу духа, мужество ленинградцев во время Великой Отечественной войны.
  • развивать выразительность речи
  • воспитывать эмоциональный отклик, любовь к своей родине, городу, уважение к истории своей страны.

Предварительная работа: - чтение художественных произведений по теме; прослушивание музыки военных лет и разучивание песен; чтение и разучивание стихов о блокадном городе; рассматривание картин о войне; рассказ воспитателей о блокадном Ленинграде; работа с родителями: сбор информации и изготовление стенгазет о родственниках – жителях блокадного города; художественная деятельность по теме.

Материалы и оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано) , ТСО, презентация PowerPoint, аудио записи музыкальных произведений, метроном, свеча, выставка детских рисунков, фотографий военных лет, кусочек хлеба, изобразительные материалы, листы бумаги.

Потребуется помощь музыкального руководителя.

Ход занятия:

Вводная часть. Воспитатель напоминает детям, что сегодня 27 января – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Построение в группе, переход в музыкальный зал.

Основная часть.

Слайд 1. Звучит «Гимн городу» , дети входят в зал.

Мы с вами сегодня собрались, чтобы почтить память защитников нашего города, которые во время Великой Отечественной войны отстояли наш город. Тогда он назывался Ленинград, а его жители – ленинградцы.

Слайд 3. Фашисты напали на нашу страну и хотели завоевать ее территорию, истребить и уничтожить весь народ.

Слайд 4. В первые годы войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу с врагами: "Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой! С фашистской силой темною…». Послушайте отрывок.

"Священная война", музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача, звучит запись песни

Фашисты тщательно готовились к нападению, разработали план. И особо важной задачей своего плана считали захват Ленинграда. Фашисты хорошо знали, что это крупнейший промышленный, культурный центр, военный порт.

Слайд 5. Они хотели стереть Петербург с лица земли, чтобы ничего не осталось от нашего города. Захватив Ленинград, они рассчитывали сломить дух советского народа.

Вражеское командование отдало приказ окружить город и обстреливать его из артиллерии и беспрерывно бомбить его с воздуха, сровнять его с землей.

Слайд 6. В сентябре 1941 года фашисты очень близко подошли к Ленинграду и окружили его. Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине, водные пути постоянно обстреливались. А когда город окружен, значит, он в блокаде.

900 черных блокадных дней и ночей опустились на город.

Слайд 7. Жестокие бои на подступах к Ленинграду вели все: пехотинцы, артиллеристы, танкисты, лётчики. Все, кто мог держать оружие, еще в начале войны ушли на фронт. В городе оставались в основном старики, женщины и дети.

Слайды 8, 9, 10. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки, шили одежду. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.

Слайды 11, 12, 13. Чтобы враг не попал в город, люди рыли окопы, строили оборонительные укрепления.

Слайды 14, 15, 16. Дети помогали взрослым. Они тушили десятки тысяч зажигательных снарядов, сброшенных с фашистских самолётов; тушили пожары; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам, работали вместе со взрослыми на заводах и в госпиталях.

Слайд 17. И в память об этих отважных ребятах сочинили песню «Ленинградцы» .

Дети поют песню «Ленинградцы»

Слайд 18. Наш город очень изменился. Он был наполовину разрушен. На Невском проспекте, главном проспекте нашего города не было толпы прохожих, разрывались снаряды, фугасные бомбы.

На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артиллерийском обстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
"Ничто не забыто. Никто не забыт!"
Чтоб помнили строчки все эти.

Слайд 19. В городе не хватало еды. И ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Но зимой начался сильный голод.

Слайд 20, 21. Суточная норма хлеба – это маленький кусочек в 125 грамм. Люди падали от голода на улице и умирали. Нужно было что-то делать, чтобы не дать людям погибнуть от голода.

Слайд 22. И вот решено было проложить дорогу по замерзшему Ладожскому озеру. Это было очень опасно, потому что ладожский лед капризен и ненадежен. В нем были трещины и непроходимые снежные заносы – торосы. Под тяжестью груженых автомобилей и подвод он мог и провалиться. Кроме того, фашисты постоянно обстреливали эту дорогу с воздуха.

Слайд 23. Но сильные морозы помогли людям и позволили открыть дорогу раньше времени и вскоре первые конные обозы повезли голодным ленинградцам хлеб и продовольствие. А из города вывозили обессилевших людей, детей и раненых. Люди назвали эту дорогу «Дорога жизни» .

Звучит аудиозапись песни «Ладога» (фрагмент)

Наш город назывался Ленинградом.
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
"Дорогой жизни" Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить.
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Слайд 24. И какие бы коварные планы не были у фашистов, ленинградцы не сдавались. Несмотря на такое тяжелое время, работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

Слайд 25. Город продолжал жить. Работало радио. По радио передавали последние новости с фронта, звучали стихи. И люди верили, что победа придёт, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом.

Блокадный город. Голод. Вой пурги.
Но в Ленинграде музы не молчали.
И ленинградцы слушали стихи.
В замерзших залах музыка звучала.

Музыка звучала для воинов-ленинградцев. На площадях, в залах выступали оркестры. Музыка помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы. Ленинградский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую он назвал "Ленинградской". Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Послушайте отрывок из симфонии Шостаковича.

Звучит запись "Седьмой симфонии». Д. Д. Шостаковича.

Слайд 26. Люди в блокадном городе, несмотря на голод, холод, постоянные бомбежки, старались не падать духом и пели, назло врагам, веселые песни, частушки, песни о любви. Эти песни передавали по радио и их можно было услышать из громкоговорителей на улицах всего города.

Слайд 27. 900 дней и ночей продолжалась блокада.

Слайд 28, 29. И вот наконец, зимним утром 27 января 1944 года, 68 лет назад, на фашистов обрушились залпы 14 тысяч орудий, минометов и "катюш".

