Как вести себя, если учитель предвзято относится к ребёнку. Как наказать учителя за предвзятое отношение

Отношения в классе могут вызвать беспокойство родителей не только, когда они касаются общения со сверстниками. Куда сложнее бывает ситуация, в которой имеет место несправедливое отношение педагога к школьнику.

Предвзятое отношение педагога к отдельному школьнику - проблема не частая, но она существует. Здесь необходимо понять причины несправедливого отношения, и сначала постараться урегулировать ситуацию своими силами.

Постоянно ходите на собрания, как родитель вы также имеете право присутствовать на занятиях. Постарайтесь составить мнение, абстрагируясь от личных симпатий или антипатий. Здесь нужна холодная голова. Вам необходимо убедится в словах своего отпрыска самостоятельно.

Что делать, если учитель невзлюбил ребёнка-старшеклассника

Прежде чем решать, как защитить школьника от несправедливого учителя, следует выяснить истинную картину происходящего. Существует несколько видов непониманий между педагогом и школьником. Одно дело если наставник придирается, другое, если ученик срывает изо дня в день уроки, хамит и заводит весь класс, превращая процесс образования в балаган.

Если вы имеете ситуацию, описанную в первом случае, то вам действительно надлежит определить, как защитить ребёнка от произвола учителя. Сначала выслушайте две стороны. С педагогом тет-а-тет разговор должен быть обязательно.

Побеседуйте с ним открыто и откровенно, ставьте целью вашего общения достижение консенсуса, а не обвинение и угрозы. Педагог такой же человек, в большинстве случаев личный разговор с наставником помогает исправить ситуацию. С другой стороны, помните, что решая, как бороться с предвзятым отношением учителя, вы стоите на стороне интересов вашего сына или дочери. Не заискивайте перед наставником и не бойтесь, что он сможет как-то влиять на весь процесс образования в школе.

В проблеме, что делать, если учитель заваливает сына или дочь, могут быть виновны и провоцирующие действия школьника и несправедливое отношение педагога к школьнику. С последним будет разобраться намного сложнее, как показывает практика. Но отстаивать права своего отпрыска нужно. Кто как не вы защитите маленького человека от грубости, тирании и незаслуженных двоек.

Куда пожаловаться при конфликте с учителем в школе

ВАЖНО: Целесообразно привести в качестве доказательств видеоматериалы или диктофонную запись, чтобы ваши обвинения не назвали огульными или беспочвенными. Вам должны ответить на жалобу и назвать срок её рассмотрения. После данной процедуры ждите результат, чиновники должны провести проверку по вашему заявлению.

Куда же писать жалобу на учителя школы? Сначала обратитесь к директору. Если он не примет никаких мер, нужно идти выше. Существуют инстанции, контролирующие процессы образования во всех типах образовательных учреждений. Если попытка мирного урегулирования ни к чему хорошему не приводит, вы имеете право пожаловаться на учителя в департамент образования.

Старшеклассникам

Влияют ли отношения с учителями на настроение и успеваемость в школе? Согласись, если учителя относятся к тебе по доброму, то и на уроки ходить приятно, да и учеба легче дается. Но бывают ситуации, когда кажется, что учитель специально "спускает на тебя всех собак", чтобы в классе не происходило, крайним бываешь только ты. Что делать в таком случае?

Почему учитель придирается? Вопрос не простой. Давай сначала поставим все точки над "и", определим, что именно ты считаешь придирками учителя.

Учитель, вместо ожидаемой четверки, поставил тебе тройку, или сделал замечание, прервав твою беседу с соседкой по парте во время урока, а может просто слишком часто стал вызывать тебя к доске? Сочувствую, но это все его прямые обязанности.

Поставил тройку, значит ответ не тянул на более высокую отметку. Учи лучше, учителю в принципе не выгодно ставить тебе отрицательные оценки, так как его профессиональная деятельность оценивается по общей успеваемости учащихся.

