Кем был колчак во время гражданской войны. Биография колчака. Все реформы Колчака провалились

Александр Васильевич Колчак – один из интереснейших личностей в Российской истории начала двадцатого века. Океанограф, адмирал, путешественник и флотоводец. Общественность России знает кто такой Колчак. Верховный Главнокомандующий Русской армией и Верховный правитель России во время Гражданской войны в России.

Лишь узкому кругу людей известно, что будущий руководитель белого движения в Сибири большую часть своей активной жизни занимался научно-исследовательской деятельностью.

Происхождение рода

Александр Васильевич типичный представитель рода служивого дворянства России. Род его очень обширен. В википедии есть почти полное описание генеалогического древа Колчаков. Сейчас доподлинно известно, что прадед Александра Васильевича служил сотником в Бугском казачьем войске. За отличную службу по охране границы по Днестру получил надел земли на Херсонщине. У Лукьяна Колчака было три сына:

В 1843 году Лукьян Колчак указом Сената был утверждён в потомственное дворянство и внесён в родословную книгу Херсонских дворян.

После кончины отца сыновья разделили имение. Старший сын Лукьяна Иван (дедушка адмирала) был отцом многодетного семейства. Все три его сына избрали для себя карьеру военного, все трое стали морскими артиллеристами. Пётр, младший сын, дослужился до капитана первого ранга. Средний сын Александр, выйдя в отставку генерал-майором, обосновался на Тамбовщине. От него пошли помещики Тамбовской губернии, средняя линия Колчаков.

А Василий Колчак (1837 г. р.), старший из братьев, в 1854 году из одесского лицея ушел добровольцем в армию защищать Крым от англо-французских интервентов. Служил в морской артиллерии. Отличился при обороне Малахова кургана и был награждён Георгиевским крестом. Произведён в прапорщики. Окончив в Санкт-Петербурге Горный институт, стал известным артиллерийским специалистом, опубликовал несколько трудов о выплавке стали. В 1889 году закончил военную службу в чине генерал-майора.

Мама Александра Колчака Ольга Ильинична родилась в 1855 году в семье одесского купца. Её отец был почётным гражданином Одессы, членом Одесской городской думы. Обвенчавшись в начале восьмидесятых годов девятнадцатого века, родители адмирала селятся деревне городом, но рядом с Обуховским заводом. В 1874 году, 4 ноября родился сын Александр.

Классическая гимназия и Морской корпус

С 1885 года по 1888 год Александр учился в классической мужской гимназии № 6 Санкт-Петербурга. Вместе с Александром Колчаком в этой гимназии учился Вячеслав Менжинский, будущий главный чекист СССР.

Учёба в гимназии Александру не давалась. Однажды его за неуспеваемость хотели оставить повторно обучаться во втором классе, но ему удалось повторный экзамен сдать на положительную оценку.

По окончании третьего класса в 1888 году отец переводит его из гимназии в Морское училище. И тут у подростка коренным образом изменилось отношение к учёбе. В 1991 году училище переименовали в Морской кадетский корпус. И юный Колчак становится одним из лучших его воспитанников.

Через два года учёбы шестнадцатилетние кадеты впервые вышли в море на практику. На броненосном фрегате «Князь Пожарский» подняли флаг командующего учебной эскадрой адмирала Ф. А. Геркена. Морская практика и учебное плавание продолжалось три месяца. За это время они заходили во многие порты Балтийского моря.

В 1892 году кадеты 1888 года набора производятся в гардемарины. Александру как лучшему в учёбе присваивают звание младшего унтер-офицера и назначают фельдфебелем-наставником в младшую роту.

В 1994 году после сложного месячного плавания гардемарины начали сдавать выпускные экзамены. Колчак все экзамены сдал на «отлично». 15 сентября 1894 года Приказом Военно-Морского министра гардемарины были произведены в мичманы.

Первые шаги в исследовательской деятельности

Выпускник Морского кадетского корпуса Колчак получил распределение в Кронштадт, в морскую обсерваторию. Но вскоре был назначен вахтенным офицером на крейсер «Рюрик», который из Балтийского моря убывал на Дальний Восток. В это время молодой мичман начал углублённо изучать гидрологию и океанографию . Особенно его интересовали полярные области Тихого океана. Его северные и южные моря. Было огромное желание продолжить исследования, начатые Лазаревым М. П. и Беллинсгаузеном Ф. Ф.