Слайд 30. И блокадное кольцо было разорвано. В город по железной дороге стали приходить составы с продовольствием. Ленинградцы ценой своей жизни задержали врага у стен города. За подвиг жителей блокадного Ленинграда нашему городу было присвоено почетное звание город-герой.

Кружился снег, а город наш бомбили.
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили.
Чтоб мирной стала каждая зима.

В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь они отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.

Окружённый врагами в военные дни,
Город выстоял в битве с врагом.
Это мы никогда забывать не должны.
Мы о городе славном споём.

Дети поют песню «Мой Петербург боевой» Слова и музыка М. В. Сидоровой

Слайд 31. Люди не забывают тех, кто защищал наш город и в память о них и тех суровых днях на площади Победы после войны был установлен мемориал. Здесь же находится музей блокады Ленинграда.

Слайд 32. На Ладожском озере, в том самом месте, где автомобили сходили на опасный ладожский лед, стоит памятник «Дороге жизни» , которая спасла тысячи ленинградцев от голодной смерти - разорванное блокадное кольцо. Сюда каждый год приходят люди, почтить память защитников Ленинграда.

Слайд 33. В память о подвиге ленинградцев, павших в те суровые дни, на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят туда цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны жизнью.

Вот и мы с вами сейчас зажжем символический «вечный огонь» стоя почтим память героев – защитников Ленинграда минутой молчания.

«Минута молчания»

Мы никогда не забудем подвиг тех, кто защищал наш город.

Но мы с вами не хотим, чтобы повторилась эта страшная война. Давайте встанем в круг и споем все вместе песню о мире, которая называется «Солнечный круг» .

Дети поют песню «Солнечный круг»

В конце занятия детям предлагается посетить выставку и посмотреть фотографии и детские рисунки.

Заключительная часть. По возвращении в группу, воспитатель с детьми обсуждают, делятся впечатлениями. Вопросы: «Что запомнилось?» , «Что такое блокада города?» , «Почему люди защищали свой город?» , «Как защищали?» , «Что помогало людям выжить?» , «Как люди хранят память о героическом прошлом своего города?» , «Какие рисунки вам больше всего понравились на выставке?» , «Как вы думаете, о чем мечтали дети блокадного города?» , «Хотят ли мира дети всей нашей планеты?»

Детям предлагается самостоятельная художественно-творческая деятельность на тему: «Пусть всегда будет солнце…» (детям включается аудиозапись песни)

Проект совместной деятельности педагога и родителей.
Детям о блокаде Ленинграде

Никто не забыт, ничто не забыто

Александрова Маргарита Эдуардовна,
воспитатель

Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:»
Не надо, Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда-не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!

Цель проекта:
Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста; расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Расширять представления детей о родном городе.Формировать социальную и личную мотивацию детей старшего возраста. Изучение истории города через судьбы знаменитых петербуржцев. На примере подвига ленинградцев в дни блокады пытаться сформировать у детей систему общечеловеческих ценностей. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми.

Задачи проекта: -

Формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца
- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города
- формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематик
- активизировать словарь - развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов
- охарактеризовать трагическое течение Великой Отечественной войны;
- привести примеры мужества и героизма советских воинов;

Ожидаемые результаты:
Для детей:
- сформированные знания детей о своём родном городе
- бережное и ответственное отношение к историческим и культурным памятникам
- патриотическое отношение к Родине. На примере жителей блокадного Ленинграда представления о героизме. Уважение к защитникам и жителям блокадного Ленинграда, участникам ВОВ
- расширение кругозора, проявление интереса к жизни родного города и его горожан
- развитие и укрепление тонкой моторики рук, развитие речи, расширение словарного запаса, формирование психических функций детей.

Для родителей
: - повышение психолого-педагогической культуры - участие в совместной деятельности с детьми
- взаимодействие в вопросах развития тонкой моторики рук детей, формирования речи и психических функций
. - проявление интереса к деятельности

Срок реализации проекта: 2 недели.

Вид проекта:
Информационный

Аннотация: 27 января 1944 года в городе Ленинграде прогремел салют в честь окончания фашистской блокады. В Санкт-Петербурге прошли мероприятия, посвященные полному освобождения города. Очень трудно рассказать шестилетнему ребенку о блокаде, избежав трагических подробностей? Ведь дошкольники еще не осознают всю мощь смертельных опасностей, подстерегающих человека в подобных ситуациях. Для ребенка понятия «тяжелый труд», «выживание», «борьба за жизнь» - размытые образы без ассоциаций. Они ни о чем не говорят, ничего не передают и не оставляют в душе. Наш проект был направлен на формирование представления об истории нашего города, о реальных героях. У многих родителей не хватает времени познакомить, рассказать, прочитать, сводить в музей. Важно было организовать работу с родителями так, чтобы они принимали активное участие в проекте, способствовали формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей; совместно с педагогами знакомили детей с героическим подвигом жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. По результатам проведённого анкетирования родителей (анкеты прилагаются) было выявлено, что дети имеют очень скудные представления о самом городе и о его жизни. Что указывает на существенную потребность в организации взаимодействия родителей и детей в свободное от посещения ДОУ время, для ознакомления с историческими и культурными памятниками нашего города. Учитывая специфику ДОУ (дети поступают на 1-2 года), вновь поступившие дети имеют очень скудные знания и представления о ВОВ и о блокаде Ленинграда.

1 этап - организационный

1. Беседа с детьми о городе Санкт-Петербург:

Вспомнить, кто основал город Санкт-Петербург; - Напомнить, как город назывался во время ВОВ;

Рассматривание пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ.

Ребята, как называется наш город? (ответы детей). Правильно, Санкт-Петербург. Город этот очень старый, построен он был в 1703 году. А вы помните, кто его построил? Правильно, Петр I. Молодцы ребята. Давайте рассмотрим картины, на которых изображен город Санкт-Петербург.