Ну, про болтовню на уроке и вызовы к доске - объяснять, думаю, не надо. И так все понятно. Другое дело, если учитель, вместо того, чтобы оценивать твои знания, перешел на оценку твоей личности. Причем в нелицеприятной форме, перед всем классом и повторяется это, почти на каждом уроке. При этом, к другим ученикам отношение преподавателя вполне лояльное. Значит, он и вправду воспылал ненавистью именно к тебе.

Гадать, почему так получилось, неблагодарное занятие. Причина может быть в чем угодно. Только сам преподаватель может поведать тебе, в чем корень проблемы.

Так как ты учишься в старшем классе, считаешь себя взрослым человеком, то и поступай как взрослый и умный человек. Спроси, о причине нелюбви учителя к тебе, у самого учителя. Знаю, что сделать это совсем не просто. Может быть даже страшно, страшно, что отношения еще больше накаляться.

Но, поверь, это единственно правильный выход из создавшейся ситуации. Иначе, появится нежелание ходить в школу, пропуски уроков и, как следствие, снизится твоя успеваемость.

Давай допустим, что неприятный инцидент произошел только что. Самое главное, чего не стоит сразу же делать - начинать сию минуту устраивать разборки. Нет, конечно, если ты желаешь еще больше накалить обстановку, дерзай. Но это будет, скорее поступок детсадовца, чем взрослого и разумного человека.

Остынь немного, приди в себя и начни анализировать ситуацию. Вспомни, что происходило перед инцидентом, проговори, а лучше опиши всю ситуацию на бумаге. Взгляни на происходящее со стороны. Может ты не такой уж и "ангел с белыми крылышками". В любом случае, даже если в произошедшем и нет твоей вины, этот анализ поможет тебе подготовится к разговору с учителем.

  • Лучшее время для такого разговора - после окончания занятий. Есть шанс поговорить с педагогом, как с человеком.
  • Пусть учитель выскажется первый, а ты послушай внимательно и услышь сказанное. Не прерывай его речь своими возражениями, тебе ведь важно узнать его мнение о происходящем.
  • Выслушав преподавателя, спокойно, аргументированно, не повышая голоса выскажи свои доводы. К словам, сказанным тихим голосом, любой человек вынужден прислушиваться.
  • Старайся не обвинять педагога. Любое обвинение воспринимается человеком негативно и вызывает желание "дать сдачу".
  • Во время разговора следи за своей речью. Не надо украшать свой монолог жаргоном, принятым в кругу твоих ровесников. Некоторые учителя просто тебя не поймут, у некоторых вызовет неприятное чувство, а некоторые, услышав жаргон, просто выставят тебя за дверь.
  • Не стоит жестикулировать руками перед глазами учителя. Во-первых - отвлекает внимание, во-вторых - вызывает раздражение.
  • Если все твои потуги, мирно разобраться в ситуации, преподаватель пропускает мимо ушей, не теряй надежду. Такое отношение лишний раз доказывает, что он не прав. Иди к школьному психологу, к классному руководителю, поговори с ними.
  • Родителей, для разговора с учителем, приглашать не стоит. Мы ведь договорились, что ты взрослый, а значит самостоятельный человек. Они, конечно, должны быть в курсе происходящего, но боюсь, что им будет нелегко при разговоре владеть собой, не проявляя излишних эмоций.

Вот, в общем и все. Умение самостоятельно и достойно решать подобные проблемы вызовет уважение у окружающих и пригодится тебе в будущем. Удачи!

Одной из самых важных проблем современных школьников и студентов можно считать проблемы в учебе. Зачастую многие сталкиваются с предвзятым отношением преподавателей. Но знаете ли вы, что повлиять на придирчивого педагога вполне возможно?В подростковом возрасте каждый человек концентрируется на себе: самыми важными вещами становятся друзья, школа, развитие, взросление. Это, безусловно, очень важный этап в жизни, но он обусловлен различными трудностями, которые подростки склонны воспринимать очень близко и болезненно. Одной из самых важных проблем современных школьников и студентов можно считать проблемы в учебе. Конечно, к ним относятся и неуспеваемость, и нарушения дисциплины, но зачастую многие также сталкиваются с предвзятым отношением преподавателей. И тогда возникают вопросы. Почему задевают именно меня? Кому пожаловаться и как повлиять на придирчивого педагога?