На Дальнем Востоке офицер начал изучение морских течений, но служба на флагмане тихоокеанской эскадры не позволяла всецело заняться научными исследованиями. Александр просит перевести его на канонерку «Кореец», направлявшийся к Командорским островам. Там он планировал начать исследовать полярные моря. Но командование флота сочло необходимым использовать офицера в должности вахтенного учителя по подготовке унтер-офицеров и боцманов на клипере «Крейсер».

Клипер «Крейсер» курсировал между Корейским полуостровом и японским Нагасаки. Всё своё свободное время Колчак проводил за гидрологическими исследованиями местных морей.

В декабре 1898 года клипер из Порт-Артура отправляют в Кронштадт в распоряжение командования Балтийского флота. И в это же время Колчаку присваивают звание лейтенанта. В Кронштадте офицер узнаёт, что для изучения арктических морей готовятся две научные экспедиции. Посыльное судно «Баклан» доставит русских и шведских учёных на остров Шпицберген, а адмирал Макаров С. О. на ледоколе «Ермак» готовится отплыть в глубины Арктики. Александр стремится попасть в одну из этих экспедиций, служебные обстоятельства не позволяют ему этого сделать.

В 1899 году Александр Васильевич систематизирует свои исследования течений Японского и Жёлтого морей и публикует свою первую научную статью. После публикации статьи лейтенант на броненосце «Петропавловск» отправляется во Владивосток. На полпути, когда корабль стоял в одном из греческих портов, пришла телеграмма о временном переводе Колчака с военной службы в распоряжение Императорской Академии наук.

Академия наук готовит полярную экспедицию, основной целью которой был маршрут от Кронштадта до Владивостока по Северному морскому пути. По пути нужно было исследовать области севернее Новосибирских островов, а также попытаться найти Землю Санникова. Начальником экспедиции назначили барона Толль, Эдуарда Васильевича.

Полярная экспедиция 1900-1902 годов

В январе 1900 года Колчака назначили руководителем гидрологических работ и параллельно помогать в работе магнитологу. Зима и весна ушли на обучение на специальных курсах. Некоторое время проходил стажировку у Нансена в Норвегии. И участвовал в наборе и обучении команды.

8 июня 1900 года шхуна «Заря» отправилась в путь вокруг Скандинавского полуострова. 22 сентября остановились в бухте на побережье полуострова Таймыр на зимовку. Лейтенант с головой ушёл в изучение севера. Занимался гидрологическими и гидрохимическими исследованиями. Осуществлял работы по барометрическому нивелированию и земному магнетизму. Делал маршрутную съёмку и топографические работы. Ясными ночами определял долготу и широту объектов, имеющих географическое значение. Потом, всю экспедицию Александр Васильевич подробно описывал острова и берега Северного Ледовитого океана, занимался определением состояния и развития льдов.

В октябре 1900 года первой санной поездки по малоисследованным частям полуострова внёс существенные уточнения астрономического характера некоторых точек и внёс исправления в карты, составленные в 1893 году экспедицией Нансена.

В апреле 1901 года Эдуард Толль и Александр Колчак, делая геологические и топографические съёмки, на санях прошли 500 вёрст. Часто им приходилось, помогая собакам, самим впрягаться в упряжки. Барон называл Колчака лучшим офицером экспедиции. И увековечил его имя, назвав именем Колчака мыс на Таймыре и открытый им остров в Таймырском заливе. А сам Александр Васильевич другой остров и мыс назвал именем своей невесты Софьи. Мыс Софьи носит это название до наших дней.

По окончании зимовки экспедиция на своей яхте прошла 1350 морских миль, по пути преодолев долготу мыса Челюскин. Яхта «Заря» стала четвертым морским судном, которая обогнула самую северную материковую точку Евразии. До неё там были:

  • Пароход «Вега».
  • Пароход «Лена».
  • Судно «Фрама».

В середине сентября 1901 года на острове Котельный экспедиция остановилась на вторую зимовку. Колчак, при любом удобном случае в группе с товарищами или же один, ходил и ездил на собачьих упряжках исследовать остров. Весной обследовал и соседний остров Бельковский. Он провёл фундаментальное изучение льдов Восточно-Сибирского и Карского. По итогам написал интересный отчёт, к которому приложил 24 фото видов и форм льдообразований.

Барон Толль не нашёл севернее Новосибирских островов легендарную Землю Санникова. И было решено исследовать острова, которые были неподалёку. 29 апреля 1902 года на остров Новая Сибирь отправляется группа под руководством старшего зоолога экспедиции Бялыницкого-Бируля, Алексея Андреевича. А 23 мая сам Толль с тремя товарищами отправился на остров Беннета.

