Основные методы обучения грамоте в начальной школе. Методы и приемы обучения грамоте на уроках в начальной школе по умк "школа россии". Методика обучения грамоте в начальной школе Горецкого

Обучение русскому языку в начальной школе

1. Методика обучения грамоте

Задание 1. Составьте библиографический список по проблеме «Актуальные вопросы методики обучения грамоте»

2. Бородкина Г.В. Учиться будет легче, если... // Начальная школа: плюс-минус. - 2002. - № 4.

3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. - М., 1993ю

4. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Что значит - учить читать // Начальная школа - 1998 - № 3.

5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. // Начальная школа. - 1990. - №8.

6. Игры по обучению грамоте и чтению. - М., 2005.

7. Козырева Л.М. Развитие речи. - Ярославль, 2002.

8. Кузнецова И.В. Опыт проведения интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности» по Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 4.

9. Куревина О.А. Наш эксперимент - образованию // Начальная школа: плюс-минус. - 2002. - № 4.

10. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика. // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М, 1996.

11. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 6.

12. Наш опыт - студентам и учителям. // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 4.

13. Пичугин С.С. Интеграция учебно-воспитательного процесса в начальных классах Образовательной системы «Школа 2100» // Начальная школа: плюс-минус. - 2002. - № 2.

14. Поливанова Н.И., Ермакова И.В., Ривина И.В. Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках по системе «Школа 2100» //Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 12.

15. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. - М., 1992.

16. Современные проблемы модернизации образования и Образовательная система «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. - 2003.-№ 8.

18. Столовичева Е.Ф. Из опыта работы по безотметочному обучению. Интегрированные уроки из опыта работы учителей гимназии № 1, г. Усть-Илимск // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - № 12.

19. Филиппова Л.А.. Сложный путь от традиционного обучения к проблемному (организация методической работы в начальных классах) // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 8.

20. Шипулина И.А. Базовая модель урока, направленная на развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 8.

Задание 2. С помощью соответствующих цитат из раздела «Методика обучения грамоте» (М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская) точно ответить на вопросы:

1. Назовите основной принцип, лежащий в основе чтения и письма и усваиваемый учениками в период обучения грамоте.

В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств.

По этой же причине задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности, и на создание базы для дальнейшего продуктивного обучения родному языку.

2. В чем состоит проблема слогоделения.

Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами ее выражения (грамматикой, знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая таким образом собственный дошкольный опыт пользования языковой системой.

3. Каковы основные моменты в изучении звуков?

При освоении детьми устной и письменной речи косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Основной способ усвоения - самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объем материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа. Поэтому к содержанию программы по развитию речевой деятельности, обозначенному в период обучения грамоте, следует возвращаться и на последующих этапах в соответствии с возникшей речевой ситуацией. Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционных мен.

Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками позиционных мен звуков - основу способа чтения и письма. Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные. В этот период дети на коротких, простых по составу словах осваивают способ чтения и письма, наблюдают букву "И" как показатель мягкости согласных. Затем изучаются все парные согласные по глухости - звонкости и, наконец, когда у детей появляется достаточный опыт фонетического анализа слов и их чтения, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы, непарные глухие согласные, мягкий и твердый знаки.

Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих, отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв Ч и Щ с другими согласными, кроме Л, и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую систему языка.

4. Какие особенности механизма первоначального чтения необходимо учитывать при обучении грамоте?

Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для ускоренного формирования навыков чтения и письма.

5. В чем состоит значение прочтения слов в «столбиках»?

Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы "Фонетика", ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, морфологии и словообразования. Их основная цель в этот период - способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма. К ее достижению приводят следующие линии работы:

Первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звуко-буквенному составу;

Начальное наблюдение детьми трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного, или исторического.

В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов и форм слов, понятие "корень", сравниваются слова с проверяемыми написаниями в корне (нора - норы, снег - снега) с написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши, же, ше); наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение предложений, различающихся по цели высказывания и интонации, сравнение использования других средств, выражающих смысл предложения: форм слов, служебных слов, порядка слов, интонации.

6. Сформулируйте задачи чтения и разбора текстов в период обучения грамоте.

Задачи периода обучения грамоте:

Расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;

Активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками; развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;

Развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку (слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации; фонематического слуха; систем: глаз-рука, ухо-рука; способности перекодировать; быстро просматривать и проговаривать последовательность каких-либо знаков).

Задание 3. Составьте тезисы статьи В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению»

Учебники и технология обучения должны сделать процесс обучения психологически комфортным, помочь ребёнку полностью реализовать себя. Нормативное чтение в начальной школе 1 класс - 25-30 слов в минуту (в конце второго полугодия);

2 класс - 40-50 слов в минуту (в конце второго полугодия);

3 класс - 65-75 слов в минуту (в конце второго полугодия);

4 класс - 85-95 слов в минуту (в конце второго полугодия). не обеспечивает успешной учёбы в среднем и старшем звене, необходим уровень оптимального чтения. Оптимальное чтение (по В. Н. Зайцеву) это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту [Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. // Начальная школа - 1990 - № 8. - С. 42]. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. В. Н. Зайцев предлагает свои резервы обучения чтению, которые хорошо известны и активно используются учителями. Это ежеурочные пятиминутки чтения, жужжащее чтение, зрительные диктанты, режим щадящего чтения, чтение в темпе скороговорки, самозамер скорости чтения.

Задание 4. Составьте аннотацию статьи Т.В.Лагутиной «От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения»

В журнале «Начальная школа» за 1994 год вышла статья Т.В.Лагутиной «От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения». Автор статьи рассматривает вопросы чтения. Сделать его более производительным, продуктивным - задача современного учителя. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов начальных, и средних, и старших классов, так как чтение - один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах.

Т.В.Лагутина говорит о том, что необходимо использовать в своей работе технологию обучения оптимальному чтению. Одним из главных ее достоинств является то, что она, помогая учащемуся преодолевать трудности с чтением и развитием речи, позволяет с помощью самозамеров и контрольных срезов диагностировать и индивидуально отслеживать развитие личности каждого ребенка. Комплекс технологических приемов помогает регулировать дыхание при чтении, развивать артикуляцию, речевой аппарат, внимание, волевые качества, расширять поле зрения, переключаться с одного вида деятельности на другой, повышать интеллект учащихся. Автор приходит к выводу, что частая смена видов деятельности на уроке - залог активизации познавательных интересов учащихся.

