Роль атмосферы для планеты. Роль атмосферы в жизни земли. Атмосфера и ее защитные функции

Взаймодействия атмосферы и океана

Роль атмосферы в жизни Земли и человека огромна. Воздух нужен людям, животным и растениям для дыхания. Атмосфера - это невидимая «броня» планеты. Она предохраняет планету от «бомбардировки» метеоритов, она обладает чудесным свойством избирательно пропускать через себя солнечную радиацию (солнечное излучение) и задерживать большую часть вредных космических излучений, губительных для всего живого. Эту роль выполняет озоновый слой. Озон концентрируется на высоте 20-25 км.Без атмосферы Земля превратилась бы в безжизненную пустыню, подобную поверхности Луны. Отдаваемое земной поверхностью тепло беспрепятственно уходило бы в космос, если бы в атмосфере не было примесей: водяного пара, углекислого газа и других. Эти примеси задерживают уходящее от Земли тепло, в результате чего происходит нагрев поверхности и нижних слоев воздуха, возникает явление парникового эффекта. Благодаря ему средняя температура воздуха у поверхности Земли поднялась на 38 °С и составляет в настоящее время +15°С. Такие температуры благоприятны для жизни.
Атмосфера находится во взаимодействии со всеми сферами Земли. Воздух входит в состав всех горных пород, живых организмов и гидросферы.Загрязнение атмосферы ядовитыми веществами, которые выбрасываются транспортом, заводами, фабриками и т. п., происходит почти во всех странах мира. Оно может привести к уменьшению озонового слоя и опасному повышению температуры воздуха. Наибольшее значение для жизни, а также процессов, происходящих на Земле, имеет нижний слой атмосферы - тропосфера, в которой находится около 9/10 всей массы воздуха. В тропосфере образуются облака, дождь, снег, град, ветер. Поэтому тропосферу называют «фабрикой погоды». Процессы, происходящие в ней, часто становятся причиной страшных стихийных бедствий - засух, наводнений, ураганов и других явлений, в результате которых гибнут люди, животные и растения.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

Помогите, срочно нужно! В сокращенном варианте(чтобы можно было выучить)

Билет №6.
1.Климатические пояса Земли. Почему территорию Земли делят на климатические пояса.
2. Население и страны Северной Америки.
3.Дайте определение что такое озеро.
Билет №7.
1.Мировой океан.Роль океана в жизни человека и природе.
2. Климат и внутренние воды Африки.
Билет №8.
1.Свойства вод мирового океана.
2.Южная Америка: географическое положение, история открытия и исследования материка.
3.Что такое пролив.
Билет №9.
1.Северная Америка: географическое положение, история открытия.
2.Рельеф иполезные ископаемый Австралии.
3.Дайте определение что такое остров.
заранее большое спасибо!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Доклад

Роль атмосферы в жизни Земли

Атмосфера - газовая оболочка, окружающая планету Земля. Внутренняя её поверхность покрывает гидросферу и частично земную кору, внешняя граничит с околоземной частью космического пространства.

Совокупность разделов физики и химии, изучающих атмосферу, принято называть физикой атмосферы. Атмосфера определяет погоду на поверхности Земли, изучением погоды занимается метеорология, а длительными вариациями климата - климатология.

Уже на высоте 5 км над уровнем моря у нетренированного человека появляется кислородное голодание и без адаптации работоспособность человека значительно снижается. Здесь кончается физиологическая зона атмосферы. Дыхание человека становится невозможным на высоте 9 км, хотя примерно до 115 км атмосфера содержит кислород.

Атмосфера снабжает нас необходимым для дыхания кислородом. Однако вследствие падения общего давления атмосферы по мере подъёма на высоту соответственно снижается и парциальное давление кислорода.

В лёгких человека постоянно содержится около 3 л альвеолярного воздуха. Парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе при нормальном атмосферном давлении составляет 110 мм рт. ст., давление углекислого газа - 40 мм рт. ст., а паров воды - 47 мм рт. ст. С увеличением высоты давление кислорода падает, а суммарное давление паров воды и углекислоты в лёгких остаётся почти постоянным - около 87 мм рт. ст. Поступление кислорода в лёгкие полностью прекратится, когда давление окружающего воздуха станет равным этой величине.

На высоте около 19-20 км давление атмосферы снижается до 47 мм рт. ст. Поэтому на данной высоте начинается кипение воды и межтканевой жидкости в организме человека. Вне герметической кабины на этих высотах смерть наступает почти мгновенно. Таким образом, с точки зрения физиологии человека, "космос" начинается уже на высоте 15-19 км.