А вы знаете, что такое война? (ответы детей). Да, война это очень страшное время. Вот и наш город Санкт-Петербург пережил войну. А кто знает, как назывался город, когда шла Великая Отечественная война? Назывался он - Ленинград. Ленинград оказался в очень трудном положении во время войны. Фашистские войска окружили город, и людям некуда было бежать, и негде было скрыться от бомбежек. Тысячи людей были заперты в городе. Не выйти из города, ни войти, не привезти запертым людям продовольствие. Такое положение города называется - блокада.

Мы вам приготовили картины, на которых изображен город Ленинград во время ВОВ. Посмотрите, какие страшные разрушения пережил город! Как много разрушенных домов, зданий, улиц.

А сейчас какой наш город? Город сейчас красивый, много зданий и больших и маленьких, очень красивые памятники. А как вы думаете, почему город выстоял во время такой страшной войны?

Людям в такое страшное время было очень тяжело, было мало еды, не было тепла. Вы видели на картинах, что в домах даже стекол на окнах не было. Но жители Санкт-Петербурга думали не только о себе, они думали и городе. Они спасали памятники, прятали их, чтоб фашистские войска их не разбомбили. Чтоб мы с вами смогли приезжать в город и любоваться архитектурой, чтоб мы радовались, видя все это великолепие.

Цель: вспомнить о городе Санкт-Петербург, рассмотреть понятия блокада, война, познакомить детей с разрушениями, которые принесла война.

2 .Взаимодействие с семьёй
Беседа « Героическое прошлое нашего города» В летописи Великой Отечественной войны блокада Ленинграда - одна из самых трагических и самых героических страниц. Нет подвига, подобного подвигу Ленинграда! Ни голод, ни холод, ни болезни, ни постоянные бомбежки и обстрелы не сломили ленинградцев и защитников города. 900 блокадных дней и ночей, когда из еды только хлеба «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Как нам объяснять сейчас это нашим малышам-дошколятам? Педагоги часто говорят о том, что тему «блокады» очень сложно объяснить малышам. Как рассказывать детям, что такое война, голод, страх бомбежки. Героическая защита Ленинграда — это великая народная эпопея, которая потрясает людские сердца и сейчас, спустя много лет. И мы с Вами в этом городе живем, здесь растут наши дети, и они имеют право знать его историю. Начинать говорить детям о войне, о блокаде надо в семье. Только родные и близкие ребенка смогут правильно и тактично донести до сознания малыша смысл этого исторического и трагического события в истории нашего города, нашей страны.
Анкета для родителей
Вопросы:

Как Вы считаете, ваш ребёнок имеет достаточное представление о СПб и его жителях? - Как вы считаете, надо ли вашему ребёнку знать о ВОВ и о блокаде Ленинграда? - Есть ли в Вашей семье жители (дети) блокадного Ленинграда? - Считаете ли Вы патриотическое воспитание важным в развитии личности ребёнка? - Готовы ли Вы участвовать в выставках рисунков, поделок, оформлении семейных газет посвящённых СПБ?

Полученный результат:

Повышение психолого-педагогической культуры родителей - проявление интереса родителей к деятельности детей в детском саду и вызвать желание принять активное участие в реализации проекта

обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города - формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества

2 этап - ознакомительный

Используемые материалы: книга Н.Ходза «Дорога жизни» (рис.1); книга Д. Колпаковой и В. Сусловой « Был город - фронт, была победа»; карта блокады Ленинграда картины, иллюстрации, фотографии военного города; подборка стихов, песен о войне.

Цель: систематизация знаний о блокаде Ленинграда; проявление творческого потенциала в рисовании.

1. Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий Военного города, карты блокады Ленинграда,

Занятие начинается с вопросов о пройденном материале.

Мы с вами узнали, что такое блокада Ленинграда. Я для вас приготовила карту. Посмотрите, на этой карте изображен город Ленинград в блокаде, (разрушены железные дороги; показать морской путь, по которому доставляли продовольствие в город: сначала по реке Волхов на маленьких катерах, затем груз перекладывали в большие баржи и везли по Ладожскому озеру к пристани Осиновец, где продовольствие грузили в поезда и везли в Ленинград).

Рассматривание картин и иллюстраций на которых изображён блокадный Ленинград (разрушенные здания; раненные, голодные люди; бои на на окраинах города; машины, которые везут в город продовольствие…)

2. Знакомство с книгами Н. Ходза «Дорога жизни», Д. Колпаковой и В . Суслова «Был город - фронт, была блокада».

Рассказать о том, как появились эти книги, что хотели показать авторы для кого книги предназначены; пояснить необходимость каждого человека знать о подвигах свершенных во время ВОВ; воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну; рассказать о лишениях, которые пережили люди, замкнутые в городе, оказавшиеся в ловушке, им было не выбраться из города, также не было сухопутных путей привезти продукты в город. Авторы этих книг глубоко переживали все страшные годы блокады

3 Чтение стихов о блокаде Ленинграда

Помните! Через века, через года,- помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Роберт Рождественский

За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой

Пол- Ленинграда не поднялось

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе - салют!
Сегодня ленинградцы плачут… ……
. Медаль за оборону Ленинграда -
Не просто наша память о войне.
Металл ее откован в дни блокады
И закален в невиданном огне.

Может вам рассказать ветеран, вспоминая,
Как до линии фронта ходили трамваи,
Как стояли ни шагу назад
Ленинградцы за свой Ленинград.

Он не дрогнул в бою,
Бастион над Невою.
Он в едином строю
Был со всею страною.
Лютый холод и сотни тревог:
Все он вынес и все превозмог.

Тихо волны стучат о гранитные плиты,
Сколько дней не промчалось, ничто не забыто.
Не забудет наш город-герой
Тот январский салют над Невой.

В далеком, тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась открыта тетрадь,
Не выпало им дочитать дописать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой

Но были они - ленинградцы!
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они - ленинградцы!
В целях подготовки к заключительному этапу совместно с сотрудником библиотеки, детям домой были розданы стихи, которые они учили в течение недели с родителями.