Было уговорено, что яхта «Заря», освободившись от ледового плена, подберёт обе группы. Оставшимся членам экспедиции удалось высвободить судно из ледового плена лишь в начале августа . Восьмого числа они направились к островам на поиски ушедших групп. Две недели пытались пробиться через ледовые поля. Безуспешно. Судно получило значительные повреждения корпуса, и капитан яхты лейтенант Матисен Ф. А., возглавивший экспедицию, принял решение плыть на юг к бухте Тикси. 25 августа «Заря» с большим трудом дошла до устья реки Лены, где встала на вечный прикол. Оттуда Матисен отправил весть о положении дел в Якутск. Лишь история рассудит, почему команда яхты и члены экспедиции не продолжили поиски товарищей.

Матисен, Фёдор Андреевич, 1872 года рождения. Выпускник Морского кадетского корпуса, где учился с Колчаком. Участник нескольких экспедиций за Полярный круг:

Умер в декабре 1921 года в Иркутске от сыпного тифа.

Весь груз, оборудование экспедиции и коллекции перегрузили на пароход «Лена», который пришёл из Якутска. В Якутске Ф. Матисен распорядился отправить несколько оленьих упряжек к Тикси и ждать остальных членов полярной экспедиции. Если до первого февраля они не выйдут к мысу, то по льду отправиться на остров Новую Сибирь на поиски.

В декабре 1902 года участники экспедиции добрались до Петербурга. За эту экспедицию все участники были награждены. Лейтенанту Колчак вручили орден Святого Владимира четвёртой степени.

Экспедиция по спасению группы Толля

В Санкт-Петербурге Ф. А. Матисен и А. В. Колчак стали набирать команду по спасению групп Толля и Бялыницкого-Бирули. Но Академия наук в спасательную экспедицию направила только Колчака с семнадцатью матросами, так как группа Бирули к этому времени самостоятельно выбралась на материк.

В начале апреля 1903 года спасатели начали шлюпочно-санный поход от селения Казачий на реке Яна. На вельботах достигли ледовых полей, и дальше одна группа пошла пешком. А другая на вельботах плыла по медленно открывающейся ото льда воде. Так как лёд становился рыхлым, люди впрягались в упряжки, помогая собакам. Только 23 мая дошли до острова Котельный. 4 августа достигли острова Беннет и нашли бутылку с запиской и планом острова, которую оставил Толль. На восточном берегу была найдена ещё одна, последняя, записка барона от 26 октября 1902 года. Это был краткий отчёт о проделанной на острове работе.

В это время вельботная группа спасателей проводила поиски на других островах Новосибирских группы. Но никаких следов не обнаружили. На острове Новая Сибирь запасы продовольствия были обнаружены в не тронутом виде. Группа пропала без вести.

Спасатели вернулись в Казачий только в начале декабря .

В истории исследований Арктики этот поход будущего белого адмирала получил название «Спасательная экспедиция 1903 года». До 1990 года кто-то предпочитал не упоминать этот период жизни адмирала, акцентируя внимание на историю Гражданской войны и роль Колчака в белом движении.

Заключение

В богатой биографии одного из руководителей белого движения много интересных фактов . Принимал участие в Русско-японской войне, воевал на Балтийском море с Германией, воевал на Чёрном море с Турцией. В одной маленькой статье невозможно полностью описать жизнь человека с такой богатой биографией.

Колчак Александр Васильевич




Нашумевший фильм режиссера А. Кравчука «Адмиралъ» 2008 г. содержит апологетическую трактовку образа знаменитого предводителя Белого движения, адмирала Александра Колчака, в то время как историки, далекие от канонизации этого исторического персонажа, настаивают на том, что это псевдоисторическая мелодрама, и экранный герой слишком далек от реального. Какова доля правды и вымысла в киноверсии исторических событий?


Кадр из фильма *Адмиралъ*, 2008

Оценки фильма «Адмиралъ» варьируются от «смещения акцентов» до «изнасилования истории в изощренной форме», но в одном критики единогласны – слишком много отступлений от исторической правды, недомолвок и откровенной лжи.

Это просматривается как на уровне деталей (неточности в офицерском обмундировании, в изображении кораблей – эсминец вместо миноносца), так и в более масштабных формах (создатели фильма «забыли» о том, что у Анны Тимиревой был сын от законного мужа, которого она бросила из-за любви к Колчаку).