Плотные слои воздуха - тропосфера и стратосфера - защищают нас от поражающего действия радиации. При достаточном разрежении воздуха, на высотах более 36 км, интенсивное действие на организм оказывает ионизирующая радиация - первичные космические лучи; на высотах более 40 км действует опасная для человека ультрафиолетовая часть солнечного спектра. атмосфера кислород стратосфера радиация

По мере подъёма на всё большую высоту над поверхностью Земли постепенно ослабляются, а затем и полностью исчезают такие привычные для нас явления, наблюдаемые в нижних слоях атмосферы, как распространение звука, возникновение аэродинамической подъёмной силы и сопротивления, передача тепла конвекцией и др.

В разреженных слоях воздуха распространение звука оказывается невозможным. До высот 60-90 км ещё возможно использование сопротивления и подъёмной силы воздуха для управляемого аэродинамического полёта.

Но начиная с высот 100-130 км знакомые каждому лётчику понятия числа М и звукового барьера теряют свой смысл: там проходит условная линия Кармана, за которой начинается область чисто баллистического полёта, управлять которым можно, лишь используя реактивные силы.

На высотах выше 100 км атмосфера лишена и другого замечательного свойства - способности поглощать, проводить и передавать тепловую энергию путём конвекции (т.е. с помощью перемешивания воздуха). Это значит, что различные элементы оборудования, аппаратуры орбитальной космической станции не смогут охлаждаться снаружи так, как это делается обычно на самолёте, - с помощью воздушных струй и воздушных радиаторов. На такой высоте, как и вообще в космосе, единственным способом передачи тепла является тепловое излучение.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Состав и строение атмосферы Земли. Значение атмосферы для географической оболочки. Сущность и характерные свойства погоды. Классификация климатов и характеристика видов климатических поясов. Общая циркуляция атмосферы и факторы, влияющие на нее.

    реферат , добавлен 28.01.2011

    Понятие, виды солнечной радиации и методы измерения. Интенсивность солнечной радиации, и ее распределение. Поглощение солнечной радиации в атмосфере. Влияние солнечной радиации на растительный и животный мир и особенности ее использованием человеком.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2016

    Определение понятия "атмосфера", характеристика взаимосвязанных явлений и процессов, формирующих погоду. Энергообмен в нижних и верхних слоях атмосферы. Строение атмосферных слоев Земли. Основные закономерности циркуляции воздушных масс в атмосфере.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2011

    Происхождение и эволюция атмосферы Земли. Состав газов атмосферы на ранних этапах развития планеты. Присутствие воды на поверхности Земли. Образование подводного рельефа. Адиабатические температурные изменения. Свойства жидкости: атмосфера и вода.

    реферат , добавлен 11.05.2010

    Стратопауза как пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. Состав атмосферы Земли. Экзосфера как зона рассеяния, внешняя часть термосферы, расположенная выше 700 км. Суммарная масса воздуха. Содержание в атмосфере углекислого газа.

    презентация , добавлен 19.01.2010

    Строение атмосферы, основные признаки, определяющие подразделение атмосферы на отдельные слои. Процессы, происходящих в слоях атмосферы с атомами, молекулами, ионами и электронами. Трофические цепи и сети, антропогенная деятельность как источник помех.

    реферат , добавлен 22.04.2010

    Современная география как комплекс взаимосвязанных наук. Изучение геосферы (биосферы, атмосферы, литосферы, гидросферы и почвенного покрова) и геосистемы (ландшафтов, природных зон, биогеоценоза). Географическая оболочка Земли и ее характеристики.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2014

    Общая циркуляция атмосферы, перенос воздуха в зоне пассатов и муссонные области, типы ветров "фен". Область зарождений тропических циклонов. Пути и районы распространения тропических циклонов. Распространение муссонных областей по поверхности Земли.

    презентация , добавлен 28.05.2015

    Из истории открытий. Магнитные полюса – магнитосфера. Строение магнитных полюсов Земли. Магнитные бури. Почему происходят магнитные бури? Влияние Солнца на магнитное поле Земли. Влияние магнитного свойства Земли на живые организмы. Магнитные поля.

    реферат , добавлен 09.09.2007

    Изучение внутреннего строения Земли. Внутреннее строение, физические свойства и химический состав Земли. Движение земной коры. Вулканы и землетрясения. Внешние процессы, преображающие поверхность Земли. Минералы и горные породы. Рельеф земного шара.

