Фонетическая ритмика. Консультация «Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. Упражнения на закрепление

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.

Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с: илл.

Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глу­хих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефек­тологических факультетов.

Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогатель­ных), а также иностранцами, начинающими изучать рус­ский язык.

© Власова Т.М.,

Пфафенродт А.Н., 1996

© «Гуманитарный

издательский центр

ВЛАДОС», 1996

Предисловие

Для устной речи многих слабослышащих детей, как из­вестно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.

Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего воз­раста, так и в развитии у них естественности движений.

Фонетическая ритмика - это система двигательных уп­ражнений, в которых различные движения (корпуса, голо­вы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного ре­чевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произноше­ния. Совокупность движений тела и речевых органов способ­ствует снятию напряженности и монотонности речи, кото­рые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполне­нии ритмических движений телом, оказывают положитель­ное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

В данном пособии метод фонетической ритмики пред­ставлен в качестве приема работы по формированию и кор­рекции произносительной стороны речи слабослышащих де­тей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает дру­гих приемов и методов работы над произношением, приня­тых в отечественной сурдопедагогике.)

Цели, которые определяют основные направления в заня­тиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

    соединить работу речедвигательного и слухового ана­лизаторов с развитием общей моторики;

    способствовать формированию у слабослышащих де­тей естественной речи с выраженной интонационной и рит­мической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;

    развивать слуховое восприятие учащихся и использо­вать его в ходе формирования и коррекции произноситель­ных навыков.

При определении содержания занятий, кроме требований, предъявляемых к произношению слабослышащих, учи­тываются также рекомендации по развитию движении у этих детей. Большую помощь авторам оказал опыт работы югославских дефектологов в проведении занятий по фоне­тической ритмике.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

    нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

    формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нор­мы;

    правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

    воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

    умение выражать свои эмоции разнообразными инто­национными средствами.

В пособии выделены соответствующие разделы по рабо­те над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; рече­вым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.

Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение сло­гов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произно­шения. Работа над слитностью тесно связана с нормализа­цией речевого дыхания и умением управлять своим голо­сом. Упражнения на развитие речевого дыхания способству­ют выработке правильного диафрагмального дыхания, про­должительности выдоха, его силы и постепенности. С про­изнесения на длительном выдохе гласных и согласных зву­ков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чис­того произношения звуков.

Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, тем­па и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражне­ния, содержащие только движения, без проговариваний - музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражне­ния положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных ме­тодов развития моторики детей.

Музыкально-ритмические стимуляции представляют со­бой сочетания двигательных упражнений с элементами тан­ца. Они являются обязательным компонентом каждого заня­тия и проводятся под музыку, записанную на магнитофон­ную ленту. При выборе музыкального сопровождения пред­почтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение являет­ся одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям раз­личные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.

Характер движений, выполняемых под музыку, разли­чен.

При выполнении упражнений для нормализации дыха­ния преобладают плавные движения.

При работе над ритмом в движения включаются танце­вальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочета­нии с различными движениями рук, хлопками соответству­ют характеру предлагаемого ритма.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообраз­ные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела - наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы - повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук - поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращатель­ные движения кистей рук; движения ног - сгибание и раз­гибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.

Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких.

У
пражнения, которые применяются при работе над рече­вым дыханием и слитностью речи, характеризуются плав­ными движениями.

При работе над ритмом и темпом речи, голосом и инто­нацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражени­ем смеха, отрицания и т. п.

Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навы­ков. Движения, которые выполняются на занятиях, предва­рительно не выучиваются. Поэтому они повторяются син­хронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, ко­личество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как пре­кратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически пра­вильно оформленная речь без движений.

Для решений данной задачи мобилизуются подражатель­ные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально - их слуховое восприятие. На занятиях по фо­нетической ритмике обязательно использование звукоусили­вающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоу­силивающая аппаратура или индивидуальные слуховые ап­параты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.

Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а так­же весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слухо­вое восприятие. На основе слуха выполняется большое ко­личество упражнений как двигательных (ходьба, бег, оста­новки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скорогово­рок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).

На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логичес­кого ударения, интонации.

В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихот­ворения.

Речевой материал знаком детям и доступен в лексичес­ком отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровожде­нии движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно - сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приоб­ретенных навыков в условиях, приближенных к самостоя­тельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой ма­териал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо ви­дят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естествен­ному подражанию.

Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами перено­сится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть не­усвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные заня­тия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, приме­няемыми на занятиях по фонетической ритмике.

Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:

    ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;

    уметь сочетать систему движений с музыкой в различ­ном темпе;

    видеть и уметь исправлять характер движений у уча­щихся;

    стремиться к максимальной естественности и раскован­ности движений, как своих собственных, так и учащихся;

    слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять;

Во всех случаях речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформлен­ной, эмоционально окрашенной.