Задание 5. По теме «Использование разных видов фонетического разбора на уроках обучения грамоте» составьте тематический конспект 2 - 3 статей.

1. Фонетический разбор на уроках русского языка в начальной школе // Обучение по системе Л.В.Занкова. - М., 2003.

Обучая русскому языку в начальной школе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова необходимо содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к знаниям по русскому языку, развивать их языковое чутье, умение наблюдать факты речи, способность анализировать языковые явления. В решении этих задач огромное значение имеют разные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объему и способу выполнения. В число видов разбора включается и фонетический разбор. С этим видом работы над словом учащиеся встречаются с первых дней обучения в школе. (Так понятие о звуках речи дается еще в добуквенный период).

Дидактический материал, предлагаемый для наблюдения за языковыми явлениями в учебниках А. В. Поляковой ("Русский язык " 1,2, 3 классы.), Н.В.Нечаевой ("Букварь") позволяет работать над фонетическим составом слова в течение всего курса русского языка в начальных классах. В зависимости от цели и задач урока разбор может быть устным или письменным, полным или частичным.

Особенности методики развивающего обучения позволяют при возможности двоякого толкования того или иного факта речи не добиваться его однозначной характеристики. Конкретные примеры, допускающие вариативность ответов при фонетическом разборе: постановка ударения, особенности произношения (литературное и разговорное, диалектные особенности) и др. Важно, чтобы ученики смогли аргументировано обосновать свое мнение, показать свое понимание языкового явления. Необходимо, чтобы ребята, зная порядок разбора, отмечали в ходе разбора почему они оценивают анализируемый факт так или иначе, тогда анализ будет содействовать развитию связной научной речи, развивать мышление.

Порядок фонетического разбора.

1 этап. Постановка ударения. Деление на слоги.

2 этап. Гласные звуки.

3 этап. Согласные звуки.

4 этап. Количество звуков и букв.

В начальной школе целесообразно применение частичного фонетического разбора, позволяющего акцентировать внимание учащихся на минимуме теоретических знаний, который служит базой для формирования прочных фонетических умений и навыков. Поэтапный фонетический разбор в начальной школе даст богатый материал для проведения полного фонетического разбора в дальнейшем (в среднем и старшем звене).

2. П.С. Жедек Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. - М., С. 81 - 87.

Основные способы ведения фонетической работы - наблюдение над артикуляцией звуков, предъявление приема протяжного или усиленного произнесения звука, выполнение действия по образцу, фонетический опыт (эксперимент), моделирование, фонетическое конструирование. Названные приемы должны помогать привлечению внимания детей к звукам речи как к предмету анализа и развитию способности их слышать, т.е. выделять из общего потока и определять характер. В дальнейшем, на следующих уроках, различные виды заданий по звуковому анализу слов призваны помочь первоклассникам накопить фонетический опыт и отточить фонетические умения. В основе фонетической работы на всем протяжении обучения должны лежать собственные действия ученика со звучащим словом. Главная рекомендация учителя: «скажи и послушай слово». Приемы протяжного или усиленного произнесения звуков, фонетический эксперимент («попробуем...»), сопоставление звуков и т.п. -- это приемы, облегчающие обучение, помогающие маленькому школьнику обрести свой опыт.

Задание 6. Представьте описание 8 - 10 видов заданий, упражнений с букварной иллюстрацией.

1. Артикуляционная разминка.

На доске: Дед Данила делил дыню:

Дольку - Дине, Дольку - Диме,

1) чтение хором

2) чтение по рядам с нужной интонацией

Сколько раз встретилась буква Д, которая обозначает мягкий звук?

Сколько раз - твердый?

В каких словах букв больше, чем звуков?

2. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения

а) Чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот:

ецнлос ансев цясем

б) Чтение наложенных друг на друга слов:

в) Чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

г) чтение по таблице - треугольнику.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги).

3. Ролевое чтение.

Любимый у учащихся вид чтения - ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово».

«Игра в прятки»: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий. «Мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.

Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Методика обогащения словаря первоклассников именами существительными в период обучения грамоте

Методика обучения письму глухих детей

2.1 Современный метод обучения грамоте в школе глухих (подготовительный класс) Задачей этого раздела является формирование у глухих учащихся первоначальных умений чтения и письма, то есть, по существу, речь идёт об овладении письменной речью...

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом...

Подготовка дошкольников к обучению грамоте

Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи...

Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых детей

Изучению чтения и письма, подготовке детей к овладению грамотой посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований. Анализируя данные вопросы с позиций разных наук...

Средства наглядности делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую. Средства зрительной наглядности. Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки...

Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте

Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте

Анализ проведенного исследования показал следующее. По результатам наблюдения за детьми во время урока было выявлено следующее. Тема урока - «Разделительный Ъ»...

Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте

речь обучение нарушение интеллект Современная методика и организация обучения грамоте комплексны: на материале букваря и системы средств обучения происходит нравственное и эстетическое воспитание и развитие учащихся...

Роль дидактической игры в период обучения грамоте

Учебно-познавательная деятельность является, как известно, ведущим видом деятельности младшего школьника. Основным условием, способствующим формированию активной познавательной позиции, является гуманистический, творческий, позитивный...

Роль дидактической игры в период обучения грамоте

В ходе исследования мы попытались применить теоретические знания на практике. Осуществили подбор дидактических игр в соответствии с возрастом учащихся, темами, изучаемыми в период обучения грамоте (звук-буква, гласные-согласные звуки, слог и т...

Родители которые хотят чтобы их ребенок научился читать, должны помнить об особенностях поэтапного формирования навыка. Научится читать далеко не просто. Но в этом не простом деле, вам хорошо поможет игра, разные игровые упражнения по обучению чтению.

Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического развития. Обучение и воспитание в 1 классе школы предъявляют детям ряд требований не только к запасу знаний, но и к поведению, личному отношению к новому образу жизни, к новым обязанностям и взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками ручного труда.

С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте - это формирование нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона. Большое место отводится развитию фонематического слуха детей, т. е. умения различать в звуковом потоке отдельные слова, составлять из звуков слоги и слова.

Обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом, который слагается из двух взаимосвязанный процессов – анализа и синтеза.

Основные задачи периода обучения грамоте:
  • научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;
  • расширить кругозор детей;
  • активизировать внутреннюю и внешнюю (устную и письменную)речь;
  • развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению;
  • развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму.

Навыки чтения и письма - это речевые навыки, так же как и чтение и письмо - виды речевой деятельности человека. И навык чтения, и навык письма формируются в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности - с устными высказываниями, со слушанием - слуховым восприятием чужой речи, с внутренней речью. Речевая деятельность человека невозможна и теряет всякий смысл без потребности (мотива); она невозможна без ясного понимания содержания речи говорящим или слушающим. Являясь реальностью мысли, речь по своему существу противоположна всему тому, что удовлетворяется механическим запоминанием, заучиванием.

Следовательно, и обучение элементарному чтению и письму (обучение грамоте), и развитие этих умений должно строиться так, чтобы деятельность школьников была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными детям.

Период обучения грамоте состоит из нескольких периодов:

1. Добуквенный период.

Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах.

На данном этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы

В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

2. Буквенный период.

В буквенный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.

  • Обучение грамоте - это составная часть непрерывного курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления (линии) развития детей в рамках предмета "русский язык", которые реализуются на доступном для детей уровне
  • овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения;
  • расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
  • овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
  • овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
  • приобретение и систематизация знаний о русском языке;
  • раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
  • формирование у детей чувства языка.

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

Период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию.

Конечно, детьми должна быть осознана и далекая цель - «научиться читать»; но совершенно необходима и ближайшая цель: прочитать отгадку к загадке; узнать, что написано под картинкой; прочесть слово, чтобы тебя услышали товарищи; узнать букву, чтобы прочесть слово (остальные буквы известны); записать слово по наблюдениям, по картине, отгадку к загадке и т. д.

Но нельзя забывать, что для младших школьников мотивы могут присутствовать и в самом процессе деятельности. Так, А. Н. Леонтьев писал: «У ребенка, играющего в кубики, мотив игры лежит не в том, чтобы сделать постройку, а в том, чтобы делать ее, т. е. в содержании самого действия». Это сказано о дошкольнике, но младший школьник еще мало отличается в этом отношении от дошкольника, методика должна предусмотреть мотивы и в процессе чтения и письму, а не только в их перспективе.

Понимание читаемого и того, что дети пишут,- это тоже важнейшее условие успешного обучения грамоте. При письме понимание, осознание смысла предшествует действию, при чтении оно выводится из действия чтения.

Поэтому обучение грамоте предполагает разнообразные виды речевой и мыслительной деятельности: живые беседы, рассказы, наблюдения, отгадывание загадок, пересказ, декламацию, воспроизведение звукозаписи.

В наше время чтение и письмо не являются чем-то особенным, доступным лишь избранным, как считалось столетие тому назад. И чтение и письмо стали неотъемлемыми навыками каждого человека, и удивление вызывает тот, кто не умеет читать или писать. Поэтому очень важно, чтобы школьник с первых дней в I классе почувствовал естественность овладения грамотой, проникся уверенностью в успехе. К. Д. Ушинский писал о детях, которые месяцами молчат на уроках; теперь таких детей нет. Но многим детям все-таки приходится преодолевать некий «психологический барьер» на пути к навыку чтения: чтение и письмо представляется им чем-то очень трудным. На уроках обучения грамоте должна царить оптимистическая, бодрая атмосфера, исключающая подавление, унижение тех, кто еще не читает. Не случайно в первой четверти первого года обучения запрещено ставить учащимся оценки.

Обучение грамоте – авторы

При выборе школы перед родителями стоит непростая задача, разобраться в современных образовательных программах для начальных классов. Иметь выбор всегда приятно, но именно это разнообразие образовательных систем зачастую ставит нас в тупик.

В отличие от советского времени, когда все учились по одним учебникам, теперь у учителей и родителей есть выбор, каким именно образом ребёнок получит все необходимые знания. И зависеть это будет от той системы обучения, по которой будет учиться школьник в начальных классах.

Что делать, когда рядом с домом находится несколько школ, и все они обучаются по разным программам. Даже в рамках одной школы, и то учителя начальных классов занимаются по разным программам, методикам.

В настоящее время одновременно существует несколько образовательных систем, отвечающих требованиям ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов). У каждой из них есть свои особенности, но в целом системы делятся на традиционные и развивающие.

Большинство школ выбирают традиционные программы обучения, такие как "Школа России", "Начальная школа XXI века", "Школа 2010", "Гармония", "Перспективная начальная школа", "Классическая начальная школа", "Планета знаний", "Перспектива".

Но надо быть готовым и к тому, что, вашему ребёнку предложат учиться по развивающим программам Л. В. Занкова или Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Обучение детей

ФГОС
  • Лучше всего для этой цели подойдет методика Марии Монтессори.

Особенности уроков обучения грамоте в классах с разной подготовкой учащихся.

Г.Н.Нуретдинова, преподаватель русского языка и литературы высшей кв. категории ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж им. Г.Тукая»

В 1 класс поступает много детей, уже читающих или хорошо подготовленых к овладению чтением. Поэтому каждый учитель прежде всего знакомится с составом своего класса: изучить, читает ли каждый ученик и как читает (целыми словами, по слогам быстро, по слогам медленно, по буквам быстро, начинает читать по буквам, читает отдельные слова, не читает совсем). Учитель знакомится также с недочётами речи и восприятия звуков речи, которые чаще всего обнаруживаются у детей, поступивших в школу с очень слабой подготовкой.

