Вронский остановил кучера не доезжая. Предложения с обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Найти верные утверждения

премудрый пискарь, премудрый пискарь краткое содержание
сказка/басня

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Язык оригинала: Дата написания:

декабрь 1882 - первая половина января 1883

Дата первой публикации: Издательство:

газета «Общее дело» (Женева)

Текст произведения в Викитеке У этого термина существуют и другие значения, см. Премудрый пескарь.

(в некоторых современных детских изданиях - «Премудрый пескарь») - сатирическая сказка из цикла «Сказки для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина, вышедшая в 1883 году.

  • 1 История создания и публикации
  • 2 Критика
  • 3 Сюжет
  • 4 Использование выражения
  • 5 Экранизации
  • 6 Иллюстрации
  • 7 Примечания

История создания и публикации

Написана в декабре 1882 - первой половине января 1883 года. Впервые опубликована в сентябре 1883 года в № 55 эмигрантской газеты «Общее дело» (Женева), с. 2-4, вместе со сказками «Самоотверженный заяц» и «Бедный волк», под редакционной рубрикой «Сказки для детей изрядного возраста», без подписи. России впервые - в журнале «Отечественные записки» №1, 1884, с. 275-280 (16 января). Как книжное издание - в публикации вольной гектографии «Общественная польза», под общим заглавием «Сказки» и под подписью Н. Щедрин. Женевское издание в течение 1883 года (до публикации сказок в «Отечественных записках») в разных форматах выпускалось восемь раз (шесть раз с указанием даты выпуска и два раза без указания). Издание распространялось участниками «Народной воли», о чем свидетельствует печать на ряде сохранившихся экземпляров («Книжная агентура Народной воли»). Одно из изданий сборника с обозначением даты выпуска в отличие от всех других содержит только одну сказку - «Премудрый пискарь».

Критика

По мнению комментаторов и критиков, сказка посвящена сатирической критике малодушия и трусости, которые овладели общественными настроениями части интеллигенции после разгрома народовольцев.

Писатель и критик Константин Арсеньев заметил, что сказка «Премудрый пискарь» перекликается с «Вечером четвертым» из «Пошехонских рассказов», появившемся в № 10 «Отечественных записок» за 1883 г., где публицист Крамольников обличает либералов, прячущихся от суровой действительности в «норы», заявляя, что таким путем им спастись все-таки не удастся.

Впоследствии, на основании этого сходства и посчитав за первую публикацию сказки появление ее в России в январе 1884 года, писатель Иванов-Разумник сделал вывод, что идея «Пискаря» первоначально была высказана в третьем пошехонском «вечере». действительности же речь Крамольникова в «Пошехонских рассказах» не предвещает, а повторяет идею уже до того написанной и опубликованной в зарубежном «Общем деле» сказки «Премудрый пискарь».

Сюжет

В реке живёт пескарь. Его родители прожили аредовы веки и умирают своей смертью. Отец пескаря перед смертью говорит ему, чтобы тот всегда был осторожен (ведь всюду опасность), и сам чуть было не попал в уху. Пескарь решает вырыть себе маленькую нору, чтобы никто, кроме него, не мог там поместиться, и никогда не выходит из норы днём, а ночью ненадолго вылезает из неё, чтобы выполнить ночной моцион.

Так проходит много лет. Пескарь всего боится и не вылезает из норы. Однажды он видит во сне, как выигрывает в лотерею двести тысяч рублей. Пескарь проживает сотню лет, больной и старый, но рад тому, что умирает как батюшка и матушка. Заснув, он видит былые честолюбивые сны, будто выиграл он двести тысяч и сам щук глотает. Засыпая, пескарь забывается, его рыло вылезает из норы, и после этого пескарь непонятным образом исчезает. Заканчивается сказка предположением:

Скорее всего - сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же ещё и премудрого?

Использование выражения

Выражение «премудрый пескарь» использовалось как нарицательное, в частности, В. И. Лениным в борьбе с российскими либералами, бывшими «левыми октябристами», перешедшими к поддержке право-либеральной модели конституционной демократии после роспуска Думы первого созыва Николаем II:

О, премудрые пескари пресловутой прогрессивной «интеллигенции»! Защита интеллигентскими радикалами мирнообновленцев, поворот центрального органа партии к.-д. к мирному обновлению тотчас после инструкций о бланках, это все - типичные образчики либеральной тактики. Правительство шаг вправо, - а мы два шага вправо! Глядишь - мы опять легальны и мирны, тактичны и лояльны, приспособимся и без бланков, приспособимся всегда применительно к подлости! Это кажется либеральной буржуазии реальной политикой.