В соответствующих разделах пособия даны методичес­кие пояснения, указания к работе над звуками речи, рит­мом, темпом, речевым дыханием и слитностью, логическим ударением, интонацией и голосом.

Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразны­ми, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

К.О. Печёнкина, учитель - логопед

МБДОУ «ЦРР д/с Колокольчик»

Г. Абакан, р. Хакасия

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

В своей практике я использую набор «звуковых карточек», которые очень нравятся детям и сопровождают всё наше занятие по фонетической ритмике. (см.приложение)

Гласные звуки.

Звук «А». «Девочка плачет»

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Звук «О». «Зуб болит»

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Звук «У». «Паровозик гудит»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Звук «Э». «Мальчик кричит»

И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.

Звук «И». «Иголочка»

И.п.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.

Звук «Ы». «Медвежонок рычит»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы». произносится сердито.

Согласные звуки:

Звук «С». «Чайник свистит»

Губы растянуты в улыбке. Дети тянут «с-с-с-с», руки согнуты в локтях, попеременно поднимаем вверх и опускаем вниз.

Звук «З». «Комарики летят»

Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «з-з-з…», дети имитируют полёт комаров.

Звук «Ц». «Мальчик просит не шуметь»

Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «Ц», дети подносят указательный палец к губам, как бы призывая к тишине.

Звук «Х». «Греем ручки»

Подносим обе ладошки ко рту и дышим на звук «х-х-х» .

Звук «Ш». «Змейка ползёт»

Губы вытягиваем вперёд. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.

Звук «Ж». «Жучок летит»

И.п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.

Звук «Щ». «Мячик спускает воздух»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», дети ритмично двигают руками вперёд – назад.

Звук «Ч». «Девочка просит не шуметь»

На звук «ч-ч-ч» подносим указательный палец к губам, имитируя тишину.

Звук «Л». «Пароход гудит»

Закусив кончик языка дети гудят как пароход «л-л-л», при этом покачиваясь вправо – влево.

Звук «Р». «Собачка рычит»

И.п.: произнося «р-р-р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.

Звук «Д». «Пулемёт»

Губы растянуты в улыбке. Дети быстро произносят «д-д-д», при этом руки сжаты в кулачки и быстро, поочерёдно отталкиваем каждый кулачок от себя.

Звук «Т». «Молоточек»

Губы растянуты в улыбке. Дети произносят «т-т-т», при этом ударяя кулак о кулак, как будто забивают гвозди.

Звук «М». «Коровка»

Дети произносят «м-м м-муу», при этом изображая коровку (рога)

Звук «Н». «Лошадки»

Погоняем лошадку «н- н- ноо» и поскакали «щёлкаем язычком»

Звук «Б». «Барабан»

Дети произносят «б-б-б» при этом указательные пальцы работают как «барабанные палочки»

Звук «П». «Лопнул шарик»

Дети произносят «п-п-п», при этом работают кисти рук (из кулачков выпрямляем пальчики)

Звук «В». «Вьюга»

Дети произносят «в-в-в», при этом выполняя волнообразные движения руками.

Звук «Ф». «Задуваем свечку»

Дети дует на ладошки на звук «ф-ф-ф».

Звук «К». «Пистолет»

Дети произносят «к-к-к», при этом руками показываем пистолет.

Звук «Г». «Гусята»

Ходьба на месте, гогочем как гусята «га-га-га».

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что:

У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

Улучшается фонематический слух;

Нормализуется речевое дыхание;

Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

Повышается речевая активность детей.

Литература:

1. Власова Т.М., Пфафенродпг А.Н. Фонетическая ритмика. - М.,1989.

2. Волкова КЛ. Методика обучения глухих произношению. - М.,1980.

3.КагарлицкаяА.С., Тугова Н.Л., Шелгунова Н.И. Музыкально-ритмические занятия. - М., 1992.

4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель, 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

Суть метода заключается в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.
Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Проводить занятия нужно регулярно по 10 минут и лучше перед завтраком в качестве речевой зарядки. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой а потом индивидуально. Знакомить детей со звуками нужно в определенной последовательности, от простых к сложным. Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и носить яркую эмоционально-положительную окраску.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что:

У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;Улучшается фонематический слух;Нормализуется речевое дыхание;Формируется умение изменять силу и высоту голоса;Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;Повышается речевая активность детей.

Практические упражнения.

Звук «А».
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а ..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Интонация радости.
Звук «О».
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о …», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Интонация удивления.
Звук «У».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у …», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
Интонация угрозы.
Звук «Э».
И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э… », дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга), одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
Интонация укора.
Звук «И».
И.п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и… », дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
Интонация удивления и радости.
Звук «Ы».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы… », дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «Ы» произносится сердито.

Согласные звуки.

«Пальчики здороваются».

Соединяем большой палец со всеми остальными поочередно: «Т, т, т, т».