К моменту поступления в школу обычно большинство детей уже владеют речью, различают звуки в словах и обычно не смешивают их, если они близки по звучанию (например, в словах почка и бочка ). С самого начала обучения ребёнок выделяет отдельные звуки в словах (если показать ему на примере, что такое звук и как его выделить), он может назвать по порядку звуки в простых словах, например в таких, как ус, ум, ух, ау; некоторые дети после однократного показа называют звуки по порядку в более сложных для анализа словах, как, например , шар, луна, кот , обнаруживают полную готовность к анализу звуковой структуры слов и к овладению чтением.Задача обучения грамоте состоит в том, чтобы упорядочить первичные, сложившиеся до школы, представления о звуках слова, привести их в систему (гласные, согласные – твёрдые, мягкие) и на этой основе научить записывать слова печатными и письменными буквами и правильно их читать. У поступивших читающими совершенствовать звуковые представления и умение читать.

Вместе с тем в школу поступают и слабо подготовленные дети, у которых отмечается несовершенство произношения и особенно часто недостатки в восприятии близких звуков (некоторых гласных согласных ш-ж, с-ш, ч-щ) , а также затруднения в установлении последовательности звуков в словах. Исправление недостатков речи нужно вести на протяжении всего обучения, тем более что многие из них влияют на успешность овладения грамотой.

Материал для обучения тению нужно подбирать таким образом, чтобы он соответствовал общей теме урока (обычно - странице букваря), но распределялся бы по возможностям каждого ученика (читающего и начинающего читать). Этот принцип подбора материала относится и к демонстрационным таблицам, и к раздаточному материалу, и к книгам по чтению (букварь). Работа по всем этим материалам строится таким образом, чтобы обеспечить согласованную деятельность учащихся на уроке и развивать навык чтения у каждого ученика в соответствии с его подготовкой. При этом слабее подготовленные учащиеся имеют перед собой ближайший перспективный материал чтения, которым они начинают пользоваться, как только это становится для них возможным.

Включение перспективного происходит по принципу обобщения основного способа чтения согласных с гласными в прямых слогах: если дети научились читать первые согласные с группой глассных а, у, ы, о. и, то они легко переносят этот способ на чтение со всеми последующими согласными, буквенное обозначение и звучание которых им известно. Как только дети научаться читать слова с гласными я, ю, таким же образом обозначающими мягкость согласных. В этом случае происходит закономерное обобщение способа чтения слогов со всеми гласными, обозначающими мягкость согласных.

Учащимся предлагаются тексты, в которых комбинирован материал для начинающих и хорошо читающих. Создаётся наглядная перспектива продвижения для каждого ученика. Например, вариант букварного материала содержит текст: «Нам хорошо. У нас шары и флажки! Мы кричали «Ура! Ура!» Слова флажок, кричали содержат звуки ф, ж,кь,ч, которые учащиеся ещё не изучали по букварю, но они знают буквы ф, ж,к,ч и умеют читать другие согласные с гласными а, у, ы, о, и. Поэтому слова, предназначенные для чтения хорошо читающим, прочитывают большинство начинающих. Постоянное включение небольшого по объёму перспективного материала расширяет возможности чтения у учащихся, которые к этому способны. Слабо подготовленные учащиеся вовлекаются в эту работу на доступном для них материале, читая не только букварь, а варианты букварных страниц. Это обеспечивает развитие у них сознательного чтения, тогда как, читая страницы букваря несколько раз, они могут механически их запоминать, а это тормозит формирование навыка чтения.

На каждом уроке учащиеся получают задания для самостоятельной работы. Самостоятельные задания постепенно усложняются для всех групп учащихся. Начинающие, хорошо овладевшие чтением, получают всё более сложные тексты, которые стали для них доступными. По уровню чтения они догоняют тех, кто поступил в школу хорошо читающим. Коллективная работа по общей теме, составление слов, в котором участвуют совместно все группы учащихся, логические упражнения, чтение разного рода вариантов и таблиц – всё это приводит к быстрому продвижению всех первоклассников в чтении, а также благоприятно влияет на их общее развитие.

Литература.

1. «Методика преподавания русского языка в начальных классах» М.Р.Львов, В.Г.Горецкий,О.В.Сосновская, 2002г.;

2. «Рсский язык в начальных классах. Теория и практика обучения.» М.С.Соловейчик, 2000г,;

3. «Методика обучения русскому языку в начальных классах» Т.Г.Рамзаева, 1979г.


Лекция

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (методика обучения чтению)

ПЛАН.

            Лингвистические основы обучения грамоте.

            Этапы обучения грамоте.

            Подготовительный этап обучения грамоте.

            Основной этап обучения грамоте.

            Анализ и синтез - основные виды работы на уроке.

            Конспекты уроков (2 примера для сравнения)

            Диагностика уровня подготовки первоклассников к обучению грамоте.

            Оценка результатов обучения грамоте (требования ФГОС НОО).

1. Лингвистические основы методики обучения грамоте

Звуковой строй русского языка и его графика

Русское письмо - звуковое, точнее, фонемное (фонематическое). Это значит, что каждому основному звуку речи, или каждой фонеме, в графической системе языка соответствует свой знак - своя графема.

Методика обучения грамоте, ориентируя учащихся и учителя на звуки, учитывает особенности русской фонетической системы.

Очень важно для обучения грамоте, какие звуковые единицы в русском языке выполняют смыслоразличительную функцию (т. е. являются фонемами, «основными звуками»), а какие такой функции не выполняют (варианты «основных звуков» - фонемы в слабых позициях).

В русском языке 6 гласных фонем: а, о, у, ы, и, э - и 37 согласных фонем: твердые п, б, м, ф, в, т, д, с, з, л, н, ш, ж, р, г, к, х, ц, мягкие п", б", м", ф", е", иг", д", с", з", л", н", р", долгий ш", долгий ж", ч, и. Фонемы г, к, х выступают в своих мягких вариантах лишь перед гласными е, и. Сильные позиции для гласных фонем - стоят под ударением, сильные позиции для согласных фонем (кроме и) - находятся перед гласными а, о, у, и (для парных по звонкости-глухости и по твердости-мягкости имеются дополнительные случаи, которые изложены в учебнике «Современный русский язык»). Фонема и перед ударными гласными стоит "В сильной позиции, в остальных случаях она выступает в слабой позиции (так называемый неслоговой и: мой - мой).

