Форма обучения в школе. Л.В.Куриленко - Активизация познавательной деятельности школьников в условиях инновационных образовательных процессов: Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет»,1998.95 с. В течение многих веков в мире развивается и п

Не во всех школах ученику могут быть предложены сразу все из них, это зависит от полученных разрешений и наполняемости учебного заведения.

Очная форма обучения

Это привычная форма обучения в школе, рекомендуемая для всех учеников. Ей пользуются большинство детей школьного возраста. Она основана на каждодневном посещении уроков, выполнении домашних заданий, написании проверочных работ, непосредственном контроле учителя за успеваемостью каждого ученика. При таком формате обучения ученик проводит в школе значительное количество времени, а его успехи напрямую зависят не только от него самого, но и от работы педагога.

Вечерняя форма обучения

В этом случае все характерные черты дневного обучения правомерны и для вечернего: оно тоже состоит из непосредственного общения ученика и учителя, только происходит оно в вечернее время. Обычно вечером учатся либо уже взрослые ученики, которым когда-то пришлось бросить школу, но они хотят закончить среднее образование, либо несколько классов переставляют с дневного на , когда в школе слишком много детей, поэтому кабинетов на всех не хватает.

Экстернат

Это довольно необычная форма обучения, она разрешена далеко не во всех школах. Для подобного обучения ученику необязательно приходить каждый день в школу, для него организуются занятия раз в несколько недель или на каждой неделе в определенное время, где учитель проходит с такими учениками новые темы, прорабатывает наиболее сложные вопросы. Обучаться особенно удобно тем ребятам, которые активно заняты в спортивных секциях или хореографических кружках, часто уезжают на соревнования, либо для тех детей, которые хотят максимум времени посвятить определенным предметам, подготовке к экзаменам и не тратить время на каждодневные походы в школу. Они могут учиться по обычной или усиленной программе, заканчивая за один год несколько классов.

Домашнее обучение

Такую форму обучения может назначить врач, если ребенок заболевает серьезной болезнью, или выбрать родитель, если хочет самостоятельно обучать ребенка на дому. Школа не вправе запретить подобную форму обучения или не предоставить место такому ребенку. Тогда ученику не нужно посещать занятия в течение года, он может прийти в школу только в конце учебного полугодия, чтобы сдать необходимые контрольные или экзамены для подтверждения уровня знаний и перевода в следующий . Впрочем, если подобному ребенку требуется консультация или помощь учителей, она должна быть ему предоставлена. Семейное обучение становится все более популярным среди некоторых родителей, которые считают, что школьное обучение убивает креативность в их детях, учит подчиняться системе, ломает психику ребенка. Однако самому обучать своих детей на протяжении 11 лет достаточно проблематично, обычно такие семьи пользуются помощью образовательных сайтов, услугами репетиторов или приглашают на дом школьных учителей.


В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения.

Ведущими формами организации процесса обучения являются урок или лекция (соответственно, в школе и вузе).

Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и моди­фикацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. А также проблемная лекция, бинарная, лекция-телеконференция.

В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя ра­бота). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экза­мены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседо­вание.

В вузе кроме лекции используют и другие организационные формы обучения - семинар, лабораторная работа, НИРС, самостоятельная учебная работа студен­тов, производственная практика, стажировка в другом отечественном или зару­бежном вузе. В качестве форм контроля и оценки результатов обучения использу­ются экзамены и зачеты, рейтинговая система оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы.

Особенности школьного урока:

- урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образо­вательной, развивающей и воспитывающей);

- дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

- определенное организационное начало и постановка задач урока;

- актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домаш­него задания;

- объяснение нового материала;

- закрепление или повторение изученного на уроке;

- контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

- подведение итогов урока;

- задание на дом;

- содержание урока соответствует образовательному государственному стан­дарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;

- каждый урок является звеном в системе уроков;

- урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применя­ет определенную систему методов и средств обучения для достижения по­ставленных целей урока;

- основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особен­ностей.

Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обу­чения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.

Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.

Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием со­держательно-методической инструментовки и вариативностью способов органи­зации обучения.

1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в практике). Его структура: организационная часть (1-2 мин), проверка до него задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).

2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.

3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабороторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.