Упражнение «Барабан».

Дети стоят прямо, руки перед грудью. Стучат пальчиком об пальчик отрывисто: «Та, та, та, та», а потом слитно: «Та-та-та-та». (затем добавляется громко - тихо).

Упражнение «Туча».

Туча тут (показываем тучу и указываем правой рукой вверх и в сторону)

Туча там (левой рукой вверх и в сторону)

Туча, туча тут и там (показываем правой и левой рукой).

Упражнение «Орех».

Хомячок нашел орех (наклон вниз, хватательное движение, выпрямление)

Разделил орех на всех (ребром правой руки ударяем по левой)

Дал соседям - хомячкам (протягивают руки вперед ладошками вверх)

И еще осталось нам (прижимают ладони к груди).

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

И.п. 1. Глубокий вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном произнесении а.

И.п. 1. Глубокий вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении о.

И.п. 1. Глубокий вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении у.

Движение напряженное, слабое, длительное.

И.п. 2. Глубокий вдох, руки вверх при одновременном произнесении и ______ .

И.п. 1. Глубокий вдох, руки вперед в стороны при одновременном произнесении э.

Движение ненапряженное, слабое, длительное.

ЙОТИРОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ

Произнесение Я, Е, Ю, Е необходимо начинать с повторения сочетаний гласных ИА, ИО, ИУ, ИЭ, а затем более кратких сочетаний ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ. Для этого нужно повторить движение на звук Й, после чего следует «мини» - движения на гласные звуки.

Примечание.

И.п. 1. Движение небольшое. Руки согнуты в локтях, кисти находятся на уровне рта. Легким взмахом кистей рук «нарисовать» в знак краткости Й – кисти рук движутся немного вниз – назад – вверх – в сторону.

Первый вариант. Выполняется двумя руками. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук А, для чего руки при выполнении движения согнуты в локтях. Движение выполняется при одновременном произнесении Я.

Второй вариант. Взмахом правой руки указать на себя при одновременном произнесении Я.

Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук О, для чего руки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини» - движение на звук О при одновременном произнесении Ё.

Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук У, для чего руки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини»-движение на звук У при одновременном произнесении Ю.

Движение напряженное, слабое, удлиненное.

Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук Э, уки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини»-движение на звук Э, при одновременном произнесении Э.

Движение ненапряженное, слабое, удлиненное.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Смычные глухие

И.п. 1. Резкие движения (как удары) вперед и в стороны то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, при одновременном произнесении слогов па, па.

И.п. 1. Резкие движения (как удары) то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, вниз и в стороны при одновременном произнесении слогов та, та.

Движение напряженное, сильное, краткое.

И.п. 2. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом слоги ка, ка.

Движение напряженное, сильное, краткое.

ЩЕЛЕВЫЕ ГЛУХИЕ

П р и м е ч а н и е.

Следует помнить, что для произношения глухих и звонких щелевых согласных характерно наличие сильной воздушной струи. Движения рук в этих упражнениях как бы продолжают естественное направление воздуха.

И.п. 1. Поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении с _________ .

Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

И.п. 1. Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом ш__________ .

Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

И.п. 1. Поднять ко рту руки, сжатые в кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперед, одновременно произнося ф_________ .

И.п. 1. Прижать руки к животу, одновременно произнести слоги х_____а, х________а.

Движение напряженное, сильное, удлиненное.

ЩЕЛЕВЫЕ ЗВОНКИЕ

И.п. 1. Описать в воздухе руками полукруг и вернуть руки в и.п. при одновременном произнесении з _______ .

Движение напряженное, сильное, удлиненное.

И.п. 1. Описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперед при одновременном произнесении ж ______ .

Движение напряженное, сильное, удлиненное.

И.п. 1. Поднять ко рту пальцы рук, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении в ________ .

Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное.

СОНОРНЫЕ

И.п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением при одновременном произнесении м _______ .

Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

И.п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении н ________ .

Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное.

П р и м е ч а н и е.

Для произнесения сонорных (носовых) согласных м, н характерен выход слабой воздушной струи через нос. Движения рук мягкие, пластичные и как бы продолжают естественное направление воздуха.

И.п. 2.Вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла, ла, ла …

Движение слегка напряженное, слабое, краткое.

И.п. 3. Мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении р ______ .

Движение напряженное, сильное, длительное.

В статье описываются направления работы логопеда, в которых находят своё применение фонетическая ритмика и её сопряжённо-контактный вариант: автоматизация звуков, навыки самоконтроля, обучение звуковому анализу, нормализация плавности речи.

Логопеды давно используют в работе связку «произношение-движение». М.Е.Хватцев в конспекте занятия по закреплению звука Ш описывает движение, которым дети под руководством воспитателя сопровождают произнесение звука Ш: руки поднимают вверх и плавно ими покачивают. Фактически это движение фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика является частью верботонального метода обучения речи людей с проблемами в коммуникации. Метод разработал выдающийся лингвист П.Губерина в 1950 году в г. Загребе.