В слабых позициях фонемы выступают как варианты, звучащие недостаточно отчетливо (вода - о? а?) или переходящие в противоположный по парности (мороз - на конце с). Нетрудно убедиться, что фонем, выступающих в слабых позициях, т. е. звучащих неясно, неотчетливо, в речи встречается весьма много, и это не может не учитываться в обучении грамоте.

В современной школе принят звуковой метод обучения грамоте. Школьники выделяют звуки, их анализируют, синтезируют и на этой основе усваивают буквы и весь процесс чтения. В этой работе нужно учитывать особенности русской графической системы, особенности обозначения звуков на письме. Наиболее важны для методики обучения грамоте следующие особенности графической системы русского языка:

1. В основе русской графики лежит слоговой принцип. Он состоит в том, что отдельно взятая буква (графема), как правило, не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующих букв. Например, мы не можем прочесть букву л, так как, не видя следующей буквы, не знаем, твердый это л или мягкий; но две буквы ли или лу мы прочитываем безошибочно: в первом случае л мягкий, во втором - л твердый.

Если мы видим букву с, то нам кажется, что ее нужно читать либо как с твердый, либо как с мягкий. Но бывают случаи, когда с надо читать как ш - сшил; как щ - считать; как ц - мыться.

Букву я, взятую отдельно, мы прочтем как йа (два звука); но в сочетании с предшествующим мягким согласным мы ее прочтем как а: мяч, ряд.

Поскольку в русском языке звуковое содержание буквы обнаруживается лишь в сочетании с другими буквами, то, следовательно, побуквенное чтение невозможно, оно постоянно приводило бы к ошибкам в чтении и к необходимости исправлений. Поэтому в обучении грамоте принят принцип слогового (позиционного) чтения. С самого начала чтения школьники ориентируются на слог, как на единицу чтения. Те дети, которые получили навык побуквенного чтения в результате домашнего обучения, в школе переучиваются.

Конечно, не всегда удается сразу добиться прочтения слов в соответствии с нормами русской орфоэпии. Так, слова его, что, синего дети не сразу научаются читать как [эво], [што], [с"иньвъ]. В таких, сравнительно трудных случаях рекомендуется двоякое прочтение: «орфографическое», а затем - орфоэпическое.

В особо трудных случаях разрешается даже побуквенное прочтение,- например, если встречается совсем незнакомое слово. Однако вслед за ним должно следовать слоговое чтение и чтение целым словом.

2. Большинство русских согласных букв б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х бывают и твердыми и мягкими и обозначают два звука: рама, река.

Буквы ч, щ однозначны: они обозначают всегда мягкие звуки, а буквы ц, ш, ж - всегда твердые звуки.

Эти особенности учитываются в методике: дети сначала знакомятся лишь с твердыми согласными, а позже - с мягкими. Звуки ч, щ, ц, ж изучаются на сравнительно поздних этапах обучения грамоте1.

3. Звук б (среднеязычный, всегда мягкий согласный) обозначается не только буквой и, но также буквами ё, я, е, ю, когда они стоят в абсолютном начале слова (ёлка - [йол]ка, Яша - [йа]-ша), после гласных в середине слова (моя - мо[йа], поехали - по[йэ]хали) и после ъ или ъ (вьюн - [в"дун], подъезд- подэ]зд).

Йотированные гласные е, я, ё, ю читаются на сравнительно поздних этапах обучения грамоте2, и дети усваивают их чтение больше по догадке, чем на основе теории. Они узнают эти буквы и как е], [|а], [р], у], и как э, а, о, у после мягких согласных (без транскрипции, разумеется).

4. Мягкость согласных обозначается в русской графике несколькими способами: во-первых, ь (угол - уголь), во-вторых, последующими гласными и, е, я, ё, ю (липа, Лена, мягкий, лён, Люба - [л"и]па, [Л"э]на, [м"а]гкий, [л"он], [Л"у]ба); в-третьих, последующими мягкими согласными: [п"эс"н"ь]. С первыми двумя способами обозначения мягкости согласных первоклассники знакомятся без теории, практически; третий не затрагивается вовсе.

При слоговом чтении различение мягких и твердых согласных не вызывает у учащихся затруднений. Наиболее трудный случай - с мягким согласным на конце слова: кон - конь, угол - уголь, а также внутри слова: вал - вял, мал - мял, ложа - лёжа и т. п. Для усвоения мягких согласных, в отличие от твердых, используется сопоставительное чтение и разъяснение значения слов, различающихся только мягкостью или твердостью одного согласного (случаи, когда твердость-мягкость выступает в смыслоразличительной функции).

5. Звуки русского языка в словах стоят в сильных и слабых позициях. Так, для гласных сильная позиция - под ударением, слабая позиция - безударная. Независимо от сильной или слабой позиции, звук (точнее, фонема) обозначается одной и той же буквой. Несовпадение звука и буквы в слабых позициях необходимо учитывать в методике: на первых порах стараются избегать слов с безударными гласными, с звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова - вводят эти орфографические трудности постепенно, сопоставляя слабые позиций с сильными (мороз - морозы, дома - дом).

6. Серьезную трудность для детей представляет многовариантность звуков. Выделяя звуки из слова, мы никогда не получаем точно такого звука, какой был в слове. Он только приблизительно похож на звук в слове, где на него влияют последующие и предыдущие звуки (ша, шо, шу).

Ребенок должен уловить общее в звучании всех вариантов одного и того же звука. Для этого подбираются слова с изучаемым звуком, чтобы он стоял в разных позициях и сочетаниях с другими звуками (шалаш, хорошо, шум).

При обучении грамоте следует по возможности избегать звукобуквенного анализа таких слов, где действует закон абсолютного конца слова (гвоздь - гость, груздь - грусть и т. п.), закон ассимиляции по звонкости-глухости согласных (сжать - [жа]ть, счет - [що]т, позже - по[же] и т. п.), где происходит упрощение сочетаний согласных, или есть непроизносимые согласные (грустный - «грусный», сердце - «серце», солнце - «сонце» и т. п.). С такими явлениями русской фонетики дети познакомятся позднее; например, с непроизносимыми согласными - во II классе.