Роль атмосферы в жизни Земли

Атмосфера - газовая оболочка, окружающая планету Земля. Внутренняя её поверхность покрывает гидросферу и частично земную кору, внешняя граничит с околоземной частью космического пространства.

Совокупность разделов физики и химии, изучающих атмосферу, принято называть физикой атмосферы. Атмосфера определяет погоду на поверхности Земли, изучением погоды занимается метеорология, а длительными вариациями климата - климатология.

Уже на высоте 5 км над уровнем моря у нетренированного человека появляется кислородное голодание и без адаптации работоспособность человека значительно снижается. Здесь кончается физиологическая зона атмосферы. Дыхание человека становится невозможным на высоте 9 км, хотя примерно до 115 км атмосфера содержит кислород.

Атмосфера снабжает нас необходимым для дыхания кислородом. Однако вследствие падения общего давления атмосферы по мере подъёма на высоту соответственно снижается и парциальное давление кислорода.

В лёгких человека постоянно содержится около 3 л альвеолярного воздуха. Парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе при нормальном атмосферном давлении составляет 110 мм рт. ст., давление углекислого газа - 40 мм рт. ст., а паров воды - 47 мм рт. ст. С увеличением высоты давление кислорода падает, а суммарное давление паров воды и углекислоты в лёгких остаётся почти постоянным - около 87 мм рт. ст. Поступление кислорода в лёгкие полностью прекратится, когда давление окружающего воздуха станет равным этой величине.

На высоте около 19-20 км давление атмосферы снижается до 47 мм рт. ст. Поэтому на данной высоте начинается кипение воды и межтканевой жидкости в организме человека. Вне герметической кабины на этих высотах смерть наступает почти мгновенно. Таким образом, с точки зрения физиологии человека, "космос" начинается уже на высоте 15-19 км.

Плотные слои воздуха - тропосфера и стратосфера - защищают нас от поражающего действия радиации. При достаточном разрежении воздуха, на высотах более 36 км, интенсивное действие на организм оказывает ионизирующая радиация - первичные космические лучи; на высотах более 40 км действует опасная для человека ультрафиолетовая часть солнечного спектра. атмосфера кислород стратосфера радиация

По мере подъёма на всё большую высоту над поверхностью Земли постепенно ослабляются, а затем и полностью исчезают такие привычные для нас явления, наблюдаемые в нижних слоях атмосферы, как распространение звука, возникновение аэродинамической подъёмной силы и сопротивления, передача тепла конвекцией и др.

В разреженных слоях воздуха распространение звука оказывается невозможным. До высот 60-90 км ещё возможно использование сопротивления и подъёмной силы воздуха для управляемого аэродинамического полёта.

Но начиная с высот 100-130 км знакомые каждому лётчику понятия числа М и звукового барьера теряют свой смысл: там проходит условная линия Кармана, за которой начинается область чисто баллистического полёта, управлять которым можно, лишь используя реактивные силы.

На высотах выше 100 км атмосфера лишена и другого замечательного свойства - способности поглощать, проводить и передавать тепловую энергию путём конвекции (т.е. с помощью перемешивания воздуха). Это значит, что различные элементы оборудования, аппаратуры орбитальной космической станции не смогут охлаждаться снаружи так, как это делается обычно на самолёте, - с помощью воздушных струй и воздушных радиаторов. На такой высоте, как и вообще в космосе, единственным способом передачи тепла является тепловое излучение.

§ 1 Воздушная оболочка Земли – атмосфера

В этом уроке познакомимся с воздушной оболочкой Земли, узнаем, для чего она служит и почему бывает очень холодно на крайнем юге нашей планеты.

Атмосфера - это воздушная оболочка планеты Земля, удерживаемая около неё силой гравитации. Она представляет собой самую верхнюю, самую легкую и подвижную оболочку Земли и состоит из смеси газов: азота, кислорода, углекислого газа, инертных газов, а также водяного пара и примесей (аэрозолей). Воздух находится во взаимодействии с другими земными оболочками, он входит в состав горных пород, живых организмов и гидросферы.

По предположениям ученых, атмосфера сформировалась в результате вулканических выбросов водяного пара с примесями различных газов из лона Земли в результате извержений. Газы удерживались планетой благодаря её большой массе.

Воздушная оболочка состоит из 5 слоев: тропосферы - стратосферы - мезосферы - термосферы - экзосферы.

