Односоставные определенно-личные предложения. §2. Односоставные предложения с главным членом - подлежащим

Главным отличием двусоставного предложения от односоставного является наличие подлежащего и сказуемого. То есть в нем имеются оба главных члена.

Сегодня Роман не выполнил домашнее задание.

Наступила осень.

Отогревшись, божья коровка выползла на камень.

Односоставные предложения

Имеют лишь один из главных членов предложения. Они имеют законченную мысль и понятны вне текста.

Берег озера.

Вечерело.

Зимой поеду в горы.

Виды односоставных предложений схема и таблица с примерами

Односоставные предложения делятся на две группы в зависимости от того, какой из главных членов присутствует. Если это подлежащее, то оно будет назывным, если сказуемое, то тогда может быть одним из 4-х видов: определённо-личное, неопределённо-личное, безличное и обобщённо-личное (последний вид выделяется не всеми лингвистами, иногда говорят о значении обобщённости у определённо-личных и неопределённо-личных предложений).

Итак, есть пять видов:

  • , их еще называют номинативными;
  • обобщенно-личные;

В нашей общей таблице мы объединим все виды.


В речи односоставные и двусоставные предложения вступают в синонимические отношения: мы можем передать одну и ту же мысль разными синтаксическими конструкциями, то есть синтаксическими синонимами.

Например:

Наступил вечер. (Двусоставное).

Вечер. (Односоставное назывное).

Вечереет. (Односоставное безличное).

Односоставные предложения видео

Конспект урока 8 класс

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Предложения двусоставные и односоставные (разных видов) как синтаксические синонимы.

Цели урока:

  • обобщение изученного материала по односоставным предложениям;
  • отработка умения определять виды односоставных предложений, употреблять в речи двусоставные и односоставные, разных видов в качестве синонимичных конструкций;
  • развитие умения работы в парах.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

    Ученик у доски заполняет таблицу «Виды односоставных предложений», приводит примеры.

    В это время – проверка письменного домашнего задания: выборочно несколько работ проверяет учитель; один ученик читает вслух, все проверяют.

    Ответ учащегося по таблице (класс участвует: приводят примеры из домашнего задания, придумывают свои).

    Создание проблемной ситуации:

    Для чего используются в речи односоставные предложения?

    Можно ли заменять двусоставные односоставными (и наоборот)? Будет ли при этом меняться значение?

    Это – тема нашего сегодняшнего урока.

    (Объявление темы, обратить внимание на организацию работы на уроке: работа в парах).

  2. Задания (распечатаны по количеству пар):






    (Нажмите на плюсик, чтобы прочитать текст.)

    Ответы по карточкам:

    Вариант 1: Мне хочется научиться кататься на коньках. Пете вчера нездоровилось. Детям не хочется возвращаться домой из лагеря.

    Вариант 2: В лагере из-за угрозы эпидемии запрещено навещать детей. Было приказано объявить карантин. Рекомендовано всем пользоваться марлевыми повязками.

    Вариант 3: Снег укрыл озимые.- Снегом укрыли озимые. – Снегом укрыло озимые. Песок потушил огонь. – Песком потушили огонь. – Песком потушило огонь. Взрыв уничтожил здание.- Взрывом уничтожили здание. – Взрывом уничтожило здание.

    Вариант 4: В окно дует. В трубе воет. Где-то грохочет.

    Вариант 5: Тебе весело. Тебе видно надпись? Можно мне позвонить?

    Вариант 6: Вам меня не убедить. Тебе на собрании выступать первым. Нам бы побеседовать с тобой перед уроком.

    На выполнение заданий отводится 3-5 минут. 4-е и 5-е задания можно дать более слабым ученикам, 3-е – сильным. При проверке один ученик из пары записывает один пример на доске, второй – читает все предложения, отвечает на вопрос об их значениях. Класс записывает пример с доски.

    Учащиеся делают вывод: в языке существуют синонимические конструкции – односоставные и двусоставные предложения, они имеют различия в оттенках значений, и это надо учитывать.

    «Конструктор»: из двух простых предложений строим одно сложное (продолжение работы в парах).

    Два ученика выходят к доске и записывают по одному предложению, которые диктует учитель. Подчеркивают главные члены, определяют вид (двусоставное или односоставное, если односоставное, то какое именно). Строим сложное: один ученик записывает (и с ним весь класс), объясняя встретившиеся орфограммы, второй строит схему и записывает его характеристику.