7. Не следует забывать, что все буквы русского алфавита используются в четырех вариантах: печатные и письменные, заглавные и строчные.

Первоклассники усваивают заглавные буквы как «сигнал» начала предложения и как признак имен собственных (простейшие случаи). Заглавные буквы отличаются от строчных не только размерами, но часто и начертанием.

Для нормального чтения необходимо усвоить и некоторые пунктограммы - точку, вопросительный и восклицательный знаки, запятую, двоеточие, тире.

Немаловажное значение для решения методических вопросов имеет слогоделение. Слог, с точки зрения образования, представляет собой несколько звуков (или один звук), произносимых одним выдыхательным толчком. В слоге в роли его основы выделяется гласный звук своей наибольшей звучностью (в процессе произношения слога гласный выполняет роль «ртораскрывателя», а согласные - роль «ртосмыкателей»). Слоги бывают открытые типа сг (согласный+гласный) - ма, закрытые типа гс - ам, и типа сгс - мак, а также эти же типы со стечением согласных: ссг - три, сссг - стро и некоторые другие. Трудность слогов зависит от их структуры: самыми легкими для учащихся слогами принято считать слоги типа сг и гс.

И чтение и письмо - сложные процессы. Взрослый, опытный чтец не замечает элементарных действий, из которых складывается процесс и письма чтения или письма, так как эти действия автоматизированы; но ребенок, обучающийся читать или писать, еще не сливает всех элементарных действий в одно сложное, для него каждый элемент представляется самостоятельным действием, нередко - очень трудным, требующим больших усилий не только волевых, интеллектуальных, но даже физических.

Невозможно обучать школьников грамоте, не представляя чтения и письма в элементах, составляющих эти действия. Рассмотрим эти элементы.

Чтение. Опытный чтец не останавливается взором на каждой букве и даже на каждом слове: в его «поле чтения» попадает сразу 2-3 слова, фиксируемые краткой остановкой глаз. Установлено, что взор читающего движется по строке рывками, останавливаясь на строчке 3-4 раза. Осознание текста происходит во время остановок. Число остановок зависит не только от опыта чтеца, но и от трудности текста.

Опытный чтец схватывает слова по их общему виду. С помощью тахистоскопа установлено, что длинные и короткие знакомые слова опытный чтец читает почти с одинаковой скоростью. Но если встретится незнакомое слово, то он вынужден читать по слогам или даже по буквам, а иногда, вернувшись взором к началу слова, перечитать его снова. Хотя опытный чтец не нуждается в слуховом анализаторе и предпочитает читать про себя, но трудное слово он нередко прочитывает вслух (или хотя бы «проговаривает» без звука), так как для восприятия ему не хватает одного лишь зрительного анализатора.

Опытному чтецу незачем читать вслух: тихое чтение протекает в 1,5-2 раза быстрее громкого, понимание текста оказывается даже выше, так как при тихом чтении чтец имеет возможность «пробежать» глазами текст намного вперед, вернуться к отдельным местам прочитанного, перечесть их (работать над читаемым текстом).

Для техники и для сознательности чтения немаловажную роль играет контекст.

Чем же отличается процесс чтения у начинающего обучаться грамоте?

а) «Поле чтения» начинающего чтеца охватывает всего лишь одну букву, чтобы ее «узнать», нередко он сравнивает ее с другими; прочтение буквы возбуждает в нем естественное желание произнести сразу же звук, но учительница требует произносить целый слог,- следовательно, ему приходится прочесть как минимум еще одну букву, предыдущую удерживая в памяти, он должен слить два или три звука. И здесь для многих детей кроются немалые трудности.

Ведь для прочтения слова недостаточно воспроизвести звуки, его составляющие. Процесс чтения протекает медленно, так как для прочтения слова нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слове, к тому же еще нужно слить звуки в слоги, а слоги - в слова.

б) Глаза начинающего чтеца нередко теряют строчку, так как ему приходится возвращаться, перечитывать буквы, слоги. Его взор еще не приучен двигаться строго параллельно строчкам. Эта трудность постепенно исчезает, по мере того как объем внимания школьника расширяется, и он воспринимает сразу целый слог или целое слово.

в) Начинающий читать не всегда легко понимает смысл прочитанного. Огромное внимание уделяется технической стороне чтения, каждому элементарному действию, и к тому моменту, как слово прочитано и произнесено, школьник не успевает его осознать. Понимание смысла отрывается от чтения, «узнавание» слова происходит не одновременно с его прочтением, а после. Школа уделяет огромное внимание сознательности чтения. Ее повышают картинки, вопросы и объяснения учительницы, наглядные пособия; способствует осознанию чтение вслух:, слуховой раздражитель поддерживает зрительное восприятие слова и помогает понять его смысл. И все же слабая сознательность чтения - одна из главных трудностей обучения грамоте.

г) Для неопытного чтеца характерно угадывание слова либо по первому слогу, либо по картинке, либо по контексту. Однако попытки угадывать слова, хотя и приводят к ошибкам в чтении, свидетельствуют о том, что ученик стремится читать сознательно. (Догадки характерны и для опытного чтеца, но его догадки редко приводят к ошибкам.) Ошибки, вызванные догадками, исправляются немедленным прочтением по слогам, звукобуквенным анализом и синтезом.

Наибольшей трудностью при обучении чтению считают трудность звукослияния: дети произносят отдельные звуки, а слога получить не могут. Необходимо рассмотреть физиологическую основу этой трудности.

Речевые органы (язык, губы, нёбо, нижняя челюсть, легкие, голосовые связки) при произнесении каждого звука, отдельно взятого, находятся в положении экскурсии (выхода из неподвижности); выдержки и рекурсии.

При произношении двух звуков слитно, в слоге, рекурсия первого звука сливается с экскурсией второго. Следовательно, для преодоления трудностей звукослияния нужно, чтобы ребенок произносил второй звук, не допустив рекурсии по первому звуку; схематически это представляется так:

Основной и, по существу, единственный эффективный способ преодоления трудности звукослияния - это слоговое чтение. Установка на слог, как на единицу чтения, может свести к минимуму трудность звукослияния.