В. И. Ленин, Подделка правительством думы и задачи социал-демократии, 1906 г., ПСС В. И. Ленина, т. 14, с. 199. Архивировано из первоисточника 21 ноября 2012.

Согласно «Энциклопедическому словарю крылатых слов и выражений», Щедрин под видом пескаря изобразил российскую либеральную интеллигенцию, озабоченную только выживанием; в иронически-иносказательном смысле выражение используется в значении: человек-конформист, социально или политически пассивный трусливый человек, который возводит свой конформизм в ранг философии.

Экранизации

В 1979 году режиссер В. Караваев выпустил по сказке одноименный мультфильм (студия «Союзмультфильм», продолжительность 9 минут 23 секунды).

Иллюстрации

Сказка многократно иллюстрировалась, в т.ч. такими художниками, как Кукрыниксы (1939), Ю. Северин (1978), М. Скобелев и А. Елисеев (1973)

Примечания

В Викицитатнике есть страница по теме
  1. 1 2 Согласно нормам правописания XIX века, слово «пескарь» в этой сказке традиционно пишется через «и» - «пи скарь», в том числе в современных академических (с комментариями) изданиях Салтыкова-Щедрина. Некоторые детские иллюстрированные неакадемические издания называют главного героя согласно современным нормам - «пе скарь».
  2. 1 2 3 Комментарии В. Н. Баскакова, А. С. Бушмина к изданию: М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. Пестрые письма // Собрание сочинений в двадцати томах. - Том 16. - Книга 1. - С. 425-435.
  3. К. К. Арсеньев. Салтыков-Щедрин. СПб., 1906, с. 218-219.
  4. М. Е. Салтыков (Щедрин). Соч., т. V. М. - Л., ГИЗ, 1927, с. 496-497.
  5. Цит. по комментарию Т. Сумароковой в: Салтыков-Щедрин, М. Е. История одного города; Сказки / Предисл. Ю. Козловского; Коммент. Т. Сумароковой; Ил А. Самохвалова. - М.: Правда, 1984. - 400 с., ил. - С. 395.
  6. Инструкция царского правительства, запрещающая выдачу избирательных бланков нелегализированным партиям, введена после роспуска Думы первого созыва Николаем II.
  7. Премудрый пескарь // Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / сост. Вадим Серов. - М.: «Локид-Пресс», 2003..
  8. Кукрыниксы, иллюстрация к сказке Премудрый пискарь. Архивировано из первоисточника 21 ноября 2012.
  9. Премудрый пескарь, 1978
  10. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь». Рисунки М. Скобелева и А. Елисеева. Изд. «Детская литература», М. – 1973

премудрый пискарь, премудрый пискарь краткое содержание, премудрый пискарь читать

Премудрый пискарь Информацию О

Жил-был пескарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку, да полегоньку аридовы веки (долгие годы. - Ред.) в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. «Смотри, сынок, - говорил старый пескарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»

А у молодого пескаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда ни обернется - везде ему мат. Кругом, в воде, всё большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может. Да и не понимает: зачем глотать? Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха - в хребет впиться и до смерти замучить. Даже свой брат пескарь - и тот, как увидит, что он комара изловил, целым стадом так и бросятся отнимать. Отнимут и начнут друг с дружкой драться, только комара задаром растреплют.

А человек? - что это за ехидное создание такое! каких каверз он ни выдумал, чтоб его, пескаря, напрасною смертью погублять! И невода, и сети, и верши, и норота, и, наконец… уду! Кажется, что может быть глупее уды? - Нитка, на нитке крючок, на крючке - червяк или муха надеты… Да и надеты-то как?. . в самом, можно сказать, неестественном положении! А между тем именно на уду всего больше пескарь и ловится!

Отец-старик не раз его насчет уды предостерегал. «Пуще всего берегись уды! - говорил он, - потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишься - ан в мухе-то смерть!»