    Середина января. – односоставное, назывное. Все предложение является подлежащим.

    На полях почти нет снега. – односоставное, безличное. Сказуемое состоит из двух слов: нет снега.
    Середина января, а на полях почти нет снега. , а .
    Сложное, состоит из двух простых, 1-е – односоставное, назывное, 2-е – односоставное, безличное.

    Вот новое здание детского сада. Рядом с ним строят стадион.

    Луну закрыло огромным лохматым облаком. Начался проливной дождь.

    Утром поедешь в город. Обязательно купи сборник сканвордов.

    Поздняя осень. Вечереет и тянет прохладой.

    Подводим учащихся к разрешению проблемной ситуации, к выводу: какую роль играют односоставные предложения в речи, для чего они используются?

    (Создают разнообразие форм выражения мысли; нет повторения сходных конструкций; речь становится яркой и выразительной ).

  3. Наблюдения над приемами создания выразительности в художественном тексте (отрывки предварительно записаны на закрытой части доски).

    Подуло холодком

    От подступившей тучи.

    И чернотой ее

    В природе все затмилось.

    Вдруг молнии копье,

    Блеснув, переломилось.

    За рекой осыпается лес.

    Пожелтело за лесом болотце.

    И в осенней лазури небес

    Журавлиная ниточка вьется.

    Посмотри и послушай, мой друг,

    Как кричат эти мудрые птицы,

    Улетая на солнечный юг,

    Чтоб на север потом возвратиться.

    О чем эти стихи? Какой художественный прием в них используется? (Метафора). Какие предложения используются? (Односоставные и двусоставные, в первом отрывке – безличное, во втором – безличное как часть сложного ).

    Вывод по уроку:

    использование односоставных предложений делает речь ярче и выразительнее, помогает избежать повторений, поэтому мы находим их в художественных текстах; при использовании синонимичных предложений нужно быть внимательными, так как меняются оттенки значений.

  4. Итоги урока, оценивание, рефлексия.

    Домашнее задание: упр. 141 (подготовка к уроку развития речи). Прочитайте текст. Почему он так называется? Выполните задания:

Односоставное предложение - предложение, имеющее только один главный член.

Различают пять типов односоставных предложений: назывное, определенно-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное и безличное.

Тип односоставного предложения

Назывное предложение Главный член - подлежащее. Выражено существительным именительного падежа.

Определённо-личное предложение Главный член - сказуемое. Деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Сказуемое - глагол 1-го и 2-го лица единств. и множеств. числа изъявительного и повелительного наклонения.

Неопределённо-личное предложение Главный член - сказуемое. Деятель не назван и мыслится как неопределенное лицо. Сказуемое - глагол 3-го лица множественного числа настоящего, прошедшего или будущего времени.

Обобщённо-личное предложение Главный член - сказуемое. Деятель не назван и мыслится как обобщенный образ. Сказуемое - глагол 2-го лица единственного и множественного числа настоящего или будущего времени или глагол повелительного наклонения. С ним каши не сваришь.

Безличное предложение Главный член - сказуемое. Действие и состояние не создаются деятелем. Сказуемое: глагол 3-его лица единственного числа;

безличный глагол;

личный глагол в безличном значении;

инфинитив;

неизменяемая глагольная форма частицы «нет»;

причастие;

Определенно-личные предложения

Определённо-личные предложения - односоставные предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи - говорящего или собеседника. Сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти.

Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, подставив в предложение подлежащие я, мы, ты, вы. в. з.

Неопределенно-личные предложения

Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии. Глагол в этих формах выражает действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает это действие.


В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени, изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады. Например:

« По улицам слона водили… »

« И пусть говорят, да пусть гово­рят, но - нет, никто не гибнет зря… »

Специфика значения деятеля в неопределённо-личных предложениях в том, что в действительности он существует, но в грамматической основе не называется...

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать:

группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости.

одно лицо: Мне принесли эту книгу.

и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут.

лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат. На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределён­но-личные предложения, как правило, распространённые.

В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов:

Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля:

« В зале пели. В соседнем классе шумят. В юности часто стремятся кому-то подражать. »

Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека.

Прямые и косвенные дополнения, выне­сенные в начало предложения:

« Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады; Сейчас его приведут сюда. »

При исключении же из состава предложения этих второстепенных членов предложения являются неполными двусоставными с пропущенным подлежащим:

« С утра поехали в лес. В лесу пробыли до позднего вечера. »

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое обозначает действие, выполняемое широким, обобщённым кругом лиц.