4 Прослушивание музыкальных произведений Слушание фрагментов из Седьмой симфонии «Ленинградской», Д. Шостаковича; прослушивание песен военных лет.

Полученный результат:

Закрепление знаний о городе Санкт-Петербург;

Дети познакомились с понятиями: война, блокада, лишения и др.

Проявление сочувствия и сострадания к людям, находившимся во время блокады в городе;

Знакомство с книгой Н. Ходза «Дорога жизни»

Знакомство с книгой Д. Колпаковой и В. Суслова «Был город - фронт, была блокада». - Разучивание стихов о героической обороне города, о прорыве блокадного города.

4 этап - творческий

Цель: закрепление полученных знаний, вызвать сострадание к людям, которые погибли в блокадном Ленинграде; разучивание стихов, песен посвящённых блокаде Ленинграда; подготовка и проведение музыкального занятия, посвящённого снятию блокады Ленинграда, посещение с родителями музея « Блокады Ленинграда», возложение цветов к памятнику Матери Родины на Пискарёвском мемориальном кладбище; принять участие в торжественном концерте в детской библиотеке №8, Калининского района; принять участие в районной выставке детских работ « Блокадный Ленинград».

1. Продуктивные виды деятельности

С детьми проводится беседа в форме вопросов по пройденному материалу и предлагается в рисунке изобразить картину блокадного города

«Корочка хлеба»

Цель: повторить изученный материал, закрепить знания о ВОВ, вызвать чувство сострадания, сочувствия к людям, пережившим войну.

Ребята, а вы хлеб любите? Вот и все люди любят хлеб. А мы с вами же знаем, что во времена Великой Отечественной войны людям не хватало ни хлеба, ни других продуктов. И как доставляли продукты. Но ребята, вы знаете, что продукты доставить было очень трудно, и не всегда они доходили до Ленинграда: некоторые проваливались под лед на дороге жизни, другие бомбили и топили немцы.

И в такие трудные дни жителям блокадного Ленинграда доставалось очень мало хлеба. Всего 125 грамм. Как вы думаете, это сколько. Столько человек получал на весь день. И ни супа, ни второго не было. Вы сейчас не всегда съедаете суп или кашу. А люди в то время мечтали о ложке супа или сладкой каши. А им доставался только маленький кусочек хлеба на весь день, а тем кто не работал и того меньше. Жители блокадного Ленинграда собирали все до последней крошки, на сколько им не хватало еды.

«Цветок жизни»

Цель: знакомство с памятниками Ленинграда, посвящёнными блокаде города.

Ребятам было предложено рассмотреть книгу с изображением памятников, которые посвящены Великой Отечественной войне. Обратить внимание детей на красивый памятник «Цветок жизни». Этот памятник был создан в память о детях, погибших на войне, которые не сне смогли пережить блокаду Ленинграда.
Рисовать картину блокадного города предлагалось под песни военных лет, происходило непринужденное знакомство с военными песнями.

Задание детям: «Ребята, мы с вами много говорили о войне и блокаде города Ленинград. Давайте вспомним, что такое война? Что вы узнали нового во время занятий?

2 Проведение музыкального утренника, посвящённого снятию блокады Ленинграда. Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма; знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики. На музыкальном занятии дети пели военные песни, читали разученные стихотворения, маршировали под звуки военного марш. Прослушали фонограмму «Реквиема», звучание метронома.

3 Экскурсия в библиотеку

Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; чувство патриотизма; формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца; любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества; развивать умение эмоционально воспроизводить в стихах своё отношение к происходящим события воспитывать культуру поведения библиотеке.

4 Совместно с родителями составление творческих рассказов «Блокадный Ленинград»
5 Посещение с родителями Пискарёвского мемориального кладбища

Возложение цветов к памятнику погибшим во время блокады ленинградцам, к вечному огню. Посещение с родителями музея «Блокады Ленинграда» один из символов современного Санкт-Петербурга.
(В 1941-1944 годах Пискарёвское кладбище стало местом массового захоронения жертв блокады Ленинграда и воинов, погибших на фронте.)

6 Стендовая информация по теме «Блокадного Ленинграда», рубрика «Читаем детям о Блокаде»

Подбор литературы для чтения детям дома, вопросы для обсуждения прочитанного произведения.

5 этап - Рефлексия

Ребята высказали свои впечатления о том, что дал такой проект им. Дети говорили, что важно помнить о тех днях, уважать ветеранов, которые боролись за победу и сохранили для нас город. Родители принимали активное участие на всех этапах проектной деятельности. Совместно с родителями оформление выставки детских работ «Никто не забыт- ничто не забыто»,

You have no rights to post comments

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Мероприятия, посвященные Дню снятия блокады Ленинграда, 70 лет по МДОУ ДС 10 Составила заместитель заведующего Петрунина Н.В. Цель:формирование представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; чувство патриотизма. Задачи: -обогащать знания детей о героическом прошлом нашего народа; -формировать любовь к Родине, чувство гордости за защитников Отечества. 1. Чтение художественной литературы по теме 2. Прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет 3. Занятия по изобразительной деятельности: «Вечный огонь» и др. 4. Показ иллюстраций о Ленинграде 5. Чтение рассказов из книги Д. Колпакова и В. Суслова «Был город фронт, была блокада». 6. Рассматривание рисунков детей из книги Д. Колпаковой и В. Суслова «Был город фронт, была блокада». 7. Слушание и разучивание стихов о героической обороне города, о прорыве блокадного кольца, о городе. 8. Слушание фрагментов из Седьмой симфонии «Ленинградской», Д. Шостаковича. 9. Организация выставки рисунков и поделок посвящённых Дню снятия блокады Ленинграда. 10. Возложение цветов к Вечному огню с чтением стихотворений памяти ВОВ. Беседа 1 «Блокада Ленинграда» для детей старшего дошкольного возраста Звучит песня «От героев былых времён» - А. Агранович. 1 куплет Воспитатель: 22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу, Советского Союза Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев. Фашисты говорили, что Москва это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на город Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города. Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей. Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище. Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло: Хлебное зерно и мука на 35 суток; Крупа и макароны на 30 суток; Мясо и мясопродукты на 33 суток; Жиры на 45 суток; Сахар и кондитерские изделия на 60 суток. Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей. Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду. Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. А когда лёд стал толще, продукты повезли на

