Почему человек постоянно делает замечания. Как правильно сделать деловое, не обидное замечание? Замечание на работе – последствия для сотрудника

«Про своих детей принято рассказывать с трепетом, придыханием и бесконечной любовью. А что делать, если ребенка ты не любишь? Нет. Ты от него не устал, и это не „временное состояние“. Ты просто не любишь его, и точка. К сожалению, лично я смогла откровенно признаться в этом лишь через 10 лет после рождения дочери. Сначала думала, что негативные эмоции вызваны тяжелой беременностью, затем – сложными родами, а потом бессонными ночами и бесконечными болезнями ребенка, но позже поняла, что все дело в отсутствии любви к нему. Возможно, кому-то будет интересен и полезен мой опыт, поэтому расскажу обо всем честно», – написала нам Наталья.

Все плохое в ней от отца

«С биологическим папашей (уж простите за это слово) дочери мы жили недолго. Банально не сошлись характерами. Была яркая влюбленность и, как следствие, беременность, а затем – горькое разочарование и расставание. В гражданском муже меня раздражало все: как он ест и как чистит зубы, как от него пахнет и какими словами он выражается, как чистит уши ватными палочками и как разбрасывает носки по дому… Когда мы расстались, я вздохнула с облегчением, а потом начала все это видеть в дочке. Она делала точно так же! И даже в носу постоянно ковыряла как он! И каждый раз, когда я это видела, то не могла удержаться, говоря: «Вылитый папаша!» или «Всю гадость от отца взяла». Причем, конечно, делала это со злостью. А как иначе, если судьба будто в насмешку заложила все плохие качества моего несостоявшегося мужа в моего новорожденного ребенка?!

Бесконечные какашки и дикие крики по ночам хоть кого доведут до ручки

После рождения дочери я не помню светлых и радостных моментов. Наверное, они были только тогда, когда родственники отпускали меня из дома, чтобы дать возможность погулять и побыть одной. Все думали, что у меня послеродовая депрессия, и старались как-то помочь. Однажды я даже уехала на неделю на море. БЕЗ ДОЧЕРИ. Но, когда вернулась, легче не стало. Бесконечные какашки и дикие крики по ночам хоть кого доведут до ручки, а плакала дочь часто. То живот болит, то зубы режутся, то мокрая лежит. Говорят, так у всех, но лично мне казалось, что мой ребенок недоволен постоянно. Позже врач сказал, что у дочери действительно наблюдаются некоторые проблемы с нервной системой, из-за чего она плохо спит, нервная и мало улыбается.

Мне не хотелось брать своего ребенка на руки, проводить с ней много времени и даже просто прикасаться. Чтобы вы понимали, я не являюсь асоциальным элементом или «матерью-кукушкой», и в бытовом плане у дочки было все, что нужно. Не было только любви с моей стороны. Впрочем, я это тщательно скрывала…

А потом она разрушила мои отношения

Когда Еве исполнилось четыре года, у меня появился мужчина. Он был ласковым, добрым и заботливым, и я понимала, что за такими мужчинами сейчас выстраивается настоящая очередь из незамужних и разведенных, поэтому старалась как можно сильнее очаровать его и окружить заботой. Про дочь я ему не говорила, думая сказать позднее. Все шло хорошо, пока мой мужчина не предложил поехать с ним в длительный отпуск. И надо же такому случиться, что именно в это время дочь упала с большой горки и получила сразу два перелома. Требовалось не просто лечение, а госпитализация. Бабушка ложиться в больницу отказалась, и мне пришлось все рассказать моему мужчине. По его словам, он был в шоке от того, что я как мать скрывала своего ребенка и хотела надолго уехать от него с «чужим дядей». После этого мужчина заблокировал мой номер и улетел один. Кто-то скажет, что Ева в этом не виновата, но иногда мне кажется, что она каким-то шестым чувством ощущает, когда я могу уйти от нее в другую жизнь (замуж, уехать в командировку и прочее) и специально заболевает, травмируется или начинает устраивать истерики, чтобы меня позлить!