Глагол-сказуемое в обобщённо-личном предложении стоит в той же форме, что и в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях. Ярким примером являются пословицы.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело - гуляй смело.

Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово. (Пауст.)

Не родись красивым, а родись счастливым.

Обобщённо-личные предложения употребляются в тех случаях, когда важно назвать само действие, а не лиц, которые его производят.

Обобщённо-личные предложения - предложения, в которых действие вне времен, относится к любому, всякому лицу, к группе лиц.

Распространены в пословицах, поговорках, афоризмах.

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение, то есть действие, о котором говорится в предложении, относится ко всем лицам вообще.

§1. Общие данные

Вспомним: предложения делятся на двусоставные, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого, и односоставные, грамматическая основа которых состоит только из одного главного члена: подлежащего или сказуемого.

Односоставные предложения делятся на две группы:

  • с главным членом - подлежащим
  • с главным членом - сказуемым

Последние делятся на четыре типа.

Значит, всего односоставные предложения бывают пяти типов. Каждый имеет своё название:

  • назывные
  • определённо-личные
  • неопределённо-личные
  • обобщённо-личные
  • безличные

Каждый тип рассматривается ниже особо.

§2. Односоставные предложения с главным членом - подлежащим

Назывные предложения - это односоставные предложения с главным членом - подлежащим.
В назывных предложениях сообщается о существовании какого-либо предмета, явления или выражается эмоционально-оценочное отношение к нему. Примеры:

Ночь.
Тишина.
Ночь!
Малина сладкая!
Что за красота!

Назывные предложения с частицами вот, вон имеют указательное значение: Вон деревня!

Назывные предложения могут быть нераспространёнными и состоять только из одного слова - главного члена либо распространенными, включающими другие члены предложения:

Синее небо над головой.

Синее море у ног.

У окна маленький стол, покрытый скатертью.

Чаще всего в качестве подлежащего в назывных предложениях употребляются:

  • существительные в И.п.: Жара!
  • местоимения в И.п.: Вот и они!
  • числительные либо сочетания числительных с существительными в И.п.: Двенадцать. Первое января.

§3. Односоставные предложения с главным членом - сказуемым

Односоставные предложения с главным членом - сказуемым неодинаковы по структуре сказуемого. Выделяется четыре вида.

Классификация односоставных предложений с главным членом - сказуемым

1. Определённо-личные предложения
2. Неопределённо-личные предложения
3. Обобщённо-личные предложения
4. Безличные предложения

1. Определённо-личные предложения

Определённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 л. или глаголом в повелительном наклонении. Лицо определено: это всегда или говорящий, или собеседник. Примеры:

Люблю встречи с друзьями.

действие, о котором говорится в предложении, совершает говорящий, глагол в форме 1 л. ед.ч.

Давай созвонимся завтра!

побуждение к совместному действию говорящего и собеседника, глагол в повелительном наклонении)

Как живёте?

действие, о котором получается информация, совершает собеседник, глагол в форме 2 л. мн.ч.

В повествовательных и вопросительных предложениях выражается действие говорящего или собеседника:

Завтра улетаю в командировку., Что предпочитаете на десерт?

В побудительных предложениях выражается побуждение к действию собеседника:

Читай! Пиши! Вставь пропущенные буквы.

Такие предложения самостоятельны, они не нуждаются в подлежащем, потому что идея лица может быть выражена в языке личными окончаниями глаголов.

2. Неопределённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времени или в форме мн.ч. в прошедшем времени. Лицо не определено: действие совершается кем-то неопределённым.

неизвестно, не определено, кем производится действие

По телевизору сообщили, что…

не определено, кем произведено действие

Такие предложения не нуждаются в подлежащем, поскольку выражают идею неопределённости лиц, производящих действие.

3. Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 2 л. ед.ч. или 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времен либо в форме 2 л. ед. или мн.ч. повелительного наклонения:

В обобщённо-личных предложениях лицо выступает в обобщённом виде: все, многие, а действие представлено как обычное, совершаемое всегда. Такие предложения выражаю коллективный опыт народа в целом, отражают устойчивые, общепринятые понятия. Примеры:

Любишь кататься, люби и саночки возить.
На чужом несчастье своего счастья не построишь.

Действие, о котором говорится, является обычным, характерным для всех людей передает идею коллективного опыта.)

Цыплят по осени считают.

Не важно, кто конкретно совершает действие, важнее, что оно совершается обычно, всегда, всеми - отражается коллективный опыт, при этом конкретное лицо не подразумевается.

В обобщённо-личных предложениях важна идея обобщённого лица, поэтому они выражают обобщения, характерные для пословиц и поговорок, афоризмов, разного рода сентенций.

Примечание:

Не во всех учебниках обобщённо-личные предложения выделены в особый тип. Многие авторы полагают, что обобщённое значение могут иметь определённо-личные и неопределённо-личные предложения. Примеры:

Любишь кататься, люби и саночки возить.
(рассматривается как определённо-личное предложение, имеющее обобщённое значение)

Цыплят по осени считают.
(рассматривается как неопределённо-личное предложение, имеющее обобщённое значение)

В чём основание для разных интерпретаций?
Авторы, выделяющие обобщённо-личные предложения в отдельный тип, больше внимания уделяют значению этой группы предложений. А те, кто не видит для этого достаточного основания, во главу угла ставят формальные признаки (формы глаголов).

4. Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в форме ср.р. прошедшего времени. Примеры:

Действие или состояние выражено в них как непроизвольное, никак не зависящее от какого-либо лица или группы лиц.

Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено по-разному:

1) безличным глаголом: Вечерело., Смеркалось.
2) личным глаголом в безличном употреблении в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в ср.р. ед.ч. прошедшего времени. Темнеет., Темнело.
3) кратким страдательным причастием в форме ср.р.: Уже послано на рынок за свежими продуктами.
4) словом категории состояния: Тебе холодно?, Мне хорошо.
В настоящем времени нулевая связка глагола быть не употребляется. В прошедшем и будущем времени связка быть стоит в формах:

  • прошедшего времени, ед.ч., ср.р.: Мне было хорошо.
  • будущего времени, ед.ч., 3 л.: Мне будет хорошо.

5) инфинитивом: Быть скандалу., Быть беде.
6) безличным вспомогательным глаголом с инфинитивом: Хотелось отдохнуть.
7) словом категории состояния с инфинитивом: Хорошо отдыхать!
8) отрицаниями: нет (нету - разговорно-просторечное), ни: Нет счастья в жизни!

Безличные предложения многообразны и по выражаемым им значениям. В них могут передаваться и состояния природы, и состояния людей, и значения отсутствия чего- либо или кого-либо. Кроме того, в них часто передаются значения необходимости, возможности, желательности, неизбежности и др. подобные.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что односоставными называются предложения с одним главным членом-сказуемым?

  2. Верно ли, что односоставными называются предложения с одним главным членом - подлежащим?

  3. Как называются предложения с одним главным членом - подлежащим?

    • неполные
    • назывные
  4. Каким является предложение: Что за чушь! ?

    • назывное
    • определённо-личное
    • безличное
  5. Каким является предложение: Берегите природу! ?

    • определённо-личное
    • неопределённо-личное
    • безличное
  6. Каким является предложение: В газете напечатали прогноз погоды на неделю. ?

    • неопределённо-личное
    • обобщённо-личное
    • определённо-личное
  7. Каким является предложение: Меня знобит. ?

    • назывное
    • безличное
    • определённо-личное
  8. Каким является предложение: Светает. ?

    • безличное
    • неопределённо-личное
    • обобщённо-личное
  9. Каким является предложение: Ему хотелось спать. ?

    • определённо-личное
    • неопределённо-личное
    • безличное
  10. Каким является предложение: Хотите чаю?

    • определённо-личное
    • неопределённо-личное
    • безличное

Назовите виды односоставных предложений по способу выражения главных членов.

У односоставных простых предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого. В зависимости от этого они бывают назывными и глагольными.

Назывные - это такие односоставные предложения, у которых главный член - подлежащее. В этих предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении, о которых утверждается что они есть в настоящем, например: Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь (А. Пушкин.)

Назывные предложения произносятся с интонацией сообщения. Назывные предложения чаще всего употребляются в публицистическом и художественном стилях, в разговорной речи.

В глагольных односоставных простых предложениях главный член - сказуемое. Глагольные односоставные предложения делятся на виды в зависимости от формы сказуемого.

Определённо-личными называются предложения со сказуемым - глаголом в форме 1-го или 2-го лица: Приветствую тебя, пустынный уголок! (А. Пушкин.)

Примечания:

В определённо-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в форме 3-го лица единственного числа и в прошедшем времени: это лицо не является определённым, а прошедшее время вообще не указывает на лицо.

Определённо предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям поэтому они нередко используются для избежания повторения одного и того же слова.

В неопределенно-личных предложениях глагол выражается формами 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени: За рекой косили . Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А. Пушкин.)

Обобщенно-личные предложения указывают на обобщённое лицо. Им обычно является 2-е лицо. Действие в этих предложениях может быть отнесено к любому лицу, к группе лиц, поэтому в форме таких предложений выступают чаще пословицы, например: Что посеешь, то и пожнёшь.

Обобщённое значение может иметь и форма 3-го лица множественного числа: По одёжке протягивают ножки (пословица).



Безличные предложения - это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например: Знобит с утра. Быстро смеркается.

Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко в них используются личные глаголы в значении безличных: Бурей снесло крышу.

В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределённой форме, а также наречия на -о(-е), Например: Не догнать тебе бешеной тройки! (Н. Некрасов); Весело жить в такой земле! (М. Лермонтов).

III. Закрепление изученного

Анализ текста.

1) Гладь почти безветренная. 2) Мелкие волнишки мирно толкаются о борт. 3) Широкий след за кормой. 4) Простор, вода и небо. 5) Воздух такой чистый, что каждый вздох ощущаешь, как глоток свежей воды. 6) Лодка идёт легко, спокойно, устойчиво, чуть-чуть пожурчивает вода за бортом. 7) Хочется не говорить, а молчать. 8) Мы и молчим, глядя, как удаляется берег. 9) Молчим, покорные этому щедрому бескрайнему свету, этому подрагиванию и покачиванию. 10) Вот уже и первая чайка. 11) Вот уже не видно камней на нашем берегу. 12) Вот уже и людей не видать. 13) Вот уже слились в одну густую, плотную, чёрную толпу редкие прибрежные сосны, и за этой колышущейся толпой неразличима наша дача. (Л. Чуковская . «Памяти детства»)

Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте.

Подчеркните грамматическую основу предложений. Определите способы выражения главных членов предложения, тип сказуемых (простое глагольное, составное глагольное, составное именное).

Опишите предложения по характеру грамматических основ: односоставное или двусоставное. (Односоставные: 3, 4, 7, 9, 11, 12, так как в них только одна грамматическая основа.)

Запись предложений под диктовку учителя.

Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибрежным лесам ярко осветиться в водах. Зеленокудрые они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть, никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире. (144 слова)

(Н. В. Гоголь. «Страшная месть»)

Подчеркните односоставные предложения (в том числе и в составе сложных) одной чертой.

Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал;

Ответы к заданиям 1, 2, 3 упр. 247:

1) Слова, написание которых отличается от современных грамматических норм: примолнив - промолвив; дикенький (диковатый) дом; полукружием - полукругом; домы - дома.

2) В тексте один абзац, так даётся описание Петербурга глазами провинциала.

3) Толкование выделенных слов и оборотов:

Провинциал - житель провинции.

Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам общества и окружающих.

Колпак - конусовидный или овальный головной убор.

Будка - небольшое, обычно деревянное строение для сторожа, часового.

Флигель - пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.

Верста - русская мера длины, равная 1,06 км.

На почтительном расстоянии - на значительном удалении.

Присутственное место - учреждение.

Лавочка - небольшой магазин.

Плетень - изгородь из плетёных прутьев и ветвей.

Яровые - злаки, засеваемые весной, созревающие в год посева.

Благодатный застой - отсутствие развития, движения, доставляющее радость (стабильность, постоянство).

Урок 43

Осложненное предложение

Цели урока:

Обобщение знаний по теме «Осложнённое предложение»; закрёпление навыков постановки знаков препинания в предложениях, осложнённых обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями, пояснительными и присоединительными конструкциями; закрепление умения составлять словообразовательные гнёзда.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Проверка выполнения заданий 1, 2, 3 упр. 247 (заранее выписаны на доске). Учащиеся проверяют друг друга в парах, задают 3-4 дополнительных вопроса по теме «Простое предложение».

2. А в это время один учащийся работает у доски по карточке:

Составьте из данных слов словообразовательные гнёзда: свет, спать, искать.

Образец:

II. Работа по теме урока

Анализ текста.