2 грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев. Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г! Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда. Кроме хлеба есть, было, нечего. Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней. 18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта. И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все, же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей. А через год, 27 января 1944 года, враги были, отброшены от города на 300 км, и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! Горожане собрались у репродуктора, чтобы услышать радостную новость. Пришла долгожданная победа! Конец войне! - Зажжем свечи памяти о тех, кого нет с нами рядом! С утра не замолкает канонада, Так день за днем, так много-много дней Враги хотят на месте Ленинграда Оставить груды пыли и камней. Об этом говорили их листовки Свидетельства бессилия врага. Горели Пушкин, Невская Дубровка, Приневскиедымилися луга. И Ленинград пожары эти видел, А враг поживой жадною гоним, Все наседал, смертельно ненавидя Все русское, все, связанное с ним! Но мы стеною от земли до неба Все поднялись и отстояли свет. И Ладога, и дальняя Онега. Услышали стоярусное: Нет! Мне кажется: Когда гремит салют, Погибшие блокадники встают. Они к Неве По улицам идут, Как все живые. Только не поют: Не потому, Что с нами не хотят А потому, что мертвые Молчат. Мы их не слышим, Мы не видим их, Но мертвые Всегда среди живых. Идут и сморят, Будто ждут ответ: Ты этой жизни Стоишь или нет?

4 Беседа 2«Блокада Ленинграда» для детей старшего дошкольного возраста 8 августа 1941 года Ленинград (сейчас он носит название Санкт-Петербург) оказался со всех сторон окруженным врагами. В это время в городе находилось более трех миллионов человек, и среди них четыреста тысяч детей. Северная столица оказалась в очень тяжелом положении. К началу блокады продовольствия в городе осталось немного. К тому же немцам удалось разбомбить склады с продуктами. Поэтому в конце ноября 1941 года хлеб в Ленинграде выдавали только по карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. И все же блокадная пайка хлеба - та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью! Пайка блокадного хлеба Мама! Хлебушка дай-ка! В глазах страданье и страх, Хлеба блокадного пайка В худеньких детских руках Пайка блокадного хлеба С жизнью тончайшая нить. Пайку блокадного хлеба Мы не должны забыть! Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами. В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел снег. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги. Сотни тысяч ленинградцев погибло в ту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек. В январе 1942 г. от голода и холода в Ленинграде умирало ежедневно от 3 до 4 тысяч человек. По занесенным снегом улицам ленинградцы везли на санках тела умерших родных и друзей, чтобы похоронить их в братских могилах. Блокада оставила страшную память о себе множеством таких братских могил, главной из которых в Ленинграде стало Пискаревское кладбище. Всего в первую блокадную зиму в Ленинграде погибло 550 тысяч жителей города. До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки Тани Савичевой. В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице: «Сегодня умерла мама»... День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня». Этот дневник красноречивее любых цифр и документов рассказывает об ужасах жестокой войны и блокады. Но город все же не сдавался! Работали заводы, школы и даже театры. - Ребята! Слышали ли вы о Дороге жизни, которая соединяла ленинградцев с большой землей? - Что это была за дорога? Зимой Ладожское озеро замерзло, и вот по льду шли грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из Ленинграда вывозили обессиленных от голода и холода людей женщин, детей, стариков. Перед нами воспоминания ветерана воины И.И. Зориной, которая рассказывает о Дороге жизни. «Мне доверили тяжелую грузовую машину. Привыкать к ледовой трассе было нелегко. Мне до сих пор не верится, какую страшную работу нам, шоферам легендарной «Дороги жизни» довелось выполнять. Мы трудились днями и ночами, в морозы и пургу, не жалея своих сил. Мы вывозили из осажденного Ленинграда обессилевших людей взрослых, стариков, детей. На обратном пути доставляли бесценный груз продовольствие осажденному городу, боеприпасы войскам и многое другое. В декабре морозы стали злее и крепче. Ветер обжигал лица, пронизывал одежду. Руки шоферов коченели. Смертельная опасность подстерегала нас на каждом шагу. Довольно часто мы видели, как над трассой в воздухе разгорались жаркие бои. Не на жизнь, а на смерть сражались с фашистскими стервятниками наши истребители и зенитчики.

5 Однажды в сильную пургу был большой налет немецких самолетов. Возле моей машины разорвалась бомба, меня оглушило, а множество мелких осколков от лобового стекла поранило мне руки и лицо. Машина медленно опускалась под лед, а я, истекая кровью, выползла на льдину. Вскоре меня, обмороженную и окровавленную, подобрала и спасла женщина-врач». Дорога жизни Рвутся на Ладоге мины, С треском рушится лед. Всe же идет машина. Хлеб в Ленинград везет Хлеба кусочек малый Ребенка от смерти спас. Дорогою жизни стала Эта дорога для нас! 900 дней блокадное кольцо сжимало Ленинград. 12 января 1943 г. Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Южнее Ладожского озера была построена железная дорога, и город стал снабжаться продуктами. Зимой 1943 г. Ленинград был полностью освобожден бойцами Красной Армии! 1. Когда началась блокада Ленинграда? 2. Почему в городе сложилось тяжелое положение? 3. Что такое «Дорога жизни»? 4. Где она проходила? Что везли по «Дороге жизни»? 5. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? 6. Кто освободил ленинградцев?