Как видим, процесс чтения для первоклассника - это сложный, весьма трудный процесс, элементы которого не только очень слабо связываются между собой, но и несут в себе самостоятельные, собственные трудности. Их преодоление и слияние всех элементов в сложное действие требуют больших волевых усилий и значительного объема внимания, его устойчивости.

Ключ к успеху в обучении - это развитие у ребенка таких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь.

Такая организация учения, при которой каждый ученик включен в активную, в значительной степени - самостоятельную познавательную деятельность, разовьет быстроту и точность восприятия, устойчивость, длительность и широту внимания, объем и готовность памяти, гибкость, логичность и абстрактность мышления, сложность, богатство, разнообразие и правильность речи.

Развитие школьника возможно только в деятельности. Так, быть внимательным по отношению к предмету - это значит быть деятельным по отношению к нему: «То, что мы называем организацией внимания ученика,- это прежде всего организация конкретных процессов его учебной деятельности»1.В современной советской школе принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Специальные исследования и опыт показывают, что дети, приходящие в 1 класс, особенно из детского сада, по своему психическому развитию готовы и к восприятию отдельных звуков, и к анализу и синтезу как мыслительным действиям.

В период обучения грамоте огромное внимание уделяется развитию фонематического слуха, т. е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов. Учащиеся должны «узнавать» фонемы (основные звуки) не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы.

Элементарным фонематическим слухом обладает ребенок к двум годам: он способен различить слова, сходные по звуковому составу, кроме одного звука (мама и Маша). Но в школе требования к фонематическому слуху очень высоки: школьники тренируются в разложении слов на звуки, в выделении звука из сочетаний с различными другими звуками и т. д.

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию иногда называют фонематической).

Развитие фонематического слуха требует также весьма развитого слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте необходимо проводить различные слуховые упражнения (развитие слуховых восприятий).

Основой обучения и чтению и письму является речь самих детей, уровень ее развития к моменту поступления в школу.

Письмо. Длительный опыт сформировал у грамотного взрослого человека навык, автоматизм письма. Взрослый редко обращает внимание на начертание и соединение букв, на орфографию, даже строчки он придерживается автоматически и переносит слова, почти не задумываясь над соблюдением правил. Его внимание сосредоточено на содержании и отчасти на стиле и пунктуации. Тем более он не задумывается над тем, как держать ручку, как положить бумагу и т. п. Положение рук и посадка у него давно установились. Иными словами, ему не приходится затрачивать сознательных усилий на графическую, техническую сторону письма.

Совершенно по-иному протекает процесс письма у первоклассника. Этот процесс распадается для него на множество самостоятельных действий. Он должен следить за собой, чтобы правильно держать ручку, положить тетрадь. Учась писать букву, школьник должен вспомнить ее форму, элементы, разместить ее на строчке в тетради, учитывая разлиновку, вспомнить, как будет двигаться ручка по строке. Если он пишет целое слово, он дополнительно к тому должен вспомнить, как соединяется одна буква с другой, и высчитать, поместится ли слово в строчке. Он должен помнить, как следует сидеть, не приближая глазок тетради. Ребенок еще не привык выполнять эти задачи, поэтому все названные действия требуют от него сознательных усилий. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физически. Когда первоклассник пишет, у него напрягается все тело, особенно мускулы кисти и предплечья. Этим обусловлена необходимость проведения специальных физкультурных упражнений в ходе урока.

Понаблюдаем, как школьник пишет. Перо (точнее, шариковая ручка) движется по бумаге медленно, неуверенно, вздрагивает; написав букву, ученик отрывается и рассматривает ее, сравнивает с образцом, иногда подправляет. Движения руки нередко сопровождаются движениями головы или языка.

Проверяя тетради ученика, мы убедимся, что одна и та же буква написана в разных случаях по-разному. Это - следствие недостаточного умения, усталости. Повторное написание букв и слов для учащихся является не механическим процессом, а сознательной деятельностью. Учащийся пишет букву, вкладывая в свою работу много волевых усилий.

    Этапы обучения грамоте.

Выделяют (по всем азбукам и букварям) 3 этапа обучения грамоте:

    Подготовительный (буквенный и безбуквенный)

    Основной

    Завершающий (послебукварный)

3. Подготовительный этап обучения грамоте.

Задачи подготовительного периода: ознакомление детей со школой, с ее требованиями, правилами; изучение детей учителем; знакомство с первой учебной книгой - букварем или азбукой, с тетрадью, разлиновкой, с другими пособиями и орудиями письма; развитие речи - работа над словом, предложением, рассказом; первые упражнения, тренирующие руку для письма; звуковой анализ, знакомство со звуками, развитие фонематического слуха.

Какая же работа проводится на уроках чтения и письма в подготовительный период?

Речь. Беседа, составление предложений, рассказы учащихся.

Ответы на вопросы учителя по картинкам; составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Составление предложений по серии картинок. Подсчет предложений. Подсчет слов в предложениях. Рассказывание: по восприятию, по памяти, по картинке, пересказ (на основе умений, полученных в детском саду).

Слово. Новые слова: Родина, Москва, столица, Кремль и другие.

Тематические группы слов: учебные предметы (принадлежности); игрушки; инструменты; цветы; грибы; птицы; овощи; одежда; посуда; мебель и т. п. Выделение слова из предложения.

Чтение . Чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей. Беседа по прочитанному. Чтение стихов, заученных детьми до школы. Инсценирование сказки. Знакомство с «Букварем», другими детскими книжками.

Детское чтение (читают дети, которые уже умеют читать).

Фонетика и грамматика . Выделение предложений из речевого потока. Выделение слов. Деление слова на слоги, выделение ударного слога. Односложные, двусложные и трехсложные слова. Выделение звуков: первый звук в слове; из каких звуков состоит слог и т. п. Произнесение отдельно взятых звуков в слогах (ау, ум, шар, луна и т. п.).

Письмо . Свободное рисование. Знакомство с тетрадью, с разлиновкой. Правила посадки. Держание ручки. Письмо элементов букв по прописям. Трафарет.