В 70-е годы группа советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард побывали в Реабилитационном центре «Суваг» (г. Загреб) и заимствовали фонетическую ритмику в качестве метода работы над произношением детей с нарушенным слухом.

В 1983 году Т.М.Власова и А.Н.Пфафенродт впервые представили метод фонетической ритмики. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».

В логопедическом «арсенале» этот метод появился относительно недавно и вызывает всё возрастающий интерес у логопедов-практиков.

Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.

Работа над речевым дыханием, голосом, ритмом, темпом и интонацией подробно освещена в пособиях по логопедической ритмике. Фонетическая ритмика может быть наиболее востребованной именно в части работы над произношением, хотя во время выполнения движений с одновременным проговариванием попутно «идёт» коррекция просодики и дыхания.

Далеко не все дети выполняют движения правильно. Даже после разъяснений и неоднократного показа многие дети не могут достаточно «чисто» повторить движение с проговариванием. В этих случаях используется сопряжённо-контактная фонетическая ритмика, в ходе которой логопед «водит» руками самих детей. Такой вариант фонетической ритмики помогает детям почувствовать «характер» звуков, их последовательность.

Многие дети испытывают большие затруднения в воспроизведении стечений согласных звуков. Практический опыт показывает, что при отработке стечений согласных фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика являются эффективными приёмами в преодолении этих трудностей. Например, педагог поясняет, что движение на звук С повторяет направление выдыхаемой воздушной струи; движение на звук П передаёт «взрывной» характер звука; движение на звук А показывает широту звука (СПА).

Логопед и ребёнок стоят лицом друг к другу, чтобы ребёнок мог видеть внешнюю артикуляцию и проговаривать произносимый педагогом материал, одновременно логопед направляет руки ребёнка в соответствии с проговариваемыми звуками. Со стороны это напоминает то зарядку, то дирижирование.

Дети не должны заучивать движения фонетической ритмики. Логопеду важно, чтобы дети связывали правильное произношение с движением только на начальных этапах введения поставленного нормативного звука в речь. Потом необходимость в этом отпадает.

Фонетическая ритмика также способствует формированию навыков самоконтроля. Нередко приходится автоматизировать два, а то и три звука. При проговаривании речевого материала на отрабатываемые звуки, дети, руководимые педагогом, сопровождают произнесение проблемных звуков движениями фонетической ритмики.

Некоторые движения имеют несколько вариантов. В начале автоматизации выполняем движение, с которым лучше совмещается правильное произношение.

В работе со школьниками с нарушением письменной речи, обусловленным системными нарушениями речи, фонетическая ритмика может быть использована как приём, способствующий формированию умения определять особенности и последовательность звуков, так как одно движение соответствует одному звуку.

Логопед формирует устойчивую связку:

«артикуляция/произнесение звука — движение фонетической ритмики – графический образ буквы – объёмная буква»,

в которой задействованы слух, зрение, осязание и движение.

Следует также отметить, что фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика положительно влияет на речь заикающихся детей. По-видимому, сопровождение речи движениями фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики способствует нормализации плавности речи.

На этапе автоматизации в предложениях использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики также благотворно влияет на речь детей. На занятиях можно применять проговаривание речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики в качестве физкультминутки, обращается внимание детей на изменение окончаний последнего слова чистоговорок.

Ала-ала-ала – на столе пиала.
Алу-алу-алу – я возьму пиалу.
Алы-алы-алы – нет моей пиалы! (Я её разбил (-а)!)

Фонетическая ритмика в большой мере отвечает задачам логопедической работы. Использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики обогащает и расширяет возможности практической логопедии.

Использованная литература:

  1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии/Е.Ф.Архипова. – Москва: АСТ: Астрель, 2008. -254 с.
  2. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика/Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт. – Москва: Просвещение, 1989. – 160 с.
  3. Костылёва, Н.Ю. Покажи и расскажи/Н.Ю.Костылева. – Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
  4. Мусова, И.Б. Логопедические чистоговорки/И.Б.Мусова. – Москва: Гном-пресс, 1999. – 48 с.
  5. Мухина, А.Я. Речедвигательная ритмика/А.Я.Мухина. – М.:АСТ:Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 123 с.
  6. Никольская, Л.Ю. Путь к слову/Л.Ю.Никольская. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1999. – 208 с.
  7. Руленкова, Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода/Л.И.Руленкова. – Москва: Парадигма, 2011. – 191 с.
  8. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста/М.Е.Хватцев. – Москва: Учпедгиз, 1961. – 106 с.

Мусова Инна Бадьминовна (Борисовна),
учитель-логопед
Центра диагностики и консультирования «Участие»,
Москва