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 Конспект занятия в старшей группе 5 «Блокада Ленинграда» Выполнила: воспитатель Ганина Нелля Юрьевна Одинцово 2017. Цель: -

27 января 1944 года День снятия блокады Ленинграда Блокада Ленинграда является частью Великой Отечественной войны. Это трагичная и великая страница нашей истории. И каждый, кто находился в блокадном городе

Дню снятия блокады Ленинграда посвящается. Авторы методической разработки: учитель истории Левина К.А. и учитель обществознания Хайрулова А.Р. (Звучит вой сирены, треск зениток, рокот моторов. Наступает

МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования» МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ 70-ЛЕТИЮ СНЯТИЮ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА ТЕМА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ: «Блокада

Городской экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования города Москвы Комиссия по профилактике негативных проявлений среди обучающихся Блокада Ленинграда Блокада

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 29 Красносельского района города Санкт- Петербурга Конспект мероприятия ко Дню снятия блокады Ленинграда

8 сентября 1941-27 января 1944 Выполнили ученики 11 «В»: Молостов Максим Молостов Алексей План работы: Окружение Ленинграда Город во время Блокады Снятие блокады с города Воспоминая Таня Савичева Окружение

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «Мгиская СОШ» Васьянова Н. В. 22 июня 1941года германские войска напали на нашу страну. Против нас полки сосредоточи Враг напал на мирную страну. Белой ночью,

ГБОУ «Школа 1133» г. Москва Страница четвертая «Москвичи-участники Блокадного Ленинграда» Пахомкина Мария Яковлевна Автор Каргина Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы. Однажды на уроке,

Авторы: учащиеся ГБОУ СОШ 324 члены детской общественной организации «Связь поколений» Руководитель: Климова Нина Михайловна учитель русского языка и литературы Государственное бюджетное общеобразовательное

Тема: «Блокадный Ленинград» Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств, чувства гордости за свою страну, свой народ. Задачи: Формировать уважения к старшему поколению; Воспитывать чувство патриотизма,

Вечером 8 сентября 1941 года в 18.45 на Ленинград обрушился мощный вражеский налет. Во время него были разрушены и сожжены почти все продовольственные склады. Продукты в городе стремительно подходили к

Непокоренный город. 10 фактов о блокаде Ленинграда 2014 Материалы к классному часу в 10 классе «К 73-летию начала Блокады Ленинграда» Подготовлен учащимися 10 класса Оя Светланой и Бакулиной Анной Классный

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 82 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга Методическая разработка на тему патриотического воспитания старших

27 января День снятия блокады города Ленинграда(1944год). Блокада Ленинграда военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы

Памятники детям Ленинграда. Памятник «Цветок жизни», входящий в комплекс Зеленый пояс Славы. Памятник, посвященный разрыву кольца блокады К подножию монумента «Родина мать» люди приносят венки с мягкими

Блокада Ленинграда. ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ 8А кадетский класс «Патриот» ГБОУ СОШ 667 БИРЮЛЕВО ЗАПАДНОЕ 71-годовщине снятия блокады посвящается! Нас вместе называют Ленинград, И шар земной гордится Ленинградом.

РОССИЙСКИЙ СОЛДАТ ЗАЩИТНИК МИРА занятие для детей 4 класса с лёгкой степенью УО педагог Матвеева О.С., Красноярская общеобразовательная школа 5 Цель: формирование у детей негативного отношения к войне,

Цель: патриотическое воспитание учащихся Задачи: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости

Классный час 2015 год Наступила поздняя осень, Ладога покрылась льдом. Как доставлять в блокадный Ленинград хлеб и оружие?. ЛЕНИНГРАД В БЛОКАДЕ! БЛОКАДНЫЙ КУСОЧЕК ХЛЕБА 125 ГРАММОВ НА ВЕСЬ ДЕНЬ «Пульс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы 8 муниципального образования г к Анапа Урок мужества в 1 классе «75 лет со дня начала блокады Ленинграда». Кл. руководитель:

Источник: Партия Великое Отечество 27 января 1944 года блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец. Этот день стал одним из самых счастливых в жизни

ГБДОУ цент развития ребенка- детский сад 115 Невского района Санкт-Петербурга Презентация: «Салют Победы.» - открытое занятие. Воспитатель: Косцова Маргарита Геннадьевна, Муз. раб.: Скрыпникова Ольга

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 50 комбинированного вида Петроградского района Сценарий праздничного тематического досуга,посвященного «Дню полного освобождения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 39 детский сад комбинированного вида Копейского городского округа Проект по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Блокада

Дети блокадного Ленинграда Великая Отечественная война 1941 1945 гг. Дети блокадного Ленинграда Одной из самых замечательных героических страниц истории Великой Отечественной войны является оборона Ленинграда.

Конспект занятия, посвященного 70-летию Победы в битве под Москвой. Цели: Формировать представление о значимости победы в битве за Москву в ходе ВОВ; Формировать представление о героизме, подвиге солдат

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 268 Невского района Санкт-Петербурга Дети в блокадном Ленинграде исследовательская работа по истории Выполнил

Урок мужества В преддверии великого праздника Дня Победы в нашем классе прошел урок мужества, посвященный городам-героям. Ольга Юрьевна рассказала ребятам о том, что звание города-героя получили после

Презентация 2 этап военно-исторической игры «Оборона Ленинграда» МБОУ СОШ 26 8 сентября 1941 года 27 января 1944 года 70-летию освобождения Ленинграда от блокады посвящается 22 июня 1941 г. Германия пересекла

Тематическое занятие в старших(«золотой ключик; Непоседы») и подготовительной группе «Радуга» посвященное прорыву кольца блокады Ленинграда. Подготовили: Воспитатели: Надгериева Ю.Ф.; Столпянская Ю.С.;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков НОД по гражданско-патриотическому воспитанию личности в дошкольном учреждении Тема: «Ленинград в блокадном