Слои сменяют друг друга в зависимости от температуры по мере возрастания высоты. Самым нижним слоем атмосферы является тропосфера, она имеет наибольшее значение для форм жизни и процессов, происходящих на Земле. В ней содержится большая часть воздуха всей оболочки, примерно 80%, и весь водяной пар, а температура изменяется с высотой: при подъеме на каждый километр высоты температура снижается на 6 градусов. Воздух тропосферы нагревается от поверхности воды и суши, происходит его постоянное перемещение. Это настоящая «фабрика погоды», здесь образуются облака, выпадают осадки, рождаются циклоны и антициклоны, ураганы и смерчи и т.п. Но толщина этого слоя не одинакова. Максимальной мощности он достигает у экватора и составляет примерно18 км, в районе полюсов - 8-10 км.

§ 2 Функции атмосферы

Атмосфера играет огромную роль в жизни Земли и всего живого.

Неслучайно, когда хотят подчеркнуть значимость чего-то, говорят: «Нужен как воздух!» Мы живем на дне воздушного океана. Воздух прозрачен, и мы не видим, не замечаем его. Но он постоянно необходим человеку и всем живым организмам для жизни. В среднем ежесуточно человеку требуется примерно 11 тысяч литров воздуха.

Но атмосфера нужна не только для дыхания. Это также мир звуков, без неё Земля превратилась бы в безжизненную пустыню, а голубое небо над головой - в черное. Воздушная оболочка является «броней» от метеоритов, которые сгорают в плотных слоях атмосферы, не долетая до земной поверхности.

Она обладает чудесным свойством пропускать через себя солнечное излучение и задерживать большую часть вредных космических излучений, губительных для всего живого. Роль барьера выполняет озоновый слой, расположенный примерно на высоте 20-25 км (для тропической широты) от поверхности Земли, в стратосфере. Толщина этого слоя небольшая - всего 0,25 см. В течение года количество озона разное: к весне увеличивается, а к осени уменьшается.

Неконтролируемые выбросы промышленными предприятиями вредных химических веществ вызывают сокращение этого защитного слоя, в результате возникают озоновые дыры. Под этим понимают не полное отсутствие озона в атмосфере, а уменьшение его концентрации в 2-2,5 раза. Ослабление озонового слоя приводит к увеличению потока солнечной радиации, что отрицательно влияет на все живое, вызывая, например, у людей увеличение количества раковых заболеваний.

Благодаря атмосфере на нашей планете не бывает резких колебаний температуры, например, как на Луне. Естественный спутник, находятся примерно на таком же расстоянии от Солнца как и наша планета Земля, но днем на Луне температура поднимается до +100-170°С, а ночью опускается до -200°С. Это происходит из-за отсутствия атмосферы на Луне, которая обладает меньшей массой, не способной удерживать газовую оболочку.

Атмосфера - это воздушное «одеяло» нашей планеты. Солнечные лучи проникают сквозь неё, нагревая поверхность Земли. Разогретая поверхность отдает тепло окружающему пространству - воздуху, повышая его температуру. Если бы в атмосфере не было водяного пара, углекислого газа и др. веществ, то это тепло беспрепятственно уходило бы в космическое пространство. Примеси задерживают уходящее от Земли тепло, возникает явление парникового эффекта. Вследствие чего средняя температура на Земле увеличилась на 38°С и находится в пределах +15°С.

Однако увеличение в атмосфере количества диоксида углерода, оксидов азота, метана, фреонов и т.д. приводит к накоплению избыточной теплоты в приземном слое воздуха, т.е. нарушается тепловой баланс планеты. В результате температура воздуха у земной поверхности увеличивается, а это может привести к значительному увеличению средних показателей температуры на Земле и вызвать таяние полярных льдов, повышение уровня Мирового океана и подтопление равнинных территорий Земли, как правило, густо населенных.

Многие страны мира выбрасывают в атмосферу ядовитые вещества, вырабатываемые транспортом, промышленными предприятиями. К токсическим веществам относят свинец, ртуть, окись углерода и др. Когда концентрация ядовитых веществ превышает природные показатели, происходит загрязнение атмосферы. А это может повлечь за собой неконтролируемые изменения на Земле, например, резко увеличить количество различных заболеваний у человека. Следовательно, воздушную оболочку нашей планеты нужно беречь и защищать.

Изучением и наблюдениями за состоянием атмосферы Земли, океанов и климата на нашей планете занимается Всемирная метеорологическая организация, членом которой является Россия.

§ 3 Основные характеристики климата

Климат - это многолетний режим погоды, характерный для данной местности в силу ее географического местоположения.

Погода - состояние тропосферы в данный момент (или промежуток) времени и в данной местности Земли. Основными характеристиками погоды являются: температура воздуха, влажность, атмосферное давление.