Рассказывал также старик, как однажды он чуть-чуть в уху не угодил. Ловили их в ту пору целою артелью, во всю ширину реки невод растянули, да так версты с две по дну волоком и волокли. Страсть, сколько рыбы тогда попалось! И щуки, и окуни, и головли, и плотва, и гольцы, - даже лещей-лежебоков из тины со дна поднимали! А пескарям так и счет потеряли. И каких страхов он, старый пескарь, натерпелся, покуда его по реке волокли, - это ни в сказке сказать, ни пером описать. Чувствует, что его везут, а куда - не знает. Видит, что у него с одного боку - щука, с другого - окунь; думает: вот-вот, сейчас, или та, или другой его съедят, а они - не трогают… «В ту пору не до еды, брат, было!» У всех одно на уме: смерть пришла! а как и почему она пришла - никто не понимает. . Наконец стали крылья у невода сводить, выволокли его на берег и начали рыбу из мотни в траву валить. Тут-то он и узнал, что такое уха. Трепещется на песке что-то красное; серые облака от него вверх бегут; а жарко таково, что он сразу разомлел. И без того без воды тошно, а тут еще поддают… Слышит - «костер», говорят. А на «костре» на этом черное что-то положено, и в нем вода, точно в озере, во время бури, ходуном ходит. Это - «котел», говорят. А под конец стали говорить: вали в «котел» рыбу - будет «уха»! И начали туда нашего брата валить. Шваркнет рыбак рыбину - та сначала окунется, потом, как полоумная, выскочит, потом опять окунется - и присмиреет. «Ухи», значит, отведала. Валили-валили сначала без разбора, а потом один старичок глянул на него и говорит: «Какой от него, от малыша, прок для ухи! пущай в реке порастет!» Взял его под жабры, да и пустил в вольную воду. А он, не будь глуп, во все лопатки - домой! Прибежал, а пескариха его из норы ни жива ни мертва выглядывает…

И что же! сколько ни толковал старик в ту пору, что такое уха и в чем она заключается, однако и поднесь в реке редко кто здравые понятия об ухе имеет!

Но он, пескарь-сын, отлично запомнил поучения пескаря-отца, да и на ус себе намотал. Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить - не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, - сказал он себе, - а не то как раз пропадешь!» - и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в нее было можно, а никому другому - не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке. Наконец, однако, выдолбил на славу. Чисто, аккуратно - именно только одному поместиться впору. Вторым делом, насчет житья своего решил так: ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят - он будет моцион делать, а днем - станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть все-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полдён, когда вся рыба уж сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.

Так он и поступал. Ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днем забирался в нору и дрожал. Только в полдни выбежит кой-чего похватать - да что в полдень промыслишь! В это время и комар под лист от жары прячется, и букашка под кору хоронится. Поглотает воды - и шабаш!

Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и все-то думает: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»

Задремлет, грешным делом, а во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл. Не помня себя от восторга, перевернется на другой бок - глядь, ан у него целых пол рыла из норы высунулось… Что, если б в это время щуренок поблизости был! ведь он бы его из норы-то вытащил!

Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит рак. Стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза. Только усы по течению воды пошевеливаются. Вот когда он страху набрался! И целых полдня, покуда совсем не стемнело, этот рак его поджидал, а он тем временем все дрожал, все дрожал.

В другой раз, только что успел он перед зорькой в нору воротиться, только что сладко зевнул, в предвкушении сна, - глядит, откуда ни возьмись, у самой норы щука стоит и зубами хлопает. И тоже целый день его стерегла, словно видом его одним сыта была. А он и щуку надул: не вышел из норы, да и шабаш.

И не раз, и не два это с ним случалось, а почесть что каждый день. И каждый день он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: «Слава тебе, господи! жив!»

Но этого мало: он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья. Он рассуждал так:

«Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас, мелюзгу, не зарились. А хотя однажды он и попал было в уху, так и тут нашелся старичок, который его вызволил! А нынче, как рыба-то в реках повывелась, и пескари в честь попали. Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»

И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется - только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!»

Даже щуки, под конец, и те стали его хвалить: «Вот, кабы все так жили - то-то бы в реке тихо было!» Да только они это нарочно говорили; думали, что он на похвалу-то отрекомендуется - вот, мол, я тут его и хлоп! Но он и на эту штуку не поддался, а еще раз своею мудростью козни врагов победил.