«Сестра моя, товарищ, друг и брат, Ведь это мы, крещенные блокадой! Нас вместе называют Ленинград, И шар земной гордится Ленинградом» Ольга Берггольц 900 героических дней.: Сборник документов и материалов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7 комбинированного вида 143070, Московская область, Одинцовский район, тел: 8-498-695-85-23 г. Кубинка, улица городок Кубинка-8,

Памятники посвященные детям войны. Презентация. Подготовила ученица 3 Б класса Семилетова Алёна. Дети войны Ломтик черного хлеба Слаще всяких конфет Хорошо, если было Кое-что на обед. Босоногое детство

Цикл патриотических встреч «Навечно в памяти народной непокоренный Ленинград» 16.01.2017 18 января в 14.00 в библиотеке 164(Серпуховский Вал, д. 24, корп.2) пройдет литературно-музыкальная композицию «Ленинградский

Мбдоу Горхонский детский сад 40 «Подснежник» Проект, посвящѐнный Дню Победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией (подготовительная группа) 2014г. Составила и провела воспитатель: Верещагина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 7 ИМЕНИ Д.П. УЛАНОВА Классный час Тема: Снятие блокады Ленинграда. Подготовила: учитель начальных классов Волгапкина Александра Александровна

Урок, посвящённый окончанию блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной Войны. Подготовил учитель истории и обществознания Борейко О.В. Цели и задачи: 1. Ознакомить учащихся с одной из самых героических

«Как рассказать детям о войне?» В О Й Н А, всего 5 букв. Каждая буква, произнесённая отдельно, таит в себе много интересного, загадочного, т.к. является частью многих слов. Например: воздух, любовь, родина.

Обучающие задачи: Расширять представление детей об армии (в годы В.О.В. воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов). Познакомить с понятием - герои В.О.В. Закрепить знания детей о том, как

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска центр развития ребенка детский сад 44«Золотой ключик» Проект «Блокадный Ленинград» К 70-летию снятия Блокады Ленинграда

Цель: -расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; - расширить представление о жизни детей блокадного Ленинграда; - формировать

Тематическое занятие по теме «75 ЛЕТ БИТВЕ ЗА МОСКВУ» ГБОУ Гимназия 1534 дошкольное отделение 3 ст. воспитатель Дюгаева Л.И. Тематическое занятие для детей дошкольного возраста. ПО ТЕМЕ «75 ЛЕТ БИТВЕ ЗА

ТЕМА: «ДЕТИ ВОЙНЫ». ЗАДАЧИ: Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить с жизнью детей во время войны; Воспитывать патриотические чувства, развивать нравственные чувства сопереживания

Оборудование: Дмитрий Шостакович «7 симфония» Оформление доски: 1. плакат: «Потомок, знай! В суровые года, Верны народу, долгу и Отчизне» 900 дней героический обороны 29 месяцев из 49 месяцев войны. 2.

Воздушная тревога В бомбоубежище, в подвале, Нагие лампочки горят Быть может, нас сейчас завалит, Кругом о бомбах говорят Ленинград. Постоянные бомбардировки. Голод. Отчаяние. Опасность. И казалось бы,

Педагогический проект на тему: «Они сражались за Родину» Автор: Сафронкина Галина Николаевна. Должность: воспитатель. Место работы: филиал МДОУ ДС 1 г. Белинский ДС 3 г.белинский Цели проекта: Определить

Государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 115 Невского района города Санкт- Петербурга «Ко Дню снятия блокады Ленинграда» (тематическое занятие Для старшей

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 годы мы помним План «Барбаросса»: направления ударов немецкофашистких войск в нападении на Советский Союз 22 июня 1941 года Немецкие войска без объявления войны вторглись

«День Победы». Сценарий тематического развлечения для детей старшего дошкольного возраста. Цели: активизировать словарь детей, обогащать его путем уточнения понятий: Россия, Отечество, Отчизна. Вызывать

МДОУ «Детский сад 110» Сонковскоо района Тверской области Рассказ о памятниках Великой Отечественной Войны Воспитатель: Тараканова С. В. Цель: формирование основ патриотизма; воспитание интереса и чувства

Пояснительная записка Номинация: организация и проведение «Карта памяти» посвященных 70- летию победы в Великой Отечественной войне (конспект интегрированного занятия) «Что мы знаем о войне» Методический

Читаем детям о войне Международная военно-патриотическая акция 9 Мая День Победы. Это и день славы, и день памяти: о боях, о героях, о воинах, павших на полях сражений, о страданиях народа. В нашей стране

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23 «Золотой ключик» города Зеленокумска Советского района. Сценарий утренника «9 мая- День Победы». Младше- средняя группа «Солнышко».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 75 «Лебедушка» Проект «День победы» Разработчик Э.А.Мельник Введение. Очень важно помнить историю своей Родины - особенно ее печальные

К 73-й годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда Равномерный стук метронома В блокадном Ленинграде этот звук спасал жизни, извещая об опасности, и вселял надежду. Надежду на то, что город будет

«День Победы Великий праздник» День Победы! Праздник долгожданный Мирная небес голубизна Помнят на Земле народы, страны- В этот день закончилась война. В течение года в старшей логопедической группе «Теремок»

Цели: Рассказ беседа о Дне Победы Конспект занятия познавательного цикла (старший дошкольный возраст) Тема: «Рассказ беседа о Дне Победы» Продолжать знакомить детей с историей своей страны, с защитниками

Дети и блокада. «Ангелы осажденного города». Презентация для детей старшего дошкольного возраста. Направление «Социально - личностное развитие». О.О. Социализация. Составитель: воспитатель ГБДОУ детский

Климова Венера Федоровна воспитатель группы - семьи «Орлята» Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Радуга» Департамента труда и социальной защиты населения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 9 354066, Краснодарский край г. Сочи, Хостинского района ул. Ростовская, 10 телефон\факс 47-14- 71 e-mail:[email protected]

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 4 г. Белинский Пензенской области. Интегрированное занятие посвященное 70- летию победы. в 1 младшей группе. Воспитатель:

8 сентября 1941-27 января 1944 Санкт-Петербург 2015 Школа 280 в годы блокады Музей школы 280 был открыт в 2007году. И большая часть его экспозиции посвящена истории школы. Одна из самых важных и грустных

Подготовила: О.В. Парфёнова учитель-логопед Дата проведения: Май 2015год МКДОУ ЦРР д/с 10 Задачи: Создать атмосферу литературного праздника, посвящённого Дню Победы. Расширить исторические знания детей.