К сожалению, многие дают неверные ответы на эти вопросы, потому что, будучи импульсивными и обидчивыми в силу возраста, не разбираются в ситуации до конца, видя только вину учителя. Что же на самом деле может скрываться за таким поведением педагога?

Во-первых, нужно точно выяснить, на самом деле учитель предвзят или это лишь впечатлительность ученика. Если педагог строг в принципе, то есть, одинаково придирчив ко всем, ставит плохие оценки, может пожаловаться родителям или классному руководителю и т.д., то это еще не повод винить его в предвзятости именно к конкретному студенту. Бывает такой тип преподавателей, которые не дают спуска ученикам, и это, по сути, проявление их профессионализма. Они требуют одинаково со всех, а не с кого-то одного.

Во-вторых, нужно быть воспитанным. Если ученик первый оскорбляет учителя хамскими выражениями или отсутствием дисциплины на уроке, то вполне естественно, что преподаватель будет занижать ему баллы и постоянно вызывать к доске. Это тоже не предвзятость, это банальное негласное правило – как вы нам, так и мы вам. Если уважительно относится к преподавателю и слушать лекцию, он не станет придираться.

В-третьих, и это, пожалуй, самое важное, нужно помнить о дистанции и корректном отношении. Учитель не имеет права оскорблять ученика и, тем более, бить его. Такое поведение точно можно считать если не предвзятостью, то, как минимум, непрофессионализмом.

Прежде, чем жаловаться на придирчивого педагога, нужно тщательно обдумать ситуацию. Если преподаватель задевает одного ученика, занижает баллы конкретному студенту, позволяет себе неуважительное отношение, выходит за рамки общепринятых норм поведения, то, конечно, это проблема. Причем, не надуманная и вполне себе серьезная. Ежегодно от давления преподавателей страдают, впадают в депрессию и даже совершают самоубийства десятки школьников и студентов. Поэтому с этим нужно что-то делать.

Что именно нужно делать?

Спросить одноклассников или сокурсников: замечали ли они предвзятое отношение педагога к кому-либо еще или, может быть, страдали от него сами? Вероятнее всего, ответ будет положительным, и тогда можно будет смело объединиться с теми, у кого тоже есть претензии к учителю. Но в этом случае важно отличать реальные придирки учителя от общей нелюбви коллектива к строгому, но справедливому преподавателю.

Говорить об этом. Самое главное – не молчать, тихо надеясь, что отношение педагога изменится. Говорить кому угодно: друзьям, родителям, другим учителям, классному руководителю, директору, психологу. Лучший вариант – поговорить с самим учителем, желательно, имея за спиной поддержку в лице родителей или, например, завуча.

Чего нельзя делать?

Саботировать педагога. Этим ничего не исправить, зато ухудшить ситуацию можно легко. Так что следует продолжать посещать его уроки и не давать лишнего повода придраться. Ни в коем случае нельзя оскорблять учителя в ответ и, конечно, даже речи не может быть о мелких пакостях вроде намазанного клеем стула.

Почему он такой?

Он мизантроп. Или ему не нравится своя профессия, жизнь в целом. Или за долгие годы работы ему безумно надоели дети. Или платят ему очень мало. Чаще всего даже все сразу. А срываться на ком-то нужно – это в человеческой природе. Кто-то плачет ночами в подушку, кто-то стреляет по мишеням, а кто-то отыгрывается на окружающих. Зачастую в таких случаях ученик не виноват.

В любом случае, нужно помнить – все можно исправить. Можно добиться смены преподавателя, можно наладить с ним отношения, можно просто изменить свой взгляд на проблему. Не нужно паниковать, плакать, не нужно скрывать свою обиду в себе. Иногда достаточно просто выговорится кому-то, пожаловаться на придирки, и станет легче.

Как избежать конфликтов с учителями? На все эти вопросы мы постараемся найти ответы.

Преподаватель — это человек, который учит, причем не только своему предмету. Часто учителя говорят тебе, как нужно думать, что считать правильным, а что нет. Но у тебя есть свое собственное мнение, ведь тебе не пять лет! И что с того, что оно отличается от точки зрения учителя? Ты и сама прекрасно все знаешь!

Знаешь-то знаешь, кто бы спорил. Но не думай, что учитель желает тебе зла. Пусть иногда тебе и кажется, что замечания учителей глупы и они только и делают, что ищут, к чему придраться, помни: учителю совершенно нет смысла портить тебе жизнь. Если он и говорит что-то обидное для тебя, то делает это в большинстве случаев для того, чтобы уберечь тебя от ошибок, за которые потом ты будешь винить себя. Тебе кажется это пустыми словами? Что же, бывают и исключения.

Вполне вероятно, что ты уже сталкивалась с ярко выраженной нелюбовью учителя к тому или иному ученику. Возможно, и тебе приходилось терпеть несправедливые укоры и замечания. Но учителя не монстры, и даже если на тебя повысили голос, это не означает, что тебя хотели унизить или оскорбить. Подумай, ведь и у тебя бывает плохое настроение, а учитель такой же человек, как и ты.

У него тоже случаются неприятности, но, в отличие от тебя, их он должен решать самостоятельно, не показывая своих переживаний окружающим. Представь себе, как это сложно, когда вдобавок ко всему появляются проблемы на работе в виде ничего не желающих знать учеников. Тут кто угодно выйдет из себя!

Настоящий учитель всегда желает добра своим ученикам. Для него каждый учащийся в первую очередь личность. И долг каждого учителя научить не только своему предмету, но и привить самостоятельность, разумность и умение отвечать за свои поступки. Пусть ты успешно разбираешься в компьютерах и знаешь, как пройти ту или иную игру, согласись: опыта у взрослого человека в некоторых областях гораздо больше, чем у тебя. Так почему бы не прислушаться к тому, что говорят учителя? Возможно, тебе это пригодится, и ты не раз будешь вспоминать мудрую химичку или литераторшу, которая в свое время подсказала тебе, как решить сложную жизненную проблему. Хоть тебе и кажется, что ты лучше знаешь, как себя вести, порой и взрослые люди дают дельные советы.

Но что делать, если учитель откровенно тиранит тебя? К сожалению, не все взрослые люди готовы принять мнение человека, который младше их по возрасту. Естественно, тебе не нравится, когда навязывают свое мнение. Но и переубедить такого учителя у тебя не получается. Сколько бы ты ни отстаивала свою точку зрения, учитель попросту тебя не слушает. Такие педагоги поступают согласно принципу «или по-моему, или никак».

Что делать в таком случае? Бороться с подобной философией бесполезно — потеряешь и время, и силы. Выход есть: покажи, что ты слушаешь учителя, понимаешь его и соглашаешься с ним. Поверь, даже если учитель неправ, ты с таким подходом выйдешь победителем, сохранив здравый ум и трезвую память. А упираться и с пеной у рта доказывать собственную правоту в данном случае занятие бесполезное, Да и хлопотное. При всем своем желании ты не изменишь человека, который к тому же старше тебя.

Не всегда легко примириться с характером учителя. Тут главное помнить, что школа — не полигон для военных действий с учителями, а место, куда ты приходишь учиться. Твоя задача прежде всего получить знания, нужные и ценные для тебя. Учитель помогает тебе в этом. Поэтому относись к его недостаткам спокойно, даже если тебе и кажется, что это невозможно. Он придирается к тебе или поступает несправедливо? Все равно постарайся не идти на конфликт. Стисни зубы и не провоцируй учителя на скандал. Как говорится, поворчит и успокоится, а ты сумеешь избежать конфликта со всеми вытекающими последствиями.

Что делать, если тебе ставят несправедливые оценки

Наверняка уже случалось, что за ответ на уроке тебе ставили заниженную оценку. Ты была уверена, что твой ответ заслуживает пятерки, а в журнал ставят четыре, а то и три. Обидно до слез. Сидишь и думаешь: зачем вообще учиться, если все равно тебя оценивают несправедливо? Предмет-то ты знаешь, а преподаватель почему-то так не считает.

Что делать в такой ситуации?

1. Будь уверена в своих знаниях! Если ты внутренне настроена решительно, то и учитель поймет, что ты знаешь предмет. А вот робким и неуверенным в себе ученикам куда труднее. Согласись: самый точный и правильный ответ звучит по меньшей мере неубедительно, если его произносят дрожащим тихим голосом.

2. Возможно, твой ответ показался учителю недостаточно полным. Попроси его задать тебе дополнительный вопрос.

3. Спроси учителя, что именно ему не понравилось в твоем ответе. Не бойся, так ты покажешь, что тебе небезразличен его предмет. Возможно, вы вместе сможете прийти к общему выводу о том, какой оценки заслуживает твой ответ.

4. Если же учитель не хочет тебя слушать и все равно ставит оценку, которую ты не заслужила, смело требуй, чтобы тебя опросила комиссия из нескольких преподавателей. На таком опросе присутствует как минимум три учителя-предметника. Если ты знаешь тему и тебе нечего бояться, будь уверена в своих силах!

5. Всегда говори родителям о своих проблемах с учителями. Взрослые люди лучше понимают друг друга. Очень часто именно родители дают правильный совет, как решить ту или иную проблему. Кроме того, взрослые легче находят решение, которое устраивает обе стороны.

6. Если учитель все же поставил тебе заниженную оценку, ни в коем случае не груби и не дерзи ему! Знаешь присказку «Я злой, и память у меня хорошая»? Среди учителей встречаются люди с очень хорошей памятью! Так зачем тебе лишние проблемы? А припомнить тебе все злопамятный учитель может в самый неподходящий момент. К примеру, испортит оценки за четверть или, того хуже, поставит не удовлетворяющую тебя оценку в аттестат.

Если учитель придирается по пустякам

Постоянные конфликты, придирки, а то и оскорбительные выпады по отношению к тебе — такое кого угодно выведет из себя. Что делать, если учитель выказывает открытую неприязнь?

Во-первых, не принимай все это близко к сердцу. Конфликт возникает часто не потому, что учитель плохой человек, а просто из-за различия темпераментов. К примеру, учитель порывистый, импульсивный человек, а ты, напротив, спокойная и неторопливая. Конфликт возникнет по той причине, что преподаватель оценивает знания по внешним проявлениям. А если ты не можешь тут же дать ответ на вопрос и долго думаешь, учитель может решить, что ты просто не знаешь предмет. В силу особенностей своего темперамента такой учитель попросту не замечает глубины твоего мышления или неординарного подхода к вопросу.

Нередко учителя придираются к ученикам, которые по- своему решают проблему. К сожалению, не все педагоги понимают, что у тебя своя точка зрения, отличная от их собственной. Ты можешь искать новые способы решения задачи, но из-за того, что они отличаются от предложенных учителем, он заранее считает твой ответ неверным. А твое «неповиновение» расценивается как бунт и выводит учителя из себя. Если, вдобавок ко всему, учитель слишком эмоционален, он может открыто накричать на ученика или вообще оскорбить его на глазах у одноклассников. После такого публичного оскорбления хочется сквозь землю провалиться...

Если на тебя накричали перед всем классом, не впадай в отчаяние и не показывай, что ты обижена! Наверняка ты слышала, что есть так называемые энергетические вампиры. Эти люди получают удовольствие от конфликтов с окружающими. Для них важно вызвать ответную реакцию на крик — слезы, истерику... А учитель-вампир получает дополнительное преимущество, ведь он изводит учеников, которые находятся в зависимом положении, поэтому не могут дать достойного отпора.

Знаешь, как победить энергетического вампира и не позволить ему питаться твоей энергией? Прежде всего, никак не реагируй на выходки мучителя! Мысленно отгородись от про- исходящего. Думай о чем-нибудь своем — например о том, как проведешь выходные или куда пойдешь гулять после уроков. Если ты читала книги про Гарри Поттера, наверняка помнишь дементоров — существ, наполняющих душу отчаянием и забирающих радость. Единственный способ борьбы с ними — воспоминание о каком-то радостном и счастливом моменте. Не напоминает ли это учителя-вампира, забирающего энергию? Воспользуйся «магией»: приятные мысли отпугивают энергетического вампира точно так же, как настоящего — чеснок!

Стресс: как с ним бороться?

Смех — лучший помощник в борьбе со стрессом. Это люди установили еще давно, и, как показала практика, такой способ оказался очень эффективным.

Представь, что на тебя кричит учитель. А теперь вообрази, что у него выросли заячьи уши, он стал похож на саблезубую белку или уселся на трехколесный велосипед.

Смешно? Так вот, необязательно, чтобы все, что ты представила, происходило на самом деле. Главное — вообразить нелепую ситуацию, случившуюся со «зловредным» учителем, как можно правдоподобнее. Ты ведь не боишься того, что является смешным? Вот и учителя не бойся.

Относись к придиркам проще: представь, что это игра, в которой ты сама выбираешь себе роль. Иногда полезно понаблюдать за происходящим со стороны, как будто ты не участник действия, а всего лишь зритель.

К тому же придирки учителей — совсем не самое страшное, что может случиться в жизни. Спроси у мамы или папы — наверняка и им приходилось несладко в школе. Вполне возможно, что твои родители расскажут, как их изводил «злобный» физрук, заставляя бегать по пять километров, или отчитывала перед всем классом всезнайка географичка за незнание разницы между меридианами и параллелями. Сейчас-то родители вспоминают свои школьные годы с улыбкой, но представь, каково им приходилось в твоем возрасте!

Это страшное слово «экзамен»

Если с ежедневными придирками можно как-то бороться, то что делать, когда предстоит испытание посерьезнее?

Экзамен — это не шутки. Его результат порой может изменить всю твою жизнь! При этом экзамен в какой-то степени является лотереей. Вытянешь счастливый билетик — удача в кармане, а не повезет, так хоть все ответы знай, все равно завалят. Ведь оценка на экзамене зависит не только от того, как ты готовилась, но и от учителя, которому ты будешь его сдавать.

Как найти общий язык с экзаменующим тебя учителем? Для начала определи, какому экзаменатору тебе предстоит сдавать экзамен.

Итак, тебе достался...

Учитель-педант

Такой преподаватель любит, когда ученик «разжевывает» каждое утверждение, дословно приводит цитаты и постоянно ссылается на источники. Подобные учителя требуют тщательного ведения конспектов, в которых все аккуратно записано по пунктам. Поэтому покажи себя усердной и старательной ученицей. На экзаменационном листке напиши пошаговый план ответа на вопрос — не сомневайся, такое серьезное отношение к предмету сделает тебя выше в глазах экзаменатора. Не стесняйся проявить внимание к предмету учителя — приведи точные объяснения, которые он давал на уроке.

А вот чего делать не надо, так это с самоуверенным видом утверждать, что ты знаешь все по данному вопросу или что ты знаешь вопрос на отлично. Согласись, подобные заявления вызывают желание «завалить» зарвавшегося ученика! Поэтому отвечай без лишней самоуверенности, по делу.

Еще одна маленькая хитрость. В каждом вопросе ты можешь найти пару направлений, которые знаешь, и углубиться в них настолько сильно, насколько позволяют твои знания. Только помни: если ты все-таки не очень хорошо владеешь темой, не лезь в дебри! Иначе велик риск запутаться и наделать ошибок.

Эмоциональный учитель

Противоположностью учителю-педанту является эмоциональный учитель.

Такой экзаменатор ждет от тебя не только глубоких знаний, но и увлеченности его предметом. Поэтому приготовься вспомнить интересные факты касательно экзаменационного вопроса, примеры из своей собственной жизни и даже анекдоты про людей, занимавшихся данной наукой. Рассказывай увлеченно, не скупись на эмоции. Вот увидишь, экзаменатор будет слушать тебя с нескрываемым удовольствием!

Быстрый учитель

Есть экзаменаторы, которые прежде всего ценят скорость ответа. Если тебе попался быстро соображающий учитель, приготовься сразу отвечать на вопросы, избегая пауз и заминок. Их экзаменатор воспримет как незнание.

При этом ты можешь допустить несколько ляпов или ошибок. Если они не слишком значительные, учитель не придаст им значения. Главное, чтобы твои ответы были краткими и исчерпывающими. «Воду лить» при общении с таким учителем не выйдет.

Артистичный учитель

Такой экзаменатор не потребует от тебя глубокого знания предмета. Но он высоко оценит твой ответ в том случае, если ты будешь лихо сыпать специальными терминами, мудреными словечками, изощренными формулировками. Высшим пилотажем будет, если ты в точности процитируешь все определения, которые оп давал на уроках. Поэтому на всякий случай записывай за таким учителем его перлы — кто знает, глядишь, это пригодится тебе на экзамене.

Упертый учитель

Для упертого учителя существует только две точки зрения: его и неправильная. Твоя задача — угадать правильную и далее отвечать по намеченному плану.

Творческий учитель

Ты наверняка слышала о таких учителях. Чаще они преподают в университетах, но и в школе можно встретить педагога, который не просто излагает во время урока основные положения темы, а пытается прямо на занятии найти ответ на поставленную задачу или выбрать наилучшее объяснение темы. Этот учитель может запросто погрузиться в раздумья, начать размышлять вслух и напрочь забыть о шумящем классе. Если тебе попался подобный экзаменатор, радуйся: отвечать ему одно удовольствие! Погрузись в глубокую задумчивость, начни думать вслух, выскажи свое мнение по данному поводу — учитель все это воспримет на ура. А уж если ты втянешь его в дискуссию, есть немалая вероятность того, что он сам ответит на свои же вопросы!

Психолог областного центра «Семья» Наталия Маринцева советует родителям «неудобных» учеников.

Не знаю, что делать, как нам быть. Моего сына невзлюбила учительница. Она его просто терпеть не может! - нервничает мама второклассника одной из волгоградских школ. И протягивает дрожащими руками дневник:

Вот, посмотрите.

На каждой странице записи красной ручкой кричат о том, что ученик вертится за партой, носится сломя голову на переменах, забыл тетрадку, ручку и т.д. и т.п. Плюс отчаянные призывы: «Родители, срочно примите меры!»

Мама достаёт из сумки несколько тетрадок сына. Как ещё одно доказательство предвзятости учительницы и несправедливости её отметок.

Может, нам в другой класс перейти или в другую школу?

Психологу трудно оценить степень необъективности педагога. Да и вряд ли нужно это делать. Ведь очевидно, что сложилась ситуация, в которой педагог с ребёнком не справляется. Отсюда и его постоянные воззвания к родителям, вероятно, в надежде, что карающий родительский гнев обрушится на голову (или совсем на другие места) виноватого дитяти.

Такой школьно-семейный конфликт встречается нередко. Родителям нужно призвать всю свою выдержку и постараться объективно оценить ситуацию. Только так можно что-то сделать для смягчения остроты момента.

Скажите себе: «Да, я очень люблю своего ребёнка, даже если он плохой ученик. Да, я нервничаю (расстраиваюсь, бешусь). Но весь мир не обязан любить моё чадо».

Перечитайте замечания учителя, хотя бы временно «выключив» свои эмоции и не заражаясь эмоциями педагога. Просто читайте текст: что за ним стоит?

Например, «Весь урок смотрит в окно», «Опять сидит мечтает». Это, скорее всего, про скуку и невнимание. Так бывает: тело здесь, а мысли далеко. Не разбужен интерес к процессу обучения. А насильно никого не заставишь «брать» знания.

«Всё время отвлекается», «На уроке занимается чем угодно». Вероятно, есть трудности с концентрацией внимания.

«Пол-урока лазал под столом», «Мешает всему классу». Речь об излишней активности, возможно, даже о синдроме гиперактивности или желании привлечь к себе внимание.

Обязательно попытайтесь получить более или менее ясное представление, что движет ребёнком.


Чем вы можете ему помочь?

1. Конечно, спокойно говорите с учеником о происходящем. И о том, что же он так долго искал под столом. И о том, почему ему так нравится смотреть в окно. И куда делась ручка. Выясните, не потерялась ли тетрадка.

Ключевые моменты:

Не обсуждайте поступки учителя с ребёнком или в присутствии ребёнка;

Выясните, какая помощь ему нужна, чтобы он вёл себя по-другому;

Объясните отпрыску, как для вас важно, чтобы он получил образование. И не менее это важно для любого нормального человека;

Не наказывайте, не бейте, не стыдите и не унижайте за невнимательность, рассеянность или беготню. Если дети чувствуют, что их любят и понимают, они меняются в лучшую сторону.

2. Конечно, необходимо встретиться и поговорить с учителем.

Ключевые моменты:

Не начинайте беседы в учительской. Только тет-а-тет;

Не оправдывайтесь, не защищайтесь и не нападайте. Слушайте и старайтесь понять (включаем логику);

Не берите на себя ответственность за то, что происходит в школе. У педагога, как и у ребёнка, есть своя мера ответственности;

Не обещайте того, чего выполнить не сможете;

Не угрожайте учителю и не ведите себя с позиции силы, также и не унижайтесь (позиция слабости).

В подобных конфликтных ситуациях старайтесь говорить от своего имени, избегая местоимений «ты» или «Вы». Лучше: «Я переживаю…», «Мне трудно решить…»

Вы не согласны с тем, что говорит педагог? Попробуйте применить такую словесную тактику: «Я, конечно, понимаю… (что мой ребёнок далеко не подарок), но… (давайте вместе искать выход)».

Кстати, фразы типа «Да, но…» не провоцируют собеседника на агрессию и помогают искать совместные конструктивные решения.

Прислушайтесь, как вы говорите о проблемах воспитания. Допустим, часто повторяете местоимение МЫ (про ребёнка и про себя). «Учиться мы не хотим». «Не лучше ли нам в другой класс перейти?» Это может быть признаком того, что вы больше живёте жизнью ребёнка, чем своей. Поэтому и ситуацию конфликта вам трудно оценивать адекватно.


Переходить ли в другой класс или школу?

Иногда при затяжном и трудноразрешимом конфликте это представляется лучшим выходом. Но тут есть одна опасность. Если мы не хотим здесь и сейчас разрешать трудную ситуацию, а перебегаем в другое пространство, наше неразрешённое прошлое потащится за нами. Ведь от себя не убежишь! Есть риск, что подобное будет повторяться вновь и вновь, а у маленького человека сформируется привычка незавершённых конфликтных отношений.

Не справляетесь сами, ничего страшного. Ищите того, кто вам поможет: близкие, умные друзья или специалисты (психологи, педагоги). Мир, в котором мы живём, состоит из разных людей. У каждого встреченного на жизненном пути мы чему-то учимся.

Берегите друг друга!