Сколько прошло годов после ста лет - неизвестно, только стал премудрый пескарь помирать. Лежит в норе и думает: «Слава богу, я своею смертью помираю, так же, как умерли мать и отец». И вспомнились ему тут щучьи слова: «Вот, кабы все так жили, как этот премудрый пескарь живет…» А ну-тка, в самом деле, что бы тогда было?

Стал он раскидывать умом, которого у него была палата, и вдруг ему словно кто шепнул: «Ведь этак, пожалуй, весь пескарий род давно перевелся бы!»

Потому что для продолжения пескарьего рода прежде всего нужна семья, а у него ее нет. Но этого мало: для того, чтоб пескарья семья укреплялась и процветала, чтоб члены ее были здоровы и бодры, нужно, чтоб они воспитывались в родной стихии, а не в норе, где он почти ослеп от вечных сумерек. Необходимо, чтоб пескари достаточное питание получали, чтоб не чуждались общественности, друг с другом хлеб-соль бы водили и друг от друга добродетелями и другими отличными качествами заимствовались. Ибо только такая жизнь может совершенствовать пескарью породу и не дозволит ей измельчать и выродиться в снетка.

Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят.

Все это представилось до того отчетливо и ясно, что вдруг ему страстная охота пришла: «Вылезу-ка я из норы да гоголем по всей реке проплыву!» Но едва он подумал об этом, как опять испугался. И начал, дрожа, помирать. Жил - дрожал, и умирал - дрожал.

Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?

И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто».

Он жил и дрожал - только и всего. Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает, из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде; ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнёт. И он лежит в этой сырой мгле, незрячий, изможденный, никому не нужный, лежит и ждет: когда же наконец голодная смерть окончательно освободит его от бесполезного существования?

Слышно ему, как мимо его норы шмыгают другие рыбы - может быть, как и он, пескари - и ни одна не поинтересуется им. Ни одной на мысль не придет: дай-ка, спрошу я у премудрого пескаря, каким он манером умудрился с лишком сто лет прожить, и ни щука его не заглотала, ни рак клешней не перешиб, ни рыболов на уду не поймал? Плывут себе мимо, а может быть, и не знают, что вот в этой норе премудрый пескарь свой жизненный процесс завершает!

И что всего обиднее: не слыхать даже, чтоб кто-нибудь премудрым его называл. Просто говорят: «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет?» А многие даже просто дураком и срамцом его называют и удивляются, как таких идолов вода терпит.

Раскидывал он таким образом своим умом и дремал. То есть, не то что дремал, а забываться уж стал. Раздались в его ушах предсмертные шепоты, разлилась по всему телу истома. И привиделся ему тут прежний соблазнительный сон. Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает.

А покуда ему это снилось, рыло его, помаленьку да полегоньку, целиком из норы и высунулось.

И вдруг он исчез. Что тут случилось - щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб, или сам он своею смертью умер и всплыл на поверхность - свидетелей этому делу не было. Скорее всего - сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще и премудрого?

51 Укажите количество грамматических основ в предложении.Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?

52 Укажите количество грамматических основ в предложении.Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же?

53 Укажите количество грамматических основ в предложении.Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.

54 Выпишите грамматическую основу предложения.В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи.

55 Укажите количество грамматических основ в предложении.Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

56 Укажите количество грамматических основ в предложении.Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.

57 Выпишите грамматическую основу предложения.Мне ничего не сулили.

58 Укажите количество грамматических основ в предложении.Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

59 Укажите количество грамматических основ в предложении.Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».

60 Выпишите грамматическую основу предложения.Значит, отец и мама писа́ли после своей утренней пробежки и перед работой.

61 Выпишите грамматическую основу предложения.Ей, видите ли, своя прихоть дороже.

62 Выпишите грамматическую основу предложения.Мы с мамой переехали в этот дом недавно.

63 Укажите количество грамматических основ в предложении (24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл.

64 Укажите количество грамматических основ в предложении.Хотелось, чтобы появился друг.

65 Укажите количество грамматических основ в предложении.Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

66 Выпишите грамматическую основу предложения.Вот скажите мне, Ваня.

67 Укажите количество грамматических основ в предложении.А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке...

68 Укажите количество грамматических основ в предложении.В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.

69 Укажите количество грамматических основ в предложении.Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»

70 Выпишите грамматическую основу предложения.Толе очень нравилось бежать в школу под дождём.

71 Выпишите грамматическую основу предложения.Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей.

72 Выпишите грамматическую основу предложения.Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.

73 Выпишите грамматическую основу предложения.Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

74 Выпишите грамматическую основу предложения.Это понимать надо!

Помогите,пожалуйста.

1 .задание
Впишите грамматическую основу предложения.
А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филиппок,утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой,нарисованной на картинке.
2 .задание
Укажите количество грамматических основ в предложении.Ответ запишите цифрой.
Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом,и ни одна из них не задевала меня,и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами,прятался в проходных дворах.
3.задание. Выпишите грамматическую.
У Мешкова от роду не было внутренних тормозов.
4.Замен

1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено

неопределенной формой глагола.
A. Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.
Б. Большая радость - делать счастливыми других.
B. Для меня жить - значит работать.
Г. Удивительное зрелище - видеть летящих журавлей.

2. Укажите предложения с составным именным сказуемым.
A. Жизнь без движения пуста.
Б. Всё у нас с тобой по-прежнему.
B. Сбегутся песню слушать колосья на ветру.
Г. От родимой земли журавли оторваться никак не могли.

3. Найдите предложение, в котором есть согласованное
определение.
А. На завтрак подали яйцо всмятку.
Б. Женщина медленно натягивала на руку перчатку из кожи.
В. Печальная песня доносилась издалека.
Г. День сегодня тихий, безветренный.

4. Найдите предложение, в котором начальная форма
глагола является дополнением.
A. Сирень начинает отцветать.
Б. Мать велела мне поставить чайник.
B. Дом будут строить каменщики.
Г. У него была мечта отправиться на Байкал.

5. Укажите предложение, в котором между главными
членами должно быть тире.
A. Поляна, усыпанная белыми цветами, как детский сад, вышедший
на прогулку.
Б. Охранять природу означает охранять родной край.
B. Лед как сахар.
Г. Капли меда точно жемчуг.

6. Найдите двусоставные предложения.
A. Скамейка почернела от времени.
Б. В воздухе запахло гарью.
B. Буду слушать музыку падающей листвы.
Г. Мать, строго посмотрев на сына, вышла из комнаты.

7. Укажите односоставное предложение.
А. В лесу держался запах прелой листвы.
Б. Поэзия не профессия.
В. Вижу горы и долины.
Г. Подул с заречья ветерок.

8. Определите вид простого предложения: Снегом замело
входы в блиндажи.
A. определенно-личное
Б. неопределенно-личное
B. безличное
Г. двусоставное

9. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.
A. Письмо принесла девушка-почтальон.
Б. Пара испуганных куличков-перевозчиков низко пронеслась над
водой.
B. И смуглянка-молдаванка по тропинке в лес пошла.
Г. Вот хрустнул сучком заяц-беляк.

10. Укажите, чем осложнено предложение Река, сжатая с
обеих сторон стеной леса, пенилась, вздымая валы, и
стремительно скользила мимо.
А. однородными членами предложения
Б. обособленным определением, выраженным причастным
оборотом, и однородными членами одновременно
В. обособленным определением, выраженным причастным
оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным
оборотом
Г. обособленным одновременно приложением и однородными
членами предложения

11. Где надо поставить знаки препинания?
Яркая иволга 1) обитательница высокого 2) березового
леса 3) дает знать о своем прибытии звучным 4) похожим на
флейту голосом.
A. 1 -тире, 2, 3, 4 - запятые.
Б. 1-тире, 3, 4 - запятые.
B. 1, 2, 3, 4 - запятые.
Г. 1, 3, 4 - запятые.

12. На месте каких цифр надо поставить запятые?
Он (Вронский) остановил кучера 1) не доезжая до аллеи
2) и 3) отворив дверцу 4) на ходу выскочил из кареты 5) и
пошел в аллею 6) ведущую к дому.
A. 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Б. 1, 4, 6.
B. 1, 2, 3, 4, 6.
Г. 1, 4, 5, 6.

13. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
A. Здесь, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек.
Б. Две старушки пили чай или, может быть, играли в карты, или
просто разговаривали, сидя в плетеных креслах у столика, покрытого
длинной, до пола, скатертью.
B. Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе
снег, обильно выпавший за ночь.
Г. Так а не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря, со
вторыми петухами.

14. Какое предложение с цитатой оформлено неверно?
A. Л. Толстой говорил, что: «Слово - выражение мысли».
Б. Даль отмечал, что язык народа - «сокровищница нашего
языка».
B. По мнению Чехова, «праздная жизнь не может быть чистой».
Г. Тютчев пишет:
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Княгини Тверской.

Вронский распечатал письмо и вспыхнул.

– У меня голова заболела, я пойду домой, – сказал он Серпуховскому.

– Ну, так прощай. Даешь carte blanche?

– После поговорим, я найду тебя в Петербурге.

Был уже шестой час, и потому, чтобы поспеть вовремя и вместе с тем не ехать на своих лошадях, которых все знали, Вронский сел в извозчичью карету Яшвина и велел ехать как можно скорее. Ивозчичья старая четвероместная карета была просторна. Он сел в угол, вытянул ноги на переднее место и задумался.

Смутное сознание той ясности, в которую были приведены его дела, смутное воспоминание о дружбе и лести Серпуховского, считавшего его нужным человеком, и, главное, ожидание свидания – все соединялось в общее впечатление радостного чувства жизни. Чувство это было так сильно, что он невольно улыбался. Он спустил ноги, заложил одну на колено другой и, взяв ее в руку, ощупал упругую икру ноги, зашибленной вчера при падении, и, откинувшись назад, вздохнул несколько раз всею грудью.

«Хорошо, очень хорошо!» – сказал он себе сам. Он и прежде часто испытывал радостное сознание своего тела, но никогда он так не любил себя, своего тела, как теперь. Ему приятно было чувствовать эту легкую боль в сильной ноге, приятно было мышечное ощущение движений своей груди при дыхании. Тот самый ясный и холодный августовский день, который так безнадежно действовал на Анну, казался ему возбудительно оживляющим и освежал его разгоревшееся от обливания лицо и шею. Запах брильянтина от его усов казался ему особенно приятным на этом свежем воздухе. Все, что он видел в окно кареты, все в этом холодном чистом воздухе, на этом бледном свете заката было так же свежо, весело и сильно, как и он сам: и крыши домов, блестящие в лучах спускавшегося солнца, и резкие очертания заборов и углов построек, и фигуры изредка встречающихся пешеходов и экипажей, и неподвижная зелень дерев и трав, и поля с правильно прорезанными бороздами картофеля, и косые тени, падавшие от домов и от дерев, и от кустов, и от самых борозд картофеля. Все было красиво, как хорошенький пейзаж, только что оконченный и покрытый лаком.

– Пошел, пошел! – сказал он кучеру, высунувшись в окно, и, достав из кармана трехрублевую бумажку, сунул ее оглянувшемуся кучеру. Рука извозчика ощупала что-то у фонаря, послышался свист кнута, и карета быстро покатилась по ровному шоссе.

«Ничего, ничего мне не нужно, кроме этого счастия, – думал он, глядя на костяную шишечку звонка в промежуток между окнами и воображая себе Анну такою, какою он видел ее в последний раз. – И чем дальше, тем больше я люблю ее. Вот и сад казенной дачи Вреде. Где же она тут? Где? Как? Зачем она здесь назначила свидание и пишет в письме Бетси?» – подумал он теперь только; но думать было уже некогда. Он остановил кучера, не доезжая до аллеи, и, отворив дверцу, на ходу выскочил из кареты и пошел в аллею, ведшую к дому. В аллее никого не было; но, оглянувшись направо, он увидал ее. Лицо ее было закрыто вуалем, но он обхватил радостным взглядом особенное, ей одной свойственное движение походки, склона плеч и постанова головы, и тотчас же будто электрический ток пробежал по его телу. Он с новой силой почувствовал самого себя, от упругих движений ног до движения легких при дыхании, и что-то защекотало его губы.

Сойдясь с ним, она крепко пожала его руку.

– Ты не сердишься, что я вызвала тебя? Мне необходимо было тебя видеть, – сказала она; и тот серьезный и строгий склад губ, который он видел из-под вуаля, сразу