4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода-четверти, полугодия, года обучения.

5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменныйопрос,диктант,изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практическихработ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, зачет, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий.

В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.

Лекция. Общий структурный каркас любой лекции - это формулировка темы,сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем - строгоеследование плану предложенной работы.

В качестве основных требований к чтению лекции выдвигают:

Высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, какправило мировоззренческое значение;

Большой объем четко и плотно систематизированной и методически перера­ботанной современной научной информации;

Доказательность и аргументированность высказываемых суждений;

Достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, тек­стов и документов;

Ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постанов­ка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;

Анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;

Выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;

Разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам воз­можности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

Умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование ди­дактических материалов и технических средств;

Применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

Виды лекций

1. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учеб­ных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена из­вестных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литерату­ры, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

3. Обзорная лекция - это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень изла­гаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концепту­альная основа всего курса или крупных его разделов.

4. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблем-ность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследователь­ской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современ­ных точек зрения.

5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекци­онного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лек­ции сводится к развернутому или краткому комментированию просматривае­мых визуальных материалов (натуральных объектов - людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, графов, графиков, моделей).

6. Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

9. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течении лекционного времени на вопросы студентов по всем разделам или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы-дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

В практике высшей школы используются и другие виды лекционной формы обучения.

Резюме

В качестве основных форм организации процесса обучения в школе принят урок в вузе - лекция.

Среди большого числа и разнообразия видов организации процесса обучения в школе и в вузе каждый вид или тип решает определеный набор дидактических задач и выполняет свое назначение. Их разнообразие на практике говорит о творчестве и мастерстве учителей школ и преподавателей высших учебных заведений, заинтересованных в результативности своей работы.


Навигация

« »

Основной организационной формой обучения в современной школе является урок

Урок - форма организации обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, одного возраста уровня подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием

Урок имеет следующие особенности:

Является завершенной и ограниченной во времени частью учебного процесса, во время которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи;

Каждый урок включается в расписание и регламентируется во времени и по объему учебного материала;

В отличие от других форм организации обучения является постоянной формой, обеспечивающей систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков;

Посещение уроков обязательно для всех учащихся, поэтому они изучают систему знаний, разделенных поурочно, в определенной логике;

Является гибкой формой организации обучения, которая позволяет использовать различные методы, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учащихся;

Совместная деятельность учителя и учащихся, а также общение большой постоянной группы учащихся (класса) создает возможности для сплочения коллектива детей;

Способствует формированию познавательных качеств личности (активности, самостоятельности, интереса к знаниям), а также умственному развитию учащихся

В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков зависимости от взятых за основу признаков. По способам проведения выделяют уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-диспуты, уроки самостоятельной работы. УЧН нов и др.. По этапами учебной деятельности - вводные уроки, уроки первичного ознакомления с материалом, уроки формирования понятий, выведение законов и правил, уроки применения знаний на практике, уроки повторения и обобщения материала, контрольные уроки, комбинированные урокки.

удачной в современной теории и практике обучения является классификация, в основу которой положен дидактическую цель и место урока в общей системе уроков (Б. Есипов,. М. Махмутов,. В. Онищук). Находясь на один акових позициях, эти авторы предлагают разное количество типов уроков. По классификации. В. Онищука, различают следующие типы типи:

Урок формирования умений и навыков;

Урок применения знаний, умений и навыков;

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;

Комбинированный урок

Каждый тип урока имеет свою структуру (элементы, этапы), последовательность (в какой последовательности эти элементы входят в занятие), связь (как они связаны между собой)

В. Онищук ввел понятие"микро-и макроструктуры урока"Макроэлементы определяются задачами урока типа. Такими, по его мнению, есть этапы усвоения знаний: восприятие, осмысление, обобщение ния, систематизация. Поскольку логика усвоения знаний и сама, то макроструктура уроков этого типа одинакова. К микроэлементам структуры урока относятся средства и способы решения дидактических задач на каждом его этапеному його етапі.

Время и место, отведенные на каждый структурный элемент урока, определяются построением урока. Структура урока должна обеспечивать успешное решение его учебно-воспитательных задач, активизации познавательных ьнои деятельности учащихся, соответствовать характеру учебного материала, дидактическим и методическим средствам, которые использует учитель. Следовательно, определяя структуру урока, учитель должен учитывать тему и зм исторических, целесообразные методические средства и приемы, конкретные условия, в которых будет проходить урок, уровень подготовленности учащихся тощщо.

Почти во всех типах уроков имеются такие структурные элементы: вводная часть, проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление нового материала, сообщение домашнего задания, за акинчення урок.

1. Вступительная часть. Этот элемент урока должен обеспечить благоприятную внешнюю обстановку, психологический настрой учащихся для нормальной работы. Предыдущая организация класса предусматривает взаимное приветствие учителя я и учащихся, проверку посещения, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация вниманияаги.

2. Проверка домашнего задания. Эта часть урока состоит из проверки письменного задания, которую осуществляют различными методами в зависимости от поставленной цели, и устной проверки знаний, которую проводят с к опомогою рассмотренных ранее методеів.

3. Изучение нового материала. Здесь предполагается или сообщения учителя с помощью словесных методов обучения, или самостоятельная работа учащихся с учебниками, учебными пособиями и др.. При поясн ние нового материала учитель должен позаботиться, чтобы все ученики видели и слышали (можно сидеть, если устал), он не должен ходить по классу, говорить следует громко, четко, размеренно. Речь его должна бытьжна быть понятной для соответствующего возраста. Объяснение должно опираться на предыдущий опыт учащихся, выделение существенного в материале, без восторга второстепенным время следует следить за последовательностью изложения, просмотр ористовуваты иллюстративный матетеріал.

Изучение нового материала позволяет учащимся приобретать разнообразных умений и навыков. Структура их формирования имеет свои особенности. Главными ее компонентами является разбор и усвоение правила, положенного в осно ную действия навыки, преодоления трудностей в ее применении, усовершенствования действия навыки, закрепление достигнутого уровня воздействия навыки и использования ее на практике, достижения мастерства в ее использованиині.

Важнейшим средством формирования умений и навыков являются упражнения. Они должны быть целенаправленными, систематическими, длительными, разнообразными и постоянными

4. Закрепление нового материала. Этот элемент имеет целью установление прочной связи между только приобретенными знаниями и усвоенными ранее, проверку правильности образования научных понятий, выработка умения я применять знания на практике. Достигается это благодаря разнообразным упражнениям и самостоятельной практической работе учащиесянів.

5. Сообщение домашнего задания. Учитель должен продумывать его содержание, чтобы оно было конкретным, посильным для учащихся. Домашнее задание нельзя давать наспех, когда раздался звонок с урока. На сообщений щения и объяснения домашних заданий отводят специальный ча час.

6. Окончание урока. Этот структурный элемент объявляется и происходит по указанию учителя

К основным компонентам каждого типа урока относятся:

а) урок усвоения новых знаний: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний; сообщение учащимся темы, цели и задач урока; мотивация обучения школьников; восприятия и осознание ния учащимися фактического материала, осмысление связей и зависимостей между элементами изучаемого; обобщение и систематизация знаний; итоги урока, оповещение домашнего задания

б) урок формирования умений и навыков: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков; сообщение учащимся темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников;, изучение нового материала (вступительные, мотивационные и познавательные упражнения) первоначальное применение новых знаний (пробные упражнения); самостоятельное применение учащимися знаний в стандартных ситуациях (тренировочные в прави по образцу, инструкции заданию); творческое перенос знаний и навыков в новые ситуации (творческие упражнения); итоги урока и сообщения домашнего задания

в) урок применения знаний, умений и навыков: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков; сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьник ров; осмысление содержания последовательности применения способов выполнения действий; самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем и с помощью учителя; отчет учащихся о работе и теоретическое обоснование полу маних результатов; итоги урока и сообщения домашнего задания

г) урок обобщения и систематизации знаний: сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников; воспроизведения и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний; вообще леннон и систематизация основных теоретических положений и соответствующих идей науки; итоги урока и сообщения домашнего задания

г) урок проверки и коррекции знаний, умений и навыков: сообщение темы, цели и задачи урока, мотивация обучения школьников; проверка знания учащимися фактического материала и основных понятий, проверка гл. Либин осмысление учащимися знаний и степени их обобщения, применение учащимися знаний в стандартных и измененных условиях; сбор выполненных работ, их проверка, анализ и оценка; итоги урока и сообщение ения домашнего задания

д) комбинированный урок: проверка выполнения учащимися домашнего задания практического характера, проверка ранее усвоенных знаний; сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников; сп приема и осознание учащимися нового материала осмысления, обобщение и систематизация знаний; итоги урока и сообщения домашнего задания.

Структура каждого урока является вариативной, предусматривающей использование его компонентов в зависимости от возраста учащихся, их подготовки, содержания учебного материала, методов обучения, места проведения уроков т.д.. Ц. Это означает, что учитель должен творчески планировать каждый урок.

Во время любого типа урока он использует разные виды учебной работы: фронтальную, групповую, парную и индивидуальную. Каждая форма этой работы имеет свою методику ее организации

28. Формы обучения в современной школе.

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации.

В настоящее время в современной школе применяются следующие формы организации учебной работы: урок, экскурсии, занятия в учебных мастерских, формы трудового и производственного обучения, факультативные занятия, домашняя работа, формы внеклассной учебной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы). В основных направлениях реформы школы указывается на необходимость расширения форм учебной работы. Наряду с уроком надо шире практиковать лекции, семинарские занятия, собеседования, практикумы, консультации

29. Классно-урочная система и ее альтернативы.

В школе осуществляется классно-урочная система обучения. Она основывается на идее создания стабильных возрастных школьных классов и необходимости систематической проработки с этими классами в течение всего школьного курса определенного содержания обучения. Классно-урочная система обучения способствует осуществлению главной задачи социалистической школы – дать общее образование всем детям народа на высоком уровне. Она предоставляет возможность работать по единым учебным программам, планомерно и систематически давать общественно необходимое образование. Стабильный состав класса как основа классно-урочной системы обучения создает учебные коллективы, цели и отношения взаимопомощи содействуют достижению всеми учащимися максимально высокого уровня успеваемости.

Классно-урочная система обеспечивает организацию систематического предметного обучения. Она предусматривает специализацию учителей, и благодаря тому, что каждый из них преподает один-два предмета, может быть обеспечен высокий уровень обучения.

Классно-урочная система обучения дает возможность проводить по всей стране единое обучение по государственным учебным программам. Для всех школ действует одинаковый учебный план. Каждый учебный курс построен систематически и подразделен на определенные разделы. Организационной единицей системы является урок. Благодаря хорошо обозримому построению классно-урочная система обучения обеспечивает высокую степень общественного контроля.

Для классно-урочной системы обучения характерно целесообразное материально-техническое оснащение помещений, в которых проводятся уроки. Это касается не только традиционных классных комнат, кабинетов, уроки могут проводиться на предприятиях, в музеях, в культурно-массовых и спортивных учреждениях. Классно-урочная система обучения обеспечивает его тесную связь с жизнью общества.

30. Лекционно-семинарская форма обучения.

31. Урок – как основная форма организации обучения.

Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок. (Классно-урочная система обучения – высшая форма группового обучения.) Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Урок рассматривается как основная форма организации педагогического процесса, т. к. здесь возможна не только организация учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения учащихся, потребности к знаниям, а также его воспитание. Цель урока – усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное восприятие информации, запоминание ее и закрепление, использование в практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. Урок всегда многопланов, т. к. в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения – педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. На основании этого можно выделить особенности урока, отличающие его от других форм обучения: дидактические цели (соответствуют функциям обучения); определенный объем учебного материала; постоянный состав учащихся, одинаковый по возрасту; руководство со стороны учителя деятельностью учащихся; последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от структуры урока; ограниченность во времени; четкое время проведения по расписанию; обязательность посещения урока; реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов; опора на достигнутый уровень знаний.

С учетом этих общих требований к уроку конкретизируются дидактические требования. Они соответствуют образовательным воспитывающим и организационным требованиям к уроку: четкое определение образовательных задач; определение содержания урока в соответствии с программой, целями урока; выбор методов обучения (активные методы); наличие межпредметных связей; использование новейших достижений науки; развитие всех сфер личности; усвоение знаний, развитие умений и навыков; развитие научного мировоззрения; четкое планирование урока; Соблюдение структуры урока; использование разнообразных средств обучения; соблюдение принципов обучения.


Всех коммерческих банков. Центральные банки, как правило, являются юридичес­ки самостоятельными и непосредственно не подчинены государству. Главной функцией коммерческих банков в националь­ной экономике является кредитование промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства, торговли. Теоретически- кредит это движение ссудного капитала. Ссуды бывают: вексельными, подтоварные, ...

Раз". "А у меня еще есть", - мстительно говорит девушка, вынимает из кармана кипу исписанных тетрадных листков и, помахав ими, гордо удаляется. Такое случается, и нередко: систему шпаргалок в школах и вузах еще ждет усовершенствование. Но, несмотря на это, шпаргалками пользуется 98% студенчества (по данным социологических служб). Как появилось само слово "шпаргалка", наука точно не знает. ...

Отношениях с другими людьми. Часто бывает так, что жаргонные слова, используемые молодёжью, «переселяются» в речь взрослых людей и становятся ее неотъемлемой частью. Что оказывает влияние на жаргон российской молодежи?: - Развитие компьютерных технологий. Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется...

...). 3.2.3. Лапароскопическая микрохолецистостомия в лечении больных острым холециститом. 1983 год (методическое письмо). 2.2.4. Хирургическая коррекция синдрома укороченного кишечника. 1995 год. (методическое пособие). 2.2.5. Наружные грыжи живота. 1999 год. (методические указания для студентов). 2.2.6. Острый аппендицит. 1999 год. (методические указания для студентов). 2.2.7. ...

Формы обучения в школе отражают внешнюю организацию взаимодействия педагога и обучающихся и осуществляются в определенном порядке и режиме.

Передовая педагогическая практика накопила огромный арсенал Попытки классифицировать формы обучения позволяют исследователям выделять более десяти классификаций по различным параметрам.

Так, способ получения образования предполагает несколько форм: очную, заочную, вечернюю, экстернат.

Наиболее обширной является классификация, в основе которой лежит Различают индивидуализированные и коллективные системы обучения. Одни из них были популярны в свое время, другие стали традиционными и считаются основными.

Классно-урочная система, теоретически обоснованная Я.А.Коменским, общепризнана во всем мире и лидирует в организации школьного образования на протяжении нескольких веков. Она предполагает постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовки, обучение которых происходит в соответствии с распределенным по годам и урокам учебным материалом по отдельному предмету. Уроки по школьным предметам чередуются в соответствии с расписанием. Достоинством классно-урочной системы является четкая структура, экономичность, возможность организации учебно-воспитательного процесса в постоянном коллективе учащихся. Недостатками системы считаются малая индивидуализированность образования, замкнутость в определенном организационном пространтсве.

Формы обучения постоянно становились объектом экспериментов и исследований педагогов-реформаторов, которые стремились повысить эффективность классно-урочной системы.

В основе белланкастерской системы (Англия) лежит идея взаимного обучения учеников.

Мангеймская система, сложившаяся в Европе в 20 годы ХХ века, ориентировалась на дифференциацию по способностям школьников (классы формировались на основании экзаменов и сильным, средним, слабым достижениям учеников).

Батавия-план - система организации обучения, при которой с классом работали два преподавателя, распределявшие между собой фронтальную и индивидуальную работу с учениками.

В дальнейшем популярность приобретали активные формы обучения. Так, Дальтон-план (США) был направлен на активное самостоятельное освоение учащимися школьной программы по заданиям учителя, используя работу в мастерских, лабораториях.

Бригадно-лабораторное обучение в отечественной педагогике в 20 годы ХХ века до 1932 года стало своего рода модификацией Дальтон - плана.

Идеи гибкого распределения учебного времени и выбора индивидуальной формы обучения легли в снову плана Трампа (50-е годы 20 века). Эта система включает огранизацию лекций в больших группах учащихся (100 человек, 40% учебного времени), огранизацию работы в малых группах (10-15 человек, 20% времени), индивидуальной работы учащихся в школьных кабинетах (40% времени).

Формы обучения постоянно развиваются в соответствии с передовыми педагогическими концепциями и современными требованиями к школьному образованию.