Актуальность проекта: Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Внеклассное мероприятие, посвящённое 70-летию Сталинградской битвы. «Мой Сталинград». Цели: расширить знания учащихся о Сталинградской битве; воспитывать чувство гордости, гражданственности, патриотизма,

Конспект комплексного занятия с использованием ИКТ и элементами изобразительной деятельности.

«Блокада. 71 год со дня снятия блокады Ленинграда. Город герой Ленинград».

Занятие для старшей и средней групп детского сада
Проводит муз. руководитель Шорикова Н.Л.,совместно с воспитателями групп.
Образовательные области, задействованные в данном виде комплексного занятия:
- Социально –коммуникативное развитие - воспитание патриотизма и любви к своему городу;
- Художественно-эстетическое развитие - в изобразительной деятельности. Закрепляются навыки раскрашивания, выбора цветов и цветовой гаммы;
- Познавательное развитие – за счет получения детьми информации о истории города;
- речевое развитие – выучивание стихов, развитие мелкой моторики рук.
Вводная часть – под музыку марша дети входят в зал.
Муз. руководитель рассказывает о том, что судьба каждого человека важна, и что в войне особенно страдают дети. О жизни одной девочки в годы войны мы посмотрим фильм.
Дети смотрят фильм « В память о Тане Савичевой. К 70 летию освобождения Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков». (продолжительность фильма 11 мин.)

Дети читают стихи о войне:
1-й реб.: Наш город назывался Ленинградом
И шла тогда суровая война
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была

2-й реб. Она спасеньем ленинградцам стала
И помогла в войне нам победить
Чтоб снова время мирное настало
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

3-й реб. Кружился снег, а город наш бомбили
Была тогда жестокая война
Защитники фашистов победили
Чтоб мирной стала каждая весна.

4-й реб. Окруженный врагами в военные дни
Город выстоял в битве с врагом
Это мы никогда забывать не должны
Мы о городе славном поем.
Исполняется песня «Мой Петербург боевой», сл и муз Смирновой(слова в Приложении)
Читают стихотворение о сегодняшнем Петербурге:

5-й реб.: Город музеев, чудесных дворцов
Город каналов, мостов, островов
Город чугунных оград на Неве
И нет прекрасней его на земле!
Взрослым раздается распечатанный текст Гимна С-Петербурга.
Просмотр фильма «Официальный гимн Санкт-Петербурга», студия Альфа-Арт, Спб, 2009г., (продолжительность 1.54)

Взрослые исполняют его под музыку.
Все располагаются вокруг экрана. На экране демонстрируется слайд-шоу, с показом золотой звезды города-Героя.
Муз руководитель задает детям вопрос, знают ли они, как назывался город в годы войны. Ответы – Ленинград.
Рассказ о звании Города – Героя, Демонстрируется медаль.
Область занятия: изобразительная деятельность.
Раздаточный материал разложен на двух столах, каждая группа подходит для работы к своему столу. На столах – четыре цвета карандашей количеством, достаточным для работы детям, открытка- заготовка, с надписью «Город-герой Ленинград», и с текстом Гимна С-Петербурга на другой стороне листа..

Задания: Изготовить открытку «Звезда города – Героя»
1. обвести точки так, чтобы получилась звезда.

2. Раскрасить её желтым (оранжевым) по выбору цветом.


3. Раскрасить плашку у звезды красным или бордовым цветом.


Муз. Рук-ль предлагает детям взять открытку с собой и дает задание для работы с родителями:
1.Поздравить родителей с Днем снятия Блокады изготовленной своими руками открыткой.
2.Учить и петь с ними Гимн С-Петербурга.
Все под музыку уходят из зала.

ВЫВОДЫ: Сочетание традиционных видов деятельности (Изо) и инновационных методов подачи материала делает занятие насыщенным различными видами информации, развивает различные стороны интеллектуальной и эмоциональной сферы детей. Видео и презентационные материалы дают возможность погружения в историческую среду, относящуюся к периоду Блокады Ленинграда, демонстрация видео - исполнения гимна Оркестром и хором Певческой Капеллы С-Петербурга, съемок видео города позволяет ощутить атмосферу концерта, живых картин города. Эффект присутствия в данных средствах можно достигнуть только за счет инновационных ИКТ.

ПРИЛОЖЕНИЕ:
МОЙ ПЕТЕРБУРГ БОЕВОЙ
Сл. и муз М.В. Сидоровой
1. Ветер балтийский нам дует в лицо
Так же, как в годы войны
Город блокадный зажат был в кольцо
Но не склонил головы – 2р.
Припев:
Мой город, ты непобедим
И не сдавался ты врагу
Хоть пулями изранен был
Бомбежками по ладожскому льду.
1. Вечный огонь неустанно горит
Каждый погибший – герой
Память о павших мой город хранит
Мой Петербург боевой.
Припев: - тот же

ГИМН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Муз. Глиера, Сл. Чупрова
Державный град, возвышайся над Невою,
Как дивный храм, ты сердцам открыт!
Сияй в веках красотой живою,
Дыханье твое Медный всадник хранит.

Несокрушим - ты смог в года лихие
Преодолеть все бури и ветра!
С морской душой,
Бессмертен, как Россия,
Плыви, фрегат, под парусом Петра!

Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!
Грядущий день озарен тобой.
Так расцветай, наш прекрасный город!
Высокая честь - жить единой судьбой!

Презентация на тему: Блокада Ленинграда