Обреченный судьбой на постоянную праздность , я не делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал всё, что привозили мне с почты, спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь.

Однажды, возвращаясь домой , я нечаянно забрёл в какую-то не знакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею . Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по еловым иглам , которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут то же запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду , слабым голосом пела иволга, должно быть тоже старушка.

(А. П. Чехов )

Объясните знаки препинания в тексте, определите, чем осложнено простое предложение в сложном.

Какими членами предложений являются обособленные обороты?

Какую функцию выполняют в тексте причастные обороты? (Причастия с зависимыми словами передают признак предмета как действия. Причастные обороты придают тексту выразительную краткость, так как обладают «энергией» глагола и живописной силой прилагательного. Поэтому причастия и причастные обороты являются выразительным художественным средством в тексте.)

Какая особенность есть у этого отрывка? (В небольшом по объёму тексте много деепричастных оборотов. Деепричастные обороты обычно используются в книжной речи. Их достоинство - краткость, лаконичность. Деепричастия и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, поэтому они широко используются в художественной речи.)

2. Дополните список обособленных оборотов, с которыми вы знакомились в среднем звене:

Обособленные члены предложения Условия обособления
Определения Обособляются: 1) Распространенные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимым словом (определительные обороты), стоящие после определяемого слова. 2) Одиночное определение, если стоит после определяемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова. 3) Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение. 4) Определения, относящиеся к личному местоимению.
Приложения 1) Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательным существительным с зависимыми словами и относящиеся к нарицательному существительному. 2) Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово. 3) Приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого существительного. 4) Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособленного приложения, если оно поясняет либо уточняет нарицательное существительное. 5) Приложения при личном местоимении.
Обстоятельство 1) Деепричастный оборот и одиночное деепричастие. 2) Обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенного падежа для смыслового выделения или для попутного пояснения. 3) Оборот с предложными сочетаниями несмотря на, ввиду, благодаря, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в противоположность, в связи, в силу, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, подобно, по причине, по случаю, при наличии, при условии, согласно и др.
Дополнение Существительные с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду с и др.
Уточняющие члены предложения Слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов: 1) Уточняющие обстоятельства места. 2) Уточняющие обстоятельства времени. 3) Уточняющие обстоятельства образа действия, 4) Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т. д.
Пояснительн. конструкции Пояснительные члены предложения с союзом или .
Присоединительные конструкции Конструкции, присоединяющиеся словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и потом, причем, да и вообще и др.

Односоставными считаются предложения, в которых может быть лишь один главный (подлежащее или сказуемое) член предложения.

Глагол в роли сказуемого

Если в односоставном предложении главный член выражен глаголом, то он является сказуемым. Среди таких предложений выделяют:

  1. определённо-личные - в роли сказуемого глагол в личной форме (1-ое или 2-ое лицо), к нему можно подставить местоимения я, ты, мы, вы в двусоставном предложении. Действие в них совершается говорящим или собеседником. Например: Лечу завтра в Санкт-Петербург. Вылечись, пожалуйста, побыстрей. Считаем это пройденным этапом.;
  2. неопределённо-личные - сказуемое во множественном числе (3-е лицо, если употреблено в настоящем или будущем времени), в качестве подлежащего в двусоставном предложении использовалось бы неопределённое местоимение. Действие в них совершается каким-то неопределённым лицом. Например: Тебе передали мою просьбу? Звонят по телефону. Если бы меня об этом спросили, то получили бы правильный ответ.;
  3. обобщённо-личные - чаще всего это пословицы, поговорки, афористичные выражения, потому что действие в них может быть отнесено к любому лицу или является привычным. Например: Ум за морем не купишь, коли дома нет. Одного воробья на двенадцать блюд не разложишь.;
  4. безличные - действие совершается само по себе, без действующего лица, поэтому в них нет и не может быть подлежащего. В качестве сказуемого в них используются различные глагольные формы. Например: Вчера было морозно и ясно, а сегодня теплеет. Не хватило терпения при выполнении задания. Им надо спешить, чтобы успеть на поезд.

Инфинитивные предложения

Некоторые исследователи выделяют среди односоставных так называемые инфинитивные предложения, хотя в школьной программе их относят к безличным. Но если в безличных предложениях действие возникает и протекает без исполнителя, то в инфинитивных лицо призывается к активному действию (Быть конкурсу! ) или сказуемое обозначает действие необходимое или желательное (Чтобы простить человека, надо его понять.).