Адмирал Колчак и Анна Тимирева



Анна Тимирева действительно развелась с мужем, чтобы стать гражданской женой Колчака, а когда его арестовали, она добровольно пошла в тюрьму вслед за ним. После смерти адмирала она 30 лет провела в тюрьмах, лагерях и ссылках.

Но чрезмерное внимание к любовной линии сюжета – история взаимоотношений Колчака с Анной Тимиревой – привело к тому, что значительным фактам его биографии внимание вообще не уделялось.

Так, например, не упоминается о том, как адмирал проявил себя в Русско-японской войне, или о его участии в полярных экспедициях.



Гражданская жена Колчака Анна Тимирева

За кадром осталось и то, что Колчак был довольно жестоким военачальником и прославился беспощадным террором – его войска выжигали целые поселения, на их счету десятки тысяч убитых.

Только в Екатеринбургской губернии колчаковцы расстреляли свыше 25 000 человек. Его личность получает крайне неоднозначные оценки историков, он был слишком противоречивым для такого плоского и «картонного» образа на экране.


Александр Васильевич Колчак


Адмирал Колчак

Историк Андрей Синельников утверждает, что события 1916-1917 гг. в фильме полностью вымышлены: никакого немецкого броненосного крейсера в апреле 1916 г. Колчак на мины не заманивал и не стрелял по нему из пушки.

Крейсер «Фридрих Карл» действительно существовал, но он взорвался на русских минных заграждениях еще в 1914 г., без участия Колчака.



Александр Колчак в жизни и в кино. В роли адмирала - Константин Хабенский

Когда в фильме Колчак представляется командиром крейсера «Слава», это тоже очевидная нестыковка: адмирал никогда не командовал боевыми кораблями свыше 750 тонн водоизмещением, обычно это были миноносцы, но не крейсеры и линкоры.



Софья Федоровна Омирова-Колчак, законная жена адмирала, в жизни и в кино



Многие легенды и домыслы о жизни Колчака родились из допросов адмирала в Иркутске, во время которых, по мнению историков, флотоводец преувеличил свои заслуги.

Кроме того, менее чем за годичное командование Колчаком Черноморским флотом русские морские силы понесли самые большие потери за всю войну.

За год своего правления адмирал массовыми казнями поднял против себя крестьян Сибири, подавшихся в партизаны. Его называли марионеткой в руках Антанты.



Анна Ковальчук в роли Софьи Колчак и Елизавета Боярская в роли Анны Тимиревой

В ноябре 1918 г. Колчак был избран Верховным правителем России, к весне 1919 г. ему удалось собрать армию численностью 400 тысяч человек.

Но уже осенью 1919 г. его войска терпят одно поражение за другим. В январе 1920 г. он был арестован, а 7 февраля его расстреляли без суда и следствия. Из-за сильных морозов его тело не было предано земле – его сбросили в прорубь на Ангаре.



Адмирал Колчак

Художественные фильмы часто слишком вольно обращаются с историческими фактами.

Биография Александра Васильевича Колчака всегда представляла большой интерес для потомков. Не зря же Колчак до сих пор считается одной из самых неординарных и неоднозначных фигур в отечественной истории.

Будущий адмирал родился поздней осенью 1874-го в северной столице. На протяжении трех лет он учился в гимназии, после чего поступил в одно из морских училищ. Там он начал постигать азы морского дела.

Именно в стенах этого заведения раскрылся его исключительный талант и неординарные способности в военно-морской науке. Будучи учащимся, он начал выходить в учебные походы, благодаря которым он предметно изучал гидрологию и океанографию.

Когда он уже стал профессиональным специалистом, Колчак принял участие в полярной экспедиции известнейшего путешественника Э. Толля. Исследователи пытались установить координаты острова, который именуется Землей Санникова. По результатам этой работы молодого ученого включили в состав Российского географического общества.

Когда началась русско-японская война, Александр Васильевич был переведен в военное ведомство, где он начал командовать миноносцем «Сердитый» в районе Порт-Артура.

После мирного договора Колчак продолжил свою карьеру ученого. Его научные работы, связанные с океанологией и историей исследований, завоевали уважение и почет в среде полярников. А члены географического общества решили наградить его «Золотой Константиновской медалью», которая в те времена считалась высшим знаком уважения.

В августе 1914-го грянула , и Колчак занялся развитием военно-морского флота. В первую очередь, он начал разрабатывать план минной блокады немецких баз. Как итог, он возглавил Минную дивизию Балтийского флота.