Климат местности зависит от количества солнечного тепла, которое поступает на поверхность Земли.

Это количество определяется высотой Солнца над горизонтом в полдень, а высота обусловлена географической широтой. По поверхности Земли, имеющей форму шара, тепло и свет распределяются неравномерно. Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5°. Теперь представим себе, что Земля движется вокруг Солнца так, что ее ось все время перпендикулярна плоскости орбиты. Солнечный луч и поверхность Земли образуют угол, который называется углом падения солнечного луча. Чем ближе к экватору, тем больше угол падения солнечных лучей, следовательно, сильнее нагревается земная поверхность и выше температура приземного слоя атмосферы. Поэтому на экваторе среднегодовая температура равна +25-26˚С, на севере Евразиии Северной Америки - +10˚С и ниже, самые низкие температуры наблюдаются в полярных поясах, т.к. солнечные лучи скользят по поверхности, слабо прогревая земную поверхность. Поэтому так холодно бывает на крайнем юге нашей планеты.

Специальные климатические карты позволяют разобраться в вопросах образования и размещения климатических зон на Земле.

С их помощью можно получить данные об основных характеристиках климата: температурах, ветрах, давлении, осадках, климатических поясах и т.д. Поскольку климатических элементов много, то существует несколько видов климатических карт.

На них могут отображаться как один, так и несколько климатических элементов. Распределение температур, например, можно посмотреть на карте «Среднегодовые температуры воздуха на Земле» либо на климатической карте мира.

Чтобы наглядно показать зоны одинаковых температур в разных местах земной поверхности, используют изотермы. Изотермы - линии, соединяющие территории с одинаковой температурой. Для этого на карту наносят цифровые значения температур и плавными кривыми линиями - изотермами - соединяют в сеточки с одинаковыми значениями. Обычно при помощи изотерм на климатических картах изображают средние годовые температуры, а также средние температуры наиболее теплого и наиболее холодного месяцев в году.

Для характеристики климата используют также такие понятия, как абсолютный максимум температуры - это самая высокая температура, которая когда-либо наблюдалась в данном месте, и абсолютный минимум температуры - это самая низкая температура, которая когда-либо наблюдалась там же.

§ 4 Краткие итоги урока

Итак, подведем итоги:

1. Атмосфера — воздушная оболочка планеты, удерживаемая около неё силой гравитации. Воздух - это смесь газов, водяного пара и примесей (аэрозолей).

2. Функции атмосферы: защита от метеоритов, вредного солнечного излучения и резких перепадов температур в течение суток. Также воздух необходим для дыхания живым организмам, в том числе и человеку.

3. Температура воздуха зависит от географической широты.

4. Существуют специальные климатические карты, с их помощью можно получить данные об основных характеристиках климата: температурах, ветрах, давлении, осадках, климатических поясах и т.д.

Список использованной литературы:

  1. География. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География материков и океанов» / сост. Л.В. Бударникова. - Волгоград: Учитель, 2014.- 246 с.
  2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.- 2-еизд. Перераб.- М.: ВАКО, 2014. –352 с.
  3. Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл.: учеб. для общеобразват. учреждений / В.А. Коринская, И.В. Душина, Щенев.- 16-еизд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2009.- 319 с.
  4. Смирнова М. С. Тесты по географии: 7 класс: к учебнику В.А. Коринской и др. «География материков и океанов. 7 класс». Общий обзор Земли. Океаны. Африка / М.С. Смирнова.- М.: Издательство «Экзамен», 2011.- 109 с.
  5. Контрольно-измерительные материалы. География. 7 класс / Сост. Е.А. Жижина. - 3-еизд., перераб. - М.: ВАКО, 2014.-112с.
  6. География. 7 класс: Поурочные планы (по учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева / Сост. И.И. Нагорная. - Волгоград: Учитель, 2004.- 160с.
  7. Душина И.В. География: Наш дом - Земля: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / И.В. Душила, В.А. Коринская, В.А. Щенев. -6-еизд., перераб. - М.: Дрофа, 2002. - 384с.
  8. География. Материки и океаны. 7 класс: Поурочные планы по учебнику О.В. Крыловой / Сост. С.А. Костина. - Волгоград: Учитель, 2005.- 368с.
  9. Козаренко А.Е., Баранчиков Е.В., Козаренко О.М. Типичные ошибки абитуриентов на вступительных экзаменах по географии. - М.: Московский лицей, 2001.- 208с.

Использованные изображения: