М.: 2014. -
176 с.
Пособие включает в себя полноценно и качественно разработанную
систему уроков (с указанием целей, результатов обучения,
универсальных учебных действий) к учебнику для 7 класса УМК М.Т.
Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. В книге много
внимания уделено обобщению и совершенствованию орфографических
навыков, становлению связной устной и письменной речи. Проблемные и
игровые задания повышают уровень мотивации к обучению, тесты
способствуют эффективному контролю знаний.
Формат:
pdf
Размер:
6,4 Мб
Смотреть, скачать:
drive.google
СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление 6
Повторение изученного в 5-6 классах 8
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор 9
Урок 3. Пунктуация. Пунктуационный разбор 11
Урок 4. Лексика и фразеология 12
Урок 5. Фонетика. Фонетический разбор слов 13
Урок 6. Орфография. Орфографический разбор слов 15
Урок 7. Словообразование и орфография. Морфемный разбор 16
Урок 8. Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор 18
Урок 9. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных. Морфология
и орфография 20
Урок 10. Морфологический разбор имён числительных и местоимений. Морфология и
орфография 22
Урок 11. Морфологический разбор глагола. Морфология и орфография 23
Урок 12. Сочинение по картине И. И. Бродского «Летний сад осенью» (письмо о
впечатлениях) 24
Урок 13. Контрольный диктант 28
Тексты и стили 29
Урок 14. Текст 29
Урок 15. Диалог. Виды диалогов 32
Урок 16. Стили литературного языка 33
Урок 17. Публицистический стиль 34
Морфология и орфография. Культура речи 36
Причастие 36
Урок 18. Причастие как часть речи 36
Урок 19. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях
причастий 38
Уроки 20-21. Причастный оборот 39
Уроки 22-23. Описание внешности человека 41
Урок 24. Действительные и страдательные причастия 43
Урок 25. Краткие и полные страдательные причастия 44
Урок 26. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах
действительных причастий настоящего времени 45
Урок 27. Действительные причастия прошедшего времени 46
Урок 28. Изложение от третьего лица 47
Урок 29. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах
страдательных причастий настоящего времени 48
Урок 30. Страдательные причастия прошедшего времени 49
Урок 31. Гласные перед я в полных и кратких страдательных причастиях 50
Уроки 32-34. Одна и две буквы я в суффиксах страдательных причастий прошедшего
времени. Одна буква я в отглагольных прилагательных 51
Уроки 35-36. Одна и две буквы я в суффиксах кратких страдательных причастий и в
кратких отглагольных прилагательных 53
Уроки 37-38. Выборочное изложение 55
Урок 39. Морфологический разбор причастия 58
Урок 40. Контрольный диктант 59
Уроки 41-42. Слитное и раздельное написание не с причастиями 59
Уроки 43-44. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени 61
Уроки 45-46. Сочинение «Успешный телеведущий» 62
Уроки 47-48. Обобщение по теме «Причастие» 66
Урок 49. Зачёт по теме «Причастие» 68
Урок 50. Контрольный диктант 70
Деепричастие 71
Урок 51. Деепричастие как часть речи 71
Уроки 52-53. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте 72
Урок 54. Раздельное написание не с деепричастиями 74
Уроки 55-56. Деепричастия совершенного и несовершенного вида 75
Урок 57. Употребление в речи причастных и деепричастных оборотов (работа по
картинам С. Григорьева «Вратарь» и А. Сайкиной «Детская спортивная школа») 77
Урок 58. Морфологический разбор деепричастия 78
Урок 59. Обобщение изученного по теме «Деепричастие» 79
Урок 60. Зачёт по теме «Деепричастие» 80
Урок 61. Контрольный диктант 82
Наречие 82
Урок 62. Наречие как часть речи 82
Уроки 63-64. Разряды наречий 83
Уроки 65-66. Пейзаж на картине И. Попова «Первый снег» (дневниковая запись) 85
Урок 67. Степени сравнения наречий 89
Урок 68. Морфологический разбор наречия 91
Уроки 69-70. Сочинение-рассуждение «Моё отношение к прозвищам» 93
Уроки 71-72. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е 94
Урок 73. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий 96
Уроки 74-75. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е 98
Урок 76. Контрольный диктант 99
Урок 77. Описание действий 99
Урок 78. Буквы о и е после шипящих на конце наречий 101
Уроки 79-80. Буквы о и а на конце наречий 102
Уроки 81-82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья» 103
Уроки 83-84. Дефис между частями слова в наречиях 106
Уроки 85-86. Слитное и раздельное написание
приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных
числительных 107
Урок 87. Мягкий знак после шипящих на конце наречий 110
Урок 88. Обобщение по теме «Наречие» 112
Урок 89. Зачёт по теме «Наречие» 113
Урок 90. Контрольный диктант 116
Урок 91. Учебно-научная речь 116
Урок 92. Учебный доклад 117
Категория состояния 119
Урок 93. Категория состояния как часть речи 119
Урок 94. Морфологический разбор категории состояния 120
Уроки 95-96. Сочинение на лингвистическую тему 121
Служебные части речи 123
Урок 97. Самостоятельные и служебные части речи 123
Предлог 124
Урок 98. Предлог как часть речи 124
Урок 99. Употребление предлогов 126
Уроки 100-101. Непроизводные и производные предлоги 127
Урок 102. Простые и составные предлоги 128
Урок 103. Морфологический разбор предлога 130
Уроки 104-105. Слитное и раздельное написание производных предлогов 131
Союз 134
Урок 106. Союз как часть речи 134
Урок 107. Простые и составные союзы 134
Уроки 108-109. Союзы сочинительные и подчинительные 135
Урок 110. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении 138
Урок 111. Сочинительные союзы 139
Урок 112. Подчинительные союзы 141
Урок 113. Морфологический разбор союза 142
Урок 114. Сочинение-рассуждение «Книга в современном мире» 143
Урок 115. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы 145
Урок 116. Обобщение сведений о предлогах и союзах 146
Урок 117. Контрольный диктант 147
Частица 147
Урок 118. Частица как часть речи 147
Урок 119. Разряды частиц. Формообразующие частицы 148
Уроки 120-121. Работа над вымышленными рассказами 149
Урок 122. Смысловые частицы 149
Урок 123. Раздельное и дефисное написание частиц 151
Урок 124. Морфологический разбор частицы 152
Урок 125. Отрицательные частицы не и ни 153
Урок 126. Различие частицы не и приставки не- 154
Урок 127. Частица ни, приставка ни-, союз ни - ни 156
Урок 128. Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица» 157
Урок 129. Контрольный диктант 157
Междометие 158
Урок 130. Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях 158
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах 159
Урок 131. Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи 159
Урок 132. Фонетика. Графика 160
Урок 133. Лексика и фразеология 161
Урок 134. Морфемика. Словообразование 162
Уроки 135-136. Морфология и орфография 163
Уроки 137-138. Синтаксис и пунктуация 164
Урок 139. Контрольный диктант 166
Урок 140. Урок творчества: от впечатления к слову 166
Приложение 168
Литература 172
Предлагаемое пособие включает серию уроков к учебнику для 7 класса «Русский
язык» авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. Разработки сопровождаются
указанием целей, результатов обучения и универсальных учебных действий, что
соответствует современному методическому аппарату ФГОС.
Учебник дополняется разнообразными видами диктантов и работой с текстами (анализ
содержания, нахождение изучаемых языковых единиц, составление устных и
письменных высказываний на основе прочитанного). Большинство уроков с тестовыми
заданиями. Предложенные материалы позволяют обеспечить эффективное изучение
русского языка и качественную подготовку к ГИА и ЕГЭ соответственно в 9 и 11
классах.
Горашова Н.Г.
Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: к учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык: 7 класс» / Н. Г. Горашова.- 3-е изд., перераб. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. -413, с. (Серия «Учебно-методический комплект»).
Урок 1.
Русский язык как развивающееся явление ……………………………………….....8
Урок 2.
Синтаксис. Синтаксический разбор ………………………………………………..10
Урок 3.
Пунктуация. Пунктуационный разбор ……………………………………………. 12
Урок 4.
Лексика и фразеология ……………………………………………………………...13
Урок 5.
Лексика и фразеология ……………………………………………………………...15
Урок 6.
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова …………………………...18
Урок 7.
Фонетика и орфография …………………………………………………………….20
Урок 8.
Словообразование и орфография …………………………………………………..21
Урок 9.
Морфемный и словообразовательный разбор. ……………………………………23
Урок 10
. Морфология и орфография.
Морфологический разбор слова ………………………………………………….25
Урок 11.
Морфология и орфография ………………………………………………………..26
Урок 12
. Морфология и орфография ………………………………………………………..28
Урок 13.
Контрольный диктант ……………………………………………………………...30
Урок 14.
Р/р. Текст …………………………………………………………………………...31
Урок 15.
Стили литературного языка ………………………………………………………32
Урок 16.
Подготовка к домашнему сочинению по картине
И. И. Бродского «Летний сад осенью» …………………………………………..34
Урок 17.
Причастие как часть речи …………………………………………………………35
Урок 18.
Морфологические признаки у причастий .
Признаки глагола у причастия …………………………………………………...37
Урок 19.
Морфологические признаки причастий. Признаки
прилагательного у причастия …………………………………………………….38
Урок 20.
Р/р. Публицистический стиль ……………………………………………………..41
Урок 21.
Склонение причастий и правописание гласных
в падежных окончаниях причастий ……………………………………………...42
Урок 22.
при причастном обороте ………………………………………………………….44
Урок 23.
Причастный оборот. Знаки препинания
при причастном обороте ………………………………………………………….45
Урок 24.
Р/р. Описание внешности человека ………………………………………………47
Урок 25.
«Портрет Милы» …………………………………………………………………..49
Урок 26.
Сочинение-описание по картине В. И. Хабарова
«Портрет Милы ……………………………………………………………………50
Урок 27.
Действительные и страдательные причастия …………………………………… 51
Урок 28.
Действительные причастия настоящего времени ………………………………. 53
Урок 29.
Действительные причастия прошедшего времени ………………………………54
Урок 30
. Страдательные причастия настоящего времени …………………………………56
Урок 31.
Страдательные причастия прошедшего времени ……………………………… 59
Урок 32
. Краткие страдательные причастия ………………………………………………. 61
Урок 33
. Гласные перед Н в полных и кратких
страдательных причастиях ………………………………………………………..63
Урок 34.
Одна и две буквы Н в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени.
Одна буква Н в отглагольных прилагательных ……………………………… 64
Урок 35.
Одна и две буквы Н в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени
и отглагольных прилагательных ……………………………………………….. 66
Урок 36.
Формирование орфографических умений и навыков
(урок-игра) ……………………………………………………………………….. 68
*Урок 36.
Отличие причастий от отглагольных прилагательных ………………………. 69
Урок 37.
Контрольный диктант ……………………………………………………………...72
Урок 38
. Работа над ошибками, допущенными в диктанте ……………………………... 73
Урок 39
. Морфологический разбор причастия ……………………………………………. 74
Урок 40.
Слитное и раздельное написание
НЕ с причастиями ……………………………………………………………….. 76
Урок 41.
Выборочное изложение по упр. 130 ……………………………………………. 77
Урок 42.
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени ……………………………… 78
Урок 43.
Повторение темы «Причастие» …………………………………………………. 80
Урок 44.
Повторение темы «Причастие …………………………………………………... 81
Урок 45.
Повторение темы «Причастие …………………………………………………... 83
*Урок 43.
Повторение, причастия …………………………………………………………. 85
*Урок44.
Переход причастий в прилагательные и существительные ……………………………………………………………… .86
*Урок 45.
Повторение причастия . Самостоятельная работа
по теме «Причастие» …………………………………………………………... 88
Урок 46.
Контрольный диктант по теме «Причастие» …………………………………… 89
Урок 47.
Работа над ошибками допущенными
в контрольном диктанте ………………………………………………………… 91
II четверть
Урок 48.
Деепричастие как часть речи ……………………………………………………. 92
Урок 49.
Морфологические признаки у деепричастия.
Признаки глагола и наречия у деепричастия …………………………………… 94
Урок 50.
Деепричастный оборот Запятые
при деепричастном обороте ……………………………………………………… 96
Урок 51.
Раздельное написание НЕ с деепричастиями ………………………………….. 98
Урок 52.
Деепричастия несовершенного вида ……………………………………………. 99
Урок 53
. Деепричастия совершенного вида ……………………………………………….101
Урок 54.
Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» ………………………………102
Урок 55.
Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь ………………………………..103
Урок 56.
Морфологический разбор деепричастия ………………………………………..103
Урок 57.
Повторение деепричастия ………………………………………………………..105
*Урок 57.
Повторение деепричастия ………………………………………………………106
Урок 58.
Контрольный диктант по теме «Деепричастие» ……………………………… 107
Урок 59
. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Тестирование ……………………………………………………………………..109
Урок 60.
Наречие как часть речи …………………………………………………………..111
Урок 61.
Смысловые группы наречий ……………………………………………………..112
Урок 62.
Смысловые группы наречий ……………………………………………………..114
Урок 63.
Способы образования наречий …………………………………………………..115
Урок 64.
Р/р. Сочинение по картине И. Попова «Первый снег» ………………………...118
Урок 65.
Сочинение по картине И. Попова «Первый снег ……………………………….119
Урок 66.
Степени сравнения наречий ……………………………………………………...119
Урок 67.
Степени сравнения наречий ……………………………………………………...121
Урок 68.
Морфологический разбор наречия ………………………………………………122
Урок 69.
Контрольный диктант по теме «Наречие» ……………………………………...124
Урок 70.
в контрольном диктанте …………………………………………………………125
Урок 71.
на -О и -Е …………………………………………………………………………126
Урок 72.
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями
на -О и -Е …………………………………………………………………………128
Урок 73.
Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ-
отрицательных наречий ………………………………………………………….129
Урок 74
. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ-
отрицательных наречий ………………………………………………………….131
Урок 75
. Изложение ………………………………………………………………………...132
*Урок 75.
Р/р. Сочинение-рассуждение по видимому тексту ……………………………133
Урок 76.
Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е ……………………………………...135
Урок 77.
Р/р. Описание действий …………………………………………………………..137
Урок 78
. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий ………………………………..138
Урок 79.
Буквы О и А на конце наречий …………………………………………………..140
Урок 80
. Буквы О и А на конце наречий …………………………………………………..141
Урок 81.
Р/р. Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья» ………………………….142
Урок 82.
Р/р. Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья» ………………………….144
III четверть
Урок 83
. Дефис между частями слова в наречиях ………………………………………...144
Урок 84.
Дефис между частями слова в наречиях ………………………………………...146
Урок 85.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях,
образованных от существительных прилагательных,
местоимений и количественных числительных …………………………………147
Урок 86.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях,
образованных от существительных, прилагательных,
числительных и местоимений …………………………………………………..149
Урок 87.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий ………………………………..150
Урок 88.
Повторение темы «Наречие» …………………………………………………….151
Урок 89.
Повторение темы «Наречие ……………………………………………………...152
Урок 90.
Повторение темы «Наречие ……………………………………………………...153
Урок 91.
Повторение темы «Наречие» …………………………………………………….155
Урок 92.
Контрольная работа по теме «Наречие» ………………………………………..156
Урок 93.
Работа над ошибками, допущенными
в контрольной работе ……………………………………………………………158
Урок 95.
Слова категории состояния ………………………………………………………161
Урок 96.
Морфологический разбор категории состояния ………………………………..162
Урок 97.
Р/р. Изложение (описание действия) ……………………………………………163
Урок 99.
Сочинение на Лингвистическую тему …………………………………………. 166
Урок 100.
Служебные части речи …………………………………………………………..167
Урок 101.
Предлог как часть речи …………………………………………………………168
Урок 102.
Употребление предлогов ………………………………………………………..170
Урок 103.
Непроизводные и производные предлоги ……………………………………..172
Урок 104.
Простые и составные предлоги ………………………………………………...173
Урок 105.
Морфологический разбор предлога ……………………………………………175
Урок 106.
«Детская спортивная школа» ……………………………………………………177
Урок 107.
Р/р. Сочинение по картине А. В. Сайкиной
«Детская спортивная школа ……………………………………………………..178
Урок 108.
предлогов …………………………………………………………………………179
Урок 109.
Слитное и раздельное написание производных
предлогов …………………………………………………………………………180
Урок 110.
Повторение темы «Предлог» …………………………………………………...181
Урок 111.
Повторение темы «Предлог» …………………………………………………...183
Урок 112.
Контрольный диктант по теме «Предлог» …………………………………….184
Урок 113.
Работа над ошибками, допущенными
в контрольном диктанте ……………………………………………………….185
Урок 114.
Союз как часть речи …………………………………………………………….186
Урок 115
. Простые и составные союзы ……………………………………………………187
Урок 116.
Сочинительные и подчинительные союзы …………………………………….188
Урок 117
. Запятая в сложном предложении ………………………………………………190
Урок 118.
Запятая в сложном предложении ………………………………………………192
Урок 119.
Сочинительные союзы ………………………………………………………….194
Урок 120.
Сочинительные союзы ………………………………………………………….195
Урок 121.
Подчинительные союзы ………………………………………………………...197
Урок 122.
Подчинительные союзы ………………………………………………………...199
Урок 123.
Морфологический разбор союза ……………………………………………….201
Урок 124.
Р/р. Сочинение «Книга - наш друг и советчик» …………………………….202
Урок 125
. Р/р. Сочинение «Книга - наш друг и советчик»
(по тексту упр. 343) …………………………………………………………….203
Урок 126.
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато ………………………...203
Урок 127.
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато ………………………...205
Урок 128.
Повторение темы «Союз» ……………………………………………………….207
Урок 129.
Повторение темы «Союз ………………………………………………………..208
Урок 130.
Контрольный диктант по теме «Союз» ………………………………………..210
Урок 131.
Работа над ошибками, допущенными в диктанте …………………………….211
Урок 132.
Частица как часть речи ………………………………………………………….211
IV
четверть
Урок 133.
Разряды частиц. Формообразующие частицы ………………………………...213
Урок 134.
Смысловые частицы …………………………………………………………….214
Урок 135.
Смысловые частицы …………………………………………………………….215
Урок 136.
Закрепление орфографических умений и навыков …………………………...217
Урок 137
. Р/р. Сочинение «Как мне стать чемпионом» ………………………………….218
Урок 138
. Раздельное и дефисное написание частиц …………………………………….219
Урок 139
. Раздельное и дефисное написание частиц …………………………………….220
Урок 140.
«Конец зимы. Полдень» ………………………………………………………..221
Урок 141.
Р/р. Сочинение по картине К. Ф. Юона
«Конец зимы. Полдень» …………………………………………………………222
Урок 142.
Морфологический разбор частиц ………………………………………………223
Урок 143.
Отрицательные частицы НЕ и НИ ……………………………………………..224
Урок 144.
Отрицательные частицы НЕ и НИ ……………………………………………..225
Урок 145.
Различение приставки НЕ- и частицы НЕ ……………………………………..226
Урок 146.
Различение приставки НЕ- и частицы НЕ ……………………………………..227
Урок 147.
Р/р. Сочинение по данному рассказу …………………………………………..228
Урок 148.
Частица ни
, приставка НИ, союз НИ-НИ …………………………………….229
Урок 149.
Повторение темы «Частица» …………………………………………………...230
Урок 150.
Повторение темы «Частица» …………………………………………………...232
Урок 151.
Повторение правописания служебных частей речи …………………………..236
Урок 152.
Контрольный диктант по теме «Частица» …………………………………….238
Урок 153.
Работа над ошибками, допущенными
в контрольном диктанте …………………………………………………………239
*Урок 153.
Повторение темы «Служебные части речи» …………………………………240
Урок 154.
Междометие как часть речи ……………………………………………………242
Урок 155.
Дефис в междометиях и знаки препинания
при междометиях ………………………………………………………………...243
Урок 156.
Урок-игра по теме «Междометие ………………………………………………244
Урок 157.
Контрольное изложение ………………………………………………………...245
Урок 158.
Контрольное изложение ………………………………………………………...247
Урок 159.
Повторение. Разделы науки о языке …………………………………………...247
Урок 160.
Повторение. Текст. Стили речи ………………………………………………...249
Урок 161.
Р/р. Рецензия на текст из книги Д. Тенмплтона
«Всемирные законы жизни» …………………………………………………...250
Урок 162
. Р/р. Рецензия на текст из книги Д. Тенмплтона
«Всемирные законы жизни» ………………………………………………….. 252
Урок 163
. Повторение. Фонетика и графика ……………………………………………...252
Урок 164
. Лексика и фразеология ………………………………………………………….254
Урок 165.
Повторение. Словообразование ………………………………………………..256
Урок 166.
Повторение. Мофология ………………………………………………………..258
Урок 167.
Повторение. Орфография ……………………………………………………….259
Урок 168.
Контрольный итоговый диктант ……………………………………………….260
Урок 169.
Повторение. Синтаксис, пунктуация …………………………………………..261
Урок 170.
Итоговое тестирование за курс русского языка
седьмого класса …………………………………………………………………262
Тематическое планирование
7 класс. 5 часов в неделю (170 часов)
№
|
Содержание
|
Кол-во часов
по теме
|
1 ЧЕТВЕРТЬ (47 уроков)
|
1
|
Русский язык как развивающееся явление
|
1
|
Повторение изученного в 5-6 классах (12 + 3)
|
2
|
Синтаксис. Синтаксический разбор
|
1
|
3
|
Пунктуация. Пунктуационный разбор
|
1
|
4, 5
|
Лексика и фразеология
|
2
|
6, 7
|
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова
|
2
|
8, 9
|
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
|
2
|
10, 11, 12
|
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
|
3
|
13
|
Контрольный диктант
|
1
|
14
|
Р/р. Текст
|
1
|
15
|
Р/р. Стили речи
|
1
|
16
|
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью»
|
1
|
Причастие (26+5)
|
17
|
Причастие как часть речи
|
1
|
18
|
Морфологические признаки у причастия. Признаки глагола у причастия
|
1
|
19
|
Признаки прилагательного у причастия
|
1
|
20
|
Р/р. Публицистический стиль
|
1
|
21
|
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
|
1
|
22, 23
|
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
|
2
|
24
|
|
1
|
25, 26
|
Р/р. Описание внешности человека
Сочинение по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы»
|
2
|
27, 28, 29, 30, 31
|
Действительные и страдательные причастия
|
5
|
32
|
Краткие причастия
|
1
|
33
|
Гласные перед н
в полных и кратких страдательных причастиях
|
1
|
34, 35
|
Одна и две буквы н
в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных
|
2
|
36
|
Формирование орфографических умений и навыков.
Урок-игра.
* Отличие причастий от глагольных прилагательных.
|
1
|
37
|
Контрольный диктант
|
1
|
38
|
|
1
|
39
|
Морфологический разбор причастия
|
1
|
40
|
Слитное и раздельное написание не
с причастиями.
|
1
|
41
|
Р/р. Выборочное изложение по упр. 130
|
1
|
42
|
Буквы е
и ё
после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
|
1
|
43, 44, 45,
|
Повторение темы «Причастие»
* Переход прич. в прилаг. и сущ.
* Самостоят. работа по теме «Причастие»
|
1, * 1,
1, * 1
|
46
|
Контрольный диктант по теме «Причастие»
|
1
|
47
|
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте
|
1
|
2 ЧЕТВЕРТЬ (35 уроков)
|
Деепричастие (10+2)
|
48
|
Деепричастие как часть речи
|
1
|
49
|
Морфологические признаки у деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия
|
1
|
50
|
Деепричастный оборот. 3пятые при деепричастном обороте
|
1
|
51
|
Раздельное написание не
с деепричастиями
|
1
|
52
|
Деепричастия несовершенного вида
|
1
|
53
|
Деепричастия совершенного вида
|
1
|
54, 55
|
Р/р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»
|
2
|
56
|
Морфологический разбор деепричастия
|
1
|
57
|
Повторение темы «Деепричастие»
|
1
|
58
|
Контрольный диктант по теме «Деепричастие»
|
1
|
59
|
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте
|
1
|
Наречие (28 + 6)
|
60
|
Наречие как часть речи
|
1
|
61, 62
|
Смысловые группы наречий
|
2
|
63
|
Способы образования наречий
|
1
|
64, 65
|
Р/р. Контрольное сочинение по картине И. Попова «Первый снег»
|
2
|
66, 67
|
Степени сравнения наречий
|
2
|
68
|
Морфологический разбор наречия
|
1
|
69
|
Контрольный диктант
|
1
|
70
|
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте
|
1
|
71, 72
|
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о
и -е
|
2
|
73, 74
|
Буквы е
и и
в приставках не
- и ни
- отрицательных наречий
|
2
|
75
|
Р/р. Изложение
* Р/р Сочинение-рассуждение по видимому тексту
|
1
|
76
|
Одна и две буквы н
в наречиях на –о
и -е
|
1
|
77
|
Р/р. Описание действий
|
1
|
78
|
Буквы о
и е
после шипящих на конце наречий
|
1
|
79, 80
|
Буквы о
и а
на конце наречий
|
2
|
81, 82
|
Р/р. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»
|
2
|
3 ЧЕТВЕРТЬ (50 уроков)
|
83, 84
|
Дефис между частями слова в наречиях
|
2
|
85, 86
|
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
|
2
|
87
|
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
|
1
|
88, 89, 90, 91
|
Повторение темы «Наречие»
|
4
|
92
|
Контрольная работа по теме «Наречие»
|
1
|
93
|
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе
|
1
|
Слово категории состояния (4 +2)
|
94, 95
|
Категория состояния как часть речи
|
2
|
96
|
Морфологический разбор категории состояния
|
1
|
97
|
Р/р. Изложение
|
1
|
98
|
Повторение темы «Категория состояния»
|
1
|
99
|
Р/р. Сочинение на лингвистическую тему
|
1
|
100
|
Служебные части речи
|
1
|
Предлог (11 +2)
|
101
|
Предлог как часть речи
|
1
|
102
|
Употребление предлогов
|
1
|
103
|
Непроизводные и производные предлоги
|
1
|
104
|
Простые и составные предлоги
|
1
|
105
|
Морфологический разбор предлога
|
1
|
106, 107
|
Р/р. Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа»
|
2
|
108, 109
|
Слитное и раздельное написание производных предлогов
|
2
|
110, 111
|
Повторение темы «Предлог»
|
2
|
112
|
Контрольный диктант по теме «Предлог»
|
1
|
113
|
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте
|
1
|
Союз (16+2)
|
114
|
Союз как часть речи
|
1
|
115
|
Простые и составные союзы
|
1
|
116
|
Союзы сочинительные и подчинительные
|
1
|
117, 118
|
Запятая в сложном предложении
|
2
|
119, 120
|
Сочинительные союзы
|
2
|
121, 122
|
Подчинительные союзы
|
2
|
123
|
Морфологический разбор союза
|
1
|
124, 125
|
Р/р. Сочинение-рассуждение
|
2
|
126, 127
|
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
|
2
|
128, 129
|
Повторениетемы«Союз»
|
2
|
130
|
Контрольный диктант по теме «Союз»
|
1
|
131
|
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте
|
1
|
Частица (18 + 4)
|
132
|
Частица как часть речи
|
1
|
4 ЧЕТВЕРТЬ (38 уроков)
|
133
|
Разряды частиц. Формообразующие частицы
|
1
|
134, 135, 136
|
Смысловые частицы
|
3
|
137
|
Р/р. Сочинение «Как мне стать чемпионом»
|
1
|
138, 139
|
Раздельное и дефисное написание частиц
|
2
|
140, 141
|
Р/р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
|
2
|
142
|
Морфологический разбор частиц
|
1
|
143, 144
|
Отрицательные частицы не
и ни
|
2
|
145, 146
|
Различение частицы и приставки не-
|
2
|
147
|
Сочинение-рассказ по данному сюжету
|
1
|
148
|
Частица ни,
приставка ни-,
союз ни-ни
|
1
|
149, 150
|
Повторение темы «Частица»
|
2
|
151
|
Повторение правописания служебных частей речи
|
1
|
152
|
Контрольный диктант по теме «Частица»
|
1
|
153
|
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте
* Повторение по теме «Служебные части речи» |
|
Разработка урока русского языка в 7 классе
по теме «Причастие как часть речи»
Тимофеева Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Раздел:
преподавание русского языка
Краткая аннотация урока:
Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи". Первый в системе уроков по теме "Причастие", реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Кулибабы И.И. Учебник: «Русский язык. 7 класс» под ред. М.Т.Баранова, Л.Т. Григорян, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости. Первоначальное закрепление проводится на основе текста.
Цель урока:
Образовательная: а) ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; б) показать отличительные и общие признаки причастия с другими частями речи; в) формировать умение различать причастия и прилагательные
Развивающая: а) развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; б) отрабатывать навык употребления правила на практике
Воспитательная: а) воспитывать речевую культуру учащихся; б) вызвать интерес к урокам русского языка.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока
Организационный момент
Цель: создание у учащихся рабочей настроенности, позволяющей мобилизовать имеющиеся знания по теме и применить их на практике.
2 .Языковая разминка
Посеяла муку, затеял ссору, построил небольшой шалаш, увидел неширокую речонку.
Не зависит от непогоды, волны плещутся, не упустишь ни минуты, встречаешь рассвет.
Деревянный балкон, подлинное искусство, юный герой, кожаный портфель, соловьиные трели, стеклянный вестибюль.
Выделить и объяснить орфограммы;
Составить схемы словосочетаний;
3 Объяснение нового материала
Возьмем теннисный мячик. Составим словосочетания «сущ. +прил.». предложения.
Что известно о прилагательных и глаголах частях речи?
Прочитайте отрывок из Н. В. Гоголя:
Если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой,
озаренной
свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже
стоящем
не столе, майской темной ночью,
глядящей
из сада сквозь
растворенное
окно… и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний!
Слова: ,
как и имена прилагательные, обозначают признаки предметов:
Комнатка
какая? – Комнатка,
озаренная
свечкой.
Ужин
какой? – Ужин,
стоящий
на столе.
Ночь
какая? – Ночь,
глядящая
из сада.
Окно
какое? –
Растворенное
окно.
В то же время эти слова обозначают и действия предметов и поэтому могут заменяться глаголами:
Комнатка,
озаренная
свечкой. - Комнатка, которую
озарила
свечка
Ужин,
стоящий
на столе. – Ужин, который
стоит
на столе.
Ночь,
глядящая
из сада. – Ночь, которая
глядит
из сада.
Растворенное
окно. – Окно, которое
растворили
.
Точнее, слова озаренная, стоящий, глядящий, растворенное
обозначают признаки предмета по действиям, т.е. такие признаки, которые создаются действием. Такие слова в грамматике называются причастиями.
Причастие
– это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой?
Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?
Причастие, в отличие от прилагательного, образуется не от существительного, а от глагола. Причастие, как и прилагательное, распространяет в предложении имя существительное.
Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее
), числам (летящий, летящие
) и падежам (летящий, летящего, летящему
и т. д.), т.е. склоняется.
Если прилагательное обозначает постоянный признак предмета (по цвету, запаху, форме, свойству и т.д.), то причастие - временнóй (настоящее и прошедшее время).
Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы – полную (какой? прочитанный
) и краткую (каков? прочитан
). Полные причастия обычно выполняют в предложении роль определения, а краткие – сказуемого.
Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который
+ глагол» (темнеющий лес
– лес, который темнеет
), от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя, можно лишь в некоторых случаях подобрать синоним (темный лес – мрачный
).
Синтаксическая минутка.
(произвести синтаксический разбор предложений)
Морозы не могут сковать бушующую водную стихию. (повеств., невоскл.. простое, двусоставн., распрастр.)
Эта книга прочитана мной.
Найдите причастие. Каким членом предложения является?
Составим вместе таблицу.
«Сравнительная характеристика прилагательного и причастия»
| Прилагательное
| Причастие
|
1. От какой части речи образуются?
| От имени существительного
| От глагола
|
2. На какие вопросы отвечают?
| Какой? Каков?
| Какой? Каков?
|
3. Что обозначают?
| Признак предмета по цвету, форме, запаху, свойству и т.д. (постоянный)
| Признак предмета по действию (временнóй: настоящее и прошедшее время)
|
4. Как изменяются?
|
| По родам, числам, падежам (склоняются)
|
5. Какие формы могут иметь?
| Полная, краткая
| Полная, краткая
|
6. Чем можем заменить?
| Синоним (иногда)
| Сочетание «местоимение который
+глагол»
|
7. Какими членами предложения могут быть?
| Определение, сказуемое
| Определение, сказуемое
|
8. Какую часть речи распространяют в предложении?
| Существительное
| Существительное
|
IV. Обучение школьников применению на практике полученных знаний.
Цель этапа: запоминание новых сведений, воспроизведение усвоенного, усвоение алгоритма применения знаний на практике.
Воспроизведение правила учащимися (по таблице), материал учебника.
Причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам "сопричастно" (как имени прилагательному, так и глаголу).
V. Формирование умений и навыков.
Цель этапа: закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми навыками.
1. Задание № 1(выполняется в тетрадях)
Запишите в первый столбик прилагательные, во второй – причастия; подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.
Темный, темнеющий; синий, синеющий; горящее, горячее; желтая, желтеющая; колющий, колючий; шумный, шумящий; ползущее, ползучее; горячее, горящее; текущая, текучая; спеющая, спелая; дремучий, дремлющий.
2. Задание № 2 «Тест»
Задание теста представлено на интерактивной доске; ответы учащиеся фиксируют на листочках.
1 вариант
А) висящая лампа Г) зеленеющая рожь
Б) висячая лампа Д) летучая мышь
В) летящая птица Е) зеленый дуб
А) нарастающий шум Г) растаявший снег
Б) пожелтевшие листья Д) низкие облака
В) высохшая трава Е) желтая рожь
2 вариант
1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»
А) читающий мальчик Г) скошенная трава
Б) читальный зал Д) каменный дом
В) созревающие зерна Е) поющие птицы
2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»
А) пахучее молоко Г) смотревший вперед
Б) пахнувшее белье Д) мелкий брод
В) спеющая ягода Е) орудийные залпы
VI. Обобщение.
Цель этапа: обобщение по теме урока.
Учитель задает вопросы по теме, учитывая все правила, которые были применены в ходе выполнения упражнений.
VII. Подведение итогов урока.
Цель этапа: дать оценку деятельности учащихся.
VIII. Консультация по домашнему заданию.
Цель этапа: проконсультировать учащихся по выполнению домашнего задания.
Параграф учебника, материал таблицы - составить связный рассказ о причастии.
Литература:
1.Русский язык. 7 класс.М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение.- 2008
2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс.-М.: ВАКО, 2008