В 1916-м Колчак стал не только вице-адмиралом, но и командующим Черноморским флотом.

Февральская революция застала его в Батуми. Он присягнул Временному правительству и отправился в революционный Петроград. Впоследствии его, как военного эксперта, пригласили в Соединенные Штаты и в Японию.

Все планы адмирала нарушил Октябрьский переворот. Он вернулся на Родину только осенью 1918-го. В Омске он стал морским и военным министром «Директории», а через некоторое время получил пост Верховного Правителя России. Войска Колчака смогли взять Урал, но вскоре начали терпеть поражения от Красной армии.

Во время Гражданской войны ему активно помогали войска , но затем предали его и в феврале 1920-го главнокомандующий и Верховный правитель был расстрелян большевиками. Считается, что одной из причин предательства стала непримиримая позиция Колчака по вопросу о Российской империи – он всячески препятствовал его вывозу за рубеж, считая исключительно русским достоянием.

Личная жизнь адмирала Колчака широко освещена в прессе и в литературе. В 1904-м он женился на Софье Омировой. Она родила ему троих детей, из которых двое умерли в детстве. Сын Ростислав родился в 1910-м. После революции Софья Колчак с сыном эмигрировали в Париж. Ростислав стал выпускником Высшей школы дипломатических и коммерческих наук и трудился в одном из банков. Когда началась Вторая Мировая, его мобилизовали, и вскоре он попал в плен немецким оккупантам. После войны он вернулся из лагеря. Его не стало 1965-м. Его мать, супруга Колчака, скончалась за девять лет до смерти сына.

Из письма Колчака сыну Ростиславу: «Дорогой милый мой Славушок … Я хотел, чтоб и ты пошел бы, когда вырастешь, по тому пути служения Родине, которым я шел всю свою жизнь. Читай военную историю и дела великих людей и учись по ним, как надо поступать – это единственный путь, чтобы стать полезным слугой Родины. Нет ничего выше Родины и служения Ей»

И лёд, и флот, и эшафот. Кем для России был, есть и будет адмирал Колчак?

Имя адмирала Колчака сегодня вновь в центре политического и культурного внимания. Почему спустя почти столетие о нём заговорили снова?С одной стороны, особую актуальность приобретают его арктические исследования в связи с тем, что на международной арене сейчас ведётся активная борьба за передел территорий Северного Ледовитого океана. С другой — 9 октября российского зрителя ждёт масштабная премьера фильма « Адмиралъ » (картина выходит рекордным количеством копий — 1250), посвящённого жизни, карьере, любви и гибели Колчака.О том, насколько велика роль Колчака в российской истории, и о том, насколько его судьба может быть сегодня интересна широкому зрителю, « АиФ » попросил рассказать редактора и одного из авторов книги « Адмиралъ . Энциклопедия фильма» доктора исторических наук Юлию КАНТОР.

Арктика Колчака

— На мой взгляд, в российской истории начала ХХ века трудно найти фигуру более яркую и неоднозначную, чем Колчак. Если историческая и политическая миссия Колчака по-прежнему может трактоваться по-разному и нуждается во всестороннем свободном от идеологии изучении, то его роль как учёного, исследователя Арктики вряд ли способна вызывать противоречивые оценки. Но, увы, до сего времени она по-прежнему недооценена и малоизвестна.

Роль Колчака как выдающегося военачальника и флотоводца времён Первой мировой войны также заслуживает внимания. Он много сделал, во-первых, для создания Российского военного флота как такового. Во-вторых, Колчак внёс большой вклад в защиту берегов Балтийского моря. А изобретённые им знаменитые «минные сети», расставленные от неприятеля в Первую мировую, пригодились и во времена Великой Отечественной.

Путь на Голгофу

Немалые споры фигура Колчака вызывала и вызывает в первую очередь в связи с его деятельностью как политика. Да, адмирал абсолютно не был политиком. Однако он принял на себя должность Верховного правителя с диктаторскими полномочиями. У него не было политической программы как таковой, Колчак совершенно не умел быть дипломатом, был внушаемым и доверчивым человеком, а это губительно и в более простые исторические периоды. Кроме того, адмирал был человеком долга и чести — для политика «неудобные» качества. Но наивно предполагать в нём демократа — в его устремлениях видна отчётливая авторитарность. При этом адмирал был очень ранимым, рефлексирующим и неуверенным в себе.

Это становится совершенно очевидно, когда читаешь его личную переписку. А вместе с тем понимаешь, каких усилий ему стоило, как он сам говорил, «принять крест этой власти». Колчак прекрасно осознавал, на какую Голгофу восходит, и предчувствовал, чем для него всё может закончиться.