Папа может: 5 плюсов мужского воспитания

  • Подробнее

Подросток с дурным характером

Сейчас Ева – подросток. Она учится в школе, и у нее есть все, о чем мечтают дети такого возраста. Несколько раз мы даже вместе с дочкой ездили на море (морской воздух ей рекомендовали врачи). Любви у меня не появилось. Ответственность – да. Интерес к ее делам – возможно. Но точно не любовь. Тем более что с годами проблем с дочерью стало больше. Только теперь к нелюдимому характеру добавилось бесконечные трудности с учебой и безумная тяга к интернету (может сидеть там часами). Я пыталась с ней разговаривать – бесполезно. Замыкается и молчит. Ходила к психологу (одна и с дочкой) – не помогло. Поэтому просто решила оставить все как есть.

А теперь – главное. Чтобы расставить все точки на i и не слышать от читателей, что я просто не могу никого любить. Недавно я узнала, что снова беременна. И это было настоящее счастье!!! Теперь я поняла, что по-настоящему готова и ничего не боюсь. И это осознанное материнство, и у меня действительно будет очень желанный ребенок, которого я втайне просила у высших сил. И они услышали. И снова послали мне девочку, и я не скрываю, что уже бесконечно ее люблю. Второе материнство даже с первого дня кардинально отличается от первого. И даже жуткий токсикоз расстраивает только одним – не повредит ли он будущей доченьке? Да. Уже известно, что у меня снова будет девочка. Случится это только через пять месяцев, но я уже выбираю крохотные наряды, красивые игрушки и самые дорогие и удобные коляски и кроватки. А еще часто вижу свою малышку во сне. Кажется, она будет белокурая и светловолосая. Опережая вопросы, скажу, что с отцом своего второго ребенка я также не стала жить вместе, но какое это имеет значение, если он уже оставил мне самое главное, что может быть в жизни. Любимого малыша!»

Наименее тяжким видом дисциплинарного взыскания по ТК РФ является замечание – однако о том, что именно несет за собой таковое событие, знают далеко не все работники или руководители. При этом следует помнить о том, что кроме последствий замечания на работе, важных для сотрудника, этот вид взыскания также имеет и множество процессуальных требований по отношению к оформлению данной процедуры.

Замечание как дисциплинарное взыскание по ТК РФ

В Российской Федерации большинство аспектов трудовых взаимоотношений с юридической точки зрения регулируется положениями Трудового кодекса. Применение , к которым относится замечание, не является исключением, и подавляющее количество правовых механизмов, связанных с замечанием, излагаются именно в положениях ТК РФ.

Некоторыми нормативами замечание рассматривается лишь косвенно, однако работодателям и самим работникам будет полезно ознакомиться с ними в любом случае, так как они напрямую связаны с возможными последствиями замечания для сотрудника и работодателя. По ТК РФ замечание и его последствия могут быть связаны с положениями следующих статей кодекса:

  • Статья 66 ТК РФ. Данная статья в своих нормативах регулирует правила заполнения трудовой книжки работника и ведения данного документа. При этом в контексте применения дисциплинарных взысканий, к которым относится и замечание, положения данной статьи напрямую запрещаю работодателям или кадровым работникам вносить данную информацию в трудовую книжку.
  • Статья 81 ТК РФ. Нормативы, изложенные в ней, затрагивают одно из возможных последствий замечания в виде увольнения по инициативе работодателя. Так, уволен работник может быть за любой проступок дисциплинарного характера, если во время совершения проступка сотрудник имел неснятое взыскание – в том числе и простое замечание.
  • Статья 189 ТК РФ. В положениях этой статьи рассматриваются общие нормативы по организации дисциплины труда в рамках субъекта хозяйствования. В частности, именно к дисциплине труда законодательство относит как механизмы поощрения сотрудников, так и их наказания и на работе.
  • Статья 192 ТК РФ. В вопросах применения дисциплинарных взысканий в процессе осуществления трудовой деятельности именно означенная статья является основополагающей. В частности, её нормативы устанавливают перечень допустимых к применению дисциплинарных взысканий, в который помимо самого замечания входят также выговор или увольнение работника.
  • Статья 193 ТК РФ. Правовые принципы означенной статьи устанавливают общий порядок, в соответствии с которыми происходит практическое применение дисциплинарных взысканий. Следование данному порядку является для работодателя необходимым даже в том случае, если он делает сотруднику замечание, рассматриваемое в качестве дисциплинарного взыскания. Нарушение принципов, изложенных в данной статье, может привести к признанию взыскания неправомерным и к отмене любых правовых последствий замечания для сотрудника.
  • Статья 194 ТК РФ. Этой статьей регулируется порядок отмены замечаний или снятия иных дисциплинарных взысканий с сотрудника. При этом следует помнить, что снятие дисциплинарного взыскания может проводиться различными способами.

Следует разделять замечание, как метод воздействия на работников, и замечание, как официальное дисциплинарное взыскание, имеющее соответствующее правовое регулирование и юридические последствия.

Замечание как дисциплинарное взыскание представляет собой с точки зрения законодательства наиболее мягкое воздействие на работника. Несмотря на это, оно фактически ничем не отличается от выговора на работе – считается более мягким оно лишь по причине того, что идет в перечне допустимых дисциплинарных взысканий раньше, чем выговор и увольнение.

Как назначить дисциплинарное взыскание в виде замечания сотруднику на работе

Работодателям, которые используют замечания или иные механизмы привлечения к ответственности в своей деятельности для влияния на провинившихся сотрудников, следует знать о том, что применяться данная мера воздействия может исключительно в соответствии с требованиями законодательства. Если же все необходимые процессуальные процедуры не будут соблюдены, замечание в итоге может быть оспорено сотрудником, что повлечет за собой широкий спектр проблем для работодателя, в который может входить:

Чтобы избежать вышеназванных негативных последствий замечания, вынесенного без соблюдения требований законодательства, работодателю лучше использовать достаточно простую пошаговую инструкцию по применению замечаний, как меры дисциплинарного воздействия на трудящихся. Так, порядок действий для вынесения замечания должен выглядеть в общих случаях следующим образом:

  1. Получение фактического подтверждения проступка. Работодатель может инициировать процесс вынесения замечания, как и любого иного взыскания, только основываясь на подтвержденной информации о проступке сотрудника. Примером такой информации может быть докладная записка иного работника или руководителя, жалоба клиента, фиксация рабочего времени и телефонных разговоров, данные о приходе или уходе с работы на основании табеля рабочего времени или иные свидетельства.
  2. Ссылаясь на данную информацию, работодателю необходимо потребовать от провинившегося работника объяснения его поведения – может оказаться, например, что опоздание на работу было связано с уважительной причиной и у сотрудника есть подтверждающие это документы. Если же работодатель не потребует от сотрудника объяснений, то это будет расценено как однозначное нарушение порядка вынесения замечания, а значит – само таковое взыскание будет неправомерным. Соответственно, руководитель или работодатель должны подготовить документальную базу факта истребования от работника объяснений – направление ему письма с уведомлением о получении и описью вложений или информирование работника под соответствующий акт в присутствии и за подписями двух свидетелей.
  3. В течение двух суток с момента требования объяснений от сотрудника, он должен их предоставить работодателю в письменном виде. При этом если объяснения не были предоставлены и вне зависимости от факта предоставленного объяснения, если причины проступка не были уважительными, работодатель может принимать решение о назначении работнику дисциплинарного взыскания в виде замечания или иного воздействия.
  4. На основании информации о дисциплинарном проступке, работодатель или ответственное лицо за вынесение взысканий, издают приказ про замечание работнику. При этом, трудящийся, совершивший проступок, должен быть в обязательном порядке ознакомлен с приказом в трехдневный срок с момента его регистрации. Однако в данный срок включаются исключительно дни, когда работник присутствует на рабочем месте – в противном случае его течение приостанавливается. Ознакомлять с приказом сотрудника во избежание оспаривания дисциплинарного взыскания также следует под соответствующий акт с подписями свидетелей.
  5. Всю информацию про вынесенные замечания в виде приказа или его копии работодателю следует направить в архив и обеспечить её хранение в течение 75 лет с момента вынесения дисциплинарного взыскания.

Работодателю или ответственному за трудовую дисциплину сотруднику, который назначает взыскание, необходимо помнить о том, что законодательство предусматривает ограниченные сроки наложения на работника замечания. В частности, воспользоваться возможностью привлечь трудящегося к ответственности можно не позднее, чем через месяц после фиксации факта нарушения дисциплины.

И, одновременно с этим – не позднее, чем через шесть месяцев с момента фактического нарушения. Исключение из данного порядка может производиться лишь для ситуаций, в которых нарушение было обнаружено в ходе проверки или ревизии контролирующих органов – в данном случае сроки для вынесения замечания составляют два года с момента совершения проступка.

Замечание на работе – последствия для сотрудника

Для работников последствия замечания на работе важны намного больше, чем порядок процессуального оформления данной процедуры. Особенно если учесть, что далеко не всегда работодатели точно следуют требованиям законодательства, вместо этого предпочитая эксплуатировать правовую безграмотность сотрудников. Так, в некоторых случаях работодатели переводят работников на иную должность, понижают их или , или даже выписывают – все эти действия являются целиком незаконными. На практике, возможные последствия замечания на работе могут быть лишь следующими:

  • . Положения статьи 81 ТК РФ не предусматривают в качестве допустимого основания для увольнения вынесение работнику замечания. Однако, данная статья предполагает, что совершение нарушения трудовой дисциплины во время действия дисциплинарного взыскания является достаточным основанием для расторжения трудового договора. То есть, косвенным последствием одного замечания может стать последующее увольнение трудящегося.
  • Внесение информации о взыскании в личную карточку или личное дело. Работодатель обязан вносить информацию о примененных дисциплинарных взысканиях в личные карточки работников, либо – в личные дела, если предполагается их ведение на работе. Само по себе такое последствие замечания не является критичным, однако может повлиять на отношение начальства и коллег в случае последующего перевода сотрудника или смены руководителя.
  • . Прямо и сами по себе положения трудового законодательства не рассматривают лишение премии после замечания как прямое последствие данного дисциплинарного взыскания. Однако локальные нормативные акты и положения о премировании и дисциплинарных взысканиях могут предусматривать назначение премий лишь сотрудникам, которые не имеют действующих замечаний или выговоров, либо уменьшение размера или частоты подобных дополнительных вознаграждений.

Следует помнить о том, что за один и тот же дисциплинарный проступок в рамках организации может быть назначено исключительно одно дисциплинарное взыскание. То есть, нельзя одновременно вынеси работнику и выговор, и замечание. Тем более – не допускается увольнение работника за проступок, который уже повлек после себя замечание, даже если основания для увольнения были бы полностью законными.

Замечание как дисциплинарное взыскание – сроки действия и механизмы снятия

Как и другие дисциплинарные взыскания, такие как выговор на работе, замечание имеет определенный срок действия, по истечение которого оно перестает действовать и иметь какие-либо возможные правовые последствия для трудящегося. В целом же, к законодательным механизмам, позволяющим снять замечание могут относиться следующие способы его отмены:

Устное замечание как дисциплинарное взыскание – когда оно возможно

Непосредственно как дисциплинарное взыскание, устное замечание не входит в перечень допустимых мер воздействия на сотрудника. Поэтому выраженное в устном виде любое замечание как работодателя, так и прямого руководителя не имеет никаких юридических последствий. Однако положения статьи 192 ТК РФ предполагают, что в отдельных случаях порядок вынесения дисциплинарных взысканий может регламентироваться межотраслевыми соглашениями или федеральным законодательством.

Поэтому если сотрудник работает в органах внутренних дел, соответствующий регламент данной структуры предполагает в качестве возможного вынесение выговоров или замечаний без оформления приказа. В таком случае главным требованием является обязательная публичность вынесения устного замечания или выговора.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста. как можно понять поведение подруги моей мамы в такой ситуации. Недавно у моего младшего брата был день рождения, на который мы пригласили бабушку и дедушку, а также мамину знакомую вместе с ее сыном, с которым дружит мой брат. Мама отошла в магазин купить продукты для праздника. Пока мама отсутствовала, пришли дедушка и бабушка.

Бабушка сразу же начала высказывать недовольство тем, что стол к е приходу еще не накрыт, а мама где-то «шляется» (извините). Я, возмутившись подобным высказыванием, сказала бабушке: «А что, к твоему приходу все должно быть полностью готово? Стол накрыт? А ты только сядешь за стул?» На что мне был дан ответ: «Да! Именно так! Все должно быть именно так!» Затем пришел с работы папа, мы приготовили праздничный ужин. Поздравили брата с днем рождения и начали разговоры «за жизнь».

Бабушка тогда сказала: «И внучку мою мне жалко!» (Глядя на меня). Тут я спросила: «А чего тебе меня жалко? Со мной ничего не случилось!» Тут мамина приятельница заявила: «Так, минуточку! Ты — обратилась она ко мне- закрой ротик и послушай меня! Вот будет перед тобой внучечка сидеть, да хотя бы даже и дочечка. И тебе будет ее без причины жалко».

Меня это несколько покоробило, и удивил тон маминой приятельницы — моя мама никому ничего подобного не говорила! Более того, после того, как мама вышла проводить гостей, приятельница сказала: что, мол, твоя дочь плохо с бабушкой разговаривает! (Мама мне потом это передала). Меня удивила подобное не очень справедливое замечание. Во первых, может быть, я и резко поговорила с бабушкой, но я хотела защитить маму от несправедливых нападок. Во-вторых, делать замечания при родителях, да еще и подобным образом — не слишком — то этично.Тем более, что я уже не маленькая девочка — мне 18 лет.

Мама мне потом говорила, что ее приятельница просто не любит, когда грубо разговаривают с родителями или бабушкой-дедушкой. (В день моего совершеннолетия она мне заявила: «Минуточку! Совершеннолетие не дает тебе права грубо разговаривать с мамой! (Хотя я ничего грубого в принципе маме не сказала!) Что гласят заповеди? Почитай родителей своих! Я и своего сына приучаю к тому, что бы он меня уважал. Говорю, что ты можешь не разговаривать со своими друзьями, но не со мной!» Зачем же мне постоянно, да еще и при всех делать такие грубые замечания?

Ответ психолога theSolution:

В таких ситуациях на сознательном уровне происходит нечто иное, чем на подсознательном. На сознательном уровне - вы находитесь в ситуацию праздничного ужина по поводу дня рождения вашего брата.

На подсознательном уровне вы все играете в манипулятивную психологическую игру, построенную по классической схеме «Треугольник Карпмана».

Давайте разберем эту ситуацию подробнее. Когда ваша бабушка пришла раньше ужина, а вы не сообщили ей время желаемого визита заранее — создалась основа для конфликтной ситуации. Ваша бабушка начала общение с позиции агрессора: он выказывала недовольство тем, что ваша мама где-то «шляется». Это было подсознательное приглашение пообщаться по схеме треугольник Карпмана.

Вам стало обидно и вы тоже стали отвечать агрессивно: «А что, к твоему приходу все должно быть полностью готово? стол накрыт? А ты только сядешь за стул?». Когда вы ответили агрессивно, вы как раз и приняли приглашение в схему треугольник Карпмана. Далее вы увидели то, что ваша бабушка начинает искажать понятия о этикете, потому как вы ей подали сигнал того, что выступите ее партнером по общению по данной схеме. «Да! Именно так! Все должно быть именно так!» ответила она из роли агрессора и с искаженной матрицей игнорирования. А когда вы сели за ужином бабушка заняла позицию вашего спасителя, заявив что вас жалко.

Вам, разумеется, предназначалась почетная роль несчастной жертвы, которая должна с благодарностью принимать унизительную жалость к себе.

Для того, чтобы понять сделали ли вы попытку выйти из схемы треугольник Карпмана, нужно было бы понаблюдать ваши невербальные реакции во время вашей фразы: «А чего тебе меня жалко? Со мной ничего не случилось!» Если вы говорили это спокойным и дружелюбным тоном, это значит, вы пытались разорвать циклическую схему. Если же вы сказали эту фразу агрессивным тоном, то вы продолжили общение по схеме, но из роли агрессора, а ваша бабушка почувствовала себя в роли жертвы.

Далее вступила в схему приятельница мамы - по отношению к бабушке она сыграла роль спасителя, а по отношению к вам агрессора: «Так, минуточку! ты — обратилась она ко мне- закрой ротик и послушай меня! Вот будет перед тобой внучечка сидеть, да хотя бы даже и дочечка. И тебе будет ее без причины жалко.» Это делалось для того, чтобы вы согласились занимать позицию жертвы и не выпадали из схемы.

Когда приятельница уходила с праздничного ужина - она пригласила вашу маму продолжить манипулятивную психологическую игру. Это произошло таким образом: приятельница обвинила вас в том, что вы плохо разговариваете с бабушкой (вы - как агрессор, а бабушка — жертва) . Вашу маму пригласили либо занять роль спасителя ваших отношений с бабушкой, либо занять позицию агрессора по отношению к вам. Чтобы уже вы были жертвой.

Обратите внимание, что при психологических играх вы увидите искажения в матрице игнорирования.

Это означает, что значение ваших слов будет переиначиваться, а от некоторых ваших фраз люди будут вовсе отмахиваться, исключительно с одной единственной целью: продолжить манипулятивную психологическую игру и кого-то из участников общения, по-очереди, назначить на роль страдалицы. На ваши чувства и подлинные мотивы не обращают внимания, а вот если вы ошиблись по неопытности с тоном голоса — вас обвинят в грубости старшим. Когда же ваша мама говорит, что на самом деле приятельница имела ввиду что-то другое, просто она не любит когда грубят старшим - это не совсем верно. Спутать мотивы можно только тогда, когда ты имеешь слабое представление о психологии и ничего не знаешь о схеме треугольника Карпмана.

Есть признаки, по которым вы можете отличить психологические игры от нормального, искреннего общения без подсознательных манипуляций.

Разницу между манипуляцией и нормальным общением увидеть очень просто — анализируйте действия, которые будут результатом разговора. Если кто-то действительно переживает из-за того, что вам плохо, то у этого мотива будет видимый результат в реальной жизни. Например, человек даст вам денег на одежду, оплатит учебу, поможет купить жилье - то есть как то поможет вам конкретными делами. Если же жалость выражается прилюдно и только словами, то цель этого состоит в другом, а именно публично вас унизить, чтобы вы еще и воспринимали это как должное. Человек, который соглашается безропотно переносить страдания и унижения, и не пытается защитить чувство собственного достоинства — как раз и играет роль жертвы.

При желании обучиться способам прерывания и выхода из схемы треугольник Карпмана можно на курсе «Коррекция негативных детско родительских программ»

Для того, чтобы научиться прерывать схему треугольника Карпмана, важно научиться оценивать эгосостояния в эгограмме вашего собеседника и ваши собственные эгосостояния. Затем нужно осознать из какого эгосостояния вам идет явный и скрытый коммуникативный посыл. Реагировать нужно всегда на скрытый коммуникативный посыл, причем следить нужно за тем, чтобы вы делали именно перекрестную транзакцию, а не параллельную .

В вашем случае это могло бы выглядеть приблизительно так: на первую агрессивную фразу бабушки вы могли бы дружелюбно отшутиться « что эта ситуация очень напоминает мультфильм про Винни- Пуха с его знаменитой песенкой «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро». А затем предложить бабушке попить чаю с конфетами в отсутствие мамы и посмотреть любимый бабушкин фильм или концерт ее любимого исполнителя. Это поняло бы бабушке настроение, и вы бы все вместе не создавали бы ситуацию перепалки.
Если бы бабушка выказала чувство жалости к вам прилюдно, вы бы могли дружелюбно отшутиться, например: «Ты знаешь, что такое «жаль по-настоящему»? -Это когда рой пчел!». Все бы рассмеялись, и приглашение вступить в схему треугольник Карпмана не было бы принято. Далее вы могли бы перехватить инициативу в общении и направить групповое общение в конструктивное русло.