В подготовительный период дети включаются в относительно новую для них деятельность: если в дошкольный период превалировала игровая деятельность, то в школе преобладает учебная работа - организованный умственный труд, требующий устойчивого внимания, значительных волевых усилий, умения контролировать себя. Новый характер деятельности создает для детей значительные трудности, и для их ослабления очень важно так строить учебный час, чтобы, во-первых, каждые 10-12 минут менялись виды деятельности, во-вторых, работа протекала активно, умственный труд чередовался с физическими упражнениями.

Урок в подготовительный период продолжается 35 минут. На уроках предусматриваются занимательные и игровые моменты: отгадывание загадок, рассказывание сказок, их инсценирование, творческое свободное рисование на сюжет сказки, рассказы учащихся, чтение стихов наизусть; вводятся элементы соревнования («Кто первый...?», «Чей рассказ лучше?», «Кто правильно назовет...?» и т. п.).

В подготовительный период дети приучаются слушать и точно выполнять указания учителя, привыкают соблюдать правила для учащихся, слушая ответы своих товарищей, замечать их ошибки. Они учатся громко, отчетливо, связно (не односложно!) отвечать на вопросы учителя, активно участвовать в общеклассной работе.

    Основной период обучения грамоте.

Рассмотрим содержание работы в основной период обучения грамоте по различным программам начального обучения.

Задачи основного этапа.

Изучить все звуки и буквы.

Научиться правильно соотносить звуки и буквы.

Усвоить сочетания букв.

Практически усвоить правила графики.

Выработать умение плавного слогового с переходом на целые слова чтения.

Принцип изучения букв – частотный .

Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени.

На первой ступени букварного периода учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных.

Например,

ка ты ко т

ку ту ка к

ко та

ки ти ни т ки

Тексты просты и кратки. Например,

У Оли куклы.

Она катала кукол.

Куклы уснули.

Следует детей научить следить за чтением (указка) и замечать ошибки товарищей. Важно проверять понимание прочитанного путем постановки вопросов по содержанию.

Используются слоговые таблицы для чтения и составления слов.

Например,

ко ни

ки но

На второй ступени букварного периода учащиеся овладевают быстрой ориентировкой в слогозвуковой структуре слов, закрепляют основные приемы чтения слов, включающих слияние в разных позициях.

Для этого дети должны быстро находить в слове его центральную часть – слияние – и определять способ чтения примыкающих к нему согласных, читаемых до слияния. Например,

с то л

С та си к

с ка ла

Повторное чтение текста может быть выборочным. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, последовательно пересказывать прочитанное, читать текст про себя, готовясь читать вслух.

На этой ступени учитель в большей степени дифференцирует обучение, т.к. одни их учащихся уходят вперед, другие отстают.

На третьей ступени значительно возрастает объем чтения (несколько текстов на странице). Дети учатся читать не только прозаические, но и стихотворные тексты. Например, с. 139:

Из какого произведении взяты строчки?

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Галка села на заборе, кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так:

- А у меня в кармане гвоздь.

А у вас?

- А у нас сегодня гость.

А у вас?..

В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся.

Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения, причем в связи со звуковым анализом детям разъясняются правила произношения слов в речи (орфоэпические нормы): его [ево], что [што].

Учащиеся наблюдают некоторые орфографические явления, например, море – морская (безударная гласная).

На этой ступени ещё больше внимания уделяется высказываниям по картинкам и наблюдениям, активизации и обогащению словаря.

Хорошо успевающие учащиеся получают возможность помимо букварных читать дополнительные художественные тексты.

На четвертой ступени дети читают тематические сгруппированные произведения детских писателей. Работа по чтению на этой ступени приближается к той, которая типична для уроков чтения.

Данное пособие по методике обучения грамоте содержит учебнометодические материалы, предназначенные для педагогических учебных заведений, готовящих учителей начальных классов.
Оно включает теоретические лекции по всем вопросам методики обучения грамоте, планы для проведения практических и лабораторных занятий, перечень вопросов и заданий к каждой теме для самостоятельного контроля, дидактические материалы с подробными планами-конспектами уроков обучения грамоте по вариативным курсам обучения грамоте, помогающие студентам связать теорию с практикой, а также справочный материал.

Научные основы методики обучения грамоте.
Методика преподавания русского языка как самостоятельная наука сформировалась к середине XIX века. Ее начало связано с выходом книги Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844 г.). Многие идеи этой книги не устарели до сегодняшнего дня: автор рекомендовал изучать родной язык в школе на основе лучших образцов литературы, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

В 50-70 г.г. прошлого века большое внимание уделялось развитию народной начальной школы, поэтому вопросы обучения грамоте, формирования элементарных навыков чтения и письма находились в центре внимания многих замечательных педагогов того времени. Большой популярностью пользовалась «Азбука» Л.Н. Толстого (1872 г.), широко публиковались его статьи, «Дневники Яснополянской школы». Однако подлинным основателем начального обучения русскому языку явился К.Д. Ушинский, который обосновал ее теоретически и написал учебники для школы: «Родное слово» для 1,2 и 3 годов обучения, «Детский мир» и пособия для учителей «О первоначальном преподавании русского языка», «Руководство к преподаванию по «Родному слову».

Содержание
Введение
Лекционные занятии по разделу «Методика обучения грамоте»:
Тема 1. Введение в методику обучения русскому языку
Тема 2. Современная организационно-методическая система обучения грамоте
Тема 3. Организация работы на уроках обучения чтению и письму..
Тема 4. Методика изучения звуковой стороны языка
Тема 5. Формирование первоначального навыка чтения в период обучения грамоте
Тема 6. Методика первоначального обучения письму
Тема 7. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
Тема 8. Особенности обучения грамоте по программе «Начальная школа XXI века» (н. рук. профессор Н.Ф. Виноградова)
Практические занятия по разделу «Методика обучения грамоте»
Приложение:
Дидактический материал №1
Дидактический материал №2
Дидактический материал №3
Дидактический материал №4
Вопросы к зачету по разделу «Методика обучения грамоте»
Промежуточное тестирование студентов по разделу «Методика обучения грамоте».

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обучение грамоте в начальных классах, Рождественская Р.Л., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.