Сегодня выходит достаточное количество фильмов об исторических персонажах, обращаться к которым в советское время кинематографистам было запрещено. Но интерес к Колчаку особый. И кино и литература вспомнят о нём ещё не раз. Он сложная, многогранная личность, в его жизни интересно разбираться. А потом, что немаловажно для художественных произведений, через биографию Колчака проходит поразительно красивая, незамутнённая история любви — к Анне Тимирёвой . Это потрясающий по глубине и трагизму роман, разворачивающийся на фоне драматических исторических событий и имеющий документальную основу. А любовь — тема на все времена.

http://amnesia.pavelbers.com

Благодаря нескольким документальным фильмам и художественному сериалу этот человек обрел мученический титул, а история его любви к Анне Тимиревой, похоже, готова встать в один ряд с классическими средневековыми историями типа Луиза и Абеляр или Данте и Беатриче. Вот только если приглядеться повнимательнее к биографии этого человека, понимаешь: советская историография во многом была права – особенно, что касается сотрудничества Колчака с Антантой. Он был замечательным мореплавателем, глубоким исследователем, но оказался плохим и недальновидным политиком.

Биография и деятельность Александра Колчака (1874-1920)

Место рождения Колчака – село Александровское Санкт-Петербургского уезда. Он окончил шестую Петербургскую классическую гимназию. Продолжил обучение в Морском кадетском корпусе. В сентябре 1894 года его производят в мичманы. В 1895 – 1899 состоялось его первое заграничное плавание. В 1898 году Александра производят в лейтенанты. Он плавает на броненосце «Петропавловск», принимает участие в Русской полярной экспедиции под руководством Э. В. Толля (1900-1902 гг.). Служит в Порт-Артуре. Попадает в японский плен, из которого возвращается только через полгода.

В 1906 году был прикомандирован к Академии наук, где занимался обработкой тех материалов, что удалось собрать за время Русской полярной экспедиции. Затем Колчака прикомандировывают к Морскому генеральному штабу. Он заведует отделением русской статистики, получает новые звания - капитан-лейтенанта и капитана 2 – го ранга. Командует строительством ледокольного транспорта «Вайгач». Совершает на нем плавание из Петербурга через южные моря в Арктику и обратно во Владивосток. Пишет и издает книгу «Лёд Карского и Сибирского морей».

С конца 1911 года Колчак в Петербурге, возвращается на службу в Морской генеральный штаб. С 1912 года местом его службы становится Балтийский флот, он вступает в должность командира эскадренного миноносца «Уссуриец». В начале 1915 года происходит его судьбоносное знакомство с А. В. Тимирёвой. В 1916 году Александра Васильевича производят в контр-адмиралы, затем в вице-адмиралы. Отныне под его началом находится весь Черноморский флот.

Февральскую революцию и развал армии он не принял, уехав в США. В 1918 году возвращается в Россию через Дальний Восток, приезжает в Омск. Там, в результате отстранения от власти т.н. Директории, он избирается Верховным правителем России. Генерал Деникин приказом по армии объявляет свои полномочия исчерпанными и передает их Колчаку. Ранней весной 1919 года начинается массированное наступление белых войск, взяты Уфа, Пермь и Чистополь. Однако наступление захлебывается.

Широкое партизанское движение, развернувшееся в Сибири и на Урале, серьезно осложняет положение колчаковцев. Местное население бойкотирует власть белых. Не способствует популярности и развернутый белый террор. Союзники отказывают в финансовой помощи. Последним ударом становится предательство белочехов. В январе 1920 года бронепоезд Колчака блокирован на станции Нижнеудинск. Адмирал арестован и передан т.н. Политцентру, а затем – большевистскому ревкому, который после серии допросов принимает решение о расстреле адмирала. В начале февраля 1920 года приговор был приведен в исполнение. Могилы Колчака не существует – его останки поглотила река Иртыш. Армия генерала Каппеля не смогла прийти на выручку – в том числе по причине смерти самого Каппеля от гангрены ног.

  • Анна Васильевна Тимирева, последняя любовь Колчака, пережила его более чем на 50 лет, пройдя через длительное тюремное заключение, ссылку и поражение в правах. Лишь незадолго до смерти она рассекретила тайну всей своей жизни.
  • Жена и сын Колчака были им заблаговременно отправлены в США, где и вынуждены были проживать до конца дней.